Расширенный поиск

Закон Пензенской области от 03.12.2004 № 701-ЗПО

                                              Утратил силу – Закон

                                               Пензенской области

                                            от 03.06.2016 № 2918-ЗПО

 

 

                                ЗАКОН
                          Пензенской области

 

 

          О программе развития туризма в Пензенской области
                          на 2001-2005 годы

 

         Принят Законодательным Собранием Пензенской области
                         30 ноября 2004 года

 

     Статья 1

 

     Утвердить прилагаемую программу  развития  туризма  в  Пензенской
области на 2001-2005 годы.

 

     Статья 2

 

     Установить, что  объемы финансирования программы корректируются с
учетом   реальных   возможностей   бюджета   Пензенской   области   на
соответствующий год.

 

     Статья 3

 

     Настоящий Закон  вступает  в  силу  через  10  дней после дня его
официального опубликования.

 

 

     Губернатор Пензенской области          В.К.Бочкарёв

 

     г. Пенза
     3 декабря 2004 года
     N 701-ЗПО
     ___________________

 

 

     УТВЕРЖДЕНА
     Законом Пензенской области
     от 03.12.2004  N 701-ЗПО

 

 

           Программа развития туризма в Пензенской области
                          на 2001-2005 годы

 

                          Паспорт программы

 

Наименование          - Программа развития туризма в Пензенской
программы               области на 2001-2005 годы (далее - Программа)

 

Основание для         - Федеральный закон от 14.11.1996 N 132-ФЗ "Об
разработки              основах туристской деятельности в Российской
Программы               Федерации", Программа Пензенской области по
                        социальному развитию и модернизации экономики
                        на 2001-2003 годы, утвержденная
                        постановлением Правительства Пензенской
                        области от 14.11.2000 N 603-пП, Программа
                        развития внешнеэкономической деятельности и
                        экспортного потенциала Пензенской области на
                        2001-2005 гг., утвержденная постановлением
                        Правительства Пензенской области от

                        20.08.2001 N 314-пП

 

Государственный       - Правительство Пензенской области
заказчик

 

Разработчики          - Министерство молодежи, спорта и туризма
Программы               Пензенской области, Пензенский
                        государственный университет

 

Цели и задачи         - интегрирование региона в систему
Программы               международного разделения труда;
                        развитие туристских связей, оживление
                        экономики региона, осуществление ее
                        структурной перестройки, обеспечение
                        повышения уровня жизни населения Пензенской
                        области;
                        создание условий для дальнейшего развития
                        индустрии гостеприимства в г. Пензе и
                        Пензенской области;
                        расширение спектра туристских связей
                        Пензенской области со странами дальнего и
                        ближнего зарубежья;
                        увеличение въездного туризма за счет
                        повышения качества предоставляемых услуг и
                        последующего наращивания мощностей индустрии
                        гостеприимства;
                        увеличение доходов в бюджет Пензенской
                        области за счет въездного туризма;
                        увеличение притока иностранных инвестиций в
                        индустрию гостеприимства, в том числе через
                        участие в соответствующих программах по линии
                        Всемирной туристической организации

 

Сроки реализации      - 2001-2005 годы
Программы               I этап (2001-2002 гг.) - формирование
                        благоприятных экономических,
                        организационных, правовых и
                        иных условий развития индустрии
                        гостеприимства;
                        II этап (2003-2004 гг.) - концентрация усилий
                        на приоритетных направлениях;
                        III этап (2004-2005 гг.) - поступательная
                        стратегия наращивания мощности
                        индустрии гостеприимства

 

Исполнители           - Комитет физической культуры, спорта и туризма
Программы               Пензенской области

 

Объемы средств и      - средства бюджета Пензенской области - 2000
источники               тыс. руб.
финансирования
Программы

 

 

Технико-экономическое - комплексный подход к формированию областного
обоснование             туристского продукта и продвижению его на
Программы               внутренний и международный рынок позволит
                        существенно увеличить объемы внутреннего
                        туризма, сделать сальдо туристского баланса
                        положительным по всем показателям, поднять
                        роль туризма как важного фактора
                        социально-экономического развития области
Ожидаемые             - достижение объемов реализации туристических и
конечные                лечебно-оздоровительных услуг:
результаты              - в 2001 г. - 189 888,7 тыс. руб.;
                        - в 2002 г. - 201 080,3 тыс. руб.;
                        - в 2003 г. - 211 284,8 тыс. руб.;
                        - в 2004 г. - 231 487,5 тыс. руб.;
                        - в 2005 г. - 251 791,3 тыс. руб;
                        заключение двусторонних соглашений о взаимном
                        обмене туристами Российской Федерации,
                        иностранными партнерами:
                        стран дальнего зарубежья: Германии,
                        Финляндии, Индии, Китая, США, Италии,
                        Кубы, Нидерландов, Великобритании,
                        Испании;
                        стран СНГ: Белоруссии, Украины, Казахстана,
                        Узбекистана, Молдовы, Киргизии,
                        Азербайджана

 

 

    1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
                        программными методами

 

     Программа развития  туризма  в  Пензенской  области  исходит   из
представлений  о туризме как о взаимосвязанных формах рекреации,  т.е.
территориальной  системе  восстановления  физических  и  духовных  сил
человека, являющихся:
     - составными частями общей культуры  общества,  направленными  на
       укрепление    здоровья,   развитие   физических   способностей,
       восстановление духовных и физических сил;
     - видами      деятельности,     способствующими     рациональному
       использованию свободного времени,  поощряемыми  государством  в
       соответствии с Конституцией Российской Федерации;
     - средствами областной социальной политики,  ориентированными  на
       повышение  качества  жизни  населения  и приобщение к здоровому
       образу жизни.
     Туризм в  настоящее время стал глубоким социальным и политическим
явлением,  значимо влияющим на экономику стран и регионов. Туризм стал
выгодной и высокодоходной отраслью, сравнимой, а по некоторым данным и
превосходящей,  по  эффективности  инвестиционных  вложений  с  такими
отраслями, как автомобилестроение и нефте-, газодобывающая отрасли.
     Согласно всем канонам теории и практики туризма основные средства
турист  привозит  в  принимающую  местность или страну сам и тратит по
своему усмотрению.  Эти денежные  потоки  иностранной  и  национальной
валюты  и  составляют  основной  доход  туристского центра и страны от
туризма,  являются  основой  генерации  рабочих  мест   для   местного
населения и загрузки местной промышленности и других отраслей.
     Данная составляющая  не  рассматривается  в  концепциях  развития
туризма,  не  предпринимаются  меры к упорядочению деятельности в этой
сфере.  Не рассматривается и  не  формируется  надлежащее  эффективное
предложение  данной  составляющей  национального продукта.  Привозимые
туристами средства,  затрачиваемые на приобретение услуг и товаров,  в
значительной мере не образуют налогооблагаемую базу.
     Следствием улучшения  качества  обслуживания  будет  естественное
увеличение туристских потоков и прибытий в туристские центры России.
     Основополагающий базисный  тезис  при  формировании   направлений
развития   туризма   как   приоритетного  межотраслевого  комплекса  в
экономике государства:
     - туристская деятельность (деятельность организаторов туризма)  -
       не  источник  и  способ  образования  дохода  бюджета,  а метод
       привлечения   и   доставки   в   дистинацию   платежеспособного
       клиента-потребителя  (туриста)  в  сферу  туристской  индустрии
       (перевозок,  размещения,  питания,  аттракции и  иных  типичных
       туристских   услуг),   сферу   работ  и  услуг,  способствующих
       потреблению услуг предприятий туристской индустрии (банковских,
       финансовых,  страховых  и иных сопутствующих услуг и работ),  а
       также  в   сферу   торговли   товарами   различных   категорий,
       привлекательных  для туриста,  как покупателя с высоким уровнем
       платежеспособности и априори мотивационным настроем на покупку.
     Национальный туристский продукт не  состоит  только  из  продукта
деятельности  организаторов  туризма,  которые являются посредниками в
этом процессе.  Это более широкое социально-экономическое  явление,  в
процессе  которого  экономические выгоды проявляются преимущественно в
смежных с собственно туризмом отраслях хозяйства -  сопутных  работах,
услугах  и,  главное,  товарах,  за  которые потребитель-турист платит
живыми деньгами.  Гармоничное развитие всех  составляющих  туристского
продукта   с   опережающим   развитием  доходообразующих  сегментов  -
центральная задача и метод организации туризма и туристской индустрии,
способные  коренным  образом  изменить  положение  туризма в экономике
Пензенской области,  принести  ощутимые  доходы  в  бюджет  Пензенской
области.
     Важной задачей  является  выявление  и  обоснование   эффективных
направлений и форм развития индустрии гостеприимства.
     Решение этой задачи возможно при комплексном рассмотрении и учете
специфики  развития  туризма  в  регионе и формировании на этой основе
экономически обоснованной  программы  развития  туризма  в  Пензенской
области.
     Разработка Программы позволит определить направления формирования
благоприятных экономических,  организационных, правовых и иных условий
развития туризма в Пензенской области,  выявить возможности расширения
въездного    туризма;    обосновать    целесообразность   региональных
особенностей туристической отрасли с позиции соответствия номенклатуры
и   качества   предоставляемых   услуг  потребностям  мирового  рынка;
определить надежных зарубежных партнеров и перспективные  рынки  сбыта
туристской  продукции;  обосновать  предложения  по  формированию  мер
государственной поддержки развития индустрии гостеприимства региона.
     К основным   предпосылкам   создания   Программы   можно  отнести
наметившиеся в 2000 году в экономике области положительные  тенденции,
общественное согласие политических сил, действующих в регионе. В целом
наблюдаются  стабилизация  объема   производства   в   промышленности,
прекращение    спада    по   большинству   направлений   экономической
деятельности,  повышение уровня  жизни  населения,  активизация  сферы
услуг.
     Программа развития туризма в Пензенской  области  разработана  на
основе  Федерального закона от 14 ноября 1996 г.  N 132-ФЗ "Об основах
туристской деятельности в Российской Федерации", Программой Пензенской
области  по социальному развитию и модернизации экономики на 2001-2003
годы,  утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от

14.11.2000   N   603-пП,   Программой   развития   внешнеэкономической
деятельности и экспортного потенциала Пензенской области на  2001-2005
гг.,  утвержденной  постановлением Правительства Пензенской области от

20.08.2001 N 314-пП.

 

  1.1. Состояние туристического потенциала Пензенской области и его
                            использование

 

     Учитывая то,  что  торговыми  партнерами-контрагентами Пензенской
области являлись 68 стран мира (в 1999 году - 64  страны)  (среди  них
Греция,   Германия,   Италия,   Казахстан,  Украина,  США  и  другие),
представители  которых  приезжают  в  наш  регион,  имеется   реальная
возможность расширения въездного туризма, в том числе бизнес-туризма.
     Пензенская область в  силу  своего  географического  положения  и
особенностей исторического развития располагает необходимыми ресурсами
для развития туризма. Благодаря богатству природных факторов, удачному
расположению  на скрещении многочисленных путей сообщения между югом и
севером,  Европейской  частью  и  Уралом,   Пенза   издавна   славится
гостеприимством,  изобилием  продуктов,  ярмарками  с хорошим товаром,
миролюбивым  нравом  жителей,  что  всегда  привлекало  многочисленных
гостей.
     На территории области находится более 40 памятников природы и  11
заказников.  Пензенская  область  располагает  множеством (более 2700)
рек,  берега которых являются прекрасными местами для купания, отдыха,
рыбалки,  охоты,  сбора ягод,  грибов,  орехов и т.п.  Такое множество
водоемов позволяет области иметь рыбные ресурсы,  что является хорошей
базой для организации рыболовного туризма.
     Растительность области весьма разнообразна. Здесь можно встретить
участки  заповедной степи,  лиственных,  хвойных и смешанных лесов.  В
области много заказных угодий,  что позволяет развиваться  охотничьему
туризму,  особый  интерес  может представлять охота на зайца,  кабана,
лося и, в последнее время, на косулю.
     Туристский потенциал    Пензенской    области    велик.   История
Пензенского края  неразрывно  связана  со  многими  славными  именами,
такими, как историк В.О.Ключевский, исследователь Аляски М.Н.Загоскин,
хирург   Н.Н.Бурденко,   литераторы   М.Ю.Лермонтов,    В.Г.Белинский,
А.И.Куприн,  А.И.Радищев,  М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Г.Малышкин, режиссер
В.Э.Мейерхольд.   Их   жизни   и   творчеству   посвящены   экспозиции
многочисленных музеев.
     На территории области находится более 100  памятников  истории  и
архитектуры,   музеи-заповедники,  живописные  зоны  отдыха,  охоты  и
рыболовства.   Сохранились   памятники   садово-паркового   искусства,
относящиеся  к  XVIII-XIX  векам.  На  юге области располагаются самые
замечательные  дворянские  усадьбы,  разной  степени  сохранности.  На
юго-западе  области  расположен  известный  в  стране музей-заповедник
"Тарханы",  где  прошли  детские  годы  М.Ю.Лермонтова,  и  сохранился
усадебный комплекс первой половины XIX века. В области также находится
музей-усадьба  В.Г.Белинского  -  один  из  лучших  музеев  страны,  и
мемориальный музей А.Н.Радищева,  расположенный в его родовой усадьбе.
Большой интерес вызывают Троице-Сканов монастырь XVII века, пятиглавый
Троицкий   собор  XVIII  века,  церковь  Спаса-Преображения  Господня,
действующая Рождественская церковь  1724  года,  в  которой  находится
золоченый уникальный деревянный резной иконостас XVIII века.
     В Пензенской области имеются 3 профессиональных театра, 32 музея,
свыше   800   массовых   библиотек,  около  1200  клубных  учреждений,
музыкальные  и  художественные  училища  и  школы.  Только   в   Пензе
насчитывается  11 музеев,  среди них - единственный в мире Музей одной
картины. Крупнейшие музеи: Музей хрусталя и художественного стекла (г.
Никольск),  Пензенская  областная картинная галерея им.  К.А.Савицкого
(г.  Пенза),  Пензенский музей народного творчества (г.  Пенза), Музей
сценического искусства им. В.Э.Мейерхольда (г. Пенза), Государственный
музей-усадьба В.Г.Белинского  (г.  Белинский),  Государственный  музей
А.Н.Радищева (с. Радищево), Музей ученого-историка В.О.Ключевского (г.
Пенза),  Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы"  (с.
Лермонтово),  Литературный  музей  (г.  Пенза),  коллекция Пензенского
художественного училища им. К.А.Савицкого, Троице-Сканов монастырь (с.
Сканово),  Музей А.И.Куприна (с.  Наровчат), Музей А.Г.Малышкина (р.п.
Мокшан),  Музей одной картины (г.  Пенза),  Музей народного творчества
(г. Пенза) и др.
     Объектами культуры являются Пензенский  драматический  театр  им.
А.В.Луначарского  (г.  Пенза),  Пензенский  областной  театр кукол (г.
Пенза),  Пензенский  театр  юного  зрителя,  муниципальный  молодежный
театр-студия "Бум" (г.  Кузнецк),  Пензенский государственный цирк (г.
Пенза).
     В области   действует   ряд  творческих  коллективов,  являющихся
лауреатами международных и всероссийских  премий:  Пензенский  русский
народный хор им.  О.В.Гришина, муниципальный хореографический ансамбль
"Зоренька",  Народный хореографический  ансамбль  "Вензеля",  Народный
фольклорный  ансамбль  "Реченька",  Ансамбль  народной  песни  "Голоса
России".
     В отдельных  районах  области  получили  распространение народные
художественные промыслы. Наиболее традиционными для Пензенской области
являются    гончарный   промысел,   изготовление   глиняных   игрушек,
производство художественной керамики,  стеклянной посуды и изделий  из
хрусталя.
     В Пензенской  области  много  объектов,  где  могут  разместиться
туристы,  посещающие наш регион.  Принять их могут гостиницы "Россия",
"Пенза",  "Ласточка",  "Лена",  "Сура",  которые  имеют  лицензию   на
международную  туристскую  деятельность и сертификаты безопасности.  К
услугам   постояльцев   предоставляются   бары,    казино,    солярии,
косметические  салоны,  пункты  обмена валюты,  а также спланированные
помещения для игры в шахматы, бильярд.
     В регионе  сформирована сеть домов отдыха и здравниц;  пятнадцать
санаториев,  профилакториев,  домов отдыха  и  пансионатов,  санаторий
"Тарханы"  в  г.  Пятигорске,  пансионат  "Кабардинка"  с  лечением на
Черноморском побережье Кавказа и др.
     В области  в  летний  период работают свыше 50 загородных лагерей
для детей и 32  лагеря  труда  и  отдыха.  Кроме  лагерей,  в  области
находится множество санаториев, турбаз и домов отдыха, высокий уровень
обслуживания и комфорт которых обеспечивают хорошие условия для приема
гостей  и дают возможность не только хорошо отдохнуть,  но и поправить
свое здоровье.
     Санатории им.   В.В.Володарского,  "Березовая  роща",  "Полесье",
"Хопровские зори",  пансионат  "Нижне-Липовский",  дом  отдыха  высшей
категории   им.   Кирова,  санаторий-профилакторий  "Серебряный  бор",
турбазы "Чистые пруды",  "Солнышко" находятся  в  экологически  чистых
районах на берегу реки Суры и Сурского водохранилища.
     У Пензенских   санаториев   есть   своя   особенность:   лечебные
хлоридно-натриевые  минеральные  воды,  добываемые с больших (до 1 км)
глубин.
     Таким образом,    Пензенская    область    обладает   достаточным
потенциалом   для   развития    спортивно-охотничьего,    рыболовного,
культурно-ознакомительного  туризма  и  имеет  возможность  предложить
отличный отдых для всех желающих посетить наш край.
     Создание и  успешное  развитие  туризма  на территории Пензенской
области позволят упрочить ее  международное  значение  и  создать  тем
самым условия для ускорения социально-экономического развития региона.
     В Пензенской области зарегистрировано и  имеют  право  заниматься
туристской деятельностью 69 хозяйственных субъектов. Все они оказывают
широкий спектр туристских услуг, предлагая самые различные виды туров.
     За последние  годы экстремально высокого загрязнения атмосферного
воздуха в городах и промышленных районах области  не  наблюдалось.  По
данным Государственных докладов о состоянии окружающей природной среды
экологическая обстановка изменяется в лучшую сторону.
     В 1996-2000  годах  уровень  загрязнения  атмосферного воздуха по
всем контролируемым ингредиентам в  городе  Пензе  был  ниже  среднего
уровня по России.
     Во втором по промышленному производству в области городе Кузнецке
за  последние  10  лет  валовые  выбросы  уменьшились  более чем на 50
процентов.
     В результате реализации водоохранных мероприятий в последние годы
почти на четверть отмечается уменьшение  объема  загрязненных  сточных
вод, сбрасываемых в водные объекты.
     Проводимые лесовосстановительные и другие мероприятия по  лесному
хозяйству  позволили  улучшить экологическое состояние лесов и довести
лесистость области до 23 процентов против 14 процентов на  начало  XXI
века.
     На территории области сформировалась мощная транспортная система.
Общая протяженность железнодорожных магистралей составляет 890 км. Они
связывают Пензу с центром и югом России, регионами Поволжья, Украиной,
Южным Уралом,  Сибирью,  Казахстаном, Средней Азией, Дальним Востоком.
Через Пензенскую область  проходят  воздушные  линии  государственного
значения.  Имеется  аэропорт    настоящее  время  решается  вопрос о
возобновлении его функционирования).
     Сеть автомобильных дорог области превышает 9057 км.  Важнейшие из
них:  Москва - Челябинск, Волгоград - Нижний Новгород, Пенза - Тамбов.
Общая  протяженность железнодорожных магистралей - 1218 км.  Услуги по
грузоперевозкам     оказывают     более     120     специализированных
автотранспортных предприятий.
     Область находится на  пересечении  Куйбышевской  и  Юго-Восточной
железных   дорог,   имеются   оборудованные  станции,  железнодорожные
терминалы, склады.
     Ко всем   районным   центрам  и  большинству  населенных  пунктов
проложены  дороги  с  твердым  покрытием.  Плотность  железных   дорог
составляет 20,6 м на 1 кв.  км,  плотность автомобильных дорог - 210 м
на 1 кв.  км.  Плотность  автомобильных  дорог  общего  пользования  с
твердым покрытием составляет 136 км на 1000 кв. км территории.
     Пензенская область имеет развитую сеть  по  предоставлению  услуг
связи.    Автоматическая    междугородная    и   международная   связь
осуществляется с 737 городами и населенными пунктами России и  СНГ,  а
также  с  большинством  стран  мира.  Создана  областная сеть передачи
данных,  установлены узлы  компьютерных  сетей  "СПРИНТ",  "ИНТЕРНЕТ",
"ИНФОТЕЛ",  "РОСПАК".  Получила свое развитие сотовая связь стандартов
GSM  и  AMPS.  В  области  действуют  7   интернет-провайдеров.   АМТС
"Пензасвязьинформ" подключена к ВОЛС Гамбург-Токио. Введено в действие
двойное SDH кольцо,  соединившее все автоматические телефонные станции
по    волоконно-оптическим    линиям   связи.   Пензенское   отделение
Куйбышевской железной  дороги  подключено  к  магистральной  ВОЛС  МПС
России.  В  Пензе  имеется  сеть  передачи  данных по технологии Radio
Ethernet.  По области действует 18 пунктов  коллективного  пользования
службы Бюрофакс.
     Плотность телефонов  на  100  человек   населения   в   городской
местности  составляет 17,36,  в т.ч.  в г.  Пензе - 20,82,  в сельской
местности - 7,06.
     Плотность телефонов на 100 семей в городской местности составляет
47,28, в т.ч. в г. Пензе - 57,31, в сельской местности - 19,04.
     Емкость цифровых АТС по области составляет 32,07 процента, в т.ч.
в г. Пензе - 46,66 процента.
     Число телефонных  аппаратов  сети  общего  пользования  составило
207,8 тыс. штук, в том числе в городской местности - 170 тыс. номеров,
сельской - 37,8 тыс. номеров.
     В медицинских учреждениях области работает около  4600  врачей  и
более  15100  человек  среднего  медицинского  персонала.  Медицинскую
помощь  населению  оказывают   122   больницы,   9   диспансеров,   44
самостоятельных      амбулаторно-поликлинических     учреждения,     5
медсанчастей, диагностический центр.
     На данный момент в систему обязательного медицинского страхования
Пензенской     области     входят     следующие      субъекты:      49
лечебно-профилактических   учреждений,   пять   страховых  медицинских
организаций,  37 администраций городов и районов  Пензенской  области,
43381 плательщик страховых взносов, 1517600 граждан области.
     Имеется 45  детско-юношеских  спортивных  школ,  из   них   9   -
олимпийского резерва.
     Гостиничное хозяйство области включает 34 гостиницы на 6125 мест.
Среди них 12 гостиниц 1 и 2 класса.
     За последние годы введены  в  эксплуатацию  более  30  мотелей  и
кемпингов, расположенных по трассе Москва - Челябинск.
     Широкая сеть общественного питания с низкими ценами.
     В пределах  области  проживают  представители  почти  80 народов.
Преобладание  титульной  нации.  Русские  составляют   86,2   процента
населения  области,  мордва  -  5,7  процента,  татары - 5,4 процента,
украинцы - 1,0 процент,  чуваши - 0,5 процента.  При  этом  Пензенская
область характеризуется отсутствием этнической напряженности.
     Плотность населения  36,1  чел/кв.  км,  а  плотность   сельского
населения 13,0 чел./кв. км. Высокий уровень урбанизации - удельный вес
городского населения 73 процента.  Число сельских населенных пунктов -
1,5 тысячи. Преобладают средние по населенности села и деревни (от 100
до 1000 чел.),  на их долю приходится около 50 процентов общего  числа
сельских населенных пунктов и 50,4 процента от числа сельских жителей.
По густоте сельских населенных пунктов - 3,7 поселений на 100 кв.  км.
Средняя  населенность  сел  области 353 жителя.  Экономически активное
население (включая безработных) - 768,8 тыс. чел. В народном хозяйстве
занято  83  процента экономически активного населения,  в том числе 70
процентов - в отраслях материального производства.
     Характерной особенностью  Пензенской  области является отсутствие
забастовочного движения,  средний уровень заработной платы  и  высокая
квалификация  персонала,  а  также невысокий уровень цен на услуги при
сохранении их качества.
     При Пензенском государственном университете открыта специальность
230500 "Социально-культурный сервис и туризм", квалификация-специалист
по   туризму,   выпускники  которой  пополняют  контингент  управления
индустрии гостеприимства. В Пензенском педагогическом колледже открыта
специальность   ПД011   "Педагог   дополнительного   образования"   со
специализацией организатор по туризму.
     Главное конкурентное   преимущество   туристического   потенциала
области  по  сравнению  с  потенциалом  других   областей   Российской
Федерации и зарубежных стран:
     - хорошая связь с центром России и с другими регионами Российской
       Федерации и стран СНГ;
     - разнообразие исторических, культурных ценностей, памятников;
     - высокоразвитая   инфраструктура  санаторно-курортных  здравниц,
       турбаз, домов отдыха, гостиниц.
     Сравнительно недавно  туристские  фирмы Пензенской области начали
рекламировать свои услуги.  Санатории,  лагеря,  дома отдыха  печатают
свои   рекламные   буклеты   и  брошюры.  Местные  издательства  могут
технически  полностью   обеспечить   туристские   компании   рекламной
продукцией.
     Фирмы "СОЛО",  "ГеоЛоджик",  "Авалон"  оказывают  полиграфические
услуги и услуги по разработке макетов для буклетов,  брошюр и плакатов
туристским фирмам.
     Международная туристическая   компания   "Тур-Сервис"   выпускает
информационно-туристический еженедельник.
     В основном  в  область  приезжают  российские туристы из городов:
Москва (30%), Санкт-Петербург (10%), Самара, Нижний Новгород, Саранск,
Саратов,  Тамбов,  Липецк,  Архангельск,  Rюмень,  иностранные туристы
приезжают в основном из стран:  Германия (20%), США (30%), Китай (5%),
Франция (5%), Словения (5%), Турция (10%), Индия (5%), Польша (10%).
     Положительная тенденция наблюдается в расширении сотрудничества с
зарубежными  странами  и  субъектами  Российской  Федерации:  Венгрия,
Германия,  Китай,  Италия,  Индия,  Польша, Грузия, Беларусь, Украина,
Узбекистан,   Астраханская,   Волгоградская,   Самарская,  Ульяновская
области, республики Татарстан и Мордовия.
     Имеются соглашения  по развитию туризма в рамках сотрудничества с
городами-побратимами:   Бекешчаба   (Венгрия),   Гамбург   (Германия),
торгово-экономическому,      научно-техническому     и     культурному
сотрудничеству.
     Социальный туризм   развивается   и  для  емкого  сегмента  рынка
потребителя является  единственно  возможной  альтернативой  отдыха  и
оздоровления.
     Существующая система государственных  стандартов  разработана  на
основе традиций туризма доперестроечных времен и не отвечает принципам
современного туризма,  терминологическая и предметная база  стандартов
устарела.  Отсутствие  качественных  стандартов  и  методик проведения
сертификационных испытаний в области туризма приводит к  дискредитации
самой идеи сертификации туристских услуг и услуг гостиниц.
     Основными местами размещения туристов являются гостиницы "Пенза",
"Ласточка",   "Россия",   "Лена".  Имеющиеся  ведомственные  гостиницы
нуждаются  в  реконструкции.   Большинство   гостиниц   не   оказывают
стандартный  минимум  услуг  (питание,  почтовые  и телефонные услуги,
прокат спортивного  инвентаря,  заказы  на  культурные  мероприятия  и
транспорт), персонал гостиниц нуждается в переподготовке.
     Для эффективного  использования  туристских  ресурсов  необходимо
благоустроить  существующие  гостиницы  в  городах  области,  в первую
очередь комплекс "Гостиничный двор", который нуждается в инвесторах.
     Следует признать,    что   в   Пензенской   области   отсутствует
организованная индустрия гостеприимства как единая система,  способная
осуществлять   деятельность   звеньев  и  элементов  на  международном
туристском рынке, оказывать влияние на процесс формирования туристских
потоков  и  осуществлять  обслуживание  на  уровне мировых стандартов.
Многие объекты морально и физически устарели и не способны участвовать
в конкурентной борьбе на рынке услуг.  В посткризисный период, в связи
с наблюдением интенсификации внутреннего  туризма,  возник  устойчивый
спрос   на   внеклассные   гостиничные  услуги  с  низким  сервисом  и
требовательностью, адекватно супернизкой ценой размещения.
     Некоторым автомобильным   дорогам   недостает   в   полной   мере
необходимого комплексного сервиса:  кемпингов,  остановок для  отдыха,
смотровых  площадок,  автозаправочных  станций,  станций  технического
обслуживания  автотранспорта,  придорожных  кафе,  магазинов  торговли
сувенирами     и     предметами    первой    необходимости,    наличия
почтово-телефонной связи и дорожной информации  (знаки,  путеводители,
практические советы путешественникам).
     Стоимость перевозок возросла неадекватно доходам населения, что в
значительной   мере  повлияло  на  существенное  снижение  показателей
подвижности населения, географию туристских маршрутов и путешествий.
     Развитие социального  туризма  сдерживается отсутствием правового
регулирования  данной  сферы.  Отсутствует  теоретическая   разработка
методов социального туризма в новых экономических условиях и принципов
социальной политики. Теория и методы социального туризма, наработанные
в  рамках  советской системы,  устарели и не пригодны для применения в
настоящей  политико-экономической  ситуации.  Они   требуют   коренной
переработки  и  осмысления целей и методов,  адекватно соответствующих
новой модели общественного и государственного строя.
     На местах сувенирная торговля развита слабо,  а в ряде регионов и
местностей просто отсутствует.  Не  используются  возможности  продажи
продукции местных производителей.  Недостаточно развита система оплаты
товаров  по  кредитным  картам.  В   местах   интенсивного   посещения
иностранных    туристов   нет   специализированных   торговых   точек,
значительный вес имеет слаборегулируемая розничная торговля.
     Система образования     отстает    от    требований    интенсивно
развивающейся  отрасли,  отсутствуют  образовательные  стандарты   для
подготовки  специалистов,  которых  выпускают  в  рамках  существующих
специальностей на уровне специализаций.  Учебные  планы  не  учитывают
насущные  требования отрасли.  Так,  в отрасли настойчиво предлагается
введение  института  раздельного  лицензирования   туроператорской   и
турагентской  деятельности  с  одновременным введением ответственности
туроператора (залогом,  страховкой или иными методами). Это приведет к
увеличению количества турфирм.
     Процесс формирования   квалифицированного    кадрового    корпуса
работников  туристской сферы пока еще мало подкреплен соответствующими
научными и методическими  разработками.  Имеет  место  недостаточность
кадров  высшей  квалификации  туристских специальностей и направлений,
подготовленных по классическим научным принципам научной школы.

 

    1.2. Развитие туристических связей между Пензенской областью,
              странами СНГ и странами Европейского Союза

 

     Характеристика потребителей услуг туристической индустрии региона

 

------------------------------T--------------------------------------------¬
¦       Виды туризма          ¦              Туристы из СНГ                ¦
¦    (объекты посещения)      ¦                                            ¦
+-----------------------------+-----T-------------------T------------------+
¦                             ¦ 1.1 ¦        1.2        ¦       1.3        ¦
+-----------------------------+-----+-------------------+------------------+
¦ По всем видам туризма       ¦ 60% ¦ Украина,          ¦ групповые и      ¦
¦                             ¦     ¦ Прибалтика,       ¦ индивидуальные   ¦
¦                             ¦     ¦ Беларусь,         ¦ туры             ¦
¦                             ¦     ¦ Казахстан         ¦                  ¦
+-----------------------------+-----+-------------------+------------------+
¦ Экскурсионный туризм        ¦ 30% ¦ Украина,          ¦ групповые туры   ¦
¦ (музеи, исторические        ¦     ¦ Прибалтика,       ¦ (школьники,      ¦
¦ памятники и т.п.)           ¦     ¦ Беларусь,         ¦ студенты,        ¦
¦                             ¦     ¦ Казахстан         ¦ потребительские) ¦
+-----------------------------+-----+-------------------+------------------+
¦ Экологический туризм        ¦ 30% ¦ Украина,          ¦ групповые туры   ¦
¦ (заповедники, природные     ¦     ¦ Прибалтика,       ¦ (школьники,      ¦
¦ объекты и т.п.)             ¦     ¦ Беларусь,         ¦ студенты,        ¦
¦                             ¦     ¦ Казахстан         ¦ потребительские) ¦
+-----------------------------+-----+-------------------+------------------+
¦ Лечебно-оздоровительный     ¦ 10% ¦ Украина, Беларусь ¦ индивидуальные   ¦
¦ туризм (санаторно-курортные ¦     ¦                   ¦ туры (дети,      ¦
¦ учреждения и т.п.)          ¦     ¦                   ¦ взрослые)        ¦
+-----------------------------+-----+-------------------+------------------+
¦ Спортивный и                ¦ 10% ¦ Прибалтика,       ¦ индивидуальные   ¦
¦ приключенческий туризм,     ¦     ¦ Украина, Беларусь ¦ туры (студенты,  ¦
¦ охота и рыбная ловля        ¦     ¦                   ¦ охотники,        ¦
¦ (спортивные маршруты,       ¦     ¦                   ¦ рыбаки)          ¦
¦ охотоведческие хозяйства    ¦     ¦                   ¦                  ¦
¦ и т.п.)                     ¦     ¦                   ¦                  ¦
+-----------------------------+-----+-------------------+------------------+
¦ Паломнический туризм        ¦ 10% ¦ Прибалтика,       ¦ групповые туры   ¦
¦ (монастыри, святые места    ¦     ¦ Украина, Беларусь ¦ (взрослые и      ¦
¦ и т.п.)                     ¦     ¦                   ¦ дети)            ¦
+-----------------------------+-----+-------------------+------------------+
¦ Бизнес-туризм (ярмарки,     ¦ 10% ¦ Прибалтика,       ¦ бизнесмены       ¦
¦ выставки, конгрессы и       ¦     ¦ Украина, Беларусь ¦                  ¦
¦ т.п.)                       ¦     ¦                   ¦                  ¦
L-----------------------------+-----+-------------------+-------------------

 

 

 

                -----------------T-------T----------¬
                ¦ Туристы из СНГ ¦ Общее ¦ Студенты ¦
                ¦ (человеко-дни) ¦       ¦          ¦
                +----------------+-------+----------+
                ¦      1994      ¦ 5969  ¦   312    ¦
                +----------------+-------+----------+
                ¦      1995      ¦ 4770  ¦   217    ¦
                +----------------+-------+----------+
                ¦      1996      ¦ 4026  ¦   134    ¦
                +----------------+-------+----------+
                ¦      1997      ¦ 5388  ¦   364    ¦
                +----------------+-------+----------+
                ¦      1998      ¦ 5425  ¦   59     ¦
                +----------------+-------+----------+
                ¦      1999      ¦ 5940  ¦   110    ¦
                +----------------+-------+----------+
                ¦      2000      ¦ 6900  ¦   380    ¦
                L----------------+-------+-----------

 

 

                   Численность жителей области, выезжающих через турфирмы
                                    на отдых в страны СНГ

 

-------------T------T------T--------T------T--------T--------T-------T-------T--------T-------¬
¦            ¦ 1989 ¦ 1990 ¦  1993  ¦ 1994 ¦  1995  ¦  1996  ¦  1997 ¦  1998 ¦  1999  ¦ 2000  ¦
+------------+------+------+--------+------+--------+--------+-------+-------+--------+-------+
¦ В другие   ¦      ¦      ¦ 320781 ¦      ¦ 141571 ¦ 187040 ¦ 30721 ¦ 11280 ¦ 16200  ¦ 24800 ¦
¦ регионы    ¦      ¦      ¦        ¦      ¦        ¦        ¦       ¦       ¦        ¦       ¦
¦ Российской ¦      ¦      ¦        ¦      ¦        ¦        ¦       ¦       ¦        ¦       ¦
¦ Федерации  ¦      ¦      ¦        ¦      ¦        ¦        ¦       ¦       ¦        ¦       ¦
¦ и страны   ¦      ¦      ¦        ¦      ¦        ¦        ¦       ¦       ¦        ¦       ¦
L------------+------+------+--------+------+--------+--------+-------+-------+--------+--------

 

     При осуществлении деятельности по содействию развития туризма при
совместной работе по приему туристов Пензенская область сотрудничает с
административными   органами   других   субъектов:  Грузия,  Беларусь,
Харьковская область, Узбекистан, Татарстан, Мордовия, Нижний Новгород,
Самара, Саратов, Сургут.
     Снижение численности  граждан  СНГ,  посетивших  область,  прежде
всего вызвано следующими основными причинами:
     - низкое качество услуг туроператора;
     - непродуманная рекламная политика;
     - не конкурентные цены  на  услуги  и  качество  обслуживания  по
       сравнению с аналогами в других регионах Российской Федерации  и
       зарубежных странах.
     Увеличение численности  граждан СНГ,  посетивших область,  прежде
всего вызвано:
     - конкурентные   цены   на  услуги  и  качество  обслуживания  по
       сравнению с аналогами в других регионах Российской Федерации  и
       зарубежных странах;
     - высокое качество услуг туроператора;
     - активное развитие объектов размещения;
     - активная рекламная политика.
     На рынке  туристских  услуг  в Пензенской области выездной туризм
превалирует  над  въездным.  Выездной  туризм  можно  охарактеризовать
следующими  показателями:  ежегодно  в течение летнего сезона около 24
тыс.  жителей Пензенской области пользуются услугами туристских  фирм,
выезжая на отдых в Турцию, Польшу, Испанию, Чехословакию и другие.
     В 1999 году в Пензенской области было зарегистрировано более 2000
иностранных граждан со сроком пребывания более 3 суток.
     Общее количество туристов,  посещающих Пензенскую область,  после
распада  СССР сократилось в десятки раз.  Из-за экономического кризиса
уменьшился поток  туристов  из  России  и  стран  ближнего  зарубежья.
Массового  туриста  из дальнего зарубежья отталкивает негативный имидж
России в целом, и Пензенской области в частности, по таким параметрам,
как    низкая    культура    обслуживания,   неразвитость   туристской
инфраструктуры, несоответствие цены и качества предлагаемых туристских
услуг, недостаток информации о туристских услугах в Пензенской области
и другие факторы.
     Усилия региональных   и   местных  органов  по  преодолению  этих
факторов явно недостаточны для обеспечения развития туристской отрасли
Пензенской области.

 

              Распределение численности иностранных туристов
            по видам транспорта, которым они прибывают в регион
                   (в % от общей численности туристов)

 

-------------------------------T--------------------T-----------------------¬
¦                              ¦ Российские туристы ¦ Иностранные туристы   ¦
+------------------------------+--------------------+-----------------------+
¦ Автомобильный транспорт      ¦        30%         ¦         10%           ¦
¦ (общественный)               ¦                    ¦                       ¦
+------------------------------+--------------------+-----------------------+
¦ Автомобильный транспорт      ¦        10%         ¦         10%           ¦
¦ (личный)                     ¦                    ¦                       ¦
+------------------------------+--------------------+-----------------------+
¦ Железнодорожный транспорт    ¦        60%         ¦         80%           ¦
L------------------------------+--------------------+------------------------

 

 

                   Характеристика потребителей услуг туристической индустрии региона

 

--------------------------T--------------------------------------T------------------------------------¬
¦       Виды туризма      ¦         Российские туристы           ¦           Туристы из СНГ           ¦
¦   (объекты посещения)   ¦                                      ¦                                    ¦
+-------------------------+-----T--------------T-----------------+-----T-------------T----------------+
¦       N вопроса         ¦ 1.1 ¦     1.2      ¦       1.3       ¦ 1.1 ¦     1.2     ¦      1.3       ¦
+-------------------------+-----+--------------+-----------------+-----+-------------+----------------+
¦ По всем видам туризма   ¦ 60% ¦ Москва,      ¦ Индивидуальные  ¦ 60% ¦ Украина,    ¦ групповые,     ¦
¦                         ¦     ¦ С-Петербург, ¦ туры            ¦     ¦ Прибалтика, ¦ индивидуальные ¦
¦                         ¦     ¦ города       ¦ студентов,      ¦     ¦ Беларусь,   ¦ туры           ¦
¦                         ¦     ¦ Поволжья     ¦ школьников,     ¦     ¦ Казахстан   ¦                ¦
¦                         ¦     ¦              ¦ бизнесменов     ¦     ¦             ¦                ¦
+-------------------------+-----+--------------+-----------------+-----+-------------+----------------+
¦ Экскурсионный туризм    ¦ 20% ¦              ¦ школьники,      ¦ 30% ¦ Украина,    ¦ групповые      ¦
¦ (музеи, исторические    ¦     ¦              ¦ студенты,       ¦     ¦ Прибалтика, ¦ туры           ¦
¦ памятники и т.п.)       ¦     ¦              ¦ потребительские ¦     ¦ Беларусь,   ¦ (школьники,    ¦
¦                         ¦     ¦              ¦                 ¦     ¦ Казахстан   ¦ студенты,      ¦
¦                         ¦     ¦              ¦                 ¦     ¦             ¦ потребители)   ¦
+-------------------------+-----+--------------+-----------------+-----+-------------+----------------+
¦ Экологический туризм    ¦ 20% ¦              ¦ школьники,      ¦ 30% ¦ Украина,    ¦ групповые      ¦
¦ (заповедники, природные ¦     ¦              ¦ студенты,       ¦     ¦ Прибалтика, ¦ туры           ¦
¦ объекты и т.п.)         ¦     ¦              ¦ потребительские ¦     ¦ Беларусь,   ¦ (школьники,    ¦
¦                         ¦     ¦              ¦                 ¦     ¦ Казахстан   ¦ студенты,      ¦
¦                         ¦     ¦              ¦                 ¦     ¦             ¦ потребители)   ¦
+-------------------------+-----+--------------+-----------------+-----+-------------+----------------+
¦ Лечебно-оздоровительный ¦ 30% ¦              ¦ дети,           ¦ 10% ¦ Украина,    ¦ индивидуальные ¦
¦ туризм                  ¦     ¦              ¦ взрослые        ¦     ¦ Беларусь,   ¦ туры           ¦
¦ (санаторно-курортные    ¦     ¦              ¦                 ¦     ¦             ¦ (дети,         ¦
¦ учреждения и т.п.)      ¦     ¦              ¦                 ¦     ¦             ¦ взрослые)      ¦
+-------------------------+-----+--------------+-----------------+-----+-------------+----------------+
¦ Спортивный и            ¦ 10% ¦              ¦ студенты,       ¦ 10% ¦ Прибалтика, ¦ индивидуальные ¦
¦ приключенческий туризм, ¦     ¦              ¦ охотники,       ¦     ¦ Украина,    ¦ туры           ¦
¦ охота, рыбная ловля     ¦     ¦              ¦ рыбаки          ¦     ¦ Беларусь    ¦ (студенты,     ¦
¦ (спортивные маршруты,   ¦     ¦              ¦                 ¦     ¦             ¦ охотники,      ¦
¦ охотоведческие          ¦     ¦              ¦                 ¦     ¦             ¦ рыбаки)        ¦
¦ хозяйства и т.п.)       ¦     ¦              ¦                 ¦     ¦             ¦                ¦
+-------------------------+-----+--------------+-----------------+-----+-------------+----------------+
¦ Паломнический туризм    ¦ 10% ¦              ¦ студенты,       ¦ 10% ¦ Прибалтика, ¦ групповые      ¦
¦ (монастыри, святые      ¦     ¦              ¦ потребители     ¦     ¦ Украина,    ¦ туры           ¦
¦ места и т.п.)           ¦     ¦              ¦                 ¦     ¦ Беларусь    ¦ (взрослые      ¦
¦                         ¦     ¦              ¦                 ¦     ¦             ¦ и дети)        ¦
+-------------------------+-----+--------------+-----------------+-----+-------------+----------------+
¦ Бизнес-туризм (ярмарки, ¦ 10% ¦              ¦ бизнесмены      ¦ 10% ¦ Прибалтика, ¦ бизнесмены     ¦
¦ выставки, конгрессы и   ¦     ¦              ¦                 ¦     ¦ Украина,    ¦                ¦
¦ т.п.)                   ¦     ¦              ¦                 ¦     ¦ Беларусь    ¦                ¦
¦                         ¦     ¦              ¦                 ¦     ¦             ¦                ¦
¦                         ¦     ¦              ¦                 ¦     ¦             ¦                ¦
L-------------------------+-----+--------------+-----------------+-----+-------------+-----------------

 

 

--------------------------T----------------------------------¬
¦       Виды туризма      ¦       Иностранные туристы        ¦
¦   (объекты посещения)   ¦                                  ¦
+-------------------------+-----T-----------T----------------+
¦       N вопроса         ¦ 1.1 ¦    1.2    ¦      1.3       ¦
+-------------------------+-----+-----------+----------------+
¦ По всем видам туризма   ¦ 60% ¦ США,      ¦ групповой      ¦
¦                         ¦     ¦ Германия, ¦ туризм         ¦
¦                         ¦     ¦ Франция   ¦                ¦
¦                         ¦     ¦           ¦                ¦
¦                         ¦     ¦           ¦                ¦
+-------------------------+-----+-----------+----------------+
¦ Экскурсионный туризм    ¦ 40% ¦           ¦ групповые      ¦
¦ (музеи, исторические    ¦     ¦           ¦ туры           ¦
¦ памятники и т.п.)       ¦     ¦           ¦ (школьники,    ¦
¦                         ¦     ¦           ¦ студенты,      ¦
¦                         ¦     ¦           ¦ потребители)   ¦
+-------------------------+-----+-----------+----------------+
¦ Экологический туризм    ¦ 30% ¦           ¦ школьники,     ¦
¦ (заповедники, природные ¦     ¦           ¦ студенты,      ¦
¦ объекты и т.п.)         ¦     ¦           ¦ потребители,   ¦
¦                         ¦     ¦           ¦ групповой      ¦
¦                         ¦     ¦           ¦ туризм         ¦
+-------------------------+-----+-----------+----------------+
¦ Лечебно-оздоровительный ¦     ¦           ¦                ¦
¦ туризм                  ¦     ¦           ¦                ¦
¦ (санаторно-курортные    ¦     ¦           ¦                ¦
¦ учреждения и т.п.)      ¦     ¦           ¦                ¦
+-------------------------+-----+-----------+----------------+
¦ Спортивный и            ¦ 10% ¦           ¦ индивидуальные ¦
¦ приключенческий туризм, ¦     ¦           ¦ туры           ¦
¦ охота, рыбная ловля     ¦     ¦           ¦ потребителей   ¦
¦ (спортивные маршруты,   ¦     ¦           ¦                ¦
¦ охотоведческие          ¦     ¦           ¦                ¦
¦ хозяйства и т.п.)       ¦     ¦           ¦                ¦
+-------------------------+-----+-----------+----------------+
¦ Паломнический туризм    ¦ 10% ¦           ¦ групповые      ¦
¦ (монастыри, святые      ¦     ¦           ¦ туры           ¦
¦ места и т.п.)           ¦     ¦           ¦ (взрослые и    ¦
¦                         ¦     ¦           ¦ дети)          ¦
+-------------------------+-----+-----------+----------------+
¦ Бизнес-туризм (ярмарки, ¦ 10% ¦           ¦ групповые      ¦
¦ выставки, конгрессы и   ¦     ¦           ¦ туры           ¦
¦ т.п.)                   ¦     ¦           ¦ бизнесмены,    ¦
¦                         ¦     ¦           ¦ индивидуальные ¦
¦                         ¦     ¦           ¦ туры           ¦
L-------------------------+-----+-----------+-----------------

 

 

------------------------T------T------T---------T---------T---------T---------T---------T--------T--------¬
¦      Показатели       ¦ 1988 ¦ 1990 ¦  1994   ¦   1995  ¦   1996  ¦   1997  ¦   1998  ¦  1999  ¦  2000  ¦
+-----------------------+------+------+---------+---------+---------+---------+---------+--------+--------+
¦ Объем реализации туристических услуг (в тыс. руб.):                                                     ¦
+-----------------------T------T------T---------T---------T---------T---------T---------T--------T--------+


Информация по документу
Читайте также