Расширенный поиск
Постановление Администрации Брянской области от 11.02.2011 № 95 БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2011 г. N 95
Утратил силу - Постановление Правительства Брянской области
от 18.09.2017 № 449-п
Об утверждении программы повышения эффективности бюджетных расходов
Брянской области (2011-2013 годы) (В редакции Постановления
Администрации Брянской области от 29.12.2012 г. N 1385)
(В редакции Постановлений Администрации Брянской области
от 11.04.2011 г. N 331; от 31.08.2011 г. N 802;
от 21.12.2011 г. N 1171; от 06.12.2012 г. N 1135;
от 29.12.2012 г. N 1375; от 29.12.2012 г. N 1385)
В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 года "О бюджетной политике в 2011-2013 годах", а также основными положениями Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101 р, ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую программу повышения эффективности бюджетных расходов Брянской области (2011-2013 годы). (В редакции Постановления Администрации Брянской области от 29.12.2012 г. N 1385)
2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и на официальном сайте администрации Брянской области в сети Интернет. 3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя
Губернатора Брянской области - начальника финансового управления Брянской области Локтикову Е.И. Губернатор Н.В. Денин Утверждена
постановлением администрации
Брянской области
от 11 февраля 2011 г. N 95
ПРОГРАММА
повышения эффективности бюджетных расходов
Брянской области (2011-2013 годы) Программа повышения эффективности бюджетных расходов Брянской области (2011-2013 годы) (далее - программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 года "О бюджетной политике в 2011-2013 годах", а также основными положениями Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (распоряжение Правительства
Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101 р), Стратегии социально экономического развития Брянской области до 2025 года (постановление администрации области от 20 июня 2008 года N 604). Необходимость разработки и реализации программы
(описание текущей ситуации (проблем) повышения
эффективности бюджетных расходов)
Постановлением администрации области от 24 октября 2005 года N 560 утверждена программа реформирования системы управления общественными финансами Брянской области. Достижение поставленных в указанной программе целей обеспечивалось поэтапными действиями органов исполнительной власти Брянской области по основным направлениям реформирования, определенным программой, в период с 2005 по 2007 годы. В этот период был успешно реализован широкий перечень мероприятий и проведена работа по улучшению качества управления общественными финансами Брянской области, оптимизации системы управления бюджетными
ресурсами и повышению эффективности расходов бюджета, внедрению современных методов и технологий управления региональными финансами. Постановлением администрации области 23 июля 2008 года N 713 утверждена программа совершенствования управления общественными финансами Брянской области (2008-2010 годы), являющаяся логическим продолжением ранее реализованной программы реформирования. Результатом проведенных преобразований стало формирование целостной системы управления общественными финансами Брянской области
путем: организации бюджетного планирования исходя из принципа безусловного исполнения действующих обязательств, оценки объемов принимаемых обязательств с учетом ресурсных возможностей областного бюджета; инвентаризации социальных и публичных нормативных обязательств;
введения формализованных методик распределения межбюджетных трансфертов бюджетам муниципалитетов; поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (докладов о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственных и долгосрочных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований, государственных заданий); расширения горизонта финансового планирования: переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждению областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по принципу "скользящей трехлетки"; создания нормативной базы развития новых форм финансового обеспечения государственных услуг; создания предпосылок для оказания государственных услуг в электронном виде; создания системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета и
муниципальными образованиями; внедрения системы внутреннего контроля и аудита на ведомственном уровне. Реализация запланированных мероприятий программы реформирования системы управления общественными финансами Брянской области и программы совершенствования управления общественными финансами Брянской области позволила привести систему управления общественными финансами региона в состояние, характеризующееся следующими показателями и результатами (таблица 1). Таблица 1
Показатели, характеризующие состояние системы управления
общественными финансами Брянской области за 2008-2010 годы
-------------------------------------------------------------------------------------------- | N | НАИМЕНОВАНИЕ (ОПИСАНИЕ) | 2008 ГОД | 2009 ГОД | 2010 ГОД | | ПП | ПОКАЗАТЕЛЕЙ (РЕЗУЛЬТАТОВ) | | | | |-----+------------------------------------------------+-----------+-----------+-----------| | 1. | ДОЛЯ РАСХОДОВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, | 45,3 | 47,1 | 48,9 | | | ФОРМИРУЕМЫХ В РАМКАХ БЮДЖЕТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ | | | | | | ПРОГРАММ, %, В ТОМ ЧИСЛЕ: | | | | |-----+------------------------------------------------+-----------+-----------+-----------| | | ДОЛГОСРОЧНЫХ (ОБЛАСТНЫХ) ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, | 9,6 | 8,5 | 6,6 | | | % | | | | |-----+------------------------------------------------+-----------+-----------+-----------| | | ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, % | 2,3 | 1,4 | 1,4 | |-----+------------------------------------------------+-----------+-----------+-----------| | | АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ ВЕДОМСТВ, % | 33,4 | 37,2 | 40,9 | |-----+------------------------------------------------+-----------+-----------+-----------| | 2. | ДОЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ | 1,5 | 3,9 | 7,4 | | | В ОБЩЕМ ЧИСЛЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ | | | | | | БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ, % | | | | |-----+------------------------------------------------+-----------+-----------+-----------| | 3. | ДОЛЯ РАСХОДОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ | 0,7 | 2,2 | 6,0 | | | УЧРЕДИТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ АВТОНОМНЫМИ | | | | | | УЧРЕЖДЕНИЯМИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ В ОБЩЕМ | | | | | | ОБЪЕМЕ РАСХОДОВ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | | | | | | ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БРЯНСКОЙ | | | | | | ОБЛАСТИ, % | | | | |-----+------------------------------------------------+-----------+-----------+-----------| | 4. | ОБЪЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА | 6404040,2 | 6229713,2 | 6052745,7 | | | БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ, ТЫС. РУБЛЕЙ ПО СОСТОЯНИЮ НА | | | | | | КОНЕЦ ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА | | | | |-----+------------------------------------------------+-----------+-----------+-----------| | 5. | ДОЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА В | 68,2 | 58,8 | 50,2 | | | ОБЪЕМЕ НАЛОГОВЫХ И НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ | | | | | | ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, % ПО СОСТОЯНИЮ НА КОНЕЦ | | | | | | ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА | | | | |-----+------------------------------------------------+-----------+-----------+-----------| | 6. | ФОРМИРОВАНИЕ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА НА | ДА | ДА | ДА | | | ОЧЕРЕДНОЙ ФИНАНСОВЫЙ ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД | | | | | | ПО ПРИНЦИПУ "СКОЛЬЗЯЩЕЙ ТРЕХЛЕТКИ", (ДА/НЕТ) | | | | |-----+------------------------------------------------+-----------+-----------+-----------| | 7. | ДОЛЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И | 100,0 | 100,0 | 100,0 | | | СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ | | | | | | БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ | | | | | | ПОДГОТОВКУ ДОКЛАДОВ О РЕЗУЛЬТАТАХ И ОСНОВНЫХ | | | | | | НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОЧЕРЕДНОЙ | | | | | | ФИНАНСОВЫЙ ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД, % | | | | |-----+------------------------------------------------+-----------+-----------+-----------| | 8. | ДОЛЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПО | 0,0 | 0,0 | 100,0 | | | КОТОРЫМ ОСУЩЕСТВЛЯЛАСЬ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА | | | | | | ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА, % | | | | |-----+------------------------------------------------+-----------+-----------+-----------| | 9. | ДОЛЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, | 0,0 | 0,0 | 100,0 | | | ИМЕЮЩИХ В ШТАТЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ | | | | | | (СПЕЦИАЛИСТОВ), ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ | | | | | | ВНУТРЕННЕГО АУДИТА, % | | | | |-----+------------------------------------------------+-----------+-----------+-----------| | 10. | ДЕФИЦИТ ()/ПРОФИЦИТ (+) ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА | 1462375,1 | 629290,4 | 434243,7 | | | БЕЗ УЧЕТА СНИЖЕНИЯ ОСТАТКОВ НА СЧЕТАХ ПО УЧЕТУ | | | | | | СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА И ПОСТУПЛЕНИЙ ОТ | | | | | | ПРОДАЖИ АКЦИЙ И ИНЫХ ФОРМ УЧАСТИЯ В | | | | | | КАПИТАЛЕ, ТЫС. РУБЛЕЙ | | | | |-----+------------------------------------------------+-----------+-----------+-----------| | 11. | ДЕФИЦИТ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА В ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ | 15,0 | 6,0 | 3,6 | | | ДОХОДОВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА БЕЗ УЧЕТА | | | | | | БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ, % | | | | |-----+------------------------------------------------+-----------+-----------+-----------| | 12. | ДОЛЯ "ВЫПАДАЮЩИХ" ДОХОДОВ ОБЛАСТНОГО | 8,4 | 2,4 | 2,9 | | | БЮДЖЕТА В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ | | | | | | НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ НАЛОГОВЫХ И | | | | | | НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, % | | | | | | | | | | |-----+------------------------------------------------+-----------+-----------+-----------| | 13. | ДОЛЯ ПРОСРОЧЕННОЙ КРЕДИТОРСКОЙ | 0,02 | < 0,001 | 0,0 | | | ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО СОСТОЯНИЮ НА КОНЕЦ | | | | | | ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА В ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ РАСХОДОВ | | | | | | ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, % | | | | |-----+------------------------------------------------+-----------+-----------+-----------| | 14. | ОТКЛОНЕНИЕ ФАКТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ | 1,5 | 0,8 | 1,1 | | | ФОРМИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНОВ | | | | | | ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОТ УТВЕРЖДЕННОГО | | | | | | НОРМАТИВА, % ПУНКТОВ | | | | |-----+------------------------------------------------+-----------+-----------+-----------| | 15. | ДОЛЯ СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, | 0,4 | 0,06 | 0,0 | | | РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЛОСЬ НА | | | | | | КОНКУРСНОЙ ОСНОВЕ В ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ РАСХОДОВ | | | | | | ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, ЗА ВЫЧЕТОМ СРЕДСТВ, | | | | | | РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОТОРЫХ НА КОНКУРСНОЙ ОСНОВЕ | | | | | | НЕВОЗМОЖНО (СУБВЕНЦИИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО | | | | | | БЮДЖЕТА, ОПЛАТА ТРУДА И НАЧИСЛЕНИЯ НА НЕЕ, | | | | | | НЕЦЕЛЕВЫЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ | | | | | | БЮДЖЕТАМ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ, СОЦИАЛЬНЫЕ | | | | | | ВЫПЛАТЫ), % | | | | | | | | | | |-----+------------------------------------------------+-----------+-----------+-----------| | 16. | ДОЛЯ БЮДЖЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В | 54,5 | 63,6 | 72,7 | | | ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ*, % | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------- ___________
* Под бюджетными операциями понимаются:
1) формирование ведомственной структуры расходов областного бюджета; 2) формирование распределения расходов областного бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации; 3) составление и ведение сводной бюджетной росписи областного бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств; 4) составление и ведение кассового плана;
5) учет исполнения областного бюджета по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета; 6) ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности;
7) составление и ведение реестра расходных обязательств областного бюджета; 8) подготовка и формирование государственных заданий (заданий учредителя); 9) подготовка обоснований бюджетных ассигнований;
10) открытие, закрытие и ведение лицевых счетов, учет операций на
лицевых счетах главных распорядителей и получателей бюджетных средств, санкционирование расходов получателей бюджетных средств; 11) ведение долговой книги Брянской области.
Вместе с тем не все законодательно внедренные принципы и механизмы в полной мере удалось реализовать на практике, некоторые из
перспективных мероприятий реализуются с недостаточной результативностью: 1) бюджетное планирование остается слабо увязанным со стратегическим планированием, структура и динамика расходов недостаточно учитывают цели социально экономического развития региона; 2) главные распорядители и получатели бюджетных средств осуществляют финансово экономическое планирование, не уделяя должного
внимания обоснованности и достижимости планируемых показателей результативности осуществляемых расходов. Существующая ситуация является следствием сложившейся годами практики сметного финансирования государственных учреждений, органов государственной власти вне зависимости от фактически достигнутых результатов. Попытки увязать выделяемые бюджетные ассигнования с конечными количественно измеримыми результатами деятельности, просчитать "себестоимость" осуществляемых полномочий вызывают сопротивление со стороны ведомств. Финансово экономическое планирование результатов, осуществляемое в настоящее время преимущественно в рамках бюджетных целевых программ, реализуется с недостаточной степенью обоснованности и достоверности, большая часть программ по мере реализации подвергается неоднократным корректировкам
в части распределения ассигнований между отдельными мероприятиями и конечных показателей. Планирование бюджетных ассигнований на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов впервые осуществлялось с подготовкой главными распорядителями бюджетных средств обоснований бюджетных ассигнований с распределением предельных бюджетов главных распорядителей по целям, задачам, мероприятиям с привязкой ассигнований к количественно измеримым показателям конечных результатов. В течение 2011 2012 годов на основании подготовленных обоснований
будет осуществлена разработка и внедрение механизмов корректировки запланированных результатов при изменении объемов бюджетных ассигнований, оценки соответствия фактически достигнутых результатов запланированным и корректировки объемов ассигнований на основании проводимой оценки. Кроме того, сложившаяся ситуация является следствием отсутствия следующих механизмов: мотивации главных распорядителей бюджетных средств к повышению качества финансово экономического планирования; применения финансовых и иных санкций за некачественное бюджетное планирование, недостижение запланированных показателей бюджетных целевых программ. В части обоснования конечных результатов бюджетных целевых программ очевидным является недостаток образцов лучшей практики подготовки и реализации долгосрочных целевых программ и целевых программ ведомств; 3) сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, доля неэффективных расходов консолидированного бюджета сохраняется на высоком уровне. Доля неэффективных расходов консолидированного бюджета Брянской области сохраняется на уровне, превышающем среднероссийский. По сравнению с 2007 годом возросли неэффективные расходы в сфере здравоохранения (в 2009 году объеме неэффективных расходов в сфере здравоохранения составил более 300,0 миллионов рублей). Остается стабильно высоким объем неэффективных расходов в образовании - более 1,5 миллиарда рублей (по данному показателю за 2009 год Брянская область занимает четвертое место в Центральном федеральном округе и пятое место в России). Причиной этого является отсутствие как материальных и иных стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов, так и недостаточная методологическая база оценки эффективности бюджетных расходов на этапе принятия обязательств и по результатам их исполнения. В настоящее время на федеральном уровне реализован механизм оценки объема неэффективных расходов в отраслях образования,
здравоохранения, жилищно коммунального хозяйства, организации государственного и муниципального управления. В то же время остаются неохваченными целых ряд отраслей: социальная защита населения, правоохранительная деятельность, культура, физическая культура и спорт, строительство, сельское хозяйство и другие. Очевидно, что принципы, которыми руководствуется Министерство регионального развития Российской Федерации при выявлении неэффективных расходов, не могут быть преломлены и использованы в том же виде при оценке неэффективных
расходов в иных сферах. Постановлением администрации области от 12 июля 2010 года N 694 утверждены количественные показатели для оценки планов, хода исполнения и конечных результатов реализации функций, достижения целей и решения задач субъектов бюджетного планирования. Указанным постановлением утверждены количественно измеримые показатели деятельности всех органов исполнительной власти Брянской области, которые в дальнейшем будут использованы для выработки механизма оценки эффективности осуществляемых расходов. Кроме того, для сокращения объема неэффективных расходов и повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Брянской области в целом в рамках реализации настоящей программы будут реализованы следующие мероприятия: создание условий для осуществления оценки эффективности планируемых и принятых расходных обязательств государственными учреждениями Брянской области; осуществление оценки обеспеченности населения региона сетью государственных учреждений в сферах образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, физической культуры и спорта, культуры и искусства; стимулирование повышения качества финансового менеджмента главных
распорядителей и получателей бюджетных средств, создание и распространение образцов лучшей практики осуществления финансового менеджмента. Потенциальный экономический эффект от реализации мероприятий по ликвидации неэффективных расходов оценивается в сумме, превышающей 2 миллиарда 800 миллионов рублей. Сокращение при прочих равных условиях
неэффективных расходов до среднероссийского уровня 2009 года принесет
экономию бюджетных расходов в объеме около 850 миллионов рублей; 4) в значительной степени формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат (далее - БОР). Несмотря на определенные позитивные изменения в сфере организации
планирования и исполнения бюджета применение методов бюджетирования, ориентированного на результат, остается в значительной степени формальным и не увязанным с действенной методологией и процессом планирования бюджетных ассигнований. Нормативная правовая база реализации методов БОР была разработана
на этапе реализации программы реформирования системы управления общественными финансами Брянской области в 2005-2007 годах и включает
в себя следующие нормативные правовые акты: Закон Брянской области от 9 июня 2007 года N 77 З "Об областных стандартах качества предоставления бюджетных услуг"; постановление администрации области от 30 июня 2006 года N 417 "О мерах по созданию системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах"; постановление администрации области от 28 июня 2007 года N 487 "Об утверждении областных стандартов качества предоставления бюджетных услуг"; постановление администрации области от 27 июня 2007 года N 474 "О Порядке проведения оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг областным стандартам качества"; постановление администрации области от 30 июня 2006 года N 416 "О вопросах совершенствования финансового планирования на ведомственном уровне"; постановление администрации области от 16 августа 2005 года N 456
"Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ"; постановление администрации области от 10 августа 2007 года N 641
"О Порядке проведения ежегодной оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ" (по результатам проведенной работы в 2010 году постановлением администрации области от 23 декабря 2010 года N 1346 был утвержден Порядок оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ и изменения (корректировки) или досрочного прекращения данных программ с учетом фактических результатов их реализации, постановление администрации области от 10 августа 2007 года N 641 было признано утратившим силу). Несмотря на то, что формально оценка потребности населения в предоставляемых государственных услугах ежегодно осуществляется органами исполнительной власти на этапе подготовки проекта закона Брянской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, результаты проводимой оценки практически не учитывались в бюджетных проектировках. Проведение оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг областным стандартам качества осуществляется в большей степени экспертным методом без реального взаимодействия с потребителями данных услуг. Аналогичная ситуация складывается с подготовкой докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей бюджетных средств. Доклад о результатах остается в большей степени декларативным документом, нежели действенным инструментом планирования и корректировки деятельности органов исполнительной власти. Данная ситуация является следствием отсутствия как нормативных, так и методологических основ корректировки бюджетных ассигнований на основании проводимой работы по оценке потребности в государственных услугах, соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг стандартам качества, оценке результатов деятельности главных распорядителей бюджетных средств. Кроме того, на региональном уровне за органами государственной власти не закреплена ответственность за качество финансово экономического планирования. Тем не менее, ряд инструментов БОР были интегрированы в бюджетный
процесс: составление проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (утверждение областного бюджета по принципу "скользящей трехлетки" осуществляется начиная с 2008 года); подготовка государственных заданий на оказание государственных услуг государственными учреждениями Брянской области (в 2010 году была проведена работа по формированию государственных заданий государственным учреждениям, хотя фактическое их финансирование осуществлялось по сметам); увеличение доли расходов областного бюджета, формируемой в рамках
бюджетных целевых программ (доля расходов, формируемых в рамках долгосрочных, ведомственных целевых программ, аналитических программ ведомств в 2010 году составила 48,9%). В рамках реализации программы повышения эффективности бюджетных расходов планируется реализация следующих мероприятий по внедрению инструментов БОР в бюджетный процесс: осуществление оценки потребности в предоставляемых государственных услугах, доработка методологии осуществления оценки потребности, разработка порядка отказа от оказания невостребованных государственных услуг; проведение независимой оценки соответствия фактически предоставляемых государственных услуг утвержденным стандартам качества, изучения мнения населения о качестве оказания государственных услуг; внесение изменений в действующий порядок подготовки и утверждения
докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей бюджетных средств в части уточнения сроков, порядка разработки докладов, порядка корректировки деятельности органов исполнительной власти по результатам подготовки докладов; контроля за
исполнением установленных планов и ответственности за качество планирования; стимулирование оказания государственных услуг в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, негосударственными (немуниципальными) организациями; переход к планированию областного бюджета на основе программно целевого принципа - формирование "программного" бюджета; утверждение порядка проведения публичного обсуждения проектов долгосрочных целевых программ и/или обсуждения проектов экспертной группой; утверждение порядка заключения контрактов с руководителями государственных бюджетных и автономных учреждений, государственных унитарных предприятий, закрепляющих ответственность за руководителями
по достижению запланированных показателей эффективности и результативности деятельности и показателей бюджетных целевых программ, согласования показателей, включаемых в контракты; организация и проведение конкурсного распределения бюджета принимаемых обязательств на очередной финансовый год и плановый период; внесение изменений в действующие методики распределения межбюджетных трансфертов в части распределения межбюджетных трансфертов с учетом достижения показателей эффективности деятельности, качества финансового менеджмента; 5) деятельность участников сектора государственного и муниципального управления остается недостаточно прозрачной, не в полной мере обеспечены возможности общественного контроля за сферами государственных и муниципальных финансов. Данная проблема является как следствием отсутствия должного контроля раскрытия органами исполнительной власти Брянской области информации о своей деятельности, так и недостаточного технического обеспечения. По состоянию на 1 января 2011 года ряд органов исполнительной власти Брянской области не имеют собственных сайтов в сети Интернет, доля государственных учреждений, имеющих сайты, минимальная; некоторые владельцы сайтов не уделяют должного внимания своевременной актуализации размещаемых сведений. Для повышения открытости деятельности органов государственной власти Брянской области планируется реализация следующих мероприятий: доработка действующих сайтов органов исполнительной власти с целью обеспечения доступа посетителей к функции обратной связи; разработка официальных сайтов, предоставляющих посетителям доступ
к функции обратной связи, не менее 50% государственных учреждений Брянской области; разработка административных регламентов, внесение изменений в действующие административные регламенты в части регулирования процедуры рассмотрения обращений, заявлений и жалоб граждан, поступающих через механизм обратной связи на официальных сайтах; разработка органами государственной власти Брянской области ведомственных нормативных актов, устанавливающих исчерпывающий перечень информации, подлежащей раскрытию путем публикации на официальных сайтах, порядка и сроков подготовки и размещения информации; рассмотрение проектов указанных нормативных актов на комиссии по проведению административной реформы и обеспечению предоставления первоочередных государственных и муниципальных услуг в
электронном виде в Брянской области; включение мероприятий по контролю за раскрытием информации в программы (планы) осуществления внутреннего контроля и аудита на ведомственном уровне. Необходимость решения обозначенных проблем и реализации указанных
мероприятий увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также по модернизации управления общественными финансами Брянской области. II. Цель и задачи программы
Целью программы является повышение эффективности деятельности публично правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества
в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально экономического развития. Для достижения цели программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач: обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей социально экономического развития; создание условий для повышения эффективности деятельности публично правовых образований по обеспечению оказания государственных
услуг; создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса
к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных
реформ; повышение качества управления финансами в общественном секторе, в
том числе путем адаптации инструментов корпоративного менеджмента; повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности. Для решения указанных задач в 2011 2012 годах предлагается принять решения по следующим основным направлениям: обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного бюджета и бюджетной системы Брянской области; внедрение программно целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти региона; переход к "программному" формированию областного бюджета;
повышение эффективности и качества, развитие новых форм оказания и финансового обеспечения предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам, дальнейшая реструктуризация бюджетного сектора; оптимизация функций в сфере государственного управления, повышение эффективности их выполнения; повышение качества планирования и исполнения бюджета, распределения бюджетных средств; реализация мероприятий по сокращению бюджетных расходов на исполнение отдельных расходных обязательств; реформирование государственного финансового контроля, в том числе
развитие внутреннего аудита, персонализация ответственности за качество финансового менеджмента; совершенствование межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами; развитие информационной составляющей управления государственными финансами, способствующей повышению прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти. Содержанию реформ по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы программы. Реализация предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы) государственной политики. III. Система мероприятий программы
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Брянской области
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Брянской области является необходимым условием достижения цели и решения задач программы. Установление целей социально экономического развития и индикаторов их достижения без учета объективных ограничений бюджетного дефицита и уровня государственного долга может привести к появлению "необеспеченных" мандатов (нормативных правовых актов, порождающих расходные обязательства, превышающие ресурсные возможности бюджета). 1.1 Анализ исходного состояния
Важнейшим достижением в целях обеспечения стабильности, преемственности и предсказуемости бюджетной политики Брянской области
является переход на среднесрочное бюджетной планирование по принципу "скользящей трехлетки". Разработка областного и местных бюджетов с развернутым планированием бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период осуществляется с 2008 года. Исключением стал лишь "кризисный" 2009 год: бюджет на плановый период 2011 и 2012 годов был
утвержден в виде основных параметров (доходы, расходы, дефицит бюджета). Законом Брянской области от 6 декабря 2010 года N 105 З "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" установлено распределение доходов и расходов областного бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации на три года. Принятие областного бюджета на трехлетний период соответствует долгосрочным целям социально экономического развития области, предоставляет возможность заключения долгосрочных контрактов, заблаговременной подготовки торгов. Переход на трехлетнее бюджетное планирование обусловил также планирование межбюджетных трансфертов на среднесрочную перспективу. Большая часть межбюджетных трансфертов распределена между муниципальными образованиями области на три года, что создает благоприятные условия для повышения качества финансового планирования
органами местного самоуправления. Областной бюджет на 2011 год является бездефицитным. На 2012 и 2013 годы запланировано превышение доходов областного бюджета над расходами на 250 миллионов рублей и 1 миллиард 200 миллионов рублей соответственно. Данные средства будут дополнительно использованы на погашение государственного внутреннего долга Брянской области. Динамика объема дефицита (профицита) областного бюджета и объема государственного внутреннего долга Брянской области с 2008 года приведена в таблице 2. Таблица 2 Динамика дефицита (профицита) областного бюджета
и объема государственного внутреннего долга Брянской области
------------------------------------------------------------------------------------- | ГОД | ДЕФИЦИТ (-)/ПРОФИЦИТ (+) | ОБЪЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА | | | ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, МЛН. РУБЛЕЙ | БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СОСТОЯНИЮ НА КОНЕЦ | | | | ПЕРИОДА, МЛН. РУБЛЕЙ | | | | | |------+---------------------------------+------------------------------------------| | 2008 | - 1462,4 | 6404,0 | |------+---------------------------------+------------------------------------------| | 2009 | - 629,3 | 6229,7 | |------+---------------------------------+------------------------------------------| | 2010 | - 434,2 | 6052,7 | |------+---------------------------------+------------------------------------------| | 2011 | 0,0 | 5416,5 | |------+---------------------------------+------------------------------------------| | 2012 | + 250,0 | 4751,6 | |------+---------------------------------+------------------------------------------| | 2013 | + 1200,0 | 3472,6 | ------------------------------------------------------------------------------------- В структуре государственного внутреннего долга Брянской области преобладает задолженность по привлеченным заемным средствам: средствам кредитных организаций (43,5% в 2010 году) и средствам бюджетных кредитов Минфина России (52,1% в 2010 году). Структура государственного внутреннего долга Брянской области за последние три года, а также прогноз на 2011-2013 годы приведены в таблице 3. Таблица 3
Структура государственного внутреннего долга
Брянской области (2008-2013 годы)
---------------------------------------------------------------------------------- | СТАТЬИ ГОСУДАРСТВЕННОГО | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | | ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА | | | | | | | |--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------| | КРЕДИТЫ КРЕДИТНЫХ | 3613,1 | 2681,5 | 2631,7 | 3211,6 | 4279,3 | 3091,8 |
| ОРГАНИЗАЦИЙ, МЛН. РУБЛЕЙ | | | | | | | |--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------| | БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ, МЛН. | 7,8 | 2521,4 | 3153,5 | 1845,0 | 243,1 | 176,6 | | РУБЛЕЙ | | | | | | | |--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------| | ГОСУДАРСТВЕННЫЕ | 2783,1 | 1026,8 | 267,5 | 359,9 | 229,2 | 204,2 | | ГАРАНТИИ, МЛН. РУБЛЕЙ | | | | | | | |--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------| | ВСЕГО, МЛН. РУБЛЕЙ | 6404,0 | 6229,7 | 6052,7 | 5416,5 | 4751,6 | 3472,6 |
|--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------| | РАСХОДЫ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ | 227,2 | 353,9 | 283,9 | 257,6 | 320,5 | 297,1 | | ГОСУДАРСТВЕННОГО | | | | | | | | ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА, МЛН. | | | | | | | | РУБЛЕЙ | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------- Губернатором Брянской области в Бюджетном послании на публичных слушаниях по проекту областного бюджета на 2011-2013 годы была поставлена задача снизить уровень государственного внутреннего долга за три года (к концу 2013 года) в 1,7 раза. Достижение постановленной
задачи требует применения рестриктивных мер реализации долговой политики. Реализация жестких мер в отношении кредиторской задолженности позволила сдерживать ее объем на достаточно низком уровне. Ежегодно проводится инвентаризация кредиторской задолженности в разрезе бюджетных учреждений, анализ факторов ее возникновения, реализуются меры по реструктуризации и снижению уровня просроченной кредиторской задолженности. Проводится работа по анализу и принимаются меры по снижению кредиторской задолженности муниципалитетов. Динамика просроченной кредиторской задолженности государственных учреждений Брянской области за 2008-2010 годы представлена в таблице 4. Таблица 4
Динамика просроченной кредиторской задолженности государственных
учреждений Брянской области (2008-2010 годы) -------------------------------------------------------------------------- | НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ | 2008 Г. | 2009 Г. | 2010 Г. |
|------------------------------------------+---------+---------+---------| | ПРОСРОЧЕННАЯ КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, | 4123,7 | 138,0 | 0,0 | | ТЫС. РУБЛЕЙ | | | | -------------------------------------------------------------------------- Информация о состоянии кредиторской задолженности государственных учреждений Брянской области ежемесячно публикуется на официальном сайте финансового управления Брянской области (http://bryanskoblfin.ru).
Существование кредиторской задолженности государственных учреждений отчасти объясняется высокими затратами на содержание имущества учреждений (прежде всего - недвижимого имущества), которые осуществляются вне зависимости от действительной потребности учреждений в данном имуществе. По состоянию на 1 января 2011 года реестр государственного имущества Брянской области насчитывает 11717 объектов недвижимого имущества (за исключением земельных участков), закрепленных за учреждениями, большая часть из которых расположена на территории муниципальных районов. Строительство данных объектов осуществлялось преимущественно во времена существования советской системы, когда строительство зачастую
производилось без учета прогнозируемой востребованности объектов, перспективного анализа местоположения, других факторов внешней среды.
В результате многие объекты оказались подвержены "внешнему износу" возможность их полной загрузки по назначению ограничена уровнем социально экономического развития территории, на которой они расположены. На обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Брянской области помимо уровня дефицита (профицита)
бюджета, государственного внутреннего долга и кредиторской задолженности государственных учреждений существенное влияние оказывает объем выпадающих доходов областного бюджета в результате предоставления налоговых льгот. Данные о выпадающих доходах областного бюджета представлены в таблице 5. Таблица 5
Выпадающие доходы областного бюджета
в результате предоставления налоговых льгот (2008-2010 годы)
--------------------------------------------------------------------------------------- | НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ | 2008 Г. | 2009 Г. | 2010 Г. | |----------------------------------------------------+----------+----------+----------| | ОБЪЕМ ВЫПАДАЮЩИХ ДОХОДОВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, ТЫС. | 918229,0 | 329976,0 | 343071,0 |
| РУБЛЕЙ | | | | |----------------------------------------------------+----------+----------+----------| | ДОЛЯ ВЫПАДАЮЩИХ ДОХОДОВ В ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ НАЛОГОВЫХ И | 9,8 | 3,1 | 2,8 | | НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, % | | | | --------------------------------------------------------------------------------------- В Брянской области ежегодно осуществляется оценка эффективности предоставления налоговых льгот. Порядок проведения указанной оценки установлен постановлением администрации области от 30 июня 2006 года N 420 "О вопросах оценки эффективности предоставляемых (планируемых к
предоставлению) налоговых льгот". Сохранению сбалансированности и устойчивости местных бюджетов способствует обеспечение преемственности принципов формирования межбюджетных отношений: законодательное закрепление стабильных и предсказуемых финансовых
взаимоотношений между областным и местными бюджетами; применение объективной формализованной и прозрачной системы выравнивания бюджетной обеспеченности; сбалансированное и взаимоувязанное разграничение расходных обязательств и доходов между уровнями бюджетной системы; обеспечение полноты учета расходных обязательств органов местного
самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными действующим законодательством, на основе применения нормативного метода планирования. Система межбюджетных отношений между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований области регулируется Законом Брянской области от 13 августа 2007 года N 126 З "О межбюджетных отношениях в Брянской области". Совершенствование механизмов распределения межбюджетных трансфертов позволило увеличить бюджетную обеспеченность на одного жителя (таблица 6). Таблица 6
Динамика бюджетной обеспеченности
на одного жителя (2008-2013 годы)
---------------------------------------------------------------------------------------- | БЮДЖЕТНАЯ | 2008 Г. | 2009 Г. | 2010 Г. | 2011 Г. | 2012 Г. | 2013 Г. |
| ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НА ОДНОГО | | | | | | | | ЖИТЕЛЯ | | | | | | | |--------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------| | ДО ВЫРАВНИВАНИЯ | 4184,0 | 3987,0 | 4548,0 | 4756,4 | 4959,3 | 5316,3 | | БЮДЖЕТНОЙ | | | | | | | | ОБЕСПЕЧЕННОСТИ, РУБЛЕЙ | | | | | | | |--------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------| | ПОСЛЕ ВЫРАВНИВАНИЯ | 5483,0 | 5382,0 | 6304,0 | 5953,1 | 6106,6 | 6403,6 | | БЮДЖЕТ НОЙ | | | | | | | | ОБЕСПЕЧЕННОСТИ, РУБЛЕЙ | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------- 1.2. План мероприятий В целях обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Брянской области необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся: консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования; недопущение бюджетного дефицита, реализация мер, направленных на снижение государственного долга; стабильность и предсказуемость налоговой политики;
полнота учета и прогнозирования финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей государственной политики; планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств; принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения; принятие новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации; соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых
расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости); систематический анализ и оценка рисков бюджетной системы Брянской
области, реализация мероприятий, направленных на предотвращение и минимизацию рисков; создание и поддержание финансовых резервов.
Для дальнейшего внедрения указанных выше принципов планируется реализовать следующие основные меры: формирование долгосрочной бюджетной стратегии Брянской области;
использование для целей бюджетного планирования консервативного варианта прогноза социально экономического развития; утверждение и использование методики формализованного прогнозирования доходов областного бюджета от основных налогов и сборов, а также неналоговых доходов; оценка возможностей по увеличению условно утвержденных расходов областного бюджета; поэтапное повышение объема резервного фонда Брянской области;
сохранение основных принципов методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований; сокращение наименее эффективных видов финансовой помощи бюджетам муниципальных образований, повышение концентрации межбюджетных трансфертов на приоритетных направлениях развития муниципалитетов; проведение анализа кредиторской задолженности и принятие оперативных мер по ликвидации (реструктуризации) просроченной кредиторской задолженности; установление среднесрочных (на срок до 3 лет) индикативных пределов (показателей) расходов по направлениям государственной политики; разработка порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности органов исполнительной власти за достоверность оценки их объемов и сроков исполнения; оптимизация числа и объемов налоговых льгот, регулярная оценка достижения целей и решения задач, в целях которых были предоставлены льготы; совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения областного бюджета с установлением ответственности главных распорядителей бюджетных средств за качество и соблюдение показателей кассового плана; замещение обязательств Брянской области перед кредитными организациями по реализуемым проектам в форме государственных гарантий на объекты залогового фонда Брянской области; инвентаризация государственного недвижимого имущества Брянской области, выявление неиспользуемого имущества или имущества, использование которого не связано с исполнением органами государственной власти Брянской области и государственными учреждениями своих полномочий, принятие решений по дальнейшему использованию данного имущества (продаже, сдаче в аренду, включению в
состав залогового фонда); повышение прозрачности информации по вопросам управления государственным внутренним долгом, кредиторской задолженностью, предоставления налоговых льгот, управления государственным имуществом. 1.3 Ожидаемые результаты
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|