Расширенный поиск

Распоряжение Губернатора Пензенской области от 12.11.2012 № 452-р

 

 

                                  
                                  
                                  
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ           
                                  
                    ГУБЕРНАТОРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ  
                                  
                                  
                    от 12 ноября 2012 г.  N 452-р
                               г. Пенза               
                                      

 

   Об утверждении Региональной стратегии действий в интересах детей
   Пензенской области на 2013-2017 годы и создании Координационного
      совета при Губернаторе Пензенской области по ее реализации

 

       (В редакции Распоряжений Губернатора Пензенской области

          от 11.03.2013 г. N 86-р; от 15.05.2013 г. N 168-р;

          от 16.12.2013 г. N 467-р; от 31.03.2014 г. N 89-р;

          от 04.09.2014 г. N 269-р; от 15.12.2015 № 458-р;
           от 25.04.2016 № 135-р; от 01.12.2016 № 505-р)   

 

 

     Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012
N  761    Национальной  стратегии  действий  в  интересах  детей  на
2012-2017 годы",  руководствуясь Уставом Пензенской  области,  Законом
Пензенской  области от 10.04.2006 N 1005-ЗПО "О Губернаторе Пензенской
области (с последующими изменениями):
     1. Утвердить Региональную стратегию действий  в  интересах  детей
Пензенской области на 2013-2017  годы  (далее  -  Стратегия)  согласно
приложению N 1.
     2. Создать  Координационный  совет  при  Губернаторе   Пензенской
области по реализации Стратегии (далее - Совет) и утвердить его состав
согласно приложению N 2.
     3. Утвердить Положение о Совете согласно приложению N 3.
     4.    Органам    исполнительной    власти    Пензенской   области
руководствоваться  положениями  Стратегии  при разработке и реализации
региональных   государственных   программ   и   ведомственных  целевых
программ.    редакции Распоряжения Губернатора Пензенской области от

16.12.2013 г. N 467-р)
     5. Настоящее  распоряжение  опубликовать  в  газете   "Пензенские
губернские ведомости".
     6.  Контроль  за исполнением настоящего распоряжения возложить на

заместителя    Председателя    Правительства    Пензенской    области,

координирующего  вопросы  семьи  и  детства.  (В редакции Распоряжения

Губернатора Пензенской области от 04.09.2014 г. N 269-р)

 

 

     Губернатор
     Пензенской области          В.К.Бочкарев
     __________________

 

                                      

 

     Приложение N 1
     УТВЕРЖДЕНА
     распоряжением Губернатора
     Пензенской области
     от 12 ноября 2012 г.  N 452-р

 

 

                        РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

            ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

                          НА 2013-2017 ГОДЫ

 

       (В редакции Распоряжения Губернатора Пензенской области

           от 16.12.2013 г. N 467-р; от 25.04.2016 № 135-р)

 

 

                             1. Введение

 

     Согласно Всеобщей декларации прав человека дети  имеют  право  на

особую заботу и помощь. Конституция Российской  Федерации  гарантирует

государственную  поддержку  семьи,  материнства  и  детства.  Подписав

Конвенцию  о  правах  ребенка  и  иные  международные  акты  в   сфере

обеспечения прав детей, Российская Федерация  выразила  приверженность

участию  в  усилиях  мирового  сообщества   по   формированию   среды,

комфортной и доброжелательной для жизни детей.

     В Российской Федерации принята Национальная стратегия действий  в

интересах детей на 2012-2017 годы (далее - Национальная стратегия).  В

рамках  очередного  этапа  социально-экономического  развития   страны

актуальным является разработка и принятие документа на уровне  региона

- Региональной стратегии действий в интересах детей Пензенской области

на 2013-2017 годы (далее - Региональная стратегия).

     Главная  цель  Региональной  стратегии  -   определить   основные

направления и задачи политики Пензенской области в интересах  детей  и

ключевые  механизмы  ее  реализации,  базирующиеся  на  общепризнанных

принципах и нормах международного права.

     В последнее десятилетие обеспечение благополучного и  защищенного

детства стало одним из основных  национальных  приоритетов  России.  В

посланиях  Президента  Российской  Федерации   Федеральному   Собранию

Российской Федерации ставились  задачи  по  разработке  современной  и

эффективной  государственной  политики  в  области  детства.  Проблемы

детства и пути их решения нашли свое отражение на федеральном уровне в

Концепции долгосрочного социально-экономического  развития  Российской

Федерации на период до 2020 года, Концепции  демографической  политики

Российской Федерации на период до 2025 года.

     Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на

долгосрочную перспективу (до  2021  года)  приоритетной  целью  ставит

развитие человеческого потенциала, что  в  свою  очередь  предполагает

решение широкого круга задач, связанных с  государственной  поддержкой

семьи и детства.

     Концепция демографической политики Пензенской области  на  период

до 2025  года  стала  основой  для  разработки  мер,  направленных  на

повышение рождаемости, оказание поддержки  семье,  охрану  здоровья  и

увеличение продолжительности жизни населения Пензенской области.

     Инструментом  практического  решения  многих  вопросов  в   сфере

детства стала реализация в  Пензенской  области  долгосрочных  целевых

программ:

     - Дети Пензенской области на 2009-2013 годы;

     - Молодежь Пензенской области (2009-2013 годы);

     - Доступная среда в Пензенской области на 2012-2015 годы;

     - Комплексные меры  по  реализации  демографической  политики  на

территории Пензенской области на 2009-2013 годы;

     - Развитие системы образования Пензенской  области  на  2011-2015

годы;

     - Профилактика правонарушений  и  экстремистской  деятельности  в

Пензенской области на 2011-2013 годы;

     - Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и  подростков

в Пензенской области на 2011-2015 годы.

     В 2009 году в Пензенской области в целях защиты прав и  интересов

детей был образован институт Уполномоченного по правам ребенка.

     Увеличился   объем   финансирования   социальных   расходов    из

федерального бюджета и бюджета Пензенской области, приняты новые  меры

социальной поддержки семей с детьми.

     В Пензенской области  действует  "Комплексный  план  мероприятий,

направленных  на  снижение  смертности  детей  от  внешних  причин,  в

Пензенской  области  на   2011-2013   годы",   которым   предусмотрено

проведение ряда профилактических мероприятий  по  снижению  смертности

детей.

     Ежегодно комиссией по делам несовершеннолетних и защите  их  прав

Пензенской  области  утверждается   План   основных   межведомственных

мероприятий   по   профилактике   безнадзорности   и    правонарушений

несовершеннолетних, охране их прав.

     В  результате  принятых  мер  наметились   позитивные   тенденции

увеличения  рождаемости  и  снижения  детской  смертности,   улучшения

социально-экономического   положения   семей   с   детьми,   повышения

доступности образования и медицинской помощи для детей,  значительного

увеличения числа устроенных в семьи детей,  оставшихся  без  попечения

родителей, снижения уровня преступности среди несовершеннолетних.

     Вместе  с  тем  проблемы,  связанные  с  созданием  комфортной  и

доброжелательной для жизни  детей  среды,  сохраняют  свою  остроту  и

далеки от окончательного решения.

     По-прежнему  в  демографической  структуре  населения  Пензенской

области смертность превышает  рождаемость,  за  последнее  десятилетие

сохраняются  устойчивые  негативные  тенденции  в  динамике   основных

параметров здоровья детей.

     Социально-экономическое положение семей объективно  ухудшается  с

увеличением количества детей в семье, что крайне негативно сказывается

на уровне рождаемости, а также возможностях для полноценного  развития

и воспитания детей.

     Низкими  темпами  сокращается   число   детей-инвалидов,   детей,

оставшихся без попечения родителей, сохраняет негативную  тенденцию  к

увеличению общее число детей-сирот.

     Сохраняется высокий  уровень  семейного  неблагополучия  и  число

случаев лишений родительских  прав.  Далека  до  совершенства  система

социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и  детей,

оставшихся  без  попечения  родителей,  а  также  система   подготовки

приемных родителей.

     Дети подвергаются насилию и преступным посягательствам  взрослых,

в том числе членов семьи, высока численность родителей,  состоящих  на

учете в органах внутренних дел  в  связи  с  ненадлежащим  воспитанием

детей.

     Остается высоким уровень правонарушений среди  несовершеннолетних

(в том  числе   среди   детей,   не   достигших   возраста   уголовной

ответственности), вовлечения детей в преступную деятельность.

     Остро стоят  проблемы  подросткового  алкоголизма,  наркомании  и

токсикомании.

     Развитие   высоких   технологий,   открытость   страны   мировому

сообществу привели к незащищенности детей от противоправного  контента

в информационно-телекоммуникационной сети  "Интернет"  (далее  -  сеть

"Интернет"), усугубили проблемы, связанные с  детской  порнографией  и

проституцией,  общим   ослаблением   морально-нравственной   платформы

семейных и межличностных отношений людей.

     Необходимо развивать   систему   оказания   практической   помощи

детям-инвалидам и детям  с  ограниченными  возможностями  здоровья  не

только   в   преодолении   ограничений   здоровья,  но  и  в  успешной

социализации, адаптации в обществе.

     Многое  нужно  сделать  для  модернизации  системы  выявления   и

развития молодых талантов, создания необходимых условий  для  развития

способностей всех детей, их дальнейшей  самореализации  независимо  от

места жительства,  социального  положения  и  финансовых  возможностей

семьи.

     Плодотворная работа по поддержке детства невозможна  без  участия

самих  детей,  что   предполагает   комплекс   необходимых   правовых,

финансовых, организационных мер  по  развитию  детских  организаций  и

объединений, привлечению "детского сектора" к участию в работе органов

местного самоуправления муниципальных образований.

     Разработка и  принятие  настоящей  Региональной  стратегии  стало

необходимым, поскольку многие другие имеющиеся  в  Пензенской  области

стратегические документы,  которые  рассматривают  темы,  связанные  с

политикой в области детства и семьи, не ставят  прямых  стратегических

целей в данной области и не планируют взаимосвязанных межведомственных

непосредственных действий по основным вопросам в сфере детства.

     Региональная стратегия разработана  на  период  до  2017  года  и

призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в

области   прав   ребенка,   формирование   единого   подхода   органов

государственной   власти   Пензенской   области,   органов    местного

самоуправления,  институтов  гражданского   общества   и   граждан   к

определению целей, задач, направлений  деятельности  и  первоочередных

мер по решению наиболее актуальных проблем детства.

     Реализацию Региональной стратегии предусматривается  осуществлять

по  основным  направлениям,  закрепленным  в  Национальной   стратегии

действий в интересах детей на 2012-2017 годы:

     - семейная политика детствосбережения;

     - доступность качественного  обучения  и  воспитания,  культурное

развитие и информационная безопасность детей;

     - здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;

     - равные возможности  для  детей,  нуждающихся  в  особой  заботе

государства;

     - создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей  и

дружественного к ребенку правосудия;

     - дети - участники реализации стратегии.

     Настоящая стратегия  служит  основой  формирования  лучшей  жизни

детей и семей, стимулирования роста  численности  населения,  а  также

основой качественного развития человеческого потенциала  в  Пензенской

области.

 

                1.1. Основные проблемы в сфере детства

 

     Недостаточная эффективность имеющихся  механизмов  обеспечения  и

защиты прав и интересов детей.

     Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в  многодетных

и неполных семьях.

     Распространенность семейного неблагополучия, случаев неисполнения

родительских обязанностей, жестокого обращения с детьми  и  всех  форм

насилия в отношении детей.

     Низкая эффективность профилактической работы с семьями и  детьми,

находящимися  в  социально   опасном   положении,   распространенность

практики лишения родительских прав и социального сиротства.

     Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты  и

дети, оставшиеся без  попечения  родителей,  дети-инвалиды  и  дети  с

ограниченными возможностями здоровья, дети,  находящиеся  в  социально

опасном положении).

     Низкие показатели здоровья детей и  подростков,  большой  процент

детей, имеющих хроническую патологию.

     Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации,

представляющей опасность для детей.

     Низкий уровень  квалификации  специалистов,  работающих  в  сфере

детства,  слабое  внедрение  в  практику  новых  технологий  работы  с

семьями,  находящимися  в  социально  опасном  положении,  с   детьми,

нарушающими закон.

     Преступность и правонарушения  несовершеннолетних    том  числе

детей, не достигших возраста уголовной ответственности).

     Недостаточность условий для развития способностей всех детей,  их

дальнейшей самореализации независимо от места жительства,  социального

положения и финансовых возможностей семьи.

     Отсутствие действенных механизмов  обеспечения  участия  детей  в

общественной   жизни,   в   решении   вопросов,    затрагивающих    их

непосредственно.

 

            1.2. Ключевые принципы Региональной стратегии

 

     Реализация  основополагающего  права  каждого  ребенка   жить   и

воспитываться в семье.

     В Пензенской области создаются условия для обеспечения соблюдения

прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их

нарушений и  организации  профилактической  помощи  семье  и  ребенку,

обеспечения адресной поддержки  нуждающихся  в  ней  семей  с  детьми,

оказавшимися в трудной  жизненной  ситуации,  а  при  необходимости  -

принимаются  меры  по  устройству  детей,  оставшихся  без   попечения

родителей, на воспитание в семьи граждан.

     Защита прав каждого ребенка.

     В  Пензенской   области   формируется   система,   обеспечивающая

реагирование  на  нарушение  прав  каждого  ребенка   без   какой-либо

дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование  и  принятие

необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения  прав  ребенка  и

восстановлению нарушенных прав; правовое  просвещение;  предоставление

реабилитационной помощи каждому ребенку,  ставшему  жертвой  жестокого

обращения или преступных посягательств.

     Максимальная реализация потенциала каждого ребенка.

     В Пензенской области создаются условия для формирования достойной

жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания

и  социализации,  максимально  возможной  самореализации  в  социально

позитивных видах деятельности.

     Сбережение здоровья каждого ребенка.

     В  Пензенской   области   принимаются   меры,   направленные   на

формирование у семьи и детей  потребности  в  здоровом  образе  жизни,

всеобщую     раннюю     профилактику     заболеваемости,     внедрение

здоровьесберегающих   технологий   во   все   сферы   жизни   ребенка,

предоставление бесплатной квалифицированной медицинской помощи в любых

ситуациях.

     Технологии  помощи,  ориентированные   на   развитие   внутренних

ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые  при

поддержке государства.

     В Пензенской области внедряются эффективные технологии социальной

работы,  предполагающие  опору  на   собственную   активность   людей,

предоставление им возможности  участвовать  в  решении  своих  проблем

наряду со специалистами.

     Помощь детям, находящимся в конфликте с законом.

     В Пензенской области  создается  система,  нацеленная,  в  первую

очередь,  на   реабилитацию   и   перевоспитание   несовершеннолетнего

правонарушителя,    использующая     технологии     восстановительного

правосудия,  процедур  примирения  и  заглаживания   вины.   Приоритет

межведомственной работы по каждому случаю подросткового  преступления,

развитие  форм   и   методов,   предусматривающих   эффективные   меры

некарательного воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя.

     Особое внимание уязвимым категориям детей.

     В  Пензенской  области  во  всех  случаях  особое  и  достаточное

внимание  уделяется  детям,   относящимся   к   уязвимым   категориям.

Разрабатываются и внедряются формы работы с такими детьми, позволяющие

преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации

и полноценной интеграции в общество.

     Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе  с

каждым ребенком и его семьей.

     В Пензенской области формирование и реализация политики в области

детства основывается  на  использовании  последних  достижений  науки,

современных технологий, в том числе в социальной сфере. Обеспечиваются

условия для качественного профессионального обучения и дополнительного

профессионального  образования  во  всех  отраслях,  так   или   иначе

связанных с работой с детьми и их семьями.

     Партнерство во имя ребенка.

     В Пензенской области политика  в  области  детства  опирается  на

технологии   социального   партнерства,   общественно-профессиональную

экспертизу, реализовывается с участием  бизнес-сообщества  и  научного

сообщества, посредством привлечения общественных организаций к решению

актуальных  проблем,  связанных  с  обеспечением  и  защитой  прав   и

интересов  детей.  Принимаются  меры,  направленные  на   формирование

открытого  рынка  социальных  услуг,  создание  системы  общественного

контроля в  сфере  обеспечения  и  защиты  прав  детей,  в  том  числе

находящихся  в  трудной  жизненной  ситуации,  в   социально   опасном

положении или в конфликте с законом.

 

                2. Семейная политика детствосбережения

 

                     2.1. Краткий анализ ситуации

 

     Численность детского населения Пензенской области по состоянию на

01.01.2011 составила 226602 человека. В 2011 году родилось 13877 детей

(2010 год - 14115,  2009  год  -  14212).  В  2011  году  младенческая

смертность  снизилась до 10,1 на 1000 родившихся (в 2010 году - 10,2).

Общее число браков в 2011 году увеличилось - 11541 (2010 год -  10772,

2009  год  - 10679),  однако увеличилось и число разводов - 6680 (2010

год - 6178, 2009 год - 6627).

     Для многодетных и неполных семей  характерны  максимальные  риски

бедности. Недостаточно удовлетворен спрос на доступные товары и услуги

для детей. Согласно данным Росстата, в Пензенской области в 2010  году

в большинстве семей с тремя детьми уровень среднедушевого  дохода  был

ниже  прожиточного  минимума  почти  в  два  раза.  В  самом  уязвимом

положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет,  дети  из

многодетных и неполных семей и дети безработных родителей. Большинство

средств из полученных доходов в семьях с детьми расходуется на питание

(от 40 до 70% и более дохода) и оплату различных услуг (от 16 до 20% и

более дохода) в зависимости от количества детей.

     В 2011 году  доля  семей  с  детьми  с  денежными  доходами  ниже

величины прожиточного минимума в  общей  численности  семей  с  детьми

составила 60,2% (в 2010 году - 52,0%).

     Трансформация  института  семьи  сопровождается  высоким  уровнем

социального неблагополучия в  семьях,  что  сопряжено  с  пьянством  и

алкоголизмом, наркозависимостью,  деградацией  семейных  и  социальных

ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления

и неоказания эффективной профилактической помощи семьям  с  детьми  на

ранних этапах основными  мерами  по  защите  прав  ребенка  становятся

лишение и ограничение родительских прав.

     В 2011 году в Пензенской области численность родителей,  лишенных

родительских прав, составила 321 человек (в 2010 году -  357,  в  2009

году - 346), численность детей, у которых родительских прав лишены оба

или единственный родитель - 160 (в 2010 году -  273,  в  2009  году  -

248).

     В Пензенской  области  число  детей,   находившихся   в   трудной

жизненной ситуации,  в 2011 году составило 132731 человек (в 2010 году

- 140537,  в 2009  году  -  127055),  что  составило  58,6%  от  общей

численности детского населения.  Число детей, находившихся в социально

опасном положении,  в 2011 году - 2480 человек (в 2010 году - 2847,  в

2009 году - 3066).

     Одной из основных  причин  невысокой  эффективности  профилактики

социального сиротства является позднее выявление семейного и  детского

неблагополучия, отсутствие  комплексной  работы  с  семьей  на  ранней

стадии кризиса. Помощь семьям и детям  строится  как  набор  отдельных

услуг, зачастую не скоординирована и не выстроена как  единый  процесс

реабилитации. В недостаточной степени  распространены  и  используются

современные  технологии  профилактической  работы.  Раннее   выявление

семейного неблагополучия позволяет  минимизировать  затраты  и  усилия

специалистов,  необходимые  для  восстановления   семьи,   обеспечения

соблюдения прав ребенка. Организация работы с семьями, находящимися на

ранней  стадии  кризиса,  позволяет  сохранить  детям  кровную  семью,

сократить число лишений родительских прав.

     С     целью     повышения     результативности     индивидуальной

реабилитационной работы в отношении детей и подростков, оказавшихся  в

социально опасном положении, с  2003  года  внедрена  межведомственная

система учета детей, находящихся  в  социально  опасном  положении.  В

социально опасное положение попадают, как правило,  неполные  (56%)  и

многодетные    (16%)    семьи.    В    результате     межведомственной

реабилитационной работы численность  семей,  находящихся  в  социально

опасном положении, на начало 2012 года сократилась почти в два раза по

сравнению с 2007 годом, при этом в течение 2011 года у половины из них

удалось улучшить ситуации в семье.

     Однако деятельность по реабилитации детей и  семей  и  социальный

патронаж семей, оказавшихся в трудной  жизненной  ситуации,  не  имеет

достаточного нормативного обеспечения, отсутствуют стандарты работы  с

такими семьями.

     В Пензенской области имеются факты жестокого обращения с  детьми,

включая физическое, эмоциональное,  сексуальное  насилие  в  отношении

детей, пренебрежение их основными потребностями.

     По статье 156 УК  РФ  (Неисполнение  обязанностей  по  воспитанию

несовершеннолетнего, связанное с  жестоким  обращением)  в  Пензенской

области в 2011 году совершено 36 преступлений (2010 год - 50, 2009 год

- 49).

 

                         2.2. Основные задачи

 

     Сокращение бедности среди семей с детьми  и  помощь  в  получении

минимального гарантированного дохода.

     Повышение доступности и качества социальных  услуг  для  семей  с

детьми.

     Обеспечение для всех детей безопасного  и  комфортного  семейного

окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка  и  исключены

любые формы жестокого обращения с ним.

     Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной  на

его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной  помощи  семье,

находящейся в трудной жизненной  ситуации,  оказываемой  на  межведом-

ственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.

 

                       2.3. Первоочередные меры

 

     Оптимизация полномочий государственных  органов  по  защите  прав

детей,    нормативное    закрепление     порядка     межведомственного

взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального

сиротства, защите прав и законных интересов детей.

     Создание  и  распространение   информации   о   правах   ребенка,

адаптированной   для   детей,   родителей,   учителей,   специалистов,

работающих с детьми и  в  интересах  детей,  через  средства  массовой

информации, сеть "Интернет", организации для детей.

     Формирование региональной системы мониторинга  и  статистического

учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в  сфере

материнства и детства.

 

                2.4. Меры, направленные на сокращение

                    бедности среди семей с детьми

 

     Разработка новых мер по  усилению  гарантий  занятости  на  рынке

труда работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите.

     Внедрение в деятельность социальных служб технологий  активизации

ресурсов семьи, повышающих  социальную  компетентность  членов  семей,

направленных  на   формирование   мотивации   трудовой   занятости   и

самообеспечения.

     Введение экономических  стимулов,  повышающих  заинтересованность

организаций в приеме на работу граждан с высокой  семейной  нагрузкой,

беременных женщин, семей, имеющих детей до трех  лет,  семей,  имеющих

детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

     Развитие программ профессионального  обучения  и  дополнительного

профессионального образования  родителей,  находящихся  в  отпуске  по

уходу за ребенком до трех  лет,  планирующих  возвращение  к  трудовой

деятельности.

     Поддержка развития    семьи    как   субъекта   собственности   и

предпринимательства, содействие в развитии малого семейного и женского

бизнеса, индивидуального предпринимательства и самозанятости.

     Развитие программ временной занятости несовершеннолетних  граждан

в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от обучения время.

     Совершенствование  и  развитие   мер   адресной   государственной

социальной поддержки  различным  категориям  семей,  совершенствование

механизмов компенсации социальных рисков семьи, учета  потребностей  и

ресурсов семей, повышение доступности и качества социальных услуг.

     Совершенствование системы  улучшения  жилищных  условий   молодых

семей  и  семей  с  детьми,  а  также  многодетных  семей  и  семей  с

детьми-инвалидами.

 

         2.5. Меры, направленные на формирование безопасного

             и комфортного семейного окружения для детей

 

     Обеспечение внедрения и  распространения  современных  технологий

профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми.

     Развитие программ, направленных на усиление участия в  воспитании

детей родителей, проживающих отдельно от детей.

     Внедрение в деятельность социальных служб технологий,  повышающих

социальную и родительскую компетентность членов семей.

     Повышение    доступности     консультационной     и     кризисной

психологической и конфликтологической помощи всем членам семьи, в  том

числе за  счет  активного  развития  и  поддержки  сектора  профильных

некоммерческих организаций.

     Разработка  и  реализация  программ  правового  просвещения   для

взрослых членов семьи, в том числе родительского образования.

     Продолжение  в  Пензенской  области  информационной  кампании  по

противодействию жестокому обращению с детьми.

     Дальнейшее развитие службы детского "телефона  доверия"  и  служб

помощи детям, подвергшимся жестокому обращению.

     Формирование действенных механизмов раннего  выявления  жестокого

обращения и насилия в отношении  ребенка,  социального  неблагополучия

семей с  детьми  и  оказания  им  помощи  с  участием  образовательных

организаций,   медицинских   организаций,   организаций,   оказывающих

социальные услуги, в том числе закрепление  порядка  межведомственного

взаимодействия в деятельности по защите прав детей.

     Формирование полноценной  системы  профессионального  обучения  и

дополнительного профессионального образования специалистов, работающих

с детьми и в интересах детей.

     Организация распространения и внедрения передового опыта в  сфере

профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших.

 

 

            2.6. Меры, направленные на профилактику изъятия

                ребенка из семьи, социального сиротства

 

     Организация на межведомственной основе системы раннего  выявления

социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с  ними

для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав

(при  участии  органов  социальной  защиты   населения,   образования,

здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних

и защите  их  прав,  органов  опеки  и  попечительства)  с  надлежащей

координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи.

     Обеспечение  широкого  доступа  семей  с  детьми  к   необходимым

социальным услугам, в том числе на основе развития  специализированных

организаций и служб для несовершеннолетних, центров реабилитации детей

и подростков с ограниченными возможностями, центров социальной  помощи

семье и  детям,  центров  психолого-педагогической  помощи  населению,

служб экстренной психологической помощи "телефон  доверия",  кризисных

отделений   для   женщин   с   детьми,   организаций   дополнительного

образования, организаций отдыха и оздоровления для детей.

     Обеспечение  повсеместного   внедрения   эффективных   технологий

реабилитации  семей  с  детьми,  находящихся   в   социально   опасном

положении.

     Совершенствование  системы  предоставления  помощи   женщинам   с

детьми,  оказавшимся  в  трудной  жизненной  ситуации,  в  том   числе

беременным.

     Внедрение системы профилактики отказов от детей  при  рождении  и

(или)  помещении  в  медицинские  организации,  особенно   в   случаях

выявления у ребенка нарушений развития и несовершеннолетия матерей.

     Исключение   практики   отобрания   детей   у    родителей    без

предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая

возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских

прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями.

 

                       2.7. Ожидаемые результаты

 

     Совершенствование механизмов оказания социальной поддержки  семей

с несовершеннолетними детьми с учетом  адресности   и   индивидуальной

нуждаемости.  Развитие   экономической   самостоятельности   семей   с

несовершеннолетними детьми:

     - принятие мер адресной   государственной   социальной  поддержки

различных категорий семей;

     - развитие программ профессиональной подготовки, переподготовки и

повышения квалификации родителей;

     - развитие программ   временной    занятости   несовершеннолетних

граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

     - оказание государственной   социальной   помощи   на   основании

социального контракта.

     Совершенствование системы оказания   социальных   услуг   семьям,

имеющим несовершеннолетних детей. Повышение доступности   и   качества

социальных услуг.

     Снижение численности семей,   находящихся  в   социально  опасном

положении.

     Пропаганда семейных ценностей и традиций,  обеспечение   прав   и

социальных гарантий детей.

     Улучшение жилищных условий семей с детьми.

     Создание  эффективных   механизмов,   способствующих   сокращению

случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих  в группу

риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению   числа

случаев жестокого обращения с детьми в семьях.

     Сокращение доли детей, оставшихся без попечения родителей, в  том

числе переданных неродственникам (в приемные семьи,   на   усыновление

(удочерение), под опеку (попечительство), в семейные  детские   дома и

патронатные семьи), находящихся   в  государственных   (муниципальных)

учреждениях всех типов.

     (Пункт в редакции   Распоряжения  Губернатора  Пензенской области

от 25.04.2016 № 135-р)

 

         3. Доступность качественного обучения и воспитания,

       культурное развитие и информационная безопасность детей

 

                     3.1. Краткий анализ ситуации

 

     Основной проблемой доступности дошкольного образования  для  всех

категорий детей является дефицит  мест  в  дошкольных  образовательных

организациях. Для повышения доступности  дошкольного  образования  для

населения необходимо развитие всех форм дошкольного образования, таких

как  семейный  детский  сад,  служба  ранней  помощи,  центры  игровой

поддержки  ребенка  и  других,  а  также  развитие  негосударственного

сектора.

     Приоритетом  в   данной   сфере   является   повышение   качества

дошкольного  образования  в   целях   обеспечения   равных   стартовых

возможностей  для  обучения  детей  в  начальной   школе.   На   этапе

дошкольного   образования   очень   важны    организация    психолого-

педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей  в

вопросах воспитания и развития ребенка.

     Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на  получение

общедоступного и качественного бесплатного общего образования является

одним  из  основных  принципов  государственной  политики  в   области

образования. В целях реализации системных задач, поставленных в рамках

национальной образовательной инициативы  "Наша  новая  школа",  особое

внимание уделяется вопросам обеспечения качества  общего  образования.

Предстоит   серьезное   обновление   программ   и    методов    работы

образовательных    организаций,    устранение     их     искусственной

дифференциации   по   качеству    образования.    Новые    федеральные

государственные   образовательные    стандарты    должны    обеспечить

доступность для каждого школьника  современного  качественного  общего

образования на всех ступенях обучения.

     Региональная система  оценки  качества  образования  строится  на

принципах охвата всех ступеней общего образования  процедурами  оценки

качества образования, участия в  построении  этой  системы    части,

касающейся общего образования) органов  управления  образованием  всех

уровней   (региональных    и    муниципальных)    и    непосредственно

образовательных организаций.

     Таким образом, создаваемая региональная система  оценки  качества

образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности

выпускников,    объективность    оценки    достижений     обучающихся,

преемственность   между   разными   ступенями   общего    образования,

возможность использования результатов  оценки  качества  для  принятия

необходимых управленческих решений.

     Продолжает совершенствоваться проведение единого государственного

экзамена, усиливается контроль за соблюдением  установленного  порядка

проведения экзаменов, повышается качество информированности  населения

об организации и результатах проведения экзаменов. В  настоящее  время

ведется проработка возможных механизмов совершенствования существующих

моделей проведения единого государственного  экзамена  путем  развития

информационно-коммуникационных технологий.

     Вместе с тем продолжают нарастать  проблемы,  из-за  нерешенности

которых права и интересы детей в системе  образования  оказываются  во

многом не реализованными. Этими проблемами являются:

     - недостаток мест   и   переполненность   групп   в    дошкольных

образовательных организациях;

     - дифференциация  в   доступе   отдельных   категорий   детей   к

качественному общему и дополнительному образованию;

     - отстающее  от  современных   потребностей   общества   качество

образования как  целостного  процесса  обучения  и  воспитания  детей,

неэффективное управление этим процессом и слабый контроль за качеством

образовательных услуг;

     - устаревшая и  недостаточная  материально-техническая   база   в

организациях дополнительного  образования  детей,  которая  влияет  на

развитие  вариативности  бесплатных   дополнительных   образовательных

услуг;

     - несоответствие современной системы  обеспечения  информационной

безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети "Интернет"

и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту;

     - невысокий   уровень   этического,   гражданско-патриотического,

культурно-эстетического воспитания различных категорий детей, усиление

в подростковой среде агрессивности по отношению к сверстникам.

 

                         3.2. Основные задачи

 

     Обеспечение доступности  качественного  дошкольного  образования,

расширение вариативности его форм.

     Реализация  прав   детей   различных   категорий   на   получение

общедоступного  и  качественного  бесплатного  общего  образования  на

основе  модернизации  общего  образования  в  полном  соответствии   с

требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

     Совершенствование   региональной    системы    оценки    качества

образования, обеспечивающей  единство  требований  к  подготовленности

выпускников, объективность оценки достижений  обучающихся  и  качества

учебно-воспитательной     работы     образовательных      организаций,

преемственность   между   разными   ступенями   общего    образования,

возможность использования результатов  оценки  качества  для  принятия

необходимых управленческих решений.

     Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей.

     Развитие общественно-государственной  системы  воспитания  детей,

обеспечивающей их  социализацию,  высокий  уровень  гражданственности,

патриотичности,  толерантности,  законопослушное  поведение,  на  базе

образовательных организаций, организаций культуры и спорта, загородных

оздоровительных  лагерей,   через   взаимодействие   с   общественными

организациями.

     Развитие  системы   дополнительных   образовательных   услуг   на

бесплатной основе, инфраструктуры творческого  развития  и  воспитания

детей.

     Организация  групп  выходного   дня,   развивающих   центров   по

творческому и образовательному развитию детей в выходные дни  с  целью

совместного пребывания родителей и детей.

     Государственная поддержка развития детских библиотек,  литературы

и телевидения для детей.

     Организация профилактики      правонарушений,      межэтнической,

межконфессиональной    и   социально-имущественной   напряженности   в

образовательной среде в соответствии с современными вызовами,  в  т.ч.

через   организацию   профильных  смен  в  загородных  оздоровительных

организациях.

     Обеспечение информационной безопасности детства путем  реализации

единой государственной политики в сфере защиты  детей  от  информации,

причиняющей вред их здоровью и развитию.

     Создание  системы  психолого-педагогической  поддержки  семьи   и

повышения педагогической  компетентности  родителей,  психологического

сопровождения развития ребенка  в  условиях  семьи  и  образовательной

организации.

 

          3.3. Меры, направленные на обеспечение доступности

                        и качества образования

 

     Обеспечение   государственной   поддержки   строительства   новых

дошкольных образовательных организаций и  организаций  дополнительного

образования, организаций отдыха и оздоровления, а также развития  всех

форм дошкольного образования, таких как семейный детский  сад,  служба

ранней помощи, центры игровой  поддержки  ребенка  и  другие,  включая

негосударственный сектор.

     Снижение  наполняемости  групп   в   дошкольных   образовательных

организациях.

     Создание  системы  сопровождения  и  консультирования  семьи   по

вопросам образования и развития детей раннего и  старшего  дошкольного

возраста,  развитие  сети  центров  игровой  поддержки  для  детей   с

родителями в целях обучения родителей  смыслам  развивающей  игры  как

ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте.

     Развитие  системы   дополнительных   образовательных   услуг   на

бесплатной основе, инфраструктуры творческого  развития  и  воспитания

детей.

     Организация   развивающих   центров   и   групп   творческого   и

образовательного развития детей в выходные дни.

     Организация системы дополнительного профессионального образования

педагогических работников по организации  дополнительного  образования

детей,  в  том  числе  реализация  адресной  кадровой   программы   по

привлечению,    профессиональному    обучению    и     дополнительному

профессиональному  образованию  специалистов  и  педагогов  в  области

детского технического творчества и научной практики.

     Обеспечение развития способностей каждого ученика массовой школы,

доступности для каждого школьника современного качественного общего  и

дополнительного образования на всех ступенях обучения.

     Развитие  форм  реализации  права  детей-инвалидов  и   детей   с

ограниченными  возможностями  здоровья  на  включение  в  существующую

образовательную   среду   на   уровне   общего,   дополнительного    и

профессионального  образования  (права  на  инклюзивное  образование),

права этих детей на отдых и оздоровление.

     Обеспечение   реализации   гарантий   доступности   качественного

образования  для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся   без   попечения

родителей, и их поддержки на всех уровнях образования.

     Продолжение внедрения электронных, устных  и  других  новых  форм

оценки знаний обучающихся, а также расширение содержания  тестирования

в рамках совершенствования существующих моделей проведения независимой

оценки  учебных  достижений  обучающихся,   государственной   итоговой

аттестации, в том числе единого государственного экзамена.

     Внедрение современных технологий контроля,  включая  общественное

наблюдение,   за   соблюдением   установленного   порядка   проведения

промежуточной и  государственной  (итоговой)  аттестации  и  повышение

качества информированности  населения  об  организации  и  результатах

проведения экзаменов с  использованием  информационно-коммуникационных

технологий.

     Обеспечение предоставления детям качественной  психологической  и

коррекционно-педагогической помощи в образовательных организациях.

     Обеспечение разработки примерных  программ,  определяющих  единую

содержательную  основу  подготовки   педагогов-психологов,   а   также

детального правового  регулирования  оказания  психологической  помощи

детям педагогами-психологами.

 

             3.4. Меры, направленные на поиск и поддержку

                     талантливых детей и молодежи

 

     Создание  возможностей  для  реализации  особых   образовательных

потребностей одаренных детей;  поддержка  и  развитие  образовательных

организаций, специализирующихся на работе с одаренными детьми.

     Создание ресурсных центров для работы с одаренными детьми в целях

обеспечения разработки методологии и  методов  диагностики,  развития,

обучения и  психолого-педагогической  поддержки  одаренных  детей  для

использования   в   общеобразовательных   организациях,   организациях

дополнительного образования детей и  в  образовательных  организациях,

специализирующихся на работе с одаренными детьми.

     Создание системы  профессионального  обучения  и  дополнительного

профессионального  образования  психолого-педагогических  кадров   для

работы с одаренными  детьми,  а  также  для  работы  с  их  родителями

(законными представителями).

     Обеспечение информационной поддержки государственной политики  по

оказанию помощи талантливым детям и молодежи.

 

            3.5. Меры, направленные на развитие воспитания

                         и социализацию детей

 

     Обеспечение развития  научных  основ  воспитания  и  социализации

подрастающего   поколения;   развитие   научных   сетевых   сообществ,

исследующих проблемы воспитания и социализации детей.

     Внедрение   современных    программ    гражданско-патриотического

воспитания,  направленных  на  формирование   российской   гражданской

идентичности,  культуры  толерантности,  социальной  компетентности  в

сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности  к

защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей  к  службе  в

рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

     Нормативное урегулирование ресурсного обеспечения  воспитательной

деятельности   (материально-технического,   финансового,    кадрового,

информационно-методического) и организации контроля условий, созданных

в образовательных организациях для воспитания и социализации детей.

     Обеспечение  проведения   комплексной   профилактики   негативных

явлений в детской среде, обновление форм и методов  борьбы  с  детской

безнадзорностью,     наркоманией,     алкоголизмом,     преступностью,

проституцией;   разработка   эффективных    механизмов    профилактики

девиантного поведения детей.

     Поддержка  и  развитие  родительских  сообществ  в  муниципальных

образованиях и  на  региональном  уровне,  привлечение  представителей

данных  сообществ  в  процесс  воспитания  и  социализации   детей   в

образовательных организациях и  организациях,  оказывающих  социальные

услуги.

     Внедрение   эффективных   механизмов   сотрудничества    органов,

осуществляющих управление  в  сфере  образования,  органов  социальной

защиты, органов внутренних дел, гражданского общества,  представителей

различных  конфессий,  средств   массовой   информации,   родительских

сообществ в области воспитания и социализации детей.

 

     3.6. Меры, направленные на развитие системы дополнительного

 образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей

 

     Внедрение федеральных  требований  к  образовательным  программам

дополнительного образования и внеурочной деятельности учащихся.

     Расширение сферы бесплатных дополнительных образовательных  услуг

в  соответствии  с  потребностями  детей  и  их  родителей   (законных

представителей) и регионального государственного заказа.

     Сохранение и  развитие  современной  инфраструктуры   организаций

дополнительного   образования   детей,   сети   школьных   объединений


Информация по документу
Читайте также