Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 26.01.2012 № 22-рПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 26 января 2012 г. N 22-р г. Улан-Удэ В целях проведения единой государственной политики в сфере защиты прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создания условий для устранения причин, порождающих семейное неблагополучие, оптимизации сети учреждений системы профилактики социального сиротства, укрепления взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления в Республике Бурятия: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства в Республике Бурятия на 2012-2014 годы (далее - Концепция). 2. Рекомендовать главам муниципальных образований в Республике Бурятия принять меры по выполнению положений Концепции. 3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания. Президент - Председатель Правительства Республики Бурятия В. Наговицын УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Республики Бурятия от 26.01.2012 N 22-р КОНЦЕПЦИЯ развития системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства в Республике Бурятия на 2012-2014 годы I. Общие положения Деятельность по развитию системы защиты прав детей, профилактике социального сиротства в Республике Бурятия направлена на реализацию целей государственной политики в интересах детей, демографической и социальной политики Российской Федерации. Настоящая Концепция, разработанная в соответствии с федеральными законами и иными федеральными нормативно-правовыми актами, нормативно- правовыми актами Республики Бурятия, определяет цели, задачи и основные направления развития системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства на 2012-2014 годы. Концепция призвана обеспечить системные и согласованные дей-ствия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций всех типов и видов в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства. II. Современная ситуация в сфере защиты прав детей и профилактики социального сиротства, основные тенденции ее развития и существующие проблемы Одной из наиболее существенных проблем детства в Республике Бурятия, как и в целом в Российской Федерации, является социальное сиротство. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения Республики Бурятия остается на уровне 2,79% (на 1 января 2009 г. - 6549 из 227,1 тыс. детей, за 9 месяцев 2011 г. - 6250 из 226,1 тыс. детей). В общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, доля "социальных сирот" (детей, у которых живы оба или один из родителей) составляет 75%. Социально-экономическое положение семей с детьми существенно влияет на качество жизни граждан нынешнего и будущих поколений, вызывает необходимость значительных социальных бюджетных затрат. Реализация государственных полномочий в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, потребовала в 2008-2010 годах расходования средств республиканского бюджета и субвенций федерального бюджета в объеме 1603,8 млн. руб. (без учета расходов на деятельность органов управления, опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав). Из них расходы на государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе их строительство и ремонт), полное государственное обеспечение детей составили 433,5 млн. руб., расходы на предоставление жилья - 204,6 млн. руб., расходы на выплату единовременных пособий при передаче детей на воспитание в семьи граждан, вознаграждений приемным родителям, выплату пособий опекунам и приемным родителям на содержание детей - 1078,4 млн. руб. Основным источником социального сиротства являются процессы развития кризиса и дезадаптации в семьях под влиянием внешних социально-экономических факторов, нарушений внутрисемейных отношений при условии низкого потенциала семьи по преодолению трудной жизненной ситуации. В Республике Бурятия в настоящее время зарегистрировано 3651 неблагополучная семья (2,2% от общего числа семей с детьми), в которых воспитывается 7094 ребенка (3,1% от численности детского населения), из них 1481 семья или 0,91% (в них 2956 детей или 1,3%) находятся в социально опасном положении. Развитие семейного кризиса с течением времени приводит к утрате семьей способности обеспечивать нормальные условия для развития детей, отказу от детей, нарушению их прав и законных интересов, жестокому обращению с детьми, злоупотреблению родительскими обязанностями. Во многих случаях оно сопряжено с развитием пьянства и алкоголизма, других форм зависимости, деградацией семейных и социальных ролей. При несвоевременном выявлении нарушений прав ребенка в семье, сложившемся дефиците эффективных профилактических услуг и форм помощи семьям и детям вынужденной мерой защиты ребенка становится лишение родительских прав. Число детей, у которых родители лишены родительских прав, составило в 2008 г. - 856 или 0,38% от численности детского населения, в 2009 г. - 913 или 0,41%, в 2010 г. - 738 или 0,33%. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, устраиваются на воспитание в семьи граждан, а в случае невозможности - на государственное попечение. По состоянию на 1 января 2011 г. в учреждениях всех типов и видов находилось 819 детей-сирот (13,1%, в Российской Федерации - 16%). Для детей, не устроенных в семью в течение первого месяца после выявления, средний срок пребывания в учреждениях (до устройства в семью или наступления совершеннолетия) составляет 3 года. Длительное нахождение детей в учреждениях отрицательно влияет на их развитие и дальнейшую адаптацию в обществе, во многих случаях является причиной социального сиротства во втором и последующих поколениях. Пребывание детей в условиях институционализации приводит к формированию у них особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем учебной, правовой грамотности и трудовой мотивации, повышенным уровнем виктимности. Уровень безработной молодежи из числа детей-сирот в Республике Бурятия составляет 62% (в среднем по России - 15%, в ряде субъектов Российской Федерации, где действует система постинтернатного сопровождения, - 1%). Общая структура устройства детей-сирот в Республике Бурятия, как и в целом по стране, меняется в сторону увеличения доли детей, устроенных в замещающую семью. Так, в 2008 году в семьях воспитывалось 84,7% от общего числа детей-сирот, в 2009 году - 87,3%, в 2010 году - 89,7%. Для детей в возрасте от 0 до 14 лет включительно средний срок пребывания ребенка в учреждении меньше срока, оставшегося до его совершеннолетия, что свидетельствует о наличии возможности их семейного устройства. Вместе с тем данная возможность реализуется недостаточно эффективно, дети находятся в учреждениях неоправданно длительное время. Для преодоления социального сиротства необходимы приоритетное развитие профилактических и реабилитационных услуг для семьи и детей на ранних стадиях семейного кризиса в целях защиты прав ребенка в семье, восстановления нормальных условий для его развития, а также интенсификация устройства детей, уже оставшихся без попечения родителей, в семьи и организация их сопровождения. С 2007 года в Республике Бурятия активно ведется работа по развитию системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства и семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Реализуемые меры были направлены на создание необходимых организационных условий для решения задач в сфере защиты прав детей и профилактики социального сиротства, снижение уровня преступности, безнадзорности, наркомании, алкоголизма среди несовершеннолетних, организацию их досуга и занятости, формирование и апробацию в муниципальных образованиях механизмов, призванных обеспечить выявление нарушений прав каждого ребенка и их защиту. Для осуществления данных мер на 2008-2017 годы предусмотрены и выделяются средства из республиканского, федерального, муниципальных бюджетов в объеме более 33396,7 млн. руб., в том числе в рамках республиканских целевых программ "Семья и дети Республики Бурятия на 2008-2014 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 08.05.2007 N 156), "Повышение качества жизни детей и семей с детьми на 2011-2017 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 22.06.2011 N 311), инвестиционных проектов социальной поддержки семьи и детей на 2008-2017 годы (Закон Республики Бурятия от 09.11.2007 N 2595-III "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года"). Дополнительно на 2009-2012 годы привлечены средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в объеме 237,4 млн. руб. на республиканские программы "Тоонто нютаг: традиция жива" (постановление Правительства Республики Бурятия от 09.07.2009 N 264), "Знай, ты не один!" (постановление Правительства Республики Бурятия от 18.11.2009 N 429), "Байкальское милосердие Республики Бурятия на 2010-2011 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 18.05.2010 N 183), "Ветер перемен" (постановление Правительства Республики Бурятия от 16.01.2009 N 10), "Солнышко" (постановление Правительства Республики Бурятия от 17.07.2009 N 274); на 2013-2014 годы - грант Национального фонда защиты детей от жестокого обращения в объеме 5,0 млн. руб. В рамках данной деятельности в период с 2007 по 2011 годы сформированы основные механизмы решения задач в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства: - проведена реорганизация исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, осуществляющих государственную политику в данной области, создано Республиканское агентство по делам семьи и детей, сформирован Координационный совет при Президенте Республики Бурятия по профилактике социального сиротства; - создана межведомственная система раннего выявления детей, нуждающихся в защите государства; - созданы предпосылки для формирования инфраструктуры профилактических услуг, апробированы инновационные технологии профилактической работы; - создана система семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сформированы службы семейного устройства и сопровождения; - создана система методического сопровождения, проведено повышение квалификации более 300 руководителей и специалистов. Сотрудничество с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения позволило привлечь российских экспертов, обеспечить высокий научно-методический уровень осуществления деятельности по развитию системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства. Опыт Республики Бурятия по развитию системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства, организации помощи детям в случаях жестокого обращения с ними получил высокую оценку Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации. Для настоящего этапа деятельности по развитию системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства актуальными являются следующие основные проблемы: - обеспечение и сохранение необходимого качественного уровня деятельности при внедрении механизмов защиты прав детей, профилактики социального сиротства на всей территории Республики Бурятия; - повышение эффективности межведомственного взаимодействия в рамках единых подходов к осуществлению защиты прав и законных интересов детей. Решение данных проблем требует унификации и нормативно-правового закрепления порядка принятия мер по защите прав каждого ребенка, внедрения единых стандартов услуг, направленных на предотвращение сиротства, введения отработанных в ряде муниципальных образований механизмов и форм работы на всей территории Республики Бурятия. III. Основные принципы Деятельность органов государственной власти Республики Бурятия в сфере профилактики социального сиротства основывается на принципах, предусмотренных международными правовыми актами и действующим законодательством Российской Федерации, в частности: 1) принцип приоритетности защиты семьи как естественной и основной ячейки общества со стороны общества и государства; 2) принцип права каждого ребенка без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения на такие меры защиты, которые требуются в его положении как несовершеннолетнего, со стороны его семьи, общества и государства; 3) принцип защиты детей от всех форм небрежного отношения, жестокого обращения, насилия, эксплуатации; 4) принцип приоритетности семейного воспитания детей; 5) принцип индивидуального подхода к семьям и детям, находящимся в социально опасном положении, с соблюдением конфиденциальности полученной информации; 6) принцип первоочередного обеспечения безопасности пострадавших детей, их защиты от повторных общественно опасных посягательств; 7) принцип предупреждения повторного психологического травмирования таких детей на всех стадиях уголовного судопроизводства и оказания им помощи; 8) принцип обеспечения профессиональной компетентности и специальной подготовки специалистов, занятых работой с детьми указанной категории, и недопущения их выхода за рамки своей профессиональной компетенции; 9) принцип реализации комплексного подхода к работе с детьми - жертвами указанных преступлений путем обеспечения оказания таким детям бесплатной юридической, медицинской, психологической и социальной помощи и реабилитации с привлечением в этих целях специалистов соответствующего профиля, прошедших специальную подготовку; 10) принцип реализации системного подхода в противодействии преступлениям в отношении детей начиная со стадии ранней профилактики таких преступлений до стадии социальной и медицинской реабилитации и социальной адаптации потерпевших детей; 11) принцип обеспечения права ребенка на конфиденциальность, защиту его персональных данных, в том числе при освещении совершенного в отношении него преступления в средствах массовой информации. IV. Цели, задачи, основные направления развития системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства Целями государственной политики в области защиты прав детей, профилактики социального сиротства в Республике Бурятия являются: - обеспечение восстановления прав и законных интересов детей, проживающих в Республике Бурятия, в случае их нарушения; - снижение числа выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - повышение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан; - сокращение среднего срока пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях и организациях системы здравоохранения, образования и подведомственных учреждениях Республиканского агентства по делам семьи и детей; - повышение доли лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, успешно адаптировавшихся к трудовой деятельности и социальной жизни. Основными задачами развития системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства в Республике Бурятия на период до 2015 года являются: - нормативно-правовое закрепление созданных механизмов защиты прав детей, профилактики социального сиротства; - внедрение механизмов защиты прав детей на всей территории Республики Бурятия; - обеспечение необходимого качественного уровня деятельности в сфере защиты детства, профилактики социального сиротства; - повышение эффективности работы по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях; - распространение передового опыта Республики Бурятия в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства. Решение задачи по нормативно-правовому закреплению созданных механизмов защиты прав детей, профилактики социального сиротства включает: - введение единой системы учета всех категорий детей, нуждающихся в защите государства (детей, чьи права и законные интересы нарушены; детей, находящихся в социально опасном положении и детей из семей, находящихся в социально опасном положении; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья); - введение единого порядка принятия мер по защите прав детей, нуждающихся в защите государства; - внедрение новых механизмов финансирования деятельности в сфере защиты прав детей на основе стандартов услуг. Решение задачи по внедрению механизмов защиты прав детей на всей территории Республики Бурятия включает: - создание организационных механизмов защиты прав детей на муниципальном уровне; - создание инфраструктуры профилактических услуг во всех муниципальных образованиях; - повышение квалификации специалистов в сфере защиты детства и профилактики социального сиротства. Решение задачи по обеспечению необходимого качественного уровня деятельности в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства включает: - разработку и принятие административных регламентов государ- ственных услуг в сфере защиты прав детей; - внедрение стандартов профилактических услуг для семьи и детей; - совершенствование механизмов разработки республиканских долгосрочных программ в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства, охраны жизни, здоровья детей; - разработку и внедрение механизмов мониторинга и контроля качества в сфере защиты прав детей; - развитие системы методической поддержки специалистов. Решение задачи по повышению эффективности работы по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях, включает: - разработку и внедрение механизмов сокращения сроков пребывания детей в учреждениях; - стимулирование устройства в семью детей раннего возраста (от 0 до 3 лет); - внедрение механизмов постинтернатной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа; - развитие школ подготовки замещающих родителей и служб сопровождения семей; - принятие мер по повышению контроля за воспитанием детей в приемных семьях и повышению ответственности приемных родителей за надлежащее исполнение ими своих обязательств по воспитанию детей; - повышение информированности общественности об условиях воспитания детей-сирот в детских домах и в приемных семьях. Решение задачи по распространению передового опыта Республики Бурятия в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства включает: - создание и развитие межрегионального центра передового опыта по защите детства Сибирского федерального округа на базе подведомственного Республиканскому агентству по делам семьи и детей автономного учреждения, финансируемого из республиканского бюджета и внебюджетных фондов; - проведение республиканских и межрегиональных мероприятий по обмену опытом в сфере защиты прав детей. V. Механизм реализации Концепции Реализация Концепции предполагает объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных на выработку единых подходов к решению проблем социального сиротства. Включение механизмов реализации Концепции позволит обеспечить последовательное достижение целей, обозначенных в настоящей Концепции и определяющих направления деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по стабилизации и последовательному улучшению ситуации в сфере профилактики социального сиротства. К числу таких механизмов относятся: 1) совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих условия для сокращения уровня социального сиротства в Республике Бурятия, защиты и улучшения положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; 2) разработка и реализация республиканских и муниципальных программ комплексного и целевого характера, затрагивающих вопросы профилактики социального сиротства; 3) содействие обеспечению приоритетности распределения средств на реализацию программ, направленных на профилактику социального сиротства. VI. Прогнозируемые результаты Основным результатом последовательной реализации Концепции должно стать укрепление института семьи, снижение уровня социального сиротства в Республике Бурятия, обеспечение приоритета семейного воспитания, повышение качества жизни детей и семей с детьми. Реализация Концепции позволит: 1) снизить уровень социального сиротства на территории Республики Бурятия, значительно увеличить число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи; 2) ввести единую систему учета всех категорий детей, нуждающихся в защите государства (детей, чьи права и законные интересы нарушены; детей, находящихся в социально опасном положении и детей из семей, находящихся в социально опасном положении; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья); 3) ввести единый порядок принятия мер по защите прав детей, нуждающихся в защите государства; 4) создать организационные механизмы защиты прав детей и инфраструктуру профилактических услуг на муниципальном уровне; 5) усовершенствовать механизмы разработки республиканских и муниципальных долгосрочных программ в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства; 6) создать и развить деятельность межрегионального центра передового опыта по защите прав детей в Сибирском федеральном округе. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|