Расширенный поиск
Указ Губернатора Красноярского края от 17.12.2013 № 239-уг УКАЗ
ГУБЕРНАТОРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Об утверждении Инвестиционной стратегии Красноярского края на период до 2030 года
(В редакции Указа Губернатора Красноярского края
от 30.04.2015 № 97-уг)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.09.2012 N 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей
федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности", распоряжением Правительства
Российской Федерации от 10.04.2014 № 570-р, статьей 90 Устава Красноярского края ПОСТАНОВЛЯЮ: (В редакции Указа Губернатора Красноярского края от 30.04.2015 № 97-уг)
1. Утвердить Инвестиционную стратегию Красноярского края на период до 2030 года (далее - Инвестиционная стратегия) согласно приложению. 2. Правительству Красноярского края в срок не позднее трех месяцев с даты вступления в силу настоящего указа утвердить план мероприятий по реализации Инвестиционной стратегии на трехлетний летний период (далее - План), содержащий плановые показатели реализации Инвестиционной стратегии. План подлежит актуализации не реже одного раза в год.
3. Руководители органов исполнительной власти Красноярского края,
несут персональную ответственность за достижение плановых показателей
реализации Инвестиционной стратегии. 4. (Утратил силу - Указ Губернатора Красноярского края от 30.04.2015 № 97-уг)
5. Правительству Красноярского края в срок до 1 сентября года, следующего за отчетным, направлять Губернатору Красноярского края и в
Законодательное Собрание Красноярского края сводный отчет о достижении плановых показателей реализации Инвестиционной стратегии. 6. (Утратил силу - Указ Губернатора Красноярского края от 30.04.2015 № 97-уг)
7. Опубликовать указ на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru). 8. Указ вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования. Губернатор края Л.В. Кузнецов
г. Красноярск 17.12.2013 N 239-уг Приложение
к указу Губернатора Красноярского края
от 17.12.2013 N 239-уг
Инвестиционная стратегия Красноярского края на период до 2030 года
1. Общие положения Инвестиционная стратегия Красноярского края на период до 2030 года (далее ( Стратегия) определяет приоритеты и общие направления взаимодействия органов государственной власти Красноярского края, предпринимательского сообщества и жителей Красноярского края (далее -
край) по созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе. Стратегия разработана с учетом краевых и муниципальных программ развития, схем территориального планирования, а также положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120- р, Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации. Стратегия разработана с учетом требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 03.05.2012 (далее - Региональный инвестиционный стандарт). 1.1. Предпосылки формирования Стратегии Многообразие природных ресурсов края и их востребованность в мировой и новой экономике Российской Федерации сделали его привлекательным для инвесторов, о чем свидетельствует присутствие на территории края бизнеса крупнейших транснациональных, национальных и региональных компаний. 1.2. Характеристика основных показателей инвестиционной деятельности края
1.2.1. В крае реализуются крупнейшие инвестиционные проекты в области добычи полезных ископаемых, энергетики, металлургии, лесном комплексе и других отраслях, поддерживающие положительные темпы роста
региональной экономики. За период с 2003 года по 2012 год инвестиционная активность края увеличилась в 5,5 раза, что существенно превосходит аналогичный показатель по Российской Федерации в целом (рост инвестиций в 2,3 раза) и Сибирскому федеральному округу (далее ( СФО) (рост в 4,4 раза). Рейтинг края по поступлению инвестиций в основной капитал среди субъектов Российской Федерации с 18 места в 2007 году поднялся до 6 места в 2012 году. 1.2.2. По объему инвестиций на душу населения (132,3 тыс. рублей)
край существенно опережает среднероссийский показатель (87,8 тыс. рублей), находится на 10-м месте среди регионов Российской Федерации и на 1-м месте в СФО. 1.2.3. Объем инвестиций в основной капитал в 2012 году по полному
кругу организаций достиг 376,1 млрд рублей, темп роста инвестиций за год составил 115,5% (в Российской Федерации - 106,6%). Объем инвестиций в основной капитал на территории края составляет около 30%
от всех инвестиций СФО. Большая часть инвестиций в основной капитал направляется на возведение зданий и сооружений (в 2012 году - 45,7% от общего объема инвестиций в основной капитал), на приобретение машин, оборудования и
транспортных средств (в 2012 году - 32,2%). Такая структура инвестиций обусловлена высокой долей промышленных объектов в рамках реализуемых проектов. 1.2.4. По объему инвестиций лидирует сырьевой сектор - 29,1%, в обрабатывающие производства вкладывается 25,9% инвестиций, из которых
наибольший объем приходится на металлургию и деревообработку. Удельный вес инвестиций в энергетику составил 12,4%, в транспорт и связь - 13,8%, в здравоохранение - 2,1%, в строительство - 1,9%. Положительная динамика показателей инвестиционной деятельности в крае обусловлена реализацией на федеральном и региональном уровне комплекса мер, направленных на улучшение делового климата и повышение
инвестиционной привлекательности края. Правительство края ведет активную работу по привлечению в край крупных инвестиционных проектов
национального уровня, в том числе важных для обеспечения энергетической безопасности страны (освоение Ванкорского нефтегазового
месторождения в арктической зоне края, освоение нефтегазовых месторождений в Эвенкии: Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского, строительство нефтепровода Куюмба - Тайшет).
1.2.5. К числу приоритетов инвестиционного развития края относится формирование в регионе территориально-производственных кластеров на условиях государственно-частного партнерства: с 2007 по 2015 годы реализуется инвестиционный проект "Комплексное развитие Нижнего Приангарья";
в 2012 году сформирован комплексный инвестиционный проект 2-го этапа индустриального развития Нижнего Приангарья ( "Ангаро-Енисейский кластер" (сроки реализации - с 2014 по 2022 годы, объем инвестиций ( 293,4 млрд рублей); в 2012 году кластер инновационных технологий в г. Железногорске включен в перечень приоритетных кластеров России. 1.2.6. Проекты территориальных кластеров решают, прежде всего, системные задачи обеспечения опережающих темпов развития транспортной, энергетической и коммуникационной инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов, направленных на освоение новых территорий, привлечения, помимо бюджетных инвестиций, средств частных
инвесторов, что, в свою очередь, способствует повышению доступности ресурсов, необходимых для развития бизнеса и повышения качества жизни
населения: производственных, кадровых, информационных, социальнокультурных, жилищных, рекреационных и других.
Наиболее значимые завершенные проекты по созданию объектов транспортной и энергетической инфраструктуры, построенные в рамках первого этапа развития Нижнего Приангарья:
в Богучанском районе ( первая очередь строительства совмещенного автомобильно-железнодорожного моста через р. Ангару и схема выдачи мощностей Богучаснкой ГЭС;
в г. Кодинске ( автомобильный переход через р. Ангару по плотине Богучанской ГЭС.
Ввод этих объектов открыл круглогодичное сообщение между правобережьем и левобережьем нижней Ангары, что обеспечило транспортную доступность районных центров, облегчило круглогодичные поставки материалов и оборудования для объектов нефтегазового комплекса Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений и нефтепровода Куюмба - Тайшет.
В рамках комплексного развития транспортной инфраструктуры в крае
продолжается строительство нового четвертого автомобильного моста в г. Красноярске, согласовано строительство трассы железнодорожной ветки Кызыл - Курагино, завершается государственная экспертиза проекта автодорожного моста (Высокогорский) через р. Енисей в СевероЕнисейском
районе. 1.2.7. Важным фактором в организации взаимодействия власти и бизнеса в области инвестиционной и предпринимательской деятельности стало внедрение требований Регионального инвестиционного стандарта, который в крае с 2014 года вступит в силу по всем разделам. 1.2.8. Все более существенным фактором и индикатором, определяющим инвестиционный климат региона, становится развитие малого и среднего предпринимательства. Начиная с 2006 года в крае реализуются целевые программы поддержки предпринимательства. С 2007 по 2012 годы количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства увеличилось на 61,77% и достигло 136,2 тыс.; число занятых на малых предприятиях увеличилось на 74,4%, и составило 215,0 тыс. человек; среднемесячная заработная плата выросла в 2,4 раза и составила 18 868,8 рублей; оборот организаций малых предприятий в 2012 году составил 229,1 млрд рублей, что на 47,6% выше показателя 2007 года. В итоге в общем объеме инвестиций в основной капитал в крае доля инвестиций, осуществленных предприятиями малого и среднего бизнеса в 2012 году, составила 5,06% или 19,03 млрд рублей. По данному показателю край занял 4-е место в СФО и 12-е в Российской Федерации. 1.2.9. С 2011 года в крае действует Стратегия инновационного развития края на период до 2020 года "Инновационный край-2020", утвержденная указом Губернатора края от 24.11.2011 N 218-уг, определившая основные отрасли опережающего инновационного развития региона. 1.2.10. Развитие кадрового потенциала соответствует реализуемым в
крае инвестиционным проектам. Согласно ежегодно актуализируемому прогнозу кадровая потребность на 2013-2020 годы составляет около 40,1
тыс. человек по 178 инвестиционным проектам краевого и муниципального
уровня (без учетов строительства инфраструктурных объектов комплексного инвестиционного проекта "Ангаро-Енисейский кластер", где на период строительства запланировано создание около 20 тыс. рабочих мест). В рамках долгосрочной целевой программы "Модернизация сети образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в Красноярском крае" на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства края от 20.11.2010 N 573-п, созданы современные высокотехнологичные центры профессионального образования по подготовке высококвалифицированных кадров для ведущих видов экономической деятельности края. Действует 11 таких центров по направлениям: металлургия (г. Норильск, автомобильный транспорт, сварочные технологии, информатизация и телекоммуникация (г. Красноярск, нефтепереработка (г. Ачинск, дорожное строительство (Емельяновский район, строительство (г. Канск, машиностроение (г. Сосновоборск, сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность (г. Уяр, железнодорожный транспорт - г. Боготол, лесная промышленность и деревообработка - г. Кодинск.
Планируется организация аналогичных центров подготовки кадров для
добычи и транспортировки нефти, промышленных технологий, строительства, индустрии питания. На территории края по состоянию на 01.11.2013 действуют 103 профессиональных образовательных организации, подведомственные министерству образования и науки края, подготавливающие ежегодно свыше 10 тыс. человек из числа молодежи по программам квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и около 30 тыс. человек взрослого населения по программам подготовки и переподготовки кадров. 1.2.11. Особым фактором роста открытости, делового авторитета и инвестиционного климата региона стал ежегодный Красноярский экономический форум (далее - КЭФ), который зарекомендовал себя как эффективная дискуссионная площадка российского и международного уровня. В 2013 году в работе юбилейного 10-го форума приняли участие более 4 тыс. человек: представители всех федеральных округов, 57 российских регионов, в их числе главы 12 субъектов Российской Федерации, 16 стран, в том числе стран G20 ("большой двадцатки"). В рамках КЭФ подписано 26 инвестиционных соглашений на общую сумму свыше 3,8 млрд рублей. Информационное сопровождение субъектов инвестиционной деятельности в регионе обеспечивается через специализированный двуязычный (русско-английский) интернет-портал, а также ежегодно актуализируемую интерактивную инвестиционную карту региона и Инвестиционный паспорт края. В крае сформированы и эффективно функционируют специализированные
организации, деятельность которых направлена на взаимодействие с предпринимателями и инвесторами, в том числе сопровождение инвестиционных проектов: ОАО "Корпорация развития Красноярского края" (специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами; ОАО "Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса" (специализированная организация по предоставлению микрофинансовых услуг, гарантийная организация, партнер МСП-банка, партнер ОАО "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" (ЭКСАР). На базе агентства действует "Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства" и "Евро Инфо Консультационный (Корреспондентский) Центр - Красноярский край"; КГАУ "Красноярский инновационно-технологический бизнес-инкубатор" (специализированная организация по оказанию поддержки и организации инвестиционного сопровождения инновационных проектов, резидентами которой являются 89 компаний; КГАУ "Красноярский фонд поддержки научной и научно-технической деятельности" (специализированная организация по предоставлению грантовой поддержки организациям, осуществляющим научноисследовательскую и инновационную деятельность;
ОАО "Агентство развития инновационной деятельности" - специализированная организация по формированию и реализации инфраструктурных проектов поддержки инновационной деятельности и инновационных проектов. 1.3. Конкурентные преимущества и слабые стороны инвестиционной
привлекательности края
По оценкам экспертов край является одним из наиболее привлекательных регионов Российской Федерации для развития бизнеса. Край занимает ведущие места в авторитетных рейтингах, рассчитываемых на основании анализа параметров, характеризующих социальное, промышленное, финансовое, институциональное развитие регионов. Анализ текущего состояния инвестиционной привлекательности края приведен в приложении N 1 к Стратегии. 1.3.1. Ключевые факторы, определяющие инвестиционную привлекательность края
1.3.1.1. Уникальное экономико-географическое положение. Край расположен в Восточной Сибири, в самом центре Евроазиатского континента. Столица региона - город Красноярск - крупный транзитный узел, стоящий на пересечении Транссибирской магистрали и исторически сложившихся торговых путей по р. Енисей. Край имеет выход к морям Северного Ледовитого океана (Карское море и море Лаптевых). Большие резервы территорий, свободных для развития бизнеса и проживания населения. Край - один из крупнейших регионов в России: территория края составляет 13,5% от общей площади России и занимает второе место в Российской Федерации и первое среди регионов, входящих в Сибирский федеральный округ. Площадь края составляет 2367 тыс. кв. км, протяженность территории с севера на юг - 3000 км. 1.3.1.2. Богатый природно-ресурсный потенциал, обеспечивающий потребности существующей экономики и развивающихся инновационных технологий. Разнообразие природных ресурсов края связано с особенностями геологической структуры региона. Край выделяется высокой обеспеченностью комплексными запасами топливно-энергетических ресурсов как возобновляемых (гидроресурсы), так и минеральных (гигантские запасы энергетических углей, ресурсы нефти и газа, торфа), обеспечивающих краю на длительное время (сотни лет) роль одной из важнейших энергоресурсных баз Российской Федерации.
Большую ценность, особенно в сочетании с дешевым топливом и энергией, представляют сырьевые ресурсы цветных и черных металлов. Помимо этого, край обладает крупнейшими в Российской Федерации лесосырьевыми ресурсами (14,3% от общероссийского запаса леса, или 3,0% от мирового) и относится к ведущим лесопромышленным регионам России. По объему и качеству существующих запасов древесины край занимает первое место в Российской Федерации. Наличие свободных земельных ресурсов и высокая обеспеченность сельхозугодиями, в том числе пашнями, определяют конкурентоспособность регионального агропромышленного комплекса. 1.3.1.3. Высокий кадровый и демографический потенциал с тенденцией к росту. По численности населения край - самый крупный субъект Российской Федерации на территории Сибири и Дальнего Востока. Край сохраняет ведущие позиции в Сибирском федеральном округе по численности экономически активного населения и уровню экономической активности населения. Система образования представлена в крае учреждениями всех уровней
и видов. Система профессиональной подготовки по востребованным на рынке труда профессиям ориентирована на развивающие отрасли с учетом прогнозируемой кадровой потребности, которая формируется, главным образом, с участием самих работодателей. Помимо прогнозного сценария, в регионе на базе образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования действуют высокотехнологичные центры в приоритетных отраслях краевой экономики (металлургия, транспорт, телекоммуникации, строительство, машиностроение, сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность, лесная промышленность и деревообработка). Система создания высокотехнологичных центров подготовки неразрывно связана с потребностями регионального рынка труда в соответствующих специалистах. 1.3.1.4. Наличие сформированной транспортной инфраструктуры в густонаселенных и развивающейся инфраструктуры во вновь осваиваемых территориях края. Через территорию края проходят все виды транспортной системы, не только связывающие азиатскую и европейскую части России, но и являющиеся транспортным мостом между полюсами мирового экономического
роста - Северо-Американского континента, Западной Европы и быстро развивающихся стран Юго-Восточной Азии: международный железнодорожный
коридор "Транссиб", межокеанический транспортный коридор - "Енисей - Северный морской путь", воздушные трансполярные маршруты через Северный полюс, связывающие Северную Америку и страны Юго-Восточной Азии и имеющие значительные экологические и экономические преимущества за счет уменьшения полетного времени. Конкурентные преимущества транспортного комплекса края определяются двумя факторами: самой географией расположения края в центре страны на пересечении важнейших транспортных магистралей и присутствием на территории края крупных предприятий основных грузообразующих отраслей - нефтегазовой, угольной, горно-рудной и лесной. Повышению конкурентных преимуществ транспортного комплекса края способствует реализация на территории региона крупных проектов Транспортной стратегии Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734- р, в которых заинтересованы соседние регионы Сибири и другие федеральные округа. 1.3.1.5. Динамично развивающаяся образовательная и инновационная инфраструктура. В крае создана современная система образования и науки, крупный корпоративный сектор исследований и разработок. Действуют Красноярский научный центр СО РАН, отраслевые научно-исследовательские институты, 10 федеральных государственных высших учебных заведений и сеть филиалов отраслевых научно-исследовательских институтов и учреждений высшего профессионального образования. Крупнейшим центром образования края стал Сибирский федеральный университет, который в перспективе может стать также центром науки и инноваций. На территории края активно развивается финансовая инфраструктура поддержки инноваций на базе КГАУ "Красноярский краевой фонд поддержки
научной и научно-технической деятельности", ОАО "Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса", КГАУ "Красноярский региональный инновационно-технологический бизнесинкубатор", проектируется Красноярский Технопарк, ведется строительство промышленного парка в ЗАТО г. Железногорск. 1.3.2. Факторы, сдерживающие инвестиционную привлекательность края
1.3.2.1. Пространственно-географическая организация территории:
сложные климатические условия;
удаленность от мировых рынков сбыта;
слаборазвитая инженерная инфраструктура в районах нового освоения
и северных районах края; низкая транспортно-логистическая и коммуникационная освоенность северных районов края; неравномерность распределения трудовых ресурсов по территории края; отсутствие локальных генераций на местных источниках энергии, как
следствие - высокие энерготарифы и высокая себестоимость произведенной
на этих территориях продукции; монополизация в отраслях специализации отдаленных территорий края. 1.3.2.2. Структура экономики и технологические возможности производства: преобладание в экономике края третьего и четвертого технологических укладов с низкой производительностью труда и диверсификацией производства; низкая энергоэффективность производств в сочетании с высокой ресурсоемкостью изделий; низкая доля выпускаемой продукции, ориентированной на конечное потребление; низкие темпы внедрения инновационных технологий;
диспропорции в инвестиционной деятельности по территории края и по объектам вложений; структурное и качественное несоответствие квалификации трудовых ресурсов задачам развития края; высокие инвестиционные издержки;
высокий уровень потенциальных экологических рисков на вновь осваиваемых территориях. 2. Цель, задачи и рамки реализации Стратегии. Этапы реализации
Стратегия является инструментом формирования эффективной инфраструктурной среды, обеспечивающей повышение инвестиционной привлекательности региона, стимулирование предпринимательской, инвестиционной и инновационной активности для повышения уровня доходов и качества жизни населения края. 2.1. Цель и задачи Стратегии, целевые индикаторы
2.1.1. Цель Стратегии - обеспечение опережающих общероссийских темпов роста экономики края за счет роста инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, действующих на территории региона, направленной: на организацию новых высокотехнологичных рабочих мест;
на повышение качества жизни населения края и уровня его доходов;
на рост бюджетных поступлений за счет развития производственной, финансовой деятельности и сферы услуг в крае. Комплекс целей, задач и мероприятий Стратегии основан на целевом (форсированном) сценарии долгосрочного развития российской экономики в соответствии с Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации в марте 2013 года. 2.1.2. Целевые направления деятельности и задачи в сфере инвестиционной деятельности: создание благоприятных условий для ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности в регионе, совершенствование системы
государственного и муниципального управления в сферах, затрагивающих предпринимательскую и инвестиционную деятельность; повышение инвестиционной привлекательности и высокого уровня конкурентоспособности экономики края на региональном, межрегиональном
и международном уровнях. Формирование региона, открытого для международного сообщества, интегрированного в постиндустриальную мировую экономику; создание диверсифицированной инновационной экономики, формирование условий для роста научно-технического потенциала, развитие объектов инновационной инфраструктуры; формирование и реализация комплексных инвестиционных проектов края, направленных, в первую очередь, на создание территориальнопроизводственных кластеров;
использование механизма государственно-частного партнерства на территории края при реализации инвестиционных, инфраструктурных и социально значимых проектов; развитие финансовой, физической и институциональной инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов, развития предпринимательства, а также различных фондов, осуществляющих прямые инвестиции в предприятия края и оказывающих содействие резидентам краевой экономики в выходе на фондовый рынок; развитие малого и среднего предпринимательства в крае;
развитие системы кадрового обеспечения, механизмов подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим потребностям и задачам инвестиционного и инновационного развития края; соответствие реализуемых инвестиционных проектов экологичным, ресурсосберегаемым и наилучшим доступным технологиям, обеспечивающим рациональное природопользование и экологическую безопасность населения. Основные целевые индикаторы реализации Стратегии приведены в приложении N 2 к Стратегии. 2.2. Рамки Стратегии и затрагиваемые ею аспекты применения
Стратегия является системообразующим документом государственной инвестиционной политики, определяющим: приоритеты долгосрочного социально-экономического развития в области инвестиционной деятельности края в целом и его отдельных макрорайонов; формирование новых центров экономического роста региона;
направления централизации и концентрации капитала (региональных и
привлеченных инвестиционных ресурсов) по отраслям и территориям региона. В Стратегии учтены планы, стратегии и программы развития ведущих корпораций и предприятий, действующих на территории края. Стратегия учитывает специфику региона в экономическом пространстве Российской Федерации и направлена на реализацию его основных конкурентных преимуществ с учетом интересов Российской Федерации. Партнером власти в реализации Стратегии выступает бизнессообщество (на принципах государственно-частного партнерства).
Стратегия является документом общественного согласия власти, бизнеса и населения в отношении перспектив инвестиционного развития региона. Затрагиваемые настоящей Стратегией аспекты совершенствования нормативной правовой базы края, связанной с регулированием инвестиционной деятельности и ее правоприменения, представляют собой актуализацию содержания и регламентацию следующих направлений: оценка регулирующего воздействия принимаемых в крае нормативных правовых актов, которые затрагивают предпринимательскую и инвестиционную деятельность; сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна";
деятельность специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами; формирование и использование инвестиционного фонда края;
государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, инвесторов и инвестиционной деятельности на территории края, в том числе инфраструктурная; функционирование индустриальных парков, технопарков и бизнесинкубаторов, в том числе частных; поддержка инвесторов, резидентов, управляющих компаний промпарков;
участие края, муниципальных образований и городских округов в государственно-частном партнерстве; развитие международного партнерства в сфере привлечения инвестиций. 2.3. Сроки и этапы реализации Стратегии, направления инвестиционного развития края
Сроки реализации Стратегии - 2013-2030 годы.
Стратегия будет реализована в три этапа:
2.3.1. Первый этап (2013-2016 годы) - определение базовых условий
инвестиционной деятельности в крае как системы, обеспечивающей предпосылки опережающего экономического развития территорий и отраслей. Мероприятия первого этапа будут направлены:
на устранение ограничений, снижение влияния выявленных угроз и негативных факторов, сдерживающих инвестиционное развитие края; на создание и становление в крае базовых условий для привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов: нормативно-правовых,
инфраструктурных, институциональных, административных; на повышение инвестиционного имиджа, статуса, рейтингов территории; на формирование комплексных инвестиционных проектов, направленных
на создание основных центров, отраслей (систем) опережающего развития
экономики края; на создание основ инновационной структуры экономики.
2.3.2. Второй этап (2017-2025 годы) - повышение инвестиционной активности региона и активный запуск инвестиционных проектов, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, комплексное освоение сырьевых ресурсов, реализация кластерной политики, развитие инновационной структуры экономики. Мероприятия второго этапа направлены:
на снижение барьеров для ведения бизнеса;
на создание благоприятных условий для развития транспортной и энергетической инфраструктуры; на формирование открытого для международного сообщества региона, интегрированного в постиндустриальную мировую экономику; на обеспечение эффективного взаимодействия с инвесторами;
на реализацию комплексных инвестиционных проектов;
на активное применение механизмов государственно-частного партнерства. 2.3.3. Третий этап (2025-2030 годы) - ускорение предпринимательской и инвестиционной активности, развитие производственного потенциала, активная интеграция экономики края в мировую экономику на основе экономики знаний. Основные мероприятия третьего этапа направлены:
на диверсификацию производства;
на освоение новых продуктов и комплектующих, востребованных в производстве наукоемкой продукции для информационных технологий, машиностроения, приборостроения, энергетики, медицины, наноэлектроники, солнечной энергетики, ресурсосберегающих технологий и
т.д. Реализация основных положений третьего этапа позволит создать условия для успешного конкурирования предпринимателей края как на внутреннем, так и на внешних рынках. 3. Инвестиционные приоритеты края
Инвестиционные приоритеты реализации Стратегии базируются:
на стратегических интересах Российской Федерации в части обеспечения ее энергетической и сырьевой безопасности; на планируемых к размещению на территории края объектах федерального уровня, обозначенных в отраслевых стратегиях и схемах территориального планирования, государственных отраслевых программах,
стратегиях развития государственных и частных компаний. Проекты федерального уровня являются точками роста региональной экономики, формирования новых центров экономического роста федерального уровня, развития энергетической и транспортной инфраструктуры, источниками дополнительных налогов для дальнейшего развития края, развития потребительского сектора экономики. 3.1. Инвестиционные приоритеты в отраслевом разрезе
3.1.1. В соответствии с ключевыми направлениями социальноэкономического развития края основными отраслевыми приоритетами являются следующие. 3.1.1.1. В нефтегазовом комплексе, с учетом основных направлений его развития, приоритетом является наращивание объемов добычи нефти, переход от добычи газа для местных нужд к крупномасштабной газодобыче
с поставкой газа на российский и международный рынки. Приоритетным развитием нефтегазового комплекса края, отвечающего стратегическим интересам региона, является формирование на территории
края газоперерабатывающего и газохимического сектора на базе сырья Приангарского центра, в состав которого входят месторождения районов Нижнего Приангарья и юга Эвенкии.
Развитие данных приоритетов становится возможным благодаря прокладке магистрального нефтепровода "Куюмба - Тайшет", предназначенного для транспортировки нефти Куюмбинского и ЮрубченоТохомского месторождений.
В более отдаленной перспективе основной акцент сделан на развитии
Северо-Западного центра, предусматривающего освоение месторождений, расположенных на правобережье в низовьях р. Енисей, которые потребуют
дополнительного изучения. Стимулирующим фактором в развитии сектора нефтепереработки и газодобычи послужит создание комплексной системы транспортировки нефти и газа на базе нефтепродуктопровода "Ачинск - Кемерово - Сокур" с подключением к Ачинскому нефтеперерабатывающему заводу, а также создание газотранспортной системы в Восточной Сибири. 3.1.1.2. Развитие топливно-энергетического комплекса определяется
повышением надежности межсистемного транзита электрической энергии между объединенными энергетическими системами Востока, Сибири и Урала, развитием электросетевого хозяйства центрального энергоузла Красноярской энергосистемы, малой распределенной энергетики на территории края, строительством источников когенерационной выработки тепловой и электрической энергии для повышения эффективности локальных энергосистем, расположенных в удаленных районах края. Планируется модернизация систем теплоснабжения в малых городах и сельских районах в целях обеспечения надежного энергоснабжения с применением современных технологий. В целях повышения эффективности локальных энергосистем в удаленных районах края предполагается развитие альтернативных источников энергии (ветроэнергетических установок, малых гидростанций
и пр.). Увеличение объемов добычи угля, главным образом, будет определяться вводом новых мощностей в рамках реализации проектов в сфере энергетики как на территории края, так и на уровне других регионов. Внутрирегиональное развитие угледобывающей отрасли связано с реализацией ряда инвестиционных проектов, предусматривающих использование для технологических и энергетических нужд каменных углей, расположенных на территории Приангарья, Тунгусского бассейна, а
также освоением месторождений коксующихся углей Западно-Таймырского угленосного района. 3.1.1.3. В период после 2015 года на основе ресурсной базы коксующихся углей Карабульского месторождения (Приангарье) предполагается создание и развитие нового для региона коксохимического производства с производством кокса для металлургии. Ресурсный потенциал месторождений коксующихся углей ЗападноТаймырского угленосного района рассматривается как потенциал для отечественных горно-металлургических комплексов и развития экспортных поставок в Западную Европу и на азиатско-тихоокеанский рынок, что связано с высоким качеством углей, их значительным запасам
и прогнозным ресурсам, близостью к морскому порту Диксон. В стратегической перспективе на территории края выделяются пять крупных металлургических центров - традиционные Норильский и Красноярский центры, формирующийся Приангарский центр и два новых центра на юго-востоке края на базе Кингашского рудного узла и месторождений Курагинского района.
Развитие металлургического комплекса будет осуществляться за счет
модернизации действующих предприятий цветной металлургии, появления новых инвестиционных проектов в горно-металлургической сфере (Норильский центр), роста производительности труда, создания новых передельных производственных мощностей и выпуска новых для региона видов продукции. Развитие Норильского центра будет происходить в результате реализации программы развития ОАО "ГМК "Норильский никель", направленной на освоение новых ресурно-сырьевых баз, реструктуризации действующих производств и, как следствие, повышение технологической эффективности горнодобывающего и металлургического производств и сохранение объемов выпуска никеля, меди и металлов платиновой группы. Комплексное развитие Красноярского центра связано с созданием новых производств и реализацией ряда проектов развития действующих предприятий металлургической отрасли: ООО "КраМЗ", ООО "ЛитейноПрессовый завод "Сегал", ООО "ЛМЗ "СКАД", ООО "КиК". Инновационное развитие сектора по переработке металлов платиновой
группы и золота на базе ОАО "Красцветмет" предусматривает расширение и диверсификацию производства с выпуском на основе металлов платиновой группы новых видов продукции. Также развитие производства металлов и продукции для нужд инновационной экономики будет осуществляться на базе кластера инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск. В зоне Приангарского центра развитие металлургической отрасли будет связано с запуском Богучанского алюминиевого завода, с двукратным увеличением выпуска свинцового и цинкового концентратов за
счет разработки глубоких горизонтов Горевского свинцово-цинкового месторождения, с приростом добычи золота. Приоритеты Юго-восточной зоны предусматривают создание крупного центра добычи и переработки медно-никелевых руд на базе месторождений
Кингашского рудного узла, строительство металлургического комплекса по
производству цветных металлов в ЗАТО г. Зеленогорск, горнодобывающего
центра на территории Курагинского района в зоне влияния проектируемой железной дороги Кызыл - Курагино, специализирующегося преимущественно
на добыче и обогащении руд черных металлов, с перспективами создания металлургического производства. Помимо развития сырьевой базы черной металлургии в пределах центра предусматривается также развитие добычи
рудного и россыпного золота. В долгосрочной перспективе, с учетом имеющегося опыта работы с радиоактивными материалами предприятий ЗАТО г. Железногорск и ЗАТО г. Зеленогорск, к приоритетам относится развитие в крае переработки добываемых в России руд редкоземельных металлов, что позволит региону занять лидирующие позиции по производству и поставке на отечественный и мировые рынки металлов данной группы. 3.1.1.4. В машиностроении инвестиционные приоритеты края в стратегической перспективе нацелены на инновационно-технологическое развитие машиностроительного комплекса, повышение производительности труда, снижение энергоемкости производства, изменение ассортимента, повышение качества продукции, использование резерва загрузки мощностей предприятий отрасли. В целях повышения конкурентоспособности экономики региона инвестиционно-привлекательными направлениями развития являются создание кластерных систем в машиностроительной отрасли в части сервисного инжиниринга, объединяющего новые малые и средние инновационные предприятия, обслуживающего и сервисного машиностроения, ремонтных и инструментальных предприятий, специализирующихся на создании и производстве инновационных видов комплектующих, машин и оборудования для отраслей специализации края, и предприятий наукоемкого высокотехнологичного машиностроения. При этом перспективы развития предприятий высокотехнологичного и наукоемкого сектора и предприятий традиционного машиностроения во многом будут связаны с реализацией государственных стратегических планов по инновационному развитию экономики, стратегий развития отраслей, федеральных и региональных программ, в том числе попадающих
в зоны действия как федеральных, так и региональных технологических платформ. Развитие новых предприятий сервисного обслуживания (ремонтных и инструментальных предприятий, специализирующихся на создании и производстве инновационных видов машин и оборудования для различных отраслей края) будет обеспечено планируемым ростом базовых секторов краевой экономики (металлургия, энергетика, нефтегазовый комплекс). 3.1.1.5. В лесопромышленном комплексе (далее - ЛПК) долгосрочные инвестиционные приоритеты связаны со стратегическими планами края занять лидирующие позиции в общем объеме лесопромышленного производства страны по глубокой переработке древесины, производстве диверсифицированной товарной продукции, объемах производства продукции с высокой добавленной стоимостью за счет максимально эффективного использования лесных ресурсов. Достижению поставленных приоритетов будет способствовать переход на возобновляемое лесопользование за счет внедрения биотехнологических методов лесовоспроизводства, что в итоге позволит в долгосрочной перспективе существенно снизить затраты на развитие лесной инфраструктуры и решить проблему исчерпания лесного фонда. Повышение эффективности в лесозаготовительной отрасли предполагается достичь за счет перехода от ручного труда к механизированной заготовке и обработке круглого леса путем внедрения высокопроизводительных машин и механизмов нового поколения. В деревообрабатывающей отрасли края приоритетным направлением является развитие комплексной переработки древесины, позволяющей перейти к производству продукции механической деревообработки с высокой добавленной стоимостью; глубокой химико-механической переработке древесины (плитная продукция, специфицированные пиломатериалы, клееные изделия для мебельного производства и домостроения); комплексной переработке древесного сырья с максимальным использованием мелкотоварного, низкокачественного и мягколиственного сырья, отходов лесопиления для производства плитной продукции, целлюлозы, топливных гранул. Развитие лесопромышленного комплекса будет определяться модернизацией действующих производств и реализацией уже начатых приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, таких как: "Создание и модернизация производственных комплексов по глубокой
переработке леса в г. Сосновоборске и п. Верхнепашино Красноярского края" (ООО "Сиблес Проект"), "Развитие деревообрабатывающего комплекса
в г. Красноярске" (ООО "КЛМ-ЭКО"), "Организация переработки древесины
в Кежемском районе проектной мощностью 300 тыс. куб. м готовой продукции в год" (ООО "Приангарский ЛПК"), "Организация промышленного производства по глубокой переработке массивной древесины" (ООО фирма "Мастер"), производства топливных гранул на базе проекта "Расширение лесоперерабатывающего производства путем выпуска нового вида продукции и создание лесной инфраструктуры с целью освоения новых лесных массивов" (ЗАО "Новоенисейский ЛХК"), выпуск фанеры и шпона на базе проекта "Развитие бизнеса в лесопереработке на базе ООО "Енисейский фанерный комбинат", изготовление мебели премиум- и бизнес-класса в рамках реализации проекта "Создание деревообрабатывающего производства полного цикла в г. Красноярске" (ООО "Управляющая компания "Мекран"), восстановление и расширение объемов производства целлюлозно-бумажной продукции в результате модернизации ООО "Енисейский ЦБК". Приоритетом при реализации лесных проектов является комплексное развитие социальной, энергетической и транспортной инфраструктуры в районах нового освоения для обеспечения доступности лесосырьевых ресурсов, а также организация современных производств по глубокой переработке древесины на принципах государственно-частного партнерства. 3.1.1.6. Эффективное развитие агропромышленного комплекса края
(далее - АПК) будет обеспечено за счет повышения урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животноводства, улучшения материально-ресурсного обеспечения отрасли, модернизации основных производственных фондов сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, внедрения и распространения инновационных практик и технологий. В растениеводстве края в стратегической перспективе будут сохранены традиционные направления специализации в части производства
продовольственного и фуражного зерна. Получит дальнейшее развитие выращивание в центральных и южных районах края овощей в открытом грунте. Увеличение объемов производства будет сопровождаться ростом переработки и консервирования овощной продукции, что позволит не только обеспечить собственные потребности,
но и поставлять часть продукции в восточные регионы Российской Федерации. С использованием инновационных для края энергоресурсосберегающих технологий будет увеличено производство овощей защищенного грунта, что позволит круглогодично обеспечивать население края витаминной продукцией. Увеличение объемов производства фуражного зерна и высокая обеспеченность сельхозугодиями для производства кормовых культур сыграют значительную роль в развитии в южных и центральных районах края традиционных видов животноводства. Помимо животноводства рациональное использование рыбных ресурсов края, организация глубокой переработки рыбы местных ценных пород позволят выйти на производство высококачественной продукции, пользующейся повышенным спросом на российских рынках, и развивать ее экспорт. В пищевой и перерабатывающей промышленности основная ставка в развитии отрасли будет сделана на развитие и модернизацию производственных мощностей и внедрение новых технологий. В результате роста объемов производства сельскохозяйственной продукции, модернизации и развития перерабатывающего сектора возрастет выпуск предприятиями края пищевых продуктов. В целом увеличение объемов производства первичной продукции растениеводства и животноводства, а также продуктов, произведенных на
их основе, создаст прочную основу продовольственной безопасности региона. АПК не только укрепит свои позиции на краевом рынке продовольствия, но и увеличит внешние поставки на рынки Сибири и Российской Федерации, в том числе в части продуктов с высокой добавленной стоимостью. 3.1.1.7. В строительном комплексе инвестиционные приоритеты будут
ориентированы на обеспечение необходимых объемов жилищного строительства, включая строительство жилья для обеспечения отдельных категорий граждан, модернизацию существующего жилого фонда, строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры (спорт, образование, культура, здравоохранение). Помимо строительства объектов социально-бытового назначения, развитие строительного комплекса обеспечит реализацию крупных инвестиционных проектов, в рамках которых создаются новые промышленные объекты, включая реконструкцию промышленных и инфраструктурных объектов в старопромышленных районах края.
В целях повышения эффективности деятельности отрасли и строительства объектов, соответствующих современным эксплуатационным и экологическим требованиям, перспективным является внедрение в строительное производство новых, ресурсосберегающих технологий, высокопроизводительного оборудования, современных экономичных, износостойких, экологичных строительных материалов с более высокими потребительскими свойствами. Важной стратегической целью инвестиционного развития строительного комплекса является сохранение заселенности северных территорий края, являющихся зоной интересов крупнейших сырьевых компаний Российской Федерации. В этой части перспективными направлениями развития строительного комплекса являются развитие существующих панельных и монолитных конструктивных систем, применение сборно-монолитного каркасного домостроения, разработка комплектно-блочного метода строительства из модулей с заранее выполненными сетевыми разводками, требующими высокой точности изготовления и монтажа (прежде всего, высокотехнологичные объекты здравоохранения), применение модульных технологий строительства жилых, социально-бытовых и производственных объектов, находящихся на территориях с недостаточно развитой материальнотехнической базой (северные территории края).
3.1.1.8. Инвестиционные приоритеты в транспортном комплексе будут
ориентированы на выполнение новой стратегической функции края как интегратора экономического пространства Сибири и Дальнего Востока, что требует интенсивного развития транспортного комплекса края не только для обеспечения собственных потребностей, но и для удовлетворения потребности экономики страны, ее восточных территорий в грузообороте и транзите. Наряду с решением экономических задач в стратегической Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|