Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Тыва от 06.06.2005 № 699ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 6 июня 2005 г. N 699 г. Кызыл О республиканской программе повышения квалификации муниципальных служащих Республики Тыва на 2005-2006 годы В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Конституцией Республики Тыва, Законом Республики Тыва от 12 января 2000 г. N 389 «О муниципальной службе» и квалификационными требованиями по должностям муниципальной службы Правительство Республики Тыва ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемые: - республиканскую программу повышения квалификации муниципальных служащих Республики Тыва на 20052006 годы; - смету расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров на 2005-2006 годы. 2. Одобрить прилагаемые: - программы курсов повышения квалификации по профилю программы «Реформа местного самоуправления в Российской Федерации: направления и проблемы проведения» руководителей администраций муниципальных образований, председателей представительных органов муниципальных образований, заместителей руководителей администраций муниципальных образований по финансово-экономическим вопросам, заместителей руководителей администраций муниципальных образований по социальным вопросам, должностных лиц органов местного самоуправления; - программу курсов повышения квалификации руководителей и специалистов органов местного самоуправления Республики Тыва в Тувинском государственном институте переподготовки и повышения квалификации кадров Правительства Республики Тыва на 2005 год. 3. Управлению государственной службы и кадровой политики Канцелярии Председателя Правительства (Ооржак) обеспечить организацию и методическое руководство реализации программы повышения квалификации муниципальных служащих Республики Тыва на 2005-2006 годы. 4. Рекомендовать руководителям муниципальных образований организовать реализацию программы повышения квалификации руководителей и специалистов муниципальной службы. 5. Контроль за организацией повышения квалификации муниципальных служащих Республики Тыва возложить на зам. Председателя Правительства Республики Тыва Брокерта А.В. Председатель Правительства Республики Тыва Ш. Ооржак Утверждена постановлением Правительства Республики Тыва от 6 июня 2005 г. N 699 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА повышения квалификации муниципальных служащих Республики Тыва на 2005-2006 годы +-----------------+-------------------------------------------+ | Наименование | Республиканская программа повышения | | программы: | квалификации муниципальных служащих | | | Республики Тыва на 2005-2006 годы (далее -| | | Программа) | | | | +-----------------+-------------------------------------------+ | Основание для | Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N| | разработки: | 131-ФЗ «Об общих принципах организации| | | местного самоуправления в Российской| | | Федерации» (в редакциях федеральных| | | законов от 19 июня 2004 г. N 53-ФЗ, от 12| | | августа 2004 г. N 99-ФЗ; от 28 декабря| | | 2004 г. N 183-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. N| | | 199-ФЗ; от 30 декабря 2004 г. N 211-ФЗ); | | | Федеральный закон от 8 января 1998 г. N| | | 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в| | | Российской Федерации» (в редакциях| | | федеральных законов от 13 апреля 1999 г. N| | | 75-ФЗ, от 19 апреля 2002 г. N 38-ФЗ, от 25| | | июля 2002 г. N 112-ФЗ); | | | Закон Республики Тыва от 12 января 2000 г.| | | N 389 «О муниципальной службе» | | | | +-----------------+-------------------------------------------+ | Заказчик | Правительство Республики Тыва | | Программы: | | | | | +-----------------+-------------------------------------------+ | Основные | управление государственной службы и| | разработчики | кадровой политики Канцелярии Председателя| | Программы: | Правительства Республики Тыва | | | | +-----------------+-------------------------------------------+ | Цели Программы: | подготовка муниципальных служащих| | | Республики Тыва к реализации Федерального| | | закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об| | | общих принципах организации местного| | | самоуправления в Российской Федерации»,| | | реализация кадровой политики Председателя| | | Правительства Республики Тыва,| | | направленная на непрерывное повышение| | | профессионального уровня руководителей и| | | специалистов, работающих в органах| | | местного самоуправления, использование| | | подготовки, переподготовки и повышения| | | квалификации муниципальных служащих как| | | важного фактора получения теоретических| | | знаний и практических навыков в области| | | современных форм управления, изучения| | | опыта работы и совершенствования форм и| | | методов управленческой деятельности | | | | +-----------------+-------------------------------------------+ | Сроки реализации| 2005-2006 годы | | Программы: | | | | | +-----------------+-------------------------------------------+ | Объем и | общий объем финансирования 1035,0 тыс.| | источники | рублей, | | финансирования: | в том числе бюджет республики 1035,0 тыс.| | | рублей, | | | в том числе по годам: | | | 2005 | | | 300,0 тыс. рублей, | | | из них бюджет республики 300,0 тыс.| | | рублей; | | | 2006 | | | 735,0 тыс. рублей, | | | из них бюджет республики 735,0 тыс.| | | рублей | | | | +-----------------+-------------------------------------------+ | Исполнители: | кадровые службы органов местного| | | самоуправления; управление государственной| | | службы и кадровой политики Канцелярии| | | Председателя Правительства Республики| | | Тыва; Тувинский государственный институт| | | переподготовки и повышения квалификации| | | кадров Правительства Республики Тыва | | | | +-----------------+-------------------------------------------+ | Ожидаемые | подготовка 600 должностных лиц и| | конечные | специалистов местного самоуправления к| | результаты: | реализации Федерального закона от 6| | | октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих| | | принципах организации местного| | | самоуправления в Российской Федерации»; | | | оптимизация и повышение уровня| | | профессиональной подготовки муниципальных| | | служащих, отвечающих квалификационным| | | требованиям по муниципальным должностям| | | муниципальной службы; | | | совершенствование форм и методов | | | управленческой деятельности органов | | | местного самоуправления Республики Тыва | +-----------------+-------------------------------------------+ | Система | контроль за ходом реализации Программы | | орга-низации | осуществляется управлением государственной| | контроля за | службы и кадровой политики Канцелярии | | исполнением | Председателя Правительства Республики Тыва| | Программы: | | +-----------------+-------------------------------------------+ 1. Анализ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих Республики Тыва Становление системы местного самоуправления, правовых основ организации муниципальной службы зависит от деловых качеств людей, занятых управленческой деятельностью. Формируются новые социально-экономические отношения. Для муниципальных служащих всех групп должностей и специализации определяющим квалификационным требованием становится профессиональное образование. Из 845 муниципальных служащих 395 (46,74 процента) имеют высшее образование, в том числе: сельскохозяйственное - 110, педагогическое - 104, инженерно-техническое - 55, экономическое - 54, юридическое - 13, естественно-математическое - 12, медицинское - 6, иное - 9 человек. Только 15 человек имеют образование по специальности «государственное и муниципальное управление». Среднее профессиональное образование имеют 410 (48,52 процента) человек, общее среднее образование - 40 (4,7 процента) человек. Стаж муниципальной службы имеют: до 1 года - 149 человек; от 1 года до 5 лет - 254; от 5 до 10 лет - 210; от 10 до 15 лет - 97; от 15 лет и выше - 135 человек. В том числе, из 141 лиц, замещающих должности категории «Руководители»: до 1 года - 26; от 1 года до 5 лет - 53; от 5 до 10 лет - 33; от 10 до 15 лет - 7; от 15 лет и свыше - 22 человека. Вместе с тем, анализ показывает, что на подготовку и переподготовку (получение высшего и второго высшего образования) направляются специалисты, стаж работы которых составляет от полугода до полутора лет, не по профилю работы, специалисты I категории. Часто на подготовку и переподготовку направляются руководители и специалисты, не стоящие в резерве на выдвижение на вышестоящие должности. Учитывая, что с 1 января 2006 г. будет осуществлен переход на 4 - уровневый бюджет, особое значение приобретает повышение квалификации руководителей поселений, бухгалтеров, экономистов, специалистов, депутатов по актуальным вопросам реформирования местного самоуправления. Повышение квалификации управленческого персонала существенное звено в кадровой политике органов местного самоуправления Республики Тыва. Непрерывная учеба и повышение квалификации кадров является важной предпосылкой и условием для успешной реализации намеченных преобразований и позитивных реформ в республике. Программная установка заключается в том, чтобы смотреть на обучение управленческих кадров не как на источник дополнительных расходов, а как на важнейший вид государственных инвестиций. Правовой базой для последовательной кадровой политики на основе роста профессионализма управленческого персонала являются Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Тыва, федеральные и республиканские законы о муниципальной службе. 2. Цели программы Целями Программы являются подготовка муниципальных служащих Республики Тыва к реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», реализация кадровой политики Председателя Правительства Республики Тыва, направленная на непрерывное повышение профессионального уровня руководителей и специалистов, работающих в органах местного самоуправления, использование подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих как важного фактора получения теоретических знаний и практических навыков в области современных форм управления, изучения опыта работы и совершенствования форм и методов управленческой деятельности. 3. Организационные мероприятия +-----+--------------------------------+---------------+--------------------+ | № | Мероприятия | Срок | Ответственный | | п/п | | исполнения | исполнитель | +-----+--------------------------------+---------------+--------------------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +-----+--------------------------------+---------------+--------------------+ | | | | | +-----+--------------------------------+---------------+--------------------+ | 1. | Организовать подготовку, | постоянно | управление | | | переподготовку и повышение | | государственной | | | квалификации по курсу | | службы и кадровой | | | «Государственное и | | политики анцелярии | | | муниципальное управление» | | Председателя | | | | | Правительства РТ, | | | | | органы местного | | | | | самоуправления | | | | | | +-----+--------------------------------+---------------+--------------------+ | 2. | Разработать и утвердить | I квартал | кадровые службы | | | годовой план подготовки, | ежегодно | органов местного | | | переподготовки и повышения | | самоуправления | | | квалификации муниципальных | | | | | служащих | | | | | | | | +-----+--------------------------------+---------------+--------------------+ | 3. | В соответствии с Указом | | | | | Президента Российской | | | | | Федерации от 23 июля 1997 г. N | | | | | 774 «О подготовке | | | | | управленческих кадров для | | | | | организаций народного | | | | | хозяйства Российской | | | | | Федерации»: | | | +-----+--------------------------------+---------------+--------------------+ | | - информировать органы | постоянно | региональное | | | местного самоуправления о | | отделение комиссии | | | решениях комиссии по | | | | | организации подготовки | | | | | управленческих кадров и ее | | | | | регионального отделения; | | | | | | | | +-----+--------------------------------+---------------+--------------------+ +----+--------------------------------+-----------+-----------------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +----+--------------------------------+-----------+-----------------+ | | | | | +----+--------------------------------+-----------+-----------------+ | | - консультировать | постоянно | региональное | | | специалистов-участников | | отделение | | | конкурсного отбора о порядке, | | комиссии | | | условиях и требованиях, | | | | | предъявляемых к конкурсному | | | | | отбору; | | | | | | | | +----+--------------------------------+-----------+-----------------+ | | - вносить предложения в | | Агентство по | | | региональное отделение | | науке и учебным | | | комиссии о формах и методах | | заведениям | | | взаимодействия органов | | Республики Тыва | | | местного самоуправления, | | | | | организаций и образовательных | | | | | учреждений, участвующих в | | | | | подготовке специалистов | | | | | | | | +----+--------------------------------+-----------+-----------------+ | 4. | Планировать и направлять в ИПК | ежегодно | управление | | | СибАГС руководителей органов | | государственной | | | местного самоуправления в | | службы и | | | соответствии с установленной | | кадровой | | | квотой | | политики | | | | | Канцелярии | | | | | Председателя | | | | | Правительства | | | | | РТ | | | | | | +----+--------------------------------+-----------+-----------------+ | 5. | Планировать и направлять в ИПК | по | управление | | | СибАГС специалистов органов | графику | государственной | | | местного самоуправления на | СибАГС | службы и | | | курсы повышения квалификации | | кадровой | | | | | политики | | | | | Канцелярии | | | | | Председателя | | | | | Правительства | | | | | РТ | | | | | | +----+--------------------------------+-----------+-----------------+ | 6. | Планировать и направлять в | по | управление | | | Тувинский государственный | графику | государственной | | | институт переподготовки и | ТГИПИПКК | службы и | | | повышения квалификации кадров | | кадровой | | | Правительства Республики Тыва | | политики | | | руководителей и специалистов | | Канцелярии | | | органов местного | | Председателя | | | самоуправления | | Правительства | | | | | РТ | | | | | | +----+--------------------------------+-----------+-----------------+ +----+--------------------------------+-----------+-------------------------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +----+--------------------------------+-----------+-------------------------+ | | | | | +----+--------------------------------+-----------+-------------------------+ | 7. | Организовать систему учета и | постоянно | управление | | | осуществлять контроль за | | государственной службы | | | организацией подготовки, | | и кадровой политики | | | переподготовки и повышения | | Канцелярии Председателя | | | квалификации муниципальных | | Правительства РТ | | | служащих | | | | | | | | +----+--------------------------------+-----------+-------------------------+ | 8. | Разработать планы и программы | II | управление | | | зональных семинаров для | квартал | территориального | | | руководителей муниципальных | 2005 г. | развития Аппарата | | | образований | | Правительства РТ, | | | | | управление | | | | | государственной службы | | | | | и кадровой политики | | | | | Канцелярии Председателя | | | | | Правительства РТ, | | | | | Государственно-правовое | | | | | управление Председателя | | | | | Правительства РТ | +----+--------------------------------+-----------+-------------------------+ | | | | | +----+--------------------------------+-----------+-------------------------+ | 9. | Организовать выпуск | II-III | Канцелярия Председателя | | | методических материалов по | кварталы | Правительства РТ, | | | осуществлению полномочий | 2005 г. | Аппарат Правительства | | | органов местного | | Республики Тыва | | | самоуправления | | | +----+--------------------------------+-----------+-------------------------+ 4. Система повышения квалификации муниципальных служащих Республики Тыва Программа рассчитана на обучение муниципальных служащих в соответствии с Законом Республики Тыва «О муниципальной службе Республики Тыва» и Реестром муниципальных должностей муниципальной службы Республики Тыва. Для каждой категории в зависимости от отраслевой специфики разрабатываются свои программы, определяются формы и методы обучения, устанавливаются сроки и объемы учебного процесса. 1. Канцелярия Председателя Правительства Республики Тыва и Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров Правительства Республики Тыва обучают руководителей и специалистов муниципальной службы. 2. Исполнительные органы государственной власти обучают: руководителей и специалистов муниципальных образований по своему направлению работы, отраслевому принципу; руководителей и специалистов муниципальных и других предприятий, организаций, учреждений по своему направлению работы, отраслевому принципу; 4. Муниципальные образования обучают: руководителей и специалистов поселковых и сельских администраций, служб социально-экономического развития; депутатов представительных органов местного самоуправления; руководителей и специалистов предприятий, организаций, учреждений по направлениям работы, отраслевому принципу; руководителей и специалистов аппарата администрации муниципального образования. 5. Основные принципы, формы и методы обучения Программа повышения квалификации кадров исходит из следующих основных принципов: 1. Научность, системность и комплексный подход к обучению. Данный принцип предполагает системный и комплексный подход в использовании различных форм, средств и методов организации и ведения обучения. 2. Планомерность, последовательность и непрерывность процесса обучения. Постоянный процесс, органически вписанный в служебную деятельность работника и планируемый как в его индивидуальных планах работы, так и в планах работы с кадрами руководителей соответствующих органов. 3. Индивидуальный и дифференцированный подход к процессу обучения. Высокий уровень профессиональной подготовленности кадров и сложная специфика выполняемых функциональных, должностных обязанностей позволяет осуществлять процесс обучения через массовые и индивидуальные формы обучения. 4. Ответственность органов местного самоуправления за повышение квалификации служащих. 5. Личная заинтересованность муниципальных служащих в учебе, повышении квалификации. Каждый работник должен быть лично заинтересован в прохождении обучения. 6. Единство обучения и самообучения. Процесс повышения квалификации в большей мере должен быть ориентирован на самостоятельную работу кадров с различными источниками информации по повышению своих теоретических и практических знаний и умений. Формы и методы повышения квалификации муниципальных служащих +----+---------------------+----------------+----------+-----------------+ | № | Форма учебы | Методы обучения| Сроки | Документ, | | п/п| | | обучения | выдаваемый по | | | | | | окончании учебы | +----+---------------------+----------------+----------+-----------------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | +----+---------------------+----------------+----------+-----------------+ | | | | | | +----+---------------------+----------------+----------+-----------------+ | 1. | Повышение | аудиторные | 2 недели | удостоверение | | | квалификации с | занятия: | | государственного| | | отрывом от | лекции, | | образца (72100 | | | производства: курсы | семинарские | | час.) | | | повышения | занятия, | | | | | квалификации (очные,| активные формы | | | | | групповые) | обучения, | | | | | | тренинги, | | | | | | «Круглые | | | | | | столы», | | | | | | дискуссии, | | | | | | выпускные | | | | | | работы, | | | | | | изучение опыта | | | | | | работы и т.д. | | | +----+---------------------+----------------+----------+-----------------+ | 2. | Семинары | Лекции, | 32-36 | программа, | | | профессиональной | дискуссии, | час. в | ведение журнала | | | учебы по | активные формы | год, | учета | | | подразделениям без | учебы, | 1 раз в | | | | отрыва от | тренинги, | месяц в | | | | производства | "круглые | течение | | | | | столы", | 1-1,5 | | | | | изучение опыта | час. | | | | | работы, защита | | | | | | рефератов, | | | | | | докладов | | | +----+---------------------+----------------+----------+-----------------+ | 3. | Целевые тематические| лекции, | от 6-8 | программа, | | | семинары | дискуссии, | час. до | пригласительные | | | | выступления, | 30-35 | билеты | | | | обсуждения | час. | | | | | проблемы, | | | | | | "Круглые | | | | | | столы", др. | | | | | | методы | | | +----+---------------------+----------------+----------+-----------------+ | 4. | Комплексные | доклады, | от 1 до 5| программы, | | | межотраслевые | выставки, | дней от 6| приглашения | | | мероприятия: | выступления, | до 36 | | | | конференции, | изучение | час. | | | | общеореспубликанские| и обмен опытом | | | | | семинары с участием | работы, | | | | | руководителей | методические | | | | | республики | материалы | | | +----+---------------------+----------------+----------+-----------------+ +---+-----------------+-----------------+----------+--------------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | +---+-----------------+-----------------+----------+--------------+ | 5.| Прослушивание | разовые лекции | от 1,5 до| | | | лекций, | ученых, | 3 час. | | | | докладов, | специалистов | | | | | выступлений по | (зарубежных и | | | | | отдельным | отечественных) в| | | | | проблемам | городе, кожууне,| | | | | | отдельном | | | | | | муниципальном | | | | | | органе, | | | +---+-----------------+-----------------+----------+--------------+ | | | | | | +---+-----------------+-----------------+----------+--------------+ | | | выступления | | | | | | руководителей, | | | | | | информации по | | | | | | телевидению и | | | | | | радио | | | | | | | | | +---+-----------------+-----------------+----------+--------------+ | 6.| Обучение, | стажировка, | | | | | связанное с | изучение | | | | | формированием и | практического | | | | | развитием | опыта с выездом | | | | | индивидуальных | на места, | | | | | практических | выполнение | | | | | навыков | практических | | | | | | заданий | | | | | | руководителя с | | | | | | последующим | | | | | | анализом | | | | | | выполненной | | | | | | работы, | | | | | | выступление с | | | | | | лекциями, | | | | | | беседами, | | | | | | докладами, | | | | | | сообщениями | | | | | | перед | | | | | | коллективом, | | | | | | гражданами, | | | | | | подготовка и | | | | | | публикация | | | | | | различных | | | | | | материалов в | | | | | | средствах | | | | | | массовой | | | | | | информации и | | | | | | специальных | | | | | | изданиях | | | | | | | | | +---+-----------------+-----------------+----------+--------------+ | 7.| Подготовка | выступление с | | | | | материалов по | докладом перед | | | | | проблемам | муниципальными | | | | | | служащими, | | | | | | коллегами по | | | | | | работе, | | | | | | гражданами, | | | | | | общественностью | | | | | | | | | +---+-----------------+-----------------+----------+--------------+ | 8.| Индивидуальная | Ознакомление с | | | | | работа | научной, | | | | | обучающегося с | специальной | | | | | печатными | литературой, | | | | | источниками | статьями и | | | | | | разработками, | | | | | | касающимися | | | | | | проблем, | | | | | | решаемых | | | | | | обучающимся в | | | | | | процессе своей | | | | | | работы, анализ | | | | | | информационных | | | | | | материалов, | | | | | | высылаемых | | | | | | соответствующими| | | | | | вышестоящими | | | | | | органами, | | | | | | проработка | | | | | | методических и | | | | | | учебных | | | | | | материалов, | | | | | | высылаемых | | | | | | согласно плану | | | | | | по группам | | | | | | обучающихся | | | +---+-----------------+-----------------+----------+--------------+ +----+-------------------------+--------------------+---------+-------------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | +----+-------------------------+--------------------+---------+-------------+ | | | | | | +----+-------------------------+--------------------+---------+-------------+ | 9. | Группа форм обучения, | участие в | | | | | связанная с | организации и | | | | | индивидуальной работой, | проведении | | | | | направленная на | различных | | | | | научно-исследовательскую| социологических, | | | | | работу | экономических | | | | | | исследований, | | | | | | подготовка | | | | | | аналитических | | | | | | обзоров и справок, | | | | | | выступление на | | | | | | различных научных и| | | | | | научно-практических| | | | | | конференциях и | | | | | | семинарах | | | | | | | | | +----+-------------------------+--------------------+---------+-------------+ | 10.| Группа форм обучения, | знакомство с | | | | | связанная с изучением | практическим опытом| | | | | зарубежного опыта работы| работы | | | | | муниципальных служб | муниципальной | | | | | | службы зарубежных | | | | | | стран, стажировки, | | | | | | организация | | | | | | семинаров с | | | | | | участием | | | | | | иностранных | | | | | | специалистов | | | +----+-------------------------+--------------------+---------+-------------+ | 11.| Другие формы обучения, | | | | | | способствующие повышению| | | | | | квалификации | | | | | | муниципальных служащих | | | | | | | | | | +----+-------------------------+--------------------+---------+-------------+ | 12.| Группа форм обучения, | подготовка тезисов | | | | | связанная с контролем за| рекомендаций по | | | | | прохождением учебы | итогам работы | | | | | | семинара или | | | | | | персональным | | | | | | заданиям, | | | | | | разработка | | | | | | индивидуальных | | | | | | планов обучения, | | | | | | проведение | | | | | | тестирования, сдача| | | | | | планируемых зачетов| | | | | | и экзаменов, | | | | | | проведение общей | | | | | | аттестации | | | | | | работников, | | | | | | собеседования и | | | | | | консультации | | | | | | специалистов по | | | | | | отдельным проблемам| | | +----+-------------------------+--------------------+---------+-------------+ Комплексное использование различных форм и методов обучения предусматривается при разработке единого тематического плана и программы обучения для каждой категории и группы обучающихся с учетом индивидуальных особенностей работников. Основные принципы, формы и методы обучения окажут действенную помощь в подготовке и проведении аттестации служащих. 6. Основные направления содержания обучения Тематические планы и программы обучения по всем категориям строятся на основе разработанных Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, Сибирской академией государственной службы методических рекоендаций по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с законом о муниципальной службе в системе прав и обязанностей управленческого персонала особое значение приобретают такие требования к руководителям и специалистам всех категорий и рангов, как: 1) знание законодательства, теории управления, экономики, этики, психологии; 2) умение работать и общаться с людьми, взаимодействовать с общественными организациями; 3) инициатива, ориентация на творчество. С учетом этих требований и ориентацией на создание планируемой системы непрерывного образования программы включают основные направления: 1. Правовое обеспечение муниципальной службы. Это направление включает в себя правовые отношения и систему права в России, основы конституционного и муниципального права, административное, гражданское, трудовое право и так далее, нормативно-правовые акты по направлению работы, развитию отрасли. 2. Региональное управление социально-экономическими процессами включает в себя национальную экономику России и формы ее проявления в Республике Тыва, управление финансовыми и человеческими ресурсами, формы и методы государственного регулирования смешанной экономики, взаимодействие государственных и муниципальных органов власти с хозяйственными субъектами (предприятиями), государственную финансово-налоговую политика и ее реализацию в регионе, систему социальной защиты, проблемы экологии, социально-экономическое развитие отрасли. 3. Организационные основы управленческой деятельности. Это направление включает в себя структуру аппарата, организации, учреждения, содержание работы и регламент работы, методику подготовки и принятия решения, контроль за исполнением законодательных, нормативных правовых актов, решений и постановлений, организацию и проведение совещаний, оперативных и административных мероприятий, методику организации выездов и работы в командировках, участие руководителей и специалистов, документирование управленческой деятельности, делопроизводство и исполнение требований ГОСТа 1977 года. 4. Психология управления и делового общения в муниципальной службе. Предметно это направление включает культуру управления, сферу общественно-психологических явлений и общения людей в процессе управления, психологию малых групп, имидж и теорию лидерства, управление и разрешение конфликтов в деловом общении, психологию власти, ее проявление на уровне муниципального управления, этику поведения муниципальных служащих и так далее. 7. Управление и финансирование программы При Председателе Правительства Республики Тыва образован Совет по вопросам государственной службы (далее Совет). В задачи Совета входят: - координация функционирования системы государственной службы и кадровой политики в органах государственной власти республики; - определение основных направлений и создание условий для обучения и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Положение о Совете по вопросам государственной службы утверждено указом Председателя Правительства Республики Тыва от 30 октября 2002 г. N 184 «О Совете по вопросам государственной службы при Председателе Правительства Республики Тыва». Текущее управление Программой осуществляет управление государственной службы и кадровой политики Канцелярии Председателя Правительства Республики Тыва. Финансирование мероприятий, связанных с повышением квалификации муниципальных служащих, осуществляется в пределах расходов, утвержденных в республиканском бюджете и бюджетах муниципальных образований. Проведение краткосрочных семинаров, конференций и тематических лекций для специалистов узкой отраслевой специализации может осуществляться при долевом участии республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований, а также на средства органов исполнительной власти Республики Тыва, отвечающих за определенное направление. Контроль за ходом реализации Программы и финансирования государственного заказа по договорам осуществляется начальником управления государственной службы и кадровой политики Канцелярии Председателя Правительства Республики Тыва. Утверждена постановлением Правительства Республики Тыва от 6 июня 2005 г. N 699 СМЕТА расходов на повышение квалификации муниципальных служащих и научно-методическое обеспечение муниципальной службы в республике тыва на 2005-2006 годы +----+----------------+-----------------+-----------------+-----------------+ | № | Образовательные| Статьи | Сумма | Примечание | | п/п| учреждения и | расходов | (тыс. рублей) | | | | формы | | | | | | обучения | | | | +----+----------------+-----------------+-----------------+-----------------+ | | | | | | +----+----------------+-----------------+-----------------+-----------------+ | 1. | | Повышение квалификации муниципальных служащих | | 2. | +----+----------------+-----------------+-----------------+-----------------+ | | Тувинский | Оплата за | 990,0 | Обучение за счет| | | государственный| обучение на | | республиканского| | | институт | заочном | | бюджета | | | переподготовки | отделении | | | | | и повышения | (600 чел. х 1650| | | | | квалификации | руб.) | | | | | кадров | | | | | | Правительства | | | | | | Республики Тыва| | | | | | курсы - | | | | | | повышения | | | | | | квалификации | | | | | | руководителей, | | | | | | специалистов и | | | | | | депутатов | | | | | | муниципальных | | | | | | образований | | | | | | | | | | +----+----------------+-----------------+-----------------+-----------------+ | 2. Разработка программ и изготовление методических рекомендаций | | | +----+----------------+-----------------+-----------------+-----------------+ | | Разработка | Оплата за | 45 | | | | методических | методическое | | | | | материалов | обеспечение | | | | | | муниципальной | | | | | | службы | | | | | | | | | +----+----------------+-----------------+-----------------+-----------------+ | | Итого | | 1035,0 | | +----+----------------+-----------------+-----------------+-----------------+ Одобрена постановлением Правительства Республики Тыва от 6 июня 2005 г. N 699 ПРОГРАММА курсов повышения квалификации руководителей и специалистов органов местного самоуправления Республики Тыва в Тувинском государственном институте переподготовки и повышения квалификации кадров Правительства Республики Тыва на 2005 год -----+----------------+---------------------------+-----------+-----------+------------ № | Категория | Проблематика, |Количество |Количество | Сроки п/п | слушателей |тематика обучения | часов | человек | обучения -----+----------------+---------------------------+-----------+-----------+------------ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 -----+----------------+---------------------------+-----------+-----------+------------ 1. Бухгалтеры Финансовые основы местного 72 60 16-25 мая сельских самоуправления: поселений - бюджетная система РФ, Бюджетный кодекс и бюджетная классификация в РФ; - доходы и расходы бюджетов; - основы бюджетного процесса; - казначейское исполнение бюджетов; 72 63 30 мая - Бухгалтеры - межбюджетные отношения в 7 июня сельских субъекте РФ, критериальный поселений уровень бюджетной обеспеченности, порядок и механизмы выравнивания уровня бюджетной обеспеченности сельского поселения (сумона); - местный бюджет и его структура Формирование местного бюджета, участники бюджетного процесса, сведения необходимые для составления местного бюджета: - источники доходов и расходы бюджета сельского поселения; - порядок разработки, утверждения и исполнения бюджета сельского поселения; +--+---------+-----------------------------+-----+--------+-------+ |1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | +--+---------+-----------------------------+-----+--------+-------+ - бюджетный процесс в сельском поселении и контроль исполнения бюджета. 2. Экономисты Экономическая основа 72 70 6-14 сельских местного июня поселений самоуправления. Муниципальное имущество сельского поселения: состав, ведение реестра, распоряжение и приватизация. Актуальные вопросы Экономисты земельного права: 72 70 сельских - регулирование 15-23 поселений земельных отношений в июня сельском поселении (сумоне): цена земли и плата за землю; резервирование и выкуп земельных участков для муниципальных нужд, организация контроля за использованием земель; порядок регистрации прав на земельные участки и недвижимое имущество. Управление социальными процессами в муниципальной службе. Социально-экономическое планирование в сельском поселении (сумоне). Типы планов, порядок их разработки и утверждения, целевые программы, проблемы финансирования: - социальная политика в сельском поселении (сумоне): обеспечение муниципальным жильем малоимущих граждан; содействие в установлении опеки и попечительства; организация работы культурных учреждений и досуга; организация библиотечного обслуживания 3. Начальники, Финансовые основы 72 38 15-23 главные местного июня бухгалтера самоуправления: финансово- - бюджетная система РФ, экономических Бюджетный кодекс и отделов бюджетная классификация муниципальных в РФ; образований - доходы и расходы бюджетов; - основы бюджетного процесса; - казначейское исполнение бюджетов; - межбюджетные отношения в субъекте РФ, критериальный уровень бюджетной обеспеченности, порядок и механизмы выравнивания уровня бюджетной обеспеченности сельского поселения (сумона); ----+--------------------+------------------------+--------+--------+------------ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 ----+--------------------+------------------------+--------+--------+------------ +--+--------------------+--------------------+-----+--------+-----+ | | |- местный бюджет и | | | | | | |его структура; | | | | | | |Формирование | | | | | | |местного бюджета, | | | | | | |участники | | | | | | |бюджетного | | | | | | |процесса, сведения | | | | | | |необходимые для | | | | | | |составления | | | | | | |местного бюджета: | | | | | | |- источники доходов | | | | | | |и расходы бюджета | | | | | | |сельского | | | | | | |поселения; | | | | | | |- порядок | | | | | | |разработки, | | | | | | |утверждения и | | | | | | |исполнения | | | | | | |бюджета сельского | | | | | | |поселения; | | | | | | |- бюджетный процесс | | | | | | |в сельском | | | | | | |поселении и | | | | | | |контроль исполнения | | | | | | |бюджета. | | | | | | |Экономическая | | | | | | |основа местного | | | | | | |самоуправления. | | | | | | |Муниципальное | | | | | | |имущество сельского | | | | | | |поселения: состав, | | | | | | |ведение реестра, | | | | | | |распоряжение и | | | | | | |приватизация. | | | | +--+--------------------+--------------------+-----+--------+-----+ +---+--------------------+--------------------------------+--------+---------+-----+ |4. |Специалисты |Правовые основы и | 72 | 142 |27 | | |муниципальных |документационное обеспечение | | |июня | | |образований |деятельности органов местного | | |- 5 | | |и сельских |самоуправления: | | |июля | | |поселений |- правовое регулирование | | | | | | |служебно-трудовых отношений в | | | | | | |органах местного | | | | | | |самоуправления; | | | | | | |- проблемы кадрового | | | | | | |обеспечения администрации | | | | | | |сельского поселения (сумона); | | | | | | |- численность и штатное | | | | | | |расписание администрации | | | | | | |сельского поселения (сумона), | | | | | | |должностные инструкции | | | | | | |муниципальных служащих; | | | | | | |- .основные требования к | | | | | | |организационно-распорядительным | | | | | | |документам в органах местного | | | | | | |самоуправления | | | | +---+--------------------+--------------------------------+--------+---------+-----+ +--+-------------------+----------------------+-------+-------+-------+ |1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | +--+-------------------+----------------------+-------+-------+-------+ +---+------------------------+---------------------+--------+--------+----------+ |5. |Заместители глав |Финансовые основы | 72 | 19 | июль | | |администраций |местного | | | | | |муниципальных |самоуправления: | | | | | |образований |- бюджетная система | | | | | |по |РФ, Бюджетный кодекс | | | | | |финансово-экономическим |и бюджетная | | | | | | вопросам |классификация в РФ; | | | | | | |- доходы и расходы | | | | | | |бюджетов; | | | | | | |- основы бюджетного | | | | | | |процесса; | | | | | |Заместители глав |- казначейское | 72 | 60 | июль | | |администраций |исполнение бюджетов; | | | | | |сельских |- межбюджетные | | | | | |поселений по |отношения в субъекте | | | | | |финансово |РФ, критериальный | | | | | |экономическим |уровень бюджетной | | | | | |вопросам |обеспеченности, | | | | | | |порядок | | | | | | |и механизмы | | | | | | |выравнивания уровня | | | | | | |бюджетной | | | | | | |обеспеченности | | | | | | |сельского поселения | | | | | | |(сумона); | | | | | | |- местный бюджет и | | | | | | |его структура; | | | | | | |Формирование | | | | | | |местного бюджета, | | | | | | |участники бюджетного | | | | | | |процесса, сведения | | | | | | |необходимые для | | | | | | |составления местного | | | | | | |бюджета: | | | | | | |- источники доходов | | | | | | |и расходы бюджета | | | | | | |сельского | | | | | | |поселения; | | | | | | |- порядок | | | | | | |разработки, | | | | | | |утверждения и | | | | | | |исполнения бюджета | | | | | | |сельского поселения; | | | | | | | | | | | +---+------------------------+---------------------+--------+--------+----------+ +--+------------------------+---------------------+------+--------+----------+ | |Заместители глав |- бюджетный процесс | 72 | 63 | июль | | |администраций сельских |в сельском поселении | | | | | |поселений по |и контроль | | | | | |финансово-экономическим |исполнения бюджета. | | | | | |вопросам |Экономическая основа | | | | | | |местного | | | | | | |самоуправления. | | | | | | |Муниципальное | | | | | | |имущество сельского | | | | | | |поселения: состав, | | | | | | |ведение реестра, | | | | | | |распоряжение и | | | | | | |приватизация. | | | | | | | | | | | +--+------------------------+---------------------+------+--------+----------+ +--+--------------------+---------------------+-------+-------+-------+ |1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | +--+--------------------+---------------------+-------+-------+-------+ +---+--------------------+---------------------+--------+---------+----------+ |6. |Заместители глав |Реформа местного | 72 | 19 | июль | | |администраций |самоуправления в РФ; | | | | | |муниципальных |направления и | | | | | |образований по |проблемы проведения: | | | | | |социальной |- правовая база | | | | | |политике |местного | | | | | | |самоуправления. | | | | | | |Новации Федерального | | | | | |Главы |закона Российской | 72 | 19 | июль | | |муниципальных |Федерации от 6 | | | | | |районов |октября 2003 г. N | | | | | |(кожуунов) |131 «Об общих | | | | | | |принципах | | | | | | |организации местного | | | | | |Главы сельских |самоуправления»; | 72 | 123 | июль | | |поселений |- программа | | | | | |(сумонов) |деятельности | | | | | | |федеральных органов | | | | | | |власти, органов | | | | | | |государственной | | | | | | |власти субъектов РФ | | | | | | |и органов местного | | | | | | |самоуправления по | | | | | | |реформированию | | | | | | |местного | | | | | | |самоуправления; | | | | | | |- разграничение | | | | | | |предметов ведения и | | | | | | |полномочии между | | | | | | |органами | | | | | | |государственной | | | | | | |власти и органами | | | | | | |местного | | | | | | |самоуправления; | | | | | | |- государственное | | | | | | |регулирование и | | | | | | |государственная | | | | | | |поддержка местного | | | | | | |самоуправления. | | | | | | |- наделение органов | | | | | | |местного | | | | | | |самоуправления | | | | | | |отдельными | | | | | | |государственными | | | | | | |полномочиями; | | | | | | |- органы и | | | | | | |должностные лица | | | | | | |местного | | | | | | |самоуправления в | | | | | | |муниципальных | | | | | | |образованиях | | | | | | |сельских поселений | | | | | | |(сумонов) (местная | | | | | | |администрация, глава | | | | | | |администрации, | | | | | | |представительный | | | | | | |орган); | | | | | | |ответственность | | | | | | |органов местного | | | | | | |самоуправления и | | | | | | |должностных лиц | | | | | | |местного | | | | | | |самоуправления, | | | | | | |контроль и надзор за | | | | | | |их деятельностью; | | | | | | |- организация работы | | | | | | |с населением в | | | | | | |сельском поселении | | | | | | |(сумоне) и формы | | | | | | |непосредственного | | | | | | |участия населения в | | | | | | |местном | | | | | | |самоуправлении; | | | | | | |направления работы с | | | | | | |населением; | | | | | | |собрания, сходы, | | | | | | |правотворческая | | | | | | |инициатива граждан, | | | | | | |опрос и обращения | | | | | | |граждан, | | | | | | |общественный | | | | | | |контроль за | | | | | | |деятельностью | | | | | | |органов местного | | | | | | |самоуправления и | | | | | | |должностных лиц; | | | | | | |самоорганизация | | | | | | |населения, | | | | | | |территориальное | | | | | | |общественное | | | | | | |самоуправление; | | | | | | |деятельность | | | | | | |администрации | | | | | | |сельского поселения | | | | | | |(сумона) в сфере | | | | | | |безопасности: | | | | | | |организация ГО и ЧС; | | | | | | |первичные меры | | | | | | |пожарной | | | | | | |безопасности; | | | | | | |организация | | | | | | |мобилизационной | | | | | | |подготовки; | | | | | | | | | | | +---+--------------------+---------------------+--------+---------+----------+ +--+--------------------+---------------------+-------+-------+-------+ |1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | +--+--------------------+---------------------+-------+-------+-------+ +--+--------------------+-------------------------+-------+------+-----+ | | |- определение порядка | | | | | | |материально-технического | | | | | | |и организационного | | | | | | |обеспечения деятельности | | | | | | |органов местного | | | | | | |самоуправления; - | | | | | | |контроль исполнения | | | | | | |органами местного | | | | | | |самоуправления и | | | | | | |должностными лицами | | | | | | |местного самоуправления | | | | | | |полномочий по решению | | | | | | |вопросов местного | | | | | | |значения; | | | | | | |- состав и соотношение | | | | | | |полномочий | | | | | | |муниципального района | | | | | | |(кожууна) и сельского | | | | | | |поселения (сумона), | | | | | | |порядок их взаимного | | | | | | |делегирования и | | | | | | |разграничения; | | | | | | |- специфика, система | | | | | | |целей и задач | | | | | | |муниципального | | | | | | |управления; | | | | | | |- система муниципальных | | | | | | |правовых актов: типы | | | | | | |муниципальных правовых | | | | | | |актов; | | | | | | |- порядок подготовки, | | | | | | |вступления в силу и их | | | | | | |отмена | | | | +--+--------------------+-------------------------+-------+------+-----+ +---+--------------------+---------------------+--------+------+----------+ |7. |Депутаты |Реформа местного | 72 | | июль | | |представительных |самоуправления в РФ; | | | | | |органов |вопросы | | | | | |муниципальных |местного значения и | | | | | |образований |полномочия органов | | | | | | |местного | | | | | | |самоуправления по их | | | | | | |решению: | | | | | | |- устав | | | | | | |муниципального | | | | | | |образования | | | | | | |сельского поселения | | | | | | |(сумона): структура, | | | | | | |порядок принятия и | | | | | | |вступления в силу, | | | | | | |внесение в него | | | | | | |изменений и | | | | | | |дополнений; | | | | | | |- утверждение | | | | | | |местного бюджета и | | | | | | |отчета о его | | | | | | |исполнении; | | | | | | |- установление, | | | | | | |изменение и отмена | | | | | | |местных налогов и | | | | | | |сборов в | | | | | | |соответствии с | | | | | | |законодательством РФ | | | | | | |о налогах и сборах; | | | | | | |- принятие планов и | | | | | | |программ развития | | | | | | |муниципального | | | | | | |образования, | | | | | | |утверждение отчетов | | | | | | |об их исполнении; | | | | | | |- определение | | | | | | |порядка управления и | | | | | | |распоряжения | | | | | | |имуществом, | | | | | | |находящимся в | | | | | | |муниципальной | | | | | | |собственности; | | | | | | |- определение | | | | | | |порядка принятия | | | | | | |решений о создании, | | | | | | |реорганизации и | | | | | | |ликвидации | | | | | | |муниципальных | | | | | | |предприятий и | | | | | | |учреждений, а также | | | | | | |об установлении | | | | | | |тарифов на услуги | | | | | | |муниципальных | | | | | | |предприятий и | | | | | | |учреждений; | | | | | | |- определение | | | | | | |порядка участия | | | | | | |муниципального | | | | | | |образования в | | | | | | |организациях | | | | | | |межмуниципального | | | | | | |сотрудничества | | | | +---+--------------------+---------------------+--------+------+----------+ Одобрена постановлением Правительства Республики Тыва от 6 июня 2005 г. N 699 ПРОГРАММА курсов повышения квалификации по профилю программы «Реформа местного самоуправления в Российской Федерации: направления и проблемы проведения» Цель повышение квалификации Категория слушателей - должностные лица органов местного самоуправления Срок обучения - 78 часов Режим занятий - 6-8 часов в день по теме «Реформы местного самоуправления в Российской Федерации: направления и проблемы проведения» Объем учебной программы - 80 часов +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ | № | Тематика занятий | Формы | Количество | |п/п | | занятий | часов | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ | | Первый день | | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ |1. |Актуальные вопросы современной | лекция | 2 | | |российской государственности: | | | | |социально-экономический и | | | | |политический аспекты | | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ |2. |Конституционные принципы | лекция | 4 | | |государственного устройства и | | | | |правовая основа местного | | | | |самоуправления | | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ |3. |Система органов государственной | лекция | 2 | | |власти Российской Федерации и | | | | |административная реформа | | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ |4. |Деловой имидж | лекция | 2 | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ | | | | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ | | Второй день | | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ |5. |Основные направления | лекция-дискуссия | 2 | | |реформирования местного | | | | |самоуправления: правовой, | | | | |экономический и территориальный | | | | |аспекты | | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ |6. |Типы муниципальных образований и | лекция | 2 | | |принципы территориальной | семинар | 2 | | |организации местного | | | | |самоуправления. | | | | |Вопросы для обсуждения: | | | | | - типы муниципальных образований; | | | | | - установления и изменение границ | | | | |муниципальных образований; | | | | |- преобразования муниципальных | | | | |образований: | | | | | - разрешение спорных вопросов при | | | | |установлении границ или | | | | |преобразованиях муниципальных | | | | |образований; | | | | |- что, как, в какие сроки должны | | | | |сделать администрация области и | | | | |муниципальные образования для | | | | |решения данных вопросов | | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ |7. |Разграничение предметов ведения и | лекция | 2 | | |полномочий между органами | практическое | 2 | | |государственной власти и местного | занятие | | | |самоуправления. | | | | |Вопросы для обсуждения: | | | | | - полномочия федеральных органов | | | | |государственной власти в области | | | | |местного самоуправления; | | | | |- полномочия органов | | | | |государственной власти субъектов | | | | |Российской Федерации в области | | | | |местного самоуправления; | | | | |- наделение органов местного | | | | |самоуправления отдельными | | | | |государственными полномочиями | | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ | | Третий день | | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ |8. |Вопросы местного значения и | лекция | 2 | | |полномочия органов местного | практическое | 2 | | |самоуправления по их решению. | занятие | | | | Вопросы для обсуждения: | | | | | - вопросы местного значения | | | | |поселений; | | | | | - вопросы местного значения | | | | |муниципального района; | | | | |- вопросы местного значения | | | | |городского округа | | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ |9. |Экономические основы местного | лекция | 2 | | |самоуправления | практическое | 2 | | |Вопросы для обсуждения: | занятие | | | |Часть 1. Муниципальное имущество | | | | |(владение, пользование, | | | | |распоряжение).Муниципальная | | | | |экономика; | | | | |Часть 2. Регулирование земельных | | | | |отношений (правовая база, порядок | | | | |проведения кадастрового учета | | | | |земельных участков, порядок | | | | |регистрации прав на земельные | | | | |участки и недвижимое имущество) | | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ |10. |Деловой имидж | практическое | 2 | | | | занятие | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ | | Четвертый день | | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ |11. |Экономические основы местного | практическое | 2 | | |самоуправления. | занятие | | | |Часть 3. Принципы формирования | | | | |местного бюджета. Доходы и расходы | | | | |местного бюджета. | | | | |Выравнивание уровня бюджетной | | | | |обеспеченности | | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ |12. |Гражданско-правовое регулирование | лекция | 2 | | |имущественных отношений | | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ |13. |Органы местного самоуправления. | лекция | 2 | | |Должностные лица местного | практическое | | | |самоуправления | занятие | 2 | | |Вопросы для обсуждения: | (консультация) | | | |- состав структуры органов | | | | |местного самоуправления; | | | | |- представительный орган | | | | |муниципального образования; | | | | |- глава муниципального | | | | |образования; | | | | |- местная администрация; | | | | |- выборное должностное лицо | | | | |местного самоуправления | | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ |14. |Деловой имидж | практическое | 2 | | | | занятие | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ | | Пятый день | | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ |15. |Ответственность органов местного | лекция | 2 | | |самоуправления и должностных лиц | | | | |местного самоуправления, | | | | |контроль и надзор за их | | | | |деятельностью | | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ |16. |Кадровое обеспечение реформы | лекция | 2 | | |местного самоуправления и правовое | | | | |регулирование муниципальной службы | | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ |17. |Система муниципальных правовых | лекция | 2 | | |актов: | практическое | 2 | | |- типы муниципальных правовых | занятие | | | |актов; | | | | | - порядок подготовки, вступление | | | | |в силу и их отмена | | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ |18. |Устав муниципального образования | практическое | 2 | | | | занятие | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ | | Шестой день | | | | | | | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ |19. |Формы непосредственного | лекция | 1,5 | | |осуществления населением местного | практическое | 1,5 | | |самоуправления путем принятия | занятие | | | |обязательных для исполнения | | | | |решений | | | +----+-----------------------------------+----------------------+--------------+ +-----+---------------------------------+--------------------------+---------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +-----+---------------------------------+--------------------------+---------+ |20. |Формы участия населения в | лекция | 1,5 | | |осуществлении местного | практическое | 1,5 | | |самоуправления на основе | занятие | | | |собственных инициатив | | | +-----+---------------------------------+--------------------------+---------+ |21. |Типология социальных и | тренинг | 2 | | |межличностных конфликтов, пути и | | | | |методы их разрешения | | | +-----+---------------------------------+--------------------------+---------+ |22. |Деловой имидж | практическое | 2 | | | | занятие | | +-----+---------------------------------+--------------------------+---------+ | | Седьмой день | | | | | | | | +-----+---------------------------------+--------------------------+---------+ |23. |Порядок подготовки и проведения | лекция-консультация | 2 | | |муниципальных выборов. | | | | |Избирательная комиссия | | | | |муниципального образования | | | +-----+---------------------------------+--------------------------+---------+ |24. |Проблемы координации | лекция | 2 | | |деятельности муниципальных | | | | |образований и межмуниципальное | | | | |сотрудничество | | | +-----+---------------------------------+--------------------------+---------+ |25. |Планирование | лекция | 2 | | |социально-экономического | консультация | 2 | | |развития территории | практическое | 2 | | |муниципального образования | занятие | | +-----+---------------------------------+--------------------------+---------+ | | Восьмой день | | | | | | | | +-----+---------------------------------+--------------------------+---------+ |26. |Итоговый экзамен по основным | | | | |разделам программы повышения | | | | |квалификации | | | +-----+---------------------------------+--------------------------+---------+ |27. |Деловой имидж | практическое | 4 | | | | занятие | | +-----+---------------------------------+--------------------------+---------+ |28. |Планирование деятельности |проблемно-ориентированная | 4 | | |администрации муниципального | игра | | | |образования по реформированию | | | | |местного самоуправления | | | +-----+---------------------------------+--------------------------+---------+ | | Девятый день | | | | | | | | +-----+---------------------------------+--------------------------+---------+ |29. | Обмен опытом по проблемам | практическое | 2 | | |реформирования местного | занятие | | | |самоуправления | | | +-----+---------------------------------+--------------------------+---------+ | | Двенадцатый день | | | | | | | | +-----+---------------------------------+--------------------------+---------+ | 30. | Защита аттестационной работы | +-----+----------------------------------------------------------------------+ Одобрена постановлением Правительства Республики Тыва от 6 июня 2005 г. N 699 ПРОГРАММА курсов повышения квалификации по профилю программы «Реформа местного самоуправления в Российской Федерации: направления и проблемы проведения» Цель - повышение квалификации Категория слушателей - руководители администраций муниципальных образований Срок обучения - 80 часов Режим занятий - 6-8 часов в день по теме «Реформа местного самоуправления в Российской Федерации: направления и проблемы проведения» Объем учебной программы - 80 часов +-------+-----------------------------+-------------+--------------+ | № | Тематика занятий | Формы | Количество | | п/п | | занятий | часов | +-------+-----------------------------+-------------+--------------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +-------+-----------------------------+-------------+--------------+ | | | | | | | Первый день | | | +-------+-----------------------------+-------------+--------------+ | 1. |Конституционные принципы | лекция | 2 | | |государственного устройства | | | | |и правовая основа местного | | | | |самоуправления | | | +-------+-----------------------------+-------------+--------------+ | 2. |Актуальные вопросы | лекция | 2 | | |современной российской | | | | |государственности: | | | | |экономический, социальный и | | | | |политический аспекты | | | +-------+-----------------------------+-------------+--------------+ | 3. |Система органов | лекция | 2 | | |государственной власти и | | | | |административная реформа в | | | | |Российской Федерации | | | +-------+-----------------------------+-------------+--------------+ | 4. |Деловой имидж | лекция | 1 | +-------+-----------------------------+-------------+--------------+ | | | | | +-------+-----------------------------+-------------+--------------+ +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | | Второй день | | | | | | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 5. |Современное состояние и | лекция | 2 | | |проблемы местного | | | | |самоуправления в Российской | | | | |Федерации | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 6. |Цели, задачи и направления | лекция | 1 | | |реформы местного | | | | |самоуправления. Федеральный | | | | |закон от 6 октября 2003 г. | | | | |№131-ФЗ «Об общих принципах | | | | |организации местного | | | | |самоуправления в Российской | | | | |Федерации», его основные | | | | |новации и проблемы | | | | |реализации | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 7. |Программа деятельности | лекция | 2 | | |федеральных органов | | | | |государственной власти, | | | | |органов государственной | | | | |власти субъектов Российской | | | | |Федерации и органов местного | | | | |самоуправления по | | | | |реформированию местного | | | | |самоуправления | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 8. |Принципы территориальной | лекция | 2 | | |организации местного | | | | |самоуправления | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 9. |Деловой имидж | практическое | 1 | | | | занятие | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | | Третий день | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 10. |Разграничение полномочий и | лекция | 2 | | |предметов ведения между | | | | |органами государственной | | | | |власти и органами местного | | | | |самоуправления. Порядок | | | | |наделения органов местного | | | | |самоуправления отдельными | | | | |государственными | | | | |полномочиями | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 11. |Органы и должностные лица | лекция | 2 | | |местного самоуправления. | | | | |Представительный орган и | | | | |основы его деятельности. | | | | |Глава муниципального | | | | |образования и способы его | | | | |избрания. Местная | | | | |администрация. Варианты | | | | |статуса главы администрации | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 12. |Правовая база местного | лекция | 2 | | |самоуправления на | консультация | 1 | | |федеральном и региональном | | | | |уровне. Система | | | | |муниципальных правовых | | | | |актов: типы муниципальных | | | | |правовых актов, порядок | | | | |подготовки, вступления в | | | | |силу, их отмена | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 13. |Устав муниципального | лекция | 2 | | |образования (структура, | | | | |порядок принятия и | | | | |вступления в силу) | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 14. |Деловой имидж | практическое | 1 | | | | занятие | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | | Четвертый день | | | | | | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 15. |Правовые основы | лекция | 2 | | |муниципальной службы, | | | | |правовое регулирование | | | | |служебно-трудовых отношений | | | | |в органах местного | | | | |самоуправления | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 16. |Структура, численность и | лекция | 2 | | |штатное расписание | | | | |администрации. Распределение | | | | |обязанностей между | | | | |структурными подразделениями | | | | |администрации, должностные | | | | |инструкции муниципальных | | | | |служащих | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 17. |Организация работы | семинар | 2 | | |администрации муниципального | | | | |образования: регламент и | | | | |план работы, организация | | | | |работы аппарата, контроль | | | | |исполнения решений, работа с | | | | |письменными и устными | | | | |обращениями граждан | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 18. |Вопросы местного значения и | лекция | 2 | | |полномочия органов местного | | | | |самоуправления по их | | | | |решению. Принципы правового | | | | |регулирования полномочий | | | | |органов местного | | | | |самоуправления в решении | | | | |вопросов местного значения | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 19. |Деловой имидж | практическое | 1 | | | | занятие | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | | Пятый день | | | | | | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 20. |Экономическая основа | лекция | 2 | | |местного самоуправления | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 21. |Имущество муниципального | лекция | 2 | | |образования: состав, ведение | | | | |реестра. Владение, | | | | |пользование муниципальным | | | | |имуществом, приватизация, | | | | |распоряжение. Муниципальные | | | | |предприятия и учреждения. | | | | |Правовое регулирование | | | | |муниципальной собственности | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 22. |Организация муниципального | практическое | 2 | | |хозяйства: | занятие | | | |- регулирование деятельности | | | | |муниципальных предприятий и | | | | |учреждений; | | | | | - взаимодействие с | | | | |немуниципальными | | | | |хозяйственными | | | | |организациями; | | | | | - функционирование | | | | |муниципального жилищного | | | | |фонда, тепло-, | | | | |жилищно-коммунального | | | | |хозяйства, водоснабжения, | | | | |снабжения население | | | | |топливом; | | | | | - содержание и | | | | |строительство местных дорог; | | | | | - благоустройство | | | | |населенных пунктов; | | | | | - организация общественного | | | | |питания, торговли и бытового | | | | |обслуживания; | | | | | - сбор и вывоз бытовых | | | | |отходов; | | | | | - организация ритуальных | | | | |услуг и содержание мест | | | | |захоронения | | | | |- организация мобильной | | | | |подготовки | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 23. |Деятельность администрации | консультация | 2 | | |муниципального образования в | | | | |сфере безопасности: | | | | |- организация ГО и ЧС, | | | | |- первичные меры пожарной | | | | |безопасности; | | | | |- организация мобильной | | | | |подготовки | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 24. |Деловой имидж | практическое | 1 | | | | занятие | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | | Шестой день | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 25. | План | лекция | 2 | | |социально-экономического | | | | |развития территории | | | | |муниципального образования: | | | | |типы планов, порядок их | | | | |разработки и утверждения, | | | | |целевые программы, источники | | | | |финансирования. Генеральный | | | | |план муниципального | | | | |образования | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 26. |Земельные отношения: | лекция | 2 | | | - правовое регулирование | семинар | 4 | | |земельных отношений; | | | | | - разграничение | | | | |собственности на землю; | | | | | - цена земли, | | | | |резервирование земельных | | | | |участков под муниципальные | | | | |нужды; | | | | |- оборотоспособность | | | | |земельных участков, правила | | | | |землепользования и застройки | | | | |земельных участков; | | | | | - зонирование, земельный | | | | |кадастр и земельный контроль | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 27. |Деловой имидж | практическое | 1 | | | | занятие | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | | Седьмой день | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | 28. |Местные бюджеты и | лекция | 4 | | |межбюджетные отношения: | семинар | 5 | | |- бюджет муниципального | | | | |образования; | | | | | - структура доходов местных | | | | |бюджетов, местные налоги и | | | | |сборы, муниципальный заказ; | | | | | - расходы местных бюджетов | | | | |(формы расходов, реестры | | | | |расходных обязательств, | | | | |специфика расходов различных | | | | |типов муниципальных | | | | |образований, расходы на | | | | |осуществление отдельных | | | | |государственных полномочий); | | | | | - организация бюджетного | | | | |процесса муниципального | | | | |образования (подготовка | | | | |проекта бюджета, его | | | | |утверждение, исполнение); | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ | |- организация межбюджетных | | | | |отношений; | | | | |- выравнивание уровня | | | | |бюджетной обеспеченности | | | | |муниципального образования; | | | | | - контроль за исполнением | | | | |местного бюджета, | | | | |казначейская система | | | | |исполнения бюджета | | | +-------+-----------------------------+------------------+--------+ +--------+----------------------------+----------------------+----------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +--------+----------------------------+----------------------+----------+ | 29. |Деловой имидж | практическое | 1,5 | | | | занятие | | +--------+----------------------------+----------------------+----------+ | | Восьмой день | | | | | | | | +--------+----------------------------+----------------------+----------+ | 30. |Социальная политика в | круглый стол | 2,5 | | |муниципальном образовании. | | | | |Обеспечение муниципальным | | | | |жильем малоимущих граждан. | | | | |Оказание содействия в | | | | |установлении опеки и | | | | |попечительства над | | | | |нуждающимися в этом | | | | |жителями. Создание условий | | | | |для организации досуга и | | | | |обеспечения жителей | | | | |услугами организационной | | | | |культуры, обустройство мест | | | | |массового отдыха, охрана и | | | | |сохранение местных | | | | |памятников истории и | | | | |культуры. Организация | | | | |библиотечного обслуживания | | | | |населения | | | +--------+----------------------------+----------------------+----------+ | 31. |Организация работы с | практическое | 2,5 | | |населением в муниципальном | занятие | | | |образовании и формы | | | | |непосредственного участия | | | | |населения в местном | | | | |самоуправлении: | | | | | - направления работы с | | | | |населением; | | | | |- собрания, сходы, | | | | |правотворческая инициатива | | | | |граждан, опрос и обращения | | | | |граждан, общественный | | | | |деятельностью органов и | | | | |должностных лиц; | | | | |- самоорганизация | | | | |населения, территориальное | | | | |общественное самоуправление | | | +--------+----------------------------+----------------------+----------+ | 32. |Разработка программы | практическое | 4 | | |деятельности администрации | занятие (проблемно- | | | |муниципального образования | ориентированная | | | |в условиях реформирования | игра) | | | |местного самоуправления | | | +--------+----------------------------+----------------------+----------+ | 33. |Деловой имидж | практическое | 1 | | | |занятие | | +--------+----------------------------+----------------------+----------+ | | Девятый день | | | | | | | | +--------+----------------------------+----------------------+----------+ | 34. | Итоговый экзамен по | | | | | основным разделам | | | | | программы повышения | | | | | квалификации | | | +--------+----------------------------+----------------------+----------+ | 35. | Психология | лекция-тренинг | 1,5 | | | профессиональной | | | | | деятельности должностных | | | | | лиц органов местного | | | | | самоуправления. Типология | | | | | социальных и межличностных | | | | | конфликтов, пути и методы | | | | | их разрешения | | | +--------+----------------------------+----------------------+----------+ | 36. | Избирательное право в | консультация | 1,5 | | | Российской Федерации, | | | | | порядок подготовки и | | | | | проведения муниципальных | | | | | выборов. Муниципальная | | | | | избирательная комиссия | | | +--------+----------------------------+----------------------+----------+ | 37. | Технология организации, | тренинг | 1,5 | | | подготовки и проведения | | | | | предвыборной компании в | | | | | муниципальных образованиях | | | +--------+----------------------------+----------------------+----------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +--------+----------------------------+----------------------+----------+ | 38. | Межмуниципальное | лекция | 1,5 | | | сотрудничество. | | | | | Межпоселенческая | | | | | хозяйственная кооперация и | | | | | создание межмуниципальных | | | | | хозяйственных обществ | | | +--------+----------------------------+----------------------+----------+ | 39. | Часть 1. Программа | итоговый | 1,5 | | | деятельности администрации | круглый стол | | | | муниципального образования | | | | | в условиях реформирования | | | | | местного самоуправления: | | | | | - защита проектов, | | | | | подготовленных по | | | | | результатам | | | | | проблемно-ориентированной | | | | | игры; | | | | | - выступление | | | | | участников о практике | | | | | работы; | | | | | Часть 2. | | | | | Собеседование по | | | | | результатам итогового | | | | | тестирования. Подведение | | | | | итогов обучения | | | +--------+----------------------------+----------------------+----------+ | | Двенадцатый день | | | | | | | | +--------+----------------------------+----------------------+----------+ | 40. | Защита аттестационной работы | | | | +--------+--------------------------------------------------------------+ Одобрена постановлением Правительства Республики Тыва от 6 июня 2005 г. N 699 ПРОГРАММА курсов повышения квалификации по профилю программы «Реформа местного самоуправления в Российской Федерации: направления и проблемы проведения» Цель - повышение квалификации Категория слушателей - заместители руководителей (специалисты) администраций муниципальных образований по финансово-экономическим вопросам Срок обучения - 80 часов Режим занятий - 6-8 часов в день по теме «Реформа местного самоуправления в Российской Федерации: финансово-экономический и имущественный аспекты» Объем учебной программы - 80 часов +--------+---------------------------+------------+----------------+ | № | Тематика занятий | Формы | Количество | | п/п | | занятий | часов | +--------+---------------------------+------------+----------------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +--------+---------------------------+------------+----------------+ | | Первый день | | | +--------+---------------------------+------------+----------------+ | 1. |Конституционные принципы | лекция | 2 | | |государственного | | | | |устройства и правовая | | | | |основа местного | | | | |самоуправления | | | +--------+---------------------------+------------+----------------+ | 2. |Актуальные вопросы | лекция | 2 | | |современной российской | | | | |государственности: | | | | |социально-экономический и | | | | |политический аспекты | | | +--------+---------------------------+------------+----------------+ | 3. |Система органов | лекция | 2 | | |государственной власти | | | | |Российской Федерации и | | | | |административная реформа | | | +--------+---------------------------+------------+----------------+ +---------+----------------------------+------------------+---------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +---------+----------------------------+------------------+---------+ | 4. |Деловой имидж | лекция | 2 | +---------+----------------------------+------------------+---------+ | | Второй день | | | | | | | | +---------+----------------------------+------------------+---------+ | 5. |Основные направления | лекция | 2 | | |реформирования местного | | | | |самоуправления. Принципы | | | | |территориальной организации | | | | |местного самоуправления | | | +---------+----------------------------+------------------+---------+ | 6. |Разграничение предметов | лекция | 2 | | |ведения и полномочий между | | | | |органами государственной | | | | |власти и местного | | | | |самоуправления. | | | | | Вопросы для обсуждения: | | | | | - полномочия федеральных | | | | |органов государственной | | | | |власти в области местного | | | | |самоуправления; | | | | | - полномочия органов | | | | |государственной власти | | | | |субъектов Российской | | | | |Федерации в области | | | | |местного самоуправления; | | | | |- наделение органов | | | | |местного самоуправления | | | | |отдельными государственными | | | | |полномочиями | | | +---------+----------------------------+------------------+---------+ | 7. |Экономическая политика | лекция | 2 | | |государства и экономические | | | | |основы местного | | | | |самоуправления | | | +---------+----------------------------+------------------+---------+ | 8. |Вопросы местного значения в | лекция | 2 | | |финансово-экономической | | | | |сфере и полномочия органов | | | | |местного самоуправления | | | | |различных типов | | | | |муниципальных образований | | | | |по их решению | | | +---------+----------------------------+------------------+---------+ | 9. |Деловой имидж | практическое | 1 | | | | занятие | | +---------+----------------------------+------------------+---------+ | | Третий день | | | +---------+----------------------------+------------------+---------+ | 10. |Основные направления | лекция | 2 | | |муниципальной экономической | лекция | 2 | | |политики и управление | семинар | 2 | | |экономикой муниципального | семинар | 2 | | |образования. Муниципальное | | | | |имущество и муниципальная | | | | |экономика. | | | | |Гражданско-правовое | | | | |регулирование имущественных | | | | |отношений: | | | | |- правовое регулирование | | | | |вопросов местного значения | | | | |в сфере экономики органами | | | | |государственной власти и | | | | |органами местного | | | | |самоуправления; | | | | |- государственное и | | | | |муниципальное имущество | | | | |(перераспределение | | | | |имущества между | | | | |государством и | | | | |муниципальными | | | | |образованиями; | | | | | | | | | | | | | +---------+----------------------------+------------------+---------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +---------+----------------------------+------------------+---------+ | |передача государственного | | | | |имущества для исполнения | | | | |органами местного | | | | |самоуправления отдельных | | | | |государственных | | | | |полномочий); | | | | | - соответствие состава | | | | |муниципального имущества | | | | |вопросам местного значения | | | | |и полномочиям органов | | | | |местного самоуправления | | | +---------+----------------------------+------------------+---------+ | 11. |Деловой имидж | практическое | 1 | | | | занятие | | +---------+----------------------------+------------------+---------+ | | Четвертый день | | | +---------+----------------------------+------------------+---------+ | 12. |Муниципальное имущество и | | 2 | | |муниципальная экономика. | | 2 | | |Гражданско-правовое | | 2 | | |регулирование имущественных | | 2 | | |отношений (продолжение | | | | |темы): | | | | |- муниципальное имущество | | | | |поселений и муниципальных | | | | |районов; имущественные | | | | |права муниципальных | | | | |образований; | | | | | - учет, оценка, | | | | |страхование недвижимого и | | | | |движимого муниципального | | | | |имущества и регистрация | | | | |прав собственности на него; | | | | |- дискуссия по спорным | | | | |вопросам имущественных | | | | |отношений между | | | | |муниципальными | | | | |образованиями и субъектом | | | | |Российской Федерации, между | | | | |муниципальным районом и | | | | |поселениями; | | | | |- управление муниципальным | | | | |имуществом и | | | | |нормативно-правовое | | | | |регулирование владения, | | | | |пользования и распоряжения | | | | |муниципальным имуществом; | | | | |- порядок | | | | |перераспределения, | | | | |отчуждения, приобретения | | | | |муниципального имущества: | | | +---------+----------------------------+------------------+---------+ | 13. |Деловой имидж | | 1,5 | +---------+----------------------------+------------------+---------+ | | Пятый день | | | | | | | | +---------+----------------------------+------------------+---------+ | 14. |Формы и методы работы | лекция | 2 | | |органов местного | лекция | 2 | | |самоуправления с | семинар | 2 | | |предприятиями различных | семинар | 2 | | |форм собственности. | | | | |Жилищно-коммунальное | | | | |хозяйство на территории | | | | |муниципального образования | | | | |(разработка планов районной | | | | |планировки и застройки | | | | |поселений; оформление | | | | |разрешительной документации | | | | |на строительство, | | | | |инвентаризацию строений; | | | | |правовая база современной | | | | |жилищной политики и | | | | |политики в сфере | | | | |жилищно-коммунального | | | | |хозяйства; | | | +---------+----------------------------+------------------+---------+ +----------+----------------------------+------------------+---------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +----------+----------------------------+------------------+---------+ | | новые подходы в | | | | |организации управления | | | | |сферой | | | | |жилищно-коммунального | | | | |хозяйства и отраслями | | | | |жизнеобеспечения). | | | | |Муниципальные земли и | | | | |регулирование земельных | | | | |отношений: | | | | |- актуальные вопросы | | | | |земельного права; | | | | | - разграничение | | | | |собственности на землю и | | | | |управление земельными | | | | |отношениями; | | | | |- оборотоспособность | | | | |земельных участков; | | | +----------+----------------------------+------------------+---------+ | 15. | Деловой имидж | лекция | 1,5 | +----------+----------------------------+------------------+---------+ | | Шестой день | | | +----------+----------------------------+------------------+---------+ 16. Муниципальные земли и лекция 2 регулирование земельных семинар 2 отношений (продолжение темы): - распоряжение земельными участками; порядок предоставления, Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|