Расширенный поиск

Решение Горно-Алтайского городского Совета депутатов Республики Алтай от 26.01.2012 № 45-2

 

ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

 

РЕШЕНИЕ

 

от 26 января 2012 г. № 45-2

г. Горно-Алтайск

 

 

Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Город Горно- Алтайск» на период с 2012 г. по 2029 г. (В редакции Решения

Горно-Алтайского городского Совета депутатов Республики Алтай

от 28.11.2014 г. № 20-5)

 

(В редакции Решений Горно-Алтайского городского Совета депутатов

Республики Алтай от 28.11.2014 г. № 20-5; от 25.02.2016 № 28-4; 

от 30.06.2016 № 30-4; от 16.02.2017 № 36-4)

 

В соответствии с частью 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 8, 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, руководствуясь требованиями к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 502, пунктом 4 части 1 статьи 28, статьей 45 Устава муниципального образования «Город Горно-Алтайск», принятого постановлением Горно- Алтайского городского Совета депутатов от 29 августа 2013 года № 12- 3, (В редакции Решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов Республики Алтай от 28.11.2014 г. № 20-5)

1. Утвердить прилагаемую программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Город Горно-Алтайск» на период с 2012 г. по 2029 г.

2. Настоящее решение подлежит официальному опубликованию в газете «Вестник Горно-Алтайска» и вступает в силу с момента его опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Горно-Алтайского городского Совета депутатов по вопросам финансовой, экономической политике и предпринимательству (Тулебаев А.Р.).

 

 

Мэр г. Горно-Алтайска В.А.Облогин

 

 

 

 

 

Утверждена

Решением

городского Совета депутатов

от 26 января 2012 г. № 45-2

 

Программа

комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры

муниципального образования «город Горно-Алтайск»

на период с 2012 г. по 2029 г.

 

(В редакции Решений Горно-Алтайского городского Совета депутатов

Республики Алтай от 28.11.2014 г. № 20-5; от 25.02.2016 № 28-4; 

от 30.06.2016 № 30-4; от 16.02.2017 № 36-4)

 

Раздел I. Паспорт программы комплексного развития

систем коммунальной инфраструктуры муниципального

образования «Город Горно-Алтайск»

на период с 2012 г. по 2029 г.

 

 

 

Наименование Программы

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Город Горно-Алтайск» на период с 2012 г. по 2029 г. (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 «Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов», Решение Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 03.09.2009 № 18-1 «Об утверждении скорректированного генерального плана муниципального образования «Город Горно-Алтайск»

Разработчик Программы

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет»

Ответственный исполнитель Программы

Администрация города Горно-Алтайска

Соисполнители Программы

Организации коммунального комплекса муниципального образования «Город Горно-Алтайск»

Цели Программы

Обеспечение потребителей коммунальными ресурсами нормативного качества при доступной стоимости и обеспечении надежной и эффективной работы коммунальной инфраструктуры

Задачи Программы

Задачами Программы являются

1) обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;

2) обеспечение доступности для населения стоимости коммунальных услуг;

3) реализация Генерального плана города и других документов территориального планирования;

4) реализация Комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования;

5) разработка конкретных мероприятий по повышению эффективности и оптимальному развитию систем коммунальной инфраструктуры, повышение их инвестиционной привлекательности;

6) определение необходимого объема финансовых средств для реализации Программы;

7) создание основы для разработки инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, осуществляющих поставку товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, теплоснабжения, утилизации твердых бытовых отходов

Целевые показатели Программы

1. Целевые показатели перспективной обеспеченности и потребности застройки городского округа: доля жилищного фонда, обеспеченного: централизованным водоснабжением и электроснабжением - 100%, централизованным теплоснабжением - 65%, водоотведением - 80%, горячим водоснабжением - 65%.

2. Целевые показатели надежности, энергоэффективности и развития соответствующей системы коммунальной инфраструктуры, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов (далее ТБО): степень износа оборудования - 25%, коэффициент обновления основных фондов - 10%.

3. Целевые показатели качества коммунальных ресурсов и услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО: технологические потери электроэнергии - 7%, потери тепловой энергии при транспортировке - 10%, уровень аварийности в электросетях - 0,002 ед./км, уровень аварийности в теплосетях 0 ед./км, уровень аварийности в сетях водоснабжения 0,03 ед./км

Срок и этапы реализации Программы

1 этап: 2012 - 2014 гг. - решение первоочередных задач по энергосбережению (перевод котельных на газ, установка приборов учета, утепление теплового контура зданий, начало работ по переходу на индивидуальные теплопункты, замена ветхих сетей водоснабжения и водоотведения, модернизация сетей водоснабжения по магистральному водоводу, реконструкция линий электроснабжения, строительство РТП «Алферово»);

2 этап: 2015 - 2018 гг. - перевод системы теплоснабжения на индивидуальные тепловые пункты, перевод системы теплоснабжения на двухтрубную систему отопления, строительство мусороперерабатывающего цеха, реконструкция линий электропередач, строительство новых коллекторов;

3 этап: 2019 - 2029 гг. - завершение перевода системы теплоснабжения на индивидуальные тепловые пункты, завершение перевода системы теплоснабжения на двухтрубную систему отопления, замена тепловых сетей на трубопроводы из инновационных материалов, завершение строительства новых коллекторов

Объем требуемых капитальных вложений

Всего за счет всех источников <*> 2319,65095 млн руб., в том числе:

- средства федерального бюджета 611,780 млн руб. <*>

- средства республиканского бюджета Республики Алтай 795,07628 млн руб. <*>

- средства бюджета муниципального образования «Город Горно-Алтайск» 428,39127 млн руб. <*>

- средства инвесторов 126,8566 млн руб. <*>

- средства населения (инвестиционная надбавка к тарифу) 357,5468 млн руб.

_____________________

<*> Справочно: при наличии средств

(В редакции Решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов Республики Алтай от 16.02.2017 № 36-4)

Ожидаемые результаты реализации Программы

1. Технологические результаты - повышение надежности работы системы коммунальной инфраструктуры города Горно-Алтайска; снижение потерь коммунальных ресурсов в процессе производства и транспортировки коммунальных услуг.

2. Коммерческий результат - повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий коммунального комплекса.

3. Социальный результат - обеспеченность доступности коммунальных услуг для населения города Горно-Алтайска.

 

Раздел II. Общие положения

 

Программа разработана в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 502 «Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов», Скорректированным генеральным планом городского округа муниципального образования «Город Горно-Алтайск», утвержденным решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 03.09.2009 № 18-1 «Об утверждении скорректированного генерального плана муниципального образования «Город Горно-Алтайск».

Программа устанавливает перечни мероприятий по строительству, капитальному ремонту и реконструкции систем электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

 

Раздел III. Характеристика существующего состояния

систем коммунальной инфраструктуры

 

3.1. Краткий анализ существующего состояния

системы электроснабжения

 

Особенностью города Горно-Алтайска является отсутствие собственных источников производства электрической энергии. По данной причине весь объем потребляемой городом электроэнергии поставляется единственным предприятием МУП «Горэлектросети», которое приобретает электроэнергию в филиале ОАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети».

Электроснабжение города Горно-Алтайска осуществляется с двух центров питания распределительных трансформаторных подстанций (РТП), линии 110/10 кВ, а именно РТП-1 «Сигнал» и РТП-19 «Горно-Алтайская». РТП-1 «Сигнал» имеет 2 трансформатора по классу напряжения 110кВ, 35 кВ мощностью 25 МВА. РТП-19 «Горно-Алтайская» имеет 2 трансформатора по классу напряжения 110кВ, 35 кВ мощностью 16 МВА.

Далее происходит распределение линий по распределительным подстанциям (РП), линии 10 кВ:

1) РП-1 «Районная котельная»;

2) РП-2 «Мебельная»;

3) РП-3 «Горпарк»;

4) РП-4 «Университет»;

5) РП-5 «Заимка».

Распределительные подстанции связаны между собой кольцевыми схемами, что обеспечивает бесперебойное снабжение потребителей. От распределительных подстанций линии по 10 кВ расходятся на трансформаторные подстанции (ТП) 10/0,4 кВ.

Характеристика ТП 10/0,4 кВ. Общая численность ТП в городе составляет 259 единиц суммарной мощностью 108228 кВА, из них 173 ТП мощностью 67825 кВА числятся на балансе МУП «Горэлектросети». Средний возраст всех трансформаторных подстанций 21,4 года.

Линии электропередач включают воздушные линии (ВЛ-10 кВ, ВЛ 0,4 кВ) и кабельные линии (КЛ-10 кВ, КЛ 0,4 кВ) общей протяженностью 412,157 км, в том числе:

Воздушные линии ВЛ-10 кВ 93,112 км.

Воздушные линии ВЛ-0,4 кВ 270,635 км.

Кабельные линии электропередач КЛ-10 кВ 9,900 км.

Кабельные линии электропередач КЛ-0,4 кВ 38,510 км.

Характеристика ВЛ-0,4 кВ. Общая длина распределительных сетей составляет 270,635 км, из них 31,851 км сетей отслужили нормативный срок, т.е. 11,7%, при этом общий физический износ сетей составляет 60%.

Характеристика КЛ-10 кВ. Преобладающий тип кабеля ААШВ. Общая длина распределительных сетей составляет 9,9 км, при этом средний износ КЛ-10 кВ составляет 45%. 17 линий, или 8% отработали свой нормативный срок.

Объем транспортировки электроэнергии в 2013 году составил 168,9 тыс. кВт. Динамика объема транспортировки в % к предыдущему году составляет 104,4% за последние 10 лет.

Город Горно-Алтайск относится к энергодефицитным муниципальным образованиям, особенно в зимние месяцы - период максимума потребления электроэнергии. При этом максимальная мощность, которая может быть передана из ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» в город по существующим электролиниям 110 кВт, составляет 45 МВт. Однако, уже в настоящее время, фактическая потребность в электрической мощности превышает данную величину и составляет 56 МВт, что приводит к ограничениям подключения новых потребителей электроэнергии и сдерживает развитие экономики города.

За анализируемый период 2006 - 2013 гг. объем потребления и транспортировки электроэнергии вырос на 18,3%. При этом рост энергопотребления произошел в основном за счет населения (на 13,2% из 18,3%), за счет коммерческих организаций на 4,1%, за счет бюджетных организаций всего на 1%. Поэтому в структуре баланса ускоренными темпами растет доля потребителей, что связана с потреблением электроэнергии в быту. В структуре потребителей электроэнергии доля населения выросла с 29 до 39%, в то время как доля коммерческих организаций сократилась с 49 до 45%, доля бюджетных организаций сократилась с 22% до 16%. Одновременно снижается доля потерь, что, прежде всего, связано с организационными мероприятиями по сбыту электроэнергии. Технологические и коммерческие потери сократились на 7650 тыс. кВт. ч или на 18%.

Экономический анализ МУП «Горэлектросети» за 2008 - 2013 гг. показывает, что выручка выросла с 70,9 млн руб. до 123,2 млн руб., в том числе за счет основной деятельности с 50,6 млн руб. до 106,5 млн руб. За этот же период выросла себестоимость производства с 75,1 млн руб. до 129,9 млн руб. Валовая прибыль в 2013 году составила 6,723 млн руб. со знаком минус. В структуре расходов увеличиваются затраты на приобретение электроэнергии

Анализ экономического состояния МУП «Горэлектросети» позволяет сделать следующие выводы:

1. На протяжении последних семи лет предприятие получало как положительную чистую прибыль, так и убытки, причем источником убытков являлась основная деятельность - передача и распределение электроэнергии. Убытки по основной деятельности покрывались прочей деятельностью.

2. Рентабельность предприятия в периоды получения прибыли составляла 0,8% в 2009 г. и 0,48% в 2010 г., это свидетельствует о низком уровне прибыльности деятельности.

3. Население и коммерческие организации занимают стабильно высокую долю в полученных доходах предприятия. Структура доходов по группам потребителей практически не меняется.

4. В структуре затрат преобладают затраты на приобретение электроэнергии на стороне, причем доля этих расходов неизменно растет и в абсолютном выражении выросла в 3,5 раз за семь лет. Отсутствие собственных источников электроэнергии и необходимость ее приобретения у регионального естественного монополиста приводят к росту себестоимости, и, как следствие, повышению тарифов.

Рост тарифов составляет 8,2% ежегодно за последние 7 лет.

Проблемы системы электроснабжения:

1. Высокая зависимость от поставок электроэнергии из других регионов; отсутствие резерва увеличения поставок в ответ на возрастающий спрос; сложность обеспечения надежности и стабильности оказания услуг.

2. Энергодефицитность муниципального образования, особенно в зимние месяцы, - период максимума потребления электроэнергии. В настоящее время фактическая потребность в электрической мощности превышает максимальную мощность, которая может быть передана из ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» и составляет 56 МВт, что приводит к ограничениям подключения новых потребителей электроэнергии и сдерживает развитие экономики города Горно-Алтайска.

3. На протяжении последних предприятие получало как положительную чистую прибыль, так и убытки, причем источником убытков являлась основная деятельность - передача и распределение электроэнергии. Убытки по основной деятельности покрывались прочей деятельностью. В структуре затрат преобладают затраты на приобретение электроэнергии на стороне, причем доля этих расходов неизменно растет и в абсолютном выражении выросла в 3,5 раз за четыре года.

 

3.2. Краткий анализ существующего состояния системы

теплоснабжения для нужд отопления и горячего водоснабжения

 

Система теплоснабжения в городе Горно-Алтайске предоставляет услуги отопления и горячего водоснабжения. Она включает автономное и централизованное теплоснабжение. Подавляющее большинство домов индивидуальной застройки имеют автономное отопление, используя в качестве топлива дрова, уголь, газ.

В многоквартирных домах и в незначительной части индивидуальных домов обеспечение теплом для нужд отопления и горячего водоснабжения осуществляется одной районной котельной с шестью присоединенными тепловыми пунктами, которая вырабатывает 46,1% всей тепловой энергии, и множеством небольших независимых систем централизованного теплоснабжения, каждая из которых имеет головной объект в виде котельной небольшой мощности и сетевых объектов.

На территории г. Горно-Алтайска расположено 43 котельных различных форм собственности, из них 30 осуществляют теплоснабжение населения. 13 котельных являются ведомственными и производят тепловую энергию только для собственных нужд. Из 43 котельных 23 эксплуатируются ОАО «Горно-Алтайское ЖКХ» и 1 котельная эксплуатируется организацией ООО «Горно-Алтайская тепловая компания», именуемая «Центральная котельная». Остальные являются собственностью предприятий и организаций города Горно-Алтайска различных форм собственности.

В настоящее время тепловые сети системы теплоснабжения находятся частично в собственности ОАО «Горно-Алтайское ЖКХ» и частично в собственности города Горно-Алтайска. Тепловые сети, находящиеся в собственности города Горно-Алтайска, используются ОАО «Горно-Алтайское ЖКХ» на правах аренды.

Центральная котельная является собственностью ООО «Горно-Алтайская тепловая компания».

Котельные №№ 1 - 24 находятся в собственности ОАО «Горно-Алтайское ЖКХ», 100% акций которого принадлежат Администрации города Горно-Алтайска.

Котельная Горно-Алтайского завода железобетонных изделий и тепловые сети, относящиеся к ней тепловые сети, являются собственностью ОАО «Горно-Алтайский завод ЖБИ» (далее - котельная завода ЖБИ).

Основным источником тепловой энергии в городе является «Центральная котельная» (ООО «Горно-Алтайская тепловая компания»), ее мощность составляет 55,7 Гкал/час, что по городу составляет 46,1% отпуска тепловой энергии.

Отпуск тепловой энергии на котельных № 1, № 3 - № 7, № 9 - № 13, № 17, № 19, № 20, № 22, котельной завода ЖБИ и потребителям, присоединенным к «Центральной» котельной без центральных тепловых пунктов (ЦТП), осуществляется по температурному графику 95/70. На котельных № 8, № 14 - № 16, № 18, № 21, № 23, № 24 и к потребителям, присоединенным к «Центральной» котельной через ЦТП, отпуск тепловой энергии осуществляется по температурному графику 70/55.

Котельные отличаются установленной мощностью: из 43 котельных 1 обладает большой мощностью (от 45 Гкал/час), 25 обладают средней мощностью - менее 3 Гкал/час, остальные малой мощности.

В системах теплоснабжения используются 2 типа топлива: газ и уголь. Из 43 котельных 24 котельных работают на газе, 1 котельная работает на газовом и угольном топливе и остальные работают на твердом топливе (уголь).

Газификация котельных происходила в течение 2010 - 2011 гг. В настоящее время 75% тепловой энергии, вырабатываемой централизованными системами, производится благодаря природному газу.

Техническое состояние котельных отличается в зависимости от степени износа. Благодаря газификации системы теплоснабжения города, начавшейся в 2010 году, значительно обновился парк котлов и повысился их КПД, в то же время еще большая часть котлов требует замены. На сегодняшний день 39% котельных эксплуатируется менее 5 лет, 22% от 6 до 10 лет, 22% котельных от 11 до 20 лет, 11% котельных от 21 до 30 лет и 6% котельных свыше 30 лет. Для системы теплоснабжения города характерна дифференциация для КПД котлов, она варьируется от 30% (водогрейные котлы НР-18 в котельной 24) и до 92% (котлы на газовом топливе).

Система теплоснабжения в городе закрытая. Схема подключения водонагревателей горячего водоснабжения преимущественно двухступенчатая, смешанная. Система отопления присоединена частично по зависимой, а частично - по независимой схемам.

Рассмотрим использование эффективности основных ресурсов в теплоснабжении (топливо, электроэнергия, рабочая сила). Удельный расход топлива (кг усл. т./Гкал.) колеблется от 150 до 411, а удельный расход электроэнергии, кВт/Гкал от 16,5 до 82,2 в зависимости от состояния оборудования. Удельный расход оплаты труда составляет руб./Гкал 53,9 до 435,36 по различным организациям и зависит от организационно-правовой формы поставщика тепловой энергии, уровня организации труда, размера предприятия.

78% от объема реализованной тепловой энергии направляется для нужд отопления и 22% для горячего водоснабжения. В среднегодовом исчислении этот составляет 201,6 тыс. Гкал и 55,9 тыс. Гкал соответственно.

Несмотря на то, что всего 22% тепловой энергии вырабатывается для нужд ГВС, обеспечение горячим водоснабжением в городе достаточно высока.

Тепловой баланс показывает соотношение выработанного тепла для различных нужд, категорий потребителей и потерь тепла в сетях. Тепловой баланс позволяет выяснить насколько оптимально спроектирована система теплоснабжения. Безусловно, целевым вектором является рост доли тепловой энергии для реализации. Реальное положение дел таково, что точных и достоверных данных по потерям тепла нет из-за наличия комплексной системы учета тепловой энергии на всех стадиях производства и транспортировки. По экспертным оценкам эти потери достигают до 50% по отдельным квартальным сетям. Высокие потери тепла возникают по ряду причин:

1. Высокий износ тепловых сетей.

2. Прокладка сетей с нарушением технологических требований.

3. Большой протяженностью теплосетей по отношению к выработанной тепловой энергии.

В целом тепловой баланс системы теплоснабжения муниципального образования без разбивки по отдельным объектам и подсистемам свидетельствует, что 90,8 выработанной тепловой энергии реализуется, 4,9% вырабатывается для собственных нужд и 4,3. Низкий показатель потерь тепловой энергии достигается за счет районной котельной, которая обслуживает зону компактной застройки, а также перепродает тепловую энергии ОАО «Горно-Алтайское ЖКХ», которое далее обеспечивает конечных потребителей.

Характеристика тепловых сетей. Тепловые сети города предназначены для транспортировки носителя тепловой энергии (вода) для нужд отопления и ГВС. Общая протяженность трубопроводов в двухтрубном исчислении составляет 99,7 км.

Тепловые сети включают магистральные и квартальные сети. Доля магистральных сетей составляет 7,5%, или 7,48 км.

Тепловые сети исполнены в наземной и подземной прокладке. Наземная прокладка составляет 28% всей протяженности трубопроводов, соответственно, подземной 72%. Особенности природно-климатических условий и ландшафта (повышенная влажность, болотистость почв, резко континентальный климат) приводят к повышенному износу тепловых сетей, их низким теплоизоляционным свойствам. Доля ветхих сетей составляет 15%. Степень износа тепловых сетей составляет 67%. Это приводит к высоким потерям тепловой энергии, которая по оценкам экспертов составляет до 50% по отдельным квартальным сетям. Низкая производительность сетей вызвана не только неудовлетворительной теплоизоляцией, но и тем, что к некоторым котельным присоединены индивидуальные потребители, а также большим диаметром трубопроводов, чем это требуется по технологическим целям. Наглядно характеризует состояние тепловых сетей такой показатель как удельная протяженность трубопроводов, которая показывает какое количество выработанной тепловой энергии в Гкал приходится на 1 м трубопроводов. Разброс показателей составляет по отоплению от 0,85 Гкал/м до 17,7 Гкал/м (чем выше показатель, тем эффективнее), и по горячему водоснабжению (далее - ГВС) от 1,01 до 28,47. В среднем показатель по городу составляет 2,6.

В Горно-Алтайске наблюдается постоянный рост тарифов на тепловую энергию, и как следствие удорожание услуг отопления и горячего водоснабжения. Этот рост носит опережающий характер по сравнению со среднероссийским значениями. Таким образом, неудовлетворительные экономические условия обусловлены целым комплексом проблем институционального, управленческого, технологического и организационного характера.

Темпы роста тарифов на отопление за 2000 - 2013 гг. по Республике Алтай составили в 24,3 раза, а по России в целом 15,1 раза, по горячему водоснабжению соответственно составили 38,7 раза и 25,1 раза.

Кроме роста тарифов наблюдается значительная дифференциация тарифов по отдельным объектам теплоснабжения города. Так в 2013 году средневзвешенный тариф составил 2678,7 руб. за 1 Гкал, при этом самой дешевой для потребителей была тепловая энергия, выработанная ООО «Горно-Алтайская тепловая компания», - 1386,07 руб. за 1 Гкал. Самая дорогая тепловая энергия была выработана рядом котельных, принадлежащих МУП «Горно-Алтайское ЖКХ» (2858,52 руб. за 1 Гкал).

Проблемы системы теплоснабжения:

1. Отсутствие резервного источника теплоснабжения по котельным № 1 - № 6, № 7 - № 12, № 14 - № 18, № 21, № 23, № 24 ОАО «Горно-Алтайская ЖКХ».

2. Отсутствие полной или частичной закольцованности системы по котельным № 1, № 3 - № 5, № 6, № 8 - № 10, № 11, № 13 - № 15, № 16 - № 24 ОАО «Горно-Алтайское ЖКХ», а также котельной ОАО «Горно-Алтайский завод ЖБИ», «Районной котельной» ООО «Горно-Алтайская тепловая компания».

3. Недостаточная располагаемая мощность по котельной № 1 ОАО «Горно-Алтайское ЖКХ».

4. Большие гидравлические потери и в связи с этим снижение качества предоставляемых услуг для потребителей котельных № 1, № 4, № 5, № 8, № 12, № 13, № 24 ОАО «Горно-Алтайское ЖКХ», ОАО «Горно-Алтайский ЗЖБИ».

5. Недостаток располагаемого напора и в связи с этим снижение качества предоставляемых услуг для потребителей котельных № 1, № 3 ОАО «Горно-Алтайское ЖКХ», районной котельной ООО «Горно-Алтайская тепловая компания».

6. Высокий износ оборудования и вследствие чего низкий КПД котельных № 8, № 14, № 15, № 16, № 18, № 21, № 24 ОАО «Горно-Алтайское ЖКХ».

7. Недостаточная резервная мощность котельной котельных № 1, № 3, № 19 ОАО «Горно-Алтайское ЖКХ».

Отсутствие резервного источника теплоснабжения и (или) закольцованности системы приводит к прекращению подачи тепловой энергии потребителям, в случае аварии на источнике или на магистральном трубопроводе. Отсутствие достаточного резерва мощности котельной приводит к недотопу потребителей, в случае выхода из строя одного из котлоагрегатов. Также к недотопу потребителей приводят большие гидравлические потери в теплосетях и недостаточные располагаемые напоры на выходе из источников теплоснабжения. Устаревшее оборудование (основное и вспомогательное) на старых действующих резервных угольных котельных требует замены, поскольку сильный износ увеличивает вероятность отказа системы централизованного теплоснабжения (снижается надежность).

 

3.3. Краткий анализ существующего состояния

системы газоснабжения

 

Газоснабжение города осуществляется за счет сетевого и сжиженного газа.

Обеспечение сжиженным газом осуществляет ОАО «Горно-Алтайгаз». В настоящее время газифицировано около 12 тыс. квартир. Работают 22 групповые газгольдерные установки, проложено 4,2 км подземных газопровода и газифицировано от газовых установок 22,4 тыс. квартир. Газификация ведется за счет средств населения, бюджетных средств на эти цели не выделяется.

Обеспечение сетевым газом началось с 2008 года. Вопросами сетевой газификации занимается отдел газификации Муниципального учреждения «Управление капитального строительства» города Горно-Алтайска. В настоящее время сетевое газовое хозяйство города включает:

- 7 км газопровода высокого давления;

- 47 км газопровода среднего давления;

- 33, 412 км внутриквартальных сетей газопроводов низкого давления;

- 13 газовых котельных, являющихся муниципальными;

- 2 газовых котельных частной формы собственности и включенных в централизованную систему теплоснабжения города, районная котельная ООО «Горно-Алтайская тепловая компания» и котельная ОАО «Горно-Алтайский завод ЖБИ»;

- 27 газовых ведомственных котельных, производящих тепловую энергию для собственных нужд;

- газификацию 228 индивидуальных жилых домов и 72 квартиры в многоквартирном доме.

Общая мощность газовых котельных составляет 167,9 Мвт, в том числе обеспечивающие тепловой энергией централизованную систему теплоснабжения 157,5 Мвт и представляющие автономные системы 10,4 Мвт.

Газификация города позволила значительно улучшить экологическую ситуацию, повысить КПД котлов, повысить качество услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения.

В основном системы газоснабжения финансируются за счет ОАО «Газпром», целевые показатели и программные мероприятия определяются стратегическим инвестором.

 

3.4. Краткий анализ существующего состояния

системы водоснабжения

 

Город Горно-Алтайск является самым крупным потребителем питьевой воды в Республике Алтай. Но централизация системы водоснабжения города значительно ниже систем водоснабжения подобных городов России.

Крупнейшим хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставку питьевой и технической воды в городе Горно-Алтайске, является ОАО «Водоканал».

ОАО «Водоканал» является универсальным правопреемником ГУП «Водоканал», реорганизованного в форме преобразования в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Алтай от 14.06.2005 № 120 «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия «Водопроводно-канализационное хозяйство». При этом 100% акций ОАО «Водоканал» находится в собственности муниципального образования город Горно-Алтайск.

Целями деятельности предприятия является организация работы по бесперебойному снабжению предприятий, организаций и населения питьевой водой надлежащего качества.

В настоящее время в собственности ОАО «Водоканал» находятся 31 водозаборная скважина, 342 водоразборных колонок, 32 резервуара и 123,841 км водопроводных сетей, из которых 67,1 км состоит на балансе ОАО «Водоканал», остальные 56,741 км - на обслуживании сетей по договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Горно-Алтайск». Водозаборные сооружения используются для обеспечения питьевой водой населения, хозяйственно-бытовых и производственных нужд города.

Установленная производственная мощность насосных станций I подъема - 11,0 тыс. куб. м/сут. Среднесуточное потребление питьевой воды на 1 человека по городу Горно-Алтайску составляет 140 л.

Предприятие имеет два основных цеха: цех водоснабжения, цех водоотведения.

Система водоснабжения г. Горно-Алтайска является единой хозяйственно-питьевой и противопожарной, имеющей тупиковые участки. Из подземных скважин вода подается непосредственно в водопроводную сеть.

Анализ существующего положения показал, что основные средства предприятия имеют значительный уровень износа около 60%, и на сегодняшний день коррозионные процессы стальных труб водопровода являются основной причиной порывов и утечек на водопроводных сетях.

Магистральные водопроводные сети от улицы Чорос-Гуркина до улицы Трактовая, по пр. Коммунистическому имеют значительную степень износа (80%) и были введены в эксплуатацию в 1969 году. Материал труб выполнен из чугуна и стали различного диаметра (150, 200, 250, 300 мм), которые выработали свой ресурс и находятся в аварийном состоянии.

Немаловажное значение в системе водоснабжения имеет качество воды. По данным Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, удельный вес населения города Горно-Алтайска, использующего для питьевых и хозяйственно-бытовых целей водопроводную воду, составляет 83%.

На каждый объект водоснабжения предприятие имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии качества питьевой воды согласно СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Отбор воды для исследования на микробиологический анализ бактериологической лабораторией ОАО «Водоканал» проводится три раза в неделю. Контрольные микробиологические анализы качества питьевой воды лабораторией Управления Росздравнадзора по Республике Алтай проводятся 1 раз в месяц. На органолептические, химические показатели и радиационную безопасность питьевая вода из скважин проходит исследование 1 раз в год в аккредитованной лаборатории Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Республике Алтай согласно заключенного договора. За 1 квартал 2009 года взято 291 проба на микробиологический анализ, из них нестандартных - 1. Процент нестандартности составляет 0,34%.

Баланс производства и потребления на 2011 г. Структура объема потребления воды и водоотведения по категориям потребителей имеет следующий вид:

1) население - 1150 тыс. куб. м, или 50%;

2) бюджетные организации - 450 или 19,57%;

3) коммерческие организации - 700 или 30,43%.

Экономический анализ на 2011 г. Выручка ОАО «Водоканал» за услуги водоснабжения составила 40755,7 тыс. руб. этот показатель рос на 8% за последние лет.

За последние три года предприятие получило убытков по всем видам деятельности в размере 5,9 млн руб., это обусловлено увеличением себестоимости за счет:

- роста расходов на электроэнергию на 27% за три года;

- роста расходов на оплату труда на 43% за три года и, соответственно, социальных отчислений;

- роста расходов на цеховые и общеэксплуатационные расходы на 38% и 39% соответственно.

Проблемы системы водоснабжения:

1. Высокий износ оборудования, в том числе водопроводных сетей, в результате чего большие потери воды при транспортировке. Анализ существующего положения показал, что основные средства предприятия имеют значительный уровень износа около 64% и на сегодняшний день коррозионные процессы стальных труб водопровода являются основной причиной порывов и утечек на водопроводных сетях.

2. Недостаточный уровень автоматизации системы водоснабжения, что приводит к росту потерь воды при транспортировке.

3. Недостаточная физическая доступность услуги для людей, проживающих в периферийных микрорайонах города, расположенных в логах.

4. Уменьшение производительности используемых водозаборов в результате длительной эксплуатации.

5. Недостаточные характеристики магистральных водоводов в случае ввода в эксплуатацию Катунского водозабора. Долгосрочное развитие водопроводной сети в МО г. Горно-Алтайск затрудняется тем фактом, что с вводом в эксплуатацию комплекса Катунского водозабора давление воды на участке от улицы Чорос-Гуркина до улицы Трактовая водопроводных сетей значительно увеличится (до 6 - 8 кг/кв. см), соответственно увеличится и объем пропускаемой воды через водопроводные сети, что неизбежно приведет к возникновению аварийных ситуаций. В связи с данными обстоятельствами пуск Катунского водозабора приведет к невозможности дальнейшей эксплуатации водопроводных сетей.

 

3.5. Краткий анализ существующего состояния

системы водоотведения

 

Система водоотведения включает очистные сооружения и канализационные сети. Водоотведение хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод осуществляется через канализационные сети на очистные сооружения механической и биологической очистки, где сточные воды очищаются до нормативно очищенных, обеззараживаются гипохлоритом натрия и сбрасываются в р. Майма.

Система водоотведения охватывает незначительную часть населения (централизованная канализация имеется только у 59,9% населения), при этом часть системы водоотведения представлена выгребными ямами. Это обусловлено, во-первых, характером застройки (высокая доля индивидуальной застройки), и, во-вторых, неудовлетворительным состоянием перспективного планирования жилищно-коммунального хозяйства в период массовой застройки территории города.

Характеристика системы водоотведения на 2011 г.

Установленная производственная мощность 11,5 тыс. куб. м в сутки. Использование мощности канализационной системы 9,1 тыс. куб. м в сутки. Использование мощности канализационной системы 80% от общей мощности. Протяженность канализационных сетей 27,1 км. Протяженность канализационных сетей, нуждающихся в замене, 0,8 км.

Очистные сооружения канализации города Горно-Алтайска были пущены в эксплуатацию в 1974 году, проект разработан в 1967 году на производительность 11,0 тыс. куб. м с полной биологической очисткой, доочисткой на щебеночных фильтрах.

В настоящее время в связи с тем, что очистные сооружения канализации функционируют более 35 лет без осуществления капитального ремонта, имеют износ 90% и не обеспечивают растущие потребности города Горно-Алтайска, прежде всего по качеству сточных вод, необходимо продолжить реконструкцию существующих очистных сооружений с увеличением их производительности с 11,0 тыс. куб. м до максимально возможной - 14,5 тыс. куб. м.

Баланс производства и потребления на 2011 г. Структура объема водоотведения по категориям потребителей имеет следующий вид:

1) население - 1100 тыс. куб. м, или 50%;

2) бюджетные организации - 500, или 22,73%;

3) коммерческие организации - 600, или 27,27%.

Проблемы системы водоотведения на 2011 г.

1. Высокий износ оборудования по канализованию и очистке воды. В настоящее время очистные сооружения канализации функционируют более 35 лет без осуществления капитального ремонта, имеют износ 90% и не обеспечивают растущие потребности города Горно-Алтайска, прежде всего по качеству сточных вод.

2. Физическое и моральное старение оборудования коллекторов, что снижает надежность и качество системы водоотведения.

3. Негативное влияние на экологическую ситуацию отдельных микрорайонов города. Обезвоживание осадка позволяет существенно сократить площади иловых полей и сроки осушения осадка, уменьшает затраты на транспортировку осадка в 2 - 2,5 раза.

 

3.6. Краткий анализ существующего состояния системы

сбора и утилизации ТБО

 

Источниками образования отходов производства и потребления на территории города Горно-Алтайска являются предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности, а также местное население.

К отходообразующим производствам на территории города Горно-Алтайска относятся предприятия теплоэнергетики, деревообрабатывающей, пищевой отраслей, а также жилищно-коммунального и сельского хозяйства.

Основная часть отходов производства и потребления, образующихся на территории города Горно-Алтайска, относится к малоопасным и неопасным отходам (4, 5 класс).

До недавнего времени складирование твердых бытовых отходов с территории города Горно-Алтайска осуществлялось в урочище «Суремейка», выше по рельефу города Горно-Алтайска. Полигон бытовых и промышленных отходов города Горно-Алтайска общей площадью 63109 кв. м и действовал с 1963 года. Деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию и транспортировке отходов 4 - 5 класса опасности осуществляют 2 лицензирующие организации: ООО «Чистый город» и ООО «Автомобильный транспорт «РЖКХ». Сбор и вывоз отходов осуществляется специализированной техникой согласно графикам вывоза, установленным санитарными правилами, контрактами с Муниципальным учреждением «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска», с ООО Управляющая компания «Центральная» и прочими заказчиками (школы, детские сады, предприятия, торговые предприятия, физические лица). (В редакции Решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов Республики Алтай от 16.02.2017 № 36-4)

Специализированным предприятием ООО «Чистый город» ежегодно на городской полигон вывозилось до около 128 тыс. куб. м отходов при тенденции их ежегодного увеличения. Длительное использование данного полигона привело к накоплению уплотненного слоя ТБО высотой более 3 м, что замедляет процессы минерализации и гумификации органических веществ. Городской полигон захоронения твердых бытовых отходов не огорожен, хозяйственная зона не обустроена. Дальнейшая эксплуатация городского полигона может представлять угрозу для экологической обстановки в городе Горно-Алтайске.

С учетом вышеизложенного, можно констатировать, что в настоящее время в городе Горно-Алтайске может сложиться неблагополучная ситуация со сбором, обезвреживанием, переработкой и утилизацией отходов, поэтому необходимо провести расширение старого полигона с параллельной его рекультивацией либо построить новый полигон ТБО с монтированием на нем мини-завода по переработке бытовых и промышленных отходов.

Рост объема твердых бытовых отходов, нуждающегося в утилизации, сопровождается также и увеличением тарифа, что свидетельствует об удорожании производственных процессов по содержанию полигона и транспортировке мусора.

 

Таблица 2

 

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Тариф на услуги по утилизации и вывозу твердых бытовых отходов, руб./куб. м

33,13

33,13

36,25

 

В связи с запуском мусороперерабатывающего завода в с. Майма Республики Алтай выросли затраты по оказанию услуг по утилизации (захоронению) и вывозу ТБО, что привело к росту экономически обоснованного тарифа в 9,8 раз. В связи с этим было принято Постановление Правительства Республики Алтай от 05.04.2013 № 96 «О мерах, направленных на недопущение социальной напряженности и защиты экономических интересов населения муниципальных образований «Майминский район» и «Город Горно-Алтайск» в связи с государственным регулированием тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов».

В последние годы увеличилось количество бытовых отходов, и изменился их состав. Ситуация усугубляется низким уровнем экологической культуры населения, отсутствием гражданской ответственности за состояние окружающей среды, безразличным отношением к природным ресурсам, недостаточным освещением городского населения о проблемах экологической направленности. Происходит рост количества и объемов несанкционированных свалок.

Проблемы системы утилизации (захоронения) и вывоз твердых бытовых отходов:

1. Увеличение объемов твердых бытовых отходов, как со стороны населения, так и организаций, которое произошло в результате роста объемов потребления, и как результат - нехватка имеющихся мощностей по захоронению мусора.

2. Экологические проблемы, обусловленные увеличением площадей полигона, используемых для захоронения ТБО.

3. Отсутствие мощностей по переработке ТБО.

4. Отсутствие сооружений по захоронению павшего скота, отвечающих современным требованиям.

5. Износ оборудования по сбору и перевозке ТБО.

6. Наличие большого количества несанкционированных свалок, в том числе в водоохранной зоне.

 

Раздел IV. План развития городского округа, план

прогнозируемой застройки и прогнозируемый спрос на

коммунальные ресурсы на период действия

генерального плана

 

4.1. Перспективные показатели развития города Горно-Алтайска

для разработки программы

 

Программа разработана с учетом перспективных показателей развития города Горно-Алтайска на период до 2029 года во взаимосвязи с Скорректированным генеральным планом городского округа муниципального образования «Город Горно-Алтайск», утвержденного решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 03.09.2009.

Перспективные показатели развития включают следующие:

динамику численности населения,

динамику изменения жилищного фонда многоквартирных домов, в том числе за счет нового строительства, сноса многоквартирных домов,

динамику частной жилой застройки,

прогнозируемые изменения в промышленности.

Перспективные показатели развития основаны на материалах обосновывающего характера, представленного в разделе 8.1 Программы. Информационной базой послужили статистические данные Алтайстата и муниципальной статистики, Скорректированный генеральный план развития городского округа муниципального образования «Город Горно-Алтайска» на период до 2029 года, Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования «Город Горно-Алтайск» на 2008 - 2022 годы.

Перспективные показатели даны в таблице 3.

 

4.2. Прогноз спроса на коммунальные ресурсы

 

Прогнозные значения спроса на коммунальные ресурсы определены на основе перспективных показателей города, принятых программ энергосбережения, прогнозов внедрения энергосберегающих технологий в долгосрочной перспективе. Представленный прогноз спроса на коммунальные ресурсы имеет обосновывающие материалы, представленные в разделах 8.1 и 8.2 Программы.

Прогнозные значения спроса представлены в таблице 4.

 

Таблица 3

 

Перспективные показатели

развития муниципального образования


 

Перспективные показатели

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 - 2021 гг.

2022 - 2026 гг.

2027 - 2029 гг.

1.

Численность населения, тыс. чел.

59,7

60,8

61,4

61,9

62,5

65,3

68,2

70

2.

Жилой фонд, тыс. кв. м

1304,3

1340,8

1378,4

1416,9

1456,6

1672,3

1919,9

2204,2

3.

Жилой фонд в многоквартирных домах, тыс. кв. м

850,6

871,5

895,9

921

946,8

1087

1247,9

1432,7

4.

Ввод в действие жилого фонда, тыс. кв. м

30,2

31,1

32

33

34

175,1

180,3

185,7

5.

Ввод в действие жилого фонда многоквартирных домов, тыс. кв. м

21,8

22,4

23,1

23,8

122,5

126,2

130

21,8

6.

Снос ветхого и аварийного жилья, тыс. кв. м

2,5

2,7

2,9

2,5

2,2

1,8

1,8

1,8

7.

Динамика жилищного фонда в частной жилой застройке, тыс. кв. м

453,7

469,3

482,4

495,9

509,8

585,3

672

771,5

8.

Динамика объема промышленного производства (среднегодовой индекс физического объема промышленного производства), в % к предыдущему году

106

107

108

105,5

106

107

108

107

9.

Уровень безработицы, в %

2,1

2,2

2,1

2,1

2,0

2,0

2,0

2,0

10.

Среднедушевой доход населения в месяц, руб.

14283

14698

15125

15565

16017

16482 - 18483

19020 - 21329

21948 - 23242


Информация по документу
Читайте также