Расширенный поиск
Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 28.06.2007 № 705ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28.06.2007 г. N 705 г. Челябинск О принятии Концепции государственной демографической политики в Челябинской области на период до 2010 года Законодательное Собрание Челябинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: Принять Концепцию государственной демографической политики в Челябинской области на период до 2010 года (приложение). Первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Челябинской области Е.В. Редин Приложение к постановлению Законодательного Собрания Челябинской области от 28.06.2007 г. N 705 КОНЦЕПЦИЯ государственной демографической политики в Челябинской области на период до 2010 года Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Решение проблемы устойчивого демографического развития России является приоритетным направлением политики государства на всех уровнях власти. Демографический кризис, сокращение численности населения ограничивают социально-экономическое развитие страны, создают реальную угрозу национальной безопасности государства. Главными особенностями демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации, являются: 1) низкая рождаемость и массовое распространение такого явления, как однодетная семья, что является недостаточным для воспроизводства населения страны; 2) высокий показатель смертности населения, прежде всего среди мужчин трудоспособного возраста, а также высокий показатель смертности населения трудоспособного возраста от неестественных (предотвратимых) причин; 3) сокращение миграционного прироста. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года демографическая проблема названа "ключевой" для общества, поставлена задача перехода от отдельных мер к единой государственной демографической политике, рассчитанной на длительный срок Государственными приоритетами в области демографии были определены следующие направления: снижение смертности; повышение рождаемости; эффективная миграционная политика. 2. Государственная демографическая политика представляет собой целостную систему мер в сфере регулирования демографических процессов, направленных на достижение в долгосрочной перспективе оптимального для развития страны воспроизводства населения. Особенностью демографической политики является то, что ее меры носят опосредованный характер: создаются определенные условия, которые влияют на демографическое поведение людей и принятие ими решений о рождении детей, изменении места жительства. Качество жизни и состояние здоровья населения, уровень образования, обеспеченность жильем и стабильной работой являются решающими факторами демографического поведения людей, в связи с этим эффективность демографической политики зависит от эффективности социально-экономической политики государства в целом. Также немаловажную роль в демографическом поведении людей играют национальные традиции, социо-культурные и конфессиональные особенности населения. 3. Государственная демографическая политика в Челябинской области, являясь частью региональной социально-экономической политики, представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, информационного характера, реализуемых органами государственной власти Челябинской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области (далее - органы государственной власти и местного самоуправления), по преодолению негативных тенденций в демографическом развитии Челябинской области, обеспечению демографической и социальной стабильности. 4. Концепция государственной демографической политики в Челябинской области на период до 2010 года (далее - Концепция) конкретизирует цели и задачи государственной политики по снижению смертности, стимулированию рождаемости, поддержке материнства, отцовства и детства, укреплению института семьи, регулированию миграционных процессов, проводимой в Российской Федерации, для Челябинской области с учетом специфики региона и определяет основные приоритеты и направления деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по ее реализации на территории Челябинской области. Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, разработана в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральными законами "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года N 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики", Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р, федеральными нормативными правовыми актами, регулирующими миграционные процессы, а также нормативными правовыми актами Челябинской области. 5. Реализация Концепции предусмотрена на период до 2010 года посредством разработки и принятия законов, областных целевых программ, других нормативных правовых актов Челябинской области и должна обеспечить сокращение естественной убыли населения Челябинской области, переход к устойчивому расширенному его воспроизводству путем повышения рождаемости, снижения смертности, стабильного миграционного прироста населения. Глава 2. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 6. Демографическая ситуация в Челябинской области, как и в стране в целом, с начала 90-х годов XX века характеризуется рядом негативных тенденций. С 1992 года численность населения Челябинской области сокращается. Так, в период 1997 - 2006 годов она уменьшилась на 152,5 тыс. человек, или 4,15 процента. При этом убыль сельского населения превосходит убыль населения в городах. Сокращение численности населения происходит в основном вследствие естественной убыли, то есть превышения числа смертей над числом рождений. Показатель смертности (число умерших на 1000 человек населения) увеличивался в Челябинской области уже с конца 80-х годов прошлого века, в 2006 году почти в полтора раза превышал показатель рождаемости и составил 16,3 умерших на 1000 человек населения, что выше показателя общероссийского уровня, который составлял 16,1 Челябинская область по уровню смертности занимает третье место в Уральском федеральном округе, где этот показатель значительно ниже и составляет 14,8 умерших на 1000 человек населения. Вызывает тревогу структура рождаемости и смертности. При сокращении общего числа новорожденных растет внебрачная рождаемость. Если в 1991 году в Челябинской области вне зарегистрированного брака был рожден каждые пятый и шестой ребенок, то в 2005 году - уже каждый третий, в 54 субъектах Российской Федерации этот показатель был несколько ниже. При этом в сельской местности внебрачные дети рождались чаще (38,7 процента от общего числа родившихся), чем в городах (31,5 процента). Также увеличивается число детей, рожденных матерями-одиночками (в 1991 году - 9,5 процента от общего числа родившихся, в 2005 году - 17,6 процента). Дети, растущие в неполных семьях, сталкиваются с большими трудностями при адаптации к условиям современной жизни, имеют меньшую экономическую и психологическую защищенность. Негативные явления наблюдаются в возрастной и половой структуре смертности. С начала 90-х годов XX века доля трудоспособного населения в структуре смертности увеличилась в два раза и составила в 2006 году 32,1 процента. Подавляющее большинство в этой категории составляют мужчины трудоспособного возраста. Если среди всех умерших мужчины составляли 53,7 процента, то среди умерших лиц трудоспособного возраста - 79 процентов. Высокая смертность мужчин обусловливает диспропорцию в половой структуре населения Челябинской области: доля женского населения заметно больше, чем мужского (на начало 2007 года - на 278,9 тыс. человек), соотношение составляет соответственно 53,9 и 46,1 процента. Происходит старение населения Челябинской области. С начала 90-х годов прошлого века численность детей и подростков до 15 лет сократилась на 315,7 тыс. человек, или на 34,5 процента, при этом лиц пенсионного возраста стало больше на 3,9 процента. На изменение численности населения в значительной степени влияет его миграция. Челябинская область является приграничным регионом, в связи с этим миграция из стран СНГ (в преобладающем большинстве - из Казахстана) остается существенным фактором, сглаживающим естественную убыль населения. За прошедшее десятилетие сокращение численности населения могло быть почти в три раза большим, если бы не его миграционный приток. До 2002 года Челябинская область характеризовалась приемлемыми коэффициентами миграционного прироста населения в сравнении с общероссийскими, а также с территориями, входящими в Уральский федеральный округ. В конце 90-х годов прошлого века коэффициент миграционного прироста населения был выше, чем в других областях Уральского региона, и превышал общероссийский уровень более чем в два раза. С 2002 года миграционный прирост населения сменился миграционной убылью. В 2005 году миграционный поток вновь стал положительным, то есть число приезжающих в Челябинскую область превысило число выезжающих за ее пределы (в 2006 году - на 2 процента). Однако эта положительная динамика недостаточна для того, чтобы полностью возместить потери естественной убыли населения, как это было в середине 90-х годов XX века. 7. Вместе с тем, рост негативных тенденций не является необратимым процессом. Положительные изменения демографических показателей, наблюдаемые в последние годы в Челябинской области, свидетельствуют об имеющихся предпосылках для уменьшения масштабов сокращения населения и перехода к его расширенному воспроизводству. С 2000 года в Челябинской области увеличилась рождаемость, а с 2002 года темпы роста рождаемости превышают темпы роста смертности населения. В 2006 году, по сравнению с предыдущим годом, на 2,6 процента выросла рождаемость, смертность сократилась на 6,1 процента, в результате чего естественная убыль населения снизилась на 21,3 процента. Положительные тенденции последних лет во многом определены проводимой органами государственной власти и местного самоуправления политикой по преодолению демографического кризиса: осуществляется контроль за реализацией мер, направленных на повышение рождаемости и снижение смертности населения, прежде всего по охране здоровья матери и ребенка в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения; реализуются Законы Челябинской области "О ежемесячном пособии на ребенка", "Об областном единовременном пособии при рождении ребенка"; реализуется комплекс мер, направленных на обеспечение доступности жилья и дошкольного образования. Однако положительная демографическая динамика остается неустойчивой, и темпы роста рождаемости пока недостаточны для обеспечения стабильного прироста населения в Челябинской области. Для достижения уровня простого воспроизводства населения необходимо достичь показателя рождаемости 80-х годов прошлого века, когда в среднем на каждую 1000 человек фиксировались 16 - 17 рождений. Особенностью современной демографической ситуации является то, что наблюдаемый в последние годы рост рождаемости населения может быть замедлен в ближайшее время по объективным демографическим причинами, так как в активный репродуктивный возраст вступает малочисленное поколение 90-х годов рождения. Поэтому необходимо безотлагательное принятие серьезных государственных мер, направленных прежде всего на снижение смертности и повышение рождаемости населения. Только проведение эффективной региональной политики, направленной на снижение смертности, повышение рождаемости, стимулирование миграции позволит предотвратить усугубление демографического кризиса в Челябинской области и подготовит условия к переходу от убыли населения к его приросту. Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 8. В настоящее время общество осознало масштабы демографического кризиса и имеет все предпосылки для реализации единой государственной демографической политики, основными приоритетами которой в Челябинской области должны стать: 1) снижение смертности и увеличение продолжительности жизни населения; 2) охрана материнства, отцовства и детства, поддержка и укрепление семьи и, как следствие, повышение рождаемости; 3) достижение миграционной привлекательности Челябинской области. 9. Основной целью государственной демографической политики в Челябинской области являются стабилизация численности населения и обеспечение условий для последующего устойчивого его прироста. 10. Исходя из основных приоритетов и целей государственной демографической политики, основными задачами демографической политики в Челябинской области являются: 1) снижение смертности и увеличение продолжительности жизни населения путем: создания условий для снижения материнской и младенческой смертности; пропаганды среди населения здорового образа жизни; создания условий для снижения смертности населения от неестественны (предотвратимых) причин; развития системы профилактики заболеваний и их выявления на ранней стадии; обеспечения доступности высокотехнологичных видов медицинской помощи; улучшения качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов; 2) повышение рождаемости, охрана материнства, отцовства и детства, поддержка и укрепление семьи путем: создания условий для улучшения репродуктивного здоровья населения; обеспечения прав на воспитание в семьях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создания для семьи условий, обеспечивающих возможность рождения и воспитания нескольких детей; обеспечения адресной помощи отдельным категориям семей (молодым семьям, семьям, проживающим в сельской местности, семьям, имеющим детей с нарушениями состояния здоровья, многодетным семьям); всестороннего укрепления института семьи как основы стабильности общества, создания условий для повышения авторитета института семьи и базовых семейных ценностей; 3) достижение миграционной привлекательности Челябинской области путем: создания условий для миграционного прироста населения с учетом необходимости увеличения трудовых ресурсов Челябинской области и привлечения в Челябинскую область квалифицированных специалистов, в том числе за счет внутренней миграции; создания условий для добровольного переселения в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом. Глава 4. СНИЖЕНИЕ СМЕРТНОСТИ И УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 11. Основные причины смертности населения Челябинской области, как и в целом населения России, не меняются многие десятилетия. Заболевания системы кровообращения стали причиной смерти более половины умерших - 53,6 процента (здесь и далее - по данным 2006 года). При этом в последние годы по данной причине умирают люди более молодого возраста. Другими наиболее распространенными причинами смерти являются злокачественные новообразования - 14,1 процента, неестественные причины (несчастные случаи, отравления, травмы, самоубийства) - 14,6 процента, которые распространены среди населения трудоспособного возраста, особенно среди мужчин (показатель в 4,7 раза выше, чем аналогичный показатель среди женщин). Уровень смертности сельских жителей выше, чем городских, что связано прежде всего с большей долей среди сельского населения людей пожилого возраста. 12. Вместе с тем ситуация с высокой смертностью населения Челябинской области не является необратимой. За последние полтора десятилетия смертность среди лиц моложе трудоспособного возраста (детей и подростков до 16 лет) сократилась в 1,7 раза при уменьшении общей численности этой возрастной группы в 1,5 раза. Начиная с 2004 года, отмечается общее снижение числа умерших. Меры, принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления по решению задачи сокращения материнской и младенческой смертности, позволили значительно улучшить демографические показатели. С 2005 года уровень младенческой смертности в Челябинской области снизился по сравнению со среднероссийским уровнем, составляющим 11 умерших детей до одного года на 1000 родившихся, и составил в 2006 году 9,2 умерших ребенка, а перинатальной смертности - 8,9 умерших ребенка. Одной из причин снижения младенческой смертности явилось успешное внедрение в родовспомогательных учреждениях грудного вскармливания и совместного пребывания матери и ребенка с момента его рождения. В рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения осуществляется внедрение родовых сертификатов. Увеличивается количество учреждений здравоохранения, аттестованных как "Больницы, доброжелательные к ребенку" (по программе Всемирной организации здравоохранения). В 2006 году в Челябинской области осуществляли деятельность 14 таких больниц. 13. Основными причинами смертности детей в возрасте до одного года были состояния, возникающие в перинатальный период, и аномалии развития, то есть причины, тесно связанные со здоровьем матери, а также уровень медицинского обслуживания детей. В связи с этим главным направлением в решении задачи снижения младенческой и материнской смертности стали меры по сохранению здоровья и повышению уровня медицинского обслуживания матери и ребенка. В условиях низкой рождаемости задачи сохранения жизни и здоровья новорожденных, снижения младенческой и материнской смертности становятся наиболее актуальными. Необходимо сохранение и дальнейшее развитие этого направления региональной демографической политики. 14. Важной составляющей снижения смертности и увеличения продолжительности жизни населения Челябинской области являются пропаганда среди населения здорового образа жизни, снижение смертности населения от неестественных (предотвратимых) причин, прежде всего путем совершенствования системы мер, направленных на профилактику явлений, наносящих ущерб здоровью (алкоголизма, наркомании и др.), пропаганда сознательного отношения людей к сохранению собственного здоровья, а также реализация органами государственной власти и местного самоуправления мер по развитию массовой физической культуры и спорта. Эффективная профилактическая работа может стать главным резервом в решении задачи сокращения смертности населения от предотвратимых причин. Особое внимание должно быть уделено снижению потребления алкогольной продукции и принятию мер, направленных на предотвращение пьянства и алкоголизма (контроль за качеством алкогольной продукции, за реализацией административных ограничений в сфере торговли и рекламирования алкогольной продукции и др.). При этом действия органов государственной власти и местного самоуправления должны сопровождаться осуществлением активного информационного воздействия, направленного на ориентацию населения на ограничение потребления алкогольной продукции. Для достижения эффективности профилактической работы и деятельности по пропаганде здорового образа жизни среди населения необходимы объединение и координация усилий органов государственной власти и местного самоуправления, общественности, религиозных и благотворительных организаций, средств массовой информации. 15. С целью снижения смертности населения необходимо продолжить реализацию мер, направленных на охрану и укрепление здоровья людей путем совершенствования организации и развития государственных и негосударственных форм оказания населению специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичные виды медицинской помощи, обеспечение их доступности для нуждающихся в дорогостоящем лечении. В целях своевременного выявления заболеваний и активного их лечения необходимо повысить роль и качество первичной медико-санитарной помощи, прежде всего в сельской местности, развивать стационарозаменяющие технологии. Необходимо дальнейшее развитие системы профилактики и раннего выявления заболеваний системы кровообращения, онкологических заболеваний, что позволит создать реальные предпосылки по снижению смертности населения от таких причин. 16. Важным фактором улучшения качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов является обеспечение доступности среды жизнедеятельности для таких категорий населения, что требует внедрения новых форм медико-социального обслуживания, дальнейшего развития системы реабилитации лиц с ограниченными возможностями, принятия других мер, направленных на создание максимальных возможностей по использованию их потенциала и увеличению продолжительности жизни таких категорий населения. 17. Основными направлениями деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по сокращению смертности и увеличению продолжительности жизни населения являются: 1) дальнейшее исполнение в Челябинской области мероприятий в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения; 2) повышение эффективности оказания медицинской помощи матерям и детям; 3) повышение качества и доступности медицинской помощи, в том числе высокотехнологичных видов медицинской помощи; 4) повышение приоритетности первичного звена здравоохранения; 5) совершенствование системы профилактических мероприятий, в том числе по медицинскому обследованию населения; 6) дальнейшее развитие системы оказания медицинской помощи больным, страдающим хроническими заболеваниями, и инвалидам и их реабилитации. Меры, предпринимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, должны привести к значительному сокращению числа умерших, прежде всего от неестественных (предотвратимых) причин, болезней системы кровообращения, и значительному увеличению продолжительности жизни южноуральцев. С 65 лет в настоящее время средняя продолжительность жизни должна увеличиться к 2010 году на три года. Глава 5. ПОВЫШЕНИЕ РОЖДАЕМОСТИ, ОХРАНА МАТЕРИНСТВА, ОТЦОВСТВА И ДЕТСТВА, ПОДДЕРЖКА И УКРЕПЛЕНИЕ СЕМЬИ 18. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года охрана материнства и детства, поддержка и укрепление семьи названы главными приоритетами в решении проблемы повышения рождаемости: "...никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране. Не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи". Сокращение численности населения России в значительной степени обусловлено резким ухудшением социально-экономических условий, снижением уровня и качества жизни людей в 90-х годах прошлого века. Многократный рост затрат на содержание и воспитание одного ребенка уменьшает среднедушевой доход семьи на одну треть, а назначаемые компенсационные выплаты лишь незначительно покрывают все возрастающее удорожание продуктов питания, товаров и услуг. Это вынуждает молодые семьи тщательно планировать размер семьи, время рождения детей и приводит к тому, что однодетные и даже бездетные семьи становятся нормой. Несмотря на возросшее на 20,8 процента за период 1991 - 2005 годов число женщин, находящихся в самом благоприятном для деторождения возрасте (20 - 29 лет), число рожденных ими детей уменьшилось за тот же период на 9,3 процента. Значительное повышение рождаемости отмечалось лишь в 80-е годы XX века, достигнув максимального показателя в 1983 году - 18 новорожденных на 1000 человек населения. Этот всплеск явился результатом осуществления мер государственной поддержки семей с детьми, прежде всего продления оплачиваемых отпусков по уходу за ребенком до полутора лет. В 90-х годах прошлого века происходит спад рождаемости, достигнув своего минимального значения в конце указанного периода - 8,5 случаев рождений на 1000 человек населения С 2001 года рождаемость растет и достигает в 2006 году показателя 10,7 случаев рождений (аналогичный показатель по Российской Федерации составляет 10,2; по Уральскому федеральному округу - 11,1). 19. Органами государственной власти Челябинской области проводится целенаправленная политика по охране материнства и детства. В Челябинской области успешно реализуется областная целевая программа "Дети Южного Урала" на 2006 - 2010 годы, составной частью которой являются пять подпрограмм, направленных на осуществление конкретных действий по охране материнства и детства, улучшению социально-экономического положения детей. Результатом действия областной целевой программы "Развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2006 - 2010 годы стало увеличение количества детей дошкольного возраста, посещающих учреждения дошкольного образования. В Челябинской области таких детей 75 процентов, что значительно превышает общероссийский показатель, составляющий 59 процентов. В Челябинской области создана и постоянно совершенствуется законодательная база по вопросам защиты прав детей, приняты законы "Об охране и защите прав детей в Челябинской области", "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области", "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав". В рамках областной целевой Программы реализации национального проекта "Здоровье" в Челябинской области на 2006 - 2007 и подпрограммы "Здоровый ребенок" областной целевой программы "Дети Южного Урала" на 2006 - 2010 годы ведется строительство, ремонт и оборудование детских медицинских учреждений, создается детский гематологический центр, беременные женщины и кормящие матери обеспечиваются витаминными и минеральными комплексами, дети до одного года из малообеспеченных семей получают бесплатное питание. В системе факторов, обеспечивающих повышение рождаемости в Челябинской области, важное значение имеет охрана репродуктивного здоровья населения, прежде всего детей и подростков, в том числе путем ранней диагностики и лечения заболеваний репродуктивной сферы, развития новых подходов к нравственному воспитанию, подготовке к семейной жизни. В настоящее время четыре лечебных учреждения подготовлены к аттестации на звание "Клиника, дружественная к подростку". В деятельности этих учреждений особое место занимает решение проблем сохранения и укрепления репродуктивного здоровья детей и подростков. Органам государственной власти и местного самоуправления необходимо уделять серьезное внимание дальнейшему развитию этого направления. 20. Важной составляющей института охраны детства является обеспечение государством гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьях. Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года определил необходимость создания единой программы стимулирования устройства на воспитание в семьях детей, оставшихся без попечения родителей, разрабатываемой и реализуемой совместно федеральными и региональными органами государственной власти. В Челябинской области реализуются следующие нормативные правовые акты, направленные на защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Закон Челябинской области "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Челябинской области "Об оплате труда приемных родителей и дополнительных мерах социальной поддержки приемных семей", подпрограммы "Дети-сироты", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" областной целевой программы "Дети Южного Урала" на 2006 - 2010 годы. С целью стимулирования устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи необходима государственная поддержки развития всех доступных форм семейного устройства, в том числе создания семей них воспитательных групп, материальной поддержки приемных и опекунских семей стимулирования усыновления детей прежде всего гражданами Российской Федерации. В настоящее время показатели устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют положительную динамику. В 2006 году были выявлены 2987 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 363 ребенка усыновлены российскими и иностранными гражданами, 17 детей устроены в семейные воспитательные группы, 1526 детей переданы под опеку, 362 ребенка возвращены в семьи. 21. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года Президент Российской Федерации подчеркивал, что "проблему низкой рождаемости невозможно решить без изменения отношения всего общества к семье и ее ценностям". Нельзя рассчитывать на то, что улучшение демографической ситуации, преодоление кризисных явлений произойдут автоматически, с улучшением общего социально-экономического положения в стране, наблюдаемым в последние годы. Процессы семейной деградации, негативные изменения структуры и функций семьи можно преодолеть только с помощью проведения комплексной государственной политики, направленной на возрождение и укрепление семьи как основного социального института, обеспечивающего демографическую и социальную стабильность общества. 22. Семья является непреходящей ценностью в жизни каждого человека, играет важную роль в развитии общества и государства, воспитании новых поколений, обеспечении социальной стабильности и прогресса. Именно в семье ребенок начинает осознавать себя личностью, частью общества, патриотом своего Отечества. Она дает ребенку и взрослому человеку чувство любви, защищенности, заботы, надежности, привязанности, обеспечивает связь поколений. Здоровая, крепкая, дружная, материально и нравственно благополучная семья - залог здоровья государства и общества. Семья несет в себе огромный социальный, экономический и культурный потенциал, который необходимо использовать для достижения нового качества современного российского общества, так как его построение невозможно без ответственного стремления граждан к созданию семьи, рождению и воспитанию детей. Поэтому создание благоприятных условий для сохранения и развития семьи - приоритетная задача государства. В современных условиях демографического кризиса одной из наиболее важных функций семьи становится демографическая - функция рождения и социализации детей. Для прогрессивного развития общества жизненно необходимо качественное воспроизводство населения, обеспечивающее экономическую, политическую и военную безопасность страны. Государство заинтересовано в здоровой, благополучной, активно действующей семье, способной обеспечить рождение и воспитание нравственно и физически здоровых детей. Именно такая семья может стать мощным фактором укрепления и стабильного развития всего общества. 23. На протяжении длительного периода времени поддержка семьи подменялась социальной поддержкой малообеспеченных семей, разрозненными мерами материальной помощи отдельным категориям семей (семьям с детьми-инвалидами, семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и др.), а также развитием системы обеспечения пособиями граждан, имеющих детей. Многие вопросы, в том числе стимулирования рождаемости, оказания психологической и медико-социальной помощи семьям, оставались вне сферы внимания государства. Такая политика не могла серьезно влиять на изменение демографической ситуации в стране. Углубляющийся демографический кризис привел к необходимости переориентации системы государственной поддержки семьи, основанной только на обеспечении социальными пособиями, на активизацию жизненного потенциала самой семьи. При этом поддержка государства направляется на содействие семье в самостоятельном решении ее собственных проблем, на поддержку семьи при сознательно сделанном выборе в пользу рождения и ответственного воспитания детей. 24. Кризис института семьи и семейных ценностей, рост негативных тенденций в сфере брачно-семейных отношений являются основными причинами низкой рождаемости как в целом по России, так и в Челябинской области. Динамика относительных показателей брачности (количество браков на 1000 человек населения) показывает, что за последние несколько десятков лет число браков, заключаемых в Челябинской области, сократилось вдвое и в настоящее время стабилизировалось на довольно низком уровне - 7,4 брака на 1000 человек населения. По данному показателю Челябинская область занимает 45 место среди субъектов Российской Федерации. Часто заключенные браки оказываются неустойчивыми. В 2006 году из 1000 заключенных браков пришелся 681 развод, что выше аналогичного показателя 1990 года в 1,7 раза, 1960 года - в 5,2 раза. При этом в сельской местности регистрируется разводов значительно меньше, чем в городах. Большую угрозу стабильности семьи представляет возросший фактор алкоголизма супругов. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей за содержание и воспитание детей, растет число семей, находящихся в социально опасном положении. На 1 января 2007 года в Челябинской области насчитывались 3496 семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения как семьи, находящиеся в социально опасном положении, в этих семьях воспитывались 6909 детей. По данным Главного управления внутренних дел по Челябинской области, в 2006 году 1268 родителей были лишены родительских прав, 138 уголовных дел были возбуждены в связи с неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, домашнее насилие стало распространенным явлением. Все эти явления разрушают основы семьи, семейного благополучия, угрожают социальной и демографической безопасности общества. 25. Политика органов государственной власти и местного самоуправления по поддержке и укреплению семьи является частью региональной социально-экономической политики, регулируется нормативными правовыми актами Челябинской области и направлена на оказание помощи различным категориям семей. Согласно результатам обследования "Семья и рождаемость", инициированного Фондом Организации Объединенных Наций в области народонаселения и проведенного Федеральной службой государственной статистики, в перечне мер, которые в наибольшей степени могли бы повлиять на решение семьи иметь большее число детей, прежде всего отмечалось предоставление семье жилищных субсидий на льготных условиях с частичным их погашением при рождении детей. Именно от успешного и своевременного решения жилищной проблемы во многом зависит вероятность появления в семье второго ребенка. На решение этой задачи направлена областная целевая Программа реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2006 - 2007 годы, включающая пять подпрограмм, из которых особое значение для решения демографической проблемы имеет подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая предоставление субсидий молодым семьям. 26. Важнейшее значение для обеспечения государственной поддержки семьи в сфере занятости и достижения экономической самостоятельности имеет реализация областной целевой Программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Челябинской области на 2006 - 2008 годы. По данным социологических исследований, проведенных в городах Челябинске, Магнитогорске, Миассе, 43 - 45 процентов руководителей предприятий составляют женщины, в сельских районах среди руководителей женщины составляют 60 - 65 процентов. В связи с этим в рамках указанной Программы реализуются мероприятия, направленные на развитие женского и семейного предпринимательства. Общий объем финансирования за счет средств областного бюджета мероприятий данной Программы по разделу "Развитие женского и семейного предпринимательства" в 2006 - 2008 годах составляет 33,2 млн. рублей, в том числе ежегодно выделяются гранты на сумму 7 млн. рублей для реализации перспективных проектов в сфере женского и семейного предпринимательства, оказывается содействие продвижению продукции субъектов женского и семейного предпринимательства на межрегиональный и областной рынки. Также в рамках указанной Программы выделяются средства для организации и проведения конкурса среди молодежи, многодетных родителей и инвалидов на получение субсидий для занятия предпринимательской деятельностью, что содействует занятости членов таких семей, как правило, испытывающих трудности в поиске работы. Серьезным экономическим подспорьем семье, имеющей детей, стало установление в Челябинской области выплат, компенсирующих часть родительской платы за содержание детей в учреждениях дошкольного образования: на одного ребенка - 20 процентов, на второго - 50 процентов, на третьего и последующих - 70 процентов 27. Вместе с тем, по результатам обследования "Семья и рождаемость" был сделан вывод о том, что для положительного изменения демографической динамики недостаточно мер государственной социально-экономической политики, направленной на создание семьям материальных условий для рождения желаемого числа детей. Необходим комплекс мероприятий, направленных на формирование у семьи устойчивой потребности в детях и изменение отношения к семье и семейным ценностей в целом. Семья и дети должны восприниматься обществом как главная и безусловная ценность. В целях общественного признания и уважения высокой роли материнства, повышения престижа семьи в Челябинской области учреждена награда за материнский труд - знак отличия Челябинской области "Материнская слава" трех степеней, которым могут быть награждены многодетные матери за заслуги в достойном воспитании детей и укреплении семейных традиций. На создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы по предупреждению семейного неблагополучия направлена областная целевая программа "Семьи и дети группы риска" на 2007 год. Программа предусматривает мероприятия по созданию благоприятных условий для сохранения и развития семей, укрепления и мобилизации внутреннего потенциала благополучных семей. 28. Основными направлениями региональной политики поддержки и укрепления семьи должны стать действия органов государственной власти и местного самоуправления, направленные на создание условий для укрепления материального и нравственного благополучия семьи, повышения авторитета семьи, материнства и отцовства, обеспечения условий по укреплению морально-нравственных устоев и экономической самостоятельности семьи. Только в этом случае семья сможет в полной мере выполнять возложенные на нее обществом репродуктивные функции. Вместе с тем действия органов государственной власти и местного самоуправления должны сочетаться с усилиями самих родителей, осознающих свою ответственность за воспитание детей, экономическое положение и духовно-нравственное состояние собственной семьи. Решение проблем семьи - это задача каждой семьи и всего общества в целом. Нужна консолидация всех здоровых сил общества, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих организаций, самих семей в деле стабилизации и кардинального улучшения положения семьи, повышения ее авторитета в обществе, что будет оказывать всестороннее воздействие на решение экономических, социальных и, главное, демографических проблем в Челябинской области. 29. Основными направлениями деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по повышению рождаемости, охране материнства, отцовства и детства, поддержке и укреплению семьи являются: 1) формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя и более детьми; 2) разработка стратегии и реализация региональной семейной политики, ориентированной на поддержку семей с детьми, содействие в формировании и развитии потенциала благополучных семей, укрепление и развитие семейных ценностей; 3) дальнейшее развитие системы оказания адресной государственной поддержки различным категориям семей с детьми, в том числе содействие доступности рынка жилья, развитие сферы дошкольного воспитания и образования, инфраструктуры семейного досуга и отдыха; 4) дальнейшее развитие системы мер поддержки молодых семей, в том числе путем развития ипотечного кредитования на льготных условиях, предоставления дополнительных субсидий за счет средств областного и местных бюджетов на приобретение и строительство жилья при рождении ребенка (детей), а также расширения объема и совершенствования качества медицинских, психологических, педагогических, юридических услуг; 5) улучшение медицинского обслуживания мужчин, женщин, детей и подростков, направленного на сохранение и укрепление их репродуктивного здоровья; 6) обеспечение лекарственными средствами, бесплатным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей первых лет жизни; 7) разработка стратегии и реализация региональной политики развития доступных форм устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 30. Активное проведение органами государственной власти и местного самоуправления политики охраны материнства, отцовства и детства, всесторонней поддержки семьи и укрепления семейных ценностей позволит уже в течение ближайших четырех лет дать такой прирост населения, который позволит обеспечить в Челябинской области воспроизводство населения и последующий переход к его приросту. Критерием успешности реализации региональной семейной политики должны стать сокращение числа нуждающихся и неблагополучных семей, семей, находящихся в социально опасном положении, рост числа благополучных семей, ответственно относящихся к рождению и воспитанию двух и более детей. Именно такие семьи должны стать реальной опорой обществу. Результатом проведения в Челябинской области комплекса мер государственной политики, направленной на стимулирование устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, станет сокращение в два раза количества таких детей, находящихся в государственных учреждениях (домах ребенка, приютах, детских домах), а также выполнение этими учреждениями новых функций, прежде всего методической и функции контроля за соблюдением прав детей при передаче их на воспитание в семьи. Глава 6. ДОСТИЖЕНИЕ МИГРАЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 31. Реалии настоящего времени таковы, что увеличение рождаемости, сокращение смертности не позволят сразу избежать естественной убыли населения. В ближайшие годы могут быть лишь замедлены ее темпы. Причины этого - в уменьшении доли детей в структуре населения и высокой смертности населения трудоспособного возраста и старших возрастных групп. С учетом этих обстоятельств прирост населения за счет иммиграции и сокращения эмиграционной убыли остаются важным направлением в решении демографической проблемы и развитии рынка труда Челябинской области. При этом в рамках реализации государственной демографической политики в Челябинской области необходимо осуществить оптимизацию миграционных процессов с целью достижения эффективного регулирования миграционных потоков и ускорения их социально-экономической адаптации. 32. Челябинская область является приграничным регионом, что определяет особенности реализации государственной миграционной политики на ее территории. Анализ миграционных показателей по Челябинской области за последние годы позволяет определить следующие особенности развития миграционных процессов: 1) в Челябинскую область преимущественно мигрируют люди трудоспособного возраста. Их доля в общем числе прибывших составила в 2005 году 73,6 процента; 2) уровень образования мигрантов в возрасте 14 лет и старше достаточно высок. В 2005 году доля лиц, имеющих высшее, неполное высшее и среднее образование, среди прибывших в Челябинскую область составила 54,5 процента; 3) по национальному составу большинство мигрантов составляют русские. В 2005 году их доля составила 63,8 процента; 4) активный приток мигрантов, происходивший в 90-е годы прошлого века, когда естественная убыль покрывалась миграционным приростом более чем на 18 процентов, сменился сначала миграционной убылью, а затем лишь незначительным миграционным приростом 2005 - 2006 годов. За два года миграционный прирост увеличился на 544 человека. 33. Основными направлениями деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по достижению миграционной привлекательности Челябинской области являются: 1) разработка стратегии и реализация региональной миграционной политики, ориентированной на содействие росту квалифицированной иммиграции, в том числе за счет прибывших из других регионов Российской Федерации и бывших соотечественников из стран СНГ, как одного из факторов сокращения естественной убыли населения и сбалансированного социально-экономического развития региона, 2) содействие ускорению социально-экономической адаптации мигрантов; 3) осуществление мер поддержки в сфере занятости мигрантов трудоспособного возраста, имеющих среднее профессиональное и высшее образование и квалификацию; 4) создание социально-экономических условий для сокращения миграционного оттока населения, сохранения научно-технического, трудового и интеллектуального потенциала Челябинской области; 5) осуществление мер по приоритетному привлечению мигрантов из других регионов Российской Федерации и бывших соотечественников из стран СНГ для проживания и занятости в сельской местности, в том числе путем предоставления финансовой помощи на приобретение и строительство жилья; 6) осуществление мер по предотвращению нелегальной миграции. Глава 7. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 34. Эффективные информационное обеспечение и научное обоснование являются важнейшим условием успешной реализации демографической политики в Челябинской области. 35. Важная роль в информационном обеспечении демографической политики в Челябинской области отводится органам государственной власти и местного самоуправления и средствам массовой информации. В целях информационного обеспечения демографической политики в Челябинской области предусматривается формирование информационной политики, направленной на освещение позитивной направленности, обеспечивающей пропаганду здорового образа жизни, формирование у людей ответственного отношения к своему здоровью и здоровью членов семьи, повышение общественного престижа благополучной семьи с несколькими детьми, пропаганду семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 36. Основными направлениями информационного обеспечения государственной демографической политики в Челябинской области являются: 1) проведение широкой информационно-разъяснительной работы, направленной на возрастание доверия общества к реализации в Челябинской области государственной демографической политики; 2) ориентация информационной политики органов государственной власти и местного самоуправления на пропаганду позитивных явлений в сфере демографии, укрепления семьи и повышения авторитета семьи и материнства в обществе, регулярное освещение таких явлений в средствах массовой информации; 3) увеличение объема социальной рекламы, в том числе на основе размещения заказов для областных государственных или муниципальных нужд; 4) обеспечение защиты общества, прежде всего детей, от информации, наносящей вред их психическому и физическому здоровью, от пропаганды и агитации, направленных на дискредитацию семейных и нравственных ценностей, на насаждение жестокости, насилия, антиобщественных поступков и явлений. 37. С целью научного обоснования демографической политики в Челябинской области предусматривается активизация научных исследований в области демографии, семейной политики, развития человеческого капитала. Глава 8. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ 38. Реализация Концепции предполагает: 1) объединение усилий и координацию действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, благотворительных, иных некоммерческих организаций, представителей социально ответственного бизнеса по реализации государственной демографической политики в Челябинской области, направленной на снижение смертности и увеличение продолжительности жизни населения, повышение рождаемости, охрану материнства, отцовства и детства, поддержку и укрепление семьи, достижение миграционной привлекательности Челябинской области; 2) разработку планов (программ) по реализации демографической политики в Челябинской области, в муниципальных образованиях Челябинской области, в том числе областных и муниципальных целевых программ в сфере социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, занятости населения, молодежной политики; 3) научную и общественную экспертизу планируемых законодательных и управленческих решений с учетом их воздействия на демографическую ситуацию в Челябинской области. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|