Расширенный поиск

Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.05.2010 № 287-А

 

 

 

 

         АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

 

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

    27.05.2010 г.                                           N 287-А
                            г. Салехард

 

 

(В редакции Постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного

                   округа от 19.07.2012 № 537-П)                   

 

           Об утверждении программы развития конкуренции
      в Ямало-Ненецком автономном округе на 2010 - 2012 годы

 

 

    Во  исполнение  распоряжения Правительства Российской Федерации
от  19  мая  2009  года  N 691-р о разработке региональных программ
развития   конкуренции  Администрация  Ямало-Ненецкого  автономного
округа постановляет:
    1.  Утвердить  прилагаемую  Программу  развития  конкуренции  в
Ямало-Ненецком  автономном  округе  на  2010  -  2012 годы (далее -
Программа).
    2.   Исполнительным   органам   государственной  власти  Ямало-
Ненецкого автономного округа:
    2.1.   обеспечить   в  пределах  своей  компетенции  реализацию
Программы;
    2.2.   ежеквартально,   до   10  числа  месяца,  следующего  за
отчетным  периодом,  представлять  в  департамент  экономики Ямало-
Ненецкого   автономного   округа   информацию   о  ходе  реализации
Программы.
    3.  Департаменту  экономики  Ямало-Ненецкого автономного округа
(Деттер Г.Ф.):
    3.1.   обеспечить  координацию  работы  исполнительных  органов
государственной   власти   Ямало-Ненецкого  автономного  округа  по
реализации Программы;
    3.2.  ежегодно,  до  1  апреля  года,  следующего  за отчетным,
представлять    на   рассмотрение   Администрации   Ямало-Ненецкого
автономного    округа   доклад   по   итогам   анализа   социально-
экономических   последствий   реализации   Программы  на  основании
показателей   эффективности  осуществления  конкурентной  политики,
предусмотренных Программой.
    4.  Рекомендовать  главам  муниципальных  образований  в Ямало-
Ненецком  автономном  округе  разработать  муниципальные  программы
развития конкуренции.
    5.   Признать   утратившим   силу  постановление  Администрации
Ямало-Ненецкого  автономного  округа  от 2 апреля 2009 года N 147-А

"Об  утверждении  плана  мероприятий  по  развитию  конкуренции  на

продовольственном   рынке  Ямало-Ненецкого  автономного  округа  на

2009 - 2010 годы".
    6.  Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить
на   заместителя  Губернатора  Ямало-Ненецкого  автономного  округа
Степанова В.В.

 

 

    Губернатор
    Ямало-Ненецкого автономного округа                 Д.Н.Кобылкин

 

 

 

    Утверждена
    постановлением Администрации
    Ямало-Ненецкого автономного округа
    от 27 мая 2010 г. N 287-А

 

 

                             ПРОГРАММА
      РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
                        НА 2010 - 2012 ГОДЫ

 

       I. Краткая характеристика и оценка конкурентной среды
                    на ключевых товарных рынках
                Ямало-Ненецкого автономного округа
             и описание основных мер для ее улучшения

 

    1.  Конкурентная  среда  и  основные  конкурентные преимущества
Ямало-Ненецкого автономного округа
    Существующую   конкурентную   среду   товарных   рынков  Ямало-
Ненецкого   автономного   округа   (далее  -  автономный  округ)  в
основном  определили  географическое  положение, инфраструктурный и
ресурсный потенциал региона.
    Рынок   товаров  и  услуг  автономного  округа  характеризуется
значительной  изолированностью  и  локализацией  развития отдельных
сегментов   рынка,   сложившейся   в  результате  низкой  плотности
населения,  значительной  отдаленностью  населенных пунктов друг от
друга,   отсутствием   транспортных   магистралей   круглогодичного
действия.  В  связи  с  этим  темпы  развития конкуренции в регионе
тесно сопряжены с ликвидацией инфраструктурных ограничений.
    Стратегией    социально-экономического   развития   автономного
округа   до  2020  года  (постановление  Законодательного  Собрания
автономного  округа  от  9  декабря 2009 года N 1990) предусмотрено
активное  развитие  транспортной  сети  в регионе и энергетики. Это
позволит  сформировать  новую,  благоприятную  основу  для развития
конкуренции,  а  в  сочетании  с  мерами по снятию административных
ограничений  даст  мощный  толчок  развитию  экономики  автономного
округа,   качественному   и  количественному  увеличению  субъектов
рыночной деятельности.
    Возможности  и  направления  развития  конкуренции в автономном
округе      определены     его     специфическими     конкурентными
преимуществами.
    Автономный  округ  обладает уникальными запасами газа, газового
конденсата, нефти, горнорудными и биологическими ресурсами.
    В   автономном  округе  сосредоточена  примерно  половина  всех
нефтегазовых    запасов    России.    Здесь   открыто   более   220
месторождений  углеводородов,  которые  содержат  около 35 трлн. м3
природного  газа,  или  75%  текущих  доказанных  запасов в России,
13,5  млрд.  тонн  нефти  и  5,1  млрд. тонн газового конденсата. В
стадии   разработки   находится   менее   четверти   из  указанного
количества  месторождений  и  более 70% - пока в стадии разведки. С
учетом    вовлечения    в   разработку   уникальных   месторождений
полуострова  Ямал,  месторождений,  расположенных на северо-востоке
автономного  округа,  добыча  газа  к  2020  году может достичь 750
миллиардов кубометров в год, а нефти - 80 миллионов тонн в год.
    В  нефтегазовом  комплексе автономного округа заняты работники,
обладающие  уникальным  опытом и квалификацией в области разработки
месторождений   углеводородного  сырья  в  экстремальных  природно-
климатических  условиях  Крайнего  Севера.  Их  знания и опыт могут
быть   использованы   при  освоении  новых  месторождений,  как  на
территории автономного округа, так и за его пределами.
    В  автономном  округе  создана и действует одна из крупнейших в
мире  трубопроводных  систем  по  транспортировке  природного газа.
Система   магистрального   трубопроводного  транспорта  автономного
округа  позволяет  прокачивать  за его пределы почти 600 миллиардов
кубических    метров   природного   газа.   В   связи   с   началом
промышленного   освоения  месторождений  углеводородного  сырья  на
полуострове   Ямал   дополнительно   будет   создана  газопроводная
система пропускной способностью 300 миллиардов кубических метров.
    Строительство  железной  дороги  Полуночное  -  Обская позволит
начать    крупномасштабное    освоение    месторождений    полезных
ископаемых  Полярного  Урала.  В  2020  году  производство товарной
хромовой   руды   может  составить  1,25  миллиона  тонн,  товарной
железной  руды  - 1,2 миллиона тонн, концентрата цветных металлов -
1,6 миллиона тонн, золота - 2 тонны.
    Западный  сектор  трассы Северного морского пути от Норвежского
до  Карского  моря  уже готов для регулярного плавания с продленным
сроком  навигации.  Северный  морской  путь  обеспечит прямой выход
товаропроизводителей автономного округа на мировой рынок.
    Автономный  округ  является  крупнейшим  российским  и  мировым
оленеводческим   центром.   Улов   сиговых   пород   рыбы  в  реках
автономного  округа  составляет  половину  улова сиговых в России и
треть    мировой    добычи.    Ямальские    оленина   и   рыба   на
продовольственном  рынке  реализуются как качественные деликатесные
и  диетические  продукты питания. В перспективе прогнозируется рост
спроса  на  оленину  и  рыбу  как  на  российском, так и на мировом
рынках.
    2.   Оценка   состояния   конкуренции   в   отдельных  отраслях
экономики автономного округа
    Одним   из   показателей,  характеризирующих  уровень  развития
конкуренции  на  территории  автономного округа, является состояние
реестра    хозяйствующих   субъектов,   имеющих   долю   на   рынке
определенного  товара  в  размере  более  чем  35%  или  занимающих
доминирующее  положение  на  рынке  определенного  товара  (далее -
Реестр),   который   ведется   уполномоченным   органом   в   сфере
антимонопольного    регулирования    -    Управлением   федеральной
антимонопольной службы по автономному округу.
    По  данным  Управления  федеральной  антимонопольной  службы по
автономному  округу  в  2007  году  в региональном Реестре состояло
144  хозяйствующих  субъекта  различной формы собственности, в 2008
году - 147, за 9 месяцев 2009 года их число увеличилось до 160.
    Наибольшее  число  включенных  в Реестр хозяйствующих субъектов
осуществляет  свою  деятельность в сфере жилищно-коммунальных услуг
-   51,8%,   в   сфере   продовольственного   рынка  (хлебобулочная
продукция,   рыба,   мясо)  -  15%,  транспорт  и  связь  -  13,1%,
фармацевтическая  деятельность  -  7,5%, прочие виды деятельности -
12,6%.
    Данная  структура  Реестра сформировалась в результате северной
специфики  автономного  округа  и  в  первую  очередь  в результате
малочисленности      населенных      пунктов,      приводящей     к
нецелесообразности   создания  конкурирующей  среды  в  большинстве
отраслей  в  связи  со  снижением  оборотов предприятий и снижением
доходности (нерентабельности) бизнеса.
    2.1. Топливно-энергетический комплекс
    Автономный   округ   был   и  остается  главным  газодобывающим
регионом  страны  на долгосрочную перспективу, обеспечивающим более
90%  общероссийского  объема  добычи  природного  газа  и более 12%
нефти   и   газового   конденсата.  Наибольший  объем  добычи  газа
приходится  на  дочерние  предприятия  ОАО  "Газпром" (ООО "Газпром
добыча  Ямбург",  "Газпром добыча Уренгой", "Газпром добыча Надым",
"Газпром  добыча  Ноябрьск"),  в  2006  году  их  суммарная  добыча
составила  около  89% всей добычи в регионе. Около 10% общей добычи
природного  газа  приходится  ОАО "Новатэк", ОАО "ЛУКОЙЛ - Западная
Сибирь" и ОАО "ТНК - ВР".
    Основными   нефтедобывающими   компаниями   автономного  округа
являются  ОАО  "Газпром нефть" (ОАО "Ноябрьскнефтегаз" - 23 млн. т)
и ОАО НК "Роснефть" (ОАО "Роснефть - Пурнефтегаз" - 9,3 млн. т).
    В  настоящее  время,  кроме дочерних предприятий ОАО "Газпром",
на   территории   автономного   округа  осуществляют  хозяйственную
деятельность более тридцати нефтегазодобывающих предприятий.
    Базовыми  городами  газовой  промышленности  автономного округа
являются  г.  Надым  с  населением  48,7  тыс.  человек  и г. Новый
Уренгой    -   114,7   тыс.   человек.   Основные   нефтедобывающие
предприятия  базируются  в  г.  Ноябрьске  (109,2  тыс.  чел.),  г.
Муравленко  (37  тыс.  чел.),  г.  Губкинском (22,1 тыс. чел.) и г.
Тарко-Сале (19,9 тыс. чел.).
    В  соответствии  с  проектом Энергетической стратегии России на
период  до  2030  года автономный округ как основной газодобывающий
регион  играет  особую роль в обеспечении энергетическими ресурсами
страны,   реализации   геополитических   и  коммерческих  интересов
России.
    Кроме  добывающих  отраслей  промышленности в автономном округе
заметно  развивается  глубокая  переработка  углеводородного сырья,
ориентированная    на    утилизацию   попутного   нефтяного   газа.
Планируется  строительство  электростанций  общей  мощностью  более
2400 МВт.
    Таким  образом,  в топливно-энергетическом комплексе в целом по
автономному  округу  сформирована  конкурентная  среда. Несмотря на
доминирование  предприятий  Газпрома  на  рынке  нефти  и  газа,  в
автономном  округе  образуются независимые нефтегазовые компании, в
том числе с участием иностранного капитала.
    Дальнейшее   развитие   конкуренции  связано  с  вовлечением  в
хозяйственный   оборот   небольших   месторождений  через  развитие
доступной  транспортной  инфраструктуры  и  снижение  издержек  для
выхода  на  рынок  новых  нефтегазовых компаний, в т.ч. посредством
снижения налогового бремени.
    2.2. Агропромышленный комплекс
    Агропромышленный    комплекс    автономного   округа   в   силу
естественных  климатических  условий  ориентирован в первую очередь
на  традиционные  для  автономного  округа  отрасли:  оленеводство,
рыболовство,   а  также  звероводство,  переработку  мяса,  рыбы  и
пушно-мехового сырья.
    Структура    комплекса    представлена    сельскохозяйственными
организациями,        сельскохозяйственными       перерабатывающими
организациями,        рыбодобывающими,        рыбоперерабатывающими
предприятиями,   национальными  общинами,  союзами  общин  и  иными
организациями   коренных  малочисленных  народов  Севера,  частными
хозяйствами.  На  начало 2010 года в автономном округе осуществляют
деятельность   130   сельскохозяйственных   организаций,  более  50
национальных   общин,   3000  частных  оленеводческих  хозяйств.  В
отраслях  сельского  хозяйства  и  рыболовства занято около 7 тысяч
человек,  в  основном  представители коренных малочисленных народов
Севера.    Традиционный    кочевой   образ   жизни,   обусловленный
спецификой   оленеводства,  ведут  около  14  тысяч  представителей
коренных малочисленных народов Севера.
    Поддержка  и  развитие  агропромышленного комплекса автономного
округа  производится  программно-целевым  методом  за  счет средств
бюджетов  всех  уровней.  Государственная  поддержка  для сельского
хозяйства  и  рыбной отрасли автономного округа играет значительную
роль    в    обеспечении    финансово-экономической    стабильности
предприятий   и   национальных   общин,  определяет  благосостояние
населения,  занятого  в  традиционных  отраслях  хозяйствования,  и
социальную защищенность сельского населения.
    Реализация   приоритетного   национального   проекта  "Развитие
агропромышленного  комплекса",  Государственной  программы развития
сельского   хозяйства   на  2008  -  2012  годы,  окружных  целевых
программ  способствовала  повышению  основных  показателей развития
сельских  территорий  и  отраслей  агропромышленного  комплекса.  В
условиях    экономического    кризиса   государственная   поддержка
позволила  сохранить  рабочие  места, обеспечить выплату заработной
платы,  стимулировать  развитие  малых форм хозяйствования на селе.
В   течение   ряда  лет  отмечается  устойчивый  рост  производства
сельскохозяйственной  продукции.  С  2008  года в автономном округе
реализуется проект по продвижению продукции на европейский рынок.
    В  стоимостном  выражении  общая  валовая  продукция  сельского
хозяйства  автономного  округа  достигла  в  2009  году 1 млрд. 500
млн.  руб.,  что выше показателя прошлого года на 20%. Выполнены на
100%  повышенные  обязательства  по  производству  мяса  и молока в
рамках  реализации  Государственной  программы  развития  сельского
хозяйства  и  регулирования  рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья  и  продовольствия  на  2008  -  2010 годы (мяса - 7 тыс. 100
тонн  и  1  тыс.  812 тонн молока). По итогам 2009 года добыча рыбы
составила  9230  тонн,  что выше уровня прошлого года на 3%. В 2010
году   планируется  дальнейшее  наращивание  темпов  роста  валовой
продукции  сельского  хозяйства  и  рыболовства  на  9,9%, основную
долю которой занимает оленеводство и рыбная отрасль.
    В  автономном  округе  реализуется  проект  по развитию системы
глубокой  переработки  продукции  оленеводства. В 2010 - 2011 годах
планируется  ввод  в эксплуатацию 5 убойно-холодильных комплексов с
сертифицированным    оборудованием,    что   позволит   значительно
увеличить   объем   и  качество  производимой  продукции,  а  также
развивать  рынок  сбыта.  Строительство объектов переработки станет
стимулирующим  фактором  для  привлечения малых форм хозяйствования
(национальных    общин    и    оленеводов-частников)    в   процесс
сельскохозяйственного производства.
    В  качестве  поддержки  сельхозтоваропроизводителей  необходимо
использовать  инструменты  неналогового стимулирования и поддержки,
в  том  числе  предоставления  в  аренду государственного имущества
автономного округа на льготных условиях.
    2.3. Розничная торговля
    Розничная   торговая   сеть   неравномерно   размещена  как  по
территории  автономного  округа,  так  и внутри населенных пунктов.
Средняя  обеспеченность  торговой площадью по автономному округу на
1000  жителей  составляет  548 м2. При этом в разрезе муниципальных
образований данный показатель значительно варьируется.
    Самая   высокая  обеспеченность  торговыми  площадями  на  1000
жителей  сложилась  в  г.  Губкинском - 979,3 м2 и в г. Салехарде -
641,8  м2,  тогда как самая низкая в Приуральском районе - 195,3 м2
(почти в 5 раз меньше максимального показателя).
    В  населенных  пунктах  прослеживается  недостаток стационарных
предприятий  торговли  в  местах  частной  застройки и удаленных от
центра  микрорайонах.  Окраины  городов  и  населенных  пунктов  не
имеют   развитой   и   доступной   инфраструктуры  по  отношению  к
центральной части.
    По  состоянию  на  начало  2010  года на территории автономного
округа осуществляют деятельность более 4000 торговых объектов.
    Лидирующее   положение   среди   муниципальных   образований  в
автономном  округе  по  количеству  торговых  объектов  занимает г.
Ноябрьск  (1252  объекта),  а  по  наличию  торговых  площадей - г.
Новый Уренгой (68082,4 м2).
    Территория   автономного   округа  имеет  сложную  транспортную
схему  доставки  грузов. Завоз товаров в малочисленные и отдаленные
населенные  пункты  осуществляется  малыми партиями, что в конечном
итоге   отрицательно   сказывается   на   уровне  розничных  цен  и
ассортименте   реализуемых   товаров.  Средние  цены  на  отдельные
потребительские   товары   в  отдаленных  населенных  пунктах  выше
уровня цен на эти же товары в городах в среднем на 10 - 15%.
    На  территории  автономного округа осуществляют деятельность 87
оптовых  предприятий,  суммарная  площадь  которых составляет 57166
м2.  Предприятия  оптовой  торговли  размещены в основном в городах
автономного  округа,  имеющих развитую транспортную инфраструктуру:
г. Ноябрьск (39), г. Надым (15), г. Новый Уренгой (12).
    Развитие    оптовой    торговли    возможно    путем   создания
логистической  инфраструктуры  на  всем  пути  движения  товаров от
производителей  до  потребителей.  Для  этого  необходимо  создание
условий    для    строительства    и    функционирования    крупных
распределительных центров (терминалов).
    Практика    подтверждает,   что   развитие   оптовой   торговли
обусловливает высокие результаты деятельности торговли в целом.
    Развитие  розничной  торговли  будет  определяться прежде всего
действиями   муниципальных   властей   по   созданию  благоприятных
условий  для  развития  малого  и  среднего  бизнеса.  Созданные  в
настоящее  время  на  региональном  уровне возможности для развития
предпринимательства   позволяют   органам  местного  самоуправления
получать  финансовую  и  иную  поддержку.  Важным условием развития
торговли  в  муниципальных  образованиях  будет  упрощение процедур
предоставления  земельных  и  имущественных ресурсов, находящихся в
распоряжении муниципалитетов.
    Основными  факторами,  препятствующими  развитию конкуренции на
территории автономного округа, являются:
    низкая  плотность  населения,  особенно  в сельской местности с
низкими   доходами   граждан,   что   исключает   появление   новых
хозяйствующих субъектов;
    отсутствие   мощностей   по   производству   товаров  народного
потребления   в   виду   особенностей   хозяйствования  в  условиях
Крайнего  Севера  (отсутствие развитой транспортной инфраструктуры,
удаленность  сельских  населенных  пунктов,  высокая  себестоимость
производства и т.д.);
    отсутствие   планов   размещения  в  населенных  пунктах  новых
торговых   объектов   по   группе  товаров,  по  которой  отдельные
хозяйствующие субъекты имеют доминирующие положение.
    Основными барьерами доступа на рынок являются:
    отсутствие   оборотных   денежных   средств   у   хозяйствующих
субъектов, осуществляющих торговую деятельность;
    невозможность  получения  кредитов  с низкой процентной ставкой
и   рассрочкой   платежа  при  отсутствии  каких-либо  гарантий  со
стороны государства;
    отсутствие    нормативной    правовой    базы,   способствующей
получению   преференций   вновь  открывающимся  субъектам  торговой
деятельности.
    Принимаемые меры по снятию ограничений:
    организация   мониторинга   хозяйствующих   субъектов,  имеющих
доминирующее   положение   с   последующим   принятием  нормативных
правовых актов и иных мер по исключению данного явления;
    совместно   с   органами   местного   самоуправления   принятие
возможных   мер   по   поддержке   деятельности   вновь   созданных
организаций и индивидуальных предпринимателей.
    2.4.      Фармацевтическая     и     медицинская     продукция,
здравоохранение
    В   отечественной   системе   здравоохранения,   а  в  условиях
здравоохранения   автономного   округа   тем   более,   не  созданы
предпосылки   и   реальные   условия   для  реализации  медицинской
деятельности   в  конкурентной  среде.  Для  развития  конкурентной
среды  в  системе здравоохранения, по форме и содержанию являющейся
в    основном   государственной,   необходим   определенный   набор
управленческих  решений  на  уровне государственного регулирования,
законодательных  инициатив  и  т.д.  Конкуренция  в здравоохранении
Ямала  не  развита,  но это не говорит о том, что безальтернативные
учреждения  здравоохранения  особенно в сельской местности являются
злонамеренными   монополистами   с   присущим   им   негативом.   В
высокотехнологичных  областях,  а лечение больных таковым является,
для  достижения  максимальной  эффективности  на  основе применения
новейших технологий концентрация сил и средств оправдана.
    Конкурентная  модель  в  здравоохранении  на базе обязательного
медицинского  страхования  не  сложилась.  Кроме того, сама система
здравоохранения  не  может  называться  страховой,  т.к.  менее 50%
поступающих  финансовых  средств  проходят  через  ФОМС,  остальные
средства   поступают   из   бюджетов  разных  уровней  по  принципу
сметного финансирования.
    Основной    причиной    отсутствия    конкуренции    в    сфере
здравоохранения    является   ограничение   для   участия   частных
медицинских   учреждений  в  реализации  программы  государственных
гарантий   (лечение)   и   административный   механизм   размещения
государственного  заказа  на  медицинскую  помощь.  Вместе  с  этим
сегодня  не  существует единой тарифной сетки на оказываемые услуги
(медико-экономические    стандарты   для   учреждений   всех   форм
собственности),    не    обеспечена    информационная    открытость
деятельности   и   ее   эффективности   учреждений  различных  форм
собственности.
    Инфраструктурные  ограничения  конкуренции связаны с масштабами
автономного  округа  (750  тыс.  км2)  и условиями Крайнего Севера.
Особенности  региона  (сложная  транспортная схема, суровый климат,
низкая    плотность   проживания   населения,   подавляющая   часть
населения  относится  к  региональным  льготникам по лекарственному
обеспечению,  20%  сельского  населения  ведет кочевой образ жизни)
во   многом   определяют   неразвитость  инфраструктуры  региона  и
препятствуют ее развитию.
    Существуют административные барьеры.
    Цель  развития  конкуренции  -  создание  условий  для развития
свободной конкуренции.
    Мероприятия по развитию конкуренции в здравоохранении:
    -  переход  на  одноканальное  финансирование.  Создание равных
условий  участия  в  системе обязательного медицинского страхования
и   государственном   заказе   на  выполнение  объемов  медицинской
деятельности.
    Переход  на  одноканальное  финансирование  планируется  в 2011
пилот,  2012  -  2015 годы, после создания соответствующих условий:
окончательного  приведения  материально-технической базы учреждений
здравоохранения    к   нормам   существующих   табелей   оснащения,
разработки    медико-экономических    стандартов,    информатизации
отрасли, подготовки соответствующих специалистов;
    -    внедрение    медико-экономических    стандартов   оказания
медицинской  помощи  для  каждой  нозологии и, главное, для каждого
уровня  оказания  медицинской  помощи  в  хозяйствующих  субъектах,
независимо от формы собственности.
    В   настоящее   время   разработаны   и   внедрены  медицинские
протоколы   ведения   больных   по  нозологиям.  Внедрение  медико-
экономических  стандартов  планируется  в  2011  пилот, 2012 - 2015
годы;
    -  информатизация  отрасли с целью получения полной медицинской
и  финансовой  информации  о  законченном случае, равного и полного
доступа  всех  участников  медицинских  услуг  (как предоставляющих
услуги,  независимо  от  форм собственности, так и потребляющих эти
услуги)   к  отраслевой  информации,  в  том  числе  и  о  качестве
медицинской  деятельности  хозяйствующих  субъектов,  независимо от
формы собственности.
    Организован   информационно-аналитический   Центр,   доступ   к
информационным ресурсам посредством созданного сайта;
    - устранение административных барьеров для входа на рынок.
    Разработка   и   принятие  административных  регламентов,  т.е.
устранения   необоснованных   сроков   рассмотрения,   предъявления
необоснованных  требований  к  пакетам  документов  и  их качеству,
устранение  необоснованного  контроля  со  стороны  государственных
органов  за  предпринимательской деятельностью, предъявление единых
условий  для  осуществления деятельности, информационная открытость
для   начала   собственного  дела  и  информационно-консультативная
поддержка    (лицензирование    медицинской    и   фармацевтической
деятельности,  внедрение  стандартов  оказания  медицинской помощи,
аттестация медицинских работников);
    -  передача  на  аутсорсинг несвойственных медучреждениям видов
деятельности  (связанных  с  питанием  пациентов,  прачечных услуг,
услуг    по    содержанию    коммунального    хозяйства    лечебно-
профилактических   учреждений).  Это  позволит,  с  одной  стороны,
значительно     сэкономить     на     содержании    соответствующей
дорогостоящей   инфраструктуры,  с  другой  стороны,  стимулировать
развитие конкуренции малых частных предприятий.
    Инфраструктурные     ограничения,     условия    предоставления
помещений,  в  том  числе  и в форме аренды, арендная плата, займы,
кредиты   не   входят   в   компетенцию   здравоохранения.   Однако
целесообразно  инициировать  поддержку  частного бизнеса финансово-
кредитными  учреждениями,  равный  доступ  хозяйствующих субъектов,
независимо    от    форм   собственности,   к   государственной   и
муниципальной собственности.
    Согласно  Федеральному  закону  от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ "О
лекарственных    средствах"    фармацевтическая    деятельность   -
деятельность,   осуществляемая  организациями  оптовой  торговли  и
аптечными  учреждениями  в  сфере  обращения лекарственных средств,
включающая    оптовую    и    розничную   торговлю   лекарственными
средствами, изготовление лекарственных средств.
    На   территории   автономного  округа  отсутствуют  организации
оптовой торговли лекарственными средствами.
    К  аптечным  учреждениям  относятся  аптеки,  аптеки учреждений
здравоохранения,   аптечные  пункты,  аптечные  магазины,  аптечные
киоски.  Аптечные  учреждения  наряду  с  лекарственными средствами
имеют   право   приобретать   и   продавать   изделия  медицинского
назначения,  дезинфицирующие  средства,  предметы  личной  гигиены,
оптику,  натуральные  и  искусственные  минеральные воды, лечебное,
детское   и   диетическое   питание,  косметическую  и  парфюмерную
продукцию.  Покупателями  на данном рынке являются физические лица.
Продавцами   на   данном   рынке   являются   юридические   лица  и
индивидуальные  предприниматели,  имеющие лицензию на осуществление
фармацевтической     деятельности     (розничная     торговля)    и
осуществляющие свою деятельность через аптечные учреждения.
    Существует   целый   ряд   факторов,   затрудняющих   вхождение
хозяйствующих   субъектов   в  розничный  сектор  фармацевтического
рынка.  Прежде  всего  -  высокий уровень конкуренции. Существуют и
административные   барьеры   входа   на  товарный  рынок  розничной
торговли    лекарственными   средствами,   изделиями   медицинского
назначения и сопутствующими товарами.
    Среди основных можно выделить:
    сложный  и  длительный  процесс лицензирования фармацевтической
деятельности;
    предъявляемые    требования    соответствия    помещений    для
осуществления фармацевтической деятельности санитарным правилам;
    обязанность  аптечных  учреждений по обеспечению установленного
Минздравом    Российской    Федерации   минимального   ассортимента
лекарственных   средств,   необходимых   для  оказания  медицинской
помощи;
    квалификационные   требования,   предъявляемые   к   работникам
аптечных     учреждений,    деятельность    которых    связана    с
изготовлением,    приемом,    хранением,    отпуском   и   продажей
лекарственных средств;
    установленное     Постановлением    Правительства    Российской
Федерации  от  6  июля  2006  года  N  416  лицензионное  условие -
наличие   у   индивидуального  предпринимателя-соискателя  лицензии
высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата.
    Основными   факторами,   препятствующими   развитию   розничной
торговли   в   сельской   местности,   являются   низкая  плотность
населения    в   сельской   местности   и   низкая   покупательская
способность,  что  приводит  к  небольшому  товарообороту  и низкой
рентабельности   в   аптечном  учреждении.  Недостаток  в  сельской
местности     квалифицированных    специалистов    (провизоров    и
фармацевтов),   удаленность  сельских  аптек  от  городов,  сложная
транспортная  схема  и связанные с этим дополнительные транспортные
расходы   не   привлекают   хозяйствующие   субъекты  для  открытия
аптечного учреждения.
    Основными    барьерами    для    развития   государственных   и
муниципальных   аптек   являются   проблемы   недостатка  оборотных
средств  и  высоких издержек, возникающих при выполнении социальных
функций,  таких,  как производство лекарственных препаратов, отпуск
по    бесплатным   рецептам,   оборот   наркотических   средств   и
психотропных веществ.
    Такие  аптеки  в  связи  с  отсутствием  средств  для  развития
собственной  розничной  торговли  оказываются в невыгодных условиях
по  сравнению  с  частной  аптекой,  не  несущей социально значимых
функций.    Выполняя    социальные   функции,   государственные   и
муниципальные  предприятия  не  имеют  статуса социально значимых и
не  имеют  льгот  как  по  оплате за арендуемое помещение, так и по
налогам.
    В   городах   автономного   округа   конкуренция  на  розничном
фармацевтическом  рынке  достаточна  развита.  Более  того, высокий
уровень  конкуренции  является  одним  из  основных  барьеров входа
хозяйствующих субъектов на данный товарный рынок.
    Иная    ситуация    в    сельской    местности.    По   причине
непривлекательности  сельских  районов для частных фармацевтических
организаций  конкуренция  в  этих  районах не развита. Как правило,
наибольшую  долю  на исследуемом товарном рынке на территории таких
районов   имеют  муниципальные  предприятия,  за  исключением  пос.
Тазовский и пос. Красноселькуп.
    По   состоянию   на   1   января   2010  года  доля  реализации
лекарственных    средств    и   сопутствующих   товаров   аптечными
предприятиями    и    организациями    в   границах   муниципальных
образований в автономном округе выглядит следующим образом:

 

    Структура аптечной сети по состоянию на 1 января 2010 года

 

|——————|———————————————————|———————|————————————————|————————————————|———————|
|N п/п |Аптечные учреждения|Аптеки |Аптечные пункты |Аптечные киоски |Всего  |
|——————|———————————————————|———————|————————————————|————————————————|———————|
|1.    |Государственные    |2      |                |                |2      |
|——————|———————————————————|———————|————————————————|————————————————|———————|
|2.    |Муниципальные      |30     |26              |2               |58     |
|——————|———————————————————|———————|————————————————|————————————————|———————|
|3.    |Частные            |76     |49              |6               |131    |
|——————|———————————————————|———————|————————————————|————————————————|———————|
|      |Итого              |108    |75              |8               |191    |
|——————|———————————————————|———————|————————————————|————————————————|———————|

 

    Динамика   структуры   аптечных   предприятий   и   организаций
автономного  округа  по  формам собственности за период 2005 - 2009
показывает   увеличение   общего   числа   аптечных  организаций  и
предприятий  за  счет устойчивого увеличения числа частных аптечных
предприятий.  Увеличение  частных  учреждений  в  сравнении  с 2005
годом  на  38%  и  уменьшение  муниципальных  и  государственных на
7,3%.
    2.5. Информационно-коммуникационные технологии и связь
    Развитие  конкуренции  на  рынке услуг в области информационно-
коммуникационных   технологий   и  связи,  в  том  числе  почтовой,
зависит  от  совершенствования  правового регулирования и относится
к компетенции органов государственной власти федерального уровня.
    На   территории   автономного  округа  будут  созданы  условия,
предоставляющие     равный    доступ    всех    участников    рынка
информационно-коммуникационных     технологий     и     связи     к
имущественным,  земельным  и  иным  ресурсам, находящимся в ведении
органов государственного и муниципального управления.
    2.6. Жилищно-коммунальный комплекс
    Развитие  конкурентной  среды  жилищно-коммунального  комплекса
является    основным    из    наиболее   существенных   направлений
реформирования    жилищно-коммунального    хозяйства    автономного
округа.
    Рынок    жилищных    услуг   в   автономном   округе   является
потенциально   конкурентным   и  представлен  102-мя  предприятиями
среднего   бизнеса  частной  и  смешанной  форм  собственности,  из
которых     доля     организаций,     осуществляющих     управление
многоквартирными  домами  и  (или)  оказание  услуг по содержанию и
ремонту   общего   имущества   в   многоквартирных  домах,  участие
субъекта  Российской  Федерации и (или) муниципальных образований в
уставном  капитале  которых  составляет  не  более  25%,  от общего
числа  организаций,  осуществляющих  данные  виды  деятельности  на
территории  муниципальных  образований  в  автономном округе, кроме
товариществ  собственников  жилья,  жилищных,  жилищно-строительных
кооперативов     и    иных    специализированных    потребительских
кооперативов, составляет 84%.
    Очевидны   коренные   преобразования   в   системе   управления
жилищным   фондом.   По  состоянию  на  1  января  2010  года  доля
многоквартирных   домов  (далее  -  МКД),  в  которых  собственники
помещений  выбрали  и реализуют способ управления домами, от общего
количества  МКД,  в  которых  должен  быть выбран способ управления
(7755   МКД),   составила   45,82%,   что   выше   по  сравнению  с
показателями  на  1  января  2008  года  в 4 раза (на 1 января 2008
года  -  11,2%,  на  1  января  2009  года  - 33,2%). Приоритет при
выборе  способов  управления  отдается  собственниками  управляющей
организации. Так, из 3553 МКД:
    в   2555   МКД   собственники  выбрали  управление  управляющей
организацией (32,95%);
    управление   товариществом   собственников   жилья  и  жилищно-
строительным    кооперативом    (далее    -   ТСЖ,   ЖСК)   выбрано
собственниками  в  507  МКД (6,54%), в которых действуют 77 ТСЖ и 1
ЖСК;
    непосредственное    управление   МКД   путем   самостоятельного
заключения  договоров  на  обслуживание,  ремонт общего имущества и
предоставление  коммунальных  услуг  принято  собственниками  в 491
МКД (4,15%).
    По   результатам   150   открытых   конкурсов,   проведенных  в
соответствии  с  Постановлением  Правительства Российской Федерации
от  6  февраля  2006  года  N  75    порядке  проведения  органом
местного  самоуправления  открытого  конкурса по отбору управляющей
организации   для   управления   многоквартирным  домом"  (далее  -
Постановление  РФ  N  75), выбраны управляющие организации для 3839
МКД (49,5%).
    Данные  факты  подтверждают  процесс  демонополизации в области
управления  и  эксплуатации  жилищным  фондом.  Но  существует  ряд
проблем,  на  которых  необходимо  заострить  внимание  окружных  и
местных органов власти, а именно:
    суровые   климатические  условия,  предъявляющие  к  содержанию
домов    высокие    требования    по   наличию   специализированных
материальных,  технических  и трудовых ресурсов, которыми в большей
части  располагают  муниципальные организации, деятельность которых
поддерживается ОМСУ;
    полное  отсутствие  развития  рынка  жилищных  услуг в сельских
муниципальных   образованиях   (на   рынке   услуг  преимущественно
действуют  муниципальные  унитарные предприятия как жилищные, так и
коммунальные,     выбор     способа    управления    осуществляется
исключительно   путем   конкурсного   отбора  управляющих  компаний
ОМСУ);
    высокий  процент  износа  жилищного фонда - 45,2%, что является
существенным  препятствием  к  полному  охвату и заинтересованности
управляющих компаний к управлению такого жилищного фонда;
    высокая   стоимость  капитального  ремонта  и,  как  следствие,
высокая  доля  софинансирования расходов за счет собственников, что
затрудняет    процесс    вовлечения   собственников   в   программы
капитального ремонта;
    низкий  уровень  знаний  граждан  в  вопросах  жилищных  прав и
обязанностей собственников и нанимателей.
    Коммунальный   комплекс   автономного  округа  представлен  113
организациями,  из  них:  организации  с  долей  участия в уставном
капитале  субъектов  Российской  Федерации  и  (или)  муниципальных
образований не более чем 25% - 76 единиц, или 67,3%.
    Организации  коммунального  комплекса  нельзя относить только к
сфере   услуг      традиционном  понимании  сферы  услуг)  -  эти
организации   являются  производителями  коммунальных  ресурсов,  а
также   правообладателями   объектов  коммунальной  инфраструктуры,
поэтому  и  подход  к  решению  их  проблем  должен  отличаться  от
подходов жилищного сектора.
    Анализ   деятельности   коммунальных   предприятий  автономного
округа  показывает,  что  в  настоящее  время  основными факторами,
препятствующими развитию конкуренции, являются:
    краткосрочность  действия  тарифных планов и привязка тарифного
регулирования   к   бюджетному  процессу,  планирование  в  котором
осуществляется на срок не более трех лет;
    высокий  уровень  износа  объектов  коммунальной инфраструктуры
и,  как  следствие,  потери  энергоносителей при транспортировке до
потребителя;
    низкий    процент    охвата    потребителей   приборами   учета
коммунальных ресурсов;
    финансовая   зависимость   коммунального  сектора  от  бюджетов
через механизмы дотирования убытков;
    неустойчивость  финансового  состояния  большинства организаций
коммунального  комплекса,  не  гарантирующая его платежеспособность
и   инвестиционную   привлекательность   (капитальных  вложений)  в
долгосрочной перспективе в границах допустимого уровня риска;
    отсутствие   инвентаризации   и   государственной   регистрации
значительного количества объектов коммунального сектора;
    нехватка   качественного  производственного  и  управленческого
персонала в коммунальном секторе.
    Однако  сектор  коммунальных  услуг обладает факторами, которые
могут  и  должны  повлиять на рост инвестиционной привлекательности
отрасли:
    во-первых,  на  рынке  коммунальных  услуг  любой  поставщик по
сути является субъектом естественной или локальной монополии,
    во-вторых,    этот    рынок    характеризуется   устойчивым   и
неэластичным  спросом  (по  цене и доходам потребителей) со стороны
потребителей.
    2.7. Транспорт
    Характеристики   транспортной   инфраструктуры  имеют  ключевое
значение  для  конкурентной среды. Транспортные проблемы приводят к
созданию    изолированных   рынков,   сокращают   возможности   для
расширения   географии   реализации   товаров   и   прихода   новых
участников, способствуют повышению цен.
    На  текущий  момент  транспортный  комплекс  автономного округа
включает     следующие     виды     транспорта:    железнодорожный,
трубопроводный,   автомобильный,   внутренний   водный,  морской  и
воздушный.
    Однако   их   развитие   по   территориям  неравномерно,  общая
плотность  транспортных  сетей  общего  пользования  крайне  низка,
опорная  сеть  наземного  транспорта  отсутствует, общая внутренняя
связность   территории   не   обеспечена,   транспортные   издержки
избыточно велики.
    Развитие   и   обеспечение   эффективной  работы  транспортного
комплекса   относится   к   приоритетным   задачам  государственной
деятельности.   Основная   цель  развития  транспортного  комплекса
автономного  округа  -  создание  условий  для улучшения социально-
экономического   положения   автономного   округа   путем  снижения
совокупных     транспортных    издержек,    обеспечения    растущих
потребностей   экономики   в   транспортных   услугах,   увеличения
транспортной   доступности   и   мобильности  населения,  улучшения
качества транспортных услуг.
    Конкурентная  среда  на территории автономного округа в области
воздушного транспорта характеризуется следующими значениями.
    Аэропорты,    осуществляющие    деятельность    на   территории
автономного  округа,  отнесены  к субъектам естественных монополий,
в  связи  с  чем  конкуренция  на товарном рынке аэропортовых услуг
отсутствует.
    Наличие   предпосылок  для  развития  конкуренции  на  товарном
рынке  перевозок  пассажиров,  багажа  и грузов, а также выполнения
авиационных работ обусловлена:
    наличием    на    территории    автономного   округа   наземной
инфраструктуры двух перевозчиков-эксплуатантов воздушных судов;
    возможностью  выполнения  авиационных работ иными перевозчиками
по    итогам    проводимых   Администрацией   автономного   округа,
администрациями    муниципальных    образований,   структурными   и
дочерними   предприятиями  ОАО  "Газпром",  другими  пользователями
авиационных услуг торгов на выполнение авиационных работ;
    вступлением  в  действие Постановления Правительства Российской
Федерации  от  22  июля  2009  года  N  599  "О порядке обеспечения
доступа к услугам естественных монополий в аэропортах".
    В   сфере   водного   транспорта   конкуренция   на  территории
автономного  округа  обусловлена наличием на территории автономного
округа  и  за  его  пределами  перевозчиков, способных осуществлять
транспортное   обслуживание   пассажиров   и  перевозку  грузов  на
внутренних водных путях в границах автономного округа.
    В   целях   создания  конкурентной  среды  на  рынке  перевозок
пассажиров   и   багажа   воздушным   и   водным   транспортом   по
регулируемым   исполнительными   органами   государственной  власти
автономного  округа  тарифам  отбор  транспортных  организаций  для
выполнения    перевозок   на   условиях   предоставления   субсидий
осуществляется    на    конкурсной    основе.   Отбор   организаций
производится  в  соответствии  с положениями нормативного правового
акта     автономного     округа,     прошедшего    экспертизу    на
коррупционность.
    Развитие   конкуренции   в   области   воздушного   и   водного
транспорта ограничивается:
    высокими административными барьерами;
    спросом на транспортировку грузов, пассажиров и багажа;
    техническим   состоянием   транспортных   средств   и  наземной
инфраструктуры транспортных организаций;
    финансовыми   возможностями   организаций   в   части   наличия
собственных  средств  для  развития  производства  и  ограниченными
финансовыми   средствами   инвестиционной   программы   автономного
округа.
    Развитие  водного  транспорта  предусматривает  модернизацию  и
обновление   флота,   улучшение  его  технических  и  экологических
характеристик.
    К   основным   участникам  рынка  железнодорожных  транспортных
услуг   на   территории   автономного  округа  относятся  следующие
организации   железнодорожного  транспорта,  субъекты  естественных
монополий:  Северная  железная  дорога  -  филиал  ОАО  "Российские
железные   дороги",  Свердловская  железная  дорога  -  филиал  ОАО
"Российские   железные   дороги",  ОАО  "Ямальская  железнодорожная
компания",  Федеральная  пассажирская  компания - дочернее общество
ОАО  "Российские  железные дороги". В условиях формирующегося рынка
услуг  на  железнодорожном  транспорте и продолжающейся структурной
реформы  отрасли  основной  тенденцией на рынке является сокращение
доли  грузовых  перевозок  в  вагонах  ОАО "РЖД" в связи с активной
конкурентной  деятельностью  независимых  операторов.  В  последнее
время  на  рынке  транспортных  услуг появились иные альтернативные
перевозчики   и   операторы   подвижного   состава,  которые  стали
появляться  на  рынке в связи с демонополизацией этого рынка. Кроме
этого   существуют  предприятия  технологического  железнодорожного
транспорта  организаций,  предназначенного  для перемещения товаров
на   их  территориях  и  выполнения  начально-конечных  операций  с
железнодорожным подвижным составом для собственных нужд.
    К   участникам   рынка   автомобильных  транспортных  услуг  на


Информация по документу
Читайте также