Расширенный поиск

Постановление Мэрии города Новосибирска от 01.03.2011 № 1700

 



                      МЭРИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА                       

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             


                         От 01.03.2011 N 1700                         


             О Концепции развития системы здравоохранения             
               города Новосибирска на 2011 - 2015 годы                


       В целях сохранения и укрепления здоровья  населения,  повышения
доступности  и  качества медицинской помощи, улучшения демографической
ситуации на территории города  Новосибирска,  повышения  эффективности
функционирования      системы      муниципального     здравоохранения,
руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N  131-ФЗ  "Об  общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
Уставом города Новосибирска,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

       1. Утвердить Концепцию развития системы здравоохранения  города
Новосибирска на 2011 - 2015 годы (приложение).
       2.   Департаменту   по   социальной   политике   мэрии   города
Новосибирска   обеспечить   выполнение   мероприятий,  предусмотренных
Концепцией развития системы  здравоохранения  города  Новосибирска  на
2011 - 2015 годы.
       3.  Управлению  по  взаимодействию   со   средствами   массовой
информации—пресс-центру    мэрии    города   Новосибирска   обеспечить
опубликование постановления в установленном порядке.
       4.  Контроль  за   исполнением   постановления   возложить   на
заместителя мэра города Новосибирска Титкова А. П.


Мэр города Новосибирска                                 В.Ф.Городецкий
____________________



       Приложение
       УТВЕРЖДЕНО
       постановлением мэрии
       города Новосибирска
       от01.03.2011 N 1700


                                  КОНЦЕПЦИЯ                           
       развития системы здравоохранения города Новосибирска на 2011 - 
                              2015 годы                               
                                                                      
                             1. Общие положения                       

       Концепция развития системы здравоохранения города  Новосибирска
на 2011 -2015 годы (далее - Концепция) разработана на основе:
       Конституции Российской Федерации;
       Основ законодательства Российской Федерации об охране  здоровья
граждан;
       Устава города Новосибирска;
       стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска,
принятого   решением   городского   Совета  от  28.03.2005  N  575  "О
стратегическом плане устойчивого развития города Новосибирска";
       решения городского Совета Новосибирска от 25.10.2006 N  395  "О
Положении  о  порядке организации оказания медицинской помощи в городе
Новосибирске".

                   2. Характеристика сложившейся ситуации             
                 и основные проблемы системы здравоохранения          
                             города Новосибирска                      
                                                                      
       2.1. Демографическая ситуация.
       Основные  направления  по  улучшению  демографической  ситуации
определены    и    осуществляются    в   соответствии   с   Концепцией
демографической политики Российской Федерации на период до 2025  года,
утвержденной  Указом  Президента  Российской Федерации от 09.10.2007 N
1351, приоритетным национальным  проектом  "Здоровье",  постановлением
Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 N 539 "О Программе мер
по демографическому развитию Новосибирской  области  на  2008  -  2025
годы",    Концепцией   "Укрепление   здоровья   населения,   повышение
демографического  потенциала   Новосибирской   области,   формирование
здорового  образа  жизни  и  условий  его реализации на период до 2015
года", утвержденной распоряжением Губернатора Новосибирской области от
15.06.2009   N   151-р,   городской   целевой   программой  "Улучшение
демографической ситуации в городе Новосибирске на 2009 -  2011  годы",
принятой решением Совета депутатов города Новосибирска от 17.09.2008 N
1059.
       Высокий  демографический  потенциал  —  один   из   объективных
критериев    успешности    проводимых   социальных   и   экономических
преобразований.  Демографическая  ситуация  в  городе  Новосибирске  в
последние  годы  характеризуется стабильностью с тенденцией к снижению
напряженности. Коэффициент рождаемости в 2009 году
       увеличился на 6 % и составил 12,4  на  1000  человек  населения
(2008 год - 11,7, 2007 год - 10,5). Коэффициент смертности снижается и
в 2009 году составил 12,9 на 1000 человек населения (2008 год -  13,4,
2007  год  -  13,9).  Коэффициент  естественной  убыли населения имеет
стабильную тенденцию к сокращению и в 2009 году составил 0,46 на  1000
человек  населения (2008 год - 1,67, 2007 год - 3,35), что существенно
ниже уровня естественной убыли по Российской Федерации в целом (1,8 на
1000  человек  населения). Средняя продолжительность жизни в 2009 году
составила 70,6 лет, превысив показатель по Российской Федерации на 2,8
% (68,7 лет).
       В  2009  году  показатель  младенческой  смертности  в   городе
Новосибирске составил 5,9 случая на 1000 родившихся живыми младенцев и
является одним из самых низких в Российской Федерации (8,2  случая  на
1000 родившихся живыми младенцев). Среднегодовая численность населения
города Новосибирска в 2009 году  увеличилась  на  0,7  %  и  составила
1403,2 тыс. человек (2008 год - 1393,9 тыс. человек, 2007 год - 1391,2
тыс. человек).
       В  городе  Новосибирске  наметилась  устойчивая   тенденция   к
стабилизации      демографических     показателей.     По     прогнозу
планово-экономического   управления    мэрии    города    Новосибирска
среднегодовая  численность  населения к 2014 году увеличится до 1432,3
тыс. человек, количество родившихся возрастет до 17500 человек в  год,
коэффициент рождаемости стабилизируется на уровне 12,2 на 1000 человек
населения, коэффициент смерти  уменьшится  до  12,7  на  1000  человек
населения,  стабилизируется  темп  сокращения  численности  населения,
коэффициент естественной убыли прогнозируется на уровне 0,49  на  1000
человек населения.
       Вместе с тем сохраняются неблагоприятными отдельные  показатели
смертности  населения.  В  структуре  основных причин смерти населения
лидируют заболевания системы кровообращения - 56,1 %,  новообразования
-17,6  %,  травмы и отравления - 10,6 %. Предотвратимые причины смерти
составляют  40  %.  Решающее  воздействие  на  развитие  ситуации   со
смертностью оказывают возросшие потери трудоспособного населения. Лица
трудоспособного возраста составляют почти третью  часть  всех  умерших
(31 %). Подавляющее большинство (80 %) из них — представители мужского
пола.  Почти  каждый  второй  из  числа  умерших  мужчин   не   достиг
пенсионного  возраста.  Уровень  мужской  смертности в работоспособном
возрасте в четыре раза  выше  уровня  смертности  женщин  аналогичного
возраста.
       Таким образом, в перспективе ожидается увеличение  коэффициента
демографической  нагрузки  на  трудоспособное  население с 580 человек
нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного возраста в 2010  году
до  694  человек  нетрудоспособных  на  1000  человек  трудоспособного
возраста в 2015 году. Прогнозируется  увеличение  численности  граждан
пожилого возраста, уменьшение числа женщин детородного возраста.
       Указанные процессы потребуют оперативного  решения  вопросов  в
области  охраны  здоровья  матери  и  ребенка,  а  также  в  отношении
обслуживания лиц трудоспособного возраста и повышения  качества  жизни
граждан  пожилого  возраста.  В  Российской  Федерации,  в том числе в
городе Новосибирске, назрела необходимость к внедрению новых подходов,
направленных  на  профилактику  заболеваний и формирование мотивации у
населения к ведению здорового образа жизни.
       2.2. Заболеваемость населения.
       В настоящее время в городе Новосибирске проводится  планомерная
работа    по    повышению   эффективности   функционирования   системы
здравоохранения, снижению рисков для здоровья населения и формированию
здорового  образа  жизни  у жителей города. С этой целью разработаны и
реализуются целевые программы.  В  2009  году  завершилась  реализация
городской   целевой   программы   "Основные   направления  оптимизации
структуры и  повышение  эффективности  функционирования  муниципальной
системы  здравоохранения  на  2006  -  2009  годы",  принятой решением
городского Совета Новосибирска от 28.09.2005 N 93. В  результате  были
проведены       мероприятия,       направленные      на      улучшение
санитарно-гигиенического  и  эпидемиологического  состояния  городской
среды;   повышение  рождаемости,  охрану  здоровья  матерей,  детей  и
подростков;  формирование   здорового   образа   жизни;   профилактику
социально значимых заболеваний; развитие здравоохранения и внедрение в
практическое  здравоохранение  достижений  медицинской  науки;  охрану
здоровья    горожан,   в   том   числе   лиц   пожилого   возраста   и
медико-социальную реабилитацию инвалидов.
       Несмотря  на  сложную   экономическую   ситуацию   исполняются:
городская  целевая  программа  "Улучшение  демографической  ситуации в
городе Новосибирске" на 2009 - 2011  годы,  принятая  решением  Совета
депутатов  города  Новосибирска  от  17.09.2008 N 1059 и ведомственная
целевая программа  "Совершенствование  оказания  скорой  и  неотложной
медицинской помощи населению города Новосибирска на 2009 - 2011 годы",
утвержденная постановлением мэра  города  Новосибирска  от  17.10.2008
N685.
       Реализация национального проекта "Здоровье"  в  части  оказания
высокотехнологичной  медицинской  помощи  (далее  - ВМП) на территории
города   Новосибирска   проводится   при   методическом    руководстве
федеральных  медицинских  специализированных  учреждений.  Совместно с
федеральными    специализированными     медицинскими     учреждениями,
министерством   здравоохранения   Новосибирской   области  организован
совместный отбор пациентов на  оказание  ВМП,  отработаны  и  внедрены
протоколы  ведения реестра, лечения и ведения пациентов, нуждающихся в
оказании ВМП. Это позволило повысить доступность  в  получении  ВМП  и
эффективность  данного вида медицинской помощи. Отмечается постепенное
увеличение количества жителей города Новосибирска, получивших  ВМП  за
счет  средств  федерального  бюджета и бюджета города. В 2009 году ВМП
получили 6474 человека, что на 24 % больше, чем в 2008 году (2008  год
- 5232 человека, 2007 год - 3879 человек).
       С 2007 года совместно с ФГУ "Научно-исследовательский  институт
патологии  кровообращения им. акад. Е. Н. Мешалкина" отработан порядок
оказания  высокотехнологичной  медицинской  помощи  больным  с  острым
инфарктом  миокарда.  В  2009  году  в  ФГУ  "Научно-исследовательский
институт патологии кровообращения им.  акад.  Е.  Н.  Мешалкина"  было
прооперированно 3708 жителей города (1552 с плановой патологией и 2156
с  экстренной  патологией).   Летальность   в   группе   оперированных
пациентов  с  острым  инфарктом  миокарда  сократилась  в  1,8  раза и
составила в 2009 году 0,6 % (2008 год - 1,08 %).
       Совместно   с   ФГУ   "Новосибирский   научно-исследовательский
институт    травматологии    и    ортопедии"   организовано   оказание
высокотехнологичной  медицинской  помощи   больным   с   повреждениями
позвоночника. Высокотехнологичные виды медицинской помощи организованы
в ФГУ "МНТК Микрохирургия глаза" имени академика С. Н.  Федорова",  ГУ
"Научно-исследовательский  институт  клинической  и  экспериментальной
лимфологии СО РАМН", ГУ "Научно-исследовательский институт клинической
иммунологии   СО   РАМН",   ФГУ   "Научно-исследовательский   институт
туберкулеза Росмедтехнологий".
       Реализуемые  мероприятия  позволили   снизить   заболеваемость,
повысить  доступность  получения  медицинской  помощи и качество жизни
горожан.
       Заболеваемость  взрослого  населения  в  последние   три   года
стабилизировалась:  первичная  -  на  уровне  561,2 случая, общая - на
уровне 1588,2 случая на 1000 человек населения.  В  течение  двух  лет
отмечается  снижение  уровня общей заболеваемости на 2,1 % (2008 год -
1623,0 случая, 2007 год - 1632,7 случая) и первичной заболеваемости на
2  % (2008 год - 572,7 случая, 2007 год - 604,7 случая). Тем не менее,
уровень   общей   заболеваемости   взрослого   населения   в    городе
Новосибирске  на  13,3  % выше, чем в среднем по Российской Федерации,
преимущественно  за  счет  болезней  системы  кровообращения,   травм,
новообразований,  заболеваний  глаз.  В структуре общей заболеваемости
взрослого населения преобладают болезни системы  кровообращения  (18,4
%), органов дыхания (16,6 %), костно-мышечной системы (9,5 %).
       Уровень общей заболеваемости детского населения в возрасте от 0
до  14  лет  сохранил  тенденцию  к увеличению преимущественно за счет
острых респираторно-вирусных заболеваний и составил в 2009 году 2371,7
случая  на  1000  человек  детского населения (2008 год-2301,1 случая,
2007  год-2271,2  случая),  что  превышает  показатель  по  Российской
Федерации  на  1,5 % (2336,4 случая). В структуре общей заболеваемости
детей, как и в предыдущие  годы,  лидируют  болезни  органов  дыхания,
отмечается  их  рост  преимущественно  за счет острых инфекций верхних
дыхательных путей — 1346,39 случая на 1000 человек детского  населения
(2008  год  -1180,5  случая).  На втором месте среди заболеваний детей
находятся болезни глаза и его придаточного аппарата с ростом от  103,3
случая  на 1000 человек детского населения в 2008 году до 119,7 случая
на 1000 человек детского населения в 2009 году,  которые  выявлены  за
счет  улучшения  качества  диагностики.  На  третьем месте в структуре
заболеваемости  детского  населения  находятся  травмы  и  отравления,
которые впервые за последние три года увеличились на 6,4 % - до 113,03
случая на 1000 человек детского населения (2008 год -106,2 случая).
       Уровень общей заболеваемости подростков в возрасте от 15 до  17
лет   в   2009   году   составил   1527,5   случая   на  1000  человек
соответствующего  населения  и  в  течение  трех  лет  характеризуется
нестабильностью:  в  2008  году зарегистрировано снижение уровня общей
заболеваемости подростков на 17,1 %, в 2009 году  отмечено  увеличение
этого  показателя  на  18,1  %  (2008  год - 1293,4 случая, 2007 год -
1559,7 случая на 1000 человек соответствующего населения). В структуре
заболеваемости  подростков  преобладают  болезни органов дыхания (47,6
%), травмы и отравления (10,2 %), болезни мочеполовой системы (7,1 %).
Первое  место прочно удерживают болезни органов дыхания — 726,6 случая
на 1000 человек соответствующего  населения.  Отмечается  их  рост  по
отношению  к  предыдущим  годам за счет острых вирусных инфекций (2008
год - 564,9 случая, 2007 год - 689,4 случая). Второе место среди общей
заболеваемости  подростков  занимают травмы и отравления -156,3 случая
на 1000  человек  соответствующего  населения,  впервые  за  последние
четыре года отмечен их рост (2008 год - 120,8 случая, 2007 год - 135,0
случаев). На третьем  месте  находятся  болезни  мочеполовой  системы,
занимавшие  в  2008  году  четвертую  позицию,  — 108,7 случая на 1000
человек соответствующего населения. Вновь отмечен их  рост  до  уровня
2007 года (2008 год - 104,5 случая, 2007 год -108,8 случая).
       Инфекционная заболеваемость в последние годы имеет тенденцию  к
снижению и в 2009 году составила 31,7 случая на 1000 человек населения
(2008 год - 37,5 случая, 2007 год  —  52,0  случая),  что  существенно
ниже  уровня  по  Российской  Федерации  (52,2  случая).  В  2009 году
инфекционная заболеваемость у детей снизилась и составила 76,9  случая
на 1000 человек детского населения (2008 год - 88,6 случая, 2007 год -
98,1 случая).
       Благодаря  активной  иммунопрофилактике   населения   появилась
тенденция  к  снижению уровня инфекционной заболеваемости. При анализе
инфекционной и паразитарной  заболеваемости  в  2009  году  отмечается
более   низкий   уровень   заболеваемости   инфекциями,   управляемыми
средствами специфической профилактики. В 2009 году по сравнению с 2008
годом  отмечено  снижение заболеваемости инфекционными болезнями по 44
нозологическим формам, в том числе: коклюшем - в  3,1  раза,  ветряной
оспой - на 5,8 %, скарлатиной - в 2,58 раза, менингококковой инфекцией
- в 1,2 раза, острым  вирусным  гепатитом  В  -  в  2,6  раза,  острым
вирусным  гепатитом С - в 1,6 раза, хроническим вирусным гепатитом В -
на 5,5 %, псевдотуберкулезом - в 1,7 раза, сальмонеллезами - на 6,5 %,
микроспорией   -  в  1,3  раза,  трихофитией  -  в  1,5  раза.  Случаи
заболеваний   дифтерией,   корью,   краснухой   в   2009    году    не
регистрировались.
       Ежегодно растет охват населения профилактическими осмотрами  на
туберкулез.  В  2009 году охват флюорографическими осмотрами взрослого
населения составил 68,3 % (2008 год - 63,9 %,  2007  год  -  54,5  %),
охват   детского   населения   профилактическими   исследованиями   на
туберкулез (проба Манту) превышает 96 % (2009 год - 96,8 %, 2008 год -
98,5    %).    Постепенно    увеличивается    количество   заболеваний
туберкулезом, выявленных при профилактических осмотрах,  в  2009  году
этот   показатель   составил   59,2   %  от  числа  зарегистрированных
заболеваний (2008  год  —  55,7  %,  2007  год  -  52,6  %).  Отмечено
увеличение  удельного  веса запущенных форм туберкулеза с 8,8 % в 2008
году до 10,0 % в 2009 году.
       Имеется положительная динамика охвата диспансерным  наблюдением
населения,  в 2009 году - 306,9 случая на 1000 человек населения (2008
год - 285,2 случая, 2007 год - 277,7 случая).  Несмотря  на  улучшение
показателей  по  некоторым  позициям  существуют вопросы, которые не в
полном объеме решаются в рамках действующих программ.
       Показатель    первичной     заболеваемости     злокачественными
новообразованиями  в  городе  Новосибирске  на  28,9  % выше уровня по
Российской Федерации и в 2009
       году составил 445,8 случая на 100 тыс. населения (по Российской
Федерации  -345,7  случая).  На  протяжении десяти лет этот показатель
имеет тенденцию  к  росту,  но  в  сравнении  с  2008  годом  остается
стабильным на 100 тыс. населения (2008 год
       — 445,8 случая, 2007 год -  439,3  случая,  2006  год  -  422,1
случая, 2005 год - 409,0 случаев).
       Заболеваемость болезнями системы  кровообращения  в  2009  году
составила  292,3  случая  на  1000 человек взрослого населения и имеет
тенденцию к росту (2008 год
       — 287,1  случая,  2007  год  —  301,2  случая),  что  превышает
аналогичный  показатель  по  Российской  Федерации  на  10,6  % (264,2
случая).  В  2009  году  увеличилась  общая  заболеваемость  инфарктом
миокарда с 1 случая до 1,2 случая на 1000 человек взрослого населения.
       В  течение  последних   пяти   лет   наблюдается   рост   общей
заболеваемости  сахарным  диабетом. В 2009 году уровень заболеваемости
сахарным диабетом составил 24,1 случая на 1000 человек населения (2008
год  -  22,9  случая,  2007  год - 20,6 случая) и превысил аналогичный
показатель по Российской Федерации на 13,1 % (21,3 случая).
       2.3. Проблемы системы здравоохранения.
       Причины развития многих заболеваний  -  в  изменившемся  образе
жизни  населения,  складывающихся  новых  традициях питания, повышении
психоэмоциональных нагрузок, снижении физической активности населения,
отсутствии   внимания   к   вопросам   формирования   культуры  отдыха
населения. Большую  роль  в  ухудшении  состояния  здоровья  населения
играют  вредные  привычки  (злоупотребление  алкоголем, токсическими и
наркотическими  веществами,  широкое  распространение  табакокурения),
особенно среди детей, подростков и молодежи.
       Несмотря на совершенствование  системы  здравоохранения  города
Новосибирска    сохраняются    проблемные    вопросы:    недостаточная
обеспеченность   медицинскими   кадрами,   высокая   степень    износа
медицинского    оборудования   и   материально-технических   ресурсов,
недостаточное   финансовое   обеспечение.    Проблемы    обусловливают
качественные  составляющие  медицинской помощи и существенно влияют на
степень удовлетворенности населения медицинской помощью.
       Благодаря проводимым мероприятиям  по  закреплению  медицинских
кадров  удалось  сохранить  стабильными  показатели укомплектованности
врачебными   кадрами   первичного    звена    (физическими    лицами):
укомплектованность  участковыми терапевтами в 2009 году составила 86,6
% (2008 год - 88,8 %), участковыми педиатрами - 93,5  %  (2008  год  -
94,7  %),  врачами  общей врачебной практики -86,7 % (2008 год - 100,0
%).   В   2009   году    укомплектованность    узкими    специалистами
амбулаторно-поликлинической службы (физические лица к занятым ставкам)
составила:  врачами-эндокринологами  68,1  %  (2008  год  -  76,0  %),
хирургами  80,9  %  (2008  год - 77,1 %), урологами 63,9 % (2008 год -
67,4 %), офтальмологами 75,5 % (2008 год - 76,1  %),  отоларингологами
78,5 % (2008 год - 76,2 %).
       Тем не менее, в 2009 году имеется тенденция к  снижению  уровня
обеспеченности  врачами - 45 врачей на 10 тыс. человек населения (2008
год — 46 врачей, 2007 год
       — 46 врачей, 2006 год  —  49  врачей).  Следует  отметить,  что
обеспеченность  врачами  в городе Новосибирске превышает показатель по
Российской Федерации на 4,6 %.
       Обеспеченность  средним  медицинским  персоналом  также   имеет
тенденцию  к  снижению  и в 2009 году составила 71 работник на 10 тыс.
человек населения (2008 год - 72 работника, 2007 год -  72  работника,
2006 год - 79 работников), что ниже показателя по Российской Федерации
на 24,4 % (по Российской Федерации в 2009 году обеспеченность  врачами
-  43  врача,  средними  медицинскими  работниками -94 работника на 10
тыс. человек населения).
       Укомплектованность врачами по  физическим  лицам  в  2009  году
составила  64,9  %  (2008  год - 67,1 %, 2007 год - 67,6 %, 2006 год -
74,1  %).  Укомплектованность  средним   медицинским   персоналом   по
физическим  лицам составила 58,7 % (2008 год - 59,5 %, 2007 год - 58,7
%, 2006 год - 57,6 %). В динамике  сохраняется  тенденция  к  снижению
уровня  укомплектованности  медицинскими  кадрами  и рост коэффициента
совместительства, который в 2009 году составляет: врачи —  1,51  (2008
год - 1,44, 2007 год - 1,45), средний медицинский персонал - 1,7 (2008
год -  1,6,  2007  год  —  1,7).  Остается  низкой  укомплектованность
анестезиологами-реаниматологами  в  стационарах  - 52,2 %, хирургами -
48,9 %, детскими хирургами - 51,8 %, врачами клинической  лабораторной
диагностики — 37,3 %.
       Изношенность оборудования в целом по отрасли составила 58,8  %.
В   том   числе:   физиотерапевтического   оборудования   -   81,3  %,
централизованных стерилизационных — 69,5 %, функциональной диагностики
-  68,2  %,  лабораторной  диагностики - 58,2 %, лучевой диагностики -
38,3 %, анестезиологического и реанимационного оборудования - 37,3 %.
       В связи с  проводимыми  мероприятиями  по  сокращению  расходов
бюджета  города  в 2009 году произошла корректировка лимитов бюджетных
ассигнований на здравоохранение за счет бюджетов всех уровней на  15,1
%.   Уменьшение  финансирования  произошло  в  основном  по  разделам:
капитальные  вложения;  капитальный  и  текущий  ремонт;  приобретение
оборудования.   Фактическое   финансирование   от   уточненного  плана
составило 95,3 %.
       Для того чтобы остановить имеющиеся неблагоприятные  тенденции,
необходимо   развивать  профилактические  подходы  в  охране  здоровья
населения, смещать акценты от лечебных мероприятий,  проводимых  среди
населения, к профилактическим, уделять внимание подготовке медицинских
кадров,  поддержке  организаций,  работающих  в   области   укрепления
здоровья   населения.   Назрела  необходимость  изменить  отношение  к
здоровью не только отдельных лиц, но и общества в целом.
       3. Цель, задачи и принципы Концепции
       Целью  Концепции  является  сохранение  и  укрепление  здоровья
населения,   повышение  доступности  и  качества  медицинской  помощи,
улучшение демографической ситуации на территории города  Новосибирска,
повышение   эффективности   функционирования  системы  здравоохранения
города Новосибирска.
       Основными задачами Концепции являются:
       формирование   эффективной   политики    сохранения    здоровья
населения;
       совершенствование системы организации медицинской помощи;
       сохранение основ системы здравоохранения  города  Новосибирска,
соблюдение
       конституционных прав граждан на охрану здоровья  и  медицинскую
помощь;
       создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами;
       создание  профилактической  системы  сохранения  и   укрепления
здоровья,  условий и возможностей для формирования мотивации населения
на ведение здорового образа жизни;
       развитие и укрепление материально-технической базы  медицинских
учреждений;
       внедрение современных информационных систем в здравоохранение.
       Реализация Концепции осуществляется на основе принципов:
       стратегического планирования и обеспечения устойчивого развития
здравоохранения;
       сбалансированного развития и  взаимодействия  различных  систем
здравоохранения — муниципальной, федеральной, региональной и частной.
       4.   Направления   развития   медицинской   помощи   в   городе
Новосибирске
       4.1. Совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи.
       Системный    и     комплексный     подход     к     организации
амбулаторно-поликлинической  помощи обеспечивается развитием следующих
направлений:
       формирование условий  для  здорового  образа  жизни,  повышение
санитарной культуры населения и обеспечение профилактики заболеваний;
       повышение эффективности санитарно-просветительной работы, в том
числе  информирование  населения  о принципах здорового образа жизни и
питания;
       повышение  укомплектованности  специалистами   по   медицинской
профилактике,  обучение  медицинского  персонала  вопросам медицинской
профилактики;
       совершенствование     материально-технической      оснащенности
отделений и кабинетов медицинской профилактики учреждений;
       обеспечение доступности и качества медицинской помощи;
       развитие сети филиалов и  отделений  общей  врачебной  практики
городских поликлиник;
       открытие центров здоровья для взрослых и детей;
       профилактика инфекционных заболеваний и борьба с ними;
       вакцинация   в   соответствии   с    Национальным    календарем
профилактических  прививок  и  календарем профилактических прививок по
эпидемическим показаниям;
       обеспечение важнейшими и жизненно  необходимыми  лекарственными
средствами.
       Реализация основных направлений  осуществляется  муниципальными
учреждениями здравоохранения всех видов.
       Основным             направлением             совершенствования
амбулаторно-поликлинической   и   первичной  медико-санитарной  помощи
населению города Новосибирска  является  дальнейшее  развитие  системы
общей врачебной практики.
       Для   совершенствования   амбулаторно-поликлинической    помощи
взрослому населению города Новосибирска следует:
       повысить     заинтересованность     амбулаторно-поликлинических
учреждений  города  в интенсификации своей деятельности путем введения
механизма  "подушевого"   финансирования   в   системе   обязательного
медицинского   страхования,   внедрения  дополнительных  стимулирующих
выплат   медицинскому    персоналу,    участвующему    в    реализации
дополнительной диспансеризации работающего населения;
       совершенствовать структуру амбулаторно-поликлинической помощи и
диагностических служб;
       развивать межрайонные многофункциональные и  специализированные
клинико-диагностических      центры     (лабораторной     диагностики,
консультативные, лучевой диагностики);
       внедрять   и   эффективно   использовать    стационарзамещающих
технологий;
       укомплектовать учреждения  амбулаторно-поликлинического  уровня
квалифицированными кадрами;
       развивать    территориально-участковый     принцип     оказания
медицинской помощи;
       развивать систему общей врачебной практики;
       внедрять  порядок  и  стандарты  оказания  медицинской  помощи,
утвержденные на федеральном уровне;
       оснащать   учреждения    амбулаторно-поликлинического    уровня
современным оборудованием в соответствии с утвержденными табелями;
       внедрять     информационные     технологии,     унифицированные
программно-аналитические комплексы, обеспечивающие формирование единой
базы    данных    пациентов,    единый    подход     в     организации
персонифицированного учета медицинских услуг, информационную поддержку
процесса     оказания     первичной     медицинской      помощи      и
лечебно-диагностического     процесса,     персонифицированный    учет
лекарственных  средств  и  изделий  медицинского  назначения,  ведение
медицинской документации в электронном виде;
       внедрять в деятельность амбулаторных  подразделений  протоколов
ведения больных, системы управления качеством;
       совершенствовать   активный   патронаж,   формировать   системы
"стационара    на    дому"    с   оснащением   необходимым   мобильным
инструментарием и диагностическими системами;
       развивать   амбулаторную   реабилитацию   и   восстановительное
лечение;
       организовать  межведомственное   взаимодействие   по   вопросам
сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни;
       развивать международное сотрудничество в  вопросах  медицинской
профилактики и формирования здорового образа жизни;
       проводить исследования по изучению состояния  здоровья,  образа
жизни населения;
       разрабатывать  и  внедрять  социологические  исследования   для
выявления  основных факторов, влияющих на уровень состояния здоровья и
степень  информированности  населения   по   вопросам   сохранения   и
укрепления здоровья.
       В   амбулаторной   помощи   должна   развиваться    эффективная
многоуровневая структура со следующими организационными принципами:
       этапность и преемственность оказания медицинской помощи;
       совершенствование методических рекомендаций по объемам и  видам
медицинской   помощи  на  каждом  уровне  (этапе)  и  контроль  за  их
соблюдением.
       4.2. Стационарная медицинская помощь.
       Оптимизация сети стационарных медицинских  учреждений  нацелена
на  обеспечение  гарантированного объема бесплатной медицинской помощи
жителям города Новосибирска.
       Основными    направлениями    совершенствования    стационарной
медицинской помощи являются:
       интенсификация работы коечного фонда путем  его  дифференциации
по видам и степени интенсивности лечебно-диагностического процесса;
       оптимизация   структуры    коечного    фонда    многопрофильных
стационаров,  приведение  ее  в соответствие с потребностями населения
города Новосибирска в стационарной помощи;
       организация отделений дневного пребывания (стационаров на дому)
и    консультативно-диагностических    отделений   в   многопрофильных
стационарах;
       создание консультативно-диагностических  центров  в  больничных
учреждениях;
       поэтапное   создание   центров,   координирующих   весь   объем
профилактических,  диагностических и лечебных мероприятий по социально
значимым направлениям;
       внедрение  информационных  технологий,  обеспечивающих   единый
системный  подход  в  организации  лечебно-диагностического  процесса,
персонифицированного учета медицинской  помощи,  доступа  медицинского
персонала   к   нормативно-справочной   информации,   необходимой  для
профессиональной деятельности, обеспечение автоматизированной  системы
ведения медицинской карты пациента в электронном виде;
       внедрение в деятельность клинических  подразделений  протоколов
ведения  больных,  стандартов  оказания  медицинской  помощи,  системы
управления качеством;
       оснащение  стационаров  в   соответствии   со   стандартами   и
укомплектование квалифицированными кадрами.
       Распределение стационарных учреждений по степени  интенсивности
лечебно-диагностического   процесса,   определение   для   них   четко
установленных задач и функций, объема  медицинских  услуг  и  ресурсов
обеспечит  функционально  организованное  единство  всех  стационарных
учреждений города Новосибирска, создаст  условия  для  их  оптимальной
деятельности  и  рационального  использования  дорогостоящего коечного
фонда и финансовых ресурсов.
       В   результате   необходима   следующая   структура    оказания
стационарной помощи:
       стационары  (отделения)  экстренной   помощи   и   интенсивного
лечения;
       стационары (отделения),  оказывающие  плановую  помощь,  в  том
числе высокотехнологическую;
       стационары  (отделения)  для   восстановительного   лечения   и
медико-социальной помощи.
       При оптимизации структуры коечного фонда  необходимо  учитывать
комплексную  основу  системы  здравоохранения  города  Новосибирска, в
которой сосуществуют муниципальные  стационарные  учреждения,  большое
количество   стационаров   и   клиник   федеральной   и  ведомственной
подчиненности, медицинских организаций частной формы собственности.
       В целях расширения использования потенциала лечебных учреждений
для нужд здравоохранения предполагается:
       широкое   привлечение   лечебных   учреждений   к    выполнению
Новосибирской  областной  Программы  государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
       направление  пациентов  в  федеральные  клиники  для   оказания
специализированных  и  высокотехнологичных видов медицинской помощи, в
том  числе  непосредственно  после  курса  лечения   в   муниципальном
учреждении   здравоохранения   (медицинский   отбор  для  направления,
например,   в   ФГУ   "Научно-исследовательский   институт   патологии
кровообращения    им.   акад.   Е.Н.Мешалкина",   ФГУ   "Новосибирский
научно-исследовательский институт  травматологии  и  ортопедии"  будет
производиться в муниципальных учреждениях здравоохранения).
       4.3. Лечебно-профилактическая помощь матерям и детям.
       Охрана  материнства  и  детства  является  особо   приоритетным
направлением развития здравоохранения города Новосибирска.
       Амбулаторно-поликлиническая помощь детям должна  строиться  как
многоуровневая  помощь  в  условиях  детской поликлиники или отделений
общей врачебной практики (семейной медицины).  Возможна  централизация
диагностических  и  специализированных  служб  в  одной или нескольких
детских поликлиниках (педиатрических отделениях смешанных  поликлиник)
или на базе детских больниц.
       Направлением амбулаторно-поликлинической помощи детям  является
формирование  здорового образа жизни и медицинской активности в семье,
отбор детей  по  этиологическим  медико-социальным  факторам  в  целях
выявления  у них пограничных и патологических состояний, определения и
выполнения индивидуального плана развития ребенка.
       Планируется организация и развитие детских центров  здоровья  в
составе   муниципальных   детских   учреждений   здравоохранения   для
проведения  скринингового  обследования  и  наблюдения  за   здоровыми
детьми,  формирования  мотивации  и приверженности детей и родителей к
ведению здорового образа жизни.
       Основными направлениями в работе являются:
       улучшение наблюдения за здоровыми детьми, проведение  первичной
профилактики  заболеваний и диспансеризации детей, работа с родителями
и домашним окружением ребенка;
       проведение комплекса мероприятий, направленных на сохранение  и
укрепление   здоровья   детей   и   подростков,  включая  профилактику
заболеваний органов пищеварения, глаз, опорно-двигательного  аппарата,
эндокринной системы;
       совершенствование  мероприятий  по  укреплению  репродуктивного
здоровья населения;
       реализация мероприятий по профилактике  кризисных  состояний  у
детей,  включая профилактику нарушений адаптации у детей дошкольного и
младшего школьного возраста;
       развитие новых организационных форм  работы  в  поликлиниках  с
приоритетом
       оказания  профилактической  и  лечебно-диагностической   помощи
детям раннего возраста, совершенствование комплекса мер по организации
непрерывного  процесса  реабилитации,   включая   все   звенья   этого
процесса,    внедрение   новых   технологий,   системный   подход   по
иерархическому    принципу,    создание    унифицированных    программ
реабилитации    и   системы   оценки   адекватности   реабилитационных
мероприятий.
       Система профилактики должна строиться  по  нескольким  уровням,
начиная   с   периода   до   рождения   ребенка  (планирование  семьи,
генетическое консультирование, контроль факторов риска беременности  и
родов,  скрининг врожденной патологии) и включая дошкольный и школьный
периоды (выявление факторов риска среды развития, организация питания,
иммунопрофилактика,   комплексная  диагностика  нарушений  здоровья  и
симптомов заболеваний, стимуляция развития детей). В  случае  развития
хронических  заболеваний  необходима диагностика и ранняя профилактика
факторов риска их обострения.
       К  числу   приоритетных   направлений   развития   стационарной
медицинской  помощи  детям  относится создание оптимальных условий для
оказания неотложной помощи новорожденным на различных ее этапах, в том
числе    детям,    родившимся    с   малым   весом   (родильный   дом,
специализированная  скорая  помощь,  детские  стационары).   На   базе
многопрофильных     детских     стационаров     будут     организованы
амбулаторно-консультативные       отделения        для        оказания
высококвалифицированной   консультативно-диагностической   и  лечебной
помощи с применением эффективных медицинских технологий.
       Развитие  дневных  стационаров  при  больницах  круглосуточного
пребывания  - одно из направлений дифференциации стационарной помощи и
рациональной организации лечебно-диагностического процесса. В  составе
детских   стационаров   следует   создавать  реабилитационную  службу,
отделения восстановительного лечения.
       Лечебно-профилактическая помощь женщинам нацелена  на  снижение
заболеваемости   новорожденных   и  женщин  репродуктивного  возраста,
перинатальной  и  материнской  смертности;  совершенствование  системы
детских   центров   здоровья,  повышение  качества  специализированной
медицинской  помощи   несовершеннолетним   беременным   и   роженицам;
преодоление кризисных тенденций в воспроизводстве населения, повышение
репродуктивного потенциала.
       К     числу     основных     направлений      совершенствования
акушерско-гинекологической службы относятся:
       модернизация            материально-технической            базы
акушерско-гинекологических стационаров;
       рациональное      перепрофилирование       коечного       фонда
родовспомогательных    учреждений   (увеличение   мощности   отделений
патологии беременности) и интенсификация работы койки;
       реорганизация родильных домов по типу перинатальных центров  на
базе   существующих  учреждений  службы  родовспоможения  (объединение
родильных  домов  и  женских  консультаций,  находящихся  на   смежных
территориях);
       оптимизация маршрутов для оказания медицинской помощи  на  всех
этапах   (женская   консультация,   родильный   дом,   отделения   для
новорожденных);
       организация     амбулаторных     консультативно-диагностических
отделений в специализированных родильных домах;
       совершенствование системы мониторинга беременных, в  том  числе
беременных с различной патологией и группами риска;
       развитие амбулаторной службы  (оптимизация  медицинской  помощи
при  беременности, развитие сети молодежных консультационных кабинетов
для профилактики нежелательной  беременности,  инфекций,  передающихся
половым   путем,   наркомании   при  беременности  и  гинекологических
заболеваниях);
       оптимизация   организации    санаторно-курортной    помощи    и
медицинскому обеспечению летней оздоровительной кампании детей.
       4.4. Скорая медицинская помощь.
       Одним   из   приоритетных    направлений    развития    системы
здравоохранения   города  Новосибирска  является  дальнейшее  развитие
скорой медицинской помощи, оптимизация организации оказания  скорой  и
неотложной   медицинской   помощи,   повышение   уровня   доступности,
своевременности и качества.
       Улучшение основных оперативных показателей работы бригад скорой
медицинской    помощи    (уменьшение    времени    ожидания   бригады)
осуществляется  в  результате   оптимизации   системы   управления   и
организации  работы  всех  подразделений  скорой  медицинской помощи с
использованием современных систем навигации, решения проблемы дефицита
врачебного персонала, укрепления материально-технической базы.
       Усовершенствование  системы  передачи  вызовов  бригады  скорой
медицинской     помощи    возможно    с    использованием    мобильных
микрокомпьютеров, переоборудованием  автоматизированных  рабочих  мест
диспетчеров.
       На догоспитальном этапе скорой медицинской помощи  определяется
перечень   состояний,   относящихся   к  сфере  взаимодействия  скорой
медицинской помощи и амбулаторно-поликлинических учреждений.
       На  станции  скорой  медицинской  помощи  города   Новосибирска
реализована  система навигационной поддержки для контроля деятельности
бригад скорой медицинской помощи,  рационального  их  использования  в
зависимости  от расположения места вызова и нахождения бригад, а также
контроля расходования горючесмазочных материалов.
       Основные направления развития скорой медицинской помощи:
       оснащение  медицинским  оборудованием,  изделиями  медицинского
назначения,  лекарственными  средствами на основе использования единых
стандартов базового оснащения бригад скорой медицинской помощи;
       совершенствование качества оказания скорой  медицинской  помощи
на базе стандартов оказания помощи;
       оптимизация  маршрутов   доставки   больных   в   стационар   в
зависимости от вида патологии;
       обеспечение бригад скорой медицинской помощи новыми санитарными
автомобилями;
       развитие систем мобильной и стационарной связи и информационных
систем;
       внедрение  территориальной  компьютерной  системы  спутникового
картографического сопровождения и управления бригадами скорой помощи;
       совершенствование и развитие всех видов  связи  станции  скорой
медицинской помощи с подстанциями скорой медицинской помощи;
       компьютеризация  всех  подразделений,  осуществляющих  оказание
экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе;
       внедрение      информационных      систем,       обеспечивающих
персонифицированный   учет   скорой  медицинской  помощи,  оперативную
передачу информации в городские  территориальные  поликлиники,  доступ
медицинского персонала к нормативно-справочной информации;
       укомплектование  скорой  медицинской   помощи   подготовленными
кадрами;
       внедрение   целевых   значений   показателей   работы    скорой
медицинской  помощи (время приезда, время транспортировки в стационар,
догоспитальная летальность).
       Госпитальный этап экстренной медицинской помощи должен состоять
из   многопрофильных  стационаров  со  своей  зоной  преимущественного
обслуживания.  Направление   потоков   экстренной   госпитализации   в
многопрофильные  стационары  экстренной  медицинской  помощи обеспечит
возможность   проведения    максимального    объема    диагностических
исследований  и  оказание высококвалифицированной медицинской помощи в
экстренном  порядке  при  любой  патологии.  При  оказании  экстренной
медицинской   помощи   будет   уделяться   внимание  взаимодействию  с
федеральными  стационарами  для  предоставления  высокотехнологических
видов помощи.
       4.5. Медицинская помощь при социально значимых болезнях.
       Одной   из   ведущих   задач    является    взаимодействие    с
государственными   специализированными  учреждениями  по  стабилизации
эпидемиологической  обстановки  по  туберкулезу  и   совершенствованию
противотуберкулезной    помощи   населению,   ранней   диагностики   и
профилактики.
       Более  активно  должны   проводиться   мероприятия   в   очагах
туберкулезной  инфекции,  в том числе по текущей дезинфекции в бытовых
очагах.
       В целях совершенствования  лабораторной  диагностики  инфекций,
передающихся   половым   путем   (далее   -   ИППП),  снижения  уровня
заболеваемости ИППП и заразных заболеваний кожи необходимы:
       повышение      эффективности      деятельности      межрайонных
централизованных серологических и бактериологических лабораторий;
       консолидация усилий врачей смежных специальностей в медицинских
организациях   разных   форм  собственности  по  раннему  и  активному
выявлению больных ИППП;
       совершенствование первичной и вторичной профилактики ИППП.
       Для  активизации  мероприятий   по   выявлению   онкологических
заболеваний   необходимо   на   первичном  уровне  медицинской  помощи
организовать раннее выявление новообразований молочной железы (включая
маммографический   скрининг),   шейки   матки,  предстательной  железы
(включая  лабораторный  скрининг),  легких  (флюорография),   желудка,
толстой и прямой кишки (эндоскопический скрининг),
       опухолей  кожи  и  злокачественных   заболеваний   кроветворной
системы.
       Повышение  качества  и  эффективности  лечения   онкологических
заболеваний  достигается путем рационального использования профильного
коечного фонда системы  здравоохранения  города  Новосибирска,  в  том
числе  специализированных  отделений для лечения опухолей определенных
локализаций (желудок, легкие и др.). Необходимо разрешить  критическую
ситуацию,   связанную   с  недостаточным  обеспечением  онкологических
больных специализированными лекарственными  препаратами  и  предметами
медицинского    назначения,   что   позволит   проводить   полноценное
комплексное  лечение  и  повысить  показатели   выживаемости.   Особое
внимание необходимо уделить внедрению имеющихся программ по применению
современных симптоматических средств для лечения болевого синдрома.
       4.6. Гериатрическая помощь.
       Увеличение  числа  пожилых  людей   в   мегаполисе   —   важная
современная    демографическая    тенденция,    требующая    учитывать
специфические  медицинские  проблемы,  особенно  в  части  хронических
инвалидизирующих  заболеваний.  Эти заболевания требуют предоставления
услуг  по  реабилитации  и  долговременному  медицинскому   уходу   за
пациентами,   страдающими   болезнью   Альцгеймера,  мультиинфарктными
сосудистыми   деменциями,   лицами   с   нарушением   органов   чувств
(нейросенсорная  тугоухость,  макулодистрофия),  с  остеопорозом и его
осложнениями и др. Для этого необходимо развивать структуру и мощность
городского   геронтологического   центра   на   базе  многопрофильного
больничного учреждения, обеспечить его взаимодействие с муниципальными
учреждениями  здравоохранения  и  социального  обслуживания,  а  также
развитие сети стационарных и амбулаторных отделений сестринского ухода
и отделений дневного пребывания для дементных больных.
       4.7. Диагностические службы.
       Районные,           межрайонные           и           городские
консультативно-диагностические  центры  (отделения) должны работать по
единому  диагностическому   алгоритму   и   по   единым   методическим
стандартам,   что   обеспечит   четкую   преемственность,   соблюдение
технологических   требований,   непрерывное   повышение   квалификации
специалистов, заинтересованных в конечных результатах работы.
       Создание информационной сети диагностических центров  обеспечит
сокращение   времени  на  исследования  и  предоставление  оперативной
информации о результатах лечащему врачу и пациенту.
       Целесообразно  централизовать  некоторые  виды  диагностических
лабораторных     исследований     с     созданием    двух    городских
лабораторно-диагностических центров.
       Следует   создать   условия   для    размещения    заказа    на
диагностические   исследования   в  других  медицинских  организациях,
включая частные.
       Необходимо увеличить тарифы на  медицинские  услуги  в  системе
обязательного   медицинского   страхования   до  уровня,  позволяющего
возместить стоимость диагностических исследований.
       4.8. Управление здравоохранением.
       Управление системой здравоохранения города Новосибирска  должно
обеспечивать:
       информирование о способах  сохранения  и  укрепления  здоровья,
правах   на   бесплатную   и  доступную  медицинскую  помощь,  порядке
реализации   прав   и   законных   интересов   граждан    в    области
здравоохранения;
       получение медицинской помощи надлежащего качества;
       равную для всех доступность бесплатной медицинской помощи;
       осуществление    необходимого    комплекса     профилактических
мероприятий;
       санитарно-эпидемиологическое благополучие.
       Совершенствование системы  управления  здравоохранением  города
Новосибирска  осуществляется  на  основе ее целостности, комплексности
(системности)   и   единства   систем   планирования,    нормирования,
лицензирования,  сертификации,  единой  технологической,  технической,
кадровой и инвестиционной политики.
       Повышение    самостоятельности     руководителей     учреждений
здравоохранения  в экономической сфере должно сопровождаться усилением
контроля   за   соблюдением   исполнительской    дисциплины.    Личная
ответственность  руководителей  органов  управления здравоохранением и
учреждений   здравоохранения   за   реализацию   планов   и    целевых
ведомственных  программ  здравоохранения, выполнение плановых заданий,
включая  не  только  использование  ресурсов,  но  и  их  соответствие
достигаемому  результату, будет способствовать повышению эффективности
управления. При этом следует совершенствовать материальный  инструмент
управления качеством организации деятельности учреждений со стороны их
руководителей.
       4.9. Информатизация здравоохранения.
       Основными  направлениями  информатизации  здравоохранения   для
создания единого информационного пространства являются:
       формирование     информационной     инфраструктуры      системы
здравоохранения города Новосибирска;
       централизация системы информатизации здравоохранения;
       развитие  и   внедрение   медицинских   информационных   систем
(электронная  поликлиника,  электронная  история  болезни, электронная
регистратура, электронная больница,  электронная  диагностика,  единые
регистры   врачей,   формирование   единой   базы   данных  пациентов,
организация учета медицинских услуг, нормативно-справочная медицинская
документация);
       создание автоматизированных рабочих  мест  врачей,  медицинских
регистраторов, клинико-диагностических подразделений;
       интеграция   информационных   ресурсов    в    здравоохранении,
подключение    муниципальных    ресурсов   к   системе   обязательного
медицинского страхования (далее -ОМС);
       развитие медицинской телекоммуникационной сети и  телемедицины,
обеспечивающей    оперативную   консультативную   связь   с   ведущими
федеральными медицинскими центрами и клиниками;
       совершенствование  организационно-методического   и   правового
обеспечения информатизации здравоохранения;
       централизованное   финансирование   закупок   крупных    партий
компьютеров и лицензионного программного обеспечения;
       выполнение мероприятий по защите конфиденциальной информации  и
персональных данных;
       внедрение современных технологий сбора и обработки данных;
       создание   системы   персонифицированного   учета   обеспечения
лекарственными  средствами  и  изделиями  медицинского  назначения для
медицинских и аптечных учреждений, позволяющей оперативно  планировать
потребность   населения   в   лекарственных   препаратах   и  изделиях
медицинского назначения, детально учитывать  их  отпуск  и  оперативно
управлять аптечными запасами;
       развитие информационных систем для населения.
       4.10. Обеспечение качества медицинской помощи.
       Для управления качеством медицинской помощи необходимо:
       создание правовых механизмов, позволяющих осуществлять контроль
деятельности  муниципальных  учреждений  здравоохранения с эффективным
использованием систем  стандартизации,  лицензирования,  сертификации,
развитием системы аккредитации и аттестации;
       перейти к использованию технологий с доказанной  эффективностью
и  безопасностью для пациентов с учетом экономической целесообразности
их применения. Для этого потребуется разработать  и  внедрить  систему
экономических   механизмов  стимулирования  медицинских  работников  к
участию в деятельности по непрерывному повышению качества  медицинской
продукции и медицинских услуг;
       внедрение  протоколов  ведения  больных,  стандартов   оказания
медицинской   помощи,   фармакоэкономических   методов  лекарственного
обеспечения,   совершенствование    системы    управления    качеством
медицинской  помощи,  мониторинг  уровня удовлетворенности качеством и
доступностью медицинской помощью.
       4.11. Стратегическое планирование.
       Система  перспективного  и   текущего   планирования   является
важнейшим   элементом   проведения   муниципальной  политики  в  сфере
здравоохранения.  Это  обеспечивает  рациональное  построение  системы
охраны  здоровья,  эффективность использования ограниченных ресурсов и
удовлетворение потребности населения в медицинской помощи.
       Нормативно-правовой   и   методической   основой   планирования
медицинской   помощи   в   рамках   системы   здравоохранения   города
Новосибирска является утвержденная  в  установленном  порядке  система
стандартов,  включая  нормативы  и  единицы предоставления медицинских
услуг, услуг профилактики и оздоровления.
       Планирование    расходования    финансовых    средств    должно
осуществляться  по  финансовым  нормативам,  рассчитываемым на единицу
предоставляемых услуг с учетом специфики конкретных учреждений.
       4.12. Система финансирования здравоохранения.
       Основными   направлениями   совершенствования    финансирования
системы здравоохранения города Новосибирска являются:
       рациональное использование выделяемых финансовых средств;
       установление объемных и финансовых  показателей  муниципального
задания на медицинские услуги;
       обеспечение адекватности объемов финансирования здравоохранения
за счет медико-экономического обоснования потребности в ресурсах;
       совершенствование    порядка    оплаты     труда     работников
здравоохранения   и  оплаты  оказанных  медицинских  услуг  в  системе
обязательного медицинского  страхования,  нацеленное  на  поддержку  и
экономическое стимулирование процесса реструктуризации;
       перераспределение финансовых потоков, направленное на  усиление
амбулаторно-поликлинического звена, в том числе дневных стационаров;
       привлечение  в  систему  здравоохранения  города   Новосибирска
дополнительных внебюджетных средств;
       исключение теневой оплаты медицинских услуг  за  счет  правовой
регламентации   в   системе   предоставления   платных   услуг   путем
упорядочения и усиления контроля за их оказанием.
       В сфере бюджетного финансирования основными задачами являются:
       усиление контроля  за  целевым  и  рациональным  использованием
бюджетных средств;
       использование  в  рамках  бюджетного  принципа   финансирования
механизмов привязки бюджетных ассигнований к выполнению муниципального
задания;
       переход от сметного планирования и  финансирования  расходов  к
бюджетному   планированию,  ориентированному  на  достижение  конечных
общественно значимых и измеряемых результатов;
       привлечение муниципальных учреждений к  оказанию  дорогостоящих
высокоспециализированных  видов  медицинской  помощи, финансируемых за
счет средств федерального бюджета.
       В  сфере   предпринимательской   деятельности,   осуществляемой
муниципальными   бюджетными   учреждениями   здравоохранения,  следует
переходить с индивидуальных медицинских услуг гражданам на  дальнейшее
развитие   оказания  помощи  преимущественно  в  рамках  договоров  со
страховыми  компаниями  по   программам   добровольного   медицинского
страхования  или  корпоративных договоров с организациями, что поможет
упорядочить   использование   ресурсов   здравоохранения,    увеличить
доходность за счет большей прозрачности финансовых потоков.
       С целью обеспечения доступности медицинской  помощи  необходимо
совершенствовать    систему   регламентации   предоставления   платных
медицинских    услуг     населению     муниципальными     учреждениями
здравоохранения    как    дополнения   к   Территориальной   программе
государственных  гарантий  оказания  гражданам  Российской   Федерации
бесплатной   медицинской  помощи,  для  чего  целесообразно  проводить
политику, направленную на оказание платных  услуг,  преимущественно  в
специально  выделенных  подразделениях,  что позволяет четко разделять
потоки  как  пациентов,  так  и  финансовых  средств   по   источникам
финансирования.  Населению  должны  предлагаться  альтернативные  виды
медицинских  услуг,  не  предусмотренные  Территориальной   программой
государственных гарантий, и услуги с повышенной комфортностью.
       Для привлечения дополнительных финансовых средств целесообразно
обеспечить    организационную    и   правовую   поддержку   учреждений
здравоохранения в рамках развития сотрудничества с  различными  видами
некоммерческих  и  коммерческих организаций (благотворительные фонды и
т. д.).
       Следует  шире  использовать  систему  постоянного   мониторинга
формирования,  состояния,  использования  ресурсов  здравоохранения  и
результатов    финансовой    деятельности,    обеспечивающую    анализ
эффективности   расходов   и   финансовой   деятельности   медицинских
учреждений.   Применение   такой   системы   позволит   оптимизировать
распределение  бюджетных средств, усилить контроль за их расходованием
и   выявить   неэффективно   реализуемые   возможности.   Модернизация
финансовой   системы   здравоохранения   города   Новосибирска  должна
обеспечить поэтапный переход от финансирования учреждений к закупке  у
них  медицинских услуг на основе социальных стандартов и нормативов их
обеспечения.
       4.13. Медицинское страхование.
       Система   ОМС   содействует   рациональному   и    эффективному
использованию   финансовых  средств  в  рамках  принципа  "подушевого"
финансирования первичной  медико-санитарной  помощи.  Внедрение  этого
принципа   возможно   при   условии   взаимодействия  с  министерством
здравоохранения Новосибирской области и областным фондом ОМС.
       Для эффективной реализации системы ОМС необходимо:
       устранение дефицита  финансирования  Территориальной  программы
ОМС,   приведение   финансирования  программы  ОМС  в  соответствие  с
провозглашенными  в  ней   нормативами   финансирования   и   объемами
медицинской помощи;
       проведение необходимых мероприятий для перехода  к  определению
объемов финансирования страховых медицинских организаций (далее - СМО)
на  основе  численности  и  половозрастной  структуры  застрахованных,
включенных в регистр системы ОМС;
       создание  экономической  мотивации  амбулаторно-поликлинических
учреждений    к   предоставлению   качественной   медицинской   помощи
прикрепленному населению, снижению уровня госпитализации  и  активному
проведению профилактической работы;
       изменение порядка финансирования  в  системе  ОМС,  обеспечение
постепенного   перехода   амбулаторно-поликлинических   учреждений  на
принципы "подушевого" финансирования;
       совершенствование тарифной политики в  целях  внедрения  оплаты
оказанной помощи;
       реструктуризация  сети   лечебно-профилактических   учреждений,
коечной   мощности   в  соответствие  с  потребностями  муниципального
здравоохранения;
       усиление роли вневедомственного контроля (экспертизы)  качества
медицинской помощи и защиты прав застрахованных.
       4.14. Лекарственное обеспечение.
       Для  совершенствования  лекарственного  обеспечения   населения
города  Новосибирска  следует  оптимизировать  сеть  аптек  и аптечных
пунктов по отпуску льготных медикаментов, в том  числе  на  территории
поликлиник и отделений общей врачебной практики.
       Использование информационных систем персонифицированного учета,
объединенных  для  медицинских  и  аптечных учреждений, позволит лучше
планировать потребности льготных категорий жителей города Новосибирска
в   лекарственных   средствах   и  изделиях  медицинского  назначения,
детально учитывать их отпуск каждому пациенту, обеспечить  оперативное
управление аптечными запасами.
       Для   повышения   эффективности    функционирования    аптечных
учреждений необходимо:
       регламентировать стандарты доступности аптек;
       расширить социально ориентированные  виды  деятельности  аптек,
такие  как  изготовление дешевых рецептурных лекарственных препаратов,
получение, хранение и отпуск лекарств  льготным  категориям  населения
согласно федеральному перечню лекарственных препаратов.
       4.15.  Кадровая  политика  и  социальная   защита   медицинских
работников.
       Для  проведения  рациональной  кадровой  политики   планируется
формирование  системы муниципального заказа на подготовку специалистов
для системы  здравоохранения,  особенно  врачей  первичного  звена,  и
принятие  комплекса  мер  правового, организационного и экономического
характера по повышению мотивации к работе  и  обеспечению  закрепления
выпускников  Новосибирского государственного медицинского университета
и   Новосибирского   государственного    медицинского    колледжа    в
муниципальных медицинских учреждениях.
       Приоритетным  направлением  является   укомплектование   штатов
амбулаторно-поликлинических  учреждений  и  скорой медицинской помощи.
Целесообразно существенно  повысить  заработную  плату,  предусмотреть
различные  варианты  дополнительных социальных пакетов для медицинских
работников, занятых на "непрестижных" должностях, в том числе за  счет
средств бюджета города.
       Особое   внимание   следует    уделять    системе    подготовки
управленческих  кадров,  резерва руководителей медицинских учреждений,
использованию специальных программ с изучением основ стратегического и
текущего  планирования,  хозяйственного  и трудового законодательства,
экономики, бухгалтерского учета и отчетности,  налогообложения,  основ
менеджмента  и  маркетинга.  Необходимо разработать систему социальной
поддержки медицинских кадров и планирования кадрового потенциала.
       В  целях  повышения  эффективности  работы  учреждений  системы
здравоохранения города Новосибирска планируется:
       провести аттестацию руководителей;
       совершенствовать работу по охране труда,  социальной  защите  и
страхованию профессиональных рисков работников здравоохранения;
       принять неотложные меры по  формированию  и  усилению  среднего
звена в учреждениях здравоохранения;
       планировать сферу оказания  медицинских  услуг  с  обязательным
учетом их кадрового обеспечения;
       совершенствовать  процесс  управления   сестринским   делом   в
учреждениях    здравоохранения    на   основе   высшего   сестринского
образования;
       использовать  характеристику  количественного  и  качественного
состава   средних   медицинских   работников,   имеющих  многообразные
социально  значимые  контакты  с  населением,  как  один  из  основных
критериев для оценки качества работы медицинских учреждений;
       предоставлять жилье работникам  здравоохранения,  в  том  числе
служебное.
       4.16.    Развитие    материально-технической    базы    системы
здравоохранения города Новосибирска.
       Для  дальнейшего  материально-технического  обеспечения  работы
учреждений   здравоохранения   города  Новосибирска  и  содержания  их
основных фондов необходимо:
       в 70 % зданий  лечебно-профилактических  учреждений  произвести
выборочный  или  полный  капитальный  ремонт  помещений,  внутренних и
наружных инженерных сетей;
       особое    внимание    уделить    установке    и    модернизации
охранно-пожарной  сигнализации,  ремонту  и  приведению  в  безопасное
состояние лифтового хозяйства, газификаторов, кислородопроводов;
       установить бесперебойные  источники  электроснабжения  во  всех
стационарах (где они отсутствуют);
       развивать    материально-техническую    базу     муниципального
здравоохранения за счет средств бюджета города;
       продолжить    паспортизацию    материально-технической     базы
учреждений  здравоохранения  и  на  ее  основе  создать  программу  по
переоснащению    учреждений    современным,    в    первую     очередь
рентгенодиагностическим оборудованием;
       добиться ликвидации дефицита мощностей лечебно-профилактических
учреждений   в   районах   города,   в   которых  ведется  интенсивное
строительство жилья.
       4.17. Взаимодействие с общественными организациями.
       Участие   медицинской   общественности   предусматривается   по
следующим направлениям:
       разработка норм медицинской этики и решение вопросов, связанных
с нарушением этих норм;
       разработка стандартов  качества  оказания  медицинской  помощи,
целевых  программ  и  критериев  подготовки  и  повышения квалификации
медицинских работников в присвоении им квалификационных категорий;
       формирование механизмов сбалансированности объемов  медицинской
помощи и ресурсов городского здравоохранения;
       принятие соглашений по тарифам на медицинские услуги в  системе
ОМС и деятельности Новосибирского областного фонда ОМС;
       формирование регистра экспертов, привлекаемых для  оценки  всех
составляющих  качества  медицинской  помощи:  структуры,  технологии и
результата;
       развитие  системы  до-  и   внесудебного   решения   конфликтов
интересов между медицинскими учреждениями и пациентами;
       формирование кадровой политики в здравоохранении;
       своевременное и полное  информирование  о  порядке  и  условиях
оказания    медицинской    помощи,    принимаемых   решениях   по   их
совершенствованию, для проведения общественной экспертизы (обсуждения)
проектов этих решений.
       5. Механизм реализации Концепции
       Реализация   Концепции   осуществляется   в   соответствии    с
муниципальными  правовыми актами города Новосибирска, направленными на
управление развитием системы здравоохранения  города  Новосибирска  на
долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды.
       В   целях   эффективной   реализации    Концепции    необходимо
осуществлять     контроль     выполнения    мероприятий,    обеспечить
информирование    медицинской     общественности     с     размещением
соответствующих материалов в сети Интернет.
       Реализация Концепции обеспечивается департаментом по социальной
политике    мэрии    города    Новосибирска,    Главным    управлением
здравоохранения  мэрии  города  Новосибирска,  департаментом  связи  и
информатизации  мэрии города Новосибирска, департаментом строительства
и архитектуры мэрии города Новосибирска. Общий контроль за исполнением
Концепции  обеспечивается  департаментом  по социальной политике мэрии
города Новосибирска.
       6. Оценка эффективности реализации Концепции
       Таблица
|—————————|———————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
|     N   |     Наименование показателя,  |     Оценка эффективности по годам             |
|п.       |единица измерения              |                                               |
|         |                               |———————————|———————————|———————————|———————————|
|         |                               |     2009  |     2011  |     2013  |     2015  |
|         |                               |           |           |           |           |
|—————————|———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|     1   |     2                         |     3     |     4     |     5     |     6     |
|—————————|———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|     1   |     Улучшение показателей     |           |           |           |           |
|         |медицинской результативности:  |           |           |           |           |
|—————————|———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|     1.1 |     Младенческая смертность,  |     5,9   |     5,1   |     5,1   |     5,1   |
|         |случаев  на  1000   младенцев, |           |           |           |           |
|         |родившихся живыми              |           |           |           |           |
|—————————|———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|     1.2 |     Общая смертность          |     1290  |     1282  |     1271  |     1270  |
|         |населения,  случаев на  100000 |           |           |           |           |
|         |человек   населения,   в   том |           |           |           |           |
|         |числе:                         |           |           |           |           |
|         |———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|         |     от болезней       системы |     721,5 |     721,0 |     720,5 |     720,0 |
|         |кровообращения                 |           |           |           |           |
|         |———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|         |     от злокачественных        |     228,2 |     228,0 |     227,5 |     227,0 |
|         |новообразований                |           |           |           |           |
|         |———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|         |     от травм,  отравлений   и |     134,2 |     134,0 |     133,5 |     133,0 |
|         |несчастных случаев             |           |           |           |           |
|—————————|———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|     1.3 |     Смертность населения    в |     526,1 |     526,0 |     525,5 |     525,0 |
|         |трудоспособном       возрасте, |           |           |           |           |
|         |случаев   на  100000   человек |           |           |           |           |
|         |населения, в том числе:        |           |           |           |           |
|         |———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|         |     от болезней       системы |     140,8 |     140,5 |     140,0 |     140,0 |
|         |кровообращения                 |           |           |           |           |
|         |———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|         |     от злокачественных        |     86,5  |     86,3  |     86,1  |     86,0  |
|         |новообразований                |           |           |           |           |
|         |———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|         |     от травм,  отравлений   и |     145,6 |     145,0 |     144,5 |     144,0 |
|         |несчастных случаев             |           |           |           |           |
|—————————|———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|     1.4 |     Смертность в течение года |     27,6  |     27,5  |     27,2  |     27,0  |
|         |с момента         установления |           |           |           |           |
|         |диагноза      злокачественного |           |           |           |           |
|         |новообразования, % от  впервые |           |           |           |           |
|         |зарегистрированных             |           |           |           |           |
|—————————|———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|     1.5 |     Пятилетняя выживаемость   |     44,3  |     44,5  |     45,0  |     45,5  |
|         |больных  со   злокачественными |           |           |           |           |
|         |новообразованиями  с   момента |           |           |           |           |
|         |установления диагноза, %       |           |           |           |           |
|—————————|———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|     2   |     Улучшение показателей     |           |           |           |           |
|         |доступности медицинской помощи |           |           |           |           |
|         |и эффективности  использования |           |           |           |           |
|         |ресурсов здравоохранения:      |           |           |           |           |
|—————————|———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|     2.1 |     Среднегодовая занятость   |     332,2 |     333,0 |     333,0 |     334,0 |
|         |койки     в      муниципальных |           |           |           |           |
|         |учреждениях   здравоохранения, |           |           |           |           |
|         |дней                           |           |           |           |           |
|—————————|———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|     2.2 |     Укомплектованность        |     64,9  |     65,0  |     65,5  |     66,0  |
|         |врачебными кадрами,  %, в  том |           |           |           |           |
|         |числе:                         |           |           |           |           |
|         |———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|         |     в том  числе  оказывающих |     71,4  |     72,0  |     72,5  |     73,0  |
|         |амбулаторную       медицинскую |           |           |           |           |
|         |помощь                         |           |           |           |           |
|         |———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|         |     оказывающих стационарную  |     55,9  |     56,0  |     56,5  |     57,0  |
|         |медицинскую помощь             |           |           |           |           |
|         |———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|         |     оказывающих скорую        |     88,1  |     88,5  |     89,0  |     89,5  |
|         |медицинскую помощь             |           |           |           |           |
|—————————|———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|     2.3 |     Срок ожидания    плановой |     3,2   |     3,0   |     2,8   |     2,5   |
|         |стационарной       медицинской |           |           |           |           |
|         |помощи, дней                   |           |           |           |           |
|—————————|———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|     2.4 |     Срок ожидания    плановой |     14    |     10    |     10    |     10    |
|         |амбулаторной                   |           |           |           |           |
|         |консультативно-диагностической |           |           |           |           |
|         |медицинской помощи, дней       |           |           |           |           |
|—————————|———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|     2.5 |     Число лиц,     посещающих |     1,9<*>|     2,5   |     4,0   |     5,0   |
|         |центры здоровья в год, %       |           |           |           |           |
|—————————|———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|     2.6 |     Удовлетворенность         |     84    |     85    |     86    |     87    |
|         |доступностью    и    качеством |           |           |           |           |
|         |медицинской помощи, %          |           |           |           |           |
|—————————|———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|     3   |     Развитие                  |           |           |           |           |
|         |материально-технической      и |           |           |           |           |
|         |информационной базы:           |           |           |           |           |
|—————————|———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|     3.1 |     Количество учреждений     |     100   |     100   |     100   |     100   |
|         |здравоохранения,               |           |           |           |           |
|         |материально-техническое        |           |           |           |           |
|         |оснащение которых приведено  в |           |           |           |           |
|         |соответствие с  установленными |           |           |           |           |
|         |требованиями,   %  от   общего |           |           |           |           |
|         |количества учреждений          |           |           |           |           |
|—————————|———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|     3.2 |     Доля пациентов,        на |           |     10    |     50    |     100   |
|         |которых  ведутся   электронные |           |           |           |           |
|         |медицинские карты, %           |           |           |           |           |
|—————————|———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|     3.3 |     Доля муниципальных        |           |     93    |     100   |     100   |
|         |учреждений    здравоохранения, |           |           |           |           |
|         |осуществляющих                 |           |           |           |           |
|         |автоматизированную  запись  на |           |           |           |           |
|         |прием к врачу с использованием |           |           |           |           |
|         |сети        Интернет         и |           |           |           |           |
|         |информационно-справочных       |           |           |           |           |
|         |сенсорных           терминалов |           |           |           |           |
|         |(инфоматов),     к      общему |           |           |           |           |
|         |количеству       муниципальных |           |           |           |           |
|         |учреждений здравоохранения, %  |           |           |           |           |
|—————————|———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|     3.4 |     Доля муниципальных        |           |     100   |     100   |     100   |
|         |учреждений    здравоохранения, |           |           |           |           |
|         |использующих       электронный |           |           |           |           |
|         |документооборот   при   обмене |           |           |           |           |
|         |медицинской  информацией,   от |           |           |           |           |
|         |общего              количества |           |           |           |           |
|         |муниципальных учреждений, %    |           |           |           |           |
|—————————|———————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|

       Примечание:  <*>  -  ожидаемый  показатель  2010  года,  центры
здоровья в городе Новосибирске начали функционировать с 2010 года.
       7. Результаты реализации Концепции
       В результате реализации Концепции ожидается:
       приближение первичной медико-санитарной  помощи  к  пациенту  и
семье;
       повышение качества и доступности медицинской  помощи  в  городе
Новосибирске;
       установление приоритета профилактической работы с населением;
       уменьшение  потребности  в  консультациях  врачей-специалистов,
развитие консультативно-диагностических центров;
       снижение числа обращений в службу скорой медицинской помощи;
       повышение      эффективности      управления       учреждениями
здравоохранения;
       повышение качества  всех  видов  диагностических  исследований,
снижение  доли  повторных исследований и сокращение сроков диагностики
заболеваний;
       улучшение работы бригад скорой медицинской  помощи,  сокращение
времени   прибытия   к   пациентам  и  их  госпитализации  в  лечебные
учреждения, в том числе оказания высокотехнологичных видов медицинской
помощи;
       широкое внедрение стационарзамещающих технологий с  расширением
возможности   амбулаторного   лечения   и   снижением   потребности  в
круглосуточной госпитализации;
       обеспечение условий для формирования более  здорового  молодого
поколения жителей города Новосибирска;
       осуществление   постоянного   контроля    качества    оказанных
медицинских  услуг  в  соответствии  с профессиональными стандартами и
социальными нормативами;
       обеспечение  индивидуального  подхода,  адресности  и  качества
льготного     лекарственного     обеспечения    на    основе    систем
персонифицированного учета.
       Реализация Концепции позволит обеспечить в городе Новосибирске:
       действенный  контроль  за  соблюдением   конституционных   прав
жителей  города  Новосибирска  на  охрану  здоровья  и равную для всех
доступность гарантированной бесплатной медицинской помощи;
       информирование о способах  сохранения  и  укрепления  здоровья,
содержании  права на бесплатную медицинскую помощь, порядке реализации
и защиты прав и законных интересов граждан в сфере здравоохранения;
       получение качественной медицинской помощи наиболее эффективными
и доступными способами;
       проведение профилактических мероприятий с  реальными  конечными
результатами.


Информация по документу
Читайте также