Расширенный поиск
Постановление Администрации Алтайского края от 23.10.2014 № 494
АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23.10.2014 N 494
г.Барнаул
Об утверждении государственной программы Алтайского края "Охрана окружающей среды,
воспроизводство и рациональное использование природных
ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края" на
2015 - 2020 годы (В редакции Постановления Администрации Алтайского края
от 31.12.2014 № 604)
В целях повышения уровня экологической безопасности, сохранения природных экосистем, рационального использования и охраны природных ресурсов, в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 23.09.2013 N 502 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Алтайского
края" постановляю: 1. Утвердить прилагаемую государственную программу Алтайского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края" на 2015 - 2020 годы. 2. Признать утратившими силу постановления Администрации Алтайского края: от 10.08.2010 N 354 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие лесов Алтайского края" на 2011 - 2015 годы; от 24.02.2011 N 87 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 10.08.2010 N 354"; от 21.10.2011 N 603 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на 2012 - 2016 годы и на перспективу до 2020 года"; от 08.06.2012 N 312 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы Алтайского края" на 2013
-2015 годы"; от 04.09.2012 N 461 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Охрана окружающей среды на территории Алтайского края" на 2013 - 2015 годы"; от 26.10.2012 N 577 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Алтайского края в 2013 - 2020 годах"; от 28.01.2013 N 34 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 10.08.2010 N 354"; от 22.07.2013 N 392 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 10.08.2010 N 354"; от 12.08.2013 N 424 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 04.09.2012 N 461"; от 24.10.2013 N 547 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 26.10.2012 N 577"; от 03.02.2014 N 41 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 10.08.2010 N 354"; от 17.02.2014 N 55 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 08.06.2012 N 312"; от 28.02.2014 N 86 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 04.09.2012 N 461"; от 09.04.2014 N 174 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 21.10.2011 N 603"; от 17.04.2014 N 183 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 10.08.2010 N 354"; от 15.08.2014 N 392 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 21.10.2011 N 603". 3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2015.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Лукьянова А.Н.
Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Алтайского края
от 23.10.2014 N 494
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
"Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края"
на 2015 - 2020 годы
ПАСПОРТ
государственной программы Алтайского края
"Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края"
на 2015 - 2020 годы
+------------------------+------------------------------------------------------+
| Ответственный | Главное управление природных ресурсов и экологии|
| исполнитель программы | Алтайского края |
| | |
| Соисполнители | отсутствуют |
| | |
+------------------------+------------------------------------------------------+
| Участники программы | Главное управление строительства, транспорта,|
| | жилищно-коммунального и дорожного хозяйства|
| | Алтайского края; |
| | государственные учреждения, в отношении которых|
| | функции и полномочия учредителя осуществляет Главное|
| | управление природных ресурсов и экологии Алтайского|
| | края; |
| | органы местного самоуправления (по согласованию); |
| | лица, использующие леса (по согласованию); |
| | лица, использующие охотничьи угодья и водные | | | биологические ресурсы (по согласованию) | (Строка в редакции Постановления Администрации Алтайского края
от 31.12.2014 № 604)
+------------------------+------------------------------------------------------+
| Подпрограммы программы | "Охрана окружающей среды на территории Алтайского|
| | края"; |
| | "Развитие минерально-сырьевой базы Алтайского края";|
| | "Развитие системы обращения с отходами производства|
| | и потребления на территории Алтайского края"; |
| | "Развитие лесов Алтайского края"; |
| | "Развитие водохозяйственного комплекса Алтайского|
| | края"; |
| |подпрограмма 6 «Сохранение, рациональное использование|
| |и прирост численности объектов животного мира |
| |Алтайского края |
(Строка редакции Постановления Администрации Алтайского края
от 31.12.2014 № 604)
+------------------------+------------------------------------------------------+
| Цели программы | повышение уровня экологической безопасности и|
| | сохранение природных экосистем, рациональное|
| | использование и охрана природных ресурсов |
| | |
+------------------------+------------------------------------------------------+
| Задачи программы | улучшение состояния окружающей среды и снижение|
| | влияния на нее неблагоприятных антропогенных|
| | факторов; |
| | обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы|
| | Алтайского края; |
| | совершенствование системы обращения с отходами|
| | производства и потребления на территории Алтайского|
| | края, уменьшение негативного воздействия отходов на|
| | окружающую среду и здоровье населения; |
| | повышение эффективности использования, охраны, защиты|
| | и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного|
| | удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и|
| | полезных свойствах леса при гарантированном|
| | сохранении ресурсно-экологического потенциала и|
| | глобальных функций лесов; |
| | восстановление водных объектов до состояния,|
| | обеспечивающего экологически благоприятные условия|
| | жизни населения; |
| | обеспечение защищенности населения и объектов|
| | экономики Алтайского края от наводнений и иного|
| | негативного воздействия вод |
| | обеспечение сохранения, воспроизводства и устойчивого|
| |использования охотничьих и водных биологических |
| |ресурсов |
(Строка в редакции Постановления Администрации Алтайского края
от 31.12.2014 № 604)
+------------------------+------------------------------------------------------+
| Индикаторы и показатели| величина предотвращенного экологического ущерба,|
| программы | включая ущерб, причиненный биоресурсам; |
| | прирост запасов питьевых подземных вод категории|
| | В+С1; |
| | прирост запасов строительных песков категории С2; |
| | доля обезвреженных, использованных отходов в объеме|
| | отходов, образующихся в Алтайском крае; |
| | лесистость территории Алтайского края; |
| | доля населения, проживающего на подверженных|
| | негативному воздействию вод территориях, защищенного|
| | в результате проведения мероприятий по повышению|
| | защищенности от негативного воздействия вод, в общем|
| | количестве населения, проживающего на таких|
| | территориях; |
| | доля гидротехнических сооружений с|
| | неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности,|
| | приведенных в безопасное техническое состояние |
| | продуктивность охотничьих угодий; объем добычи |
| | водных биологических ресурсов |
(Строка в редакции Постановления Администрации Алтайского края
от 31.12.2014 № 604)
+------------------------+------------------------------------------------------+
| Сроки и этапы| 2015 - 2020 годы |
| реализации подпрограммы| |
+------------------------+------------------------------------------------------+
| Объемы и источники| общий объем финансирования государственной программы|
| финансирования | Алтайского края "Охрана окружающей среды,|
| программы | воспроизводство и рациональное использование|
| | природных ресурсов, развитие лесного хозяйства|
| | Алтайского края" на 2015 - 2020 годы (далее -|
| | "Программа") составляет 9313300,3 тыс. рублей, из|
| | них: |
| | из федерального бюджета - 3582371,8 тыс. рублей, в|
| | том числе по годам: |
| | 2015 год - 679971,5 тыс. рублей; |
| | 2016 год -1503702,1 тыс. рублей; |
| | 2017 год - 393680,1 тыс. рублей; |
| | 2018 год - 414813,6 тыс. рублей; |
| | 2019 год - 304776,3 тыс. рублей; |
| | 2020 год - 285428,2 тыс. рублей; |
| | из краевого бюджета - 645729,1 тыс. рублей, в том|
| | числе по годам: |
| | 2017 год - 39415,0 тыс. рублей; |
| | 2018 год - 49961,0 тыс. рублей; |
| | 2019 год - 22567,8 тыс. рублей; |
| | 2020 год - 22970,4 тыс. рублей; |
| | из внебюджетных источников - 4829232,6 тыс. рублей, в|
| | том числе по годам: |
| | 2015 год - 804872,1 тыс. рублей; |
| | 2016 год - 804872,1 тыс. рублей; |
| | 2017 год - 804872,1 тыс. рублей; |
| | 2018 год - 804872,1 тыс. рублей; |
| | 2019 год - 804872,1 тыс. рублей; |
| | 2020 год - 804872,1 тыс. рублей. |
| | Финансирование мероприятий программы из федерального|
| | бюджета осуществляется в пределах сумм, утвержденных|
| | федеральным законом о федеральном бюджете на|
| | очередной финансовый год и на плановый период. |
| | Финансирование мероприятий программы из краевого|
| | бюджета осуществляется в пределах сумм, утвержденных|
| | законом Алтайского края о краевом бюджете на|
| | очередной финансовый год и на плановый период. |
| | Финансирование мероприятий программы из местного|
| | бюджета осуществляется в пределах сумм, утвержденных|
| | решением органов местного самоуправления о бюджетах|
| | муниципальных образований на очередной финансовый год|
| | и на плановый период |
(Строка в редакции Постановления Администрации Алтайского края от 31.12.2014 № 604) +------------------------+------------------------------------------------------+
| Ожидаемые результаты | предотвращение экологического ущерба в размере 130,2|
| реализации программы | млн. рублей; |
| | прирост запасов питьевых подземных вод категории В+С1|
| | составит 2,5 тыс. куб. м/сут; |
| | прирост запасов строительных песков категории С2 |
| | составит 5000 тыс. куб. м; |
| | увеличение доли обезвреженных, использованных отходов|
| | в объеме отходов, образующихся в Алтайском крае, до|
| | 45%; |
| | сохранение лесистости территории Алтайского края на|
| | уровне 22,6 %; |
| | увеличение доли населения, проживающего на|
| | подверженных негативному воздействию вод территориях,|
| | защищенного в результате проведения мероприятий по|
| | повышению защищенности от негативного воздействия|
| | вод, в общем количестве населения, проживающего на|
| | таких территориях, до 19,28%; |
| | увеличение доли гидротехнических сооружений с|
| | неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности,|
| | приведенных в безопасное техническое состояние, до|
| | 36,11%. |
| | увеличение продуктивности охотничьих угодий на 29%; |
| | увеличение объемов добычи водных биологических |
| | ресурсов на 3 % ежегодно |
(Строка в редакции Постановления Администрации Алтайского края
от 31.12.2014 № 604)
+------------------------+------------------------------------------------------+
1. Общая характеристика сферы реализации
Программы
Одним из ключевых направлений развития Алтайского края является повышение уровня и качества жизни населения, которые могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и улучшения
состояния окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Программа включает комплекс мероприятий, направленных на решение проблем по следующим направлениям: 1. Охрана окружающей среды на территории Алтайского края.
Состояние окружающей среды в Алтайском крае характеризуется в целом как удовлетворительное, однако уровень загрязнения атмосферного
воздуха, водных ресурсов, почв на отдельных территориях превышает установленные нормативы. Основными экологическими проблемами по-прежнему остаются загрязнение поверхностных водных ресурсов и воздуха в результате деятельности промышленных предприятий и транспорта, постоянное увеличение количества отходов производства и потребления. Основная территория Алтайского края расположена в зоне повышенного природного потенциала загрязнения атмосферы, который характеризуется частой повторяемостью штилей и приземных инверсий, что затрудняет рассеивание вредных веществ и способствует их накоплению в
атмосфере. Загрязнение атмосферного воздуха складывается из поступлений вредных веществ от стационарных и передвижных источников, наиболее значимыми и типичными представителями которых являются промышленные предприятия и автомобильный транспорт. Объем выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, составил в 2013 году 201,3 тыс. т, что на 7%
меньше, чем в 2012 году (216,4 тыс. т). По данным государственного доклада Минприроды России «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году», ежегодно публикуемого Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории России составил 32565 тыс. т, в том числе 19196,9 тыс. т - от стационарных источников и 13368 тыс. т - от передвижных. Алтайский край занимает пятое место среди субъектов Сибирского федерального округа по общему объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В последние годы значительно усилился антропогенный пресс в местах массового отдыха жителей края и туристически привлекательных районах, что приводит к деградации природных ландшафтов, потере экологической и эстетической ценности территории. Развитие особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) является одним из основных приоритетов государственной политики в области экологии. Данное направление связано с выполнением Российской
Федерацией ряда международных обязательств в сфере охраны окружающей среды. В настоящее время в России функционирует около 12 тысяч ООПТ различных уровней и категорий, которые занимают около 11,3 % от площади страны. Площадь ООПТ в Сибирском Федеральном округе составляет более 34 млн. га (6,7 % от общей площади). Согласно материалам научных исследований Алтайского государственного университета и Института водных и экологических проблем, площадь ООПТ Алтайского края с учетом разнообразия и уникальности природных ландшафтов должна составлять 8-10 %. В настоящее время в крае ООПТ занимают 771,9 тыс. га или 4,5 % от общей
площади края. 2. Развитие минерально-сырьевой базы Алтайского края.
Основная масса общераспространенных полезных ископаемых (далее также - ОПИ) характеризуется устойчивым ростом объемов добычи с удвоением каждые 8-10 лет. Максимальный уровень добычи наблюдался в 2007 - 2008 году. В 2009 году фиксируется спад, связанный с мировым экономическим кризисом. В настоящее время положение стабилизировалось
и прогнозируется постепенное возвращение к достигнутым объемам в ближайшие годы. По данным Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края для успешной реализации программ потребность в основных строительных материалах составляет в год: щебень - 8 млн. куб. м;
песок для растворов и бетонов - 1,5 млн. куб. м;
песок для силикатных изделий - 0.8 млн. куб. м;
кирпич глиняный - 100 млн. шт.;
теплоизоляционные материалы - 200 тыс. куб. м.
Выполнение данных планов требует резкого увеличения добычи основных полезных ископаемых. Так по каменно-строительным материалам и строительным пескам производство необходимо поднимать в 5-8 раз, по керамическому кирпичу требуется строительство одного современного завода, не развито производство теплоизоляционных материалов. При этом сформированная в предыдущие годы минерально-сырьевая база в целом обеспечивает выполнение заявленных программ. Подготовленные месторождения строительного камня и песчано-гравийной смеси обеспечивают необходимый задел для расширения производства щебня в требуемых объемах. География их размещения в целом соответствует потребностям промышленности и природным условиям. Также оптимизирована сырьевая база кирпичных глин. В районах сосредоточенного строительства подготовлены запасы кирпичного сырья, обеспечивающие потребности крупных современных заводов. На современном этапе проблема кирпичного
производства решается на местном уровне, минерально-сырьевая база состоит из множества мелких месторождений практически во всех районах
края. Сложнее дело обстоит со строительным песком. Несмотря на значительные (114 млн. куб. м) и ожидаемые годовые объемы потребления
(до 3,0 - 3,5 млн. куб. м), вовлечение запасов в освоение на сегодняшний день составляет всего 15% , что объясняется несоответствием расположения подготовленных месторождений и районов потребления. По данной проблеме необходимы дополнительные исследования, направленные на оптимизацию географии размещения месторождений полезных ископаемых. Одной из проблем для Алтайского края в настоящее время является обеспечение организаций строительной индустрии региона полезными ископаемыми для производства качественных материалов. Для решения этой проблемы требуется выполнение поисковых работ с целью оценки ранее изученных, но не учтенных государственным балансом участков, а также выявление новых участков, содержащих строительные пески. Планирование экономического развития региона и отдельных районов требует получения достоверной информации о состоянии минерально-сырьевой базы и перспективах ее развития. К настоящему времени значи-тельная часть месторождений общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ) вовлечена в эксплуатацию, при этом в резерве остаются менее изученные, но вместе с тем перспективные объекты, которые при их пере- оценке могут обеспечить расширенное воспроизводство. Часть резервных месторождений застроена. Для организации учета состояния минерально-сырьевой базы, определения направления дальнейшего геологического изучения недр, комплексного использования месторождений ОПИ, рационального размещения предприятий по их добыче необходимо составление и ведение кадастра месторо- ждений и проявлений таких ископаемых Алтайского края, государственного баланса запасов. В настоящее время на территории Алтайского края имеются топогра- фические карты масштабов 1:25000, 1:50000, 1:100000, 1:200000 и мельче, которые составлены в 50 - 60-х годах прошлого века. На отдельные террито- рии края также имеются различающиеся по качеству и стилю цифровые кар- ты масштаба 1:200000, выполненные в разных проекциях и хранящиеся в различных организациях. Таким образом, использование существующей то- поосновы для планирования какой-либо деятельности, в том числе в области охраны окружающей среды, некорректно. Эффективное выполнение геологоразведочных работ возможно только при наличии квалифицированных специалистов-геологов, нехватка которых
особенно остро ощущается в последние годы. В связи с этим одним из важных направлений работы является популяризация геологических знаний
с целью профессиональной ориентации подрастающего поколения. Этим целям служит детское объединение "Юный геолог". Обеспечение населения Алтайского края качественными питьевыми подземными водами является важнейшим элементом создания приемлемых условий жизни. Без проведения поисковых и оценочных работ с целью локализации участков, расположенных вблизи населенных пунктов, для дальнейшего строительства водозаборов невозможно решить задачу обеспечения населения Алтайского края качественными питьевыми подземными водами. 3. Развитие системы обращения с отходами производства и
потребления на территории Алтайского края. Ежегодно в России образуется около 60 млн. т твердых бытовых отходов (далее - ТБО), что составляет не менее 400 кг ТБО на 1 человека в год. В хозяйственный оборот вовлекаются только около 7-8 % собранных ТБО, остальной их объем направляется на захоронение. Высокие темпы накопления отходов потребления и слабое развитие индустрии вторичной переработки приводит к тому, что захоронение отходов на свалках является основным методом их утилизации. В настоящее время на всей территории Алтайского края сложилась непростая ситуация в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе в части организации системы сбора и утилизации отходов. По данным Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в 2013 году в крае образовалось свыше 3,3 млн. т отходов, из которых использовано и обезврежено 25 % (Сибирский федеральный округ - 3 434,9 млн. т). Анализ ситуации в области обращения с отходами позволяет выявить следующие основные проблемы, затрудняющие реализацию государственной политики в данной сфере и приводящие к постоянному росту экологической нагрузки на окружающую среду: неразвитость инфраструктуры в области использования и обезвреживания отходов; недостаточная работа органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза и переработки отходов; недостаточное применение экономических методов регулирования отношений в области обращения с отходами; низкая грамотность и отсутствие заинтересованности населения и руководителей предприятий в решении вопросов обращения с отходами. Основные пути решения - модернизация и реформирование системы обращения с отходами. В рамках разрабатываемых проектов федеральных законов, направленных на стимулирование хозяйствующих субъектов к уменьшению количества образования отходов и их переработке, в течение ближайших 5 лет планируется запретить захоронение несортированных отходов, а к 2015 году ввести 25-кратные повышающие коэффициенты к нормативам платы за загрязнение окружающей среды. 4. Развитие лесов Алтайского края.
Земли лесного фонда Российской Федерации на территории Алтайского
края занимают 4433,3 тыс. га, что составляет 26,4% всех земель региона. В сравнении с регионами Сибирского федерального округа Алтайский край не богат лесными ресурсами. Площадь лесов Алтайского края составляет всего 1,4% от площади лесов Сибирского федерального округа. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные и эксплуатационные. Площадь защитных лесов составляет 72%, эксплуатационных - 28%. В общем запасе
лесных насаждений (537,8 млн. куб. м) крайне незначительно преобладают хвойные породы, на их долю приходится 285,2 млн. куб. м. Среднегодовой прирост составляет 9,3 млн. куб. м, из которых на долю хвойных лесов приходится 3,6 млн. куб. м, на долю лиственных - 5,7 млн. куб. м. Изменение запасов лесных насаждений из года в год незначительно. Это свидетельствует о недостаточном использовании древесины, особенно малоценных пород березы и осины. Средняя лесистость по краю составляет 22,6%. В настоящее время в аренду переданы лесные участки на площади 2562,0 га, в том числе для заготовки древесины 63 лесных участка на площади 2202,6 га. Установленный объем заготовки древесины на арендуемых лесных участках составляет 2917,8 тыс. куб. м. Для осуществления рекреационной деятельности в аренду переданы 93 лесных участка на площади 250,0 га. Кроме того, лесные участки переданы в аренду и для других видов использования лесов: для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Площадь лесов, переданных в аренду для указанных целей, составляет 45,9 тыс. га. Для получения точной и объективной оценки эксплуатационных запасов лесных насаждений, определения ежегодно возможного объема заготовки древесины при планировании мероприятий по охране защите и воспроизводству лесов необходимы данные лесоустройства. В настоящее время на площади более 2 млн. га давность лесоустройства составляет более 10 лет, или оно в обозримом прошлом не проводилось. Необъективность оценки лесных ресурсов является одним из сдерживающих
факторов развития лесного комплекса. Охрана и защита лесов являются важнейшими направлениями, обеспечивающими устойчивое экологическое состояние лесов края и сохранение их ресурсного потенциала, осуществляемыми с учетом особенностей региона. Основными проблемами, с которыми сталкиваются специалисты лесного хозяйства, являются: лесные пожары, вредные организмы и загрязнение лесов. В крае сформирована устойчивая система прогнозирования, предупреждения, обнаружения и ликвидации лесных пожаров. Важным элементом этой системы являются пожарно-химические комплексы, включающие в себя 148 пожарно-химических станций, 33 пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, 157 пожарных наблюдательных вышек, 57 из которых оборудованы современными системами видеонаблюдения. Лесопожарные службы полностью укомплектованы высокоэффективными средствами пожаротушения, активно внедряются современные технологии. Большое внимание уделяется своевременному и качественному проведению профилактических противопожарных мероприятий, противопожарному обустройству лесов. Структуры края, задействованные в ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами, работают согласно сводному плану тушения лесных пожаров на территории Алтайского края, ежегодно утверждаемому Губернатором Алтайского края и согласованному с Федеральным агентством лесного хозяйства. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций лесное хозяйство края способно вооружить средствами пожаротушения 16 тысяч человек. Согласно прогнозам при сохранении существующего уровня организации и финансирования охраны лесов количество лесных пожаров и
площадь лесов, пройденная ими, на период до 2020 года останутся на прежнем уровне (в среднем около 1 тыс. случаев лесных пожаров на площади около 2 тыс. га). Другим важным направлением деятельности специалистов лесной отрасли края является защита лесов от вредных организмов. В связи с благоприятными для развития вредных организмов погодными условиями с 2012 года наблюдается увеличение их очагов. В первую очередь это происходит за счет массового распространения нового инвазивного вида стволового вредителя - полиграфа уссурийского, способы и методы борьбы с которым до сих пор не разработаны. Также активизировались вредные организмы, ранее формировавшие очаги на территории края, что связано и с цикличностью их развития. В перспективе, при проведении лесозащитных мероприятий, широкое применение должна получить интегрированная борьба с вредными организмами, суть которой - рациональное сочетание химических, биологических, физико-механических, а также лесо- и агротехнических методов борьбы. В части загрязнения лесов наибольшую опасность представляют несанкционированные свалки, образованные как на землях лесного фонда,
так и на участках земель иных категорий, прилегающих к лесам. Такие свалки не только загрязняют леса, но и несут постоянную угрозу возникновения лесных пожаров вследствие частых возгораний отходов. Основными местами образования несанкционированных свалок являются участки леса, расположенные вблизи населенных пунктов. Главной причиной загрязнения лесных участков, прилегающих к землям поселений, является отсутствие вблизи населенных пунктов легальных полигонов ТБО. Отсутствие организации сбора и вывоза отходов вынуждает местное население выбрасывать мусор на стихийно образованные свалки, занимающие территорию как земель поселений, так и земель лесного фонда. Большое внимание в крае уделяется вопросам воспроизводства лесов,
что связано с необходимостью заращивания крупных горельников. Однако, при существующих методах воспроизводства лесов в восстанавливаемых насаждениях к возрасту технической спелости доля насаждений с преобладанием хвойных пород, обладающих ценными свойствами, составляет уже менее 1%. Недопустимо низкой (1,5%) остается доля заготавливаемых
семян лесных растений с ценными наследственными свойствами. Остается высокой доля неудовлетворительного состояния лесных культур старших возрастов, основной причиной которого является снижение объемов ухода за ними в молодом возрасте. За последние 10 лет объемы рубок ухода в молодняках (осветления, прочистки) снизились почти вдвое. 5. Развитие водохозяйственного комплекса Алтайского края.
Водные ресурсы Алтайского края представлены поверхностными и подземными водами, которые служат источниками водоснабжения для хозяйственно-питьевых, производственных целей, для нужд энергетики, орошения, а также являются водоприемниками сточных вод. Улучшение экологического состояния водных объектов является важнейшим условием достижения высоких стандартов жизни населения, создания комфортных условий и обеспечения интересов будущих поколений
жителей Алтайского края. Одной из основных проблем неудовлетворительного состояния водных объектов является их заиление. Наиболее всего процессам заиления подвержены малые реки. Процесс обмеления рек, ухудшения качества воды
и всего речного ландшафта усиливается за счет загрязнения воды пестицидами и другими химическими веществами, вызывающими отмирание прибрежной и водной растительности и ухудшающими речную фауну. Заиление малых рек особенно характерно для лесостепной и степной зон. Здесь это осложняется сельскохозяйственной специализацией районов. Процессу эвтрофикации, заиливанию русел и, как следствие, обмелению рек способствует распашка водосборов, нередко до прирусловой бровки, выпас и организация водопоя скота в прибрежной зоне. Решение данной проблемы возможно путем реализации мероприятий по экологической реабилитации водных объектов. Также в экологической реабилитации нуждаются водные объекты интенсивно нагруженные, а также частично или
полностью преобразованные. Они расположены в пределах городских территорий, в районах добычи полезных ископаемых и интенсивного сельскохозяйственного освоения. Паводки и связанное с ними вредное воздействие вод наиболее характерно для р. Обь в черте г. Барнаула (п. Затон, п. Ильича) и на участке от г. Барнаула до с. Шелаболиха, р. Чумыш на территории сёл Тальменка, Забродино, Новотроицк, р. Бия на территории микрорайона «Зелёный Клин» г. Бийска, а также р. Чарыш и р. Катунь. Значительные последствия они имеют для наиболее заселенных прибрежных территорий. Русловые процессы, интенсивно проявляющиеся на реках края, наряду с наводнениями, представляют большую опасность для жизнедеятельности населения. Они являются потенциальными источниками чрезвычайных ситуаций, особенно на р.Чумыш (Тальменский район), р. Бия (г. Бийск), р. Катунь (с. Верх-Катунское). Интенсификация русловых процессов и темпы планово-высотных деформаций русел этих рек служат причиной значительного размыва берегов. В результате негативных русловых процессов в разные годы было смыто более трех десятков домов и участок старого Чуйского тракта. Сохраняется угроза разрушения сооружений аэропорта г. Бийска, зданий и земельных участков ряда садоводческих товариществ Бийского района.
Микрорайон "Зеленый Клин" г. Бийска периодически затапливается водами р. Бии во время прохождения весенне-летних паводков. Особенно часто затопления микрорайона случаются в последние годы, характеризующиеся постепенным изменением глобальных климатических условий. Так, в период с 1998 по 2014 год "Зеленый Клин" затапливало полыми водами р. Бии четыре раза, причем в некоторые годы неоднократно: в 2004 году дважды, в 2006 году - трижды. По данным МЧС и Бийской гидрометеостанции Алтайского ЦГМС причинами, вызвавшими столь резкие и высокие подъемы уровней воды в реке, были обильные дождевые осадки (превышающие месячную норму более, чем в 2-2,5 раза), выпадающие в верховьях бассейна Бии, совпавшие с активным весенним снеготаянием. На территории Алтайского края в 1970 - 1980 гг. построено свыше 70 прудов и водохранилищ емкостью более 1 млн. куб. м, в том числе 4 водохранилища емкостью более 10 млн. куб. м, свыше 140 водохранилищ емкостью свыше 0,5 млн. куб. м. Особую тревогу вызывает наличие гидротехнических сооружений, требующих капитального ремонта, их ненадлежащее состояние реально угрожает созданием чрезвычайных ситуаций, чреватых опасными последствиями для жизни и здоровья людей, а также обострением экологических проблем. Данные проблемы требуют неотложного комплексного подхода в решении всех направлений развития деятельности по своевременному предотвращению и минимизации наносимого ущерба населению и объектам экономики Алтайского края от негативного воздействия поверхностных вод. Абзац. (Утратил силу - Постановление Администрации Алтайского края от 31.12.2014 № 604)
6. Сохранение, рациональное использование и прирост
численности объектов животного мира Алтайского края.
В современных социально-экономических условиях вопросы
охраны и устойчивого использования охотничьих и водных
биологических ресурсов приобретают особое значение.
Общая площадь охотничьих угодий Алтайского края составляет
15,6 млн. га, в том числе переданная в долгосрочное пользование
юридическим лицам 13,7 млн. га. Общедоступные охотничьи угодья
занимают площадь 2,5 млн. га и расположены на территории 19 районов
края.
Наличие общедоступных охотничьих угодий, не
закрепленных за охотпользователями и не входящих в состав ООПТ
регионального значения, определяет необходимость принятия
комплекса мер по охране охотничьих ресурсов, проведению
биотехнических мероприятий, регулированию численности объектов
животного мира, не отнесенным к объектам охоты.
В настоящее время наиболее масштабно реализуются только
природоохранные мероприятия, охватывающие практически всю площадь
охотничьих угодий, а биотехнические, направленные на поддержание и
увеличение численности охотничьих ресурсов, обеспечение их
воспроизводства, только в закрепленных охотничьих угодьях и в
государственных природных заказниках регионального значения.
В связи с этим, в рамках программы планируется
осуществление биотехнических мероприятий, направленных на
поддержание и увеличение численности охотничьих ресурсов,
обеспечение их воспроизводства на территории охотничьих угодий.
Проведение мониторинговых мероприятий обеспечит
непрерывность системы регулярных наблюдений за
численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением
их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их
изменения по видам.
Полученные данные позволят оперативно принимать управленческие
решения, направленные на охрану и устойчивое использование указанных
ресурсов.
Помимо охотничьего хозяйства, в Алтайском крае есть
предпосылки для развития рыбохозяйственного комплекса, включающего
широкий спектр видов деятельности – от прогнозирования сырьевой базы
отрасли до организации торговли рыбной продукцией. (В редакции
Постановления Администрации Алтайского края от 31.12.2014 г. № 604)
Рыбохозяйственный фонд пресноводных водоемов Алтайского края составляет 751 реку протяженностью 6167 км; 4661 озеро площадью
акватории 127,6 тыс. га; 3 крупных водохранилища площадью 22,3 тыс.га.
Основными пользователями водных биологических ресурсов на
территории Алтайского края являются: ОАО «Каменский рыбозавод», ОАО
«Бурлинский рыбхоз», ОАО «Рыбпром «Алтайский», ООО «Барром», ООО
«Агрофирма «Маяк», рыбоперерабатывающее предприятие «Диаф».
В 2013 году общий объем возможной добычи водных биоресурсов был
определен научными рыбохозяйственными организациями в 3054 т, в том
числе: рыбы – 1260 т, речного рака – 286 т, гаммаруса – 350 т, цист
артемии – 1158 т. Видовой состав ихтиофауны водоемов представлен такими видами,
как карась, окунь, плотва. Доля ценных видов рыб – судак, сазан,
щука, налим в уловах водных биоресурсов не значительна. Так , в 2013
году объемы возможной добычи (вылова) судака составили 8 т из 1260 т.
В водных экологических системах происходит замещение наиболее
ценных видов ресурсов малоценными или видами, не имеющими промыслового
значения.
Без изъятия гидробионтов из водоемов ежегодная естественная
рыбопродуктивность озер приводит к образованию излишней продукции, выражающейся в большом количестве мелкого, тугорослого карася,
неиспользуемого в полном объеме промыслом, к зарастанию, заилению
озер и, в конечном итоге, к их гибели. Периодически, из-за недоловов
возникают заморные явления - естественный процесс самоочищения
водоемов.
Для того чтобы рыбохозяйственный комплекс края далее активно
развивался и стал передовым в Сибирском регионе, в среднесрочный
период необходимо решить проблему формирования условий для
устойчивого развития рыбохозяйственной отрасли края на основе
сохранения, воспроизводства, рационального использования водных
биоресурсов.
Программа содержит мероприятия, направленные на решение
пиоритетных задач в сфере природопользования и охраны окружающей седы на территории Алтайског о края, осуществление которых будет
способствовать обеспечению экологической безопасности, устойчивому
функционированию естественных экологических систем, сохранению
биоразнообразия, защите территорий и населения Алтайского края от
негативного воздействия вод, обеспечению безопасности ГТС,
оздоровлению экологической обстановки на водных объектах, созданию
условий для повышения эффективности использования природных ресурсов
края.
(Пункт 6 дополнен - Постановление Администрации Алтайского края
от 31.12.2014 № 604)
2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации
Программы, цели и задачи, описание основных
ожидаемых конечных результатов Программы,
сроков и этапов ее реализации
2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации
Программы
Приоритеты региональной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды на период до 2020 года сформированы с учетом целей и
задач, обозначенных в следующих документах: Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах";
Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»; (Абзац
дополнен - Постановление Администрации Алтайского края
от 31.12.2014 № 604)
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и
сохранении водных биологических ресурсов»; (Абзац дополнен -
Постановление Администрации Алтайского края от 31.12.2014 № 604)
Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении
охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации»; (Абзац дополнен - Постановление
Администрации Алтайского края от 31.12.2014 № 604)
Указ Президента Российской Федерации от 04.02.1994 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития"; Основы государственной политики в области экологического развития
России на период до 2030 года (утвержденные Президентом Российской Федерации 30.04.2012); Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 350; Государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318; Государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и
использование природных ресурсов», утвержденная постановлением
Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 322; (Абзац
дополнен - Постановление Администрации Алтайского края
от 31.12.2014 № 604)
Водная статегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р; Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р; Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 N 1724-р; Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная приказами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31.10.2008 N 248 и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31.10.2008 N
482; Комплексная стратегия обращения с твердыми коммунальными Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|