Расширенный поиск
Постановление Губернатора Тюменской области от 07.12.1998 № 200 ГУБЕРНАТОР ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07.12.1998 г. N 200 г.Тюмень
Утратило силу - Постановление Губернатора Тюменской области
от 18.11.2016 № 208
Об областной Программе
государственной поддержки
развития местного
самоуправления
Во исполнение распоряжения Губернатора области от 15.06.98 N 428-р "Об областной целевой программе государственной поддержки и развития местного самоуправления", в целях комплексного становления и развития местного самоуправления в области: 1. Утвердить областную Программу государственной поддержки развития местного самоуправления (генеральный заказчик Программы Комитет по местному самоуправлению и муниципальной реформе (Рябченюк Ю.В.). 2. Органам местного самоуправления оказывать содействие в реализации программных мероприятий. 3. Комитету финансов (Фазлеев К.М.), Департаменту экономики Администрации области (Чикирев С.С.) осуществлять финансирование Программы, начиная с 1999 года, исходя из возможностей доходной части бюджета и ежегодно уточняемого перечня программных мероприятий. 4. Предоставить Комитету по местному самоуправлению и муниципальной реформе право ежегодно вносить изменения и уточнения в перечень и сроки реализации программных мероприятий, исходя из фактической реализации Программы и во взаимосвязи с ежегодными программами законопроектных работ Администрации области. 5. Контроль за исполнением Программы возложить на Волкову Л.Д., заместителя Губернатора области. Губернатор области Л.Ю. Рокецкий __________________
Утверждена
Постановлением
Губернатора Тюменской области
от 7 декабря 1998 г. N 200
ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1. Общие положения.
Анализ исходного состояния
Местное самоуправление как форма народовластия в Тюменской области в основном состоялось. Дальнейшее развитие системы было и остается одним из приоритетных направлений в деятельности Администрации Тюменской области. Поддержка развития местного самоуправления со стороны государства осуществляется через реализацию региональных целевых программ. В этом заключается конституционная функция органов государственной власти по отношению к институту местного самоуправления. Областная программа поддержки развития местного самоуправления в Тюменской области (далее - Программа) разработана на основании распоряжения Губернатора области от 15.06.98 N 428-р с целью реализации положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указа Президента "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации" от 11.06.97, Закона Тюменской области "О местном самоуправлении" и Устава Тюменской области в соответствии с Законом Тюменской области "О формировании и финансировании областных программ".
В настоящей Программе определяются основные направления поддержки развития местного самоуправления со стороны органов государственной власти Тюменской области на период до 2001 года. Программа призвана способствовать реализации государственной политики органов власти Тюменской области в отношении местного самоуправления. Финансирование Программы ежегодно уточняется, исходя из результатов ее исполнения и изменений социально-экономической ситуации в Тюменской области. Анализ состояния системы местного самоуправления в Тюменской области приведен в приложении 1. 2. Цели и задачи
Цель: обеспечение последовательного развития реального демократического самоуправления в Тюменской области. Основные задачи:
- обеспечение государственных гарантий развития института местного самоуправления; - совершенствование правовой основы деятельности местного самоуправления; - создание условий для финансовой и экономической самостоятельности муниципальных образований; - создание системы организационно-методического и информационного обеспечения органов местного самоуправления. 3. Перечень мероприятий и работ
3.1. Нормативно-правовое обеспечение
Разграничение полномочий между органами государственной власти Тюменской области и органами местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Тюменской области. 3.2. Финансово-экономические основы
Обеспечение принципа соответствия финансово-экономических ресурсов местного самоуправления исполняемым функциям. Создание условий для бездотационного наполнения бюджетов местного самоуправления. Оказание организационной и методической помощи органам местного самоуправления в создании системы учета социально - экономических показателей. 3.3. Организационно-методическое обеспечение
Разработка и реализация системы методических рекомендаций для органов местного самоуправления. Разработка системы анализа, обобщения и обмена опытом деятельности органов местного самоуправления. 3.4. Информационное обеспечение
Создание новых и развитие действующих информационных сетей, их сопряжение с федеральными информационными системами. Оказание финансовой и технической помощи органам местного самоуправления в приобретении программных средств и вычислительной техники. 3.5. Подготовка и повышение квалификации кадров
Реализация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации депутатов, выборных должностных лиц муниципального образования и муниципальных служащих. Создание системы областных консультационных центров и центров переподготовки. Полный перечень мероприятий и работ приведен в приложении 2.
4. Механизм осуществления Программы
4.1. Формы и методы реализации
В целях реализации Программы осуществляются:
- разработка и издание органами государственной власти Тюменской области областных законов и принятие в соответствии с ними иных правовых актов по вопросам местного самоуправления; - оказание научной организационно-методической помощи органам местного самоуправления по вопросам местного самоуправления; - разработка форм взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимательскими структурами, методов увеличения доходной части местных бюджетов; - организация подготовки и переподготовки кадров для работы в органах местного самоуправления; - создание информационных сетей для органов местного самоуправления; - координация деятельности органов исполнительной и законодательной властей Тюменской области по вопросам развития института местного самоуправления; - сотрудничество с союзами и ассоциациями органов местного самоуправления. 4.2. Механизм управления Программой
Генеральным Заказчиком Программы распоряжением Губернатора Тюменской области определен Комитет по местному самоуправлению и муниципальной реформе Администрации Тюменской области. Генеральный Заказчик:
- ежеквартально представляет Губернатору области, в Департамент экономики и Комитет финансов сводную информацию о ходе реализации Программы; - готовит сводную годовую заявку на финансируемые Программой мероприятия и график поквартально перечисляемых средств; - организует и контролирует работу исполнителей программных мероприятий в соответствии с договорами; - выполняет иные функции, определенные Положением о порядке отбора проблем, разработке, утверждению, механизма реализации и финансирования областных целевых программ (постановление Администрации области от 23.11.95 N 69). 4.3. Основные этапы реализации Программы
Программой предусматриваются два этапа ее исполнения:
первый этап (1998 - 1999 годы) - создание условий для развития системы местного самоуправления: - закрепление правовых гарантий местного самоуправления;
- разграничение финансовых и материальных средств между органами государственной власти Тюменской области и органами местного самоуправления; - создание системы кадрового и информационного обеспечения;
второй этап (1999 - 2000 годы):
- разработка детального плана мероприятий на 2000 и последующие годы по реальному развитию системы местного самоуправления; - реализация программных мероприятий по развитию системы местного самоуправления. 4.4. Основные исполнители программных мероприятий:
- органы государственной власти Тюменской области, в т.ч. Комитет по местному самоуправлению и муниципальной реформе (КМСУ); - органы местного самоуправления, их союзы и ассоциации;
- союзы, ассоциации и иные объединения предпринимателей области; - специализированные исследовательские, информационные центры и образовательные учреждения России и Тюменской области. Контроль за исполнением Программы возлагается на Комитет по местному самоуправлению и муниципальной реформе Администрации области. 5. Ресурсное обеспечение Программы
(в ценах 1998 года)
----T----------------T----------T----------T---------------------¬ ¦N ¦ ¦Источники ¦Форма ¦Финансовые затраты, ¦ ¦п/п¦ ¦финансиро-¦финансиро-¦тыс. руб. ¦ ¦ ¦ ¦вания ¦вания +------T--------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Всего ¦В том числе по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на ¦годам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦период+----T----T----+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реали-¦1998¦1999¦2000¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Прог- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦раммы ¦ ¦ ¦ ¦ +---+----------------+----------+----------+------+----+----+----+ ¦1 ¦По Программе в ¦Всего, ¦ ¦ 9560 ¦105 ¦3790¦5665¦ ¦ ¦целом ¦из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1. Федера-¦Субвенции ¦ 160 ¦ 65 ¦ 50¦ 45¦ ¦ ¦ ¦льные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2. Област-¦Субвенции ¦ 4155 ¦ 40 ¦2560¦1555¦ ¦ ¦ ¦ной бюджет¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3. Местные¦Субвенции ¦ 225 ¦ - ¦ 160¦ 65¦ ¦ ¦ ¦бюджеты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4. Внебюд-¦Привлечен-¦ 5020 ¦ - ¦1020¦4000¦ ¦ ¦ ¦жетные ¦ные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦источники ¦средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+----------------+----------+----------+------+----+----+----+ ¦2 ¦Программные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.1¦Нормативно - ¦Всего, ¦ ¦ 290 ¦ - ¦ 200¦ 90¦ ¦ ¦правовое ¦из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечение ¦Областной ¦Субвенции ¦ 290 ¦ - ¦ 200¦ 90¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.2¦Финансово - ¦Всего, ¦ ¦ 6325 ¦ 95 ¦2035¦4195¦ ¦ ¦экономические ¦из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦основы ¦Федераль- ¦Субвенции ¦ 160 ¦ 65 ¦ 50¦ 45¦ ¦ ¦ ¦ные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Областной ¦Субвенции ¦ 945 ¦ 30 ¦ 815¦ 100¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Местные ¦Субвенции ¦ 200 ¦ - ¦ 150¦ 50¦ ¦ ¦ ¦бюджеты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Внебюджет-¦Привлечен-¦ 5020 ¦ - ¦1020¦4000¦ ¦ ¦ ¦ные ¦ные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦источники ¦средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.3¦Организационно -¦Всего, ¦ ¦ 705 ¦ - ¦ 335¦ 370¦ ¦ ¦методическое ¦из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечение ¦Областной ¦ ¦ 680 ¦ - ¦ 325¦ 355¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Местные ¦ ¦ 25 ¦ - ¦ 10¦ 15¦ ¦ ¦ ¦бюджеты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.4¦Информационное ¦Всего, ¦ ¦ 240 ¦ 10 ¦ 220¦ 10¦ ¦ ¦обеспечение ¦из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Областной ¦ ¦ 240 ¦ 10 ¦ 220¦ 10¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.5¦Подготовка и ¦Всего, ¦ ¦ 2000 ¦ - ¦1000¦1000¦ ¦ ¦повышение ¦из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦квалификации ¦Областной ¦ ¦ 2000 ¦ - ¦1000¦1000¦ ¦ ¦кадров ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---+----------------+----------+----------+------+----+----+----- 6. Эффект, ожидаемый от реализации Программы
Реализация Программы позволит получить:
социальный эффект:
- повышение уровня жизни населения;
экономический эффект:
- создание финансово-экономической основы деятельности органов местного самоуправления; - привлечение инвестиций в экономику муниципальных образований; эффект в правовой сфере:
- создание необходимой нормативно-правовой базы организации деятельности местного самоуправления. Приложение N 1
к областной Программе
государственной поддержки
развития местного
самоуправления
АНАЛИЗ
СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Местное самоуправление является одним из важнейших общественно-государственных институтов и обеспечивает право и реальную возможность населению самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения. Оно составляет одну из основ демократического строя, а право граждан участвовать в управлении общественными делами относится к общим демократическим принципам и непосредственно может быть реализовано именно на местном уровне. Развитое местное самоуправление является одной из наиболее надежных гарантий обеспечения целостности государства, поскольку муниципальная власть прямо заинтересована в государственной поддержке, способной обеспечивать социальные стандарты жизни граждан. Местное самоуправление является наиболее эффективным способом решения основного круга вопросов жизнедеятельности населения, заинтересовано в сотрудничестве и развитии межмуниципальных связей и тем самым становится стабилизатором общества, сглаживающим остроту кризисов общегосударственного значения. Президентом РФ в Указе от 11 июня 1997 г. N 586 "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в РФ", отмечено, что первый этап реформы местного самоуправления в большинстве субъектов Российской Федерации завершен. Учитывая особое значение становления местного самоуправления, как одного из основных направлений государственного строительства, а также роль органов местного самоуправления в проведении социально-экономических преобразований. Указом предписывается, что "активное содействие становлению и развитию местного самоуправления в Российской Федерации считать приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации". На 01.07.98 по югу Тюменской области насчитывается 295 муниципальных образований, 317 сельских администраций, 1334 сельских населенных пунктов, в которых проживает 1350,6 тыс. человек. В разрезе городов и районов указанные выше данные распределяются следующим образом: ----------------T-------------T-----------T----------T-----------¬ ¦Город, район ¦Число ¦Число ¦Число ¦Численность¦ ¦ ¦муниципальных¦сельских ¦сельских ¦населения, ¦ ¦ ¦образований ¦администра-¦населенных¦тыс. чел. ¦ ¦ ¦ ¦ций ¦пунктов ¦ ¦ +---------------+-------------+-----------+----------+-----------+ ¦Города ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+-------------+-----------+----------+-----------+ ¦Тюмень ¦ 1 ¦ 4 ¦ 26 ¦ 553,6 ¦ ¦Заводоуковск ¦ 1 ¦ 16 ¦ 48 ¦ 50,2 ¦ ¦Ишим ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ 61,9 ¦ ¦Тобольск ¦ 1 ¦ - ¦ 7 ¦ 116,5 ¦ ¦Ялуторовск ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ 37,3 ¦ +---------------+-------------+-----------+----------+-----------+ ¦Административные районы ¦
+---------------T-------------T-----------T----------T-----------+ ¦Абатский ¦ 13 ¦ 13 ¦ 65 ¦ 26,8 ¦ ¦Армизонский ¦ 10 ¦ 10 ¦ 35 ¦ 13,1 ¦ ¦Аромашевский ¦ 11 ¦ 11 ¦ 43 ¦ 16,2 ¦ ¦Бердюжский ¦ 9 ¦ 9 ¦ 33 ¦ 14,5 ¦ ¦Вагайский ¦ 19 ¦ 19 ¦ 135 ¦ 26,6 ¦ ¦Викуловский ¦ 14 ¦ 14 ¦ 58 ¦ 20,5 ¦ ¦Голышмановский ¦ 16 ¦ 15 ¦ 66 ¦ 29,5 ¦ ¦Исетский ¦ 16 ¦ 16 ¦ 41 ¦ 27,5 ¦ ¦Ишимский ¦ 22 ¦ 22 ¦ 90 ¦ 36,6 ¦ ¦Казанский ¦ 14 ¦ 14 ¦ 40 ¦ 25,1 ¦ ¦Нижнетавдинский¦ 17 ¦ 17 ¦ 82 ¦ 26,7 ¦ ¦Омутинский ¦ 8 ¦ 8 ¦ 39 ¦ 23,4 ¦ ¦Сладковский ¦ 11 ¦ 11 ¦ 49 ¦ 17,1 ¦ ¦Сорокинский ¦ 9 ¦ 9 ¦ 33 ¦ 12,9 ¦ ¦Тобольский ¦ 22 ¦ 22 ¦ 123 ¦ 25,8 ¦ ¦Тюменский ¦ 24 ¦ 21 ¦ 72 ¦ 90,3 ¦ ¦Уватский ¦ 1 ¦ 12 ¦ 47 ¦ 19,9 ¦ ¦Упоровский ¦ 14 ¦ 14 ¦ 57 ¦ 21,8 ¦ ¦Юргинский ¦ 11 ¦ 11 ¦ 33 ¦ 14,9 ¦ ¦Ялуторовский ¦ 15 ¦ 15 ¦ 38 ¦ 16,7 ¦ ¦Ярковский ¦ 14 ¦ 14 ¦ 74 ¦ 25,2 ¦ +---------------+-------------+-----------+----------+-----------+ ¦Итого ¦ 295 ¦ 317 ¦ 1334 ¦ 1350,6 ¦ L---------------+-------------+-----------+----------+------------ В составе руководителей муниципальных образований:
- женщин - 22 %;
- мужчин - 78 %;
- в возрасте до 30 лет - 1 %;
- до 50 лет - 80 %;
- свыше 50 лет - 19 %;
- образование высшее - 46 %;
- среднее специальное - 40 %;
- среднее - 11 %;
- незаконченное среднее - 3 %.
Говоря о достигнутых результатах реформы местного самоуправления, можно отметить следующее: Выбор в каждом из административных районов своей модели организации местного самоуправления, наиболее соответствующей конкретным местным условиям, подтвердил целесообразность установления принципов разнообразия моделей организации местного самоуправления и самостоятельности населения в определении структуры органов местного самоуправления. Наличие у органов местного самоуправления собственной компетенции, права на самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность и децентрализация бюджета позволяют активизировать деятельность органов местного самоуправления в направлении изыскания местных ресурсов развития. Активное включение населения в осуществление местного самоуправления, в том числе в процесс формирования муниципальных образований, положительно влияет на рост доверия населения к действующей местной власти. Положено начало формированию управленцев нового типа - глав администраций, основная деятельность которых будет направлена на создание условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований области. За прошедший период в целях более тесного взаимодействия с органами местного самоуправления были приняты меры к установлению постоянных контактов с ассоциациями, объединяющими различные органы местного самоуправления. Шагом в направлении реформы местного самоуправления стало создание Совета по местному самоуправлению и Комитета по местному самоуправлению и муниципальной реформе Администрации области. Несмотря на некоторые организационные трудности, сегодня можно сказать, что существует орган, интегрирующий различные взгляды по проблемам организации и деятельности местного самоуправления. Вместе с тем, деятельность указанного выше Совета практически не осуществлялась. С принятием Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Областного закона "О местном самоуправлении", которые, как известно, установили компетенцию органов местного самоуправления, начался процесс формирования собственной компетенции муниципальных образований. К настоящему времени процесс принятия в свою компетенцию органами местного самоуправления той части предметов ведения и полномочий, которая отнесена законом к вопросам местного значения, практически завершен. Начался и идет процесс формирования финансово-экономической основы местного самоуправления. Этот процесс включает в себя: формирование законодательства в сфере бюджетных прав местного самоуправления; закрепление необходимых доходных источников за местными бюджетами; передачу объектов государственной собственности в собственность муниципальных образований и др. Имеющиеся в настоящий момент проблемные вопросы по реализации основных направлений государственной политики в области местного самоуправления в большинстве случаев являются следствием существовавшей в последние десятилетия монополии государственного управления всеми сферами жизни и деятельности общества. Среди таких проблем в первую очередь необходимо назвать: в правовой сфере:
Отсутствие согласованного всеми слоями общества понимания политической структуры государства, роли и места различных форм власти и уровней управления, принципов разделения между ними властных полномочий и их взаимодействия; несовершенство и незавершенность правового пространства привели к тому, что к настоящему времени на областном уровне не завершено формирование необходимой правовой основы местного самоуправления, а следовательно в самое ближайшее время необходимо принять целый ряд областных законов. Остается проблема, связанная с незавершенностью процесса разделения компетенции органов местного самоуправления и органов государственной власти. По-прежнему не переданы в соответствии с законом, но исполняемые (по факту) органами местного самоуправления, отдельные государственные полномочия (такие как государственная регистрация, ведение государственного архива, осуществление гражданской обороны, воинского учета и др.). Стратегически важно продолжать дальнейшее развитие реформ местного самоуправления как важнейшего элемента основ конституционного строя, однако, учитывая то, что процесс формирования законодательства достаточно длительный, есть основания предположить, что органы местного самоуправления в этом финансовом году не будут иметь реальной возможности осуществлять местное самоуправление в том виде, как это предусмотрено Конституцией и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В финансово-экономической сфере:
Формирование финансово-экономической основы местного самоуправления - это самый сложный вопрос реформы местных властей. От успешного решения этого вопроса зависит судьба всей реформы в целом. Темпы развития процесса формирования финансово-экономической основы местного самоуправления недостаточны и над органами местного самоуправления постоянно висит угроза оказаться перед фактом собственной недееспособности. В современной системе управления экономическими процессами в области, как и повсюду в России, сохранились элементы сверх централизованной системы управления, препятствующие в полной мере использовать потенциал местного самоуправления, в частности более эффективно использовать местные ресурсы. В значительной степени этому также препятствуют несоответствие финансовых и материальных ресурсов местного самоуправления исполняемым функциям, особенно в части содержания объектов социально-культурного назначения; незавершенность формирования муниципальной собственности, в том числе муниципальных земель; незавершенность формирования законодательства, закрепляющего за уровнями власти доходные источники и, как следствие, уменьшение доли закрепленных доходных источников в структуре местных бюджетов; невозможность реализации конституционного права органов местного самоуправления на установление местных налогов до изменения бюджетного и налогового законодательства; отсутствие реальных механизмов компенсации органам местного самоуправления дополнительных затрат из средств местных бюджетов, возникших в результате решений органов государственной власти. Дальнейшее развитие реформы местного самоуправления должно быть направлено прежде всего на решение задач по созданию финансово-экономической основы местного самоуправления, формирование собственности муниципальных образований, организацию эффективного, согласованного взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления. Сегодня в разрезе конкретных территорий отсутствует полный муниципальный статистический учет населения и трудовых ресурсов и это лишает руководителей местного самоуправления возможности оперативного управления процессами для снижения безработицы и другими, связанными с населением, проблемами. Наличие полной информации по проживающему населению позволило бы органам местного самоуправления: осуществлять дальнейший мониторинг в динамике демографических и квалификационных процессов человеческого потенциала; планировать мероприятия по привлечению профессиональных кадров в местные поселения; выделять льготные категории граждан, сумму оказания необходимой помощи; иметь возможность органам местного самоуправления и региональным органам государственной власти составлять индикаторы определения инвестиционной привлекательности местных и региональных проектов. Каждая территория местного самоуправления области имеет свой природно-ресурсный потенциал. Анализируя природно-ресурсный потенциал территории, необходимо опираться на такую модель хозяйствования, которая позволила бы обеспечить рост экономического потенциала. Одним из условий экономического развития местных поселений является наличие у них и обладание достаточными природными ресурсами и ведение политики рационального природопользования. Без планирования, основанного на прогнозе воспроизводства, развития местных производительных сил, невозможно долгосрочное эффективное управление собственной территорией. Сегодня в большинстве местных поселений отсутствуют современные данные о разведанных и эксплуатируемых месторождениях полезных ископаемых. Не рассчитан сводный потенциал местных минерально-сырьевых ресурсов, не выделен в том числе экспортный потенциал. Нет на территориях механизма действенного контроля за рациональной разработкой действующих месторождений со стороны местных органов власти. Крайне необходимо в разрезе территорий проведение исследований по определению современных данных о наличии месторождений, определение сводного потенциала минерально- сырьевых ресурсов территории. Нужна ревизия состояния глубинных водных скважин. Очень важна разработка механизма контроля за рациональным природопользованием. Наличие современной информации по земельному фонду позволило бы местным органам власти: создать систему управления земельными ресурсами; создать реальную базу налогообложения земли; определить потребности реальных пользователей земли; снизить количество земельных споров. В настоящее время идет процесс наделения собственностью муниципальных образований на территории области. Имуществом, закрепленным в собственность муниципальных образований, будут владеть, распоряжаться и пользоваться в качестве собственника жители соответствующих административных территорий области через органы местного самоуправления, поэтому очень важно более грамотно вести процесс формирования собственности муниципальных образований. Органам местного самоуправления, необходима помощь в разработке пакета примерных документов о муниципальном предприятии или учреждении, о порядке взаимоотношений с предприятиями и организациями других форм собственности на территории местного поселения, о муниципальном заказе поселка (или города) и других. Развитие местного самоуправления зависит от правильно сформированной, экономически обоснованной градостроительной деятельности на территории местного самоуправления, регулирование которой ведется посредством комплексной градостроительной документации, генерального плана застройки, учитывающих все особенности историко-культурного, демографического, ландшафтного и т.п. состояния территории. Сегодня местные органы власти нуждаются в помощи по разработке системы соглашений для инженерного обслуживания поселений в едином технологическом жизнеобеспечивающем режиме. Для успешного хода жилищной реформы необходимо создание системы внедрения приборов учета расхода тепла, воды, газа, электрической энергии, других услуг. Проблемой является отсутствие средств как для осуществления собственных полномочий, так и для исполнения отдельных государственных полномочий и решений, принятых органами государственной власти. Для укрепления финансовой устойчивости местного самоуправления важнейшее значение имеет рост доходности налогооблагаемой базы, то есть экономическое развитие хозяйствующих субъектов, расположенных на местной территории. Местные органы самоуправления при разработке программ поддержки местных хозяйствующих субъектов могут выявить реальные точки экономического роста благосостояния населения. Содействием со стороны органов местного самоуправления по развитию интеграционных связей между товаропроизводителями и потребителями могла бы стать, в том числе, организация размещения муниципального заказа (в том числе на конкурсной основе) предприятиям - исполнителям. Усиление экономической самостоятельности области в решении собственных проблем социально-экономического развития включает ее право на выработку и проведение самостоятельной финансовой политики, главной задачей которой должен быть поиск таких условий, которые бы содействовали созданию и устойчивому развитию экономико-финансовой базы органов местного самоуправления, и на этой основе достижение социальных целей и рост благосостояния населения. При разграничении налоговых источников по уровням власти важно просчитать баланс между способностью собрать необходимые финансовые средства местным самоуправлением и объемом принятых обязательств, отраженных в расходной части их бюджетов. Муниципальная собственность, закрепленная в полном соответствии с требованиями существующих законов, является первой реальной основой для расчета местных бюджетов. В настоящее время, без законодательно закрепленных социальных стандартов минимальной обеспеченности одного жителя области, практически невозможно провести взвешенный расчет проектов бюджета органов местного самоуправления. Коэффициенты вариации, которые могут быть применены при расчете объема расходов минимального местного бюджета, отражают отличие фактической обеспеченности конкретных территорий местного самоуправления объектами социальной сферы и душевых расходов бюджета от средней обеспеченности по области объектами социальной сферы и среднеобластных душевых расходов. Конечной целью региональной политики в отношении местного самоуправления должно стать обеспечение юридически и социально защищенного стандарта уровня жизни граждан. Для ограничения возможности рискованного использования средств местных бюджетов в области необходимо выработать политику создания собственных институтов местных финансов. Решение проблем финансового блока органов местного самоуправления главным образом концентрируется вокруг бюджетного процесса, в том числе выработки бюджетного регламента. Большая, прежде всего консультационная, помощь требуется местным органам власти в связи с реализацией их права участия в финансово - кредитных отношениях. В этой связи важно экономически правильно определить целесообразность создания местных казначейств, муниципальных банков, местных счетных палат, клиринговых палат и т.д. Отдельный блок документов потребуется для организации выпуска муниципальных ценных бумаг, проведения займов, лотерей, местных аукционов. Реальное расширение налогооблагаемой базы может дать лишь развитие в муниципальных образованиях предпринимательства, прежде всего малого бизнеса. Однако, как показывает анализ развития малого предпринимательства на юге Тюменской области, сектор индивидуальных производителей и различных форм их объединений еще слаб. Можно указать главные причины, тормозящие предпринимательство: чрезмерные изъятия доходов через высокие налоговые ставки, которые не стимулируют роста производства, инвестирования и резко ограничивают платежеспособный спрос; отсутствие муниципальной статистики; отсутствие разработанных норм взаимоотношений местного самоуправления и малого предпринимательства; методы управления, игнорирующие интересы предпринимательства к созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, организационная структура рыночных отношений и т.д.), обслуживающей и реализующей этот процесс; сложности формирования первоначального капитала для массового предпринимательства; высокие проценты за кредиты и нежелание коммерческих банков инвестировать ресурсы в малый бизнес. Эти недостатки приводят к серьезным трудностям в работе предпринимателей и не могут быть устранены в относительно короткие сроки. В условиях ограниченности финансовых ресурсов области решение ключевых проблем в развитии малого бизнеса целесообразно осуществлять на региональном уровне, так как многие проблемы носят местный характер и могут быть устранены усилиями органов местного самоуправления. Можно выделить следующие основные формы воздействия органов местного самоуправления на развитие предпринимательства: финансовая и организационная поддержка. Финансовая помощь малым предприятиям может предоставляться через различные общественные структуры, финансовые фонды, коммерческие банки, центры и ассоциации малого бизнеса, кредитные союзы, средства самонакопления органов местного самоуправления, льготное налогообложение и кредитование, систему лизинга. Учитывая недостаток финансовых ресурсов у местных органов власти и необходимость расширения производственного сектора малого предпринимательства, особый упор целесообразно сделать на стимулирование лизинговой деятельности банков и других финансовых институтов, развитие системы кредитных союзов. В отличие от прямого финансирования, финансовый лизинг гарантирует целевое использование инвестиций в развитие производственной сферы исключительно экономическими методами без создания дополнительных административно-контролирующих органов. Кредитные союзы, в соответствии с принципами своей деятельности, позволят аккумулировать и использовать в инвестиционном процессе находящиеся у предпринимателей и, что самое главное, у населения денежные средства. Организационная поддержка развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях заключается в разработке и реализации мероприятий по содействию обеспечения субъектов малого предпринимательства производственными, офисными и иными площадями, расширением сферы обслуживания, в том числе оказанием бухгалтерских и аудиторских услуг, управленческого консультирования, использованием рекламной и маркетинговой деятельности. Территориальные и организационные проблемы:
В настоящее время у местных сообществ нет четкости по границам своих территорий, им необходима помощь по разработке картографических схем с учетом современных требований. Огромное значение имеет содействие формированию современного информационного пространства для совместного сотрудничества органов государственной власти и местного самоуправления. Проблемой остается подготовка кадров для органов местного самоуправления. К настоящему моменту до конца не решен вопрос о территориальной основе местного самоуправления. Несмотря на то, что концепция местного самоуправления в основном сформировалась, подход к формированию территориальной основы местного самоуправления не одинаков. При этом следует отметить, что какая бы точка зрения не взяла верх, Конституция России и федеральное законодательство гарантируют право поселений (городских и сельских) на осуществление местного самоуправления в любых формах. На основании изложенного есть все основания выделить основные задачи, требующие незамедлительного решения. Представляется, что в качестве первоочередных мер, обеспечивающих успешное продолжение реформы местных властей, необходимо: 1. Обеспечить координацию деятельности органов государственной исполнительной власти, а также взаимодействие исполнительной и законодательной власти по вопросам развития муниципальной реформы. 2. Завершить в основном формирование областного законодательства в части муниципального права и в первую очередь в сфере налоговых, финансовых и бюджетных отношений. 3. Для возможности оперативного управления процессами, связанными с населением, организация конкретных совместных мероприятий органами местного и государственного управления, прежде всего, проведение исследования по четкому определению: наличия населения (половозрастной состав); характера занятий трудоспособного населения; социально ослабленных групп населения; профессиональной структуры населения. 4. Обеспечить формирование муниципальной собственности, и в этой связи в целях создания подлинных условий на территориях местного самоуправления для реализации конституционных прав граждан на землю, проведения грамотной политики землепользования, органам местной и государственной власти выполнить следующее: - провести полную инвентаризацию земельного фонда территорий, составить земельные кадастры; - по результатам инвентаризации определить режим особого использования и выделить земли: природоохранного назначения (заказники, запретные и нерестоохранные полосы, полосы земель под защитными лесами); оздоровительного назначения (лечебные источники, залежи лечебных грязей). 5. В целях сглаживания резких перепадов экономических потенциалов местных поселений государственным органам власти области необходимо: - закрепление доли от федеральных и областных налогов за местными бюджетами (дифференцировано): на постоянной, долгосрочной и временной основах; - оказание консультационной помощи местным органам власти в принятии мер по увеличению собственных доходных источников бюджетов. 6. Сформировать механизмы гарантирующие компенсацию дополнительных расходов муниципальных образований, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. 7. Открыть финансирование Областной программы государственной поддержки местного самоуправления, уделив особое внимание при ее реализации на формирование финансово-экономической базы, системы подготовки кадров для органов местного самоуправления, создание системы мониторинга реформы местных властей, формирование правовой основы, обеспечивающей реализацию права муниципальных образований на комплексное социально-экономическое развитие, в том числе на основе формирования механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти области. 8. В целях повышения уровня занятости населения, развития конкурентной среды в муниципальных образованиях, роста доходности базы местных бюджетов на основе расширения сферы малого предпринимательства органам местного самоуправления целесообразно разрабатывать муниципальные программы развития малого предпринимательства, в которых предусмотреть льготы по местным налогам и сборам для малых предприятий и имущественную поддержку малого предпринимательства; ввести в практику работы муниципальных органов власти формирование местных заказов; стимулировать создание на территории муниципальных образований инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. 9. В целях подготовки программ социально-экономического развития муниципальных образований разработать типовой социально - экономический паспорт муниципального образования с включением в него в виде составной части бизнес - карты территорий муниципальных образований, которые должны служить источником информации об имеющихся возможностях и условиях создания новых предпринимательских структур, содержать сведения о свободных сырьевых и трудовых ресурсах, неиспользуемых производственных мощностях, незавершенных строительством объектах промышленного и гражданского профиля, транспортных связях, и прочие данные, необходимые для принятия решений по организации и развитию муниципальных образований. Приложение N 2
к областной Программе
государственной поддержки
развития местного
самоуправления
ПОТРЕБНОСТЬ
В ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСАХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
(в ценах 1998 года)
Тыс. руб.
-------T--------------------T-------T-------T---------------------T--------------¬ ¦N ¦Мероприятия и работы¦Источ- ¦Форма ¦Финансовые затраты ¦Исполнители ¦ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|