Расширенный поиск

Закон Алтайского края от 06.04.2001 № 16-ЗС

 
                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                            АЛТАЙСКИЙ КРАЙ


                                ЗАКОН

                           АЛТАЙСКОГО КРАЯ

                                     Утратил силу - Закон Алтайского
                                      края от 07.05.2007 г. N 36-ЗС

    О внесении изменений и дополнений в закон Алтайского края "Об
                    охране труда в Алтайском крае"


     Статья 1.  Внести изменения и дополнения в закон Алтайского  края
"Об   охране   труда   в  Алтайском  крае"  (Сборник  законодательства
Алтайского края,  1996,  N 7 (27),  1998,  N 27 (47),  изложив  его  в
следующей редакции:

                                "ЗАКОН

                           АЛТАЙСКОГО КРАЯ

                  "Об охране труда в Алтайском крае"

     Настоящий Закон  регулирует  отношения  в  сфере  охраны труда на
территории Алтайского края и направлен на обеспечение  конституционных
прав  и  гарантий  граждан  на  условия труда,  отвечающие требованиям
сохранения их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности.

     Глава 1. Общие положения

     Статья 1. Основные понятия

     В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
     1) охрана  труда - система сохранения жизни и здоровья работников
в  процессе  трудовой  деятельности,  включающая  в   себя   правовые,
социально-экономические,                   организационно-технические,
санитарно-гигиенические,  лечебно-профилактические, реабилитационные и
иные мероприятия;
     2) аттестация рабочих мест по условиям труда - система анализа  и
оценки  существующих  условий и характера труда на действующих рабочих
местах организации,  их травмобезопасности и обеспеченности работников
средствами индивидуальной защиты;
     3) безопасные  условия  труда  -  условия  труда,   при   которых
воздействие   на   работников  вредных  или  опасных  производственных
факторов  исключено   или   уровни   их   воздействия   не   превышают
установленные нормативы;
     4) вредный производственный  фактор  -  производственный  фактор,
воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
     5) опасный производственный  фактор  -  производственный  фактор,
воздействие которого на работника может привести к его травме;
     6) производственная деятельность - совокупность действий людей  с
применением  орудий  труда,  необходимых  для  превращения  ресурсов в
готовую  продукцию,  включающих  в  себя  производство  и  переработку
различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг;
     7) работодатель    -    юридическое    лицо,    независимо     от
организационно-правовой формы и формы собственности,  его обособленные
структурные подразделения (филиалы, представительства), представляемые
их     руководителями     (администрацией),     либо    индивидуальные
предприниматели,  осуществляющие прием на работу по трудовому договору
и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является
выполнение работ и оказание услуг;
     8) рабочее  место  - место,  в котором работник должен находиться
или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое  прямо
или косвенно находится под контролем работодателя;
     9) сертификат соответствия  работ  по  охране  труда  (сертификат
безопасности)  -  документ,  удостоверяющий  соответствие проводимых в
организации  работ  по  охране  труда  установленным   государственным
нормативным требованиям охраны труда;
     10) средства индивидуальной и коллективной  защиты  работников  -
технические  средства,  используемые для предотвращения или уменьшения
воздействия  на  работников  вредных  или   опасных   производственных
факторов, а также для защиты от загрязнения;
     11) условия труда - совокупность факторов производственной  среды
и  трудового  процесса,  оказывающих  влияние  на  работоспособность и
здоровье работника.

     Статья 2. Предмет регулирования настоящего Закона

     Настоящий Закон:
     1) конкретизирует  общий  порядок  регулирования  отношений между
работодателями и работниками в области охраны труда в Алтайском крае;
     2) устанавливает  систему  органов  управления  охраной  труда на
территории Алтайского края;
     3) определяет   компетенцию   и   формы   взаимодействия  органов
государственной власти  и  местного  самоуправления,  профессиональных
союзов  и  иных  уполномоченных  работниками представительных органов,
объединений работодателей по вопросам охраны труда.

     Статья 3. Законодательство Алтайского края об охране труда

     1. Законодательство Алтайского края об охране труда  основывается
на  Уставе  (Основном  Законе) Алтайского края и состоит из настоящего
Закона,  других законов и иных нормативных правовых  актов  Алтайского
края.
     2. Гарантии  права  работников  на  охрану  труда  и  нормативные
требования   по  охране  труда,  установленные  уставами  организаций,
коллективными договорами, соглашениями и иными локальными нормативными
актами  в  отраслях  и организациях на территории Алтайского края,  не
могут быть ниже гарантий  и  нормативных  требований,  предусмотренных
Кодексом законов о труде Российской Федерации, Федеральным законом "Об
основах охраны труда в Российской Федерации" и настоящим Законом.
     3. Условия  договоров  о  труде  и  охране труда и иных локальных
нормативных актов,  ухудшающие положение  работников  по  сравнению  с
законами  и  иными  нормативными  правовыми  актами  об  охране труда,
являются недействительными.

     Статья 4. Сфера действия Закона

     1. Действие настоящего Закона распространяется на:
     1) работодателей;
     2) работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
     3) членов кооперативов, участвующих в совместной производственной
и иной хозяйственной деятельности,  основанной на их  личном  трудовом
участии;
     4) студентов образовательных учреждений высшего профессионального
и  среднего  профессионального  образования,  учащихся образовательных
учреждений начального профессионального образования и  образовательных
учреждений  среднего  (полного) общего,  основного общего образования,
проходящих производственную практику;
     5) военнослужащих, направляемых на работу в организации;
     6) граждан,  отбывающих наказание по приговору суда,  в период их
работы в организациях.
     7) иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства,  работающих  в
организациях  Алтайского  края,  находящихся  в  юрисдикции Российской
Федерации.

     Статья 5. Основные направления государственной политики в области
охраны труда

     Основными направлениями государственной политики в области охраны
труда в Алтайском крае являются:
     1) обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
     2) реализация федеральных законов  и  иных  нормативных  правовых
актов Российской Федерации,  законов и иных нормативных правовых актов
Алтайского  края  об  охране  труда,  а  также  федеральных   целевых,
отраслевых   целевых  и  территориальных  целевых  программ  улучшения
условий и охраны труда;
     3) государственное управление охраной труда;
     4) государственный надзор и контроль  за  соблюдением  требований
охраны труда;
     5) содействие  общественному  контролю  за  соблюдением  прав   и
законных интересов работников в области охраны труда;
     6) расследование   несчастных   случаев   на    производстве    и
профессиональных заболеваний;
     7) защита  законных   интересов   работников,   пострадавших   от
несчастных  случаев на производстве и профессиональных заболеваний,  а
также членов их семей на основе обязательного социального  страхования
работников  от  несчастных  случаев на производстве и профессиональных
заболеваний;
     8) установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными
или  опасными   условиями   труда,   неустранимыми   при   современном
техническом уровне производства и организации труда;
     9) координация деятельности в области охраны труда,  деятельности
в   области   охраны   окружающей   природной  среды  и  других  видов
экономической и социальной деятельности;
     10) распространение передового отечественного и зарубежного опыта
работы по улучшению условий и охраны труда;
     11) участие органов власти края в финансировании целевых программ
по охране труда;
     12) подготовка  и  повышение  квалификации специалистов по охране
труда;
     13) организация   государственной  статистической  отчетности  об
условиях  труда,  о  производственном  травматизме,   профессиональной
заболеваемости и об их материальных последствиях;
     14) обеспечение функционирования  единой  информационной  системы
охраны труда;
     15) международное сотрудничество в области охраны труда;
     16) установление  контроля  за обеспечением работников средствами
индивидуальной  и  коллективной  защиты,  а  также  санитарно-бытовыми
помещениями  и  устройствами,  лечебно-профилактическими средствами за
счет средств работодателей.
     2. Реализация  основных  направлений  государственной  политики в
области охраны труда обеспечивается согласованными действиями  органов
государственной  власти Российской Федерации,  органов государственной
власти   Алтайского    края,    органов    местного    самоуправления,
работодателей,  объединений  работодателей,  а  также профессиональных
союзов,   их   объединений   и   иных    уполномоченных    работниками
представительных органов по вопросам охраны труда.

     Статья 6.  Полномочия  органов  государственной власти Алтайского
края в области охраны труда

     К полномочиям органов государственной власти  Алтайского  края  в
области охраны труда относятся:
     1) государственное  управление  охраной   труда   на   территории
Алтайского края;
     2) принятие законов и иных нормативных правовых актов  Алтайского
края об охране труда;
     3) разработка и утверждение краевых  целевых  программ  улучшения
условий и охраны труда, организация их выполнения;
     4) определение расходов на охрану труда за счет средств  краевого
бюджета;
     5) разработка     и     осуществление      мер      экономической
заинтересованности работодателей в области безопасных условий труда;
     6) организация обучения руководителей и  специалистов  по  охране
труда,  проверка знаний требований охраны труда лицами, ответственными
за обеспечение безопасности труда;
     7) организация    государственной    экспертизы   условий   труда
работников,  аттестации рабочих мест по условиям  труда,  сертификации
работ по охране труда в организациях;
     8) создание структурных подразделений для  осуществления  функции
управления охраной труда на территории края, формирование постоянных и
временных  комиссий  по  охране  труда  и  безопасности  производства,
наделение их полномочиями и организация работы.

     Статья 7.  Полномочия  органов  местного самоуправления в области
охраны труда

     1. Органы   местного   самоуправления   обеспечивают   реализацию
основных направлений государственной политики в области охраны труда в
пределах своих полномочий,  а также полномочий, переданных им органами
государственной власти Алтайского края в установленном порядке.
     2. Для выполнения своих полномочий органы местного самоуправления
формируют  органы по труду,  территориальные межведомственные комиссии
по  охране  труда  и  безопасности  производства  и  устанавливают  их
полномочия,  организуют  деятельность учебных центров по охране труда,
взаимодействуют с  администрацией  края,  представителями  федеральных
органов    надзора   и   контроля,   объединениями   работодателей   и
профессиональными  союзами  или  иными   уполномоченными   работниками
представительных органов.

     Глава 2. Права и обязанности работников и работодателей в области
охраны труда

     Статья 8. Право работника на охрану труда

     Каждый работник имеет право на:
     1) рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
     2) обязательное социальное страхование от несчастных  случаев  на
производстве   и   профессиональных   заболеваний   в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации;
     3) получение     достоверной    информации    от    работодателя,
государственных и общественных органов о состоянии  условий  и  охраны
труда на рабочем месте,  о существующем риске повреждения здоровья,  а
также о мерах  по  его  защите  от  воздействия  вредных  или  опасных
производственных факторов;
     4) отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для
жизни  и  здоровья  вследствие  нарушения  требований  охраны труда до
устранения такой опасности,  за исключением  случаев,  предусмотренных
федеральными законами;
     5) обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты  в
соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
     6) обучение безопасным методам и приемам труда  за  счет  средств
работодателя;
     7) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в
случае  ликвидации  рабочего  места  вследствие  нарушения  требований
охраны труда;
     8) запрос  работника о проведении проверки условий и охраны труда
на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля  или
общественного контроля;
     9) обращение   в   органы    государственной    власти,    органы
государственного надзора и контроля, органы местного самоуправления, к
работодателю,  в объединения работодателей, а также в профессиональные
союзы,    их    объединения    и   иные   уполномоченные   работниками
представительные органы по вопросам охраны труда;
     10) личное  участие  или  участие  через  своих  представителей в
рассмотрении вопросов,  связанных с  обеспечением  безопасных  условий
труда  и  охраны  труда  на  его  рабочем  месте,  и  в  расследовании
происшедшего  с  ним  несчастного  случая  на  производстве  или   его
профессионального заболевания;
     11) внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии
с  медицинскими  рекомендациями  с  сохранением  за  ним  места работы
(должности) и среднего заработка  на  время  прохождения  медицинского
осмотра;
     12) компенсации,   установленные   законодательством   Российской
Федерации  и  Алтайского  края,  коллективным договором (соглашением),
трудовым  договором  (контрактом),  если  работник  занят  на  тяжелых
работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

     Статья 9.   Гарантии   права   работников  на  труд  в  условиях,
соответствующих требованиям охраны труда

     1. Государство гарантирует работникам защиту их права на  труд  в
условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
     2. Условия    труда,    предусмотренные    трудовым     договором
(контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда.
     3. На  время  приостановления  работ  органами   государственного
надзора  и  контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие
нарушения  требований  охраны  труда  не  по  вине  работника  за  ним
сохраняются место работы (должность) и средний заработок.
     4. При  отказе   работника   от   выполнения   работ   в   случае
возникновения  опасности  для  его  жизни  и здоровья,  за исключением
случаев,  предусмотренных федеральными законами,  работодатель  обязан
предоставить   работнику  другую  работу  на  время  устранения  такой
опасности.
     В случае,   если  предоставление  другой  работы  по  объективным
причинам невозможно,  время простоя работника до устранения  опасности
для  его  жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     5. В  случае  необеспечения работника средствами индивидуальной и
коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не  вправе
требовать  от  работника  выполнения  трудовых  обязанностей  и обязан
оплатить  возникший  по  этой  причине  простой   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     6. Отказ работника от выполнения  работ  в  случае  возникновения
опасности  для  его  жизни  и здоровья вследствие нарушения требований
охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с  вредными  или
опасными   условиями  труда,  не  предусмотренных  трудовым  договором
(контрактом),  не влечет за собой его привлечения к  дисциплинарной  и
материальной ответственности.
     7. В случае причинения  вреда  жизни  и  здоровью  работника  при
исполнении   им  трудовых  обязанностей  возмещение  указанного  вреда
осуществляется   в   соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации.
     8. В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства
об  охране  труда государство обеспечивает организацию и осуществление
государственного надзора и контроля за соблюдением  требований  охраны
труда  и  устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц
за нарушение указанных требований.

     Статья 10. Обязанности работника по обеспечению охраны труда

     Работник обязан:
     1) соблюдать требования охраны труда;
     2) правильно применять  средства  индивидуальной  и  коллективной
защиты;
     3) проходить обучение безопасным  методам  и  приемам  выполнения
работ,  инструктаж  по  охране  труда,  стажировку  на рабочем месте и
проверку знаний требований охраны труда;
     4) немедленно  извещать своего непосредственного или вышестоящего
руководителя о любой ситуации,  угрожающей жизни и здоровью  людей,  о
каждом   несчастном   случае,  происшедшем  на  производстве,  или  об
ухудшении  состояния  своего  здоровья,  в  том  числе  о   проявлении
признаков острого профессионального заболевания (отравления);
     5) проходить обязательные  предварительные  (при  поступлении  на
работу)  и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские
осмотры (обследования).

     Статья 11.  Права работодателя  по  обеспечению  охраны  труда  в
организации

     Работодатель имеет право:
     1) привлекать к дисциплинарной  ответственности  в  установленном
порядке работников, допустивших нарушение требований по охране труда;
     2) принимать участие в проводимых органами исполнительной власти,
надзора   и   контроля,   а  также  общественного  контроля  проверках
соблюдения законодательства об  охране  труда  в  организации  и  быть
информированным о результатах проверок;
     3) обжаловать решения органов государственного надзора и контроля
в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 12.  Обязанности  работодателя  по  обеспечению безопасных
условий и охраны труда

     1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в
организации возлагаются на работодателя.
     2. Работодатель обязан обеспечить:
     1) безопасность  работников при эксплуатации зданий,  сооружений,
оборудования,  осуществлении  технологических   процессов,   а   также
применяемых в производстве сырья и материалов;
     2) требовать соблюдения работниками норм охраны труда;
     3) применение   средств   индивидуальной  и  коллективной  защиты
работников;
     4) соответствующие  требованиям  охраны  труда  условия  труда на
каждом рабочем месте;
     5) режим   труда   и   отдыха   работников   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации и Алтайского края;
     6) приобретение  за счет собственных средств и выдачу специальной
одежды,  специальной обуви и  других  средств  индивидуальной  защиты,
смывающих  и  обезвреживающих  средств в соответствии с установленными
нормами  работникам,  занятым  на  работах  с  вредными  или  опасными
условиями   труда,   а   также   на   работах,  выполняемых  в  особых
температурных условиях или связанных с загрязнением;
     7) обучение   безопасным  методам  и  приемам  выполнения  работ,
инструктаж по охране труда,  стажировку на рабочих местах работников и
проверку их знаний требований охраны труда,  недопущение к работе лиц,
не прошедших в установленном порядке указанные  обучение,  инструктаж,
стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
     8) организацию контроля за состоянием условий  труда  на  рабочих
местах,  а  также  за  правильностью  применения  работниками  средств
индивидуальной и коллективной защиты;
     9) проведение   аттестации  рабочих  мест  по  условиям  труда  с
последующей сертификацией работ по охране  труда  в  организации;
     10) проведение   за   счет   собственных   средств   обязательных
предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение
трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников,
внеочередных медицинских  осмотров  (обследований)  работников  по  их
просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за
ними  места  работы  (должности)  и  среднего   заработка   на   время
прохождения указанных медицинских осмотров;
     11) недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей
без  прохождения  обязательных медицинских осмотров,  а также в случае
медицинских противопоказаний;
     12) информирование  работников  об  условиях  и  охране  труда на
рабочих  местах,  о  существующем   риске   повреждения   здоровья   и
полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
     13) предоставление органам  государственного  управления  охраной
труда,  органам  государственного  надзора  и  контроля за соблюдением
требований  охраны  труда,  представителям   профессионального   союза
информации  и  документов,  необходимых  для  осуществления  ими своих
полномочий;
     14) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению
жизни и здоровья работников при возникновении таких  ситуаций,  в  том
числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
     15) расследование  в  установленном   Правительством   Российской
Федерации    порядке    несчастных    случаев    на   производстве   и
профессиональных заболеваний;
     16) санитарно-бытовое   и  лечебно-профилактическое  обслуживание
работников в соответствии с требованиями охраны труда;
     17) проведение   мероприятий   по   охране   труда,  определяемых
коллективными договорами или соглашениями;
     18) беспрепятственный     допуск    должностных    лиц    органов
государственного управления охраной  труда,  органов  государственного
надзора  и  контроля  за соблюдением требований охраны труда,  органов
Фонда  социального   страхования   Российской   Федерации,   а   также
представителей  органов  общественного  контроля  в  целях  проведения
проверок  условий  и  охраны  труда  в  организации  и   расследования
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
     19) выполнение    предписаний     должностных     лиц     органов
государственного  надзора  и контроля за соблюдением требований охраны
труда и рассмотрение представлений органов  общественного  контроля  в
установленные законодательством сроки;
     20) обязательное социальное страхование работников от  несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
     21) ознакомление работников с требованиями охраны труда.

     Статья 13.  Ограничение  выполнения  тяжелых  работ  и  работ   с
вредными или опасными условиями труда

     1. На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями
труда запрещается применение труда женщин и  лиц  моложе  восемнадцати
лет,   а  также  лиц,  которым  указанные  работы  противопоказаны  по
состоянию здоровья.
     2. Перечни   тяжелых  работ  и  работ  с  вредными  или  опасными
условиями труда,  при выполнении которых запрещается применение  труда
женщин  и  лиц  моложе  восемнадцати лет,  утверждаются Правительством
Российской  Федерации  с   учетом   консультаций   с   общероссийскими
объединениями     работодателей,     общероссийскими     объединениями
профессиональных союзов.
     3. Работодатель      содействует      трудоустройству     женщин,
высвобождаемых с  тяжелых  работ  и  работ  с  вредными  или  опасными
условиями труда.

     Глава 3. Управление охраной труда в Алтайском крае

     Статья 14.  Государственное  управление охраной труда в Алтайском
крае

     Государственное управление  охраной  труда   в   Алтайском   крае
осуществляют  федеральные органы исполнительной власти,  в пределах их
полномочий, администрация края и по ее поручению комитет администрации
края  по труду в рамках полномочий,  установленных настоящим Законом и
постановлениями администрации края.

     Статья 15.  Краевая межведомственная комиссия по охране  труда  и
безопасности производства

     1. Для  реализации  своих  полномочий  администрация края создает
краевую межведомственную  комиссию  по  охране  труда  и  безопасности
производства  (далее  -  комиссия),  действующую  на основе Положения,
утверждаемого главой администрации края.
     Комиссия:
     1) рассматривает проекты  законов  и  иных  нормативных  правовых
актов   Алтайского  края  по  охране  труда,  проекты  территориальных
программ улучшения условий и  охраны  труда,  контролирует  выполнение
принятых документов;
     2) рассматривает отчеты  и  информации  органов  государственного
управления охраной труда, работодателей и принимает по ним решения;
     3) рассматривает ежегодные доклады о состоянии условий  и  охраны
труда  в  крае  и определяет приоритетные направления работы по охране
труда и улучшению его условий.
     2. Комиссию  возглавляет  заместитель  главы  администрации края.
Организационно-методическое обеспечение комиссии осуществляет  комитет
администрации края по труду.

     Статья 16. Полномочия комитета администрации края по труду

     Комитет администрации края по труду:
     1) обеспечивает реализацию  государственной  политики  в  области
охраны труда на территории края;
     2) разрабатывает проекты краевых программ по улучшению условий  и
охраны  труда,  законов  Алтайского  края  и иных нормативных правовых
актов по охране труда, организует исполнение принятых документов;
     3) организует  систему обучения и проверки знаний по охране труда
руководителей и специалистов организаций любых организационно-правовых
форм  и выдает учебным центрам разрешения на право обучения и проверки
знаний по охране труда руководителей и специалистов;
     4) руководит  деятельностью  государственной  экспертизы  условий
труда,  организует  аттестацию  рабочих  мест   по   условиям   труда,
сертификацию работ по охране труда в организациях;
     5) организует  участие  в  установленном  порядке  представителей
органов  исполнительной власти края в расследовании несчастных случаев
на производстве;
     6) разрабатывает   и   утверждает   межотраслевые   нормативно  -
методические документы (рекомендации, инструкции) по охране труда;
     7) взаимодействует   с   федеральными  органами  государственного
надзора и контроля,  объединениями работодателей  и  профессиональными
союзами  по  вопросам охраны труда,  проведения единой государственной
политики в этой сфере;
     8) организует   учет   потребности  и  контроль  за  обеспечением
организаций края средствами индивидуальной и  коллективной  защиты,  а
также средствами контроля производственной среды;
     9) осуществляет руководство краевым центром охраны труда;
     10) осуществляет   иные   полномочия   в  области  охраны  труда,
предусмотренные законодательством Российской  Федерации  и  Алтайского
края.

     Статья 17. Государственная экспертиза условий труда

     1. Государственная  экспертиза  условий  труда  в  Алтайском крае
осуществляется специализированной службой,  входящей в состав комитета
администрации края по труду и работающей под его руководством.
     2. Положение  о  государственной  экспертизе  условий   труда   в
Алтайском  крае  утверждается  администрацией  края  в  соответствии с
законодательством Российской  Федерации  и  Алтайского  края.  Штатная
численность  службы  устанавливается  в  соответствии с рекомендациями
федерального органа исполнительной власти,  ведающего вопросами охраны
труда.
     3. Задачами государственной  экспертизы  условий  труда  являются
контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда  в
организациях,  правильностью  предоставления работникам компенсаций за
работу во вредных,  опасных и тяжелых условиях, подготовка предложений
об   отнесении   организаций   к   классу  профессионального  риска  в
соответствии с результатами  сертификации  работ  по  охране  труда  в
организациях.
     Заключение государственной  экспертизы  условий  труда   является
обязательным  основанием  для  рассмотрения судом вопроса о ликвидации
организации или ее подразделения при  выявлении  нарушений  требований
охраны труда.
     4. Государственная экспертиза  условий  труда  осуществляется  на
рабочих  местах,  при  проектировании  строительства  и  реконструкции
производственных  объектов,   при   лицензировании   отдельных   видов
деятельности, а также по запросам федеральных органов государственного
надзора и контроля и  судебных  органов,  органов  управления  охраной
труда,    работодателей,    объединений   работодателей,   работников,
профессиональных союзов и иных представительных органов работников.
     5. Работники,  осуществляющие  государственную экспертизу условий
труда,  имеют право при наличии удостоверения  установленного  образца
беспрепятственно  посещать  организации  всех  организационно-правовых
форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую документацию.

     Статья 18. Служба охраны труда в организации

     1. В  целях  обеспечения  соблюдения  требований  охраны   труда,
осуществления   контроля   за  их  выполнением  в  каждой  организации
Алтайского  края,  осуществляющей  производственную  деятельность,   с
численностью  более  100  работников создается служба охраны труда или
вводится   должность   специалиста   по   охране    труда,    имеющего
соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
     2. В организациях с численностью 100 и менее работников,  решение
о  создании  службы охраны труда или введении должности специалиста по
охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности
данной организации.
     При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста  по
охране  труда)  работодатель  заключает договор со специалистами или с
организациями, оказывающими услуги по охране труда.
     3. Структура  службы  охраны  труда  в  организации и численность
работников службы охраны труда  определяется  работодателем  с  учетом
рекомендаций  федерального  органа  исполнительной  власти,  ведающего
вопросами охраны труда.

     Статья 19. Комитеты (комиссии) по охране труда

     1. В   организациях   с   численностью   более   10    работников
работодателями  создаются  комитеты  (комиссии) по охране труда.  В их
состав  на  паритетной  основе  входят  представители   работодателей,
профессиональных    союзов   или   иных   уполномоченных   работниками
представительных органов.
     2. Комитет  (комиссия)  по  охране  труда  организует  разработку
раздела  коллективного  договора  (соглашения)  об  охране   труда   и
приложений  к  нему,  осуществляет  совместные действия работодателя и
работников по  обеспечению  требований  охраны  труда,  предупреждению
производственного    травматизма   и   профессиональных   заболеваний,
проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах,  а также
информирование  работников  о  состоянии  условий  и  охраны  труда на
рабочих местах,  выполняет иные функции,  предусмотренные положением о
комитете  (комиссии),  утверждаемым  работодателем  по  согласованию с
профсоюзной   организацией   или   иным   уполномоченным   работниками
представительным органом.

     Статья 20.   Обеспечение   работников  средствами  индивидуальной
защиты

     Работодатель обеспечивает      работников      сертифицированными
средствами   индивидуальной   защиты,  смывающими  и  обезвреживающими
средствами  в  соответствии  с  нормами,  утверждаемыми   в   порядке,
установленном   Правительством   Российской  Федерации.  Обязательства
работодателя  по  обеспечению  работников  средствами   индивидуальной
защиты включаются в коллективные договоры.
     Приобретение, хранение,  стирка,  чистка,  ремонт,  дезинфекция и
обезвреживание  средств  индивидуальной  защиты осуществляются за счет
средств работодателя.

     Статья 21.  Обучение и профессиональная подготовка работников  по
охране труда

     1. Все  работники  организации,  в  том  числе  ее  руководитель,
обязаны  проходить  обучение  по  охране  труда  и   проверку   знаний
требований   охраны   труда  в  порядке,  определенным  Правительством
Российской Федерации.
     2. Для   всех  поступающих  на  работу  лиц,  а  также  для  лиц,
переводимых на другую  работу,  работодатель  (или  уполномоченное  им
лицо)  обязан  проводить  инструктаж  по охране труда,  организовывать
обучение безопасным методам и  приемам  выполнения  работ  и  оказания
первой помощи пострадавшим.
     3. Для  лиц,  поступающих  на  работу  с  вредными  или  опасными
условиями  труда,  на  которой  в  соответствии с законодательством об
охране   труда   требуется   профессиональный   отбор,    работодатель
обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со
стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой
деятельности  -  проведение  периодического обучения по охране труда и
проверки знаний требований охраны труда.
     4. Органы     государственной     власти     края    обеспечивают
профессиональную   подготовку   специалистов   по   охране   труда   в
образовательных   учреждениях  среднего  профессионального  и  высшего
профессионального образования.

     Статья 22. Аттестация рабочих мест по условиям труда

     1. Работодатель  организует  не  реже  одного  раза  в  пять  лет
аттестацию  рабочих  мест по условиям труда по методике,  определяемой
федеральным органом исполнительной власти,  ведающим вопросами  охраны
труда.
     2. Материалы  аттестации   рабочих   мест   по   условиям   труда
используются для:
     1) обоснования предоставления компенсаций работникам,  занятым на
тяжелых  работах  и  работах  с  вредными и опасными условиями труда в
предусмотренном законодательством порядке;
     2) планирования  и  проведения  мероприятий  по доведению условий
труда на рабочих местах до нормативных требований;
     3) решения   вопросов   о   связи   заболевания   с   профессией,
установления  диагноза   профессионального   заболевания,   разрешения
разногласий в судебном порядке;
     4) сертификации  работ  по  охране  труда  в  организации  на  их
соответствие государственным нормативным требованиям;
     5) рассмотрения вопроса о прекращении (приостановке) эксплуатации
цеха,  участка,  производственного оборудования, изменения технологии,
представляющих угрозу для здоровья и (или) жизни работников.

     Статья 23.  Соответствие  производственных  объектов  и   средств
производства требованиям охраны труда

     1. Проекты   строительства   и   реконструкции   производственных
объектов,  а  также  машин,  механизмов  и  другого  производственного
оборудования,   технологических   процессов   должны   соответствовать
требованиям охраны труда.
     2. Запрещаются    строительство,    реконструкция,    техническое
переоснащение  производственных  объектов,  производство  и  внедрение
новой    техники,    внедрение   новых   технологий   без   заключений
государственной экспертизы условий труда о  соответствии  указанных  в
пункте  1 настоящей статьи проектов требованиям охраны труда,  а также
без разрешений  соответствующих  органов  государственного  надзора  и
контроля за соблюдением требований охраны труда.
     3. Новые или реконструируемые производственные объекты  не  могут
быть  приняты  в  эксплуатацию  без заключений соответствующих органов
государственного надзора и контроля за соблюдением  требований  охраны
труда.
     4. Запрещаются применение  в  производстве  вредных  или  опасных
веществ,  материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых
не  разработаны  методики  и  средства  метрологического  контроля,  и
токсикологическая    (санитарно-гигиеническая,    медикобиологическая)
оценка которых не проводилась.
     5. В  случае  использования  новых,  не применяемых в организации
ранее,  вредных   или   опасных   веществ   работодатель   обязан   до
использования   указанных   веществ   разработать   и   согласовать  с
соответствующими  органами  государственного  надзора  и  контроля  за
соблюдением  требований  охраны  труда  меры  по  сохранению  жизни  и
здоровья работников.
     6. Машины,  механизмы  и  другое  производственное  оборудование,
транспортные   средства,   технологические   процессы,   материалы   и
химические  вещества,  средства  индивидуальной  и коллективной защиты
работников,   в   том   числе   иностранного   производства,    должны
соответствовать  требованиям охраны труда,  установленным в Российской
Федерации, и иметь сертификаты соответствия.

     Статья 24.  Финансирование мероприятий  по  улучшению  условий  и
охраны труда

     1.Финансирование мероприятий  по улучшению условий и охраны труда
в Алтайском крае осуществляется в  рамках  краевых  и  территориальных
программ  за  счет  средств краевого и местных бюджетов и внебюджетных
источников в  порядке,  предусмотренном  законодательством  Российской
Федерации  и  Алтайского  края  и  правовыми  актами  представительных
органов местного самоуправления.
     2.Финансирование мероприятий  по улучшению условий и охраны труда
в   организациях   независимо    от    организационно-правовых    форм
осуществляется  в  размере  не  менее  0,1  процента  суммы  затрат на
производство продукции (работ,  услуг), а в организациях, занимающихся
эксплуатационной  деятельностью,  -  в  размере  не менее 0,7 процента
суммы эксплуатационных расходов.
     3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
осуществляется также за  счет  средств  от  штрафов,  взыскиваемых  за
нарушения   законодательства  о  труде  и  охране  труда,  в  порядке,
установленном федеральными законами  и  иными  нормативными  правовыми
актами  Российской  Федерации  и  добровольных  взносов  физических  и
юридических лиц.
     4. Работник  не  несет  расходов на финансирование мероприятий по
улучшению условий и охраны труда.

     Глава 4.  Государственный  надзор  и  контроль   за   соблюдением
законодательства об охране труда

     Статья 25. Органы государственного надзора и контроля

     Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства
об охране труда и  других  требований  по  охране  труда  осуществляет
Государственная   инспекция   труда  в  Алтайском  крае  по  вопросам,
отнесенным  к   ее   компетенции,   в   соответствии   с   федеральным
законодательством и положением об этом органе.
     Государственный надзор  и  контроль  за  соблюдением  нормативных
требований   охраны  труда  в  организациях  края  осуществляют  также
подразделения   специально    уполномоченных    федеральных    органов
исполнительной   власти,   которым  предоставлено  право  осуществлять
функции надзора и контроля в пределах их  полномочий  по  направлениям
деятельности.
     Решения должностных  лиц  органов  государственного   надзора   и
контроля,  принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются
обязательными  для  исполнения  работодателями,  должностными   лицами
организаций любых организационно-правовых форм.

     Статья 26. Общественный контроль за охраной труда

     1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов
работников в области  охраны  труда  осуществляется  профессиональными
союзами   и   иными   уполномоченными   работниками  представительными
органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции,
а  также  избирать  уполномоченных  (доверенных  лиц)  по охране труда
профессиональных   союзов   и    иных    уполномоченных    работниками
представительных  органов.  Уполномоченные (доверенные) лица по охране
труда  профессиональных  союзов  и  иных  уполномоченных   работниками
представительных органов осуществляют свою деятельность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
     2. Уполномоченные    (доверенные)    лица    по    охране   труда
профессиональных   союзов   и    иных    уполномоченных    работниками
представительных органов должны пройти обучение по охране труда.

     Глава 5. Ответственность за нарушение требований охраны труда

     Статья 27. Ответственность за нарушение требований охраны труда

     Лица, виновные в нарушении требований охраны труда,  невыполнении
обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами
и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие
деятельности  представителей  органов   государственного   управления,
надзора  и  контроля  за соблюдением требований охраны труда,  а также
органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации."

     Статья 2.  Настоящий  Закон  вступает в силу через 14 дней со дня
его официального опубликования в газете "Алтайская правда".

     Глава администрации
     Алтайского края          А.Суриков

     г. Барнаул
     6 апреля 2001 года
     N 16-ЗС



Информация по документу
Читайте также