Расширенный поиск
Постановление Правительства Свердловской области от 16.05.2002 № 323-ПП Правительство Свердловской области
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
(В редакции Постановления Правительства Свердловской области
от 15.11.2002 № 1347-ПП)
О прогнозе социально-экономического развития Свердловской области на 2003 год и прогнозе сводного финансового баланса Свердловской области на 2003 год Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на 2003 год (далее Прогноз) разработан в соответствии с положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Федеральным законом от 20 июля 1995 года № 115 ФЗ "О государственном прогнозировании и программах
социально-экономического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 30, ст. 2871), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2002 г.
№ 186 "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год и проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2005 года и перспективного финансового плана до 2005 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 14, ст. 1318) и Законом Свердловской области от 28 де кабря 2001 года № 85 ОЗ "О внесении изменений в Областной закон "О бюджетном процессе в Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, № 12-3, ст. 1820). В Прогнозе учтены тенденции и итоги функционирования экономики Свердловской области в 2001 году и истекшем периоде текущего года, определены концептуальные положения социально-экономической политики Свердловской области на 2003 год. Главной целью социально-экономического развития в 2003 году является последовательное повышение уровня жизни населения на основе дальнейшего подъема экономики области, ее модернизации и повышения эффективности. Для достижения поставленной цели экономическая и социальная политика в 2003 году будут реализовываться по следующим основным направлениям: 1) обеспечение социальной безопасности людей, стабилизация демографической ситуации (повышение рождаемости, увеличение продолжительности жизни), переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи; 2) создание благоприятных условий для расширения внутреннего спроса, что, в первую очередь, требует снижения уровня бедности и сокращения дифференциации доходов населения за счет усиления адресности социальной поддержки населения, повышения оплаты труда в соответствии с ростом производительности труда, обеспечения эффективного уровня занятости трудоспособного населения; 3) недопущение конъюнктурного спада и отрицательной динамики в развитии экономики Свердловской области через разработку и реализацию комплекса мероприятий, направленных на повышение платежеспособности потребителей; 4) улучшение финансового состояния хозяйствующих субъектов, повышение активности в сфере инвестиционной деятельности, снижение
налоговой нагрузки на товаропроизводителей и решение на базе развития экономики области проблем социального характера; 5) создание условий для развития экономически эффективных производств, преодоление технико-технологической отсталости производства, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, увеличение доли продукции конечных переделов, рост производительности труда, приоритетное развитие наукоемких производств, содействие процессам интеграции и образования конкурентоспособных компаний, развитие региональных производственно-хозяй ст венных связей; 6) сокращение доли убыточных производств; снижение издержек производства, повышение эффективности использования энергоресурсов
во всех секторах экономики, в том числе в учреждениях социальной сферы и жилищно-ком му наль ном хозяйстве; 7) развитие и улучшение технического состояния социальной инфраструктуры, расширение номенклатуры услуг отраслей социальной сферы, повышение их качества, совершенствование трудовых отношений; 8) создание условий для обеспечения продовольственной и экологической безопасности области; 9) интенсификация и реструктуризация внешнеэкономических связей и производственной кооперации со странами СНГ и дальнего зарубежья. Прогнозные оценки основных экономических и социальных показателей на 2003 год выполнены в двух вариантах. Первый вариант Прогноза является реалистически-консервативным, включает в себя вероятную, но относительно менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних условий. В основу разработки первого варианта Прогноза положены сценарные условия и нормативные материалы, разработанные Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2002 г. № 186 "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год
и проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год",
параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2005 года и перспективного финансового плана до 2005 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 14,
ст. 1318). Первый вариант Прогноза предполагает рост валового регионального продукта темпами 103104 процента в сопоставимых ценах к уровню 2002 года, объема промышленного производства в пределах 103105 процентов, валовой продукции сельского хозяйства 101101,5 процента, объема инвестиций 106,5108 процентов, оборота розничной торговли 105107 процентов, среднегодовой темп роста сводного индекса потребительских цен (инфляция) 112,6 про цента.
Второй вариант исходит из возможности сохранения благоприятных внешних и внутренних условий развития экономики и ориентирован на достижение основных макроэкономических показателей
и социальных индикаторов, заложенных в Концепцию Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 30.06.2000 г. № 542 ПП "О Концепции Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года" (Соб ра ние законодательства Свердловской области, 2000, № 6, ст. 614) и Концепцию "Сбережение населения Свердловской
области на период до 2015 года", утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 06.06.2001 г. № 393 ПП "О
Концепции "Сбережение населения Свердловской области на период до
2015 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, № 6, ст. 726). Рост валового регионального продукта по данному варианту предполагается в пределах 105106 процентов в сопоставимых ценах к уровню 2002 года, объема промышленного производства 105107 процентов, валовой продукции сельского хозяйства 103,5104,5 процента, объема инвестиций 109110 процентов, оборота розничной торговли 107109 процентов, инфляции 111,8 процента. Рассмотрев представленный Министерством экономики и труда Свердловской области Прогноз и руководствуясь статьями 169 и 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правительство Свердловской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прогноз социально-экономического развития Свердловской области на 2003 год и прогноз сводного финансового баланса Свердловской области на 2003 год (при лагаются).
2. Направить прогноз социально-экономического развития Свердловской области на 2003 год и прогноз сводного финансового баланса Свердловской области на 2003 год Губернатору Свердловской области и в Законодательное Собрание Свердловской области. 3. Исполнительным органам государственной власти Свердловской области при разработке контрольных параметров экономических и социальных показателей развития Свердловской области на 2003 год руководствоваться показателями социально-экономического развития Свердловской области на 2003 год, утвержденными настоящим постановлением. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию, министра экономики и труда Свердловской области Ковалеву Г.А. И.о. председателя Правительства Свердловской области Г.А.Ковалева г. Екатеринбург
16 мая 2002 года
№ 323-ПП
УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Свердловской области от 16.05.2002 г. № 323 ПП "О прогнозе социально-эко но мического развития Свердловской области на 2003 год и прогнозе сводного финансового баланса Свердловской области на 2003 год" Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на 2003 год
Пояснительная записка
Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на 2003 год (далее Прогноз) разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2002 г.
№ 186 "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год и проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", параметров прогноза социально-эко номического развития Российской Федерации до 2005 года и перспективного финансового плана до 2005 года" и распоряжением Правительства Свердловской области от 01.04.2002 г. № 222 РП "О разработке прогноза социально-экономи чес кого развития Свердловской области на 2003 год". Прогноз разработан в соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации в 2003 году, определенными Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Правительством Российской Федерации; Законом Свердловской области от 28 декабря 2001 года № 85 ОЗ "О внесении изменений в Областной закон "О бюджетном процессе в Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, № 12-3, ст. 1820); на базе Программы действий Правительства Свердловской области по выполнению Программы Губернатора Свердловской области Э.Э.Рос селя на 20002003 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.99 г. № 1443 ПП "О Программе действий Правительства Свердловской области по выполнению Программы Губернатора Свердловской области Э.Э.Росселя на 20002003 годы" (Соб рание законодательства Свердловской области, 1999, № 12-1, ст. 1392) и на основе анализа сложившейся ситуации в отдельных отраслях и секторах экономики, а также исходя из тенденций их развития. В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 1995 года № 115 ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в Российской Федерации" методической и сценарной базой разработки Прогноза служат ежегодно
уточняемые Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и утверждаемые Правительством Российской Федерации нормативные материалы. Экономическая ситуация в Свердловской области на протяжении последних четырех лет (1999 год первый квартал 2002 года) характеризуется положительной динамикой большинства важнейших макроэкономических показателей. В 2001 году удалось сохранить высокий рост объемов производства промышленной продукции (индекс физического объема промышленного производства составил 112,5 про цента), оборота розничной торговли (116,7 процента), внеш не торгового оборота (115,4 процента), реальных денежных доходов населения (107 процентов), реальной заработной платы (113,5 процента). Валовая продукция сельского хозяйства в сопоставимых ценах превысила уровень 2000 года на 2,9 процента. Стабилизировались показатели инвестиционной деятельности, а ввод жилья на 2,6 процента превысил
уровень 2000 года. В полном объеме исполнены проектировки бюджета области. В промышленном комплексе области на протяжении трех лет сохраняется положительная динамика роста объемов производства. При
этом интенсификация промышленного производства в Свердловской области протекает более ускоренными темпами, чем в целом по Российской Федерации (график). График
Если в 1999 году основными источниками промышленного роста в области были импортозамещение и активизация экспорта (индекс физического объема промышленного производства по черной и цветной металлургии в 1999 году составлял соответственно 127 процентов и 120,2 процента), то с 2000 года наряду с металлургами существенный
вклад в увеличение выпуска промышленной продукции вносят отрасли, ориентированные преимущественно на отечественный рынок, вследствие
расширения потребительского и инвестиционного спроса (индекс физического объема промышленного производства в машиностроении и металлообработке составил в 2000 и 2001 годах соответственно 141,7 про цента и 129,7 процента, легкой промышленности 124,2 процента и 106,4 процента, химической и нефтехимической промышленности 109,5 процента и 107,7 процента).
Рост производства в машиностроении обусловил увеличение выпуска и в ряде сопряженных производств прокат цветных и черных металлов, стальных труб в металлургии (индекс физического объема промышленного производства в черной металлургии в 2001 году составил 104,3 процента, в цветной металлургии 114,8 процента).
Об этом же свидетельствуют изменения в отраслевой структуре промышленности. Доля машиностроения увеличилась с 15,1 процента в 1999 году до 16,4 процента в 2000 году и 19,5 процента в 2001 году, вырос удельный вес химической и нефтехимической промышленности с 2,2 процента в 2000 году до 2,6 процента в 2001 году и промышленности стройматериалов с 3,7 процента до 4 процентов соответственно. Доля отраслей металлургического комплекса снизилась с 54,4 процента в 2000 году до 51,8 процента в
2001 году. В агропромышленном комплексе объем продукции сельского хозяйства за 2001 год во всех категориях хозяйств в действующих ценах составил 22,2 млрд. рублей, или 102,9 процента в сопоставимой оценке к уровню 2000 года. Производство зерна во всех категориях хозяйств в амбарном весе за 2001 год составило 791,3 тыс. тонн, или увеличилось по сравнению с 2000 годом на 31 процент, картофеля соответственно 1013,2 тыс. тонн, или рост на 4 процента, овощей 346,1 тыс. тонн, или на 5,4 процента. За 2001 год сельскохозяйственными предприятиями области произведено мяса (реализация скота и птицы на убой в живом весе) 99,7 тыс. тонн, или 98,7 процента к уровню 2000 года, молока соответственно 369,9 тыс. тонн, или 96,8 процента, яиц 1175 млн. штук, или 96,9 процента. На поддержку сельских товаропроизводителей из областного бюджета в 2001 году выделено 397,5 млн. рублей, из федерального бюджета 39,9 млн. рублей.
Объем инвестиций в основной капитал в 2001 году составил 32,3 млрд. рублей, что соответствует уровню 2000 года в сопоставимой оценке. Инвестиционная деятельность в наибольшей степени обеспечена за счет собственных средств предприятий, которые составляют 66 процентов всех капитальных вложений. За истекший год за счет всех источников финансирования в области введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 633,1 тыс. кв. метров, что на 2,6 процента выше уровня 2000 года. Из общего ввода жилья 310,7 тыс. кв. метров (105,1 процента к уровню 2000 года) введено в г. Ека терин бурге. Индивидуальными застройщиками построено 238 тыс. кв. метров, или на 9,4 процента больше, чем в 2000 году. На объектах областной строительной программы в 2001 году освоено 265,86 млн. рублей капитальных вложений, или 123 процента от годовых назначений. За счет средств областного бюджета введены разводящие газовые сети протяженностью 115,3 км; жилые дома общей площадью 14,6 тыс. кв. метров; школы на 281 место; больницы на 51 койку; амбулаторно-поликлинические учреждения на 40 посещений в
смену; закончено строительство пищеблока и клуба областного госпиталя инвалидов войн, введено общежитие центра временной изоляции несовершеннолетних в г. Екатеринбурге. Во внешней торговле в 2001 году внешнеторговый оборот увеличился на 15,4 процента и составил 3611,5 млн. долл. США, экспорт соответственно на 6,4 процента и 2645,3 млн. долл. США, а импорт на 49,9 процента и 966,2 млн. долл. США соответственно.
В финансовом состоянии предприятий и организаций отмечается положительный сальдированный финансовый результат между прибылью и
убытками, который составил за 2001 год 25535,7 млн. рублей, что на
8 процентов выше уровня 2000 года. При этом промышленными предприятиями области получено 68,3 процента общей суммы сальдированной прибыли, или 17451,5 млн. рублей, что ниже уровня 2000 года на 3,1 процента. Ухудшение финансового результата деятельности промышленных предприятий обусловлено повышением издержек производства и ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры (прежде всего, продукции черной и цветной металлургии). В 2001 году на территории Свердловской области с ЗАТО (по данным Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Свердловской области от 15.01.2002 г.) поступило в бюджеты всех уровней, включая средства целевых бюджетных фондов, 50951,3 млн. рублей, что составило 126,3 процента к уровню сбора бюджетных доходов в 2000 году. Из них в федеральный бюджет направлено 21780,5 млн. рублей, или 42,7 процента от общих поступлений. На территории области (с ЗАТО) осталось 29170,8 млн. рублей налогов, сборов и других доходов, что составило 116,9 процента к уровню 2000 года. Наибольший удельный вес в общем объеме налоговых поступлений, оставшихся на территории области, занимает налог на доходы физических лиц (34,4 процента). Его величина возросла к уровню поступлений за 2000 год в 1,7 раза и составила 8186,2 млн. рублей.
Темп роста к уровню 2000 года по налогу на прибыль составил 152,4 процента (его величина составила 7446,2 млн. рублей), налогам на имущество 138,4 процента (3097,3 млн. рублей), налогу с продаж 103,8 процента (1150 млн. рублей), платежам за пользование природными ресурсами 191,8 процента (1206,3 млн. рублей), акцизам 101 процент (494,2 млн. рублей). В 2,2 раза увеличились по отношению к уровню 2000 года поступления налогов на совокупный доход (888,9 млн. рублей). Задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации на 1 января 2002 года составила 16320,1 млн. рублей (снижение с начала года на 4,2 процента), в том числе недоимка 5339,1 млн. рублей (снижение с начала года на 57,8 процента). В соответствии с федеральным законодательством с июля 2001 года проводилась реструктуризация задолженности предприятий и
организаций по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом. Получили согласие Правительства Свердловской области на проведение реструктуризации 404 предприятия и организации, имеющих
суммарную задолженность по платежам в областной бюджет 804,35 млн.
рублей, в том числе: недоимка 196,13 млн. рублей, пени и штрафы 608,22 млн. рублей. Из них организации наиболее крупные должники областного бюджета: открытое акционерное общество "Урал трансгаз", открытое акционерное общество Концерн "Ка лина", открытое акционерное общество "Сев урал боксит руда", открытое акционерное общество "Качка нар ский ГОК "Ванадий", общество с ограниченной ответственностью "Тюмень трансгаз", открытое акционерное общество "ВСМПО", федеральное государственное унитарное предприятие "Произ водственное объединение Уральский оптико-меха ни ческий завод", открытое акционерное общество "Михай ловский завод по обработке цветных металлов", государственное унитарное предприятие Производственное объединение "Урал вагонзавод", закрытое акционерное общество "Высо ко горский ГОК".
Дополнительные поступления налогов в областной бюджет в соответствии с принятыми решениями составили в 2001 году оценочно 7,8 млн. рублей. Планируемые ежеквартальные поступления в 2002 году составят 8,2 млн. рублей. Одной из основных задач, стоящих перед исполнительной властью Свердловской области в 2001 году, являлось исполнение бюджетных назначений. Доходы консолидированного бюджета области в 2001 году были исполнены на 112,2 процента к уточненным годовым бюджетным назначениям, к первоначальным назначениям на 128 процентов и составили 28711,5 млн. рублей. Расходы консолидированного бюджета области составили 28167,3 млн. рублей, или 110,1 процента к уточненным годовым назначениям. Состояние расчетов в отраслях экономики на протяжении 2001 года характеризовалось ростом неплатежей при некотором сокращении просроченной задолженности. Дебиторская задолженность на 1 января 2002 года составила 92145,2 млн. рублей (рост с начала года на 6,3 процента), в том числе просроченная 38588 млн. рублей (сни же ние на 8,5 процента). Суммарная кредиторская задолженность (включая кредиты и
займы) составила на 1 января 2002 года 190261,3 млн. рублей (рост с начала года на 17 процентов), просроченная кредиторская задолженность 67334,5 млн. рублей (снижение на 6,2 процента).
В ценовой динамике в 2001 году сохранялась тенденция значительного опережения темпов роста потребительских цен по сравнению с ростом цен производителей на промышленную продукцию. Так, цены производителей на промышленную продукцию в декабре 2001 года по отношению к декабрю 2000 года увеличились на 3,73 процента, за этот же период потребительские цены выросли на 20,1 процента. Товарная насыщенность потребительского рынка в 2001 году носила устойчивый характер и в основном соответствовала платежному
спросу населения. Объем оборота розничной торговли составил 80787 млн. рублей, индекс физического объема оборота розничной торговли 116,7 про цента. Оборот общественного питания в 2001 году составил 4587 млн. рублей (101,3 процента к уровню 2000 года в сопоставимой оценке). Реальные денежные доходы населения (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) в 2001 году по сравнению с 2000 годом возросли на 7 процентов. Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника увеличилась в 2001 году в 1,4 раза и составила 3327,3 рубля, реальное ее содержание выросло за этот период на 13,5 процента, уровень реальной заработной платы в декабре 2001 года по отношению к декабрю 2000 года составил 116,6 процента. В области в течение года сохранялась устойчивая положительная динамика медико-демографических показателей. По уточненным данным в 2001 году в области на 6,8 процента по сравнению с 2000 годом повысилась рождаемость и на 3,2 процента уменьшилась смертность населения. При этом младенческая смертность снизилась на 10,7 процента. На рынке труда в течение 2001 года сохранялась относительно стабильная ситуация. Численность безработных в области по состоянию на 1 января 2002 года насчитывает 37521 человек, уровень
регистрируемой безработицы 1,62 процента. На протяжении всего года отсутствовала задолженность по выплате пособий по безработице. Анализ социально-экономического положения в Сверд ловской области в январе марте 2002 года показывает, что позитивные тенденции, сложившиеся в ряде отраслей экономики области, сохраняются. В первом квартале 2002 года промышленными предприятиями области с учетом оценки на "неформальную" деятельность произведено
продукции на 67 млрд. рублей, индекс физического объема промышленного производства составил 105,2 процента. Сохраняется положительная динамика темпов роста объемов производства в машиностроении и металлообработке (индекс физического объема промышленного производства 141,8 процента), в химической и нефтехимической промышленности (103,6 процента), превысили прошлогодний уровень объемов производства предприятия лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (107,3 процента). Не вышли на прошлогодний уровень физических объемов производства продукции электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность. В агропромышленном комплексе области объем продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в действующих ценах составил в первом квартале 2002 года 2,6 млрд. рублей, или 100,3 процента в сопоставимой оценке к уровню за аналогичный период 2001 года. Выше прошлогоднего уровня показатели развития животноводства. Сельскохозяйственными предприятиями увеличено производство мяса на
1,6 процента, молока на 6,4 процента, яиц на 1,9 процента. Увеличилась продуктивность коров и птицы. В то же время продолжается сокращение поголовья скота, в том числе молочного стада. Сельскохозяйственные предприятия области ведут подготовку к весенне-полевым работам, однако сохраняется сложная обстановка с запасами горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, наличием кондиционного посевного материала. На поддержку сельских товаропроизводителей из областного бюджета в первом квартале текущего года выделено 67 млн. рублей. В январе марте 2002 года в области отмечается рост инвестиционной активности. По оценке общий объем инвестиций в экономику области в первом квартале 2002 года составил 5,9 млрд. рублей (с учетом НДС), что в сопоставимой оценке на 10 процентов выше уровня за аналогичный период прошлого года. На объектах областной строительной программы с начала года освоено 20,5 млн. рублей (6,3 процента от годовых назначений). За счет средств областного бюджета введены в эксплуатацию газовые сети протяженностью 20,3 км, при участии областного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства жилые дома общей площадью 7115 кв. метров. В первом квартале текущего года предприятиями и организациями всех форм собственности введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 53,1 тыс. кв. метров, что на 11 процентов больше, чем за аналогичный период 2001 года. На территории 40 муниципальных образований ввод жилых домов превысил уровень прошлого года (для сравнения: в первом квартале 2001 года только на территории 24 муниципальных образований). По состоянию на 1 апреля 2002 года по данным Регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг в Уральском федеральном округе на территории области профессиональную деятельность осуществляют 56 организаций, имеющих лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, действуют две саморегулируемые организации участников рынка ценных бумаг: Ураль ский филиал Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Уральский филиал Профессиональной ассоциация регистраторов, трансфер-агентов, депозитариев (ПАРТАД), а также две ассоциации, не имеющие статуса саморегулируемых Уральская ассоциация брокеров и дилеров (УАБД) и Уральская ассоциация регистраторов, трансфер-агентов, депозитариев (УАРТАД). Биржевую деятельность на рынке ценных бумаг Свердловской области осуществляют некоммерческое партнерство "Екатеринбургская фондовая биржа" (ЕФБ) и фондовый отдел закрытого акционерного общества "Уральская региональная валютная биржа". По состоянию на 1 марта 2002 года на территории Свердловской области действовала 171 кредитная организация, имеющая право на осуществление банковских операций (включая банки, филиалы, отделения Уральского банка Сбербанка Российской Федерации, небанковские кредитные организации), в том числе 28 самостоятельных коммерческих банков Свердловской области, 99 филиалов банков Свердловской области и банков других областей, 42 филиала Уральского банка Сбербанка России, 2 небанковские кредитные организации (расчетные палаты). За пределами области действовало 15 филиалов банков Свердловской области. По количеству действующих самостоятельных кредитных организаций Свердловская область по итогам 2001 года занимает 5 место в Российской Федерации после городов Москвы и Санкт-Петербурга, Республики Дагестан, Тюменской области, по количеству филиалов банков Свердловской области 2 место после города Москвы (Бюллетень банковской статистики, региональное приложение № 1 (5). Совокупная валюта баланса банковской системы области (включая самостоятельные банки, филиалы банков других областей, филиалы Сбербанка России, действующие на территории Свердловской области) за январь февраль 2002 года увеличилась на 6,9 процента и составила на 1 марта 2002 года 94,4 млрд. рублей. В том числе валюта баланса региональных банков увеличились на 7,9 процента и составила 36,8 млрд. рублей. В январе феврале 2002 года предприятиями хозяйственного комплекса области получено прибыли (с учетом убытков) 2673,6 млн. рублей, что на 18,9 процента ниже, чем за январь февраль 2001 года. Убыток от хозяйственной деятельности получен в черной металлургии, топливной и легкой промышленности. В январе марте 2002 года на территории Свердловской области с ЗАТО (по данным Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Свердловской области от 12.04.2002 г.) поступило в бюджеты всех уровней, включая средства целевых бюджетных фондов, 11499,7 млн. рублей, что составило 124,4 процента к уровню сбора бюджетных доходов в январе марте 2001 года. Из них в федеральный бюджет направлено 5362,3 млн. рублей, или 46,6 процента от общих поступлений. На территории области (с закрытыми административно-территориальными образованиями) осталось 6137,4 млн. рублей налогов, сборов и других доходов, что составило 127,6 процента к уровню соответствующего периода 2001 года. Наибольший удельный вес в общем объеме налоговых поступлений, оставшихся на территории области, занимает налог на доходы физических лиц (37,7 процента). Его величина возросла к уровню поступлений за три месяца 2001 года в 1,4 раза и составила 2311,5 млн. рублей. Темп роста к уровню за январь март 2001 года по налогу на прибыль составил 149 процентов (его величина составила 1452,1 млн. рублей), налогам на имущество 164,3 процента (226,4 млн. рублей), налогу с продаж 93,5 процента (265,4 млн. рублей), платежам за пользование природными ресурсами
142,7 процента (310 млн. рублей), акцизам 177,8 процента (169,4 млн. рублей), налогам на совокупный доход 113,3 про цента (257,6 млн. рублей). В общем объеме налоговых доходов, поступающих во все уровни бюджета, наибольший удельный вес около 51 процента занимают платежи предприятий промышленности, 12,2 процента предприятий транспорта, по 7 процентов строительных организаций, торговли и общественного питания, по 3 процента жилищно-комму наль ного хозяйства и связи. Около одного процента налоговых поступлений приходится на долю сельского хозяйства. Задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации (включая налоги, служащие источниками Территориального дорожного фонда) на 1 апреля 2002 года составила 19104,8 млн. рублей (снижение с начала года на 5,4 процента), в том числе недоимка 8916,9 млн. рублей (рост с начала года на 3,9 процента). Доходы консолидированного бюджета области за январь март 2002 года составили 5934,4 млн. рублей (за январь март 2001 г. 4298,1 млн. рублей), расходы 6064,4 млн. рублей (4242,1 млн. рублей). Доходы областного бюджета исполнены в сумме 3250,1 млн. рублей, расходы 3178,4 млн. рублей.
Состояние расчетов в экономике области за январь февраль характеризуется ростом суммарной кредиторской задолженности на 4,1
процента при некотором снижении дебиторской задолженности (на 0,4 процента). Просроченная задолженность с начала года уменьшилась: дебиторская на 2,8 процента, суммарная кредиторская на 15,3 процента. Реальные располагаемые денежные доходы населения за январь март 2002 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 9 процентов. Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника составила в феврале текущего года 3852,1 рубля, что на 42,6 процента больше, чем за февраль 2001 года, реальное содержание заработной платы выросло за этот период на 20,3 процента. Задолженность по выплате заработной платы работникам учреждений, финансируемым из областного бюджета, отсутствует. В текущем периоде полностью погашена задолженность по выплате заработной платы (без начислений) работникам бюджетных организаций, финансируемым из бюджетов муниципальных образований. Сохраняется задолженность по выплате заработной платы работникам материальной сферы, которая увеличилась с начала года на 6,7 процента и составляет на 1 апреля 2002 года 954,9 млн. рублей. Товарная насыщенность потребительского рынка в первом квартале текущего года носила устойчивый характер и в основном соответствовала платежеспособному спросу населения. Объем оборота розничной торговли составил 22864 млн. рублей, индекс физического объема оборота розничной торговли 115,9 процента. Оборот общественного питания составил 1212 млн. рублей (111,8 процента к уровню за соответствующий период 2001 года). В январе марте сохранялся повышенный инфляционный фон при некотором превышении темпов роста потребительских цен над темпами роста цен производителей на промышленную продукцию: потребительские цены в марте по отношению к декабрю 2001 года увеличились на 5,8 процента, цены производителей на промышленную продукцию на 3,9 процента.
На рынке труда в январе марте наблюдался рост численности безработных и уровня регистрируемой безработицы, которые на 1 апреля 2002 года составили соответственно 40,1 тыс. человек и 1,73
процента. В целях усиления государственного влияния на закрепление позитивных тенденций в экономике и социальной сфере и дальнейшего улучшения социально-экономической ситуации Правительством Свердловской области введена практика определения контрольных параметров экономических и социальных показателей исполнительным органам государственной власти области по соответствующим показателям. Ежеквартально проводятся совместные расширенные заседания Правительства области, Федерации профсоюзов, Союза местных властей и областного Союза промышленников и предпринимателей, на которых подводятся итоги социально-экономического развития области и ставятся задачи на предстоящий период. Для создания многосекторной социально ориентированной рыночной экономики, обеспечивающей переход к новым стандартам качества жизни и среды обитания населения области разработаны стратегические документы долгосрочного действия: Схема развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года и Концепция сбережения населения Свердловской области на
период до 2015 года. В целях улучшения инвестиционного климата в Свердловской области при Губернаторе Свердловской области создан Фонд поддержки
инвестиций, объединяющий усилия инвестиционных институтов, промышленных предприятий и исполнительной власти области по совершенствованию инвестиционного климата Свердловской области, снижению уровня рисков, повышению степени прозрачности финансовых операций. Наиболее крупные проекты, осуществляемые на территории Свердловской области в среднесрочной перспективе: строительство завода по производству труб большого диаметра в городе Нижний Тагил, строительство четвертого энергоблока БН-800 на Белоярской атомной электростанции, реконструкция глиноземного производства на
открытом акционерном обществе "Уральский алюминиевый завод" и строительство второго глиноземного цеха ("БАЗ 2") в открытом акционерном обществе "Богословский алюминиевый завод", организация
производства редкоземельных соединений и металлов из монацитового сырья (в настоящее время привлечен инвестор и зарегистрировано открытое акционерное общество "Урал-Евро" с участием Правительства
Свердловской области и предприятий Минатома России). Промышленная политика в Свердловской области осуществляется в соответствии с концепцией промышленной политики Свердловской области, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 03.11.99 г. № 1266 ПП "О концепции промышленной политики Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1999, № 11, ст. 1150), и мероприятиями по ее
реализации. В основу мероприятий положены экономические и программно-целевые подходы. В настоящее время в промышленном комплексе области реализуются ряд программ: областная инвестиционная программа "Развитие легкой промышленности Свердловской области на 20012003 годы"; областная инвестиционная программа "Структур ная перестройка производственной базы предприятий строительной индустрии Свердловской области на 20012005 годы"; областная инвестиционная программа "Развитие фармацевтической промышленности Свердловской области на 20022005 годы". Правительство области уделяет большое внимание развитию предприятий оборонно-промышленного комплекса. Несмотря на позитивные тенденции в работе этой отрасли, ряд нерешенных проблем
существенно сдерживает ее развитие. Это прежде всего задолженность
государства за выполненный оборонный заказ, которая по состоянию на 1 апреля 2002 года составила 806,5 млн. рублей. С целью координации работы оборонных предприятий и Правительства Свердловской области, перехода отрасли на инновационный этап развития разработана и проходит согласование "Областная инвестиционная программа увеличения выпуска наукоемкой продукции гражданского назначения на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Свердловской области на период до
2005 года". Правительство области придает большое значение развитию банковской системы области как одному из главных условий стабилизации и подъема экономики. Подготовлен проект постановления
Правительства Свердловской области "Об утверждении мероприятий по разработке и принятию Основных направлений развития банковского сектора Свердловской области на среднесрочную перспективу (20022005 годы) и первоочередных мероприятий по реализации Основных направлений развития банковского сектора Свердловской области на второе полугодие 2002 года с участием исполнительных органов государственной власти Свердловской области". В целях реализации комплекса мер по повышению собираемости налога на прибыль как основного источника формирования доходной части областного и местных бюджетов и повышения прибыли предприятий как основного финансового ресурса их развития Правительством Свердловской области приняты постановления: от 25.01.2002 г. № 50 ПП "О создании постоянно действующей комиссии по прибыльности предприятий и организаций реального сектора экономики Свердловской области и повышению собираемости налога на прибыль" (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, № 1, ст. 111) и от 08.04.2002 г. № 219 ПП "Об утверждении мероприятий по повышению прибыльности предприятий и организаций реального сектора экономики Свердловской области и собираемости налога на прибыль". В области активно проводится политика энергосбережения, реализуется областная целевая программа "Энер го сбережение в Свердловской области на период до 2005 года", организована разработка и производство систем и приборов энергосбережения. В области социальной политики Правительством Сверд ловской области проводится целенаправленная работа по повышению благосостояния жителей области. В целях усиления социальной защищенности в течение 2001 года работникам бюджетной сферы Свердловской области 3 раза было произведено повышение заработной платы. С 1 января 2001 года в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 26.01.2001 г. № 60 ПП "О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, № 2, ст. 224) введены новые тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки, увеличены тарифные ставки первых трех разрядов Единой тарифной сетки как наиболее слабозащищенных категорий работников бюджетной сферы. Данные повышения осуществлены в соответствии с федеральным законодательством. С 1 июля 2001 года ставка первого разряда была установлена на уровне 360 рублей, а не 300 рублей как определено постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2000 г. № 764. Таким образом, решение Правительства Свердловской области об установлении 20 процентов надбавки к тарифным ставкам работников бюджетной сферы, финансируемых из областного бюджета, опережало установки Российской Федерации за рассматриваемый период ставка первого разряда бюджетников на территории области возросла в 3,3 раза, по федеральному законодательству только в 2,7 раза.
С 1 декабря 2001 года было произведено еще одно повышение заработной платы работникам организаций бюджетной сферы в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13.12.2001 г. № 826 ПП "О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, № 12, ст. 1568), в результате ставка первого разряда была увеличена до 450 рублей. В 2001 году Правительство Свердловской области заключило с главами администраций 62-х муниципальных образований соглашения об
оздоровлении местных финансов и условиях оказания финансовой помощи из областного бюджета муниципальным бюджетам Свердловской области. Анализ развития ситуации за 2001 год и первый квартал текущего года показывает, что в экономике области преобладают тенденции и факторы (рост объемов промышленной продукции и инвестиций, рост реальных денежных доходов населения, увеличение оборота розничной торговли), которые могут дать позитивный импульс
дальнейшему социально-экономическому развитию. По прогнозным оценкам в Свердловской области до конца 2002 года предполагается сохранить положительную динамику большинства основных экономических показателей. Вместе с тем факторы, способствующие оживлению экономики, постепенно исчерпываются. Наращиванию выпуска промышленной продукции препятствует ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры на металлопродукцию, в том числе снижение цен на мировом рынке на черные и цветные металлы. Все большее негативное влияние начинает оказывать увеличение издержек производства, вызванное опережающим ростом тарифов на услуги естественных монополий (электроэнергетики, транспорта, газовой промышленности), что приводит к снижению прибыли и уровня рентабельности производства. Проблема значительного физического и морального износа основных производственных фондов также накладывает существенные ограничения на темпы роста экономики. Недостаточен для ускоренного и устойчивого экономического роста уровень инвестиционной активности. Долгосрочное инвестирование продолжает сдерживаться высокой стоимостью заимствований. Главной целью социально-экономического развития на 2003 год является сохранение и приумножение человеческого потенциала как главного богатства общества через повышение конкурентоспособности экономики и роста производительности труда путем развития и рационального размещения производительных сил, создание условий для роста инвестиционной активности и улучшение качества жизни населения. Для достижения этого экономическая и социальная политика будут реализовываться по следующим основным направлениям: обеспечение социальной безопасности людей, стабилизация демографической ситуации (повышение рождаемости, увеличение продолжительности жизни), переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи; рост реальных денежных доходов, уровня жизни и платежеспособного спроса населения на основе дальнейшего развития Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|