Расширенный поиск

Постановление Верховного Совета Республики Хакасия от 25.02.2016 № 969-26

 

 

 

 

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

 

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

О докладе Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия о реализации конституционных прав и свобод граждан в Республике Хакасия в 2015 году

 

 

от 25.02.2016 № 969-26

 

Заслушав доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия А.И. Чистотина о реализации конституционных прав и свобод граждан в Республике Хакасия в 2015 году, представленный в соответствии со статьёй 15 Закона Республики Хакасия от 09 июля 2010 года № 63-ЗРХ «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Хакасия», на основании статьи 1118 Регламента Верховного Совета Республики Хакасия

Верховный Совет Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т :

 

1.  Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия А.И. Чистотина о реализации конституционных прав и свобод граждан в Республике Хакасия в 2015 году принять к сведению.

2.  Рекомендовать:

1)         Правительству Республике Хакасия:

обеспечить контроль за соблюдением предоставления социальных гарантий и мер социальной поддержки льготным категориям граждан, выплатой пособий и компенсаций;

обеспечить контроль по вопросам правомерности банкротства организаций, законности увольнения, выплаты заработной платы в организациях всех форм собственности, в том числе разрешение ситуации с «серыми» зарплатами в Республике Хакасия;

рассмотреть вопрос о создании центра адаптации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

2)        Верховному Совету Республики Хакасия:

рассмотреть вопрос об оказании содействия Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия в трудоустройстве осуждённых, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, а также о возможности участия малого и среднего бизнеса республики в создании рабочих мест на территориях исправительных учреждений;

подготовить и направить предложения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации об усилении административной ответственности за незаконную перепланировку жилых помещений в многоквартирных домах;

3)        Уполномоченному по правам человека в Республике Хакасия:

осуществлять мониторинг правоприменения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Хакасия в области защиты прав и свобод человека и гражданина;

обратиться в Государственную инспекцию труда в Республике Хакасия с предложением усилить контроль за соблюдением прав граждан на своевременное получение заработной платы, обеспечением их трудовых прав;

обратиться в Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия с предложением проанализировать состояние законности в деятельности подчинённых ему подразделений и принять необходимые меры по обеспечению прав граждан, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

обратиться в Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия с предложением разработать и осуществить меры, способствующие своевременному исполнению решений судов, и усилить контроль за правомерностью действий судебных приставов;

обратиться в Министерство внутренних дел по Республике Хакасия с предложением принять дополнительные меры по обеспечению безопасности граждан, охране общественного порядка, защите собственности от преступных посягательств, повышению раскрываемости совершённых преступлений.

4)Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия принять исчерпывающие (оперативные) меры по выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации в целях реализации конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти Республики Хакасия и органы местного самоуправления в Республике Хакасия, участвовать в референдумах;

5)Министерству внутренних дел по Республике Хакасия усилить контроль за правомерностью принятия решений о возбуждении или прекращении уголовных дел, обеспечить всестороннее, объективное и в полном объёме рассмотрение всех обстоятельств дела;

6)Министерству здравоохранения Республики Хакасия:

обеспечить контроль за обеспечением населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам;

обеспечить контроль за соблюдением порядка отбора аптечных организаций, имеющих право на отпуск лекарственных препаратов отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи;

обеспечить контроль за своевременным завершением в 2016 году реконструкции помещения лечебно-диагностического корпуса ГБУЗ РХ «Республиканский клинический онкологический диспансер» и оснащением его необходимым медицинским оборудованием;

7) Министерству труда и социального развития Республики Хакасия создать рабочую группу для решения вопроса оказания помощи инвалидам колясочникам, проживающим в многоквартирных жилых домах, в части обустройства беспрепятственного доступа в жилые помещения;

8) Министерству образования и науки Республики Хакасия создать рабочую группу для решения вопроса использования администрациями муниципальных образований Республики Хакасия свободного муниципального жилого фонда, ремонта жилых помещений из муниципального жилого фонда и дальнейшей передачи их детям-сиротам;

9)главам муниципальных образований Республики Хакасия обеспечить контроль за своевременной выплатой денежного содержания муниципальным служащим.

3.  Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на комитет Верховного Совета Республики Хакасия по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку.

4.  Опубликовать настоящее Постановление и доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия о реализации конституционных прав и свобод граждан в Республике Хакасия в 2015 году (в сокращении) в республиканской газете «Хакасия», а также разместить их на официальном сайте Верховного Совета Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение месяца со дня принятия настоящего Постановления.

5.  Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель Верховного Совета

Республики Хакасия          В.Н. ШТЫГАШЕВ

 

 

 

Доклад

Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия

о реализации конституционных прав и свобод граждан
в Республике Хакасия в 2015 году

(в сокращении)

 

В 2015 году важным событием для деятельности института Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия стало принятие 01 июля 2015 года Верховным Советом Республики Хакасия новой редакции Закона Республики Хакасия от 09.07.2010 № 63-ЗРХ «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Хакасия». Изменения вступили в силу 24 июля 2015 года. Внесённые дополнения и изменения позволили конкретизировать положения ряда статей данного Закона, в частности, о рассмотрении жалоб Уполномоченным по правам человека в Республике Хакасия (далее – Уполномоченный), порядке его назначения на должность и прекращения полномочий, о взаимодействии с федеральными структурами органов власти, действующими на территории республики. Конкретизированы гарантии деятельности Уполномоченного и его аппарата.

Прошедший год был очень сложным для Республики Хакасия не только в социально-экономическом отношении в условиях кризиса в экономике всей России. Тяжким испытанием для всех органов власти, всего многонационального населения республики стали массовые пожары, происшедшие 12 апреля 2015 года, после которых в кратчайшие сроки было необходимо заново построить почти полторы тысячи домов, объекты инфраструктуры, помочь людям восстановить домашнее хозяйство и подготовиться к зиме.

Представляем пятый ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия (далее – доклад), подготовленный в соответствии со статьёй 15 Закона Республики Хакасия от 09.07.2010 № 63-ЗРХ «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Хакасия».

В докладе представлены характеристика состояния реализации конституционных прав и свобод граждан в Республике Хакасия в 2015 году, анализ причин негативных событий, которые повлекли за собой нарушение прав, механизм действий Уполномоченного и его рекомендации по предупреждению и восстановлению нарушенных прав граждан.

В ходе подготовки доклада собраны, изучены и проанализированы материалы и сведения, содержащиеся в различных источниках, в том числе:

письменная и устная информация, полученная в ходе личного приёма граждан Уполномоченным и сотрудниками аппарата Уполномоченного, в том числе на выездных приёмах в муниципальных образованиях республики;

сведения о нарушении прав человека, изложенные в жалобах и обращениях, направленных Уполномоченному российскими и иностранными гражданами, лицами без гражданства, находящимися на территории Республики Хакасия, и полученные из других субъектов Российской Федерации;

информация, представленная Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, органами федеральных структур, в том числе надзорными и правоохранительными органами, органами государственной власти Республики Хакасия и органами местного самоуправления в Республике Хакасия;

устная и письменная информация, полученная Уполномоченным от должностных лиц в ходе посещения государственных и муниципальных учреждений, в том числе мест содержания под стражей;

научные, аналитические, статистические материалы и информация, поступившие в аппарат Уполномоченного при подготовке и проведении конференций, при участии в заседаниях круглых столов, совещаниях федерального и регионального уровней по правозащитной тематике;

публикации в средствах массовой информации и в других источниках.

В докладе отражена основная тематика заявлений, с которыми граждане обращались к Уполномоченному, приведена статистика, качественные характеристики и сравнительный анализ содержания обращений, представлены наиболее характерные примеры жалоб, причины и условия, способствовавшие нарушению прав человека, приводится информация о мерах, принятых Уполномоченным для восстановления справедливости, и результатах рассмотрения обращений.

Доклад Уполномоченного представляется в Верховный Совет Республики Хакасия, направляется Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, прокурору Республики Хакасия.

Текст доклада также направляется руководителям организаций, с которыми Уполномоченным заключены Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии, депутатам Верховного Совета Республики Хакасия, в министерства и государственные комитеты Республики Хакасия, в муниципальные образования Республики Хакасия, Уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации.

 

1. Статистика, содержание и анализ характера обращений

к Уполномоченному

 

В 2015 году в адрес Уполномоченного поступили 884 обращения в интересах более 1 350 человек. 154 обращения, или 17,4%, были получены на выездных приёмах.

Общее число обращений, поступивших к Уполномоченному, в течение 5 лет не претерпело кардинальных изменений и варьировалось в пределах 10%. Однако в 2015 году число жалоб стало сопоставимым с количеством обращений, поступивших в первый год работы Уполномоченного, когда им рассматривались все вопросы защиты прав ребёнка.

Уполномоченный считает, что данная ситуация была связана с ухудшением социально-экономической ситуации в условиях экономического кризиса в стране и чрезвычайных обстоятельств, происшедших в республике в апреле 2015 года.

 

Число обращений, поступивших к Уполномоченному
в 2011 – 2014 гг.

 

Обращения

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Всего обращений

873

771

818

746

884

Число обращений на 1 тысячу человек

1,6

1,4

1,5

1,3

1,45

 

По сравнению с 2014 годом количество жалоб возросло на 18,5%. Такая же тенденция роста числа жалоб на действия органов власти и местного самоуправления отмечается и в целом по Российской Федерации. Устные и письменные обращения поступили от жителей Хакасии и других регионов Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

Структура обращений выглядит следующим образом:

 

Категория прав

Количество обращений

Удельный вес

в общем

количестве

обращений, %

Личные права

127

14,4

Экономические права

78

8,8

Социальные права

432

48,8

Культурные права

8

0,9

Политические права

0

0

Гарантии конституционных прав человека и гражданина

239

27,0

 

Подробная статистика по каждому направлению приведена в приложении к докладу.

В 15 раз больше по сравнению с 2014 годом поступило письменных обращений по вопросам компенсации ущерба от стихийных бедствий, большинство из них от граждан, утративших жилые помещения в результате массовых пожаров (далее также – жилые дома, жилье), из Орджоникидзевского, Ширинского и Бейского районов; на качество строительства жилья – из села Шира и поселений Боградского района. Единичные жалобы по вопросам восстановления утраченного жилья поступили из поселений Алтайского и Усть-Абаканского районов.

Зарегистрировано 82 коллективные жалобы в интересах 560 человек. Содержание большинства таких жалоб носит экономический характер, и причиной их стало отсутствие достаточной и объективной информации у работников организаций о предстоящих изменениях в трудовых отношениях. Вместе с тем в процессе рассмотрения некоторых коллективных обращений по невыплате заработной платы строителям, возводящим жильё гражданам, утратившим жилые помещения в результате массовых пожаров, потребовалось обращение Уполномоченного в Правительство Республики Хакасия и правоохранительные органы.

Численность жалоб на 1 000 человек населения

(индекс социальной напряжённости) и динамика количества обращений

 

Муниципальное

образование

2015 год

2014 год

Динамика удельного веса

Индекс

социальной напряжённости

коли-чество

удельный вес,

%

коли-чество

удельный вес,

%

г. Абакан

448

50,6

316

45,0

+ 5,6

2,5

г. Абаза

18

2,0

13

1,8

+ 0,2

1,1

г. Саяногорск

84

9,5

107

15,2

- 5,7

1,35

г. Сорск

11

1,2

22

3,1

- 1,9

0,95

г. Черногорск

78

8,8

91

13,0

- 4,2

1,0

Алтайский район

27

3,0

18

2,6

+ 0,4

1,0

Аскизский район

29

3,3

14

2,0

+ 1,3

0,74

Бейский район

15

1,7

21

3,0

- 1,3

0,82

Боградский район

16

1,8

7

1,0

+ 0,8

1,1

Орджоникидзевский район

39

4,4

15

2,4

+ 2,0

3,3

Таштыпский район

12

1,3

10

1,4

- 0,1

0,77

Усть-Абаканский район

44

5,0

32

4,6

+ 0,4

1,1

Ширинский район

21

2,4

34

4,8

- 2,4

0,8

Всего по МО Республики Хакасия

842

-

700

-

-

1,45

Другие субъекты РФ

42

4,8

46

5,9

- 1,1

-

Всего рассмотрено жалоб

884

-

746

-

-

-

 

Наиболее высокий индекс социальной напряжённости (число жалоб на 1 тысячу человек населения) среди городов в г. Абакане. В этом же городе на 5,6% увеличилось количество обращений, в основном за счёт роста (в 2,3 раза) жалоб по вопросам социального обеспечения населения: выплаты пособий и компенсаций, жильё детям-сиротам, постановка граждан на учёт для получения муниципального жилья.

Среди районов наибольшая динамика удельного веса числа обращений граждан (+ 2%) отмечается в Орджоникидзевском районе. Здесь же самое высокое число жалоб (3,3) на тысячу человек населения: всего 39 обращений большей частью по вопросам правосудия, компенсации ущерба от стихийного бедствия.

Экономическая ситуация сказалась на градации обращений. Вопросы права на труд: увольнения и восстановления на работе, получения заработной платы, условий труда, трудоустройства, наличия трудовых конфликтов – стали темой 10,7% обращений от общего числа. По сравнению с более благополучным 2014 годом увеличение числа жалоб по этому направлению составило 37,7%. Вопросы своевременной и в полном объёме выплаты заработной платы отразились в 65 жалобах (аналогичный период прошлого года (далее – АППГ) – 43).

На 2% возросло количество граждан, желающих получить пенсию по инвалидности. Уволенные люди в беседе откровенно говорили о невозможности в предпенсионном возрасте найти любую работу, особенно если есть некоторые ограничения по здоровью.

В 3 раза больше пожилых граждан обратилось по вопросам назначения и пересмотра размера пенсий и с претензиями о неполучении денежных средств из обанкротившихся негосударственных пенсионных фондов – 30 обращений (АППГ – 9). При этом соотношение 2014 и 2013 гг. по таким обращениям было с точностью до наоборот.

Наметилась положительная тенденция снижения (- 1,6%) количества обращений по жилищно-коммунальным вопросам, претензий жителей к предоставлению коммунальных услуг ненадлежащего качества или по завышенным тарифам.

Вопросы взаимоотношений населения с правоохранительными органами всегда были достаточно острыми. Хотя процент жалоб на действия (бездействие) силовых структур не изменился (7,8% от общего числа обращений), количество жалоб на необоснованное возбуждение или прекращение уголовных дел возросло до 21 (АППГ – 9). Уполномоченный считает необходимым усилить контроль со стороны руководителей подразделений Министерства внутренних дел по Республике Хакасия и надзорных органов за правомерностью действий подчинённых при принятии соответствующих решений, которые должны быть реализованы после всестороннего, объективного расследования и в полном объёме рассмотрения всех обстоятельств дела.

Около 1% от общего количества составили жалобы на работу сотрудников Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Хакасия и 0,3% – на работу прокуратуры, в том числе прокуратуру военного гарнизона.

По вопросам обжалования судебных решений к Уполномоченному обратилось на 55% граждан больше, чем в 2014 году. Заявителями были не только граждане из числа лиц, содержащихся под стражей, как в предыдущие годы, но и граждане, которым было отказано в возведении жилья или получении компенсации за утраченное имущество, в том числе при паводке в 2014 году.

 

Жалобы граждан на действие (бездействие) органов власти

и организаций за 2013 – 2015 гг.

 

 

2013 год

2014 год

2015 год

количество

%

количество

%

количество

%

Органы власти:

федеральные

республиканские

муниципальные

 

293

217

123

 

36

27

15

 

272

194

98

 

36

26

13

 

435

95

153

 

49

11

17

Иные организации

185

22

182

25

201

23

Всего

818

100

746

100

884

100

 

14 человек (АППГ – 5) обратились с жалобами на неисполнение судебных решений, 27 обращений, или 3%, составили жалобы на работу судебных приставов. Такое же количество жалоб на эту службу было в 2014 году.

Всего с жалобами о нарушении принципов правосудия обратилось 123 человека, что на 66,2% обращений больше АППГ. Данная ситуация ещё раз свидетельствует о необходимости совершенствования работы по оказанию юридической помощи населению республики, выступлений в средствах массовой информации по правозащитной тематике специалистов министерств и комитетов Республики Хакасия, депутатов, адвокатов и юристов-практиков.

Из исправительных учреждений и ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Хакасия, от подследственных, подсудимых, осуждённых и их родственников, а также от адвокатов поступило 44 обращения (АППГ – 27). Причины и условия, способствующие увеличению числа таких жалоб, подробно проанализированы в разделе доклада «Соблюдение прав лиц, содержащихся под стражей».

По-прежнему достаточно большое количество обращений о нарушении прав человека – 201 (АППГ – 182), которые не представляется возможным классифицировать и отнести к конкретной структуре органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления в Республике Хакасия или их должностным лицам, нарушившим права граждан. В этой категории межличностные отношения соседей, просьбы о личном приёме, споры дачников по вопросам земельных участков, жалобы на неприязненные отношения между родственниками и т. д. Тем более не всегда заявитель имеет возможность чётко изложить свою проблему, и конкретное обозначение её возможно после детального изучения.

По двум из четырёх поступивших анонимных обращений проводилась проверка МВД, поскольку в них излагались факты криминального характера. В ходе проведённой проверки они своего подтверждения не нашли.

В каждом разделе доклада приведены наиболее характерные по содержанию примеры жалоб граждан на действия (бездействие) должностных лиц, которые были допущены со стороны подразделений федеральных структур, органов государственной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления в Республике Хакасия.

 

2. Выполнение рекомендаций Верховного Совета Республики Хакасия,
принятых по докладу Уполномоченного
в 2015 году

 

В постановлении Верховного Совета Республики Хакасия от 25.03.2015 № 649-16 в целях совершенствования работы по реализации конституционных прав и свобод граждан были приняты следующие рекомендации Правительству Республики Хакасия, органам исполнительной власти Республики Хакасия и органам местного самоуправления в Республике Хакасия:

 

Рассмотреть вопрос о разработке региональной программы развития производственного сектора уголовно-исполнительной системы

 

Управлением ФСИН России по Республике Хакасия (далее – УФСИН) такой проект (предложения) на 2015 год был разработан. Он включал трудоустройство осуждённых в исправительных учреждениях, предусматривал возможность участия малого и среднего бизнеса в создании рабочих мест как на территориях исправительных колоний, так и в колониях-поселениях для использования труда содержащихся там лиц, а также для лиц, находящихся под надзором уголовно-исполнительной инспекции.

На рассмотрение Правительства Республики Хакасия данный вопрос не выносился в связи с проведением неотложных мер по ликвидации последствий стихийного бедствия – пожаров, происшедших в республике 12 апреля 2015 года.

Тем не менее, блок вопросов, подготовленный УФСИН, был вынесен для обсуждения руководством ФСИН России на совещании, проведённом 05.06.2015 в г. Москве. В работе совещания принял участие Уполномоченный по правам человека в Республике Хакасия А.И. Чистотин, который выступил на мероприятии и лично передал подготовленные предложения директору Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации Г.А. Корниенко.

В рамках концепции проекта в 2015 году УФСИН организовало производство и поставку хлеба в организации Министерства здравоохранения Республики Хакасия и Министерства образования и науки Республики Хакасия. Это позволило получить в течение года доход в сумме около 700 тыс. рублей. По договору с УФСИН Министерство образования и науки Республики Хакасия передало из своих училищ в ФКУ ИК-28 УФСИН России по Республике Хакасия 52 единицы оборудования для швейного производства, что позволило создать в учреждении дополнительные рабочие места для осуждённых. Конечно меры, принимаемые УФСИН, кардинально проблему занятости более двух с половиной тысяч человек не решают, и вопрос трудоустройства осуждённых по-прежнему требует дальнейшей проработки.

Более подробно эта информация изложена в разделе доклада «Соблюдение прав лиц, содержащихся под стражей».

 

О правомерности деятельности организаций, осуществляющих

микрокредитование населения и представляющих риэлтерские услуги

 

С жалобами на действия микрофинансовых организаций и коммерческих банков в прошедшем году обратилось 17 человек (АППГ – 18). Пять из этих заявителей приходили по тем же вопросам в 2014 году, были подробно проконсультированы о порядке возврата денег. Однако в 2015 году они снова отдали личные средства в микрофинансовую организацию под проценты, не получили не только прибыль, но и свои «кровные», и опять пришли с жалобой.

По состоянию на 31.12.2015 в Республике Хакасия зарегистрировано 53 микрофинансовые организации, созданные в период 2011 – 2015 гг. на территориях муниципальных образований республики.

Более подробно информация изложена в разделе доклада «Ещё раз о доверчивости».

Деятельность агентов по недвижимости (так называемых риелторов) на данный момент специального законодательного регулирования не имеет и осуществляется по общим правилам Гражданского кодекса Российской Федерации. В целом правовые установки сводятся к надзору и контролю за соблюдением прав потребителей услуг, антимонопольного законодательства, налогообложения и отчётности.

При правовом нигилизме страдает в первую очередь клиент, падает качество оказания услуг. Граждане, обратившиеся за оказанием услуг к риелторам, зачастую подписывают заведомо невыгодные для себя договоры по оказанию консультационных услуг, по которым привлечь недобросовестного риелтора к материальной ответственности заявителю не представляется возможным. В 2015 году к Уполномоченному обратилась одна молодая семья с жалобой на действия риелторов, работающих в Боградском районе.

 

Обеспечить контроль за своевременной выплатой в полном объёме

денежных средств работникам бюджетных организаций,

а также за предоставлением выплат и компенсации льготным

категориям граждан

 

В 2015 году кардинальных изменений по соблюдению сроков выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы не произошло. По-прежнему имели место жалобы в адрес Уполномоченного на задержку выплаты денежного вознаграждения от педагогов и работников культуры из Бейского, Боградского, Ширинского районов. Поступали жалобы от трудовых коллективов районных газет Боградского и Таштыпского районов. До конца 2015 года ситуация со сроками выплаты заработной платы из регионального бюджета стабилизировалась.

Вместе с тем по данным Минтруда Республики Хакасия на 01.01.2016 из общей суммы просроченной задолженности по заработной плате 4,679 млн рублей, или 48,6%, приходилось на задолженность 14 муниципальных бюджетных учреждений Аскизского района. Количество месяцев задолженности – 2.

В течение года Уполномоченному поступило 87, или 9,7% от общего числа, жалоб (АППГ – 80) по вопросам соблюдения социальных гарантий и мер социальной поддержки граждан. Возросло число обращений льготников о выплате пособий и компенсаций, которые не выплачивались более трёх месяцев.

Всего на 01.01.2016 в Республике Хакасия проживают 398,5 тысячи человек взрослого населения, из которых 152,6 тысячи человек, или 38%, – пенсионеры, среди которых 98 323 региональных и федеральных льготника. Имеющая место быть неблагоприятная ситуация с компенсационными выплатами, к сожалению, актуальна и болезненна для всех этих льготников, прежде всего малоимущих, многодетных, пенсионеров и ветеранов, во всех муниципальных образованиях республики. Полагаю, что данный вопрос должен оставаться на контроле Правительства Республики Хакасия и в 2016 году.

 

Обеспечить решение вопросов по организации проведения

капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

 

На 01.01.2016 поступления средств собственников на счета регионального оператора составили 281 682,526 тыс. рублей, или 80,18% от суммы взносов, начисленных в период с декабря 2014 года по декабрь 2015 года (351 298,548 тыс. рублей). В декабре Хакасия входила в первую тройку регионов по объёму площадей капитально отремонтированных жилых домов.

Стабилизации способствовала большая разъяснительная работа, проводимая органами власти всех уровней и лично директором Фонда капитального ремонта. Сотрудники Фонда ежедневно ведут приём граждан, оперативно решают вопросы, возникающие у заявителей, разрабатывают и применяют различные формы работы с населением, проживающим в многоквартирных жилых домах. Жалобы в адрес Уполномоченного носили единичный характер.

По состоянию на 27.01.2016 работы завершены в 141 многоквартирном доме.

В целях совершенствования работы в данном направлении полагаю необходимым рассмотреть на уровне Правительства Республики Хакасия предложения регионального оператора – специализированной некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов».

 

Обеспечить соблюдение требований жилищного законодательства

всеми участниками жилищных отношений, а также защиту прав

потребителей на получение жилищно-коммунальных услуг,

отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов

качества и нормативам потребления, с принятием необходимых мер

для устранения выявленных нарушений

 

Число жалоб на недостатки в жилищно-коммунальной сфере несколько снизилось – со 135 до 121 обращения, или на 5%. На 36% сократились жалобы на применение необоснованных тарифов по оплате коммунальных услуг и электроэнергии, предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества. На уровне прошлого года (2,5%) осталось число жалоб жителей на работу управляющих компаний и ТСЖ. С положительной стороны следует отметить деятельность Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия по контролю за работой управляющих организаций. После принятия ею мер повторных жалоб жителей многоквартирных домов Уполномоченному не поступало.

 

Обеспечить контроль за соблюдением порядка предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей,

в том числе за предоставлением им жилых помещений

как специализированного жилищного фонда,

так и в домах муниципального жилищного фонда

 

По состоянию на 01.01.2015 в Республике Хакасия общее количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, составляло 3 601 человек, из которых у 1 790 право на получения жилого помещения возникло, но не реализовано. Из 1 790 детей-сирот 653 подлежали обеспечению жилыми помещениями на основании судебных решений.

На 01.01.2016 общее количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, составляет уже 3 889 человек (+ 8%). В то же время, если в 2014 году получили жильё 175 человек из этой категории, в том числе 164 по договорам найма специализированного жилищного фонда, то в 2015 году обеспечены жилыми помещениями были только 157 человек (- 10% к АППГ), из них 147 человек получили жильё в специализированном жилищном фонде.

Обоснованные жалобы на нарушение очерёдности при получении жилья со стороны детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в адрес Уполномоченного в 2015 году не поступали.

 

Продолжить работу по переселению граждан из ветхого

и аварийного жилья

 

В 2015 году была продолжена реализация подпрограммы «Переселение жителей Республики Хакасия из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда». Информация, представленная Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, кратко представлена в соответствующем разделе доклада.

В течение года по этому вопросу к Уполномоченному поступила одна коллективная жалоба от жителей города Абакана, которая разрешена.

По пунктам 2 – 5 Постановления Верховного Совета Республики Хакасия информация изложена в соответствующих разделах доклада Уполномоченного.

 

3. Защита прав жителей Республики Хакасия,
пострадавших в апрельских пожарах 2015 года

 

Значительное – более чем в 2 раза по сравнению с 2014 годом – увеличение количества обращений за защитой социальных прав стало последствием стихийного бедствия, постигшего Республику Хакасия.

Ещё утром 12 апреля 2015 года 6 метеостанций, расположенных в степной зоне, фиксировали скорость ветра 2 метра в секунду. Прогноз на день был: 3 – 8 метров с усилением до 13 – 18 метров в секунду. Однако произошло резкое осложнение погодных условий.

В воскресенье республику накрыл сухой тёплый воздух из Средней Азии. Сразу стало жарко, температура местами поднялась до + 300С, влажность, как в Сахаре, упала всего до 2%. Поднялся сильнейший ветер. Стена огня достигала 5 метров. От распространения огня не спасали ни широкие автодороги, ни железнодорожные насыпи. С огнём боролись все – руководители местных органов власти, простые граждане, силы МЧС, МВД и Минобороны.

Огнём единовременно было охвачено 38 населённых пунктов, в течение двух часов сгорело 1 423 дома, не считая сельскохозяйственных построек, социальных и других объектов. Несколько малых сёл выгорели практически полностью. Порывы ветра рвали линии электропередач, практически сразу было отключено электричество, что серьёзно ограничивало возможности пожарной техники.

В республике всего пострадали 6 442 человека, 32 человека погибли. Нарушены условия жизнедеятельности 4 586 человек.

Значительные потери понесло сельское хозяйство региона. Погибло более 10,5 тысячи сельскохозяйственных животных, сгорели 82 единицы техники. Всего пострадали 65 крестьянско-фермерских хозяйств и 600 личных подворий.

В тот же день Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия В.М. Зиминым была объявлена чрезвычайная ситуация, создан региональный штаб по ликвидации последствий пожаров и оказанию всех видов помощи населению. Глава республики обратился за помощью к Президенту и Правительству Российской Федерации.

За каждым пострадавшим населённым пунктом было закреплено структурное подразделение правительства республики. В течение первых суток развёрнуты пункты временного размещения пострадавших, начался сбор вещей, продуктов, стройматериалов и других видов гуманитарной помощи.

Сотрудники аппарата Уполномоченного закупили и адресно доставили погорельцам вещи и продукты. В дальнейшем побывали почти во всех населённых пунктах, центрах временного размещения. В беседах с пострадавшими оказывали им необходимую юридическую и психологическую помощь. Встречались с руководителями муниципальных образований, региональных и федеральных структур, в том числе Верховного Суда Республики Хакасия.

Следует отметить, что из 1 250 домов, которые требовалось построить, половина, или 624 дома, строилась по решению суда, так как у погорельцев не было необходимых документов на жильё или они отсутствовали вообще.

Судьбоносными для республики стали посещения Хакасии Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Только благодаря его непосредственному участию и сделанным распоряжениям Правительству Российской Федерации стало возможным выполнить огромный объём работ по строительству жилья для погорельцев, включая социальное жильё.

В период ликвидации последствий пожаров и оказания помощи гражданам все службы Правительства Республики Хакасия, структуры федеральных органов власти, местного самоуправления работали практически в круглосуточном режиме.

Из Росрезерва Республике Хакасия выделено значительное количество продуктов, промышленных товаров и других вещей, необходимых для тех, кто остался без крыши над головой.

Постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия была создана специальная комиссия. К полномочиям комиссии были отнесены распределение гуманитарной помощи, поступающей в республику, выработка рекомендаций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия по вопросам приёма, учёта, размещения, хранения и выдачи благотворительной помощи. В состав комиссии вошли представители заинтересованных министерств и ведомств республики, депутаты Верховного Совета Республики Хакасия, руководители и представители общественных объединений.

Помощь в приоритетном порядке предоставлялась пострадавшим многодетным и неполным семьям, пенсионерам и инвалидам. По вопросам оказания гуманитарной помощи работали телефоны горячей линии Министерства труда и социального развития Республики Хакасия, а также управлений социальной поддержки населения Хакасии. Соответствующая информация размещалась на сайте Минтруда РХ и на Официальном портале исполнительных органов государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Регулярно проводился мониторинг нуждаемости граждан. В пострадавших районах работали мобильные бригады, которые составляли социальные паспорта с информацией о нуждаемости граждан.

Буквально в первые дни после пожара начала поступать гуманитарная помощь из Госрезерва, от субъектов Российской Федерации, организаций и граждан: продукты, строительные материалы, бытовая техника, палатки, мебель, посуда, постельные принадлежности, средства гигиены и т.д.

Объём поступившей помощи составил порядка 170 тонн.


Информация по документу
Читайте также