Расширенный поиск
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 29.12.2015 № 519-п ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 декабря 2015 г. N 519-п О КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет: Утвердить: 1. Концепцию промышленной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приложение 1). 2. План мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции промышленной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приложение 2). Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Н.В.КОМАРОВА Приложение 1 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2015 года N 519-п КОНЦЕПЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ 1. Введение В современных условиях глобализации участие государства в формировании промышленного потенциала территорий является необходимым условием долгосрочных и устойчивых положительных трендов в этой сфере в силу острой конкуренции различных рынков и юрисдикций. Как и экономическая политика, государственное регулирование в промышленном секторе должно отвечать следующим основным принципам: стабильности в долгосрочном периоде - регулирование должно осуществляться последовательно, с учетом долгосрочных стратегических целей развития; открытости - все участники процесса регулирования должны иметь солидарное представление о целях и задачах регулирования, при этом меры регулирования не должны создавать излишних административных барьеров. Подходы, применяемые публичной стороной, к формированию благоприятных условий для промышленного развития должны опираться на успешный опыт внедрения подобных подходов в других юрисдикциях и территориях, при этом учитывать региональную специфику и представлять собой комплекс мер, составляющий промышленную политику государства. Комплексный подход является необходимым условием для достижения долгосрочных устойчивых результатов. Для развития промышленности создана законодательная основа - принят федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" <1> (далее - закон). -------------------------------- <1> Федеральный закон "О промышленной политике в РФ" от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 13.07.2015) В целях реализации закона Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) заключено Соглашение о взаимодействии в сфере промышленной политики и политики в области торговой деятельности с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, в целях решения задач: создание и развитие современной промышленной инфраструктуры; стимулирование промышленных компаний по внедрению результатов интеллектуальной деятельности и освоению производства инновационной промышленной продукции, внедрению импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий; модернизация основных производственных фондов промышленных компаний. Правительством автономного округа принят план мероприятий "дорожная карта" по формированию промышленной политики автономного округа. Исполнительными органами государственной власти автономного округа осуществляются меры стимулирования промышленной деятельности. Хозяйствующим субъектам предоставлялась финансовая и информационно-консультационная помощь, поддержка в области научно-технической, инновационной деятельности, подготовки и повышения квалификации работников, оказывалось содействие в продвижении товаров (услуг) на рынки других субъектов Российской Федерации, государств. На сегодняшний день все указанные мероприятия позитивно повлияли на индексы промышленного производства (таблица 1). Таблица 1 Динамика индексов промышленного производства по видам экономической деятельности в процентах к соответствующему периоду предыдущего года
2. Анализ состояния промышленности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Основу промышленности автономного округа составляют 3550 крупных и средних предприятий, часть из которых входит в число ведущих организаций России. Предприятиями автономного округа за 2014 год произведено около 8% от общего объема произведенной промышленной продукции в России. По итогам 2014 года среднегодовая численность занятых в промышленности составила 287,1 тыс. человек или 31% от численности экономически активного населения. По сравнению с 2013 годом увеличение численности работников зафиксировано в сферах: добычи полезных ископаемых - на 5,2%, услуг (гостиницы и рестораны) - на 2,1%, государственного управления - на 1,3%; финансовой деятельности - на 0,9%; образования - на 0,6%. Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2015 года составил 0,45% от экономически активного населения (Российская Федерация - 1,2%). По состоянию на 1 января 2015 года потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в промышленности составила 3,2 тыс. человек, из них в добыче полезных ископаемых - 2,4 тыс. человек, обрабатывающих производствах - 0,4 тыс. человек. Дефицит квалифицированной рабочей силы является одним из основных факторов, сдерживающих развитие производства. Темпы роста заработной платы в промышленности автономного округа в последние годы соответствуют средним показателям по экономике автономного округа в целом. В 2014 году средняя заработная плата в сфере добычи полезных ископаемых составила 76,7 тыс. рублей, обрабатывающих производствах 52,1 тыс. рублей (по автономному округу в среднем - 57,9 тыс. рублей). По всем отраслям промышленного комплекса автономного округа уровень заработной платы существенно превышает соответствующие показатели в среднем по стране. Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий за счет всех источников финансирования в автономном округе за 2014 год - 709,4 млрд. рублей или 92,4% к 2013 году. По источникам финансирования основную долю занимают собственные средства предприятий - 85,7%, привлеченные средства - 14,3%. Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций - 4,4%. Несмотря на снижение объема в 2014 году автономный округ занимает третье место в России по объему инвестиций на душу населения, при этом обеспечивая исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной политике" по доле инвестиций - 25,0% в валовом региональном продукте. В совокупности темпы физического объема инвестиций в основной капитал составили 126,0% за последние 4 года, при этом в ценах соответствующих лет прирост составил 247,9 млрд. рублей. Объем налоговых поступлений от предприятий промышленности автономного округа в бюджетную систему Российской Федерации в 2014 году по сравнению с докризисным 2008 годом увеличился в 1,9 раза и составил 1729 млрд. рублей. По итогам 2014 года доля налоговых платежей от предприятий промышленности автономного округа в консолидированном бюджете Российской Федерации составила 13,7%, автономного округа - 64,3%. В структуре налоговых поступлений консолидированного бюджета автономного округа 60% налоговых поступлений приходится на предприятия промышленности, осуществляющие деятельность в сфере добычи полезных ископаемых и только 8% на предприятия, занятых в сфере обрабатывающих производств, производством и распределением электроэнергии, газа и воды. 2.1. Добыча полезных ископаемых В соответствии со стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22.03.2013 N 101-рп (далее - Стратегия - 2030), развитие промышленного комплекса автономного округа в перспективе будет определяться преимущественно динамикой добычи нефти. В структуре экономики автономного округа доминантными являются организации нефтедобывающей отрасли (около 60%). Исходя из условий функционирования организаций, топливно-энергетический комплекс автономного округа является основным не только экспортером, но и импортером продукции зарубежного производства. С начала разработки нефтяных месторождений на территории автономного округа (с 1964 года) по состоянию на 1 января 2016 года накопленная добыча нефти достигнет уровня 10968,0 млн. тонн. Добычу нефти на территории автономного округа осуществляет 52 предприятия, из которых 38 входит в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний, 14 независимых компаний. Динамика производства видов продукции представлена в таблице 2. Таблица 2 Динамика производства видов продукции
В соответствии с Генеральной схемой развития нефтяной отрасли Российской Федерации до 2020 года эксплуатационное бурение в основном перемещается в краевые зоны месторождений, где его эффективность существенно ниже, вовлекаемые в разработку запасы не в состоянии компенсировать сокращение добычи вследствие выработки высокопродуктивных зон при этом значительная часть месторождений находится на поздних стадиях разработки, которые характеризуются естественным снижением объема добычи нефти в связи с истощением запасов и обводнением продукции. В целях ускорения вовлечения запасов углеводородного сырья в промышленную разработку в автономном округе действуют меры, стимулирующие организации к инвестированию в основной капитал и осуществлению расходов на проведение геологоразведочных работ, развитие нефтегазопереработки, рациональное использование попутного нефтяного газа. Всего объем предоставленных льгот недропользователям оценивается на уровне 26,0 млрд. рублей: в отношении прибыли организаций, являющихся владельцами лицензий на пользование участками недр на территории автономного округа, содержащими месторождения углеводородного сырья; в отношении недвижимого имущества, находящегося в пределах границ лицензионных участков; в отношении прибыли организаций, предоставляющих услуги в области добычи нефти и природного газа; в отношении имущества, относящегося к основным фондам газоперерабатывающих производств в целях повышения уровня использования попутного нефтяного газа и снижения техногенной нагрузки на окружающую природную среду. 2.2. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Организациями по производству и распределению электроэнергии, газа и воды формируется более 3% валового регионального продукта (далее - ВРП), около 5% общего объема инвестиций. От того, как работают энергетики, напрямую зависит положение в других отраслях - и состояние окружающей среды, и здоровье людей, цифры в платежках за жилищно-коммунальные услуги и цены на автозаправках. "В ТЭКе формируется более четверти валового внутреннего продукта, практически 30% бюджета страны, более 2/3 доходов от экспорта и четверть общего объема инвестиций. От того, как работают энергетики, напрямую зависит положение в других отраслях". "В ТЭКе формируется более четверти валового внутреннего продукта, практически 30% бюджета страны, более 2/3 доходов от экспорта и четверть общего объема инвестиций. От того, как работают энергетики, напрямую зависит положение в других отраслях". "В ТЭКе формируется более четверти валового внутреннего продукта, практически 30% бюджета страны, более 2/3 доходов от экспорта и четверть общего объема инвестиций. От того, как работают энергетики, напрямую зависит положение в других отраслях". "В ТЭКе формируется более четверти валового внутреннего продукта, практически 30% бюджета страны, более 2/3 доходов от экспорта и четверть общего объема инвестиций. От того, как работают энергетики, напрямую зависит положение в других отраслях". Энергетический сектор генерирует стабильный платежеспособный спрос на современное оборудование, новые технологии и материалы. Этот ресурс направлен на развитие отечественной промышленности и инновационной сферы. Динамика показателей отрасли и структура электропотребления представлены в таблицах 3, 4. Таблица 3 Динамика показателей отрасли
Таблица 4 Структура электропотребления
С каждым годом увеличивается электропотребление практически по всем крупнейшим потребителям в нефтегазовом комплексе, это связано с развитием нефтегазовой промышленности, разработкой и увеличением нефтедобычи на Приобском и Южно-Приразломном нефтяных месторождениях. В целях покрытия растущих потребностей в электрической энергии и недопущения энергодефицита в автономном округе, бесперебойного и гарантированного снабжения электроэнергией и теплоэнергией осуществляется модернизация объектов энергетической инфраструктуры - турбоагрегатов блоков N 1 - 6 Сургутской ГРЭС-2 с увеличением установленной мощности на 60 МВт и энергоблока N 1 Няганской ГРЭС с увеличением на 29,1 МВт. Развивается "малая" энергетика, представленная газотурбинными и газопоршневыми электростанциями, которые обеспечивают электроэнергией и теплом предприятия нефтегазового комплекса. Планируется ввод третьей очереди ГПЭС-22,5 Восточно-Перевального месторождения, общей мощностью 7,5 МВт. 2.3. Производство нефтепродуктов В структуре обрабатывающего сектора организации по производству нефтепродуктов занимают 83,8%. На территории автономного округа действуют 6 нефтеперерабатывающих предприятий: УПН и ПБ ОАО "Сургутнефтегаз"; УППН ОАО "Варьеганнефть", ОАО "НК "Русснефть"; Красноленинский НПЗ, ОАО "НК "Роснефть"; УППН ТПП "Урайнефтегаз", ОАО НК "ЛУКОЙЛ"; ООО "Нижневартовское нефтеперерабатывающее объединение", ОАО "ТНК - ВР"; УППН ТПП "Когалымнефтегаз", ОАО "НК "ЛУКОЙЛ". Основную долю (84,1%) в общем объеме выпускаемых нефтепродуктов занимает продукция ООО "Нижневартовское нефтеперерабатывающее объединение". Нефтеперерабатывающими предприятиями Югры в 2015 году планируется переработать около 6,0 млн. тонн нефти, и произвести 1,8 млн. тонн нефтепродуктов, глубина переработки составит 30,4%. Основную долю в общем объеме переработки попутного нефтяного газа занимают УПГ ОАО "Сургутнефтегаз", ООО "Нижневартовский ГПК", ООО "Белозерный ГПК". Эти предприятия перерабатывают около 68% от общего объема попутного нефтяного газа, перерабатываемого в автономном округе. В 2015 году газоперерабатывающими предприятиями будет переработано 24,3 млрд. куб. м попутного нефтяного газа. Глубина переработки составит 88,2%. Уровень использования попутного нефтяного газа увеличится по отношению к уровню 2014 года на 0,9% и составит 94,2%. Это связано с вводом новых объектов производственной инфраструктуры, способствующих повышению уровня рационального использования попутного нефтяного газа. ОАО "Газпром нефть" и ПАО "СИБУР" в сентябре 2015 ввели в эксплуатацию Южно-Приобский газоперерабатывающий завод (далее - Южно-Приобский ГПЗ). Мощность переработки Южно-Приобского ГПЗ - 900 млн. куб. м попутного нефтяного газа в год. Численность работающих - 250 человек. Объем инвестиций - 14,7 млрд. рублей. Южно-Приобский ГПЗ будет ежегодно производить 350 тыс. тонн широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) и 750 млн. куб. м сухого отбензиненного газа - ценного сырья для газохимической промышленности. Коэффициент извлечения целевых компонентов на Южно-Приобском ГПЗ превысит 95%, что соответствует современным мировым требованиям. Деятельность Южно-Приобского ГПЗ направлена на повышение полезного использования попутного нефтяного газа (ПНГ) путем его переработки и получения продукции - сухого отбензиненного газа (СОГ) и широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), являющейся ценным сырьем для газохимической промышленности. Открытие Южно-Приобского ГПЗ стало одним из итогов реализации постановления Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года N 7 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках". С выходом Южно-Приобского ГПЗ на проектную мощность уровень использования попутного нефтяного газа в округе составит свыше 95%. Сургутский завод по стабилизации газового конденсата им. В.С.Черномырдина ООО "Газпром переработка" (далее - Сургутский ЗСК) остается лидером по объему производства светлых нефтепродуктов. За 2015 год заводом планируется переработать 9,0 млн. тонн газового конденсата, глубина переработки составит 99,8%. В декабре 2014 года на Сургутском ЗСК запущена в эксплуатацию установка стабилизации конденсата N 3 (УКС-3), которая позволит увеличить проектные перерабатывающие мощности завода с 8 до 12 млн. тонн в год. В декабре 2014 года на заводе приступили к строительству установки по осушке пропановой фракции от метанола, что позволит улучшить качество товарного пропана технического, который используется для коммунально-бытовых нужд и в качестве моторного топлива для заправки автомобилей. Окончание строительства запланировано на 2016 год. Динамика производства продукции, выпускаемой нефтегазоперерабатывающими предприятиями, представлена в таблице 5. Таблица 5 Динамика производства продукции нефтегазоперерабатывающих организаций <2> -------------------------------- <2> Информация Департамента по недропользованию Югры
2.4. Обработка древесины и производство изделий из дерева Одна из главных задач развития автономного округа в соответствии со Стратегией - 2030 - диверсификация экономики. Очевидно, что потенциал автономного округа не ограничивается наличием природных ресурсов - нефти и газа. Весомый источник доходов являются обширные югорские леса, которые занимают более половины территории автономного округа. Согласно информации Росстата, автономный округ занимает пятое место среди регионов России по общим запасам древесины - более 3,2 миллиарда кубометров. В основу приоритетов государственной политики в сфере обработки древесины и изделий из дерева заложено решение задач: улучшение инвестиционного климата и дальнейшая реализация приоритетных инвестиционных проектов; развитие биоэнергетики и производства биотоплива, увеличение переработки низкосортной древесины, отходов для повышения эффективности производства лесопромышленного комплекса; развитие деревянного домостроения; интенсификация использования лесов; повышение конкурентоспособности лесной промышленности. В автономном округе созданы производственные комплексы, позволяющие выпускать все виды продукции деревообработки, за исключением целлюлозно-бумажного производства. 2.5. Агропромышленный комплекс Действующие механизмы и мероприятия государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2014-2020 годах", направленные на развитие заготовки и переработки дикоросов, животноводства, растениеводства, рыбной отрасли повлияли на достижение в 2015 году положительных результатов деятельности агропромышленного комплекса Югры. Динамика показателей развития агропромышленного комплекса представлена в таблице 6. Таблица 6 Динамика показателей развития агропромышленного комплекса <1> -------------------------------- <1> Статистический сборник "Статистический ежегодник (1990 - 2014)", 2015, 25017, Том II
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|