Расширенный поиск

Постановление Правительства Брянской области от 16.06.2014 № 250-п

 

 

 

                           БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

                             ПРАВИТЕЛЬСТВО

 

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

     от 16 июня 2014 г. N 250-п

 

 

    Об утверждении Стратегии развития профессионального образования
                Брянской области на период до 2020 года

 

 

     В целях определения основных направлений формирования эффективной
системы регионального профессионального образования,  направленной  на
обеспечение высокого  качества  подготовки  кадров  в  соответствии  с
потребностями  социально-экономического  и   инновационного   развития
Брянской области, согласно распоряжению Правительства Брянской области

от  8  июля  2013  года  N 109-рп  "Об утверждении  "дорожной   карты"
внедрения  стандарта  деятельности   органов   исполнительной   власти
субъекта   Российской   Федерации   по   обеспечению    благоприятного
инвестиционного климата в  Брянской  области"  Правительство  Брянской
области

 

     ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

     1. Утвердить  прилагаемую  Стратегию  развития  профессионального
образования Брянской области на период до 2020 года.
     2. Департаменту образования и науки Брянской области,  управлению
государственной службы по труду и занятости населения Брянской области
осуществлять формирование кадрового потенциала области в  соответствии
со Стратегией в рамках своей компетенции.
     3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя Губернатора Брянской области Жигунова А. М.

 

 

     Губернатор Н. В. Денин

 

 

     Утверждена
     постановлением Правительства
     Брянской области
     от 16 июня 2014 г. N 250-п

 

 

                               СТРАТЕГИЯ
        развития профессионального образования Брянской области
                        на период до 2020 года

 

                       Раздел I. Общие положения

 

     Стратегия развития профессионального  образования  на  период  до
2020  года  (далее  -  Стратегия)  определяет   основные   направления
формирования  эффективной  системы   регионального   профессионального
образования, направленной на обеспечение высокого качества  подготовки
кадров  в  соответствии  с  потребностями  социально-экономического  и
инновационного развития Брянской области.
     Стратегия разработана  в  соответствии  с  основными  положениями
следующих нормативно-правовых актов:
     Федеральный   закон   от   29   декабря   2012   года    N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации";
     Указ Президента Российской Федерации от 7  мая  2012  года  N 597
"О мероприятиях по реализации государственной политики";
     Указ Президента Российской Федерации от 7  мая  2012  года  N 599
"О мерах по реализации государственной политики в области  образования
и науки";
     Закон  Брянской   области   от   25   июля   2013   года   N 62-З
"Об образовании в Брянской области";
     Государственная   программа   Российской   Федерации    "Развитие
образования   на   2013-2020   годы",    утвержденная    распоряжением
Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 792-р;
     Стратегия  развития   системы   подготовки   рабочих   кадров   и
формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на  период
до 2020 года;
     государственная программа "Развитие образования и науки  Брянской
области" (2014-2020 годы), утвержденная  постановлением  Правительства
Брянской области от 30 декабря 2013 года N 857-п.

 

  1. Анализ текущего состояния рынка труда Брянской области и прогноз
                потребностей регионального рынка труда

 

      1.1. Анализ текущего состояния рынка труда Брянской области

 

     Ситуация  на  рынке  труда  Брянской  области   развивается   под
воздействием экономических и демографических факторов. Особые масштабы
приобретает  проблема  старения  населения  и  сокращения  численности
трудоспособного возраста. В этих условиях возрастают спрос на  рабочую
силу и конкуренция между работодателями за нее.
     В последние годы в  области  наблюдается  положительная  динамика
демографических процессов. В 2012 году  уровень  рождаемости  составил
11,4 человека на 1000 населения (2011 год - 10,9), уровень  смертности
- 16,2 человека на 1000  населения  (2011  год  -  16,1),  коэффициент
естественной убыли населения - 4,8 человека на  1000  населения  (2011
год - 5,2).
     По оценке в 2013 году  уровень  рождаемости  увеличится  до  11,5
человека на  1000  населения,  уровень  смертности  снизится  до  15,7
человека на 1000 населения, коэффициент  естественной  убыли  составит
4,2 человека на 1000 населения.
     Вместе  с  тем,   численность   постоянного   населения   области
продолжает снижаться: за 2012 год -  на  0,9  процента,  за  2013  год
(оценка) - на 0,7 процента.
     По состоянию  на  1  января  2013  года  численность  постоянного
населения составила 1253,7 тыс. человек, в среднегодовом исчислении за
2012 год - 1259 тыс. человек. Удельный вес городского населения - 69,3
процента, сельского - 30,7 процента.
     Численность трудовых ресурсов в  2012  году  составила  728  тыс.
человек, численность экономически активного  населения  -  644,3  тыс.
человек, среднегодовая численность занятых в экономике  -  559,6  тыс.
человек. При  этом  общая  численность  безработных,  рассчитанная  по
методологии МОТ, составила 32,7 тыс. человек (в 2011 году - 36,2  тыс.
человек).
     В целом численность трудовых ресурсов в  2013  году  ожидается  в
количестве 725 тыс. человек, численность занятых в экономике  -  559,5
тыс. человек. Численность работающих на предприятиях и в  организациях
составит 349 тыс. человек.
     В  2013   году   в   Брянской   области   продолжались   процессы
высвобождения работников.
     За 2013 год уволено  6538  человек,  из  них  трудоустроено  2897
человек (44% от уволенных). Обратились в органы службы занятости  2019
человек (31% от уволенных), из них признано безработными 892  человека
(14% от уволенных).
     На  регистрируемом  рынке  труда  Брянской  области   сохранялась
стабильная ситуация.
     В 2013 году в органы труда и занятости населения за содействием в
поиске подходящей работы обратились  42,0  тыс.  человек,  официальный
статус безработного получили 14,0 тыс. человек.
     В 2013 году работодатели сообщили в центры занятости населения  о
потребности в рабочей силе для замещения 67,3 тысяч вакантных  рабочих
мест, из них 83,2 процента - по рабочим профессиям.
     Всего в 2013 году в областном банке данных содержались сведения о
наличии 74,6  тыс.  вакансий,  в  том  числе  по  видам  экономической
деятельности (на долю предприятий):
     обрабатывающие производства - 33,8 процента;
     сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 11,9 процента;
     оптовая и розничная торговля - 9,9 процента;
     строительство - 9,9 процента;
     здравоохранение - 8,2 процента;
     транспорт и связь - 6,1 процента;
     образование - 6,0 процента;
     операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг -
5,4 процента;
     государственное управление и обеспечение военной  безопасности  -
2,6 процента;
     производство и распределение электроэнергии, газа и  воды  -  2,0
процента;
     гостиницы и рестораны - 1,8 процента;
     предоставление прочих  коммунальных,  социальных  и  персональных
услуг - 1,8 процента;
     другие - 0,6 процента.
     Услугами службы занятости в подборе кадров воспользовались  более
3,1 тыс. предприятий и организаций области, из них 16,7 процента имеют
государственную форму собственности.
     Повышенным   спросом   со   стороны   работодателей    пользуются
специалисты,  имеющие  рабочие  профессии:  водитель,  специалист   по
обслуживанию  электрооборудования,  каменщик,   монтажник,   продавец,
повар,  слесарь,  токарь,  тракторист,  животновод,  швея,   штукатур,
электромонтер, электрогазосварщик и  другие,  в  том  числе  работники
неквалифицированных  специальностей  -  грузчик,  дворник,  кондуктор,
рабочий, уборщик производственных помещений.
     Из  специалистов   востребованы   врачи,   менеджеры,   инженеры,
воспитатели, медицинские сестры, фельдшеры, бухгалтеры.
     Заявленная работодателями потребность в рабочей силе на 1  января
2014 года составила 10,6 тыс. человек.
     В течение 2013 года при  содействии  органов  труда  и  занятости
нашли работу 30,5 тыс. человек,  в  том  числе  на  постоянную  работу
трудоустроены 20,7 тыс. человек, на временную - 9,8 тыс. человек.
     Уровень зарегистрированной безработицы  на  1  января  2014  года
составил 1,1 процента.
     Доля  иностранных  граждан,  работающих  на  территории  Брянской
области, составляет 0,6 процента от числа занятых в экономике, что  не
оказывает существенного влияния на рынок труда области.
     Иностранные граждане в основном  трудятся  в  качестве  подсобных
рабочих,  грузчиков,  штукатуров,  маляров,  каменщиков,   бетонщиков,
плотников, монтажников,  овощеводов  в  таких  сферах  экономики,  как
строительство (49,5 процента),  сельское  хозяйство  (13,6  процента),
торговля (5,4 процента), обрабатывающие производства (24,8  процента),
другие (2,4 процента).

 

          1.2. Прогноз потребностей регионального рынка труда

 

     Среднегодовая численность населения области составит по  прогнозу
в 2014 году 1242,7 тыс. человек, в 2016 году - 1231,6 тыс. человек.
     В период до 2016  года  в  области  будет  наблюдаться  тенденция
сокращения  численности  населения   трудоспособного   возраста,   что
приведет к снижению численности  экономически  активного  населения  и
сокращению трудовых ресурсов.
     В 2016 году численность трудовых ресурсов уменьшится до 717  тыс.
человек, численность лиц, занятых в экономике области -  до  558  тыс.
человек.
     Среднесписочная численность работников предприятий и  организаций
в 2016 году прогнозируется в количестве 345 тыс. человек. В  2014-2016
годах существенного перераспределения  работающих  на  предприятиях  и
организациях по формам собственности не произойдет.
     Наибольший удельный  вес  занятого  населения  будет  отмечен  по
следующим видам экономической деятельности:
     оптовая и розничная торговля (24,3 процента);
     обрабатывающие производства (16,4 процента);
     сельское хозяйство (12,4 процента);
     транспорт и связь (7,4 процента);
     образование (7,0 процента);
     здравоохранение и предоставление социальных услуг (6,8 процента);
     государственное управление и  обеспечение  военной  безопасности,
обязательное социальное обеспечение (5,9 процента);
     строительство (5,9 процента);
     операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг
(5,2 процента);
     производство и распределение электроэнергии (3,2 процента);
     предоставление прочих  коммунальных,  социальных  и  персональных
услуг (2,9 процента);
     гостиницы и рестораны (1,6 процента);
     финансовая деятельность (0,8 процента).
     В   целях   регулирования   объемов   и    профилей    подготовки
квалифицированных рабочих и специалистов в  системе  профессионального
образования,     определения     дополнительной     потребности      в
квалифицированных   кадрах   с   учетом   предложений   работодателей,
перспективных планов развития экономики и ситуации на  рынке  труда  в
Брянской  области  начиная  с  2014   года   разрабатывается   прогноз
потребностей регионального рынка труда.
     Прогноз    потребностей    регионального    рынка     труда     в
квалифицированных  рабочих,  специалистах   и   служащих   формируется
ежегодно на перспективу (ближайшие 7 лет)  в  соответствии  с  данными
предприятий,  организаций,   хозяйств   и   учреждений   муниципальных
образований Брянской области.
     Реализация  инвестиционных  проектов   становится   катализатором
значительных  изменений  в  структуре  рынка  труда  и   естественного
увеличения  спроса  на   квалифицированную   рабочую   силу.   Поэтому
потребность регионального рынка труда напрямую зависит от  реализуемых
на территории области инвестиционных проектов.
     По прогнозным расчетам рост инвестиций в основной капитал в  2014
году составит 5,6 процента, в 2015 году - 6 процентов, в 2016 году - 7
процентов  к  предыдущему  году  в  сопоставимых  ценах.  Рост  объема
инвестиций в основной  капитал  будет  обеспечен  за  счет  реализации
действующих и новых инвестиционных проектов.
     Постоянно ведется и обновляется  реестр  инвестиционных  проектов
Брянской   области,   который   расположен   на   сайте   департамента
экономического развития.  Реестр  содержит  более  100  инвестиционных
проектов предприятий области.
     Наиболее крупные из них:
     "Техперевооружение  литейного  цеха  N 3  в  ООО   ПК   "Бежицкий
сталелитейный завод";
     "Создание и освоение серийного производства  автокранов  военного
назначения, гусеничных кранов,  башенных  кранов  и  стреловых  кранов
грузоподъемностью от 40 тонн и более" в ОАО "Клинцовский  автокрановый
завод";
     "Организация производства велосипедов", "Разработка,  организация
и  освоение  производства  снегоходов,  квадрациклов  и  т.д."  в  ООО
"Жуковский мотовелозавод";
     "Модернизация  цементного   производства   в   ЗАО   "Мальцовский
портландцемент";
     "Разработка  и  организация  производства   изделий   электронной
техники на широкозонных материалах SiC (карбид кремния) GaAs  (арсенид
галлия), как основа  энергосберегающих  технологий  XXI  века"  в  ЗАО
"Группа Кремний Эл";
     "Организация производства вагонов (полувагонов,  крытых  вагонов,
вагонов-платформ" в ОАО "Новозыбковский машиностроительный завод";
     "Строительство  и  ввод  в  эксплуатацию   завода   по   глубокой
переработке древесины  (производство  ДСП  и  ЛДСП)  на  площадке  ОАО
"Дятьково-ДОЗ";
     "Организация   высокотехнологичного   производства   по   выпуску
продукции лесопереработки" в ООО "Аванд Капитал";
     "Завод по производству керамического кирпича  мощностью  80  млн.
штук условного кирпича в год" в ЗАО "Метробетон";
     "Создание комплекса по производству  высокопродуктивного  мясного
поголовья крупного рогатого скота и  комплекса  по  убою  и  первичной
переработке крупного рогатого скота" - ООО "Брянская мясная компания;
     "Создание комплекса  по  выращиванию,  убою  и  переработке  мяса
цыплят-бройлеров" - ООО "Брянский бройлер";
     "Развитие    бройлерного    птицеводства"    -    ЗАО    "Куриное
Царство-Брянск"
     "Строительство свиноводческого комплекса  на  2500  свиноматок  в
Выгоничском    районе    Брянской    области"    -    ООО    "Брянский
мясоперерабатывающий комбинат";
     "Строительство свиноводческого комплекса  на  7590  свиноматок  и
племенной фермы на  1800  свиноматок  в  Выгоничском  районе  Брянской
области" - ООО "Царь-Мясо" и др.
     Кроме того, дополнительная потребность в квалифицированных кадрах
потребуется  и  при  реализации  таких  проектов   плана   мероприятий
Инвестиционной стратегии области, как:
     создание и развитие индустриального парка "Дебрянск";
     создание и развитие промышленного парка в г. Брянске;
     создание и развитие деревообрабатывающего кластера в  Дятьковском
районе Брянской области;
     создание и  развитие  агропромышленного  кластера  в  Брянском  и
Жирятинском районе;
     создание  и  развитие  кластера  стройиндустрии  в   г.   Клинцы,
Клинцовский район;
     создание экотехнопарка в г. Брянске;
     создание Почепского туристического кластера и др.
     В результате проведенного мониторинга получены прогнозные  данные
о потребности работодателей в определенных профессиях и  должностях  в
обследованных организациях.  Дополнительная  потребность  в  кадрах  в
2014-2020 годах составит более 52 тысячи вакансий, в том числе: в 2014
году - 10,2 тысячи, в 2015 году -  8,1  тысячи,  в  2016  году  -  7,1
тысячи, в 2017 году - 6,5 тысячи, в 2018 году -  6,8  тысячи,  в  2019
году - 6,6 тысяч, в 2020 году - 6,7 тысячи вакансий.

 

    2. Современное состояние системы профессионального образования
                           Брянской области

 

                       2.1. Общая характеристика

 

     На   современном   этапе    развития    регионального    общества
профессиональное образование рассматривается  как  один  из  важнейших
факторов формирования нового качества  экономики  региона.  Требования
регионального рынка труда  обуславливают  необходимость  корректировки
структуры  и  объемов  подготавливаемых   кадров   по   профессиям   и
специальностям. Высокая профессиональная квалификация рабочих кадров и
специалистов   среднего   звена    становится    основным    критерием
трудоустройства    выпускников    профессиональных     образовательных
учреждений.
     В настоящее время рынок труда Брянской области,  как  в  целом  в
Российской   Федерации,   характеризуется   несбалансированностью    и
противоречивыми тенденциями как со стороны количественного наполнения,
так  и  со  стороны  качественного   состава   (уровень   образования,
специальность, квалификация)  работников.  Ежегодно  появляются  новые
профессии и специальности, вызванные структурными  и  технологическими
изменениями в экономике и  формирующие  новые  профессиональные  рынки
труда.
     В период с 2005 по 2012 годы  в  процессе  формирования  рыночной
экономики   региональная   система    профессионального    образования
претерпела значительные  изменения.  Главным  событием  этого  периода
стала  передача  в  собственность  Брянской  области  46   федеральных
государственных  образовательных  учреждений  начального  и   среднего
профессионального образования.
     Развитие системы профессионального образования  Брянской  области
находится в прямой зависимости от востребованности услуг, предлагаемых
профессиональными  образовательными  организациями  реальному  сектору
экономики.
     Анализ структуры профессионального образования за последние 5 лет
показывает   снижение   приема   по    таким    укрупненным    группам
специальностей, как гуманитарные  науки  и  экономика,  поскольку  они
являются наиболее невостребованными  на  рынке  труда.  Прослеживается
стабильная доля технических специальностей и профессий. Одной из самых
востребованных укрупненных групп специальностей является  металлургия,
машиностроение и металлообработка. К следующей  востребованной  группе
специальностей   относится   группа   транспортных   средств,   группа
специальностей  и  профессий,  связанных  с  эксплуатацией   наземного
транспорта и транспортного оборудования  и  организацией  перевозок  и
управления  на  транспорте.  Стабильны  по   востребованности   группы
специальностей педагогического и медицинского  профилей.  Особенностью
Брянской  области  является  приоритетное  развитие  агропромышленного
комплекса   и   перерабатывающей   промышленности,   реконструкция   и
техническое    перевооружение    предприятий    оборонно-промышленного
комплекса.
     Эта специфика нашла отражение в программе  реструктуризации  сети
учреждений начального  и  среднего  профессионального  образования  на
2005-2012  годы.  Проведен  комплекс  взаимосвязанных  мероприятий  по
оптимизации сети учреждений начального  профессионального  образования
путем  присоединения  и  к  ведущим  профильным  учреждениям  среднего
профессионального образования. При этом сохранена подготовка  по  всем
востребованным профессиям и специальностям. Открыта подготовка  по  10
новым профессиям и 6 новым специальностям.
     В результате оптимизации:
     сформирована  профессионально-отраслевая   структура   подготовки
кадров в соответствии с потребностями  рынка  труда  (созданы  крупные
многоуровневые       территориально-отраслевые        профессиональные
образовательные  организации,  реализующие  образовательные  программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего
звена);
     сформирована инфраструктура подготовки кадров  для  использования
ее другими элементами сети - ресурсные центры;
     оптимизирована система непрерывного профессионального образования
     Совокупность  уровней  профессионального  образования,  а   также
дополнительного  профессионального  образования  и   профессионального
обучения позволяет жителям Брянской области  выбирать  различные  пути
получения профессионального образования и повышения квалификации.
     Принятие нового Федерального  закона  от  29  декабря  2012  года
N 273-ФЗ "Об образовании в  Российской  Федерации"  и  государственной
программы Российской  Федерации  "Развитие  образования  на  2013-2020
годы" определило новые векторы развития профессионального образования.
     Настоящая Стратегия развития системы подготовки квалифицированных
рабочих кадров, служащих и специалистов среднего  звена,  формирования
прикладных квалификаций включает реализацию следующих  образовательных
программ:
     программы профессионального обучения:
     профессиональная подготовка;
     повышение квалификации;
     переподготовка по профессиям рабочих кадров, служащих;
     образовательные программы среднего профессионального образования:
     программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
     программы подготовки специалистов среднего звена;
     образовательные программы высшего образования:
     практико-ориентированные программы бакалавриата.

 

                       2.2. Основные показатели

 

     Количество  учреждений  среднего  профессионального   образования
(профессиональных   образовательных   организаций),   находящихся   на
терри-тории Брянской области, (кроме филиалов) на 1 января 2014 года -
36 единиц, из них 32 финансируются из  регионального  бюджета,  в  том
числе 27 находятся в ведомственном подчинении департамента образования
и науки Брянской области.
     Численность обучающихся (всех форм обучения)  на  1  января  2014
года в профессиональных образовательных организациях,  находящихся  на
территории Брянской области, (кроме филиалов): 18242 человека, из  них
6201  человек  обучается  по  образовательным  программам   подготовки
квалифицированных рабочих, служащих. Подготовка осуществляется  по  60
образовательным программам подготовки квалифицированных  рабочих,  125
специальностям   профессионального   обучения,   72    образовательным
программам подготовки специалистов  среднего  звена  для  13  отраслей
экономики  региона.  Доля  выпускников  9-х  классов,  поступивших   в
профессиональные  образовательные   организации   по   образовательным
программам подготовки рабочих кадров, служащих, ежегодно составляет  в
среднем 24,6%.
     Количество  учреждений  высшего   профессионального   образования
(образовательных организаций высшего образования)  на  1  января  2014
года, находящихся на территории Брянской области, (кроме  филиалов)  5
единиц. Численность обучающихся (всех форм обучения) на 1 января  2014
года составляет 29301 человек, в том числе иностранных граждан -  2854
человека.   Реализуется   около   образовательных   программ   высшего
образования. Ежегодно прием в высшие учебные  заведения  составляет  в
среднем около 8,5 тысяч человек, из них на очную форму обучения  около
4,0 тысячи человек.
     Профессиональными образовательными организациями разработаны  480
программ  по   опережающему   обучению,   программы   профессиональной
подготовки и переподготовки.
     Для решения проблемы организации профессионального обучения  всех
возрастных групп  населения  созданы  15  многофункциональных  центров
прикладных  квалификаций  на  базе  профессиональных   образовательных
организаций в качестве структурных подразделений. Для работы в  данных
учебных центрах привлекаются специалисты ведущих предприятий.
     Апробируется   пилотный   проект   по   дистанционному   обучению
детей-инвалидов по специальности "Прикладная информатика".
     Структура образовательных профессиональных программ,  реализуемых
профессиональными образовательными организациями  в  различных  сферах
экономики, динамично меняется и по состоянию на  1  января  2014  года
выглядит   следующим   образом:   общественное   питание,    торговля,
производство пищевой продукции и потребительских товаров - 21% (18%  в
2009 г.); металлообработка, машиностроение, энергетика - 14,7% (17%  в
2009 г.); автомобильный и  железнодорожный  транспорт  -  17%  (13%  в
2009 г.); электромонтеры, радиомеханики, операторы  ЭВМ  -  4%  (9%  в
2009 г.); сельское хозяйство -  15,1%  (9%  в  2009 г.);  строительные
работы - 14,4% (8% в  2009 г.);  бухгалтерский  учет  -  5,4%  (14%  в
2009 г.), профессии служащих - 2% (12% - в 2009 г.).
     Формирование контрольных цифр приема  граждан  в  образовательные
организации высшего  образования  и  профессиональные  образовательные
организации осуществляется на основе договоров в подготовке  кадров  с
конкретными  работодателями,  с   учетом   статистических   данных   и
результатов трудоустройства выпускников.
     Четыре  федеральных  государственных  бюджетных   образовательных
учреждения   высшего   профессионального   образования   -    Брянский
государственный    технический    университет     (БГТУ),     Брянский
государственный университет имени академика И. Г.  Петровского  (БГУ),
Брянская государственная инженерно-технологическая  академия  (БГИТА),
Брянская   государственная   сельскохозяйственная   академия   (БГСХА)
являются крупными научно-образовательными комплексами.
     В регионе создана законодательная база, регулирующая отношения  в
сфере научной деятельности, создана система управления  и  координации
научной деятельностью в регионе (законы от 9  июня  2006  года  N 39-З
"О науке, научно-технической и инновационной деятельности  в  Брянской
области", от 11 июля 2012 года  N 51-З  "О поддержке  молодых  ученых,
молодежных  научных  сообществ  и  молодежных  научных  коллективов  в
Брянской области").
     В  регионе  сформирована  система  поиска  и  отбора  талантливой
молодежи. Она  охватывает  школьников,  студентов,  молодых  ученых  и
аспирантов. Общее количество участников конкурсов научных работ в 2013
году составило 781 человек.
     Количество  выпускников  аспирантуры  постоянно  растет:  если  в
2009 г. число выпускников составляло 88 человек, то в 2012 году -  166
человек.
     В регионе  проводится  работа  по  организации  сотрудничества  с
Российским   фондом   фундаментальных   исследований   и    Российским
гуманитарным научным фондом. Если в 2009 году 8 брянских ученых  стали
победителями  конкурсов,  проводимых  этими  фондами,  то  в  2013-14.
Научно-исследовательская   деятельность    и    опытно-конструкторские
разработки наших ученых все чаще завершаются  получением  патентов  на
изобретения и полезные модели. В 2008 г. количество патентов составило
52; 2009 г. - 55; 2010 г. - 79; 2011 г. - 111; 2012 г. - 87; 2013 г. -
104.
     В регионе проводится работа по укреплению  связей  между  вузами,
производством   и   реальным   бизнесом.   Брянский    государственный
университет  им.  акад.  И.  Г.  Петровского  совместно   с   Брянским
региональным отделением Общества биотехнологов России проводит  работу
по формированию "Брянского регионального биотехнологического кластера"
с международным участием.
     Также  завершается  процесс  создания  инновационно-промышленного
кластера транспортного машиностроения Брянской  области  (участники  -
ЗАО  УК  "Брянский  машиностроительный  завод",   ООО   ПК   "Бежицкий
сталелитейный завод", БГТУ).
     В  целях   практического   применения   (внедрения)   результатов
интел-лектуальной   деятельности   при   вузах   создано   22    малых
инновационных предприятия (БГТУ - 9, БГУ- 4, БГСХА -1, БГИТА - 7,  ГНУ
ВНИИ люпина - 1), основными  специалистами  которых  являются  молодые
ученые и аспиранты.
     Характеристика  системы  подготовки  квалифицированных   рабочих,
служащих и специалистов приведена в приложении 1.

 

       2.3. Финансирование системы профессионального образования
                           Брянской области

 

     Финансирование  региональных   профессиональных   образовательных
организаций осуществляется  с  учетом  утвержденных  нормативов.  С  1
января 2013  года  все  региональные  государственные  образовательные
учреждения  переведены  на  новую  систему   оплаты   труда.   Активно
используется  привлечение  внебюджетных  средств.  Увеличилось   число
заключенных    четырехсторонних    соглашений     о     взаимовыгодном
сотрудничестве в подготовке кадров с конкретными  заказчиками  кадров.
Вместе  с  тем  нерешена  проблема  софинансирования  профессиональных
образовательных организаций всеми работодателями.
     На  период  реализации  первого  этапа  настоящей   Стратегии   в
2014-2015 г.г. объем  средств  регионального  финансирования  составит
1 380,6 млн. рублей.
     В    2013    году    консолидированный    бюджет     региональных
профессиональных  образовательных  организаций  составил  1001,1  млн.
рублей.
     В период с 2005  по  2012  годы  произошла  передача  федеральных
государственных учреждений  начального  и  среднего  профессионального
образования на  региональный  уровень,  в  связи  с  этим  увеличились
расходы на их содержание на 4943,9 млн. рублей.
     Между тем на фоне роста общего объема  средств,  направляемых  на
сферу  образования  отмечается  резкое  снижение  доли   расходов   на
содержание      профессиональных      образовательных      организаций
(государственных образовательных учреждений среднего профессионального
образования).
     Средний годовой  бюджет  одной  профессиональной  образовательной
организации составляет  от  5,0  млн.  рублей  до  55,0  млн.  рублей.
Среднестатистическая      структура      бюджета      профессиональной
образовательной организации представлена:  85-90%  -  бюджет  Брянской
области;  5-10%  -  средства  работодателей;   5-10%   -   собственные
внебюджетные средства.
     По  итогам  2013  года  средняя   заработная   плата   работников
профессиональных образовательных организаций составила 16232 рубля,  в
том    числе    педагогических    работников    -    17755     рублей,
вспомогательно-обслуживающего персонала - 13966 рублей.
     В Брянской области проведена большая работа по  совершенствованию
нормативно-правовой  базы  по  вопросу  формирования   и   финансового
обеспечения   выполнения   государственного   задания   на    оказание
государственных услуг.

 

                   2.4. Трудоустройство выпускников

 

     С 2009 года в Брянской области проводится мониторинг предстоящего
первичного трудоустройства  выпускников  учреждений  профессионального
образования. Это позволило не только выявлять группу риска выпускников
быть не  трудоустроенными,  но  и  принимать  меры  по  их  временному
трудоустройству по полученной профессии в рамках стажировки.
     В  2013  году  распределение  по  каналам  занятости  выпускников
системы   профессионального   образования   очной    формы    обучения
представлено следующими показателями:
     трудоустроено  по  полученной   профессии   (специальности)   52%
обучающихся по образовательным программам подготовки квалифицированных
рабочих; 48%, обучающихся  по  образовательным  программам  подготовки
специалистов среднего звена;
     призваны на военную службу  35%  обучающихся  по  образовательным
программам подготовки квалифицированных рабочих;  31%  обучающихся  по
образовательным программам подготовки специалистов среднего звена;
     продолжили обучение: 9% обучающихся по образовательным программам
подготовки   квалифицированных   рабочих;    19%,    обучающихся    по
образовательным программам подготовки специалистов среднего звена;
     находятся в отпуске по  уходу  за  ребенком:  2%  обучающихся  по
образовательным программам подготовки  квалифицированных  рабочих;  3%
обучающихся  по  образовательным  программам  подготовки  специалистов
среднего звена.
     Отмечается   относительно   высокий    уровень    трудоустройства
выпускников  профессиональных   образовательных   организаций.   Этому
способствовало:
     создание центров содействия трудоустройству выпускников  на  базе
профессиональных образовательных организаций;
     организация производственной, преддипломной практики и стажировки
выпускников на предприятиях и в организациях;
     тесное сотрудничество с работодателями;
     развитие системы профориентационной работы со школьниками.
     Основная функция центров содействия трудоустройству выпускников -
координация действий по функционированию системы содействия в  регионе
и   информирования   выпускников   профессиональных    образовательных
организаций о вакансиях  на  рынке  труда  всех  субъектов  Российской
Федерации.
     Центры  содействия  занятости   выпускников   и   трудоустройства
формируют  базы  данных  о  вакантных  рабочих  местах  и   данных   о
выпускниках, сотрудничают  с  территориальными  центрами  по  труду  и
занятости населения. Проведенная работа,  позволяет  переориентировать
деятельность  Центров   с   организации   временного   трудоустройства
студентов  в  период  обучения  на  более  активное  сотрудничество  с
центрами по труду  занятости  населения  муниципальных  образований  в
целях  трудоустройства  выпускников  на  постоянное  место  работы   в
соответствии с полученной профессией или специальностью.
     Частичная  невостребованность  выпускников  на  рынке   труда   и
наблюдаемый дисбаланс  спроса  и  предложения  связаны  с  отсутствием
научно-обоснованного  долгосрочного  регионально-отраслевого  прогноза
потребности  в  кадровых  ресурсах,  в  том  числе   по   приоритетным
направлениям развития экономики  области,  на  основе  которых  должен
строиться  региональный  заказ  на   подготовку   кадров   в   системе
профессионального образования.

 

                        2.5. Кадровый потенциал

 

     Численность    работников    профессиональных     образовательных
организаций составляет на 1 января 2014 года 4377  работников,  в  том
числе педагогических работников - 2042 человека.
     Укомплектованность профессиональных  образовательных  организаций
преподавателями  и   мастерами   профессионального   обучения   и   их
образовательный  уровень  достаточно  высоки.  Между  тем  наблюдается
тенденция "старения" кадров: более 20% преподавателей  предпенсионного
возраста, высока  доля  преподавателей  и  мастеров  профессионального
обучения старше 50  лет.  Притоку  молодых  специалистов  препятствует
низкий  уровень  заработной  платы,   который   напрямую   влияет   на
привлекательность  данной  сферы  профессиональной  деятельности   для
высококвалифицированных специалистов и молодежи.
     Отсутствует система персонифицированного финансирования повышения
квалификации,  что  ограничивает  возможность  выбора  педагогическими
работниками программ дополнительного профессионального образования.
     В  связи  с  этим  в  регионе  осуществляются  апробация   модели
многовекторной    системы    непрерывного    образования    (повышения
квалификации);  поэтапный  переход   на   персонифицированную   модель
повышения    квалификации    работников    образования;     реализация
накопительной системы повышения квалификации работников образования.

 

              2.6. Состояние материально-технической базы
             профессиональных образовательных организаций

 

     Все профессиональные образовательные  организации  расположены  в
типовых учебных комплексах. 88% от общего количества  профессиональных
образовательных   организаций   имеют   общежития    для    проживания
обучающихся. На  базе  9  профессиональных  организаций  функционируют
учебные хозяйства для подготовки механизаторских массовых профессий.
     Площадь земельных угодий - 2019 га, в том числе пашни - 1678 га.
     Все профессиональные образовательные учреждения имеют медицинские
пункты, на базе 26 организовано горячее питание обучающихся.
     Решены проблемы повышения  уровня  безопасности  профессиональных
образовательных организаций.
     Однако в силу  естественного  физического  износа  34%  зданий  и
сооружений требуют капитального ремонта. Сельскохозяйственная техника,
используемая в учебно-производственном процессе, произведена в 70-80-е
годы. В обветшавшем, но технически  исправном  состоянии  в  настоящее
время находится 45% от необходимого количества колесных тракторов, 38%
грузовых   автомобилей,   29%   комбайнов.    Отмечается    отсутствие
достаточного количества навесного сельскохозяйственного  оборудования,
выпущенного позднее  1990  года.  Станочный  парк,  на  базе  которого
осуществляется подготовка  специалистов  в  области  металлообработки,
относится также к 70-80-м годам прошлого века. Станки вдвое  превысили
установленный  срок  эксплуатации  и  выработали  свой   ресурс.   57%
станочного парка требуют капитального ремонта. Отсутствует достаточный
объем оборудования для  обучения  современным  методам  и  технологиям
производства, применяемым  и  в  других  отраслях  экономики  региона.
Однако  финансирование  из   регионального   бюджета   на   обновление
материально-технического    оборудования    с     2009     года     не
предусматривается.

 

       2.7. Организация профориентационной работы с обучающимися
            общеобразовательных образовательных организаций

 

     С целью исследования интересов,  склонностей  учащихся,  оказания
помощи в принятии осознанного решения о выборе профессионального пути,
специалистами центра проводились:
     профориентационные занятия - 91 чел. (8 групп);
     профдиагностические   исследования   групповые      том   числе
профотбор) - 266 чел. (18 групп);
     индивидуальная проф. диагностика и проф. обследования - 17 чел.;
     индивидуальное профконсультирование - 20 чел.;
     групповое профконсультирование - 84 чел.;
     профориентационные  экскурсии  на  промышленные  предприятия   г.
Брянска - 66 чел.
     С   целью   изучения   профессиональных   интересов   обучающихся
общеобразовательных  образовательных  организаций,  спроса  на   рынке
образовательных услуг специалистами БОЦ ПССиПППРиКНЗН  и  ПМСС-центров
ежегодно  проводится  мониторинговое   исследование   профессиональных
планов и предпочтений, учащихся 9-11-х классов г. Брянска  и  Брянской
области.
     В 2013 году в опросе приняли участие 11810  человек  из  школ  г.
Брянска и Брянской области.
     Актуальность   данного   исследования    обусловлена    проблемой
профориентации  старшеклассников   в   условиях   дисбаланса   системы
"профессиональное  образование   -   рынок   труда".   Социологическое
исследование, проведенное в  режиме  мониторинга,  позволяет  получить
информацию о тенденциях в  профессиональном  самоопределении  учащихся
школ города и области, их  ориентации  на  региональном  рынке  труда,
мотивах и факторах влияния на выбор будущей профессии.
     В рамках реализации программы по социальной адаптации детей-сирот
"Думаем о будущем вместе" специалистами Центра на  базе  4  учреждений
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в  2013 г.
организовано  более  30  занятий  с  элементами  тренинга  по   темам:
"Склонности и интересы  в  выборе  профессии",  "Что  я  знаю  о  мире
профессии. Ошибки в выборе профессии", "Личный профессиональный план",
"Развитие навыков самопрезентации и уверенности в себе".
     Среди   учащихся   9-11   классов    проводится    анкетирование,
направленное на определение профессиональных  планов  и  предпочтений,
организуются  индивидуальные   профориентационные   консультации   для
оказания   помощи   в   определении   профессионального    направления
деятельности, создания условий для  принятия  ценности  жизни,  роста,
развития и определения собственных целей.
     Одной из важнейших задач является оказание помощи детям-инвалидам
и детям с ограниченными возможностями  здоровья  в  выборе  профессии,
соответствующей индивидуальным свойствам личности и доступной  ему  по
состоянию здоровья. Для таких подростков опыт, приобретаемый  по  мере
продвижения   во   взрослую   жизнь,    усложнен    физическими    или
интеллектуальными   ограничениями,    неоправданными    надеждами    и
окружающими препятствиями.
     Профориентационная   работа   с   указанной   категорией    детей
организуется в  рамках  реализации  Комплекса  мер,  направленного  на
повышение   эффективности   реализации   мероприятий   по   содействию
трудоустройству    инвалидов    и    на    обеспечение     доступности
профес-сионального образования на 2012-2015 годы.
     Комплекс    мероприятий    по     профессиональной     ориентации
детей-инвалидов  и  детей  с  ограниченными   возможностями   здоровья
включает экскурсии на промышленные  предприятия,  в  центры  занятости
населения; конкурсы рисунков,  сочинений  на  тему  выбора  профессии,
тематические  выставки;  занятия  с   элементами   тренинга,   деловые
профориентационные     игры;     профдиагностические     обследования,
индивидуальные  профконсультации;  ярмарки  учебных  и  рабочих  мест;
справочно-информационные  беседы;  выступления  в  СМИ   по   вопросам
профессионального самоопределения.
     В  целях  выявления  личностных  способностей  выпускников,   для
освоения той  или  иной  профессии  с  детьми-инвалидами  и  детьми  с
ограниченными  возможностями  здоровья  на  базе   центра   проводятся
индивидуальные консультации для детей и родителей.
     В индивидуальном профессиональном консультировании  подростков  с
ОВЗ педагоги-психологи центра  используют  различные  формы  и  методы
работы, такие как тренинговые  занятия  по  отработке  профессионально
значимых навыков,  ролевые  игры,  позволяющие  "примерить"  различные
профессиональные  роли,   просмотр   и   обсуждение   видеоматериалов,
профессиограмм и т.п.
     В   ходе    индивидуального    профконсультирования    проводится
тестирование на выявление профессиональных предпочтений,  склонностей,
а также индивидуальных особенностей, возможностей детей к освоению тех
или иных видов трудовой или профессиональной  деятельности.  В  рамках
методического  сопровождения  педагогов   образовательных   учреждений
Брянской области проводятся обучающие семинары по  темам:  "Технология
профориентационной    работы    с    учащимися     старших     классов
общеобразовательных учреждений"; "Особенности профориентации  детей  с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов".
     В регионе ежегодно проводятся ярмарки  вакансий  для  выпускников
"Старт в карьеру", профориентационная акция "Выбор".  В  2013  году  в
режиме  видеоконференций  проведена   профориентационная   акция   для
выпускников  общеобразовательных  образовательных  организаций  "Живи,
учись,  работай"  с  участием  отраслевых  департаментов   и   ведущих
предприятий и организаций области.
     Разработаны  информационные  материалы,   буклеты   памятки   для
родителей,  классных  руководителей  по  темам:   "Выбор   профессии",
"Профессии, востребованные на рынке труда", "Нет на свете выше званья,
чем рабочий человек", планшеты для стендов "Правила выбора профессии",
"Формула выбора профессии",  "Мой  интересы  и  склонности",  "Рабочие
профессии.
     Профориентационная   работа   с   обучающимися    образовательных
организаций  Брянской  области  представляет   комплекс   мероприятий,
направленных  на  профессиональную   ориентацию   и   профессиональное
самоопределение учащихся,  и  оказание  им  психологической  помощи  в
планировании   профессиональной   карьеры   в   соответствии   с    их
способностями, склонностями, личностными особенностями и потребностями
региона в кадрах.
     В целях усиления профориентации школьников, направленной на сферы
материального производства,  в  Брянской  области  в  настоящее  время
осуществляют  деятельность  Центр  детского  технического   творчества
Брянской области, четыре  станции  юных  техников,  в  школах  региона
работают  518  кружков  научно-технической   и   спортивно-технической
направленности.
     В период с 2014 по 2020 годы планируется:
     изучение  с  помощью  анкетирования  профессиональных  интересов,
намерений, потребностей молодежи,  свойств  успешной  профессиональной
самореализации личности;
     в   целях   повышения   престижа    профессий,    специальностей,
востребованных на рынке труда Брянской области планируется  проведение
экскурсий   на   промышленные   предприятия    города    и    области,
профориентационные беседы с  учащимися  выпускных  классов  по  темам:
"Рынок   образовательных   услуг   Брянской   области",    "Профессии,
востребованные на рынке труда", выступления в СМИ, публикации  статей,
разработка  методических  и   раздаточных   материалов   по   вопросам
профессионального  самоопределения,   направленных   на   формирование
положительного имиджа рабочих профессий среди учащихся;
     проведение   мониторинговых   исследований   с   целью   изучения
профессиональных интересов учащихся, спроса на  рынке  образовательных
услуг;
     информационно-методическое сопровождение  (обучение  специалистов
занимающихся вопросами профессионального  самоопределения,  разработка
информационно-методических    пособий    по    различной     тематике,
обеспечивающих    квалифицированное     сопровождение     специалистов
занимающихся  вопросами  профессионального  самоопределения  молодежи;
размещение  в  сети  "Интернет"  и  СМИ   информации   о   проведенных
профориентационных мероприятиях);
     проведение     комплекса      профориентационных      мероприятий
(профинформирование, профдиагностика, профотбор,  психодиагностические
исследования, занятия с элементами тренинга);
     внедрение  и  отработка  современных   методов   профессиональной
ориентации    для    различных    категорий    населения     (учащихся
общеобразовательных школ,  студентов,  родителей  и  других  категорий
населения, в  том  числе  для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения родителей);
     проведение областной ежегодной профориентационной акции "Выбор";
     реализация   комплекса   мер,    направленного    на    повышение
эффективности реализации  мероприятий  по  содействию  трудоустройству
инвалидов и на обеспечение доступности  профессионального  образования
на 2012-2015 годы.

 

     2.8. Организация социального партнерства с заказчиками кадров

 

     В  целях  выработки  единой  региональной  политики  в   вопросах
подготовки рабочих кадров,  служащих  и  специалистов  среднего  звена
созданы Координационный совет  по  профессиональному  образованию  при
Правительстве  Брянской  области,  Совет   по   формированию   системы
подготовки кадров для промышленности Брянской области  при  президиуме
регионального   объединения   работодателей    "Брянская    ассоциация
промышленных и коммерческих предприятий". Активно действуют отраслевые
советы, советы директоров отраслевых предприятий.
     Всеми профессиональными образовательными организациями  заключены
договоры    на    подготовку     кадров     в     количественном     и
профессионально-квалификационном разрезе. В 2013 году Брянская область
выиграла  конкурс  на  предоставление  бюджетам  Российской  Федерации
субсидий  на  поддержку  реализации  мероприятий  Федеральной  целевой
программы  развития  образования  по  направлению   "Совершенствование
комплексных   региональных   программ    развития    профессионального
образования  с  учетом  опыта  их  реализации".   В   последние   годы
увеличилось количество предприятий,  заключивших  с  профессиональными
образо-вательными   организациями    Соглашения    о    взаимовыгодном
сотрудничестве. В рамках данных Соглашений  работодатели  осуществляют
помощь в ремонте учебных комплексов,  приобретении  учебной  мебели  и
оборудования, выплачивают обучающимся  повышенную  стипендию.  Создают
образовательно-производственные лаборатории,  участвуют  в  разработке
программной  документации;  согласовании  фондов  контрольно-оценочных
средств  и  программных  заданий  по  производственной  практике   для
государственной  аттестации  выпускников;  в   проведении   акций   по
профориентационной  работе;   организуют   практику   обучающихся   на
собственном  оборудовании;  стажировку  руководящих  и  педагогических
работников, трудоустраивают выпускников; софинансируют  мероприятия  в
рамках заключенных Соглашений.
     Достижение поставленных задач  развития  социального  партнерства
предполагает    выстраивание    связей     между     профессиональными
образовательными организациями и ведущими  предприятиями  отрасли  для
разработки регламентов взаимодействия, формирования социальных заказов
на  подготовку   кадров,   адаптирования   современному   производству
методического и программного  обеспечения  образовательного  процесса,
конкретизации требований к качеству подготовки  молодого  специалиста,
социально-профессиональной адаптации  выпускников  на  рабочем  месте,
разработки целевых  программ  профориентационной  работы,  организацию
работы на высокотехнологичном оборудовании.
     Вместе с  тем  используемые  формы  привлечения  работодателей  к
оценке качества профессионального образования являются  недостаточными
для создания на региональном уровне эффективных  механизмов  повышения
востребованности выпускников учреждений профессионального  образования
на рынке труда.

 

                     Раздел II. Проблемы и вызовы

 

     Проведенный комплексный анализ рынка  труда  и  профессионального
образования позволил определить три группы проблем:
     Первая группа проблем связана с  реальными  показателями  системы
профессионального образования:
     недостаточная обеспеченность кадрами необходимой квалификации;
     низкий  уровень  заработной  платы   мастеров   профессионального
обучения,
     сохранение тенденции "старения" инженерно-педагогических кадров;
     моральный и физический износ основных фондов по  различным  видам
оборудования и техники составляет от 75 до 100%.
     Вторая группа проблем обусловлена  потребностью  экономической  и
социальной сфер региона в кадрах нового качества:
     падение престижа рабочих профессий;
     профессионально-квалификационная структура подготовки  кадров  не
удовлетворяет инновационные запросы экономики;
     имеющиеся в регионе структуры частно-государственного партнерства
органов власти образования  и  бизнеса  не  в  полной  мере  реализуют
функции формирования обоснованного прогноза региональной  экономики  в
квалифицированных кадрах;
     существующая  система  формирования  государственного  задания  и
государственного заказа на подготовку  кадров  недостаточно  учитывает
стратегические   интересы   региона,   его    социально-экономического
развития;
     отсутствует  механизм   формирования   прогноза   в   кадрах   на
долгосрочную перспективу;
     не  развиты  механизмы  участия  работодателей   в   формировании
современного содержания профессионального образования.
     Третья группа проблем обусловлена недостаточной готовностью сферы
образования удовлетворять потребности экономики и инновационной  сферы
в кадрах:
     территориально-отраслевая структура учреждений  профессионального
образования не в полной мере соответствует потребностям региона;
     не развита инфраструктура переподготовки взрослого населения  под
инновационные запросы экономики;
     востребованные  на   региональном   рынке   труда   профессии   и
специальности часто не пользуются спросом в среде выпускников  школ  и
их родителей;
     инновационное развитие региона, модернизация производства требует
повышения  уровня  квалификации  преподавательского  состава   системы


Информация по документу
Читайте также