Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 03.06.2004 № 304-рПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 03.06.2004г. N 304-р Утратилo силу - Распоряжение Правительства Нижегородской области от 29.05.2009 г. N 1176-р Об утверждении Концепции электронного правительства Нижегородской области В целях упорядочения работ по внедрению информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти, находящихся в подчинении Губернатора Нижегородской области, созданию электронного правительства Нижегородской области и во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 02.12.2003 N 351 "О внедрении информационно-коммуникационных технологий в Нижегородской области": 1. Утвердить прилагаемую Концепцию электронного правительства Нижегородской области. 2. Утвердить прилагаемый план реализации Концепции электронного правительства Нижегородской области на 2004 год. Губернатор Г.М. Ходырев Утверждена распоряжением Правительства Нижегородской области от 03.06.2004 N 304-р КОНЦЕПЦИЯ электронного правительства Нижегородской области Содержание Стр. 1. Список принятых сокращений и 3 определение используемых терминов 2. Введение 8 3. Цели и задачи электронного 9 правительства 4. Роль электронного правительства, 9 принципы и необходимые условия его создания и развития 5. Состояние проблемы 11 6. Приоритетные направления создания и 14 развития электронного правительства 7. Формирование элементов электронного 19 правительства и компонентов инфраструктуры 8. Совершенствование кадрового обеспечения 21 электронного правительства 9. Совершенствование нормативно-правового 22 обеспечения электронного правительства 10. Ожидаемый эффект от внедрения 22 электронного правительства 11. Порядок и организационное обеспечение 23 реализации Концепции электронного правительства Нижегородской области 1. Список принятых сокращений и определение используемых терминов 1. 1. Список принятых сокращений ИКТ - информационно-коммуникационные технологии ФЦП - федеральная целевая программа АС - автоматизированная система ИАС - информационно-аналитическая система БД - база данных МВК - межведомственная комиссия по вопросам внедрения ИКТ в деятельность органов государственной власти, подчиненных Губернатору Нижегородской области СЭДД - система электронного документооборота и делопроизводства ГИС - геоинформационная система АРМ - автоматизированное рабочее место ЭЦП - электронно-цифровая подпись ЭАР - электронные административные регламенты ОГИР - объединенные государственные информационные ресурсы ЕРА - единая региональная архитектура РИСС - региональная информационно-сервисная система XML - extensible Markup Language (расширяемый язык разметки) 1. 2. Определение основных используемых терминов Электронное - использование ИКТ в государственных органах правительство исполнительной власти в сочетании с организационными изменениями и новыми методами для обеспечения процесса принятия управленческих решений, улучшения системы предоставления государственных услуг, развития демократических процессов, а также укрепления поддержки политики государства. Услуга - результат фактически и юридически осуществимых действий исполнителя по удовлетворению запросов потребителя. Государственная услуга - нормативно закрепленная услуга, оказываемая государственными органами гражданам и организациям. Уровень качества - определяется набором признаков выполняемой услуги операции (стандарт оказания через сроки, затраченные ресурсы, количество услуги) обслуженных потребителей, т.е. через количественные показатели, и закрепляется нормативно. Цифровое общество - повсеместное использование ИКТ в государственном управлении, экономической и социальной сферах, повседневной жизни граждан. Присутствие элементов "цифрового общества" является характерной стороной постиндустриальной экономики. Для "цифрового общества" свойственна трансформация на новый качественный уровень процессов, протекающих во всех областях жизни общества и государства. Цифровое неравенство - неравенство среди граждан в использовании (цифровой информационных разрыв) и телекоммуникационных технологий, определяемое социально-экономическими различиями. Элемент электронного - ИКТ-проект, обеспечивающий полную или частичную правительства автоматизацию определенных функций (функционального сегмента) органов государственного управления по предоставлению государственных услуг и (или) по поддержке процесса принятия управленческих решений. Электронно-цифровая - реквизит электронного документооборота, подпись предназначенный для защиты электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Единая региональная - комплексная модель государственного управления архитектура регионом, построенная на основе ИКТ и описывающая деятельность органов власти с позиции логических понятий (таких как взаимодействующие бизнес-процессы, бизнес-правила, необходимая информация, структура и потоки информации, расположение рабочих мест государственных служащих) и позиции технических понятий (таких как аппаратные средства, программное обеспечение, коммуникация данных, защита и безопасность, используемые стандарты). Иными словами, архитектурой является семейство руководящих принципов (концепций, правил, шаблонов, интерфейсов и стандартов). Административный - формализованное описание исключительных регламент прерогатив органа власти, его юрисдикции, а также организационных форм взаимодействия с другими органами власти в процессе подготовки, прохождения, согласования и утверждения решений, включая сферы компетенции и ответственности, требования, предъявляемые действующим законодательством к срокам, качеству, характеру исполнения установленных функций и отдельных видов работ в рамках этих функций. Административный регламент может регулировать предоставление услуг гражданам и организациям. Электронный - запись административного регламента в административный электронном регламент формате, обеспечивающем хранение данных, выполнение запросов к хранилищам информации, возможность контроля корректности хранящихся в документе данных, проверки иерархических соотношений внутри документа, установки единого стандарта на структуру документов. Например, на языке XML (extensible Markup Language - расширяемый язык разметки), рекомендованным Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в качестве стандарта описания регламентов. Объединенные - государственные информационные ресурсы, государственные интегрированные информационные ресурсы на базе единых стандартов, методики сбора, обработки и использования информации и обеспечивающие совместный доступ к данным различной ведомственной и организационной принадлежности. Электронная торговля - заключение гражданско-правовых путем обмена электронными документами (в том числе, торговля, осуществляемая с помощью электронного документооборота в сети Интернет). Смарт-карта - карта со встроенным микропроцессором, позволяющая производить финансовые операции: кредитование (пополнение), дебетование (снятие средств с карты), чтение баланса. Обеспечивает высокий уровень защиты информации, операций. Геоинформационная - система аппаратно-программных средств и система алгоритмических процедур, созданная для цифровой поддержки, пополнения, управления, манипулирования, анализа, математико-картографического моделирования и образного отображения географически координированных (пространственно соотнесенных) данных. Портал - Вэб-сайт, выполняющий роль отправной точки, предназначенный для специфической аудитории и обеспечивающий: - объединение информационного наполнения и доставку важной для аудитории информации; - совместную работу и коллективные услуги; - доступ к услугам и приложениям для избранной аудитории, предоставляемый на основе строгой персонализации. Электронные системы - аккумулирование денежных средств и платежей автоматизация системы учета и контроля за их движением. Криптографический - алгоритм преобразования данных: являющийся алгоритм полностью или частично секретным либо использующий при работе набор секретных параметров. Удостоверяющий центр - юридическое лицо или обособленное подразделение юридического лица, обладающие правомочиями на удостоверение принадлежности конкретного открытого ключа ЭЦП владельцу сертификата. Средства электронной - аппаратные и (или) программные средства, цифровой обеспечивающие подписи реализацию хотя бы одной из следующих функций - создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе, создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей. Закрытый ключ - уникальная последовательность символов, электронной известная цифровой подписи владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи. Открытый ключ - уникальная последовательность символов, электронной соответствующая цифровой подписи закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе. 2. Введение Концепция электронного правительства Нижегородской области (далее - Концепция) определяет основные положения, цели, задачи и приоритетные направления внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти, находящихся в подчинении Губернатора Нижегородской области (далее - Органы власти), а также порядок реализации Концепции. Основной целью реализации Концепции является создание условий для разработки, внедрения и развития элементов электронного правительства как неотъемлемой части технологий, используемых в системе регионального управления областью. Правовую основу Концепции составляют: - Конституция Российской Федерации; - Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"; - Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронно-цифровой подписи"; - постановление Правительства Нижегородской области от 02.12.2003 N 351 "О внедрении информационно-коммуникационных технологий в Нижегородской области"; - распоряжение Правительства Нижегородской области от 25.02.2003 N 108-р "Об участии в реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия" на территории Нижегородской области в 2003-2010 годах". В определении роли и приоритетных направлений создания и развития электронного правительства Нижегородской области Концепция опирается на основные положения: - федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 гг.)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 N 65; - доктрины информационной безопасности Российской Федерации от 09.09.2000 N ПР-1895; - постановления Правительства Нижегородской области от 25.06.2002 N 145 "О концепции создания интегрированной системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Нижегородской области"; - постановления Законодательного Собрания Нижегородской области от 01.11.2001 N 353 "О Программе неотложных мер по сохранению архивного фонда Нижегородской области на 2001-2005 гг.". - распоряжения Председателя Законодательного Собрания и Губернатора Нижегородской области от 19.03.2001 N 72-р/418-р "Об участии Нижегородской области в создании автоматизированной системы "Государственный регистр населения"; Концепция разработана рабочей группой по обеспечению деятельности МВК по вопросам внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность Органов власти, во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 02.12.2003 N 351 "О внедрении информационно-коммуникационных технологий в Нижегородской области". 3. Цели и задачи электронного правительства Основной целью электронного правительства Нижегородской области является обеспечение населения области быстрым и высококачественным доступом к информации Органов власти и государственным услугам на основе ИКТ. Реализация основной цели электронного правительства невозможна без достижения соответствующего уровня информатизации самих Органов власти. Внедрение ИКТ в Органах власти является базой для качественного улучшения выполнения ими внешних функций и для повышения эффективности деятельности самих Органов власти. Достижению целей электронного правительства будет способствовать решение следующих задач: - разработка и внедрение функциональных ИАС, поддерживающих процесс принятия управленческих решений в пределах отдельных Органов власти; - автоматизация межведомственного взаимодействия в процессе принятия управленческих решений; - автоматизация процедур предоставления государственных услуг. 4. Роль электронного правительства, принципы и необходимые условия его создания и развития Создание электронного правительства обеспечит условия для улучшения взаимодействия Органов власти между собой, с иными органами власти и органами местного самоуправления, действующими на территории области, с организациями и гражданами, а также обеспечит условия для повышения эффективности управления социально-экономическим развитием Нижегородской области. 4. 1. Ролевые функции Электронное правительство обеспечивает: - оперативность и высокое качество управленческих решений за счет внедрения электронной системы обмена документами, исполнения и контроля исполнения документов, а также внедрения программно-аналитических комплексов; - сокращение операционных расходов Органов власти за счет внедрения функциональных АС, т.е. за счет автоматизации части функций Органов власти; - высокий сервисный уровень и высокое качество государственных услуг за счет внедрения электронной системы предоставления услуг и их интеграции в пределах административных границ (реализации принципа "одного окна"); - сокращение административных барьеров и обоюдовыгодное взаимодействие организаций с Органами власти за счет внедрения системы электронной торговли, АС налогообложения, АС регистрации организаций и других сервисных систем на базе современных ИКТ. - легкий доступ населения к информации общественного значения, взаимодействие между населением и Органами власти посредством ИКТ. 4. 2. Факторы успеха Основой достижения обозначенных выше эффектов являются следующие факторы: - обеспечение принципиально новых возможностей доступа государственных служащих к информации, необходимой для принятия решений; - расширение для государственных служащих возможностей анализа информации за счет внедрения современных программно-технических средств и создания единого информационного пространства Органов власти; - сокращение объема бумажного документооборота в Органах власти и оптимизация потоков информации; - сокращение времени, затрачиваемого государственными служащими на прием граждан; - сокращение дублирующих операций в различных Органах власти, необходимых для обеспечения их взаимодействия с гражданами и организациями (регистрации, консультации, приема заявлений и т.д.); - использование интернет-технологий при создании электронной системы предоставления государственных услуг населению и организациям; - создание и развитие информационных интернет-ресурсов органов исполнительной власти; - внедрение интерактивных систем взаимодействия граждан и организаций с органами исполнительной власти. 4. 3. Основные принципы создания электронного правительства При создании электронного правительства необходимо руководствоваться следующими основными принципами: - электронное правительство должно быть ориентировано на граждан, т.е. в первую очередь обеспечивать потребности населения и организаций в государственных услугах; - необходимо ориентироваться на результат, т.е. определять наименее затратные схемы создания элементов электронного правительства, приводящие к получению возможно быстрого результата. 4. 4. Необходимые условия Условиями для создания и развития электронного правительства Нижегородской области являются: - рост требований со стороны федеральных органов власти к оперативности и качеству регионального управления, соответствующим возможностям цифрового общества; - создание в Нижегородской области организационно-административных условий внедрения и развития электронного правительства; - усиление потребности регионального сообщества в модернизации и совершенствовании деятельности Органов власти; - рост информационных потребностей регионального сообщества; - развитие функциональных возможностей и повышение доступности современных ИКТ; - формирование современной инфраструктуры предоставления государственных услуг и развитие конкурентного рынка услуг; - рост объемов выделяемого финансирования для решения задач информатизации Органов власти; - возможность использования международного и отечественного опыта создания и функционирования электронного правительства. 5. Состояние проблемы В настоящее время в Нижегородской области созданы определенные условия, способствующие созданию и развитию электронного правительства. В том числе: - постановлением Правительства Нижегородской области от 2 декабря 2003г. N 351 "О внедрении информационно-коммуникационных технологий в Нижегородской области" развитие информатизации и внедрение технологий электронного правительства признается приоритетным направлением работы Правительства Нижегородской области; - в Органах власти уже реализован ряд ИКТ-проектов в русле задач электронного правительства, ряд таких ИКТ-проектов находятся в стадии реализации или технической разработки и концептуально разработано несколько ИКТ-проектов по созданию элементов электронного правительства (ниже более подробно будут представлены некоторые из этих проектов). Однако результаты анализа существующего в настоящее время уровня информационно-технологического обеспечения Органов власти и процесса их взаимодействия с организациями и гражданами позволяют выделить ряд ключевых проблем в этой сфере. 1) Нормативно-правовая база по применению ИКТ для решения управленческих задач и обеспечению доступа граждан к информации Органов власти не покрывает сложившегося многообразия отношений между участниками деятельности и не соответствует международной практике в части оказания государственных услуг. В частности: - отсутствует областной закон, регулирующий вопросы информатизации Нижегородской области; - слабо развита база нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы информационной открытости Органов власти (в настоящее время существуют лишь отдельные положения областных законов и регламентов, регулирующие вопросы публикации правовой информации, а также регламент размещения информации на официальном сайте Нижегородской области). 2) Существующий уровень развития ИКТ в Нижегородской области ограничивает широкое использование электронного правительства: - отсутствует защищенная корпоративная сеть передачи данных, обеспечивающая взаимодействие и информационный обмен Органов власти (в результате, до 95 процентов информационных ресурсов отдельных органов власти, подготовленных и сохраняемых в электронных форматах, оказываются не доступными для других органов власти); - существуют диспропорции программно-технической оснащенности Органов власти, оснащенность многих органов не достигает необходимого для широкого использования современных информационных технологий уровня; - процесс интеграции ведомственных информационных ресурсов идет медленно, большинство органов власти и управления используют собственные БД и оперативный межведомственный обмен БД затруднен из-за несовпадения их форматов; - несмотря на то, что реализуемый в настоящее время проект СЭДД обеспечит определенное количество автоматизированных рабочих мест по документообороту в каждом из Органов власти, эффективность функционирования системы электронного документооборота будет находиться в прямой зависимости от того, насколько каждый из Органов власти будет оперативно работать над автоматизацией всех своих рабочих мест; - отсутствуют единые стандарты на цифровые сертификаты ключей ЭЦП на базе отечественных криптографических алгоритмов, утвержденные требования и инфраструктура удостоверяющих центров; - невысокий уровень компьютеризации в Нижегородской области в целом (менее пяти процентов населения имеют домашние компьютеры, Интернетом пользуются около 20% населения); - значительное цифровое неравенство территорий области, высокая степень дифференциации населения по возможностям доступа к Интернет и мотивации его использования. Так, низкоресурсное население (жители сельской местности, малообеспеченные, люди с ограниченными возможностями, неработающие, низкооплачиваемые работники, граждане с низким уровнем образования и т.д.) ограничено в возможностях пользоваться Интернет-ресурсами. Немаловажными причинами цифрового неравенства являются состояние и стоимость телекоммуникационной инфраструктуры (дорогие услуги связи и плохие телефонные линии, низкий уровень телефонизации отдельных территорий), высокая стоимость услуг интернет-провайдеров. 3) Существующая в настоящее время модель управления процессами внедрения ИКТ в деятельность Органов власти малоэффективна для решения задач создания и развития электронного правительства: - в структуре Органов власти отсутствует специализированное подразделение (должностное лицо), имеющее достаточно полномочий для решения комплексной межведомственной задачи внедрения ИКТ в деятельность Органов власти; - существующее разграничение полномочий, роли и ответственности структур, участвующих в управлении процессом внедрения ИКТ в деятельность Органов власти, не отвечает в полной мере задачам создания электронного правительства; - принятая в 1996 году программа информатизации органов управления к настоящему времени морально устарела и финансирование по ней отсутствует; - не определены областные приоритеты реализации ИКТ-проектов, отсутствует стратегия развития ИКТ в Нижегородской области; - осуществляемые в различных Органах власти ИКТ-проекты разрозненны, и с целевой точки зрения процесс внедрения ИКТ имеет фрагментарный характер, что приводит к распылению бюджетных средств и низкой отдаче для Органов власти в целом; - отсутствует необходимая методическая база для проведения оценки эффективности ИКТ-проектов; - отсутствуют минимальные типовые квалификационные требования в области использования современных ИКТ в деятельности госслужащих; - отсутствует организационная система повышения мотивации использования сотрудниками Органов власти в своей деятельности современных информационных технологий. 4) Кадровое обеспечение и квалификация государственных служащих в области ИКТ в целом являются недостаточными для обеспечения процесса создания, поддержки и использования электронного правительства: - в настоящее время количественный и профессиональный состав сотрудников Органов власти, занимающихся вопросами внедрения ИКТ в различных Органах власти, достаточен для поддержки имеющегося уровня развития ИКТ, а также решения новых задач невысокой степени сложности, но не может обеспечить весь комплекс задач создания электронного правительства; - существуют значительные диспропорции в уровне компьютерной грамотности сотрудников различных структур Органов власти, в некоторых структурах он находится на низком уровне; - невысокий уровень мотивации сотрудников Органов власти в освоении современных ИКТ. 6. Приоритетные направления создания и развития электронного правительства Определение потребностей Органов власти в использовании ИКТ и, соответственно, приоритетных направлений создания и развития электронного правительства основывается на анализе задач и проблем регионального управления, социально-экономических приоритетов развития области, состояния информатизации Органов власти и области в целом, изучении возможностей использования современных ИКТ в управленческой практике, международного опыта создания электронных правительств. На основе проведенного анализа необходимо выделить следующие основные направления создания и развития электронного правительства на период до 2010 года: - обеспечение поддержки принятия управленческих решений в сфере социально-экономического развития области; - совершенствование правовых, организационных и технических условий создания электронного правительства; - снижение издержек Органов власти, с одной стороны, и населения и организаций, с другой стороны, в процессе предоставления государственных услуг. На период до 2020 года приоритетными направлениями должны стать: - автоматизация управленческого процесса; - устранение цифрового неравенства на территории области; - автоматизация процесса предоставления государственных услуг населению и организациям и получения услуг от организаций для государственных нужд. Все обозначенные направления взаимосвязаны и только во взаимосвязи обеспечивают процесс создания и развития электронного правительства. Определение направлений автоматизации управленческих процессов и процессов предоставления и получения услуг в качестве приоритетных на удаленную перспективу не означает, что данным направлениям не будет уделено внимания в период до 2010 года. Основываясь на рекомендациях Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в работе по данным направлениям будет применен сегментный подход (сосредоточение на отдельных функциональных направлениях деятельности в контексте общей идеологии электронного правительства). Такой подход позволит сократить возможные риски неудач, обеспечить снижение начальных затрат и добиться быстрой отдачи от внедрения проектов. 6. 1. Поддержка принятия управленческих решений в сфере социально-экономического развития Нижегородской области В целях обеспечения информационно-аналитической и инструментальной поддержки принятия управленческих решений на основе внедрения ИКТ, в первую очередь, необходимо: - внедрение СЭДД в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления; - внедрение программно-технических комплексов мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического состояния области; - техническое и технологическое обеспечение беспрепятственного межведомственного информационного обмена. Состояние данного направления на 01.01.2004 г.: - в 2003 г. началась реализация проекта "Информационно-аналитическая система мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития Нижегородской области", направленного на внедрение в Органах власти программно-технического комплекса, обеспечивающего повышение оперативности и качества управленческих решений (система будет первым и основополагающим элементом ситуационного центра - одного из важнейших модулей электронного правительства, обеспечивающего оперативность и качество управленческих решений; ввод системы в промышленную эксплуатацию запланирован на декабрь 2004 г., необходимое финансирование проекта в 2004 г. предусмотрено в областном бюджете на 2004 год); - в 2004 г. начнется реализация проекта по внедрению СЭДД в Органах власти и органах местного самоуправления Нижегородской области (реализация проекта в 2004-2005гг. создаст начальные условия развития системы электронного документооборота в целях создания единого информационного пространства для ввода, обработки, анализа, хранения документов, усиления контроля исполнительской дисциплины, сокращения сроков создания, согласования, рассмотрения документов, повышения качества и полноты решения вопросов, ответственности за их исполнение, оптимизации потоков документированной информации в бумажном и электронном виде между Органами власти и внутри каждого из них; необходимое финансирование проекта в 2004 г. предусмотрено в областном бюджете на 2004 год). - в рамках реализации Концепции создания интегрированной системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Нижегородской области началась работа по созданию интранет-портала Органов власти и органов местного самоуправления Нижегородской области, который будет поддерживать необходимый для функционирования электронного правительства уровень информационного обеспечения Органов власти и органов местного самоуправления (проект завершится в 2004 г., финансирование предусмотрено в областном бюджете на 2004 год). 6. 2. Обеспечение правовых, организационных и технических условий создания электронного правительства В целях обеспечения правовых, организационных и технических условий создания и внедрения электронного правительства, в первую очередь, необходимо: - создание и развитие областной нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы внедрения элементов электронного правительства; - формирование областной политики информатизации, разработка и реализация областных и отраслевых программ, планов и проектов развития ИКТ в Нижегородской области; - возложение ответственности за формирование и реализацию ИКТ-политики Органов власти и областной политики информатизации на должностное лицо высокого ранга; - оптимизация организационной системы поддержки электронного правительства (закрепление ответственности и распределение полномочий и необходимых функций между Органами власти); - создание инфраструктуры электронного правительства. Состояние данного направления на 01.01.2004 г.: - создана межведомственная комиссия по вопросам внедрения ИКТ в деятельность Органов власти под председательством Губернатора Нижегородской области (постановление Правительства Нижегородской области от 02.12.2003 N 351); - концептуально разработан проект "Создание защищенной корпоративной сети органов исполнительной власти Нижегородской области" (в 2004 г. будет разработано техническое задание на проект, выбран исполнитель проекта и начнется его реализация, рассчитанная на период до 2005г.; реализация проекта обеспечит необходимые технические условия информационного обмена между Органами власти; необходимое финансирование проекта в 2004 г. предусмотрено в областном бюджете на 2004 год); - в 2004 г. начнется реализация проекта создания электронного архива (электронного хранилища) Органов власти (реализация проекта в 2004-2005 гг. позволит решить вопрос, связанный с государственным хранением документов, созданных электронным способом и переводом в электронный вид документов, находящихся на хранении в государственных архивах; финансирование проекта в 2004 г. предусмотрено в областном бюджете на 2004 год). 6. 3. Снижение издержек Органов власти, населения и организаций в процессе предоставления государственных услуг В целях снижения издержек со стороны участников процесса предоставления государственных услуг, в первую очередь, необходимо: - создание системы доступа населения и организаций к открытой информации Органов власти на основе ИКТ (развитие Интернет-представительства Органов власти, упорядочение процесса информирования населения и организаций посредством электронных средств связи по вопросам деятельности Органов власти и предоставления государственных услуг, обеспечение возможности интерактивного взаимодействия Органов власти с гражданами и организациями, создание центров общественного доступа к Интернет на бесплатной и льготной основе); - создание межведомственных баз данных, позволяющих проводить учет, контроль и анализ обращений граждан и организаций в Органы власти по различным вопросам предоставления государственных услуг. Состояние данного направления на 01.01.2004 г.: - создан и функционирует официальный сайт Нижегородской области (первоначально - сайт Правительства Нижегородской области) как канал информирования населения о деятельности Органов власти и интерактивного общения органов власти с населением и организациями; - с 1997г. проводится реализация проекта по созданию автоматизированной системы "Государственный регистр населения" (АС ГРН) в Нижегородской области (реализация проекта обусловлена необходимостью решения проблем, которые возникают при решении задач в сфере социального обеспечения населения, в системе государственного регистрационного учета граждан и использования первичных регистрационных данных о гражданах, в обеспечении функционирования и взаимодействия создаваемых автоматизированных систем учета различных категорий граждан, в сфере информационного обслуживания населения и хозяйствующих субъектов; финансирование проекта в 2004 году предусмотрено в областном бюджете). 6. 4. Автоматизация управленческого процесса Основными этапами автоматизации управленческого процесса являются: - создание ОГИР Нижегородской области в целях изменения моделей информационного межведомственного взаимодействия, взаимодействия Органов власти с органами местного самоуправления, организациями и гражданами соответственно задачам повышения качества управленческих решений и снятия административных барьеров; - создание единой региональной архитектуры Органов управления (составными элементами ЕРА могут быть: модель эффективности, содержащая средства оценки эффективности деятельности административных органов; модель функций, описывающая взаимные обязательства Органов власти и их обязательства перед гражданами и организациями; модель прикладных систем, описывающая управляющие и сервисные системы, на которые разбиваются процессы управления; модель данных и потоков информации, обеспечивающая стандартизацию данных при информационном обмене); - разработка и внедрение ЭАР. Состояние данного направления на 01.01.2004 г.: - постановлением Правительства Нижегородской области от 25.06.2002 N 145 утверждена Концепция создания интегрированной системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Нижегородской области. В процессе реализации Концепции должна быть создана информационная система, в которую будут интегрированы информационные ресурсы территориальных подразделений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления на территории области, а также организаций области, обеспечивающая защиту информации, регламентированное управление и регламентированный доступ к информации. 6. 5. Устранение цифрового неравенства Задача устранения цифрового неравенства является одной из центральных задач обеспечения эффективности электронного правительства. Данное направление реализуется посредством: - создание деловой среды, благоприятной для общего развития ИКТ в Нижегородской области (бизнес-климат, способствующий развитию действующих организаций и появлению новых, рост покупательной способности населения в отношении ИКТ); - развитие ИКТ-инфраструктуры (территориального развития сетей связи, повышение качества связи, компьютеризация населения, развитие Интернета на территории области); - повышение уровня образования населения в сфере ИКТ; - реализация на всей территории области ИКТ-проектов в сфере образования, медицины, культуры. 6. 6. Автоматизация процесса предоставления государственных услуг и получения услуг для государственных нужд Данное направление предполагает: - создание областной информационно-сервисной системы предоставления государственных услуг населению, информационная составляющая которой реализует право граждан на получение всей открытой информации о государственных услугах, сервисная составляющая обеспечивает процесс получения государственных услуг с наименьшими издержками для всех участников процесса; - создание информационно-технологической системы государственных закупок на основе внедрения средств электронной торговли. Состояние данного направления на 01.01.2004 г.: - концептуально разработан проект по созданию областной информационно-сервисной системы предоставления государственных услуг населению через Интернет, реализация которого позволит создать центральный элемент электронного правительства, обеспечивающий процесс взаимодействия Органов власти и населения по предоставлению услуг (реализация проекта рассчитана на несколько лет, начало реализации проекта предполагается в 2004 г., необходимое финансирование проекта в 2004 году предусмотрено в областном бюджете на 2004 год); - в 2003 г. началась реализация проекта "Автоматизация бюджетного процесса", один из модулей которого обеспечивает автоматизацию процесса госзакупок (важнейший элемент электронного правительства, обеспечивающий взаимодействие Органов власти с организациями, проект завершается в 2004 г.). 7. Формирование элементов электронного правительства и компонентов инфраструктуры Формирование всех элементов электронного правительства и необходимой для его успешного функционирования системообразующей инфраструктуры должно происходить поэтапно, в строгом соответствии с основными принципами создания электронного правительства. В целях эффективного использования бюджетных средств, затрачиваемых на создание электронного правительства, высокоресурсные затратные проекты должны проходить стадию пилотного проекта, прежде чем подлежать реализации на всей территории области с полным набором модулей. 7. 1. Основные элементы электронного правительства Исходя из целевых установок создания электронного правительства, его элементами должны стать: - ситуационный центр Органов власти (включает программно-технический комплекс мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономической ситуации, геоинформационную систему, регистр населения Нижегородской области, регистр юридических лиц и иные системы, регистры и реестры, необходимые для обеспечения процесса принятия решений по вопросам социально-экономического развития области); - интернет-портал Нижегородской области; - интранет-портал Органов власти и органов местного самоуправления Нижегородской области; - ИКТ-системы управления ключевыми сферами социально-экономического развития (финансами, инвестициями, природными ресурсами, областной собственностью, транспортным комплексом, системами социальной защиты населения, здравоохранения, образования, ЖКХ, развития предпринимательства и товарных рынков); - областная информационно-сервисная система предоставления государственных услуг населению через Интернет (включает в себя социальный портал Нижегородской области и центры общественного доступа к социальному порталу); - инновационный портал Нижегородской области. Приведенный список элементов не является исчерпывающим. В процессе развития ИКТ-технологий могут быть разработаны и внедрены другие элементы электронного правительства. 7. 2. Основные компоненты инфраструктуры электронного правительства Инфраструктура электронного правительства включает в себя совместимые информационно-технологические системы, упорядоченные потоки данных, правила, которыми должны руководствоваться все Органы власти и государственные учреждения области при выполнении ими своих функций, особенно в ситуации, когда функции выполняются несколькими органами одновременно. Необходимыми компонентами инфраструктуры являются: - единая региональная архитектура; - оборот средств электронной цифровой подписи; - электронный документооборот; - электронная торговля; - электронные системы платежей; - смарт-карты получателей услуг; - смарт-карты Органов власти. 7. 3. Принципы формирования элементов электронного правительства Политика формирования электронного правительства основана на следующих принципах: - подчинение процесса информатизации приоритетным задачам системы государственного управления и социально-экономического развития области; - стандартизация процессов информатизации Органов власти области; - согласованность и сбалансированность темпов и направлений информатизации отдельных Органов власти; - целостность и единство информационно-коммуникационной инфраструктуры Органов власти; - соответствие федеральной политике внедрения ИКТ в деятельность органов государственной власти и информатизации регионов, а также целям и задачам ФЦП "Электронная Россия (2003-2010 годы)"; - открытость и прозрачность процесса информатизации для общества в целом. 8. Совершенствование кадрового обеспечения электронного правительства В целях обеспечения требуемого уровня квалификации государственных служащих в сфере информационных технологий необходимо организовать централизованную областную систему подготовки и переподготовки кадров. Элементами этой системы должны стать: - определение квалификационных требований к различным категориям государственных служащих в сфере использования ИКТ; - оценка квалификационных навыков сотрудников Органов власти в области применения ИКТ; - центр или система центров по подготовке и повышению квалификации государственных служащих в области ИКТ; - программы обучения в сфере ИКТ для различных категорий государственных служащих. 9. Совершенствование нормативно-правового обеспечения электронного правительства В целях нормативно-правового обеспечения процесса создания и развития электронного правительства необходимо разработать нормативные правовые акты в следующих сферах: - регулирование институциональных аспектов (отношений между всеми участниками процесса), включая разработку электронных административных регламентов; - регулирование инфраструктурных аспектов (основных компонентов системообразующей инфраструктуры электронного правительства); - регулирование прикладных аспектов (создания и использования конкретных элементов электронного правительства и информационных систем). Самостоятельным направлением совершенствования нормативно-правовой базы является обеспечение безопасности информации, сочетающее в себе все вышеназванные направления. Совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам электронного правительства предусматривает внесение необходимых изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты области, а также разработку новых нормативных правовых актов. 10. Ожидаемый эффект от внедрения электронного правительства - Создание интегрированных информационных ресурсов экономит до 10% времени, затрачиваемого сотрудниками Органов власти на получение информации других органов власти, необходимой для принятия управленческих решений. - Создание интегрированных информационных ресурсов за счет исключения дублирующей информации дает экономию бюджетных средств, затрачиваемых на ее создание, от 5 до 10 процентов. - Создание защищенной корпоративной сети обеспечит повышение эффективности управления, поскольку позволит повысить оперативность и качество управленческих решений за счет сокращения временных и финансовых затрат на поиск, доставку и обработку информации, повышения качества передачи информации и обеспечения ее защиты. - Создание ситуационного центра обеспечит повышение эффективности управления, поскольку повысит обоснованность принятия управленческих решений за счет внедрения в управленческую практику математических методов обработки информации, автоматизированных систем мониторинга и анализа информации. - Автоматизация типовых операций, связанных с приемом граждан, с ведением телефонных переговоров, составлением письменных ответов на запросы граждан, разбором конфликтных ситуаций, регистрации обращений, по оценкам специалистов, дает экономию времени работников, занятых на обслуживании клиентов, до 75%. - Создание РИСС как межведомственной системы значительно снизит расходование бюджетных средств на автоматизацию процессов предоставления услуг. По оценкам специалистов, такой подход по сравнению с созданием автоматизированной системы предоставления услуг в каждом отдельно взятом Органе власти дает экономию более чем в 1,5 раза. РИСС позволит снизить расходование бюджетных средств за счет: - повышения адресности предоставления государственных услуг населению; - снижения издержек, связанных с бумажным документооборотом. С внедрением РИСС: - уменьшаются затраты времени государственных служащих на выполнение операций, связанных с проведением мониторинга потребностей в государственных услугах и качества предоставляемых услуг; - повышаются возможности контроля за правильностью предоставления государственных услуг и учета предоставляемых услуг; - расширяется доступ граждан к государственным услугам; - снижаются временные и материальные затраты граждан, связанные с оформлением документов на предоставление государственных услуг; - уменьшается время с момента подачи гражданином запроса в органы власти и получением ответа на запрос; - повышается уровень информированности и правовой грамотности населения по вопросам предоставления государственных услуг. - Развитие интернет-представительства Органов власти способствует снижению финансовых издержек на распространение в обществе важной информации по различным вопросам управления области, в том числе правовой, социальной, политической информации. - Развитие Интранет-портала Органов власти и органов местного самоуправления позволит значительно сократить расходы из областного и местных бюджетов за счет снижения оплаты за трафик интернет-информации, необходимой для обеспечения управленческого процесса. - Создание функциональных АС в Органах власти позволит существенно сократить временные затраты сотрудников с одновременным повышением качества выполнения работ за счет автоматизации бизнес-процессов. 11. Порядок и организационное обеспечение реализации Концепции электронного правительства Нижегородской области Реализация Концепции происходит в соответствии с ежегодными планами внедрения электронного правительства, разрабатываемыми в начале каждого календарного года. В целях реализации Концепции и в соответствии с утвержденными годовыми планами могут разрабатываться положения, регламенты, порядок создания, внедрения, функционирования, развития отдельных элементов электронного правительства и компонент системообразующей инфраструктуры. Координация всех действий по реализации Концепции возложена на межведомственную комиссию по вопросам внедрения ИКТ в деятельность Органов власти, созданную во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 02.12.2003 N 351 "О внедрении информационно-коммуникационных технологий в Нижегородской области". Каждый Орган власти информирует МВК о состоянии проблемы информатизации в рамках его структур и подведомственных ему учреждениях, согласовывает с МВК проекты по созданию и модернизации функциональных АС. Разработку проектов годовых планов реализации Концепции, положений, регламентов и порядков внедрения элементов электронного правительства, имеющих межведомственный характер, и компонент системообразующей инфраструктуры осуществляет рабочая группа по обеспечению деятельности МВК, созданная во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 02.12.2003 N 351 "О внедрении информационно-коммуникационных технологий в Нижегородской области". УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Нижегородской области от 03.06.2004 N 304-р План реализации Концепции электронного правительства Нижегородской области на 2004 год Мероприятия Ответственные Сроки 1 2 3 1. Создание и внедрение ИАС "Аналитика". Министерство экономики и (2004-2005 гг.) развития предпринимательства Нижегородской области 1.1. Пилотный проект: 2 квартал - формирование системы показателей 2004 г. социально- экономического развития Нижегородской области; - сбор первичных тестовых данных; - уточнение и согласование методик и задач; - формирование прав доступа; - прием в опытную эксплуатацию. 1.2. Опытная эксплуатация сентябрь-ноябрь 2004г. 1.3. Промышленная эксплуатация 2005 г. 2. Создание защищенной корпоративной сети Управление делами (2004-2005 гг.) органов Губернатора исполнительной власти Нижегородской Нижегородской области области 2.1. Проектирование защищенной 1 полугодие корпоративной 2004 сети г. 2.2. Конкурс на оборудование, программное 3 кв. 2004 г. обеспечение и монтажные работы, заключение договоров 2.3. Поставка оборудования и программного 4 кв. 2004 г. обеспечения, монтажные работы 2.4. Пуско-наладочные работы, 4 кв. 2004 г. предварительные испытания 2.5. Ввод в опытную эксплуатацию, обучение декабрь 2004 г. персонала 2.6. Ввод в штатную эксплуатацию январь 2005 г. 3. Создание геоинформационной системы Министерство экономики и (с 2004 г.) органов развития государственной власти Нижегородской предпринимательства области Нижегородской области 3.1. Создание банка цифровых август 2004 г. картографических данных: - создание цифровой топографической карты Нижегородской области масштаба 1:200 000; - разработка Временного положения "О порядке использования цифровой топографической карты Нижегородской области масштаба 1:200 000" 3.2. Разработка Концепции 2004 г. геоинформационной системы органов государственной власти Нижегородской области 4. Создание Региональной Министерство экономики и (с 2004 г.) информационно-сервисной развития системы предоставления государственных предпринимательства услуг Нижегородской населению через Интернет (РИСС) (пилотный области проект) 4.1. Заключение соглашений о 3 кв. 2004 г. взаимодействии с участниками пилотного проекта 4.2. Проведение обследования 3 кв. 2004 г. информационных систем и существующего порядка работы с населением по предоставлению государственных услуг, определение возможностей автоматизации процесса их предоставления 4.3. Разработка программного обеспечения 4 кв. 2004 г. Социального портала Нижегородской области 4.4. Приобретение техники, организация 4 кв. 2004 г. каналов связи, подключение к сети Интернет Центров общественного доступа в пилотных районах 5. Внедрение системы электронного Информационно-аналитическое 2004 г. документооборота управление Нижегородской области (I этап, за Администрации Губернатора исключением Нижегородской органов местного самоуправления) 43 области рабочих места 5.1. Предпроектное обследование. 1 полугодие Подготовка 2004 материалов для настройки системы и г. подготовка системы для внедрения 5.2. Внедрение и сдача в опытную 1 полугодие эксплуатацию 2004 системы "Служебная корреспонденция" на г. всех объектах 1 этапа 5.3. Внедрение и сдача в опытную 2 кв. 2004 г. эксплуатацию на всех объектах 1 этапа следующих систем: "Контроль исполнения"; "Письма и обращения граждан"; "Подготовка документов"; "Регистрация документов" 5.4. Сдача в промышленную эксплуатацию 2 кв. 2004 г. систем "Служебная корреспонденция", "Контроль исполнения", "Письма и обращения граждан", "Подготовка документов", "Регистрация документов", "Учет кадров" 5.5. Организация обмена данными между 2 кв. 2004 г. объектами внедрения 5.6. Организация доступа к информации 2 кв. 2004 г. удаленных пользователей 6. Создание корпоративного Интранет-сайта Информационно-аналитическое 2004 г. органов управление государственной власти, находящихся в Администрации Губернатора подчинении Нижегородской Губернатора Нижегородской области, и области, министерство органов экономики местного самоуправления Нижегородской и развития области предпринимательства Нижегородской области 6.1. Разработка технического задания на 2 кв. 2004 г. разработку программного обеспечения (ПО) корпоративного Интранет-сайта 6.2. Разработка правовых актов (Регламента 2 кв. 2004 г. по работе с корпоративным Интранет-сайтом, Соглашений о взаимодействии с органами власти, находящимися в подчинении Губернатора Нижегородской области, и органами местного самоуправления) 6.3. Приобретение ПО корпоративного 2 кв. 2004 г. Интранет-сайта, лицензионного серверного ПО, программно-технических средств 6.4. Внедрение ПО 1 этапа 2 кв. 2004 г. 6.5. Внедрение ПО 2 этапа 4 кв. 2004 г. 7. Создание 2-ой очереди Информационно-аналитическое 2004 г. автоматизированной управление системы Государственный регистр населения Администрации Губернатора (ГРН) Нижегородской Нижегородской области области 7.1. Проработка вопросов по формированию 4 кв. 2004 г. муниципальных баз данных населения на КСА ГАС "Выборы" в муниципальных образованиях, с использованием базы данных "Избиратель" ГАС "Выборы" и ведомственных баз данных (ЗАГС) 7.2. Работа по созданию фрагмента регистра 4 кв. 2004 г. населения Нижегородской области на основе баз данных населения муниципальных образований, включенных во вторую очередь АС ГРН 7.3. Работа по автоматизации областного 4 кв. 2004 г. управления ЗАГС на базе современного программно-аппаратного обеспечения, в том числе автоматизация 10 районных отделов ЗАГС (оснащение отделов ЗАГС программно-техническими средствами, приобретение специального программного обеспечения автоматизированной информационной системы МАИС "ЗАГС", оперативная адаптация и инсталляция СПО МАИС "ЗАГС" отделов ЗАГС, обучение пользователей и сдача МАИС "ЗАГС" в опытную эксплуатацию) 7.4. Отладка телекоммуникационного и 4 кв. 2004 г. информационного взаимодействия между МАИС ЗАГС и КСА ГАС "Выборы" 8. Разработка и проекта закона Министерство экономики и 2 полугодие Нижегородской развития 2004 области об информатизации предпринимательства г. Нижегородской области, министерство государственно-правового обеспечения Нижегородской области, информационно-аналитическое управление Администрации Губернатора Нижегородской области Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|