Расширенный поиск

Постановление Губернатора Тюменской области от 21.05.1999 № 107

 

 

 

 

                   ГУБЕРНАТОР ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

    21.05.1999 г.                                             N 107
                             г.Тюмень

 

 

        Утратило силу - Постановление Губернатора Тюменской области

                                                от 25.06.2015 № 113

 

 

    Об областной Программе
    государственной поддержки
    малого предпринимательства
    в области на 1999 - 2000 годы

 

 

    В     целях    обеспечения    дальнейшего    развития    малого
предпринимательства  в  области, в соответствии со статьей 6 Закона

Тюменской    области        государственной    поддержке   малого

предпринимательства", руководствуясь Уставом Тюменской области:
    1.   Принять   областную  Программу  государственной  поддержки
малого  предпринимательства  в  Тюменской  области  на  1999 - 2000
годы (прилагается).
    2.  Функции  генерального  заказчика  Программы  и координатора
деятельности   департаментов,   комитетов   и   других  структурных
подразделений  Администрации  области  в сфере поддержки и развития
малого  предпринимательства  возложить  на  Комитет  по  управлению
государственным имуществом области (Загвязинский В.В.).
    3. Направить Программу на утверждение в областную Думу.
    4.   Контроль   за   исполнением   постановления  возложить  на
Загвязинского  В.В.,  заместителя Губернатора области, председателя
Комитета по управлению государственным имуществом области.

 

 

    Губернатор области                                Л.Ю. Рокецкий
    __________________

 

 

 

    Приложение
    к Постановлению
    Губернатора Тюменской области
    от 21 мая 1999 г. N 107

 

 

                        ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА
                     ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
                    МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
              В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 - 2000 ГОДЫ

 

    Генеральный заказчик   - Комитет по управлению государственным
                             имуществом Тюменской области

 

    Разработчики программы - Тюменский институт экономической
                             конъюнктуры

 

                             Директор - Вилков Н.О.

 

                             Тюменский областной фонд
                             государственной  поддержки  малого
                             предпринимательства

 

                             Директор - Мамонов В.А.

 

                            Содержание

 

    Введение
    Раздел 1. Анализ состояния проблемы
    1.1    Характеристика   современного   социально-экономического
развития Тюменской области
    1.2.    Анализ    текущего    состояния   и   развития   малого
предпринимательства в области
    Раздел 2. Цели и задачи Программы
    Раздел  3.  Приоритетные  направления государственной поддержки
малого предпринимательства.
    1. Нормативно-правовая сфера
    2. Инфраструктурная сфера
    3. Информационная сфера
    4. Финансово-кредитная сфера
    5. Сфера кадрового обеспечения
    6. Повышение престижа СМП
    Раздел 4. Основные мероприятия Программы
    1.     Нормативное    обеспечение    функционирования    малого
предпринимательства и помощь в осуществлении нормативных процедур
    2. Мониторинг экономического состояния малых предприятий
    3.     Формирование     инфраструктуры     поддержки     малого
предпринимательства
    4.      Финансово-кредитные      механизмы,      обеспечивающие
государственную поддержку малого предпринимательства
    5.    Развитие    культуры    малого    предпринимательства   и
формирование его имиджа
    6.  Целевые  инвестиционные  конкурсы  среди  субъектов  малого
предпринимательства
    Раздел 5. Механизмы осуществления Программы
    Раздел 6. Ресурсное обеспечение Программы
    Раздел 7. Эффект, ожидаемый от реализации Программы
    Приложение 1. Основные мероприятия по реализации Программы
    Приложение   2.   Расчет   затрат   по   основным  мероприятиям
Программы

 

                             Введение

 

    Программа        государственной        поддержки        малого
предпринимательства  в  Тюменской  области  на  1999 - 2000 годы (в
дальнейшем   -   Программа)   сформирована   исходя   из   принципа
преемственности     по     отношению    к    областной    Программе
государственной  поддержки  малого  предпринимательства в Тюменской
области на 1998 год.
    Программа   разработана   на  основании  следующих  нормативных
документов:
    -   Федеральный   закон    государственной  поддержке  малого
предпринимательства в Российской Федерации";
    -   "Федеральная  программа  государственной  поддержки  малого
предпринимательства в Российской Федерации на 1998 - 1999 годы";
    -   Законы   Тюменской  области    государственной  поддержке

малого  предпринимательства  в  Тюменской области", "О формировании

и  финансировании  областных  программ",  "О бюджетном устройстве и

бюджетном   процессе   Тюменской   области",    протекционистской

политике  в  отношении  производителей товаров и услуг, находящихся

на территории области".
    Актуальность  разработки  Программы  обусловлена тем, что малое
предпринимательство  стало  неотъемлемым  субъектом рынка, одним из
главных   факторов   дальнейшего   развития   экономики   Тюменской
области,  основой  формирования среднего класса как социальной базы
стабилизации  общества.  Развитие потребительского и обслуживающего
секторов   экономики  является  наиболее  естественной  средой  для
развития  малых  предприятий, поэтому в ближайшей перспективе малое
предпринимательство  может  стать  стабильным  источником налоговых
поступлений,  важнейшим  способом преодоления дотационности местных
бюджетов.   Малый   бизнес   является  наиболее  динамичной  формой
предпринимательства,    способной    гибко    маневрировать   всеми
имеющимися  ресурсами  в  условиях  постоянного  изменения рыночной
конъюнктуры.
    Эти свойства малого предпринимательства позволяют ему:
    -    выявлять   наиболее   эффективные   направления   бизнеса,
способствуя   структурной   перестройке   экономики,   развитию   и
внедрению   новых   технологий,   повышая   мобильность  и  уровень
использования природных, материальных и технологических ресурсов;
    -  вовлекать  в  производство  незанятую рабочую силу, уменьшая
безработицу,   давая   возможность   раскрыть   и   использовать  в
интересах   экономического   роста   интеллектуальный   и  трудовой
потенциал дееспособной части населения;
    -  содействовать  деятельности крупных предприятий, принимая на
себя   выполнение   работ,   которые   они   не   могут  эффективно
осуществлять   из-за   инерционности   своего   технологического  и
управленческого механизма;
    -    увеличивать    долю    финансовых    ресурсов   населения,
используемых в производственных целях;
    -  способствовать  формированию  рыночной  структуры экономики,
созданию  конкурентной  среды  и  расширению  налогооблагаемой базы
бюджетов всех уровней.
    В  то  же  время  малые  предприятия  в  меньшей  степени,  чем
крупные,  защищены  от  банкротства  в  силу отсутствия возможности
иметь  существенные  материальные  и  финансовые  резервы и снижать
затраты за счет организации массового производства.
    Серьезным     препятствием    в    становлении    и    развитии
предпринимательской  деятельности  является  сложность  в получении
кредитов  из-за  нежелания  коммерческих банков финансировать малый
бизнес.  В  условиях  снижающейся доходности хозяйственных операций
и  кризиса  неплатежей  многие  малые  предприятия  не  в состоянии
осуществлять  широкие  маркетинговые  исследования,  внедрять новые
технологии   и,   тем   самым,   обеспечивать   повышение  качества
продукции и услуг.
    Данные    обстоятельства    диктуют    необходимость   оказания
действенной  государственной  поддержки малому предпринимательству,
эффективность  которой  во многом зависит от конкретных социально -
экономических   условий   его   функционирования   и   развития  на
территории  Тюменской  области.  В  этой связи разработка комплекса
мероприятий    Программы    основана    на    анализе    социально-
экономического  развития  Тюменской  области  и  текущего состояния
малого предпринимательства в регионе.
    Кроме   того,   следует   учитывать,   что   малые  предприятия
действуют  в  собственных  интересах  на  рынке  труда  и капитала,
товаров  и  услуг, поэтому чрезвычайно важно, чтобы они работали на
государственную    политику   по   макроэкономической   структурной
перестройке и подготовке базы экономического роста.

 

                Раздел 1. Анализ состояния проблемы

 

    1.1.   Характеристика   современного   социально-экономического
развития Тюменской области

 

    Обобщающим    показателем   социально-экономического   развития
области  является  уровень  жизни,  оказывающий,  в  свою  очередь,
существенное  влияние  на  развитие  предпринимательства.  Денежный
доход  среднестатистического  жителя  области  к  концу  1998  года
составил  3211  рублей,  однако  негативным  результатом прошедшего
года  стало  падение  реальной  зарплаты,  размер  которой с учетом
индекса  потребительских  цен  уменьшился  на  34  %.  Одновременно
продолжается  процесс  социального  расслоения населения: доходы 10
%  наиболее  обеспеченного населения превысили уровень доходов 10 %
наименее  обеспеченного  населения  на  юге  области  в  31  раз, в
Ханты-Мансийском     и     Ямало-Ненецком     автономных    округах
соответственно  в  20,4  и  19,6  раза.  Среднедушевые  доходы ниже
прожиточного минимума имели 23,3 % населения (608 тыс. чел.).
    Несмотря  на  значительное  увеличение  потребительских  цен за
1998  год  (на  64,5  %),  их  темп  прироста  оказался ниже, чем в
близлежащих  областях,  таких  как  Свердловская  (94,5 %), Томская
(74,7 %), Омская (72,2 %) и Новосибирская (70,6 %).
    Последствия  кризиса  отрицательно  отразились на экономических
процессах  в  сфере материального производства: по сравнению с 1997
годом  на  2,5  %  произошло  снижение  объема выпуска промышленной
продукции,  уменьшилась  на  33 % общая сумма налоговых поступлений
и  других  доходов  в  бюджетную систему, усилилась тенденция спада
инвестиционной  активности  в  области (объем освоенных капитальных
вложений сократился на 13 % к уровню предыдущего года).
    По   состоянию   на   01.01.99   63,7   тыс.  человек  признаны
безработными,  уровень  официально  зарегистрированной  безработицы
составил  3,81  %  от  экономически активного населения области (на
01.01.98  -  3,2  %).  Из общего числа безработных 21,7 % (или 13,8
тыс.  человек)  приходится  на  юг  области,  56,1 % (или 35,7 тыс.
человек)  и  22,2  %  (или  14,2  тыс.  человек)  соответственно на
Ханты-Мансийский   и   Ямало-Ненецкий  автономные  округа.  За  год
численность  безработных  по  области  в  целом увеличилась на 11,3
тыс.  человек,  в  том  числе  по  автономным  округам на 14,6 тыс.
человек,  а  на  юге  области  снизилась на 3,3 тыс. человек. Кроме
того, следует учесть, что безработица имеет еще скрытую форму.
    Анализ  социально-экономического  развития Тюменской области за
1998  год  показал,  что  вследствие обострения финансовой ситуации
изменились  условия  развития  экономики  на 1999 год, встал вопрос
об     усилении     стабилизирующих     факторов,    обеспечивающих
использование   инвестиционного   и   производственного  потенциала
хозяйствующих    субъектов    в    ключевых   отраслях   экономики.
Кардинальное   изменение   положения   к   лучшему   возможно   при
последовательном   снижении   уровня   налогообложения  и  усиления
контрольных  функций  государственных органов управления в реальном
секторе   экономики,   а   также  за  счет  повышения  роли  малого
предпринимательства.

 

    1.2.    Анализ    текущего    состояния   и   развития   малого
предпринимательства в области

 

    По  состоянию  на  01.01.98  в Тюменской области действовало по
данным  государственной  статистики 34358 малых предприятий. На них
было  занято  342808  человек,  при этом 286655 человек работало на
постоянной   основе.  На  начало  1997  года  эти  показатели  были
соответственно  388109  и  281486  человек,  что  свидетельствует о
наметившейся  тенденции  сокращения  общей  численности  занятых  в
малом  бизнесе  при  росте  общего  числа  постоянно работающего на
малых предприятиях персонала.
    Уровень  развития  малого  бизнеса  в  Тюменской  области может
быть   оценен   путем  сравнения  его  показателей  с  результатами
деятельности   малых  предприятий,  функционирующих  на  территории
субъектов   Российской   Федерации,   входящих   в  Межрегиональную
ассоциацию  "Сибирское  Соглашение" (МАСС). На территории Тюменской
области  находится  27,0  % от общего числа малых предприятий МАСС,
тогда  как  доля  по  суммарному  фонду заработной платы составляет
31,9  %,  по размеру балансовой прибыли - 20,8 %, по объему выручки
от  реализации  -  4,6  %,  по  капитальным  вложениям - 5,8 % (см.
диаграмму 1).
    Приведенные   данные   позволяют   сделать   вывод,  что  малые
предприятия  Тюменского  региона  функционируют  менее  эффективно,
чем  в  среднем  малые  предприятия  субъектов  РФ  Межрегиональной
ассоциации   "Сибирское   Соглашение",  и  к  тому  же  наблюдается
некоторый спад их деловой и инвестиционной активности.
    На    территории    юга    Тюменской    области    по    данным
Облгосналогинспекции   на  01.10.98  зарегистрировано  12427  малых
предприятий   и   35024  частных  предпринимателя  без  образования
юридического  лица,  которые  создают  16,9  % валового внутреннего
продукта и на их долю приходится 14,4 % общего объема прибыли.
    Малые  предприятия  неравномерно распределены по территории юга
Тюменской  области.  Основная  часть  их сконцентрирована в городах
(73,9  %),  а  среди  районов  наибольшее  количество сосредоточено
Тюменском (3,7 %), Тобольском (2,8 %) и Нижне-Тавдинском (2,6 %).
    Основным  относительным  показателем,  характеризующим  уровень
территориального  распространения  и  развитие предпринимательства,
является  количество  малых  предприятий  на 1000 жителей. Наиболее
высокий   удельный   показатель  по  состоянию  на  01.10.98  (выше
среднестатистического   уровня  -  9,16  МП  на  1000  жителей)  по
сведениям  госналогслужбы  отмечен  в  городах:  Тюмени  (15,53)  и
Тобольске  (10,90),  Тобольском  (13,29),  Нижнетавдинском (12,13),
Армизонском  (10,00)  районах.  Чрезвычайно низкое значение данного
показателя   (менее   1,0  МП  на  1000  жителей)  зафиксировано  в
Сорокинском  районе  (0,39), (см. таблицу 1). Уровень хозяйственной
активности  субъектов  малого предпринимательства во многом зависит
от   проводимой   политики   местных   властей,  последовательности
проведения     рыночных     преобразований,     реформирования    и
реструктуризации  производственной  сферы,  а также от целой группы
иных  социально-экономических  факторов (например, территориально -
отраслевые   особенности,   уровень  безработицы,  платежеспособный
спрос  населения  и т.д.). Степень влияния этих факторов на процесс
формирования   благоприятной   экономической   среды  для  развития
малого   предпринимательства   в   области   носит  многовариантный
характер,   поэтому   целесообразно   проведение   самостоятельного
мониторинга      условий      деятельности     субъектов     малого
предпринимательства практически во всех районах юга области.
    На   протяжении  последних  лет  на  территории  юга  Тюменской
области  сохраняется  преобладающий  удельный  вес  в  сфере малого
предпринимательства  предприятий  оптовой  и розничной торговли. По
сведениям  налоговых  органов  на  01.01.98  на их долю приходилось
27,6  %  всех  малых  предприятий,  причем  удельный  вес налоговых
поступлений  в  1996  -  1997  годах не превышал 1/5 всех налоговых
платежей, полученных в сфере малого предпринимательства.
    В  промышленности  наметился  небольшой  абсолютный  рост числа
малых  предприятий.  В то же время в 1997 году произошел достаточно
весомый    рост    числа   малых   предприятий   в   промышленности
строительных  материалов  (на  33,3  %),  в  лесозаготовительной  и
деревообрабатывающей  (на  13,2  %),  в  пищевой промышленности (на
7,9    %).    Одновременно   сократилось   количество   предприятий
машиностроения и металлообработки на 18,3 %.
    Наиболее  динамично  развивается  малый  бизнес  в строительном
комплексе,  что  напрямую связано с активизацией спроса населения и
обусловлено  действием  рыночных механизмов исходя из экономических
интересов   малых   предприятий.   Здесь   отмечается  существенный
уровень  рентабельности  производства и наибольший объем получаемой
прибыли  (29,7  %  от  общей  массы  прибыли,  приходящейся на долю
малых предприятий в 1996 году и 36,7 % - в 1997 году).

 

 

                                                          Таблица 1

 

                Удельные показатели развития малого
             предпринимательства по городам и районам
                       юга Тюменской области

 

--------------------------------T----------T---------------------¬
¦Города и районы                ¦Кол-во    ¦Налоговые поступления¦
¦                               ¦СМП <*>   ¦за 1997 г. от малых  ¦
¦                               ¦на 1000   ¦предприятий в бюджеты¦
¦                               ¦жителей   ¦Тюменской  области   ¦
¦                               ¦          +----------T----------+
¦                               ¦          ¦В расчете ¦В расчете ¦
¦                               ¦          ¦на одно   ¦на 1000   ¦
¦                               ¦          ¦МП <**>   ¦жителей   ¦
¦                               ¦          ¦(млн.     ¦(млн.     ¦
¦                               ¦          ¦руб.)     ¦руб.)     ¦
+-------------------------------+----------+----------+----------+
¦г. Ишим                        ¦    3,23  ¦   45,50  ¦  110,29  ¦
¦г. Тобольск                    ¦   10,90  ¦   41,86  ¦  315,66  ¦
¦г. Тюмень                      ¦   15,53  ¦   29,28  ¦  407,80  ¦
¦г. Ялуторовск                  ¦    4,29  ¦   14,30  ¦   65,95  ¦
¦Абатский                       ¦    3,47  ¦   12,97  ¦   15,00  ¦
¦Армизонский                    ¦   10,00  ¦    7,10  ¦    5,42  ¦
¦Аромашевский                   ¦    3,15  ¦    5,91  ¦   31,76  ¦
¦Бердюжский                     ¦    6,41  ¦   10,60  ¦   21,93  ¦
¦Вагайский                      ¦    3,91  ¦    7,06  ¦   58,95  ¦
¦Викуловский                    ¦    4,73  ¦    8,39  ¦   36,83  ¦
¦Голышмановский                 ¦    8,98  ¦    0,48  ¦    4,24  ¦
¦Заводоуковский                 ¦    8,11  ¦    3,74  ¦   22,76  ¦
¦Исетский                       ¦    5,49  ¦    0,00  ¦    0,00  ¦
¦Ишимский                       ¦    6,86  ¦    8,18  ¦   67,05  ¦
¦Казанский                      ¦    5,34  ¦    1,60  ¦   11,24  ¦
¦Нижне-Тавдинский               ¦   12,13  ¦    3,00  ¦   55,06  ¦
¦Омутинский                     ¦    2,61  ¦   51,06  ¦   74,19  ¦
¦Сладковский                    ¦    4,21  ¦   22,38  ¦   52,34  ¦
¦Сорокинский                    ¦    0,39  ¦    0,00  ¦    0,00  ¦
¦Тобольский                     ¦   13,29  ¦   16,82  ¦    7,17  ¦
¦Тюменский                      ¦    5,07  ¦   33,07  ¦  129,27  ¦
¦Уватский                       ¦    2,36  ¦   55,38  ¦  116,88  ¦
¦Упоровский                     ¦    2,98  ¦   74,11  ¦  322,94  ¦
¦Юргинский                      ¦    4,56  ¦    5,97  ¦   26,04  ¦
¦Ялуторовский                   ¦    4,31  ¦   15,07  ¦   53,23  ¦
¦Ярковский                      ¦    6,19  ¦   33,86  ¦   49,72  ¦
+-------------------------------+----------+----------+----------+
¦В среднем                      ¦    9,16  ¦          ¦          ¦
L-------------------------------+----------+----------+-----------

 

    --------------------------------
    <*> СМП - субъекты малого предпринимательства
    <**> МП - малые предприятия

 

    Довольно  широкое  распространение  хозяйственная  деятельность
предприятий  малых  форм получила в научно-технической сфере (4,5 %
от   общего  числа  малых  предприятий  сосредоточено  в  науке,  а
средний  размер  получаемой  прибыли составил в 1997 году в расчете
на  одно  малое  предприятие 296,7 млн. неденоминированных рублей),
уровень  рентабельности  выполненных научно-исследовательских работ
составил 30 %.
    Обращает  на  себя  внимание  тот  факт, что непроизводственная
сфера   деятельности   охвачена  малыми  предприятиями  чрезвычайно
слабо.  По  югу  области  только каждое двадцатое малое предприятие
работает в данном секторе экономики.
    Эффективность        деятельности        субъектов       малого
предпринимательства  в  различных  отраслях  значительно зависит от
формы  собственности.  Переход  к  частной  собственности  в  таких
секторах,    как    культура,   наука,   образование,   делает   их
деятельность   более  рентабельной,  так  как  они  в  этом  случае
ориентируются   на   узкие   сегменты   рынка,  обладающие  высокой
платежеспособностью   (зрелищные  мероприятия,  выполнение  научных
заказов  фирм,  обучение  в  высших  учебных  заведениях, а также в
рамках повышения квалификации и переподготовки кадров).
    При  переходе  к  частной  собственности в жилищном секторе и в
процессе    создания    новых    форм    обслуживания    происходит
перераспределение  затрат  на  содержание  объектов  ЖКХ  в сторону
значительного  снижения  расходов на административно-управленческий
персонал,   что  приводит  к  существенному  сокращению  дотаций  и
субвенций в эту отрасль из местных бюджетов.
    Субъекты   малого  предпринимательства  медленно  переходят  на
упрощенную  систему  налогообложения:  по  состоянию  на  1 октября
1998  года  на  нее  перешло  279  малых предприятий (или 2,25 %) и
только  894  частных  предпринимателей без образования юридического
лица   (или   2,55   %).  Наиболее  активно  этот  процесс  идет  в
строительстве  (23,9  %  от  общего  количества  малых предприятий,
перешедших  на  упрощенную  систему  налогообложения),  в оптовой и
розничной  торговле  -  19,2  %,  в промышленности - 9 %, в науке -
4,2 %.
    Малыми  предприятиями  юга  области  в  1997  году  перечислено
налогов  в  бюджеты всех уровней на сумму 528163,4 млн. рублей, что
составило  7,02  %  от  всех  налоговых поступлений. По сравнению с
1996   годом   произошел   значительный  рост  абсолютной  величины
данного показателя на 220534 млн. рублей, или в 1,7 раза.
    Вызывает  серьезную  тревогу  то  обстоятельство, что произошло
значительное  снижение  налоговых  поступлений  в  1998 году. Объем
фактически   выплаченных   субъектами   малого  предпринимательства
налогов  в  бюджеты  всех  уровней  по  югу  области  за  9 месяцев
прошлого   года  составил  324,2  млн.  рублей.  Даже  если  учесть
объективный   рост  налоговых  выплат  в  IV  квартале  1998  года,
достичь   уровень   налоговых   поступлений   от  субъектов  малого
предпринимательства,  который  удалось  добиться  в  1997  году, на
территории юга области невозможно.
    Кардинальное  изменение  сложившейся ситуации произойдет только
в  случае  смягчения  налогового  бремени  на представителей малого
бизнеса,  а  также  многое  зависит от качества разработки и сроков
вступления  в  силу Областного закона "О едином налоге на вмененный
доход для определенных видов деятельности".
    Существенно   отличаются  и  объемы  налоговых  поступлений  от
малых  предприятий  в  областной  бюджет  и  бюджеты  муниципальных
образований  Тюменской  области.  Если  в городе Тюмени общий объем
налоговых  поступлений  за 1997 год составил 203,94 млрд. руб. (или
73,1    %    от   общей   суммы   перечислений   субъектов   малого
предпринимательства),  то  в  Армизонском  - 0,071 млрд. руб. (0,02
%),  а  в Сорокинском районе от малого бизнеса налоговых доходов не
было получено вообще.
    Наибольший   объем   налоговых  платежей,  который  приносит  в
среднем  одно  малое  предприятие  в  областной  бюджет  и  бюджеты
муниципальных  образований,  достигнут  за  1997  год  в Упоровском
районе  (74,1  млн.  руб.),  а  для  сравнения в Казанском районе -
всего 1,6 млн. рублей.
    Объемы    налоговых    поступлений    от   малых   предприятий,
приходящиеся   на  1000  жителей,  отражают  различия  возможностей
территорий  в  пополнении  бюджетов за счет малых предприятий. Так,
в  г.  Тюмени  этот удельный показатель составил 407,8 млн. руб., а
в Голышмановском районе - 4,24 млн. руб.
    Наибольшие  перечисления  в  бюджеты  всех  уровней получены от
деятельности  субъектов  малого предпринимательства в строительстве
-  172836,7  млн.  рублей  (46,5  % от всех налоговых поступлений в
этой  отрасли),  в  торговле - 106150,8 млн. руб., в промышленности
-  85008  млн.  руб.  На долю этих отраслей приходится 67,3 % общей
суммы всех налоговых поступлений от малых предприятий.
    Из  вышеизложенного  следует  насущная  необходимость повышения
налоговой  отдачи  субъектов малого предпринимательства и их вклада
в  бюджетную  обеспеченность  на  значительной части территорий юга
Тюменской области.
    В  настоящее  время  в Тюменской области идет поэтапный процесс
формирования  инфраструктуры  поддержки малого предпринимательства.
Созданы  Тюменский  областной фонд государственной поддержки малого
предпринимательства,       муниципальные       фонды      поддержки
предпринимательства  в  городах  Заводоуковске,  Ишиме,  Тобольске,
Тюмени, Ялуторовске.
    Наиболее  активно  функционируют следующие крупные общественные
объединения (ассоциации) предпринимателей:
    1.   Тюменская   региональная  общественная  организация  "Союз
предпринимателей".
    2. Общественная ассоциация предпринимателей г. Тобольска.
    3. Ассоциация предприятий малого бизнеса г. Ялуторовска.
    4. Тюменский городской "Союз предпринимателей".
    5. Ишимский региональный "Союз предпринимателей".
    6.  Тюменская  городская  общественная  организация защиты прав
предпринимателей.
    7. Тюменская торгово-промышленная палата.
    В  1995  году  впервые  была  разработана  областная  Программа
государственной  поддержки  малого  предпринимательства в Тюменской
области  на  1996  -  1997  годы. В результате длительной процедуры
согласования  эта  Программа была утверждена практически год спустя
-  19  декабря  1996 года постановлением Тюменской областной Думы N

539.   Позднее   утверждение   областной   Программы   в   условиях
недостаточного  финансирования  объективно  создало ситуацию, когда
выполнение  мероприятий,  предусмотренных  Программой,  оказалось в
значительной степени затруднено.
    Основные  направления  использования  бюджетных средств за 1996
-    1997   годы,   предназначенных   для   реализации   Программы,
представлены в таблице 2.

 

                                                          Таблица 2

 

                   Объем финансового обеспечения
               "Областной программы государственной
              поддержки малого предпринимательства в
              Тюменской области на 1996 - 1997 годы"

 

                             (Млн. руб. в неденоминированных ценах)
------------------------------T----------------------------------¬
¦Основные направления затрат  ¦Распределение финансовых средств  ¦
¦на цели финансирования       ¦по годам:                         ¦
¦поддержки малого             +----------------T-----------------+
¦предпринимательства          ¦1996 год        ¦1997 год         ¦
¦                             +------T---------+-------T---------+
¦                             ¦Сумма ¦Удельный ¦Сумма  ¦Удельный ¦
¦                             ¦      ¦вес, %   ¦       ¦вес, %   ¦
+-----------------------------+------+---------+-------+---------+
¦1. Запланированный годовой   ¦2776  ¦  100    ¦ 2740  ¦  100    ¦
¦объем финансирования,        ¦      ¦         ¦       ¦         ¦
¦предусмотренный в областном  ¦      ¦         ¦       ¦         ¦
¦бюджете                      ¦      ¦         ¦       ¦         ¦
¦                             ¦      ¦         ¦       ¦         ¦
¦2. Фактически выделено, всего¦2824,9¦  100    ¦ 3019  ¦  100    ¦
¦                             ¦      ¦         ¦       ¦         ¦
¦В том числе:                 ¦      ¦         ¦       ¦         ¦
¦2.1. Текущее финансирование  ¦ 554,1¦   19,6  ¦  440,0¦   14,6  ¦
¦деятельности Тюменского      ¦      ¦         ¦       ¦         ¦
¦областного Фонда ГПП и РК    ¦      ¦         ¦       ¦         ¦
¦2.2. Платежи за аренду       ¦ 698,0¦   24,7  ¦  598,6¦   19,8  ¦
¦помещений Фонда              ¦      ¦         ¦       ¦         ¦
¦2.3. Оплата уставного        ¦1198,8¦   42,5  ¦  200,0¦    6,6  ¦
¦капитала (фонда) отдельных   ¦      ¦         ¦       ¦         ¦
¦хозяйствующих субъектов и    ¦      ¦         ¦       ¦         ¦
¦государственных учреждений   ¦      ¦         ¦       ¦         ¦
¦2.4. Зачет задолженности по  ¦ 122,0¦    4,3  ¦ 1478,8¦   49,0  ¦
¦ранее выданным кредитам      ¦      ¦         ¦       ¦         ¦
¦2.5. Техническое оснащение   ¦  50,0¦    1,8  ¦  195,0¦    6,5  ¦
¦областного и муниципальных   ¦      ¦         ¦       ¦         ¦
¦Фондов поддержки             ¦      ¦         ¦       ¦         ¦
¦предпринимательства          ¦      ¦         ¦       ¦         ¦
¦2.6. Проведение конференций, ¦ 145,0¦    5,1  ¦  100,0¦    3,3  ¦
¦семинаров и отдельных        ¦      ¦         ¦       ¦         ¦
¦программных мероприятий      ¦      ¦         ¦       ¦         ¦
¦2.7. Прочие затраты          ¦  57,0¦    2,0  ¦    6,6¦    0,2  ¦
¦                             ¦      ¦         ¦       ¦         ¦
¦3. Размер отклонения         ¦+ 48,9¦  101,8  ¦+ 279,0¦  110,2  ¦
¦фактических показателей от   ¦      ¦         ¦       ¦         ¦
¦плановых (с. 2 - с. 1)       ¦      ¦         ¦       ¦         ¦
L-----------------------------+------+---------+-------+----------

 

    Анализируя   эффективность  использования  финансовых  средств,
выделенных  из  областного  бюджета за период с 1994 по 1997 год на
цели  становления  и  развития малого бизнеса, можно констатировать
следующее.
    1.   За  четырехлетний  период  было  направлено  на  поддержку
малого  предпринимательства  в  области в общей сложности 7464 млн.
неденоминированных   рублей,   из   которых   затраты   на  текущее
содержание  Тюменского  областного  фонда государственной поддержки
предпринимательства   и  развития  конкуренции  с  учетом  арендных
платежей  составили  3911  млн.  руб.,  или  52,4  %  от суммарного
объема финансирования.
    2.  Значительные  финансовые  ресурсы  -  3 млрд. руб. (40,2 %)
использованы   в   качестве  оплаты  уставного  капитала  отдельных
хозяйствующих  субъектов,  а  также на зачет задолженности по ранее
выданным  кредитам  выборочному кругу предприятий (ТОО "ИРЮМ" и ЗАО
"Тюменьстройматериалы").
    3.  Затраты  на  техническое оснащение областного и Тобольского
муниципального  фондов  поддержки предпринимательства составили 245
млн.   руб.,   т.е.  3,3  %  от  общих  расходов.  Такой  же  объем
финансовых  средств  был выделен в 1996 - 1997 годах на организацию
проведения  двух  ежегодных  конференций  Тюменского  регионального
Союза предпринимателей в городах Тобольске и Тюмени.
    "Программа        государственной        поддержки       малого
предпринимательства    в    Тюменской   области   на   1998   год",
утвержденная  постановлением  Тюменской  областной Думы от 29.09.98

N  281,  по состоянию на 01.01.99 профинансирована в размере 2131,7
тыс.  рублей,  что  составляет  86,3  %  от запланированного объема
финансирования  из  областного  бюджета  (2470 тыс. рублей), причем
преобладающая   часть  средств  (1857,8  тыс.  руб.)  предоставлена
Комитетом  финансов  в  IV квартале отчетного года с использованием
механизма   налогового   зачета  с  предприятиями  -  должниками  в
областной   бюджет.   За   счет  этих  средств  обеспечено  участие
субъектов  малого  предпринимательства в выставках "Деревообработка
-  98",  "Тюменская марка" и "Новые товары и технологии", проведены
такие   мероприятия   как   конкурс   журналистских  работ  "Лучший
материал   о   предпринимательстве   и  предпринимателях",  семинар
"Безопасность  предпринимательства  и  личности",  третья ежегодная
конференция  Тюменской  региональной общественной организации "Союз
предпринимателей"   в   городе   Тобольске,  конференция  Ишимского
межрайонного  Союза  предпринимателей,  осуществлен выпуск пробного
тематического     сборника    по    проблемам    развития    малого
предпринимательства   в   области.  Кроме  того,  150  тыс.  рублей
выделено  на  организацию  постоянно  действующей выставки народных
промыслов и ремесел в г. Тобольске.
    На   реализацию   "пилотных"   проектов   в   Юргинском  районе
Тюменской  области  направлено  907,6  тыс. рублей на реконструкцию
мебельного  цеха  и  цеха  по  деревообработке ООО "Юкос - Тюмень",
799,9  тыс.  рублей  оформлены  в качестве налоговых освобождений и
предоставлены  ООО  "Лесновское лесозаготовительно-перерабатывающее
предприятие"    для   приобретения   оборудования   и   обеспечения
строительства паркетного цеха в пос. Лесное.
    На  полноту  выполнения  основных программных мероприятий самым
существенным    образом    повлиял    дефицит   денежных   средств,
направленных  из  областного  бюджета,  доля которых в общем объеме
фактически  выделенных  финансовых ресурсов на реализацию Программы
составила 12,9 %.

 

                 Раздел 2. Цели и задачи Программы

 

    Цель Программы

 

    Создание   правовых   и   экономических   условий   для   роста
эффективности   деятельности   малых  предприятий,  обеспечения  их
инвестиционной   и  деловой  активности,  увеличения  их  вклада  в
социально-экономическое   развитие   и   бюджетную   обеспеченность
территорий    Тюменской    области,   повышение   престижа   малого
предпринимательства  и  его  роли  в  экономической  и общественной
жизни области.

 

    Задачи Программы

 

    Совершенствование    нормативно-правовой    базы    (расширение
правового      поля)      государственной      поддержки     малого
предпринимательства.
    Формирование    и    обеспечение    функционирования   объектов
инфраструктуры  поддержки  малого  предпринимательства, оказание на
их  основе  субъектам  малого  предпринимательства широкого спектра
информационных, обучающих и консультационных услуг.
    Создание   действенных   финансово-кредитных   механизмов   для
оказания  на  конкурсной  основе  целевой  помощи  субъектам малого
предпринимательства,   облегчающих   им   доступ   к  финансовым  и
производственным    ресурсам   (микрокредитование,   инвестиционные
конкурсы, лизинг).
    Стимулирование  привлечения  инвестиционных  ресурсов  частного
капитала  и  собственных  накоплений малых предприятий для развития
производственной деятельности малых предприятий.
    Повышение   престижа,  обеспечение  социальной  защищенности  и
безопасности субъектов малого предпринимательства.
    Повышение  уровня  профессионализма  предпринимателей на основе
формирования эффективной системы их обучения.

 

        Раздел 3. Приоритетные направления государственной
               поддержки малого предпринимательства

 

    Общая  оценка  макроэкономической ситуации в Тюменской области,
анализ   основных   тенденций   социально-экономического   развития
региона  и  малого  предпринимательства,  принятые  цели  и  задачи
Программы    позволяют    сформировать    следующие    приоритетные
направления государственной поддержки малого предпринимательства.

 

    1. Нормативно-правовая сфера

 

    Разработка     нормативно-правовых     актов,    обеспечивающих
реализацию     действующего    Закона    Тюменской    области    

государственной  поддержке  малого  предпринимательства в Тюменской

области",    содействующих   становлению   и   укреплению   позиций
субъектов малого предпринимательства в хозяйственной сфере.
    Подготовка  и  принятие  Закона  Тюменской  области    едином
налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
    Разработка  нормативных  документов, направленных на выполнение
на  областном  уровне  Указа  Президента  РФ  от  29.06.98 N 730 "О
мерах   по   устранению   административных  барьеров  при  развитии
предпринимательства",   в   части  предоставления  преимущественных
прав    субъектам   малого   предпринимательства   при   заключении
договоров    аренды    и    в    процессе   приватизации   объектов
государственной  собственности,  а  также  обеспечение  контроля за
процедурой     реализации     льготного    порядка    осуществления
организационных мер, предусмотренных данным Указом.
    Оказание     органами     государственной    власти    области,
ответственными     за    развитие    малого    предпринимательства,
методической   помощи   местным   органам  власти  в  разработке  и
применении  нормативно-правовых  актов  в  сфере  поддержки  малого
бизнеса.
    Разработка      механизма      участия     субъектов     малого
предпринимательства  в  поставках  продукции и выполнении работ для
государственных  нужд,  организация  контроля за предоставлением 15
%  квоты  для малых предприятий при размещении заказов и заключении
государственных  контрактов  на поставку продукции, товаров и услуг
для нужд области.

 

    2. Инфраструктурная сфера

 

    Планомерное  и  поэтапное  формирование  на  базе  имеющихся  и
создаваемых  элементов  инфраструктуры  (Тюменский  областной  фонд
государственной      поддержки      малого     предпринимательства,
консультационные  пункты,  технопарк) в соответствии с "Федеральной
программой  государственной  поддержки малого предпринимательства в
Российской   Федерации   на   1998   -   1999  годы",  утвержденной
постановлением   Правительства   РФ  от  3  июля  1998  г.  N  697,
Тюменского   регионального   центра  поддержки  предпринимательства
(ТРЦПП).

 

    3. Информационная сфера

 

    Формирование       информационно-статистических       массивов,
проведение  мониторинга  малого  предпринимательства в отраслевом и
территориальном  разрезе  для выработки последовательной социально-
экономической   политики,   проводимой   органами   государственной
власти   и   местного   самоуправления  в  целях  стимулирования  и
развития предпринимательской деятельности в области.
    Создание    региональной    опорной    сети   информационно   -
аналитического  обеспечения  малого  предпринимательства и оказание
с     ее     помощью     системной     информационной     поддержки
предпринимательства,   включающей   формирование   баз   данных   о
законодательных      и      нормативных     актах,     регулирующих
предпринимательскую   деятельность   на   федеральном  и  областном
уровнях,   состоянии   рыночной  инфраструктуры  и  конъюнктуры  по
основным   видам   товаров   и  услуг,  свободных  производственных
площадях и объектах незавершенного строительства и т.д.
    Обеспечение  возможности  удаленного  доступа  к информационным
ресурсам   широкого   круга   пользователей  (предпринимателей,  их
общественных   объединений,  организаций  инфраструктуры  поддержки
малого   предпринимательства,   различных   властных   структур)  и
организация  межрегионального  обмена  информационными  потоками по
коммутируемым каналам связи.

 

    4. Финансово-кредитная сфера

 

    Методическая,   правовая,  организационная  поддержка  органами
государственной   власти   области   создания   финансово-кредитных
институтов  для  малого  бизнеса  силами  самих  предпринимателей и
заинтересованных инвесторов.
    Стимулирование   инновационной   деятельности  в  сфере  малого
предпринимательства  путем  проведения  областных  и  муниципальных
конкурсов инвестиционных проектов и производственных программ.
    Содействие    и    участие   в   создании   обществ   взаимного
кредитования субъектов малого предпринимательства.
    Проведение   открытых   региональных   конкурсов   с   участием
муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.

 

    5. Сфера кадрового обеспечения

 

    Содействие  формированию  экономических, правовых и технических
знаний,  необходимых  для  адаптации  предпринимателей  в  условиях
рыночной экономики.
    Создание  системы  образования и обучения как предпринимателей,
так   и   работников  органов  государственной  власти  и  местного
самоуправления,     занятых     в     сфере     поддержки    малого
предпринимательства.
    Использование   активных   методов   обучения   для  начинающих
предпринимателей,   желающих   открыть  свое  дело.  Для  повышения
квалификации  предпринимателей,  имеющих  опыт  работы, организация
проведения тематических и технологических семинаров и курсов.

 

    6. Повышение престижа субъектов малого предпринимательства

 

    Освещение    в   средствах   массовой   информации   конкретных
направлений    деятельности    и    хода   реализации   программных
мероприятий,   проводимых   областными   органами   государственной
власти    и   местного   самоуправления,   объектами   региональной
инфраструктуры  и  общественными  объединениями  предпринимателей в
сфере  обеспечения  поддержки  и развития малого и среднего бизнеса
в области.
    Формирование     благоприятного    общественного    мнения    о
предпринимательской   деятельности,  отслеживание  наиболее  острых
проблем,   возникающих   в   процессе  осуществления  хозяйственной
деятельности субъектами малого предпринимательства.
    Оказание  конкретной  информационной, материально-технической и
финансовой  поддержки  СМИ,  пропагандирующих реальный вклад малого
предпринимательства  в  социально-экономическое  развитие Тюменской
области.

 

             Раздел 4. Основные мероприятия Программы

 

    Вышеуказанные     приоритеты     позволяют     конкретизировать
поставленные  цели  и  задачи  и  сформировать основные мероприятия
Программы.

 

    1.     Нормативное    обеспечение    функционирования    малого
предпринимательства    и    оказание    помощи   субъектам   малого
предпринимательства в осуществлении нормативных процедур

 

    В    настоящее   время   наиболее   актуальными   направлениями
законотворческой   деятельности   на   областном   уровне  является
разработка:
    -  положения  о  порядке  предоставления льгот субъектам малого
предпринимательства  при  использовании ими объектов целевого фонда
нежилых помещений;
    -   процедуры   предоставления   в  аренду  государственного  и
муниципального  имущества  на конкурсной основе малым предприятиям,
производство  собственной  продукции которых составляет не менее 75
процентов   общего   объема   реализуемых   ими  товаров  и  услуг,
предусматривающей  установление  этим  предприятиям уровня арендной
платы  и  условий  оплаты  ими  коммунальных  услуг, не превышающих
соответствующих     тарифов,    предусмотренных    для    бюджетных
организаций,  а  также  рассрочку  при  оплате ими приобретаемого в
порядке приватизации государственного и муниципального имущества;
    -    нормативно-правовых   актов,   формирующих   благоприятный
инвестиционный    климат    на   областном   и   местном   уровнях,
обеспечивающих  необходимые  условия для создания малых предприятий
и дальнейшего их функционирования;
    -    положения    о   порядке   возмещения   субъектам   малого
предпринимательства  затрат  на страхование имущества из областного
бюджета;
    -   других   подзаконных   актов,  направленных  на  реализацию
принятых  областных  законов,  регулирующих  деятельность субъектов
малого предпринимательства.
    К  числу  приоритетных  законодательных  актов,  который должен
быть  введен  в действие в течение 1999 года, является подготовка и
принятие  Закона  Тюменской  области  "О едином налоге на вмененный
доход  для  определенных  видов  деятельности",  призванный снизить
общий    размер    налогового    бремени   для   субъектов   малого
предпринимательства,  вывести  из  "теневого  оборота" значительную
часть  доходов,  получаемых  от  предпринимательской  деятельности,
что  позволит  в  дальнейшем добиться весомого увеличения налоговых
поступлений  в  территориальные  бюджеты. Конечная результативность
от   введения   налога   на   вмененный  доход  будет  зависеть  от
качественной  подготовки  расчетной  нормативной  базы, взвешенного
подхода  при  учете всей совокупности факторов, влияющих на базовый
уровень  доходности  предпринимателей,  а  также при условии выбора
сбалансированной  системы  поправочных  коэффициентов.  Кроме того,
потребуется  внесение  соответствующих  изменений  и  дополнений  в
действующий  Закон  "Об упрощенной системе налогообложения, учета и

отчетности  для  субъектов  малого  предпринимательства в Тюменской

области".
    На    постоянной    основе    следует    осуществлять    анализ
эффективности  действия  Тюменского  областного  законодательства в
части  поддержки  и  развития  малого  и  среднего бизнеса, а также
изучение  опыта  законотворческой  деятельности  в  других регионах
страны.

 

    2.   Мониторинг  экономического  состояния  и  развития  малого
предпринимательства

 

    До     сих     пор     государственная     поддержка     малого
предпринимательства    ограничивалась    кредитованием    отдельных
предпринимательских    структур    и   реализацией   индивидуальных
инвестиционных  проектов,  исходя из оценки локальной эффективности
вложения  средств,  что  явно  недостаточно.  С  позиций достижения
региональных  приоритетов  требуется  объективная оценка ситуации в
социально-экономической   сфере   в  целом,  что  дает  возможность
выбора   оптимального   способа  поддержки  предпринимательства  на
областном  уровне.  Это  становится  особенно актуальным в условиях
острого  бюджетного  дефицита,  когда  возможности  государственной
поддержки   малого  бизнеса  путем  прямого  финансирования  крайне


Информация по документу
Читайте также