Расширенный поиск
Постановление Администрации Алтайского края от 31.10.2014 № 503
АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
31.10.2014 N 503 г.Барнаул
Об утверждении государственной программы Алтайского края "Обеспечение доступным и комфортным
жильем населения Алтайского края" на 2014 - 2020 годы
(В редакции Постановления Администрации Алтайского края
от 29.06.2015 № 254; от 15.10.2015 № 400;
от 03.11.2015 № 439)
В целях обеспечения населения Алтайского края доступным качественным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Алтайского края "Обеспечение доступным и
комфортным жильем населения Алтайского края" на 2014 - 2020 годы. 2. Признать утратившими силу постановления Администрации Алтайского края с момента вступления в силу настоящего постановления: от 31.12.2010 N 596 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы"; от 10.04.2012 N 178 "О внесении изменений в некоторые постановления Администрации края" в части изменений, внесенных в постановление Администрации Алтайского края от 31.12.2010 N 596; от 22.11.2012 N 633 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей" на 2013 - 2015 годы"; с 01.01.2015:
от 29.12.2010 N 590 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011 - 2015 годы"; от 10.05.2011 N 250 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 29.12.2010 N 590"; от 27.12.2011 N 773 "О внесении изменений в некоторые акты Администрации края" в части изменений, внесенных в постановление Администрации Алтайского края от 29.12.2010 N 590; от 12.02.2013 N 66 "О внесении изменений в некоторые постановле-ния Администрации края" в части изменений, внесенных в постановление Администрации Алтайского края от 29.12.2010 N 590; от 04.04.2014 N 162 "О внесении изменений в некоторые правовые акты Администрации края" в части изменений, внесенных в постановление
Администрации Алтайского края от 29.12.2010 N 590; от 17.05.2012 N 255 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Льготная ипотека для молодых учителей» на 2012 - 2015 годы"; от 30.08.2012 N 457 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 17.05.2012 N 255"; от 24.01.2013 N 32 "О внесении изменений в отдельные постановления Администрации края" в части изменений, внесенных в постановление Ад-министрации Алтайского края от 17.05.2012 N 255;
от 17.04.2013 N 213 "О внесении изменений в отдельные постановления Администрации края" в части изменений, внесенных в постановление Администрации Алтайского края от 17.05.2012 N 255; от 04.04.2014 N 160 "О внесении изменений в отдельные постановления Администрации края" в части изменений, внесенных в постановление Администрации Алтайского края от 17.05.2012 N 255. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Алтайского края Локтева С.А.
Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин УТВЕРЖДЕНА постановлением Администрации Алтайского края от 31.10.2014 N 503 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края" на 2014 - 2020 годы
ПАСПОРТ
государственной программы Алтайского края "Обеспечение доступным и
комфортным жильем населения Алтайского края" на 2014 - 2020 годы
+------------------------------+----------------------------------------------+ | Ответственный исполнитель | Главное управление строительства, | | программы | транспорта, жилищно-коммунального и | | | дорожного хозяйства Алтайского края | +------------------------------+----------------------------------------------+ | Соисполнители программы | Главное управление образования и молодежной | | | политики Алтайского края | +------------------------------+----------------------------------------------+ | Участники программы | Главное управление экономики и инвестиций | | | Алтайского края, Главное управление | | | имущественных отношений Алтайского края, | | | Главное управление Алтайского края по труду и| | | социальной защите, | | | управление Алтайского края по промышленности |
| | и энергетике | (Строка в редакции Постановления Администрации Алтайского края
от 29.06.2015 № 254)
+------------------------------+----------------------------------------------+ | Подпрограммы программы | 1. "Инженерное обустройство микрорайонов | | | массовой застройки малоэтажного жилищного | | | строительства в Алтайском крае" на 2014 - | | | 2017 годы; | | | 2. "Обеспечение жильем молодых семей в | | | Алтайском крае" на 2015 - 2020 годы; | | | 3. "Обеспечение жилыми помещениями | | | детей-сирот, детей, оставшихся без попечения |
| | родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, |
| | оставшихся без попечения родителей" на 2014 | | | - 2020 годы; | | | 4. "Льготная ипотека для молодых учителей в | | | Алтайском крае" на 2015 - 2020 годы; | | | 5. "Социальное жилье" на 2014 - 2020 годы | +------------------------------+----------------------------------------------+ | Программно-целевые | отсутствуют | | инструменты программы | | +------------------------------+----------------------------------------------+ | Цель программы | обеспечение населения Алтайского края | | | доступным качественным жильем | +------------------------------+----------------------------------------------+ | Задачи программы | создание условий для увеличения объемов | | | жилищного строительства, развития массового | | | жилищного строительства; | | | повышение доступности жилья для жителей | | | Алтайского края; | | | создание для жителей Алтайского края | | | возможности улучшения жилищных условий не | | | реже 1 раза в 15 лет; | | | создание условий для развития массового | | | малоэтажного жилищного строительства; | | | государственная поддержка в решении жилищной |
| | проблемы молодых семей, признанных в | | | установленном порядке нуждающимися в | | | улучшении жилищных условий; | | | реализация права детей-сирот и детей, | | | оставшихся без попечения родителей, лиц из | | | числа детей-сирот и детей, оставшихся без | | | попечения родителей (далее - «дети-сироты»), |
| | на обеспечение благоустроенными жилыми | | | помещениями специализированного жилищного | | | фонда; | | | предоставление государственной поддержки | | | (при решении жилищной проблемы) молодым | | | учителям государственных образовательных | | | организаций или муниципальных | | | образовательных организаций Алтайского края, |
| | реализующих образовательную программу | | | начального общего, основного общего и | | | среднего общего образования; | | | развитие массового строительства жилья | | | эконом-класса на территории Алтайского края, |
| | отвечающего стандартам ценовой доступности, | | | энергоэффективности и экологичности | +------------------------------+----------------------------------------------+ | Индикаторы и показатели | достижение годового объема ввода жилья: | | программы | в 2014 году - до 675 тыс. кв. метров; | | | в 2015 году - до 690 тыс. кв. метров; | | | в 2016 году - до 720 тыс. кв. метров; | | | в 2017 году - до 755 тыс. кв. метров; | | | в 2018 году - до 840 тыс. кв. метров; | | | в 2019 году - до 940 тыс. кв. метров; | | | в 2020 году - до 1050 тыс. кв. метров; | | | достижение доли жилья экономического класса | | | не менее 75 % от общего объема жилья, | | | введенного в эксплуатацию; | | | увеличение доли годового объема ввода | | | малоэтажного жилья с 58 % в 2014 году до 67 | | | % от общего объема ввода жилья по краю в | | | 2020 году; | | | увеличение уровня обеспеченности населения | | | жильем с 22,8 кв. метра на человека в 2014 | | | году до 25 кв. метров на человека в 2020 | | | году; | | | снижение доли ветхого и аварийного жилья в | | | жилищном фонде с 2,2 % в 2014 году до 1,0 % | | | в 2020 году; | | | снижение коэффициента доступности жилья | | | (соотношение средней рыночной стоимости | | | стандартной квартиры общей площадью 54 кв. | | | метра и среднего годового совокупного | | | денежного дохода семьи, состоящей из 3 | | | человек) с 4,1 в 2014 году до 3,5 в 2020 | | | году; | | | ежегодный прирост доли семей, имеющих | | | возможность приобрести жилье с помощью | | | собственных и заемных средств, на 2 % с | | | достижением значения данного показателя к | | | 2017 году до 30 % и к 2020 году до 60 %; | | | предоставление до 2020 года ипотечных | | | жилищных кредитов на сумму не менее 84 млрд. |
| | рублей; | | | увеличение к 2020 году индекса промышленного | | | производства и реализации строительных | | | материалов до 175,1 % по отношению к уровню | | | 2012 года | +------------------------------+----------------------------------------------+ | Сроки и этапы реализации | 2014 - 2020 годы без деления на этапы | | программы | | +------------------------------+----------------------------------------------+ | Объемы финансирования | общий объем средств, привлекаемых для | | программы | реализации государственной программы | | | Алтайского края «Обеспечение доступным и | | | комфортным жильем населения Алтайского края» |
| | на 2014 - 2020 годы (далее - «программа»), | | | составляет 335,11 млрд. рублей3(1), в том | | | числе: | | | _________________________ | | | 3(1) Реализация программы осуществляется в | | | рамках бюджетных ассигнований на очередной | | | финансовый год. | | | | | | средства федерального бюджета - 3,18 млрд. | | | рублей3(2), | | | _________________________ | | | (2) По итогам конкурсных отборов при | | | возникновении обязательств федерального | | | бюджета. | | | | | | в том числе по годам: | | | 2014 год - 0,12 млрд. рублей; | | | 2015 год - 0,34 млрд. рублей; | | | 2016 год - 0,40 млрд. рублей; | | | 2017 год - 0,51 млрд. рублей; | | | 2018 год - 0,57 млрд. рублей; | | | 2019 год - 0,60 млрд. рублей; | | | 2020 год - 0,64 млрд. рублей; | | | средства краевого бюджета - 19,05 млрд. | | | рублей, | | | в том числе по годам: | | | 2014 год - 1,77 млрд. рублей; | | | 2015 год - 2,44 млрд. рублей; | | | 2016 год - 2,44 млрд. рублей; | | | 2017 год - 2,80 млрд. рублей; | | | 2018 год - 2,75 млрд. рублей; | | | 2019 год - 3,15 млрд. рублей; | | | 2020 год - 3,70 млрд. рублей; | | | средства местных бюджетов - 4,82 млрд. | | | рублей, | | | в том числе по годам: | | | 2014 год - 0,63 млрд. рублей; | | | 2015 год - 0,77 млрд. рублей; | | | 2016 год - 0,75 млрд. рублей; | | | 2017 год - 0,68 млрд. рублей; | | | 2018 год - 0,58 млрд. рублей; | | | 2019 год - 0,66 млрд. рублей; | | | 2020 год - 0,75 млрд. рублей; | | | средства внебюджетных источников - 308,06 | | | млрд. рублей, | | | в том числе по годам: | | | 2014 год - 32,23 млрд. рублей; | | | 2015 год - 36,23 млрд. рублей; | | | 2016 год - 39,11 млрд. рублей; | | | 2017 год - 41,62 млрд. рублей; | | | 2018 год - 46,10 млрд. рублей; | | | 2019 год - 53,43 млрд. рублей; | | | 2020 год - 59,34 млрд. рублей. | | | Объемы финансирования подлежат ежегодному | | | уточнению в соответствии с законами о | | | федеральном и краевом бюджетах на очередной | | | финансовый год и на плановый период и | | | решениями представительных органов местного | | | самоуправления о местном бюджете | +------------------------------+----------------------------------------------+ | Ожидаемые результаты | улучшение жилищных условий населения | | реализации программы | Алтайского края за счет обеспечения ввода в | | | 2014 - 2020 годах до 5,67 млн. квадратных | | | метров жилья; | | | увеличение годового объема ввода жилья до | | | 1050 тыс. кв. метров в 2020 году; | | | увеличение уровня обеспеченности жильем | | | населения Алтайского края до 25,0 кв. метров |
| | общей площади на человека в 2020 году; | | | увеличение доли годового объема ввода | | | малоэтажного жилья до 67 % от общего объема | | | ввода жилья по краю в 2020 году; | | | увеличение объема ввода в эксплуатацию жилья |
| | экономического класса до 75 % от общего | | | объема ввода жилья; | | | ежегодный прирост доли семей, имеющих | | | возможность приобрести жилье, | | | соответствующее стандартам обеспечения | | | жилыми помещениями, с помощью собственных и | | | заемных средств, на 2 % с увеличением | | | значения данного показателя к 2017 году до | | | 30 % и к 2020 году до 60 %. | +------------------------------+----------------------------------------------+ 1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
1.1. Развитие жилищной сферы в Алтайском крае
Жилищный фонд Алтайского края на начало 2013 года составил 53,722
млн. квадратных метров общей площади жилых домов, в том числе: 28,078 млн. квадратных метров - в городах и поселках городского типа; 25,644 млн. квадратных метров - в сельской местности.
В среднем ежегодный прирост жилищного фонда Алтайского края составляет 1 % в год. Объем общей площади жилья, введенного в эксплуатацию в 2005 - 2013 годах, имеет поступательную тенденцию роста. Динамика жилищного строительства характеризуется следующими показателями: Таблица 1.1.1.
Основные показатели, характеризующие
жилищное строительство в крае
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+-------+
| Показатель | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |2013 |
| | год | год | год | год | год | год | год | год |год |
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+-------+
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+-------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+-------+
|Ввод в действие |398,4 |440,6 |598,2 |631,9 |654,3 |659,6 |635,7 |645,8 | 664,7 |
|жилых домов, тыс. | | | | | | | | | |
|кв. метров общей | | | | | | | | | |
|площади | | | | | | | | | |
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+-------+
|в том числе: | | | | | | | | | |
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+-------+
|за счет бюджетных | 11,1 | 13,7 | 1,3 | 1,2 | 25,1 | 46,4 | 24,4 | 3,2 | 13,6 |
|средств | | | | | | | | | |
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+-------+
|индивидуальными |238,4 |263,3 |360,8 |355,2 |327,6 |270,7 |299,8 |364,7 | 352,2 |
|застройщиками | | | | | | | | | |
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+-------+
|Ввод в действие | 158 | 177 | 243 | 258 | 269 | 272 | 264 | 269 | 277,6 |
|жилых домов на | | | | | | | | | |
|1000 человек | | | | | | | | | |
|населения, | | | | | | | | | |
|кв. метров общей | | | | | | | | | |
|площади | | | | | | | | | |
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+-------+
|Обеспеченность | 20,1 | 20,5 | 20,8 | 21,2 | 21,5 | 21,8 | 22,1 | 22,4 | 22,4 |
|населения жильем, | | | | | | | | | |
|кв. метров общей | | | | | | | | | |
|площади на одного | | | | | | | | | |
|жителя | | | | | | | | | |
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+-------+
|Число квартир во | 4583 | 5466 | 7133 | 7514 | 8675 | 9113 | 8842 | 8472 | 9571 |
|введенных жилых | | | | | | | | | |
|домах, единиц | | | | | | | | | |
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+-------+
|Цена 1 кв. метра |16190 |21110 |32760 |37228 |33117 |33405 |31906 |34483 | 38824 |
|жилья на первичном| | | | | | | | | |
|рынке, рублей | | | | | | | | | |
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+-------+
В 2005 - 2013 годах среднегодовой темп роста объема строительства
жилья по краю составил 107,2 %, превысив среднероссийский уровень (106,1 %), и соответствовал среднему уровню по регионам СФО (107,5 %). Таблица 1.1.2.
Динамика ввода в действие жилых домов
+----------------+------+------+------+------+------+------+------+------+-------+
| Показатель | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
| | год | год | год | год | год | год | год | год | год |
+----------------+------+------+------+------+------+------+------+------+-------+
|Введено в |398,4 |440,6 |598,2 |631,9 |654,3 |659,6 |635,7 |645,8 | 664,7 |
|действие жилых| | | | | | | | | |
|домов, тыс. кв.| | | | | | | | | |
|метров общей| | | | | | | | | |
|площади | | | | | | | | | |
+----------------+------+------+------+------+------+------+------+------+-------+
|В % к|112,5 |110,6 |135,8 |105,6 |103,5 |100,8 | 96,4 |101,6 | 102,9 |
|соответствующему| | | | | | | | | |
|периоду прошлого| | | | | | | | | |
|года | | | | | | | | | |
+----------------+------+------+------+------+------+------+------+------+-------+
|Справочно: в % к| | | | | | | | | |
|соответствующему| | | | | | | | | |
|периоду прошлого| | | | | | | | | |
|года: | | | | | | | | | |
+----------------+------+------+------+------+------+------+------+------+-------+
|Российская |106,1 |116,1 |120,6 |104,5 | 93,5 | 97,6 |106,6 |105,6 | 107,2 |
|Федерация | | | | | | | | | |
+----------------+------+------+------+------+------+------+------+------+-------+
|СФО |113,2 |123,3 |125,6 |103,8 | 87,1 |105,7 |108,8 |103,4 | 107,5 |
+----------------+------+------+------+------+------+------+------+------+-------+
Современный уровень жилищного строительства по количеству введенного жилья составляет около 46 % от наибольшего ввода, достигнутого в регионе в 1987 году (1443,7 тыс. кв. метров). Падение объемов строительства в 90-е годы обусловлено изменением системы финансирования жилищного строительства. Наиболее интенсивно жилищное строительство развивалось на территории городского округа - города Барнаула, в котором в 2005 - 2013 годах введено в эксплуатацию 3,06 миллиона квадратных метров общей площади жилых домов или 57,5 процента от общего объема ввода жилья по Алтайскому краю. Число построенных квартир в Алтайском крае, единиц
При общем росте объемов ввода жилых домов значительно увеличилось
и количество построенных квартир. В 2010 году передано под заселение 9113 новых квартир, что в 2 раза больше, чем в 2005 году. В 2012 году
построено 8472 квартиры, в 2013 - 9571 квартира. Ввод в действие жилых домов в расчете на 1000 человек населения в
Алтайском крае, кв. метров общей площади Прирост общей площади жилья, введенного в крае за 2005 - 2013 годы, позволил увеличить объем ввода общей площади жилых помещений в расчете на 1000 человек населения со 158 кв. метров в 2005 году до 277,6 кв. метра в 2013 году. Сопутствующее влияние на отмеченный рост оказало также снижение численности населения за указанный период на 4,3 %. Опережающими темпами осуществлялось жилищное строительство в городах и поселках городского типа края. В 2013 году в городах и поселках городского типа введено в действие 424,4 тыс. кв. метров жилья, что составило 63,8 % от общего объема ввода жилья по краю, в сельской местности введено 240,3 тыс. кв. метров. Наблюдается активизация жилищного строительства в сельской местности: за 2005 - 2013 годы в селах введено в эксплуатацию 1,79 млн. кв. метров общей площади жилых домов, при этом ежегодный ввод жилья в сельской местности устойчиво превышает 30 % от общекраевого объема. Таблица 1.1.3.
Ввод в действие общей площади жилых домов
в городской и сельской местности Алтайского края
+----------+--------------------------------+---------------------------------+ | Год | Городская местность | Сельская местность | +----------+---------+----------+-----------+----------+----------+-----------+ | |введено, | в % к | доля в | введено, | в % к | доля в | | | тыс. кв.| прошлому | общем | тыс. кв. | прошлому | общем | | | метров | году | объеме | метров | году | объеме | | | | |ввода жилых| | |ввода жилых| | | | | домов, % | | | домов, % | +----------+---------+----------+-----------+----------+----------+-----------+ | 2005 | 268,4 | 120,3 | 67,4 | 130,0 | 99,3 | 32,6 | +----------+---------+----------+-----------+----------+----------+-----------+ | 2006 | 294,8 | 109,9 | 66,9 | 145,8 | 112,2 | 33,1 | +----------+---------+----------+-----------+----------+----------+-----------+ | 2007 | 402,3 | 136,4 | 67,3 | 195,9 | 134,4 | 32,7 | +----------+---------+----------+-----------+----------+----------+-----------+ | 2008 | 434,9 | 108,1 | 68,8 | 197,0 | 100,6 | 31,2 | +----------+---------+----------+-----------+----------+----------+-----------+ | 2009 | 457,7 | 105,3 | 70,0 | 196,6 | 99,8 | 30,0 | +----------+---------+----------+-----------+----------+----------+-----------+ | 2010 | 446,8 | 97,6 | 67,7 | 212,8 | 108,3 | 32,3 | +----------+---------+----------+-----------+----------+----------+-----------+ | 2011 | 421,6 | 94,4 | 66,3 | 214,1 | 100,6 | 33,7 | +----------+---------+----------+-----------+----------+----------+-----------+ | 2012 | 387,1 | 91,8 | 59,9 | 258,7 | 120,8 | 40,1 | +----------+---------+----------+-----------+----------+----------+-----------+ | 2013 | 424,4 | 109,6 | 63,8 | 240,3 | 92,9 | 36,2 | +----------+---------+----------+-----------+----------+----------+-----------+
Доля сельских жителей в общей численности населения Алтайского края составляет 44,2 %. Данный показатель является одним из самых высоких среди субъектов Западной Сибири: в Кемеровской области 14,4 %
жителей проживают в сельской местности, в Новосибирской - 21,8 %, в Омской - 28,0 %, в Томской области - 28,4 %. В целом по Сибирскому Федеральному округу 27,5 % населения проживает на селе. Эта особенность края оказывает определенное влияние на сферу жилищного строительства: во-первых, более низкие доходы сельских жителей по сравнению с городскими существенно ограничивают их инвестиционные возможности; во-вторых, особенностью менталитета сельского населения является стремление к решению жилищных проблем путем реконструкции жилья, находящегося во внутрисемейном пользовании и переходящего по наследству. По итогам 2013 года обеспеченность жильем сельских жителей выше среднего значения в городах и составляет 24,1 кв. м на человека (по городам - 21,0 кв. м). Вместе с тем уровень благоустройства сельских домовладений отстает от средних значений по краю. Таким образом, современная ситуация требует пересмотра принципиальных подходов к развитию жилищно-коммунальной сферы, прежде
всего в сельской местности края, и смещению приоритетов с наращивания
объемов жилищного строительства к развитию коммунального хозяйства. Мощности подрядных строительных организаций, предприятий строительной индустрии и промышленности строительных материалов Алтайского края сохранены и позволяют в краткие сроки удвоить объем строящегося и вводимого в эксплуатацию жилья по разработанным и апробированным проектам при наличии платежеспособного спроса на новые
квартиры и дома и на подготовленных для жилой застройки земельных участков.
1.2. Источники финансирования развития жилищной сферы
Перспективы развития сферы жилищного строительства определяются инвестициями, направленными в данную сферу. Позиционирование государства как гаранта соблюдения права граждан на комфортное жилье должно включать в себя его координирующие действия по развитию строительного комплекса и формированию благоприятных инвестиционных условий для того, чтобы обеспечить заинтересованность строительных организаций в реализации жилищных программ. Привлечение инвестиций в жилищное строительство - одна из главных
задач, которую необходимо решить для успешной реализации данной программы, приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Алтайском крае. (В редакции Постановления Администрации Алтайского края от 29.06.2015 № 254)
Основная нагрузка в инвестировании жилищной сферы ложится на средства предприятий, организаций и средства населения. В 2012 году на строительство жилых домов в крае было использовано
9825,0 млн. рублей, в 2013 году - 20 196,4 млн. рублей. В видовой структуре инвестиций доля затрат, направляемых на строительство жилья, в рассматриваемом периоде колебалась неравномерно и составляла от 9,4 % в 2011 году до 21,8 % в 2013 году. Таблица 1.2.1. Инвестиции, направленные на строительство жилья
(в фактически действовавших ценах)
+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+------+---------+
| Показатель | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |2013 год |
| | год | год | год | год | год | год | год | год | |
+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+------+---------+
|Инвестиции, |3342,9|4391,5|7043,4|8836,5|7692,0|7174,9|6624,5|9825,0| 20196,3 |
|направленные на | | | | | | | | | |
|строительство | | | | | | | | | |
|жилья, всего, | | | | | | | | | |
|млн. рублей | | | | | | | | | |
+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+------+---------+
|в процентах к | 15,7 | 15,0 | 16,5 | 15,8 | 17,1 | 13,1 | 9,4 | 11,7 | 21,8 |
|общему объему | | | | | | | | | |
|инвестиций в | | | | | | | | | |
|основной капитал | | | | | | | | | |
|в целом по краю | | | | | | | | | |
+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+------+---------+
Одним из источников финансирования развития жилищной сферы являются реализуемые на территории Алтайского края федеральные и региональные жилищные программы, подпрограммы и направления. Из 5,33 млн. кв. метров жилья, введенного в 2005 - 2013 годах, за счет бюджетных средств введено 140 тыс. кв. метров или 2,63 %. Инвестиции из федерального бюджета направляются в основном на реализацию федеральных целевых программ по обеспечению жильем граждан, перед которыми сохраняются обязательства государства в сфере обеспечения жильем: военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, беженцев и вынужденных переселенцев, граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, пострадавших от аварий и стихийных бедствий, особо нуждающихся в обеспечении жильем отдельных социально незащищенных категорий граждан и других групп населения. Эти средства в основном использовались на приобретение готовых квартир. Вторым источником удовлетворения потребности населения в жилье являются собственные средства граждан и кредитные ресурсы банков. В 2005 - 2013 годах 2,83 млн. кв. метров жилья (или 53,2 % от общего объема) введено индивидуальными застройщиками за счет собственных и привлеченных средств. В 2013 году доля жилищного строительства, осуществляемого населением, в общем объеме введенных жилых зданий в крае была выше среднероссийского показателя на 9,2 процентов, и выше, чем в среднем по регионам СФО на 14,0 процентов и составила более 352,2 тыс. кв. метров жилья или 53 % к общему вводу по краю. Строительство жилых домов населением является определяющим во всех муниципальных образованиях края. В 2013 году только за счет средств населения было введено жилье в 40 районах и 3 городах края (в
2005 году - в 43 и 3 соответственно). В Алтайском крае в результате последовательной и целенаправленной
работы по реализации подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Алтайском крае" на 2005 - 2010 годы краевой целевой программы "Улучшение жилищных условий населения в Алтайском крае на период до 2010 года" развивается система долгосрочного жилищного кредитования, представленная на сложившемся рынке жилья: открытым акционерным обществом "Краевое агентство по жилищному ипотечному кредитованию" (далее также - "ОАО "АЖИК") - региональным оператором ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию"; обществом с ограниченной ответственностью "Алтайская ипотечная корпорация" (далее также - "ООО "АИК") - сервисным агентом ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", работающим по его стандартам; кредитными организациями, среди которых лидирующее положение занимает Алтайское отделение № 8644 ОАО "Сбербанк России". За 2005 - 2013 годы населению Алтайского края на улучшение жилищных условий выдано 86,0 тысяч жилищных и ипотечных жилищных кредитов на сумму 78,46 млрд. рублей. 1.3. Потребность населения Алтайского края в жилье
Потребность населения Алтайского края в новом жилье обусловлена следующими факторами: на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит порядка 45 тыс. семей (4,7 % от общего числа семей в крае); ежегодно в крае в среднем регистрируется более 21 тысячи семей;
в ветхом и аварийном состоянии находится и требует замены 1,2 млн. кв. метров общей площади жилых помещений или 2,2 % от всего жилищного фонда края. В последнее время по причине ветхости, аварийности или стихийных бедствий выбывает порядка 50 тыс. кв. метров жилья ежегодно. Таким образом, потребность населения, проживающего на территории Алтайского края, в улучшении жилищных условий оценивается в размере 4,2 млн. кв. метров общей площади жилья. 1.4. Градостроительная политика
В целях решения задач по стимулированию жилищного строительства проводится градостроительная политика, направленная на разработку документов территориального планирования, обеспечение предложения земельных участков для массового строительства. Схема территориального планирования Алтайского края утверждена постановлением Администрации края от 27.10.2009 N 445. Законодательство в области градостроительной деятельности на краевом уровне сформировано и продолжает формироваться на муниципальном уровне. 1.5. Обеспечение земельных участков, предназначенных для
комплексной жилой застройки, объектами инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры
В крае имеются территориальные ресурсы для строительства жилья. Общая площадь земельных участков для перспективного комплексного освоения в целях жилищного строительства составляет более 6 тыс. га. Вместе с тем освоение данных площадок ведется недостаточными темпами. Существенное негативное влияние на рост объемов жилищного строительства оказывает значительное отставание в развитии инженерной
инфраструктуры. Особенно остро стоит вопрос развития инженерных сетей
и подготовки территории в городе Барнауле, в котором осуществляется интенсивное строительство жилья. Доля стоимости инженерных сетей в стоимости квартир в жилых домах, построенных в центральной части города, достигает 35 %. Выдача технических условий на подключение к инженерным сетям зачастую происходит с учетом необходимости реализации мероприятий по реконструкции существующих сетей или создания новых объектов инженерной инфраструктуры. В итоге нагрузка на 1 кв. метр жилья составляет до 10 тыс. рублей и более. Необходимо реализовать мероприятия по обеспечению земельных участков, планируемых под комплексную жилищную застройку, объектами инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры в городах и районах Алтайского края, прежде всего на территории муниципальных образований края, участвующих в реализации инвестиционных проектов краевой программы "Комплексное развитие Алтайского Приобья", государственной программы Алтайского края "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012 - 2020 годы. В целом по Алтайскому краю для приведения инженерных сетей в соответствие с потребностями жилищного строительства необходимо ежегодно вкладывать в их строительство и реконструкцию не менее 30 % от общей суммы средств, направляемых в жилищную сферу.
1.6. Обеспечение организаций, осуществляющих жилищное строительство,
строительными материалами и конструкциями
В состав промышленности строительных материалов и строительной индустрии Алтайского края входят 140 действующих крупных, средних и малых предприятий, в том числе по производству цемента - 1, нерудных стройматериалов - 33, сборных железобетонных изделий и конструкций - 22, стеновых материалов - 61, панелей и конструкций для крупнопанельного домостроения - 15, кровельных и гидроизоляционных - 3, заводов индустриального домостроения - 5. К основным, обеспечивающим более 80 % от всего объема выпускаемых в крае стройматериалов, относятся 35 предприятий. Промышленность стройматериалов края полностью обеспечивает регион
кровельными материалами, стеновыми материалами, ЖБИ и панелями КПД, деревянными домами и комплектами для домостроения. По ряду позиций край имеет значительный потенциал поставок продукции на межрегиональные рынки, в том числе по кровельным материалам, домам деревянным заводского изготовления. В связи с отсутствием собственного производства край обеспечивается листовым стеклом, асбоцементными изделиями, теплоизоляционными изделиями из минерального сырья за счет поставок с
межрегионального рынка. Ввоз стеновых материалов незначителен и происходит за счет ввоза облицовочного керамического кирпича, производство которого в крае отсутствует. Среди мероприятий по развитию стройиндустрии, обеспечивающей заданные темпы жилищного строительства в Алтайском крае, наиболее важными являются повышение загрузки производственных мощностей действующих предприятий и реализация инвестиционных и инновационных проектов по модернизации их производственной базы, в том числе по освоению производства строительных материалов, отвечающих современным
требованиям энергоэффективности, экологичности и конкурентоспособности.
1.7. Основные факторы, сдерживающие темпы
строительства жилья на территории Алтайского края
Основными факторами, сдерживающими темпы строительства жилья на территории Алтайского края, являются: низкая доступность кредитных ресурсов как для строительных организаций, так и для граждан; отсутствие земельных участков, предназначенных для комплексной жилой застройки, обеспеченных инженерной инфраструктурой; значительная стоимость подключения к инженерным сетям;
слабая проработанность в муниципальных образованиях документации градостроительного планирования и территориального зонирования. Для устранения указанных барьеров развития жилищного строительства необходима реализация комплекса мер в рамках полномочий
как органов государственной власти Алтайского края, так и органов местного самоуправления. В связи с этим развитие жилищного строительства должно быть основано на мероприятиях программы социально-экономического развития Алтайского края, комплексной программы действий, включающей в себя все важнейшие аспекты влияния государства на процессы стимулирования предложения и экономически обоснованного спроса на рынке жилья. (В редакции Постановления Администрации Алтайского края от 29.06.2015 № 254)
Проблемы, существующие в сфере жилищного строительства, обусловливают необходимость разработки и практического воплощения комплекса мер, направленных на одновременное стимулирование покупательской и инвестиционной активности на рынке жилья. Данные обстоятельства подтверждают обоснованность и необходимость
решения изложенных проблем программно-целевым методом. В этих целях разработана настоящая программа, которой предусмотрена реализация комплекса мероприятий, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата в жилищной сфере, увеличение на данной основе платежеспособного спроса на жилье и увеличение объемов строительства доступного жилья для населения с различным уровнем доходов. В ходе выполнения программных мероприятий существует возможность воздействия негативных факторов, которые могут повлиять на достижение
основной цели программы. К таким факторам можно отнести снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, уровня внутренней и внешней конъюнктуры, высокую инфляцию, изменение федерального законодательства в области жилищного строительства, изменение стоимости сырья и материалов, невыполнение или выполнение не в полном объеме застройщиками обязательств по договорам в части соблюдения сроков реализации инвестиционных проектов. 2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы, цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных
результатов государственной программы, сроков и этапов её реализации Программа направлена на достижение значений целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" и государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 323.
Цели и задачи программы определяются целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жильё - гражданам России". Основной целью программы является обеспечение населения Алтайского края доступным качественным жильем. Основными задачами программы, связанными с осуществлением полномочий органов государственной власти Алтайского края, являются: создание условий для увеличения объемов жилищного строительства, развития массового жилищного строительства, в том числе малоэтажного; повышение доступности жилья;
создание для жителей Алтайского края возможности улучшения жилищных условий не реже 1 раза в 15 лет. Имеющиеся в Алтайском крае резервы земельных, кадровых ресурсов, мощности предприятий строительного комплекса позволяют обеспечить развитие жилищного строительства в долгосрочной перспективе. Мероприятия программы реализуются с 01.01.2014 по 31.12.2020 без деления на этапы. В дальнейшем программа может быть продлена для достижения контрольного значения целевого показателя ежегодного объема ввода жилья с уточнением при необходимости механизмов реализации программы.
3. Обобщенная характеристика мероприятий
государственной программы
Для достижения целевых параметров программы необходима реализация
комплекса мер, направленных на стимулирование инвестиционной активности участников рынка жилищного строительства и покупательского
спроса. Перечень мероприятий программы, реализуемых с участием средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, представлен в приложении 2.
3.1. Мероприятия по подготовке документов территориального
планирования, градостроительного зонирования и документации по
планировке территорий
В состав Алтайского края входят 59 муниципальных районов, 11 городских округов, 6 городских и 659 сельских поселений. В целях обеспечения Алтайского края документами территориального планирования реализованы следующие меры: приняты нормативы градостроительного проектирования Алтайского края, утвержденные постановлением Администрации края от 09.04.2015 № 129 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Алтайского края"; (В редакции Постановления Администрации Алтайского края от 29.06.2015 № 254)
разработаны и согласованы Администрацией Алтайского края проекты схем территориального планирования 54 муниципальных районов края, в 1
муниципальном районе проект согласован и находится на стадии утверждения, в 3 муниципальных районах проекты находятся на стадии согласования и в 1 муниципальном районе ведется разработка такого проекта; разработаны и согласованы Администрацией Алтайского края генеральные планы всех 11 городских округов; разработаны и согласованы Администрацией края генеральные планы 58 поселений края, на стадии согласования находятся генеральные планы
115 поселений, в 111 поселениях ведется разработка генеральных планов. В соответствии с Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования" уточнен перечень поселений, на которые
необходимо разработать генеральные планы. По данным органов местного самоуправления, количество сельских поселений, на которые разработаны, разрабатываются или необходимо разработать генеральные планы и правила землепользования и застройки, составляет 323 сельских поселения или 49 % от общего количества сельских поселений. Для завершения формирования системы документов территориального планирования в крае необходимо завершить разработку 1 проекта схемы территориального планирования муниципального района и 156 проектов генеральных планов поселений. На обеспечение Алтайского края и его муниципальных образований градостроительной документацией (документами территориального планирования и градостроительного зонирования) потребуется около 281,7 млн. рублей.
3.2. Мероприятия по вовлечению в хозяйственный оборот
земельных участков для увеличения объемов строительства малоэтажного жилья и жилья экономического класса
Приоритетное значение при предоставлении государственных средств на цели обеспечения перспективных для массового жилищного строительства земельных участков коммунальной, инженерной, социальной
и транспортной инфраструктурой будут иметь муниципальные районы, на территории которых планируется реализовать инвестиционные проекты краевой программы "Комплексное развитие Алтайского Приобья".
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|