Расширенный поиск

Постановление Администрации Алтайского края от 13.12.2000 № 936

 

 

                   АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

 

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

     от 13.12.2000                                           N 936
            Утратил силу - Постановление Администрации Алтайского края

                                                   от 13.08.2013 № 437

                                      г. Барнаул

 

     Об утверждении краевой комплексной
     Программы "Сохранение   и развитие
     системы      образования         в
     Алтайском крае  до  2005     года"

 

     В целях  совершенствования  механизма  реализации  закона края "О
народном образовании в Алтайском крае", федеральной Программы развития
образования,  утвержденной федеральным законом Российской Федерации от
10 апреля 2000 года N 51-ФЗ,  а  также,  учитывая  результаты  анализа
образовательной  ситуации  в  Алтайском  крае  и  потребности практики
ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1. Утвердить    прилагаемую    краевую    комплексную   Программу
"Сохранение и развитие системы образования в Алтайском  крае  до  2005
года".
     2. Комитету администрации края по финансам, налоговой и кредитной
политике  (А.В.Юрин)  при  формировании  бюджета на 2001 и последующие
годы предусмотреть средства для  реализации  региональной  комплексной
Программы.
     3. Главному управлению экономики и инвестиций администрации  края
(В.И.Псарев)  при  формировании  инвестиционных программ на 2001 год и
последующие  годы  предусмотреть   расходы   на   реализацию   краевой
комплексной Программы.
     4. Комитетам администрации  края  по  образованию  (Г.П.Зырянов),
социальной   защите   населения  (Ю.Н.Самодуров),  по  здравоохранению
принять исчерпывающие меры по реализации Программы.
     5. Рекомендовать  главам  администрации  районов  и  городов края
разработать муниципальные программы развития образования.
     6. Поручить    комитету   администрации   края   по   образованию
(Г.П.Зырянов) осуществление организации,  координации  и  контроля  за
реализацией Программы.
     7. Комитету  администрации  края  по  образованию   (Г.П.Зырянов)
внести   данную  Программу  на  рассмотрение  сессии  краевого  Совета
народных депутатов.
     8. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя
главы администрации края.

 

     Глава администрации края          А.А.Суриков

 

 

                                Утверждена
                                постановлением администрации края
                                от 13.12.2000 г. N 936

 

                   Краевая комплексная программа
            "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
                  В АЛТАЙСКОМ КРАЕ ДО 2005 ГОДА"

 

 

     Введение. За сохранение оптимального сочетания традиций
               и новаций в развитии образования на Алтае

 

     Трансформация всех сфер общественной жизни в России,  структурные
и  функциональные  изменения  в  народном  хозяйстве,  ориентация   на
равноправие  всех  форм  собственности  и  демократизацию общественных
отношений,  изменение  принципов  и  структуры  управления  в  стране,
условия  кризиса и нестабильности с неизбежностью потребовали в 1990-х
годах приступить к реальной модернизации всей  системы  образования  в
стране,  при всем том, что государство, различные его регионы обладали
весьма    мощной,    разветвленной     и     стабильно     действующей
образовательно-воспитательной   системой,   унаследованной   от  СССР.
Фактических преобразований объективно требовали и глобальные изменения
последних   десятилетий:   формирование   единого   информационного  и
образовательного  пространства,  массовое  распространение   во   всех
регионах     мира     стандартов    универсального    образа    жизни,
демократически-гуманистических ориентаций, а также подлинных ценностей
национальной  и  региональной  идентичности  представителей  различных
народов, национально-этнических групп.
     Образовательных реформ  требовало  и  очевидное  усиление  роли в
обществе социальной сферы,  значимости новых критериев образованности,
растущего  влияния интеллектуальной элиты,  цены ее ответственности за
разумную,  оптимальную  организацию  современной  общественной  жизни.
Особое значение для национальных интересов приобрела, с одной стороны,
проблема отбора,  воспитания  и  образования  одаренной  молодежи,  ее
закрепление   в  обществе  на  общественно  полезных  рабочих  местах,
соответствующих интересам социума и личности,  а с другой  -  проблема
организации  образования  и  достойной  жизнедеятельности  молодежи  с
ограниченными возможностями развития,  а также  выходцев  из  "слабых"
социальных слоев. В этой связи особое значение приобрел региональный и
поселенческий контекст решения этой группы проблем.
     Явно обострились    природно-экологические    проблемы   развития
российского общества  вообще  и  Алтайского  края,  в  частности.  Это
потребовало    специальной    разработки    программ    экологического
образования, экологизации других форм образовательной деятельности.
     Образование, сохраняя функцию подготовки и переподготовки кадров,
завися от  экономики,  все  более  рассматривается  как  стратегически
приоритетное  дело в научном,  техническом,  социокультурном,  военном
отношении. Оно становится не только основой национальной безопасности,
но   и  главным  стратегическим  средством  обеспечения  регионального
благополучия,  предотвращения глобальной  катастрофы.  В  этом  смысле
особое   значение   приобретает   соотношение  и  развитие  в  системе
образования  глобального,  национального  и  регионального,  сочетание
нового и традиционного.
     Организационно-правовую базу такой стратегии  на  государственном
уровне в России составляют сегодня Федеральные Законы "Об образовании"
и "Об утверждении Федеральной программы  развития  образования",  сама
Федеральная  программа  развития  образования,  принятая  в марте 2000
года.  Программа определяет стратегию приоритетного  развития  системы
образования и меры по ее реализации. Вместе с тем она исходит из того,
что  главные   ее   цели   и   задачи   развиваются   соответствующими
региональными  программами,  которые учитывают национально-культурные,
социально-экономические,  экологические,  демографические   и   другие
особенности   каждого   региона  и  направлены  на  решение  вопросов,
отнесенных  законодательством  РФ  в  области  образования  к  ведению
субъектов Российской Федерации.
     Для России становление региональных систем образования - наиболее
актуальная  назревшая  еще  в середине 1990-х гг.  задача.  Ее решение
имеет  ряд  благоприятных   предпосылок,   созданных   предшествующими
периодами  развития  страны.  Главное  в  этих  предпосылках - наличие
разветвленной многоступенчатой сети  учебно-воспитательных  учреждений
от  дошкольный  до  послевузовских  центров переподготовки,  повышения
квалификации  специалистов,  аттестации  кадров  высшей  квалификации.
Второй   значимой   предпосылкой   является   наличие  большой  группы
специалистов,  получивших базовое педагогическое образование и занятых
не только в образовании, но и в других отраслях народного хозяйства, в
управлении,  социальной защите. В сохранении и обновлении образования,
вообще  в  деле  реформ,  социального  переустройства  общества данное
обстоятельство может играть и уже играет  по  преимуществу  позитивную
роль (таблица 1).

 

                                                Таблица 1

 

            Сеть учреждений образования Алтайского края
                         на 1 января  2000 г.
___________________________________________________________________
 1.  Дошкольное образовательные учреждения,               884
     в том числе - ведомственные                          156
 2.  Специальные школы-интернаты                           33
 3.  Детские дома                                          43
 4.  Общеобразовательные школы, в том числе:             1545
     - гимназии;                                           13
     - лицеи;                                              9
     - вечерние (сменные) общеобразовательные школы         9
 5.  Учреждения дополнительного образования               179
 6.  Профессиональные училища,                             74
     в том числе - профессиональные лицеи                   7
 7. Средние профессиональные учебные заведения,
    в том числе:                                           50
    - колледжи;                                            19
    - техникумы;                                           18
    - банковская школа;                                     1
    - училища                                              12
 8. Высшие профессиональные учебные заведения,             10
    в том числе - негосударственные вузы                    2
 9. Филиалы Алтайских вузов                                 7
10. Филиалы и представительства вузов других регионов       9
___________________________________________________________________

 

     К основным   трудностям,   проблемам   формирования   оптимальных
региональных подсистем  образования  следует  отнести:  во-первых,  их
значительный   и  усилившийся  в  1980-е  гг.  отрыв  от  потребностей
хозяйственного и социального развития  регионов,  а  также  его  новых
перспектив;  во-вторых, следует отметить неразвитость юридической базы
организации и  функционирования  региональных  подсистем  образования,
противоречивость   целого   ряда   существующих  федеральных  законов,
регулирующих   деятельность   учреждений   образования,    управления,
отношений собственности, механизмы местного самоуправления; в-третьих,
очевидна  возрастающая  социальная  незащищенность   и   разобщенность
работников   образования,   несогласованность   или   отсутствие   как
образовательной  региональной  политики,  так  и  политики  в  области
социальной   защиты  специалистов,  занятых  в  сфере  образования.  В
результате этого образование и наука Алтая теряют  значительную  часть
наиболее  дееспособных  кадров,  уезжающих из страны,  уходящих в иные
сферы  жизнедеятельности.  А  мигрантам  из  стар  ближнего  зарубежья
провинциальный регион России не всегда способен дать достойные условия
для жизни и полноценной деятельности, хотя отчасти это помогает решить
проблему квалифицированных кадров учреждений образования,  в том числе
- на Алтае.
     Эти проблемы  Алтайский  край  должен  решать  на  рубеже  ХХ-ХХ1
столетий в условиях массового реального обновления информационной базы
образования,    интенсивного    развития,   взаимодействия   мирового,
федерального   и    регионального    образовательного    пространства,
становления   непрерывного   образования,  образовательного  общества.
Данные проблемы край  вынужден  решать  в  условиях  нового  сочетания
фундаментализации  и  специализации образования,  возрастания роли его
социогуманитарной    компоненты,    очевидного    ускорения     темпов
общественного развития, смены его цивилизационных основ.
     Стало очевидным   обострение   проблемы   качества   образования,
формирование   системы   сертификации  оценочных  средств,  управления
обучения и воспитания.
     Для каждого   региона   в   проблеме   совершенствования  системы
образования  важнейшей  была  и  остается   структура   и   развитость
хозяйственного   потенциала,   региональная  экономика.  На  Алтае  ее
основные характеристики,  изменения последних лет требуют существенной
корректировки   деятельности   образовательных  учреждений.  Не  менее
актуальной  стала  проблема  социально-культурной  и  профессиональной
деградации    населения,    падения    престижа    общекультурных    и
национально-этнических  основ  образования,   как   базы,   фундамента
профессионализма,   эффективного   труда,   его   роли   в  укреплении
социокультурных основ жизнедеятельности населения региона.  Все это со
всей  остротой  требует  сохранения  позитивных  тенденций  в развитии
образования на Алтае,  а также обновления  его  форм  и  содержания  в
соответствии    с   требованиями   времени,   потребностями   развития
отечественной   культуры   и   народного   хозяйства,   социальной   и
политической практики, характерной для региона.
     Настоящая программа   предлагает   систему    программно-целевого
управления во всех уровнях организации образования в крае,  разработку
и совершенствование уровневых программ высшего, среднего специального,
начального   профессионального,   общего   среднего,  послевузовского,
дошкольного  и  дополнительного   образования,   определяя   для   них
стратегические    задачи    совершенствования    функционирования    и
модернизации,  ориентируя  их   на   согласованное,   непротиворечивое
развитие,  сохранение  в  крае  единого образовательного пространства.
Сформулированные  здесь  подходы   являются   основой   разработки   и
осуществления  уровневых  комплексных программ развития образования на
Алтае.  Эти   программы   координируются   соответствующими   органами
государственного управления и общественного самоуправления.
     Правовую основу разработки комплексной  Программы  составляют  не
только  федеральные  законодательные  акты,  но  и  краевой  Закон  
народном образовании в Алтайском крае",  принятый КЗС в  феврале  1996
года.

 

     I. ХАРАКТЕРНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ  ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ:  КОНТЕКСТ  ФОРМИРОВАНИЯ
ОПТИМАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

     Программа сохранения  и  развития  краевой  системы образования в
Алтайском  крае  (далее  Программа)  на  первое  пятилетие  ХХ1   века
сформирована  не  только  с  учетом  специфики хозяйственного развития
региона,  но  и  ряда  особенностей   социального,   демографического,
национально-культурного  жизнеосуществления  его  населения  в  целом,
характерных черт  образовательной  ситуации,  сложившейся  в  крае  во
второй половине 1990-х годов, а также тенденций ее изменения. При этом
учитываются перспективны не  только  профессионального,  но  и  общего
образования, хозяйственного и культурного развития региона в целом.
     Состояние и   тенденция   изменения   хозяйственного    комплекса
Алтайского края в главном характеризуют следующие особенности:
     1. Пик развития основных отраслей промышленности края после войны
1941-45  гг.  пришелся  на  1950-60  гг.  В это время сформировались и
новые,  основные сегодня городские  промышленные  центры,  определился
профиль  региона  как  агропромышленного,  произошло наиболее массовое
перераспределение сельского населения, его миграция в города.
     2. В  конце  1970-х  -  80-е гг.  Алтайский край перешел в группу
регионов страны с замедленным,  инерционным развитием  промышленности,
неустойчивой динамикой сельскохозяйственного производства, сокращением
объемов нового  производственного  строительства.  При  этом  здесь  в
главном    завершилось    формирование    системы    профессионального
образования,   в   главном   адекватного    плановой    экономике    и
агропромышленному   профилю   хозяйства   региона,   потребностям  его
культурного развития.  Подготовка  кадров  велась  более,  чем  по  60
специальностям.
     3. С начала 1990-х гг. динамика отраслей хозяйства края приобрела
характер  абсолютного  снижения  объемов  выпуска большинства основных
видов продукции в натуральном выражении.  Значительно снизился уровень
рентабельности   большинства   предприятий,   возросла   себестоимость
продукции,  упала  фонтоотдача.  Плановая  экономика  края   оказалась
разрушенной,  а  более  эффективной  рыночной  создать не удалось.  На
несколько порядков (4-6 по различным подсчетам) снизился уровень жизни
населения  края.  При  этом  в условиях сохраняющегося по преимуществу
централизованного перераспределения  доходов  система  образовательных
учреждений  края продолжала функционировать и косметически обновляться
вне прямой связи с состоянием хозяйственной эволюции нашего региона. К
середине  1990-х гг.  она сохранила в основном структуру,  характерную
для нее в последние десятилетия,  хотя уже  явно  обозначился  процесс
полустихийного   развертывания   подготовки   кадров   по  ряду  новых
специальностей, закрытия традиционных.
     4. Главной   причиной  резкого  состояния  экономики  края  стало
непродуманное  формирование  ее  реформирования  в  целом  по  стране,
приведшее   к  разрыву  хозяйственных  связей,  неплатежам,  остановке
производств,  разбазариванию кадров и ресурсов,  закрытию предприятий,
их  необоснованной или поспешной приватизации,  которая экономически и
социально оказалась неэффективной, явно неоправданной.
     5. Для  Алтайского  края  специфически трудным стало,  во-первых,
преодоление  доминировавших  ориентаций  промышленности  на  оборотный
комплекс.  Неподготовленность  конверсии  в  этой части хозяйства края
серьезно  осложнило  экономическую  ситуацию  в   регионе.   Отдельные
позитивные  примеры  не  меняют  пока общей картины разрушения данного
сектора экономики  края.  Во-вторых,  специфически  трудными  является
сохранение  и модернизация сельскохозяйственного производства,  резкое
падение  уровня  которого  обусловлено  неэквивалентными   ценами   на
промышленные    и    сельскохозяйственные   товары,   неэффективностью
государственной     поддержки      сельского      товаропроизводителя,
непродуманностью   реформирования   коллективных   хозяйств,  развития
фермерства,   кооперации   последнего   со   смежными   хозяйствующими
субъектами.
     6. Структура  общественного  производства  и  обслуживающего  его
образования   в  крае  при  переходе  к  рынку  пока  не  обеспечивают
стабильного развития экономики и социальной сферы региона:
     - во  второй  половине  1990-х  гг.  доля  машиностроения  в крае
составляет 32 %, что в 1,5 раза больше, чем в целом по России, и в 3,8
раза больше,  чем в Сибири и на Дальнем Востоке. при этом третью часть
в  структуре  машиностроения  занимает  сельхозмашиностроение,  рынком
сбыта  продукции  преимущественно  были и остаются Казахстан и регионы
Средней Азии. Ведущими отраслями в промышленности края были и остаются
машиностроение,  химическая  и  нефтехимическая промышленности.  Здесь
сосредоточено  более  половины  основных  фондов  (около   59   %)   и
численности занятых (более 60 %).  В сравнении с ними легкая и пищевая
промышленность региона, соответственно, имеют около 12 % и 19 %.
     - доля топливно-энергетического комплекса составляет всего 7 % (в
России - 25 %, в Западной Сибири - 19 %). При этом край не имеет своих
собственных энергетических мощностей и более 50 %  энергии получает по
перетоку;
     - доля предприятий легкой промышленности составляет около 10 %. В
крае два крупных комбината,  ориентированных на переработку азиатского
хлопка и обеспечивающих жизненную трудозанятость в крупных городах;
     - доля предприятий оборонного комплекса в крае  составляет  почти
30   %.  Сокращение  госзаказа  до  минимума,  поставило  этот  сектор
экономики   края   в   критическое    положение,    потребовало    его
переориентации;
     - из 2,7 миллионов  населения  Алтайского  края  48  %  -  жители
сельской   местности,   занятые  преимущественно  сельскохозяйственным
трудом.  Алтай - крупнейший за Уралом агропромышленный регион  россии,
поставщик   сырья,  имеющий  слабую  перерабатывающую  промышленность,
относительно  не  развитую   строительную   индустрию   и   социальную
инфраструктуру,  значительная  часть  которых оказались разрушенными в
годы   непродуманного   радикального   реформирования   экономики    и
управления;
     - в 1999 - 2000 гг.  в крае обозначилась тенденция к стабилизации
социально-экономического развития,  упорядочению управления, сочетания
административных и рыночных регуляторов хозяйственного развития.
     Эти процессы    сопровождались    более    широкой   и   глубокой
специализацией     профессионального      образования      (количество
специальностей,  по которым ведется подготовка кадров,  по сравнению с
началом 1990-х  гг.  фактически  удвоилось),  дифференциацией  условий
деятельности учебных заведений разных типов и видов.  Явно обострилась
проблематика  функционирования  и  развития  сельской  школы,  решение
целого   ряда  социальных  проблем  (преступность,  наркомания,  СПИД,
безработица и др.).
     Социальная сфера  края  находится в наиболее сложном положении по
сравнению с другими регионами Западной Сибири.  Здесь наиболее низкими
в 1990-е гг.  были доходы населения,  более масштабен обвал жизненного
уровня  трудящихся,  особенно  работников  госбюджетных   отраслей   и
сельского  хозяйства.  Все  это отрицательно сказалось на рождаемости,
смертности населения,  падении  показателя  средней  продолжительности
жизни,  увеличении  демографической  нагрузки  на трудоспособную часть
жителей края.
     Показательното за  первую  половину  1990-х  гг.  интенсивность
снижения уровня рождаемости и роста смертности в Алтайском крае  выше,
чем  в  среднем  по России и в Западной Сибири.  Ситуация усугубляется
негативными последствиями многолетнего  воздействия  на  территорию  и
население  края  Семипалатинского  полигона,  на  котором  проводились
ядерные испытания.  В зоне его влияния на Алтае  оказались  более  2,5
миллионов человек.  При некотором росте рождаемости во второй половине
1990-х гг. она остается в крае по-прежнему низкой.
     Прогноз на  ближайшее пятилетие для экономики и социальной сферы,
культурного развития Алтайского края характеризуется тем,  что  логика
хозяйственного   развития   региона   будет  определяться,  во-первых,
влиянием наследственной  структуры  народно-хозяйственного  комплекса,
его агропромышленным профилем;  во-вторых, углублением рыночных реформ
при усилении регулирующей роли государства,  его влияния на социальную
защиту   населения;   в-третьих,  возрастанием  значимости  социальных
программ  и  социальной  ориентированности   экономики;   в-четвертых,
осуществлением специальных экономических проектов, позволяющих оживить
хозяйственное развитие,  динамику промышленности и сельского хозяйства
края.
     Экспертиза прогнозных оценок,  тенденции хозяйственного  развития
края,  проектов программ стабилизации его экономически свидетельствует
о том,  что наиболее очевидными тенденциями экономической и социальной
жизни предстоящего пятилетия сохраняется:
     - опережающее  развитие   мелких   и   средних   перерабатывающих
предприятий,    в    особенности    -    на   базе   и   в   структуре
сельскохозяйственного производства;
     - развертывание  работы  по  освоению  новых  технологий  в сфере
управления народным хозяйством,  в  отраслевом  производстве  с  целью
получения  продукции  высокого  качества,  снижения  ее  трудоемкости,
себестоимости;
     - активизация работ по развертыванию производств, ориентированных
на выпуск экологически чистой продукции;
     - расширение, дифференциация индустрии досуга;
     - рост   значения   и    масштабов    деятельности    предприятий
обслуживания, торговли, социальной защиты;
     - увеличение экономической  и  социальной  роли  газовой  отрасли
энергетики    региона,    что    неизбежно   требует   соответствующей
переориентации учреждений образования;
     - расширение    информационных    технологий    на    базе   ЭВМ,
информационных сетей,  современных коммуникаций, воздействующих на все
сферы   деятельности   людей.   В   этой   связи  возрастает  значение
информатизации  образования  в  крае,  развитие  здесь  дистанционного
обучения, других информационно гибких форм образования;
     - обеспечение    социальной,     психологической,     медицинской
реабилитации   населения   зоны   влияния  Семипалатинского  полигона,
расширение соответствующей профилактической деятельности на Алтае  как
регионе экологического неблагополучия;
     - возрастание    роли    сертификации    продукции    и    услуг,
лицензирования,  что  требует  специального  внимания  на региональном
уровне, подготовки соответствующих кадров;
     - поощрение  роста интересов людей к народным ремеслам,  развитию
индивидуальной  трудовой  деятельности.  При  этом  следует  учитывать
многонациональный состав населения края, требующий гибкого отношения к
организации этих видов работ;
     - расширение специальных программ развития транспорта и дорожного
строительства,  эксплуатации дорог, ремонтно-сервисных служб (особенно
-  для  легкового  транспорта  с учетом явной тенденции увеличения его
численности);
     - разработка     особых     программ     "общественных     работ"
социально-экономического характера,  что связано с ростом безработицы,
увеличением  числа не занятого населения,  "бомжей",  а также растущим
валом правонарушений;
     - учет   в  краевой  комплексной  программе  очевидной  тенденции
увеличения доли  трудоспособного  населения,  меняющего  место  работы
(смена  места жительства,  ликвидации предприятий,  уход на заработки,
сокращение кадров и др.), что повышает значимость служб переподготовки
кадров и учреждений социальной защиты;
     - увеличение доли молодежи школьного  и  студенческого  возраста,
которая  нигде  не  учится  и  не  работает,  при этом явно обозначено
падение  престижа  труда,  культуры  как   жизненных   ценностей   для
значительной части молодых поколений;
     - обострение   проблем    наркомании,    алкоголизма,    серьезно
разрушающих социальную, культурную и хозяйственную сферу края;
     - решение проблем,  связанных с  переориентацией  производства  в
крае   на   удовлетворение  региональных,  поселенческих  потребностей
населения,  новой кооперацией  хозяйственной  деятельности  в  Сибири,
развития новых межрегиональных связей и международных программ.
     Все это требует учета  в  планировании  развития  образования  на
Алтае в период до 2005 года и на более отдаленную перспективу.

 

     II. РЕАЛЬНЫЕ  ПОТРЕБНОСТИ  В  СОХРАНЕНИИ  И ОБНОВЛЕНИИ ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

 

     Программа на основе оценки потребностей в  образовании  населения
края,   его   хозяйственных,   управленческих  и  социально-культурных
учреждений,  а также  возможностей  удовлетворения  этих  потребностей
исходит из того,  что действующая система образования в основе своей в
ближайшее пятилетие должна быть сохранена, восстановлены в обновленном
виде ее некоторые фрагменты, неоправданно разрушенные в последние годы
(детские  общественные  организации   и   летний   отдых,   социальное
воспитание  и  др.).  При  этом  в существенной модернизации нуждается
управление образованием,  его  содержание,  особенно  -  по  предметам
социально-гуманитарного     профиля,     технологии    образовательной
деятельности.
     Новых подходов    требует    и   социальная   защита   работников
образования,  критерии оценки его качества социальной эффективности  в
регионе,  а также в масштабах отраслей и общества в целом. Нуждается в
усилении и поддержке региональная система переподготовки  и  повышения
квалификации кадров, управление качеством образования, согласованность
развития всех ступеней его организации в крае.
     В принципиальном   плане  очевидно,  что  абсолютное  большинство
образовательных услуг в крае в перспективе его  развития  до  2005  г.
будут   удовлетворяться   государственной  и  муниципальной  системами
учреждений  образования.  Иначе  говор,  действующая  сегодня  система
учебных   заведений   региона  в  главном  должна  будет  сохраниться,
обеспечить воспроизводство и развитие востребованных  и  перспективных
образовательных программ.
     Наиболее слабым звеном, требующим масштабных усилий по сохранению
и  восстановлению,  является  дошкольное  и  начальное  образования  в
сельской зоне края.  Регион  понес  наиболее  ощутимые  потери,  имеет
наиболее  сложную  перспективу  решения  именно  этих  образовательных
задач.
     Сохранения и   развития   традиций  требует  имеющаяся  практика,
организация педагогического, медицинского, аграрного образования. Край
имеет  неплохой  кадровый  и  материально-технический  потенциал  этих
направлений образовательной деятельности,  ее многоуровневый характер.
Здесь  необходима  лишь  технологическая  модернизация,  новый уровень
информационно-методической   оснащенности,   адаптация   к    рыночным
условиям, новым потребностям практики.
     Более радикальных   изменений   требует    инженерно-техническое,
экономическое,  юридическое  и социальное образование,  хотя и на этих
направлениях  в  крае  существует  достаточно  серьезная  кадровая   и
материально-техническая   база.   Особенно   остро   стоит   вопрос  о
согласованном осуществлении новой политики в развитии разных  профилей
инженерного  и экономического образования.  Край вынужден был в 1990-е
годы,  открывать и  развертывать  новые  специальности  социального  и
правового профиля.
     Вполне очевидно то обстоятельство,  что в нашем  крае  необходима
координация подготовки кадров социогуманитарного профиля, существенное
обновление содержания и форм гуманитарного образования.  Этому следует
посвятить специальную программу.
     Весьма остро стоит проблема сохранения и модернизации обучения  и
воспитания управленцев всех профилей и уровней.  Ключевая проблема для
Алтая  -  сохранение  и  модернизация  сельской  школы,   развитие   в
сельскохозяйственных   районах  края  многопрофильных  образовательных
комплексов,  опирающихся на действующую сеть школ,  ПУ  и  техникумов,
филиалов вузов, а также реальные потребности практики. Стратегически и
актуально это  -  одна  из  главных  проблем  развития  образования  в
регионе.
     В основе всей системы образования на Алтае продолжает  оставаться
традиционная   общеобразовательная  школа,  предотвращение  деградации
которой - насущная  проблема  с  точки  зрения  финансово-материальной
обеспеченности,   так  и  в  плане  обеспечения  качества  обучения  и
воспитания, сохранения культурных основ отечественной школы. Серьезная
проблема   -   развитие   в  крае  на  базе  общеобразовательных  школ
инновационных программ обучения и  воспитания.  Она  имеет  достаточно
массовое распространение, ибо около 70 % школ региона практикуют новые
формы организации и технологии образовательной деятельности.
     Явно обостряется  и  требует  внимания  проблематика  обеспечения
преемственности  образовательной  деятельности  на  всех  уровнях   ее
осуществления  в  крае  -  от  дошкольного  обучения  и  воспитания до
послевузовского    образования.    Это    требует     прежде     всего
совершенствования управления образованием в крае, адекватного контроля
его качества, развития общественно-государственных форм управления им.
     Стратегически и  актуально  важна  работа по освоению современных
технологий тестирования, в целом оценки качества образования, созданию
в  крае  системы  контроля  качества обучения и воспитания,  в которой
должен быть выделен региональный и учрежденческий уровень,  отраслевая
специфика.   Согласование  усилий  разных  учебных  заведений  в  этом
направлении - серьезная проблема на ближайшую перспективу.
     Назрела кардинальная        модернизация,       совершенствование
дистанционного образования,  которое значительно расширяет возможности
заочного обучения.  С учетом современных проблем России, ее масштабов,
возможностей глобальных компьютерных сетей  это  -  одно  из  ключевых
направлений совершенствования образовательной деятельности в регионе.
     Наконец, как насущная потребность представляется развертывание  в
учебных  заведениях воспитательной работы и деятельности по сохранению
здоровья детей и преподавателей.  Очевидно,  что,  сохраняя позитивные
традиции  и  опыт  успешной  работы по этим направлениям,  край должен
предусмотреть специальные программы кардинального изменения ситуации в
лучшую   сторону.  Региональная  система  образования  должна  быть  в
значительной степени заново и  более  масштабно  переориентирована  на
проблемы воспитания и сохранения здоровья населения края.
     Возможности сохранения  и   модернизации   региональной   системы
образования  в  главном определяются наличием в крае достаточно мощной
кадровой базы и системы ее воспроизводства, а также наличием в учебных
заведениях    недвижимости,    учебно-методического   и   технического
оснащения,  составляющих основу актуальную функционирования и развития
системы  образования  в  крае.  В  плане обеспечения ее финансирования
стратегически важно сохранить его государственную основу при  развитии
практики  многоканального  финансового  обеспечения учебных заведений,
расширения платных услуг на  основе  дифференциации  образования,  его
социальных гарантий.
     В этой    связи    специальное    внимание    следует     уделить
совершенствованию   организационных   основ   осуществления  настоящей
Программы, механизма ее развития.

 

                 III. ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

     В основу разработки комплексной Программы сохранения  и  развития
краевой  системы  образования  (далее  Программа) положена Федеральная
программа развития образования в России, утвержденная Законом РФ от 10
апреля  2000 года N 51-ФЗ,  а также важнейшие нормы Закона "О народном
образовании  в  Алтайском  крае".  Базовым  для  построения,  запуска,
осуществления  и  совершенствования Программы взят программно- целевой
подход,  ориентация на поиск оптимального сочетания  инновационного  и
традиционного   и   региональной  системе  образования,  глобальной  и
национальной тематики.
     Осуществление программно-целевого подхода в комплексной Программе
опирается  на  приоритеты  формирования  глобального  и  регионального
образовательного       пространства,       потребности       практики,
культуроцентричность    эволюции     образовательной     деятельности,
гуманизацию  образования.  Именно  они  являются  основой в построении
региональной  системы  контроля  качества   обучения   и   воспитания,
финансирования образовательных проектов.
     Главной целью  комплексной  Программы  сохранения  и   обновления
краевой  системы образования до 2005 г.  является расширение спектра и
повышения качества образовательных  услуг,  предоставляемых  населению
субъектами образовательной деятельности края, что должно гарантировать
повышение   качества   кадрового   и   интеллектуального   обеспечения
комплексного развития региона,  жизненного пространства живущего здесь
населения.
     Основными задачами, решение которых позволит достичь главной цели
Программы, являются следующие:
     - создание   нового   социального  механизма  функционирования  и
развития региональной системы образования Алтайского края, адекватного
требованиям  времени,  прежде всего глобальным тенденциям современного
образования,  характеру и результатам рыночно-демократических  реформ,
процессу        стабилизации        общественно-политического        и
социально-экономического  развития  российского  общества  в  целом  и
Алтайского  края,  в  частности.  Его  организационную  основу  должно
составить   общественно-государственное    управление    образованием,
гарантированная  социальная  защита  конституционных  прав  граждан на
образование.
     - сохранение  основной части учреждений образования всех уровней,
традиций эффективного осуществления их образовательной деятельности;
     - восстановление,  возрождение ряда эффективных традиционных форм
и  направлений  деятельности  учреждений   образования   (социального,
трудового   и  эстетического,  нравственного  воспитания,  физического
развития,  формирование умений и  навыков  коллективной  деятельности,
воспитания гражданственности, патриотизма интернационализма и др.);
     - модернизация характера образовательной деятельности  по  целому
ряду  важных  направлений,  обозначаемых  целевыми специализированными
программами;
     - решение     проблемы     национально-региональной     адаптации
образовательных  госстандартов,  согласование  содержания  образования
всех уровней его организации;
     - обозначение комплекса вопросов фундаментализации образования;
     - формулировка    задачи    расширения    практики   непрерывного
образования, разнообразных форм дистанционного обучения;
     - достижение  оптимизации сочетания глобального,  национального и
регионального в образовании,  его влияния на  индивидуально-личностное
развитие;
     - дифференциация образования,  стимулирующая внедрение технологий
развивающего   обучения,  активизирующая  применение  проблемных  форм
обучения, его индивидуализацию;
     - принятие  системы  мер  по  дополнительной поддержке учреждений
образования сельских поселений и малых городов,  выпускников  сельских
школ;
     - поддержка развития всех форм организации образования;
     - определение   и   решение   задачи   усиления   гуманизации   и
гуманитаризации об образовании на всех уровнях его организации в крае;
     - принятие   мер   по  усилению  информатизации,  компьютеризации
учебного процесса процесса на всех ступенях образования.
     Важнейшими средствами и путями решения этих задач являются:
     - Создание  и  осуществление   комплексных   уровневых   программ
развития  образования  на базе стратегии,  основных направлений данной
Программы.
     - Принятие и использование Регламента осуществления Программы.
     - Развитие   гибкой   системы   многоканального    финансирования
деятельности  краевой системы образования при сохранении доминирующего
государственного источника финансового обеспечения.
     - Совершенствование  принципов  и  структуры  управления  краевой
системой образования,  создание на Алтае  общественно-государственного
регулирования образовательной деятельности.
     - Перепрофилирование,   расширение    профилей    подготовки    и
переподготовки кадров.
     - Оптимизация размещения  учреждений  образования  по  территории
края,   формирование  в  ряде  сельских  зон  многопрофильных  учебных
комплексов по типу "крестьянский университет".
     - Повышение  престижа  педагогического труда,  профессии учителя,
работника образования путем обеспечения специальных льгот.
     - Создание     систем     управления    качеством    образования,
лицензирования,  аттестации и  аккредитации  учебных  заведений  края,
сертификации оценочных средств.
     - Разработка пакета подзаконных актов,  регламентирующих  процесс
использования регионального Закона "О народном образовании в Алтайском
крае", а также выполнения Программы.
     - Подготовка   и   реализация   межведомственных   соглашений  по
Программе между Министерством  образования  РФ,  Российской  академией
образования, Администрацией края и др.

 

    IV. ИСТОЧНИКИ  ФИНАНСИРОВАНИЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
                              ПРОГРАММЫ

 

     Основными источниками   финансирования   комплексной    Программы
сохранения  и  модернизации  краевой  системы  образования  до 2005 г.
предусмотрены:
     а) федеральный бюджет;
     б) краевой бюджет;
     в) муниципальные бюджеты;
     г) доходы  от  хозрасчетной  образовательной  деятельно   учебных
заведений;
     д) доходы от участия в федеральных и краевых проектах  научной  и
образовательной деятельности;
     е) доходы от участия в международных программах;
     ж) доходы от спонсорских взносов;
     з) инвестиционные проекты, осуществляемые учебными заведениями.

 

     Важнейшими принципами финансирования Программы определяются:
     - принцип  многоканального  финансирования  с  приоритетной ролью
государства в обеспечении конституционных прав жителей Алтайского края
на бесплатное образование;
     - принцип  расширения  платных   услуг   сверх   гарантированного
конституционного минимума бесплатного образования;
     - принцип дифференциации каналов  финансирования  образовательной
деятельности, оплаты образовательных услуг;
     - принцип целевого использования средств на решение  приоритетных
задач сохранения и модернизации системы образования в Алтайском крае;
     - принцип ежегодного  конкурсного  отбора  программ  и  проектов,
ориентированных на модернизацию краевой системы образования;
     - принцип  дифференцированности  финансирования  учреждений  всех
основных уровней образования;
     - принцип оптимального целевого использования средств.

 

     Механизмы использования   источников   и   применения   важнейших
принципов  финансирования Алтайской комплексной Программы сохранения и
модернизации системы образования:
     1. Механизм  традиционного  федерального  финансирования  учебных
заведений и специальных образовательных программ.
     2. Механизм  погодичного  утверждения  и  использования   бюджета
целевого  финансирования комплексной программы сохранения и обновления
краевой системы образования в рамках бюджета Алтайского края.
     3. Механизм  погодичного конкурсного отбора целевых подпрограмм и
проектов модернизации краевой системы образования  для  финансирования
из краевого бюджета.
     4. Механизм  использования  заявок  на   гранты   для   отдельных
подпрограмм  и  проектов комплексной Программы сохранения и обновления
краевой системы образования в Алтайском крае.
     Основными направлениями      работы      по     совершенствованию
финансирования  и  развития   комплексной   Программы   сохранения   и
обновления краевой системы образования определены следующие:
     - обеспечение  планового  госбюджетного  финансирования   учебных
заведений из федерального и краевого бюджета;
     - расширение   практики,   увеличение   объемов    муниципального
финансирования образовательных программ;
     - активизация  спонсорской  помощи  учебным  заведениям,  целевым
программ модернизации образовательной деятельности;
     - расширение сети экспериментальных площадок РАО на базе  учебных
заведений Алтайского края;
     - активизация,  распространение  форм  платного  обучения   сверх
гарантированного "Конституцией РФ" и Законом "О народном образовании в
Алтайском крае" минимума бесплатного обучения;
     - расширение  практики  целевой  поддержки учащихся,  студентов и
преподавателей за счет именных  стипендий,  выделяемых  муниципальными
органами    управления,   представительными   органами   муниципальных
образований края;
     - разработка   специального   подзаконного   акта,   посвященному
созданию  нового  механизма   финансирования   комплексной   Программы
сохранения и обновления краевой системы образования.
     Решение этой  группы  задач  координирует  председатель  Комитета
администрации края по образованию.
     Новая социально-экономическая, общественно-политическая, правовая
и образовательная ситуация,  сложившаяся в стране и в крае в  середине
1990-х   гг.   требует  оптимизации  управления,  правового  механизма
развития и функционирования систем учреждений образования в  Алтайском
крае.  Правовую  основу  развертывания  этой  работы  в крае на пороге
второй половины текущего десятилетия составляет федеральный  закон  об
образовании,  закон о местном самоуправлении, Устав Алтайского края, а
также краевой Закон "О народном образовании в Алтайском крае".
     Существенно важно   стремление   правительства  и  педагогической
общественности перейти  в  управлении  развитием  и  функционированием
учреждений  образования  от  директив и управления людьми к управлению
развитием содержания образования,  обучения и воспитания подрастающего
поколения.  Наличие  данной  ориентации  и  правовой  базы,  тенденции
изменения    социально-экономической,    общественно-политической    и
образовательной  ситуации  в  стране  и  крае,  существующие  традиции
управления образованием  позволяют  определить  следующие  направления
работы по оптимизации управления и правовых основ развития образования
в Алтайском крае на период до 2005 г.
     1. Развитие  системы  подзаконных  актов  по обеспечению действия
краевого Закона "О народном образовании в  Алтайском  крае",  а  также
федерального  Закона  "Об  образовании"  и  Программы развития системы
образования в крае на период до 2005 г.  В этой связи в ближайшие годы
целесообразно  принятие  Советом  народных  депутатов  Алтайского края
следующих правовых актов:
     - подзаконного  акта,  определяющего  в  крае  статус  и  систему
поддержки экспериментальных площадок и структурных подразделений  РАН,
РАО,   других   отраслевых  и  общественных  академий  наук,  а  также
университетов ведущих вузовских центров страны;
     - дополнений  к Закону "О народном образовании в Алтайском крае",
определяющего статус и механизм действия  общественно-государственного
Совета  по  координации  развития образования и науки,  контроля за их
реализацией в Алтайском крае.
     2. Создание   в   крае   Общественно-государственного  совета  по
координации развития образования и науки, контроля за их реализацией в
крае"*.
     3. Развертывание   на   Алтае   системы   краевой   лицензионной,
аккредитационной и аттестационной служб образования.
     4. Создание  в  Алтайском  крае  современной  системы  управления
качеством    образования,    службы    тестового   и   содержательного
("портфельного") контроля за его уровнями.
     5. Организация  на  базе  продвинутых  образовательных учреждений
края специализированных лабораторий по управления (контролю) качеством
образования по естественным, точным и гуманитарным наукам.
     6. Поощрение  межвузовской,  межтехникумовской   и   межучилищной
кооперации   решении  крупных  образовательных,  социальных,  научных,
хозяйственных задач учебных заведений,  а  также  программ  ликвидации
дублирования подготовки кадров одного профиля разными государственными
образовательными учреждениями.
     7. Активизация, повышение роли Советов ректоров вузов, директоров
техникумов,  ПУ,  педучилищ,  общеобразовательных  школ  в  управлении
образовательными   процессами   на   региональном,   поселенческом   и
муниципальном   уровнях,   их   включение   в   региональную   систему
общественно-государственного управления образованием в Алтайском крае.
     8. Расширение  в  крае  профилей  подготовки   и   переподготовки
руководителей учреждений образования различных уровней на базе вузов.
     9. Отработка  механизма   использования   комплексной   Программы
сохранения  и  модернизации  краевой  системы  образования в Алтайском
крае,  и ее  специализированных  целевых  подпрограмм  как  важнейшего
организационного основания совершенствования управления образованием в
крае на базе программно-целевого подхода.
     10. Внедрение   новой   системы   многоканального  финансирования
образования  как   важнейшего   основания   сохранения   управляемости
развитием образования в Алтайском крае.
     Координация решения   данной    группы    задач    осуществляется
председателем Комитета администрации края по образованию.
___________________________________________________________________
* См.   проект  Положения  и  Состава  Общественно-государственного
Совета по координации развития образования и науки в регионе

 

 

                ПРИМЕРНАЯ   СТРУКТУРА     РАСХОДОВ
                НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ (млнуб.)

 

     ______________________________________________________________
          Направление             :        2001 г.
                                  :________________________________
                                  :Краевой бюджет:  Внебюджетные
                                  :и бюджет края :  средства
     ______________________________________________________________
     1. Инновационные проблемно-   В пределах                   0,7
        тематические программы и   средств преду-
        проекты всех уровней       смотренных в
        образования                бюджете

 

     2. Капитальные вложения             60                     0,6
        (бюджет края)

 

     3. Учебники, в том числе:           4,6

 

        Федеральный компонент            3,5
        образования

 

        Региональный компонент           1,1
        образования

 

     4. Финансирование управления        1,0                    0,2
        качеством образования

 

     5. Сельская школа                   10                       2

 

     6. Укрепление материально-          10                     0,8
        технической базы
        учреждений образования

 

     7. Летний отдых                   5,040                   12,5

 

     8. Оказание помощи                  6,0
        патронатным семьям

 

     9. Итого:                          96,64                  16,8
     _______________________________________________________________

 

 

    V. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  РАЗВИТИЯ   СИСТЕМЫ   ОБРАЗОВАНИЯ   В
                            АЛТАЙСКОМ КРАЕ

 

     Основные направления развития системы образования Алтайского края
структурно связаны  со  следующими  уровнями  образования:  дошкольное
образование,   общее   образование,   высшая  школа  и  послевузовское
образование.  По   каждому   из   уровней   образования   подготовлена
специализированная программа.

 

                      ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

     Более сложной   стала   ситуация   в   дошкольном  образовании  и
воспитании.  Его общественная организация в крае оказалась  за  первую
половину  1990-х  гг.  разрушенной  почти  на 40 %.  Главная причина -
финансовые трудности предприятий и местных органов власти.
     Оценка сложившейся   ситуации   здесь   требует   уже  не  только
сохранения остающихся пока работоспособными дошкольных учреждений,  но
и   обеспечения   усилий   по   восстановлению  примерно  одной  трети
организаций дошкольного образования  и  воспитания,  их  модернизации,
трансформации в новых условиях, особенно в связи в связи с расширением
практики  обучения  дошкольников  на  дому.  Очевидно,   что   назрела
потребность   в   коренной   модернизации  дошкольного  образования  и
воспитания  в  крае,  чему  необходимо  посвятить   специализированную
программу.
     Цель:
     Определение основных    направлений,   принципов   и   содержания
деятельности всех структур  краевой  сети  дошкольных  образовательных
учреждений   Алтайского  края,  разработка  правового  обеспечения  их
функционирования;   мероприятий   краевого   компонента    дошкольного
образования   на   основе   государственных  стандартов;  непрерывного
развития    личности    с    позиции    гуманистической    педагогики,
личностно-деятельностного подхода.
     Задачи:
     - Организация    устойчивой   финансовой   поддержки   учреждений
дошкольного образования за счет муниципальных источников.
     - Расширение   практики  многоканального  финансирования  детских


Информация по документу
Читайте также