Расширенный поиск
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 13.11.2015 № 400-п ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 ноября 2015 г. N 400-п О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ОТ 9 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 410-П "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ НА 2014 - 2020 ГОДЫ" В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет: 1. Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 410-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы" следующие изменения: 1.1. В заголовке, пункте 1 цифры "2014" заменить цифрами "2016". 1.2. Пункт 3 признать утратившим силу. 1.3. Приложение изложить в следующей редакции: "Приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 410-п ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2016 - 2020 ГОДЫ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА) Паспорт государственной программы
Раздел I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одной из ключевых задач государства, решение которой позволит сформировать основу долгосрочного социально-экономического развития автономного округа, сохранить достойную среду обитания и ресурсную базу для жизни и деятельности нынешних и будущих поколений. Основными этапами организации недропользования является изучение имеющихся на территории автономного округа ресурсов, осуществление мониторинга, оценки и прогноза возможных изменений их состояния, упорядочение и анализ собранной информации с целью планирования освоения и подготовка инфраструктуры к ведению добычи, переработки и реализации товарной продукции. Реализация государственной программы будет осуществляться применительно к сферам изучения, подготовки и добычи (использования) минерально-сырьевых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей населения и экономики автономного округа. Краткая характеристика текущего состояния минерально-сырьевой базы автономного округа представлена в том числе на основании актуальных аналитических данных, полученных в результате социологических исследований. Развитие и модернизация нефтегазового и нефтегазоперерабатывающего комплексов автономного округа, включая материально-техническую базу, осуществляется с привлечением инвестиций хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории автономного округа. Минерально-сырьевая база автономного округа обеспечивает развитие экономики и переход на новый технологический уклад. В развитии минерально-сырьевого комплекса отмечаются следующие основные тенденции: истощение ресурсной базы; сокращение количества новых крупных и уникальных месторождений; повышение роли новых территорий в связи с истощением ресурсной базы в традиционных районах добычи углеводородов; перемещение районов ведения геологоразведочных работ (далее - ГРР) в удаленные местности со слабо развитой инфраструктурой, что приводит к повышению стоимости поисков, оценки и разведки месторождений полезных ископаемых; увеличение доли трудноизвлекаемых запасов; отсутствие действенных экономических механизмов вовлечения ресурсов и запасов месторождений твердых полезных ископаемых в условиях неразвитой транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры. В свою очередь, потребность в трудовых ресурсах, необходимых для реализации государственной программы, а также в финансировании подготовки инженерно-технических кадров за счет бюджетных средств автономного округа для реализации программных мероприятий отсутствует. Реализация государственной программы будет осуществляться за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и иных внебюджетных источников. Глава I. УГЛЕВОДОРОДНОЕ СЫРЬЕ Существенная доля углеводородного потенциала недр автономного округа связана с нефтью: начальные суммарные ресурсы (НСР) углеводородов автономного округа по видам нефтегазового сырья распределены следующим образом: нефть - 80.5%, свободный газ - 11.4%; растворенный газ - 7.4%, конденсат - 0.7%. На территории автономного округа на 1 января 2015 года открыто 476 месторождений, из них: нефтяных - 414, газонефтяных - 16, нефтегазоконденсатных - 23, газоконденсатных - 5 и газовых - 18. Согласно официальной статистике по состоянию на 1 января 2015 года на территории автономного округа действует 479 лицензий на право пользования недрами, из них: 91 лицензия - на геологическое изучение с целью поисков и оценки углеводородного сырья; 84 лицензии - на геологическое изучение, поиск, разведку и добычу; 303 лицензии - на добычу нефти и газа; 1 лицензия - на эксплуатацию подземного хранилища газа. Общая площадь распределенного фонда недр составляет 206.7 тыс. кв. км. По состоянию на 1 января 2015 года на территории автономного округа геологическое изучение недр с целью поиска и оценки, разведки и добычи месторождений углеводородного сырья осуществляли 97 предприятий-недропользователей. Вертикально интегрированным организациям принадлежит 84% действующих долгосрочных лицензий. Независимые недропользователи владеют 62 лицензиями, дающими право пользования участками недр с целью разведки и добычи углеводородного сырья, и 63 лицензиями на геологическое изучение недр. Добыча нефти в автономном округе началась в 1964 году и уже в 1978 году доля округа в нефтедобыче России достигла 50%, в 1985 году был достигнут максимальный объем добычи - 361 млн. т (67% от добычи Российской Федерации). С 2008 года уровень годовой добычи нефти в автономном округе снижается и в 2014 году он составил 250 млн. т - 48% от добычи Российской Федерации. Истощение ресурсной базы - процесс естественный. Во всех нефтегазоносных регионах открываются и вовлекаются в разработку в первую очередь крупнейшие объекты, с течением времени масштабы открытий уменьшаются. Снижение годовой добычи имеет место, несмотря на значительные усилия нефтяных организаций по наращиванию объемов производства. С 2002 года по 2013 год объемы эксплуатационного бурения выросли по автономному округу с 5,4 млн. м до 14.0 млн. м и только в 2014 году снизились до 12,5 млн. м. Действующий эксплуатационный фонд скважин увеличился с 67,9 тыс. скважин до 103,7 тыс. скважин в 2014 году. До 2005 года рост объемов эксплуатационного бурения сопровождался ростом дебитов новых скважин (с 23 т/сут. в 2000 году до 47,5 т/сут. в 2005 году). Этот рост обеспечивался освоением и массовым применением организациями таких технологий, как гидроразрыв пласта, бурение горизонтальных скважин и боковых стволов. После 2005 года эффективность применения этих технологий стала снижаться, дебит нефти новых скважин составил в 2014 году 28,02 т/сут. В 2014 году нефтяными организациями на территории автономного округа добыто 33,7 млрд. м3 попутного нефтяного газа. Из-за общего снижения добычи попутного нефтяного газа в целом по автономному округу объем полезного использования газа уменьшился на 1466,5 млн. м3 (на 4,5%). Объем сжигания газа в факелах в 2014 году также сократился на 770,5 млн. м3 (на 25,1%). 74% всего объема газа направлено на переработку на газоперерабатывающие комплексы на территории автономного округа. Объем газа, направленный на газоперерабатывающие комплексы в 2014 году снизился незначительно - на 190,9 млн. м3, или на 0,8%. С общим сокращением объема использования попутного нефтяного газа (далее - ПНГ) при уменьшении ресурсов добытого газа уровень полезного использования нефтяного газа в 2014 году вырос на 1,7% и достиг 93,2%. Тем не менее остаются проблемные участки с довольно значительными объемами сжигания газа, где год от года возрастают объемы добычи попутного газа. Общая протяженность сети промысловой трубопроводной системы автономного округа составляет более 96 тыс. км. Кроме того, по территории округа проходят магистральные газопроводы и нефтепроводы, длина которых составляет около 16 тысяч километров. Промысловые трубопроводы обеспечивают сбор и транспортировку нефти, газа и обслуживают систему ППД. В настоящее время в перерабатывающем секторе задействованы 6 нефтеперерабатывающих предприятий, 9 газоперерабатывающих предприятий и Сургутский завод стабилизации газового конденсата. Глава II. МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВАЯ БАЗА ТВЕРДЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ Автономный округ является составной частью экономически высокоразвитого Уральского федерального округа, энергетическая и металлургическая отрасли которого испытывают на сегодняшний день существенные трудности с обеспечением определенными видами полезных ископаемых в связи с истощением собственной минерально-сырьевой базы. В настоящее время в промышленно развитые районы Урала ежегодно завозится более 60 миллионов тонн различных видов минерального сырья, среди которых преобладают угли (61%) и руды черных металлов (39%). Обеспеченность организаций промышленного Урала местным сырьем по отдельным видам полезных ископаемых колеблется от 17% (энергетические угли) до 50% (медный концентрат). Отсутствуют коксующиеся угли, легкообогатимые руды хрома, марганца, редких элементов и ряда других полезных ископаемых. Существующий в промышленном секторе Урала дефицит сырья компенсируется поставками из отдаленных районов Российской Федерации, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, несмотря на то, что практически непосредственно примыкающей к индустриальному Уралу, восточный склон Приполярного Урала автономного округа, обладает существенным ресурсным потенциалом твердых полезных ископаемых, сосредоточенных в пределах его территории. При этом в структуре ресурсного потенциала значительно доминируют прогнозные ресурсы низких категорий, в сравнении с которыми разведанные запасы составляют крайне малую долю. В настоящее время запасы промышленных категорий имеются только по месторождениям кварца, россыпного и рудного золота, бурых углей, строительного камня, цеолитсодержащих пород. Поэтому весьма актуальными являются задачи значительного увеличения объемов региональных и особенно поисковых и оценочных работ на ведущие и остродефицитные, стратегические твердые полезные ископаемые на Приполярном и Северном Урале, также в приуральской части автономного округа. В случае открытия здесь новых месторождений возможна их рентабельная отработка на доступных глубинах, создание надежной сырьевой базы для добычи различных видов минерального сырья. Соответственно это оживит развитие горнодобывающих производств для обеспечения сырьем черной и цветной металлургии промышленных районов Северного и Среднего Урала, давно испытывающих дефицит многих видов сырья. Дальнейшее развитие геологоразведочных работ и горнодобывающих отраслей промышленности этого региона тесно связано с планами строительства автомобильных и железной дорог, которые позволили бы обеспечить встречные потоки доставки грузов на территорию автономного округа и вывоз минерального сырья на соседние территории. Всего на территории автономного округа разведано 36 месторождений твердых полезных ископаемых (металлы и неметаллы). В государственном балансе учтены 33 месторождения - 7 месторождений кварца, 2 - цеолитов, 1 - яшм, 17 - золота (в том числе - 14 россыпных, 3 - коренных) и 6 - углей бурых. Для подготовки и освоения минерально-сырьевой базы экономически неразвитых территорий Северного, Приполярного и Полярного Урала необходимо продолжение работ на известных проявлениях твердых полезных ископаемых и ввод в геологоразведочный процесс новых площадей. В связи с неудовлетворительной степенью геологической изученности практически на всей площади горной и предгорной частей Урала автономного округа требуется проведение подготовительных "предпоисковых" работ с целью ранжирования территории по степени перспективности на твердые полезные ископаемые и выделения первоочередных объектов геологоразведочных работ. Одним из важных инструментов этого процесса является постоянная систематизация и анализ результатов всех геологических исследований с оценкой их качества и составлением карт изученности территории. Конечным и наиболее эффективным отображением этого анализа является обновление карт геологического содержания, формирование направлений дальнейших геологоразведочных работ. В последние годы в ходе геологического изучения, региональных геохимических и поисковых работ накоплен значительный объем геологической информации, уточнено геологическое строение отдельных площадей, а в ряде случаев поменялись представления об их металлогении. Результаты этих работ должны быть отражены на региональных геологических и металлогенических картах Уральской части автономного округа. Также одним из приоритетных направлений развития ресурсной базы Полярного Урала является создание условий для привлечения в проект создания горнопромышленного кластера в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры внебюджетных источников инвестирования. В связи с чем в рамках Соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации, Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и ООО "Югорская Промышленная Корпорация", в период с 2016 по 2030 гг., будет реализован проект "Привлечение зарубежных инвесторов в проект создания горнопромышленного кластера в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Реализация проекта позволит создать комплексную ресурсную базу Полярного Урала и начать промышленную разработку полезных ископаемых для обеспечения сырьем предприятий Российской Федерации. Глава III. ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ Автономный округ обладает значительными ресурсами многих видов общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ), в том числе строительного песка, песчано-гравийного материала, глины, строительного камня и др. Перечень ОПИ автономного округа утвержден совместным распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Правительства автономного округа от 22 сентября 2005 года N 66-р/496-рп. ОПИ относятся к тем видам полезных ископаемых, которые постоянно востребованы и экономически рентабельны при эксплуатации. Основная часть месторождений ОПИ в автономном округе была выявлена и разведана в 1970 - 1990 годах. Часть этих месторождений отработана или дорабатывается, часть недоступна для освоения по экономическим либо экологическим причинам. По состоянию на 1 января 2015 года территориальным балансом по автономному округу учтены 1568 месторождений ОПИ, в том числе: 1041 месторождение песков для планировочных работ, 53 месторождения песков строительных, 43 месторождения песчано-гравийных смесей, 6 месторождений строительного камня, 55 месторождений глинистых пород, 55 месторождений глин кирпичных, 4 месторождения опок, 1 месторождение диатомитов, 8 месторождений диатомовых глин, 284 месторождения торфа, 18 месторождений сапропелей. Ежегодно в автономном округе добывается более 50 млн. м3 песка, более 800 тыс. м3 торфа. Большая часть добываемых ОПИ на территории автономного округа используется в строительной промышленности (песок для планировочных работ, песок строительный, песчано-гравийные смеси, строительный камень, суглинки, глины). Основные направления - отсыпка площадок под строительство объектов обустройства нефтегазовых месторождений, дорожное строительство, планировка площадок зданий и сооружений, производство строительных материалов. Добываемый торф используется для рекультивации нарушенных земель, благоустройства территорий населенных пунктов и нефтяных месторождений. Основное положение в структуре запасов ОПИ по автономному округу занимают пески планировочные и строительные. Их общая доля составляет 55,3%. На долю торфа приходится 29,7%, доля остальных полезных ископаемых в сумме составляет 15,0%. Структура запасов распределенного фонда недр представлена большей частью песками для планировочных работ. Вместе со строительными песками их доля составляет 95,3%. Доля прочих полезных ископаемых незначительна (глинистые породы - 2,1%, строительный камень - 1,5%, торф - 0,5%, песчано-гравийные смеси - 0,4%, глины кирпичные - 0,2%). Развитие строительного комплекса в ближайшее годы может привести к дефициту ОПИ. Реальный дефицит кирпича, строительных песков, гравийно-песчаных материалов и щебня ощущается уже сегодня. В настоящее время актуален вопрос по созданию сырьевой базы в притрассовых зонах строительства дорог. В связи с реализацией проектов по строительству автомобильных дорог возрастает спрос на строительные камни, песчано-гравийные смеси (инертные наполнители в бетоны, асфальтобетоны), составляющие дорожную одежду и основания для дорог. Создание сырьевой базы в притрассовых зонах автомобильных дорог позволит сэкономить транспортные расходы на доставку сырья и обеспечить кратчайшие сроки при их строительстве. Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп, в автономном округе прогнозируется суммарное потребление основных материалов, необходимых для строительства: щебня и гравия - около 400 млн. м3, камня бутового - более 6,1 млн. м3, строительного песка - около 340 млн. м3, извести - более 1,5 млн. т. Разведанные в автономном округе месторождения строительных и планировочных песков способны обеспечить строительную отрасль в этом виде сырья, как на среднесрочный, так и на долгосрочный период. Потребность же в щебне и гравии из природного камня и песчано-гравийных смесей превышает возможности разведанных месторождений этих видов сырья на 55 - 60 млн. м3. Поэтому необходимо проведение геологоразведочных работ на эти виды ОПИ. Глава IV. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ И РАЗВИТИЯ РЫНКА НЕФТЕГАЗОСЕРВИСНЫХ УСЛУГ В автономном округе оказанием нефтегазосервисных услуг занимаются порядка 350 организаций, в которых трудятся около 100 тысяч человек. В настоящее время нефтегазосервис сформировался в самостоятельный сектор экономики страны и является одним из крупнейших потребителей продукции ряда отраслей, выполняет важную роль в модернизации нефтяной и других секторов промышленности. Отечественный нефтегазосервис, войдя в рыночные отношения, испытывает трудности из-за масштабного вхождения на российский нефтегазосервисный рынок крупных иностранных компаний, имеющих значительные финансовые и технологические преимущества, а также поддержку со стороны своих государств. Требуются качественно новые подходы в управлении нефтегазосервисом со стороны органов законодательной и исполнительной власти страны и, прежде всего, необходимо скоординировать действия соответствующих министерств и ведомств по развитию российского нефтегазового сервиса, обеспечению его современными технологиями и нефтегазосервисным оборудованием. В целях подготовки анализа существующей ситуации о деятельности предприятий нефтегазосервиса в автономном округе необходимо проведение мониторинга. Глава V. ПРЕСНЫЕ ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ В соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (ФЗ от 29.12.2014 N 459-ФЗ) автономный округ исполняет полномочия в части участков недр местного значения, содержащих подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 м3/сутки. Пресные подземные воды относятся к востребованным полезным ископаемым, используемым населением автономного округа для хозяйственно-питьевого и бытового назначения. Также предприятиями, осуществляющими производственную деятельность на территории автономного округа для технического и производственного водоснабжения. По состоянию на 01.01.2015 на участки недр местного значения, содержащие подземные воды, выдано 479 лицензий. На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за период с 01.01.2015 по 01.10.2015 право пользования участками недр местного значения для целей поисков и оценки подземных вод предоставлено 32 предприятиям на основании 87 лицензий, в том числе переоформлено 26 лицензий и выдана 61 лицензия. Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.01.2015 N 3-рп Департамент по недропользованию автономного округа определен ответственным за реализацию ряда полномочий, переданных в рамках Соглашения между Федеральным агентством по недропользованию и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о передаче Правительству Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществления отдельных полномочий в сфере недропользования от 25.11.2015: оформление и выдача лицензий, внесение изменений и дополнений, переоформление лицензий на пользование недрами для целей поисков, оценки и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. принятие решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр. принятие решений о прекращении права пользования недрами в связи с истечением срока действия лицензий. По состоянию на 01.01.2015 на участки недр федерального значения, содержащие подземные воды, объем добычи которых составляет более 500 м3/сут., выдано 224 лицензий. Раздел II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ Государственная программа охватывает широкий круг вопросов недропользования, направленных на обоснование и расширение перспектив ресурсного потенциала углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых автономного округа. Эти работы будут способствовать повышению инвестиционной привлекательности освоения недр автономного округа со всеми вытекающими отсюда последствиями: создание новых районов нефтегазодобычи и горнорудных производств, развитие транспортных коммуникаций, создание новых рабочих мест, расширение налогооблагаемой базы. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, сценарными условиями прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, принятыми за основу для разработки прогноза долгосрочного социально-экономического развития до 2030 года на заседании Правительства Российской Федерации 26 апреля 2012 года, государственной программой Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2013 года N 436-р, приоритетными направлениями государственной политики в сфере развития минерально-сырьевой базы определены следующие: стабилизация уровней добычи нефти; обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов; уточнение и детализация нефтегазового ресурсного потенциала и его локализация в пределах Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции; выявление новых зон нефтегазонакопления и новых нефтегазоносных горизонтов в добывающих регионах; разработка условий пользования участками недр, включенных в программу лицензирования; вовлечение в разработку новых месторождений, в том числе содержащих баженовские отложения и трудноизвлекаемые запасы; формирование условий для повышения конкуренции и развития рынка нефтегазосервисных услуг; развитие действующих и создание новых резервных сырьевых баз; формирование крупных минерально-сырьевых центров на территории Полярного Урала; снижение зависимости нефтегазового комплекса от импортных товаров (работ, услуг); развитие нефтегазоперерабатывающего комплекса на территории автономного округа; развитие IT-решений в недропользовании путем формирования современных информационных решений по всем звеньям технологической цепочки нефтегазового комплекса - геологоразведочные работы, подсчет запасов, проектирование, добыча, переработка транспортировка и охрана окружающей среды. Указанные приоритеты направлены на обеспечение сбалансированного развития и использования минерально-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах, а также закрепление геополитических интересов Российской Федерации на длительную перспективу. Исходя из указанных приоритетов государственной политики была сформулирована цель государственной программы - сбалансированное развитие и использование минерально-сырьевой базы углеводородов и твердых полезных ископаемых для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач. Задача 1. Обеспечение развития минерально-сырьевой базы автономного округа, получение геологической информации. В рамках данной задачи будет обеспечена реализация комплекса мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых. Задача 2. Повышение эффективности использования ресурсов недр на территории автономного округа. В рамках данной задачи будет совершенствоваться система требований комплексного изучения и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов, формироваться государственный фонд недр, осваиваемый в интересах нынешнего и будущих поколений. Решению данной задачи будет способствовать реализация программных мероприятий по научно-аналитическому обеспечению государственной политики в сфере развития и использования минерально-сырьевой базы, а также осуществление координации деятельности по реализации государственной системы лицензирования пользования недрами. Задача 3. Привлечение инвестиций в развитие и использование минерально-сырьевой базы автономного округа. В рамках данной задачи будут созданы условия для участия частного капитала в проектах по освоению трудноизвлекаемых запасов и глубокой переработки попутного нефтяного газа. Показателями решения данных задач являются: количество участков недр углеводородного сырья, предлагаемых для лицензирования (показатель в соответствии с существующей динамикой предложений Правительства автономного округа по формированию ежегодных перечней участков недр, предлагаемых для приобретения в пользование недрами с целью поисков, разведки и добычи углеводородного сырья); ежегодный прирост запасов углеводородного сырья за счет поисково-разведочного бурения (показатель в соответствии с существующей динамикой поисково-разведочных работ и прогноза прироста запасов углеводородного сырья); количество месторождений углеводородного сырья (показатель в соответствии с существующей динамикой постановки месторождений углеводородного сырья на государственный баланс); количество месторождений ОПИ, поставленных на территориальный баланс (показатель в соответствии с существующей динамикой постановки месторождений ОПИ на территориальный баланс); доля введенных в разработку месторождений углеводородного сырья от общего количества открытых месторождений (отношение введенных в разработку месторождений углеводородного сырья к общему количеству открытых месторождений углеводородного сырья); коэффициент извлечения нефти (коэффициент извлечения нефти представляет собой отношение извлекаемых запасов к величине геологических запасов. Данный показатель рассчитан на основании прогноза и в соответствии с технико-экономическими показателями коэффициента извлечения на основе опыта нефтедобывающих организаций с учетом достигнутого уровня техники и технологии добычи); освоенность ресурсной базы углеводородного сырья (освоенность ресурсной базы нефти округа - это перевод в начальные запасы открытых месторождений, оцененных ресурсов начального нефтяного потенциала и включает в себя накопленную добычу; текущие запасы категории А, В, С1, запасы категории С2.). Показатель рассчитан на основании прогноза прироста запасов за счет поисково-разведочного бурения, количества месторождений углеводородного сырья, количества разрабатываемых месторождений углеводородного сырья, коэффициента извлечения нефти; индекс производительности труда в сфере добычи полезных ископаемых в автономном округе относительно уровня 2011 года, предусмотрено обеспечить увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно 2011 года. Расчет показателя "Индекс производительности труда": где: Ипт - индекс производительности труда; О - объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по организациям, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (по виду экономической деятельности: Добыча полезных ископаемых); СЧ - средняя численность работников, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (по виду экономической деятельности: Добыча полезных ископаемых); оп - отчетный период; пп - предыдущий период. Источниками информации для расчета показателей являются данные форм федерального статистического наблюдения: форма федерального статистического наблюдения N П-1 "Основные показатели деятельности организации"; форма федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников". количество лицензионных участков с уровнем использования попутного нефтяного газа больше 95% (показатель в соответствии с существующей динамикой повышения уровня полезного использования попутного нефтяного газа); объем инвестиций при реализации инвестиционных проектов при проведении геологоразведочных работ (показатель в соответствии с существующими объемами финансовых средств на реализацию инвестиционных проектов); количество апробированных новых технологий на научном полигоне "Баженовский" к концу программы увеличится в два раза (показатель в соответствии с существующей динамикой апробации технологий в рамках деятельности полигона); количество реализованных проектов на площадке индустриального парка "Приразломный" увеличится до трех (показатель в соответствии с существующей динамикой реализации проектов в рамках деятельности индустриального парка). Система показателей, характеризующих итоги реализации государственной программы, представлена в таблице 1. Прогнозные значения сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы представлены в таблице 4. Раздел III. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ В рамках государственной программы предусматривается реализация программных мероприятий. 3.1. Выполнение задачи 1 "Обеспечение развития минерально-сырьевой базы автономного округа, получение геологической информации" 3.1.1. Геологоразведочные работы. Полезные ископаемые Приполярного Урала. На территории Приполярного Урала Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сконцентрированы значительные ресурсы полезных ископаемых, таких как - угли бурые, угли каменные, уран, торий, железные руды, хром, марганец, диоксид титана, диоксид циркония, ванадий, медь, цинк, свинец, алюминий, никель, молибден, вольфрам, висмут, золото, серебро, платина, палладий, лантан, иттрий, ниобий, тантал, кадмий, цеолитсодержащие породы. Геологическое изучение является начальным этапом формирования горнорудного кластера, создаваемого в целях диверсификации экономики автономного округа. Планируемый кластер - это комплекс производств и сфер деятельности, ядром которых является горнорудный минерально-сырьевой комплекс. Основная цель создания горнорудного кластера - расширение многоукладности экономики автономного округа за счет освоения новых территорий и расширения направлений деятельности производственной сферы. Формирование кластера предусматривает несколько этапов: подготовка и освоение минеральных ресурсов, инфраструктурное и социальное обустройство территории. Реализация проекта позволит связать ресурсную базу Приполярного и Полярного Урала со старо-промышленными районами Урала. Разработка залежей полезных ископаемых на Приполярном и Полярном Урале обеспечит более доступным сырьем предприятия промышленного Урала. Выделяются три основные территории создания горнорудных узлов: Усть-Маньинский горнорудный узел; Зауральский горнорудный узел; Саранпаульский горнорудный узел; Усть-Маньинский горнорудный узел. Площадь Усть-Маньинского горнорудного узла отличается разнообразием рудных и нерудных полезных ископаемых. Здесь известны месторождения ископаемых углей, проявления бокситов, меди, цинка, свинца, золота, железа, марганца и др. Наибольшее число поисковых работ в районе было направлено на россыпное золото, медь, уголь. Кроме того, проводились работы на железные руды, бокситы, марганец и др. полезные ископаемые. Оценка территории на стройматериалы была проведена преимущественно при геолого-съемочных работах. Кроме бентонитовых глин район высоко перспективен на сырье для производства цемента, огнеупоров (каолин), кирпича и железобетонных конструкций. Из рудных полезных ископаемых повышенного внимания заслуживает марганцовая минерализация, прослеживающаяся с промышленного Урала. Геологоразведочные работы на различные полезные ископаемые (кроме россыпного золота) были проведены в 70 - 80-е годы прошлого века. Результаты работ требуют переосмысления и анализа, а проявления полезных ископаемых доизучения современными аналитическими методами. С целью обоснования реального ресурсного потенциала Усть-Маньинского горнорудного узла планируется тематические исследования с полевым обследованием проявлений полезных ископаемых. Зауральский горнорудный узел. В Зауральском горнорудном узле имеются месторождения и проявления полезных ископаемых, освоение которых позволит производить широкий круг строительных материалов. Строительство современных предприятий по производству строительных материалов позволит создать в автономном округе новые долговременные рабочие места, диверсифицирует виды промышленных производств и создаст более устойчивую и мощную основу экономического благосостояния постоянно проживающего в округе населения. Саранпаульский горнорудный узел. Общая стратегия развития Российской Федерации, направленная на введение новых производственных мощностей, предусматривает освоение нетрадиционных полезных ископаемых, среди которых важное значение принадлежит нерудному сырью. С учетом растущего интереса к расширению ассортимента строительных материалов, проблемам энергосбережения и развития предприятий, ориентированных на местное сырье, все более актуальным становится необходимость создания и развития в автономном округе минерально-сырьевой базы габбро-базальтовых пород. Они служат исходным материалом для получения тепло- и звукоизоляционных материалов в виде минеральной ваты и минеральных волокон и как каменное литье. Продукция из пород габбро-базальтовой группы идет на кислотостойкие трубы и желоба, на электроизоляторы, на фильтры для очистки газовых и воздушных сред, на легкие, долговечные и безвредные утеплители. Из всего разнообразия пород основного состава, широко распространенных в горной части Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, наибольший интерес, как сырье для минеральных волокон, вызывают палеозойские магматические образования. Исходя из современного состояния геологической изученности, существующей инфраструктуры и планов организации тех или иных транспортно-логистических центров первоочередным объектом геологоразведочных работ представляется участок погружения домезозойского фундамента под осадочный чехол Западно-Сибирской плиты в районе с. Саранпауль. В 20 км северо-западнее с. Саранпауль в междуречье Польи и Маньи вдоль автодороги с твердым покрытием залегают породы основного состава шемурской свиты верхнее-ордовикского - нижне-силурийского возраста и тагилокытлымского габброноритового комплекса нижне-силурийского возраста. Ширина полосы развития этих пород порядка 12 - 13 км. В ее пределах вполне возможно обнаружение пород, отвечающих требованиям промышленности к сырью для производства минеральных волокон. Поисково-оценочные работы на габбро-базальтовое сырье являются первым этапом инвестиционного проекта. Для развития минерально-сырьевой базы, с целью локализации перспективных объектов государственной программой на 2017 - 2020 годы предусмотрено проведение геологоразведочных работ по направлениям: 1. Геолого-техническое картирование месторождений опок, диамитов и диамитовых глин с целью определения возможности их использования в различных отраслях промышленности. Несмотря на огромный ресурсный потенциал опал-кристобалитовых пород (ОКП), в регионе остается нерешенной проблема их дальнейшего геологического изучения и освоения. В настоящее время все месторождения сырья находятся в нераспределенном фонде недр. Перспективы их освоения связаны с расширением сферы использования ОКП - от строительных материалов, производство которых связано с минимальной переработкой исходного сырья, до получения высокотехнологических сверхчистых кремниевых концентратов. Актуальность освоения и восполнения минерально-сырьевой базы кремнистого сырья определяется многоцелевым характером использования опал-кристобалитовых пород, потребностью Ханты-Мансийского промышленного комплекса в сырье для производства большой номенклатуры прогрессивных строительных, теплоизоляционных и других материалов, ввозимых из других регионов страны, наличием крупной ресурсной базы и возможностью разработки залежей ОКП карьерным способом. Наиболее важными направлениями использования опал-кристобалитовых пород для развития промышленного комплекса ХМАО - Югры представляются: а) производство строительных материалов: термолитового гравия, сухих строительных смесей и легковесного кирпича; б) производство жидкого стекла и всего набора термовспученных и композиционных материалов для строительства зданий и сооружений; в) использование опалитов в нефтегазовой промышленности: приготовления облегченных тампонажных растворов, сорбентов для очистки нефтяных и др. загрязнений, адсорбентов для просушки газов, получения проппантов для использования в технологиях гидроразрыва пластовых систем. Для определения возможности использования сырья по инновационным технологиям необходимо провести геолого-техническое картирование месторождений, оценить ресурсную базу ОКП по технологическим типам, разработать технологические регламенты. 2. Тематические исследования по выявлению карбонатных пород для получения строительных материалов в районах с развитой инфраструктурой в целях обеспечения автономного округа местным сырьем для производства цемента. В строительном комплексе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры используется исключительно привозной цемент, так как потенциальные источники сырья расположены на Приполярном Урале. Вместе с тем в Зауралье, в районах с развитой инфраструктурой на поверхность выходят платформенные образования, которые могут содержать горизонты карбонатных пород. Данные карбонатные породы могут использоваться для получения строительных материалов, в том числе для цемента, строительных растворов, керамического кирпича, получения минеральной ваты. Для выяснения возможности использования нового сырья необходимо провести литологический анализ состава геологических подразделений, выделить потенциально продуктивные карбонатные горизонты, изучить их свойства и оценить ресурсный потенциал этого сырья. Ожидаемые результаты мероприятия направлены на решение таких приоритетов социально-экономического развития автономного округа, как развитие горнопромышленного комплекса за счет эффективного и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов, создание потенциала для будущего их вовлечения в освоение, повышение уровня и качества жизни населения. 3.1.2. Работы на скважинах, пробуренных в период действия территориальной программы геологического изучения недр за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 1. Обследование скважин, пробуренных по территориальной программе геологического изучения недр за счет средств бюджета автономного округа. Для предотвращения аварийных ситуаций на скважинах, пробуренных в период действия территориальной программы геологического изучения недр за счет средств бюджета автономного округа, выполняется комплекс работ по профилактике и контролю за их техническим состоянием. 2. Проведение ремонтно-изоляционных, ликвидационных и восстановительных работ на скважинах, пробуренных по территориальной программе геологического изучения недр за счет средств бюджета автономного округа. При выявлении аварийных ситуаций на скважинах, а также для обеспечения сохранности месторождений, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды в зоне влияния законсервированных и ликвидированных объектов проводится комплекс ремонтно-изоляционных, ликвидационных и восстановительных работ на скважинах, являющихся опасными техногенными объектами. 3.1.3. Организация и проведение конкурса, направленного на повышение престижа профессий в нефтегазодобывающей отрасли Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, установка памятных знаков на мемориале. 1. Проведение окружного ежегодного конкурса "Черное золото Югры". Проведение ежегодного конкурса "Черное золото Югры" осуществляется в целях стимулирования профессионализма, повышения в общественном мнении престижа рабочих профессий и социального статуса работников нефтегазодобывающего комплекса, привлечения молодежи в производственную сферу, стимулирования внедрения современных технологических процессов развития нефтегазового комплекса в условиях соблюдения требований экологии и защиты среды обитания коренных малочисленных народов Севера на территории автономного округа. 2. Установка памятных знаков на мемориале "Звезды Югры". Установка памятных знаков на мемориале "Звезды Югры" осуществляется в целях признания заслуг и увековечения памяти о выдающихся деятелях автономного округа. 3.2. Выполнение задачи 2 "Повышение эффективности использования ресурсов недр на территории автономного округа" 3.2.1. Научно-аналитическое и информационное обеспечение процессов для подготовки и принятия решений органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В целях своевременного и полного обеспечения органов государственной власти автономного округа необходимой и достоверной информацией планируется выполнение многопланового комплекса исследований по следующим основным направлениям: 1. Мониторинг ресурсной базы нефти и газа, оценка ресурсов углеводородов (далее - УВ), уточнение региональных моделей геологического строения нефтегазоносных комплексов, в том числе: расчет и анализ структуры ресурсной базы УВ территории автономного округа; оценка структуры ресурсной базы УВ нераспределенного и распределенного фонда недр; расчет качественной структуры ресурсной базы (по размерам залежей, величине начальных дебитов, принадлежности залежей к ловушкам различных типов, по глубинам залегания залежей); оценка начальных суммарных и прогнозных ресурсов УВ объектов на территории автономного округа; анализ перспектив развития минерально-сырьевой базы автономного округа с целью формирования перечней перспективных объектов для включения в Программу лицензирования; оценка и мониторинг перспективных ресурсов. Освоенность ресурсной базы нефти автономного округа довольно высока. Большая часть (63.6%) от оцененного начального нефтяного потенциала к настоящему времени выявлена, т.е. переведена в начальные запасы открытых месторождений, включающие: накопленную добычу; текущие запасы категории А, В, С1, запасы категории С2. Начальные запасы категорий А, В и С1 составили, соответственно, 13.5, 24.0 и 15.3% от НСР нефти автономного округа, запасы категории С2 - 10.8%. Меньшая часть начального потенциала нефти автономного округа (36.4%) еще не выявлена и оценена по следующим категориям: перспективные ресурсы категории С3 (2.4% от НСР нефти округа), прогнозные локализованные ресурсы категории Д1л (1.8%), прогнозные нелокализованные ресурсы категорий Д1 (27.7%) и Д2. (4.5%). В период действия государственной программы планируется довести освоенность ресурсной базы нефти до 64.6%. Прирост 0.3% в год. 2. Мониторинг геологоразведочных работ и запасов углеводородного сырья. Основная задача данного мероприятия - это оценка перспектив нефтегазоносности и обоснование направлений геологоразведочных работ в пределах нераспределенного фонда недр автономного округа. Выбор направлений и успешность этих работ зависит от точности анализа полученной геолого-геофизической информации, от ее правильной интерпретации и верного использования. В оценке перспективности нефтегазоносных комплексов и выборе направлений используется вся новая информация, в т.ч. и по распределенному фонду недр. На основе региональных и детальных геолого-геофизических исследований ведется разработка ежегодных программ геологического изучения недр в региональном плане. Ежегодно проводится подведение итогов геологоразведочных работ, выполненных за счет всех источников финансирования на территории автономного округа. На основании полученных данных формируются основные направления геологоразведочных работ на текущий год в разрезе всех организаций топливно-энергетического комплекса. По итогам проведенных геологоразведочных работ проводится анализ геолого-геофизических материалов, оценивается эффективность работ, строятся геологические модели нефтегазоносных комплексов. Геологоразведочные работы в автономном округе ведутся в основном за счет средств недропользователей. Финансирование поисковых работ из бюджета округа с 2009 года прекращено. Федеральное финансирование незначительно. В динамике поисково-разведочного бурения за 2011 - 2014 гг. наблюдается небольшой рост показателей по автономному округу, но в основном это происходит за счет разведочного бурения. Нельзя не сказать, что эти объемы остаются крайне низкими, они в 3.5 раза меньше объемов 2001 года. Изученность территории перспективных земель автономного округа поисково-разведочным бурением составляет 58 м/км2. Эффективность ГРР, рассчитанная на основании выделения прироста запасов за счет поисково-разведочного бурения, за последние три года находится на уровне 230 т/м, эффективность поискового бурения 60 - 70 т/м. В последние годы наблюдается положительная динамика начальных запасов нефти по автономному округу: начальные запасы категорий АВС1С2 по автономному округу к настоящему времени на 10.5% превысили их оценку по состоянию на 1 января 1991 года и на 18.8% - их минимальную величину, которая отмечалась по состоянию на начало 1999 г. Эта внешне неплохая динамика складывается из трех компонентов: пересчета (увеличения КИН) извлекаемой доли запасов за счет применения технологий интенсификации добычи (гидравлического разрыва пласта (ГРП), бурения боковых стволов (БС), бурения горизонтальных скважин (ГС); перевода запасов категории С2 в промышленные категории за счет эксплуатационного и частично разведочного бурения; выявления новых месторождений и залежей поисковым и, частично, разведочным бурением (так называемая "новая" нефть). К сожалению, доля "новой" нефти крайне невелика, ее приросты в последние годы составляют около 10 миллионов тонн извлекаемых запасов в год. Прирост запасов по сумме категорий ВС1 в 2014 году составил 255.1 млн тонн, в том числе за счет поисково-разведочного бурения - 86.5 млн тонн (34%), за счет опережающего эксплуатационного бурения - 123.5 млн тонн и за счет пересчета и утверждения запасов "старых" месторождений - 45.2 млн тонн. Приросты запасов за счет открытия новых месторождений и залежей крайне незначительны. В 2014 г. прирост по 5 открытым нефтяным месторождениям составил 7.8 млн. т. В период действия государственной программы планируется достижение следующих показателей: изученность территории поисково-разведочным бурением довести до 60 м/км2; общий прирост запасов нефти - не менее 1.5 млрд. т; прирост запасов за счет поисково-разведочного бурения - не менее 400 млн. т; открытие новых месторождений - не менее 25, т.е. общее число открытых в округе месторождений достигнет 500; открытие новых залежей УВ - не менее 80 в год. 3. Мониторинг разработки нефтяных месторождений. Мероприятие включает мониторинг разработки 56 недропользователей, по 267 месторождений, включающих более 1100 объектов разработки на 276 лицензионных участках, в пределах которых ведется добыча нефти из 72642 скважин. Проводится ежеквартальный анализ деятельности организаций автономного округа по всем направлениям, включая анализ объемов исследований по контролю за разработкой месторождений. Ведется мониторинг разработки и степени выработанности запасов углеводородов на месторождениях автономного округа. Осуществляется ежеквартальный мониторинг деятельности организаций-недропользователей по всем направлениям, включая анализ объемов исследований по контролю разработки месторождений и результатов применения методов увеличения нефтеотдачи. Производится обоснование и составление краткосрочных среднесрочных и долгосрочных прогнозов добычи нефти, ПНГ и объемов эксплуатационного бурения в разрезе месторождений, недропользователей, административных районов и в целом по автономному округу. Добыча нефти осуществляется из наиболее высокопродуктивных объектов, характеризирующийся высоким КИН (0.410), их доля в начальных разведанных запасах 22%, тогда как неразбуренные запасы категории С1 имеют КИН 0.296, а запасы категории С2 - всего 0.238. Средний КИН составляет 0.371. Степень выработанности запасов, сосредоточенных в высокопродуктивных пластах меловой системы групп БВ и БС, превысила 78%, группы АВ - 65% при обводненности продукции более 80%, тогда как запасы в низкопроницаемых коллекторах ачимовской толщи выработаны всего на 30% при обводненности продукции 46,8%, тюменской свиты - на 15% при обводненности продукции 47,1%. В период действия государственной программы согласно действующим проектным документам планируется: обеспечить добычу нефти около 1300 млн. тонн; пробурить более 90 млн м; ввести около 28 тысяч эксплуатационных скважин и довести действующий эксплуатационный фонд скважин до 140 тыс. единиц; ввести в разработку не менее 16 месторождений (общее число разрабатываемых месторождений (по госбалансу) достигнет 269); обеспечить возможность роста коэффициента извлечения нефти за счет применения инновационных технологий разработки. 4. Мониторинг обустройства месторождений и производственной инфраструктуры. В рамках данного мероприятия осуществляется анализ состояния производственной инфраструктуры обустройства нефтяных месторождений, ведется обзор инвестиционной и производственной деятельности строительства и эксплуатации объектов производственной инфраструктуры нефтяных организаций автономного округа. Ведется мониторинг по состоянию использования ПНГ в разрезе лицензионных участков по недропользователям автономного округа. Актуализируется информация по технологии сбора, подготовки и сдачи нефти и нефтяного газа по нефтяным организациям автономного округа. Анализируется состояние загруженности объектов подготовки нефти, состояние строительства и реконструкции объектов производственной инфраструктуры по недропользователям автономного округа, по фактическим объемам инвестиций в строительство и реконструкцию объектов нефтедобычи по недропользователям в предыдущем году, планам на последующие годы. Лицензионные участки автономного округа на значительной площади обустроены объектами производственной инфраструктуры. На территории автономного округа построено 14,2 тыс. кустов скважин, 554 объекта сбора и подготовки нефти и газа, 522 кустовые насосные станции, 96,3 тыс. км промысловых трубопроводов. За последние 2 года объем инвестиций в развитие нефтедобычи составляет около 400 млрд. рублей в год. Увеличивается степень рационального использования попутного газа; объем сжигания в 2014 г. снизился до 2,3 млрд. м3; уровень использования вырос до 93,2%. Одной из главных задач недропользования является снижение аварийности на промысловых трубопроводах. Средний срок службы трубопроводов по округу в 2014 г. составил 12,81 лет, и, если не увеличивать объемы капремонта и реконструкции, он будет возрастать, что приведет к росту аварийности. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|