Расширенный поиск

Постановление Правительства Тюменской области от 29.06.2015 № 284-п

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

29 июня 2015 г.

284-п

г. Тюмень

О внесении изменений в постановление от 22.12.2014

№ 679-п

 

 

 

В постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014 № 679-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений» до 2020 года» внести следующие изменения:

приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

 

 

Губернатор области                                                                              В.В. Якушев

 

 

 


 

Приложение

к постановлению Правительства

Тюменской области

от 29 июня 2015 г.  № 284-п

 

 

 

КОМИТЕТ

ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В СФЕРАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ, ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ и профилактикЕ экстремистских проявлений»

ДО 2020 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Тюмень

2015

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.          Паспорт государственной программы Тюменской области «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений» до 2020 года. ……………………………….............................................................

 

2.          Раздел 1. Характеристика сфер национальных, государственно-конфессиональных и общественно-политических отношений в Тюменской области….………..........................................................

 

3.          Подраздел. Организация взаимодействия Комитета по делам национальностей Тюменской области с субъектами антиэкстремистской деятельности ……………………………….

 

4.          Раздел 2. Цели, задачи, сроки и этапы государственной программы  Тюменской области «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений» до 2020 года................................

 

5.          Раздел 3. Система основных программных мероприятий………

 

6.          Раздел 4. Финансовое обеспечение государственной программы  Тюменской области «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений» до 2020 года…………………

 

7.          Раздел 5. Ожидаемые конечные результаты и показатели государственной программы  Тюменской области «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений» до 2020 года…………………………………………………….........

 

 

 

 

 

 

 

8.          Раздел 6. Оценка неблагоприятных факторов реализации государственной программы  Тюменской области «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений» до 2020 года………………………………………………………….

 

9.      Раздел 7. Механизм реализации государственной программы  Тюменской области «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений» до 2020 года ……………….......

 

10. Раздел 8. Мониторинг реализации государственной программы  Тюменской области «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений» до 2020 года…………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стр. 4-5

 

 

 

стр. 6-32

 

 

 

стр.33-36

 

 

 

 

 

 

стр. 37-38

 

стр. 39-48

 

 

 

 

 

 

стр. 49

 

 

 

 

 

 

 

стр. 50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стр. 51

 

 

 

 

 

 

стр. 52-55

 

 

 

 

 

 

стр. 56-57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ 

государственной программы Тюменской области

«Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений» до 2020 года.

 

Дата и номер принятия

правового акта о  разработке Программы:

 

Распоряжение Правительства Тюменской области от 29.04.2014 № 698-рп «О разработке прогноза социально-экономического развития Тюменской области и проекта Закона Тюменской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

Дата и номер правового акта об утверждении Программы:

 

Постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014  № 679-п

Государственный заказчик

Программы:

 

Комитет по делам национальностей Тюменской области

Разработчик Программы:

 

Комитет по делам национальностей Тюменской области

Цели  Программы:

Укрепление единства российской нации. Обеспечение межнационального согласия.

 

Обеспечение межконфессионального согласия.

 

Обеспечение общественно-политической стабильности в регионе.

Задачи программы:

Профилактика национальной розни и экстремизма в этнической среде.

Содействие этнокультурному развитию народов Тюменской области.

Реализация мероприятий национально-культурного развития в этнической среде.

Развитие взаимодействия и укрепление сотрудничества органов государственной власти, местного самоуправления и религиозных объединений. Профилактика проявлений экстремизма в религиозной сфере.

Содействие возрождению и сохранению историко-культурного наследия, духовных ценностей народов.

 

Объединение усилий и ресурсов органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества в реализации мероприятий устойчивого общественно-политического развития. Оценка процессов в сфере общественных отношений.

Реализация комплекса мероприятий, направленных на профилактику социально-политического экстремизма в молодежной среде.

 

Сроки реализации

Программы:    

                             

2015–2020 годы

 

Объёмы и источники финансирования Программы

(с разбивкой по годам):

 

Всего за 2015–2020 годы - 612 096 тыс. руб.

(включая 119 152 тыс. руб. на содержание аппарата),

в том числе:

2015 г. –129 016 тыс. руб., в том числе 19 472 тыс. руб. на содержание Комитета,

2016 г. – 96 132 тыс. руб., в том числе 19 472 тыс. руб. на содержание Комитета,

2017 г. – 96 737 тыс. руб. в том числе 20 052 тыс. руб. на содержание Комитета,

2018 г. - 96 737 тыс. руб. в том числе 20 052 тыс. руб. на содержание Комитета,

2019 г. - 96 737 тыс. руб. в том числе 20 052 тыс. руб. на содержание Комитета,

2020 г. - 96 737 тыс. руб. в том числе 20 052 тыс. руб. на содержание Комитета.

 

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: 

В плановый период до 2020 года должно быть обеспечено этноконфессиональное согласие, общественно-политическая стабильность в регионе, выражающиеся в отсутствии протестных акций на религиозной и этнической основе, публично выражаемых в радикальных формах эксцессов и конфликтов, в дальнейшем упрочении уважительных взаимоотношений между людьми различных национальностей, вероисповеданий и политических предпочтений.

Уровень толерантного отношения к представителям другой национальности (планируемое значение к 2020 году - 85%);

Доля граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений в Тюменской области (планируемое значение к 2020 году – 87,9%)

Оценка населением области уровня общественно-политической стабильности в регионе (планируемое значение к 2020 году – 73,4%).

 

РАЗДЕЛ 1.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА  СФЕР  НАЦИОНАЛЬНЫХ,  ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ,  ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

Не приводится

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сфера национальных отношений

в Тюменской области

 

Благодаря эффективно проводимой работе по обеспечению этноконфессионального согласия в Тюменской области как фактора единства российского государства, ситуация в межнациональной сфере в Тюменской области характеризуется как стабильная, прогнозируемая, управляемая и сохраняет позитивную динамику развития.

Протестных акций, публичных конфликтов на этнической основе в области нет.

       Вместе с тем, вопросы этноконфессиональных, общественно-политических отношений приобретают все большую актуальность в Российской Федерации и мировом сообществе.

       Обусловлено это, прежде всего, самоценностью, спецификой и деликатностью этнических, религиозных чувств граждан, важной их ролью в системе нравственных координат.

На развитие межнациональных (межэтнических) отношений влияют следующие негативные факторы:

правовой нигилизм и высокий уровень преступности;

попытки политизации этнического и религиозного фактора;

недостаточность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов;

наличие социального и имущественного неравенства, распространенность негативных стереотипов в отношении других народов;

недостаточность реализуемых мер по обеспечению эффективной социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов;

недостаточный уровень межведомственной координации в сфере реализации государственной национальной политики, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в муниципальных образованиях Тюменской области;

В настоящее время основные угрозы национальной и общественной безопасности Тюменской области в этноконфессиональном контексте обусловлены:

- присутствием в регионе приверженцев запрещенных исламистских движений;

- наличием неформальных молодежных объединений, склонных к радикализму;

- продвижением идей радикализма и экстремизма в соцсетях Интернета.

На этих направления концентрируются наши усилия. Указанные проявления нередко становятся орудием недобросовестных деятелей, используются в далеких от общественных благ подстрекательских и провокационных целях, что ведет к разжиганию этноконфессиональной розни и вражды.

Питательной почвой для экстремистских проявлений является низкий уровень культуры общения между людьми, бытовые конфликты, чреватые перерастанием в противостояние и столкновения на этнической и религиозной основе, социально-экономические проблемы, усугубляемые последствиями мировых финансово-экономических кризисов, что провоцирует рост социальной напряженности, протестной активности граждан, проявляемой в радикальных, а порой и в экстремистских формах.

Наряду с этим, угрозы экстремистских проявлений на этнической, религиозной и политической основе обусловлены целым рядом субъективных факторов. Среди них - имеющая место у определенной части населения приверженность националистическим и шовинистическим взглядам, пропаганда идей мусульманского фундаментализма, культивирование псевдопатриотических настроений.

Определенное влияние на общественные отношения в Тюменской области оказывает интенсивная иммиграция на территорию области. Приезжие из государств СНГ, а также других регионов Российской Федерации являются носителями и воплощением иных культур, менталитета, традиций, образа жизни, отличных от местных условий, что создает предпосылки конфликтов, имеющих этническую окраску.

В этих условиях этнический и религиозный факторы являются для многонациональной и поликонфессиональной России факторами национальной безопасности. Традиционные формы духовности и этнической культуры народов России являются основой общероссийской идентичности, поэтому укрепление единства российской нации, формирование общегражданской идентичности россиян, обеспечение динамичного этнокультурного и духовного развития народов России, противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму являются важными факторами дальнейшего устойчивого развития страны.

 

В регионе создана необходимая нормативная правовая база по реализации государственной политики в сферах этноконфессиональных и общественно-политических отношений.

Вышеуказанная деятельность осуществляется в полном соответствии с федеральным законодательством в сфере межнациональных отношений.

Сформированная нормативная правовая база детально регламентирует организационную, кадровую, финансовую, научно-аналитическую, информационно-пропагандистскую и иные составляющие деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению этноконфессионального согласия.

Ключевыми проблемами в сфере межэтнических отношений на современном этапе являются:

-      слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при всё большей значимости этнической и религиозной самоидентификации;

-      сложное социокультурное самочувствие отдельных этнических групп, неудовлетворенность их этнокультурных потребностей;

-      этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм;

-      рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;

-      рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;

-      сохранение неудовлетворенности в среде отдельных народов уровнем обеспечения их культурно-языковых прав;

-      сохранение сложной этнополитической и религиозно-политической ситуации на Северном Кавказе;

-      усиление негативного влияния внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в Тюменской области.

На фоне современных вызовов и угроз, имеющих как внешнее, так и внутрироссийское измерение, актуальной становится цель укрепления гражданского и духовного единства российской нации.

Эта цель не направлена на нивелирование этнокультурного многообразия. Напротив, этнокультурное многообразие России является ее конкурентным преимуществом, неотъемлемой частью мирового духовного наследия.

Для решения возникающих задач необходимы целенаправленные системные государственные меры, поэтому для эффективной реализации государственной национальной политики и обеспечения устойчивого этнокультурного развития необходимо применение программно-целевого метода.

Одной из основных целей государственной программы Тюменской области в сфере национальных отношений является укрепление единства российской нации, обеспечение межнационального согласия и профилактика проявлений этнического экстремизма.

Данная цель соответствует приоритетным задачам развития Российской Федерации, которые определены Федеральным законом от 21.10.2013 №284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1666, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537, федеральной целевой программой «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 20.08.2013 №718, а также иными документами стратегического и программного характера.

Задачами являются: профилактика национальной розни и экстремизма в этнической среде, содействие этнокультурному развитию народов Тюменской области, а также реализация мероприятий национально-культурного развития в этнической среде.

Достижение поставленных задач предполагает работу по следующим направлениям:

1.     Содействие этнокультурному развитию народов области; профилактика национальной розни и экстремизма в этнической среде.

2.     Гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений.

3.     Реализация мероприятий национально-культурного развития в этнической среде.

4.     Государственная поддержка общественно полезных (значимых) программ (мероприятий) национально-культурных автономий и иных национальных общественных объединений в форме субсидий.

5.     Содействие социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Тюменской области;

6.     Развитие российского казачества в Тюменской области.

7.     Этнокультурное развитие цыган, их интеграцию в тюменское сообщество, преодоление общественных стереотипов в отношении цыганского населения.

8.     Успешная социальна и культурная адаптация и интеграция мигрантов.

9.     Реализация мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Тюменской областью.

10.          Профилактика национальной розни и экстремизма в этнической среде.

Сфера укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, этнокультурного развития и взаимодействия с общественными объединениями, созданными с целью сохранения и развития этнических традиций и языков народов России, нуждается в применении программно-целевого метода в связи со сложностью и многообразием решаемых задач.

В Тюменской области проживают представители свыше 150 этнических групп населения (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года), обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры., в том числе русские – 83,8% (1066066 чел.), значительной является доля татарского населения – 8,1% (102587 чел.), украинцев – 1,3% (16988 чел.), казахов – 1,0% (13232 чел.), немцев – 0,9% (12048 чел.), чувашей – 0,7% (8623 чел.), азербайджанцев – 0,7% (8282 чел.), армян – 0,6% (7594), белорусов – 0,4 (4465).

Решение этнокультурных проблем в условиях этнического многообразия России требует системного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов этнокультурной деятельности.

Всего в Тюменской области (без учета автономных округов) осуществляет свою деятельность около 113 региональных и местных национальных общественных объединений. Количество их постоянно возрастает, что свидетельствует о расширении их сферы влияния, об актуализации национального фактора в общественном сознании.

 

Рисунок 1

 

 

Не приводится

 

 

Важнейшими звеньями в системе работы по реализации государственной национальной политики являются:

Координационный Совет по вопросам гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений в Тюменской области, осуществляющая комплексное рассмотрение актуальных вопросов в сферах национальных и государственно-конфессиональных отношений в целях гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений, профилактики возникновения конфликтных ситуаций, содействия диалогу между представителями различных этнических общностей;

Координационный Совет национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области, объединяющий на добровольной основе руководителей 36 национальных общественных объединений и национально-культурных автономий, представляющих, в том числе и интересы около 75 местных (районных и городских) национальных общественных объединений.

              Основными приоритетами в деятельности Координационного Совета национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области являются: содействие в организации  взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, национальных общественных объединений, в реализации проектов и программ Правительства Тюменской области, направленных на обеспечение условий для поступательного развития региона, в подготовке и проведении основных общественно значимых мероприятий национально-культурного развития, в формировании позитивного общественного мнения.      

 

Последние годы характеризуются изменением этнического состава населения области вследствие активных миграционных процессов.

Работа по адаптации иммигрантов и их интеграции в тюменское сообщество ведется также на основе взаимодействия органов власти и руководителей национальных общественных объединений, религиозных организаций в формате регулярных рабочих встреч, совещаний, многочисленных мероприятий национально-культурного развития.

В соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.2012г. №602 «Об обеспечении межнационального согласия» на базе Института гуманитарных наук Тюменского государственного университета создан Центр адаптационных коммуникаций и тестирования мигрантов, в котором с сентября 2012г. осуществляется языковая и общекультурная подготовка приезжих, проводятся контрольные мероприятия с выдачей сертификатов государственного образца, дающих, в том числе, право на получение гражданства РФ. Занятия проводят высококвалифицированные  преподаватели Тюменского государственного университета. Организационное содействие осуществляют руководители областных национальных общественных объединений. За истекший период полный курс обучения в нем прошли по соответствующим программам 1256 человек. В общей сложности тестирование прошли 6978 человек, сертификаты государственного образца получили 6625 иммигрантов.

В сотрудничестве с Головным центром тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку Российского университета дружбы народов Центр адаптационных практик и тестирования стал Локальным пунктом тестирования, и в январе 2013 года провел первое лингводидактическое тестирование граждан зарубежных стран по русскому языку как иностранному. В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 28.10.2014 № 1394 с 1 декабря 2014 года Тюменский государственный университет проводит тестирование по русскому языку как иностранному и выдает сертификаты государственного образца, подтверждающие владение тем или иным уровнем языка. Продолжая сотрудничество с Российским университетом дружбы народов в рамках государственной системы тестирования, с января 2015 года Центр адаптационных практик и тестирования начал осуществлять прием комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации у иностранных граждан, желающих получить патент, разрешение на временное проживание или вид на жительство. Ежемесячно тестирование проходят более 800 человек.

С февраля 2015г. по адресу гюмень ул.Т.Чаркова, 8«Б» функционирует Миграционный центр Тюменской области, организованный по принципу «одного окна».  В центре расположены: отделение  ФГУП «Паспортно – визовый сервис» ФМС России (постановка на миграционный учет, выдача патентов, дактилоскопия и т.п.), ООО «Регионмед» (прохождение медицинского освидетельствования), Центр адаптационных практик и тестирования (сдача Комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ, прохождение тестирования).

В ВУЗах региона с целью адаптации студентов-мигрантов и предупреждения межнациональных конфликтов осуществляется комплекс мероприятий, предусматривающих:

- профилактику  экстремизма  с учетом особенностей поликультурной среды;

- осуществление системы мониторинга политических, национальных, религиозных установок студентов и преподавателей, наблюдение за студенческими настроениями в сети Интернет, в ходе учебного и вне учебного процессов;

- организацию индивидуальной работы со студентами, склонными к проявлению экстремизма, с привлечением кураторов, психологов, других специалистов, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия;

- проведение работы, способствующей социально-культурной адаптации и самореализации студентов разных национальностей. В ряде вузов на постоянной основе действуют общественные объединения, задачей которых является развитие межнационального диалога в студенческой среде;

- вовлечение студентов в студийную, секционную, клубную, отрядную работу, активизирующую социальную, интеллектуальную, художественную, спортивную деятельность.

Важной составной частью этой работы является проведение собраний конкретных этнических групп студентов с руководителями ВУЗов, представителями и активом национальных общественных объединений, авторитетными гражданами диаспор.

В школах области в 2013-2014 учебном году дети мигрантов составляли менее 0,3% от общего количества обучающихся. С целью преодоления у детей возможных затруднений при общении в коллективах сверстников во всех школах, где обучаются дети мигрантов, реализуется четырёхуровневая модель адаптации, основными направлениями которой являются:

·  языковая адаптация – овладение мигрантами, обучающимися в школе, русским языком;

·  учебная адаптация - усвоение предписываемых норм и ценностей школьного поведения, включение подростков в учебную и воспитательную деятельность класса и школы;

·  социально-психологическая адаптация - обеспечение межличностного взаимодействия с одноклассниками, другими учащимися школы, комфортности пребывания в учреждении;

·  культурная адаптация - развитие способностей учащихся, межкультурной коммуникации, формирование культурной и этнокультурной компетентности, привитие знания истории и современной жизни региона.

Для повышения качества обучения детей мигрантов педагоги совершенствуют методику обучения детей русскому языку как иностранному, расширяют спектр технологий, направленных на адаптацию и социализацию детей из числа мигрантов.

Многопрофильным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Этнос» г. Тюмени при финансовой поддержке органов государственной власти области организована работа по адаптации детей мигрантов по направлениям:

обучение родным языкам и основам традиционной культуры народов Российской Федерации;

художественно-эстетическое развитие на основе культурного наследия народов Российской Федерации;

этноисторическое краеведение и музейная педагогика;

гражданско-патриотическое воспитание;

профессиональное обучение;

дошкольное воспитание и развитие.

Национальными общественными объединениями на основе государственной поддержки в постоянном режиме осуществляется комплекс мер  по оказанию содействия вновь прибывшим в Тюменскую область. При поддержке органов государственной власти и местного самоуправления организована работа национально – культурной автономии казахов, Тюменского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийский Азербайджанский Конгресс», Тюменской областной культурно-просветительской общественной организации армян «Айастан»,  Тюменской областной общественной организации «Узбекское национальное общество «Навруз», Тюменской региональной общественной организации «Таджикский культурный центр «Пайванд», Тюменской региональной  общественной  организации  «Биримдик»  киргизской диаспоры по оказанию правовой поддержки иммигрантам, помощи в оформлении иммиграционных документов, в решении вопросов трудовых отношений, социально – культурной и общественной адаптации. Указанные общественные объединения активно содействуют органам власти в преодолении различных негативных проявлений в иммиграционном сообществе, возникающих преимущественно на бытовой основе и содержащих в себе потенциальную угрозу нормальному общественному развитию.

Социально-культурной и общественной адаптации иммигрантов, удовлетворению их культурных потребностей, установлению контактов с местным населением и представителями различных этнических групп, проживающими в Тюменской области, способствуют многочисленные мероприятия национально-культурного развития, проводимые национальными общественными объединениями, такие как Дни национальных культур (русской, татарской, казахской, чувашской, узбекской, еврейской, корейской, немецкой, лезгинской, узбекской, украинской, белорусской, народов Северного Кавказа и Закавказья и др. культур), национальных праздников, областные фестивали национальных культур «Мост дружбы», «Радуга», «Тан йолдызы» - «Утренняя звезда», татарского фольклора «Тугарэк уен», историко-культурного наследия сибирских татар «Искер-Джиен»,  культурно-познавательные для учащейся молодежи («Встреча культур», «Разноцветье») и историко-мемориальные проекты, которые являются реальным фактором обеспечения межнационального согласия, создания условий для национальной самореализации граждан, формирования их общероссийской гражданской и духовной общности, позитивного общественного сознания, атмосферы братской дружбы и единения народов.

 

Важнейшим показателем характеристики этнокультурной ситуации является наличие условий для изучения родных (национальных) языков. Сохранение и развитие языкового многообразия и защита языков национальных меньшинств являются неотъемлемой частью их этнокультурного развития. Язык национальных меньшинств является основой их этнической самоидентификации, отражает исторический опыт, является инструментом социализации, выражения и передачи этнокультурных традиций.

     Из 152 тысяч учащихся общеобразовательных школ 84% составляют русские, 8,1% - татары, 1,2% - казахи, 1,2% - азербайджанцы, 0,8% - украинцы, около 5% - другие национальности.

     Внеклассная работа по сохранению родного языка и культуры в школах представлена изучением татарского, немецкого, казахского, армянского, чувашского, украинского языков, ей охвачено более 5000 чел.

      С целью  сохранения и развития культур и языков народов, населяющих Тюменскую область,  в соответствии с запросом родителей и обучающихся в общеобразовательных учреждениях созданы условия для  удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей.

       По состоянию на 01.09.2014 г. родной язык и традиции народов изучают в 70 общеобразовательных учреждениях.  В 51 школе 3018 человек изучают родной язык и литературу  как отдельный учебный предмет.

     В ряде школ реализуются специально разработанные учебные курсы, обеспечивающие интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные, за счет часов вариативной части учебного плана.

     Согласно учебным планам общеобразовательных учреждений 10% учебного времени отводится на изучение национально-регионального компонента Тюменской области, который реализуется модульно в содержании всех предметных курсов.

     Составляющей этнокультурного образования является организация воспитательного процесса на родном языке в дошкольных образовательных учреждениях. В Тюменском, Ялуторовском, Нижнетавдинском, Ярковском районах  в 7 дошкольных образовательных учреждениях создано 16 групп, в которых родной язык изучают 526 детей.

     Представители национальных общественных объединений вошли в состав управляющих советов 32 общеобразовательных учреждений. 

 

Важной является и информационно-пропагандистская работа в средствах массовой информации (30 изданиями опубликовано более 1500 материалов), а также мониторинг публикаций в СМИ и сети Интернет на наличие в них проявлений экстремизма и радикализма, а также выявление реальных и потенциальных субъектов подобной деятельности.  К экспертизе привлекается региональная Лаборатория исследования этноконфессиональных отношений и проведения социокультурных экспертиз.

Необходимо проведение информационной кампании по упрочению межнационального согласия, этнокультурного развития народов, формирования позитивного и конструктивного общественного сознания с использованием возможностей информационных технологий, печатных и электронных средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и социальной рекламы, а также требуется оказание средствам массовой информации национальных  общественных объединений Тюменской области государственной поддержки в форме субсидий.

На основе государственной поддержки, при непосредственном участии актива национальных общественных объединений в Тюменской области организован выпуск газет и журналов: «Таван»/«Родня» (на русском и чувашском языках, издается с 2005 года, периодичность - ежемесячно, тираж – 999 экз.); «Голос Украины в Западной Сибири» (на русском и украинском языках издается с 2000 года, периодичность - ежемесячно, тираж -  5 000 экз.); «Янарыш»/«Возрождение» (на русском и татарском языках, издается с 2006 года, периодичность - еженедельно, тираж – 3494 экз.); научно-методический и репертуарно-информационный альманах «Национальные культуры региона» издается с 2002 года, выпущено всего 24 номера, в том числе 11 в серии «Народы земли Тюменской»).

     Наряду с этим, периодически издаются газеты «Хабар» (национально-культурная автономия казахов), «Сиберия» (Конгресс татар Тюменской области), «Интернациональная газета» (Всероссийский азербайджанский конгресс);

    Выпускаются телевизионные и радиопрограммы: телепрограмма «Родина» – цикл телепередач о народах Тюменской области, их культуре и образе жизни, традициях, национальных особенностях, телепрограмма «Очрашулар»/«Встречи» (на русском и татарском языках) – о жизни татар, проживающих в Тюменской области, их культуре и образе жизни, традициях, национальных особенностях, радиопрограмма «Жизнь национальностей» – информационно-просветительская программа об этническом многообразии населения Тюменской области, направленная на упрочение межнационального сотрудничества, радиопрограмма «Дусларга сукмак»/ «Дорога к друзьям» (на русском и татарском языках) – программа о жизни татар, проживающих в Тюменской области, об этнографии, о самых известных и выдающихся личностях, а также материалы в Интернет-ресурсах: официальный портал органов государственной власти Тюменской области, интернет-портал общественных объединений «Диалог» www.dialog-urfo.ru.

 

Ведется системная работа по экономическому и социальному развитию коренных малочисленных народов Севера.

В области сформирован единый механизм по реализации государственной национальной политики в отношении коренных северных народов. Распоряжением Правительства Тюменской области от 19.04.2013г. №643-рп утвержден межведомственный план мероприятий по реализации в Тюменской области в 2013-2015гг. Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, разработанный в соответствии с предоставленными предложениями исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений коренных малочисленных народов Севера. Реализация мероприятий плана способствует повышению качества жизни, созданию условий для социального и экономического развития коренных малочисленных народов Севера, совершенствованию деятельности, усилению взаимодействия органов государственной власти,  органов местного самоуправления, общественных объединений.

     С 2010 года непосредственно в стойбищах ежегодно проводятся медицинские профилактические осмотры всех без исключения лиц из числа коренных малочисленных народов Севера. Диспансеризация коренных малочисленных народов осуществляется в соответствии с региональным стандартом медицинского осмотра коренных малочисленных народов Севера, утверждённого Приказом департамента здравоохранения от 08.06.2010 года №5-ос.

     Из 22 детей коренных малочисленных народов Севера школьного возраста 6 учащихся обучаются в Красноярской средней образовательной школе, 1 - в Уватской средней общеобразовательной школе, 15 - в Демьянской средней общеобразовательной школе и проживают в пришкольном интернате. Учащиеся размещены  по 2-3 человека в комнате. Для детей организовано пятиразовое питание. Ведется индивидуальная работа с учащимися психологом и педагогами школы. Организована внеурочная деятельность, учащиеся посещают школьные кружки резьбы по дереву, хореографии,  изостудии, спортивный зал. 

     В связи с большой удаленностью от районного центра –                      села Уват (расстояние до ближайшего стойбища – более 200 км.), а также между стойбищами транспортное обеспечение является важнейшим фактором нормальной жизни, в том числе и в целях доставки детей к месту учебы и обратно, по медицинским показаниям, другим аспектам.

     С 2012 года на плановой основе осуществляются регулярные вертолетные перевозки между стойбищами и районным центром.

Важной формой поддержки является ежегодное приобретение продуктов питания и товаров первой необходимости для лиц из числа коренных малочисленных народов Севера.

На постоянной основе в нашем регионе выпускаются аналитические, новостные, научно-популярные и другие материалы, посвященные истории, культуре, традициям и языкам коренных народов Севера Тюменской области.

Органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Тюменской области проводится работа по нормализации социально-экономических аспектов жизни цыганского населения, снятию (либо смягчению) возникающих проблемных ситуаций, интеграции цыган в общественную жизнь.

        Вовлечению цыган в межкультурный диалог, установлению взаимопонимания будет способствовать участие самодеятельных цыганских коллективов в областном национальном фестивале «Мост дружбы», областном фестивале детского национального художественного творчества «Радуга», проведение Дней цыганской культуры в рамках целевого проекта «Дни национальных культур народов Тюменской области».

Справочно: Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010

г. на территории Тюменской области проживает 1364 чел. цыганской национальности. Местами компактного проживания цыган являются гг. Тюмень (1004 чел.), Ялуторовск (15 чел.), Тюменский (40 чел.), Абатский (11 чел.), Заводоуковский (14 чел.), Ишимский (22 чел.), Нижнетавдинский (11 чел.), Сорокинский (16 чел.) и другие районы (231 чел.).

 

Ожидаемым результатом работы органов государственной власти, местного самоуправления, казачьих обществ и казачьих общественных организаций по реализации Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года (утв. Президентом РФ 15.09.2012 №Пр-2789) является создание организационных, материально-технических, финансовых и прочих условий для возрождения и становления казачества в целях его самоорганизации и самореализации, вовлечения в решение задач социально-экономического и общественного развития региона.

 

 В Тюменской области ведется целенаправленная работа по поддержке русскоязычного населения за рубежом, сохранению и развитию языкового и культурного наследия, расширению всесторонних взаимовыгодных связей с соотечественниками в рамках реализации Сводного комплексного Плана основных мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, в Тюменской области, утвержденного распоряжением Правительства Тюменской области № 2875-рп от 29.12.2012 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса РФ».

План определяет основные направления деятельности Тюменской области по поддержке русскоязычного населения за рубежом, сохранению и развитию языкового и культурного наследия, расширению всесторонних взаимовыгодных связей с соотечественниками.       

Необходимость комплексного подхода в реализации  государственной политики в отношении соотечественников обусловлена  широким спектром и долговременным характером реализации планируемых мероприятий.

 

  Решение задачи содействия этнокультурному многообразию народов России предусматривает государственную поддержку этнических традиций народов Российской Федерации, что является основным фактором гармоничного развития общества в этнокультурной сфере и обусловливается необходимостью реализации правовых норм, закрепленных в законодательстве Российской Федерации.

В Тюменской области наряду с удовлетворением этнокультурных запросов в приоритетном порядке осуществляется государственная поддержка мероприятий, пропагандирующих идеи общероссийской гражданской идентичности, единства российской нации. 

Ежегодно проводится 6 областных национальных фестивалей, свыше 50 национальных праздников, множество мероприятий в рамках целевого проекта «Дни национальных культур народов Тюменской области».

Развитие этнокультурного потенциала народов России, проживающих в Тюменской области, социализация этнокультурных сообществ, их интеграция в гражданское общество, межэтническое и межрелигиозное сотрудничество, преодоление этнического изоляционизма и экстремизма играют важную роль в укреплении общественно-политической и социально-экономической стабильности российского общества.

Для преодоления стагнации и негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, укрепления общегражданской российской идентичности и улучшения сферы этнокультурного развития требуется реализация Программы в течение 5 лет. Срок реализации Программы - 2015 - 2020 годы.

 

В основу всей организационно-управленческой деятельности, принятия решений по вопросам этноконфессиональных и общественно-политических отношений в Тюменской области положен систематический  мониторинг ситуации, процессов и тенденций в курируемых сферах,  осуществляемых  специалистами научных центров в форме социологических исследований, целевых информационно-аналитических материалов по актуальной проблематике, анализа публикаций в печатных и электронных СМИ, сети Интернет.

Указанный мониторинг осуществляется в рамках научного обеспечения деятельности, включающей в себя также проведение научно-практических и общественно-научных конференций, «круглых столов» и семинаров, непосредственное участие представителей научной общественности в подготовке и проведении общественно значимых мероприятий.

Важнейшей составляющей деятельности является доведение до широкой общественности достоверной информации о ситуации, процессах и тенденциях в сферах этноконфессиональных и общественно-политических отношений, принимаемых мерах по их упрочению и профилактике экстремистских проявлений, что является основополагающей предпосылкой для формирования позитивного и конструктивного общественного мнения. В рамках целевого проекта «Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности» организована на систематической основе подготовка и публикация в печатных и электронных СМИ разнообразных материалов, работу над которыми ведут квалифицированные журналисты области.

Результатом последовательно осуществляемых мер в рамках  государственной программы Тюменской области является стабильная на протяжении последних лет тенденция оздоровления общественной атмосферы, выражающаяся в упрочнении толерантности во взаимоотношениях между людьми различных национальностей, вероисповеданий, политических предпочтений, существенном снижении протестного потенциала в обществе.  

Характерной особенностью последних лет является высокий уровень этноконфессионального согласия и общественно-политической стабильности в регионе.

Несмотря на постоянное увеличение миграционных потоков, межнациональные отношения в Тюменской области характеризуются как стабильные и управляемые вследствие постоянного контроля и своевременного реагирования на процессы в иммиграционном сообществе.

 

Сфера государственно-конфессиональных отношений в Тюменской области

 

Общая характеристика религиозной ситуации

            Религиозная ситуация в области, в целом, характеризуется как стабильная, имеющая положительную динамику развития. Её особенностью является:

- отсутствие протестных акций на религиозной основе;

- участие религиозных организаций в реализации общественно значимых проектов Правительства Тюменской области;

- позитивный характер публичных мероприятий религиозных организаций;

- усиление социальной направленности в работе религиозных организаций;

- реализация религиозными организациями программ духовно-нравственного воспитания;

- конструктивное взаимодействие религиозных организаций и органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе в целях профилактики экстремистских проявлений на религиозной основе.

          В настоящее время в Тюменской области действует 205 зарегистрированных религиозных организаций 19 конфессий.

          Православие в Тюменской области представлено Тобольской митрополией (до 2013 г. – Тобольско-Тюменская епархия), в состав которой входят Тобольско – Тюменская и Ишимско - Аромашевская епархии.

          Ислам представлен  в области:

- Централизованной религиозной организацией Духовное управление мусульман Тюменской области;

- Централизованной религиозной организацией «Казыятское управление мусульман Тюменской области» Духовного управления мусульман Азиатской части России;

- Местной мусульманской религиозной организацией - «Махалля»                    г. Тюмени Центрального Духовного Управления Мусульман России;

- Местной религиозной организацией мусульман г. Тюмени Тюменской области «Иман» (Вера) Централизованной религиозной организации «Объединённый  исламский конгресс России» (Объединённый муфтият).

         Иудаизм представлен:

- Тюменской Религиозной Организацией Прогрессивного Иудаизма «Мадрегот»;

- Местной религиозной организацией ортодоксального иудаизма «Еврейская община г. Тюмени».

          Общественно-религиозные отношения носят позитивный характер. Отличительной их особенностью является значительно активизировавшаяся практика социального служения религиозных организаций в форме непосредственной помощи людям в трудных жизненных ситуациях, детям-сиротам, бездомным, нарко- и алкозависимым, лицам, находящимся в местах исполнения наказаний, а также гражданам в лечебных учреждениях.


Информация по документу
Читайте также