РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
ЗАКОН
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
О защите населения и территории Алтайского края
от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера
(В редакции Законов Алтайского края от 12.07.2005 г. N 53-ЗС;
от 08.05.2007 г. N 43-ЗС; от 06.04.2009 г. N 24-ЗС;
от 10.11.2009 г. N 88-ЗС; от 09.03.2011 г. N 31-ЗС;
от 10.05.2011 г. N 47-ЗС; от 05.07.2012 г. N 50-ЗС;
от 26.12.2012 г. N 106-ЗС; от 08.04.2013 г. N 15-ЗС;
от 04.09.2013 г. N 51-ЗС; от 06.02.2014 г. N 8-ЗС;
от 05.09.2014 г. N 66-ЗС; от 03.04.2015 № 28-ЗС;
от 02.06.2015 № 46-ЗС; от 04.05.2016 № 26-ЗС;
от 02.03.2017 г. № 15-ЗС)
Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в процессе
защиты на территории Алтайского края (далее - край в соответствующем
падеже) населения, объектов социального и производственного
назначения, всего земельного, водного, воздушного пространства,
окружающей среды и целом (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
(В редакции Законов Алтайского края от 08.05.2007 г. N 43-ЗС;
от 06.04.2009 г. N 24-ЗС)
Действие настоящего Закона распространяется на органы
государственной власти, органы местного самоуправления, коммерческие и
некоммерческие организации всех организационно-правовых форм (далее -
организации в соответствующем падеже) и граждан.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной
территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного
явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут
повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью
людей или окружающей среде, значительные материальные потери и
нарушение условий жизнедеятельности людей.(Абзац в редакции Закона
Алтайского края от 26.12.2012 г. N 106-ЗС)
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий,
проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное
уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, в также на
сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей среде и
материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие
неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций
и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение
размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на
локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия
характерных для них опасных факторов. (В редакции Закона Алтайского
края от 06.04.2009 г. N 24-ЗС)
Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась
чрезвычайная ситуация.
Аварийно-спасательная служба - совокупность органов управления,
сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую
систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
Аварийно-спасательные формирования - самостоятельная или входящая
в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для
проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют
подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой,
оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на
проведение аварийно-спасательных работ.(Абзац в редакции Закона
Алтайского края от 26.12.2012 г. N 106-ЗС)
Аварийно-спасательные работы - действия по спасению людей,
животного мира, материальных и культурных ценностей, защите окружающей
среды в зоне чрезвычайных ситуаций и устранению или доведению до
минимально возможного уровня действия характерных для них опасных
факторов, угрожающих жизни и здоровью людей. (В редакции Закона
Алтайского края от 06.04.2009 г. N 24-ЗС)
Специализированные технические средства оповещения и
информирования населения в местах массового пребывания людей -
специально созданные технические устройства, осуществляющие прием,
обработку и передачу аудио - и (или) аудиовизуальных, а также иных
сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных
ситуаций и правилах поведения населения.(Часть дополнена - Закон
Алтайского края от 08.05.2007 г. N 43-ЗС)
Режим функционирования органов управления и сил единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки,
прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения
чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов
управления и сил единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые
указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при
введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
(Дополнен - Закон Алтайского края от 05.07.2012 г. N 50-ЗС)
Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее - уровень
реагирования) - это состояние готовности органов управления и сил
единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от
органов государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по
защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости
от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития
чрезвычайной ситуации. (Дополнен - Закон Алтайского края
от 05.07.2012 г. N 50-ЗС)
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до
населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях,
возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении
военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения
населения и необходимости проведения мероприятий по защите. (Дополнен
- Закон Алтайского края от 04.09.2013 г. N 51-ЗС)
Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение
до населения через средства массовой информации и по иным каналам
информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях,
принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий,
приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в
области гражданской обороны, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на
водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности. (Дополнен -
Закон Алтайского края от 04.09.2013 г. N 51-ЗС)
Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе
возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - это элемент
системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий
собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и
мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов,
обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации
до органов управления единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и
(или) автоматизированном режимах. (Дополнен - Закон Алтайского края
от 04.09.2013 г. N 51-ЗС)
Зона экстренного оповещения населения - это территория,
подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных
явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную
угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей. (Дополнен - Закон
Алтайского края от 04.09.2013 г. N 51-ЗС)
Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся
опасных природных явлений и техногенных процессов, – это участок
земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный
или потенциально опасный объект производственного и социального
значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования
угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки
социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций. (Дополнен -
Закон Алтайского края от 03.04.2015 № 28-ЗС)
Быстроразвивающиеся опасные природные явления и техногенные
процессы – это негативные явления и процессы, определенные в ходе
прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций,
локализация и ликвидация которой требуют заблаговременной подготовки
сил и средств единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций. (Дополнен - Закон Алтайского края
от 03.04.2015 № 28-ЗС)
Критически важный объект – это объект, нарушение или прекращение
функционирования которого приведет к потере управления экономикой
Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или
административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации,
ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному
снижению безопасности жизнедеятельности населения. (Дополнен - Закон
Алтайского края от 03.04.2015 № 28-ЗС)
Потенциально опасный объект – это объект, на котором расположены
здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект,
на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч
человек. (Дополнен - Закон Алтайского края от 03.04.2015 № 28-ЗС)
Органы управления единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций – это органы, создаваемые для
координации деятельности федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, организаций в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. (Дополнен - Закон
Алтайского края от 02.06.2015 № 46-ЗС)
Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций –
это система мероприятий по обучению населения действиям при угрозе
возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера. (Часть дополнена - Закон Алтайского края
от 04.05.2016 № 26-ЗС)
Статья 2. Правовое регулирование отношений в области
защиты населения и территорий края от
чрезвычайных ситуаций
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций в крае осуществляется на основе
Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", принимаемых в соответствии с ними федеральных
законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава
(Основного Закона) Алтайского края, настоящего Закона, а также законов
и иных нормативных правовых актов края в этой области.
Статья 3. Цели настоящего Закона
Целями настоящего Закона являются:
определение полномочий органов государственной власти края,
органов местного самоуправления, обязанностей организаций, прав и
обязанностей граждан в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
материальная, социально-правовая, физическая защита населения при
чрезвычайных ситуациях и от их последствий;
снижение размера ущерба потерь от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий;
обеспечение целевого использования материальных и финансовых
средств из федеральных, краевых и местных источников, направленных на
предупреждение, ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий,
развитие материально-технической базы системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи
целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в
результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.
Статья 4. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций и зон
экстренного оповещения населения
(Наименование в редакции Закона Алтайского края
от 04.09.2013 г. N 51-ЗС)
Границы зон чрезвычайных ситуаций на территориях, где они
произошли определяются руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций
исходя из классификации чрезвычайных
ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, по
согласованию с Правительством Алтайского края и органами местного
самоуправления, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации.
(Абзац в редакции Законов Алтайского края от 08.05.2007 г. N 43-ЗС;
от 04.05.2016 № 26-ЗС)
Границы зон экстренного оповещения населения определяются
нормативными правовыми актами Правительством Алтайского края по
согласованию с территориальными органами федеральных органов
исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а
также с органами местного самоуправления и организациями, на
территориях которых может возникнуть чрезвычайная ситуация. (Дополнен-
Закон Алтайского края от 04.09.2013 г. N 51-ЗС; от 04.05.2016 № 26-ЗС)
Статья 5. Гласность и информация в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
Информация в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций составляют сведения:
о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, причинах и
их последствиях;
об обстановке в зонах чрезвычайных ситуаций, ходе и результатах
работ по их локализации и ликвидации;
о планируемых мероприятиях по предупреждению чрезвычайных
ситуаций;
о состоянии потенциально опасных в отношении возникновения
чрезвычайных ситуаций объектов и территорий, соответственно об их
радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и
экологической безопасности;
о наличии, укомплектованности, оснащенности, использовании сил и
средств, направленных и привлеченных к проведению спасательных и
других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, ликвидации их
последствий;
о наличии, состоянии и использовании финансовых,
продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов,
предназначенных для обеспечения работ по ликвидации чрезвычайных
ситуаций и их последствий.
Информация в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти края, органов
местного самоуправления, организаций является гласной и открытой, если
иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти края, органы местного
самоуправления, организации обязаны оперативно и достоверно
информировать население через средства массовой информации и по иным
каналам, в том числе с использованием специализированных технических
средств оповещения и информирования населения в местах массового
пребывания людей, о состоянии защиты, принятых мерах по обеспечению
безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о
прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и
способах защиты населения от них. (В редакции Закона Алтайского края
от 08.05.2007 г. N 43-ЗС)
Абзац (Утратил силу - Закон Алтайского края
от 26.12.2012 г. N 106-ЗС)
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление
должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой
ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.(Абзац в редакции Закона Алтайского края
от 26.12.2012 г. N 106-ЗС)
Порядок обеспечения населения, федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти края, органов
местного самоуправления, организаций информацией в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается
Администрацией Алтайского края. (В редакции Закона Алтайского края
от 08.05.2007 г. N 43-ЗС)
ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
КРАЯ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ
Статья 6. Полномочия Алтайского краевого Законодательного
Собрания
(В редакции Закона Алтайского края от 06.04.2009 г. N 24-ЗС)
Алтайское краевое Законодательное Собрание:
(В редакции Закона Алтайского края от 06.04.2009 г. N 24-ЗС)
принимает в соответствии с федеральными законами законы и иные
нормативные правовые акты края в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
абзац; (Утратил силу - Закон Алтайского края
от 10.11.2009 г. N 88-ЗС)
проводит депутатские слушания по вопросам защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществляет в пределах своей компетенции иные полномочия в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
межмуниципального и регионального характера.
(Статья в редакции Закона Алтайского края
от 12.07.2005 г. N 53-ЗС)
Статья 7. Полномочия Правительства Алтайского края
(Наименование в редакции Закона Алтайского края от 04.05.2016 № 26-ЗС)
Правительство Алтайского края: (Пункт в редакции Закона
Алтайского края от 04.05.2016 № 26-ЗС)
разрабатывает и реализует законы и иные нормативные правовые акты
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
межмуниципального и регионального характера, утверждает
государственные программы Алтайского края в области защиты населения
и территорий Алтайского края от чрезвычайных ситуаций; (В редакции
Законов Алтайского края от 10.11.2009 г. N 88-ЗС;
от 02.03.2017 г. № 15-ЗС)
осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил
и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в
чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и
обеспечивает их проведение;
осуществляет информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
(Абзац в редакции Закона Алтайского края от 04.09.2013 г. N 51-ЗС)
организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные
работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального
характера, а также поддерживает общественный порядок в ходе их
проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращается к
Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
осуществляет финансирование мероприятий в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
содействует федеральному органу исполнительной власти,
уполномоченному на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для
установки и (или) в установке специализированных технических средств
оповещения и информирования населения в местах массового пребывания
людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для
распространения продукции средств массовой информации, выделении
эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования
населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций;(Абзац дополнен - Закон Алтайского
края от 08.05.2007 г. N 43-ЗС)
содействует устойчивому функционированию организаций в
чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
принимает решения об осуществлении единовременных денежных выплат
гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, включая определение
случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга
лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены; (Дополнен - Закон
Алтайского края от 09.03.2011 г. N 31-ЗС)
осуществляет в пределах своей компетенции иные полномочия в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
межмуниципального и регионального характера.
вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для
соответствующих органов управления и сил единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; (Дополнен -
Закон Алтайского края от 05.07.2012 г. N 50-ЗС)
осуществляют создание системы обеспечения вызова экстренных
оперативных служб по единому номеру "112", обеспечивают ее
эксплуатацию и развитие; (Дополнен - Закон Алтайского края
от 08.04.2013 г. N 15-ЗС)
устанавливает региональный (межмуниципальный) уровень
реагирования в порядке, установленном частью 3 статьи 10-1 настоящего
Закона. (Дополнен - Закон Алтайского края от 05.07.2012 г. N 50-ЗС)
(Статья в редакции Закона Алтайского края
от 12.07.2005 г. N 53-ЗС)
создает и поддерживает в постоянной готовности системы оповещения
и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; (Дополнен - Закон
Алтайского края от 04.09.2013 г. N 51-ЗС)
осуществляет сбор информации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией,
обеспечивает, в том числе с использованием комплексной системы
экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о
возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение
населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных
ситуаций межмуниципального и регионального характера; (Дополнен -
Закон Алтайского края от 04.09.2013 г. N 51-ЗС)
устанавливает порядок организации и обеспечивает осуществление
регионального государственного надзора в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и
муниципального характера с учетом порядка осуществления
государственного надзора в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, установленного Правительством Российской
Федерации. (Дополнен - Закон Алтайского края от 02.06.2015 № 46-ЗС)
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:
осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил
и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций; (Абзац в редакции Закона Алтайского края
от 04.05.2016 № 26-ЗС)
принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в
чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
(Абзац в редакции Закона Алтайского края от 04.09.2013 г. N 51-ЗС)
осуществляют финансирование мероприятий в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные
работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении;
при недостаточности собственных сил и средств обращаются за
помощью к органам исполнительной власти Алтайского края;
содействуют устойчивому функционированию организаций в
чрезвычайных ситуациях;
содействуют федеральному органу исполнительной власти,
уполномоченному на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для
установки и (или) в установке специализированных технических средств
оповещения и информирования населения в местах массового пребывания
людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для
распространения продукции средств массовой информации, выделении
эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования
населения от чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций;(Абзац дополнен - Закон Алтайского
края от 08.05.2007 г. N 43-ЗС)
(Статья в редакции Закона Алтайского края
от 12.07.2005 г. N 53-ЗС)
вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для
соответствующих органов управления и сил единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; (Дополнен -
Закон Алтайского края от 05.07.2012 г. N 50-ЗС)
устанавливают местный уровень реагирования в порядке,
установленном частью 3 статьи 10-1 настоящего Закона. (Дополнен -
Закон Алтайского края от 05.07.2012 г. N 50-ЗС)
участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения
вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; (Дополнен
- Закон Алтайского края от 08.04.2013 г. N 15-ЗС)
создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные
системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных
ситуациях; (Дополнен - Закон Алтайского края от 04.09.2013 г. N 51-ЗС)
осуществляют сбор информации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией,
обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы
экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о
возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение
населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных
ситуаций; (Дополнен - Закон Алтайского края от 04.09.2013 г. N 51-ЗС)
Статья 9. Обязанности организаций в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
Организации обязаны:
планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты
работников организаций и подведомственных объектов производственного и
социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости
функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности
работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к
применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области
защиты от чрезвычайных ситуаций; (Абзац в редакции Закона Алтайского
края от 04.05.2016 № 26-ЗС)
создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные
системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;(Абзац в редакции Закона
Алтайского края от 06.02.2014 г. N 8-ЗС)
обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и
других неотложных работ на подведомственных объектах производственного
и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в
соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций; (Абзац в редакции Закона Алтайского края
от 03.04.2015 № 28-ЗС)
финансировать мероприятия по защите работников организаций и
подведомственных объектов производственного и социального назначения
от чрезвычайных ситуаций;
создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать
работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении
чрезвычайных ситуаций;
предоставлять в установленном порядке федеральному органу
исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для
установки специализированных технических средств оповещения и
информирования населения в местах массового пребывания людей,
осуществлять в установленном порядке распространение информации в
целях своевременного оповещения и информирования населения о
чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования
имеющихся у организаций технических устройств для распространения
продукции средств массовой информации, а также каналов связи,
выделения эфирного времени и иными способами.
(Часть в редакции Закона Алтайского края
от 26.12.2012 г. N 106-ЗС)
Руководитель организации, на территории которой может возникнуть
или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности
или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о
введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации
работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее
территории. (Дополнен - Закон Алтайского края
от 05.07.2012 г. N 50-ЗС)
Руководитель организации, на территории которой может возникнуть
или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель
ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за
проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации
на территории данной организации в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством Алтайского края. (Дополнен -
Закон Алтайского края от 05.07.2012 г. N 50-ЗС; в редакции Закона
Алтайского края от 04.05.2016 № 26-ЗС)
ГЛАВА III. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 10. Алтайская территориальная подсистема единой
государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций
Алтайская территориальная подсистема единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является
частью Российской единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - РСЧС) и объединяет
органы управления, силы и средства краевого подчинения, органов
местного самоуправления, организаций, расположенных в пределах края, в
полномочия и обязанности которых входит решение вопросов по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Положение об Алтайской территориальной подсистеме РСЧС
утверждается Губернатором Алтайского края. (Абзац в редакции
Закона Алтайского края от 26.12.2012 г. N 106-ЗС)
Основой Алтайской территориальной подсистемы РСЧС является
гражданская оборона края.
Руководство защитой населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций осуществляется Губернатором Алтайского края, в соответствии с
федеральным законодательством направляет предложения Президенту
Российской Федерации о введении в крае или на его отдельных
территориях чрезвычайного положения. (В редакции Законов
Алтайского края от 12.07.2005 г. N 53-ЗС; от 08.05.2007 г. N 43-ЗС;
от 06.04.2009 г. N 24-ЗС)
Губернатор Алтайского края в соответствии с нормативными
правовыми актами Российской Федерации несет персональную
ответственность за организацию системы защиты населения и территории
края от чрезвычайных ситуаций. (В редакции Законов Алтайского края
от 08.05.2007 г. N 43-ЗС; от 06.04.2009 г. N 24-ЗС)
Непосредственное руководство защитой населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций в городах и районах края в структуре Алтайской
территориальной подсистемы РСЧС осуществляется соответствующими
органами местного самоуправления.
Руководители органов местного самоуправления - начальники
гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. (Абзац в
редакции Закона Алтайского края от 26.12.2012 г. N 106-ЗС)
Непосредственное руководство защитой работников организаций на
занимаемых и обслуживаемых ими территориях, а также населения,
проживающего в ведомственных жилых домах, осуществляют руководители -
начальники гражданской обороны организаций. Руководители начальники
гражданской обороны организаций несут персональную ответственность за
организацию защиты работников, населения, проживающего в ведомственных
жилых домах, а также объектов производственного и социального
назначения, занимаемых и обслуживаемых ими территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Координирующими органами Алтайской территориальной подсистемы
РСЧС, ее структурных подразделений являются комиссии по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности.(Абзац в редакции Закона Алтайского края
от 26.12.2012 г. N 106-ЗС)
Состав, цели и задачи, регламент деятельности комиссий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасностиопределяются Правительством Алтайского края,
органами местного самоуправления, организациями и утверждаются
начальниками ГО соответствующих уровней. (Абзац в редакции
Закона Алтайского края от 26.12.2012 г. N 106-ЗС;
от 04.05.2016 № 26-ЗС)
Председателем краевой комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности является
первый заместитель Губернатора Алтайского края, несущий персональную
ответственность за функционирование Алтайской территориальной
подсистемы РСЧС. (Абзац в редакции Закона Алтайского края
от 26.12.2012 г. N 106-ЗС)
Оперативное руководство защитой населения и территории края
осуществляется Правительством Алтайского края, в городах и районах
края, в организациях - постоянно действующими органами оперативного
управления, специально уполномоченными на решение задач в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. (В
редакции Законов Алтайского края от 12.07.2005 г. N 53-ЗС;
от 08.05.2007 г. N 43-ЗС; от 04.05.2016 № 26-ЗС)
Статья 10-1. Функционирование органов управления и сил единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций
(Статья дополнена - Закон Алтайского края
от 05.07.2012 г. N 50-ЗС)
1. Органы управления и силы единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в
режиме:
а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы
возникновения чрезвычайной ситуации;
6) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной
ситуации;
в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации
чрезвычайной ситуации.
2. Порядок организации деятельности органов управления и сил
единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными
органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной
готовности или чрезвычайной ситуации, определяются Правительством
Российской Федерации.
3. При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от
последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых к предупреждению и
ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
классификации чрезвычайных ситуаций и характера
развития чрезвычайной ситуации, а также других факторов, влияющих на
безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия
дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной
ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования: (В
редакции Закона Алтайского края от 02.06.2015 № 46-ЗС)
а) объектовый уровень реагирования - решением руководителя
организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами
организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона
чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной
организации;
б) местный уровень реагирования:
решением главы городского поселения при ликвидации чрезвычайной
ситуации силами и средствами организаций и органов местного
самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая
затрагивает территорию одного городского поселения; (Абзац в редакции
Закона Алтайского края от 04.05.2016 № 26-ЗС)
решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной
ситуации силами и средствами организаций и органов местного
самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая
затрагивает территорию одного сельского поселения, либо межселенную
территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории
поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации
находится в пределах территории одного муниципального района; (Абзац в
редакции Закона Алтайского края от 04.05.2016 № 26-ЗС)
решением главы городского округа при ликвидации чрезвычайной
ситуации силами и средствами организаций и органов местного
самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона
чрезвычайной ситуации находится в пределах территории городского
округа;
в) региональный (межмуниципальный) уровень реагирования -
решением Губернатора Алтайского края при ликвидации чрезвычайной
ситуации силами и средствами организаций, органов местного
самоуправления и органов исполнительной власти Алтайского края,
оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает
территории двух и более муниципальных районов либо территории
муниципального района и городского округа, если зона чрезвычайной
ситуации находится в пределах территории Алтайского края;
г) федеральный уровень реагирования - решением Правительства
Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и
средствами органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая
затрагивает территории двух и более субъектов Российской Федерации.
4. Решением Президента Российской Федерации при ликвидации
чрезвычайной ситуации с привлечением в соответствии с
законодательством Российской Федерации сил и средств федеральных
органов исполнительной власти, в том числе специально подготовленных
сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и
воинских формирований, устанавливается особый уровень реагирования.
5. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной
ситуации, а также при установлении уровня реагирования для
соответствующих органов управления и сил единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган
государственной власти или должностное лицо, определенные пунктами 3 и
4 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации
чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение
этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством Алтайского края, и принимать дополнительные меры по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: (В редакции
Закона Алтайского края от 04.05.2016 № 26-ЗС)
а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на
территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной
ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
б) определять порядок разбронирования резервов материальных
ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением
государственного материального резерва;
в) определять порядок использования транспортных средств, средств
связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной
власти, органов местного самоуправления и организаций;
г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне
чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности
жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан,
находящихся на ее территории;
д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной
ситуации, не ограничивающие права и свободы человека и гражданина и
направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной
ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации
чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия
Статья 11. Органы управления, уполномоченные на решение задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Органами управления, уполномоченными на решение задач в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Алтайском
крае, являются:
1) Главное управление Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий по Алтайскому краю;
2) Правительство Алтайского края в пределах своих полномочий; (В
редакции Закона Алтайского края от 08.05.2007 г. N 43-ЗС;
(от 04.05.2016 № 26-ЗС)
3) постоянно действующие органы управления при органах местного
самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
4) отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в организациях,
действующих на территории Алтайского края.
(Статья в редакции Закона Алтайского края
от 12.07.2005 г. N 53-ЗС)
6) единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
(Дополнен - Закон Алтайского края от 26.12.2012 г. N 106-ЗС)
7) дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов). (Дополнен
- Закон Алтайского края от 26.12.2012 г. N 106-ЗС)
Статья 12. Силы и средства для предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций в крае
Состав и структура сил постоянной готовности определяются
Правительством Алтайского края, органами местного самоуправления,
руководителями организаций и общественных объединений исходя из
возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.(Абзац в редакции Закона Алтайского края
от 26.12.2012 г. N 106-ЗС; от 04.05.2016 № 26-ЗС)
Правовая и социальная защита личного состава сил, привлекаемых и
занятых предупреждением, ликвидацией чрезвычайных ситуаций, их
последствий и членов их семей устанавливается законодательством
Российской Федерации и законодательством края, а также нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 13. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск и воинских формирований для ликвидации
чрезвычайных ситуаций их последствий
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий могут
привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Их
привлечение осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Статья 14. Применение сил и средств органов внутренних
дел Российской Федерации и органов внутренних
дел края при ликвидации чрезвычайных ситуаций
(Наименование в редакции Закона Алтайского края
от 26.12.2012 г. N 106-ЗС)
При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов
внутренних дел Российской Федерации применяются в соответствии с
задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами края. (В редакции Законов Алтайского
края от 06.04.2009 г. N 24-ЗС; от 26.12.2012 г. N 106-ЗС)
ГЛАВА IV. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 15. Основные принципы защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, их
последствий
Основными принципами защиты населения и территорий края от
чрезвычайных ситуаций и их последствий являются:
заблаговременность мероприятий, проводимых по предупреждению
чрезвычайных ситуаций;
всесторонний учет экономических, природных, экологических и
других особенностей края, его отдельных территорий и степени реальной
опасности возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий при
планировании и осуществлении мероприятий по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
направленность принимаемых по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций мер на максимально возможное обеспечение
безопасности жизни и здоровья населения, сохранности его имущества,
национального достояния, восполнения потерь от чрезвычайных ситуаций,
максимального использования имеющихся сил и средств.
Статья 16. Защита населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций
1. Основными способами защиты населения в чрезвычайных ситуациях
являются:
применение средств индивидуальной защиты;
укрытие населения в защитных сооружениях;
эвакуация (отселение) населения из опасных районов.
Порядок создания, хранения и освежения средств индивидуальной
защиты населения, а также накопления, использования территориальных и
объектовых защитных сооружений определяется нормативными правовыми
актами Российской Федерации и края.
Организация и порядок проведения эвакуационных мероприятий
осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и планами гражданской обороны.
(Абзац в редакции Закона Алтайского края от 03.04.2015 № 28-ЗС)
Экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может
объявляться по указанию руководителя, диспетчера потенциально опасного
объекта или руководителя соответствующего органа управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
2. Основными способами защиты территорий от чрезвычайных ситуаций
являются:
предотвращение развития мелких аварий в чрезвычайную ситуацию;
ликвидация чрезвычайных ситуаций, их причин и последствий.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций, их причин и последствий
осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти края,
органов местного самоуправления, организаций, на территории которых
сложилась чрезвычайная ситуация, при необходимости - с привлечением
сил и средств из федеральных и других источников.
ГЛАВА V. ОПОВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И
ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 17. Органы управления, ответственные за своевременное
и достоверное оповещение населения
Ответственность за своевременное оповещение населения при угрозе
и возникновении чрезвычайных ситуаций возлагается:
в случае возникновения чрезвычайной ситуаций локального характера
- на администрацию организации;(Абзац в редакции Закона Алтайского
края от 26.12.2012 г. N 106-ЗС)
в случае возникновения чрезвычайной ситуации муниципального
характера - на органы местного самоуправления;(Абзац в редакции Закона
Алтайского края от 26.12.2012 г. N 106-ЗС)
в случае возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального
характера или регионального характера - на Правительство Алтайского
края.(Абзац в редакции Закона Алтайского края
от 26.12.2012 г. N 106-ЗС; от 04.05.2016 № 26-ЗС)
Статья 18. Принятие решения об оповещении населения
Решение об оповещении населения об угрозе или возникновении
чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера
принимается Губернатором Алтайского края. (В редакции Законов
Алтайского края от 12.07.2005 г. N 53-ЗС; от 08.05.2007 г. N 43-ЗС;
от 06.04.2009 г. N 24-ЗС)
Решения о доведении информации до работников, населения в
границах организации и на прилегающей к ней территории, с применением
локальных систем оповещения, принимается дежурным диспетчером или
руководством организации.
Непринятие решений об оповещении населения о возможной опасности
их здоровью (жизни), либо принятие их несвоевременно, влечет за собой
ответственность в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Статья 19. Состав системы оповещения
Технической базой оповещения населения о чрезвычайной ситуации
является система связи и оповещения гражданской обороны края. При этом
на потенциально опасных объектах за их счет создаются локальные
системы оповещения.
Эксплуатационно-техническое обслуживание аппаратуры оповещения
осуществляется организациями, подразделениями системы связи края на
основе заключенных договоров с органами управления по делам ГО и ЧС в
установленном порядке.
ГЛАВА VI. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Статья 20. Аварийно-спасательная служба
Аварийно-спасательная служба, как совокупность органов
управления, сил и средств, решая задачи по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, непосредственно организует и проводит
аварийно-спасательные работы.
Организационно-правовые и экономические основы создания и
деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных
формирований, права, обязанности и ответственность спасателей
определяются соответствующим федеральным законом и настоящим Законом.
Создание аварийно-спасательных служб края осуществляется на
основе законодательства Российской Федерации и края.
Статья 21. Руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций
(Наименование в редакции Закона Алтайского края от 04.05.2016 № 26-ЗС)
Руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций в
зависимости от масштабов чрезвычайных ситуаций, места, где они
произошли, осуществляется Правительством Алтайского края, органами
местного самоуправления, администрацией организаций, соответствующими
комиссиями по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной
безопасности и органами управления по делам ГО и ЧС. (В
редакции Законов Алтайского края от 12.07.2005 г. N 53-ЗС;
от 06.04.2009 г. N 24-ЗС; от 04.05.2016 № 26-ЗС)
Порядок назначения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций
и их права и обязанности определяются краевой комиссией по
чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности и
утверждаются Губернатором Алтайского края. (В редакции Законов
Алтайского края от 12.07.2005 г. N 53-ЗС; от 08.05.2007 г. N 43-ЗС;
от 06.04.2009 г. N 24-ЗС)
ГЛАВА VII. ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, УЧАСТИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В
МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 22. Подготовка населения края в области
защиты от чрезвычайных ситуаций
Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций определяется Правительством Российской Федерации. (Абзац в
редакции Закона Алтайского края от 26.12.2012 г. N 106-ЗС)
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
осуществляется в организациях, в том числе в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, по месту жительства,
а также с использованием специализированных технических средств
оповещения и информирования населения в местах массового пребывания
людей. (Абзац в редакции Закона Алтайского края
от 04.09.2013 г. N 51-ЗС; от 04.05.2016 № 26-ЗС)
Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил
Алтайской территориальной подсистемы РСЧС для защиты от чрезвычайных
ситуаций проводится в образовательных организациях по основным
профессиональным образовательным программам.(Абзац в редакции
Закона Алтайского края от 04.09.2013 г. N 51-ЗС;
от 04.05.2016 № 26-ЗС)
Губернатор Алтайского края, руководители органов местного
самоуправления определяют категории руководителей и специалистов для
прохождения специальной подготовки в области гражданской обороны и
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утверждают
перечень объектов, на которых в обязательном порядке должны
проводиться учения по гражданской обороне и защите от чрезвычайных
ситуаций, утверждают темы этих учений. (Абзац в редакции Закона
Алтайского края от 26.12.2012 г. N 106-ЗС)
Планы основных мероприятий по вопросам гражданской обороны,
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включающие систему
учений и тренировок в структурных подразделениях Алтайской
территориальной подсистемы РСЧС утверждаются Губернатором Алтайского
края. (В редакции Законов Алтайского края от 08.05.2007 г. N 43-ЗС;
от 06.04.2009 г. N 24-ЗС)
Статья 23. Пропаганда знаний в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими
в единую государственную систему предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями,
осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей,
федеральными органами государственной власти, органами государственной
власти Алтайского края, органами местного самоуправления,
организациями. (В редакции Закона Алтайского края
от 05.09.2017 г. № 63-ЗС)
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на
водных объектах, могут использоваться средства массовой информации, а
также специализированные технические средства оповещения и
информирования населения в местах массового пребывания людей. (В
редакции Закона Алтайского края от 05.09.2017 г. № 63-ЗС)
Правительство края, органы местного самоуправления, организации
осуществляют целевое выделение средств на пропаганду из краевого,
местных бюджетов, а также средств организаций. (В редакции Закона
Алтайского края от 04.05.2016 № 26-ЗС)
Статья 24. Участие общественных объединений
в мероприятиях в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных
ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов
управления Алтайской территориальной подсистемы РСЧС.
Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных
объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в
аттестационном порядке.
ГЛАВА VIII. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ
ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ,
ПРОЖИВАЮЩИХ И ПРЕБЫВАЮЩИХ НА
ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ. СОЦИАЛЬНАЯ
ЗАЩИТА ПОСТРАДАВШИХ
Статья 25. Права граждан, проживающих и пребывающих на
территории края, в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная
защита пострадавших
1. Граждане, проживающие и пребывающие на территории края имеют
право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае
возникновения чрезвычайных ситуаций;
в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и
индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти
края, органов местного самоуправления и организаций, предназначенные
для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; (Абзац в редакции
Закона Алтайского края от 03.04.2015 № 28-ЗС)
быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в
определенных местах пребывания на территории края, и о мерах
необходимой безопасности;(Абзац в редакции Закона Алтайского края
от 26.12.2012 г. N 106-ЗС)
обращаться лично, а также направлять в государственные органы
Алтайского края и органы местного самоуправления индивидуальные и
коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на
водных объектах;(Абзац в редакции Закона Алтайского края
от 26.12.2012 г. N 106-ЗС)
участвовать в установленном порядке в мероприятиях по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу
вследствие чрезвычайных ситуаций;
на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за
проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;(Абзац в редакции
Закона Алтайского края от 26.12.2012 г. N 106-ЗС)
на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб,
причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации
чрезвычайных ситуаций; (Абзац в редакции Закона Алтайского края
от 26.12.2012 г. N 106-ЗС)
на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в
связи с увечьем или заболеванием, полученными при выполнении
обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность
которых наступила вследствие трудового увечья;(Абзац в редакции Закона
Алтайского края от 26.12.2012 г. N 106-ЗС)
на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего
или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении
обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или
умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по
спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с
законодательством Российской Федерации. (Дополнен - Закон Алтайского
края от 05.09.2014 г. N 66-ЗС)
2. Порядок и условия виды и размеры компенсаций и социальных
гарантий, указанных в части первой настоящей статьи, предоставляемых
гражданам, проживающим и пребывающим в крае, устанавливается
законодательством Российской Федерации и законодательством края. (В
редакции Законов Алтайского края от 12.07.2005 г. N 53-ЗС; от
26.12.2012 г. N 106-ЗС)
3. Органами государственной власти края, органами местного
самоуправления, организациями могут быть предусмотрены дополнительные
виды компенсаций и социальных гарантий в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций для граждан, проживающих и
пребывающих в крае. (В редакции Закона Алтайского края
от 12.07.2005 г. N 53-ЗС)
Статья 26. Обязанности граждан, проживающих и
пребывающих на территории края, в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Граждане, проживающие и пребывающие на территории края, обязаны:
соблюдать федеральные законы и иные нормативные правовые акты
Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты края,
нормативные правовые акты органов местного самоуправления в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой
деятельности, не допускать нарушений производственной и
технологической дисциплины, требований и правил техники безопасности,
экологической безопасности, которые могут привести к возникновению
чрезвычайных ситуаций;
изучать основные способы защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи
пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными
средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и
практические навыки в указанной области;
выполнять установленные правила поведения при угрозе и
возникновении чрезвычайных ситуаций;
при необходимости и в пределах своих возможностей оказывать
содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных
работ.
ГЛАВА IX. ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И
ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 27. Финансирование государственных программ Алтайского края (В
редакции Закона Алтайского края от 02.03.2017 г. № 15-ЗС)
Финансирование государственных программ Алтайского края по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению
устойчивости функционирования организаций осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского
края. (В редакции Законов Алтайского края от 26.12.2012 г. N 106-ЗС;
от 02.03.2017 г. № 15-ЗС)
Статья 28. (Исключена - Закон Алтайского края
от 12.07.2005 г. N 53-ЗС)
Статья 29. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
1. Финансовое обеспечение установленных настоящим Законом мер по
предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
регионального и межмуниципального характера (за исключением
чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) -
является расходным обязательством Алтайского края;(Абзац в редакции
Закона Алтайского края от 10.05.2011 г. N 47-ЗС)
в границах (на территории) муниципального образования (за
исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных
пожаров) - является расходным обязательством муниципального
образования.(Абзац в редакции Закона Алтайского края
от 10.05.2011 г. N 47-ЗС)
2. Организации участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за
счет собственных средств в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации. (В редакции Закона Алтайского края
от 08.05.2007 г. N 43-ЗС)
(Статья в редакции Закона Алтайского края
от 12.07.2005 г. N 53-ЗС)
Статья 30. Финансирование подготовки и обучения
населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций
Финансирование деятельности органов управления по делам ГО и ЧС
края, связанной с обучением населения, подготовкой и проведением
краевых учебно-методических сборов, командно-штабных и
тактико-специальных учений, а также содержания и развития
учебно-методической базы по защите от чрезвычайных ситуаций
осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете края на
указанные цели.
Финансирование деятельности городских и районных органов
управления по делам ГО и ЧС, связанной с обучением населения,
невоенизированных формирований, тренировками и учениями, проводимыми
органами местного самоуправления, а также содержание
учебно-методической базы по защите от чрезвычайных ситуаций
осуществляются за счет средств местных бюджетов.
Создание базы и проведение всех видов подготовки и обучения в
организациях по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, финансируются за счет данных организаций.
Компенсация за ущерб здоровью граждан, причиненный на учениях и
тренировках, производится в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Статья 31. Создание и использование резервов финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций создаются Правительством Алтайского края и
органами местного самоуправления в целях экстренного привлечения
необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. (В
редакции Закона Алтайского края от 08.05.2007 г. N 43-ЗС;
от 04.05.2016 № 26-ЗС)
2. Порядок создания и использования средств указанных резервов, а
также порядок их восполнения определяются соответственно
Правительством Алтайского края и органами местного самоуправления. (В
редакции Закона Алтайского края от 08.05.2007 г. N 43-ЗС;
от 04.05.2016 № 26-ЗС)
(Статья в редакции Закона Алтайского края
от 12.07.2005 г. N 53-ЗС)
Статья 32. Определение и возмещение ущерба от
чрезвычайных ситуаций
Для определения объемов нанесенного чрезвычайными ситуациями
материального ущерба, его стоимостного выражения территориям,
организациям и гражданам органами местного самоуправления,
руководителями организаций, их комиссиями по чрезвычайным ситуациям и
обеспечению пожарной безопасности создаются специальные комиссии. (В
редакции Закона Алтайского края от 12.07.2005 г. N 53-ЗС)
На основании актов указанных комиссий органами исполнительной
власти края и органами местного самоуправления, руководителями
организаций с учетом выплат из страховых фондов и возмещения потерь за
счет виновников создания чрезвычайной ситуации оперативно, но не более
чем в месячный срок принимаются решения о компенсации ущерба,
нанесенного чрезвычайной ситуацией пострадавшей территории,
организации и гражданам из соответствующих резервных фондов.
Решение Правительства Алтайского края о возмещении из средств
краевого бюджета ущерба территориям, организациям и гражданам,
нанесенного стихийными бедствиями, принимается на основании
документов, представляемых органами местного самоуправления и
организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации
и Алтайского края. (Абзац в редакции Закона Алтайского края
от 26.12.2012 г. N 106-ЗС; от 04.05.2016 № 26-ЗС)
Правительством края в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Алтайского края представляется необходимая документация в
Правительство Российской Федерации на возмещение ущерба от стихийных
бедствий территориям, организациям, гражданам из федеральных
источников.(Абзац в редакции Закона Алтайского края
от 26.12.2012 г. N 106-ЗС; от 04.05.2016 № 26-ЗС)
Глава Х. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В
ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
(Наименование в редакции Закона Алтайского края от 02.06.2015 № 46-ЗС)
Статья 33. Государственная экспертиза проектной документации
особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов
обороны и безопасности
Проектная документация особо опасных, технически сложных,
уникальных объектов обороны и безопасности подлежит государственной
экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Статья в редакции Закона Алтайского края
от 08.05.2007 г. N 43-ЗС)
Статья 34. Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
(Статья в редакции Закона Алтайского края от 02.06.2015 № 46-ЗС)
1. Государственный надзор в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в целях обеспечения
соблюдения требований, установленных Федеральным законом от 21 декабря
1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера», принимаемыми в
соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными
правовыми актами Алтайского края, в соответствии с задачами,
возложенными на единую государственную систему предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Государственный надзор в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется уполномоченными
федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный
надзор) и органами исполнительной власти Алтайского края (региональный
государственный надзор) согласно их компетенции в порядке,
установленном соответственно Правительством Российской Федерации и
высшим исполнительным органом государственной власти Алтайского края.
3. К отношениям, связанным с осуществлением государственного
надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, организацией и проведением проверок, применяются положения
Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Статья 35. Ответственность за невыполнение или ненадлежащее
выполнение федеральных законов, иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, настоящего
Закона, других нормативных правовых актов края и
органов местного самоуправления в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Виновные в невыполнении или ненадлежащем выполнении федеральных
законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации,
настоящего Закона, других нормативных правовых актов края и органов
местного самоуправления в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению
чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению
здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и
граждане, проживающие и пребывающие на территории края, несут
дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную
ответственность, а организации - административную и
гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством края.
ГЛАВА XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 36. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования в газете "Алтайская правда".
Статья 37. Приведение нормативных правовых актов
в соответствие с настоящим Законом
Нормативные правовые акты края, нормативные правовые акты органов
местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Законом
в течение двух месяцев со дня вступления его в силу.
Глава администрации
Алтайского края А.Суриков
г. Барнаул
17 марта 1998 года
N 15-ЗС