Расширенный поиск

Постановление Правительства Новосибирской области от 25.12.2014 № 541-п

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 25.12.2014 № 541-п 

 

г.Новосибирск

 

Об утверждении

Инвестиционной стратегии Новосибирской области до 2030 года

 

(В редакции Постановлений Правительства Новосибирской области

от 23.08.2016 № 248-п; от 11.07.2017 г. № 264-п)

 

В соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от 22.09.2014 № 339-рп «О разработке Инвестиционной стратегии Новосибирской области до 2030 года», с целью внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» от 03.05.2012, Правительство Новосибирской области  п о с т а н о в л я е т:

Утвердить Инвестиционную стратегию Новосибирской области до 2030 года.

 

 

 

Губернатор Новосибирской области                                         В.Ф. Городецкий

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Новосибирской области

от 25.12.2014 № 541-п

 

 

Инвестиционная стратегия

Новосибирской области до 2030 года

 

(В редакции Постановления Правительства Новосибирской области

от 11.07.2017 г. № 264-п)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Раздел 1. Общие положения

 

Раздел 2. Оценка потенциала развития Новосибирской области

2.1. Прогнозный сценарий развития мировой и российской экономики

2.2. Оценка ресурсного потенциала Новосибирской области

2.2.1. Традиционные факторы инвестиционной привлекательности региона

2.2.2. Инвестиционно-инновационная привлекательность региона

2.3. SWOT-анализ экономического положения Новосибирской области

 

Раздел 3. Цели, задачи и принципы реализации инвестиционной политики

 

Раздел 4. Приоритеты научно-технологического и пространственного развития Новосибирской области на период до 2030 года

4.1. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный потенциал традиционных секторов экономики Новосибирской области

4.2. Приоритеты научно-технологического развития Новосибирской области на период до 2030 года

4.2.1. Биотехнологии

4.2.2. Медицина и здравоохранение

4.2.3. Информационно-коммуникационные технологии

4.2.4. Новые материалы и нанотехнологии

4.2.5. Транспортные системы

4.2.6. Рациональное природопользование

4.2.7. Энергоэффективность и энергосбережение

4.3. Приоритеты пространственного развития Новосибирской области на период до 2030 года

 

Раздел 5. Основные механизмы реализации Стратегии

5.1. Совершенствование инвестиционного законодательства

5.2. Совершенствование и активизация взаимодействия с субъектами инвестиционной деятельности

5.3. Формирование инвестиционной инфраструктуры

5.4. Кластерная политика

5.5. Государственно-частное партнерство

5.6. Совершенствование и активизация взаимодействия с органами власти, общественными организациями и институтами развития

5.7. Кадровое и технологическое обеспечение инвестиционных процессов

5.8. Государственное стимулирование и поддержка инвестиционной деятельности, инновационного и технологического развития

5.9. Снижение рисков инвестиционной деятельности

 

Раздел 6. Система управления инвестиционной политикой в Новосибирской области

6.1. Существующая система управления инвестиционной политикой в Новосибирской области

6.2. Развитие системы управления инвестиционной деятельностью на территории Новосибирской области

6.3. Общие принципы сотрудничества областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления в области улучшения инвестиционного климата региона

6.4. Мониторинг реализации Стратегии

 

Раздел 7. Ресурсное обеспечение и ожидаемые результаты реализации Стратегии

 

 

Раздел 1. Общие положения

 

Инвестиционная стратегия Новосибирской области до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в целях определения направлений инвестиционной политики Новосибирской области на период до 2030 года для обеспечения динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе и повышения благосостояния населения Новосибирской области.

На фоне формирующегося нового технологического уклада мировой экономики в условиях возрастающей конкуренции за ресурсы, возможности устойчивого развития регионов требуют безусловной активизации инвестиционной деятельности с последовательным переходом к инновационной модели развития экономики. Это предопределяет необходимость разработки эффективной инвестиционной стратегии, способствующей реализации имеющихся в регионе конкурентных преимуществ и позволяющей реализовать накопленный инновационный потенциал, выход региона на рынки новых продуктов и технологий.

Стратегия разработана в соответствии с требованиями Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением Наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» от 03.05.2012 (далее - АСИ), и основывается на положениях следующих ключевых стратегических документов Российской Федерации и Новосибирской области:

Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 № 1120-р «О Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года»;

Закон Новосибирской области   от02.12.2010 №10-ОЗ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы»;

постановление Губернатора Новосибирской области   от03.12.2007 №474 «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года».

 

Раздел 2. Оценка потенциала развития Новосибирской области

 

2.1. Прогнозный сценарий развития мировой и российской экономики

 

В долгосрочной перспективе рост мировой экономики будет во многом определяться темпами научно-технического прогресса. Вместе с тем, усиление глобализации будет способствовать возможностям догоняющего роста в развивающихся странах, расширяя доступ к достижениям мирового технологического развития путем улучшения восприимчивости к передовым технологическим достижениям и предпринимательского климата.

В прогнозном периоде главными двигателями роста мировой экономики будут являться азиатские страны. Прежде всего, продолжится рост роли Китая и Индии, которые ожидается, увеличат свой вес в мировой экономике (валовый внутренний продукт по паритету покупательной способности) до 30% к 2030 году, а совместно с Японией и новыми индустриальными странами Азии регион будет обеспечивать более трети мирового валового внутреннего продукта. Доля стран Азии в российском экспорте увеличится до 28% к 2030 году.

В прогнозный период следует ожидать роста взаимного интереса к расширению деловых связей между Россией и странами Латинской Америки.

Минэкономразвития России в рамках Сценарных условий долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, сформированных Письмом Минэкономразвития России от 21.05.2012 № 9833-АК/Д03И, определено, что в долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет определяться следующими основными тенденциями:

адаптацией к изменению динамики мировой экономики и спроса на углеводороды;

усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;

исчерпанием имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;

необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);

начавшимся сокращением населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;

усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках.

В качестве целевого варианта долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года рассматривается консервативный сценарий прогноза: в 2012 году российская экономика перешла к новой фазе, характеризующейся сравнительным замедлением инвестиционного, потребительского и внешнего спроса. Отмеченные тенденции ложатся в основу стратегических ориентиров инвестиционной политики Новосибирской области.

Состояние экономики на современном этапе зависит от геополитических факторов. Согласно аналитическим исследованиям Всемирного банка по итогам 2013 года российская экономика переживает спад, с чем связано замедление роста реального валового внутреннего продукта, а также изменение его структуры (рис. 1).

 

Рис. 1. Вклад компонентов спроса в валовом внутреннем продукте России

(в процентных пунктах)

 

Вместе с тем, в долгосрочной перспективе на фоне ослабления геополитической напряженности между Россией и странами ЕС/США вследствие последовательного разрешения политического кризиса, ожидается снижение уровня неопределенности, чему способствует рост конкурентоспособности национальной экономики.

Как отмечается в докладе Всемирного экономического форума положение России в 2013 году по сравнению с предыдущим годом улучшилось на три позиции (64 место из 148 стран) в значительной степени за счет макроэкономических показателей, а по результатам рейтинга IMD положение России в 2014 году улучшилось: страна переместилась на 38 место (из 60 стран) также за счет макроэкономических показателей. Рейтинг стран по качеству предпринимательского климата столь же убедительно подчеркивает потенциал экономического роста России: в 2013 году Россия улучшила свои позиции и поднялась со 112 на 92 место в рейтинге (из 189 стран). Вместе с тем, конкурентные позиции России на мировых рынках существенно различаются по видам продукции: лидирующие позиции занимает сегмент добычи нефти и газа, а также нефтепереработки, их экспорт из России составляет около 350 млрд. долл. в год, а доля в мировом экспорте - 12%; наблюдаются сильные позиции и в металлургии, экспорт продукции которой составляет в пределах 40 млрд. долл. в год, а доля в мировом экспорте - от 5% до 15% (по основным видам металлов). Более слабые позиции - по товарам лесопромышленного и химического комплексов. Устойчивые позиции - в производстве вооружений и военной техники, экспорт которых - более 12 млрд. долл., а доля на мировом рынке - около 20%. В аутсайдерах по конкурентным позициям - гражданские машиностроительные производства, а также производство непродовольственных потребительских товаров. В этих секторах объемы экспорта крайне невелики, а большая часть спроса на внутреннем рынке (от 2/3 до 3/4 и более) покрывается за счет импорта. При этом Россия обладает конкурентными преимуществами на отдельных специфических рынках продукции гражданского машиностроения: турбореактивных двигателей, ядерных реакторов, радиолокационной аппаратуры, навигационных приборов и некоторых других. Заметно укрепляются позиции России в агропромышленном, а также химическом комплексах; их доля в мировом экспорте значительно увеличилась.

В связи с изложенным, рост национальной экономики будет во многом определяться как темпами научно-технического прогресса, так и доступом к финансовым ресурсам, преодолением инфраструктурных ограничений, качественным инвестиционным климатом. Императивы глобальной инновационной экономики будут ориентированы на ускоренное развитие конвергентных нано-, био- и инфотехнологий, а также когнитивных технологий, практические результаты применения которых не только станут основой для формирования новых рынков, но и существенно повлияют на облик традиционных областей (энергетика, транспорт, промышленное производство, медицина и другие).

В России ключевые области научно-технического прогресса отражены в перечне приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации гражданского характера, которые в целом отвечают мировым научно-технологическим приоритетам и включают: науки о жизни; информационно-телекоммуникационные системы; индустрию наносистем; рациональное природопользование; транспортные системы; энергоэффективность и энергосбережение.

Ориентация на инновационный сценарий развития экономики определяет более высокую инвестиционную направленность экономического роста и эффективное использование конкурентных преимуществ российской экономики не только в традиционных секторах (промышленность, энергетика, транспорт, аграрный сектор), но и в новых наукоемких секторах и «экономике знаний», а потому предусматривает:

создание эффективной национальной инновационной системы и развертывание долгосрочных программ и проектов, обеспечивающих лидирующие позиции России в отдельных сегментах мировых рынков средне- и высокотехнологичных товаров и услуг;

глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающую существенное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения;

модернизацию инфраструктурных отраслей экономики: транспорта и электроэнергетики на фоне повышения эффективности энергосбережения;

создание сети конкурентоспособных инновационных кластеров, новых региональных центров экономического развития, преодоление отставания депрессивных регионов;

развитие многовекторной модели интеграции в мировой рынок, опирающейся на формирование более глубоких форм интеграции в рамках Евразийского союза и СНГ, расширение внешнеэкономических связей с Китаем, Индией, ЕС и США;

дальнейшую диверсификацию российской экономики и российского экспорта;

ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных рисков и административных барьеров, развитие новых компаний и активизацию предпринимательской составляющей российского бизнеса, повышение качества государственных услуг и эффективности государственного управления при усилении его стратегической программной составляющей.

Достижение целевых параметров долгосрочной экономической политики Российской Федерации на период до 2020 года будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». В этой связи ключевыми внешними вызовами для России в части инновационного развития являются:

ускорение технологического развития мировой экономики;

усиление в мировом масштабе конкурентной борьбы, в первую очередь за высококвалифицированную рабочую силу и инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии и компетенции, то есть за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем;

изменение климата, старение населения, проблемы систем здравоохранения - вызовы, с которыми сталкивается не только наша страна, но и человечество в целом.

Указанные вызовы диктуют необходимость опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок, включая экологически чистую энергетику, геномную медицину, новые технологии в сельском хозяйстве.

Наряду с основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу и Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации является одним из ключевых элементов системы управления экономическим и научно-технологическим развитием страны. Его главной целью является разработка вариантов долгосрочного научно-технологического развития, на основе которых определяются позиции страны в системе международной научной и технологической кооперации, а также необходимые мероприятия для развития национальной инновационной системы. Прирост инвестиций будет обусловлен более масштабной технологической модернизацией высоко- и средне технологичных производств, развитием машиностроительных производств, а также реализацией крупных инфраструктурных проектов (высокоскоростное сообщение, расширение транссибирского и байкало-амурского сообщения), расширением нефтегазового комплекса, а также развитием транспортной инфраструктуры.

 

2.2. Оценка ресурсного потенциала Новосибирской области

 

2.2.1. Традиционные факторы инвестиционной привлекательности региона

 

Географическое положение и природно-ресурсный потенциал.

Выгодное географическое положение Новосибирской области определяется ее расположением в центре России на пересечении важнейших транспортных коммуникаций, а также ее граничным положением с Казахстаном, близостью к крупнейшим поставщикам топливных ресурсов (Тюменская область, Кемеровская область), относительной близостью к северным территориям Китая. Срединное положение в Южной Сибири в окружении Омской, Томской, Кемеровской областей и Алтайского края при современном уровне транспортных средств и магистралей делает ее ядром высокой экономической активности макрорегиона с населением 11,5 млн. чел. и радиусом доступности 300-600 км.

В общей сложности, на территории Новосибирской области располагается 523 месторождения различных полезных ископаемых, из которых 83 в настоящее время эксплуатируются. На территории Новосибирской области разведаны запасы таких полезных ископаемых как каменный уголь (разведанные запасы - 905 млн. тонн, прогнозные около 5,6 млрд. тонн), коксовый уголь (более 50 млн. тонн), тугоплавкие глины, торф. На северо-западе Новосибирской области открыты месторождения нефти и природного газа, однако нефтегазовые месторождения постепенно выводятся из эксплуатации. Запасы торфа оцениваются в 7,2 млрд. тонн, однако в связи с высокими затратами на его добычу и переработку, разработка торфяных месторождений практически не ведется. На территории области обнаружено крупное месторождение руд цветных металлов - диоксида титана (около 1,7 млн. тонн) и диоксида циркония (около 7,2 млн. тонн), открыто 4 месторождения мрамора с запасами более 8,5 млн. куб.м, причем мрамор двух из них относится к высокодекоративному, пользующемуся повышенным спросом. Также в Новосибирской области имеются значительные ресурсы подземных пресных, термальных и минеральных вод. Из 9,5 тыс. скважин ежедневно извлекается более полумиллиона кубометров воды. Суммарная площадь лесного фонда Новосибирской области составляет около 4,5 млн. га. Общий запас древесины основных лесообразующих пород оценивается в 278,8 млн. куб.м.

Научно-образовательный и кадровый потенциал.

В Новосибирской области размещен крупнейший центр академической и прикладной науки в азиатской части страны; для региона характерна одна из самых высоких в России доля работников с высшим и средним образованием от общего числа занятых: концентрация научных кадров здесь в 2,2 раза превышает общероссийский показатель. В Новосибирской области сосредоточено 52 научные организации государственных академий наук, более 40 научных организаций, 38 образовательных организаций высшего образования, более 30 тысяч ученых и преподавателей, что составляет более половины научно-образовательного потенциала всей Сибири. Новосибирская область занимает 4 место в России по числу студентов на 10000 населения. Вокруг мегаполиса (город Новосибирск) сформировался пояс научно-инновационных зон. В Новосибирской области создано более 100 крупных и 1700 малых предприятий, связанных с технико-внедренческой деятельностью. Благодаря этому Новосибирская область занимает сегодня лидирующие позиции в производстве отдельных видов инновационной продукции, в частности здесь производится 75% российского рынка средств медицинской диагностики, 70% российского рынка программного обеспечения виртуального хостинга. Город Новосибирск - единственный город в России, принятый во Всемирную организацию технополисов WTA, которая объединяет 77 городов из 39 стран мира с высокоразвитой научно-технологической базой. Портфель готовых к практическому использованию научных разработок новосибирских ученых позволяет обеспечить прорывные технологии в ряде важнейших перспективных направлений, в том числе по направлениям: новые материалы и нанотехнологии, биотехнологии и медицина, информационные технологии, телекоммуникации, точное приборостроение.

Диверсифицированный экономический потенциал и уровень деловой активности.

Несмотря на то, что в два последних десятилетия резко усилилась позиция сферы услуг, в современной структуре экономики Новосибирской области гармонично сочетаются транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, торговля и многоотраслевая промышленность. В производственной структуре валового регионального продукта (ВРП) Новосибирской области на долю промышленного производства приходится более 20%, торговли - 18%, транспорта и связи - более 12%, сельского хозяйства - 4,9%, строительства - 6,3%. В сфере общественных услуг (образование, здравоохранение, операции с недвижимым имуществом, государственное управление) формируется более 38% ВРП Новосибирской области.

В списке 200 крупнейших компаний Сибирского федерального округа (СФО) Новосибирская область представлена 40 компаниями, при этом регион является явным лидером в тех производствах, которые работают на удовлетворение внутреннего спроса (пищевая промышленность, торговля, транспорт, телекоммуникации и связь).

В настоящее время промышленность Новосибирской области является одним из ведущих секторов региональной экономики. На ее долю приходится пятая часть ВРП Новосибирской области и более 20% инвестиций в основной капитал. В структуре промышленного производства доминируют обрабатывающие производства, на долю которых в общем объеме отгруженных товаров приходится более 70%. Среди обрабатывающих производств лидирующие позиции по отгрузке товаров удерживает производство пищевых продуктов (более 34%). Кроме того, значительная доля принадлежит металлургическому производству и производству готовых металлических изделий, производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производству прочих неметаллических минеральных продуктов, производству транспортных средств и оборудования, химическому производству и производству резиновых и пластмассовых изделий.

Перспективный рост физического объема ВРП Новосибирской области обусловлен прогнозируемым увеличением объемов производства практически во всех отраслях экономики, активизацией инвестиционной деятельности, в том числе за счет максимально полной реализации имеющихся конкурентных преимуществ региона и формирования образа Новосибирской области как динамично развивающегося региона, обладающего значительным экономическим потенциалом.

Государственная поддержка инвестиционной и предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, реализация мер по повышению объема производства на промышленных предприятиях, стимулирование предприятий к техническому и технологическому перевооружению, а также высокий уровень концентрации науки и профессионального образования будут обеспечивать темпы экономического развития области в долгосрочной перспективе. Наличие крупных розничных сетей и оптовых компаний, востребованность в логистических услугах, расположение области на пересечении важнейших транспортных путей Сибири и страны являются важными условиями и предпосылками для роста инвестиционных вложений в создание и развитие транспортно-логистических комплексов (суммарная доля торговли и транспорта в ВРП - около 30%). С учетом всех приведенных выше факторов среднегодовые темпы роста ВРП Новосибирской области в долгосрочной перспективе оцениваются в 102,6% (в сопоставимых ценах соответствующего года).

Более интенсивное развитие в последние 10-15 лет сферы услуг повлияло на то, что в Новосибирской области стала весьма заметной роль предприятий малого и среднего предпринимательства. По количеству, среднесписочной численности и обороту малых и средних предприятий Новосибирская область занимает первое место в СФО; здесь сосредоточена примерно четверть малых предприятий СФО. При этом Новосибирская область в 2013 году в девятый раз стала победителем федерального конкурса «Лучший регион (субъект) по развитию малого и среднего предпринимательства».

Новосибирская область обладает и широкими устоявшимися международными связями, определяющими высокий уровень международной деловой активности. По данным Федеральной таможенной службы и государственной статистической отчетности, внешнеторговый оборот Новосибирской области в 2013 году составил 4,5 млрд. долларов США, в том числе экспорт - 2,2 млрд. долларов США, импорт - 2,3 млрд. долларов США. Структура внешнеторгового оборота сложилась из оборота товаров на 85,3% и из оборота услуг - 14,7%. В товарной структуре экспорта наибольшую долю занимали машины, оборудование и транспортные средства - 43,3%, минеральные продукты - 29,5%, продукция химической промышленности, каучук - 8,4%. В товарной структуре импорта также преобладали машины, оборудование и транспортные средства - 45,8%, продукция химической промышленности, каучук - 13,8%, металлы и изделия из них - 11,5%. Экспортно-импортные операции в 2013 году осуществлялись со 121 страной мира, крупнейшие из которых: Китай, Украина, Венесуэла, Германия, Франция, США, Азербайджан, Болгария. Товарооборот с этими странами составил около 70% от объема товарооборота. По данным Сибирского таможенного управления в 2013 году наибольший удельный вес экспорта товаров приходился на Украину - 25,9% и Китай - 24,9%, основная же доля импорта товаров на Китай - 45,0% и Францию - 10,6%.

Потребительский потенциал.

Привлекательность Новосибирской области для инвестиций и активность социально-экономического развития отражаются на благосостоянии населения. Следует подчеркнуть, что Новосибирская область выигрывает у соседних регионов-конкурентов по показателям роста реальных денежных доходов населения (114% в 2012 году к уровню предыдущего года, в то время как в Омской и Томской областях этот показатель составляет 107,7% и 103,1%). Основные расходы населения Новосибирской области (более 3/4 от общего объема) связаны с покупкой товаров и оплатой услуг, чему способствует благоприятная ценовая ситуация: индекс потребительских цен в Новосибирской области в 2013 году составил всего 105,8% к уровню предыдущего года.

Рост потребительской активности в долгосрочной перспективе будет осуществляться в соответствии с внутренними условиями развития экономики, направленными на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, рост доходов населения.

Торговля является самой динамично развивающейся отраслью экономики Новосибирской области, в которой трудятся более 260 тыс. человек. На потребительском рынке Новосибирской области работают более 40 крупных сетевых компаний, реализующих продовольственные и непродовольственные товары. Розничные торговые сети формируют более 35% оборота розничной торговли торгующих организаций, а город Новосибирск занимает четвертое место в стране по розничному товарообороту. В 2013 году оборот розничной торговли составил 433 млн. рублей, с индексом физического объема к 2012 году 103,4%; оборот оптовой торговли за 2013 год составил 664 млрд. рублей (112% к 2012 году в сопоставимых ценах). Вместе с тем, на территории Новосибирской области обеспеченность торговыми площадями сложилась выше нормативов: на 1000 жителей Новосибирской области в настоящее время приходится 844 кв.м торговых площадей при нормативе минимальной обеспеченности 575 кв.м.

Переход к инновационной экономике будет означать изменение сложившейся структуры занятости населения, сопровождаться дальнейшим сокращением неэффективных рабочих мест, ростом занятости в сфере услуг.

Несмотря на то, что в структуре расходов населения на оплату услуг большая часть расходов приходится на «обязательные» виды услуг: услуги связи, жилищно-коммунальные, транспортные услуги и услуги в системе образования, - в долгосрочной перспективе прогнозируется расширение ассортимента предоставляемых платных услуг, повышение их качества, а также увеличение их доступности для различных категорий граждан.

Инфраструктурный и транспортно-логистический потенциал.

Планируемое развитие города Новосибирска в качестве мультимодального транспортного узла, а также значительные объемы инвестиций в складскую инфраструктуру и грузообработку обусловят в рассматриваемом периоде высокие темпы роста грузооборота транспортных организаций - на уровне 105,5% в среднегодовом исчислении за период 2015-2030 гг. В то же время, пассажирооборот ожидается будет расти более скромными темпами, как в силу продолжения роста доходов и уровня автомобилизации населения области, так и за счет меньшего, по сравнению с грузовым сектором, масштаба проектов развития пассажирской транспортной инфраструктуры.

Отрасль связи, как ожидается, в ближайшее десятилетие будет развиваться в первую очередь за счет интенсивного развития рынка (большего охвата населения, улучшения качественных характеристик услуг связи). К 2030 году, по мнению экспертов, широкое распространение начнут получать технологии связи следующего поколения, что позволит отрасли вернуться к существенным темпам роста (104,3% к 2025 году) за счет их масштабного внедрения и возможности предложения услуг с более высокой добавленной стоимостью.

 

Финансовый потенциал и бюджетная политика.

Основная цель бюджетной политики на новый бюджетный цикл - обеспечение преемственности реализуемых целей и задач проводимой бюджетной политики, актуализированных с учетом социально-экономических преобразований и перспектив развития экономики Новосибирской области. Таким образом, в долгосрочной перспективе прогнозируется относительно стабильный уровень доходов за счет обеспечения укрепления и развития важнейших конкурентных позиций Новосибирской области, развития инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, совершенствования государственного и муниципального управления.

Доходная часть бюджета Новосибирской области формируется из множества источников, что снижает потенциальные финансовые риски и обеспечивает большую стабильность при его формировании. Поступление доходов в консолидированный бюджет Новосибирской области в 2013 году составило 130,2 млрд. рублей, расходная часть консолидированного бюджета Новосибирской области составила 148,5 млрд. рублей. Основным источником формирования собственных доходов консолидированного бюджета области являются налоговые доходы. Следует отметить, что налоговые доходы занимают долю 90% в сумме собственных доходов и 76,5% в общем объеме доходов.

В рамках оценки расходной части баланса финансовых ресурсов предусматривается, что на государственные инвестиции на период реализации Стратегии будет направляться до 6% всей суммы расходов; а из средств, остающихся в распоряжении предприятий, на инвестиции в прогнозном периоде будет направлено оценочно около 25% средств. Внутренние факторы все в большей степени будут определять как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста. В связи с этим значительно возрастет роль экономической политики по улучшению инвестиционного климата, активизации инновационной деятельности.

Формирование расходной части бюджета в прогнозном периоде будет осуществляться по программно-целевому принципу.

 

Комфортная среда жизнедеятельности (качество жизни).

В Новосибирской области сформирована комфортная территория проживания. В регионе развернута работа по поддержке и развитию индивидуального жилищного строительства в сельской местности, реализуются специальные меры поддержки застройщиков, за счет бюджетных средств наращиваются объемы строительства служебного жилья в районах Новосибирской области, реализуются региональные программы по переселению жителей Новосибирской области из аварийного жилья, решаются вопросы строительства инженерных коммуникаций на площадках жилой застройки. По вводу жилья на душу населения Новосибирская область не только опережает другие регионы Сибири, но и заметно превышает среднероссийский уровень: по итогам 2013 года в России строится в год 0,49 квадратных метра на человека, в СФО - 0,41, в Новосибирской области - 0,63. Таким образом, к концу 2013 года обеспеченность населения жильем составила 22,7 квадратных метра в среднем на одного жителя Новосибирской области.

Город Новосибирск является одной из культурных столиц России. Здесь работают 9 государственных театров, два десятка музеев, столько же филармонических коллективов, формируя высокую культурную миграцию и туризм из соседних регионов.

 

2.2.2. Инвестиционно-инновационная привлекательность региона

 

Рост инвестиционной активности в Новосибирской области обусловлен не только традиционными факторами привлекательности, но и в значительной степени определяется системой государственных мер содействия инвестиционной деятельности. С 1999 года в Новосибирской области сформирована необходимая нормативная правовая база по стимулированию инвестиционных процессов и развитию инновационной деятельности; действует программа по государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области. В рамках программы государственная поддержка в сфере реального сектора экономики в 2013 году предоставлялась 23 инвестиционным проектам на сумму 0,578 млрд. рублей; дополнительно трем организациям предоставлены государственные гарантии на общую сумму 0,630 млрд. рублей. В 2013 году 16 инвестиционных проектов общей стоимостью 35,9 млрд. рублей получили одобрение Совета по инвестициям Новосибирской области, а 10 инвестиционных проектов общей стоимостью около 9 млрд. рублей одобрены к предоставлению государственной поддержки.

В целях повышения комплексности государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности на территории Новосибирской области Правительство Новосибирской области запланировало с 2015 года реализацию единой комплексной государственной программы, включающей действующие программы: «Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области на 2012-2021 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области   от01.09.2011 №383-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области на 2012-2021 годы», «Развитие промышленно-логистического парка на территории Новосибирской области на 2011-2016 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области   от29.08.2011 №382-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие промышленно-логистического парка на территории Новосибирской области на 2011-2016 годы», и «Создание научно-технологического парка в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области   от29.08.2011 №381-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Создание научно-технологического парка в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово на 2011-2015 годы».

Действия областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в долгосрочной перспективе будут сосредоточены на  развитии инновационного сектора экономики; обеспечении роста конкурентоспособности и технического перевооружения функционирующих на территории Новосибирской области хозяйствующих субъектов, активизации инвестиционной деятельности, в том числе за счет развития индустриальных и технологических парков и их инфраструктурного обустройства. Новый импульс инвестиционной активности на территории Новосибирской области добавит начало реализации с 2015 года государственной программы реиндустриализации экономики Новосибирской области, стимулирующей создание нового сектора промышленности на основе ядра 6-го технологического уклада.

СФО традиционно выступает привлекательным объектом для инвестиций на национальном и международном уровнях, обладая значительным потенциалом развития. Вместе с тем, характер динамики развития СФО и Новосибирской области по видам экономической деятельности во многом совпадают с общероссийской (рис. 2).

 

Рис. 2. Положение Новосибирской области в системе СФО и России

по структуре валового продукта, %

 

По данным Росстата инвестиции в основной капитал предприятий и организаций СФО увеличились на 165% за период 2009-2013 годы и в 2013 году составили 1377,7 млрд. рублей, а иностранные инвестиции - 7,9 млрд. долларов США, что составляет, соответственно, 10,4% и 4,7% всех инвестиций по России.

В целях обеспечения высоких темпов экономического роста Новосибирской области за счет интенсификации производства путем эффективного использования научного, научно-технического, образовательного, технологического и кадрового потенциала в Новосибирской области действует Закон Новосибирской области   от15.12.2007 №178-ОЗ «О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы».

В последние годы Новосибирская область выступает активным центром привлечения инвестиций, не только на региональном, но и национальном и международном уровнях. Так, в 2013 году поступление иностранных инвестиций в экономику Новосибирской области увеличилось на 11,4% относительно уровня 2012 года, а их объем составил 0,860 млрд. долларов США. Иностранные инвестиции в экономику Новосибирской области в 2013 году поступали из 72 стран мира. Основными странами-инвесторами являются Кипр, Германия, Соединенное Королевство, Швейцария, Китай, Украина, Таджикистан, на долю которых приходится более 60% общего объема иностранных инвестиций в экономику Новосибирской области.

Вместе с тем, важным фактором развития Новосибирской области выступают иностранные инвестиции, когда капитал поступает не только в виде денежных средств, но и технологий, машин, оборудования, лицензий, интеллектуальных ценностей, что способствует внедрению современных методов и технологий организации и ведения процессов производства, определяет возможность технологического обмена, а также повышение эффективности производства.

Анализ структуры инвестиций по источникам финансирования подчеркивает сильные конкурентные позиции Новосибирской области в борьбе за инвесторов как внутри России, так и на мировом рынке. По-прежнему основным источником финансирования инвестиций в основной капитал организаций являются привлеченные средства - 60,3% от общего объема (2013 год); доля собственных средств предприятий и организаций в структуре инвестиций в основной капитал составляет 34,4%. Из привлеченных средств доля бюджетных средств в объеме инвестиций в основной капитал в 2013 году составила 24,7% от общего объема, из них 9,8% - средства областного бюджета Новосибирской области. Для сравнения, величина этого же показателя в отношении таких регионов СФО, как Красноярский край, Омская область, Томская область составила 4,3%; 6,9%; 2,0% соответственно. Доля инвестиций с участием иностранного капитала в Новосибирской области находится на средних позициях и составляет 0,9% от совокупных инвестиций с участием иностранного капитала в Российской Федерации и 5,2% от инвестиций с участием иностранного капитала в СФО, в то время как этот же показатель в Омской области составил 0,6% и 3,3%, а в Томской области 1,1% и 5,9% соответственно.

Вместе с тем, статистические данные указывают на то, что структура инвестиций по Новосибирской области не является оптимальной: в регионе существенна доля инвестиций, движимых спросом (неоспоримых инвестиций). Для Новосибирской области это, прежде всего, инвестиции в операции с недвижимым имуществом (17,6%) и транспорт и связь (25,9% от общего объема инвестиций в регион). Доля конкурентных (оспоримых) инвестиций, за которые Новосибирская область соперничает с другими регионами-конкурентами как на уровне СФО, так и по Российской Федерации в целом, низка. Это инвестиции, направленные на предоставление комплекса коммунальных, персональных и социальных услуг (2,7%), оптовую и розничную торговлю (4,4%), образование (4,7%), сельское хозяйство (5,5%), здравоохранение (6,8%). Именно такие инвестиции формируют условия для долгосрочного устойчивого экономического роста.

За последние годы в городе Новосибирске и Новосибирской области сформировано экономически активное население, уровень его экономической активности в целом составил 69,0% с преобладанием доли лиц, обладающих частной собственностью (62,5% от общего объема населения, занятого в экономике). Общность тенденций социально-экономического развития на национальном и региональном уровнях подчеркивает анализ занятости указанной выше категории населения по видам экономической деятельности: наиболее привлекательной для населения сферой экономической деятельности выступает оптовая и розничная торговля совместно с разного рода ремонтными работами (18,7% от общего объема экономически активного населения), что согласуется с общероссийскими тенденциями.

Конкурентоспособность и инновационно-инвестиционная привлекательность регионов зависит от ряда качественных параметров, формирующих качество среды для ведения бизнеса. В Новосибирской области сформирована среда для ведения бизнеса высокого качества:

уровень образования населения. Более 30% населения Новосибирской области по данным Всероссийской переписи населения 2010 года имеет профессиональное образование, а по показателю численности студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на 10000 человек населения Новосибирская область была в 2013 году на 10 месте по России;

качество научных исследований. В Новосибирской области в 2012 году было сосредоточено 26,7% организаций, выполняющих научные исследования и разработки; в сфере науки занято более 21 тыс. человек, что составляет 40,9% к уровню СФО; а доля высококвалифицированного персонала (с учеными степенями) 44,2% к уровню СФО. Высокий уровень фундаментальной науки в Новосибирской области положительно сказывается на патентной активности научных организаций: в 2012 году в Новосибирской области уровень патентной активности, как отношение числа научных организаций, подавших патентные заявки, к общему числу обследованных научных организаций, составил 0,81 и 0,79 по изобретениям и полезным моделям соответственно;

качество информационных и телекоммуникационных технологий. Абсолютное большинство хозяйствующих субъектов Новосибирской области активно используют информационные и телекоммуникационные технологии: оснащенность работника компьютером в настоящее время составляет 48 единиц на 100 работников, из них 30 единиц - с выходом в глобальную сеть Интернет; около 30% организаций имеют собственный web-сайт; более половины организаций (55,9%) используют в своей работе электронный документооборот, что указывает на высокую квалификацию персонала. Указанный вывод подтверждается и фактом высокой оснащенности производственных процессов организаций специальными программными средствами.

В перспективе именно качество научных исследований будет определять конкурентоспособность Новосибирской области, потенциал которой в достаточной мере соответствует важнейшим условиям реализации эффективной государственной научно-технической политики. Новосибирская область являет собой яркий пример региона, где отчетливо проявляется высокая концентрация научного потенциала, финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, которые охватывают основные области исследований и разработок, реализация которых призвана обеспечить значительный вклад в социальное, научно-техническое и промышленное развитие страны и в достижение за счет этого национальных социально-экономических целей.

 

2.3. SWOT-анализ экономического положения Новосибирской области

 

Новосибирская область, используя свои конкурентные преимущества, на практике демонстрирует успешный опыт развития несырьевой экономики.

Сильными сторонами (конкурентными преимуществами) Новосибирской области являются:

значительный природно-ресурсный потенциал, выгодное географическое положение;

высокоразвитый научно-образовательный комплекс и кадровый потенциал;

развитая транспортно-логистическая система (высокий инфраструктурный и транспортно-логистический потенциал);

диверсифицированный экономический потенциал и высокий уровень деловой активности, значительный потенциал развития малого предпринимательства;

высокий потребительский потенциал региона;

комфортная среда жизнедеятельности (качество жизни);

наличие в регионе большого количества наукоемких технологий производства, наличие развитого обрабатывающего производства.

Перспективные возможности развития Новосибирской области включают:

усиление позиций секторов - «точек роста» экономики Новосибирской области;

долгосрочную тенденцию на реиндустриализацию экономики (создание и развитие новых производств благодаря имеющимся «точкам роста», новых высокотехнологичных производств и кластеров, технологических и индустриальных парков, формирование целостной инновационной системы Новосибирской области);

опережающее развитие Новосибирской агломерации, транспортно-логистической инфраструктуры;

усиление развития потенциала агропромышленного производства вследствие развития Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации;

усиление доли малого предпринимательства в сфере инноваций, услуг, жилищно-коммунального хозяйства.

Вместе с тем, развитие Новосибирской области ограничивается следующими факторами:

высокая затратность экономики вследствие суровых климатических условий, низкой производительности труда, высокой материало- и энергоемкости продукции, тарифов естественных монополий;

значительный износ основных фондов в «традиционных» секторах экономики и инфраструктуре региона;

высокий «износ» (старение) кадров в отраслях материального производства и научно-образовательном комплексе.

К потенциальным рискам развития Новосибирской области можно отнести:

риски вытеснения продукции Новосибирской области с внутреннего и региональных рынков товаропроизводителями соседних регионов и иностранных государств;

снижение конкурентоспособности отдельных секторов экономики Новосибирской области после вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО);

риски снижения инвестиционной привлекательности Новосибирской области по сравнению с другими регионами страны;

риски оттока квалифицированных кадров за пределы Новосибирской области вследствие тенденций роста «мобильности» населения;

общемировая тенденция сокращения конечного спроса.

Вышеуказанный анализ подтверждается статистическими данными. В  2013 году предприятиями и организациями Новосибирской области осуществлено 174,6 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что на 2,8% превысило уровень 2012 года. При этом на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря направлено 44,0% инвестиций в основной капитал, на строительство зданий (кроме жилых) и сооружений - 33,0%, на строительство жилых зданий - 18,8% и прочие затраты составили 4,2%. Инвестиции в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) составили 113,8 млрд. рублей, что на 1,3% выше уровня 2012 года. Основными видами деятельности для размещения инвестиций являлись транспорт и связь - 29,3% от общего объема инвестиций в основной капитал, операции с недвижимым имуществом, включающие согласно ОКВЭД научные исследования и разработки, деятельность, связанную с вычислительной техникой, консультационную деятельность - 17,4%, и обрабатывающие производства - около 10%.

Проведенный анализ позволяет сделать следующий вывод: хотя не по каждому отдельному направлению развития экономики, социальной сферы, ресурсному обеспечению Новосибирская область сможет занять лидирующее место в масштабах Сибири и тем более России, в долгосрочной перспективе принципиально важна именно совокупность всех потенциальных точек ее роста, что дает устойчивый эмерджентный эффект. Именно взаимосвязанность и взаимодополняемость всех потенциальных источников роста существенно повышают общую конкурентоспособность Новосибирской области и дают ей высокий шанс на активное развитие в новом тысячелетии, в борьбе за инвестиционные ресурсы.

 

Раздел 3. Цели, задачи и принципы реализации инвестиционной политики

 

Инвестиционная политика Новосибирской области в долгосрочной перспективе будет основываться на следующих принципах:

открытость и прозрачность инвестиционной политики для всех субъектов инвестиционной деятельности;

равноправие субъектов инвестиционной деятельности и равный доступ инвесторов к формам и мерам государственного стимулирования и поддержки инвестиционной деятельности, предусмотренных законодательством Новосибирской области;

обеспечение гарантий и механизмов по защите прав инвесторов, осуществляющих деятельность на территории Новосибирской области;

использование конкурентных преимуществ Новосибирской области как промышленного, транспортно-логистического, научно-образовательного и административного центра Сибири;

применение целевого подхода, означающего определение «целевых сегментов» инвесторов и инвестиционных проектов с точки зрения регулирования, стимулирования и поддержки;

эффективность инвестиционного законодательства, отражающего текущие и стратегические задачи региона в инвестиционной сфере;

эффективность государственного регулирования инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области;

децентрализация системы государственного регулирования, стимулирования и поддержки, вовлечение в систему, помимо инвесторов, иных хозяйствующих субъектов, обеспечивающих инвестиционную деятельность, в том числе для использования их ресурсов в целях реализации государственной инвестиционной политики (государственно-частное партнерство);

понимание роли Национального рейтинга инвестиционного климата субъектов Российской Федерации, как главной оценки состояния благоприятного инвестиционного климата в регионе;

снижение административных барьеров, упрощение либо отмена процедур, чрезмерно регулирующих деятельность инвесторов и усложняющих осуществление инвестиционной деятельности.

Целью инвестиционной политики Новосибирской области является формирование благоприятного инвестиционного климата, привлекательного для внутренних и внешних инвесторов, обеспечивающего рост инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и способствующего ускорению темпов социально-экономического развития области в целом и ее отдельных муниципальных образований.

Достижение цели государственной инвестиционной политики Новосибирской области измеряется:

ростом ВРП Новосибирской области, в том числе за счет роста капитальных активов предприятий и организаций, повышения рентабельности производства, создания интеллектуальной собственности (экономическая эффективность);


Информация по документу
Читайте также