Расширенный поиск
Постановление Правительства Самарской области от 04.02.2014 № 48
ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2014 г. N 48
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
"ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В САМАРСКУЮ
ОБЛАСТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ" НА 2014 -
2018 ГОДЫ
(В редакции Постановления Правительства Самарской области
от 26.05.2014 № 294);
(В редакции Постановления Правительства Самарской области
от 16.12.2014 № 782)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22.06.2006
N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и в соответствии со Сводным планом мероприятий Правительства Самарской области по реализации перечня поручений Президента Российской Федерации от 17.07.2012 N Пр-1798 Правительство Самарской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую государственную программу Самарской области "Оказание содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2014 - 2018 годы. 2. Установить, что расходные обязательства Самарской области, возникающие на основании настоящего Постановления, осуществляются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых в установленном порядке на соответствующий финансовый год главным распорядителям средств областного бюджета. 3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области (Фурсова). 4. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации. 5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Вице-губернатор -
председатель Правительства
Самарской области
А.П.НЕФЕДОВ
Утверждена постановлением Правительства
Самарской области
от 4 февраля 2014 г. N 48
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ
ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В САМАРСКУЮ ОБЛАСТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ,
ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ" НА 2014 - 2018 ГОДЫ
(далее - Государственная программа)
(В редакции Постановления Правительства Самарской области
от 26.05.2014 № 294)
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ НАИМЕНОВАНИЕ - государственная программа Самарской ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ области "Оказание содействия добровольному
переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом"
на 2014 - 2018 годы
ДАТА СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТА - распоряжение Правительства Российской ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Федерации от 05.04.2014 N 539-р
ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (В редакции Постановления Правительства Самарской области
от 26.05.2014 № 294)
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН - министерство труда, занятости и ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ миграционной политики Самарской области
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА РЕАЛИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОЙ РАЗРАБОТЧИК - министерство труда, занятости и ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ миграционной политики Самарской области
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК - министерство труда, занятости и ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ миграционной политики Самарской области
КООРДИНАТОР - Управление Федеральной миграционной службы
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ по Самарской области
ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ - стимулирование, создание условий и ПРОГРАММЫ содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом (далее - соотечественники), для социально-экономического и демографического развития Самарской области
ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ 1. Создание правовых, организационных, ПРОГРАММЫ социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Самарскую область для постоянного проживания, быстрому их включению в трудовые и социальные связи региона.
2. Создание условий для адаптации участников Государственной программы и членов их семей, в том числе оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг, содействие в жилищном обустройстве, в целях их закрепления на территории Самарской области.
3. Содействие обеспечению потребности экономики Самарской области в квалифицированных кадрах для реализации экономических и инвестиционных проектов, содействие дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства.
4. Привлечение молодежи для получения образования в образовательных учреждениях,
расположенных на территории Самарской области.
5. Содействие развитию агропромышленного комплекса Самарской области
ИСПОЛНИТЕЛИ ОСНОВНЫХ - министерство труда, занятости и МЕРОПРИЯТИЙ миграционной политики Самарской области;
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ министерство образования и науки Самарской
области;
министерство здравоохранения Самарской области;
министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области;
министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области;
министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области;
территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области
(по согласованию);
органы местного самоуправления в Самарской
области (по согласованию)
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ - 2014 - 2018 годы.
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Государственная программа реализуется в один этап
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ - общий объем финансирования мероприятий ФИНАНСИРОВАНИЯ Государственной программы за счет средств ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ областного бюджета составляет 70839,92 тыс.
рублей, в том числе:
в 2014 году - 12051,97 тыс. рублей;
в 2015 году - 13133,72 тыс. рублей;
в 2016 году - 14141,21 тыс. рублей;
в 2017 году - 15222,72 тыс. рублей;
в 2018 году - 16290,30 тыс. рублей.
На реализацию мероприятий Государственной программы предполагается привлечение средств федерального бюджета в виде субсидий бюджету Самарской области в целях
предоставления дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам в соответствии с соглашением, заключаемым в установленном порядке
(В редакции Постановления Правительства Самарской области
от 16.12.2014 № 782)
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ - количество участников Государственной РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ программы, прибывших и зарегистрированных ПРОГРАММЫ Управлением Федеральной миграционной службы по Самарской области на территории Самарской области;
доля разработанных и принятых нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию мероприятий Государственной программы, в запланированном количестве нормативных правовых актов;
количество изготовленных печатных информационных материалов для участников Государственной программы и членов их семей; доля расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Государственной
программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей, в том числе оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем объеме расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Государственной программой
мероприятий;
доля участников Государственной программы и членов их семей, прошедших медицинское освидетельствование для получения разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации, в общем количестве участников Государственной программы и членов их семей, обратившихся за медицинским освидетельствованием;
количество участников Государственной программы и членов их семей, прошедших медицинское освидетельствование для получения разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации;
доля участников Государственной программы и членов их семей, получивших единовременную финансовую помощь на обустройство, в общем количестве участников Государственной программы и членов их семей, обратившихся за финансовой помощью;
количество участников Государственной программы и членов их семей, получивших единовременную финансовую помощь на обустройство;
доля участников Государственной программы,
получивших финансовую помощь на компенсацию затрат на жилищное обустройство, в общем количестве участников Государственной программы, обратившихся за финансовой помощью;
количество участников Государственной программы, получивших финансовую помощь на
компенсацию затрат на жилищное обустройство;
количество участников Государственной программы и членов их семей трудоспособного возраста, не состоящих в трудовых отношениях с работодателем, приступивших к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, включая обучение в другой местности, по направлению органов службы занятости (В редакции Постановления Правительства Самарской области
от 16.12.2014 № 782)
доля участников Государственной программы и членов их семей, получивших финансовую помощь на открытие собственного дела, в общем количестве участников Государственной программы и членов их семей, обратившихся за финансовой помощью;
количество участников Государственной программы и членов их семей, получивших финансовую помощь на открытие собственного
дела;
доля участников Государственной программы и членов их семей, получивших материальную
поддержку в период профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, включая обучение в другой местности, по направлению органов службы занятости, в общем количестве участников Государственной программы и членов их семей, приступивших к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости;
доля участников Государственной программы и членов их семей, получающих профессиональное образование (среднее, высшее) в учреждениях профессионального образования Самарской области, в общем количестве участников Государственной программы и членов их семей в возрастной категории до 25 лет;
доля участников Государственной программы и членов их семей, получивших компенсацию затрат на развитие личного подсобного хозяйства, в общем количестве участников Государственной программы и членов их семей, изъявивших желание заняться ведением личного подсобного хозяйства;
количество участников Государственной программы и членов их семей, получивших компенсацию затрат на развитие личного подсобного хозяйства
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ - реализация Государственной программы РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ позволит обеспечить достижение следующих ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ результатов:
вселение на территорию Самарской области 2433 соотечественников (811 участников Государственной программы и 1622 членов их семей), в том числе по годам:
в 2014 году - 311 участников и 622 членов их семей;
в 2015 году - 110 участников и 220 членов их семей;
в 2016 году - 120 участников и 240 членов их семей;
в 2017 году - 130 участников и 260 членов их семей;
в 2018 году - 140 участников и 280 членов их семей;
доля разработанных и принятых нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию мероприятий Государственной программы, в запланированном количестве нормативных правовых актов - 100%;
количество изготовленных печатных информационных материалов для участников Государственной программы и членов их семей - 1200;
доля расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Государственной
программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей, в том числе оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем объеме расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Государственной программой
мероприятий - 94%;
доля участников Государственной программы и членов их семей, прошедших медицинское освидетельствование для получения разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации, в общем количестве участников Государственной программы и членов их семей, обратившихся за медицинским освидетельствованием - 100%;
количество участников Государственной программы и членов их семей, прошедших медицинское освидетельствование для получения разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации - 2433; доля участников Государственной программы и членов их семей, получивших единовременную финансовую помощь на обустройство, в общем количестве участников Государственной программы и членов их семей, обратившихся за финансовой помощью - 100%;
количество участников Государственной программы и членов их семей, получивших единовременную финансовую помощь на обустройство - 2433; доля участников Государственной программы,
получивших финансовую помощь на компенсацию затрат на жилищное обустройство, в общем количестве участников Государственной программы, обратившихся за финансовой помощью - 100%;
количество участников Государственной программы, получивших финансовую помощь на
компенсацию затрат на жилищное обустройство - 811; количество участников Государственной программы и членов их семей трудоспособного возраста, не состоящих в трудовых отношениях с работодателем, приступивших к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, включая обучение в другой местности, по направлению органов службы занятости - 271; (В редакции Постановления Правительства Самарской области
от 16.12.2014 № 782)
доля участников Государственной программы и членов их семей, получивших финансовую помощь на открытие собственного дела, в общем количестве участников Государственной программы и членов их семей, обратившихся за финансовой помощью - 100%;
количество участников Государственной программы и членов их семей, получивших финансовую помощь на открытие собственного
дела - 43; (В редакции Постановления Правительства Самарской области
от 16.12.2014 № 782)
доля участников Государственной программы и членов их семей, получивших материальную
поддержку в период профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, включая обучение в другой местности, по направлению органов службы занятости, в общем количестве участников Государственной программы и членов их семей, приступивших к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости - 100%;
доля участников Государственной программы и членов их семей, получающих профессиональное образование (среднее, высшее) в учреждениях профессионального образования Самарской области, в общем количестве участников Государственной программы и членов их семей в возрастной категории до 25 лет - 7%; (В редакции Постановления Правительства Самарской области
от 16.12.2014 № 782)
доля участников Государственной программы и членов их семей, получивших компенсацию затрат на развитие личного подсобного хозяйства, в общем количестве участников Государственной программы и членов их семей, изъявивших желание заняться ведением личного подсобного хозяйства - 100%;
количество участников Государственной программы и членов их семей, получивших компенсацию затрат на развитие личного подсобного хозяйства - 20. (В редакции Постановления Правительства Самарской области
от 16.12.2014 № 782)
1. Общая характеристика сферы реализации
Государственной программы
1.1. Общая характеристика социально-экономического развития
Самарской области, проблемы, перспективы и прогноз развития
на период до 2018 года
Самарская область входит в состав Приволжского федерального округа и занимает площадь 53,6 тыс. кв. км, что составляет 0,31% территории России. Протяженность территории с севера на юг - 335 км, с запада на восток - 315 км. Граничит на западе с Ульяновской областью,
на севере - с Республикой Татарстан, на востоке - с Оренбургской областью, на юго-западе - с Саратовской областью, в самой южной точке
- с Республикой Казахстан. Административно Самарская область делится на 10 городских округов и 27 муниципальных районов. Самарская область находится в юго-восточной части европейской территории России в среднем течении реки Волги (район Самарской Луки), которая в пределах региона представлена акваториями Куйбышевского и Саратовского водохранилищ. Область расположена на границе лесостепной
и степной природно-климатических зон - в северной ее части произрастают хвойные и широколиственные леса, а юг и восток занимают преимущественно степные территории. Крупнейшим горным массивом области и одновременно одним из красивейших мест России являются заповедные Жигулевские горы (высотой 381 м над уровнем моря - высшая точка области), расположенные непосредственно в излучине Самарской Луки. Помимо главной водной артерии региона - реки Волги, наиболее значительными реками являются Самара, Сок, Кинель, Большой Иргиз, Кондурча. Река Волга и ее приток Самара делят область на части: Правобережье, Северное и Южное левобережья. Характерными особенностями климата являются: континентальность; преобладание в холодное время года пасмурных, а летом - малооблачных и ясных дней; теплая и малоснежная зима с отдельными холодными периодами, короткая весна, жаркое сухое лето, непродолжительная осень. Средняя температура января минус 13,9 градуса, средняя температура июля плюс 20,1 градуса. Среднегодовое количество осадков (1971 - 2000
годы) по территории области составляет примерно 494 мм при снижении количества осадков в направлении с севера на юг области. Близость безводных азиатских полупустынь в большей степени сказывается на климате южных районов области, где наблюдаются периодические засухи. Это же обстоятельство делает значительную часть территории региона зоной рискованного земледелия. Область располагает значительными запасами полезных ископаемых и входит в число основных нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих регионов страны. Удельный вес Самарской области в запасах и добыче нефти на суше России составляет около 1,5% и 3,0% соответственно. К иным, имеющим большую экономическую ценность, видам основных полезных
ископаемых Самарской области относятся подземные воды питьевого качества и минеральные воды, пески (строительные и силикатные), глины
(аглопоритовые, тугоплавкие, кирпично-черепичные, керамзитовые), гипс строительный, карбонатные породы (строительный камень, стекольное сырье), самородная сера, каменная соль, битумы и битумсодержащие породы, горючий сланец. С вводом в эксплуатацию в 1957 году Волжской ГЭС важнейшим гидроэнергетическим ресурсом стали водные ресурсы крупнейшего в Европе Куйбышевского водохранилища. Несмотря на выраженный индустриальный характер области и высокую степень хозяйственной освоенности ее территории, здесь сохранились непосредственно не затронутые антропогенной деятельностью уголки природной среды, образцы первозданной флоры и фауны. Ключевая роль в этом принадлежит особо охраняемым природным территориям, в первую очередь Жигулевскому государственному природному биосферному заповеднику им. И.И. Спрыгина, национальным паркам "Самарская Лука" и "Бузулукский бор", особо ценным лесным массивам - Муранскому, Красносамарскому, Рачейскому борам и др. В области водятся лоси, олени, кабаны, косули, волки, зайцы, лисы, барсуки и другие животные,
сотни видов птиц и рыб, тысячи видов насекомых, произрастают уникальные растения. Регион обладает развитым сельским хозяйством, основу которого составляет растениеводство с преобладающим производством пшеницы, ржи, подсолнечника, ячменя, проса, гречихи и других культур <1>. Самарская область с 2010 года демонстрирует положительную динамику экономического развития. Объем валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2012 году по оценке составил 950 млрд. рублей, что на 5,5% выше уровня 2011 года. За 2011-2012 годы экономический рост составил 111,7%, что выше, чем в среднем по России. Однако, несмотря на относительно высокую динамику развития, область еще только приближается к докризисному уровню. По показателю объема ВРП на душу населения регион занимает 26 место в России. Структура экономики региона достаточно диверсифицирована. В области представлены практически все виды экономической деятельности.
Наибольший удельный вес в ВРП области занимают промышленность (43,3%), транспорт и связь (11,4%), торговля (11,4%), строительство (7,4%). Отраслями специализации являются автомобилестроение, авиационно-космическая промышленность, нефтедобыча, химия и нефтехимия. За 2012 год объем промышленного производства составил 1027,4 млрд. рублей. По этому показателю на душу населения Самарская область
заняла 3 место в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО). За два
года промышленное производство увеличилось на 9,8%. Объем валовой продукции сельского хозяйства за два года увеличился в 1,6 раза и в 2012 году составил 58,2 млрд. рублей. Развиваются инфраструктурные отрасли: объем услуг предприятий транспорта увеличился почти на 4%, объем услуг предприятий связи - на
6,5%. В 2011 году инвестиции в основной капитал возросли на 11,5%, в 2012 году - на 5,2%. Всего на развитие экономики и социальной сферы региона за два года поступило почти 387 млрд. рублей инвестиций. Однако по объему инвестиций в основной капитал на душу населения область входит в группу регионов с показателями ниже среднероссийского
уровня. Повышению инвестиционной привлекательности региона способствует реализация важнейших стратегических региональных проектов: создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский (далее - ОЭЗ) и технопарка в сфере высоких технологий "Жигулевская долина" в городском округе Тольятти (далее - технопарк). Территория ОЭЗ находится вблизи производственной площадки ОАО "АВТОВАЗ" и занимает площадь 660 га, из которых 436 га предназначены для размещения производств компаний - резидентов ОЭЗ. К 2016 году будет создана вся необходимая инженерная, транспортная и иная инфраструктура ОЭЗ. Первые резиденты ОЭЗ - это в основном компании мирового уровня по
производству автокомпонентов.
В свою очередь, технопарк будет являться предпринимательским инновационным центром со всей необходимой инфраструктурой: инновационно-технологическими центрами, инновационными бизнес-инкубаторами, лабораторно-производственными корпусами, центрами
трансфера технологий.
Первые резиденты технопарка - высокотехнологичные компании, малые
инновационные предприятия, муниципальные предприятия, работающие в сфере предоставления государственных услуг. Реализация капиталоемких инвестиционных проектов и строительство крупных объектов отразились на росте объемов строительных работ. За два года они увеличились на 39%, в том числе в 2012 году - на 34,2%. По объему строительных работ регион в 2012 году занял 4 место в ПФО. На территории региона расположена Самарско-Тольяттинская агломерация (далее - СТА), которая является одной из крупнейших в России и по численности населения уступает только Московской и Санкт-Петербургской. Оба ядра СТА - Самара и Тольятти - относятся к категории крупнейших городов и имеют связи практически со всеми муниципальными образованиями области. СТА центрирует на себя все внутриобластное пространство, и межмуниципальные связи в регионе носят выраженный агломерационный характер. В границах СТА расположены 8 из 10 городских округов (в том числе
3 моногорода) и 9 из 27 муниципальных районов области. На площади 21,7 тыс. кв. км проживает 2,7 млн. человек - это 83,8% населения области. На территории СТА активно развиваются 3 инновационных кластера, которые дают 70% всего промышленного производства Самарской области: автомобильный, аэрокосмический и нефтехимический. Кластеры находятся на разной стадии формирования и развития. Усиливается внутриотраслевая и межотраслевая интеграция, международное сотрудничество организаций, число и стоимость инвестиционных проектов. Отличительной особенностью кластеров СТА является их инновационная направленность. Проект по созданию ОЭЗ реализуется на территории СТА. Это позволит привлечь в регион ведущие мировые компании и организовать современные высокотехнологичные производства, в том числе по изготовлению автокомпонентов.
Близость ОЭЗ к одному из центров СТА - Тольятти даст возможность обеспечения будущих производств высококвалифицированными кадрами из Тольятти, Самары, а также районов, расположенных между ними. В то же время рост потребности работодателей в рабочей силе позволит обеспечить работой и трудовые ресурсы извне. Миграционным резервом СТА является активизация привлечения трудовых мигрантов, в том числе за счет соотечественников, проживающих за рубежом. Самарская область характеризуется достаточно высоким уровнем жизни населения. За 2012 год среднедушевые денежные доходы населения составили 24,7 тыс. рублей. По этому показателю регион сохраняет лидирующие позиции в ПФО. В 2012 году возобновилась тенденция роста реальных располагаемых доходов населения - за год они увеличились на 8,5%. Рост доходов сопровождался увеличением заработной платы работников. В реальном выражении за два года она увеличилась на 9,8% и достигла почти 21 тыс. рублей. Оборот розничной торговли за 2011 - 2012 годы увеличился на 5,8% и составил в 2012 году 502 млрд. рублей. Таким образом, социально-экономическая ситуация в области достаточно стабильная. В то же время существуют проблемы и ограничения, сдерживающие устойчивое развитие региона: достаточно высокий износ основных фондов в регионе - на конец 2012 года он составил 52%, что выше, чем в России (48,1%), в обрабатывающих производствах - 61,3% и 48%, строительстве - 55,9% и 50,6% соответственно; недостаточные темпы роста производительности труда;
зависимость региона от крупных компаний, в частности, от ОАО "АВТОВАЗ"; недостаточно развитая автодорожная сеть (автодорожная сеть не соответствует как нормативным требованиям по нагрузке и пропускной способности, так и потребностям экономического роста территории) и незначительное количество современных объектов транспортно-логистической инфраструктуры;
долговременная тенденция сокращения количества населения трудоспособного возраста, которая может привести к уменьшению объемов
естественного восполнения трудового потенциала и, как следствие, к дефициту трудовых ресурсов. Это скажется на масштабе предложения рабочей силы, которое при планируемых темпах экономического роста не в полной мере будет удовлетворять увеличивающийся спрос работодателей. Проблема дефицита рабочей силы уже приобретает актуальность: уровень потребности работодателей в работниках, заявляемой в службу занятости
(число открытых вакансий), почти в 2 раза превышает численность зарегистрированных безработных; сравнительно высокий уровень бедности при самой высокой в ПФО дифференциации доходов населения; низкий уровень благоустройства жилищного фонда;
экологические ограничения (высокая степень загрязнения атмосферы;
недостаточная регенеративная функция лесных насаждений и др.). Основные направления социально-экономического развития Самарской области на среднесрочную и долгосрочную перспективы определены в документах стратегического характера, государственных и ведомственных
программах, направленных на комплексное решение наиболее значимых проблем. Приоритетными направлениями развития экономики Самарской области являются: развитие ключевых компетенций Самарской области, создание новых конкурентоспособных бизнесов как в традиционных, так и во вновь формирующихся секторах специализации области с использованием кластерной организации экономики региона; стимулирование инновационной деятельности, реализация инновационных проектов, развитие рынка инновационной продукции; обеспечение режима максимального благоприятствования развитию малого и среднего предпринимательства; активизация инвестиционного процесса (повышение инвестиционной привлекательности за счет совершенствования инвестиционного законодательства, расширения привлечения крупных инвесторов, реализации масштабных инвестиционных проектов, создания индустриального и агропромышленного парков и т.д.); создание современной инфраструктуры в рамках транспортной, информационно-коммуникационной подсистем и др.; реализация проектов в рамках подготовки проведения матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году; формирование условий для обеспечения комплексного социально-экономического развития территорий, оптимизации территориально-пространственного развития Самарской области; повышение эффективности человеческого капитала и достижение достойных стандартов жизни населения. Прогнозируется, что объем ВРП в 2013 - 2016 годах увеличится в сопоставимых ценах на 21,3% по умеренно-оптимистичному варианту развития. При этом среднегодовой рост экономики составит 104,9%. Опережающими темпами будут расти инвестиции в основной капитал: за 2013 - 2016 годы они увеличатся на 44,9% при среднегодовом росте около 109,7%. Объемы строительства в Самарской области увеличатся на 62,2%. Рост промышленного производства области за четыре года может составить 120,5%. В 2013 - 2016 годах предполагается повышение как номинальных, так
и реальных денежных доходов населения. Реальные располагаемые доходы населения увеличатся на 16,7%. В 2016 году по сравнению с 2012 годом среднемесячная номинальная начисленная заработная плата может увеличиться в реальном выражении на 25,8% и составить 32,2 тыс. рублей. Прогнозный период 2014 - 2016 годов будет ключевым этапом для достижения целей, обозначенных Президентом Российской Федерации в указах от 07.05.2012 N 596 - 606. Прогнозируемые темпы развития области позволят выйти на целевые значения, установленные в указах. В 2017 - 2018 годах продолжится положительная динамика практически во всех секторах и сферах экономики Самарской области. --------------------------------
<1> Государственный доклад о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Самарской области за 2012 год. Выпуск 23. - Самара, 2013. 397 с. 1.2. Демографическая ситуация в Самарской области
в 2010 - 2012 годах и перспективы ее развития до 2018 года
В Самарской области по состоянию на начало 2013 года проживало 3213,3 тыс. человек, что составляет 2,2% населения России и 10,8% населения ПФО. По численности населения Самарская область занимает 12
место среди регионов России и 4 место среди регионов ПФО. Областной центр - городской округ Самара с численностью населения 1171,7 тыс. человек. Самарская область является высокоурбанизированным регионом, большинство граждан в Самарской области проживают в городской местности (80,3% от численности населения области). Площадь Самарской области - 53,6 тыс. кв. км, что составляет 0,31% территории России. Плотность населения - 60 человек на 1 кв. км. Самарская область - многонациональный регион с преобладанием русского населения - 85,6% от общей численности населения, татары - 4,1%, чуваши - 2,7%, мордва - 2,1% и др. Всего на территории области проживают представители 157 национальностей и 14 входящих в них этнических групп. На протяжении последних лет в Самарской области наблюдаются положительные тенденции в естественном воспроизводстве населения, сохраняется миграционный приток граждан. За 2010 - 2012 годы в области родилось рекордно высокое количество детей, в том числе в 2012 году - 39 тыс. детей, что на 2,2
тыс. человек, или на 6%, больше, чем в предшествующем году (в среднем
по Российской Федерации - на 5,7%). Растет количество семей с двумя и
более детьми, доля вторых и третьих рождений в семьях составляет 46% от общего количества рожденных детей (в 2010 году - 43,2%). Количество умерших в 2012 году снизилось до 44,6 тыс. человек - на 1,7 тыс. человек меньше, чем в 2011 году, и на 4,1 тыс. человек меньше, чем в 2010 году. В результате естественная убыль с 11,7 тыс. человек в 2010 году уменьшилась до 5,6 тыс. человек в 2012 году, или на 52%. При этом в пяти муниципальных образованиях области (городском округе Тольятти, муниципальных районах Большечерниговский, Волжский, Приволжский и Ставропольский) отмечался естественный прирост населения. Ожидаемая продолжительность жизни граждан области с 68,1 года в 2010 году выросла до 69,7 года в 2012 году, превысив этот показатель в среднем по ПФО (69,4 года) и достигнув среднероссийского уровня.
Область является привлекательной для притока мигрантов, тогда как
в целом по ПФО в последние три года отмечена миграционная убыль. Всего за 2010 - 2012 годы сальдо миграции в области составило 19,1 тыс. человек, компенсировав более 70% естественных потерь населения. Однако в 2012 году сальдо миграции в области снизилось на 39% по сравнению с 2011 годом - до 5 тыс. человек. При этом, если в 2011 году коэффициент миграционного прироста в расчете на 10 тыс. человек населения в области превышал среднероссийское значение (25,6 человека против 22,4 человека соответственно), то в 2012 году ситуация сменилась на противоположную - показатель миграции в области снизился
до 14,8 человека, тогда как в Российской Федерации составил 22,4 человека. Наибольшее сальдо миграции в Самарской области складывается в результате положительного обмена населением со странами СНГ. Приезжают преимущественно из таких стран, как Узбекистан (36% от количества прибывших из ближнего зарубежья), Таджикистан (18%), Армения (11%), Казахстан (10,8%). Увеличивается миграционный прирост за счет обмена населением с дальними зарубежными странами до 382 человек в 2012 году
(в 2010 году - 48 человек). Среди прибывших из зарубежных стран подавляющее большинство являются иностранными гражданами, 64% имеют гражданство стран СНГ, 3,5% - граждане дальних зарубежных стран, российское гражданство имеют порядка 29% от количества прибывших, 3,5% - лица без гражданства и не
указавшие гражданство. Подавляющая часть мигрантов расселяется в городской местности (82% от миграционного прироста области), что соответствует сложившемуся уровню урбанизации региона. Наибольший миграционный прирост населения отмечен в 2012 году в городских округах: Самара - 5,2 тыс. человек, Кинель - 0,4 тыс. человек, Чапаевск - 0,3 тыс. человек и Похвистнево - 0,2 тыс. человек. Миграционный фактор имеет большое значение для пополнения численности населения региона, поскольку подавляющее большинство мигрантов (74% от числа прибывших) находится в трудоспособном возрасте. Это способствует восполнению трудовых ресурсов в условиях продолжающегося сокращения численности граждан рабочих возрастов, доля которых в области составила в 2012 году 60,8% в общей численности населения (в 2010 году - 61,6%). Несмотря на положительную динамику процессов воспроизводства населения, количество жителей области сокращается, хотя темпы депопуляции замедляются. За последние три года число жителей уменьшилось на 0,2%, или на 7,6 тыс. человек, в том числе в 2012 году
- на 0,02%, или на 0,8 тыс. человек. Прогноз демографических показателей на долгосрочную перспективу учитывает действие мер по стимулированию рождаемости, поддержке многодетных семей, по охране здоровья населения и увеличению продолжительности жизни, в том числе выполнение указов Президента Российской Федерации, направленных на реализацию демографической политики Российской Федерации, совершенствование политики в сфере здравоохранения, а также Плана мероприятий по реализации в Самарской области в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 08.09.2010 N 396. Кроме того, основными факторами, определяющими развитие ситуации в сфере народонаселения, являются: возрастная структура женщин: численность женщин в наиболее активных репродуктивных возрастах 20-29 лет будет ежегодно снижаться,
что не позволит ожидать высоких темпов роста рождаемости. При этом будет увеличиваться численность женщин в возрасте 30-39 лет, что дает
возможность рассчитывать на сохранение позитивной динамики рождаемости, преимущественно за счет рождения вторых и более детей; увеличение потребности в детях, рост количества семей с двумя и более детьми; старение населения и увеличение численности граждан пожилых возрастов, что будет сдерживать снижение общей смертности населения. При этом продолжится тенденция к сокращению смертности граждан трудоспособного возраста. Сальдо миграции сохранится относительно высоким - порядка 5 тыс. человек в год, коэффициент миграционной нагрузки оценивается на уровне 14-17 человек на 10 тыс. человек населения. В результате действия этих факторов в 2014 году численность населения области стабилизируется на уровне 3212,7 тыс. человек, затем будет ежегодно увеличиваться (с темпом порядка 0,1% в год) и в 2018 году может составить 3226,5 тыс. человек - на 0,4% больше, чем в 2012
году. 1.3 Реализация политики по привлечению инвестиций,
развитию инновационной деятельности
Самарская область является регионом, обладающим достаточно высокой инвестиционной конкурентоспособностью. По оценке российского рейтингового агентства "Эксперт РА", Самарская область обладает одновременно стабильным и качественным инвестиционным климатом и занимает среди 83 субъектов Российской Федерации 9 место по инвестиционному потенциалу и 16 место по уровню инвестиционного риска. В соответствии с докладом о конкурентоспособности России - 2012, подготовленным Евразийским институтом конкурентоспособности в сотрудничестве с компанией Strategy Partners Group и Сбербанком России, Самарский регион поделил с Челябинской областью 5 и 6 места в
рейтинге тридцати российских регионов по уровню конкурентоспособности. Самарской области присвоены международные кредитные рейтинги прединвестиционного уровня: агентством Standard & Poor's - BB+ (прогноз "Позитивный"), агентством Moody's - "Bа1" (прогноз "Стабильный"), а также национальные кредитные рейтинги - "ruAA" по шкале Standard & Poor's и Аа1.ru по шкале Moody's. В настоящее время на региональном уровне действует инвестиционное
и налоговое законодательство, в соответствии с которым инвесторы получают системную поддержку со стороны областных властей на всех этапах реализации проектов (налоговые льготы, субсидии и областные государственные гарантии, организационная поддержка, в том числе кураторство). Правительством Самарской области в последнее время значительно активизирована работа по улучшению бизнес-климата в регионе.
Принят первый в России региональный закон, предусматривающий поддержку монопрофильных городских округов, - Закон Самарской области "О государственной поддержке монопрофильных городских округов Самарской области". Важная дополнительная мера поддержки инвесторов, реализующих проекты в Чапаевске, Октябрьске и Похвистнево, - предоставление субсидий за счет средств областного бюджета в размере 2 тыс. евро (в рублях по курсу Центрального банка России) за каждое фактически созданное рабочее место в обрабатывающих производствах. Также для инвесторов, которые захотят организовать новые производства в малых и средних моногородах, на 2 года продлен период освобождения от уплаты налога на имущество организаций и на 2 налоговых периода - период применения пониженной ставки налога на прибыль организаций, поступающего в областной бюджет. На региональном уровне принята дополнительная мера поддержки резидентов ОЭЗ. Законом Самарской области "О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет" для них установлена пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в областной бюджет, в размере 0% на период до конца 2018 года, а затем постепенное ее повышение до 13,5% к 2025 году. Самарский регион стал первым из субъектов Российской Федерации с подобной законодательной инициативой. Указанные налоговые льготы установлены Законом Самарской области от 11.04.2012 N 31-ГД "О внесении изменений в статью 2 Закона Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|