Расширенный поиск
Постановление Правительства Самарской области от 04.06.2014 № 321 ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
"ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА"
(В редакции Постановления Правительства Самарской области
от 19.10.2015 № 656)
В целях реализации мероприятий по созданию экономических, организационных и правовых условий, обеспечивающих инновационное развитие машиностроительного комплекса Самарской области, Правительство Самарской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую государственную программу Самарской области "Инновационное развитие машиностроительного комплекса Самарской области до 2020 года" (далее - Государственная программа). 2. Установить, что возникающие на основании настоящего Постановления расходные обязательства Самарской области исполняются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого на соответствующий финансовый год в установленном порядке министерству промышленности и технологий Самарской области на реализацию мероприятий Государственной программы. 3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство промышленности и технологий Самарской области (Безрукова). 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части, регулирующей
предоставление с 2015 года субсидий юридическим лицам - производителям
товаров, работ, услуг, вступающей в силу со дня официального
опубликования настоящего Постановления, но не ранее дня вступления в
силу изменений в Закон Самарской области "Об областном бюджете на 2015
год и на плановый период 2016 и 2017 годов", предусматривающих
соответствующие случаи предоставления субсидий. (В редакции
Постановления Правительства Самарской области от 19.10.2015 № 656)
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Вице-губернатор -
председатель Правительства
Самарской области А.П.НЕФЕДОВ Утверждена
постановлением Правительства
Самарской области от 4 июня ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
"ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА"
(далее - Государственная программа)
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
НАИМЕНОВАНИЕ - государственная программа Самарской области ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "Инновационное развитие машиностроительного комплекса Самарской области до 2020 года"
ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О - поручение вице-губернатора - председателя РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ Правительства Самарской области Нефедова А.П. ПРОГРАММЫ от 01.10.2012 N 1-20/212
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ - министерство промышленности и технологий ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Самарской области (далее - Министерство)
СОИСПОЛНИТЕЛИ - отсутствуют
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ УЧАСТНИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ - отсутствуют
ПРОГРАММЫ ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ - создание экономических, организационных и ПРОГРАММЫ правовых условий для обеспечения инновационного развития машиностроительного комплекса Самарской области
ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ - техническое и технологическое перевооружение ПРОГРАММЫ организаций машиностроительного комплекса Самарской области; стимулирование создания инновационных продуктов;
внедрение в организациях машиностроительного комплекса Самарской области современных программно-аппаратных средств подготовки, управления и диспетчеризации производства;
развитие кадрового потенциала организаций машиностроительного комплекса Самарской области;
создание условий для кооперационного взаимодействия организаций;
внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий в организациях машиностроительного комплекса Самарской области;
адаптация организаций к работе в условиях членства России во Всемирной торговой организации (далее - ВТО)
ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) - удельный вес инвестиций в основной капитал ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ организаций машиностроительного комплекса в общем объеме инвестиций в основной капитал по всем видам экономической деятельности Самарской области;
удельный вес объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и
услуг собственными силами организаций машиностроительного комплекса в общем объеме отгруженных товаров собственного производства,
выполненных работ и услуг собственными силами всеми промышленными организациями Самарской области; удельный вес объема отгруженных товаров, работ, услуг инновационного характера
обрабатывающих производств в общем объеме отгруженных товаров обрабатывающих производств собственного производства, выполненных работ и
услуг собственными силами всех организаций Самарской области;
удельный вес организаций машиностроительного комплекса Самарской области, осуществивших модернизацию и техническое перевооружение в рамках Государственной программы, в общем количестве организаций машиностроительного комплекса Самарской области;
количество созданных инновационных разработок в расчете на количество организаций машиностроительного комплекса Самарской области, получивших государственную поддержку;
количество разработанных опытных образцов для организации серийного производства инновационных продуктов в расчете на количество организаций машиностроительного комплекса Самарской области, получивших государственную поддержку;
количество приобретенного и введенного в эксплуатацию программного обеспечения для подготовки, управления и диспетчеризации производства, управления проектами и качеством
в расчете на количество организаций машиностроительного комплекса Самарской области, получивших государственную поддержку;
количество разработанных и внедренных информационных систем управления проектами, качеством, подготовкой и диспетчеризацией производства в расчете на количество организаций машиностроительного комплекса Самарской области, получивших государственную поддержку;
количество сотрудников организаций машиностроительного комплекса Самарской области, прошедших переподготовку и повышение квалификации, в том числе по дисциплинам в области торговой политики и правил ВТО;
количество проведенных профессиональных праздников;
наличие портала технологических возможностей организаций машиностроительного комплекса Самарской области;
количество внедренных энерго- и ресурсосберегающих технологий в расчете на количество организаций машиностроительного комплекса Самарской области, получивших государственную поддержку;
удельный вес организаций машиностроительного комплекса Самарской области, обследованных на степень адаптированности к работе в условиях ВТО, в общем количестве организаций машиностроительного комплекса Самарской области;
удельный вес организаций машиностроительного комплекса Самарской области, проводивших мероприятия по адаптации к работе в условиях ВТО, в количестве организаций машиностроительного комплекса Самарской области, обследованных на степень адаптированности к работе в условиях ВТО
ПОДПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ - отсутствуют
ЦЕЛЕЙ И СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ИНЫЕ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ - отсутствуют ЦЕЛЕЙ И СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНЫ МЕРОПРИЯТИЙ С - отсутствуют
УКАЗАНИЕМ ЦЕЛЕЙ И СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ - Государственная программа реализуется в один ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ этап:
2014 - 2020 гг.
ОБЪЕМЫ БЮДЖЕТНЫХ - реализация Государственной программы АССИГНОВАНИЙ осуществляется за счет средств областного ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого Министерству на соответствующий финансовый год в установленном порядке.
Общий объем финансирования программных мероприятий в 2014 - 2020 годах за счет средств областного бюджета составляет 2 694 355,88 тыс. рублей, из них:
в 2014 году - 600 000 тыс. рублей;
в 2015 году - 543 400,55 тыс. рублей <*>; в 2016 году - 455 786,74 тыс. рублей <*>;
в 2017 году - 298 714,90 тыс. рублей <*>;
в 2018 году - 266 715,87 тыс. рублей <*>;
в 2019 году - 269 322,62 тыс. рублей <*>;
в 2020 году - 260 415,22 тыс. рублей <*>.
Государственная программа устанавливает исключительно расходные обязательства Самарской области.
Для реализации мероприятий, направленных на комплексное решение задач, поставленных в Государственной программе, предполагается осуществить финансирование мероприятий за счет
внебюджетных средств в объеме 78 496 397,20 тыс. рублей. Указанные положения не являются основанием возникновения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет внебюджетных источников. Обязательства юридических лиц по участию в решении определенных Государственной
программой задач возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - основными ожидаемыми результатами реализации РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ Государственной программы должны стать:
ПРОГРАММЫ в количественном выражении:
увеличение удельного веса инвестиций в основной капитал организаций машиностроительного комплекса в общем объеме инвестиций в основной капитал по всем видам экономической деятельности Самарской области с
14,6% в 2014 году до 15,5% в 2020 году;
увеличение удельного веса объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организациями машиностроительного комплекса в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами всеми промышленными организациями Самарской области с 39,5% в 2014
году до 41,5% в 2020 году;
увеличение удельного веса объема отгруженных товаров, работ, услуг инновационного характера
обрабатывающих производств в общем объеме отгруженных товаров обрабатывающих производств
собственного производства, выполненных работ и
услуг собственными силами всех организаций Самарской области с 33,2% в 2014 году до 33,5%
в 2020 году;
увеличение удельного веса организаций машиностроительного комплекса Самарской области, осуществивших модернизацию и техническое перевооружение в рамках Государственной программы, в общем количестве организаций машиностроительного комплекса Самарской области до 35% в 2020 году;
в качественном выражении:
наличие созданных инновационных разработок и опытных образцов и организация их серийного производства в организациях машиностроительного комплекса Самарской области; увеличение количества приобретенных, разработанных и внедренных информационных систем управления проектами, качеством, подготовкой и диспетчеризацией производства в организациях машиностроительного комплекса Самарской области;
повышение квалификации сотрудников организаций
машиностроительного комплекса Самарской области, в том числе по дисциплинам в области торговой политики и правил ВТО;
чествование человека труда, позитивное отношение к ветеранам и повышение имиджа рабочих профессий;
развитие производственной и технологической кооперации, в том числе международного кооперирования машиностроительных организаций;
увеличение количества внедренных энерго- и ресурсосберегающих технологий в организациях машиностроительного комплекса Самарской области;
увеличение удельного веса организаций машиностроительного комплекса Самарской области, адаптированных к работе в условиях ВТО.
--------------------------------
<*> Планируемый объем финансирования предусматривается отдельным постановлением Правительства Самарской области. 1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы
машиностроительного комплекса Самарской области,
анализ рисков реализации Государственной программы
Машиностроительный комплекс на протяжении многих лет сохраняет свою значимость для социально-экономического развития Самарской области в силу заключенного в нем интеллектуального, инновационного и
мультипликативного потенциала. Необходимость усиления координации дальнейшего развития основных тенденций, связанных с модернизацией производства, выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью, востребованной во многих секторах экономики Самарской области и России, а также энерго- и ресурсосбережением, повышением производительности труда и поддержанием на этой основе развития социальной сферы региона, обусловливает актуальность разработки Государственной программы. Основой машиностроительного комплекса традиционно являются организации, выпускающие сложную наукоемкую высокотехнологичную продукцию. В производстве используются разработки научных и проектных
организаций, кадровый потенциал формируется из выпускников профессиональных образовательных организаций. Для обеспечения экономического роста, в том числе развития машиностроения с учетом новых экономических реалий, необходим системный подход, включающий определение направлений, темпов, структуры и механизмов развития машиностроительного комплекса и среды его функционирования, а также форм адресной поддержки приоритетных направлений его развития. В рамках Государственной программы определены и выработаны:
основные приоритеты развития машиностроительного комплекса Самарской области; стратегия достижения поставленной цели, реализации приоритетов;
формы и механизмы реализации задач развития комплекса, включая развитие стратегического партнерства государства и бизнеса, а также основные меры, обеспечивающие комплексную модернизацию, адаптацию к требованиям новых рынков, необходимый уровень конкурентоспособности в
рамках глобальной экономической кооперации, инвестиционную привлекательность отрасли, в том числе: новые поколения продуктов и их модернизация с использованием отечественных инновационных решений и оптимизация на базе широкого внедрения методов цифрового проектирования, расчетов и испытаний; ускорение темпов внедрения инноваций и ввода в действие новых мощностей с целью развития бизнеса на основе коммерциализации прикладных научных исследований и организации на их базе производств конкурентоспособной продукции; содействие привлечению долгосрочных инвестиций с использованием системы государственных гарантий; стимулирование привлечения частных инвестиций в отрасль, совершенствование вертикальных и горизонтальных интеграционных связей; развитие различных форм партнерства между организациями (специализированные научно-технические центры, аутсорсинг, субконтрактинг и др.); обеспечение оптимизации производственных мощностей и инфраструктуры; создание условий для формирования экономических и финансовых механизмов, способствующих ускорению развития науки и высоких технологий при участии высших учебных заведений, отраслевых и академических институтов; проведение сравнительного анализа тенденций и направлений развития мирового машиностроения с учетом имеющегося международного опыта и особенностей развития зарубежных стран; создание эффективной комплексной системы целевой подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров отрасли; условия для стабильного развития кадрового потенциала на организациях машиностроения. Исходными данными для разработки Государственной программы явились: статистическая и официальная аналитическая информация о деятельности организаций машиностроительного комплекса и функционирования промышленности Самарской области в целом; информация специализированных российских и зарубежных публичных и
коммерческих (электронных и документированных) изданий; отчет о научно-исследовательской работе в целях разработки программы "Инновационное развитие машиностроительного комплекса Самарской области на 2013 - 2020 годы", подготовленный федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова". При формировании Государственной программы реализован комплексный
подход с учетом факторов, сдерживающих развитие машиностроительного комплекса, возможных рисков предстоящего периода, а также возможностей и перспектив инновационного развития машиностроения в увязке с общегосударственными сценариями долгосрочных государственных и федеральных целевых программ, прогнозами и стратегическими задачами развития Самарской области. 1.1. Сравнительный анализ тенденций мирового
развития машиностроения
Стратегическое развитие машиностроительного комплекса важно для развития мировой экономики. Данный производственный сегмент является одним из значимых элементов мировых товарно-финансовых связей. В государственных программах развития он занимает одно из важнейших мест, так как многие организации, входящие в его состав, являлись градообразующими и сохранили этот статус в настоящее время. Таким образом, машиностроительный комплекс, безусловно, является локомотивом роста и развития экономики, так как способствует развитию новых технологий и созданию дополнительных рабочих мест. Однако в период кризиса он одним из первых теряет экономическую стабильность, что является источником колоссальных социальных и финансовых рисков. Процесс восстановления промышленности ведущих стран мира, в том числе
отраслей машиностроения, после рецессии, вызванной глобальным финансово-экономическим кризисом 2008 - 2009 гг., происходит неоднозначно по отраслевым сегментам и регионам. Между тем, рост спроса в китайской экономике на высококачественные потребительские товары, с одной стороны, и развитие производственной структуры, с другой, предопределяют интенсивный процесс приращения результатов производств в машиностроении, преимущественно за счет расширения производства товаров среднего ценового сегмента и качества. Это открывает новые возможности экспорта для китайского машиностроения с фокусировкой на новые рынки высокой емкости (Юго-Восточной Азии, Среднего Востока, Африки). Ключевым вопросом китайского машиностроения является обеспечение процесса постоянного технологического обновления его продуктов на базе генерации инноваций и соответствующего финансового обеспечения. Машиностроение западноевропейских стран в период до 2020 года по-прежнему будет доминировать на "домашних", т.е. внутренних рынках этих стран, но нарастающее значение получает задача обеспечения ценовой конкуренции товаров машиностроительного производства для участия на растущих рынках развивающихся стран. Ценовое давление и конкуренция низких затрат - наиболее значимые риски деятельности машиностроительных компаний стран, входящих в зону
организаций экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), определяемые наблюдателями на период до 2020 года. Однако снижение затрат не может являться главным ресурсом значительных конкурентных преимуществ машиностроения стран ОЭСР на растущих рынках. Основные факторы - персонализация продуктов и качество сервиса для потребителей. Степень экономического развития государства или его отдельно взятого региона определяется уровнем развития технологической базы обрабатывающих отраслей промышленности и в первую очередь машиностроения. Результаты работы отрасли оказывают непосредственное влияние на техническую оснащенность, своевременное обновление производственных мощностей во всех сферах экономики, а в конечном итоге - технико-технологическую безопасность и конкурентоспособность страны. В экономически развитых странах на долю машиностроительных производств приходится от 30 до 50% общего объема выпуска промышленной продукции (в Германии - 53,6%, Японии - 51,5%, Англии - 39,6%, Италии
- 36,4%, Китае - 35,2%), что обеспечивает техническое перевооружение всей промышленности каждые 8 - 10 лет. В России машиностроение обеспечивает 18% валового внутреннего продукта. Структура машиностроительного производства в развитых странах (США, Германия, Япония, Англия) представлена практически полным набором отраслей с преобладанием доли электротехники. Машиностроительная продукция благодаря высокому качеству и конкурентоспособности обладает высоким уровнем экспорта и большим удельным весом в общем объеме экспорта (Япония - 64%, США - 48%, Германия - 48%, Канада - 42%, Швеция - 44%). 1.2. Анализ текущего состояния машиностроительного
комплекса Российской Федерации
В течение последних лет до 2013 года в машиностроительном комплексе сохранялась положительная динамика производства. В 2013 году наблюдается некоторое снижение объема отгрузки в значительной степени
из-за снижения отгрузки продукции автомобилестроения. В различных секторах отрасли темпы развития существенно отличаются. В ряде секторов рост был обеспечен за счет фактора низкой базы. По-прежнему наблюдается устойчивый спрос на оборудование для инфраструктурных секторов экономики (крупное энергетическое оборудование). Наиболее серьезными проблемами развития российской промышленности
с точки зрения обеспечения ее конкурентоспособности в среднесрочной и
долгосрочной перспективах являются моральный и физический износ основных фондов, низкие темпы их обновления и технологическое отставание. Наиболее высокий уровень износа наблюдается в базовых отраслях промышленности. В отраслях, имеющих в составе основных фондов высокую долю зданий и сооружений, средний уровень износа всех основных фондов ниже, чем в отраслях с существенной долей активной части основных фондов. Быстрое сокращение производственного потенциала и уменьшение затрат на его обновление привели за последнее время к существенным изменениям качественных характеристик производственного оборудования:
в большей своей части он достиг возраста, после которого неизбежно быстрое выбытие основных фондов. Производственно-техническая база находится в критическом состоянии. Несмотря на быстрое старение основных производственных фондов, высокотехнологичные отрасли промышленности, используя имеющиеся научно-технические заделы, еще в состоянии совершенствовать и производить современную продукцию. Анализ использования мощностей по выпуску основных видов продукции показывает наличие возможностей расширения производства продукции без значительных капитальных затрат, если выпускаемая продукция отвечает спросу на рынках, соблюдаются нормы технологической дисциплины, безопасности, уровней загрязнения окружающей среды и т.п. 1.3. Анализ состояния машиностроительного комплекса
Самарской области
Машиностроительный комплекс Самарской области в его сегодняшнем виде, в основном сформировался в 1940 - 1980-х годах. Основная доля продукции отрасли, доходившая в конце 80-х годов до 40% в объеме промышленного производства Самарской области, приходилась на организации оборонно-промышленного комплекса, автомобилестроения и двигателестроения и ряда других отраслей промышленности. Характерной особенностью машиностроения является технологическая многоукладность. Ряд организаций располагает современными производственно-технологическими линиями, заготовительными, гальваническими, инструментальными и другими участками, оснащенными передовым оборудованием. Наряду с этим на многих заводах отрасли станочный парк не обновлялся с 1960 - 1970-х годов, большая часть их основных фондов устарела морально и физически. В этих условиях машиностроительный комплекс не может выполнять своих функций технологического ядра, обеспечивающего другие отрасли промышленности современным оборудованием. Старение и технологическая отсталость его производственных фондов автоматически распространяется
на весь реальный сектор экономики. Машиностроительному комплексу непременно необходимо в ближайшие годы, учитывая вступление России в ВТО, решить главную задачу, которую он не мог решить самостоятельно из-за недостаточных инвестиций в основной капитал и низкой инновационной восприимчивости организаций. Можно отметить, что уровень инновационной активности в организациях после ее падения в кризисный период в несколько раз и сейчас остается
низким, механизмы продвижения перспективных разработок в производство
работают слабо, происходит постепенное вытеснение с рынка отечественного производителя зарубежными фирмами, предлагающими свою продукцию на более выгодных финансовых условиях. Обрабатывающие центры и станки с числовым программным управлением
(далее - ЧПУ) составляют небольшую часть от всего количества станков,
что не позволяет организациям быстро перестраивать производство на выпуск новой продукции. Таким образом, анализ современного состояния машиностроения Самарской области дает основания полагать, что, несмотря на некоторые
положительные тенденции последнего времени, комплекс проблем в отрасли пока не преодолен. Часть промышленных организаций до сих пор имеет структуру производства и использует технологии, внедренные еще в советский период и рассчитанные на деятельность в условиях плановой экономики. Кроме того, происходит обесценивание капитала в структуре финансовых балансов организаций, что, в свою очередь, определяет их низкую кредитную и инвестиционную привлекательность. Необходима переориентация машиностроения на интенсивный, инновационный, опережающий путь развития, что предполагает необходимость оперативного решения комплекса накопившихся взаимосвязанных и взаимообусловленных проблем в различных областях. Машиностроительный комплекс как России, так и Самарской области по отраслевой принадлежности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст (далее - ОКВЭД), объединяет четыре отраслевых классификатора видов экономической деятельности по разделу D "Обрабатывающие производства" подразделы: DJ "Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий", DK "Производство машин и оборудования", DL "Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования", DM "Производство транспортных средств и оборудования". Машиностроительный комплекс Самарской области включает в себя около 300 крупных и средних организаций. Базовые секторы машиностроительного комплекса представлены авиа- и ракетостроением, автомобилестроением, производством автокомпонентов, двигателестроением, тяжелым машиностроением и другими (рисунок). Структура машиностроительного комплекса в разделе D
"Обрабатывающие производства" Самарской области
по итогам 2013 года
(не прилагается) Эти подотрасли определяют значительный вклад Самарской области в российский рынок продукции машиностроения. В структуре промышленного производства удельный вес машиностроения составляет 42,3%. В структуре обрабатывающих производств доля машиностроения составляет 55,0%. В 2013 году организациями машиностроительного комплекса Самарской
области отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 412,9 млрд. рублей, темп роста отгрузки к 2013 году составил 97,3%. Индекс промышленного производства организаций машиностроительного
комплекса Самарской области за 2013 год к 2012 году составил в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (87,5%), производстве машин и оборудования (89,2%), производстве транспортных средств и оборудования (90,7%). Только в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий индекс промышленного производства составил 103,9%. В объеме выпуска машиностроительной продукции Самарской области 71,9% приходится на производство транспортных средств и оборудования,
7,3% - на металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, 11,4% - на электрооборудование, электронное и оптическое оборудование и 9,4% - на производство машин и оборудования. Экспорт продукции машиностроительного комплекса Самарской области
в январе - сентябре 2013 года составил 13,3 млрд. рублей. Импорт продукции машиностроения в Самарскую область за этот же период составил 50,6 млрд. рублей. За январь - ноябрь 2013 года общая сумма прибыли прибыльных организаций машиностроительного комплекса Самарской области составила
3,4 млрд. рублей, в том числе организаций металлургического производства и производства готовых металлических изделий - 2,6 млрд.
руб. (19,4% от общей суммы прибыли), производства машин и оборудования - 3 млрд. рублей (22,4%), производства электрооборудования электронного и оптического оборудования - 2,4 млрд. рублей (17,9%), производства транспортных средств и оборудования - 5,4 млрд. рублей (40,3%). На 1 декабря 2013 года суммарная задолженность по обязательствам организаций области составила 412,1 млрд. рублей, из нее просроченная
- 15,6 млрд. рублей (3,8% от общей суммы задолженности). Просроченная
задолженность в машиностроении составила 4 млрд. рублей (25,6% от суммы просроченной задолженности по области). Дебиторская задолженность на 1 декабря 2013 года составила 401,8 млрд. рублей, из нее просроченная - 49,8 млрд. рублей (12,4% от общей
суммы задолженности). В том числе просроченная дебиторская задолженность организаций металлургического производства и производства готовых металлических изделий - 1,8 млрд. рублей, производства машин и оборудования - 2,6 млрд. рублей, производства электрооборудования электронного и оптического оборудования - 2,9 млрд. рублей, производства транспортных средств и оборудования - 1,6 млрд. рублей. 1.3.1. Автомобилестроительный комплекс
Организации автомобильной промышленности в соответствии с классификацией ОКВЭД относятся к коду DM.34 - "Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов" (DM - "Производство транспортных средств и оборудования"). Основными направлениями деятельности организаций автомобилестроительного кластера Самарской области являются разработка, производство и послепродажное обслуживание легковых автомобилей, прикладные исследования и разработки в области создания и совершенствования узлов и агрегатов транспортных средств, новых материалов и технологических процессов. Основными факторами, определяющими состояние и развитие автомобилестроения в Самарской области являются: деятельность ОАО "АВТОВАЗ" - крупнейшего в Российской Федерации производителя легковых автомобилей, осуществляющего свою деятельность
на основе партнерства с альянсом RENAULT-NISSAN (далее - Альянс) и обеспечивающего заказами более 240 организаций различных отраслей экономики области; наличие в Самарской области исторически сложившейся отрасли производителей автомобильных компонентов, обеспечивающей свыше 40% потребностей региональных производителей автомобилей на действующий модельный ряд с тенденцией сокращения доли в поставках на новые модели; переход от компонентной к модульной сборке автомобилей, формирование и развитие стратегической панели поставщиков региональных автопроизводителей, локализация мировых поставщиков в Самарской области и России в целом. Основными тенденциями развития автомобилестроения в Самарской области является быстрое расширение продуктового портфеля на перспективных сегментах рынка путем выпуска новых автомобилей с высоким уровнем качества, применением инновационных технологий разработки продуктов и процессов, а также повышение конкурентоспособности автокомпонентной отрасли, в том числе за счет создания совместных организаций и локализации производства. Крупнейшими организациями отрасли являются ОАО "АВТОВАЗ", ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ", ООО "ПСА ВИС-АВТО", ЗАО "Супер - Авто", ОАО "ПСА "Бронто", ОАО "АвтоВазАгрегат", ОАО "Тольяттинский завод технологического оснащения", ЗАО "ПХР", ЗАО "МОТОР СУПЕР", ООО "Детальстройконструкция", ООО "Рулевые системы", ЗАО "ВАЗинтерСервис", ЗАО "АКОМ" и другие. Ключевая организация отрасли ОАО "АВТОВАЗ" с 2010 года осуществляет свою деятельность в рамках реализации Программы развития
ОАО "АВТОВАЗ" до 2020 года (далее - программа). Мероприятия программы
направлены на глубокое реформирование производственных процессов, обновление модельного ряда и процессов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР), формирование новой панели поставщиков и дилерской сети. Второй по объему производства автомобилей организацией Самарской области является ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ" - совместное предприятие компании "Дженерал Моторс" и ОАО "АВТОВАЗ" по сборке внедорожников Шевроле Нива. Развитие ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ" до 2020 года связано с увеличением производственных мощностей организации до 120 тыс. автомобилей в год и обновлением модельного ряда в рамках инвестиционной программы развития компании, в том числе за счет реализации инвестиционного проекта в особой экономической зоне. Автокомпонентная отрасль в Самарской области ориентирована на производство широкой номенклатуры продукции от элементов интерьера салона, штампованных изделий, автожгутов, аккумуляторных батарей до силовых агрегатов и крупных узлов автомобиля. С 2010 года на региональных организациях отрасли реализованы комплексные мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции в соответствии со стратегией развития закупочной деятельности ОАО "АВТОВАЗ" до 2020 года, в результате чего более чем в 10 раз снижен уровень дефектов у поставщиков в пересчете по методикам Альянса. Из 260 российских и зарубежных организаций, являющихся поставщиками комплектующих изделий для ОАО "АВТОВАЗ" в 2013 году, 108
предприятий (42,7%) с суммарным ежегодным товарооборотом более 50 млрд. рублей осуществляют свою деятельность на территории Самарской области. Анализ состояния и развития ОАО "АВТОВАЗ" и автомобильного кластера в целом показал наличие следующих факторов: автомобильное производство в ОАО "АВТОВАЗ" будет в обозримом будущем оставаться крупнейшим в Российской Федерации заказчиком комплектующих; вывод на рынок конкурентоспособных автомобилей, отвечающих требованиям рынка, российским и международным стандартам в условиях ужесточившейся конкуренции в связи с вступлением в ВТО, является главной задачей участников автомобильного кластера Самарской области; с 2010 года значительно улучшилось качество автомобилей и автомобильных компонентов; часть производителей автомобильных компонентов не соответствуют требованиям ОАО "АВТОВАЗ" по критериям Альянса, в том числе по параметрам качества продукции и себестоимости продукции; не все поставщики автомобильных компонентов способны самостоятельно достичь уровня качества продукции, соответствующего требованиям ОАО "АВТОВАЗ", в связи с чем создание совместных организаций с иностранными производителями автокомпонентов является приоритетным направлением повышения конкурентоспособности предприятий. Создание локализованных производств с участием мировых производителей автомобильных компонентов является одним из приоритетов развития автомобильного кластера региона, однако снижает вероятность попадания в панель поставщиков ОАО "АВТОВАЗ" действующих на территории области организаций отрасли. Среди возможных факторов, влияющих на развитие автомобилестроения
и производства автокомпонентов в Самарской области, можно выделить следующие: реализация проектов особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Тольятти" по производству автомобильных компонентов; развитие кластерных инициатив по созданию производств автомобильной техники и автомобильных компонентов; реализация пилотного проекта по развитию регионального авторециклинга в рамках развития национальной системы утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств; реализация проектов в целях создания российского экологически чистого автомобильного транспорта на платформах ОАО "АВТОВАЗ"; государственные программы льготного автокредитования;
опережающее обучение работников организаций - поставщиков автокомпонентов ОАО "АВТОВАЗ" в специально созданной на базе Университета группы "АВТОВАЗ" Академии качества Альянса. Основные направления инновационного развития автомобилестроительной промышленности: развитие средств формирования виртуального прототипа, цифрового макета изделия и процесса производства; разработка и внедрение систем и установок, повышающих экологическую безопасность транспортных средств; создание интеллектуальных транспортных систем, включая навигационно-информационные системы на базе технологии ГЛОНАСС/GPS; повышение активной и пассивной безопасности автотранспортных средств; разработка и внедрение прогрессивных металлических материалов для
деталей кузова, двигателя и шасси; разработка, освоение производства и внедрение современных композиционных материалов с улучшенными потребительскими свойствами на основе сырья отечественного производства; внедрение современных эффективных материалов для окраски и антикоррозийной защиты автомобиля; техническое и технологическое перевооружение действующих организаций отрасли; внедрение в организациях отрасли методик и стандартов мировых автопроизводителей. 1.3.2. Силовая электротехника
и энергетическое машиностроение
Организации электротехнической промышленности и энергетического машиностроения в соответствии с классификацией ОКВЭД относятся к коду
DL.31 "Производство электрических машин и электрооборудования". Основными направлениями деятельности организаций отрасли являются
разработка, производство и обслуживание широкого спектра высоковольтной техники, силового и электротехнического оборудования, прикладные исследования и разработки в области создания и совершенствования конструкций электротехнических изделий и их компонентов, новых материалов и технологических процессов. Ведущими организациями силовой электротехники и энергетического машиностроения в Самарской области (ЗАО "Электрощит - ТМ Самара", ООО
"Тольяттинский трансформатор", ЗАО "Самарская кабельная компания") инвестируются значительные финансовые средства в освоение перспективных видов продукции, модернизацию и техническое перевооружение производства, что повышает конкурентоспособность изделий на внутреннем и на внешнем рынке электрооборудования. Основными потребителями продукции являются генерирующие, сетевые и распределительные компании, а также газовые и нефтяные компании. Кроме того, организации отрасли поставляют продукцию для промышленности и сельского хозяйства, городских и муниципальных сетей, энергоснабжения железных дорог и других важных энергоемких объектов. Предпосылками развития организаций данной отрасли является увеличение в ближайшие годы спроса на продукцию электротехнической отрасли, связанного с необходимостью ввода новых мощностей для обеспечения роста потребностей в электроэнергии, внедрения современных энергосберегающих технологий в промышленности, а также стабильного надежного энергоснабжения при текущем уровне потребления с учетом того, что степень износа оборудования в российском секторе электроэнергетики составляет около 65%. Для повышения конкурентоспособности отрасли силовой электротехники и энергетического машиностроения в Самарской области, создания инновационной продукции необходимо оказать содействие в проведении технологической модернизации организаций, замене морально и физически устаревших производственных мощностей, проведении НИОКР и реализации проектов, связанных с внедрением инновационных разработок,
ресурсосберегающих технологий, привлечении квалифицированных кадров. Необходимо повышать инновационную активность, использовать научный и кадровый потенциал вузов и других учебных и научных организаций региона. Итогом реализации вышеперечисленных мер должен стать рост конкурентоспособности продукции организаций силовой энергетики и энергетического машиностроения Самарской области на внутреннем и внешнем рынке. 1.3.3. Металлургическое производство
Организации металлургической отрасли в соответствии с классификацией ОКВЭД относятся к коду DJ.27 "Металлургическое производство". Основными направлениями деятельности организаций отрасли являются
производство продукции из цветных и черных металлов и сплавов, совершенствование технологий получения заготовок и готовых изделий. Ведущими организациями металлургической отрасли Самарской области
являются ЗАО "Алкоа СМЗ", ОАО "РОССКАТ", а также литейно-металлургические производства крупных машиностроительных организаций: ОАО "ТЯЖМАШ", ОАО "Волгоцеммаш", ОАО "АВТОВАЗ", ФГУП ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс", ОАО "КУЗНЕЦОВ", ОАО "Салют", ООО "СамЛит", ОАО "Гидроавтоматика". Основными потребителями продукции являются организации энергетического комплекса, пищевой промышленности, автомобилестроения, авиационно-космической отрасли, нефтяные компании. Основным фактором, оказывающим негативное влияние на конкурентоспособность продукции, выпускаемой металлургической отраслью Самарской области, является применение устаревших литейно-металлургических технологий. На сегодняшний день в литейно-металлургическом производстве региона не более 30% технологий
соответствуют современному мировому уровню. Особенностью развития отрасли является то, что продукция организаций металлургической промышленности ориентирована в первую очередь на внутренний рынок. Поэтому в среднесрочной перспективе развитие металлургии будет зависеть от развития металлопотребляющих отраслей, повышения потребления металлопродукции и спроса на продукцию высоких переделов в экономике России. После вступления России в ВТО и
снятии части ограничений по доступу российских экспортеров продукции металлургической промышленности на внешние рынки возможно наращивание
объемов экспорта металлопродукции. Для повышения конкурентоспособности металлургической отрасли, создания инновационной продукции на основе использования передовых производственных технологий необходимо оказание содействия в проведении технологической модернизации организаций, замене морально и физически устаревших производственных мощностей, подготовке квалифицированных кадров для металлургической промышленности в кооперации с региональными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования. 1.3.4. Оборонно-промышленный комплекс
В оборонно-промышленный комплекс (далее - ОПК), расположенный на территории Самарской области, входят организации аэрокосмического кластера (код ОКВЭД - DM.35 "Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств"), радиоэлектронной (код ОКВЭД - DL.32) и боеприпасной промышленности. Основой ОПК Самарской области являются организации аэрокосмического комплекса. Основными направлениями его деятельности являются разработка, производство и сопровождение ракетно-космических
комплексов, авиационной техники, ракетных, авиационных и индустриальных двигателей, прикладные исследования и разработки в конструировании узлов летательных аппаратов, в создании новых материалов и технологических процессов. Развитие ракетно-космической промышленности в долгосрочной перспективе будет определяться эффективностью реализации программных документов в сфере космической деятельности: федеральная космическая программа России на 2006 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2005 N 635, федеральная целевая программа "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 189 и "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.11.2005 N 2049-р. Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" (далее - "ЦСКБ-Прогресс") является одним из ведущих предприятий ракетно-космической отрасли России по разработке, производству и эксплуатации ракет-носителей среднего класса и автоматических космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли и научного назначения. В 2014 году предприятие будет реорганизовано в открытое акционерное общество "Ракетно-космический центр "Прогресс". Деятельность "ЦСКБ-Прогресс" можно разделить по следующим стратегическим направлениям: организация, координация и проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых видов продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий (научные исследования и опытно-конструкторские работы); производство ракет-носителей и их составных частей, а также Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|