Расширенный поиск
Закон Пермской области от 09.12.1995 № 360-58Утратил силу - Закон Пермской области от 17.09.99 г. N 600-90 О выборах должностных лиц местного самоуправления в пермской области (В редакции Законов Пермской области от 08.04.96 г. N 425-71; от 18.10.96 г. N 578-90) Принят Законодательным Собранием Пермской области 23 ноября 1995 года Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы выборов должностных лиц местного самоуправления 1. Должностные лица местного самоуправления (далее - должностные лица) избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Участие граждан в выборах должностных лиц является добровольным. Контроль за волеизъявлением избирателей запрещается. 3. Избиратель участвует в выборах должностных лиц и голосует за или против кандидатов на должности выборных должностных лиц непосредственно. 4. Выборы должностных лиц осуществляются на альтернативной основе. 5. Подготовка и проведение выборов должностных лиц осуществляются открыто и гласно. 6. Органы государственной власти Пермской области гарантируют проведение выборов должностных лиц местного самоуправления. Статья 2. Законодательство о выборах должностных лиц местного самоуправления Законодательство о выборах должностных лиц составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Устав Пермской области, областной Закон "О местном самоуправлении в Пермской области", настоящий Закон. Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах должностных лиц местного самоуправления 1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 18 лет и постоянно проживающий на территории муниципального образования имеет право избирать должностных лиц соответствующей административно-территориальной единицы. 2. Выборными должностными лицами могут быть избраны граждане Российской Федерации не моложе 21 года, постоянно проживающие на территории муниципального образования не менее 1 года. 3. Не имеет права избирать должностных лиц и быть избранным должностным лицом гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 4. Назначение выборов должностных лиц 1. Выборы должностных лиц назначает представительный орган местного самоуправления. Днем выборов должностных лиц является первое воскресенье после истечения срока, на который были избраны должностные лица. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее 70 дней. 2. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначит выборы должностных лиц в срок, установленный п.1 настоящий статьи, выборы должностных лиц назначаются Законодательным Собранием области во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления. 3. Выборы должностных лиц не могут проводиться одновременно с выборами депутатов представительных органов местного самоуправления. Период между очередными выборами должностных лиц и депутатов представительных органов должен составлять не менее 1 года. 4. При прекращении исполнения выборными должностными лицами своих полномочий не менее чем за 6 месяцев до их истечения представительные органы местного самоуправления назначают досрочные выборы должностных лиц. Днем выборов в этом случае является последнее воскресенье перед истечением двух месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий выборными должностными лицами местного самоуправления. В этом случае сроки избирательных действий, установленные настоящим Законом, сокращаются на четверть. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначит досрочные выборы должностных лиц, выборы назначаются в сроки, указанные в части первой настоящего пункта. 5. Решение представительного органа местного самоуправления о назначении дня выборов должностных лиц должно быть официально опубликовано в местных средствах массовой информации. ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОРОВ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ Статья 5. Система избирательных комиссий по выборам должностных лиц местного самоуправления 1. Подготовку и проведение выборов должностных лиц и контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют: а) областная избирательная комиссия (в соответствии с Положением о ней); б) территориальные (районные, городские, поселковые, сельские) избирательные комиссии; в) участковые избирательные комиссии. 2. При подготовке и проведении выборов должностных лиц избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов Пермской области и органов местного самоуправления. 3. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов государственной власти Пермской области, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц, а также нижестоящих избирательных комиссий. 4. Государственные органы Пермской области, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий. 5. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты на должности выборных должностных лиц и их доверенные лица, представители избирательных объединений и избирательных блоков, а также средств массовой информации. Решения избирательных комиссий публикуются в местной печати и передаются в иные местные средства массовой информации в течение 3 дней после их принятия. В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования на избирательном участке вправе присутствовать наблюдатели, направленные кандидатами, избирательными объединениями и избирательными блоками, представители средств массовой информации, а также иностранные (международные) наблюдатели. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены соответствующим документом, который действителен при предъявлении паспорта или удостоверения личности, или документа, его заменяющего. Статья 6. Порядок формирования территориальной избирательной комиссии 1. Территориальная избирательная комиссия формируется не позднее чем за 60 дней до дня выборов в количестве 7-12 членов. Состав территориальной избирательной комиссии назначается представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. 2. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной избирательной комиссии в срок, установленный частью 1 настоящей статьи, либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной избирательной комиссии производится вышестоящей избирательной комиссией не позднее чем за 55 дней до дня выборов. 3. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. Председатель или секретарь территориальной избирательной комиссии должны иметь, как правило, высшее юридическое образование. 4. Каждый зарегистрированный кандидат на должность выборного должностного лица вправе назначить в территориальную избирательную комиссию, его зарегистрировавшую, одного члена территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Статья 7. Порядок формирования участковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия формируется представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 40 дней до дня выборов в количестве 5-12 членов с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. 2. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав участковой избирательной комиссии в срок, установленный частью 1 настоящей статьи, либо если на данной территории представительный орган отсутствует, формирование участковой избирательной комиссии производится территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 35 дней до дня выборов. 3. Председатель, заместитель и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. Председатель или секретарь участковой избирательной комиссии должен иметь, как правило, юридическое образование. 4. Каждый зарегистрированный кандидат на должность выборного должностного лица вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую участковую избирательную комиссию. В день голосования каждый кандидат, каждое избирательное объединение, каждый избирательный блок вправе назначить в участковые избирательные комиссии по одному наблюдателю. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены соответствующим документом, который действителен при предъявлении паспорта или удостоверения личности, или документа, его заменяющего. Статья 8. Полномочия территориальной избирательной комиссии 1. Территориальная избирательная комиссия: а) руководит деятельностью участковых избирательных комиссий по выборам должностных лиц на территории муниципального образования; б) осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов должностных лиц; в) обеспечивает единообразное применение настоящего Закона; г) устанавливает единую нумерацию избирательных участков; д) регистрирует избирательные блоки; е) регистрирует кандидатов на должности выборных должностных лиц и их доверенных лиц; ж) выдает кандидатам и их доверенным лицам удостоверения установленного образца; з) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов на должности выборных должностных лиц; и) заслушивает информацию органов местного самоуправления по вопросам подготовки и проведения выборов; к) утверждает форму, тексты избирательных бюллетеней, организует их изготовление; л) распределяет и контролирует целевое использование денежных средств, выделяемых на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, деятельности участковых избирательных комиссий; м) контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и другие вопросы материально-технического обеспечения выборов; н) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий и принимает по ним мотивированные решения; о) устанавливает результаты выборов должностных лиц муниципального образования и публикует их в печати; п) проводит досрочное голосование; р) организует повторное голосование по выборам должностных лиц; с) назначает и организует повторные выборы должностных лиц; т) передает документы по подготовке и проведению выборов должностных лиц в архив; у) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом. 2. Территориальная избирательная комиссия действует до назначения новых выборов должностных лиц. Статья 9. Полномочия участковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия: а) оповещает население о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы; б) составляет список избирателей по избирательному участку; в) проводит ознакомление со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; г) оповещает население о дне выборов и месте голосования; д) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов на территории избирательного участка; е) обеспечивает подготовку помещения и оборудования для голосования; ж) организует голосование на избирательном участке в день выборов, проводит досрочное голосование; з) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на избирательном участке и обеспечивает передачу в территориальную избирательную комиссию документации по подготовке и проведению выборов; и) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и проведения голосования и принимает по ним решения; к) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом. 2. Срок полномочий участковой избирательной комиссии заканчивается с момента передачи избирательной документации, включая избирательные бюллетени, в территориальную избирательную комиссию. Статья 10. Статус члена избирательной комиссии 1. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии. 2. В состав избирательной комиссии не могут входить кандидаты на должности выборных должностных лиц, доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. 3. Члены избирательной комиссии с правом решающего и совещательного голоса: а) заблаговременно извещаются о заседаниях избирательной комиссии и присутствуют на них; б) вправе выступать на заседаниях избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии и требовать по ним проведения голосования; в) вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы по повестке дня и получать на них ответы по существу; г) вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии по данным выборам. 4. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение выборов. В течение срока своих полномочий он не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. 5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса на период проведения выборов не может быть привлечен без согласия прокурора города, района к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. 6. Полномочия членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, избранными выборными должностными лицами, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах должностных лиц. Полномочия остальных членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после опубликования общих итогов выборов. Срок полномочий члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращается одновременно с окончанием срока полномочий участковых избирательных комиссий. Статья 11. Организация деятельности избирательных комиссий 1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2. Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о внесении представления в суд об отмене решения о регистрации кандидатов, о проведении повторного голосования или повторных выборов, о финансовом обеспечении выборов принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. При равном числе голосов голос председателя избирательной комиссии является решающим. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии. 3. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением избирательной комиссии, вправе составить особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за 3 дня до выборов и в день выборов - немедленно. 4. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее 1/3 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 5. Протоколы заседаний избирательной комиссии подписываются председательствующим на заседании и секретарем избирательной комиссии. 6. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам или нормативно-правовым актам Пермской области, либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. 7. На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. Статья 12. Обжалование решений и действий избирательных комиссий 1. Решения и действия избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. 2. Решения по жалобам, поступившим в ходе подготовки выборов, принимаются в пятидневный срок, а за 5 дней до выборов и в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок. Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы. ГЛАВА III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 13. Избирательные округа Выборы должностных лиц проводятся по единым избирательным округам, включающим в себя территорию муниципального образования. Статья 14. Избирательные участки 1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах должностных лиц образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой исполнительного органа местного самоуправления по согласованию с территориальной избирательной комиссией из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов. 2. Избирательные участки образуются в соответствии с административно-территориальным делением. Единую нумерацию избирательных участков устанавливает территориальная избирательная комиссия. 3. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах избирательные участки образуются в срок, предусмотренный п.1 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня выборов. 4. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных и удаленных от населенных пунктов районах. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и доверенным лицам. 5. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий, номеров телефонов должны быть опубликованы в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Статья 15. Список избирателей и порядок его составления 1. Список избирателей составляет участковая избирательная комиссия по каждому избирательному участку на основании данных, представляемых главой исполнительного органа местного самоуправления. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местного самоуправления по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в участковые избирательные комиссии сразу после их образования. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам и домам на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения) и адрес места жительства избирателя. Списки избирателей - военнослужащих, а также членов их семей и других избирателей, проживающих в расположении воинских частей, составляются на основании сведений, утвержденных командирами воинских частей. Список избирателей составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. 2. В список избирателей включаются все граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям п.1 ст.3 настоящего Закона. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного проживания на территории этого избирательного участка. Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. 3. Избиратели, находящиеся в день выборов в санаториях, профилакториях, в больницах и других местах временного пребывания, включаются в список избирателей по месту своего нахождения. 4. Список избирателей предоставляется для всеобщего ознакомления в помещении участковой избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня выборов. В случае, если менее чем за 30 дней гражданин, включенный в список лиц имеющих право участвовать в выборах должностных лиц узнает, что не будет иметь возможности прибыть в день выборов в помещение участка для голосования, на котором включен в списки для голосования, он вправе получить в участковой комиссии по выборам должностных лиц открепительное удостоверение, о чем делается соответствующая отметка в списках для голосования. Получение открепительного удостоверения подтверждается подписью гражданина. Гражданин по предъявлении открепительного удостоверения должен быть внесен в список для голосования на любом участке на территории данного муниципального образования. Форма и текст открепительного удостоверения утверждается территориальной избирательной комиссией. 5. Каждый гражданин обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой неточности или ошибке в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю решение избирательной комиссии с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а за три дня до выборов и в день выборов - немедленно. 6. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после предоставления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо причине не включенные в список избирателей, включаются участковой избирательной комиссией в список дополнительно. ГЛАВА IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТИ ВЫБОРНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 16. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями 1. Право выдвигать кандидатов принадлежит избирателям по месту работы, службы, учебы и жительства на территории муниципального образования, а также любому гражданину, отвечающему требованиям п.п.2, 3 ст.3 настоящего Закона. 2. Инициаторы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов на должности выборных должностных лиц уведомляют в письменной форме соответствующую территориальную избирательную комиссию о своей инициативе. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. Статья 17. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями и избирательными блоками 1. Право выдвигать кандидатов на должности выборных должностных лиц принадлежит избирательным объединениям. Избирательными объединениями, имеющими право на выдвижение кандидатов на должности выборных должностных лиц являются: а) местные отделения общефедеральных партий, движений, иных общественных объединений, устав которых зарегистрирован управлением юстиции администрации Пермской области не позднее чем за 6 месяцев до объявления дня выборов и предусматривает участие в выборах; б) местные отделения областных партий, движений, иных общественных движений, устав которых зарегистрирован управлением юстиции администрации Пермской области не позднее чем за 6 месяцев до дня объявления выборов и предусматривает участие в выборах. 2. Правом избирательного объединения обладают также избирательные блоки, образуемые на период проведения выборов. Решение о вхождении в избирательный блок принимается высшим органом общественного объединения в соответствии с его уставом. Избирательные блоки подлежат регистрации после объявления дня выборов должностных лиц в территориальной избирательной комиссии в течение 5 дней после представления протоколов высших органов общественных объединений с решением о вхождении в избирательный блок и совместного решения общественных объединений о создании избирательного блока. Указанные документы представляются в территориальную избирательную комиссию в течение 5 дней после принятия решения о создании избирательного блока. Выдвижение кандидата от избирательного блока осуществляется на конференции общественных объединений, входящих в избирательный блок. 3. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков принимаются тайным голосованием. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата на должность выборного должностного лица. Статья 18. Сбор подписей в поддержку кандидата на должность выборного должностного лица местного самоуправления 1. Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением о согласии баллотироваться на должность выборного должностного лица. Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, должно быть не менее одного процента от числа избирателей данного муниципального образования. 2. Сбор подписей избирателей проводится по месту работы, службы, учебы, жительства. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи. 3. Подписные листы изготавливаются по форме, утвержденной территориальной избирательной комиссией. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, год рождения, должность и основное место работы, постоянное место жительства кандидата, принадлежность его к какому-либо избирательному объединению, избирательному блоку, либо его независимый статус. 4. Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, инициалы, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес, серию и номер паспорта, либо удостоверения личности офицера, либо военного билета самостоятельно или с его согласия лицом, собирающим подписи. Избиратель вправе ставить свою подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, избирательных блоков или непосредственно избирателей, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. 5. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своих фамилии, имени, отчества, места жительства, серии, номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности, а также кандидатом на должность выборного должностного лица. 6. После окончания сбора подписей инициаторы выдвижения кандидатов либо сами кандидаты передают подписные листы и заявления кандидатов о согласии баллотироваться на должность выборного должностного лица на регистрацию в территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Статья 19. Регистрация кандидатов на должность выборного должностного лица местного самоуправления 1. Кандидаты регистрируются территориальной избирательной комиссией по представлению избирательных объединений, избирательных блоков и избирателей, выдвинувших кандидатов. В представленных документах указывается принадлежность кандидата на должность выборного должностного лица к какому-либо избирательному объединению, избирательному блоку. В случае, если кандидат не принадлежит к какому-либо избирательному объединению, избирательному блоку, он участвует в выборах как независимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата к какому-либо избирательному объединению, избирательному блоку или о его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень. 2. Территориальная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и в течение 5 дней со дня внесения подписных листов принимает решение о его регистрации либо об отказе в регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации. Каждому зарегистрированному кандидату в выборные должностные лица местного самоуправления выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. 3. В случае отказа в регистрации кандидата территориальная избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать выдвигавшемуся кандидату или его доверенному лицу, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата, копию решения избирательной комиссии с изложением мотивов отказа. Основанием для отказа в регистрации кандидата может быть только нарушение срока сбора подписей либо недостаточное количество подписей в подписных листах. В случае сомнения избирательной комиссии в подлинности собранных подписей она имеет право направить подписные листы для проверки фактов фальсификации в следственные органы. При подтверждении фактов фальсификации избирательная комиссия направляет заявление в соответствующий суд об отмене регистрации. 4. Решение территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата на должность выборного должностного лица либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в суд. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 3 дней. Отказ в регистрации кандидата на должность выборного должностного лица, мотивация отказа, а также невыдача справки об отказе в регистрации могут быть обжалованы кандидатом в суд в установленном законом порядке. 5. В случае, если в установленные сроки территориальной избирательной комиссией будет зарегистрирован один кандидат на должность выборного должностного лица или не зарегистрирован ни один кандидат, либо на день выборов будет менее двух зарегистрированных кандидатов на должность выборного должностного лица, выборы откладываются территориальной избирательной комиссией на срок до двух месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Статья 20. Статус кандидатов на должность выборного должностного лица местного самоуправления 1. Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. 2. Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. 3. В течение этого срока территориальная избирательная комиссия за счет средств бюджета, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает кандидатам денежную компенсацию. Денежная компенсация выплачивается ежемесячно, исходя из среднего заработка или иного регулярного дохода кандидата, исчисленного за предшествующие дате регистрации 3 месяца, с учетом индексации, но в размере, не превышающем 10-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда. 4. Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов на поездки на любом виде транспорта в пределах муниципального образования, но не выше размера минимальной месячной оплаты труда. 5. Кандидат может иметь до 10 доверенных лиц, регистрируемых территориальной избирательной комиссией. Доверенные лица должны отвечать требованиям ст.3 настоящего закона. Доверенные лица получают от территориальной избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На этот период по заявлению доверенного лица ему предоставляется неоплачиваемый отпуск. Кандидат вправе в любое время отозвать своих доверенных лиц, заменить их другими, уведомив об этом территориальную избирательную комиссию, которая аннулирует удостоверения отозванных доверенных лиц. 6. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и пр.), территориальная избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов, включая выделенные на предвыборную кампанию. 7. Во время проведения выборов кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. 8. Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора города, района к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административной ответственности, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить территориальную избирательную комиссию. ГЛАВА V. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 21. Предвыборная агитация и сроки ее проведения 1. Граждане Российской Федерации, кандидаты на должности выборных должностных лиц, избирательные объединения, избирательные блоки вправе беспрепятственно в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию за или против любого кандидата. 2. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица, члены избирательных комиссий. 3. Должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами. 4. Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением или обещанием передачи избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных), денежных средств, ценных бумаг либо иных материальных благ. 5. Запрещается проведение предвыборной агитации в помещениях избирательных комиссий и избирательных участков. 6. При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. В случае совершения указанных нарушений территориальная избирательная комиссия вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок, а за 5 дней до дня выборов - немедленно. 7. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата на должность выборного должностного лица и прекращается за 24 часа до дня выборов. В день выборов и предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. 8. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. Статья 22. Предвыборная агитация через средства массовой информации 1. Кандидатам на должность выборного должностного лица, избирательным объединениям и избирательным блокам предоставляется на равных основаниях (бесплатно, равное количество эфирного времени, одно время выхода в эфир и другие условия) эфирное время на каналах телерадиокомпаний, финансируемых за счет соответствующего бюджета. 2. Кандидат имеет право на основании заключенных с государственной или муниципальной телерадиокомпаниями договоров получить за плату эфирное время сверх эфирного времени, предоставляемого бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам должны быть равными. 3. Порядок выступления кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков в средствах массовой информации устанавливается территориальной избирательной комиссией с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в сфере массовой информации. 4. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти или местного самоуправления, организации и учреждения, которые финансируются полностью или частично за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета, обязаны обеспечить равные возможности для изложения предвыборных программ кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, придерживающихся различных политических взглядов. 5. Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных и муниципальных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении выборов через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов, либо членами избирательных комиссий. Статья 23. Предвыборная агитация в периодических печатных изданиях Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются органы государственной власти или органы местного самоуправления, организации и учреждения, которые финансируются полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета, и которое предоставило кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку место на полосе, не вправе отказать другому кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку в месте на полосе на тех же условиях и обязано это сделать в ближайших номерах. Статья 24. Распространение агитационных печатных материалов 1. Кандидаты на должность выборного должностного лица, избирательные объединения, избирательные блоки вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. 2. Избирательные комиссии, которым стало известно о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, обязаны принять меры по пресечению противоправной деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы. 3. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в специально отведенных местах или на специальных стендах, устанавливаемых местной администрацией по согласованию с участковой избирательной комиссией, а также с согласия собственника или владельца в любом помещении, на любом здании, сооружении или любом другом объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий или избирательных участков. Запрещается вывешивать агитационные печатные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, имеющих архитектурную, историческую, культурную ценность. Статья 25. Условия проведения предвыборных собраний, встреч с избирателями 1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам на должность выборного должностного лица в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в пятидневный срок со дня их подачи и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом территориальной избирательной комиссией. 2. По требованию территориальной избирательной комиссии помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, собственности государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций безвозмездно предоставляются в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. При этом территориальная избирательная комиссия обязана обеспечивать равные возможности для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и избирателей. ГЛАВА VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 26. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 1. Средства, выделяемые на подготовку и проведение выборов должностных лиц, предусматриваются местным бюджетом и поступают в территориальные избирательные комиссии в десятидневный срок со дня назначения выборов. 2. Не позднее 45 дней со дня официального опубликования результатов выборов должностных лиц территориальные избирательные комиссии обязаны представить в выборный орган местного самоуправления отчеты о расходовании выделенных им средств. Статья 27. Избирательные фонды кандидатов на должность выборного должностного лица местного самоуправления и порядок их создания 1. Для финансирования предвыборной агитации кандидаты на должность выборного должностного лица вправе создавать собственные избирательные фонды. 2. Избирательные фонды могут формироваться за счет следующих денежных средств: а) средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию территориальной избирательной комиссией; б) собственных средств кандидата, которые не могут превышать минимальный размер месячной оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 5 тысяч раз; в) средств, которые выделены кандидату, выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком, и которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 5 тысяч раз; г) добровольных пожертвований физических лиц, каждое из которых не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 20 раз; д) добровольных пожертвований юридических лиц, каждое из которых не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 500 раз. В целях предвыборной агитации не допускается использование иных денежных средств, кроме поступивших в избирательные фонды кандидатов на должность выборного должностного лица. 3. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан; международных организаций и движений; российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30%; государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций, органов местного самоуправления; религиозных объединений и благотворительных организаций. 4. Если кандидат помимо средств, поступивших в его избирательный фонд, использовал иные денежные средства, территориальная избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата. 5. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды кандидатам на должность выборного должностного лица. 6. Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается законодательством Российской Федерации. 7. Территориальная избирательная комиссия до дня выборов обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, предоставляемых кандидатом каждые 15 дней с момента открытия счета. Статья 28. Порядок расходования и учет средств избирательных фондов 1. Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в одном из отделений Сберегательного банка Российской Федерации, который открывается кандидатом на должность выборного должностного лица с разрешения территориальной избирательной комиссии после его регистрации. 2. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. 3. Отделения Сберегательного банка представляют территориальной избирательной комиссии по ее письменному запросу сведения о поступлении и расходовании средств, находящихся на специальных временных счетах кандидатов. Все финансовые операции со специальными временными счетами кандидатов прекращаются в день выборов. 4. Остатки денежных средств на счетах кандидатов после завершения выборов перечисляются кандидатами с разрешения территориальной избирательной комиссии пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета территориальной избирательной комиссии, организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования. 5. Кандидат не позднее чем через 30 дней по окончании выборов обязан представить в территориальную избирательную комиссию отчет о размерах всех источников создания своего избирательного фонда, а также о всех произведенных затратах. Избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет в средствах массовой информации не позднее чем через 45 дней после его представления в избирательную комиссию. ГЛАВА VII. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ ВЫБОРНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 29. Помещение для голосования 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковых избирательных комиссий соответствующим главой исполнительного органа местного самоуправления. 2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, а также путь от них к избирательным ящикам и избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд с информацией обо всех выдвинутых кандидатах на должности выборных должностных лиц с обязательным указанием о каждом из них данных, предусмотренных п.3 ст.18 и п.1 ст.19 настоящего Закона, а также образцы заполненных избирательных бюллетеней без указания фамилий кандидатов. Статья 30. Избирательные бюллетени 1. Для выборов должностного лица каждый избиратель получает один избирательный бюллетень. Форма и текст избирательного бюллетеня утверждается территориальной избирательной комиссией. 2. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных кандидатов и данные о них, указанные в п.3 ст.18 настоящего Закона. Справа, напротив данных о каждом кандидате, помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. 3. Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. 4. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. 5. Избирательные бюллетени печатаются не позднее чем за 20 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от территориальной избирательной комиссии избирательные бюллетени не позднее чем за пять дней до дня выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на два процента. На лицевой стороне полученных избирательных бюллетеней ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, заверенные печатью участковой избирательной комиссии. 6. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, участковые избирательные комиссии по указанию территориальной избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах, либо территориальная избирательная комиссия изготовляет новые избирательные бюллетени. Статья 31. Порядок голосования 1. Голосование производится в день выборов с 8 часов до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации либо иным способом. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия с разрешения территориальной может прекратить голосование ранее 22 часов. 2. Избиратель, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет в день выборов прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, может проголосовать досрочно. Такой избиратель может заполнить избирательный бюллетень в помещении территориальной (за 15-4 дней до дня выборов) или участковой (за 3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии с соблюдением тайны голосования. Если избиратель голосует в помещении территориальной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать территориальной избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену соответственно территориальной или участковой избирательной комиссии. На конверте на месте склейки ставятся подписи двух членов соответствующей избирательной комиссии, заверенные печатью соответствующей избирательной комиссии, а также подпись проголосовавшего избирателя. Территориальные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующие участковые избирательные комиссии одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке избирателей, проголосовавших таким образом. 3. В 8 часов в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными избирательными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями, и опускает извлеченные из них избирательные бюллетени в избирательные ящики. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии, после чего председатель приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. 4. При выдаче избирательного бюллетеня член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер паспорта избирателя либо иного документа, удостоверяющего личность, а избиратель при получении бюллетеня ставит свою подпись. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. 5. Заполнение избирательного бюллетеня избирателем производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении избирательного бюллетеня. 6. В том случае, когда избиратель не может прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам, по его письменной или устной просьбе участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этого избирателя с использованием переносного избирательного ящика. Количество переносных избирательных ящиков определяется решением территориальной избирательной комиссии. При голосовании вправе присутствовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения, а равно искажения волеизъявления избирателя. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. В списке избирателей делается членом участковой избирательной комиссии отметка о голосовании вне помещения для голосования. 7. Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене по выборам должностного лица местного самоуправления какого-либо знака в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции "Против всех кандидатов". 8. Заполненный избирательный бюллетень избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. 9. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. 10. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при отсутствии последнего - секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею. 11. В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня он совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с просьбой о выдаче нового избирательного бюллетеня взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей, против фамилии данного избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт, прилагаемый к протоколу участковой избирательной комиссии. Статья 32. Подсчет голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями 1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении избирательного участка. 2. Перед вскрытием избирательных ящиков председатель участковой избирательной комиссии в присутствии правомочного состава членов комиссии с правом решающего голоса погашает неиспользованные избирательные бюллетени, о чем составляется акт, прилагаемый к протоколу участковой избирательной комиссии; оглашает количество неиспользованных избирательных бюллетеней, заносимое в протокол; проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных. В начале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в каждом переносном ящике. Число бюллетеней, находящихся в переносном ящике, не должно превышать числа письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка. В случае обнаружения в переносном ящике большего числа бюллетеней, чем количество заявлений, все бюллетени, находящиеся в этом переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования. Количество находящихся в переносных избирательных ящиках бюллетеней оглашается председателем участковой избирательной комиссии, заносится в протокол. После этого вскрываются стационарные избирательные ящики. 3. В первую очередь определяются недействительные избирательные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, не заверенные печатью и подписями двух членов территориальной или участковой избирательной комиссии, а также избирательные бюллетени, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, и, в частности, такие, в которых крест или иной знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. 4. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются. 5. В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки и иностранные (международные) наблюдатели. 6. Участковая избирательная комиссия составляет протокол в трех экземплярах по итогам голосования на данном участке, в каждый из которых включаются следующие данные: а) число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, дополнительно внесенных в список; б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; г) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; д) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; е) число погашенных избирательных бюллетеней; ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках; з) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках; и) число действительных избирательных бюллетеней; к) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; л) число голосов избирателей, поданных за каждого из кандидатов; м) число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; н) количество поступивших в комиссию жалоб и заявлений и принятых по ним решений. 7. Протоколы об итогах голосования на избирательном участке подписываются председателем и всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При подписании протоколов члены участковой избирательной комиссии, не согласные с содержанием, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколам, о чем в протоколах делаются соответствующие записи. 8. Участковая избирательная комиссия обязана предоставлять заверенные копии протоколов об итогах голосования по требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя. 9. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке немедленно направляются в территориальную избирательную комиссию. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранятся у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы. Третий экземпляр протокола участковой избирательной комиссии вывешивается на стенде в помещении участковой избирательной комиссии. 10. Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в территориальную избирательную комиссию не позднее чем через 10 дней после официального объявления итогов выборов. Статья 33. Установление результатов выборов должностных лиц местного самоуправления 1. Территориальная избирательная комиссия в течение суток по получении протоколов участковых избирательных комиссий производит подсчет голосов по муниципальному образованию путем суммирования сведений, содержащихся в поступивших протоколах. 2. Территориальная избирательная комиссия об установлении результатов выборов составляет итоговые протоколы, внося в каждый из них следующие данные: а) число граждан, включенных в списки избирателей по выборам должностного лица; б) число избирателей, принявших участие в голосовании; в) число голосов избирателей, поданных за каждого из кандидатов; г) число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; д) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; е) одно из следующих решений: - признание избранным кандидата, получившего более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании; - признание неизбранным ни одного из кандидатов, если никто из них не получил более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании; - признание выборов несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% избирателей, включенных в списки избирателей по выборам должностных лиц местного самоуправления; если число голосов, поданных в графе "Против всех кандидатов", превышает число голосов, поданных за каждого из двух кандидатов (или одного из них), набравших наибольшее число голосов; если в первом туре голосования наибольшее число голосов, полученных каждым из двух таких кандидатов, составляет менее 10% от числа избирателей, принявших участие в голосовании; - признание выборов недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. 3. Территориальная избирательная комиссия составляет протоколы в двух экземплярах. Протоколы подписываются председателем и всеми присутствующими членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. При подписании протоколов о результатах выборов члены территориальной избирательной комиссии, не согласные с содержанием, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколам, о чем в протоколах делается соответствующая запись. 4. Сообщение об итогах выборов должностных лиц местного самоуправления публикуется в средствах массовой информации в течение трех дней с момента подписания итогового протокола. 5. Один экземпляр протоколов об итогах выборов должностного лица территориальная избирательная комиссия направляет в течение 3 суток в областную избирательную комиссию, а другой хранится у секретаря территориальной избирательной комиссии до окончания срока ее полномочий, после чего передается на хранение в порядке, определенном областной избирательной комиссией. 6. В случае, если ни один из кандидатов на должность выборного должностного лица не будет избран, территориальная избирательная комиссия назначает второй тур голосования. К нему допускаются два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Второй тур голосования проводится не позднее двух недель после проведения первого тура с соблюдением требований, установленных настоящим Законом. Сообщение о проведении второго тура публикуется в печати не позднее чем за 5 дней до дня голосования. 7. Во втором туре голосования выборы признаются состоявшимися независимо от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Избранным считается кандидат, получивший во втором туре голосования большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другому кандидату, если число голосов, поданных "Против всех кандидатов", не превышает числа голосов, поданных за этого кандидата. 8. После проведения второго тура голосования подведение его итогов и результатов выборов, их опубликование осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом. 9. Результаты выборов должностных лиц, установленные в итоговых протоколах территориальной избирательной комиссии, могут быть обжалованы по мотивам недействительности любым из кандидатов на должность выборного должностного лица. Статья 34. Повторные выборы 1. Если выборы должностного лица были признаны несостоявшимися на основании того, что число голосов, поданных в графе "Против всех кандидатов", превышает число голосов, поданных за каждого из двух кандидатов (или одного из них), набравших наибольшее число голосов, кандидаты, участвовавшие в выборах, не могут выдвигать свои кандидатуры вновь. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по тем же спискам избирателей, что были составлены для проведения предыдущих выборов, отпечатанным вновь. 2. Повторные выборы проводятся с соблюдением требований, установленных настоящим Законом, при этом сроки избирательных действий могут быть сокращены решением территориальной избирательной комиссии, но не более чем на одну треть. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в печати не позднее чем через три дня после принятия решения об их проведении. (В редакции Закона Пермской области от 18.10.96 г. N 578-90) Статья 35. Регистрация кандидата избранного на должность выборного должностного лица местного самоуправления 1. Территориальная избирательная комиссия после подписания итоговых протоколов о результатах выборов извещает об этом кандидата, избранного должностным лицом. 2. Территориальная избирательная комиссия после официального сообщения об итогах выборов производит регистрацию избранных должностных лиц и выдает им удостоверения об избрании. ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 36. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан, законодательства о выборах Уголовная и административная ответственность за нарушение законодательства о выборах наступает в соответствии с федеральными законами. Статья 37. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением п.2 ст. 3 и п.3 ст. 4, действие которых начинается после первых выборов должностных лиц местного самоуправления и выборов депутатов представительных органов местного самоуправления второго созыва. (В редакции Закона Пермской области от 08.04.96 г. N 425-71) Губернатор Пермской области Б.Ю.Кузнецов 09.12.1995 N 360-58 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|