Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 26.01.2012 № 22-р

 


                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ


                     от 26 января 2012 г. N 22-р

                             г. Улан-Удэ


     В целях проведения единой государственной политики в сфере защиты
прав и интересов детей,  находящихся  в  трудной  жизненной  ситуации,
создания  условий  для   устранения   причин,   порождающих   семейное
неблагополучие,  оптимизации  сети  учреждений  системы   профилактики
социального  сиротства,   укрепления   взаимодействия   исполнительных
органов государственной власти Республики Бурятия и  органов  местного
самоуправления в Республике Бурятия:

     1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы  защиты  прав
детей, профилактики социального  сиротства  в  Республике  Бурятия  на
2012-2014 годы (далее - Концепция).

     2. Рекомендовать главам муниципальных  образований  в  Республике
Бурятия принять меры по выполнению положений Концепции.

     3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

                                                   
     Президент - Председатель                     
     Правительства Республики Бурятия        В. Наговицын  
                                                   



                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                           распоряжением Правительства
                                                    Республики Бурятия
                                                  от 26.01.2012 N 22-р


                              КОНЦЕПЦИЯ
           развития системы защиты прав детей, профилактики
              социального сиротства в Республике Бурятия
                          на 2012-2014 годы

                          I. Общие положения

     Деятельность по развитию системы защиты прав детей,  профилактике
социального сиротства в Республике Бурятия  направлена  на  реализацию
целей государственной политики в интересах  детей,  демографической  и
социальной политики Российской Федерации.
     Настоящая Концепция, разработанная в соответствии с  федеральными
законами и иными федеральными нормативно-правовыми актами, нормативно-
правовыми  актами  Республики  Бурятия,  определяет  цели,  задачи   и
основные направления развития системы защиты прав детей,  профилактики
социального сиротства на 2012-2014 годы.
     Концепция призвана обеспечить системные и согласованные дей-ствия
исполнительных  органов  государственной  власти,   органов   местного
самоуправления, учреждений и организаций всех типов и  видов  в  сфере
защиты прав детей, профилактики социального сиротства.

         II. Современная ситуация в сфере защиты прав детей и
        профилактики социального сиротства, основные тенденции
                 ее развития и существующие проблемы

     Одной из  наиболее  существенных  проблем  детства  в  Республике
Бурятия, как и в целом в  Российской  Федерации,  является  социальное
сиротство.  Доля  детей-сирот  и  детей,  оставшихся   без   попечения
родителей, в общей численности детского населения  Республики  Бурятия
остается на уровне 2,79% (на 1 января 2009 г. -  6549  из  227,1  тыс.
детей, за 9 месяцев 2011 г. - 6250  из  226,1  тыс.  детей).  В  общей
численности детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения  родителей,
доля "социальных сирот"  (детей,  у  которых  живы  оба  или  один  из
родителей) составляет 75%.
     Социально-экономическое  положение  семей  с  детьми  существенно
влияет на  качество  жизни  граждан  нынешнего  и  будущих  поколений,
вызывает необходимость значительных социальных бюджетных затрат.
     Реализация государственных полномочий в отношении  детей-сирот  и
детей, оставшихся без попечения  родителей,  потребовала  в  2008-2010
годах  расходования  средств  республиканского  бюджета  и   субвенций
федерального бюджета в объеме 1603,8 млн. руб. (без учета расходов  на
деятельность органов управления, опеки и попечительства,  комиссий  по
делам несовершеннолетних и защите их прав).
     Из них расходы на государственные учреждения  для  детей-сирот  и
детей,  оставшихся  без  попечения   родителей   (в   том   числе   их
строительство и  ремонт),  полное  государственное  обеспечение  детей
составили 433,5 млн. руб., расходы на  предоставление  жилья  -  204,6
млн. руб., расходы на  выплату  единовременных  пособий  при  передаче
детей  на  воспитание  в  семьи   граждан,   вознаграждений   приемным
родителям, выплату пособий опекунам и приемным родителям на содержание
детей - 1078,4 млн. руб.
     Основным  источником  социального  сиротства  являются   процессы
развития  кризиса  и  дезадаптации  в  семьях  под  влиянием   внешних
социально-экономических факторов, нарушений  внутрисемейных  отношений
при условии низкого потенциала семьи по преодолению трудной  жизненной
ситуации. В Республике Бурятия в настоящее время зарегистрировано 3651
неблагополучная семья (2,2% от общего числа семей с детьми), в которых
воспитывается 7094 ребенка (3,1% от численности  детского  населения),
из них 1481 семья или 0,91% (в них 2956 детей или  1,3%)  находятся  в
социально опасном положении.
     Развитие семейного кризиса с течением времени приводит  к  утрате
семьей способности обеспечивать нормальные условия для развития детей,
отказу от детей, нарушению их прав  и  законных  интересов,  жестокому
обращению с детьми, злоупотреблению  родительскими  обязанностями.  Во
многих случаях оно  сопряжено  с  развитием  пьянства  и  алкоголизма,
других форм зависимости, деградацией семейных и социальных ролей.
     При несвоевременном выявлении нарушений  прав  ребенка  в  семье,
сложившемся дефиците эффективных профилактических услуг и форм  помощи
семьям и детям вынужденной мерой  защиты  ребенка  становится  лишение
родительских прав. Число детей, у которых родители лишены родительских
прав, составило в 2008 г. - 856  или  0,38%  от  численности  детского
населения, в 2009 г. - 913 или 0,41%, в 2010 г. - 738 или 0,33%.
     Дети-сироты  и  дети,   оставшиеся   без   попечения   родителей,
устраиваются на воспитание в семьи граждан, а в случае невозможности -
на государственное попечение. По  состоянию  на  1  января  2011 г.  в
учреждениях всех типов и видов находилось 819  детей-сирот  (13,1%,  в
Российской Федерации - 16%).  Для  детей,  не  устроенных  в  семью  в
течение первого месяца после  выявления,  средний  срок  пребывания  в
учреждениях (до устройства в семью  или  наступления  совершеннолетия)
составляет 3 года.
     Длительное нахождение детей в учреждениях отрицательно влияет  на
их развитие и дальнейшую  адаптацию  в  обществе,  во  многих  случаях
является  причиной  социального  сиротства  во  втором  и  последующих
поколениях. Пребывание детей в условиях институционализации приводит к
формированию у них особого социально-психологического статуса, который
характеризуется  наличием  иждивенческих  установок,  низким   уровнем
учебной, правовой грамотности и трудовой мотивации, повышенным уровнем
виктимности. Уровень  безработной  молодежи  из  числа  детей-сирот  в
Республике Бурятия составляет 62% (в среднем по России - 15%,  в  ряде
субъектов Российской Федерации, где действует система постинтернатного
сопровождения, - 1%).
     Общая структура устройства детей-сирот в Республике Бурятия,  как
и в целом  по  стране,  меняется  в  сторону  увеличения  доли  детей,
устроенных в замещающую семью. Так, в 2008 году в семьях воспитывалось
84,7% от общего числа детей-сирот, в 2009 году - 87,3%, в 2010 году  -
89,7%. Для детей в возрасте от 0 до 14 лет включительно  средний  срок
пребывания ребенка в  учреждении  меньше  срока,  оставшегося  до  его
совершеннолетия,  что  свидетельствует  о   наличии   возможности   их
семейного устройства. Вместе  с  тем  данная  возможность  реализуется
недостаточно эффективно, дети  находятся  в  учреждениях  неоправданно
длительное время.
     Для преодоления  социального  сиротства  необходимы  приоритетное
развитие профилактических и реабилитационных услуг для семьи  и  детей
на ранних стадиях семейного кризиса в  целях  защиты  прав  ребенка  в
семье, восстановления нормальных условий для  его  развития,  а  также
интенсификация  устройства  детей,  уже   оставшихся   без   попечения
родителей, в семьи и организация их сопровождения.
     С 2007 года  в  Республике  Бурятия  активно  ведется  работа  по
развитию системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства
и семейного устройства  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей.
Реализуемые   меры   были   направлены   на    создание    необходимых
организационных условий для решения задач в сфере защиты прав детей  и
профилактики  социального  сиротства,  снижение  уровня  преступности,
безнадзорности,  наркомании,  алкоголизма  среди   несовершеннолетних,
организацию  их  досуга  и  занятости,  формирование  и  апробацию   в
муниципальных образованиях механизмов, призванных обеспечить выявление
нарушений прав каждого ребенка и их защиту.
     Для осуществления данных мер на 2008-2017  годы  предусмотрены  и
выделяются средства из республиканского,  федерального,  муниципальных
бюджетов в объеме более 33396,7  млн.  руб.,  в  том  числе  в  рамках
республиканских целевых программ "Семья и дети Республики  Бурятия  на
2008-2014 годы" (постановление  Правительства  Республики  Бурятия  от
08.05.2007 N 156), "Повышение качества жизни детей и семей с детьми на
2011-2017 годы" (постановление  Правительства  Республики  Бурятия  от
22.06.2011 N 311), инвестиционных проектов социальной поддержки  семьи
и детей на 2008-2017 годы  (Закон  Республики  Бурятия  от  09.11.2007
N 2595-III "О Программе социально-экономического  развития  Республики
Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года"). Дополнительно на
2009-2012 годы привлечены средства Фонда поддержки детей,  находящихся
в  трудной  жизненной  ситуации,  в  объеме   237,4   млн.   руб.   на
республиканские программы "Тоонто нютаг: традиция жива" (постановление
Правительства Республики Бурятия от 09.07.2009 N 264),  "Знай,  ты  не
один!" (постановление Правительства Республики Бурятия  от  18.11.2009
N 429), "Байкальское милосердие Республики Бурятия на 2010-2011  годы"
(постановление Правительства Республики Бурятия от 18.05.2010  N 183),
"Ветер перемен" (постановление  Правительства  Республики  Бурятия  от
16.01.2009 N 10), "Солнышко" (постановление  Правительства  Республики
Бурятия от 17.07.2009 N 274); на 2013-2014 годы - грант  Национального
фонда защиты детей от жестокого обращения в объеме 5,0 млн. руб.
     В рамках данной  деятельности  в  период  с  2007  по  2011  годы
сформированы основные механизмы решения  задач  в  сфере  защиты  прав
детей, профилактики социального сиротства:
     - проведена реорганизация исполнительных органов  государственной
власти Республики Бурятия, осуществляющих государственную  политику  в
данной области, создано Республиканское агентство  по  делам  семьи  и
детей, сформирован Координационный  совет  при  Президенте  Республики
Бурятия по профилактике социального сиротства;
     - создана  межведомственная  система  раннего  выявления   детей,
нуждающихся в защите государства;
     - созданы    предпосылки    для    формирования    инфраструктуры
профилактических   услуг,   апробированы   инновационные    технологии
профилактической работы;
     - создана система  семейного  устройства  детей,  оставшихся  без
попечения  родителей,  сформированы  службы  семейного  устройства   и
сопровождения;
     - создана   система   методического   сопровождения,    проведено
повышение квалификации более 300 руководителей и специалистов.
     Сотрудничество с Национальным фондом защиты  детей  от  жестокого
обращения позволило привлечь российских экспертов, обеспечить  высокий
научно-методический уровень  осуществления  деятельности  по  развитию
системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства.
     Опыт Республики Бурятия по развитию системы  защиты  прав  детей,
профилактики социального сиротства, организации помощи детям в случаях
жестокого  обращения  с  ними  получил  высокую  оценку  Правительства
Российской  Федерации,  Министерства  здравоохранения  и   социального
развития  Российской  Федерации,  Министерства  образования  и   науки
Российской Федерации.
     Для настоящего этапа деятельности по развитию системы защиты прав
детей,  профилактики  социального   сиротства   актуальными   являются
следующие основные проблемы:
     - обеспечение  и  сохранение  необходимого  качественного  уровня
деятельности при внедрении механизмов защиты прав детей,  профилактики
социального сиротства на всей территории Республики Бурятия;
     - повышение  эффективности  межведомственного  взаимодействия   в
рамках  единых  подходов  к  осуществлению  защиты  прав  и   законных
интересов детей.
     Решение данных проблем требует унификации и  нормативно-правового
закрепления порядка принятия  мер  по  защите  прав  каждого  ребенка,
внедрения единых  стандартов  услуг,  направленных  на  предотвращение
сиротства, введения  отработанных  в  ряде  муниципальных  образований
механизмов и форм работы на всей территории Республики Бурятия.

                        III. Основные принципы

     Деятельность органов государственной власти Республики Бурятия  в
сфере профилактики социального сиротства  основывается  на  принципах,
предусмотренных  международными   правовыми   актами   и   действующим
законодательством Российской Федерации, в частности:
     1) принцип  приоритетности  защиты  семьи  как   естественной   и
основной ячейки общества со стороны общества и государства;
     2) принцип права каждого  ребенка  без  всякой  дискриминации  по
признаку расы, цвета кожи, пола,  языка,  религии,  национального  или
социального происхождения, имущественного положения  или  рождения  на
такие  меры  защиты,   которые   требуются   в   его   положении   как
несовершеннолетнего, со стороны его семьи, общества и государства;
     3) принцип  защиты  детей  от  всех  форм  небрежного  отношения,
жестокого обращения, насилия, эксплуатации;
     4) принцип приоритетности семейного воспитания детей;
     5) принцип индивидуального подхода к семьям и детям,  находящимся
в  социально  опасном  положении,  с  соблюдением   конфиденциальности
полученной информации;
     6) принцип первоочередного обеспечения безопасности  пострадавших
детей, их защиты от повторных общественно опасных посягательств;
     7) принцип     предупреждения     повторного     психологического
травмирования таких детей на всех стадиях уголовного  судопроизводства
и оказания им помощи;
     8) принцип   обеспечения   профессиональной   компетентности    и
специальной  подготовки  специалистов,  занятых   работой   с   детьми
указанной  категории,  и  недопущения  их  выхода   за   рамки   своей
профессиональной компетенции;
     9) принцип реализации комплексного подхода к работе  с  детьми  -
жертвами указанных преступлений путем обеспечения оказания таким детям
бесплатной  юридической,  медицинской,  психологической  и  социальной
помощи  и  реабилитации  с  привлечением  в  этих  целях  специалистов
соответствующего профиля, прошедших специальную подготовку;
     10) принцип  реализации  системного  подхода  в   противодействии
преступлениям в отношении детей начиная со стадии ранней  профилактики
таких преступлений до стадии социальной и медицинской  реабилитации  и
социальной адаптации потерпевших детей;
     11) принцип  обеспечения  права  ребенка  на  конфиденциальность,
защиту его персональных данных, в том числе при освещении совершенного
в отношении него преступления в средствах массовой информации.

       IV. Цели, задачи, основные направления развития системы
        защиты прав детей, профилактики социального сиротства

     Целями государственной политики  в  области  защиты  прав  детей,
профилактики социального сиротства в Республике Бурятия являются:
     - обеспечение восстановления прав  и  законных  интересов  детей,
проживающих в Республике Бурятия, в случае их нарушения;
     - снижение числа выявляемых детей-сирот и детей,  оставшихся  без
попечения родителей;
     - повышение доли детей-сирот и детей,  оставшихся  без  попечения
родителей, воспитывающихся в семьях граждан;
     - сокращение  среднего  срока  пребывания  детей-сирот  и  детей,
оставшихся без  попечения  родителей,  в  учреждениях  и  организациях
системы здравоохранения, образования  и  подведомственных  учреждениях
Республиканского агентства по делам семьи и детей;
     - повышение доли лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, успешно адаптировавшихся к трудовой  деятельности
и социальной жизни.
     Основными  задачами   развития   системы   защиты   прав   детей,
профилактики социального сиротства в Республике Бурятия на  период  до
2015 года являются:
     - нормативно-правовое  закрепление  созданных  механизмов  защиты
прав детей, профилактики социального сиротства;
     - внедрение механизмов  защиты  прав  детей  на  всей  территории
Республики Бурятия;
     - обеспечение необходимого качественного  уровня  деятельности  в
сфере защиты детства, профилактики социального сиротства;
     - повышение эффективности работы по семейному  устройству  детей,
оставшихся  без  попечения  родителей,   находящихся   в   интернатных
учреждениях;
     - распространение передового опыта  Республики  Бурятия  в  сфере
защиты прав детей, профилактики социального сиротства.
     Решение  задачи  по  нормативно-правовому  закреплению  созданных
механизмов  защиты  прав  детей,  профилактики  социального  сиротства
включает:
     - введение единой системы учета всех категорий детей, нуждающихся
в защите государства (детей, чьи права и законные  интересы  нарушены;
детей, находящихся в социально опасном положении  и  детей  из  семей,
находящихся  в  социально  опасном  положении;  детей-сирот  и  детей,
оставшихся   без   попечения   родителей;   детей   с    ограниченными
возможностями здоровья);
     - введение единого порядка принятия мер  по  защите  прав  детей,
нуждающихся в защите государства;
     - внедрение новых механизмов финансирования деятельности в  сфере
защиты прав детей на основе стандартов услуг.
     Решение задачи по внедрению механизмов защиты прав детей на  всей
территории Республики Бурятия включает:
     - создание  организационных  механизмов  защиты  прав  детей   на
муниципальном уровне;
     - создание  инфраструктуры   профилактических   услуг   во   всех
муниципальных образованиях;
     - повышение квалификации специалистов в сфере  защиты  детства  и
профилактики социального сиротства.
     Решение задачи по обеспечению необходимого  качественного  уровня
деятельности в  сфере  защиты  прав  детей,  профилактики  социального
сиротства включает:
     - разработку и  принятие  административных  регламентов  государ-
ственных услуг в сфере защиты прав детей;
     - внедрение стандартов профилактических услуг для семьи и детей;
     - совершенствование   механизмов    разработки    республиканских
долгосрочных  программ  в  сфере  защиты  прав   детей,   профилактики
социального сиротства, охраны жизни, здоровья детей;
     - разработку  и  внедрение  механизмов  мониторинга  и   контроля
качества в сфере защиты прав детей;
     - развитие системы методической поддержки специалистов.
     Решение задачи по повышению  эффективности  работы  по  семейному
устройству детей, оставшихся без попечения  родителей,  находящихся  в
интернатных учреждениях, включает:
     - разработку и внедрение механизмов сокращения сроков  пребывания
детей в учреждениях;
     - стимулирование устройства в семью детей раннего возраста (от  0
до 3 лет);
     - внедрение   механизмов   постинтернатной    адаптации    детей,
оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа;
     - развитие  школ  подготовки   замещающих   родителей   и   служб
сопровождения семей;
     - принятие мер по  повышению  контроля  за  воспитанием  детей  в
приемных семьях и  повышению  ответственности  приемных  родителей  за
надлежащее исполнение ими своих обязательств по воспитанию детей;
     - повышение   информированности   общественности   об    условиях
воспитания детей-сирот в детских домах и в приемных семьях.
     Решение задачи по  распространению  передового  опыта  Республики
Бурятия в сфере защиты прав детей, профилактики социального  сиротства
включает:
     - создание и развитие межрегионального центра передового опыта по
защите   детства    Сибирского    федерального    округа    на    базе
подведомственного Республиканскому агентству по делам  семьи  и  детей
автономного учреждения, финансируемого из республиканского  бюджета  и
внебюджетных фондов;
     - проведение республиканских  и  межрегиональных  мероприятий  по
обмену опытом в сфере защиты прав детей.

                   V. Механизм реализации Концепции

     Реализация  Концепции  предполагает  объединение  усилий  органов
государственной власти, органов местного  самоуправления,  организаций
для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся   без   попечения   родителей,
направленных  на  выработку  единых   подходов   к   решению   проблем
социального сиротства.
     Включение механизмов  реализации  Концепции  позволит  обеспечить
последовательное достижение целей, обозначенных в настоящей  Концепции
и  определяющих  направления  деятельности   органов   государственной
власти, органов местного самоуправления и организаций по  стабилизации
и  последовательному   улучшению   ситуации   в   сфере   профилактики
социального сиротства.
     К числу таких механизмов относятся:
     1) совершенствование  нормативно-правовой  базы,  в   том   числе
разработка нормативных  правовых  актов,  обеспечивающих  условия  для
сокращения уровня социального сиротства в Республике Бурятия, защиты и
улучшения положения семей и детей,  находящихся  в  трудной  жизненной
ситуации;
     2) разработка  и  реализация  республиканских   и   муниципальных
программ комплексного  и  целевого  характера,  затрагивающих  вопросы
профилактики социального сиротства;
     3) содействие обеспечению приоритетности распределения средств на
реализацию  программ,   направленных   на   профилактику   социального
сиротства.

                    VI. Прогнозируемые результаты

     Основным результатом последовательной реализации Концепции должно
стать  укрепление  института  семьи,   снижение   уровня   социального
сиротства  в  Республике  Бурятия,  обеспечение  приоритета  семейного
воспитания, повышение качества жизни детей и семей с детьми.
     Реализация Концепции позволит:
     1) снизить уровень социального сиротства на территории Республики
Бурятия, значительно увеличить число детей-сирот и  детей,  оставшихся
без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи;
     2) ввести единую систему учета всех категорий детей,  нуждающихся
в защите государства (детей, чьи права и законные  интересы  нарушены;
детей, находящихся в социально опасном положении  и  детей  из  семей,
находящихся  в  социально  опасном  положении;  детей-сирот  и  детей,
оставшихся   без   попечения   родителей;   детей   с    ограниченными
возможностями здоровья);
     3) ввести единый порядок  принятия  мер  по  защите  прав  детей,
нуждающихся в защите государства;
     4) создать  организационные  механизмы  защиты   прав   детей   и
инфраструктуру профилактических услуг на муниципальном уровне;
     5) усовершенствовать  механизмы  разработки   республиканских   и
муниципальных  долгосрочных  программ  в  сфере  защиты  прав   детей,
профилактики социального сиротства;
     6) создать  и  развить   деятельность   межрегионального   центра
передового опыта по защите прав детей в Сибирском федеральном округе.



Информация по документу
Читайте также