Расширенный поиск
Постановление Верховного Совета Республики Хакасия от 25.03.2015 № 649-16 РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О докладе Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия о реализации конституционных прав и свобод граждан в Республике Хакасия в 2014 году от 25.03.2015 № 649-16 Заслушав доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия А.И. Чистогана о реализации конституционных прав и свобод граждан в Республике Хакасия в 2014 году, представленный в соответствии со статьёй 15 Закона Республики Хакасия от 09 июля 2010 года № 63-ЗPX «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Хакасия», на основании статьи 1118 Регламента Верховного Совета Республики Хакасия Верховный Совет Республики Хакасия П О С Т А Н О В Л Я Е Т :
1. Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия А.И. Чистогана о реализации конституционных прав и свобод граждан в Республике Хакасия в 2014 году принять к сведению. 2. Рекомендовать: 1) Правительству Республики Хакасия: рассмотреть вопрос о разработке региональной программы развития производственного сектора уголовно-исполнительной системы; разработать схемы контроля за правомерностью деятельности организаций, осуществляющих микрокредитование населения и предоставляющих риэлтерские услуги; обеспечить контроль за своевременной выплатой в полном объёме денежных средств работникам бюджетных организаций, а также за предоставлением выплат и компенсаций льготным категориям граждан; обеспечить решение вопросов по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; обеспечить соблюдение требований жилищного законодательства всеми участниками жилищных отношений, а также защиту прав потребителей на получение жилищно-коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества и нормативам потребления, с принятием необходимых мер для устранения выявленных нарушений; обеспечить контроль за соблюдением порядка предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе за предоставлением им жилых помещений как специализированного жилищного фонда, так и в домах муниципального жилищного фонда; продолжить работу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья; 2) Уполномоченному по правам человека в Республике Хакасия: содействовать в пределах своих полномочий обеспечению гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Хакасия; продолжить работу по правовому просвещению и информированию населения Республики Хакасия по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина; посетить совместно с представителями общественной наблюдательной комиссии Республики Хакасия и Министерства внутренних дел по Республике Хакасия изоляторы временного содержания отделов полиции; 3) территориальным органам федеральных органов исполнительной власти: - Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия усилить контроль за своевременным исполнением в полном объёме судебных актов; - Министерству внутренних дел по Республике Хакасия: усилить контроль за соблюдением сроков содержания граждан под стражей в изоляторах временного содержания отделов полиции; продолжить приведение условий содержания граждан в изоляторах временного содержания отделов полиции в соответствие с требованиями действующего законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых; условия содержания граждан в дежурных частях отделов полиции привести в соответствие с требованиями действующего законодательства; - Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия продолжить работу по приведению условий содержания осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы в соответствие с требованиями действующего законодательства; 4) Министерству здравоохранения Республики Хакасия: принять меры по организации в 2015 году на базе ГБУЗ РХ «Республиканский клинический онкологический диспансер» диагностического центра; обеспечить полноценное оказание медицинской помощи жителям Республики Хакасия, в первую очередь населению, проживающему в сельской местности, в том числе путём выезда узких специалистов для приёма больных; принять меры по организации своевременного ремонта помещений фельдшерско-акушерских пунктов, решению вопросов обеспечения их стационарной телефонной связью, благоустройству и оснащению бытовыми удобствами, закреплению специального медицинского автотранспорта, продаже жителям лекарственных препаратов; в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» организовать бесперебойное и в полном объёме обеспечение продуктами питания и медикаментами стационаров медицинских организаций; обеспечить контроль за предоставлением в полном объёме перечня бесплатных услуг и соблюдением правил их предоставления, наличием и реализацией медикаментов, ценами на лекарственные препараты и медицинские товары для льготных категорий граждан; 5) главам муниципальных образований Республики Хакасия: организовать работу по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи; провести среди населения разъяснительную работу путём размещения в средствах массовой информации, а также на официальных сайтах органов местного самоуправления доступной информации: - о новой системе капитального ремонта; - о порядке определения способа формирования фонда капитального ремонта; - о необходимости накопления средств на капитальный ремонт; обеспечить проведение мероприятий по благоустройству территорий населённых пунктов, решению вопросов поддержания проезжей части муниципальных дорог в состоянии, необходимом для передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения. 3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на комитет Верховного Совета Республики Хакасия по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку. 4. Опубликовать настоящее Постановление и доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия о реализации конституционных прав и свобод граждан в Республике Хакасия в 2014 году (в сокращении) в республиканской газете «Хакасия», а также разместить их на официальном сайте Верховного Совета Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение месяца со дня принятия настоящего Постановления. 5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Верховного Совета Республики Хакасия В.Н. ШТЫГАШЕВ ДОКЛАД Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия о реализации конституционных прав и свобод граждан в Республике Хакасия в 2014 году (в сокращении) Четвёртый ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия о реализации конституционных прав и свобод граждан в Республике Хакасия (далее – доклад) подготовлен в соответствии со статьёй 15 Закона Республики Хакасия от 09.07.2010 № 63-ЗРХ «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Хакасия». В ходе подготовки разделов доклада собраны, изучены и проанализированы материалы, иные сведения, содержащиеся в различных источниках, в том числе: - письменная и устная информация, полученная в ходе личного приёма граждан Уполномоченным по правам человека в Республике Хакасия (далее – Уполномоченный) и сотрудниками аппарата Уполномоченного, а также на выездных приёмах в муниципальных образованиях Республики Хакасия; - сведения о нарушении прав человека, изложенные в обращениях, направленных Уполномоченному российскими и иностранными гражданами, лицами без гражданства, находящимися на территории Республики Хакасия, и полученные из других субъектов Российской Федерации; - информация, представленная по запросу Уполномоченного федеральными государственными органами, органами государственной власти Республики Хакасия и органами местного самоуправления в Республике Хакасия; - устная и письменная информация, полученная Уполномоченным от должностных лиц в ходе посещения государственных и муниципальных учреждений, в том числе мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых; - научные, аналитические, статистические материалы и информация, поступившие в аппарат Уполномоченного при подготовке и проведении конференций, «круглых столов», совещаний по правозащитной тематике; - публикации в средствах массовой информации и в других источниках. В докладе отражена основная тематика заявлений, с которыми граждане обращались к Уполномоченному, приведены статистика и сравнительный анализ содержания обращений, представлены наиболее характерные примеры жалоб, причины и условия, способствовавшие нарушению прав человека, приводится информация о результатах рассмотрения обращений. Доклад Уполномоченного представляется в Верховный Совет Республики Хакасия, направляется Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, прокурору Республики Хакасия. Статистика, содержание и анализ обращений к Уполномоченному В 2014 году к Уполномоченному поступило 746 письменных и устных обращений от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. При некотором снижении числа устных жалоб число письменных обращений увеличилось более чем на 9 процентов – всего около 40 процентов. В том числе поступило 27 коллективных жалоб в интересах 167 человек на неправомерные, по мнению заявителей, действия (бездействие) должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления. Число обращений, поступивших к Уполномоченному в 2011 – 2014 гг.
Удельный вес от общего числа обращений, поступивших от жителей городов, самый большой в г. Абакане (45 %). Однако если в столице Республики Хакасия удельный вес обращений граждан к Уполномоченному снизился, то во всех других городах он вырос. Самый большой удельный вес обращений, поступивших из сельских территорий, в Ширинском районе (4,8 %), здесь же и наибольшее количество обращений в расчёте на 1 тысячу населения. Самый большой индекс социальной напряжённости отметился в г. Сорске, который составил 1,91. Число жалоб на несвоевременную выплату заработной платы работникам коммунхоза, неудовлетворительное качество коммунальных услуг, предоставляемых гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах, увеличилось более чем в 2 раза. Проблемы, связанные с недвижимостью, составили 23 % от общего числа обращений. Это жалобы по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, газификации жилого фонда, предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества управляющими компаниями. Так, по поводу неудовлетворительной работы управляющих компаний обратилось в 1,9 раза больше граждан, чем в 2013 году. Проблемы предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, носят системный характер, свойственный всем субъектам Российской Федерации, что связано в первую очередь с отсутствием необходимых средств на приобретение или строительство жилья. Однако жалобы по вопросам сохранения за детьми-сиротами жилых помещений являются следствием ненадлежащего контроля со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований за своевременным сбором необходимых документов, а также за действиями опекунов и приёмных родителей. Почти в полтора раза увеличилось число жалоб на нарушение права собственности и других вещных прав при купле-продаже квартир и жилых домов, более чем в 2 раза – по вопросам получения ссуды и потребительских кредитов. Наибольшее число таких жалоб поступило от жителей г. Абакана, г. Черногорска, Бейского, Усть-Абаканского и Ширинского районов. Значительно меньше поступило устных и письменных обращений по вопросам назначения и расчёта размера пенсий – 9 обращений (аналогичный период предыдущего года (далее – АППГ) – 25). На действия (бездействие) сотрудников органов внутренних дел поступило 10 жалоб (АППГ – 19). Вместе с тем Уполномоченный считает необходимым принять надлежащие меры по обеспечению контроля за своевременным, всесторонним, полным и объективным рассмотрением заявлений граждан о преступлениях и других правонарушениях, строгим соблюдением сроков их рассмотрения в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Необходимо совершенствовать систему по своевременному информированию граждан, обратившихся в органы внутренних дел, о принимаемых полицией мерах при рассмотрении их обращений. На 21,4 % снизилось число обращений по вопросам возбуждения уголовных дел, на 63 % – жалоб на производство дел следствием и органами дознания. На работу подразделений Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Хакасия поступило 8 жалоб, касающихся сроков рассмотрения уголовных дел, против трёх жалоб в 2013 году. Выросло число граждан, недовольных действиями (бездействием) судебных приставов, – 27 против 17 в АППГ. Неисполнение судебных решений не в лучшую сторону определяет мнение людей о справедливом итоге судебных разбирательств как по гражданским, так и по уголовным делам. Практически на уровне 2013 года осталось число жалоб, полученных из подразделений УФСИН России по Республике Хакасия, – 27 обращений (АППГ – 28). Более половины осуждённых, обратившихся в адрес Уполномоченного, интересовались вопросами отбытия наказаний, возможностью перевода в исправительные учреждения других регионов. Жалобы на питание, условия содержания не поступали. Почти в полтора раза (33 против 21 в АППГ) выросло число обращений к Уполномоченному по линии Федеральной миграционной службы: право на приобретение и прекращение гражданства, регистрация по месту жительства и месту пребывания. Эти вопросы, а также проблемы расселения, трудоустройства, получения иностранными гражданами социальной поддержки связаны в основном с прибытием на территорию Хакасии с июня 2014 года значительного числа вынужденных переселенцев из юго-восточной части Украины (823 человека). Конструктивное взаимодействие федеральных и республиканских государственных структур, органов местного самоуправления, правозащитных организаций позволило в короткие сроки осуществить необходимые мероприятия по решению комплекса указанных проблем. В докладе Уполномоченного за 2013 год отмечалась тенденция роста обращений по восстановлению права на труд: трудовые конфликты, вопросы неправомерного увольнения, несвоевременных выплат вознаграждения за труд, профессиональной подготовки и переаттестации, безопасности труда. Однако лишь незначительно снизилось число нарушений прав граждан на своевременное и полное получение заработной платы, особенно на предприятиях-банкротах. К сожалению, в федеральном законодательстве, в частности в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», кардинальных изменений в пользу бывших работников так и не произошло. Тема банкротства всегда являлась остросоциальной и актуальной. Ведь при потере места работы страдает не только увольняемый работник, но и вся его семья. 89 обращений, или 12 % от общего числа жалоб и заявлений, что на уровне 2013 года, поступили по вопросам социального обеспечения и социальной защиты населения, при этом, например, вопросы назначения, пересмотра размеров пенсий и работы Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия стали темой обращений только 9 граждан (АППГ – 25). Остаётся актуальной темой решение проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья в части трудоустройства, обеспечения жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, установления группы инвалидности, лекарственного обеспечения этой категории граждан (12 обращений). Приходящие на приём к Уполномоченному граждане обоснованно считают одной из высших для людей ценностей – состояние здоровья. Как показывают результаты проверок их обращений, люди обоснованно жалуются на проблемы в получении квалифицированных консультаций врачей по так называемым узким специальностям: кардиологов, онкологов, гастроэнтерологов, невропатологов. Несмотря на принимаемые меры, таких врачей, к сожалению, в республике по-прежнему не хватает. Не уменьшаются очереди на проведение обследования на высокотехнологичном оборудовании на льготных условиях. Число обращений жителей Республики Хакасия на действия (бездействие) должностных лиц администраций муниципальных образований, нарушающие права граждан, в 2014 году составило 13 % (-2 % к АППГ) от общего числа обращений. Основные вопросы, с которыми жители обращались к Уполномоченному: - учёт граждан, нуждающихся в получении муниципального жилья, и обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - выделение земельных участков льготным категориям граждан и проблемы оформления в собственность недвижимости; - ремонт дорог и благоустройство территорий населённых пунктов; - переселение из ветхого и аварийного жилья, организация ремонта (в том числе капитального) жилых помещений. Анализ сведений из поступивших обращений граждан, а также полученной по запросам Уполномоченного информации за 2012 – 2014 гг. о выполнении администрациями муниципальных образований Республики Хакасия постановлений Верховного Совета Республики Хакасия, принятых по докладам Уполномоченного, показывает, что появление более половины обращений связано с недостаточностью информирования населения о последствиях при совершении гражданами юридически значимых действий. В адрес Уполномоченного продолжают поступать обращения граждан, прежде всего от детей-сирот, по поводу необеспечения их жильём, положенным им по закону, от инвалидов и других маломобильных групп населения по вопросам неудовлетворительного состояния проезжей части дорог и благоустройства на территориях Усть-Абаканского, Алтайского, Бейского, Таштыпского районов, городов Абазы и Черногорска. В городах Абакане, Черногорске, селе Подсинее Алтайского района после банкротства ОАО «Хакасгаз» администрациями муниципальных образований были разработаны и реализованы схемы обеспечения газом жителей многоквартирных жилых домов (далее – МКД). Однако в г. Абазе вопрос обеспечения газом МКД в 2014 году так и не был решён, и в адрес Уполномоченного поступили коллективные жалобы от жителей этих домов. Проблема получила широкий общественный резонанс, в том числе в средствах массовой информации. По обращению Уполномоченного законность действий администрации города по решению вопроса газоснабжения МКД проверяется прокуратурой Таштыпского района. Более подробно вопросы о соблюдении рекомендаций Верховного Совета Республики Хакасия по обеспечению, восстановлению и предупреждению нарушений прав граждан органами государственной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления в Республике Хакасия, их должностными лицами изложены в тематических разделах доклада. Соблюдение прав граждан на охрану здоровьяи получение медицинской помощи Наиболее частые проблемы, с которыми граждане обращаются к Уполномоченному, касаются возможности бесплатного получения лекарств, грубости и чёрствости сотрудников медицинских организаций, невозможности получения на бесплатной основе необходимых обследований. Несмотря на существующие перечень бесплатных услуг и правила их предоставления, наличие очередей и отсутствие возможности записаться к узкому специалисту заставляют людей оплачивать услуги, которые по закону они должны получать бесплатно. Такое положение, безусловно, подрывает доверие не только к Министерству здравоохранения Республики Хакасия, но и к власти в целом. Данная ситуация объясняется как дефицитом кадров, так и недостаточным объёмом финансирования бесплатной медицинской помощи. И это несмотря на то, что в последние годы наблюдается значительный приток кадров в медицинские организации и увеличение финансирования здравоохранения в целом. Добавляет масла в огонь и система обязательного медицинского страхования. Все претензии к качеству медицинских услуг пациенты адресуют прежде всего тем, кто их лечит, и зачастую не задумываются или вовсе не знают о том, что лечащий врач просто обязан руководствоваться стандартами, которые регламентируют, например, сколько должен пролежать в стационаре больной с тем или иным заболеванием, при этом необходимо заполнить массу дополнительных документов, и именно от этого будет зависеть оценка деятельности данного врача. Было бы разумнее, чтобы эта оценка зависела от состояния здоровья пациента при выписке из стационара. А как можно подогнать каждого больного под стандарт? Один поступил в стационар впервые в жизни, не зная до этого никаких недугов, у другого масса сопутствующих заболеваний. Кто должен им внушить, что выздоровление наступит одновременно на десятый день и ни днём раньше или позже? Иначе лечение, назначенное врачом, признают неправильным, неэффективным, и пострадает не только репутация данного врача, но и последуют штрафные санкции в отношении медицинской организации. Надо отметить, что при посещении стационаров жалоб на работу медицинского персонала или обеспечение лекарственными препаратами не поступало. Финансирование федеральной программы льготного лекарственного обеспечения взаимосвязано с количеством льготников, сохранивших право на льготное лекарственное обеспечение в 2013 – 2014 годах. В связи с высоким уровнем отказов в Республике Хакасия от набора социальных услуг в части льготного лекарственного обеспечения (72 %) средства федерального бюджета не обеспечивают гарантированное обеспечение федеральных льготников лекарственными препаратами. Учитывая имеющееся право федеральных льготников на обеспечение лекарственными препаратами по региональной программе (постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890), ежегодно федеральным льготникам отпускаются лекарственные препараты за счёт средств республиканского бюджета на значительные суммы: - 2013 год – 44,0 млн. рублей; - 2014 год – 49,3 млн. рублей. Приоритетным при реализации программы льготного лекарственного обеспечения является обеспечение пациентов, страдающих тяжёлыми хроническими заболеваниями, требующими дорогостоящего лечения (онкология, сахарный диабет, бронхиальная астма), что составляет в структуре затрат 65 – 70%. Структура потребления лекарственных препаратов
В Республике Хакасия реализуется федеральная программа «7 нозологий», в соответствии с которой 280 человек, страдающих злокачественными заболеваниями крови, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, гемофилией, рассеянным склерозом, пациенты после трансплантации органов и тканей получают дорогостоящее лечение. Средняя стоимость лечения в месяц одного пациента составляет 40 тысяч рублей.
Вопросы существования и работы на селе фельдшерско-акушерских пунктов весьма актуальны для сельских жителей республики. Невозможно обеспечить доступность медицинской помощи, если нельзя получить первичную помощь, которую в настоящее время обеспечивают медицинские работники ФАПов. Ведь там, где фельдшер всю свою трудовую деятельность связал с одним селом и состоялся как специалист, население реже едет в районный центр, больше доверяя тому, кто всегда рядом и кто не раз доказывал высокий уровень профессионализма, назначая правильное и действенное лечение. И заработная плата у таких работников в несколько раз выше, чем у тех, кто работает недавно, а это значит, что кроме морального удовлетворения есть и материальный стимул. Но, к сожалению, таких фельдшеров становится всё меньше. Молодые специалисты ехать в село не хотят, несмотря на определённые льготы и привилегии, предоставляемые в последние годы, да и те сотрудники, которые посвятили многие годы работе на селе, находятся в предпенсионном возрасте, и далеко не всегда есть кандидатуры им на смену. Об этом говорят пациенты, с которыми Уполномоченный встречался во время посещения сельских ФАПов. За 2014 год Уполномоченный посетил 20 ФАПов и более 10 раз побывал в иных медицинских организациях. По итогам посещения каждого медучреждения составлялась справка, которая в дальнейшем, направлялась министру здравоохранения Республики Хакасия В.Г. Титову. В отдельных случаях, при наличии более сложных проблем, Уполномоченным направлялись письма в адрес заместителя Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия И.Г. Смолиной с просьбой оказать содействие в разрешении существующих проблем. Общей проблемой для многих ФАПов (за исключением построенных в 2013 – 2014 годах) является техническое состояние помещений. Некоторые ФАПы располагаются в приспособленных помещениях, зачастую совершенно не подходящих для медицинских целей, например, в административных зданиях: почте, клубе или сельской администрации. И, как правило, проблема размещения порождает ряд иных проблем: отсутствие водоснабжения, отопления, санузла и безопасной территории вокруг ФАПа. Не в каждом медпункте имеется стационарный телефон. Специализированного транспорта, закреплённого за медучреждениями, недостаточно, что чревато возможными негативными последствиями в экстренных ситуациях. Системные проблемы в медицине свойственны не только нашей республике, обращения говорят о том, что граждане хотят получать медицинскую помощь, соответствующую современному уровню медицины, и получать её здесь и сейчас. В настоящее время в стадии общественного обсуждения находится проект плана оптимизации сети медицинских организаций на селе. Ещё до реорганизации данных организаций возникали вопросы по дальнейшему трудоустройству подпадающих под сокращение медицинских работников, по доступности медицинской помощи при отсутствии в селе ФАПа, а также по возможности приобретения лекарственных препаратов. Проблемы транспортного сообщения уже сегодня не позволяют всем жителям республики в течение одного дня добраться общественным транспортом даже до районной больницы, попасть на приём к врачу, пройти какое-либо обследование и вернуться домой, не говоря уже о возможности добраться до республиканской больницы. Для обеспечения доступности первичной специализированной медикосанитарной помощи населению республики, проживающему в сельской местности, медицинскими организациями государственной системы здравоохранения Республики Хакасия осуществляется выездная форма работы. Проблема лечения онкозаболеваний в Республике Хакасия Анализ заболеваемости новообразованиями среди населения Республики Хакасия свидетельствует о необходимости применения качественной диагностики и лучевой терапии, что создаёт безотлагательную потребность на территории субъекта в диагностическом центре и радиологическом корпусе. В 2014 году на учёте в ГБУЗ РХ «Республиканский клинический онкологический диспансер» состояло 38 138 человек, или 7 % от численности населения Хакасии (535,7 тыс. человек). Прирост показателя заболеваемости онкологией за последние 10 лет достиг 14,3 % и составляет 13,8 % от числа всех смертей. Это больше, чем показатели смертности по причинам отравлений, убийств, самоубийств, дорожно-транспортных происшествий вместе взятые. Если по числу сердечно-сосудистых заболеваний стабильно отмечается снижение, то по заболеваемости злокачественными новообразованиями ежегодный прирост в процентном отношении по республике почти в 2 раза больше, чем в целом по Российской Федерации. На протяжении последних 5 лет в Республике Хакасия наблюдается закономерный рост показателя онкологической запущенности. Впервые выявленные злокачественные новообразования в 60 % случаях определяются поздно – на третьей и четвёртой стадиях, что в разы снижает выживаемость пациентов. Только по этой причине за указанное время от рака умерло около пяти тысяч жителей Хакасии, в том числе почти 2 тысячи женщин и десятки малолетних детей, не виноватых в том, что об их недуге взрослые узнали слишком поздно. Своевременное выявление болезни – на первой или второй стадии, когда рак можно вылечить полностью, – реально только в условиях обследования в специализированном центре диагностики. Раннее выявление онкопатологии определяет успех лечения и значительно повышает выживаемость и качество жизни пациентов. Для решения данного вопроса на территории республиканского онкодиспансера есть здание, где этот специализированный центр может быть размещён, готова проектно-сметная документация на проведение реконструкции. Идея создания диагностического центра в Хакасии в мае 2014 года была одобрена руководством Министерства здравоохранения Российской Федерации. Однако решить проблему в ближайшие годы не представляется возможным, поскольку необходимо выделить из республиканского бюджета в 2015 – 2016 годах для создания онкологического диагностического центра порядка 30 млн. рублей, что крайне затруднительно. На сегодняшний день техническая оснащённость Республики Хакасии по борьбе с раком – это только отделения хирургии и химиотерапии. Онкодиспансер не имеет компьютерного и магнитно-резонансного томографа, отсутствуют все виды лучевого лечения. По вопросам строительства корпуса лучевой терапии отчаявшиеся жители Хакасии направляют обращения уже в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Президента Российской Федерации. В общей сложности ежегодно подлежат лучевой терапии около 1 700 только первичных больных. Онкозаболеваемость в Хакасии уже достигла 316 человек на 100 тысяч населения. Показатель одногодичной летальности в республике остаётся стабильно высоким – около 33 %, что почти на 5 % превышает аналогичный показатель по Российской Федерации (28,6 %). Такая динамика в большей степени отражает не только позднюю выявляемость злокачественных новообразований, наблюдаемую в республике, но и отсутствие адекватного лечения, такого, как лучевая дистанционная терапия и лучевая контактная терапия. Данная задача выполнима за счёт насыщения технологическим парком основных направлений (рентгенология, компьютерная и магнитно-резонансная томография, эндоскопия и ультразвуковая диагностика) на основе современных высокотехнологичных аппаратов, позволяющих охватить до 80 % всех онкологических больных лучевой терапией. С появлением в нашей республике диагностического центра и радиологического корпуса общий перечень высокотехнологичных диагностических процедур может составить не менее 20 тыс. исследований в год, а число пациентов, проходящих лечение на ускорителе, до 12 500 человек. В республиканский онкологический диспансер обращаются жители не только Республики Хакасия, но и Республики Тыва и юга Красноярского края, где в общей сложности проживают более 1 миллиона человек. Поэтому целесообразно объединить усилия трёх субъектов в борьбе с общим врагом здоровья населения и создать совместными усилиями межтерриториальный центр по оказанию помощи онкобольным на базе ГБУЗ РХ «Республиканский клинический онкологический диспансер». Применение комплекса мер обеспечит раннюю диагностику заболеваний, повысит качество и результаты лечения больных, увеличит в разы продолжительность их жизни за счёт применения современных методов лечения и реабилитации при злокачественных новообразованиях. При этом первоначально высокие расходы компенсируются значительно более низкими, чем при других методах лечения, текущими затратами. Например, в настоящее время только химиотерапевтические процедуры обходятся казне ежегодно в сумму около 100 млн. рублей плюс дополнительные затраты, связанные с направлением онкобольных на проведение лучевой терапии в Томск, Барнаул, Новосибирск, Москву и другие города России. Предложения Уполномоченного по указанным вопросам, содержащиеся в докладах за 2012 и 2013 годы, были поддержаны депутатами на 13-й сессии Верховного Совета Республики Хакасия в декабре 2014 года. В целях снижения смертности от онкологических заболеваний в рамках государственной программы Республики Хакасия «Развитие здравоохранения Республики Хакасия до 2020 года» предусмотрено строительство радиологического корпуса на базе ГБУЗ РХ «Республиканский клинический онкологический диспансер». В структуре первичной инвалидности в 2014 году вновь первое место (с 2009 года) занял класс «злокачественные новообразования». Второе место занимают болезни системы кровообращения, третье место в 2014 году, как и в 2013-м, занял туберкулёз. Увеличение процента установленных групп инвалидности при очередном освидетельствовании связано с ростом среди данной категории граждан злокачественных новообразований, занимающих второе ранговое место, а также увеличением повторно признанных инвалидами вследствие психических расстройств и расстройств поведения, стабильно занимающих третье ранговое место, их низким реабилитационным потенциалом. В республике отмечается и увеличение удельного веса инвалидов вследствие болезни системы кровообращения. Имеет место необходимость более длительного динамического наблюдения при злокачественных новообразованиях и психических расстройствах, а также правильного определения реабилитационного потенциала. В аспекте оказания помощи гражданам с неадекватным поведением, нарушающим права других людей, требуется внесение изменений в федеральное законодательство об оказании психиатрической помощи в части обеспечения возможности помещения их для обследования либо толкование этого момента Верховным Судом Российской Федерации. Например, только во II квартале 2014 году в адрес Уполномоченного поступили три коллективные жалобы от жителей многоквартирных жилых домов на бездействие структур МВД, Минздрава и органов опеки г. Абакана, которые, по мнению заявителей, не принимали надлежащих мер по защите прав жителей этих домов в отношении некоторых маргинальных граждан, сделавших филиалы помойки из своих квартир. Причина ситуации – затруднение в определении степени законности при помещении таких лиц в психиатрическое учреждение для обследования и оказания им необходимой помощи. Между тем нарушались права большого числа граждан, поскольку условия проживания даже не в отдельных квартирах, а жильцов целых подъездов многоквартирного дома становились невыносимыми из-за «чудачеств», по сути дела, больного человека. На психиатрическом учёте такие граждане не состоят, их родственники (если они есть) ждут, когда владельцы жилых помещений сами уйдут в мир иной, а те живут и отравляют существование десятков людей, вся вина которых в том, что они в этом доме проживают. Из-за возможности двоякого толкования действующего законодательства практическое решение вопроса по направлению граждан со специфическим поведением в специализированное учреждение осуществлялось на грани между «нужно» и «можно». Соответствующие предложения о внесении изменений в закон об оказании психиатрической помощи были представлены Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. В целях оказания специализированной медицинской помощи в республике предпринимаются меры по улучшению доступности и качества оказания своевременной и неотложной кардиологической помощи, медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, больным с политравмой и проводятся другие мероприятия, направленные на снижение смертности населения Республики Хакасия. Например, в марте 2014 года в целях улучшения качества жизни больных хроническими заболеваниями открыто отделение паллиативной медицинской помощи на базе Новороссийской участковой больницы ГБУЗ РХ «Белоярская РБ». В 2015 году планируется открытие кабинетов паллиативной медицинской помощи, формирование бригад оказания обезболивающей терапии на дому. В рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье», направленных на обследование населения с целью выявления туберкулёза, лечения больных туберкулёзом, а также для проведения профилактических мероприятий поставлено 111 единиц медицинского оборудования, в том числе компьютерный томограф. Эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции в Республике Хакасия остаётся напряжённой, распространённость ВИЧ-инфекции продолжает увеличиваться. Закупленные препараты обеспечили антиретровирусной терапией 188 человек, больных ВИЧ-инфекцией, в течение года и продолжение лечения для 154 человек. Граждане, проживающие в Республике Хакасия, получают высокотехнологичную медицинскую помощь (далее – ВМП) в федеральных учреждениях здравоохранения. В 2014 году ВМП получили за счёт средств федерального бюджета и средств системы ОМС 1 906 жителей республики, что на 234 человека больше, чем в 2013 году (2013 г. – 1 672 человека). Для жителей республики наиболее востребованными видами ВМП являются сердечно-сосудистая хирургия, травматология и ортопедия. На их долю приходится более 60 % всех используемых квот. С 2015 года впервые планируется оказание отдельных видов ВМП на базе государственных учреждений здравоохранения Республики Хакасия, что позволит жителям Хакасии получать необходимую медицинскую помощь, не выезжая за пределы республики. Право граждан на социальное и пенсионное обеспечение Среднемесячная величина прожиточного минимума в расчёте на душу населения за III квартал 2014 года составила 8 125 рублей, что больше аналогичного периода 2013 года на 892 рубля, или на 12,3 %. Меры социальной поддержки предоставляются гражданам в форме компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, обеспечению топливом, за пользование телефоном, в натуральном выражении – по лекарственному обеспечению, зубопротезированию, проезду на транспорте. На реализацию Закона Республики Хакасия от 11.11.2004 № 84 «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия» в 2014 году направлено 516,4 млн. рублей (2013 г. – 436,4 млн. рублей). На реализацию Закона Республики Хакасия от 11.11.2004 № 85 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» в 2014 году направлено 43,05 млн. рублей (2013 г. – 36,785 млн. рублей). Субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 2014 году получили 7,1 тыс. малообеспеченных семей (в 2013 г. – 7,6 тыс. семей). Средний размер субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на семью в 2014 году составил 1 082 рубля в месяц (в 2013 г. – 861 рубль в месяц). Субсидию за счёт средств республиканского бюджета на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в 2014 году получили 22 малоимущие семьи. Субсидии получили жители городов Черногорска и Абазы, где капитальный ремонт многоквартирных домов проводился с привлечением средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В 2014 году в Республике Хакасия продолжалась работа по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан: приобретено жильё 24 ветеранам Великой Отечественной войны. По состоянию на 1 января 2015 года не обеспечены жильём 39 ветеранов, все они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 октября 2013 года. Исходя из финансирования, в 2015 году планируется улучшить жилищные условия 24 ветеранам, в очереди останется 15 ветеранов. В прошедшем году в республике удалось обеспечить жильём 54 человека из числа ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. По состоянию на 1 января 2015 года не обеспечены жильём 231 человек из этой категории. В Республике Хакасия на 1 января 2015 года проживают 148 187 пенсионеров (37,3 % от числа взрослого населения Хакасии), в том числе 36 228 – федеральных льготников и 63 448 человек – из числа региональных льготников, не являющихся одновременно федеральными льготниками. Предоставление мер социальной поддержки осуществлялось в соответствии с действующим федеральным и республиканским законодательством. В 2014 году продолжалась работа по организации оздоровления региональных льготников в ГАУ РХ «Черногорский реабилитационно-оздоровительный центр для ветеранов, инвалидов и семей с детьми им. А.И. Лебедя». В центре прошли оздоровление 1 118 ветеранов (в 2013 г. – 1 059 ветеранов). На базе центра были проведены две республиканские спартакиады для лиц с ограниченными возможностями, в которых приняли участие свыше 290 человек. По плану работы и в целях выполнения рекомендаций Верховного Совета Республики Хакасия по докладам Уполномоченного продолжена работа по обеспечению доступности социальных услуг гражданам пожилого возраста в отдалённых населённых пунктах. На базе двух стационарных учреждений и трёх управлений социальной поддержки населения работают пять бригад «Мобильная социальная помощь». За 2014 год проведено 158 выездов, во время которых посещено 158 сельских поселений, в том числе 68 раз мобильные бригады выезжали в малые сёла. Специалистами проведены консультации, патронаж неблагополучных семей, оказано содействие в оформлении граждан в стационарные учреждения, нуждающиеся обеспечены одеждой, обувью. 3 100 гражданам оказана 3 921 социальная услуга. Продолжилось строительство дома-интерната для пенсионеров и ветеранов на 50 мест в г. Саяногорске. За счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в сумме 1 640 тыс. рублей произведён ремонт ГБУ РХ «Бельтырский психоневрологический интернат», пострадавшего в результате наводнения в мае – июне 2014 года. В 4-х стационарных учреждениях социального обслуживания на 1 января 2015 года проживают 1 485 граждан из числа ветеранов и инвалидов, из них 648 человек нуждаются в постоянном постороннем уходе (44 %). На 1 января 2015 года очередь на приём в психоневрологические интернаты сохраняется и составляет 80 человек. Сотрудники аппарата Уполномоченного посетили психоневрологические интернаты с целью контроля за соблюдением прав и свобод социально незащищённой категории граждан. В перечне проблем психоневрологических интернатов самой важной является укомплектованность учреждений медицинскими кадрами, отсутствие молодой врачебной смены и возможное сокращение ставок младшего медицинского персонала. Это в значительной степени может осложнить функционирование учреждений подобной направленности, поскольку именно от деятельности медицинских сестёр и младшего медицинского персонала, направленной на лечебный уход, зависит состояние пациентов интернатов. По данным Министерства труда и социального развития Республики Хакасия, численность совершеннолетних недееспособных и не полностью дееспособных граждан на 1 января 2015 года составляет 2 406 человек, из них 789 проживают в психоневрологических интернатах республики. В социальной гостинице в 2014 году обслужено 306 человек, включая 13 семей вынужденных переселенцев – граждан Украины. Ввиду трудной жизненной ситуации все семьи с детьми находились на социальном патронаже. В Хакасии отмечается увеличение числа многодетных семей. Так, на 1 января 2015 года в учреждениях социальной защиты населения зарегистрирована 6 791 многодетная семья, в ней 22 962 ребёнка. В республике выдано 3 345 сертификатов на материнский (семейный) капитал, в том числе за 2014 год – 1 290. Медалью «Родительская доблесть Хакасии» награждены 8 семей (2 семьи из Таштыпского района, 3 семьи из Аскизского района, 1 – из Ширинского района, 1 – из г. Абакана, 1 – из г. Саяногорска). К каждой медали полагается единовременная денежная выплата в размере 20 тыс. рублей. Министерством труда и социального развития Республики Хакасия в 2014 году осуществлялась государственная поддержка лиц без определённого места жительства. В зимний период 2014 года (январь, февраль, декабрь) Управлением социальной поддержки г. Абакана совместно с Администрацией города Абакана, ГАУ РХ «Абаканский пансионат ветеранов» и привлечёнными спонсорами было организовано горячее питание для лиц без определённого места жительства. Всего было выдано более 1 700 горячих обедов. 164 гражданина без определённого места жительства получили одежду и обувь. В 2014 году продолжилась работа по развитию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. В республике принята государственная программа Республики Хакасия «Доступная среда (2014 – 2016 годы)», в рамках которой реализованы мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа к социальным учреждениям, модернизации подвижного состава автомобильного транспорта, дооснащению светофорных объектов с учётом потребностей инвалидов вблизи значимых учреждений г. Абакана, предоставлению республиканским общественным объединениям инвалидов финансовой поддержки на реализацию уставной деятельности. В городах Абакане, Черногорске, Саяногорске, Ширинском, Таштыпском и других районах в рамках проведения реконструкции улиц, парков и скверов выполнены пандусы в местах пересечения проезжих частей с тротуарами, организованы места кратковременного отдыха путём размещения уличных диванов, скамей, освещения. В 2014 году к Уполномоченному обратился инвалид-колясочник с просьбой оказать содействие в решении вопроса об устройстве удобного подъездного пути к надземному переходу у села Расцвет, указав, что с данной просьбой обращался в администрацию посёлка, но получил ответ, что из-за скудности бюджета не представляется возможным произвести ремонт данного участка дороги. Уполномоченный обратился к министру транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия А.Л. Егорову с просьбой рассмотреть заявление инвалида-колясочника по существу и принять возможные меры для решения вопроса. В первой декаде октября работы были выполнены. В 2014 году продолжилась реализация проекта «Социальное такси» для инвалидов с участием обществ инвалидов. География проекта – города Абакан, Черногорск, Саяногорск, рп Усть-Абакан и Боградский район, услугами воспользовались 1 907 человек. При территориальных управлениях социальной поддержки населения созданы комиссии по обследованию доступности жилых помещений граждан, передвигающихся на креслах-колясках, в состав которых включены представители общественных организаций инвалидов. Материальная помощь для приспособления жилых помещений в 2014 году оказана 44 инвалидам. К работе активно привлекались некоммерческие объединения, которые участвовали в конкурсах на получение грантов для реализации социальных проектов, в том числе по формированию безбарьерной среды. На учёте в территориальных органах ПФР на 1 января 2015 года состоит 130 683 получателя трудовых пенсий, в том числе по старости – 122 292 человека, по инвалидности – 4 333 человека, по случаю потери кормильца – 4 058 человек. Средний размер трудовой пенсии на 1 января 2015 года составляет 11 035 руб. 63 коп. и по сравнению с 1 января 2014 года увеличился на 823 руб. 97 коп. Средний размер государственной пенсии на 1 января 2015 года составляет 8 766 руб. 19 коп. К сожалению, снижается количество получателей двух пенсий, особенно инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Право на жилище, жилищно-коммунальное обслуживание В республике действует государственная программа Республики Хакасия «Жилище (2011 – 2015 годы)», которая включает в себя следующие подпрограммы: «Обеспечение жильём молодых семей», «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Хакасия», «Свой дом», «Переселение жителей Республики Хакасия из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда» и «Доступное жильё». На 1 января 2014 года в очереди на получение жилищных сертификатов по категориям «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», «граждане, признанные вынужденными переселенцами» и «граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф» в Республике Хакасия состояло 115 человек. По состоянию на 1 января 2015 года количество граждан указанных категорий, с учётом вновь принятых на учёт и получивших государственные жилищные сертификаты, составляет 114 человек. По подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Республики Хакасия «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013 – 2020 годы» 41 сельская семья получила свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, из них 23 составляют молодые семьи и молодые специалисты. На социальные выплаты для приобретения жилья гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, признанным вынужденными переселенцами, имеют право 96 человек. На получение сертификата в 2014 году подали заявления 57 человек. В пределах выделенных средств данной категории граждан в 2014 году выдано только 2 сертификата. Проблемы финансирования стали препятствием для получения государственных жилищных сертификатов гражданами, признанными вынужденными переселенцами. В республике на учёте состоит 13 семей (41 человек), выдан только 1 сертификат. С момента принятия Закона Республики Хакасия от 08.11.2011 № 88-ЗРХ «О бесплатном предоставлении в собственность граждан, имеющих трёх и более детей, земельных участков на территории Республики Хакасия» с 2011 по 2014 год включительно земельными участками было обеспечено 3 689 многодетных семей. В 2014 году в собственность семей, имеющих трёх и более детей, предоставлено 146 земельных участков, из них обеспечены электрическими сетями 86 участков, водоснабжением – 80 участков. 1 271 земельный участок выдан в с. Зелёное Усть-Абаканского района из числа земель, находящихся в собственности Российской Федерации. В 2014 году объём бюджетных ассигнований на обеспечение участков инженерными коммуникациями значительно сокращён. В рамках государственной программы Республики Хакасия «Сохранение и развитие малых и отдалённых сёл Республики Хакасия на 2013 – 2015 годы» реализуется подпрограмма «Социальное развитие малых и отдалённых сёл». На территории Республики Хакасия расположено 81 малое село (с численностью населения до 100 человек), в которых проживает 3 389 человек, с постоянной численностью домохозяйств 1 406 единиц, и 23 отдалённых села, в которых проживает 3 549 человек, с постоянной численностью домохозяйств 1 324 единицы. · В 30 малых сёлах организовано бурение скважин нецентрализованного холодного водоснабжения. · В 19 населённых пунктах установлены фонари и приборы учёта (освещение улиц). · В 20 малых сёлах благоустроены территории малых сёл. · В 24 деревнях оборудованы детские игровые и спортивные площадки. · В 20 населённых пунктах осуществлены работы по строительству и капитальному ремонту социальных и культурных объектов малых сёл, оснащены оборудованием сельские дома культуры на сумму свыше 13 млн. рублей. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, капитальный ремонт, услуги ЖКХ На территории республики аварийный жилищный фонд, признанный таковым до 01.01.2012, составляет 38 796,48 кв. метров, число жителей, планируемых к переселению, – 2 402. Для ликвидации всего аварийного жилищного фонда в течение пяти лет потребуется свыше одного миллиарда рублей. Правительством Республики Хакасия утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учётом необходимости развития малоэтажного строительства, на территории Республики Хакасия в 2013 – 2017 годах». За период реализации I этапа программы переселено 575 человек. За период 2014 – 2015 годов планируется ликвидировать 8 600 кв. метров аварийного жилья и переселить 487 человек. На 1 января 2015 года в Республике Хакасия в капитальном ремонте нуждается около 80 % многоквартирных домов. В 2014 году продолжилась начатая в 2008 году работа по капитальному ремонту многоквартирных домов. За счёт республиканского и местных бюджетов, средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, средств собственников жилых помещений за период 2008 – 2013 годов отремонтировано 637 многоквартирных домов. Тем не менее динамика роста количества домов, требующих ремонта, опережает динамику отремонтированных многоквартирных домов: всего за период 2008 – 2014 годов отремонтировано 24,36 % от общего количества домов, требующих ремонта. Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.03.2014 № 102 была утверждена региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014 – 2043 годы)». Если раньше участие жителей в организации работ по капитальному ремонту многоквартирных домов было добровольным, то с 2014 года это участие стало для всех собственников, жителей 2 432 многоквартирных домов, обязательным. Население республики нуждается в профессиональном разъяснении проблем, связанных с жилищно-коммунальной сферой, вопросами недвижимости. С 2011 года такие вопросы составляют четверть всех обращений к Уполномоченному. Начиная с декабря прошлого года от жителей многоквартирных домов в адрес Уполномоченного стали поступать десятки устных обращений по поводу уплаты взносов за капитальный ремонт. С января 2015 года некоммерческая организация «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» стала направлять жителям квитанции. При выполнении требований федерального законодательства об организации в субъектах Российской Федерации капремонта общего имущества в многоквартирных домах необходимо заранее предусмотреть и нивелировать возможные риски для граждан, проживающих в таких домах. Перечисленные от населения деньги на указанные цели должны быть размещены под надлежащий банковский процент, превышающий уровень инфляции в условиях экономического кризиса, иначе рост цен на строительные материалы и работы вскоре обесценит собранные средства, и выгоду получит только кредитная организация. Собираемость взносов на капитальный ремонт низка. Например, только единицы жителей многоквартирных домов в г. Абазе оплачивают квитанции Фонда капитального ремонта, накапливая тем самым долги по коммунальным платежам, в том числе пеню. Однако при решении указанной проблемы только административными методами могут последовать неблагоприятные экономические и политические последствия как для населения, так и для органов власти. Так, граждане, которые получали субсидии на коммунальные платежи, в случае неуплаты за капремонт могут лишиться льгот, поскольку они выдаются только тем категориям нуждающихся граждан, которые не имеют такой задолженности. Кроме того, установленная законом обязательность платежей жильцами многоквартирных домов в случае задолженности по взносам на капремонт повлечёт вынужденную необходимость обращения Фонда либо по его поручению управляющих компаний в суд на неплательщиков взносов. Судебная практика в этих случаях предсказуема, и судебные иски за неуплату в условиях повсеместного роста цен на продукты, услуги и товары при одновременном замораживании либо снижении заработной платы, сокращении числа рабочих мест могут быть весьма болезненно восприняты не только неплательщиками, но и населением в целом, что повлечёт политическую нестабильность в обществе. В отличие от чужих денег, которые граждане берут в виде кредитов на свои нужды в банках, взносы на проведение капитального ремонта в отдалённом будущем они платят сейчас и из собственного кармана. Эта тема является особенно больной для престарелых граждан и лиц, имеющих низкий уровень доходов. Показатель уплаты взносов прямо указывает на то, что население психологически к такому не готово. Протестуя на митинге, как это было в Черногорске, или просто молчаливо не уплачивая взносы, как в Абазе, предложить разумную альтернативу для организации капремонта жилого фонда население также не может. Уполномоченный считает, что по вопросам капремонта многоквартирных домов необходимо организовать широкую разъяснительную работу среди населения, осуществить работу с собственниками жилых помещений с участием структур государственной власти и органов местного самоуправления. В адрес Уполномоченного продолжают поступать жалобы на неудовлетворительную работу управляющих организаций, а также на предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества. В 2014 году поступило 31 такое обращение. Для проверки фактов, содержащихся в обращениях, Уполномоченный привлекает Государственную жилищную инспекцию Республики Хакасия, в сложных случаях – подразделения прокуратуры Республики Хакасия. В результате проводимых внеплановых проверок Государственной жилищной инспекцией Республики Хакасия были выявлены нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации в части необоснованного изменения размера платы за жилое помещение, изменения структуры оплаты за услуги ЖКХ. Организациями, оказывающими населению жилищно-коммунальные услуги в городах и поселениях Республики Хакасия, были проведены перерасчёты. По информации некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», при проведении капитального ремонта газифицированных домов в рамках региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014 – 2043 годы)» будут предусматриваться расходы на переход таких домов на электрическое приготовление пищи. Обеспечение жильём детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей В соответствии с действующим законодательством государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют уполномоченные органы в муниципальных образованиях Республики Хакасия. По состоянию на 1 января 2015 года в Республике Хакасия общее количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, составляет 3 601 человек, из которых у 1 790 право на получения жилого помещения возникло, но не реализовано. Из 1 790 детей-сирот 653 подлежат обеспечению жилыми помещениями на основании судебных решений. После внесения поправок в федеральное законодательство был расширен круг лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, а также сняты возрастные ограничения и установлены новые требования к предоставляемым детям-сиротам жилым помещениям. В связи с этим за два последних года число лиц данной категории, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, увеличилось на 29 %. В адрес Уполномоченного обратилась Ч., относящаяся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ч. пояснила, что с 2007 года она состоит в льготной очереди на получение жилья в п. Коммунар Ширинского района. В 2013 году заявительнице стало известно о возможности постановки на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по месту жительства своего опекуна в с. Бея Бейского района. Ч. было принято решение подать заявление о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении в с. Бея. Заявительницей были собраны все необходимые документы, кроме постановления об исключении её из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в п. Коммунар. По причине передачи личного дела заявительницы из одного муниципального образования в другое возникли некоторые трудности в предоставлении Ч. недостающего документа. В результате содействия Уполномоченного заявительница получила возможность для реализации своего права на предоставление жилого помещения. Трудности в постановке Ч. на учёт в с. Бея Бейского района, по месту жительства опекуна, были устранены. За счёт совместного финансирования из федерального и республиканского бюджетов в 2014 году жилыми помещениями было обеспечено 175 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (АППГ – 146). В настоящее время существуют три очереди на получение жилья детьми-сиротами: первая – на получение жилого помещения по договору социального найма по решению суда; вторая – на получение жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений по решению суда; третья, основная очередь, – на получение данной категорией граждан жилых помещений. Для полного обеспечения жильём детей-сирот, состоящих в очереди на 1 января 2015 года, требуется свыше 2 миллиардов рублей. Самостоятельно покрыть все расходы, необходимые для исполнения обязательств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, республиканский бюджет Республики Хакасия не может, что приводит к нарушению их прав и, как следствие, к увеличению количества судебных решений, в том числе неисполненных. Понимая высокую значимость вопроса обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, Верховным Советом Республики Хакасия было принято решение обратиться к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева по вопросу разработки государственной программы Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями таких детей. Соблюдение и защита трудовых прав граждан В 2014 году в службу занятости за содействием в поиске подходящей работы обратились 13 тысяч граждан, оказано содействие в трудоустройстве 7 734 гражданам, в том числе 47 инвалидам на оборудованные (оснащённые) для них рабочие места. Создана дополнительная инфраструктура, необходимая для беспрепятственного доступа к рабочему месту инвалида, использующего кресло-коляску. Содействие в индивидуальном подборе персонала оказано 3 362 работодателям. Организовано проведение 92 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в которых приняли участие 224 представителя работодателей, 95 образовательных организаций, представлено 3 220 вакансий. В сентябре 2014 года проведена Республиканская ярмарка вакансий для граждан Украины с участием органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Ярмарку посетили более 100 граждан Украины, 66 работодателей, было представлено более 500 вакансий, 11 министерств и ведомств провели консультации для граждан Украины. В 2014 году обращения граждан к Уполномоченному, касающиеся соблюдения трудовых прав, составили 9,2 % (АППГ – 12,1 %) от всех поступивших обращений. Почти две трети обращений составили жалобы на нарушение права на вознаграждение за труд. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|