Расширенный поиск
Постановление Правительства Свердловской области от 28.08.2013 № 1054-ппПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 28 августа 2013 г. N 1054-ПП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В СВЕРДЛОВСКУЮ ОБЛАСТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, НА 2013 - 2020 ГОДЫ
(В редакции Постановлений Правительства Свердловской области
от 08.10.2013 г. N 1220-ПП; от 16.12.2013 г. N 1528-пп)
(В редакции Постановления Правительства Свердловской области
от 18.06.2014 № 518-пп)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", в целях реализации Плана мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2015 годы, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 674-р, в соответствии с типовой программой субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2570-р, а также Методическими рекомендациями по разработке программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению
в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.02.2013 N 33, Правительство Свердловской области постановляет: 1. Утвердить Программу по оказанию содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2020 годы (прилагается). 2. Определить уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, ответственным за реализацию Программы по оказанию содействия добровольному переселению
в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2020 годы, Департамент по труду и занятости населения Свердловской области (Д.А. Антонов). 3. Признать утратившим силу Постановление Правительства Свердловской области от 28.06.2012 N 692-ПП "О Программе Свердловской
области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" ("Областная
газета", 2012, 11 июля, N 272-274). 4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Свердловской области А.В. Орлова. 5. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".
Председатель Правительства
Свердловской области Д.В.ПАСЛЕР 28 августа 2013 г.
N 1054-ПП
Утверждена Постановлением Правительства
Свердловской области
от 28 августа 2013 г. N 1054-ПП
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В СВЕРДЛОВСКУЮ ОБЛАСТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, НА 2013 - 2020 ГОДЫ
(В редакции Постановлений Правительства Свердловской области от 08.10.2013 г. N 1220-ПП; от 16.12.2013 г. N 1528-пп)
(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 18.06.2014 № 518-пп)
|———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————| |Наименование |Программа по оказанию содействия добровольному | |Программы |переселению в Свердловскую область соотечественников, | | |проживающих за рубежом, на 2013 - 2020 годы | | |(далее - Программа) | |———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————| |Дата и номер |24 июля 2013 года N 1309-р | |согласования | | |проекта Программы | | |Правительством | | |Российской | | |Федерации | | |———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————| |Уполномоченный |Департамент по труду и занятости населения | |исполнительный |Свердловской области | |орган | | |государственной | | |власти | | |Свердловской | | |области, | | |ответственный | | |за реализацию | | |Программы | | |(далее - | |
|уполномоченный | | |орган) | | |———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————| |Цели Программы |стимулирование, создание условий и содействие | | |добровольному переселению соотечественников, | | |проживающих за рубежом, для устойчивого | | |социально-экономического и демографического развития | | |Свердловской области, а также удовлетворения | | |потребности в кадрах Свердловской области | |———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————| |Задачи Программы |1) содействие обеспечению потребности экономики | | |Свердловской области в квалифицированных кадрах | | |для реализации экономических и инвестиционных проектов, | | |дальнейшему развитию малого и среднего | | |предпринимательства; | | |2) создание правовых, организационных, | | |социально-экономических и информационных условий, | | |способствующих добровольному переселению | | |соотечественников, проживающих за рубежом, | | |в Свердловскую область для постоянного проживания, | | |быстрому их включению в трудовые и социальные связи; | | |3) создание условий для адаптации и интеграции | | |участников Программы и членов их семей в принимающее | | |сообщество, оказание мер социальной поддержки, | | |предоставление государственных и муниципальных услуг, | | |содействие в жилищном обустройстве | |———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————| |Основные |1) обеспечение и совершенствование нормативно-правовой | |направления |базы, обеспечивающей реализацию Программы, а также | |реализации |регулирующей процесс переселения соотечественников | |мероприятий |в Свердловскую область; | |Программы |2) информационное обеспечение реализации Программы; | | |3) аналитическое и организационное обеспечение | | |реализации Программы; | | |4) социальное обеспечение и оказание медицинской помощи | | |участникам Программы и членам их семей до получения | | |разрешения на временное проживание или гражданства | | |Российской Федерации; | | |5) оказание содействия во временном и постоянном | | |жилищном обустройстве участникам Программы и членам их | | |семей; | | |6) социокультурная адаптация переселяющихся | | |соотечественников и членов их семей в принимающее | | |сообщество; | | |7) оказание содействия в получении образовательных | | |услуг в дошкольных образовательных учреждениях и | | |учреждениях общего и профессионального образования | | |Свердловской области; | | |8) оказание содействия в трудоустройстве и занятости | | |участникам Программы и членам их семей; | | |9) оказание поддержки участникам Программы | | |в организации малого и среднего предпринимательства | |———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————| |Исполнители |1) Департамент по труду и занятости населения | |основных |Свердловской области; | |мероприятий |2) Управление Федеральной миграционной службы | |Программы |по Свердловской области (по согласованию); | | |3) Министерство экономики Свердловской области; | | |4) Министерство общего и профессионального образования | | |Свердловской области; | | |5) Министерство здравоохранения Свердловской области; | | |6) Министерство социальной политики | | |Свердловской области; | | |7) Министерство международных и внешнеэкономических | | |связей Свердловской области; | | |8) администрации муниципальных образований | | |в Свердловской области (по согласованию) | |———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————| |Этапы и срок |2013 - 2020 годы (этапы не выделяются) | |реализации | | |Программы | | |———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————| |Источники и |Программа финансируется за счет средств областного | |объемы |бюджета и средств субсидии из федерального бюджета. | |финансирования |Прогнозный объем финансирования составляет 226893,4 | |Программы |тыс. рублей, в том числе по годам: | | |2013 год - 6664,4 тыс. рублей; | | |2014 год - 11079,6 тыс. рублей; | | |2015 год - 15147,9 тыс. рублей; | | |2016 год - 22074,2 тыс. рублей; | | |2017 год - 29542,2 тыс. рублей; | | |2018 год - 37704,1 тыс. рублей; | | |2019 год - 46437,0 тыс. рублей; | | |2020 год - 58244,0 тыс. рублей. | | |Средства бюджета Свердловской области по исполнителям | | |мероприятий Программы: | | |по Департаменту по труду и занятости населения | | |Свердловской области - 125759,7 тыс. рублей, | | |в том числе: | | |2013 год - 3488,9 тыс. рублей; | | |2014 год - 3559,4 тыс. рублей; | | |2015 год - 8568,0 тыс. рублей; | | |2016 год - 12516,9 тыс. рублей; | | |2017 год - 16744,2 тыс. рублей; | | |2018 год - 21392,3 тыс. рублей; | | |2019 год - 26365,5 тыс. рублей; | | |2020 год - 33124,5 тыс. рублей; | | |по Министерству здравоохранения Свердловской области - | | |38519,6 тыс. рублей, в том числе: | | |2013 год - 1080,0 тыс. рублей; | | |2014 год - 1890,0 тыс. рублей; | | |2015 год - 2579,9 тыс. рублей; | | |2016 год - 3747,1 тыс. рублей; | | |2017 год - 5017,8 тыс. рублей; | | |2018 год - 6395,8 тыс. рублей; | | |2019 год - 7869,5 тыс. рублей; | | |2020 год - 9939,5 тыс. рублей; | | |по Министерству общего и профессионального образования | | |Свердловской области - 30165,6 тыс. рублей, | | |в том числе: | | |2013 год - 723,0 тыс. рублей; | | |2014 год - 1486,4 тыс. рублей; | | |2015 год - 2028,5 тыс. рублей; | | |2016 год - 2947,0 тыс. рублей; | | |2017 год - 3946,2 тыс. рублей; | | |2018 год - 5029,0 тыс. рублей; | | |2019 год - 6189,0 тыс. рублей; | | |2020 год - 7816,5 тыс. рублей; | | |по Министерству социальной политики | | |Свердловской области - 29200,9 тыс. рублей, | | |в том числе: | | |2013 год - 825,0 тыс. рублей; | | |2014 год - 1443,7 тыс. рублей; | | |2015 год - 1971,5 тыс. рублей; | | |2016 год - 2863,2 тыс. рублей; | | |2017 год - 3834,0 тыс. рублей; | | |2018 год - 4887,0 тыс. рублей; | | |2019 год - 6013,0 тыс. рублей; | | |2020 год - 7363,5 тыс. рублей. | | |Средства субсидии из федерального бюджета по | | |исполнителю мероприятий Программы - Департаменту | | |по труду и занятости населения Свердловской области | | |- 547,5 тыс. рублей в 2013 году, 2700,1 тыс. рублей в 2014 году. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 18.06.2014 № 518-пп)
|———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————|
|Главный |Департамент по труду и занятости населения | |распорядитель |Свердловской области; | |бюджетных средств |Министерство здравоохранения Свердловской области | |———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————| |Основные |1) количество участников Программы, прибывших и |
|показатели |зарегистрированных в территориальных подразделениях |
|эффективности |Управления Федеральной миграционной службы | |Программы |по Свердловской области на территориях вселения; | | |2) доля расходов бюджета Свердловской области | | |на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, | | |связанных с предоставлением дополнительных гарантий и | | |мер социальной поддержки участникам Программы и членам | | |их семей, в том числе с оказанием содействия в жилищном | | |обустройстве, в общем размере расходов бюджета | | |Свердловской области на реализацию предусмотренных | | |Программой мероприятий; | | |3) доля рассмотренных уполномоченным органом заявлений | | |соотечественников - потенциальных участников Программы | | |от общего числа поступивших заявлений; | | |4) доля участников Программы, занятых трудовой |
| |деятельностью, включая открывших собственный бизнес, | | |от числа прибывших участников Программы на конец | | |отчетного периода; | | |5) доля участников Программы, получивших единовременную | | |выплату с целью содействия обустройству, в том числе | | |жилищному, в период адаптации на территории вселения, | | |от общего числа участников Программы; | | |6) доля участников Программы, получающих среднее | | |профессиональное, высшее профессиональное, включая | | |послевузовское, образование в учреждениях | | |профессионального образования, расположенных | | |на территории Свердловской области, от числа участников | | |Программы в возрастной категории до 25 лет; | | |7) количество проведенных презентаций Программы | | |в странах проживания соотечественников - | | |потенциальных участников Программы (ежегодно) | |———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————| |Ожидаемые |реализация Программы позволит обеспечить: | |конечные |1) вселение на территорию Свердловской области 17100 |
|результаты |соотечественников, из них 8550 участников Программы | |реализации |и 8550 членов их семей, в том числе: | |Программы |2013 год - 300 участников Программы и 300 членов | | |их семей; | | |2014 год - 500 участников Программы и 500 членов | | |их семей; | | |2015 год - 650 участников Программы и 650 членов | | |их семей; | | |2016 год - 900 участников Программы и 900 членов | | |их семей; | | |2017 год - 1150 участников Программы и 1150 членов | | |их семей; | | |2018 год - 1400 участников Программы и 1400 членов | | |их семей; | | |2019 год - 1650 участников Программы и 1650 членов | | |их семей; | | |2020 год - 2000 участников Программы и 2000 членов | | |их семей; | | |2) долю участников Программы, занятых трудовой |
| |деятельностью, включая открывших собственный бизнес, | | |от числа прибывших участников Программы на конец | | |реализации Программы - не менее 90 процентов | | |(в 2012 году - 58,7 процента); | | |3) долю участников Программы, получающих среднее | | |профессиональное, высшее профессиональное, включая | | |послевузовское, образование в образовательных | | |учреждениях, расположенных на территории | | |Свердловской области, от числа участников Программы | | |в возрастной категории до 25 лет - | | |не менее 15 процентов (в 2012 году - 6 процентов); | | |4) увеличение доли экономически активных участников | | |Программы, получивших положительные заключения | | |на переселение на территорию Свердловской области, | | |имеющих высшее и среднее профессиональное образование, | | |в общем количестве участников Программы, получивших | | |положительные заключения на переселение, | | |до 85 процентов; | | |5) снижение потребности Свердловской области | | |в дополнительном привлечении иностранной рабочей силы | | |на 10260 человек за 2013 - 2020 годы; | | |6) обеспечение 100 процентов охвата участников | | |Программы и членов их семей, нуждающихся в социальной | | |поддержке, мерами социально-экономической поддержки | | |и государственными услугами; | | |7) поддержание доли расходов бюджета | | |Свердловской области на реализацию предусмотренных | | |Программой мероприятий, связанных с предоставлением | | |дополнительных гарантий и мер социальной поддержки | | |участникам Программы и членам их семей, оказанием | | |содействия в жилищном обустройстве, в общем размере | | |расходов бюджета Свердловской области на реализацию | | |предусмотренных Программой мероприятий, | | |не менее 70 процентов | (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 16.12.2013 г. N 1528-пп)
|———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————| |Контроль |Правительство Свердловской области | |за исполнением | | |Программы | | |———————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————| Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Подраздел 1. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
И ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ПРИЕМА ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа разработана на основании Указа Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (в редакции Указов Президента Российской
Федерации от 10.03.2009 N 262, от 30.06.2009 N 716, от 12.01.2010 N 60, от 14.09.2012 N 1289, от 11.07.2013 N 621), Типовой программы
субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2570-р, Распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 674-р "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2015 годы", а также Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.02.2013 N 33 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
Правовую основу Программы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, а также общепризнанные принципы и нормы международного и российского права. Программа основывается на принципе преемственности целей и основных задач Программы Свердловской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 28.06.2012 N 692-ПП "О Программе Свердловской
области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", успешно реализованной в Свердловской области в 2012 году.
Программа разработана на основании анализа реализации в Свердловской области Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, необходимости распространения ее действия на всю территорию Свердловской области, а также в соответствии с действующими стратегическими документами Свердловской области: 1) Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (далее - Стратегия 2020); 2) областной целевой программой "Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области ("Уральская деревня")" на 2012 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.10.2011 N 1453-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской
области ("Уральская деревня") на 2012 - 2015 годы". Срок действия Программы - до конца 2020 года.
Территорией вселения определена вся территория Свердловской области. Также определены четыре проекта переселения, на территориях муниципальных образований которых изменение численности населения по итогам года имеет отрицательное значение на протяжении последних трех
лет, а также реализуются экономические и инвестиционные проекты, имеющие общенациональное значение:
Верхнесалдинский городской округ;
муниципальное образование "Город Каменск-Уральский";
город Нижний Тагил;
Полевской городской округ.
Для остальных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, определены как территориальные, так и отраслевые приоритеты для приема участников Программы в соответствии с реальной социально-экономической ситуацией в разрезе муниципальных образований. Основные цели и задачи Программы определены на основе анализа сложившейся ситуации в сфере социально-экономического и демографического развития Свердловской области, миграционной обстановки, ситуации на рынке труда на 2013 - 2015 годы и далее до 2020 года. Данный анализ показывает, что к числу потенциальных угроз для устойчивого социально-экономического развития Свердловской области относятся: сохранение отрицательных тенденций в демографии, приводящих к дальнейшему абсолютному и относительному сокращению трудоспособного населения; дефицит квалифицированных специалистов инженерных и рабочих специальностей на предприятиях базовых отраслей экономики и на
предприятиях, реализующих крупные инвестиционные проекты; необходимость увеличения численности молодежи, обучающейся в учреждениях профессионального образования Свердловской области; наличие большого числа временных трудовых мигрантов из-за рубежа, плохо адаптирующихся к условиям принимающего сообщества.
Складывающаяся демографическая ситуация негативно сказывается на решении проблемы обеспечения организаций Свердловской области трудовыми ресурсами. По численности населения Свердловская область занимает пятое место среди субъектов Российской Федерации. По состоянию на 01 января
2012 года общая численность населения Свердловской области составляла
4307,6 тыс. человек. За период с 2003 по 2011 год численность постоянного населения сократилась на 3,6 процента. Однако темп сокращения численности замедлился. На протяжении ряда последних лет наметилась положительная динамика показателей естественного движения населения в целом по области. Число родившихся за период с 2003 по 2011 год увеличилось на 25,3 процента. В то же время в среднесрочной перспективе предполагается замедление ежегодных темпов роста рождаемости, что обусловлено снижением численности женщин в возрасте 20 - 29 лет, вносящих основной вклад в демографический процесс рождаемости (на них приходится около 2/3 всех новорожденных). Начиная с 2003 года стабильно сокращается число умерших (по 2012 год снижение составило 21,1 процента). В 2013 - 2020 годах тенденция снижения смертности сохранится. Стабильную динамику снижения имеет показатель младенческой смертности. В целом, если в 2003 году естественная убыль населения составляла 30,7 тыс. человек, то в 2011 году она составила всего 2,8 тыс. человек, а в 2012 году впервые после долгого многолетнего перерыва естественный прирост населения составил 1538 человек. В период до 2015 года можно предположить дальнейший рост данного показателя с некоторым снижением в период с 2015 до 2020 года. За 2003 - 2012 годы миграционный прирост увеличился с 263 человек в 2003 году до 6742 человек в 2012 году. Несмотря на начавшееся с 2012 года увеличение численности постоянного населения Свердловской области, сохраняется начавшееся в 2007 году абсолютное сокращение численности трудоспособного населения. Только в 2010 году сокращение численности трудоспособного населения Свердловской области составило около 36 тыс. человек. Темпы сокращения в 2011 и 2012 годах сохранились. Так, в 2012 году численность населения трудоспособного возраста по оценкам сократится предположительно на 34,3 тыс. человек. В период с 2013 по 2015 год темпы сокращения населения в трудоспособном возрасте существенно снизятся, примерно в 2 раза. В дальнейшем прогнозируется еще большее снижение темпов сокращения трудоспособного населения почти до нуля в 2020 году. В период с 2012 по 2020 год предполагается стабильная величина миграционного прироста. Это также позволит несколько сократить темпы снижения доли трудоспособного населения в численности населения Свердловской области и, соответственно, снизить показатель демографической нагрузки. Определенный вклад в стабилизацию показателя миграционного прироста должна внести реализация Программы. Сокращение численности трудоспособного населения Свердловской области сопровождается общим старением населения в целом, в том числе
занятого населения. Средний возраст работающих в реальном секторе экономики составляет более 40 лет, в машиностроении - более 45 лет. По демографическим причинам продолжается снижение общего количества выпускников общеобразовательной школы. В 2012 году сокращение количества выпускников средней школы по сравнению с 2004 годом составило более 40 процентов, основной школы - более 45 процентов. Данная тенденция сохранится в 2013 - 2020 годах, хотя темпы сокращения несколько снизятся. Обостряет проблему кадрового восполнения отраслей экономики и разбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг по профессионально-квалификационному признаку. Более 70 процентов вакансий на рынке труда в настоящее время - это вакансии по рабочим профессиям. В то же время количество обучающихся в учреждениях начального профессионального образования с 13,3 процента в 2007 году сократилось почти до 9 процентов в 2012 году от общего количества обучающихся в системе учреждений профессионального образования и продолжает сокращаться. Данный процесс непосредственно связан с переходом учреждений начального профессионального образования в статус учреждений среднего профессионального образования, созданием многоуровневых образовательных учреждений путем присоединения учреждений начального профессионального образования к учреждениям среднего профессионального образования при расширении перечня образовательных программ и образовательных услуг. В результате на предприятиях Свердловской области наблюдается недостаток инженерно-технических и рабочих кадров, особенно высококвалифицированных, соответственно, возникают проблемы обеспечения квалифицированными кадрами проектов развития Свердловской области. Уровень профессиональной квалификации работников наряду со структурной перестройкой экономики является главным фактором решения задачи четырехкратного роста производительности труда в промышленности в 2020 году по сравнению с 2009 годом, определенного Стратегией-2020. В условиях продолжающегося снижения численности населения в трудоспособном возрасте на сегодня Программа является одной из основных альтернатив использования иностранной рабочей силы. Масштабный приток дешевой низкоквалифицированной иностранной рабочей силы вступает в противоречие с перспективными задачами, определенными Стратегией-2020 для Свердловской области: приток высококвалифицированных кадров, способных внести свой вклад в реиндустриализацию страны, фундаментальную и прикладную науку, становление и развитие постиндустриального сектора отечественной экономики, в политическую и социальную стабильность. К тому же значительный рост привлечения иностранной рабочей силы существенно способствует росту социальных рисков (ухудшению криминогенной и
санитарно-эпидемиологической ситуации). Поэтому одной из задач Программы является снижение потребности в дополнительном привлечении временно пребывающей на территории Свердловской области иностранной рабочей силы за период 2013 - 2020 годов в пределах миграционной емкости рынка труда Свердловской области за счет дополнительного привлечения соотечественников. Предполагается, что уровень профессиональной квалификации переселенцев должен быть выше, чем средний по Свердловской области, а средний возраст - ниже, чем средний по области, что позволит при условии реализации Программы внести вклад в решение проблемных для Свердловской области вопросов по демографической ситуации и профессиональной квалификации работников. Глава 2. ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА УЧАСТНИКОВ
ПРОГРАММЫ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ, ВКЛЮЧАЯ ЗАНЯТИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
И АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ
На рынке труда Свердловской области наблюдается стабильная ситуация, характеризующаяся снижением как общей численности безработных граждан, так и численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости. Общая численность безработных граждан, определяемая по методологии Международной организации труда (далее - МОТ), в Свердловской области с начала 2012
года снизилась на 17,1 процента (с 159404 до 132104 человек), в Российской Федерации - на 12,9 процента. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости Свердловской области, снизилась на 20,8 процента (с 38361 до 30721 человека). По состоянию на 01 января 2013 года уровень регистрируемой безработицы в Свердловской области снизился по сравнению с началом года на 0,35 процентных пункта и составил 1,29 процента, что соответствует значению показателя в целом по Российской Федерации (1,3
процента). Возросло количество вакантных рабочих мест, заявленных работодателями, с 29939 до 35750 вакансий, что способствовало снижению коэффициента напряженности (отношение численности незанятых граждан,
зарегистрированных в органах службы занятости в целях поиска
подходящей работы, к числу вакантных рабочих мест). Коэффициент напряженности в Свердловской области снизился с начала 2012 года в 1,5 раза и составил 1,0 незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, на одну вакансию (по состоянию на 01 января 2012 года - 1,5). В результате улучшения ситуации на областном рынке труда снизилась численность граждан, обратившихся за предоставлением услуг в
государственные казенные учреждения службы занятости населения Свердловской области (далее - центры занятости). Численность граждан,
обратившихся в центры занятости в поиске подходящей работы, в январе -
декабре 2012 года составила 159774 человека, что на 12,5 процента меньше, чем в аналогичном периоде 2011 года (182621 человек). Из числа лиц, обратившихся в центры занятости в поиске подходящей работы, признаны безработными 72944 человека (в 2011 году - 100176 человек).
Вместе с тем, несмотря на положительную динамику и перспективы развития большинства отраслей экономики Свердловской области, на ситуацию на рынке труда продолжает влиять ряд отрицательных факторов.
К наиболее серьезным из них относятся следующие:
1) сокращение трудовых ресурсов в результате снижения численности граждан трудоспособного возраста; 2) территориальная несбалансированность трудовых ресурсов (значительная часть вакансий (более 60 процентов) сосредоточена в
крупных городах Свердловской области с населением свыше 150 тыс. человек, при этом количество безработных, состоящих на учете в центрах занятости, находящихся на территориях крупных городов, составляет 30 процентов от общего количества зарегистрированных в Свердловской области безработных. Таким образом, значительная часть рабочей силы в отдаленных от центра территориях остается невостребованной);
3) слабая диверсификация экономики муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее -
муниципальные образования). При модернизации производства в доминирующих отраслях происходит неизбежное высвобождение работников, что при отсутствии секторов экономики муниципальных образований, способных принять избыток рабочей силы, а также территориальной и межотраслевой мобильности рабочей силы неизбежно приведет к социальным
проблемам; 4) несоответствие предложения образовательных услуг потребностям работодателей, профессионально-квалификационного состава
рабочей силы изменяющимся требованиям работодателей, что приводит к нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей.
Несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда в ряде случаев усугубляет проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений (особенно
коммерческого сектора профессионального образования). Содействие в решении данных проблем рынка труда Свердловской области также должна оказать Программа. Соотношение количества вакансий и безработных граждан в 2009 - 2012 годах по видам экономической деятельности представлено в таблице 1. Таблица 1
СООТНОШЕНИЕ СТРУКТУРЫ ЗАЯВЛЕННЫХ ВАКАНСИЙ И
БЕЗРАБОТНЫХ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————| | Виды экономической деятельности |2009 год |2010 год |2011 год |2012 год | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |Численность заявленных вакансий | 1,38 | 2,03 | 2,44 | 3,13 | |на одного безработного, в том числе | | | | | |по видам экономической деятельности, | | | | | |единиц | | | | | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |Сельское хозяйство, охота | 2,27 | 2,55 | 2,33 | 2,54 | |и лесное хозяйство | | | | | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |Рыболовство, рыбоводство | 2,45 | 1,23 | 0,85 | 1,3 | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |Добыча полезных ископаемых | 1,36 | 1,39 | 1,67 | 2,24 | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |Обрабатывающие производства | 1,76 | 2,24 | 2,82 | 3,1 | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |Производство и распределение | 1,34 | 1,76 | 1,69 | 2,23 | |электроэнергии, газа и воды | | | | | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |Строительство | 1,14 | 2,55 | 3,49 | 5,19 | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |Оптовая и розничная торговля; ремонт | 1,23 | 2,67 | 2,67 | 2,88 | |автотранспортных средств, мотоциклов, | | | | | |бытовых изделий и предметов личного | | | | | |пользования | | | | | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |Гостиницы и рестораны | 1,73 | 3,03 | 4,24 | 6,29 | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |Транспорт и связь | 0,71 | 1,59 | 2,85 | 3,93 | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |Финансовая деятельность | 0,39 | 0,97 | 1,01 | 1,76 | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |Операции с недвижимым имуществом, | 2,52 | 3,4 | 3,3 | 4,8 | |аренда и предоставление услуг | | | | | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |Государственное управление | 1,21 | 0,9 | 1,36 | 1,99 | |и обеспечение военной безопасности; | | | | | |обязательное социальное обеспечение | | | | | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |Образование | 1,35 | 1,57 | 2,46 | 3,65 | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |Здравоохранение и предоставление | 1,65 | 2,57 | 3,47 | 4,55 | |социальных услуг | | | | | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |Предоставление прочих коммунальных, | 1,57 | 1,9 | 2,32 | 3,26 | |социальных и персональных услуг | | | | | |———————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————| Данное соотношение вакансий и безработных на рынке труда Свердловской области показывает реальную возможность трудоустройства для переселенцев-соотечественников. Развитие рынка труда Свердловской области в долгосрочной перспективе будет формироваться под воздействием дальнейшего сокращения совокупного предложения из-за прогнозируемого в 2013 - 2020
годах сокращения численности трудоспособного населения. Дальнейший рост экономики в перспективе приведет в будущем к увеличению потребности в рабочей силе, изменению ее профессионально-квалификационной структуры, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы. Перспективы развития Свердловской области связаны с дальнейшим развитием и повышением конкурентоспособности металлургии, тяжелого, химического, энергетического машиностроения путем реконструкции и модернизации действующих производств и строительства новых предприятий, обеспечивающих глубокую переработку минерально-сырьевых ресурсов и внедрение ресурсосберегающих технологий, а также освоением
производства высокотехнологичной наукоемкой продукции, в особенности в
таких отраслях, как энергетика, электротехника, приборостроение, транспортное машиностроение, строительная индустрия, пищевая промышленность. В ближайшие годы востребованными будут: квалифицированный рабочий персонал, квалифицированные инженерные кадры, квалифицированные управленцы с опытом работы в рыночных условиях. В связи с развитием строительства будет сохраняться потребность на специалистов строительных профессий, а с развитием информационных технологий - на разработчиков программного обеспечения, системных администраторов, аналитиков, операторов персональных компьютеров. Удорожание трудовых ресурсов и конкуренция за их наиболее квалифицированную часть предъявляют требования к поиску современных механизмов регулирования рынка труда. Источниками компенсации сокращения предложения труда будут выступать повышение трудовой и профессиональной мобильности, профессиональной квалификации населения
Свердловской области, переселение соотечественников из-за рубежа. В рамках Программы планируется оказать содействие в обустройстве и трудоустройстве на территории Свердловской области в 2013 - 2020 годах 17100 соотечественникам, из них 8550 участникам Программы и 8550 членам их семей, в том числе: 2013 год - 300 участникам Программы и 300 членам их семей;
2014 год - 500 участникам Программы и 500 членам их семей;
2015 год - 650 участникам Программы и 650 членам их семей;
2016 год - 900 участникам Программы и 900 членам их семей;
2017 год - 1150 участникам Программы и 1150 членам их семей;
2018 год - 1400 участникам Программы и 1400 членам их семей;
2019 год - 1650 участникам Программы и 1650 членам их семей; 2020 год - 2000 участникам Программы и 2000 членам их семей.
Из общего числа участников Программы и членов их семей предполагается, что 60 процентов, или 10260 человек, - это экономически активные граждане, которым будет оказано содействие в трудоустройстве, при необходимости в профессиональном переобучении под
требования структуры спроса работодателей. Остальным переселенцам будет обеспечен доступ к услугам дошкольного, общего и профессионального обучения на равных условиях с гражданами Российской Федерации. В Свердловской области действуют 43 центра занятости, которые оказывают населению и работодателям полный перечень услуг в соответствии с законодательством о занятости населения.
Всем участникам Программы, нуждающимся в трудоустройстве, предоставляется возможность получить в центре занятости территорий вселения следующие государственные услуги:
1) информирование о положении на рынке труда;
2) содействие в поиске подходящей работы;
3) участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест;
4) услуги по профессиональной ориентации.
Участники Программы и члены их семей из числа несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет будут иметь право по направлению центра занятости на временное трудоустройство в свободное от учебы время. В случае признания участников Программы в установленном порядке
безработными дополнительно им будут оказываться государственные услуги, включающие в себя: 1) организацию общественных работ;
2) организацию временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; 3) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан; 4) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
5) социальную адаптацию безработных граждан на рынке труда;
6) содействие самозанятости и обучение основам предпринимательства. Таким образом, в Свердловской области имеются все необходимые ресурсы для обеспечения доступа к услугам по содействию занятости населения для участников Программы и членов их семей в планируемых объемах.
На 01 января 2012 года в Свердловской области осуществляли предпринимательскую деятельность 65,6 тыс. малых и микропредприятий, зарегистрировано 124,8 тыс. индивидуальных предпринимателей. На начало 2012 года на территории Свердловской области функционировал 61 объект инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в том числе Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства; 42 муниципальных фонда поддержки предпринимательства; 9 информационно-консультационных центров для предпринимателей; Свердловский областной бизнес-инкубатор; 5 муниципальных бизнес-инкубаторов; Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Свердловской области (Свердловский венчурный фонд); Автономная некоммерческая организация "Инновационный центр малого и среднего предпринимательства Свердловской области"; некоммерческая образовательная организация частное образовательное учреждение "Центр содействия предпринимательству". Реализуется областная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" на 2011
- 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1483-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы". Соотечественники, проживающие за рубежом, желающие переселиться
в Свердловскую область, будут иметь возможность получить содействие в развитии собственного бизнеса.
Глава 3. ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ
ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|