Расширенный поиск
Постановление Администрации Брянской области от 30.10.2009 № 1158 БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2009 г. N 1158
Об утверждении программы "Развитие конкуренции в Брянской области"
(2010-2012 годы)
(В редакции Постановлений Администрации Брянской области
от 12.03.2010 г. N 237; от 10.09.2010 г. N 937;
от 10.03.2011 г. N 173; от 26.01.2012 г. N 63,
от 08.02.2012 № 113)
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р (пп. 2, 3), в целях создания необходимых условий для расширения товарных рынков в Брянской области ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую программу "Развитие конкуренции в Брянской области" (2010-2012 годы). 2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на временно исполняющего обязанности заместителя Губернатора Брянской
области Горшкова А.С. Губернатор Н.В. Денин Утверждена
постановлением администрации
Брянской области
от 30 октября 2009 г. N 1158
ПРОГРАММА
"Развитие конкуренции в Брянской области"
(2010-2012 годы)
ПАСПОРТ программы "Развитие конкуренции в Брянской области"
(2010-2012 годы)
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ - "РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В БРЯНСКОЙ
ОБЛАСТИ" (2010-2012 ГОДЫ)
ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О - РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ, ДАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 МАЯ 2009
УТВЕРЖДЕНИЯ (НАИМЕНОВАНИЕ И ГОДА N 691-Р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
НОМЕР СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В
НОРМАТИВНОГО АКТА) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РАСПОРЯЖЕНИЕ
АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ ОТ 7 АВГУСТА
2009 ГОДА N 412-Р "О СОЗДАНИИ РАБОЧЕЙ
ГРУППЫ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В БРЯНСКОЙ
ОБЛАСТИ"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК - АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗРАБОТЧИК И ЗАКАЗЧИК - ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, - ЦЕЛЬ: РЕАЛИЗАЦИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ
ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ,
НАПРАВЛЕННОЙ НА СОЗДАНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНЫХ УСЛОВИЙ
ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПОТРЕБНОСТЕЙ ГРАЖДАН В ТОВАРАХ И
УСЛУГАХ, УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
НАСЕЛЕНИЯ.
ЗАДАЧИ:
РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОБОДНОГО ДОСТУПА НА
РЫНОК ДЛЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ;
СОДЕЙСТВИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ;
РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В
ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЯХ ПУТЕМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ
СТИМУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ;
СОКРАЩЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ВМЕШАТЕЛЬСТВА В
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЗАКАЗА, РАСШИРЕНИЕ ПРАКТИКИ ЗАКАЗА
СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НА КОНКУРСНОЙ
ОСНОВЕ;
ПОДДЕРЖКА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
УПРОЩЕНИЕ ПРОЦЕДУР ЕЕ НАЧАЛА;
СОКРАЩЕНИЕ ПРЯМОГО УЧАСТИЯ
ГОСУДАРСТВА В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
ПОВЫШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ
ПРОЗРАЧНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ВЛАСТИ.
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
ПРОГРАММЫ
ПРИВЕДЕНЫ В ТАБЛИЦЕ 3
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ - 2010-2012 ГОДЫ
ПРОГРАММЫ
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ - ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПРОГРАММЫ ПРИВЕДЕН В ПРИЛОЖЕНИИ К
ПРОГРАММЕ
ИСПОЛНИТЕЛИ ОСНОВНЫХ - ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ,
ДЕПАРТАМЕНТ ТОПЛИВНО-
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ, ДЕПАРТАМЕНТ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ,
ДЕПАРТАМЕНТ ПРОМЫШЛЕННОСТИ,
ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ,
КОМИТЕТ ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ И
ПРОДОВОЛЬСТВИЮ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ,
УПРАВЛЕНИЕ ВЕТЕРИНАРИИ БРЯНСКОЙ
ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА И УСЛУГ, КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ
ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО
СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И
СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ
ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ БРЯНСКОЙ
ОБЛАСТИ, БРЯНСКОЕ УФАС РОССИИ (ПО
СОГЛАСОВАНИЮ), ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ
ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО СОГЛАСОВАНИЮ),
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ (ПО СОГЛАСОВАНИЮ)
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ - РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА БЕЗВОЗВРАТНОЙ
ОСНОВЕ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА (В
РАМКАХ ДЕЙСТВУЮЩИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И СМЕТНОГО
ФИНАНСИРОВАНИЯ) И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ
ИСТОЧНИКОВ
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ
СУБЪЕКТОВ, ДОСТИЖЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА - КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ СО
СРОКАМИ, УСТАНОВЛЕННЫМИ
МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ
Введение
Реализация направлений макроэкономической политики, которые определены в Стратегии социально-экономического развития Брянской
области до 2025 года, утвержденной постановлением администрации области от 20 июня 2008 года N 604, в том числе касающихся создания условий для устойчивого экономического роста и экономической самообеспеченности региона, повышения качества жизни населения, снижения инфляции, роста конкурентоспособности, во многом обеспечивается региональной конкурентной политикой. Конкурентная политика является одним из основных факторов, определяющих конкурентоспособность предприятий и уровень жизни граждан, а также важным инструментом для достижения целей социально-экономического развития региона. Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов. Состояние конкуренции на рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также общим состоянием инвестиционного климата, поэтому программа включает как меры содействия антимонопольному регулированию и иные защитные меры, так и меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулирующие занятия
предпринимательской деятельностью. I. Характеристика проблемы и необходимость ее решения
программно-целевым методом
Программа "Развитие конкуренции в Брянской области" (2010 - 2012 годы) разработана в соответствии с положениями распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации, распоряжения администрации области от 7 августа 2009 года N 412-р "О создании рабочей группы по разработке программы развития конкуренции в Брянской области". Брянщина занимает выгодное транспортно-географическое положение. Она расположена на кратчайших транспортных путях, соединяющих Москву через Украину с Западной Европой, а Санкт-Петербург - с южными районами России. Через ее территорию проходят пассажиро- и грузопотоки из стран дальнего и ближнего зарубежья. Транспортная система области представлена железнодорожным, автомобильным, авиационным транспортом. Область пересекают железнодорожные линии Москва-Киев, Рига-Орел-Воронеж, Санкт-Петербург-Харьков-Ростов, автомобильные дороги Москва-Киев, Орел-Витебск, Брянск-Кобрин и другие. В 1995 году получил статус международного аэропорт "Брянск", который осуществляет
прием, обслуживание и обработку грузов, перевозимых самолетами всех типов. Через Брянскую область проходит нефтепровод "Дружба" и газопроводы. На территории области функционирует более 300 крупных и средних и около 650 малых промышленных предприятий, выпускающих разнообразную продукцию производственно-технического назначения и широкий ассортимент товаров народного потребления. По структуре ВРП Брянская область является индустриально-аграрным
регионом. На современном этапе экономического развития доле промышленного производства в структуре ВРП принадлежит почти четверть
всей произведенной продукции. Доля сельского и лесного хозяйства составляет 13,1 процента. На Брянщине уделяется много внимания созданию благоприятного инвестиционного климата, содействию развития малого и среднего бизнеса. В рамках ВЦП "Государственная поддержка малого предпринимательства в Брянской области" в г. Брянске создан и действует бизнес-инкубатор. Планируется создание и развитие сети региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, промышленных парков и
технопарков. Оказывается содействие развитию микрофинансовых организаций, осуществляется проведение консалтинговой работы, конференций и "круглых столов" по микрофинансовой деятельности, развитие действующих и создание новых центров информа-ционной поддержки малого предпринимательства в центральных библиотеках городов и районов области и др. В рамках программы проведения административной реформы в Брянской области предусматривается внедрение в органах исполнительной власти области управления по результатам, повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти области с населением, модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти области. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2008 года N КА-П11-2914 в Брянской области принята и реализуется
программа "Развитие конкуренции на продовольственном рынке Брянской области" (2009-2013 годы). Стало традицией ежегодное проведение Свенской Ярмарки, экономических (инвестиционных) форумов и др. Применяемые меры, прямо или косвенно, способствуют развитию конкуренции на Брянском рынке товаров и услуг. Однако для отбора эффективных региональных мер прямого и косвенного воздействия на конку-рентную среду следует выяснить к каким рынкам (конкретных товаров или услуг) необходимо применить нормы государственного регулирования и оценить возможное воздействие норм регулирования на уровень конкуренции на данном рынке. Для освещения уровня развития конкуренции был проведен анализ и дана оценка состояния конкурентной среды на ключевых товарных рынках Брянской области: 1. Анализ и оценка конкурентной среды в сфере розничной торговли
Состояние и перспективы развития потребительского рынка в полной мере отражают экономические изменения, происходящие в области. Быстрому развитию потребительского рынка способствовали стабилизация экономического положения в регионе, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, рост благосостояния населения. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2008 году к уровню 2007 года составили 109,7 процента. В розничной торговле области занято более 128 тыс. человек, или 21 процент от общей численности работников отрасли экономики. Ежегодно торговля обеспечивает рабочими местами от 5 до 8 тыс. человек. На протяжении последних 9 лет наблюдается устойчивый рост товарооборота, в 2008 году он составил почти 84,4 млрд. рублей и в сравнении с 2007 годом вырос в сопоставимых ценах на 15,3 процента, это выше чем по Центральному федеральному округу. Динамика отдельных показателей розничной торговли 2003-2008 годах представлена в таблице 1. Ежегодно сеть предприятий розничной торговли области увеличивается в среднем на 250 предприятий. По состоянию на 1 января 2009 года в области функционирует 6537 предприятий торговли, 1605 предприятий общественного питания, 1510 предприятий бытового обслуживания, 47 рынков. Существенное влияние на изменение структуры оборота розничной торговли продовольственными товарами по формам собственности (рис.1) оказывает открытие магазинов новых форматов. В 2008 году в розничной торговле появился новый участник - предприятия среднего предпринимательства, и доля продаж на рынках и ярмарках снизилась на 2 процента и составила 17,6 процента. Таблица 1 Динамика отдельных показателей розничной торговли 2003-2008 годах (%)
-------------------------------------------------------------------------------- | ПОКАЗАТЕЛИ | 2004 Г. | 2005 Г | 2006 Г. | 2007 Г. | 2008 Г | | | | . | | | . | |------------------------------+---------+--------+---------+---------+--------| | ТЕМП РОСТА ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ | 114,2 | 114,2 | 113,5 | 115,6 | 115,3 | | ТОРГОВЛИ К СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ | | | | | | | ПЕРИОДУ ПРОШЛОГО ГОДА В | | | | | | | СОПОСТАВИМЫХ ЦЕНАХ | | | | | | |------------------------------+---------+--------+---------+---------+--------| | УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ПРОДАЖИ В ОБЩЕМ | | | | | | | ТОВАРООБОРОТЕ: | | | | | | | ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ | 49,6 | 48,0 | 46,9 | 46,8 | 48,8 | | НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ | 50,4 | 52,0 | 53,1 | 53,2 | 51,2 | -------------------------------------------------------------------------------- Рис.1. Формирование оборота розничной торговли
Сфера торговли является инвестиционно привлекательной. В 2008 году инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям торговли составили более 693 млн. рублей. Основным источником инвестиций в основной капитал являются собственные средства инвесторов. Привлечение инвесторов дает возможность осваивать новые прогрессивные формы торгового обслуживания, развивать сетевые торговые структуры. В настоящее время на продовольственном рынке области работает 8 крупных сетевых структур. Среди них крупные российские сетевые компании: ООО "Евролот-Запад" ("Свенская ярмарка"), ЗАО "Корпорация "ГРИНН" (гипермаркет "Линия"), ЗАО "Тандер" (сеть
магазинов "Магнит"), ООО "Копейка-Москва", региональные сетевые компании эконом-класса: "Ритейл" (сеть магазинов "Кенгуру", "Калита" и др. - всего более 10 предприятий), ООО "Меркурий", ООО "Самохвал". В июне 2009 года на рынок пришел иностранный инвестор ООО "МЕТРО "Кэш энд Керри". Сеть магазинов самообслуживания насчитывает 155 предприятий, в том числе 98 открыто в районных центрах. Таким образом, можно сделать вывод, что рынок услуг розничной торговли на территории Брянской области относится к рынку с развитой конкурентной средой или низкоконцентрированному типу.
Несмотря на достаточно высокий уровень развития розничной торговли, в секторе имеются проблемы ценовой и территориальной доступности. Процесс развития торговых сетей изменил систему взаимоотношений участников потребительского рынка. Для покупателей развитие предприятий современного формата несомненно является положительным фактором. Однако доминирование сетевой торговли, как правило, влечет за собой дискриминационные условия, предусмотренные в заключаемых контрактах на поставку продукции (высокие входные бонусы, плата за
полку "горячей линии" (уровень глаз), обязательное удешевление товара
при росте объема поставок и др.), что приводит к ограничению доступа товаропроизводителей. Также значительные трудности в условиях монополизации рынка торговыми сетями испытывают мелкорозничные предприятия. Нехватка оборотного капитала, диспаритет поставщиков в отпускных ценах ставят их в неравные условия функционирования на потребительском рынке. Такая ситуация для магазинов "шаговой доступности" оборачивается падением оборота и угрозой прекращения деятельности. Существуют и определенные проблемы торгового обслуживания жителей
труднодоступных и малочисленных населенных пунктов. На 1 января 2009 года в области имелось 2360 сельских населенных пунктов, из них 1260 (53 процента) - труднодоступных и малочисленных,
не имеющих стационарной торговой сети. Численность жителей в этих поселе-ниях более 36 тыс. человек. Торговое обслуживание населения в этих пунктах осуществляется посредством выездной торговли, так как содержание стационарных предприятий торговли в малочисленных населенных пунктах с числом жителей от 2 до 100 человек убыточно.
На Брянщине разработан комплекс мероприятий, направленных на улучшение торгового обслуживания жителей населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети. В каждом районе утверждены графики
выездной торговли, за населенными пунктами закреплены конкретные
торговые предприятия и индивидуальные предприниматели. Исходя из анализа рынка розничной торговли можно предложить следующие меры развития конкурентной среды: предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; формирование, совершенствование и развитие инфраструктуры розничной торговли, в том числе логистической инфраструктуры;
создание условий для реализации сельхозпродукции и товаров местных производителей; (Исключен - Постановление Администрации Брянской области
от 10.09.2010 г. N 937)
(Исключен - Постановление Администрации Брянской области
от 10.09.2010 г. N 937)
2. Анализ и оценка конкурентной среды в агропродовольственном комплексе Развитие конкуренции во всех сферах рынка агропродовольственных товаров - от производства сырья до конечной реализации в розничной торговле - является важной задачей в кризисных экономических условиях. Товарная насыщенность продовольственного рынка носит устойчивый характер и соответствует платежеспособному спросу населения с разным уровнем достатка на социально значимые продукты питания. В 2008 году агропромышленным комплексом Брянской области произведено продукции сельского хозяйства на сумму 21,2 млрд. рублей (рост на 7,6 процента к уровню прошлого года в сопоставимых ценах). Производство продукции сельского хозяйства в 2008 году осуществляли 442 сельскохозяйственные организации (СО), 873 крестьянских (фермерских) хозяйства (КФХ), 243809 личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Структура собственного рынка агропродовольствия представлена на сравнительной диаграмме (рис. 2). Рис. 2. Рынок агропродовольственного комплекса Брянской области
Половина объема продукции сельского хозяйства в стоимостном выражении производится личными подсобными хозяйствами, на долю сельскохозяйственных организаций приходится 44 процента, крестьянских
(фермерских) хозяйств - 6 процентов. В 2008 году сельхозпродукции собственного производства отгружено 17,5 млрд. рублей (121,9 процента к уровню прошлого года). Наблюдается снижение выпуска пищевых продуктов, включая напитки и производство табака, на 7,6 процента, индекс физического объема в декабре 2008 года - 86,3 процента. Производство пищевых продуктов осуществляли 395 крупных и средних предприятий, 81 малое предприятие. Выросло производство мяса (включая субпродукты 1 категории), муки, крупы, сыров жирных, но при этом снизилось производство консервов, безалкогольных напитков, цельномолочной продукции и хлеба. В целях развития конкуренции на агропромышленном рынке области проводятся ярмарки выходного дня, осенние ярмарки сельскохозяйственных
товаропроизводителей. Стала традиционной организация ежегодной Свенской ярмарки, проводимой в тесном сотрудничестве с администрациями
муниципальных образований, Брянской региональной общественной организацией "Фермеры Брянщины".
Во всех муниципальных районах действуют сельскохозяйственные рынки. Сельхозтоваропроизводители имеют возможность реализовать молочную продукцию на улицах городов в мелких торговых точках. Кроме того, 20 процентов мест на универсальных рынках области отведено для крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. В рамках 5 долгосрочных и 3 ведомственных программ осуществляется
государственная поддержка приоритетных отраслей сельского хозяйства, эффективных проектов. В 2008 году объем средств областного бюджета на программы и мероприятия по поддержке АПК составил почти миллиард рублей. Совершенствуются и вводятся новые виды государственной поддержки. Финансовая поддержка оказывается как сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, так и гражданам,
ведущим личное подсобное хозяйство. Средства областного бюджета направляются на приобретение минеральных удобрений, семян, племенного скота, сельскохозяйственной техники, на известкование и фосфоритование кислых почв, реконструкцию животноводческих помещений, обустройство сельских территорий, оказывается поддержка по сглаживанию диспаритета цен, реализуются мероприятия по социальному развитию села. В 2008 году проводилось субсидирование затрат на потребленную электроэнергию, реконструкцию животноводческих помещений, приобретение сельскохозяйственной техники. Указанные выше мероприятия снимают часть барьеров входа на рынок новых производителей и барьеры эффективного функционирования уже работающих производителей. К таким барьерам относятся необходимость в существенных первоначальных затратах на капитальные объекты, оборудование, образовательные услуги, оплату кредитов, наличие абсолютных и относительных преимуществ в издержках у старых участников рынка по сравнению с новыми, инфраструктурные ограничения входа на рынок новых участников. К числу негативных факторов, влияющих на развитие конкуренции на рынке производства сельхозпродукции, можно отнести сохраняющийся диспаритет цен на изделия сельхозмашиностроения, ремонт машин и оборудования, строительные материалы, услуги по строительству в сельской местности и услуги естественных монополий, с одной стороны, и на продукцию сельскохозяйственного производства - с другой. Наиболее остро этот барьер, означающий необходимость получения дорогих "длинных" денег, проявляется при приобретении сельскохозяйственной техники. Улучшение конкурентной среды на агропродовольственном рынке возможно путем: сокращения мер воздействия на цены в продовольственной цепи;
поддержания конкуренции на рынках путем эффективной системы рыночной информации; (Исключен - Постановление Администрации Брянской области
от 10.09.2010 г. N 937)
развития сотрудничества с союзами (ассоциациями) сельхозпроизводителей; снятия межрегиональных торговых барьеров (ограничений на ввоз того или иного вида продукции из других регионов); технической и технологической модернизации сельского хозяйства;
расширения доступа сельхозтоваропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях; (Исключен - Постановление Администрации Брянской области
от 10.09.2010 г. N 937)
(Исключен - Постановление Администрации Брянской области
от 12.03.2010 г. N 237)
3. Анализ и оценка конкурентной среды в сфере здравоохранения, фармацевтической и медицинской продукции
Анализ конкурентной среды в сфере здравоохранения
Медицинская деятельность на Брянщине представлена 174
учрежде-ниями, в том числе: муниципальными учреждениями здравоохранения (МУЗ) - 57 учреждений (из них 19 - в г. Брянске),
государственными учреждениями здравоохранения (ГУЗ) - 40 учреждений, 1
государственным автономным учреждением (ГАУ), 73 учреждениями
негосударственной формы собственности (из них 50 - индивидуальные предприниматели). Структура рынка представлена на рисунке 3.
Рис.3. Структура рынка медицинских услуг
Во исполнение программы государственных гарантий оказания
населению Брянской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год в
качестве страховых медицинских организаций выступают Брянский филиал ООО СК "Ингосстрах-М", Брянский филиал ОАО "СОГАЗ - Мед". Брянский
филиал ОАО СМО "Сибирь", филиал ООО "РГС - Медицина" "Росгосстрах -
Брянск - Медицина" (страхующий только работающее население). На рынке
медстрахования нет ни одной региональной компании. Недавно покинул рынок Брянский филиал ОАО "Медицинская страховая компания "УралСиб".
Формирование конкурентной среды в медицине на настоящий момент
весьма проблематично как на уровне России, так и на уровне субъекта
Российской Федерации. Причем на федеральном и региональном уровнях
факторы, не позволяющие сформировать конкурентную среду в медицине,
практически одинаковы:
система здравоохранения не может называться страховой, т. к. лишь
часть поступающих финансовых средств проходят через ФОМС, остальные
средства поступают из бюджетов разных уровней по принципу сметного
финансирования. В Брянской области это соотношение в процентах
составляет 53,1 к 46,9;
в системе ОМС в Брянской области за работающего делает выбор
страховой компании работодатель, за неработающего - администрация
области, что практически исключает непосредственного потребителя
медицинских услуг из системы активного влияния на качество медицинской
помощи и тормозит формирование конкурентной модели рынка
здравоохранения;
норматив оплаты медицинских услуг не покрывает полностью расходов
медицинских учреждений. По тарифам на медицинские услуги,
разрабатываемым БТФОМС в соответствии с методикой расчета и утверждаемым межведомственной комиссией, производится компенсация затрат ЛПУ на оплату труда и начисления на оплату труда, мягкий
инвентарь и обмундирование, медикаменты, перевязочные средства, прочие
лечебные расходы, продукты питания из расчета на 1 койко-день. В
условиях дефицита бюджетных средств эти тарифы нельзя считать полностью объективными. Ряд учреждений здравоохранения в области
находится на сметном финансировании;
система ОМС Брянской области практически не включает в себя
медицинских учреждений частной формы собственности. Лицензию на ОМС
имеет только ООО "БАЛТиК-ДЭНТ" (оказание стоматологической помощи).
Кроме того, рынок медицинских услуг Брянской области обладает
рядом специфических особенностей:
существенная часть населения области пострадала в результате
аварии на Чернобыльской АЭС, в результате областного потребителя
медицинских услуг отличает абсолютный приоритет сохранения жизни и
здоровья - в этих условиях уменьшение числа учреждений и предприятий,
подведомственных государственным органам власти, становится невозможным. И хотя наряду с ГУЗ "Брянский областной
клинико-диагностический центр" услуги консультативно-диагностического
характера оказывают коммерческие предприятия "Брянская семейная
клиника", "Лаборатория "Инвитро" и другие, сокращение МУЗов, ГУЗов,
ГУПов, а, следовательно, сокращение возможности получения бесплатных медицинских услуг, значительно снизило бы уровень качества жизни
населения;
в коммерческих и государственных учреждениях здравоохранения, как
правило, работает один и тот же персонал и др.
Все вышеперечисленное указывает на то, что в формирующейся сфере
производства и потребления медицинских услуг, отсутствуют отношения
субъектов, позволяющие практически реализовать такой механизм
повышения качества медицинских услуг, как конкуренция.
Для исключения перечисленных проблем требуется:
более активное привлечение частных учреждений здравоохранения к
исполнению программы государственных гарантий оказания населению
Брянской области бесплатной медицинской помощи;
развитие аутсорсинга непрофильных функций
лечебно-профилакти-ческих учреждений (питание, прачечные услуги, обслуживание коммуналь-ного хозяйства ЛПУ и т.д.);
привлечение частной медицины к выполнению государственного
(муниципального) заказа на услуги по высокотехнологичной диагностике.
Анализ конкурентной среды в сфере розничной реализации
фармацевтической и медицинской продукции
Реализацию фармацевтической продукции осуществляют
индиви-дуальные предприниматели, предприятия и организации государственной, муниципальной и частной форм собственности,
крупнейшим из которых является ГУП "Брянскфармация" - 132 аптеки. В ведении обществ с ограниченной ответственностью (ООО "Мэтр", ООО "Ритм") находится 189 аптек. Всего на рынке реализации фармацевтической продукции действует 546 аптечных учреждений (рис. 4).
Рис. 4 Структура рынка фармацевтической продукции
На территории Брянской области действует 271 лицензия на
осуществление фармацевтической деятельности в части розничной торговли
лекарственными средствами.
Рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами и
сопутствующими товарами является динамично развивающимся сектором
экономики области. Это обусловлено растущим спросом на лекарственные
средства и инвестиционной привлекательностью данного вида
деятельности. Однако платежеспособное население в основном
сконцентрировано в областном центре и наиболее крупных городах. Это
привело к неравномерному уровню конкуренции на рынках муниципальных
образований и в труднодоступных сельских населенных пунктах - в
труднодоступных районах рынок является высококонцентрированным.
Основными препятствиями развития конкурентной среды на рынке
розничной торговли фармацевтической продукцией является малая
численность населения в муниципальных образованиях и их низкая
платежеспособность, особенно в отдаленных населенных пунктах.
Действующим законодательством не предусмотрена передвижная форма
торговли лекарственными средствами и органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в сфере обращения лекарственных средств
не наделены полномочиями для организации такой формы торговли.
В настоящее время в сельской местности на территории области
осуществляется реализация лекарственных средств заведующими
фельдшерско-акушерскими пунктами (ФАПами) на договорной основе, в том
числе в прикрепленных на обслуживание ближайших поселениях. В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" физические лица могут заниматься
реализацией лекарственных средств при наличии высшего или среднего
фармацевтического образования и сертификата специалиста. В настоящее
время фельдшерско-акушерские пункты не имеют лицензий на
фармацевтическую деятельность и не могут ее получить в связи с
отсутствием в законодательстве Российской Федерации иных
фармацевтических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных
требований к помещению, персоналу при осуществлении этого вида
деятельности на ФАПе.
Правительством Российской Федерации подготовлен законопроект
"Об обращении лекарственных средств", предусматривающий розничную
торговлю лекарственными препаратами медицинскими организациями и их
обособленными подразделениями (центрами или отделениями общей врачебной (семейной) практики, амбулаториями, фельдшерскими и
фельдшерско-акушерскими пунктами), имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, расположенными в сельских поселениях, в
которых отсутствуют аптечные организации. Перечень таких организаций будет устанавливаться органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
Длительная и сложная процедура открытия бизнеса, получения
лицензии, соблюдения требований к помещениям и персоналу является
существенным барьером входа на фармацевтический рынок. Отсутствие
законодательных норм организации выездной розничной торговли
лекарственными средствами создает условия для монополизации рынка в
границах муниципальных образований и снижает доступность лекарственных средств для жителей отдаленных населенных пунктов.
Для преодоления указанных барьеров требуется:
решение задач на федеральном уровне в части расширения
региональных полномочий по процедурам лицензирования, получения
сертификатов, регулирования деятельности в фармацевтическом бизнесе
(унификация и упрощение процедуры лицензирования на фармацевтическом рынке с целью снижения административного барьера для входа потенциальных участников на рынок, унификация и упрощение системы
получения сертификатов фармацевтическим персоналом);
создание условий для сокращения сроков выдачи разрешений на
размещение аптек и аптечных пунктов в городах и районах области;
оптимизация требований к соблюдению санитарных норм;
организация проведения консультаций с фармацевтической
ассоциацией Брянской области по вопросам осуществления деятельности в
данном бизнесе;
сокращение числа фармацевтических предприятий, подведомственных
государственным и муниципальным органам, с передачей прав
собственности участникам фармацевтического рынка (при этом необходимо предусмотреть сохранение ассортиментного перечня и социальных функций
аптечных учреждений);
развитие сети передвижных аптечных учреждений;
организация мониторинга динамики основных показателей
фармацевтического рынка, обеспечение аналитического сопровождения (в т. ч. создание информационных сайтов в сети "Интернет" и
профес-сиональных периодических изданий).
4. Анализ и оценка конкурентной среды в сфере
информационно-коммуникационных технологий и связи
Рынок Брянской области в сфере информационно-коммуникационных технологий и связи высококонцентрированный: по услуге коммуникацион-ного доступа коэффициент концентрации (СR-3) составляет 99,0 процента, индекс Герфиндаля-Гиршмана - около 7000 пунктов, по услуге широкополосного доступа коэффициент концентрации (CR-3) составляет более 87 про-центов, коэффициент Герфиндаля-Гиршмана составляет свыше 4000 пунктов. Лицензией на осуществление услуг связи на территории Брянской области обладают более 20 организаций, но на деле на рынке действуют лишь следующие операторы: наибольшей долей по коммутативному доступу обладает ОАО "ЦентрТелеком" в лице Брянского филиала - 90 процентов услуг проводной связи. Филиал предоставляет услуги местной, внутризоновой, телеграфной связи, услуги передачи данных и проводного вещания. Общая монтированная номерная емкость составляет более 300 тыс. номеров. Общая протяженность линейно-кабельной сети составляет 35204 км, в том
числе более 1000 км - оптико-волоконные линии связи. Уровень цифровизации телефонной сети составляет 64,5 процента;
закрытое акционерное общество "Брянсктел" имеет 12000 номеров общей монтированной емкости, 10 АТС в Советском, Бежицком, Фокинском районах города и пригороде, линейно-кабельные сооружения протяженностью почти 500 км, в том числе более 150 км оптико-волоконных линий связи. Уровень цифровизации телефонной сети ЗАО "Брянсктел" - 100 процентов. Пользователям оказываются услуги проводной электросвязи, IP-телефония, услуги сети "Интернет"; общество с ограниченной ответственностью "Связь-Сервис" имеет более 9000 номеров общей монтированной емкости; 5 АТС в Советском, Володарском, Фокинском районах города и 2 АТС в пригороде Брянска (пос. Путевка, Кузьмино), более 150 км кабельной сети, из них 20 км оптико-волоконных линий связи. Уровень цифровизации сети ООО "Связь-Сервис" - 100 процентов. Пользователям предоставляются услуги проводной телефонии. Услуги мобильной связи в Брянской области оказывают:
открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) в Брянской области обслуживает около 595000 абонентов, обеспечивая связь более 100 базовых станций; Брянский филиал ОАО "Вымпелком" ("Билайн") имеет в области 100 базовых станций, количество абонентов сети "Билайн" составляет около 600 тысяч абонентов; Брянское отделение ЗАО "Мобиком-Центр" ("Мегафон") в Брянске имеет более 110 объектов связи, число абонентов сети составляет порядка 300 тысяч абонентов. В 2009 году на рынке услуг появилось ЗАО "Смоленская сотовая связь" ("Теле-2"). Региональные операторы мобильной связи, не выдержав конкуренции с крупными сетевыми компаниями, покинули рынок (ЗАО "Брянские сотовые
сети", ОАО "Эликсон").
Всеми операторами активно внедряются дополнительные услуги мобильной связи: мобильный интернет, WAP - технология беспроводного доступа к сети "Интернет", высокоскоростная технология GPRS, ЕMS и MMS
технологии и другие услуги. Распределение рынка услуг связи между операторами Брянской области представлено в таблице 2. Таблица 2
---------------------------------------------------------------------- | | ОПЕРАТОР | УСЛУГИ | |----+-----------------------------------------+---------------------| | 1. | ОАО "РОСТЕЛЕКОМ" - 90 ПРОЦЕНТОВ. | МЕЖДУНАРОДНАЯ И | | | БРЯНСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ОАО МТТ, | МЕЖДУГОРОДНЯЯ СВЯЗЬ | | | ЗАО "КОМПАНИЯ ТРАНСТЕЛЕКОМ" | | |----+-----------------------------------------+---------------------| | 2. | БРЯНСКИЙ ФИЛИАЛ ОАО "ЦЕНТРТЕЛЕКОМ" | ВНУТРИЗОНОВАЯ СВЯЗЬ |
|----+-----------------------------------------+---------------------| | 3. | ООО "СВЯЗЬ-СЕРВИС", ЗАО "БРЯНСКТЕЛ", | МЕСТНАЯ СВЯЗЬ | | | БРЯНСКИЙ ФИЛИАЛ ОАО "ЦЕНТРТЕЛЕКОМ" | | |----+-----------------------------------------+---------------------| | 4. | БРЯНСКИЙ ФИЛИАЛ ОАО "ЦЕНТРТЕЛЕКОМ", | ИНТЕРНЕТ | | | ООО "БРЯНСКТЕЛ", | | | | ООО ПКП "АГРОСТРОЙ", | | | | ООО "КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ", | | | | ООО "БРЯНСКИЕ КАБЕЛЬНЫЕ СЕТИ", | | | | ООО "СВЯЗЬ-СЕРВИС-ИНТЕРНЕТ", | | | | ФГУП "ПОЧТА РОССИИ" | | |----+-----------------------------------------+---------------------| | 5. | БРЯНСКИЙ ФИЛИАЛ ОАО "ЦЕНТРТЕЛЕКОМ", | IP-ТЕЛЕФОНИЯ | | | ООО "КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ", | | | | ЗАО "БРЯНСКТЕЛ" | | |----+-----------------------------------------+---------------------| | 6. | БРЯНСКИЙ ФИЛИАЛ ОАО МТС, | МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ | | | БРЯНСКИЙ ФИЛИАЛ ОАО "ВЫМПЕЛКОМ" (СЕТЬ | |
| | "БИЛАЙН"), | |
| | ЗАО "МОБИКОМ-ЦЕНТР" БРЯНСКОЕ | | | | ОТДЕЛЕНИЕ (СЕТЬ "МЕГАФОН"), | | | | ЗАО "СМОЛЕНСКАЯ СОТОВАЯ СВЯЗЬ" БРЯНСКИЙ | | | | ФИЛИАЛ (СЕТЬ "ТЕЛЕ-2") | | ---------------------------------------------------------------------- На территории Брянской области предусмотрено создание мультисервисной корпоративной сети, к которой будут подключены региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, а в дальнейшем - территориальные органы исполнительной
власти федерального уровня, а также местные поселения. В качестве других актуальных направлений предусматривается создание системы видеоконференцсвязи, совершенствование и интеграция информационного и программного обеспечения, создание единой технологической площадки информационных ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления для размещения типового интернет-сайта органов власти,
создание единой геоинформационной системы области, информационная поддержка малого и среднего предпринимательства области и т.п. В настоящее время основными факторами, препятствующими развитию конкурентной среды в области электросвязи региона, являются: неравнозначность условий и технической базы у операторов (принадлежность основной части коммуникаций и инженерных сооружений
связи Брянскому филиалу ОАО "ЦентрТелеком" (ранее Брянская ГТС, ОАО
"Брянсксвязьинформ" - самый старый участник рынка) и ОАО
"Ростелеком");
отсутствие на рынке предоставления услуг электросвязи региона операторов, которые могли бы предоставлять одинаковые услуги с монополистами; проблемы, связанные с ограничением по выходной мощности передатчиков и частотному ресурсу на территориях, граничащих с Республикой Беларусь и Украиной; значительные временные затраты на получение разрешительных документов по приобретению земельных участков, существенные задержки в
получении разрешений на использование частот (от 8 до 12 месяцев);
значительные затраты на строительство новых коммуникаций связи;
отсутствие технических возможностей для обеспечения системы Hot choice и антиконкурентные действия компаний, предоставляющих услуги дальней связи; несовершенная нормативно-правовая база, допускающая различное толкование документов. В этих условиях очень трудно сформулировать реализуемые мероприятия, обеспечивающие появление на рынке новых участников. Возможно обеспечить следующее:
повышение информационной осведомленности абонентов о возмож-ности выбора операторов, тарифах на услуги связи;
реализацию мер, направленных на предупреждение антиконкурентных действий операторов связи; разработку новых схем передачи сигнала и снижение за счет этого тарифов на оплату услуг (именно таким образом пришел в Брянскую
область оператор ЗАО "Компания ТрансТелеКом");
стимулирование разработки и реализации инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры связи; совершенствование законодательства в пределах региональных полномочий. 5. Анализ и оценка конкурентной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве Жилищно-коммунальная отрасль в течение многих лет финансировалась
по остаточному принципу, что сделало ее убыточной и депрессивной. Годами копившиеся проблемы привели к тому, что в настоящее время износ инженерной инфраструктуры составляет более 60 процентов, растет количество ветхого жилищного фонда. В связи с этим стратегической задачей государства является вывод отрасли из кризиса, обеспечение ее
нормального функционирования путем проведения целенаправленных и последовательных реформ. Экономическая теория предполагает, что если на рынке имеется эффективная конкуренция, то баланс интересов сторон часто обеспечивается автоматически (невидимой рукой рынка) без особого вмешательства госу-дарства. Если же ее нет, то участие частного сектора едва ли поможет делу. В секторе коммунальных услуг рынки еще только формируются, а конкуренция или отсутствует, или недостаточно развита. Кроме того, эти рынки имеют естественно-монопольные компоненты, где прямая конкуренция на рынке либо невозможна, либо экономически нецелесообразна, а возможна только конкуренция "за рынок". Монопольные положения поставщиков коммунальных ресурсов гарантируют поставщикам прогнозируемый и стабильный финансовый поток,
что свидетельствует о потенциальной инвестиционной привлекательности сектора для частного капитала. Но доступ частного капитала в отрасль ограничен вследствие высоких административных рисков.
В частности, сегодня на территории Брянской области имеется Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|