Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Бурятия от 23.06.2014 № 289 ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2014 г. N 289
г. Улан-Удэ
Об утверждении Государственной программы
Республики Бурятия "Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия"
(В редакции Постановлений Правительства Республики Бурятия
от 30.09.2014 г. N 477; от 24.09.2015 № 481)
В соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.09.2011 N 500 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия", распоряжением Правительства Республики Бурятия от 30.11.2011 N 852-р Правительство Республики Бурятия п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Бурятия "Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия"* (далее - Программа). 2. Определить ответственным координатором реализации Программы Министерство образования и науки Республики Бурятия. 3. Установить, что подпрограмма 5 "Сохранение и развитие бурятского языка" Государственной программы Республики Бурятия "Совершенствование государственного управления (2013-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 10.04.2013 N 180, действует до 1 января 2015 года.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Бурятия И. Егоров
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 23.06.2014 N 289
Государственная программа Республики Бурятия
"Сохранение и развитие бурятского языка
в Республике Бурятия"
(В редакции Постановлений Правительства Республики Бурятия
от 30.09.2014 г. N 477; от 24.09.2015 № 481)
Паспорт
----------------------------------------------------------------------------------- | Ответственный | Министерство образования и науки Республики Бурятия | | исполнитель | | | Программы | | |---------------+-----------------------------------------------------------------| | Соисполнители | Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства |
| Программы | Республики Бурятия; |
| | Министерство культуры Республики Бурятия |
(В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 30.09.2014 г. N 477) |---------------+-----------------------------------------------------------------| | Подпрограммы | Подпрограмма 1 "Создание условий для функционирования | | Программы | бурятского языка в Республике Бурятия"; | | | подпрограмма 2 "Расширение сферы применения и повышение | | | социального статуса бурятского языка"; | | | подпрограмма 3 "Развитие целостной системы изучения | | | бурятского языка" | |---------------+-----------------------------------------------------------------| | Цель | Создание условий для сохранения, изучения и гармоничного | | Программы | развития бурятского языка в Республике Бурятия | |---------------+-----------------------------------------------------------------| | Задачи | 1. Совершенствование научно-правового обеспечения развития | | Программы | Программы | | | Целевые | | | обучения на бурятском языке в Республике Бурятия | | | 3. развитие целостной системы изучения бурятского языка и | | | Программы | | | Целевые | |---------------+-----------------------------------------------------------------| | Целевые | - Доля охвата обучением и воспитанием детей на бурятском языке | | индикаторы | индикаторы | | (показатели) | (показатели) | | Программы | Программы | | | Этапы и сроки | | | в сети Интернет и на бумажных носителях - 15% | | | - количество материалов на бурятском языке в теле-, радиоэфире, | | | Программы | | | Этапы и сроки | |---------------+-----------------------------------------------------------------| | Этапы и сроки | Сроки реализации: 2014-2020 гг. |
| реализации | | | Программы | | |---------------+-----------------------------------------------------------------| | Объем | Годы | Общий объем | В том числе по источникам | | бюджетных | | финансирова- | финансирования: | | ассигнований | | ния |------------------------------------| | Программы | | программы, | федераль- | республи- | местны | | | | тыс. руб. | ный | канский | й | | | | | бюджет | бюджет | бюдже | | | | | | | т | | |------------+---------------+------------+------------+----------|
| | Всего | 198800,0 | 0,0 | 198800,0 | 0,0 | | |------------+---------------+------------+------------+----------|
| | 2014 год* | 28400,0 | 0,0 | 28400,0 | 0,0 | | |------------+---------------+------------+------------+----------|
| | 2015 год** | 31900,0 | 0,0 | 31900,0 | 0,0 |
(В редакции Постановления Правительства Республики
Бурятия от 24.09.2015 № 481)
| |------------+---------------+------------+------------+----------|
| | 2016 год** | 28400,0 | 0,0 | 28400,0 | 0,0 | | |------------+---------------+------------+------------+----------|
| | 2017 год** | 28400,0 | 0,0 | 28400,0 | 0,0 | | |------------+---------------+------------+------------+----------|
| | 2018 год** | 28400,0 | 0,0 | 28400,0 | 0,0 | | |------------+---------------+------------+------------+----------|
| | 2019 год** | 28400,0 | 0,0 | 28400,0 | 0,0 | | |------------+---------------+------------+------------+----------|
| | 2020 год** | 28400,0 | 0,0 | 28400,0 | 0,0 | |---------------+-----------------------------------------------------------------| | Ожидаемые | - обновление учебно-методических комплексов; | | результаты | - распространение и использование словарей, обогащение | | реализации | словарного запаса носителей бурятского языка; | | Программы | - создание и распространение модуля современного кабинета | | | бурятского языка и литературы; | | | - обеспечение потребности дошкольных образовательных | | | организаций в специалистах, знающих бурятский язык, | | | литературу, культуру народов Бурятии; | | | - обеспечение потребности общеобразовательных организаций | | | в специалистах, владеющих прогрессивной методикой | | | преподавания бурятского языка и литературы; | | | - обеспечение потребности образовательных организаций в | | | учителях начальных классов, готовых преподавать на | | | бурятском и на русском языках; | | | - увеличение аудио- и видеоматериалов, способствующих | | | процессу возрождения и популяризации бурятского языка | | | среди детей и молодежи; | | | - увеличение доли использования электронных учебников | | | бурятского языка нового поколения; | | | - увеличение номенклатуры и тиража издания детской | | | литературы, дидактической и художественной литературы на | | | бурятском языке; | | | - создание новых радио- и телепрограмм, реализация проекта | | | FM-радио; | | | - увеличение доли материалов на бурятском языке на | | | электронных носителях и в сети Интернет; | | | - создание линейки интерактивных средств обучения в | | | операционной системе iOS; | | | - создание бурятского языкового корпуса; | | | - создание межрегиональных летних лагерей различных | | | профилей; | | | - проведение конкурсов и олимпиад различной направленности | | | (творческих, технических, информационных, предметных, |
| | межпредметных и пр.) по бурятскому языку |
----------------------------------------------------------------------------------- _______________________ *Средства на 2014 г. частично предусмотрены подпрограммой "Сохранение
и развитие бурятского языка" Государственной программы Республики Бурятия "Совершенствование государственного управления (2013-2020
годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 10.04.2013 N 180. **Носит прогнозный характер, подлежит уточнению при формировании республиканского бюджета на соответствующий год. I. Характеристика текущего состояния, основные проблемы
сферы реализации Государственной программы
"Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия"
Настоящая Программа разработана на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666, Конституции Республики Бурятия, Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 N 240-V "Об образовании в Республике Бурятия", Закона Республики Бурятия от 10.06.1992 N 221-XII "О языках народов Республики Бурятия", Закона Республики Бурятия от 07.03.2014 N 383-V "О мерах поддержки бурятского языка как государственного языка
Республики Бурятия". История развития бурятского народа обусловила его территориальную дисперсность. В условиях глобализации усиливаются процессы культурной
ассимиляции бурят как в России, так и во всем мире, утрачиваются национальная самобытность и вековые традиции, безусловным транслятором которых является бурятский язык. Сохраняется тенденция сокращения численности бурят, владеющих родным языком. Наряду со снижением уровня владения бурятским языком наблюдается сокращение сферы использования бурятского языка, в том числе в условиях повседневного общения населения на работе и в быту. Как уполномоченный орган управления образованием субъекта Министерство образования и науки Республики Бурятия обеспечивает условия для преподавания бурятского языка как государственного языка во всех общеобразовательных учреждениях на территории Республики Бурятия. В республике на начало 2013/2014 учебного года функционирует 457 общеобразовательных организаций с 12 филиалами. Численность учащихся в
них составляет 123058, в вечерних школах - 3858. Изучают бурятский язык в разных формах 63 221 ребенок, в том числе:
- бурятский язык как родной преподается в 117 школах республики (9576 детей); - бурятский язык как государственный преподается в 202 школах республики (53645 детей). Количество учителей, преподающих по основной программе, - 255, по государственной программе - 399. Бурятский язык преподается в 319 общеобразовательных организациях из 457 общеобразовательных организаций Республики Бурятия, не преподается бурятский язык в 138 школах Республики Бурятия.
Мониторинг состояния обучения бурятскому языку показывает, что в продвижении политики языкового воспитания существует проблема неприятия внедрения бурятского языка в учебный процесс как со стороны
некоторых родителей, так и отдельных руководителей школ со ссылкой на дефицит фонда учебных часов и далекие от идеальных условия
преподавания. Несмотря на это, процесс совершенствования преподавания
бурятского языка и в количественном, и в качественном аспекте продолжается. По поручению Комиссии при Правительстве Республики Бурятия по развитию бурятского языка, в целях выявления проблем в преподавании бурятского языка Министерством образования и науки Республики Бурятия
создана Республиканская экспертная комиссия, в состав которой вошли учителя-предметники, управленцы, ученые-исследователи. Данная комиссия выявила следующие проблемы в преподавании бурятского языка: несоответствие методики преподавания современным требованиям, несовершенство учебной грамматики бурятского языка, недостаточный уровень квалификации и методической подготовки учителей бурятского языка, отсутствие современных методик преподавания предмета, необходимость разработки разноуровневых программ изучения бурятского языка и создания учебно-методических комплексов. Разработан план перспективной грамматики бурятского языка применительно к обучению языку как государственному. В данной грамматике все синтаксические конструкции и морфологические категории
подчинены коммуникативной цели и выстраиваются по возрастанию - от простого к сложному. Ведется работа по созданию республиканских стажировочных площадок и комплексов непрерывного образования со средой образования и воспитания на бурятском языке на базах ГБОУ "Республиканский бурятский
национальный лицей-интернат N 1", ГБОУ "Бурятская гимназия N 29 в г. Улан- Удэ" с дальнейшим созданием необходимой сети филиалов по республике для адаптации прогрессивной методики преподавания бурятского языка. Совместно с Администрацией г. Улан-Удэ согласован вопрос о создании пилотных площадок на базах образовательных организаций г. Улан-Удэ в составе комплекса. Анализ результатов реализации последний программы, а также предыдущих программ показывает, что несмотря на предпринятые усилия в деле сохранения и развития языков в Республике Бурятия, не все поставленные цели были достигнуты по причине наличия целого ряда сдерживающих факторов реализации языковой политики в Республике Бурятия, среди которых:
а) отсутствие целевых федеральных программ по сохранению языков народов Российской Федерации, в связи с чем, в частности, осложнена поддержка бурятского языка; б) наличие пробелов в правовом регулировании языковой политики: несовершенство механизма реализации положений Закона Республики Бурятия от 10.02.1992 N 221-XII "О языках народов Республики Бурятия", отсутствие соответствующих нормативных правовых актов в сфере языкового общения и санкций за нарушение законодательства о языках в Республике Бурятия; в) изменение федерального законодательства об образовании в части
выбора итоговой аттестации; г) слабая мотивация к овладению бурятским языком, национальными языками народов, проживающих в республике; д) отсутствие целостной системы непрерывного изучения родного языка по схеме "дошкольное, начальное, среднее (общее и
профессиональное) образование"; е) недостаточная комплексность и системность в поддержке функционирования бурятского языка в информационно-коммуникационном пространстве на основе соответствующих норм, стандартов и технологий;
ж) неразработанность национального электронного корпуса бурятского языка, являющегося репрезентативной ресурсной базой словоупотреблений бурятского языка и программным инструментом для осуществления научно-прикладных исследований в бурятском языкознании. Настоящая Программа разработана на основе анализа опыта реализации предыдущих программ (подпрограмм) с использованием новых ключевых принципов, призванных обеспечить целостность охвата всех сфер и аспектов проблемы, эффективность принимаемых мер и результативность
воздействия Программы на все основные факторы, от которых зависит жизнеспособность языков. II. Приоритеты государственной политики
в сфере реализации Программы. Основные цели и задачи
Программа разработана в соответствии с основными принципами государственной политики в области государственных языков Республики Бурятия, предполагающими развитие и гармоничное взаимодействие языков,
соблюдение устойчивого баланса национально-языковых интересов представителей народов, проживающих в республике. Цель Программы - создание условий для сохранения, изучения и развития бурятского языка, гармоничное развитие бурятского языка в Республике Бурятия. Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач: - совершенствование нормативного правового обеспечения языковой политики в Республике Бурятия; - поддержка равноправного функционирования русского и бурятского языков как государственных языков Республики Бурятия; - развитие целостной системы изучения бурятского языка;
- научное и научно-методическое сопровождение процессов сохранения и развития бурятского языка в Республике Бурятия; - повышение социального статуса и популяризация бурятского языка в Республике Бурятия; - мониторинг этноязыковой ситуации в Республике Бурятия.
Цель и задачи Программы соответствуют целям и задачам Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666, в части сохранения и развития культур и языков народов Российской Федерации, укрепления их духовной общности, обеспечения прав национальных меньшинств, сохранения этнокультурной самобытности представителей народов, проживающих в Республике Бурятия, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, а
также целям и задачам приоритетного национального проекта Российской Федерации "Образование" в части стимулирования инноваций в сфере образования, поддержки талантливой молодежи, поощрения лучших учителей и учащихся, внедрения современных образовательных технологий. Цели и задачи Программы также увязаны с Концепцией развития бурятского языка, одобренной постановлением Правительства Республики Бурятия от 12.03.2009 N 80, иными правовыми актами Республики Бурятия в части исполнения национальной политики. Мероприятия Программы охватывают все основные аспекты сохранения и развития языков в Республике Бурятия в соответствии с задачами Программы: - нормативно-правовое обеспечение языковой политики, научно- ме-тодическое сопровождение процессов развития бурятского языка в Республике Бурятия. Мероприятия, реализуемые в рамках решения данной задачи, направлены на совершенствование существующих и разработку новых нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере использования и развития государственных и иных языков в Республике Бурятия. Кроме того, в целях реализации Программы необходимо дальнейшее развитие системы юридического обеспечения реализации культурно-языковых прав, в том числе разработка и принятие актуальных
нормативно-правовых актов. Мероприятия, реализуемые в рамках решения данной задачи, направлены на реализацию поликультурного образования в системе воскресных школ в Республике Бурятия; грантовую поддержку общественных и частных инициатив по сохранению, развитию и популяризации государственных языков Республики Бурятия; формирование
этноязыковой толерантности в обществе, средствах массовой информации и интернет-пространстве в Республике Бурятия; создание и поддержку информационно-ресурсного портала, содержащего материалы на языках народов, проживающих в Республике Бурятия; создание поликультурной образовательной и воспитательной среды. Мероприятия, реализуемые в рамках решения данной задачи, направлены на создание и развитие языковой и культурной среды в поликультурном обществе; - поддержка расширения сферы применения, популяризация и повышение социального статуса бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия. Мероприятия, реализуемые в рамках решения данной задачи, направлены на: - учебно-методическое обеспечение обучения бурятскому языку;
- бурятскую локализацию современных операционных систем, пакетов прикладных программ, электронных устройств и технологий с языковой поддержкой; - разработку анимационных и мультимедийных образовательных проектов; - обеспечение развития бурятского языка в системе поликультурного
образования России; - поддержку подготовки высококвалифицированных кадров в области бурятского языка и литературы; - организацию сетевого полилингвального обучения учащихся общеобразовательных организаций Республики Бурятия; - развитие инфраструктуры по реализации законов Республики Бурятия, направленных на регулирование языковой политики в Республике Бурятия; - создание единого каталога названий топонимов Республики Бурятия
на бурятском и русском языках; - учебно-методическое обеспечение функционирования бурятского языка как государственного в системе социальной коммуникации; - создание условий для функционирования бурятского и русского языков как государственных языков Республики Бурятия; - развитие целостной системы изучения бурятского языка и обучения
на бурятском языке в Республике Бурятия; подготовка и повышение квалификации педагогических кадров для образовательных организаций. Мероприятия, реализуемые в рамках решения данной задачи, направлены на: - внедрение результатов фундаментальных исследований в области бурятской филологии в практику; - проведение комплексного лингвокультурологического исследования лексики бурятского языка; - создание электронного корпуса бурятского языка;
- создание электронной информационной базы письменного наследия народов Забайкалья в Национальной библиотеке Республики Бурятия; - проведение научно-полевых исследований (диалектологических, фольклорных и фольклорно-этнографических, археографических) языка и культуры народов, проживающих на территории Республики Бурятия и в местах компактного проживания бурят на территории Российской Федерации, Монголии и Автономного района Внутренняя Монголия КНР; - обеспечение функционирования бурятского языка в инфокоммуникационных технологиях;
- поддержку деятельности ГБОУ СПО "Бурятский республиканский педагогический колледж", АОУ ДПО РБ "Бурятский республиканский институт образовательной политики", кафедр бурятского языка и методики преподавания бурятского языка, бурятской литературы Восточного института ФГБОУ ВПО "Бурятский государственный университет". III. Меры государственного регулирования и анализ
рисков реализации Программы
Анализ рисков и управление рисками при реализации Программы осуществляет ответственный исполнитель - Министерство образования и науки Республики Бурятия. Выделяются следующие группы рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации Программы: - финансово-экономические риски;
- социальные риски.
Финансово-экономические риски связаны с сокращением в ходе реализации Программы предусмотренных объемов бюджетных средств. Это потребовало бы внесения изменений в Программу, пересмотра целевых значений показателей и, возможно, отказ от реализации отдельных мероприятий и даже задач Программы. Сокращение финансирования Программы негативным образом сказалось бы на макроэкономических показателях Программы, привело бы к снижению прогнозируемого вклада Программы в улучшение качества жизни населения, развитие социальной сферы, экономики Республики Бурятия. Социальные риски связаны с вероятностью повышения социальной напряженности из-за неполной или недостоверной информации о реализуемых мероприятиях, в силу наличия разнонаправленных социальных интересов социальных групп, а также в условиях излишнего администрирования. Основными мерами управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы выступают: - мониторинг;
- открытость и подотчетность;
- научно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение;
- информационное сопровождение и общественные коммуникации.
Мониторинг.
В рамках мониторинга достижение конкретных целей и решение задач Программы отслеживается с использованием системы количественных показателей и качественного анализа. Обратная связь - информация об уровне достижения контрольных значений индикаторов, а также о качественных характеристиках происходящих изменений - позволяет своевременно выявлять отклонения, осуществлять корректировку, уточнение и дополнение намеченных мероприятий. Элементами мониторинга являются:
а) регулярные социологические исследования общественного мнения, ориентированные на все заинтересованные целевые группы (семьи,
работодатели, педагоги, учащиеся); б) исследования качества образования;
в) интернет-опросы. Научно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение.
Будет реализован комплекс работ по научно-методическому и экспертно-аналитическому сопровождению Программы (исследования,
экспертизы, аудит), что позволит обеспечить обоснованность реализуемых
финансово-экономических, организационно-управленческих и образовательных моделей, а также получить объективную информацию о результатах и эффектах их внедрения. Эти исследования будут включать регулярный сравнительный анализ системы образования в Республике Бурятия, анализ кадрового состава системы образования республики, исследования образовательных и трудовых траекторий выпускников различных уровней образования, анализ образовательных организаций- лидеров и организаций с неудовлетворительным качеством работы. Открытость и подотчетность.
Управление Программой будет осуществляться на основе принципов открытости, государственно-общественного характера управления. На сайте Министерства образования и науки Республики Бурятия будет размещаться полная и достоверная информация о реализации и оценке эффективности Программы, в том числе ежегодные публичные отчеты ответственных исполнителей для общественности. В данной работе будет использован широкий спектр каналов и форм коммуникации с общественностью, учитывающий особенности и возможности различных целевых групп, в том числе возможности интернет-пространства
и средств массовой информации. IV. Срок реализации Программы Программа реализуется в 2014-2020 годах.
V. Индикаторы Программы
-------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Ед. | Значения индикаторов по годам: | | индикаторов | изм. |------------------------------------------------| | | | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |----------------------+------+------+------+------+------+------+------+------| | Доля охвата | % | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | | обучением и | | | | | | | | | | воспитанием детей на | | | | | | | | | | бурятском языке в | | | | | | | | | | разных формах в | | | | | | | | | | дошкольных | | | | | | | | | | образовательных | | | | | | | | | | организациях | | | | | | | | | |----------------------+------+------+------+------+------+------+------+------| | Доля охвата | % | 54 | 60 | 65 | 70 | 80 | 90 | 100 | | обучением детей | | | | | | | | | | бурятскому языку в | | | | | | | | | | разных формах в | | | | | | | | | | общеобразовательных | | | | | | | | | | организациях | | | | | | | | | |----------------------+------+------+------+------+------+------+------+------| | Количество | % | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 15 | | материалов на | | | | | | | | | | бурятском языке в | | | | | | | | | | теле-, радиоэфире, в | | | | | | | | | | сети Интернет и на | | | | | | | | | | бумажных носителях | | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------- VI. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Бурятия составляет 198,8 млн. рублей, в том числе: в 2014 году - 28,4 млн. рублей;
в 2015 году - 28,4 млн. рублей;
в 2016 году - 28,4 млн. рублей;
в 2017 году - 28,4 млн. рублей;
в 2018 году - 28,4 млн. рублей;
в 2019 году - 28,4 млн. рублей;
в 2020 году - 28,4 млн. рублей.
Комплексный проектный подход, объединяющий отдельные мероприятия едиными целями и задачами (при их скоординированном и согласованном
исполнении), позволит обеспечить рациональное использование средств и достижение положительных результатов. Так как исполнение включенных в Программу мероприятий рассчитано на среднесрочный и долгосрочный периоды, они нуждаются в целевом финансировании из бюджета Республики Бурятия.
Для реализации программных мероприятий возможно привлечение в установленном порядке средств бюджетов муниципальных образований в Республике Бурятия и внебюджетных источников. Ресурсное обеспечение Программы за счет средств республиканского бюджета представлено в приложении N 1. Ресурсное обеспечение Государственной программы за счет всех источников финансирования представлено в приложении N 2. VII. Механизм реализации Программы
В ходе реализации мероприятий Программы ее государственный заказчик-координатор (Министерство образования и науки Республики
Бурятия), соисполнители (Министерство культуры Республики Бурятия, Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия (Комитет по межнациональным отношениям и развитию гражданских
инициатив) обеспечивают взаимодействие основных исполнителей, контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств исполнителями Программы. Мероприятия Программы реализуются на основе государственных контрактов, заключенных государственным заказчиком-координатором Программы со всеми исполнителями программных мероприятий. Министерства, ведомства и организации, участвующие в реализации Программы, представляют в Министерство образования и науки Республики
Бурятия информацию о ее выполнении ежеквартально, до 15 числа месяца,
следующего за отчетным кварталом. Министерство образования и науки Республики Бурятия в соответствии с действующим законодательством ежегодно формирует и направляет в Министерство экономики Республики Бурятия и Министерство
финансов Республики Бурятия бюджетную заявку на ассигнования на плановый год. Ежегодно проводится анализ степени выполнения программных мероприятий с учетом их финансирования. На основании мониторинга в Программу вносятся изменения по перечню мероприятий, их ресурсному обеспечению, значениям целевых индикаторов и возможной пролонгации действия Программы. VIII. Описание социально-экономической эффективности Программы
Эффективность Программы оценивается по степени выполнения мероприятий. Для оценки эффективности Программы используются результаты мониторинга этноязыковой ситуации в Республике Бурятия, этносоциологических исследований, а также материалы текущей отчетности министерств и ведомств, материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия. Основным результатом реализации Программы должно стать повышение качества уровней образования, этноязыковой компетенции, расширение сферы функционирования языков, активизация научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей использования языков в системах информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, повышение роли языковых компетенций, квалификации, профессионализма работников сферы образования, услуг и широких слоев населения, сохранение культурного и этноязыкового разнообразия. Программа предусматривает рост количественных показателей, отражающих функционирование бурятского языка в Республике Бурятия в политической, экономической, социальной и этнокультурной сферах и в информационном пространстве, а также в системе образования Республики Бурятия, повышение социального статуса и престижа, внедрение эффективных научных разработок для развития функционального потенциала бурятского языка в Республике Бурятия. Реализация предусмотренных Программой мероприятий будет способствовать приумножению духовного богатства; доступности для населения просветительских мероприятий, популяризирующих язык, литературу и культуру народов, проживающих в Республике Бурятия; повышению функциональности бурятского языка; созданию соответствующей
инфраструктуры, которая позволит скоординировать и оптимизировать работу исполнителей, усилить научную и экспертно-аналитическую базу реализации Программы; совершенствованию нормативных правовых документов в области использования государственного языка титульной нации Республики Бурятия. Учитывая специфику Программы, связанную с развитием духовной и интеллектуальной сферы, определение экономического эффекта не предполагается. Определенный косвенный отсроченный экономический эффект реализации мероприятий Программы может наблюдаться в результате формирования позитивного привлекательного имиджа Республики Бурятия, развития межкультурного диалога, толерантности. Программа рассчитана на создание системы механизмов и мер, обеспечивающих долгосрочные эффекты развития в социальной и культурной
сферах. Последствия такого рода не поддаются обычным статистическим измерениям и не могут быть выражены в стоимостной оценке.
Реализация мероприятий Программы позволит поддерживать и развивать образовательную и воспитательную деятельность образовательных организаций разного типа и уровня, повысит социальный статус педагога, позволит приблизить систему образования и сферу услуг к этноязыковым запросам населения, будет способствовать защите конституционных прав населения в изучении и развитии родных языков, скоординирует и оптимизирует меры по реализации языкового законодательства Республики Бурятия. IX. Основные меры правового регулирования
в сфере реализации Программы
Одним из основных инструментов реализации Программы является нормативно-правовое регулирование в сфере образования, культуры и языковой политики в Республике Бурятия. В рамках разработки мер правового регулирования осуществляется обобщение практики применения федерального законодательства и законодательства Республики Бурятия, проводится анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности и разрабатываются предложения по совершенствованию законодательства в сферах отраженных в данной Программе, на территории Республики Бурятия. Подпрограмма 1 "Создание условий для функционирования
бурятского языка в Республике Бурятия"
Паспорт
-------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Подпрограмма 1 "Создание условий для функционирования | | подпрограммы | бурятского языка в Республике Бурятия" | |---------------+--------------------------------------------------------------| | Ответственный | Министерство образования и науки Республики Бурятия | | исполнитель | | | подпрограммы | | |---------------+--------------------------------------------------------------| | Соисполнители | Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства |
| подпрограммы | Республики Бурятия (Комитет по межнациональным |
| | отношениям и развитию гражданских инициатив); | | | Министерство культуры Республики Бурятия | |---------------+--------------------------------------------------------------| | Цель | Совершенствование научно-правового обеспечения развития | | подпрограммы | бурятского языка в Республике Бурятия | |---------------+--------------------------------------------------------------| | Задачи | Научное и методическое сопровождение процессов | | подпрограммы | сохранения и развития бурятского языка в Республике Бурятия; |
| | мониторинг и анализ этноязыковой ситуации | |---------------+--------------------------------------------------------------| | Целевые | Обеспеченность образовательных организаций учебными | | индикаторы | линиями нового поколения - 100% | | (показатели) | | | подпрограммы | | |---------------+--------------------------------------------------------------| | Сроки | 2014-2020 гг. | | реализации | | | подпрограммы | | |---------------+--------------------------------------------------------------| | Ожидаемые | Обновление учебно-методических комплексов по бурятскому | | результаты | языку | | реализации | | | подпрограммы | | -------------------------------------------------------------------------------- Характеристика текущего состояния, основные проблемы
сферы реализации подпрограммы "Создание условий
для функционирования бурятского языка в Республике Бурятия"
Настоящая подпрограмма разработана на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666, Конституции Республики Бурятия, Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 N 240-V "Об образовании в Республике Бурятия", Закона Республики Бурятия от 10.06.1992 N 221-XII "О языках народов Республики Бурятия", Закона Республики Бурятия от 07.03.2014 N 383-V "О мерах поддержки бурятского языка как государственного языка
Республики Бурятия". История развития бурятского народа обусловила его территориальную дисперсность. В условиях глобализации усиливаются процессы культурной
ассимиляции бурят как в России, так и во всем мире, утрачиваются национальная самобытность и вековые традиции, безусловным транслятором которых является бурятский язык. Сохраняется тенденция сокращения численности бурят, владеющих родным языком. Наряду со снижением уровня владения бурятским языком наблюдается сокращение сферы использования бурятского языка, в том числе в условиях повседневного общения населения на работе и в быту. Как уполномоченный орган управления образованием субъекта Министерство образования и науки Республики Бурятия обеспечивает условия для преподавания бурятского языка как государственного языка во всех общеобразовательных организациях на территории Республики Бурятия. По поручению Комиссии при Правительстве Республики Бурятия по развитию бурятского языка, в целях выявления проблем в преподавании бурятского языка Министерством образования и науки Республики Бурятия
создана Республиканская экспертная комиссия, в состав которой вошли учителя-предметники, управленцы, ученые-исследователи. Данная комиссия выявила следующие проблемы в преподавании бурятского языка: несоответствие методики преподавания современным требованиям, несовершенство учебной грамматики бурятского языка, недостаточный уровень квалификации и методической подготовки учителей бурятского языка, отсутствие современных методик преподавания предмета, необходимость разработки разноуровневых программ изучения бурятского языка и создания учебно-методических комплексов. Разработан план перспективной грамматики бурятского языка применительно к обучению языку как государственному. В данной грамматике все синтаксические конструкции и морфологические категории
подчинены коммуникативной цели и выстраиваются по возрастанию - от простого к сложному. Настоящая подпрограмма разработана на основе анализа опыта реализации предыдущих программ (подпрограмм) с использованием новых ключевых принципов, призванных обеспечить целостность охвата всех сфер и аспектов проблемы, эффективность принимаемых мер и результативность
воздействия подрограммы на все основные факторы, от которых зависит жизнеспособность языков. Структура подпрограммы 1 "Создание условий для функционирования
бурятского языка в Республике Бурятия"
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Ед. | Исполнители | Прогнозный период | | | изм. | |-----------------------------------------------------------------------------------------| | | | | 2014 г. * | 2015 г. ** | 2016 г. ** | 2017 г. ** | 2018 г. ** | 2019 г. ** | 2020 г. ** | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Цель: совершенствование научно-правового обеспечения развития бурятского языка в Республике Бурятия | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Задача 1: научное и методическое сопровождение процессов сохранения и развития бурятского языка в Республике Бурятия |
| Задача 2: мониторинг и анализ этноязыковой ситуации |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Целевой индикатор | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Обеспеченность образовательных организаций | % | | 30 | 40 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | | учебными линиями нового поколения | | | | | | | | | | |----------------------------------------------+-------+-------------+-----------+------------+------------+------------+------------+------------+------------| | Научно-социологические исследования по | тыс. | МОиН РБ | 950,0 | 950,0 | 750,0 | 500,0 | 500,0 | 500,0 | 500,0 | | бурятскому языку | руб. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------------------------------------+-------+-------------+-----------+------------+------------+------------+------------+------------+------------| | Издание литературы на бурятском языке, в том | тыс. | МОиН РБ | 10650,0 | 5590,0 | 4230,0 | 3740,0 | 3100,0 | 3100,0 | 3050,0 | | числе перевод и экспертиза изданий* | руб. |-------------+-----------+------------+------------+------------+------------+------------+------------| | | | Минкультуры | 2200,0 | 1500,0 | 1500,0 | 1500,0 | 1500,0 | 1500,0 | 1500,0 | | | | РБ | | | | | | | | |----------------------------------------------+-------+-------------+-----------+------------+------------+------------+------------+------------+------------| | Осуществление официального перевода | тыс. | АГиП РБ | 450,0 | 460,0 | 600,0 | 600,0 | 600,0 | 600,0 | 600,0 | | нормативных правовых актов Республики | руб. | | | | | | | | | | Бурятия с русского языка на бурятский язык* | | | | | | | | | | |----------------------------------------------+-------+-------------+-----------+------------+------------+------------+------------+------------+------------| | Общая сумма финансирования подпрограммы 1 | тыс. | | 14250,0 | 8500,0 | 7080,0 | 6340,0 | 5700,0 | 5700,0 | 5650,0 | | | руб. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- __________________ *Средства частично на 2014 г. предусмотрены подпрограммой "Сохранение
и развитие бурятского языка" Государственной программы Республики Бурятия "Совершенствование государственного управления (2013-2020
годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 10.04.2013 N 180. **Носит прогнозный характер, подлежит уточнению при формировании республиканского бюджета на соответствующий год. Подпрограмма 2 "Расширение сферы применения и
повышение социального статуса бурятского языка"
Паспорт
--------------------------------------------------------------------- | Наименование | Подпрограмма 2 "Расширение сферы применения и | | подпрограмм | повышение социального статуса бурятского языка" | | ы | | |---------------+---------------------------------------------------| | Ответственны- | Министерство образования и науки Республики | | й исполнитель | Бурятия |
| подпрограмм | | | ы | | |---------------+---------------------------------------------------| | Соисполнители | Администрация Главы Республики Бурятия и |
| подпрограммы | Правительства Республики Бурятия; |
| | Министерство культуры Республики Бурятия |
(В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 30.09.2014 г. N 477) |---------------+---------------------------------------------------| | Цель | Расширение сферы применения, популяризация и | | подпрограмм- | повышение социального статуса бурятского языка | | ы | | |---------------+---------------------------------------------------| | Задачи | 1. Поддержка расширения сферы применения, | | подпрограмм- | популяризация и повышение социального статуса | | ы | бурятского языка. | | | 2. Развитие издательской и просветительской | | | деятельности в сфере бурятского языка и культуры | |---------------+---------------------------------------------------| | Целевые | Степень популяризации бурятского языка - 100%; | | индикаторы | степень обновления линейки материалов на | | (показатели) | электронных, бумажных носителях на бурятском | | подпрограмм- | языке - 15% | | ы | | |---------------+---------------------------------------------------| | Сроки | 2014-2020 гг. | Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|