Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Хакасия от 30.08.2013 № 486 РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об утверждении региональной программы "Равные возможности" на 2013- 2015 годы
(В редакции Постановления Правительства Республики Хакасия
от 15.08.2014 № 421)
от 30 августа 2013 г. г. Абакан N 486 В соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.10.2012 N 674 "Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Республике Хакасия на 2012-2017 годы" и в целях улучшения положения детей-инвалидов, семей, воспитывающих детей-инвалидов, повышения уровня государственных социальных гарантий семей с детьми-инвалидами Правительство Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т : 1. Утвердить региональную программу "Равные возможности" на 2013-2015 годы (приложение 1). 2. Определить Министерство труда и социального развития Республики Хакасия органом управления региональной программой "Равные возможности" на 2013-2015 годы (далее - Программа) и возложить на него контроль за целевым использованием финансовых средств, предоставляемых в виде гранта Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Создать координационный совет по управлению региональной программой "Равные возможности" на 2013-2015 годы и контролю за ходом ее реализации. 4. Утвердить Состав координационного совета по управлению региональной программой "Равные возможности" на 2013-2015 годы и контролю за ходом ее реализации (приложение 2).
5. Министерству труда и социального развития Республики Хакасия
(Н. Н. Карамашева) разработать положение о координационном совете по управлению региональной программой "Равные возможности" на 2013-2015 годы и контролю за ходом ее реализации до 01 октября 2013
года. Временно исполняющий обязанности Главы Республики Хакасия - Председателя
Правительства Республики Хакасия В. Зимин Приложение 1 УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Хакасия
от 30.08. 2013 г. N 486
(В редакции Постановления Правительства Республики Хакасия
от 15.08.2014 № 421)
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"Равные возможности" на 2013-2015 годы
ПАСПОРТ
региональной программы "Равные возможности" на 2013-2015 годы
Основание для - постановление Правительства Республики разработки Хакасия от 09.10.2012 N 674
"Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Республике Хакасия на 2012-2017 годы"; решение правления Фонда
поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от 05.04.2013 N 2 о
финансовой поддержке программы
Республики Хакасия "Равные возможности" Орган управления Министерство труда и социального развития
Республики Хакасия
Основные Министерство труда и социального развития
разработчики и Республики Хакасия; Министерство
исполнители образования и науки Республики Хакасия;
городское управление образования
администрации г. Абакана
Срок реализации 2013-2015 годы
Цель - создание благоприятных условий,
направленных на повышение уровня жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов,
преодоление социальной изолированности,
организация работы по реабилитации детей-
инвалидов, создание условий для их полноценной жизни, социализации,
интеграции в общество
Задачи - усиление координации,
межведомственного взаимодействия,
повышение эффективности деятельности
государственных структур, учреждений,
общественных объединений по улучшению
положения семей, воспитывающих детей-
инвалидов, и их социализации; развитие системы учреждений и служб,
оказывающих услуги детям-инвалидам, семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями, внедрение
в их деятельность инновационных технологий;
создание реабилитационного пространства
для детей-инвалидов на базе
образовательных учреждений;
развитие системы творческой реабилитации,
спортивного движения детей-инвалидов,
формирование толерантного отношения в обществе к детям-инвалидам; создание условий для повышения уровня
жизни семей и самореализации родителей
детей-инвалидов в трудовой и общественной деятельности
Целевые группы, на - дети-инвалиды и дети до 7 лет с которые направлена ограниченными возможностями здоровья - деятельность по 2500 человек; родители (лица, их
программе заменяющие) детей-инвалидов - 4100 (количественные и человек; работники медицинских,
качественные социальных, образовательных учреждений и характеристики) других учреждений, предоставляющих
реабилитационные и абилитационные услуги детям-инвалидам, - 320 человек;
общественные организации, оказывающие
помощь
детям-инвалидам, - 10 организаций;
работодатели - 20 человек;
волонтеры - 80 человек;
здоровые дети и их родители - 300 человек
Ожидаемые конечные - за период реализации программы в 2015
результаты году в сравнении с 2012 годом: увеличение
реализации удельного веса детей до трех лет с программы, в том ограниченными возможностями здоровья,
числе в части получивших реабилитационные услуги в изменения положения специализированных учреждениях, в общей целевых групп численности детей до трех лет с ограниченными возможностями здоровья - с 15 до 60%; увеличение доли детей-инвалидов,
получивших реабилитационные услуги в специализированных социозащитных учреждениях, в общей численности детей- инвалидов - с 48 до 60%;
увеличение доли детей-инвалидов,
получивших услуги по социальной реабилитации в учреждениях различной
ведомственной принадлежности, в общей численности детей-инвалидов - с 60 до 90%;
увеличение доли детей-инвалидов,
систематически занимающихся
физкультурой, спортом, творчеством, в общей численности детей-инвалидов - с 30 до 60%;
увеличение удельного веса детей-инвалидов,
получивших услуги по оздоровлению и отдыху, в общей численности детей-
инвалидов - с 40,5 до 60%;
увеличение доли семей с детьми-
инвалидами, получивших социальные услуги (группы кратковременного и дневного пребывания, домашний помощник
и др..) на период занятости родителей, в общей численности семей с детьми-
инвалидами -с 3 до 10%; увеличение количества трудоустроенных родителей (одного из родителей),
воспитывающих детей-инвалидов, - на 100
человек (с 2100 человек до 2200 человек);
увеличение привлеченных некоммерческих организаций к решению проблем детей- инвалидов -с 5 до 10; увеличение количества волонтеров,
оказывающих услуги детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, - с 20 до 80
человек;
увеличение количества специалистов,
работающих с детьми-инвалидами, прошедших специальную подготовку, - с 60 до 140 человек;
увеличение доли детей-инвалидов
дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей-инвалидов
дошкольного возраста - с 32,3 до 40%;
увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов,
которым созданы условия для получения
качественного общего образования (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
школьного возраста - с 65 до 96%;
увеличение количества
общеобразовательных учреждений,
реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не
имеющих нарушений развития, - с 13 до 37
учреждений
(Позиция в редакции Постановления Правительства Республики Хакасия от 15.08.2014 № 421)
1. Обоснование проблемы организации системной помощи, абилитации и
реабилитации детей-инвалидов и детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, профилактики инвалидности, интеграции детей- инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, в общество
Приоритетными задачами социально-экономического развития Республики Хакасия являются повышение уровня и качества жизни населения, в том числе и семей с детьми-инвалидами, а также повышение эффективности функционирования учреждений социального обслуживания. В Республике Хакасия на 01.01.2013 проживало 111,6 тыс. детей в возрасте до 18 лет, из них 2025 детей-инвалидов или 1,8% от общего количества детского населения. За последние пять лет численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии, сократилась с 2358 человек в 2007 году до 2025 человек в 2012 году. Показатель общей инвалидности снизился соответственно с 206,7 до 180,8 на 10000 детского населения. Среди причин уменьшения детской инвалидности следует отметить не только изменение критериев инвалидности и уменьшение количества
детского населения, но и проведение мероприятий по профилактике детской инвалидности, внедрение ранней диагностики и современных технологий реабилитации детей-инвалидов, активизация работы по медико- социальной реабилитации детей-инвалидов. Для ребенка-инвалида основным фактором, определяющим его дальнейшую жизнь, является возможность реализации его социального потенциала. Реабилитация в значительной мере является необходимым условием для образования и дальнейшей социализации, поскольку она обеспечивает возможность развития ребенка в семье и за ее пределами, а также определяет границы его будущей самостоятельности. В Республике Хакасия создана сеть учреждений социального обслуживания населения, осуществляющая комплексную реабилитацию детей-инвалидов и адаптацию семей с детьми-инвалидами: ГБУ РХ "Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" на 120 мест; ГБУ РХ "Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей "Теремок" на 185 мест; ГАУ РХ "Черногорский реабилитационно-оздоровительный центр для ветеранов, инвалидов и семей с детьми имени А. И. Лебедя" на 100 мест; 13 отделов социальной помощи семье и детям в территориальных управлениях социальной поддержки населения.
За 2012 год в территориальных органах социальной поддержки населения оказаны услуги 2374 семьям с детьми-инвалидами. В республиканских учреждениях социального обслуживания семьи и детей в 2012 году получили услуги 837 семей с детьми-инвалидами и ИЗО детей- инвалидов.
Ведущую роль в проведении работы по оказанию реабилитационных услуг семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляет ГБУ РХ "Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями". центр функционирует круглогодично, реабилитация проводится курсами
по 15-30 дней от двух до четырех раз в год в течение нескольких лет подряд для детей в возрасте от нескольких месяцев до 18 лет. В 2012 году в учреждении получили услуги 2398 клиентов, из них 748 детей-инвалидов, 837 детей с ограниченными возможностями. Оснащение центра современным оборудованием позволяет использовать новейшие методы реабилитации: кинезотерапию, Войта-терапию, имаготерапию, арттерапию, кондуктивную педагогику, Монтессори- педагогику, методику БОС, костюмы "Адели" и "Гравистат" и др. В учреждении реализуется инновационная модель оказания социальных реабилитационных услуг детям с ограниченными возможностями по следующим направлениям: максимальное включение окружения ребенка (родителей, опекунов, родственников) для проведения реабилитационных мероприятий в условиях учреждения и в домашних условиях;
проведение полноценной реабилитации по месту жительства ребенка, в первую очередь детям с тяжелой патологией. В учреждении
создана выездная бригада квалифицированных специалистов - социальный педагог, психолог, массажист, физиотерапевт, врач-невропатолог, - которая проводит реабилитацию ребенка в домашних условиях, оказывая правовые, психолого-педагогические, медико-социальные услуги ребенку и членам семьи. В 2012 году получили реабилитационные услуги в домашних условиях 48 семей с детьми-инвалидами; организация работы группы с дневным пребыванием для детей-инвалидов с тяжелой патологией, не имеющих возможности посещать образовательные дошкольные учреждения. Здесь дети получают не только медико-социальную реабилитацию, но и развивают речь, память, мышление, учатся общаться со сверстниками, получают квалифицированную психологическую помощь, а также социальную адаптацию к обучению в школе. Стационарное обслуживание детей-инвалидов осуществляется в ГБУ РХ "Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей "Теремок", которое введено в эксплуатацию в 2008 году. В доме-интернате созданы условия для развития личности ребенка-
инвалида в процессе трудовой и культурной деятельности, формирования творческих и профессионально-трудовых навыков, подготовки к самостоятельной жизни. Среди инновационных технологий, применяемых специалистами в течение последних лет в данном учреждении, можно выделить следующие, зарекомендовавшие себя как наиболее эффективные:
ранняя педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии "Маленькие ступеньки", утвержденная Минобразования России и Ассоциацией Даун Синдром; подготовка воспитанников дома-интерната к самостоятельной жизни
в современном социуме; компьютерное обучение "особых детей";
допрофессиональная подготовка детей с умственной отсталостью; сенсорное развитие детей с помощью психологического инструментария и комнат психологической разгрузки; дневное пребывание детей-инвалидов в возрасте от 4 до 18 лет, проживающих в семьях, не имеющих возможности посещать
образовательные учреждения в силу тяжелого состояния здоровья. Важнейшим вопросом интеграции детей-инвалидов в общество является получение ими образования. В Республике Хакасия функционирует 179 образовательных учреждений для детей дошкольного возраста, в том числе три детских
сада компенсирующего вида, 23 детских сада комбинированного вида для детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Кроме того, в общеразвивающих группах дошкольных учреждений также воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и инвалиды.
Численность воспитанников, посещающих дошкольные образовательные учреждения в условиях группы полного дня, в возрасте от года до 7 лет составляет 24326 детей. Охват указанной категории детей дошкольным образованием по Республике Хакасия - 60,2%. Численность детей-инвалидов дошкольного возраста в республике составляет 659 человек, посещают дошкольные образовательные учреждения 224 ребенка-инвалида или 32,3% от количества детей данной категории. В муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Абакана воспитываются 1 535 детей с ограниченными возможностями здоровья (18% от общего количества детей, посещающих дошкольные
образовательные учреждения), детей-инвалидов - 67 (0,8%). С 2012 года новой формой работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих возможности по состоянию здоровья посещать образовательные учреждения, стало открытие групп кратковременного пребывания. Для организации работы
таких групп введены дополнительные ставки воспитателей, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов. Медицинское обслуживание таких групп предусмотрено наравне с остальными группами детсада. С детьми по расписанию проводятся развивающие и коррекционные занятия на дому. Родительская плата не
взимается. Благодаря индивидуальному подходу специалистов такие дети успешно вливаются в группу детей, не имеющих отклонений в развитии, успешно социализируются. В республике обеспечено право детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на образование сетью учреждений, обучением на дому, развитием дистанционного и
инклюзивного обучения. Для детей, имеющих нарушения функций зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата, отклонения в интеллекте, функционируют 11 республиканских государственных и муниципальных специальных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями
здоровья. В учреждениях специального (коррекционного) образования в 2011-2012 учебном году обучалось 516 детей-инвалидов, в специальных
(коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах - 1381 ребенок с ограниченными возможностями. Кроме того, 147 детей обучались в школе для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата, 119 человек - в школе-интернате для слепых и слабовидящих, 132 несовершеннолетних - в школе-интернате для глухих и слабослышащих детей, в средних и основных общеобразовательных школах обучалось 492 ребенка-инвалида.
В республике продолжается реализация мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" в рамках приоритетного
национального проекта "Образование". В Центре дистанционного образования в 2011 году обучалось 92 ребенка-инвалида, в 2012 году
количество обучающихся увеличилось до 120 человек (84% от числа
нуждающихся). Учебный процесс, организованный на базе центра с использованием сети Интернет, позволил обеспечить доступ данной категории обучающихся к образовательным ресурсам, предоставил им возможность общения с высококвалифицированными педагогами, сверстниками. В республике разработаны и реализуются республиканские программы, направленные на повышение уровня государственных социальных гарантий в обеспечении семей с детьми-инвалидами необходимой социальной помощью и поддержкой, преодоление изолированности семьи, интеграцию детей-инвалидов в общество здоровых сверстников, внедрение инновационных реабилитационных технологий в деятельность специализированных учреждений для детей-инвалидов. Это региональная программа "Содействие", получившая грантовую поддержку Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее-Фонд), на 2009-2011 годы, подпрограмма "Дети-инвалиды" долгосрочной республиканской целевой программы "Дети Хакасии (2011-2013 годы)", долгосрочная республиканская целевая программа "Доступная среда для инвалидов в Республике Хакасия (2011-2013 годы)". На реализацию мероприятий программ в 2011, 2012 годах было выделено 44300 тыс. рублей, в том
числе 41500 тыс. рублей из республиканского бюджета Республики Хакасия, 2800 тыс. рублей - средства Фонда. В результате реализации программ, в первую очередь программы "Содействие": создан автоматизированный банк данных семей с детьми-инвалидами, позволяющий вести учет их нуждаемости в предоставлении реабилитационных услуг и мер социальной поддержки в учреждениях различной ведомственной принадлежности, а также анализировать эффективность принятых мер; начато создание службы социальных работников по сопровождению семей с детьми-инвалидами. В управления социальной поддержки населения приняты 13 специалистов по социальной работе, которые осуществляют социальный патронаж семей с детьми-инвалидами, учет их потребностей в предоставлении помощи и поддержки в учреждениях различных ведомств по месту жительства с целью создания республиканского межведомственного банка данных по учету семей с детьми-инвалидами и их потребностей в получении государственных услуг в сфере здравоохранения, образования, занятости и социальной
защиты. Это позволит своевременно на всех уровнях более качественно выполнять действующее законодательство по проблемам детей-инвалидов, а также повысить эффективность выполнения индивидуальной программы реабилитации и ее результативность;
внедрены новые формы социального обслуживания семей с детьми- инвалидами: дневное пребывание детей-инвалидов в учреждениях социального обслуживания семьи и детей с целью проведения реабилитационных мероприятий детям с тяжелой патологией, не имеющим возможностей для посещения дошкольных образовательных учреждений и
школ. Создано 50 мест для дневного пребывания детей в ГБУ РХ "Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей "Теремок" и 12 мест в ГБУ РХ "Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" в г. Саяногорске, что дает возможность
детям-инвалидам получить качественную реабилитацию - социальную, психолого- медико-педагогическую, социокультурную, а также социально-бытовую адаптацию, а родителям - реализовать себя в трудовой и общественной деятельности, получить консультативную и информационную поддержку; в деятельность учреждений социальной поддержки населения, образования внедряются методики социальной адаптации детей-инвалидов в условиях семьи. Это оказание консультационных услуг, психолого-педагогической и медико-социальной помощи и проведение обучения методам реабилитации лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, в домашних условиях. В 2010-2012 годах консультационную помощь получили более 2200 человек, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями, обучены методам реабилитации детей в домашних условиях более 1400 человек; на укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями было профинансировано около 2000 тыс. рублей. Было приобретено реабилитационное, медицинское, спортивное, бытовое оборудование для социозащитных учреждений и образовательных коррекционных учреждений; в целях социальной интеграции, социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями, оптимизации социальной среды,
обеспечивающей поддержку семей с детьми-инвалидами, в республике
традиционно ежегодно проводятся социокультурные и спортивные мероприятия - фестивали художественного творчества, спартакиады. Также дети принимают участие в мероприятиях за пределами региона. С каждым годом увеличивается количество детей, принимающих участие в данных мероприятиях. Так, в 2011,2012 годах в них приняли участие более 600 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Расходы на эти цели составили более 1000 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия (далее -
республиканский бюджет); за счет средств республиканского бюджета в 2011, 2012 годах оказана материальная помощь более 200 семьям с детьми-инвалидами, находящимся в трудной жизненной ситуации, на сумму 1900 тыс. рублей; начата работа по обеспечению доступности учреждений социальной сферы, приспособлении жилых помещений для инвалидов-колясочников, в
том числе детей-инвалидов, на эти цели в 2011, 2012 годах направлено 2600 тыс. рублей. В целях более широкого привлечения общества к решению вопросов оказания социальной помощи и поддержки детям-инвалидам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в рамках долгосрочной республиканской целевой программы "Повышение роли негосударственных
некоммерческих организаций Республики Хакасия в становлении институтов гражданского общества, защите прав граждан, решении социально-культурных и иных общественно значимых задач развития Республики Хакасия (2011-2013 годы)" Минтрудом Республики Хакасии в
2011, 2012 годах были предоставлены гранты пяти общественным организациям, оказывающим услуги детям-инвалидам в рамках представленных на конкурс проектов, на сумму 390,0 тыс. рублей. Мероприятия проектов реализовывались по следующим направлениям - социокультурная реабилитация детей-инвалидов, психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми-инвалидами, предоставление услуг по иппотерапии.
Реализация мероприятий республиканских целевых программ, внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами позволили достичь следующих результатов: удельный вес детей-инвалидов, получивших услуги в учреждениях социального обслуживания, от общего числа детей-инвалидов, проживающих в республике, увеличился с 39,2% в 2007 году до 48,5%. в 2012 году; удельный вес детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями раннего возраста, получивших реабилитационные услуги в учреждениях социального обслуживания, от общего числа детей, получивших услуги, увеличился с 9,5% в 2007 году до 16,5% в 2012 году; количество мест в социозащитных учреждениях для реабилитации детей- инвалидов в условиях дневного пребывания увеличилось с 24 мест в 2009 году до 60 мест в 2012 году;
количество лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, получивших консультационные услуги в 2010-2012 годах в учреждениях
социальной защиты населения, образования, составило 2350 человек, обучено методам реабилитации детей в домашних условиях 1538 человек; количество детей-инвалидов дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения, в общем количестве детей-инвалидов дошкольного возраста увеличилось с 23,9% в 2007 году до 32,3% в 2012 году; количество детей-инвалидов школьного возраста, находящихся на домашнем обучении, в общем количестве обучающихся детей-инвалидов, уменьшилось с 29,4% в 2007 году до 19,5% в 2012 году за счет создания условий для инклюзивного образования, в том числе дистанционного обучения; в рамках реализации мероприятий республиканских программ в 2010-2012 годах повысили квалификацию более 100 специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей, в том числе за пределами региона: в городах Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Уфе,
Иркутске. В результате в деятельность учреждений внедрены инновационные реабилитационные методики-биологическая обратная связь, Монтессори- терапия, кинезотерапия, арттерапия, лечебная гимнастика, иглорефлексотерапия и др. За 2010-2012 годы были охвачены новыми методами реабилитации более 2500 детей-инвалидов и
детей с ограниченными возможностями; за период 2010-2012 годы проведено 35 мероприятий для детей-инвалидов, членов их семей, специалистов, оказывающих услуги
семьям с детьми- инвалидами. Это, ставшие традиционными, ежегодные фестивали художественного творчества, спартакиады, а также семинары, мастер- классы, "круглые столы", конференции и. др. За эти годы приняли участие в мероприятиях около 1800 детей-инвалидов
и детей с ограниченными возможностями, более 300 специалистов учреждений различной ведомственной принадлежности. Актуальность разработки региональной программы "Равные возможности" на 2013-2015 годы (далее - Программа) обоснована результатами анализа социально-экономического положения детей-инвалидов и семей с детьми- инвалидами в Республике Хакасия,
а также необходимостью продолжения работы, начатой в рамках региональной программы "Содействие" и целевых республиканских программ, по концентрации ресурсов в решении вопросов социализации
семей с детьми-инвалидами, усиления мер социальной поддержки данной категории населения, в том числе в рамках реализации постановления
Правительства Республики Хакасия от 09.10.2012 N 674 "Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Республике Хакасия на 2012-2017 годы". Социальный паспорт семей с детьми-инвалидами свидетельствует о том, что семья, в которой воспитывается ребенок-инвалид, часто испытывает материальные трудности. В органах социальной поддержки населения на 01.01.2013 состояло на учете 1839 семей с детьми-инвалидами, их них 282 семьи (15,3%) являются многодетными,
518 (28,2%) - неполными, 753 (40,9%) - малообеспеченными. Оба родителя работают и семья имеет постоянный источник дохода в 35,5% семей, в 42% семей работает один родитель, в 22,5% семей родители не работают или не имеют постоянного источника доходов. Несмотря на достигнутые в предыдущие годы результаты реализации
мероприятий по улучшению положения детей-инвалидов в республике, требует дальнейшего решения ряд вопросов в сфере обеспечения жизнедеятельности семей с детьми-инвалидами: оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями в возрасте до трех лет;
интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное пространство через создание специальных образовательных условий для детей-инвалидов, в первую очередь с нарушением опорно-двигательного аппарата, различными степенями умственной отсталости, в дошкольных образовательных учреждениях и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
увеличение доступности реабилитационных центров для детей-инвалидов, расширение спектра их услуг, увеличение масштабов
деятельности отделений дневного и кратковременного пребывания в учреждениях различной ведомственной принадлежности;
создание условий и возможностей для родителей, воспитывающих детей- инвалидов, полноценно сочетать работу и выполнение обязанностей по уходу, воспитанию, реабилитации и обучению детей-инвалидов; развитие сети реабилитационных учреждений и отделений, оказывающих услуги семьям с детьми-инвалидами, в структуре здравоохранения, образования, социальной защиты; усиление взаимодействия органов и учреждений различной ведомственной принадлежности по социальному обслуживанию семей с детьми-инвалидами, оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, внедрению методик социальной адаптации детей-инвалидов в условиях семьи, обучению методам реабилитации лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, особенно на ранних этапах развития;
развитие сети служб сопровождения семей, воспитывающих детей- инвалидов; развитие системы творческой реабилитации, спортивного движения детей- инвалидов; проведение более обширной информационно-просветительской работы, направленной на воспитание в обществе толерантного отношения к людям с особенностями в развитии. Решение вышеназванных проблем детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, возможно путем консолидации усилий всех заинтересованных ведомств, организаций, учреждений, институтов гражданского общества. Использование программно-целевого подхода даст возможность комплексно и последовательно принимать меры по улучшению положения детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами. Программа "Равные возможности" призвана обеспечить качественный межведомственный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности детей-инвалидов, интеграции детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, в общество. Исполнителями программы станут Министерство труда и социального
развития Республики Хакасия, Министерство образования и науки Республики Хакасия, городское управление образования администрации
г. Абакана, а также учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, занятости, некоммерческие организации и др. 2. Цель, задачи, сроки реализации Программы
Цель - создание благоприятных условий, направленных на повышение уровня жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов, преодоление социальной изолированности, организацию работы по реабилитации детей- инвалидов, создание условий для их полноценной жизни, социализации, интеграции в общество. Программа предусматривает решение следующих задач:
усиление координации, межведомственного взаимодействия, повышение эффективности деятельности государственных структур, учреждений, общественных объединений по улучшению положения семей,
воспитывающих детей- инвалидов, и их социализации; развитие системы учреждений и служб, оказывающих услуги детям- инвалидам, семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями, внедрение в их деятельность инновационных технологий; создание реабилитационного пространства для детей-инвалидов на базе образовательных учреждений; развитие системы творческой реабилитации, спортивного движения детей- инвалидов, формирование толерантного отношения в обществе к детям- инвалидам; создание условий для повышения уровня жизни семей и самореализации родителей детей-инвалидов в трудовой и общественной деятельности. Срок реализации Программы: 2013-2015 годы.
3. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты
В Программу включены мероприятия, предусмотренные к реализации
в рамках республиканских долгосрочных целевых программ:
"Дети Хакасии (2011-2013 годы)", подпрограмма "Дети-инвалиды"
(утверждена постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 605); "Повышение роли негосударственных некоммерческих организаций
Республики Хакасия в становлении институтов гражданского общества,
защите прав граждан, решении социально-культурных и иных
общественно значимых задач развития Республики Хакасия (2011-2013 годы)" (утверждена постановлением Правительства Республики Хакасия
от 09.11.2010 N 570);
в рамках государственных программ Республики Хакасия:
"Развитие образования в Республике Хакасия (2011-2015 годы)",
подпрограмма "Реализация национальной образовательной инициативы
"Наша новая школа" (утверждена постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 596); "Доступная среда (2014-2016 годы)" (утверждена постановлением
Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 N 616), "Социальная поддержка граждан (2014-2020 годы)", подпрограммы
"Повышение эффективности государственной поддержки
негосударственных некоммерческих организаций" и "Организация отдыха
и оздоровления детей в Республике Хакасия" (утверждена постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013
N 620). Также включены мероприятия, реализуемые ежегодно за счет
средств республиканского и местных бюджетов, предусмотренных на
содержание государственных и муниципальных учреждений, участвующих
в реализации Программы (далее - текущее финансирование), и средств
Фонда, направленные на реализацию инновационных технологий в сфере
социальной поддержки семей с детьми-инвалидами, реабилитации и
интеграции детей-инвалидов в общество здоровых сверстников.
Программа предполагает выполнение следующих основных
мероприятий:
1. Усиление координации, межведомственного взаимодействия,
повышение эффективности деятельности государственных структур,
учреждений, общественных объединений по улучшению положения семей,
воспитывающих детей-инвалидов, и их социализации, в том числе:
1.1. Организация работы республиканского электронного
межведомственного банка данных по учету семей с детьми-инвалидами и
их потребностей в получении государственных услуг в сфере
здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты.
Формирование и ведение баз данных детей-инвалидов и лиц,
осуществляющих уход за ними, их потребностей в услугах в сфере
здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты
позволит повысить эффективность и обеспечит адресность и
своевременность мер социальной поддержки и реабилитации
детей-инвалидов и членов их семей по месту их жительства, усилит
межведомственное взаимодействие субъектов социального обслуживания
семей с детьми-инвалидами.
В рамках данного мероприятия за счет средств республиканского
бюджета будет продолжено оснащение компьютерным оборудованием
управлений социальной поддержки населения для ведения в электронном
виде межведомственных баз данных детей-инвалидов и лиц, осуществляющих уход за ними, в городах и районах республики. На
реализацию мероприятия необходимо 120,0 тыс. рублей (2013 год - 60,0 тыс. рублей в рамках подпрограммы "Дети-инвалиды" долгосрочной
республиканской целевой программы "Дети Хакасии (2011-2013 годы)",
2014 год - 60,0 тыс. рублей за счет текущего финансирования, что
позволит сформировать в электронном виде все сведения о
потребностях семей, воспитывающих детей-инвалидов, в предоставлении различных видов помощи и поддержки в учреждениях различной
ведомственной принадлежности.
1.2. Подготовка и повышение квалификации специалистов,
работающих с детьми-инвалидами и с семьями с детьми-инвалидами. Организация межведомственной курсовой подготовки, стажировки
специалистов для работы с детьми-инвалидами, с семьями с детьми-
инвалидами учреждений социальной защиты населения, образования,
здравоохранения позволит создать межведомственный алгоритм работы с
данной категорией семей, повысить качество предоставляемых услуг,
внедрить в деятельность учреждений инновационные технологии работы,
в том числе по технологии раннего вмешательства. Планируется
обучать сотрудников специализированных учреждений для детей с
нарушением развития как дистанционно на базе Аналитического
научно-методического центра "Развитие и коррекция", так и с
приглашением специалистов Московского психолого-педагогического
института совместно с Центром психолого-медико-социального
сопровождения "Лекотека" и других, а также организацией
учебно-ознакомительных поездок в ведущие учреждения Российской
Федерации специалистов учреждений различной ведомственной
принадлежности для ознакомления с инновационными технологиями
работы.
На эти цели на 2013-2015 годы предусмотрено 1523,0 тыс. рублей,
в том числе средства республиканского бюджета - 600,0 тыс. рублей
(2013 год - 300,0 тыс. рублей в рамках подпрограммы "Дети-инвалиды" долгосрочной республиканской целевой программы "Дети Хакасии
(2011-2013 годы)", 2014 год - 200,0 тыс. рублей, в том числе 100,0
тыс. рублей в рамках государственной программы Республики Хакасия
"Доступная среда (2014-2016 годы)", 100,0 тыс. рублей - текущее
финансирование, 2015 год - 100,0 тыс. рублей за счет текущего
финансирования и средства Фонда - 923,0 тыс. рублей. Планируется к
2015 году осуществить повышение квалификации 80% специалистов из
учреждений различной ведомственной принадлежности, осуществляющих
сопровождение семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными
возможностями.
1.3. Подготовка и повышение квалификации специалистов,
работающих с детьми, имеющими инвалидность и обучающимися в Центре дистанционного образования детей-инвалидов.
Организация курсовой подготовки, стажировки специалистов для
работы с детьми-инвалидами, обучающимися в Центре дистанционного
образования детей-инвалидов, позволит повысить качество обучения
детей, организовать сопровождение семей, воспитывающих
детей-инвалидов, предоставлять им качественные
психолого-педагогические услуги.
На эти цели на 2013-2015 годы необходимо 1150,0,0 тыс. рублей
за счет средств республиканского бюджета (2013 год - 350,0 тыс. рублей, 2014 год - 400,0 тыс. рублей, 2015 год - 400,0 тыс. рублей в рамках долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие
образования в Республике Хакасия (2011-2015 годы)".
1.4. Проведение конференций, семинаров, совещаний, круглых
столов, конкурсов профессионального мастерства, организации
социальной рекламы, направленных на внедрение эффективных
технологий интеграции семей с детьми-инвалидами, популяризацию идей
содействия их социальной интеграции.
Проведение данных мероприятий позволит обобщить и
распространить опыт работы по внедрению эффективных технологий в
деятельность учреждений различной ведомственной принадлежности. В
этих мероприятиях примут участие специалисты заинтересованных
министерств и ведомств, учреждений, общественных организаций,
родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями,
представители средств массовой информации.
Объем финансирования данного мероприятия за счет средств
республиканского бюджета в 2013-2015 годах составляет 290,0 тыс.
рублей (2013 год - 140,0 тыс. рублей в рамках подпрограммы "Дети-инвалиды" долгосрочной республиканской целевой программы
"Дети Хакасии (2011-2013 годы)", 2014 год - 100,0 тыс. рублей, 2015
год - 50,0 тыс. рублей - средства республиканского бюджета, текущее
финансирование.
1.5. Обеспечение деятельности стажировочных площадок, созданных
на базе коррекционных образовательных учреждений, позволит создать
условия для социализации детей с ограниченными возможностями
здоровья через реализацию программ дополнительного образования,
развить творческие способности детей-инвалидов, интегрировать их в
среду сверстников.
Будут приобретены оборудование и материалы для развития
творческих способностей детей: наборы красок, вязальные машины,
обжиговая печь, оборудование для сушки овощей и семян. На базе
образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования
будут созданы творческие мастерские, для интеграции детей-инвалидов
в среду сверстников. Обучение детей по программам дополнительного
образования, развитие творческих способностей, взаимодействие
педагогов и родителей детей-инвалидов позволит решить проблемы
социальной адаптации, реабилитации более 500 детей-инвалидов в
муниципальных и республиканских учреждениях пяти муниципальных
образований Республики Хакасия.
На эти цели из средств республиканского бюджета в рамках
подпрограммы "Реализация национальной образовательной инициативы
"Наша новая школа" долгосрочной республиканской целевой программы
"Развитие образования в Республике Хакасия (2011-2015 годы)" в
2013, 2014 годах предполагается выделить 3400 тыс. рублей, в том
числе 2013 год - 800,0 тыс. рублей, 2014 год - 1300,0 тыс. рублей. 1.6. Создание ресурсного методического центра по развитию
социальных технологий и методик работы с детьми-инвалидами и их
родителями на базе ГБУ РХ "Саяногорский реабилитационный центр для
детей с ограниченными возможностями". В данном учреждении накоплен
большой опыт по работе с детьми-инвалидами, членами их семей по
реабилитации и социальной интеграции. Ежегодно в учреждении
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|