Расширенный поиск
Постановление Правительства Тюменской области от 31.12.2008 № 382-пПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 31.12.2008 г. N 382-п г.Тюмень Об утверждении схемы территориального планирования Тюменской области В соответствии со статьями 7, 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Закона Тюменской области от 03.06.2005 N 385 "О регулировании градостроительной деятельности в Тюменской области" (в редакции от 08.07.2008), постановлением Правительства Тюменской области от 18.10.2006 N 236-п "Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки схемы территориального планирования Тюменской области, внесения в нее изменений": 1. Утвердить схему территориального планирования Тюменской области согласно приложению. 2. Контроль за исполнением постановления возложить на Мискевича Е.В., начальника главного управления строительства Тюменской области. Губернатор области В.В.Якушев ________________ Приложение к постановлению Правительства Тюменской области от 31 декабря 2008 г. N 382-п СХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ Тюмень, 2008 г. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Схема территориального планирования Тюменской области разработана в соответствии со ст. 7, 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Законом Тюменской области от 03.06.2005 N 385 (в редакции от 08.07.2008) "О регулировании градостроительной деятельности в Тюменской области" в составе Положения о территориальном планировании и графического приложения - соответствующих карт (схем). 2. Схема территориального планирования Тюменской области является основным комплексным документом, рассматривающим проблемы и возможности градостроительного развития территории Тюменской области. 3. В Схеме территориального планирования Тюменской области используется понятие "Тюменская область" или "Юг Тюменской области" применительно к территории в границах Субъекта Российской Федерации без автономных округов, а также данные применительно к указанной территории. 4. Реализация Схемы территориального планирования Тюменской области осуществляется в границах Тюменской области на основании плана реализации Схемы территориального планирования Тюменской области, разработанного в соответствии с градостроительным законодательством и утверждаемого Правительством Тюменской области. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 2.1. Цели территориального планирования 2.1.1. Целями территориального планирования в Тюменской области являются: 1) Устойчивое социально-экономическое развитие области посредством совершенствования пространственной организации, социальной, производственной, транспортной, инженерно-технической инфраструктур; 2) Повышение эффективности использования территории в целом, ее различных компонентов и составляющих; 3) Защита прав граждан, связанных с градостроительной деятельностью, посредством зонирования и регламентирования; 4) Повышение качества жизни населения региона посредством принятия эффективных решений по пространственной организации и обустройству территории; 5) Повышение инвестиционной привлекательности региона. 2.2. Задачи территориального планирования 2.2.1. Задачи пространственного развития: Первой и основной задачей пространственного развития территории области является создание благоприятной среды жизни и деятельности человека и условий для устойчивого развития на перспективу путем достижения баланса экономических и экологических интересов. Эта задача включает в себя ряд направлений, к основным из которых относятся следующие: - обеспечение экологически устойчивого развития территории путем создания условий для сохранения уникального природно- ресурсного потенциала территории, выполнение территорией средоохранных, экологовоспроизводящих функций; - увеличение инвестиционной привлекательности Тюменской области для создания новых рабочих мест, повышение уровня жизни населения; - усовершенствование внешних транспортных связей как основы укрепления экономической сферы; - создание условий для разнообразных видов туризма. 2.2.2. Задачи по развитию и размещению объектов капитального строительства регионального значения, в том числе: - объектов энергетических систем регионального значения; - объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; - линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий; - иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления определенных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации полномочий Тюменской области. 2.2.3. Задачи по улучшению экологической обстановки и охране окружающей среды, в том числе: - Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности настоящего и будущих поколений жителей области, снижение негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, сохранение биосферы, переход к устойчивому развитию. - Охрана от загрязнения, истощения, деградации и других негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности основных компонентов природной среды: - атмосферного воздуха; - поверхностных и подземных вод; - земель, недр, почв; - лесов, растительности и животного мира. 2.2.4. Задачи по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - Организация и осуществление мероприятий по защите, снижению риска возникновения и сокращение тяжести последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 2.2.5. Задачи по нормативному правовому обеспечению реализации схемы территориального планирования. Основными задачами по нормативному правовому обеспечению реализации схемы территориального планирования являются: - координация действий органов исполнительной власти Тюменской области по обеспечению реализации схемы территориального планирования Тюменской области; - обеспечение контроля за реализацией схемы территориального планирования Тюменской области; - разработка необходимых нормативных правовых актов регионального уровня в области градостроительных и земельно- имущественных отношений. 3. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИИ. УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ 3.1. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Территория Тюменской области составляет 160,1 млн. км2. Тюменская область граничит с Республикой Казахстан, Свердловской, Курганской, Омской, Томской областями и Ханты- Мансийским автономным округом - Югрой. На Юге Тюменской области находятся 5 городов, из них: крупный город - Тюмень, большой город - Тобольск, средний город - Ишим, малые города - Заводоуковск и Ялуторовск. Количество сельских населенных пунктов - 1273, муниципальных образований - 319, из которых 5 - городских округов, 21 - муниципальный район, 293 - сельских поселений. Наиболее крупные по площади районы - Уватский, Тобольский, Вагайский, общая площадь которых составляет более 50% от всей площади Тюменской области. Тюменская область в целом - один из крупнейших регионов России как по территории, так и по промышленному потенциалу. Сформированный на территории области топливно-энергетический комплекс является основным в энергетической безопасности России. Юг Тюменской области с начала создания топливно- энергетического комплекса (далее - ТЭК) формировался как основная база его освоения. Данная территория расположена в благоприятной для жизнедеятельности части области, что обеспечивает целесообразность использования Тюменской области в качестве базы развития машиностроения, строительной индустрии, сельского хозяйства, образования, науки и информационных технологий. Выбранное направление остается стратегическим в настоящее время и в будущей перспективе. Создание собственной базы добычи нефти и газа в Уватском районе, переработки нефти в Тюмени, развитие коммуникационных линий, транспортных коридоров, других сырьевых ресурсов, развитие Сибирских и дальневосточных территорий России делает Тюменскую область еще более значимой в перспективе развития Уральского Федерального округа. По территории области проходит ряд магистральных нефте- и газопроводов, что обуславливает возможность организации переработки углеводородного сырья в наибольшей близости к его добыче и реализации. Транзитное положение на трансконтинентальном направлении Запад - Восток через южные районы области обеспечивает возможность прохождения крупных внутрироссийских международных транспортных коридоров, минуя территорию других государств, активизируя экономическое развитие прилегающих территорий. Выход тремя муниципальными районами на участок государственной границы Российской Федерации с Республикой Казахстан вызывает необходимость комплекса мер по охране границы и в то же время является предпосылкой для усиления связей с Центрально-Азиатским регионом (ЦАР), приграничного и межгосударственного сотрудничества. Наличие значительных лесосырьевых ресурсов и близость дефицитных в этом виде продукции регионов Средней Азии создают хорошие предпосылки развития лесозаготовительной и лесообрабатывающих отраслей. Наличие большого числа полезных ископаемых, самый ценный на сегодня ресурс - нефть и попутный газ Уватского района. Имеются перспективы наличия нефти в более южных, но слабо изученных районах (Тобольский, Вагайский, Викуловский и др.). Значительные, но слабо изученные залежи сырья для местных строительных материалов (песка, глины и др.). Имеются большие запасы торфа, сапропеля, прочие полезные ископаемые - подземные воды, йод, бром и др. По специальным оценкам имеются благоприятные условия и предпосылки для развития товарного рыбоводства на озерах и прудах юга области. Ценными в рыбохозяйственном отношении являются реки области. Другим ресурсом юга области остается потенциал отраслей сельского хозяйства. Природные условия для ведения сельского хозяйства по области являются благоприятными, особенно в ее центральных и южных районах. К благоприятным факторам надо отнести: - наличие площадей пашни и температурный режим, позволяющие при соблюдении агротехнических требований получать высокие урожаи - прежде всего зерновых, картофеля, овощей; - наличие площадей сенокосов и пастбищ; - наличие производственного потенциала, позволяющего полностью обеспечить потребление основных продуктов: молоко, мясопродукты, птица, яйца, овощная продукция. В связи со спадом производства в последние 10 - 15 лет проявились и негативные факторы: - значительные площади сельскохозяйственных земель выведены из хозяйственного оборота, идет снижение плодородия почв, дефицит питательных веществ в почве; - ухудшение состояния мелиорированных систем, малый объем работ по поддержанию и реконструкции мелиоративных систем; - нуждаются в улучшении условий половина пастбищ и сенокосов; - начавшееся более 15 лет назад сокращение численности населения, трудно восстанавливается и сегодня. Продолжается устойчивая тенденция старения населения. Следовательно, необходимо учитывать численное сокращение трудовых ресурсов и потребность в дополнительных социальных затратах на жизнедеятельность пенсионеров. 3.2. ОСОБЕННОСТИ РАССЕЛЕНИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ На территории Юга Тюменской области проживает более 40% населения всей Тюменской области, включая автономные округа и около 71% ее сельского населения. Городское население области - 801 тыс. чел. (в Тюмени более 64% городского населения). Города Тюмень, Тобольск и Ишим по своему демографическому, экономическому, социально-культурному потенциалу в наибольшей степени подготовлены к выполнению функций по обслуживанию относительно обширных территорий и являются наиболее значительными узловыми элементами опорного каркаса территории - в разной степени сформировавшимися и потенциальными межрайонными центрами. Сельское расселение Юга Тюменской области представлено 1273 населенными пунктами - это около 83% всех сельских населенных пунктов Тюменской области, включая автономные округа, из них 93 поселения имеют людность свыше 1 тыс. чел. Общая плотность населения по Югу Тюменской области - 8,3 чел./км2 существенно превышает аналогичный показатель по области в целом - 2,3 чел./км2. Этот показатель по районам области варьирует от примерно 140 чел./км2 в границах Тюменского района до 0,4 - 1,4 чел./км2 на территории Вагайского и Уватского районов. Наиболее заселенными ареалами являются территория Тюменского района с г. Тюменью (менее 3% территории Тюменской области, около 48% всего населения Тюменской области), территория Ишимского района с г. Ишим (более 7% населения), г. Тобольск с ближайшим окружением (8,5% населения Тюменской области). В то же время в Уватском и Викуловском районах на площади около 40% территории области проживает лишь около 3,5% ее населения. Сеть поселений приурочена преимущественно к наиболее крупным речным долинам и, в некоторой степени, к основным транспортным магистралям. Северные и частично центральные районы, особенно заболоченные водораздельные пространства, не заселены или заселены крайне слабо. В расположенной южнее основной зоне расселения значительные территории также слабо заселены, лишены дорог с твердым покрытием. Из-за недостаточной развитости внутриобластных дорог общего пользования 323 населенных пункта (36% их общего числа) не имеют связи с районными центрами по автодорогам с твердым покрытием, 36 населенных пунктов (районы Заболотья) находятся вне системы наземного транспортного обслуживания. На ряде территорий водные пути являются единственными транспортными артериями к населенным пунктам, особенно на территории северных районов (Уватского, Вагайского, Тобольского, Нижнетавдинского). Для Тюменской области характерны существенные различия в уровне развития территорий и городов. Из 26 административно- территориальных единиц на 7 из них приходится 80% объема производства промышленной продукции, в 8 районах сконцентрировано около 65% валовой продукции сельского хозяйства, а в 4 - 80% капитальных вложений. Значительная часть нового производственного строительства концентрируется в г. Тюмени. Опорный каркас территории невелик. Его современная и перспективная структура в основном сложилась. Основными линейными зонами современного и перспективного развития являются зоны влияния Транссибирской магистрали и, в меньшей степени, транспортного коридора Тюмень - Сургут. Сезонными элементами каркаса являются основные судоходные реки, прежде всего Тобол, Тура, Иртыш. Область располагает благоприятными условиями для ориентации в экономическом развитии на внешние связи. Наиболее крупными ареалами расселения и хозяйственной деятельности являются зоны интенсивного воздействия г. Тюмени, зоны влияния городов Тобольска и Ишима. Неразвитость инфраструктуры, прежде всего дорог, системы производственного и социального обслуживания определяет поляризационные процессы в расселении, уровне и условиях жизни населения при растущей концентрации населения в основных зонах и ареалах развития. Этот процесс происходит во всех регионах страны и имеет тенденцию к дальнейшему развитию. Концентрация населения в линейной зоне и узловых элементах опорного каркаса территории приводит к деградации поселений в периферийных ареалах районов области. Городские поселения повсеместно являются основой расселения, "точками" развития территорий. Особенно велика роль городов в условиях невысокой заселенности ТО, как и практически повсеместно в Сибири. Следует отметить ряд негативных планировочных условий городов области. Они обусловлены, прежде всего, тем, что территории городов представлены широкими пойменными и, в основном, высокими надпойменными террасами. Их склоны интенсивно разрушаются, что следует учитывать в застройке. Планировочная структура исторически сложившихся центральных частей городов подчинена, как правило, направлению русел рек, более поздняя застройка ведется вдоль транспортных магистралей. Крупные магистрали, пересекающие современную городскую застройку, прежде всего Транссиб (Тюмень, Ишим и др.), создают обширные зоны акустического дискомфорта и, в силу напряженности магистрали, осложняют транспортные схемы городов, а также строительство инженерных коммуникаций. Основой туристско-рекреационных возможностей области являются: - наличие ресурсов для бальнеологического лечения (минеральные воды, сапропель и др.); - присвоение г. Тобольску статуса туристического центра Западной Сибири; - исторические города с памятниками истории и культуры (Тобольск, Тюмень, Ялуторовск, Ишим); - наличие центра христианской конфессии Сибири (г. Тобольск), Абалакский мужской монастырь, Иоано-Введенский женский монастырь и др. Управляющее воздействие на расселение - медленный процесс и должно быть рассчитано на десятилетия. Однако социально- экономические потери общества тем значительнее, чем позднее начнется содействие постепенному смещению инфраструктуры, а за ней и населения, из указанных "зон риска". Численность населения Тюменской области по состоянию на начало 2008 года составляет 1325,4 тыс. человек, на 01.01.2007 в области проживало 1314,5 тыс. человек (по переписке населения 2002 г. - 1323 тыс. человек, на 1 января 2006 г. - 1314,5 тыс. чел., на 1 января 2005 г. - 1315,1 тыс. чел.). Положительным фактором, влияющим на улучшение демографической ситуации, является рост показателя рождаемости и снижение показателя смертности. В 2007 году впервые за последние годы рождаемость превысила смертность в Тюменской области. Кроме того, на положительные тенденции демографической ситуации в Тюменской области во многом оказывают миграционные процессы. Отрицательная динамика миграции населения в 2000 - 2004 г.г. сменилась положительной в 2005 - 2007. А к концу 2007 года коэффициент миграционного прироста составил 4,5 человека на 1000 жителей. Для региона характерен многонациональный состав населения (более 40 национальностей), наличие многочисленных национальных диаспор. При преобладающей численности русских (82,5%) наиболее многочисленной национальностью являются татары (1,9%), украинцы (1,7%), немцы (1,2%). Трудовой потенциал является одним из базовых факторов дальнейшего социального развития области. Численность экономически активного населения Тюменской области составляет 690,0 тыс. человек, или 52,1% от общей численности населения. Средний возраст трудового населения менее 40 лет. Распределение средней численности по основным отраслям производства: - сельское хозяйство - 54341 чел.; - добыча полезных ископаемых - 8376 чел.; - обрабатывающие производства - 58937 чел.; - производство электроэнергии - 12137 чел.; - строительство - 51734 чел.; - оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и бытовой техники - 70324 чел.; - транспорт и связь - 57473 чел.; - образование - 56327 чел.; - здравоохранение - 44532 чел. В условиях отсутствия федеральных прогнозов численности населения субъектов Российской Федерации учтены следующие ориентировочные тенденции и параметры динамики численности населения территорий и поселений: - Настоящий и предшествующий периоды функционирования всей Тюменской области показывают, что территория Юга Тюменской области, за исключением города Тюмени и зоны его интенсивного влияния, пока в ограниченной степени привлекательная для переселенцев с Севера. - Несмотря на чрезмерную в масштабах Юга области концентрацию социально-экономического потенциала в г. Тюмени и целесообразность всяческого ограничения ее промышленного роста в пользу других городов области, представляется нереалистичным предусматривать стабилизацию численности ее населения. Усиление столичных функций города Тюмени в качестве центра Тюменской области, отсутствие на территории Юга области городов, конкурентоспособных Тюмени по комплексу условий жизнедеятельности, позволяют предполагать рост численности населения города Тюмени. - Представляется актуальным для Юга области целенаправленное формирование межрайонных центров обслуживания территории помимо Тюмени в Тобольске и Ишиме. - Численности населения в г. Тобольске принципиально достаточно для формирования такого центра. Однако благоприятные условия для размещения и развития производств, связанных с переработкой углеводородного и лесного сырья, а также для развития транспортно-перевалочных функций могут способствовать росту численности города. - Город Ишим нуждается в развитии межрайонных функций, и это может способствовать некоторому дальнейшему росту его населения. - Города Заводоуковск и Ялуторовск могут терять население в больших размерах, чем обозначено, в силу общей ограниченности демографического потенциала. - Потери сельского населения также могут быть значительными как в силу указанного в предыдущем положении, так и при условии, если не будет стабильно реализовываться комплекс мер по подъему и реновации агропромышленного производства, а также обустройству транспортом и инженерными коммуникациями территорий сельских населенных пунктов. Некоторый рост населения возможен только в Тюменском районе, в силу сказанного выше о г. Тюмени и зоне ее интенсивного влияния, а также в Уватском районе при осуществлении проекта добычи нефти и газа. Таким образом, начавшееся в 90-х годах XX века сокращение численности населения в Тюменской области удалось приостановить в последние годы. Вместе с тем, эти наметившиеся положительные тенденции требуют дальнейших стабилизационных мер. Необходимо приветствовать миграцию трудоспособного населения, имеющего квалификацию в нужных для области направлениях, как из других регионов России, так и из-за рубежа. При освоении лесных ресурсов целесообразно рассматривать вариант создания предприятий с привлечением из-за рубежа наших соотечественников. Дальнейшее развитие и положительные тенденции в сфере сельскохозяйственного производства должны способствовать повышению качества жизни в сельских населенных пунктах и большую их привлекательность для трудоспособного населения. 3.3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ 3.3.1. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В последние годы темпы роста экономики Тюменской области являются одними из самых высоких среди регионов России. С 2000 года прирост ВРП составил 84,7%, или 10,77% в среднем за год, что выше в среднем по России. Важное место в экономике Тюменской области занимает промышленный комплекс, на долю которого приходится 12,3% ВРП и около 17% занятости экономически активного населения. Темп роста промышленного производства в Тюменской области за период с 2001 по 2007 год составил 170,3%. Однако потенциал конкурентоспособного развития промышленности недоиспользуется. В структуре промышленности доминирующее положение занимают организации обрабатывающих производств, их доля в объеме отгруженной продукции составляет 71%, организаций производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 21%, добычи полезных ископаемых - 8%. Основной экономический потенциал хозяйственного комплекса определяется уровнем взаимодействия с нефтегазовым комплексом. В структуре обрабатывающих производств значительный удельный вес приходится на машиностроение и металлообработку, производство пищевых продуктов, производство строительных материалов, производство продукции нефтепереработки и нефтехимии. Стратегической целью в области развития промышленности является создание условий и содействие развитию промышленных производств для повышения их конкурентоспособности и обеспечения устойчивых темпов роста промышленности. Развитие отрасли немыслимо без современной и правильно организованной инфраструктуры. В первую очередь: наука, технопарк, новые технологии, подготовка рабочих, инженерных кадров. Немаловажное значение в промышленной сфере отводится развитию лесозаготовительной и деревообрабатывающей отрасли. Для развития этой отрасли дополнительно требуется построить около 400 км дорог. Промышленность строительных материалов на сегодня работает ниже имеющихся возможностей и потребности ее продукции по области. Продолжает существовать зависимость продуктообеспеченности от поставок в Тюменскую область продовольствия из других регионов страны. В настоящее время в область завозится свыше 20% от общего потребления мясной и 15% молочной продукции, 90% круп, 70% кондитерских изделий. При этом имеющиеся мощности пищевой промышленности по производству основных продовольственных товаров загружены на 5 - 40%, а ресурсный потенциал области позволяет полностью обеспечить потребность региона мясом, молоком, мукой, яйцом, картофелем, овощами собственного производства. За последние три года ситуация в пищевой отрасли изменилась незначительно. Основная проблема - проблема сбыта готовой продукции. Следует отметить низкий уровень развития легкой промышленности, отсталость ее материальной базы, узкий и, в основном, несложный ассортимент выпускаемой продукции. Предприятия не обеспечивают выпуск продукции с высокими потребительскими свойствами и, в значительной части, переориентировались на выпуск специальной и форменной одежды и обуви. В числе существующих проблем в легкой промышленности остаются: 1. Слабые маркетинговые службы предприятий. Неустойчивость объема заказов на выпускаемую продукцию; 2. Нехватка квалифицированных рабочих и инженерных кадров. Рост возраста среднестатистического высококвалифицированного рабочего и инженерно-технического работника; 3. Значительный моральный и физический износ эксплуатируемого оборудования; 4. Неэффективное использование основных фондов, из-за наличия излишнего оборудования и неиспользуемых производственных площадей; 5. Устаревшие технологии; 6. Ограниченность номенклатуры выпускаемой продукции, соответствующей уровню мировых стандартов и являющейся конкурентоспособной; 7. Наличие административных барьеров, обусловленных действиями государственных служащих и требованиями, установленными действующими нормативными документами; 8. Недостаток отечественного сырья и необходимость его ввоза из-за границы. Основной экономический потенциал промышленного комплекса сосредоточен в г. Тюмени, на которую приходится более 50% всего выпуска продукции, и Тобольске (16 - 18% всего производства). Значительный объем промышленной продукции (по 3 - 5%) производится в Уватском, Тюменском, Заводоуковском районах, городах Ишиме, Ялуторовске. В настоящее время Тюменская нефтяная компания (одна из основных недропользователей в Тюменской области) представляет так называемый "Уватский проект" - долгосрочный проект, основанный на соглашении о разделе продукции, рассчитанный на десятки лет, с вложением 35 млрд. руб. за 30 лет в освоение входящих в проект месторождений. До 2010 г. добыча нефти планируется на 6 участках - Кальчинский, Северо-Демьянский, Пихтовый, Урпенский, Усть- Тегусский, Иртышский, а также на Чирпском, Янгиярском, Неумском лицензионных участках. До 2010 г. планируемая накопленная добыча нефти оценивается в 21,4 млн. т, в т.ч. на Кальчинском месторождении - 8,4 млн. т. Вся Тюменская область, обладая огромными запасами нефти, из- за отсутствия крупных мощностей по ее переработке вынуждена завозить светлые нефтепродукты, создавая огромный объем встречных перевозок ГСМ. Кроме того, в ближайшие годы ожидается резкое повышение потребности в автомашинах и, в том числе, потребность в шинах. Проблемы топливно-энергетического комплекса заключаются в следующем: 1. Слабая геологическая изученность территории; 2. Воспроизводство минерально-сырьевой базы не является устойчивым и сбалансированным; 3. Необходимо создание и ведение территориального фонда природоресурсной информации; 4. Недостаточное государственное регулирование в сфере недропользования и ТЭК; 5. Обеспечение роста производства за счет рационального использования добытого минерального сырья и комплексного использования промышленных и трудовых ресурсов; 6. Обеспечение благоприятных условий для создания и функционирования в Тюменской области мирового центра нефтяных сервисных технологий. Основным по своему потенциалу предприятием нефтеперерабатывающего комплекса Юга Тюменской области является ООО "Тобольск - нефтехим". Стратегия развития ООО "Тобольск - нефтехим" направлена на увеличение объемов переработки широкой фракции легких углеводородов, а также углубление ее переработки путем создания новых производств. Проектная мощность действующей центральной газофракционирующей установки в настоящее время ограничена до 2,1 млн. тонн в год на сырье непроектного состава. Для увеличения объема переработки широкой фракции легких углеводородов разработан Инвестиционный проект "Увеличение мощностей центральной газофракционирующей установки" до 2,5 млн. тонн в год на сырье непроектного состава". Необходимость работ обусловлена ограниченной производительностью магистрального продуктопровода Южный Балык - Тобольск до 2,2 млн. тонн в год. Для достижения максимально возможного уровня глубины переработки сырья и улучшения экономических показателей предприятия предлагается строительство крупного нефтехимического комплекса по производству олефинов и полимеров на их основе. Как альтернативный вариант рассматривался вопрос строительства производства пропилена дегидрированием пропана и производства полипропилена мощностью 300 - 350 тыс. тонн. С введением в эксплуатацию Антипинского нефтеперерабатывающего завода обеспечиваются потребности Юга Тюменской области в дизельном топливе. Большая часть газойля и гудрона будет поставляться на нефтехимические и рубероидные заводы в соседние области Уральского федерального округа. В течение трех лет после запуска первой и второй очередей производства завод планирует ввести в действие установку по гидроочистке дизельного топлива и обеспечивать соответствие выпускаемой продукции не только действующим российским ГОСТам, но и более строгим мировым стандартам. Кроме того, на предприятии планируется организовать также производство высокооктановых бензинов. В качестве ориентиров развития и конечных состояний отрасли ТЭК определены три основные цели: 1. Устойчивое сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы: - организация и обеспечение воспроизводства минерально- сырьевой базы; - создание и ведение фондов геологической информации о недрах области; - выявление запасов нетрадиционных ресурсов недр. 2. Использование и охрана недр: - обеспечение прав пользования и распоряжение недрами Тюменской области; - рациональное использование и охрана недр Тюменской области; - обеспечение государственного контроля над геологическим изучением, использованием и охраной недр. 3. Комплексное социально-экономическое развитие региона: - формирование благоприятного инвестиционного климата; - рациональное использование добытого минерального сырья; - комплексное использование промышленного и трудового потенциала региона в целях эффективного развития ТЭК. 3.3.2. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО Сельское хозяйство - важная отрасль экономики Тюменской области, с которой связана жизнь около 36% населения региона, динамично развивается. Основные отрасли сельского хозяйства - производство зерна, мясомолочное скотоводство, свиноводство, птицеводство, картофелеводство. За период с 2000 до 01.01.2008 объем производства сельскохозяйственной продукции увеличился более чем на 40%. Площадь сельскохозяйственных угодий на территории области составляет 2,9 млн. га. Положительные тенденции в сфере сельского хозяйства - интенсификация производства, внедрение ресурсосберегающих технологий, наращивание генетического потенциала в молочном животноводстве, использование высокорепродуктивных сортов сельскохозяйственных культур. Основными приоритетами в развитии агропромышленного комплекса на период до 2012 года определены следующие: - повышение эффективности молочного и мясного скотоводства, кормопроизводства и технического перевооружения производства зерна; - модернизация отраслей переработки зерна, молока, мяса; - развитие малых форм хозяйствования в АПК. При этом, главной целью проводимых органами исполнительной власти области мероприятий в сфере АПК является "Повышение эффективности и конкурентоспособности многоукладного агропромышленного производства". Основанием для выбора данных приоритетов в сельскохозяйственной сфере являются: В молочном животноводстве: - недостаточная обеспеченность сырьем собственного производства крупных молокоперерабатывающих предприятий, способных выпускать конкурентоспособную продукцию, увеличивать налоговые поступления, влиять на улучшения экономики молокопроизводящих хозяйств (справочно: 1% увеличения загрузки позволяет снижать отпускную цену на 0,3 - 0,5%); - недостаточная эффективность отрасли и устаревшая производственная база; - недостаточный для динамичного развития уровень генетического потенциала дойного стада; - круглогодовое получение дохода и интенсивное потребление продукции растениеводства; В мясном животноводстве: - необходимость максимального использования природных ресурсов области для производства мяса крупного рогатого скота, привлечения населения и мелкотоварных предприятий к выращиванию скота и поставки на откорм в крупные хозяйства; - круглогодовое получение дохода и интенсивное потребление продукции растениеводства и продукции естественных кормовых угодий; - нерентабельное производство; В кормопроизводстве и техперевооружении зернопроизводства: - необходимость организации рациональной системы кормовых севооборотов с увеличением производства белково содержащих кормов, а также использовании ресурсосберегающих технологий возделывания, уборки кормовых культур и кормоприготовления (в себестоимости производства молока 42% занимает стоимость кормов) для повышения эффективности животноводства; - необходимость обеспечения стабильных объемов зерна на кормовые и продовольственные цели; - необходимость замены устаревшей техники и технологий в зернопроизводстве; - необходимость обеспечения растущих потребностей животноводства; В перерабатывающих отраслях: - необходимость осуществления модернизации и технического перевооружения предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности на выпуск широкого ассортимента биологически ценной качественной продукции, увеличение объемов производства молока в сельскохозяйственных предприятиях; - необходимость создания производств по переработке картофеля, овощей, специализированному забою скота; В малых формах хозяйствования: - значительная доля сельского населения занята в личных подсобных хозяйствах (далее - ЛПХ) - 22%, для функционирования которых необходимо сформировать комплекс агросервисных услуг, а также снизить долю незанятого населения в сельской местности через мотивацию развития ЛПХ. Особое внимание при характеристике и прогнозировании развития такой значимой для Юга области отрасли как сельское хозяйство следует уделить созданию организованного мелкотоварного производства на территориях муниципальных районов. Основная идея: Расширение доступности кредитования организованного мелкотоварного производства в целях более успешного его функционирования в рыночных условиях. Предпосылки: - значительная часть сельского населения (более 60 тыс. человек) занята в личном подсобном хозяйстве, что соответствует сельскому укладу и образу жизни; - меры прямой поддержки ЛПХ в настоящее время реализуются, но не создают серьезных предпосылок к объединению в организованные структуры, способные конкурировать на сырьевом рынке; - осуществлять ведение и расширение малого хозяйства в рыночных условиях практически невозможно без развития сферы услуг, что подтверждает анализ состояния и потребностей ЛПХ на территориях. Наиболее востребованы услуги по: - организации заготовки картофеля, овощей, дикоросов (организованная заготовка отсутствует); - организации помощи в приобретении семян, техники, пиломатериалов, а также транспортных и ветеринарных услуг (охвачено 10 - 15% ЛПХ); - расширению сферы закупа молока и мяса (охват составляет 40 - 60%), а также микрокредитования (охвачено 3% товарных хозяйств). Мероприятия и пути решения: - разработка мотивационных условий по формированию организованного мелкотоварного производства с вовлечением самих ЛПХ в эти структуры; - организация филиалов ОАО "Россельхозбанк"; - обеспечение доступности ЛПХ, КФХ и потребительских кооперативов к кредитным ресурсам с государственной поддержкой; - организация участия ОАО "Россельхозбанк" в качестве ассоциированных членов в деятельности кредитных и потребительских кооперативов. 3.4. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Центральное положение России на Евроазиатском континенте и быстрый рост грузовых потоков между европейскими и азиатскими странами вызвал необходимость формирования достаточно мощного транспортного коридора "Европа - Азия" с соответствующей обслуживающей инфраструктурой. Формирование этого коридора помимо усиления взаимосвязи Востока и Запада страны на всем своем протяжении будет способствовать развитию транспортных осей "Север - Юг". Необходимость масштабного развития на территории Севера Тюменской области добывающих отраслей и связанных с их обслуживанием строительной индустрии, машиностроения сопряжено с дальнейшим развитием транспортного комплекса области и, прежде всего, с усилением транспортной оси "Север - Юг" с выходом на транспортный коридор Европа - Азия. Важными представляются южные связи - через Республику Казахстан и далее. В пределах Тюменской области в сообщении запад-восток предлагается сформировать два транспортных коридора: "Западная Европа - Россия (Транссиб) - Корейский полуостров" и "Северо- Российская Евроазиатская" с вариантом включения Северо-Сибирской магистрали. Трасса транссибирского коридора уже существует, и требуются мероприятия по его усилению и развитию. Трассы магистралей "Северо-Сибирская" и "Баренцево море - Коми - Урал" для второго коридора только намечены и требуют детальной трассировки и согласований на стадии районных планировок территорий субъектов Федерации. При формировании транспортной инфраструктуры следует учитывать возможности новых видов транспорта, таких как суда на воздушной подушке, канатные подвесные дороги, аэросани и т.д. Суда на воздушной подушке круглогодично и аэросани зимой могут служить альтернативой для речного транспорта области. В осенне- весенний период, когда нарушается сообщение из-за аварийного состояния мостов, канатные подвесные дороги могут служить надежным средством переправы, поскольку могут эксплуатироваться круглогодично, курсируя по рекам и болотам. - Стратегия развития транспорта региона должна строиться с учетом общегосударственных, региональных и отраслевых интересов, исходя как из тактических, так и долгосрочных задач социально- экономического развития области в целом. - Целесообразно максимально использовать транзитный потенциал области и его соседство с Центрально-Азиатским регионом. - Необходимо разработать комплекс мер по развитию инфраструктуры и логистического сервиса экспортно-импортных и транзитных перевозок на участке Транссиба в целях расширения внешнеторговых экономических связей и привлечения дополнительных грузопотоков с учетом стратегии и тактики развития всего Транссибирского направления. При рассмотрении развития транспортной инфраструктуры Юга Тюменской области выявлено совпадение интересов в выборе концептуальных направлений Схемы территориального планирования Тюменской области с программами стратегического развития экономики Российской Федерации, Уральского федерального округа, Омской области и Тюменской области в целом. К таким программам относятся: Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России на 2002 - 2015 годы", "Развитие транспортного комплекса Уральского федерального округа на период до 2010 г.", подпрограммы "Международные транспортные коридоры" на территории УрФО", "Железнодорожный транспорт", "Автомобильные дороги" и т.д. В связи с задачами развития транспортно-инженерной инфраструктуры юга Тюменской области важнейшее значение имеет модернизация и расширение существующих транспортно-инженерных коридоров и коммуникаций. В перечисленных программах решаются задачи по созданию на территории Российской Федерации единой транспортной системы, в то же время в концептуальных направления Схемы территориального планирования Тюменской области предлагаются пути создания транспортной инфраструктуры, которая не только служит неотъемлемой частью транспортного комплекса России, но и поддерживает экономическое развитие области. Главная задача транспортной инфраструктуры области состоит в дальнейшем развитии всех видов транспорта, их взаимодополняемости при выборе наиболее эффективных вариантов транспортировки грузов и обслуживания пассажиров. Автомобильный транспорт Развитие экономики региона на современном уровне, как показывает опыт развитых стран, принципиально невозможно без создания развитой сети автомобильных дорог, служб автосервиса и структуры автомобильных перевозок. Для экономики области характерен значительный удельный вес отраслей, ориентированных в своей деятельности на использование автомобильного транспорта. Эта ситуация вероятна и в перспективе. Для решения проблем экономического развития области, осуществления внутренних и внешних социально-экономических связей необходимо за период не более 15 - 20 лет расширить и усовершенствовать сеть дорог, перейти на строительство автомобильных дорог с цементно-бетонным покрытием (последнее прервет процесс нарастания недоремонта асфальтобетонных покрытий). Сеть автомобильных дорог и дорожную инфраструктуру области планируется развивать исходя из растущих потребностей в автомобильных перевозках и с учетом процессов опережающей автомобилизации населения и экономики. При этом приоритетными должны стать проекты, направленные на завершение создания единой опорной сети автомобильных дорог, обеспечивающих подъезды к городам и транспортным узлам, а также их обходы населенных пунктов. Особое внимание должно уделяться развитию притрассового сервисного обслуживания. Первоочередными проектами в сфере строительства автомобильных дорог на территории области являются следующие: - обход Республики Казахстан на участках Ишим - Бердюжье и обход г. Ишима, который позволит Российскому транспорту избегать двукратного пересечения границы на трассе "Байкал" на пути из Европейской части в Сибирь и Дальний Восток; - автомобильная дорога "г. Тюмень - с. Нижняя Тавда - п. Междуреченский - г. Урай - г. Нягань - п. Приобье", освоение начато в 2006 году; - автомобильная дорога "Тюмень - Горноправдинск - Ханты- Мансийск" - освоение начато в 2005 году, в настоящее время находится в стадии строительства; - автомобильный обход г. Тюмени на участках федеральных дорог: Екатеринбург - Тюмень - Ханты-Мансийск, Курган - Тюмень - Ханты-Мансийск, Омск - Тюмень - Ханты-Мансийск. Завершение строительства Обхода позволит объединить 8 транспортных магистралей, проходящих через г. Тюмень, и разгрузить областной центр от нарастающего, в связи с завершением строительства трансроссийской автомагистрали, транзитного легкового и грузового транспорта; - автомобильная дорога с твердым покрытием Ялуторовск - Ярково, в настоящее время находится в стадии завершения строительства, позволит переключить часть транзитного потока с федеральных дорог "Тюмень - Ишим - Омск" (на участке Тюмень - Ялуторовск) и "Тюмень - Ханты-Мансийск" (на участке Тюмень - Ярково), сократить на 96 км пробег автомобилей по маршруту Ялуторовск - Ярково - Тобольск, минуя Тюмень; - автомобильная дорога "Тобольск - Вагай - Аромашево - Голышманово", в настоящее время находится в стадии завершения строительства. Необходимо создавать и развивать на магистральных автодорогах систему обслуживания (ремонт) машин, в т.ч. иностранного производства, и водителей (связь, питание, отдых). Такая система обслуживания должна быть создана приоритетно на магистралях федерального и территориального значения. Рост транспортного потока и формирование опорного транспортного каркаса требуют адекватного расширения сервисного обслуживания. Перспективным является проект развития на участке между Тюменью и Ишимом (Ялуторовск, Заводоуковск, Ишим) узлов сервисного обслуживания транзитных потоков грузового автомобильного автотранспорта. Представляется важным также, используя существующие транспортные направления, усовершенствовать широтные связи между административными центрами муниципальных районов области, создав своего рода рокадную автодорогу, проходящую севернее (Нижняя Тавда - Ярково - Юргинское) и южнее основного транспортного коридора (Упорово - Бердюжье с обходом с. Армизонское, Бердюжье - Сладково в обход с. Зарослое и с. Дубынка далее вдоль государственной границы с Республикой Казахстан - Абатское). С разработкой новых месторождений углеводородов ХМАО и Уватского района предлагаются основные направления для строительства промысловых и межпромысловых автомобильных дорог (Горнослинкинский - Янгутум по территории Заболотья далее по левому берегу р. Иртыш - Уват - и далее с выходом на месторождения в Уватском районе и в Томской области). Представляется уместным в перспективе рассмотреть возможность строительства мостового перехода через р. Иртыш в районе с. Уват. Специализированными разработками предполагается реконструкция федеральных автодорог области - Тюмень - Сургут, Екатеринбург - Тюмень - Ишим - Омск, подъезда от автодороги "Байкал" на участке Тюмень - Исетское, "Тюмень - Винзили" в обход п. Боровский, а также межобластных автомобильных связей: "Тюмень - Исетское - Шадринск (Курганская область)" в обход с. Исетское, "Вагай - Усть Ишим (Омская область), "Сладково - Исилькуль (Омская область)", "Викулово - Усть-Ишим (Омская область)", Ирбитский и Салаирский тракты с выходом в Свердловскую область. Необходимо также модернизировать, усовершенствовать дороги, выводящие опорную сеть сельских населенных пунктов по дорогам с твердым покрытием на сеть федеральных и региональных дорог. Железнодорожный транспорт Транссибирская железнодорожная магистраль обеспечивает наиболее эффективный скоростной путь для контейнерных перевозок, позволяющий в 2 - 3 раза сократить их продолжительность по сравнению с морской трассой через Суэцкий канал. В связи с тем, что участок Главсиба между Омском и Курганом (в районе города Петропавловска) оказался на территории Республики Казахстан, необходимо обеспечить усиление провозной способности участка Омск - Тюмень - Екатеринбург с учетом более высоких требований, соответствующих для магистралей межконтинентального значения. В перспективе возможно сооружение дублирующих широтных железнодорожных магистралей через Ханты-Мансийск и Сургут (Средсиб) и через Салехард и Новый Уренгой (Севсиб), однако их строительство потребует дополнительных обоснований и крупных капиталовложений. Следует отметить, что частично сооруженная, но недостроенная железная дорога Салехард - Надым - Н.Уренгой (так называемая "мертвая дорога") не была в свое время доведена до эксплуатации. В сфере железнодорожного транспорта разработан ряд инвестиционных проектов и мероприятий: "Электрификация железнодорожной линии Тюмень - Тобольск (и далее на север Тюменской области)", "Реконструкция локомотивного депо Ишим" и др. С учетом потребностей нефтегазового комплекса и строительных предприятий, а также в соответствии с программой укрепления материально-технической базы и социального развития Свердловской железной дороги планируется усиление железнодорожного участка Тюмень - Тобольск - Сургут за счет строительства и электрификации 3-х двухпутных вставок, который предполагается завершить к 2010 году. Электрификация данного участка протяженностью 696 км потребует порядка 10 млрд. руб. капитальных вложений, что позволит существенно увеличить его пропускную способность. В перспективе по мере ухода от транзита через Республику Казахстан потребует усиления и железнодорожная магистраль на участке Тюмень - Омск. В Схеме территориального планирования Тюменской области предлагается данную задачу решать в двух направлениях: строительство участка железной дороги от г. Ишим до населенного пункта Петухово Курганской области; строительство южного железнодорожного обхода г. Тюмень для грузовых составов на участке ст. Подъем - ст. Войновка. Заканчивается вторая очередь реконструкции и расширения железнодорожной станции и вокзала в г. Тюмени. Планируется усиление железнодорожного участка Войновка - Тобольск - Сургут за счет строительства трех двухпутных вставок и электрификация этого направления. При развитии Тобольска, как туристического центра, необходима реконструкция современного железнодорожного вокзала, которая запланирована на 2008 - 2009 годы. Железнодорожная ветка Заводоуковск - Новый Тап протяженностью 102 км также нуждается в реконструкции с целью обеспечения снабжения предприятий стройиндустрии строительными материалами. Водный транспорт На сети внутренних водных путей и внутреннего водного транспорта предусмотрены меры по обеспечению стабильного и безопасного судоходства, включая поддержание необходимых глубин и габаритов судового хода, модернизацию и обновление речного транспортного флота. В перспективе развития нефтегазового комплекса доступность многих его территорий только для водного транспорта требует увеличить перевалку на водный транспорт строительных грузов, труб, оборудования и прочих грузов с увеличением перевалки с воды на железную дорогу наливных грузов в обратном направлении. Развитие системы речных перевозок предполагает восстановление и модернизацию Тюменского и Тобольского речных портов. Тюменский речной порт соответственно планируется переместить и расположить ниже по течению реки Туры на 5 километров за территорией города. Особо значимое развитие должен получить Тобольский речной порт - одна из главных перевалочных баз для городов Обского Севера, где целесообразно формирование крупного терминального хозяйства для обслуживания Северов в сообщениях железная (автомобильная) дорога - река. В составе Тобольского порта, при развитии Тобольска как крупного туристского центра, необходимо строительство современного речного вокзала. В связи с задачами развития Северного морского пути и освоения северных арктических месторождений важнейшее значение имеет проблема обустройства "Арктического фасада" России с использованием военных, военно-морских, авиационных и ракетных баз, созданных на Севере в период острого ракетно-ядерного противостояния с США. Воздушный транспорт Важнейшее значение имеет Транссибирская воздушная трасса Европа - Азия (более короткая и удобная по сравнению со всеми другими трассами между Европой и Азией), а также кроссполярные воздушные трассы из Южной и Центральной Азии в Северную Америку. Необходимо оценить возможности и задачи транзитных аэропортов Тюменской области на этих трассах. Проблемы в сфере совершенствования парка воздушных судов, как для области, так и Российской гражданской авиации в целом, одинаковы. Ставится задача существенного обновления парка самолетов и вертолетов, приведения его в соответствие с современными требованиями рынка, обеспечения существенного снижения расходов авиационного топлива, повышения доступности воздушного транспорта для широких слоев населения и других потребителей, создания специализированных воздушных судов для применения в различных отраслях экономики. В соответствии с Федеральной программой "Модернизация транспортной системы России на 2002 - 2015 г.г." предусматриваются поставки региональных самолетов вместимостью до 70 пассажиров, нового сельскохозяйственного самолета, нового регионального самолета (модернизация самолета Ту-324) вместимостью 30 пассажиров, кроме того, в настоящее время разрабатываются конструкции самолетов по заявкам авиакомпаний пассажировместимостью 5 - 9 мест. Помимо названных типов летательных аппаратов целесообразно приобретение одной из модификаций совместно разрабатываемого известными самолетостроительными фирмами (ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", АК "Ильюшин", ОКБ им. А.С.Яковлева и американской компанией "Боинг") самолета, получившего сокращенное обозначение RRJ (Russian Regional Jet) российского регионального самолета. Появление экономичных региональных самолетов позволит возродить широкую сеть местных воздушных линий. По федеральным и областным программным разработкам предлагается превращение аэропорта "Рощино" во второй в Уральском Федеральном округе (после "Кольцово") автотранспортный узел, развитие "Рощино" в качестве узлового регионального центра во взаимодействии северных и южных территорий всей Тюменской области. В Схеме территориального планирования Тюменской области предлагается также, при развитии Тобольска как промышленного и туристического центра, рассмотреть новую площадку для аэропорта на северо-востоке города. Кроме того, обозначена пространственная возможность создания аэропорта в районе г. Ишима. Представляется, что наличие аэропортов в районах трех магистральных центров области, в условиях больших пространств области со слаборазвитой транспортной инфраструктурой, может быть значимым фактором улучшения инфраструктурного обслуживания жизнедеятельности населения. Трубопроводный транспорт В настоящее время все более остро осознается необходимость и важность "энергетического диалога" в направлениях Сибирь - Европа, Сибирь - Китай и Юго-Восточная Азия, Сибирь - Северная Америка. В дополнение к уже существующим гигантским системам нефтегазового комплекса (протяженность действующих нефтепроводов - 47 тыс. км, нефтепродуктопроводов - 15 тыс. км, газопроводов - 152 тыс. км) сооружаются газопроводные, нефтепроводные и нефте- продуктопроводные системы Ямал - Европа, Новороссийск - Турция ("Голубой поток"), Балтийская трубопроводная система и др. Предусматривается создание новых газопроводных систем, включая Северо-Европейский газопровод по дну Балтийского моря Выборг - Грайфсвальд (далее Нидерланды, Великобритания). В восточном направлении энергетические коридоры еще лишь формируются. В качестве главных баз транспортировки углеводородов в Китай, Японию, Корею, Юго-Восточную Азию рассматриваются Кувыктинское месторождение в Иркутской области, а также шельф Сахалина по проектам Сахалин-1, Сахалин-2. Важные месторождения на арктическом шельфе России будут открыты и начнут осваиваться в районах, тяготеющих к Тюменскому Северу, где уже сейчас добыча углеводородов продвигается в арктическую зону полуострова Ямал. Освоение месторождений на Дальнем Севере Тюменской области тесно связано с проблемой обустройства "Арктического фасада" России и Северного морского пути. Указанное выше определяет важное значение развития инфраструктурного каркаса Юга Тюменской области. На территории Юга области строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов магистрального нефтепроводного транспорта осуществляет ОАО "Сибнефтепровод" (подразделение компании "Транснефть"), объектов магистрального газопроводного транспорта - "Тюменское управление магистральных газопроводов" (ТУМГ) (подразделение ОАО "Сургутгазпром"). Созданная и эксплуатирующаяся на территории Тюменской области система магистрального трубопроводного транспорта имеет определенный резерв пропускной способности, поэтому строительство новых крупных магистральных нефте- и газопроводов для перекачки топлива за пределы области не требуется. ОАО "Сибнефтепровод" и "ТУМГ", эксплуатирующие объекты магистрального трубопроводного транспорта постоянно осуществляют строительные, ремонтные и технические мероприятия на уже действующих трубопроводах: выявление дефектов, плановое обновление линейной части трубопровода, реконструкцию и замену переходов через водные преграды (в том числе активно используя методы горизонтально-наклонного бурения), совершенствование насосных и компрессорных станций и т.д. В то же время в области имеется ряд месторождений углеводородного сырья, сосредоточенных в восточной части региона без развитой транспортной инфраструктуры. Проекты разработки данных месторождений предусматривают строительство межпромыслового нефтепровода протяженностью 260 км для транспортировки нефти до действующей системы магистральных нефтепроводов в западной части региона. Совершенствование существующей сети магистральных трубопроводов связано с реализацией крупномасштабной программы реконструкции Единой газотранспортной системы Российской Федерации в связи с наступлением реновационного периода в трубопроводах, введенных в эксплуатацию в 60 - 80-е годы XX века. Существенное развитие должна получить местная газопроводная сеть. Несмотря на то, что на севере Тюменской области расположен один из крупнейших в мире районов добычи газа, уровень газификации Юга Тюменской области остается недостаточно высоким. 4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ 4.1. Вероятные направления для стратегических предложений по пространственному развитию Тюменской области: - Юг Тюменской области традиционно является базой развития ТЭК как в материально-техническом отношении, так и в сфере образования, науки и подготовки кадров. Необходимо дальнейшее усиление многоаспектной интеграции, сотрудничества Юга области с автономными округами. - Необходимы структурные изменения промышленности с расширенной ориентацией на обслуживание ТЭК - выпуск оборудования для нефтегазовой, лесной промышленности, средств транспорта, потребительских товаров. - Следует учитывать целесообразность и возможность переработки углеводородного (при реальном наличии углеводородного сырья для этих целей) и лесного сырья своей территории и автономных округов Тюменской области. - На территории области обозначается гипотетическая вероятность строительства 3 - 4 заводов по переработке углеводородного сырья и его производных, целлюлозно-бумажного комбината и более мелких производств по переработке древесного сырья. - В серьезной разработке нуждается идея создания единой строительной базы для Тюменской области в целом. - В фундаментальной реконструкции и модернизации нуждается сельскохозяйственное производство с опорой на формирование системы его обслуживания, переработки и сбыта продукции, с развитием "точек роста" в сельской местности области. - В пределах зоны, благоприятной для сельскохозяйственного производства, целесообразно формировать зоны специализации АПК в зависимости от наличия рынков сбыта, наличия естественных кормовых угодий и т.п.: - зоны интенсивного молочного животноводства, свиноводства и птицеводства (Тюменский, Ялуторовский, Упоровский, Ишимский и Казанский районы); - зоны мясного животноводства (Сладковский, Сорокинский, Викуловский, Аромашевский, Голышмановский районы). - Основой устойчивого и безопасного развития жизнедеятельности на территории области рассматривается необходимость развития и совершенствования инженерно-транспортной инфраструктуры, а также система мер по охране окружающей среды и предотвращению чрезвычайных ситуаций в интересах живущих и будущих поколений. - Зона, наиболее подготовленная и имеющая относительно благоприятные условия для современной жизнедеятельности, обозначена на Основном чертеже. Это территории, прежде всего, вдоль основных транспортно-коммуникационных коридоров на территории области и, в первую очередь, вдоль транссибирского направления. - Город Тюмень имеет существенный научно-производственный потенциал, связанный с нефтегазовым комплексом. На этой основе целесообразно рассмотреть возможность формирования здесь (например, на северо-востоке городской застройки) научно- промышленного парка (технопарка) и инкубатора инновационной технологической деятельности, с его преимущественной ориентацией на потребности нефтегазового комплекса. Предполагается, что будет продолжаться уменьшение численности населения области. Миграционный приток не будет перекрывать естественную убыль населения. При более оптимистичном варианте миграционного прироста и рождаемости вероятна стабилизация численности населения. Будет происходить старение населения, что увеличит нагрузку на трудоспособное население и обострит проблемы количества и качества рабочей силы. 4.2. Сложившиеся территориальные различия в заселенности и освоенности области, в развитости инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры в большой мере определяют перспективы пространственного развития области: 4.2.1. Главным направлением совершенствования территориальной организации области и, в том числе расселения, рассматривается совершенствование ее опорного каркаса: - укрепление связей между центрами территорий разного уровня с поселениями сопряженных территорий; - целенаправленное развитие центров разного уровня, прежде всего, в аспектах рыночной и информационной инфраструктуры, производственного обслуживания территорий и населения, ведущих направлений социального обслуживания (здравоохранение, образование). 4.2.2. Как показывает мировой опыт, развитие коммуникационной сети является базовым, необходимым условием развития экономики территорий. При этом серьезная роль отводится проблеме усовершенствования схемы транспорта, являющейся базовым элементом опорного каркаса территории области и расширения внешних связей области. 4.2.3. Поскольку ТЭК и в дальнейшем является определяющим фактором развития области, важно усиление транспортной оси (железная дорога и автомобильные магистрали, речной транспорт) "Север - Юг" с выходом на широтный транспортный коридор. Модернизация Транссибирской железнодорожной магистрали, как трансконтинентального контейнерного моста, с параллельным завершением автомагистрали Западная Европа - Дальний Восток должна использоваться для усиления интеграции области с сопредельными субъектами Федерации, а также с Казахстаном и странами Центрально-Азиатского региона. Треугольник Тюмень - Тобольск - Ишим рассматривается основой опорного каркаса области. Важными представляются южные связи - в Республику Казахстан и далее. В этом отношении весьма перспективным является вариант создания в г. Ишиме логистического терминала. Для усиления связи между двумя дорогами федерального значения "Екатеринбург - Тюмень - Омск" и "Байкал" строятся и усиливаются участки "Курган - Исетское - Тюмень", "Макушино - Частоозерье - Бердюжье - Ишим". Предлагается создание прямого усовершенствованного автомобильного хода между городами Ишим и Тобольск. Представляется важным также, используя существующие транспортные направления, усовершенствовать широтные связи между центрами муниципальных районов, создав своего рода рокадную автодорогу, проходящую севернее и южнее основного транспортного коридора. 4.2.4. В настоящее время Тюменская область обладает достаточно большим туристическим потенциалом, а также объективными предпосылками для его развития, особенно в части историко-культурного, санитарно-курортного и охотничье- рыболовного туризма. Географическое положение Тюменской области - ее связи с Севером области, с районами Урала и Сибири также могут благоприятствовать развитию туристического комплекса области. В области немало исторических памятников, старинных городов и других населенных пунктов, основанных в 16 - 17 веках в связи с освоением русскими Сибири и присоединением Сибири к России, развитием торговли не только с близлежащими, но и более отдаленными странами, включая Китай. Именно в Тюменской области возникли первые русские поселения, положившие начало освоению Сибири. На территории области на государственной охране находится более 1,5 тыс. объектов культурного наследия. ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ |————————————————————————|————|—————|————|—————|—————————————————|——————| |Памятники |Федераль- |Региональ-|Выявлено |Всего | | |ного зна |ного |объектов, | | | |чения |значения |представляющих | | | | | |историко-культур | | | | | |ную ценность | | |————————————————————————|————|—————|————|—————|—————————————————|——————| |Памятники истории |28 |164 | |- |192 | | |(11) |(144| | |(155) | | | |) | | | | |————————————————————————|————|—————|————|—————|—————————————————|——————| |Памятники архитектуры |25 | |273 | |101 (119) |399 | | | | | | | |(450) | |————————————————————————|————| |————|—————|—————————————————|——————| |Памятники архитектурно- |- |(42) |3 |(289)|- |3 | |монументального | | | | | | | |искусства | | | | | | | |————————————————————————|————|—————|————|—————|—————————————————|——————| |Памятники археологии |21 (21) |36 (36) |816 (816) |873 | | | | | |(873) | | | | | | | |————————————————————————|————|—————|————|—————|—————————————————|——————| |ВСЕГО: |74 (74)|476 (469)|917 (935) |1467 | | | | | |(1478)| | | | | | | |————————————————————————|————|—————|————|—————|—————————————————|——————| Значительная часть объектов - 60% относится к объектам археологического наследия. Здания и сооружения составляют 30% (30,4%) от общего количества объектов культурного наследия, большая часть зданий - 2-х - 3-этажные постройки, из которых 52% выполнены из дерева, 41% - из кирпича. В числе старинных русских городов Западной Сибири с сохранившимися интересными памятниками архитектуры следует, прежде всего, назвать первый русский город в Сибири - Тюмень (основан как острог в 1586 г.). С 17 века Тюмень становится важным транзитным пунктом на торговом пути из Сибири в Китай. На относительно небольшом удалении от Тюмени расположены старинные поселения - Ялуторовск (основан в 1639 г. как острог Ялуторовский на месте татарского городища Явлу-Тур), Ишим (известен с 1687 г. как Коркина слобода), село Вагай (осн. в 1633 г. как Усть-Ямский острог). Наибольший интерес представляет посещение древнего Тобольска, который на протяжении нескольких столетий оставался крупнейшим культурным и образовательно-просветительным центром Сибири. Основанный в 1587 Тобольск вплоть до 18 века был не только главным военно-административным, политическим и церковным центром Сибири, но и важным распределительным, таможенным центром и пунктом транзитной торговли с Китаем и Бухарой. Здесь сохранилось много историко-архитектурных памятников, в частности, единственный в Сибири каменный Кремль. С Тобольском и его окрестностями связаны имена многих видных ученых, писателей, художников, других деятелей отечественной культуры (протопоп Аввакум, А.Н.Радищев, Д.И.Менделеев, А.А.Алябьев и др.). В 1989 г. в Тобольске вновь открыта единственная в Сибири духовная семинария, в 1990 г. образована Тобольско-Тюменская епархия. Это может служить основой для христианского паломничества. В непосредственной близости от Тобольска имеется сопка Сузгун с археологическими памятниками - древним жертвенным местом и остатками бронзолитейной мастерской, а на Чувашском мысу - городище Потчеваш и курганный могильник. Статус исторических городов имеют также Ишим и Ялуторовск. Ишим получил статус города в 1782 г. В Ишиме находится Богоявленский собор, который был построен в 1793 г. На территории города находится уникальный памятник природы - Синицинский бор (лесной массив с участками реликтового леса и редкими видами растений, в т.ч. папоротников). Ялуторовск получил статус города в 1782 г. (до этого - Ялуторовская Слобода). Здесь функционирует музей декабристов. По данным Тюменского областного Центра прикладного творчества и ремесел на Юге области насчитывается более 1000 мастеров и умельцев прикладного творчества и ремесел. Мастерами Ишимского, Юргинского, Тюменского, Омутинского районов изготавливаются уникальные ковры, а также тюменские дымники, изделия из бересты, керамика, резные наличники и карнизы сибирских домов. Особая гордость области - изделия Тобольских косторезов. В городах Ялуторовске, Ишиме, Заводоуковске работают городские и районные центры ремесел, большая работа по развитию художественных промыслов ведется в Омутинском, Абатском, Заводоуковском, Казанском, Юргинском районах, городах Ишиме и Тобольске. Живописные ландшафты, освоенные и потенциальные курортные ресурсы (минеральные воды, сапропелевые грязи), различные виды промыслового туризма (охота, рыбная ловля, сбор грибов, ягод и других дикоросов) на территории области при соответствующей организации могут эффективно сочетаться с познавательным туризмом или быть самостоятельными объектами туристско-рекреационной деятельности не только для населения области, но и для населения других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Основными видами туризма для Тюменской области являются: историко-познавательный; санаторно-курортный; охотничье- рыболовный. Основным экскурсионным маршрутом будет автомобильный маршрут "Тюмень - Покровское - Тобольск - Абалакский природно- исторический заказник". Еще одним маршрутом будет являться речной круиз "Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск - Салехард" с посещением Абалакского природно-исторического заказника и с. Березово. Возможен вариант организации автомобильного маршрута через Исетский район (Ингальская долина, Марьино ущелье, Рафайловский женский монастырь), г. Ялуторовск, г. Заводоуковск, г. Ишим. Основными районами Тюменской области в части развития охотничье-рыболовного туризма являются: Нижнетавдинский, Тобольский, Вагайский, Ярковский, Викуловский, Армизонский и Казанский районы, где и необходимо предусмотреть создание объектов этого типа туризма, туристические базы и места отдыха, в которых есть условия для занятий рыбной ловлей, охотой и т.д. Основными санаториями Тюменской области являются: "Сибирь", "Тараскуль", "Хвойный", "Светлый". В Тюменской области расположено 11 санаториев, из них в Тюмени - 2, в Ялуторовске - 1, в Ишиме - 2, в Заводоуковске - 1. Базовыми районами Тюменской области в части перспективы развития санаторно-курортного туризма являются Тюменский, Ялуторовский, Заводоуковский и Ишимский районы. Планируемые результаты реализации программных мероприятий: - увеличение количества прибывших туристов до 30%; - рост занятости населения в отраслях, связанных с туризмом; - увеличение продолжительности пребывания туристов; - увеличение числа туристических компаний и т.д. 4.2.5. Обеспечение безопасности и устойчивое развитие субъекта Российской Федерации - комплексная проблема, решение которой обеспечивается на основе оптимального учета самых разнообразных факторов: социально-экономических, природно- географических, инженерно-технических, экологических, санитарно- гигиенических, историко-культурных, интегрирующе-системных. В рамках Схемы территориального планирования Тюменской области вопросы обеспечения безопасного и устойчивого функционирования и развития региона рассматриваются с позиций основных целевых установок работы: - формирование благоприятной среды жизнедеятельности для населения области; - создание условий для рационального и эффективного функционирования производственной, социальной, инженерно- технической инфраструктуры; - обеспечение системы предупреждения, защиты, нейтрализации всех рисков - экономических, политических, техногенных, природных и других. Учитывая перспективы интеграционных процессов на территории региона необходимо оценивать ситуации в области с учетом ассоциирования с ней субъектов Федерации. В настоящее время область является крупнейшим в России поставщиком энергоресурсов на внутренний и внешний рынки и занимает исключительно важное место в экономике в целом, энергетике особенно, в Российской Федерации. Моносырьевая (нефтегазодобывающая) направленность экономики и локальное промышленное освоение территории обеспечили создание за короткий исторический срок мощного нефтегазодобывающего комплекса и одновременно привели к серьезным диспропорциям в хозяйственной и социальной инфраструктурах, основные среди которых: - недостаточное развитие производств товаров народного потребления и агропромышленного комплекса, зависимость жизнеобеспечения населения от других районов России, зарубежья; - недостаточное развитие транспортной инфраструктуры и связи; - неравномерность обеспечения населения современными услугами социального характера. Несмотря на определенные благоприятные тенденции в социально- экономическом развитии области в последние годы остаются острыми проблемы неравномерности и диспропорций развития, как то: - различие показателей здоровья населения в городах и районах области; - диспропорция в доходах (работников различных отраслей экономики, городских и сельских жителей, работающих и неработающих). Осложняют социальную обстановку в регионе накопившиеся экологические проблемы - загрязненность атмосферной среды, деградация природных комплексов, ухудшение среды проживания малочисленных коренных народов. В целом, можно определить такие специфические региональные проблемы, как: - высокая капиталоемкость крупномасштабных проектов, особенно энергосырьевых; - слабая транспортная освоенность региона, неблагоприятные природно-климатические условия, ведущие к снижению конкурентоспособности производства; - уровень жизни, не соответствующий сложным условиям проживания. Идеология и принятые проектные решения Схемы территориального планирования Тюменской области предусматривают: - ориентацию социально-экономического и пространственного развития области на долгосрочную перспективу, учитывающую истощение невозобновляемых природных ресурсов, сохранение нормальной окружающей среды; - продолжение курса на формирование общественного экономического, социально-культурного, правового, территориального единства, основанного на необходимости обеспечения самодостаточности региона, опирающейся на общность интересов постоянных жителей области; - реализация мероприятий по снижению техногенных нагрузок до уровней, соответствующих оптимальной хозяйственной емкости, по минимизации возможных ущербов и рисков различного характера; - совершенствование государственного регулирования, нормирования положения в районах потенциальных экономических, техногенных, природных действий, зон с обострившимися демографическими и миграционными проблемами; - рациональная организация и использование территории региона как пространственной основы его устойчивого социально- экономического развития и достижения экологического равновесия. 5. ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Одним из основных элементов градостроительного планирования развития территории Тюменской области является качественно созданная топографическая основа. Она является картографическим базисом разработки всех материалов Схемы территориального планирования области. Создание опорной топографической основы в масштабе 1:200000 на территорию области потребовала профессионального решения данной задачи. Поэтому все картографические данные соответствуют принятому топографическому стандарту по точности и содержанию. Слои обеспечены атрибутивной информацией с четкой структурой данных. Топографическая основа поддерживается соответствующими классификаторами и кодами картографической информации. Графические материалы, выполненные для Схемы территориального планирования Тюменской области, разработаны на основе стандартных топографических карт масштаба 1:200000 и представлены в электронном виде в формате графического пакета MapInfo. Данные топографические карты были изготовлены подразделением Роскартографии ФГУП "Уральский региональный производственный центр геоинформации "Уралгеоинформ" по различным исходным материалам. Состояние местности на 1978 - 2001 гг. Издание - 2002 г. Все топографические карты сшиты в единый блок, покрывающий всю Тюменскую область. Система координат СК-42. Весь блок карт приведен к двенадцатой зоне. ФГУП "Уралгеоинформ" выполнил работу по оцифровке топографических карт и создал базы данных семантики на основе "Классификатора картографической информации масштаба 1:200000". Картографические данные представлены в виде 49 слоев и более 1000 наименований объектов. На основе электронных топографических карт масштаба 1:200000 разработаны следующие графические материалы Схемы территориального планирования Тюменской области в электронном виде: 1. Современное использование территории (опорный план). Врезки: фрагменты городов Тюмень, Тобольск, Ишим. 2. Комплексная оценка территории: - Инженерно-геологические условия для строительства; - Минерально-сырьевые и водные ресурсы; - Лесные ресурсы и их использование; - Сельскохозяйственные ресурсы. 3. Основной чертеж. Пространственная организация территории. 4. Транспортно-инженерная инфраструктура. Защита от опасных природно-техногенных воздействий: - Обеспеченность территории сетью автомобильных дорог; - Хозяйственно-питьевое водоснабжение. 5. Пространственные особенности реформирования системы местного самоуправления: - Плотность населения по муниципальным образованиям; - Предложения по реформированию системы местного самоуправления. 6. Охрана окружающей среды. Источники и последствия негативного воздействия на окружающую природную среду. Планировочные ограничения. 7. Охрана окружающей среды. Природные ресурсы, объекты и территории, требующие охраны. 8. Районирование и зонирование территории. Все указанные материалы подготовлены в виде отчетов в масштабе 1:300000. Линейные размеры распечатываемых основных графических схем - 2,8 x 2,0 м. Используя базовый масштаб электронной карты 1:200000 в формате Mapinfo, разработаны и представлены в масштабе 1:50000 следующие фрагменты территории в виде схем: - Пространственная организация территории зоны влияния города Тюмень. - Пространственная организация территории зоны влияния города Тобольск. - Пространственная организация территории зоны влияния города Ишим. - Охрана и реновация историко-культурной среды. Рекреация и туризм. Для схемы "Экономико-географическое положение области. Межрегиональные связи" разработана в векторном виде электронная карта масштаба 1:2500000. 6. РЕАЛИЗАЦИЯ И МОНИТОРИНГ СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Стратегия реализации Схемы территориального планирования Тюменской области заключается в подготовке предложений, обеспечивающих эффективную и последовательную реализацию основных ее положений. Основной задачей является определение общей градостроительной политики и разработка соответствующих мероприятий по управлению развитием области на основе сочетания регионального и федерального управления и местного самоуправления. В программном документе реализации намечены: - предложения по совершенствованию градостроительного законодательства, обеспечивающему совершенствование правовых основ принятия решений, прямо или косвенно влияющих на реализацию Схемы территориального планирования Тюменской области, как на уровне ведомственного и территориального планирования, так и в процессе регулирования застройки и отвода земель; - предложения по разработке пакета взаимосвязанных территориальных законодательных актов прямого действия и ряда подзаконных актов, юридически закрепляющих градостроительное право, включая пространственные аспекты социально-экономического и экологического планирования, неразрывно связанные с пространственным градостроительным планированием; - предложения по совершенствованию организации градостроительного проектирования в части стадийности проектирования и перечня проектных работ, рекомендуемых к разработке в развитие Схемы территориального планирования Тюменской области; - комплекс мероприятий по совершенствованию инвестиционной политики и строительной базы области в соответствии с общими направлениями социально-экономического и градостроительного развития; - основные предложения, рекомендуемые к реализации по расчетным этапам. Предусмотрено выполнение следующих программных мероприятий в развитие решений Схемы территориального планирования Тюменской области: 1. Разработка документов территориального планирования, определяющих стратегию расселения, масштабы и направления технических, инвестиционных, экологических возможностей, перспектив развития городов и поселений Тюменской области: - Схемы территориального планирования муниципальных образований; - Генеральные планы городских округов и сельских поселений; - Схемы развития транспорта; - Схемы развития и обустройства районов добычи углеводородного сырья; - Схема и программа развития туризма в Тюменской области. Мероприятия направлены на оптимизацию инвестиционных расходов бюджетов всех уровней (включая реализацию крупномасштабных проектов межрегионального значения), повышение уровня занятости населения. 2. Разработка программно-проектной документации для обеспечения безопасности и защиты поселений от воздействия опасных природно-техногенных процессов и явлений (схемы инженерной защиты от опасных воздействий природного и техногенного характера, охраны окружающей среды). Мероприятия направлены на повышение качества среды жизнедеятельности населения, обеспечение комфортности и безопасности проживания. 3. Разработка документации по особому градостроительному регулированию (схема размещения объектов недвижимости межрегионального и федерального значения, формирования инвестиционных зон и территорий активного экономического развития). Мероприятия направлены на повышение эффективности инвестиций в градостроительную деятельность, обеспечение высокого уровня государственного управления территориями особого режима, резерва и т.д. Разработка Схемы территориального планирования Тюменской области в электронном виде на базе географической информационной системы (ГИС) позволяет иметь комплексную информационную систему территориального зонирования, территориальных ресурсов и регламентов их использования. Полученная информация гарантирует инвестору и застройщику надежность его вложений, возможность рационально распорядиться финансовыми средствами, не опасаясь ошибок в ходе проектирования и строительства. Создание информационно-правовой базы оборота, развития и управления объектов градостроительной деятельности (разработка и ведение единой информационной системы по градостроительству и использованию территории с применением ГИС - технологий и программных средств, создание нормативной правовой базы по регулированию устойчивого безопасного развития территории), включая систему территориальных и градостроительных регламентов. Мероприятия направлены на достижение роста налогооблагаемой базы за счет увеличения инвестиций в градостроительную деятельность, обеспечение населения достоверной информацией о среде жизнедеятельности, об ограничениях при градостроительной деятельности. Реализацию Схемы территориального планирования Тюменской области предлагается осуществлять на основе четкой структуры финансирования выполнения основных задач, постоянного мониторинга и контроля за ходом их выполнения. Управление реализацией Схемы территориального планирования Тюменской области осуществляется главным управлением строительства Тюменской области при участии уполномоченных и компетентных департаментов и управлений, органов местного самоуправления. В результате выполнения предусмотренных Схемой территориального планирования Тюменской области мероприятий ожидаются следующие социально-экономические результаты: - оптимизация инвестиционных расходов бюджетов всех уровней, в первую очередь при реализации крупномасштабных проектов межрегионального значения; - обеспечение занятости населения, удовлетворение потребностей населения в целях социально-бытового значения; - повышение качества среды жизнедеятельности населения; - обеспечение комфортности и безопасности населения; - увеличение эффективности инвестиций в градостроительную деятельность; - увеличение налогооблагаемой базы за счет роста инвестиций в градостроительную деятельность; - обеспечение населения достоверной информацией о среде жизнедеятельности, об ограничениях при градостроительной деятельности. Комплексный ожидаемый результат - обеспечение экономических, демографических, природных, экологических, историко-культурных условий устойчивого, безопасного и эффективного развития поселений, благоприятных условий проживания населения. Мониторинг территориально-градостроительного развития территории Тюменской области должен проводиться посредством занесения сведений о градостроительной деятельности в ГИС ТО уполномоченными органами исполнительной власти Тюменской области и органами местного самоуправления. Данные сведения позволят принимать максимально обоснованные управленческие решения по развитию населенных пунктов в межселенных территориях в пределах государственных полномочий, прогнозировать последствия принимаемых решений. ГРАФИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ. КАРТЫ (СХЕМЫ) Рисунок не приводится. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|