Расширенный поиск

Распоряжение Администрации города Челябинска Челябинской области от 23.10.2015 № 11194

 

 

 

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

от 23.10.2015 г. N 11194

   г. Челябинск

 

О Прогнозе социально-экономического развития

города Челябинска на 2016 год

и на плановый период 2017 и 2018 годов

 

В соответствии с Законом Челябинской области от 27.11.2014 N 63-ЗО "О стратегическом планировании в Челябинской области", Положением о бюджетном процессе в городе Челябинске, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 27.09.2011 N 27/2:

 

1. Одобрить Прогноз социально-экономического развития города Челябинска на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (приложение).

 

2. Первым заместителям Главы города Челябинска, заместителям Главы города, руководителям структурных подразделений аппарата, отраслевых (функциональных) органов Администрации города Челябинска организовать работу по реализации основных направлений и выполнению основных показателей Прогноза социально-экономического развития города Челябинска на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

 

3. Заместителю Главы города по экономике и финансам (Мурзина Е.В.) обеспечить подготовку Плана действий Администрации города по социально-экономическому развитию города Челябинска на 2016 год и представить его на утверждение Главе города в срок до 31.12.2015.

 

4. Управлению информационной политики Администрации города Челябинска (Сафонов В.А.) разместить одобренный Прогноз социально-экономического развития города Челябинска на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов на официальном сайте Администрации города Челябинска в сети Интернет.

 

5. Признать утратившим силу распоряжение Администрации города Челябинска от 23.10.2014 N 7174 "О Прогнозе социально-экономического развития города Челябинска на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

 

6. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы города по экономике и финансам Мурзину Е.В.

 

 

Глава Администрации

города Челябинска        Е.Н. Тефтелев

 

 

 

 

 

Приложение

к распоряжению

Главы города Челябинска

от 23 октября 2015 г. N 11194

 

Прогноз

социально-экономического развития города Челябинска

на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов

 

I. Пояснительная записка к Основным показателям

Прогноза социально-экономического развития города Челябинска

на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов

 

Введение

      ---------------------------------------------------------------

      |     Основа разработки Прогноза социально-экономического     |

------| развития города Челябинска на 2016 год и на плановый период |

|     |                      2017 и 2018 годов                      |

|     |                          (Прогноз)                          |

|     ---------------------------------------------------------------

|   -----------------------------------------------------------------------

|-->|Федеральный  закон  от  28.06.2014   N   172-ФЗ      стратегическом|

|   |планировании в Российской Федерации"                                 |

|   |---------------------------------------------------------------------|

|   |Сценарные      условия,       основные       параметры       прогноза|

|-->|социально-экономического развития Российской Федерации  и  предельные|

|   |уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора  на|

|   |2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов                      |

|   |---------------------------------------------------------------------|

|-->|Закон Челябинской области от 27.11.2014  N  63-ЗО    стратегическом|

|   |планировании в Челябинской области"                                  |

|   |---------------------------------------------------------------------|

|   |Постановление Правительства Челябинской области от 15.02.2012 N  31-п|

|-->|"О  порядке  разработки  прогноза  социально-экономического  развития|

|   |Челябинской области"                                                 |

|   |---------------------------------------------------------------------|

|   |Распоряжение Правительства Челябинской области от 20.07.2015 N 358-рп|

|-->|"О разработке прогноза социально-экономического развития  Челябинской|

|   |области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов"          |

|   |---------------------------------------------------------------------|

|-->|Стратегия развития города Челябинска до 2020 года, принятая  решением|

|   |Челябинской городской Думы от 26.11.2009 N 8/1                       |

|   |---------------------------------------------------------------------|

|   |Постановление Администрации города Челябинска от  25.04.2014  N  48-п|

|-->|"Об утверждении Порядка разработки прогноза  социально-экономического|

|   |развития города Челябинска"                                          |

|   |---------------------------------------------------------------------|

|   |Распоряжение Администрации города Челябинска от 02.07.2015 N 7107 "Об|

|-->|утверждении     Календарного      плана      разработки      прогноза|

|   |социально-экономического развития города Челябинска на 2016 год и  на|

|   |плановый период 2017 и 2018 годов"                                   |

|   |---------------------------------------------------------------------|

|   |Отчет  Территориального  органа  Федеральной  службы  государственной|

|-->|статистики по Челябинской области о социально-экономическом  развитии|

|   |Челябинской области и города Челябинска в январе - августе 2015 года |

|   |---------------------------------------------------------------------|

|   |Прогнозные   материалы   предприятий,   учреждений   и   организаций,|

--->|находящихся на территории города, подразделений Администрации  города|

    |Челябинска                                                           |

    -----------------------------------------------------------------------

 

            ----------------------------------------------------

------------|  Методы, использованные при разработке Прогноза  |

|           ----------------------------------------------------

|   -----------------------------------------------------------------------

|   |                   Экономико-статистический метод                    |

|-->|Изучение количественной стороны процессов, происходящих в  экономике,|

|   |при помощи статистических расчетов  с  целью  выявления  тенденций  и|

|   |закономерностей                                                      |

|   -----------------------------------------------------------------------

|   -----------------------------------------------------------------------

|   |                          Нормативный метод                          |

|-->|Технико-экономическое   обоснование   расчетов   прогнозов,   планов,|

|   |программ с использованием норм и нормативов, применяется для расчетов|

|   |потребности в ресурсах, тарифов                                      |

|   -----------------------------------------------------------------------

|   -----------------------------------------------------------------------

|   |                       Метод экспертных оценок                       |

|-->|Анализ тенденций, оценка состояния различных факторов и процессов, их|

|   |взаимозависимости и влияния на развитие прогнозируемого объекта      |

|   -----------------------------------------------------------------------

|   -----------------------------------------------------------------------

|   |                        Метод дефлятирования                         |

|-->|Перевод экономических показателей, рассчитанных в  текущих  ценах,  в|

|   |плановые с помощью соответствующих индексов-дефляторов цен           |

|   -----------------------------------------------------------------------

|   -----------------------------------------------------------------------

--->|                         Метод экстраполяции                         |

    |Нахождение  последующих   значений   путем   умножения   на   индексы|

    |физического объема соответствующих показателей                       |

    -----------------------------------------------------------------------

 

                ------------------------------------------

                |      Варианты разработки Прогноза      |

                ---------------------|--------------------

                   ------------------|----------------

      -------------|-----------------|---------------|---------------

      |         I вариант -          |        II вариант -          |

      |           базовый            |    умеренно-оптимистичный    |

      -------------|-----------------|---------------|---------------

-------------------|-----------------|---------------|---------------------

|Сохранение   инерционных    трендов,|Относительная    стабилизация     на|

|сложившихся  в   последний   период,|финансовом   и   валютном    рынках,|

|снижение  инвестиционного  спроса  и|реализация   мер   по    поддержанию|

|расходов     домашних      хозяйств,|кредитования    наиболее    уязвимых|

|сохранение   высокой   волатильности|секторов    экономики,    мер     по|

|курса   рубля,   нестабильность   на|импортозамещению, по  стимулированию|

|финансовых рынках                   |спроса на отдельные товары и услуги |

-------------------------------------|-------------------------------------

 

           -----------------------------------------------------

           |            Макроэкономические факторы,            |

-----------|        учитываемые при разработке прогноза        |

|          -----------------------------------------------------

|                    ---------------------------------

|--------------------|  Внешнеэкономические факторы  |

|                    ----------------|----------------

|                      --------------|--------------

|             ---------|---------         ---------|---------

|-|-----------|  положительные  |         |  отрицательные  |--------------

| |           -------------------         -------------------             |

| |  -------------------------------   -------------------------------    |

| |  |Рост мировой экономики в     |   |Замедление роста мировой     |    |

| |->|2016 - 2018 годах - 103,6    |   |экономики, рост волатильности|    |

| |  |процента в год               |   |финансовых рынков,           |<---|

| |  -------------------------------   |обесценивание валют          |    |

| |  -------------------------------   |развивающихся рынков         |    |

| |  |Повышение                    |   -------------------------------    |

| |  |конкурентоспособности        |   -------------------------------    |

| |->|российских товаров на мировом|   |Ухудшение условий            |    |

| |  |рынке в результате           |   |заимствований на внешних     |<---|

| |  |девальвации рубля            |   |финансовых рынках            |    |

| |  -------------------------------   -------------------------------    |

| |  -----------------------------------------------------------------    |

| |  |Усиление конкуренции с иностранными поставщиками на внутреннем |    |

| -->|рынке в результате вступления России во Всемирную торговую     |<----

|    |организацию и создания Таможенного союза, санкции со стороны   |

|    |Европейского Союза, США и ряда других стран                    |

|    -----------------------------------------------------------------

|                    ---------------------------------

|--------------------|    Внутрироссийские факторы   |

|                    ----------------|----------------

|                      --------------|--------------

|             ---------|---------         ---------|---------

|-------------|  положительные  |         |  отрицательные  |--------------

|             -------------------         -------------------             |

|    -------------------------------   -------------------------------    |

|    |Возможности                  |   |Рост цен на товары и услуги в|<---|

|--->|импортозамещения для         |   |результате девальвации рубля |    |

|    |отраслей, ориентированных на |   -------------------------------    |

|    |внутренний рынок             |   -------------------------------    |

|    -------------------------------   |Уменьшение потребительского  |    |

|    -------------------------------   |спроса в результате снижения |    |

|    |Сдерживание роста издержек   |   |реальной заработной платы и  |<---|

|    |производства в результате    |   |реальных располагаемых       |    |

|--->|индексации тарифов           |   |доходов населения            |    |

|    |естественных монополий на    |   -------------------------------    |

|    |уровне ниже инфляции         |   -------------------------------    |

|    -------------------------------   |Увеличение инвестиционных    |    |

|    -------------------------------   |рисков, сохранение негативной|    |

|    |Сохранение социальной        |   |динамики по чистому оттоку   |<---|

|--->|стабильности, относительно   |   |капитала из Российской       |    |

|    |низкий уровень безработицы   |   |Федерации                    |    |

|    -------------------------------   -------------------------------    |

|    -------------------------------   -------------------------------    |

|    |Реализация планов            |   |Сохранение высоких банковских|    |

|    |мероприятий ("дорожных       |   |кредитных ставок для         |<---|

---->|карт") по улучшению условий  |   |организаций и населения      |    |

     |для предпринимательской и    |   -------------------------------    |

     |инвестиционной деятельности  |   -------------------------------    |

     -------------------------------   |Снижение численности         |    |

                                       |населения в трудоспособном   |<----

                                       |возрасте                     |

                                       -------------------------------

 

    -----------------------------------------------------------------------

    |                               Главная цель                          |

    | социально-экономического развития города - повышение качества жизни |

    |                всех слоев населения города Челябинска               |

    -----------------------------------|-----------------------------------

    -----------------------------------|-----------------------------------

----| Основные приоритеты в деятельности органов местного самоуправления  |

|   |                        на 2016 - 2018 годы                          |

|   -----------------------------------------------------------------------

|   -----------------------------------------------------------------------

|-->|   Обеспечение устойчивого функционирования наиболее важных систем   |

|   |                     жизнеобеспечения населения                      |

|   -----------------------------------------------------------------------

|   -----------------------------------------------------------------------

|-->|   Повышение эффективности функционирования систем здравоохранения   |

|   |                            и образования                            |

|   -----------------------------------------------------------------------

|   -----------------------------------------------------------------------

|-->|  Повышение эффективности использования муниципальной собственности  |

|   -----------------------------------------------------------------------

|   -----------------------------------------------------------------------

|-->|  Создание условий для развития эффективных производств, поддержка   |

|   |         предпринимательской и инвестиционной деятельности           |

|   -----------------------------------------------------------------------

|   -----------------------------------------------------------------------

|   |    Обеспечение восстановления роста реальных доходов населения и    |

|-->|   положительной динамики потребительского спроса, снижение уровня   |

|   |                             бедности                                |

|   -----------------------------------------------------------------------

|   -----------------------------------------------------------------------

--->| Обеспечение экологической и общественной безопасности жизни жителей |

    |                        города Челябинска                            |

    -----------------------------------------------------------------------

 

    -----------------------------------------------------------------------

    |                       Основные показатели Прогноза                  |

----|          социально-экономического развития города Челябинска        |

|   |                        на 2016 - 2018 годы                          |

|   -----------------------------------------------------------------------

|   -----------------------------------------------------------------------

|   |Объем отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ  |

|   |и услуг собственными силами по "чистым" видам деятельности:          |

|-->|2016 год - 483,9 - 499,4 млрд. руб.                                  |

|   |2017 год - 508,8 - 543,5 млрд. руб.                                  |

|   |2018 год - 529,3 - 580,2 млрд. руб.                                  |

|   -----------------------------------------------------------------------

|   -----------------------------------------------------------------------

|   |Индекс промышленного производства:                                   |

|-->|2016 год - 97,8 - 100,1 %                                            |

|   |2017 год - 98,5 - 100,2 %                                            |

|   |2018 год - 99,1 - 100,3 %                                            |

|   -----------------------------------------------------------------------

|   -----------------------------------------------------------------------

|   |Инвестиции в основной капитал по крупным и средним организациям:     |

|-->|2016 год - 86,3 - 91,9 млрд. руб. (94 - 100 %)                       |

|   |2017 год - 92,8 - 100,9 млрд. руб. (101 - 103 %)                     |

|   |2018 год - 99,5 - 111,6 млрд. руб. (101 - 104 %)                     |

|   -----------------------------------------------------------------------

|   -----------------------------------------------------------------------

|   |Ввод жилых домов:                                                    |

|-->|2016 год - 483,3 - 493,1 тыс. кв. м                                  |

|   |2017 год - 555,9 - 575,0 тыс. кв. м                                  |

|   |2018 год - 693,3 - 670,9 тыс. кв. м                                  |

|   -----------------------------------------------------------------------

|   -----------------------------------------------------------------------

|   |Оборот розничной торговли по крупным и средним организациям:         |

|-->|2016 год - 111,5 - 118,2 млрд. руб. (91,8 - 98,0 %)                  |

|   |2017 год - 112,5 - 123,7 млрд. руб. (95,0 - 99,0 %)                  |

|   |2018 год - 115,1 - 129,5 млрд. руб. (97,5 - 100,0 %)                 |

|   -----------------------------------------------------------------------

|   -----------------------------------------------------------------------

|   |Оборот общественного питания по крупным и средним организациям:      |

|-->|2016 год - 2,28 - 2,29 млрд. руб. (90,2 - 91,3 %)                    |

|   |2017 год - 2,19 - 2,23 млрд. руб. (90,5 - 92,0 %)                    |

|   |2018 год - 2,09 - 2,15 млрд. руб. (90,8 - 92,0 %)                    |

|   -----------------------------------------------------------------------

|   -----------------------------------------------------------------------

|   |Объем платных услуг населению по крупным и средним организациям:     |

|-->|2016 год - 55,5 - 55,7 млрд. руб. (95,5 - 96,0 %)                    |

|   |2017 год - 57,3 - 58,0 млрд. руб. (97,0 - 98,0 %)                    |

|   |2018 год - 59,5 - 60,8 млрд. руб. (99,0 - 100,0 %)                   |

|   -----------------------------------------------------------------------

|   -----------------------------------------------------------------------

|   |Оплата труда наемных работников:                                     |

--->|2016 год - 199,7 - 203,4 млрд. руб. (102,3 - 104,2 %)                |

    |2017 год - 207,4 - 212,8 млрд. руб. (103,9 - 104,6 %)                |

    |2018 год - 216,0 - 222,6 млрд. руб. (104,1 - 104,6 %)                |

    -----------------------------------------------------------------------

 

Демографическая ситуация

 

Демографическая ситуация в городе Челябинске характеризуется положительной динамикой.

 

Среднегодовая численность постоянного населения

города Челябинска, тыс. чел.

 

 

Благодаря мерам государственной поддержки рождаемости, в городе на протяжении последних четырех лет наблюдается естественный прирост населения (2011 год - 181 человек, 2012 год - 1178 человек, 2013 год - 1629 человек, 2014 год - 2344 человека).

Кроме того, стабилизации показателей демографического развития способствует и реализация мер в сфере здравоохранения, направленных на снижение профессиональных заболеваний, пропаганда здорового образа жизни, развитие системы городского мониторинга здоровья детей, рожденных с низкой и экстремально низкой массой тела. В результате наблюдается увеличение общего коэффициента рождаемости (в расчете на 1000 населения) и незначительные изменения коэффициента смертности, который должен стабилизироваться к 2018 году на уровне 11,9 человек (в расчете на 1000 населения).

 

Рождаемость и смертность (на 1000 человек населения)

 

 

Значительное влияние на общий прирост численности населения оказывает миграция. Миграционный прирост населения в 2014 году остался на уровне 2013 года и составил 11611 человек.

В прогнозный период планируется ежегодно поддерживать коэффициент миграционного прироста на уровне 7,1 - 7,4 человек (в расчете на 10000 населения), в первую очередь за счет привлечения на постоянное место жительства в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи.

Указанные меры позволят к 2018 году увеличить показатель численности постоянного населения города до 1222,6 тыс. человек по I варианту прогноза и 1223,3 тыс. человек по II варианту.

 

Валовой муниципальный продукт (ВМП)

 

Челябинск активно участвует в формировании валового внутреннего продукта Российской Федерации, Уральского федерального округа, Челябинской области, занимая в 2013 году соответственно 0,6 %, 5 %, 42,1 % в общем объеме.

 

Удельный вес ВМП Челябинска

в ВРП Челябинской области

 

 

В структуре валового муниципального продукта максимальный удельный вес приходится на промышленность (металлургию, машиностроение, пищевую промышленность), оптовую и розничную торговлю, транспорт и связь.

 

Структура валового муниципального продукта

в 2014 году (оценка)

 

 

В 2014 году, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в стране, промышленность города показала положительную динамику. Позитивными факторами стали: участие предприятий города в крупных инфраструктурных проектах, таких как "Сила Сибири", благоприятная динамика спроса и цен на черные металлы. В результате рост отмечался по большинству макроэкономических параметров.

 

Динамика основных макроэкономических показателей

(в % к предыдущему году)

 

 

С начала 2015 года темпы роста основных показателей стали замедляться и по итогам января - августа 2015 года показали снижение.

До конца 2015 года ожидается сохранение текущих отрицательных тенденций, что на фоне существенного падения инвестиций, сокращения расходов домашних хозяйств и высокой базы предыдущего года повлечет снижение ВМП по итогам 2015 года на 2 %, в 2016 году снижение на 0,5 %, рост прогнозируется начиная с 2018 года - на 0,8 %.

 

Промышленное производство

 

Челябинск является одним из наиболее индустриально развитых городов Российской Федерации. Промышленность - важнейший сектор экономики, определяющий социально-экономическое развитие города.

В структуре промышленной продукции города наибольший удельный вес занимают: металлургическое производство (57,4 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (13,5 %), машиностроение (8,8 %) и производство пищевых продуктов (7,5 %). В прогнозируемый период существенных изменений в структуре промышленности Челябинска не ожидается.

 

Структура отгруженных товаров по видам

экономической деятельности за 2014 год

 

 

По итогам 2014 года индекс промышленного производства крупных и средних организаций города составил 109,6 %, что значительно выше аналогичного показателя Челябинской области - 103,9 % и Российской Федерации - 101,7 %. Объем отгруженной продукции по "чистым" видам экономической деятельности вырос до 402,5 млрд. рублей (110,3 % к аналогичному периоду прошлого года). Такой результат сформирован в основном за счет благоприятной динамики спроса и цен на продукцию металлургии.

В 2015 году промышленное производство в течение 7 месяцев демонстрировало рост, темпы которого постепенно замедлялись. По итогам января - августа индекс промышленного производства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 99,7 %, в том числе по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых" - 77,4 %, "Обрабатывающие производства" - 100,8 %, "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 98,5 %.

 

Индексы промышленного производства

 

 

Рост отмечен в металлургическом производстве до 109,6 %, обработке древесины и производстве изделий из дерева - 105,9 %, производстве резиновых и пластмассовых изделий - 102 %.

Наибольшее снижение наблюдалось по виду деятельности целлюлозно-бумажное производство - 50 % и производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 62,6 %.

Объем отгруженной продукции по итогам 8 месяцев вырос до 301,5 млрд. рублей, 119,8 % к аналогичному периоду прошлого года.

 

Динамика промышленного производства

 

 

В базовом варианте прогноза индекс промышленного производства снижается: в 2016 году - 97,8 %, 2017 году - 98,5 %, 2018 году - 99,1 %. Умеренно-оптимистичный вариант прогнозирует рост индекса: в 2016 году до 100,1 %, 2017 году - 100,2 %, 2018 году - 100,3 %.

В среднесрочной перспективе развитие промышленного комплекса будет определяться преимущественно динамикой внутреннего спроса. При этом темпы роста будут обусловлены реализацией комплекса системных мер, направленных на повышение конкурентоспособности отечественных производителей и импортозамещение в секторах экономики. Другим важным фактором, определяющим динамику развития секторов инвестиционного спроса, будут инвестиционные программы естественных монополий.

 

Сельское хозяйство

 

В городе Челябинске сельскохозяйственным направлением занимаются 2 крупных предприятия: ООО Агрокомплекс "Чурилово", АО "Тепличное хозяйство" и личные подсобные хозяйства населения города.

В связи с оптимизацией организационных процессов в 2014 году было принято решение выделить из агрокомплекса "Чурилово" отдельное подразделение - дочернее предприятие АО "Тепличное хозяйство", которое непосредственно реализует проект по развитию тепличного хозяйства.

В настоящее время ООО Агрокомплекс "Чурилово" повышает урожайность и реализацию овощных культур за счет модернизации и расширения площадей посадок и внедрения высокоурожайных сортов и гибридов овощей на грунтах с капельным методом полива. Продукция агрокомплекса поставляется в торговые сети в фирменной упаковке под брендом "Витамины с грядки".

АО "Тепличное хозяйство" активно ведет работу по развитию, увеличению площадей тепличного хозяйства на 5 га (ввод нового кластера). В развитие, модернизацию и освоение тепличного хозяйства в настоящий момент инвестировано 5 млрд. рублей. Модернизация позволила в пять раз увеличить сбор урожая с квадратного метра при снижении трудоемкости на 50 %. В существующих теплицах также проводится модернизация - капельная система полива, комплекс по очистке воды, дополнительное освещение. Вводятся новые методики ведения тепличного хозяйства - интерплантинг (подсаживание молодых растений к взрослым без повреждения корневой системы), внедрение энтомофагов (полезные насекомые, которые уничтожают вредителей), содержание пчелопасеки для опыления культур. Кроме того, в 2015 году запущена в работу модернизированная биолаборатория, инвестиции составили 50 млн. рублей. Это обеспечит рост основных показателей отрасли в текущем году.

Расширение площадей, ассортимента и привлечение кредитов позволит в прогнозном периоде 2016 - 2018 годов поддержать тенденции развития.

 

Рынок товаров и услуг

 

Торговля. Сфера розничной торговли в городе Челябинске характеризуется качественной инфраструктурой. На территории города по состоянию на 01.01.2015 осуществляли свою деятельность 4824 предприятия торговли, из них: 3016 магазинов, 98 торговых комплексов, 10 розничных рынков. Торговая площадь розничной сети составляла 1243,4 тыс. кв. м.

 

Оборот розничной торговли

 

 

В 2015 году оборот розничной торговли в действующих ценах составил 109 %, при этом в сопоставимых ценах он снизился на 12,6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причина - высокий рост цен как на продовольственные, так и на непродовольственные товары.

Обеспеченность населения торговыми площадями составляла 1057,4 кв. м на 1000 жителей, что превышает на 45,4 % действующий норматив (727,1 кв. м).

В сфере торговли происходят качественные изменения, продолжает уменьшаться доля мелкорозничной торговли, при этом растет доля стационарной торговой сети. Идет формирование крупных торговых сетей, специализированных магазинов, открываются новые торговые предприятия с прогрессивными формами торговли. В настоящее время в городе функционирует более 114 крупных объектов торговли, в том числе:

- более 90 торговых домов, общая площадь которых составляет более 1150 тыс. кв. м, торговая - 679,5 тыс. кв. м, с современными формами и методами торговли и широким спектром дополнительных услуг (наиболее крупные из них: ТРК "Родник", ТРК "Горки", ТРК "Урал", ТРК "Куба", ТРЦ "Фокус", ТРК "Фиеста", ТРК "Гагарин Парк", ТК "Кольцо", ТК "Проспект" и др.);

- 16 гипермаркетов, общей торговой площадью свыше 80,8 тыс. кв. м ("Ашан", "SPAR", "Гипермаркет НАШ", "Магнит", "Теорема", "Карусель", "Касторама", "Молния" и другие).

В первом полугодии 2015 года в городе открыто 105 предприятий торговли с торговой площадью 21 тыс. кв. м, в том числе торговые сети - "Пятерочка", "SPAR", "Магнит", "Ариант", гипермаркет "Лента", оптово-розничный центр "Челси", ТД "Аллея" и другие.

Состояние торговли как отрасли определяют розничные торговые сети различной специализации и ценовой политики. Сетевые торговые организации предоставляют покупателям более широкий ассортимент товаров, комфортные условия для совершения покупок, обеспечивают максимальные гарантии защиты прав потребителей. В городе присутствуют крупнейшие ритейлеры, в том числе ведущие федеральные сети: Х-5 Retail Group ("Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"), "Магнит", "Дикси", "Седьмой континент", "Монетка", "М.видео", "Media Markt", "Спортмастер", "Эльдорадо" и другие; региональные сети: "Мегамарт", "Молл", "SPAR" "РБТ", "Найфл", "МАВТ", "Ариант", "Проспект", "Равис", "Аргаяша" и другие.

Розничный сетевой сектор, а именно сеть магазинов экономкласса - "Дикси", "Пятерочка", "Магнит" и другие, характеризуется наименьшим уровнем бизнес-риска в целом благодаря стабильному спросу на продукты питания, гибкости ритейлеров по отношению к ассортиментной и ценовой политике для удержания оборотов торговли на относительно стабильном уровне.

Усиливается роль интернет-магазинов (наиболее крупные: "РБТ", "Idея", "М.видео", "DNS", "Норд", "Найфл", "Ikea", "Леди-Прима", "Lamoda" и другие). Дистанционная торговля позволяет экономить время и финансовые затраты. Между магазинами дистанционной торговли сильная конкуренция, преимущественно в ценовом сегменте.

Сохраняется тенденция формирования оборота розничной торговли в основном за счет продажи товаров организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность стационарно. В прогнозном периоде потребительские расходы будут все в большей степени ориентироваться на отечественные товары по мере повышения их конкурентоспособности. Перспективы развития торговли будут определяться наличием свободных финансовых средств у инвесторов, изменением уровня доходов жителей города, потребностями населения в обеспечении цивилизованными формами торгового обслуживания, качественными и безопасными для жизни и здоровья товарами.

В среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейшее развитие торговой инфраструктуры.

Расширение сети объектов розничной торговли будет происходить за счет нового строительства, перевода помещений из жилого фонда в нежилой, перепрофилирования и реконструкции. В 2015 году введен в эксплуатацию подземный комплекс на пересечении пр. Ленина и ул. Лесопарковая, планируется открыть торгово-развлекательный центр "Алмаз" с гипермаркетом "Леруа Мерлен" на пересечении Копейского шоссе и ул. Енисейской и другие.

По оптимистичному варианту ожидается ввод в эксплуатацию торгового комплекса на пересечении Комсомольского пр. и ул. Чичерина, торгово-развлекательного комплекса "Фараон" на пересечении ул. Скульптора Головницкого и ул. Бейвеля и других. В городе продолжается упорядочение мелкорозничной торговой сети (снос самовольно установленных нестационарных торговых объектов (киосков, павильонов) без правоустанавливающих документов).

Согласно распоряжению Администрации города "Об организации торговых мест по реализации сельскохозяйственной продукции в городе Челябинске" Администрацией города принимаются меры, направленные на обеспечение горожан качественной и недорогой продукцией местных товаропроизводителей. На 28 предприятиях торговли организовано 141 торговое место, предоставляемое сельским товаропроизводителям на льготной основе, 686 бесплатных торговых мест для пенсионеров-садоводов. Ежегодно организуется сезонная торговля сельскохозяйственной продукцией (картофелем, плодоовощной продукцией, молоком из цистерн и другой продукцией) с 200 торговых мест, расположенных на рынках, ярмарках, торгово-выставочных площадках и других местах, удобно расположенных для жителей города.

В целях достижения высокого уровня обслуживания населения, внедрения прогрессивных форм торговли и общественного питания, поддержки сферы потребительского рынка города, повышения престижа профессий, мастерства работников сферы потребительского рынка и раскрытия их творческого потенциала, развития конкуренции Администрацией города ежегодно проводятся смотры-конкурсы на лучшие предприятия города по направлениям деятельности, конкурсы профессионального мастерства, семинары, "круглые столы".

Основными направлениями деятельности в сфере торговли в 2016 - 2018 годах будут:

- развитие видового разнообразия предприятий потребительского рынка и сферы услуг с целью обеспечения территориальной и ценовой доступности товаров и услуг, в том числе и дистанционной торговли (интернет-торговли);

- организация выставок, ярмарок для продажи товаров местных производителей;

- обеспечение доступного рынка сбыта для селян и пенсионеров-садоводов, огородников путем организации работы сезонных ярмарок-распродаж с предоставлением торговых мест на льготной основе;

- определение мероприятий по оказанию приоритетной поддержки отечественным товаропроизводителям.

Общественное питание. По состоянию на 01.01.2015 в городе функционировало 1170 предприятий общественного питания с общим количеством посадочных мест 80864, в том числе: предприятий открытого типа - 807 на 41213 посадочных мест, из них 108 ресторанов, 132 бара, 266 кафе, 154 закусочных и другие.

 

Оборот общественного питания

 

 

Оборот общественного питания в первом полугодии 2015 года составил 1117,8 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 8,7 % ниже аналогичного периода прошлого года.

В последнее время в сегменте рынка общественного питания принимаются меры по повышению качества оказания услуг, применения систем скидок при семейном и комплексном обслуживании, реализации собственной продукции через систему Интернет.

За 9 месяцев 2015 года было открыто 64 предприятия общественного питания на 3027 посадочных мест. Одним из направлений развития общедоступной сети является открытие предприятий в торгово-развлекательных комплексах, а также предприятий быстрого питания.

В летний период 2015 года на территории города работало около 100 летних кафе и летних залов при стационарных предприятиях общественного питания, а также сезонных питьевых центров.

Достаточно востребованной остается кейтеринг - выездное ресторанное обслуживание, а именно: на территории, выбранной заказчиком, "социальный" кейтеринг, не менее актуально обслуживание поварами за стойкой, при котором потребитель может наблюдать за процессом приготовления блюд (гриль-бары, дровяные печи).

Согласно утвержденной муниципальной программе "Социальная поддержка населения города Челябинска на 2015 - 2018 годы" предприятия общественного питания города обеспечивают бесплатным питанием малообеспеченные категории населения. Ежедневно столовые посещают более 400 человек, стоимость горячего питания на одного человека составляет 65 рублей.

В 89 общеобразовательных учреждениях города на конкурсной основе обеспечивается сбалансированное питание школьников 12 организаторами питания, в 44 школах питание организовано самостоятельно.

Приоритетными направлениями развития системы общественного питания в прогнозном периоде будут:

- развитие сети предприятий общественного питания наиболее перспективных форматов: slow-food - здоровое питание с перспективой и развитием русской кухни, рестораны "средне-ценового" сегмента с предоставлением услуг национальной кухни, узкоспециализированные предприятия, предприятия быстрого питания, сезонные предприятия;

- открытие новых предприятий общественного питания в строящихся микрорайонах города и в крупных торгово-развлекательных комплексах;

- реорганизация системы питания на основе внедрения современных технологий производства и модернизации торгово-технологического оборудования;

- совершенствование качества обслуживания, расширение комплекса предоставляемых услуг, в том числе развитие кейтеринговых услуг;

- совершенствование организации студенческого питания, детского питания в общеобразовательных учреждениях города, сохранение социального питания для малообеспеченных категорий населения;

- сохранение закрытой сети предприятий питания на промышленных объектах города.

Платные услуги населению. В структуре реализации платных услуг населению наибольшую долю по итогам 2014 года, по-прежнему, занимают услуги связи (38,3 %), коммунальные услуги (33,2 %), социальные услуги (15,6 %). Это спектр услуг наиболее значимых для жизнедеятельности населения города, их доля составляет около 90 %.

В прогнозном периоде значительного изменения структуры платных услуг, оказываемых населению, не ожидается.

 

Платные услуги населению

 

 

На начало 2015 года в городе функционировали 2137 предприятий сферы бытовых услуг.

Развитие сферы бытовых услуг планируется за счет предприятий по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта в связи с постоянным увеличением спроса на данный вид услуг, а также сети социально значимых предприятий по изготовлению и ремонту одежды, ремонту обуви, изготовлению ключей и оперативной фотопечати - небольших предприятий, рассчитанных на 1 - 2 рабочих места, с минимальным сроком окупаемости.

Основными направлениями развития являются:

- открытие новых предприятий, увеличение существующих мощностей на основе технической модернизации и внедрения новых технологий;

- повышение уровня обслуживания населения путем развития добровольной сертификации, повышения квалификации работников, создания благоприятных условий для привлечения клиентов.

 

Предпринимательство

 

По состоянию на 1 января 2015 года в городе Челябинске ведут деятельность 55 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых работают около 248 тыс. человек, что составляет 39 % от общей численности занятых в экономике города.

Оценка 2015 года по основным показателям развития малых предприятий составляет: по количеству малых предприятий - 98,8 %, среднесписочной численности работников - 99 %, обороту предприятий - 99 % в действующих ценах, 85,7 % - в сопоставимых ценах к 2014 году. На 2016 - 2018 годы прогнозируется рост показателей.

В 2015 году были приняты важные для предпринимателей изменения федерального и регионального законодательства, положительно влияющие на ведение предпринимательской деятельности и способствующие увеличению количества субъектов малого предпринимательства. Так, Законом Челябинской области от 28.01.2015 N 101-ЗО "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Челябинской области" введены "Налоговые каникулы" с целью снижения налогового бремени для начинающих предпринимателей. Определен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 % при применении упрощенной или патентной системы налогообложения и осуществлении деятельности в производственной, социальной и научной сферах. "Налоговыми каникулами" могут воспользоваться впервые зарегистрированные предприниматели непрерывно в течение двух налоговых периодов.

Льготная приватизация помещений, арендуемых у органов государственной власти и органов местного самоуправления, продлена до 2018 года.

На муниципальном уровне проводится планомерная работа по улучшению инвестиционного и бизнес-климата по снижению административных барьеров, внедряются успешные практики, включенные в Атлас муниципальных практик, являющийся федеральным проектом Агентства стратегических инициатив. В рамках внедрения успешных практик:

- разработаны и размещены на официальном сайте Администрации города в сети Интернет соответствующие документы;

- действует Совет по улучшению инвестиционного климата в городе Челябинске;

- внедрена система оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;

- сформирована система информационной поддержки и популяризации предпринимательской деятельности;

- сокращены сроки выдачи разрешительной документации на строительство, реконструкцию и ввод линейных объектов гражданам и юридическим лицам с 10 до 5 дней;

- разработаны и утверждены регламенты по предоставлению земельных участков в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, в аренду и собственность граждан и юридическим лицам, заключившим соглашение об инвестиционной деятельности;

- сокращены финансовые издержки инвесторов на государственную регистрацию договоров аренды муниципального имущества за счет подачи документов на регистрацию Администрацией города Челябинска;

- включены в перечень услуг, предоставляемых на базе МФЦ, услуг, связанных с разрешительными процедурами в предпринимательской деятельности, а также в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В продолжение работы по внедрению успешных муниципальных практик планируется реализация внедренных практик и мониторинг этапов их реализации.

Действующая в Челябинске муниципальная программа развития малого и среднего предпринимательства (далее - программа) включает в себя финансовую и информационно-консультационную поддержку. Бюджет программы в 2014 году составил 19,1 млн. рублей, в том числе 6,1 млн. рублей - средства бюджета города Челябинска, 13 млн. рублей - средства федерального бюджета, привлеченные на софинансирование мероприятий по компенсации лизинговых платежей, приобретение оборудования для производства товаров и реализации бизнес-проектов субъектов молодежного предпринимательства. Всего предоставлено 79 субсидий 64 субъектам малого и среднего предпринимательства.

В 2014 году по итогам встреч с предпринимателями различных сфер деятельности в программу введены новые виды финансовой поддержки:

- предоставление субсидий на возмещение затрат по повышению квалификации и переподготовке кадров;

- предоставление субсидий на развитие групп дневного времяпровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми.

В 2015 году в рамках программы предоставляется финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства в целях:

- модернизации основных фондов и приобретения нового оборудования за счет собственных средств, а также по кредитным и лизинговым схемам;

- продвижения продукции и услуг;

- развития молодежного предпринимательства;

- развития групп дневного времяпровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми.

Традиционно много внимания уделяется поддержке предпринимателей в рамках семинаров в целях предоставления наиболее актуальной информации по ведению предпринимательской деятельности, создания дискуссионной площадки, обмена лучшим опытом ведения бизнеса, формирования предпринимательского типа мышления.

С начала 2015 года предоставляется новый вид финансовой поддержки - субсидии по повышению квалификации, развитию предпринимательской грамотности и предпринимательских компетенций кадров.

Продолжается сотрудничество с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Челябинской области, с общественными некоммерческими организациями предпринимателей "ОПОРА России", "Деловая Россия", Южно-Уральской торгово-промышленной палатой в виде проведения семинаров, проекта по досудебному разрешению споров (медиации) "Скорая помощь для бизнеса", мероприятий в рамках Дня российского предпринимательства, рабочих встреч по актуальным вопросам.

 

Инвестиции и строительство, жилищная политика

 

Важной составляющей экономики муниципального образования является инвестиционная деятельность, которая в значительной степени определяет перспективу его развития.

За 2014 год объем инвестиций в основной капитал (по крупным и средним организациям) составил 84,5 млрд. рублей, 46,3 % от объема инвестиций по Челябинской области. Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал - привлеченные средства, доля которых составила 67 % от общего объема инвестиций, собственные средства предприятий составили 33 %.

По предварительной оценке объем инвестиций в основной капитал к концу 2015 года составит 85,5 млрд. рублей. В прогнозном периоде рост инвестиционных вложений в экономику города сохраняется.

 

Динамика инвестиций в основной капитал

(без субъектов малого предпринимательства)

 

 

Администрация города проводит активную политику, обеспечивающую формирование благоприятного инвестиционного климата в городе. В 2015 году Челябинск вошел в число пилотных территорий по реализации успешных практик, направленных на создание благоприятного инвестиционного и бизнес-климата.

В рамках Соглашения о взаимодействии между Агентством стратегических инициатив, Правительством области и Администрацией города Челябинска разработана дорожная карта, в соответствии с мероприятиями которой внедряются 10 лучших практик. Информация, необходимая инвестору, размещается на официальном сайте Администрации города. Кроме того, создан Совет по улучшению инвестиционного климата в городе Челябинске, основными задачами которого являются повышение эффективности инвестиционной политики, проводимой органами местного самоуправления Челябинского городского округа и внутригородских районов, разработка и реализация механизмов повышения инвестиционной привлекательности города Челябинска. На заседаниях Совета рассматриваются предлагаемые инвесторами для реализации инвестиционные проекты, по итогам рассмотрения на Совете инвестиционный проект получает административное сопровождение.

Проводится оценка регулирующего воздействия, проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат публичному обсуждению в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В целях оценки экономической, бюджетной и социальной эффективности реализуемых инвестиционных проектов Администрацией города сформирована база данных инвестиционных проектов, реализуемых на территории города. В настоящее время на территории города Челябинска реализуется свыше 90 инвестиционных проектов, благодаря которым создаются современные производства, новые высокотехнологичные рабочие места.

Так, в текущем году ЗАО "Промышленная группа "Метран" завершено строительство нового офисно-производственного здания, инвестором которого выступила корпорация Emerson. Стоимость инвестиционного проекта - 1,3 млрд. рублей.

Произведен запуск новой технологической линии по производству минеральных плит на "Заводе ТЕХНО", входящего в корпорацию "ТехноНИКОЛЬ". Стоимость инвестиционного проекта - 1,5 млрд. рублей.

В 2015 году Промышленной группой "Конар" на площадях ОАО ФНПЦ "Станкомаш" создан первый сертифицированный индустриальный парк в Челябинской области. На его территории запущены и успешно работают центр механообработки, а также современный сталелитейный завод БВК. Кроме того, "СПК Чимолаи" (совместное российско-итальянское предприятие, группы "КОНАР" и Группы компаний CIMOLAI S.p.A (Порденоне, Италия) запущен новый завод по изготовлению уникальных и крупногабаритных металлоконструкций. Среди первых контрактов - изготовление металлоконструкций для самого высокого здания в Европе - делового комплекса "Лахта центр" высотой 462 м, а также поставка металлоконструкций для возведения стадиона "Динамо-ВТБ Арена" в Москве и строительства стадионов Арена "Победа" в Волгограде и в Нижнем Новгороде к Чемпионату мира по футболу 2018.

С 2015 года ООО "БВК" начата реализация инвестиционного проекта "Увеличение действующих производственных мощностей с целью замещения иностранных технологий в области нефтегазовой отрасли, в области машиностроения и судостроения". Стоимость проекта 1,0 млрд. рублей. Срок реализации проекта 2015 - 2016 годы.

ОАО "Фортум" в 2015 году планирует завершить комплексную реконструкцию Челябинской ГРЭС со строительством двух энергоблоков ПГУ по 247,5 МВт, стоимость инвестиционного проекта 33 млрд. рублей, и продолжает реализовывать начатый в 2014 году проект по модернизации газовой турбины энергоблока N 3 ЧТЭЦ-3. Стоимость проекта 1,0 млрд. рублей. Ожидаемый срок ввода - 2016 год.

ОАО "Тепличное хозяйство" осуществляет строительство тепличного комплекса для выращивания овощных культур. Стоимость проекта 2,2 млрд. рублей. Общая площадь тепличного комплекса составит 4,8 га. Планируемый срок завершения - 2015 год.

ООО "НПФ "Материа Медика Холдинг" продолжает реализацию инвестиционного проекта "Расширение комплекса по производству готовых лекарственных средств". Стоимость инвестиционного проекта - 0,81 млрд. рублей. Срок реализации проекта 2012 - 2016 годы.

Челябинским филиалом ОАО "НПК "Уралвагонзавод" в рамках выполнения федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации до 2020 года" реализуются три инвестиционных проекта, общей стоимостью свыше 18 млрд. рублей, с завершением реализации к 2020 году.

ФГУП "Завод "Прибор" (вошел в АО "Концерн "Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор" г. Санкт-Петербург) в рамках выполнения федеральной целевой программы осуществляет техническое перевооружение и реконструкцию производства. Стоимость проекта 1,5 млрд. рублей. Срок реализации проекта 2013 - 2017 годы.

ООО "Донкарб Графит" филиал в городе Челябинске продолжает реализацию инвестиционного проекта "Организация производства изостатического графита". Стоимость инвестиционного проекта - 1,3 млрд. рублей. Срок реализации проекта 2012 - 2017 годы.

ОАО "Челябинский цинковый завод" продолжает реализацию инвестиционного проекта "Строительство комплекса 6-ой вельц-печи", стоимость проекта 1,6 млрд. рублей. Срок реализации проекта 2013 - 2017 годы, кроме того, с 2015 года ОАО "Челябинский цинковый завод" начал реализацию инвестиционного проекта "Строительство кислородной станции". Стоимость проекта 1,2 млрд. рублей. Планируемый срок завершения проекта - 2017 год.

Основным источником развития социальной инфраструктуры города в прогнозном периоде будет бюджетное финансирование. Продолжится модернизация и строительство объектов здравоохранения, образования, коммунального хозяйства.

Главный документ, по которому развивается город, - Генеральный план, утвержденный в 2003 году. Основной его принцип - интенсивное развитие Челябинска. Но ситуация с использованием городских территорий меняется быстро, поэтому мониторинг Генерального плана идет постоянно.

В 2014 году было введено в действие за счет всех источников финансирования 782,9 тыс. кв. м жилья, из них 94,9 тыс. кв. м - индивидуальные жилые дома, построенные населением, в 2015 году планируется ввести 547,2 тыс. кв. м жилья.

Строительство жилых микрорайонов в городе ведется по нескольким направлениям. Проектирование осуществляется комплексно с взаимоувязкой всех элементов застройки и окружающей среды в соответствии с утвержденными Главой города проектами планировки. Примером комплексной застройки являются строящиеся микрорайоны "Парковый", "Академ-сити", микрорайон N 30 в районе Ледовой арены "Трактор" в Калининском районе.

 

Динамика ввода жилья (тыс. кв. м)

 

 

Выполнены проекты планировок жилых микрорайонов в Чурилово и Новосинеглазово. Общая площадь нового жилья, которое будет построено в этих поселках, - более миллиона квадратных метров.

В рамках реализации федеральной целевой программы "Жилье для Российской семьи" на территории города Челябинска планируется развитие жилых микрорайонов NN 19-1, 19-2, 19-3 в Центральном районе города.

В рамках выполнения муниципальной программы "Капитальное строительство в городе Челябинске" на 2013 - 2016 годы планируется завершить строительство здания для структурного подразделения МУЗ "ДГП N 1" по ул. Братьев Кашириных в Центральном районе на 80 посещений в смену.

Ведется строительство перинатального центра по ул. Воровского в Центральном районе города Челябинска, детских садов в микрорайоне "Парковый" Курчатовского района.

В текущем году предусмотрен ввод в эксплуатацию 3-х детских садов на 445 мест:

- реконструкция здания МДОУ N 11, ул. III Интернационала, 100 в Центральном районе на 115 мест;

- детский сад в микрорайоне N 56 по ул. Хариса Юсупова на 220 мест;

- реконструкция здания детского сада N 24 по ул. Федорова, 8 в Советском районе на 110 мест.

В 2016 году в планах Администрации города Челябинска сдать в эксплуатацию еще 2 детских сада на 455 мест: в Тракторозаводском районе - на 225 мест, Курчатовском районе - на 230 мест.

Несмотря на ограниченное количество средств в бюджете города, Администрация города нашла возможность завершить проектирование двух школ:

- школы в микрорайоне N 27 по пр. Победы в Калининском районе;

- школы в микрорайоне N 54 жилого района N 12 Краснопольской площадки N 1 в Курчатовском районе.

В городе многое делается для развития духовных, культурных и национальных традиций:

- начато строительство Кафедрального храма Русской православной церкви на пересечении пр. Победы, ул. Салавата Юлаева, Новоградского пр. в Калининском районе города;

- разрабатывается проект размещения этнических деревень (национальных подворий), включающих музеи, мини-гостиницы, мастерские под национальные промыслы, рестораны или кафе национальной кухни, магазины сувениров на территории Никольской рощи в границах: пр. Победы, ул. Героев Танкограда, ул. Арзамасская 3-я, ул. Гатчинская в Калининском и Тракторозаводском районах города.

В области благоустройства города Челябинска планируется оформление города скульптурными композициями, для решения данного вопроса Администрацией города Челябинска организовано два конкурса: "Конкурс на лучшую декоративно-художественную композицию в городе Челябинске" и "Конкурс по разработке архитектурно-художественной концепции мемориального объекта, посвященного жителям Челябинской области, пострадавшим и погибшим от воздействия радиации".

Значительный резерв территории составляют земли, занятые ветхим и аварийным жильем. Они обязательно будут использоваться для нового строительства.

На месте снесенных ветхих домов ведется строительство микрорайонов N 26 (ул. Салютная - Горького - Бажова - Артиллерийская) и N 48 (ул. Танкистов - Комарова - Завалишина - Октябрьская) в Тракторозаводском районе.

В соответствии с муниципальной программой "Снос аварийного жилищного фонда в 2013 - 2016 годах в городе Челябинске" Администрацией города Челябинска проводятся мероприятия, направленные на охрану и снос расселенных аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории города Челябинска.

В первом полугодии 2015 года в отношении 3 многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, приняты меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, проведены работы по реконструкции (демонтажу) существующих инженерных сетей в связи со сносом аварийного жилищного фонда.

В текущем году планируется снести 420 кв. м аварийного жилищного фонда.

В рамках подпрограммы "Мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания" за первое полугодие 2015 года из аварийного жилищного фонда переселено 43 семьи (121 человек). До конца 2015 года планируется осуществить переселение 133 семей (317 человек) из аварийных многоквартирных домов.

В рамках реализации подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" до конца 2015 года запланировано предоставление социальных выплат 90 молодым семьям.

В 2016 году планируется построить 2 специально оборудованных жилых помещения в целях предоставления 2 гражданам - маломобильным инвалидам, жилые помещения которых в установленном порядке признаны непригодными для проживания данной категории граждан.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность признаны 26 семей: 19 семей, имеющих трех и более детей, 7 молодых семей.

В перечень земельных участков, планируемых к бесплатному предоставлению гражданам, имеющих трех и более детей, в 2015 году включено 70 земельных участков, из них в первом полугодии 2015 года предоставлено 35 земельных участков.

Основные задачи градостроительной и архитектурной политики на предстоящий период 2016 - 2018 годов:

- улучшение жилищно-бытовых условий населения, проживающего в ветхо-аварийном жилищном фонде;

- повышение обеспеченности объектами социальной инфраструктуры;

- сохранение и восстановление исторического и культурного наследия, поддержание инициатив создания и охраны памятников;

- благоустройство территорий сложившейся застройки;

- обеспечение маломобильным гражданам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;

- развитие систем инженерного и транспортного обслуживания.

 

Финансы

 

Состояние экономики города в 2015 году характеризуется разнонаправленностью динамики основных показателей. Так, несмотря на проявление спада в ряде отраслей, финансовое положение организаций города остается стабильным.

Положительный финансовый результат, полученный прибыльными организациями города, составил в 2014 году 46553,9 млн. рублей, рост к предыдущему году - 137 %. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) крупных и средних организаций города вырос в 1,5 раза. Металлургия восстановила свои утраченные позиции, ее доля в общем объеме сальдированной прибыли составила 28,2 %, высокая доля прибыли приходится на организации производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 31,1 %.

В первом полугодии 2015 года основным источником формирования прибыли стала металлургия, ее доля 58,3 %, доля прибыли от организаций строительной отрасли сократилась в 10 раз, в 2,5 раза снизились показатели торговли, основная причина - снижение потребительского спроса.

 

Структура сальдированного финансового результата

(крупные и средние организации)

 

%

Виды деятельности

2011 отчет

2012 отчет

2013 отчет

2014 отчет

2015 (январь - июнь)

Всего

100

100

100

100

100

Обрабатывающие производства (кроме металлургии)

13,7

17,4

11,7

7,6

12,1

Металлургия

25,5

37,4

-0,3

28,2

58,3

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

25,6

15,9

40,5

31,1

20,5

Строительство

2,5

2,5

4,2

0,9

0,2

Торговля

8,3

7,7

6,6

9,9

4,0

Другие

12,4

19,1

37,3

22,3

4,9


Информация по документу
Читайте также