Расширенный поиск
Постановление Правительства Самарской области от 03.04.2009 № 193ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 3 апреля 2009 г. N 193 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ" НА 2009 - 2010 ГОДЫ (В редакции Постановлений Правительства Самарской области от 22.04.2009 г. N 219; от 12.05.2009 г. N 233) В целях осуществления государственной поддержки молодых семей, проживающих на территории Самарской области, в улучшении жилищных условий Правительство Самарской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Молодой семье - доступное жилье" на 2009 - 2010 годы (далее - Программа). 2. Установить, что расходные обязательства Самарской области, возникающие на основании настоящего Постановления, исполняются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета, в том числе с учетом планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета, в пределах определенных в установленном порядке министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области объемов бюджетных ассигнований на реализацию определенных настоящим Постановлением программных мероприятий. 3. Признать утратившими силу: постановление Правительства Самарской области от 23.06.2006 N 85 "Об утверждении Порядка предоставления молодым семьям субсидий на погашение части расходов, связанных с приобретением жилого помещения или созданием объекта индивидуального жилищного строительства, при рождении (усыновлении) ребенка в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" областной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы"; постановление Правительства Самарской области от 28.02.2007 N 18 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 23.06.2006 N 85 "Об утверждении порядка предоставления молодым семьям субсидий на погашение части расходов, связанных с приобретением жилого помещения или созданием объекта индивидуального жилищного строительства, при рождении (усыновлении) ребенка в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" областной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы"; постановление Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 312 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 23.06.2006 N 85 "Об утверждении порядка предоставления молодым семьям субсидий на погашение части расходов, связанных с приобретением жилого помещения или созданием объекта индивидуального жилищного строительства, при рождении (усыновлении) ребенка в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" областной целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы. (В редакции Постановления Правительства Самарской области от 22.04.2009 г. N 219) 4. Рекомендовать органам местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Постановления привести в соответствие с действующим законодательством муниципальные программы по обеспечению жильем молодых семей. 5. Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (Хасаеву) разработать и внести на рассмотрение Правительства Самарской области проекты постановлений Правительства Самарской области: об условиях предоставления, целях и условиях расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета, предусмотренных Программой, критериях отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий; о Порядке определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, на повышение доступности жилья для молодых семей; о Порядке предоставления социальных выплат в виде компенсации молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка; о распределении средств областного бюджета, формируемых в том числе за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Самарской области по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. 6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (Хасаева). 7. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации. 8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, но не ранее дня вступления в силу закона Самарской области, признающего утратившим силу Закон Самарской области "Об утверждении областной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы", и закона Самарской области, предусматривающего внесение соответствующих изменений в главу 4 Закона Самарской области "Об ипотечном жилищном кредитовании в Самарской области", за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 настоящего постановления. (В редакции Постановления Правительства Самарской области от 22.04.2009 г. N 219) 9. Абзац шестнадцатый раздела "Предоставление социальных выплат в виде компенсации молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка" Программы и пункт 2 приложения 2 к Программе вступают в силу со дня вступления в силу закона Самарской области, признающего утратившим силу Закон Самарской области "Об утверждении областной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы. (Дополнен - Постановление Правительства Самарской области от 22.04.2009 г. N 219) И.о. Губернатора - председателя Правительства Самарской области А.П.НЕФЕДОВ Утверждена постановлением Правительства Самарской области от 3 апреля 2009 г. N 193 ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "МОЛОДОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ" НА 2009 - 2010 ГОДЫ (далее - Программа) (В редакции Постановлений Правительства Самарской области от 22.04.2009 г. N 219; от 12.05.2009 г. N 233) Паспорт Программы НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ - областная целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" на 2009 - 2010 годы ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ - поручение Губернатора Самарской области О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ Артякова В.В. от 11.02.2009 N 1-11/132 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - министерство экономического развития, ЗАКАЗЧИК инвестиций и торговли Самарской области ПРОГРАММЫ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - осуществление государственной поддержки молодых семей -граждан Российской Федерации, проживающих на территории Самарской области, в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ - оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий за счет средств областного бюджета, в том числе с учетом планируемых к поступлению в областной бюджет средств федерального бюджета; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и иных организаций на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; государственная поддержка молодых семей при рождении (усыновлении) детей; создание условий для повышения доступности жилья молодым семьям СРОКИ И ЭТАПЫ - 2009 - 2010 годы РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВАЖНЕЙШИЕ - количество молодых семей, улучшивших жилищные ЦЕЛЕВЫЕ условия с использованием средств областного ИНДИКАТОРЫ бюджета, в том числе с учетом планируемых (ПОКАЗАТЕЛИ) к поступлению в областной бюджет средств ПРОГРАММЫ федерального бюджета; количество социальных выплат, предоставленных молодым семьям с использованием средств областного бюджета, в том числе с учетом планируемых к поступлению в областной бюджет средств федерального бюджета; количество молодых семей, получивших социальную выплату на приобретение жилья или создание объекта индивидуального жилищного строительства; количество молодых семей, получивших социальную выплату при рождении (усыновлении) ребенка; доля молодых семей, получивших государственную поддержку в улучшении жилищных условий, из числа молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; доля молодых семей, получивших социальную выплату на приобретение жилья или создание объекта индивидуального жилищного строительства, в общем количестве молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в очередном финансовом году ОБЪЕМЫ И - реализация Программы осуществляется за счет ИСТОЧНИКИ средств областного бюджета, в том числе с ФИНАНСИРОВАНИЯ учетом планируемых к поступлению в областной ПРОГРАММНЫХ бюджет средств федерального бюджета. МЕРОПРИЯТИЙ Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета, в том числе с учетом планируемых к поступлению в областной бюджет средств федерального бюджета, составит 3067,625 млн. рублей на весь срок ее реализации, в том числе: в 2009 году - 1045 млн. рублей; в 2010 году - 2022,625 млн. рублей. Указанное положение не является основанием возникновения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета. Расходные обязательства Российской Федерации по финансированию мероприятий, направленных на решение обозначенной в Программе проблемы, возникают по основаниям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации ПОКАЗАТЕЛИ - объем средств областного бюджета, в том СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ числе с учетом планируемых к поступлению ЭФФЕКТИВНОСТИ в областной бюджет средств федерального РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ бюджета, направленный на решение определенных в Программе проблем, на 1 участника Программы СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ - управление реализацией Программы осуществляется КОНТРОЛЯ ЗА государственным заказчиком - министерством ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством, в том числе с учетом Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных целевых программ в Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 12.12.2007 N 253. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа Обеспечение жильем молодых семей в Самарской области, признанных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации нуждающимися в улучшении жилищных условий, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, остается одной из наиболее острых социальных проблем современной молодежи. С 2006 года на территории Самарской области реализация мероприятий по оказанию государственной поддержки в улучшении жилищных условий молодым семьям осуществлялась в рамках подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" областной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы, направленной на выполнение целей и задач подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - областная подпрограмма, направленная на достижение целей и задач федеральной программы). В рамках мероприятий областной подпрограммы, направленной на достижение целей и задач федеральной программы, молодым семьям предоставлялись социальные выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могли направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Социальные выплаты предоставлялись в размере не менее: 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей; 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, имеющих 1 и более детей. Участниками областной подпрограммы, направленной на достижение целей и задач федеральной программы, признавались молодые семьи, в которых возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье не превышал 35 лет, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющие достаточные доходы для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Молодой семье - участнику областной подпрограммы, направленной на достижение целей и задач федеральной программы, при рождении (усыновлении) ребенка предоставлялась дополнительная социальная выплата в виде компенсации для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения или созданием объекта индивидуального жилищного строительства, в размере, равном стоимости 18 кв. метров общей площади жилья по социальной норме, рассчитанном исходя из норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, установленного органом местного самоуправления, но не превышающем норматив средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Самарской области, утверждаемый ежеквартально Министерством регионального развития Российской Федерации. Участником подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" областной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы (далее - областная подпрограмма) признавалась молодая семья, постоянно проживающая на территории Самарской области, возраст одного из супругов в которой не превышал 30 лет на момент оформления ипотечного кредита, имеющая невозвращенный ипотечный жилищный кредит (заем), предоставленный специализированными областными ипотечными организациями, банками и иными кредитными организациями. В рамках областной подпрограммы социальная выплата предоставлялась молодой семье при рождении (усыновлении) каждого ребенка в размере расчетной стоимости 18 кв. метров общей площади жилья. Кроме того, в рамках областной подпрограммы ежегодно предусматривались средства областного бюджета для предоставления молодым семьям ипотечных кредитов (займов) на приобретение или строительство жилья. С 2006 по 2008 годы в рамках проводимых мероприятий за счет бюджетных средств получили государственную поддержку и улучшили жилищные условия 6975 молодых семей на общую сумму 2 млрд. 840 млн. 211 тыс. рублей, в том числе: предоставлены компенсации при рождении ребенка 2384 семьям, объем финансирования за счет средств областного бюджета составил 719,819 млн. рублей; выданы ипотечные кредиты 1240 семьям, объем финансирования за счет средств областного бюджета составил 883,014 млн. рублей; предоставлены социальные выплаты на первоначальный взнос для приобретения жилья 211 семьям - участникам областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2003 - 2010 годы, объем финансирования за счет средств областного бюджета составил 8 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2009 года в органах местного самоуправления зарегистрировано на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий 13116 молодых семей. Анализ ситуации показал, что, несмотря на ежегодное увеличение объемов финансирования за счет средств областного бюджета государственной поддержки в улучшении жилищных условий молодых семей, количество молодых семей, обратившихся за социальной выплатой в виде компенсации при рождении ребенка, начиная с 2006 года выросло более чем в 18 раз. Соответственно ежегодно увеличивается потребность в средствах областного бюджета. Данный факт приводит к необходимости определения наиболее приоритетного направления расходования бюджетных средств на оказание государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий и введения комплексного подхода к решению проблемы роста очередности необеспеченных жильем молодых семей. Программный подход представляется естественным и единственно возможным в свете централизации процессов управления и позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на конкретных мероприятиях для достижения положительного эффекта. В ходе проведенного анализа результатов реализации областной подпрограммы выявлена целесообразность корректировки механизма в целях усиления оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации Целью Программы является осуществление государственной поддержки молодых семей - граждан Российской Федерации, проживающих на территории Самарской области, в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач: оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий за счет средств областного бюджета, в том числе с учетом планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, в том числе средств кредитных и иных организаций, на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья; государственная поддержка молодых семей при рождении (усыновлении) детей; создание условий для повышения доступности жилья молодым семьям. Решение задач будет осуществляться в рамках мероприятий Программы, которые будут реализованы в период с 2009 по 2010 годы. Основными принципами реализации Программы являются: добровольное участие молодых семей в Программе; возможность для молодых семей реализовать свое право на получение государственной поддержки за счет средств областного бюджета, в том числе с учетом планируемых к поступлению в областной бюджет средств федерального бюджета, при улучшении жилищных условий в рамках Программы только один раз. Право выбора участия в Программе или в любой другой программе (подпрограмме), предусматривающей оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий за счет средств областного бюджета, в том числе с учетом планируемых к поступлению в областной бюджет средств федерального бюджета, принадлежит молодой семье. Молодая семья, использовавшая свое право на государственную поддержку в улучшении жилищных условий за счет средств областного бюджета, в том числе с учетом планируемых к поступлению в областной бюджет средств федерального бюджета, в рамках другой программы (подпрограммы), не допускается до участия в Программе. Условиями прекращения реализации Программы являются досрочное достижение целей и задач Программы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики. Целевые индикаторы (показатели), характеризующие ежегодный ход и итоги реализации Программы Перечень целевых индикаторов (показателей), характеризующих ежегодные прогнозируемые итоги реализации Программы, представлен в приложении N 1. Источниками информации для расчета показателей результативности является отчетность органов местного самоуправления Самарской области, некоммерческих организаций, не являющихся бюджетными и автономными учреждениями, осуществляющих оказание государственных услуг по предоставлению социальных выплат в виде компенсаций молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка, а также предоставление молодым семьям ипотечных кредитов (займов). Перечень программных мероприятий Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных целей и задач. Программные мероприятия, связанные с финансированием расходов за счет средств областного бюджета, в том числе с учетом планируемых к поступлению в областной бюджет средств федерального бюджета, будут направлены на оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий. Мероприятиями Программы являются: 1) предоставление субсидий местным бюджетам из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по предоставлению молодым семьям социальных выплат, формируемых в том числе за счет средств, поступающих в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством из федерального бюджета, на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения; 2) предоставление социальных выплат в виде компенсации молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка; 3) предоставление государственной поддержки некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, в целях создания условий для повышения доступности жилья для молодых семей. Перечень программных мероприятий, предусмотренных в рамках Программы, направленных на достижение цели, приведен в приложении N 2. Предоставление субсидий местным бюджетам из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по предоставлению молодым семьям социальных выплат, формируемых в том числе за счет средств, поступающих в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством из федерального бюджета, на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения Субсидии местным бюджетам из областного бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по предоставлению молодым семьям социальных выплат, формируемых в том числе за счет средств, поступающих в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством из федерального бюджета, на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Предоставление молодым семьям социальных выплат в рамках данного мероприятия осуществляется в соответствии с целями и задачами, установленными федеральным законодательством. При этом понятие "молодая семья" используется в том значении, в котором оно употребляется в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Формой оказания государственной поддержки в рамках Программы является предоставление молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и являющимся участниками Программы, социальных выплат, предоставляемых в том числе за счет средств, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета, на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальные выплаты). Социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение. Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам настоящей Программы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями федерального законодательства на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа). При этом кредитный договор (договор займа) должен быть заключен не ранее 1 января 2006 года. Реализация механизмов Программы предполагает предоставление молодым семьям социальной выплаты в размере не менее: 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями действующего законодательства, - для молодых семей, не имеющих детей; 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями действующего законодательства, - для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного и более детей (далее - неполные молодые семьи). В случае приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома молодой семьей - участницей Программы за счет средств ипотечных жилищных кредитов или займов допускается перечисление средств социальной выплаты в счет погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу). Перечисление средств социальной выплаты на погашение иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам или займам не допускается. Основаниями для перечисления средств социальной выплаты в счет погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) являются: соответствующий кредитный договор (договор займа); справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу); свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа); документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), заключенного не ранее 1 января 2006 года; договор строительного подряда либо иные документы, подтверждающие расходы по созданию объекта индивидуального жилищного строительства при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома (в случае осуществления указанного строительства); выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; свидетельство о браке (за исключением семей, состоящих из одного родителя). При этом размер предоставляемой социальной выплаты ограничивается суммой остатка основного долга и начисленных процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу). В целях реализации механизмов Программы норма предоставления жилого помещения составляет: 18 кв. метров общей площади на каждого члена семьи в семье, состоящей из трех и более человек; 42 кв. метра общей площади в семье, состоящей из двух человек. Социальная выплата предоставляется при условии приобретения жилья (строительства индивидуального жилого дома) общей площадью не менее учетной нормы, утвержденной органом местного самоуправления по месту приобретения (строительства) жилого помещения, на весь состав семьи - участницы Программы. Субсидии из областного бюджета предоставляются муниципальным образованиям, отобранным для участия в реализации Программы комиссией, положение о работе и состав которой утверждается Правительством Самарской области. Распределение субсидий, выделяемых за счет средств областного бюджета, в том числе поступающих в областной бюджет из федерального бюджета, между муниципальными образованиями, участвующими в реализации Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством по методике, утверждаемой законом Самарской области. Предоставление социальных выплат в виде компенсации молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка Предоставление социальных выплат в виде компенсации молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка осуществляется некоммерческими организациями, не являющимися автономными и бюджетными учреждениями, в соответствии с соглашениями на оказание данными организациями государственных услуг по предоставлению указанных социальных выплат за счет соответствующих субсидий (далее - специализированные организации). Критериями отбора указанных организаций для заключения с ними соглашения на оказание государственных услуг по предоставлению социальных выплат в виде компенсации молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка являются следующие: целью деятельности организации в соответствии с учредительными документами является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, проживающих на территории Самарской области; основным видом деятельности организации в соответствии с учредительными документами является предоставление целевых займов, обеспеченных залогом недвижимости (ипотекой), на приобретение жилья гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Самарской области; продолжительность деятельности организации на территории Самарской области составляет не менее 10 лет с даты ее государственной регистрации в качестве юридического лица. Перечень специализированных организаций, с которыми по итогам отбора на основании вышеуказанных критериев планируется заключение соглашения на оказание государственных услуг по предоставлению социальных выплат в виде компенсации молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка, утверждается министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Предоставление социальной выплаты в виде компенсации при рождении (усыновлении) ребенка (далее - социальная выплата при рождении ребенка) носит заявительный характер. В соответствии с действующим законодательством право на получение социальной выплаты при рождении ребенка в рамках Программы имеют: молодая семья, соответствующая требованиям областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2003 - 2010 годы, утвержденной Законом Самарской области от 11 февраля 2004 года N 13-ГД, или подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" областной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы, утвержденной Законом Самарской области от 11 июля 2006 года N 86-ГД, получившая ипотечный жилищный кредит (заем), родившая (усыновившая) ребенка и обратившаяся в установленном порядке в специализированные организации с заявлением о предоставлении социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка до 15 мая 2009 года; молодая семья, соответствующая требованиям областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2003 - 2010 годы, утвержденной Законом Самарской области от 11 февраля 2004 года N 13-ГД, заключившая в период действия данной программы договор о предоставлении ипотечного жилищного кредита (займа) и получившая денежные средства по указанному договору в специализированной областной ипотечной организации в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по предоставлению из областного бюджета субсидий некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, на обеспечение государственных услуг по предоставлению ипотечных кредитов (займов) молодым семьям, и молодая семья, соответствующая требованиям подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" областной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы, утвержденной Законом Самарской области от 11 июля 2006 года № 86-ГД, заключившая до 15 мая 2009 года договор о предоставлении ипотечного жилищного кредита (займа) в специализированной областной ипотечной организации или кредитной организации до достижения одним из супругов 31-летнего возраста, получившие ипотечный жилищный кредит (заем) до 15 мая 2009 года, родившие (усыновившие) ребенка с 15 мая 2009 года до 1 мая 2010 года и обратившиеся в специализированные организации с 15 мая 2009 года до 15 мая 2010 года с заявлением о предоставлении социальной выплаты при рождении ребенка; молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, постоянно проживающая на территории Самарской области, соответствующая требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" и родившая (усыновившая) ребенка. Социальная выплата при рождении ребенка предоставляется молодым семьям, указанным в настоящем разделе, за исключением молодых семей, указанных в абзаце одиннадцатом настоящего раздела, для погашения части ипотечного жилищного кредита (займа), полученного на приобретение, строительство на территории Самарской области жилого помещения или создание на территории Самарской области объекта индивидуального жилищного строительства. Молодым семьям, указанным в абзаце одиннадцатом настоящего раздела, социальная выплата при рождении ребенка предоставляется для погашения части ипотечного жилищного кредита (займа) или компенсации израсходованных собственных средств на приобретение на территории Самарской области жилого помещения или создание на территории Самарской области объекта индивидуального жилищного строительства. Молодая семья, указанная в абзаце девятом настоящего раздела, имеет право на получение социальной выплаты при рождении ребенка в размере, равном стоимости 18 квадратных метров общей площади жилого помещения. Молодая семья, указанная в абзаце десятом настоящего раздела, имеет право на получение социальной выплаты при рождении ребенка в размере, равном стоимости на момент фактического предоставления социальной выплаты 18 квадратных метров общей площади жилого помещения. При этом предоставление социальной выплаты молодым семьям, указанным в абзаце десятом настоящего раздела, осуществляется в срок, не превышающий пяти лет с момента обращения молодой семьи в специализированные организации с заявлением о предоставлении социальной выплаты при рождении ребенка, в порядке очередности. Молодая семья, указанная в абзаце одиннадцатом настоящего раздела, родившая (усыновившая) ребенка и обратившаяся в установленном порядке в специализированные организации до 15 мая 2009 года с заявлением о предоставлении социальной выплаты при рождении ребенка, имеет право на получение социальной выплаты при рождении ребенка в размере, равном стоимости 18 квадратных метров общей площади жилого помещения. Молодая семья, указанная в абзаце одиннадцатом настоящего раздела, родившая (усыновившая) ребенка с 15 мая 2009 года до 1 мая 2010 года и обратившаяся в специализированные организации с 15 мая 2009 года до 15 мая 2010 года с заявлением о предоставлении социальной выплаты при рождении ребенка, имеет право на получение социальной выплаты при рождении ребенка в размере, равном стоимости на момент фактического предоставления социальной выплаты 18 квадратных метров общей площади жилого помещения. При этом предоставление социальной выплаты молодым семьям, указанным в настоящем абзаце, осуществляется в срок, не превышающий пяти лет с момента обращения молодой семьи в специализированные организации с заявлением о предоставлении социальной выплаты при рождении ребенка, в порядке очередности. Молодая семья, указанная в абзаце одиннадцатом настоящего раздела, родившая (усыновившая) ребенка после 1 мая 2010 года, имеет право на получение социальной выплаты при рождении ребенка в размере 5% от расчетной (средней) стоимости жилого помещения, исчисленной в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285. При рождении (усыновлении) 3-го ребенка в период кредитования молодым семьям, указанным в абзацах девятом, десятом настоящего раздела, предоставляется социальная выплата при рождении ребенка в размере оставшейся задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу), рассчитанная по норме предоставления площади жилого помещения, но не превышающая размера стоимости общей площади жилого помещения, рассчитанной по норме предоставления. Размер социальной выплаты при рождении ребенка, предоставляемой в соответствии с настоящим разделом, не должен превышать остатка задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу) на приобретение (строительство) жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а для молодых семей, указанных в абзаце одиннадцатом настоящего раздела - суммы остатка задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу) или израсходованных собственных средств на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. Молодой семье, имеющей в соответствии с настоящим разделом право на получение социальной выплаты при рождении ребенка по нескольким основаниям, социальная выплата при рождении ребенка предоставляется только по одному из оснований по выбору молодой семьи. (Раздел в редакции Постановления Правительства Самарской области от 12.05.2009 г. N 233) Предоставление государственной поддержки некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, в целях создания условий для повышения доступности жилья молодым семьям Данным разделом предусматривается предоставление субсидий за счет средств областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, на создание условий для повышения доступности жилья молодым семьям путем улучшения жилищных условий следующих категорий молодых семей: молодая семья, являющаяся участницей Программы, соответствующая требованиям федерального законодательства; молодая семья, вне зависимости от нуждаемости и регистрации в очереди на улучшение жилищных условий, один из супругов в которой на момент оформления ипотечного кредита либо получения денежных средств по договору займа не достиг 30 полных лет. Обоснование ресурсного обеспечения Программы Реализация Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе с учетом планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета. Прогнозируемый объем финансирования за счет средств областного бюджета, в том числе с учетом планируемых к поступлению в соответствии с действующим законодательством в областной бюджет средств федерального бюджета, составит 3067,625 млн. рублей на весь срок ее реализации, в том числе в 2009 году - 1045 млн. рублей, в 2010 году - 2022,625 млн. рублей. Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться в форме бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов в форме предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета субсидий, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета, а также субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с соглашением на оказание государственных услуг (далее - некоммерческие организации, не являющиеся бюджетными и автономными учреждениями). Механизм реализации Программы Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик Программы - министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Реализация Программы осуществляется министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, некоммерческими организациями, не являющимися автономными и бюджетными учреждениями, кредитными организациями Самарской области, отобранными Правительством Самарской области на конкурсной основе. В ходе реализации Программы министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области: определяет основные направления в решении жилищных проблем молодых семей; определяет объемы, формы и методы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы; обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы; осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств; осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в части реализации механизмов областной Программы; определяет в установленном порядке организации, выполняющие программные мероприятия, в том числе некоммерческие организации, не являющиеся автономными и бюджетными учреждениями, и осуществляет координацию их деятельности; разрабатывает нормативную правовую базу по реализации Программы совместно с другими исполнителями Программы; ежегодно формирует сводные списки молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в рамках Программы в планируемом году; на основе сводных списков молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в рамках Программы, в планируемом году формирует и направляет на подписание Губернатору Самарской области списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году; на основе сводных списков молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в рамках Программы, из числа молодых семей, не вошедших в списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, формирует и утверждает списки молодых семей, включенных в резерв на получение социальной выплаты в планируемом году; осуществляет мониторинг реализации Программы; организует реализацию мероприятий областной Программы на территории Самарской области; получает и анализирует ежемесячную информацию, представленную муниципальными образованиями Самарской области, некоммерческими организациями, не являющимися автономными и бюджетными учреждениями, кредитными и иными организациями, участвующими в реализации Программы; определяет порядок формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форму этого списка; определяет порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в целях участия в Программе; определяет порядок выдачи свидетельств молодым семьям - участникам Программы в случае высвобождения средств, предназначенных для предоставления социальных выплат молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат; ежегодно проводит анализ затрат по программным мероприятиям, дает оценку механизмам реализации Программы, а также уточняет состав исполнителей. В случае необходимости вносит в установленном порядке предложения о корректировке Программы в министерство управления финансами Самарской области; в течение всего периода реализации Программы осуществляет ежеквартальный (по итогам I, II, III кварталов) и ежегодный мониторинг реализации Программы путем составления отчетов; в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, направляет в министерство управления финансами Самарской области на рассмотрение информацию о ходе реализации Программы за отчетный год, включающую оценку значений целевых индикаторов (показателей), а также показателей эффективности реализации Программы, рассчитанных в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации Программы (приложение N 3); после получения соответствующего заключения от министерства управления финансами Самарской области в срок до 1 апреля представляет информацию о ходе реализации Программы за отчетный год с приложением вышеуказанного заключения для рассмотрения на заседании Правительства Самарской области. В рамках Программы министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области обеспечивает заключение соглашений на оказание государственных услуг с некоммерческими организациями, не являющимися автономными и бюджетными учреждениями (далее - некоммерческие организации), предусматривающих следующие положения: реализация некоммерческими организациями Программы на территории Самарской области в части предоставления социальных выплат в виде компенсаций молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета в соответствии с утверждаемым министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области государственным заданием; создание некоммерческими организациями условий для повышения доступности жилья для молодых семей за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников; формирование некоммерческими организациями списков молодых семей, обратившихся за предоставлением социальных выплат при рождении ребенка; рассмотрение некоммерческими организациями обращений участников Программы в рамках своей компетенции; проведение некоммерческими организациями работы по предоставлению молодым семьям социальных выплат при рождении ребенка; ежемесячное представление некоммерческими организациями государственному заказчику Программы информации о предоставлении молодым семьям социальных выплат при рождении ребенка, о результатах работы по повышению доступности жилья для молодых семей за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников; внесение некоммерческими организациями предложений по разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих предоставление молодым семьям социальных выплат при рождении ребенка. Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы Реализация мероприятий Программы позволит: осуществить до 2010 года государственную поддержку в улучшении жилищных условий с использованием средств областного бюджета, в том числе с учетом планируемых к поступлению в областной бюджет средств федерального бюджета, а также с использованием ипотечных жилищных кредитов, для 7,985 тыс. молодых семей; создать условия для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и иных организаций на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; создать условия для повышения доступности жилья молодым семьям. Для оценки эффективности реализации Программы рассчитывается следующий показатель: P1 - объем средств областного бюджета, в том числе с учетом планируемых к поступлению в областной бюджет средств федерального бюджета, направленных на решение определенных в Программе проблем, на 1 участника Программы. Показатель эффективности реализации Программы |———————————————————————|—————————————————————|———————————————————————————————————| | Наименование | Единица измерения | Значения показателя по годам | | показателя | | | | | |—————————————————|—————————————————| | | | 2009 | 2010 | |———————————————————————|—————————————————————|—————————————————|—————————————————| | P1 | тыс. рублей | 522,52 | 337,948 | |———————————————————————|—————————————————————|—————————————————|—————————————————| Методика оценки эффективности реализации Программы представлена в приложении N 3. Приложение N 1 к областной целевой программе "Молодой семье - доступное жилье" на 2009 - 2010 годы ПЕРЕЧЕНЬ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ (ПОКАЗАТЕЛЕЙ), ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЕЖЕГОДНЫЕ ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ" НА 2009 - 2010 ГОДЫ |———————————————————————————————————————————————————|————————————|————————|————————| | Наименование цели и целевого индикатора | Единица | 2009 | 2010 | | (показателя) | измерения | год | год | |———————————————————————————————————————————————————|————————————|————————|————————| | Осуществление государственной поддержки молодых семей - граждан Российской | | Федерации, проживающих на территории Самарской области, в улучшении жилищных | | условий в соответствии с действующим законодательством | |———————————————————————————————————————————————————|————————————|————————|————————| | Количество молодых семей, улучшивших жилищные | семей <*> | 2000 | 5985 | | условия с использованием средств областного | | | | | бюджета, в том числе с учетом планируемых к | | | | | поступлению в областной бюджет средств | | | | | федерального бюджета | | | | |———————————————————————————————————————————————————|————————————|————————|————————| | Количество социальных выплат, предоставленных | единиц <*> | 2000 | 5800 | | молодым семьям с использованием средств областного| | | | | бюджета, в том числе с учетом планируемых к | | | | | поступлению в областной бюджет средств | | | | | федерального бюджета | | | | |———————————————————————————————————————————————————|————————————|————————|————————| | Количество молодых семей, получивших социальную | семей <*> | 1198 | 3300 | | выплату на приобретение жилья или создание объекта| | | | | индивидуального жилищного строительства | | | | |———————————————————————————————————————————————————|————————————|————————|————————| | Количество молодых семей, получивших социальную | семей <*> | 802 | 2500 | | выплату при рождении (усыновлении) ребенка | | | | |———————————————————————————————————————————————————|————————————|————————|————————| | Доля молодых семей, получивших государственную | % | 9,1 | 23,5 | | поддержку в улучшении жилищных условий, из числа | | | | | молодых семей, состоящих на учете в качестве | | | | | нуждающихся в улучшении жилищных условий | | | | |———————————————————————————————————————————————————|————————————|————————|————————| | Доля молодых семей, получивших социальную выплату | % | 11,6 | 25 | | на приобретение жилья или создание объекта | | | | | индивидуального жилищного строительства, в общем | | | | | количестве молодых семей, изъявивших желание | | | | | получить социальную выплату в очередном финансовом| | | | | году | | | | |———————————————————————————————————————————————————|————————————|————————|————————| -------------------------------- <*> Количество молодых семей рассчитано исходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на I квартал 2009 года, утвержденного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приложение N 2 к областной целевой программе "Молодой семье - доступное жилье" на 2009 - 2010 годы ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ" НА 2009 - 2010 ГОДЫ млн. руб. |————|———————————————————|—————————————————|—————————————————————————|——————————————————| | N | Направление | Вид бюджетных | Объем финансирования <*>| Исполнитель | | п/п| расходования | ассигнований | | мероприятий | | | средств | | | | | | | |—————————|———————————————| | | | | | Всего | в том числе по| | | | | | | годам | | | | | | |—————|—————————| | | | | | | 2009| 2010 | | |————|———————————————————|—————————————————|—————————|—————|—————————|——————————————————| | 1 | Предоставление | Межбюджетные | 2340,625| 700 | 1640,625| Министерство | | | субсидий местным | трансферты в | | | | экономического | | | бюджетам из | форме субсидий | | | | развития, | | | областного бюджета| местным бюджетам| | | | инвестиций и | | | в целях | | | | | торговли | | | софинансирования | | | | | Самарской области| | | расходных | | | | | | | | обязательств | | | | | | | | муниципальных | | | | | | | | образований по | | | | | | | | предоставлению | | | | | | | | молодым семьям | | | | | | | | социальных выплат | | | | | | | | на приобретение | | | | | | | | жилья или | | | | | | | | строительство | | | | | | | | индивидуального | | | | | | | | жилого дома, | | | | | | | | возникающих при | | | | | | | | выполнении | | | | | | | | полномочий органов| | | | | | | | местного | | | | | | | | самоуправления по | | | | | | | | вопросам местного | | | | | | | | значения | | | | | | | |———————————————————|—————————————————|—————————|—————|—————————|——————————————————| | | В том числе за | | 1615,625| 500 | 1115,625| | | | счет планируемых к| | | | | | | | поступлению в | | | | | | | | областной бюджет в| | | | | | | | соответствии с | | | | | | | | действующим | | | | | | | | законодательством | | | | | | | | средств | | | | | | | | федерального | | | | | | | | бюджета | | | | | | |————|———————————————————|—————————————————|—————————|—————|—————————|——————————————————| | 2 | Предоставление | Субсидия | 545 | 345 | 200 | Некоммерческие | | | социальных выплат | некоммерческим | | | | организации, не | | | в виде компенсации| организациям, не| | | | являющиеся | | | молодым семьям при| являющимся | | | | бюджетными и | | | рождении | бюджетными и | | | | автономными | | | (усыновлении) | автономными | | | | учреждениями, в | | | ребенка | учреждениями, в | | | | соответствии с | | | | соответствии с | | | | заключенными | | | | соглашениями на | | | | соглашениями о | | | | оказание | | | | предоставлении | | | | указанными | | | | государственных | | | | организациями | | | | услуг | | | | государственных | | | | | | | | услуг | | | | | |————|———————————————————|—————————————————|—————————|—————|—————————|——————————————————| | 3 | Предоставление | Субсидия | 182 | | 182 | Некоммерческие | | | государственной | некоммерческим | | | | организации, не | | | поддержки | организациям, не| | | | являющиеся | | | некоммерческим | являющимся | | | | бюджетными и | | | организациям, не | бюджетными и | | | | автономными | | | являющимся | автономными | | | | учреждениями, | | | автономными и | учреждениями | | | | отобранные для | | | бюджетными | | | | | проведения | | | учреждениями, в | | | | | мероприятий в | | | целях создания | | | | | целях создания | | | условий для | | | | | условий для | | | повышения | | | | | повышения | | | доступности жилья | | | | | доступности жилья| | | для молодых семей | | | | | для молодых семей| |————|———————————————————|—————————————————|—————————|—————|—————————|——————————————————| | | ИТОГО | | 3067,625| 1045| 2022,625| | |————|———————————————————|—————————————————|—————————|—————|—————————|——————————————————| -------------------------------- <*> Исходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на I квартал 2009 года, утвержденного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приложение N 3 к областной целевой программе "Молодой семье - доступное жилье" на 2009 - 2010 годы МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ" НА 2009 - 2010 ГОДЫ Для оценки эффективности реализации Программы рассчитывается следующий показатель: P1 - объем средств областного бюджета, в том числе с учетом планируемых к поступлению в областной бюджет средств федерального бюджета, направленных на решение определенных в Программе проблем, на 1 участника Программы: Vбс P1 = ----, Ку где: Vбс - объем затрат областного бюджета, в том числе с учетом планируемых к поступлению в областной бюджет средств федерального бюджета, направленных на решение определенных в Программе проблем, по годам реализации Программы; Ку - количество участников Программы по годам ее реализации. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|