Расширенный поиск
Постановление Правительства Нижегородской области от 11.06.2003 № 174ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 11.06.2003г. N 174 Утратило силу - Постановление Правительства Нижегородской области от 31.12.2004 г. N 301 Об утверждении межведомственной комплексной целевой программы "Развитие системы социально-гигиенического мониторинга в Нижегородской области на 2004-2008 годы" В соответствии с требованиями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и для дальнейшего совершенствования и развития социально-гигиенического мониторинга в Нижегородской области - системы динамического наблюдения за состоянием здоровья населения во взаимосвязи с социально-экономическими и экологическими факторами, с целью управления качеством среды обитания и состоянием здоровья населения, Правительство Нижегородской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую межведомственную комплексную целевую программу "Развитие системы социально-гигиенического мониторинга в Нижегородской области на 2004-2008 годы" (далее - Программа). 2. Министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболеву) предусмотреть при формировании областного бюджета на 2004-2008 годы выделение средств на выполнение мероприятий Программы. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области принять участие в реализации мероприятий Программы и предусмотреть соответствующее финансирование при формировании местных бюджетов на 2004-2008 годы. Губернатор Г.М.Ходырев УТВЕРЖДЕНА Постановлением Правительства Нижегородской области от 11.06.2003 N 174 МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2008 гг." г.Н.Новгород 2003г. ПАСПОРТ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2008 гг." 1. Наименование Областная межведомственная комплексная целевая Программы Программа "Развитие системы социально-гигиенического мониторинга в Нижегородской области на 2004-2008 гг.". 2. Основание для Постановление Правительства Российской Федерации от разработки 01.06.2000г. N 426 (п. 3) "Об утверждении Положения о Программы социально-гигиеническом мониторинге", Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 г N 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения", Постановление Администрации Нижегородской области от 14.03.2001г. N 53 (п. 2.4) "О введении социально-гигиенического мониторинга в Нижегородской области" (в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 01.07.2002 г. N 148), Постановление Правительства Нижегородской области от 11.09.2002г. N 225 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга питания детей в образовательных и специализированных социально-реабилитационных учреждениях для детей и подростков Нижегородской области". 3. Государственный Правительство Нижегородской области. заказчик Программы 4. Основные Министерство здравоохранения Нижегородской области, разработчики Комитет Программы охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области во взаимодействии с: ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области", Верхне-Волжским межрегиональным территориальным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. 5. Основные исполнители Министерство здравоохранения Нижегородской области, Программы Министерство образования и науки Нижегородской области, Министерство труда и социальной защиты Нижегородской области, Комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области, Комитет по физической культуре и спорту Нижегородской области, Комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области во взаимодействии с: ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области", центрами госсанэпиднадзора в городах и районах Нижегородской области, Верхне-Волжским межрегиональным территориальным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Нижегородским областным комитетом государственной статистики, Нижегородским научно-исследовательским институтом гигиены и профпатологии, ФГУ "Нижегородский центр стандартизации и метрологии", ООО "Нижегородский центр сертификации", Управлением Российской государственной хлебной инспекции по Нижегородской области, ФГУ "ФГТ станция защиты растений в Нижегородской области", Управлением госторгинспекции по Нижегородской области (по согласованию) 6. Основные цели и Цель: организация на базе новых компьютерных задачи технологий государственной межотраслевой иерархической системы Программы сбора, обработки, хранения и выдачи информации, обеспечивающей динамическую оценку здоровья населения и среды обитания для разработки обоснованных медико-реабилитационных, природоохранных, социально-экономических и управленческих решений. Задачи: Создание единой системы наблюдения за соматической и инфекционной заболеваемости, состоянием объектов окружающей среды, социально-экономических факторов; Формирование единого государственного фонда информационных ресурсов Нижегородской области, касающихся обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности и здоровья населения, состояния объектов окружающей среды, социально-экономических факторов, качества и безопасности пищевых продуктов и т.д.; Выявление причинно-следственных связей между факторами среды обитания и состоянием здоровья населения на основе системного анализа и оценки риска здоровью населения с оценкой и прогнозированием экономического ущерба; Программно-техническое, лабораторно-диагностическое обеспечение социально-гигиенического мониторинга на основе современных информационно-аналитических технологий и программно-компьютерных комплексов; Межведомственная координация ведения мониторинга в целях обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности и здоровья населения, выработки предложений для принятия решений по управлению качеством среды обитания и здоровьем населения; Подготовка и реализация природоохранных и медико-реабилитационных мероприятий (целевых программ). 7. Сроки реализации 2004-2008 гг. Программы 8.Предполагаемые объём Общая сумма затрат составляет 30657,45 тыс. руб. и (2004 г. - 9089,49 тыс. руб., 2005 г. - 6499,49 тыс. источники руб., финансирования 2006 г. -5788,49 тыс. руб., 2007 г. - 4704,49 тыс.руб., 2008 г. - 4575,49 тыс. руб.); в том числе средства областного бюджета 3010,0 тыс.руб. (2004 г. - 1200,0 тыс. руб., 2005 г. - 505,0 тыс.руб., 2006 г. - 435,0 тыс. руб., 2007 г. - 435,0 тыс.руб., 2008 г. -435,0 тыс. руб.); бюджеты городов и районов области 25623,45 тыс. руб., (2004 г. - 7384,49 тыс. руб., 2005 г. - 5478,49 тыс.руб., 2006 г. - 5026,49 тыс. руб., 2007 г. - 3931,49 тыс.руб., 2008 г. - 3802,49 тыс. руб.); областной экологический фонд 2024,0 тыс. руб. (2004г. - 505,0 тыс. руб., 2005 г. - 516,0 тыс. руб., 2006г. - 327,0 тыс. руб., 2007 г. - 338,0 тыс. руб., 2008г. - 338,0 тыс. руб.). 9. Ожидаемые результаты Реализация Программы к 2008 г. приведет к созданию в реализации Нижегородской Программы области единого информационного фонда данных о состоянии здоровья населения и факторов влияющих на него (экологических, социально-экономических, качества и безопасности продуктов питания и т.д.). Это позволит повысить эффективность и целенаправленность действий всех участников системы социально-гигиенического мониторинга по разработке управленческих решений (целевых программ) профилактики и улучшения демографической ситуации и здоровья населения Нижегородской области, в том числе снижение общей заболеваемости населения на 3-7%, снижение уровней заболеваемости врожденными аномалиями (пороками развития) на 1,5-3%, снижения уровня профессиональной заболеваемости на 4%, снижение заболеваний обусловленных алиментарным фактором и дефицитом микронутриентов. 10. Управление Контролирующий орган: ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Программой Нижегородской области". и контроль за ходом ее Форма контроля: проверка отчетов о ходе выполнения реализации Программы участников ведения СГМ - один раз в год. Отчет ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области" о ходе финансирования из областного бюджета министерству экономики и развития предпринимательства Нижегородской области - ежеквартально. 11. Механизмы Реализация Программы обеспечивается взаимодействием реализации участников Программы ведения СГМ на основании соглашений о взаимообмене информации. Внедрение единых программных комплексов, формирование унифицированных баз данных и организация работы в едином информационном поле. Предусматривается информирование Правительства Нижегородской области (ежегодный доклад) и населения (через СМИ) о результатах мониторинга состояния здоровья населения и среды его обитания. Список используемых терминов и сокращений. ВВУГМС Верхне-Волжское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ВОЗ Всемирная Организация Здравоохранения ГИС Геоинформационные системы ПДК Предельно допустимая концентрация Пром.предприятие Промышленное предприятие СанПиН Санитарные правила и нормы СГМ Социально-гигиенический мониторинг ФГУ Федеральное государственное учреждение ФГТ станция Федеральная государственная территориальная станция I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2008 гг." В существующих социально-экономических условиях состояние здоровья населения остается одной из наиболее острых медико-социальных проблем, являясь фактором национальной безопасности. В современных условиях здоровье общества во многом определяется реальным обеспечением его прав на безопасную среду обитания и профилактику заболеваний. Межведомственная комплексная целевая программа "Развитие системы социально-гигиенического мониторинга в Нижегородской области на 2004_2008 гг." разрабатывается согласно: Федеральным законам: - от 30.03.99 г. N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; - от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"; - от 22.07.1993 г. N 5487-1 (с изменениями от 02.12.2000 г. N 139-ФЗ) "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (ст.8); - от 22.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии"; - постановлению Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 г. N 426 "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге"; - постановлению Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 г N 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения"; - закону Нижегородской области от 26.02.2002 г. N 8-З "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Нижегородской области"; - постановлению Губернатора Нижегородской области от 14.03.2001 г. N 53 "О введении социально-гигиенического мониторинга в Нижегородской области" (в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 01.07.2002 г. N 148). Социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека. По данным ВОЗ, состояние здоровья населения на 50-60% зависит от уровня социально-экономического развития; на 30-40% - от решения экологических проблем, и лишь на 15-20% от развития системы здравоохранения. В течение последних лет состояние здоровья населения как в целом по России, так и в Нижегородской области характеризуется неблагоприятными тенденциями, резко обозначился процесс депопуляции с устойчивым превышением числа смертей над рождениями. Исследование динамики рождаемости по области свидетельствует о тенденции к ее росту, число рождений увеличилось по сравнению с 1999 г. на 12,2% и составило 8,3 на 1000 родившихся в 2002 г. (Россия - 13,97). В то же время наблюдается устойчивый рост смертности; по области число умерших возросло на 13%, и в 2002 году показатель общей смертности достиг 19,1 на 1000 жителей - самого высокого уровня за все предыдущие годы, превысив среднероссийский (16,3). В целом по Нижегородской области уровень смертности превышает рождаемость практически в 2 раза. Из всех факторов, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья населения, особенно для городских поселений и промышленно развитых территорий, следует особо выделить загрязнение атмосферного воздуха. За последние годы в целом по области произошло сокращение производства, однако уровни загрязнения природной среды остаются высокие, не адекватные промышленному спаду. Обращает на себя внимание увеличение количества проб атмосферного воздуха с содержанием вредных веществ более 5 ПДК с 7 проб в 2001 г. до 92 проб в 2002 г. Это в таких районах как Кстовский, Борский, городах Н.Новгород, Балахна. В Нижегородской области показатели загрязнения атмосферного воздуха ниже среднего показателя по России. Тем не менее, по данным Гидрометеослужбы, в любой день года на каком-либо из пунктов наблюдения регистрируется превышение ПДК хотя бы одной примеси. За последние десятилетия существенно увеличилась доля выбросов, поступающих в атмосферу от легковых и грузовых автомобилей, предприятий и фирм, связанных с ремонтом, сервисным обслуживанием и переоборудованием автомобилей. В крупных городах на долю автотранспорта приходится от 30 до 70% общей массы выбросов. Продолжает оставаться неудовлетворительным состояние водоемов I и II категории водопользования, о чем свидетельствуют нестандартные санитарно-химические и микробиологические показатели. Систематическое несоответствие качества питьевой воды гигиеническим нормативам по тем или иным показателям наблюдается в 30 районах области. Неблагоприятные факторы окружающей природной среды имеют важное, а в экологически неблагополучных городах ведущее значение в формировании здоровья населения. Поэтому наблюдение за состоянием объектов окружающей среды и улучшение качества среды обитания населения в настоящее время является предметом особого внимания. По данным социально-гигиенического мониторинга за период с 1996 г. первичная заболеваемость взрослого населения Нижегородской области увеличилась на 3%, тем не менее, за последние 4 года наблюдается некоторое снижение общей заболеваемости с 589,14 (на 1000 взрослого населения) в 1999 г. до 526,4 в 2002 г. Среди взрослого населения наиболее распространены болезни органов дыхания, их доля в структуре заболеваемости составляет 34%, на втором месте идут травмы и отравления - 16%, на третьем - болезни кожи и подкожной клетчатки и костно-мышечной системы - 7%. За последние 7 лет существенно возросла заболеваемость эндокринной системы (на 49%), мочеполовой системы (на 47%), системы кровообращения (на 32%), психическими расстройствами (на 31%), крови и кроветворных органов (на 22,7%). До 2001 г. прослеживалась тенденция роста патологии, связанной с фактором питания, от 15,16 в 1996 г. до 23,34 в 2001 г., однако, в 2002 г. наблюдается снижение, и данный показатель составляет 15,68 на 1000 населения. Тем не менее, в 27 районах области заболеваемость органов пищеварения выше среднеобластных цифр, наиболее высокий уровень наблюдается в Ардатовском, Вачском, Сергачском, Дивеевском районах. Влияние среды обитания на состояние здоровья человека наиболее показательно в детской популяции, т.к. организм ребенка в наиболее чистом виде демонстрирует воздействие на него различных факторов (без профессиональных наслоений, без накопившихся последствий перенесенных физических и психических травм, заболеваний, возрастной патологии, вредных привычек). Кроме того, детский организм, еще окончательно не сформированный, более чувствителен к неадекватным условиям. Одним из индикаторов социально-экономического и экологического неблагополучия территории является высокий уровень регистрируемых врожденных пороков (аномалий развития) среди детского населения. Более чем в 2 раза увеличился данный показатель за последние 8 лет - от 3,56 в 1994 году до 8,04 в 2002 г. на 1000 детского населения (РФ - 6,65). Здоровье детей и подростков Нижегородской области ухудшается с каждым годом. По сравнению с 1996 г. уровень общей заболеваемости детей до 14 лет увеличился практически на 46% и составил в 2002 г. - 1722,95 на 1000 детей (РФ_1462,89). Наиболее часто регистрируемая патология у детей связана с болезнями органов дыхания - 66%. По данному показателю Нижегородская область превысила средний уровень по Российской Федерации на 23% (Россия_864,66 в 2001 г). Максимального значения уровень заболеваемости достиг в Балахнинском, Городецком, Кстовском районах. В 2002 г. по сравнению с 1997 г. возросло число детей с патологией костно-мышечной системы - на 107,9%, органов кровообращения - на 94%, органов пищеварения - на 68%, эндокринной системы - на 50,7%. Уровень общей заболеваемости подростков 15-17 лет в Нижегородской области в 2002 г. составил 1082,43 на 1000 соответствующего населения (РФ_934,31). За последние 6 лет отмечен прирост общей заболеваемости на 45,5%. Увеличилось число зарегистрированных заболеваний среди подростков психическими расстройствами на 138,8%, кожи и подкожной клетчатки на 122,8%, костно-мышечной системы - 56,5%, органов пищеварения - 42,3%. Вместе с тем наметилась тенденция к снижению заболеваемости инфекционными и паразитарными болезнями на 28%, болезней крови на 20,2%. В Нижегородской области, как и в целом по России, отмечается тенденция роста заболеваемости населения злокачественными новообразованиями и смертности от них, и на протяжении многих лет характеризуется стабильно высоким уровнем. В настоящее время в Нижегородской области для наблюдения за состоянием среды обитания и здоровья населения организованы и функционируют: - мониторинг состояния окружающей среды (Верхне-Волжское УГМС); - сбор и систематизация данных о состоянии окружающей среды (Комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области); - сбор и анализ данных по социально-экономическим показателям (Нижегородский областной комитет государственной статистики); - формирование базы данных о состоянии здоровья населения Нижегородской области (Министерство здравоохранения Нижегородской области); - сбор, анализ и формирование баз данных о состоянии загрязнении объектов окружающей среды, выполненных в рамках осуществления госсанэпиднадзора, производственного контроля, проводимого юридическими лицами, и дополнительного мониторинга состояния атмосферного воздуха, воды, почвы, продуктов питания, проводимого по приоритетным территориальным показателям (ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области, ГУ Центры госсанэпиднадзора в городах и районах области). В то же время в области остро стоит вопрос технического переоснащения и модернизации системы наблюдения загрязнения окружающей среды, расширения спектра контролируемых веществ и охваченной наблюдениями территории области, отсутствуют единая система программного обеспечения сбора и передачи информации для формирования информационного фонда данных о состоянии объектов окружающей среды (в т. ч. состояния среды обитания человека, качества продуктов питания, радиационной безопасности, условий и охраны труда, и т.д.), состоянии здоровья населения, и главное, система оценки и прогнозирования результатов воздействия (рисков) социально-экономических и экологических факторов на здоровье с обоснованием управленческих решений и учётом возможного экономического ущерба. Мероприятия Программы соответствуют положениям федерального законодательства и других нормативно-правовых актов, в которых закреплено, что ФГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Нижегородской области" осуществляет и координирует деятельность по ведению социально-гигиенического мониторинга в Нижегородской области и формирует областной информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга. За счет Федерального бюджета на базе центра создан и функционирует отдел социально - гигиенического мониторинга (8 шт. ед.), приобретена компьютерная программа по обеспечению СГМ (за счет экологический фонда), формируются базы данных собственных скрининговых исследований объектов среды обитания человека и т.д. В Программу включены положения принципиального характера, требующие межведомственного подхода и решения. Программа предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на создание единой системы наблюдения, базы информационных данных о состоянии здоровья населения во взаимосвязи с факторами влияющими на него, и системы управления качеством среды обитания в целях укрепления здоровья. II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Основной целью Программы является: Организация на базе новых компьютерных технологий государственной межотраслевой иерархической системы сбора, обработки, хранения и выдачи информации, обеспечивающей динамическую оценку здоровья населения и среды обитания для разработки обоснованных природоохранных, социально-экономических и медико-реабилитационных управленческих решений. В соответствии с этим, основными задачами Программы являются: 1. Создание единой системы наблюдения за соматической и инфекционной заболеваемостью, состоянием объектов окружающей среды, социально-экономических факторов; 2. Формирование единого государственного фонда информационных ресурсов Нижегородской области, касающихся обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности и здоровья населения, состояния объектов окружающей среды, социально-экономических факторов, качества и безопасности пищевых продуктов и т.д.; 3. Выявление причинно-следственных связей между факторами среды обитания и состоянием здоровья населения на основе системного анализа и оценки риска здоровью населения с оценкой и прогнозированием экономического ущерба; 4. Программно-техническое, лабораторно-диагностическое обеспечение СГМ на основе современных информационно-аналитических технологий и программно-компьютерных комплексов; 5. Межведомственная координация ведения мониторинга в целях обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения, выработки предложений для принятия решений по управлению качеством среды обитания и здоровьем населения; 6. Подготовка и реализация природоохранных и медико-реабилитационных мероприятий (целевых программ). III.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. N п/п Мероприятия Основные исполнители Сроки реализации (годы) 3.1.Организационно-методическое обеспечение 3.1.1. Продолжение работы Межведомственный координационный совет 2004-2008 Межведомственного по координационного совета для ведению СГМ, созданный постановлением обеспечения Администрации координации деятельности Нижегородской области от 14.03.2001 N организаций 53 и учреждений, участвующих в ведении социально-гигиенического мониторинга (далее - Межведомственный координационный совет по ведению СГМ), утвержденного постановлением Администрации Нижегородской области от 14.03.2001 N 53 (в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 01.07.2002 N 148), по формированию и внедрению государственной политики по охране здоровья населения. 3.1.2. Актуализация существующих и Министерство здравоохранения 2004 заключение Нижегородской новых соглашений о области во взаимодействии с взаимодействии участниками и обмене информацией в области ведения СГМ, в соответствии с ведения постановлением СГМ. Правительства РФ от 01.06.2000 г. N 426 и настоящей программой (по согласованию). 3.1.3. Разработка технического проекта Комитет охраны природы и управления 2004-2005 и природопользованием программного обеспечения общей Нижегородской области во интегрированной взаимодействии автоматизированной системы СГМ с ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в (на Нижегородской базе сертифицированного области" (по согласованию). прикладного программного обеспечения "Автоматизированная система СГМ"). Разработка и внедрение новых информационных технологий. 3.1.4. Разработка и внедрение Комитет охраны природы и управления 2004-2005 автоматизированной природопользованием системы для комплексного Нижегородской области во анализа, взаимодействии моделирования, прогнозирования и с ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в объемного Нижегородской отображения, многофакторных области" (по согласованию). пространственно-распределенных данных социально-гигиенического мониторинга "среда - здоровье" на базе ГИС - технологий. 3.1.5. Разработка положений Комитет охраны природы и управления 2004 обеспечивающих природопользованием координацию работ и методическое Нижегородской области во обеспечение взаимодействии при организации наблюдений за с: ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в факторами Нижегородской среды обитания населения и области", ВВУГМС (по согласованию). объектами окружающей среды. 3.1.6. Организация и проведение Министерство здравоохранения 2004-2008 постоянно Нижегородской действующих семинаров по области во взаимодействии с ФГУ "Центр методологии госсанэпиднадзора ведения СГМ и расчетов оценки в Нижегородской области" (по риска согласованию). здоровья населения. 3.1.7. Разработка, создание, опытная Министерство здравоохранения 2004 эксплуатация Нижегородской и экспертиза прикладного области во взаимодействии с ФГУ "Центр программного госсанэпиднадзора обеспечения понедельной в Нижегородской области" (по оперативной согласованию). санитарно-гигиенической и эпидемиологической информации на уровне районных, городских и областного центров госсанэпиднадзора. 3.1.8. Разработка прикладного Министерство здравоохранения 2004-2005 программного Нижегородской обеспечения и формирование баз области во взаимодействии с: ФГУ данных "Центр по условиям труда, аттестации госсанэпиднадзора в Нижегородской рабочих области", мест, состоянии здоровья Нижегородским научно-исследовательским работающих, институтом инвалидности, смертности. гигиены и профпатологии (по согласованию). 3.1.9. Формирование областного реестра Комитет охраны природы и управления 2004-2008 потенциально природопользованием опасных химических и Нижегородской области, во биологических взаимодействии веществ, обращающихся на с: ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в территории Нижегородской Нижегородской области. области", ФГУ "ФГТ станция защиты растений в Нижегородской области" (по согласованию). 3.1.10. Разработка прикладного Министерство здравоохранения 2004-2005 программного Нижегородской обеспечения для формирования баз области во взаимодействии с: ФГУ данных "Центр по паспортизации предприятий (по госсанэпиднадзора в Нижегородской показателям области", II этапа СГМ) и Нижегородским научно-исследовательским канцерогеноопасных институтом предприятий. гигиены и профпатологии (по согласованию). 3.1.11. Разработка прикладного Министерство здравоохранения 2004 программного Нижегородской обеспечения и формирование банка области во взаимодействии с: данных Нижегородским больных профессиональными научно-исследовательским институтом заболеваниями. гигиены и профпатологии, ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области" (по согласованию). 3.1.12. Разработка прикладного Комитет государственного ветеринарного 2004-2005 программного надзора обеспечения ведения мониторинга Нижегородской области во качества взаимодействии и безопасности пищевых продуктов с: ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в и Нижегородской сырья. области", ФГУ "Нижегородский центр стандартизации и метрологии", ООО "Нижегородский центр сертификации", Управлением Российской государственной хлебной инспекции по Нижегородской области (по согласованию). 3.1.13. Проведение анализа полученных Министерство здравоохранения 2004-2008 данных Нижегородской в ходе СГМ, выявление области во взаимодействии с ФГУ "Центр причинно-следственных госсанэпиднадзора связей между состоянием здоровья в Нижегородской области" (по населения согласованию). и факторами среды обитания человека, прогнозирование динамики наблюдаемых явлений. 3.1.14 Подготовка предложений для Министерство здравоохранения 2004-2008 органов нижегородской государственной власти по области во взаимодействии с вопросам участниками обеспечения ведения СГМ, в соответствии с санитарно-эпидемиологической постановлением безопасности населения, Правительства РФ от 01.06.2000 г. N установления 426 факторов, оказывающих вредное и настоящей программой (по влияние согласованию) на здоровье населения и их устранения. 3.1.15. Информирование государственных Министерство здравоохранения 2004-2008 органов, Нижегородской органов местного самоуправления, области во взаимодействии с ФГУ "Центр организаций госсанэпиднадзора независимо от их в Нижегородской области" (по организационно-правовой согласованию). формы, а также граждан о результатах, полученных в ходе СГМ. 3.2.Организация функционирования существующих мониторинговых систем и развитие системы социально-гигиенического мониторинга 3.2.1. Организация и ведение Министерство здравоохранения 2004-2008 мониторинга Нижегородской состояния здоровья населения области во взаимодействии с ФГУ "Центр Нижегородской госсанэпиднадзора области. в Нижегородской области" (по согласованию). - Формирование электронных баз Министерство здравоохранения 2004-2008 данных Нижегородской отчетных форм о состоянии области во взаимодействии с ФГУ "Центр здоровья госсанэпиднадзора в разрезе районов области (ф. 1, в Нижегородской области" (по 2, согласованию). 12, 31; 32, 35; 63). - Целевое изучение онкологической Министерство здравоохранения 2004-2008 заболеваемости Нижегородской во взаимодействии с факторами области во взаимодействии с ФГУ "Центр среды госсанэпиднадзора обитания человека (программа в Нижегородской области" (по "Онкология"). согласованию). 3.2.2 Организация и ведение Министерство здравоохранения 2004-2008 мониторинга Нижегородской социально-экономических и области во взаимодействии с: ФГУ медико-демографических "Центр показателей, формирование баз госсанэпиднадзора в Нижегородской данных, области", в разрезе городов и районов, по Нижегородским областным комитетом показателям. государственной статистики (по согласованию). 3.2.3. Развитие системы мониторинга Комитет охраны природы и управления 2004-2008 состояния природопользованием атмосферного воздуха: Нижегородской области во взаимодействии с ВВУГМС, ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области" (по согласованию). Организация стационарных Комитет охраны природы и управления 2004-2008 - наблюдений природопользованием за загрязнением атмосферного Нижегородской области во воздуха взаимодействии в городах; с ВВУГМС (по согласованию). Организация скрининговых Комитет охраны природы и управления 2004-2008 - исследований природопользованием и экспедиционных обследований Нижегородской области во загрязнения взаимодействии атмосферного воздуха населенных с: ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в мест Нижегородской (с учетом приоритетных области", ВВУГМС (по согласованию). загрязнителей); - Внедрение методов непрерывного Комитет охраны природы и управления 2004-2008 отбора природопользованием проб и непрерывной регистрации Нижегородской области во концентраций; взаимодействии с ВВУГМС (по согласованию). - Формирование баз данных о Комитет охраны природы и управления 2004-2008 валовых природопользованием выбросах загрязняющих веществ, в Нижегородской области атмосферный воздух пром.предприятиями (тома ПДВ, ф.2ТП-Воздух). 3.2.4. Развитие и модернизация Комитет охраны природы и управления 2004-2008 существующих природопользованием систем мониторинга состояния Нижегородской области, во водных взаимодействии объектов. с: ВВУГМС, ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области" (по согласованию). 3.2.5. Развитие системы мониторинга Комитет охраны природы и управления 2004-2008 состояния природопользованием почвы населенных мест. Нижегородской области, во взаимодействии с: ВВУГМС, ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области" (по согласованию). Обследование состояния почв Комитет охраны природы и управления 2004-2008 - сельскохозяйственных природопользованием угодий. Нижегородской области, во взаимодействии с: ВВУГМС, ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области", ФГУ "ФГТ станция защиты растений в Нижегородской области" (по согласованию). - Развитие системы мониторинга Комитет охраны природы и управления 2004-2008 загрязнения природопользованием снежного покрова. Нижегородской области во взаимодействии с: ВВУГМС, ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области" (по согласованию). 3.2.6. Мониторинг радиационного Комитет охраны природы и управления 2004-2008 фактора. природопользованием Нижегородской области во взаимодействии с: ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области", ВВУГМС (по согласованию). - Контроль радиационной обстановки Комитет охраны природы и управления 2004-2008 в природопользованием Нижегородской области (по гамма Нижегородской области во фону). взаимодействии с: ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области", ВВУГМС (по согласованию). - Расширение сети наблюдений за Комитет охраны природы и управления 2004 радиоактивностью природопользованием атмосферных выпадений Нижегородской области во взаимодействии с ВВУГМС (по согласованию). - Выявление радиационных Комитет охраны природы и управления 2004-2008 загрязнений природопользованием на территориях городов и районов Нижегородской области во области. взаимодействии с ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области" (по согласованию). - Измерение концентраций газа Комитет охраны природы и управления 2004-2008 "Радон" природопользованием в эксплуатируемых зданиях и Нижегородской области во сооружениях". взаимодействии с ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области" (по согласованию). 3.2.7. Организация и проведение Комитет государственного ветеринарного 2004-2008 мониторинга надзора качества, безопасности пищевых Нижегородской области, во продуктов взаимодействии и сырья, в соответствии с с: ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в действующим Нижегородской законодательством. области", ФГУ "Нижегородский центр стандартизации и метрологии", ООО "Нижегородский центр сертификации", Управлением Российской государственной хлебной инспекции по Нижегородской области", ФГУ "ФГТ станция защиты растений в Нижегородской области" (по согласованию). - Формирование базы данных по Комитет государственного ветеринарного 2004-2008 контаминации надзора пищевых продуктов и Нижегородской области, во продовольственного взаимодействии сырья химическими и с: ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в биологическими Нижегородской веществами полученных при области", ФГУ "Нижегородский центр гигиенической стандартизации оценке, сертификации и в ходе и метрологии", ООО "Нижегородский текущего центр надзора, в соответствии с сертификации",Управлением Российской действующим государственной законодательством. хлебной инспекции по Нижегородской области", ФГУ "ФГТ станция защиты растений в Нижегородской области" (по согласованию). - Формирование базы данных по Комитет государственного ветеринарного 2004-2008 объему надзора и ассортименту забракованных Нижегородской области, во пищевых взаимодействии продуктов, продовольственного с: ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в сырья, Нижегородской материалов и изделий, области", ФГУ "Нижегородский центр контактирующих стандартизации с пищевыми продуктами, в и метрологии", ООО "Нижегородский соответствии центр с действующим законодательством. сертификации", Управлением Российской государственной хлебной инспекции по Нижегородской области", Управлением госторгинспекции по Нижегородской области (по согласованию). - Целевое изучение заболеваемости Министерство здравоохранения 2004-2008 населения, Нижегородской связанной с алиментарным области, во взаимодействии с ФГУ фактором "Центр и определение приоритетных госсанэпиднадзора в Нижегородской контаминантов области" в наиболее значимых видах (по согласованию). продовольственного сырья и пищевых продуктах. Оценка риска фактического питания для здоровья населения. 3.2.8 Организация и проведение Министерство здравоохранения 2004-2008 эпидемиологического Нижегородской мониторинга области во взаимодействии с ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области" (по согласованию). - Формирование банка данных Министерство здравоохранения 2004-2008 возбудителей Нижегородской инфекционных заболеваний в области во взаимодействии с ФГУ "Центр Нижегородской госсанэпиднадзора области, территориальное в Нижегородской области" (по картирование согласованию). биопопуляций. Динамическое наблюдение. - Формирование областных баз Министерство здравоохранения 2004-2008 данных, Нижегородской расчет и анализ области, во взаимодействии с ФГУ эпидемиологических "Центр рисков инфекционных заболеваний. госсанэпиднадзора в Нижегородской области" (по согласованию). 3.2.9. Организация и ведение Министерство здравоохранения 2005-2008 мониторинга Нижегородской физического здоровья населения, области, Комитет по физической физического культуре развития детей, подростков и и спорту Нижегородской области во молодежи. взаимодействии с ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области" (по согласованию). 3.2.10. Организация и ведение Министерство образования и науки 2004-2008 мониторинга Нижегородской питания детей в образовательных области, Министерство труда и и социальной специализированных защиты Нижегородской области во социально-реабилитационных взаимодействии учреждениях для детей и с ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в подростков Нижегородской Нижегородской области. области" (по согласованию). 3.2.11. Организация обучения Министерство здравоохранения 2004-2008 специалистов Нижегородской по вопросам ведения СГМ. области во взаимодействии с ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области" (по согласованию). 3.3. Материально-техническое обеспечение программы 3.3.1. Обеспечение ведения Министерство здравоохранения 2004-2008 социально-гигиенического Нижегородской мониторинга (компьютеры, области во взаимодействии с модемы). участниками ведения СГМ, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.06.2000 г. N 426 и настоящей программой (по согласованию). 3.3.2. Приобретение и внедрение Министерство здравоохранения 2004-2008 сертифицированных Нижегородской и аккредитованных компьютерных области во взаимодействии с программ. участниками ведения СГМ, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.06.2000 г. N 426 и настоящей программой (по согласованию). IV.ОЖИДАЕМЫЙ ЭФФЕКТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация Программы к 2008 г. приведет к созданию в Нижегородской области единого информационного фонда данных о состоянии здоровья населения и факторов влияющих на него (экологических, социально-экономических, качества и безопасности продуктов питания и т.д.). Это позволит повысить эффективность и целенаправленность действий всех участников системы социально-гигиенического мониторинга по разработке управленческих решений (целевых программ) профилактики и улучшения демографической ситуации и здоровья населения Нижегородской области. В результате реализации программы ожидается: - снижение общей заболеваемости населения на 3-7%; - снижение уровней заболеваемости врожденными аномалиями (пороками развития) на 1,5-3%; - снижения уровня профессиональной заболеваемости на 4%; - снижение заболеваний обусловленных алиментарным фактором и дефицитом микронутриентов. V.ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ N п/п Мероприятия Исполнители Сроки Предполагаемые финансовые затраты (в Предполагаемые Программы реализации тысячах источники рублей) финансирования Ответственные 2004 2005 2006 2007 2008 Всего соисполнители г. г. г. г. г. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 5.1. Программно - Комитет охраны природы 2004-2008 Областной бюджет техническое и сопровождение управления прикладного природопользованием программного Нижегородской области во взаимодействии с ФГУ обеспечения "Центр 50,0 50,0 50,0 50,0 50,0 250,0 "Автоматизированная госсанэпиднадзорав система СГМ". Нижегородской области"(по согласованию). 5.2. Приобретение и Комитет охраны природы 2004-2008 50,0 50,0 50,0 50,0 50,0 250,0 Областной бюджет внедрение и геоинформационных управления технологий. природопользованием Нижегородской области во взаимодействии с ФГУ "Центр 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 500,0 госсанэпиднадзора в Нижегородской области" (по согласованию). 5.3. Разработка, Комитет охраны природы 2004-2005 Областной бюджет создание, и опытная управления эксплуатация природопользованием и экспертиза Нижегородской области прикладного во программного взаимодействии с ФГУ обеспечения "Центр госсанэпиднадзора понедельной в Нижегородской 50,0 10,0 - - - 60,0 оперативной области" санитарно - (по согласованию). гигиенической и эпидемиологической информации на уровне районных, городских и областного центров госсанэпиднадзора 5.4. Разработка Министерство 2004-2008 Областной бюджет прикладного здравоохранения программного Нижегородской области обеспечения во для взаимодействии с: ФГУ формирования и ведения баз данных "Центр 100,0 50,0 50,0 50,0 50,0 300,0 и госсанэпиднадзора паспортизации в Нижегородской предприятий области", (по показателям II Нижегородским научно - 30,0 10,0 10,0 10,0 10,0 70,0 этапа исследовательским СГМ) и институтом гигиены и канцерогеноопасных профпатологии предприятий. (по согласованию). 5.5. Разработка Министерство 2004-2008 Областной бюджет прикладного здравоохранения программного Нижегородской области обеспечения, во формирование и взаимодействии с: ФГУ ведение баз данных "Центр 100,0 50,0 50,0 50,0 50,0 300,0 по госсанэпиднадзора условиям труда и в Нижегородской аттестации области", рабочих мест, состоянии здоровья Нижегородским 30,0 20,0 20,0 20,0 20,0 110,0 работающих, научно-исследовательским инвалидности, смертности. институтом гигиены и профпатологии (по согласованию). 5.6. Разработка Министерство 2004-2008 Областной бюджет прикладного здравоохранения программного Нижегородской области обеспечения, во взаимодействии с: формирование и Нижегородским научно - 2004-2008 100,0 25,0 25,0 25,0 25,0 200,0 ведение исследовательским банка данных институтом гигиены и больных профпатологии, профессиональными ФГУ заболеваниями. "Центр 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 50,0 госсанэпиднадзора в Нижегородской области" (по согласованию). 5.7. Разработка Комитет 2005-2008 - 10,0 10,0 10,0 10,0 40,0 Областной бюджет прикладного государственного компьютерного ветеринарного надзора программного Нижегородской области во взаимодействии с: ФГУ обеспечения ведения "Центр 2004-2008 100,0 10,0 10,0 10,0 10,0 140,0 мониторинга госсанэпиднадзора в Нижегородской области", ФГУ качества и "Нижегородский 2005-2008 - 10,0 10,0 10,0 10,0 40,0 безопасностипищевых центрстандартизации продуктов и сырья. иметрологии", Управлением Российской 2005-2008 - 10,0 10,0 10,0 10,0 40,0 государственной хлебной инспекции по Нижегородской области (по согласованию). 5.8. Формирование Министерство 2004-2008 45,0 20,0 20,0 20,0 20,0 125,0 Областной бюджет электронных здравоохранения баз данных отчетных Нижегородской области. форм о состоянии здоровья (дополнительно, в разрезе районов области). 5.9. Организация и Министерство 2004-2008 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 50,0 Областной бюджет ведение здравоохранения мониторинга Нижегородской области социально во - экономических и взаимодействии с медико Нижегородским - демографических областным комитетом показателей государственной (дополнительно, в статистики (по разрезе согласованию). районов области). 5.10. Организация Органы местного 2004-2008 Соответствующие стационарных самоуправления местные наблюдений за городов и районов бюджеты, при химическим области, условии загрязнением при условии их участия участия органов атмосферного в местного воздуха на программных самоуправления в территориях: мероприятиях, программных во взаимодействии с г. Саров ВВУГМС 900,0 165,0 195,0 195,0 195,0 1650,0 мероприятиях. г. Бор (по согласованию). 140,0 165,0 195,0 195,0 195,0 890,0 г. Выкса 900,0 165,0 195,0 195,0 195,0 1650,0 г. Павлово - 900,0 195,0 195,0 195,0 1485,0 гг. Городец, 900,0 140,0 165,0 195,0 195,0 1595,0 Заволжье Увеличения числа 900,0 900,0 900,0 - - 2700,0 стационарных ПНЗ в г. Н. Новгороде, (мкр. Мещерское озеро Канавинского района, мкр. Щербинки Приокского района; в Нижегородском районе). 5.11. Организация Органы местного 2004-2008 Соответствующие скрининговых самоуправления местные и экспедиционных городов и районов бюджеты, при исследований области, условии загрязнения при условии их участия участия органов атмосферного в местного воздуха (с учетом программных самоуправления в приоритетных мероприятиях, программных загрязнителей) в во взаимодействии с: мероприятиях. городах: ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области", территориальными г. Арзамас центрами 28,8 28,8 28,8 28,8 28,8 144,0 г. Бор госсанэпиднадзора, 28,8 28,8 28,8 28,8 28,8 144,0 г. Балахна ВВУГМС (по 28,8 28,8 28,8 28,8 28,8 144,0 г. Богородск согласованию). 28,8 28,8 28,8 28,8 28,8 144,0 г. Выкса 28,8 28,8 28,8 28,8 28,8 144,0 г. Городец 28,8 28,8 28,8 28,8 28,8 144,0 г. Заволжье 28,8 28,8 28,8 28,8 28,8 144,0 г. Кстово 19,83 19,83 19,83 19,83 19,83 99,15 г. Лысково 28,8 28,8 28,8 28,8 28,8 144,0 г. Павлово 28,8 28,8 28,8 28,8 28,8 144,0 г. Семенов 28,8 28,8 28,8 28,8 28,8 144,0 г. Сергач 28,8 28,8 28,8 28,8 28,8 144,0 г. Шахунья 28,8 28,8 28,8 28,8 28,8 144,0 г. Н.Новгород 19,83 19,83 19,83 19,83 19,83 99,15 г. Дзержинск 19,83 19,83 19,83 19,83 19,83 99,15 - на договорной основе. Стоимость исследований определяется Тарифами на платные работы и услуги, выполняемые учреждениями госсанэпиднадзора Нижегородской области. Утв.11.12.2002 г. и Прейскурантом цен на наблюденную и специализированную гидрометеорологическую информацию ВВГУМС. Утв.14.10.2002 г. руководителем Росгидромета. г. Лысково 2004 60,0 - - - - 60,0 Соответствующие местные бюджеты, при условии участия органов местного г. Семенов 2005 - 60,0 - - - 60,0 самоуправления г. Сергач 2006 - - 60,0 - - 60,0 в программных г. Шахунья 2007 - - - 60,0 - 60,0 мероприятиях 5.12. Организация Органы местного 2004-2008 Соответствующие микроклиматических самоуправления местные наблюдений в городов и районов бюджеты, при селитебной области, условии зоне городов: при условии их участия участия органов в местного программных г. Н. Новгород взаимодействии с 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0 60,0 самоуправления г. Дзержинск ВВУГМС 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 20,0 в программных г. Кстово (по согласованию). 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 10,0 мероприятиях. г. Балахна 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 5,0 - на договорной основе. Стоимость исследований определяется Прейскурантом цен на наблюденную и специализированную гидрометеорологическую информацию ВВГУМС. Утв.14.10.2002 г. руководителем Росгидромета г. Арзамас Органы местного 2004-2008 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 5,0 Соответствующие самоуправления местные городов и районов бюджеты, при области, условии при условии их участия участия органов в местного программных г. Бор мероприятиях, во 2,0 3,0 4,0 4,0 4,0 17,0 самоуправления г. Выкса взаимодействии с 2,0 3,0 4,0 4,0 4,0 17,0 в программных г. Павлово ВВУГМС 2,0 3,0 4,0 4,0 4,0 17,0 мероприятиях. г. Городец (по согласованию). 2,0 3,0 4,0 4,0 4,0 17,0 5.13. Организация Комитет охраны природы 2004-2008 Средства стационарного и промышленных контроля управления предприятий, при загрязнения природопользованием условии атмосферного Нижегородской области их участия в воздуха во программных на границах взаимодействии с: мероприятиях санитарно ВВУГМС, - защитных зон ведомственными пром. аккредитованными предприятий. лабораториями промышленных предприятий (по согласованию) 5.14. Выявление Комитет охраны природы 2004-2008 Соответствующие радиационных и местные загрязнений на управления бюджеты, при территориях природопользованием условии городов и районов Нижегородской области участия органов области. во местного взаимодействии с ФГУ самоуправления в "Центр программных госсанэпиднадзора в мероприятиях. Нижегородской области" (по согласованию). 5.15. Измерение Комитет охраны природы 2004-2008 Соответствующие концентраций и местные газа "Радон" в управления бюджеты, при эксплуатируемых природопользованием условии зданиях и Нижегородской области участия органов сооружениях". во местного взаимодействии с ФГУ самоуправления в "Центр программных госсанэпиднадзора в мероприятиях. Нижегородской области" (по согласованию). - на договорной основе в соответствии НРБ-99. Стоимость исследований определяется Тарифами на платные работы и услуги, выполняемые учреждениями госсанэпиднадзора Нижегородской области. Утв.11.12.2002 г. главным государственным санитарным врачом по Нижегородской области. - на договорной основе в соответствии с МУК 2.6.1.715-98. Стоимость исследований определяется Тарифами на платные работы и услуги, выполняемые учреждениями госсанэпиднадзора Нижегородской области. Утв.11.12.2002 г. главным государственным санитарным врачом по Нижегородской области. 5.16. Расширение сети Органы местного 2005-2007 Соответствующие наблюдений самоуправления местные за городов и радиоактивностью районов области, при - 50,0 59,0 69,0 - 178,0 бюджеты, при атмосферных условии условии выпадений путем их участия в участия органов организации программных местного наблюдений в г.г. мероприятиях, во самоуправления в Выкса, взаимодействии программных Арзамас. с ВВУГМС (по мероприятиях. согласованию). 5.17. Развитие системы Органы местного 2004-2008 Областной мониторинга самоуправления экофонд состояния городов и районов загрязнения области, водных объектов. при условии их участия в программных мероприятиях, во взаимодействии с ВВУГМС (по согласованию). - Приведение Органы местного 2004-2008 Областной количественных самоуправления экофонд показателей городов и районов государственной области, сети мониторинга при условии их участия загрязнения в водных объектов в программных соответствии мероприятиях, с действующими РД во взаимодействии с путем ВВУГМС, организации территориальными наблюдений центрами в пунктах: госсанэпиднадзора (по согласованию). р. Теша - г. 25,0 30,0 35,0 40,0 40,0 170,0 Арзамас; 2,5 3,0 3,5 4,0 4,0 17,0 Р. Пьяна - г. Органы местного 25,0 30,0 35,0 40,0 40,0 170,0 Сергач. самоуправления городов и районов области, при условии их участия в программных мероприятиях, во взаимодействии с: ВВУГМС, 2,5 3,0 3,5 4,0 4,0 17,0 территориальными центрами госсанэпиднадзора (по согласованию). - Организация Администрация г. Саров 2004-2008 25,0 30,0 35,0 40,0 40,0 170,0 Соответствующие мониторинга во местные загрязнения р. взаимодействии с бюджеты, при Сатис ВВУГМС, условии по химическим, территориальным центром участия органов гидрологическим госсанэпиднадзора местного и радиационным (по согласованию). самоуправления в показателям. программных мероприятиях. - Организация Комитет охраны природы 2004-2008 Средства наблюдений и промышленных за состоянием управления предприятий, при загрязнения природопользованием условии водных объектов в Нижегородской области их участия в зоне во программных непосредственного взаимодействии с: мероприятиях. влияния ВВУГМС, сбросов сточных вод промышленными (на предприятиями договорной основе). (по согласованию) - Модернизация Комитет охраны природы 2004-2008 200,0 250,0 250,0 250,0 250,0 1200,0 Областной аппаратурно и экофонд - методического управления оснащения природопользованием постов контроля Нижегородской области качества поверхностных вод системы областного мониторинга. 5.18. Организация Органы местного 2004-2008 Соответствующие мониторинга самоуправления местные за химическим и городов и районов бюджеты, при бактериологическим области, условии составом и при условии их участия участия органов свойствами в местного воды водных программных самоуправления в объектов мероприятиях, программных в местах во взаимодействии с: мероприятиях. хозяйственно ФГУ - бытового и "Центр рекреационного госсанэпиднадзора водопользования. в Нижегородской области", территориальными центрами г. Арзамас госсанэпиднадзора (по 48,5 48,5 48,5 48,5 48,5 242,5 г. Балахна согласованию). 61,0 61,0 61,0 61,0 61,0 305,0 г. Богородск 48,5 48,5 48,5 48,5 48,5 242,5 Б. - Мурашкинский 48,5 48,5 48,5 48,5 48,5 242,5 р-он г. Бор 194,0 194,0 194,0 194,0 194,0 970,0 р. п. Бутурлин 48,5 48,5 48,5 48,5 48,5 242,5 Вадский р-он 24,3 24,3 24,3 24,3 24,3 121,5 Вачский р-он 48,5 48,5 48,5 48,5 48,5 242,5 г.Ветлуга 24,3 24,3 24,3 24,3 24,3 121,5 Воротынский р-он 48,5 48,5 48,5 48,5 48,5 242,5 Воскресенский р-он 48,5 48,5 48,5 48,5 48,5 242,5 г. Выкса 48,5 48,5 48,5 48,5 48,5 242,5 г. Городец 72,7 72,7 72,7 72,7 72,7 363,5 р. п. Д. - 48,5 48,5 48,5 48,5 48,5 242,5 Константиново г. Дзержинск 72,7 72,7 72,7 72,7 72,7 363,5 с. Дивеево 72,7 72,7 72,7 72,7 72,7 363,5 р. п. Княгинино 72,7 72,7 72,7 72,7 72,7 363,5 - на договорной основе в соответствии с ГОСТ 17.1.5.02-80 и СанПиН 2.1.5.980-00. Стоимость исследований определяется Тарифами на платные работы и услуги, выполняемые учреждениями госсанэпиднадзора Нижегородской области. Утв.11.12.2002 г. главным государственным санитарным врачом по Нижегородской области. г. Ковернино Органы местного 2004-2008 72,7 72,7 72,7 72,7 72,7 363,5 Соответствующие р. п. К. - Баки самоуправления городов 24,2 24,2 24,2 24,2 24,2 121,0 местные и г. Кстово районов области, при 97,0 97,0 97,0 97,0 97,0 485,0 бюджеты, при г. Кулебаки условии их участия в 48,5 48,5 48,5 48,5 48,5 242,5 условии участия г. Навашино программных 72,7 72,7 72,7 72,7 72,7 363,5 органов местного г. Павлово мероприятиях, во 72,7 72,7 72,7 72,7 72,7 363,5 самоуправления р. п. Перевоз взаимодействии с: ФГУ 24,2 24,2 24,2 24,2 24,2 121,0 в программных г. Семёнов "Центр 48,5 48,5 48,5 48,5 48,5 242,5 мероприятиях. госсанэпиднадзора р. п. Cеченово в Нижегородской 48,5 48,5 48,5 48,5 48,5 242,5 области", с. Спасское территориальными 48,5 48,5 48,5 48,5 48,5 242,5 с. Тоншаево центрами 72,7 72,7 72,7 72,7 72,7 363,5 с. Урень госсанэпиднадзора (по 48,5 48,5 48,5 48,5 48,5 242,5 г.Н.Новгород согласованию). 440,0 440,0 440,0 440,0 440,0 2200,0 5.19. Развитие системы Органы местного 2004-2008 Соответствующие мониторинга самоуправления местные загрязнения почвы. городов и районов бюджеты, при области, условии при условии их участия участия органов в местного программных самоуправления в мероприятиях, программных Комитет охраны природы мероприятиях. и управления природопользованием Нижегородской области во взаимодействии с: ВВУГМС, ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области", территориальными центрами госсанэпиднадзора (по согласованию). - Обследование почв в Органы местного 2004-2008 Соответствующие городах: самоуправления местные городов и г. Арзамас районов области, при 22,6 22,6 22,6 22,6 22,6 113,0 бюджеты, при г. Балахна условии их участия в 13,6 13,6 13,6 13,6 13,6 68,0 условии участия г. Богородск программных 11,3 11,3 11,3 11,3 11,3 56,5 органов местного р. п. Воротынец мероприятиях, во 6,8 6,8 6,8 6,8 6,8 34,0 самоуправления г. Ветлуга взаимодействии с: ФГУ 6,8 6,8 6,8 6,8 6,8 34,0 в программных г. Лукоянов "Центр 6,8 6,8 6,8 6,8 6,8 34,0 мероприятиях. госсанэпиднадзора г. Лысково в Нижегородской 6,8 6,8 6,8 6,8 6,8 34,0 области", р. п. Перевоз территориальными 6,8 6,8 6,8 6,8 6,8 34,0 г. Семенов центрами 9,0 9,0 9,0 9,0 9,0 45,0 г. Сергач Госсанэпиднадзора, 11,3 11,3 11,3 11,3 11,3 56,5 г. Шахунья ВВУГМС (по 11,3 11,3 11,3 11,3 11,3 56,5 г. Н. Новгород согласованию). 22,6 22,6 22,6 22,6 22,6 113,0 г. Дзержинск 9,0 9,0 9,0 9,0 9,0 45,0 - на договорной основе в соответствии с ГОСТ17.1.5.02-80 и СанПиН 2.1.5.980-00. Стоимость исследований определяется Тарифами на платные работы и услуги, выполняемые учреждениями госсанэпиднадзора Нижегородской области. Утв.11.12.2002 г. главным государственным санитарным врачом по Нижегородской области. г. Бор 2004-2008 11,3 11,3 11,3 11,3 11,3 56,5 Соответствующие г. Выкса 6,8 6,8 6,8 6,8 6,8 34,0 местные г. Кстово 13,6 13,6 13,6 13,6 13,6 68,0 бюджеты, при г. Городец 6,8 6,8 6,8 6,8 6,8 34,0 условии участия г. Заволжье 6,8 6,8 6,8 6,8 6,8 34,0 органов местного г. Павлово 6,8 6,8 6,8 6,8 6,8 34,0 самоуправления г. Бор 2004 120,0 - - - - 120,0 в программных г. Выкса 2005 - 120,0 - - - 120,0 мероприятиях. г. Кстово 2004 120,0 - - - - 120,0 г. Городец 2006 - - 60,0 - - 60,0 г. Заволжье 2006 - - 60,0 - - 60,0 г. Павлово 2005 - 120,0 - - - 120,0 5.20. Оснащение офисной Органы местного 2004 Соответствующие техникой самоуправления местные участников ведения городов и районов бюджеты, при СГМ области, условии (компьютеры, при условии их участия участия органов модемы) в местного для сбора, программных самоуправления в обработки, мероприятиях. программных анализа и мероприятиях. оперативной передачи информации между участниками ведения СГМ: центров госсанэпиднадзора в: г. Арзамас 30,0 - - - - 30,0 г. Балахна 30,0 - - - - 30,0 г. Бор 30,0 - - - - 30,0 г. Богородск 30,0 - - - - 30,0 р. п. Воротынец 30,0 - - - - 30,0 г. Ветлуга 30,0 - - - - 30,0 г. Выкса 30,0 - - - - 30,0 г. Городец Органы местного 2004 30,0 - - - - 30,0 Соответствующие г. Кстово самоуправления городов 30,0 - - - - 30,0 местные и г. Лукоянов районов области, при 30,0 - - - - 30,0 бюджеты, при г. Лысково условии их участия в 30,0 - - - - 30,0 условии участия г. Павлово программных 30,0 - - - - 30,0 органов местного р. п. Перевоз мероприятиях. 30,0 - - - - 30,0 самоуправления г. Семенов 30,0 - - - - 30,0 в программных г. Сергач 30,0 - - - - 30,0 мероприятиях. г. Шахунья 30,0 - - - - 30,0 г. Н. Новгород 30,0 - - - - 30,0 г. Дзержинск 30,0 - - - - 30,0 - Центр Министерство 2004 45,0 - - - - 45,0 Областной бюджет госсанэпиднадзора здравоохранения в Нижегородской Нижегородской области области - Министерство 30,0 - - - - 30,0 здравоохранения Нижегородской области - ФГУ "Нижегородский 30,0 - - - - 30,0 центр стандартизации и метрологии" - ООО "Нижегородский 30,0 - - - - 30,0 центр сертификации". - Управление 30,0 - - - - 30,0 Российской государственной хлебной инспекции по Нижегородской области. - ФГУ "ФГТ станция 30,0 - - - - 30,0 защиты растений в Нижегородской области" - Комитет Министерство 2004 30,0 - - - - 30,0 Областной бюджет государственного здравоохранения ветеринарного Нижегородской области надзора Нижегородской области. - Управление 30,0 - - - - 30,0 госторгинспекции по Нижегородской области - Комитет по 30,0 - - - - 30,0 физической культуре и спорту Нижегородской области. - Министерство 30,0 - - - - 30,0 образования и науки Нижегородской области. - ВВУГМС 2004-2007 50,0 - - 50,0 - 100,0 - Организация Комитет охраны природы 2004-2005 250,0 200,0 - - - 450,0 Областной высокоскоростной и экофонд системы управления информационного природопользованием обмена специально Нижегородской области. уполномоченных органов. 5.21. Организация Министерство 2004-2005 60,0 60,0 - - - 120,0 Областной бюджет обучения здравоохранения специалистов по Нижегородской области вопросам совместно ведения СГМ с ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области. ИТОГО: 3060,0 Областной бюджет Бюджеты городов 25623,45 и районов области Областной 2024,0 экофонд Примечание: Сумма расходов на реализацию мероприятий Программы ежегодно уточняется при составлении и утверждении областного бюджета на соответствующий год. VI. Технико - экономическое обоснование межведомственной комплексной целевой программы "Развитие системы социально - гигиенического мониторинга в Нижегородской области на 2004-2008 гг." 1. Раработка и внедрение прикладного программного обеспечения Средняя стоимость разработки прикладного программного обеспечения составляет 50,0-100,0 тыс. руб. и включает в себя следующие этапы: - - разработка технического задания; - разработка программы; - "спецификация" по ГОСТ 19.202-78; - "описание программы" по ГОСТ 19.402-78; - "описание применения" по ГОСТ 19.502-78; - "руководство пользователя" по РД 50-34.698-90; - технологическое испытание программных средств и баз данных; - проведения экспертизы программных средств и баз данных. 2. Организация проведения лабораторных исследований центрами госсанэпиднадзора Нижегородской области Исследования проводятся в соответствии с Межведомственными программами контроля состояния объектов окружающей среды, утвержденными главами органов местного самоуправления городов и районов Нижегородской области. Стоимость проведения центрами госсанэпиднадзора в Нижегородской области лабораторных исследований определяется в соответствии с "Тарифами на платные работы и услуги, выполняемые учреждениями госсанэпиднадзора Нижегородской области". (Утв.11.12.2002 г) главным государственным санитарным врачом по Нижегородской области. ВОДА Все исследования химического и бактериологического состава и свойств воды водных объектов в местах хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования проводятся в соответствии с ГОСТ 17.1.5.02-80 и СанПиН 2.1.5.980-00, из расчета: - две пробы перед купальным сезоном и один раз в месяц в период купального сезона на полные химические, бактериологические и паразитологические исследования; - четыре раза в месяц на бактериологические и паразитологические показатели. Ответственными за санитарно-гигиеническое состояние мест хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования являются районные и городские администрации соответствующих территорий. Сумма затрат на одно исследование воды водных объектов в местах хозяйственно - бытового и рекреационного водопользования для одной точки составляет 3859 руб. и включает в себя определения: взвешенные вещества - 50 руб., растворенный кислород - 32 руб., БПК-5 - 131 руб., ХПК - 110 руб., железо - 45 руб., марганец - 70 руб., медь - 64 руб., никель - 65 руб., нитраты - 85 руб., свинец - 95 руб., хлориды - 85 руб., общие колиформные бактерии - 106 руб., термотолерантные колиформные бактерии - 106 руб., колифаги - 105 руб., паразитология - 126 руб., гамма фон - 130 руб. Для определения гамма фона требуется 5 полных исследований в год. Стоимость одного исследования - 854 руб. Для определения бактериологических и паразитологических показателей воды требуется 14 полных исследования в год. Стоимость одного исследования - 560 руб. Таким образом общая стоимость исследований за купальный период в одной точке составляет - 12110 руб. В г. Арзамасе производится отбор в 4 точках. Общая сумма за год - 48,5 тыс. руб. За период с 2004 -2008 гг. - 242,5 тыс. руб. В г. Балахна - 5 точек (61,0 тыс. руб./305,0 тыс. руб.)*. В г. Богородск - 4 точки (48,5 тыс. руб./242,5 тыс. руб.)*. В Б. - Мурашкинском районе - 4 точки (48,5 тыс. руб./242,5 тыс. руб.)*. В г. Бор - 16 точек (194,0 тыс. руб./970,0 тыс. руб.)*. В р. п. Бутурлино - 4 точки (48,5 тыс. руб./242,5 тыс. руб.)*. В Вадском районе - 2 точки (24,2 тыс. руб./121,0 тыс. руб.)*. В Вачском районе -4 точки (48,5 тыс. руб./242,5 тыс. руб.)*. В г. Ветлуга 2 точки ( 24,2 тыс. руб./121,5 тыс. руб.)*. В Воротынском районе - 4 точки (48,5 тыс. руб./242,5 тыс. руб.)*. В Воскресенском районе - 4 точки (48,5 тыс. руб./242,5 тыс. руб.)*. В г. Выкса - 4 точки (48,5 тыс. руб./242,5 тыс. руб.)*. В г. Городец - 6 точек (72,7 тыс. руб./363,5 тыс. руб.)*. В р. п. Д. - Константиново - 4 точки (48,5 тыс. руб./242,5 тыс. руб.)*. В г. Дзержинске - 6 точек (72,7 тыс. руб./363,5 тыс. руб.)*. В с. Дивеево - 6 точек (72,7 тыс. руб./363,5 тыс. руб.)*. В р. п. Княгинино - 6 точек (72,7 тыс. руб./363,5 тыс. руб.)*. В г. Ковернино - 6 точек (72,7 тыс. руб./363,5 тыс. руб.)*. В р. п. Кр. - Баки - 2 точки ( 24,2 тыс. руб./121,5 тыс. руб.)*. В г. Кстово - 8 точек ( 97,0 тыс. руб./485,0 тыс. руб.)*. В г. Кулебаки - 4 точки (48,5 тыс. руб./242,5 тыс. руб.)*. В г. Навашино - 6 точек (72,7 тыс. руб./363,5 тыс. руб.)*. В г. Павлово - 6 точек (72,7 тыс. руб./363,5 тыс. руб.)*. В р. п. Перевоз - 2 точки ( 24,2 тыс. руб./121,5 тыс. руб.)*. В г. Семенов - 4 точки (48,5 тыс. руб./242,5 тыс. руб.)*. В р. п. Сеченово - 4 точки (48,5 тыс. руб./242,5 тыс. руб.)*. В с. Спасское - 4 точки (48,5 тыс. руб./242,5 тыс. руб.)*. В с. Тоншаево - 6 точек (72,7 тыс. руб./363,5 тыс. руб.)*. В с. Урень - 4 точки (48,5 тыс. руб./242,5 тыс. руб.)*. В г. Н. Новгород - 36 точек (440,0 тыс. руб./2200,0 тыс. руб.)*. ________________________________________________ *- общая сумма за год/за период с 2004 - 2008 гг АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ Объем исследований состояния атмосферного воздуха, в местах пребывания человека, силами Центров госсанэпиднадзора определяется, прежде всего, необходимостью получения какой-либо информации в тех городах и районах области, где полностью отсутствуют посты гидрометеослужбы или их крайне недостаточно, кроме того, по тем показателям, которые не контролируются гидрометом, и в то же время представляют опасность для здоровья населения (углеводороды, бенз(а)пирен). Сумма затрат на одно полное исследование атмосферного воздуха для одной точки составляет - 2400 руб., которое включает в себя определение: углеводородов - 1652 руб., 3,4-бенз(а)пирена - 748 руб. На обеспечение контроля атмосферного воздуха для одной точки в течение года требуется 12 исследований, что составляет - 28,8 тыс. руб. За период с 2004 -2008 гг. - 144 тыс. руб. В г. Арзамас 12 исследований (28,8 тыс. руб./ 144 тыс. руб)*. В г. Бор 12 исследований (28,8 тыс. руб./ 144 тыс. руб)*. В г. Балахна 12 исследований (28,8 тыс. руб./ 144 тыс. руб)*. В г. Богородск 12 исследований (28,8 тыс. руб./ 144 тыс. руб)*. В г. Выкса 12 исследований (28,8 тыс. руб./ 144 тыс. руб)*. В г. Городец 12 исследований (28,8 тыс. руб./ 144 тыс. руб)*. В г. Заволжье 12 исследований (28,8 тыс. руб./ 144 тыс. руб)*. В г. Кстово 12 исследований на углеводороды (19,83 тыс. руб./ 99,15 тыс. руб)*;. В г. Лысково 12 исследований (28,8 тыс. руб./ 144 тыс. руб)*. В г. Павлово 12 исследований (28,8 тыс. руб./ 144 тыс. руб)*. В г. Семенов 12 исследований (28,8 тыс. руб./ 144 тыс. руб)*. В г. Сергач 12 исследований (28,8 тыс. руб./ 144 тыс. руб)*. В г. Шахунья 12 исследований (28,8 тыс. руб./ 144 тыс. руб)*. В г. Н. Новгород 12 исследований на углеводороды (19,83 тыс. руб./ 99,15 тыс. руб)*. В г. Дзержинск 12 исследований на углеводороды (19,83 тыс. руб./ 99,15 тыс. руб)*. ПОЧВА Сумма затрат на одно полное исследование почвы в одной точке составляет - 2259 руб., которое включает в себя определение: нитратного азота - 165 руб., хлоридов - 145 руб., свинца - 197 руб., цинка - 156 руб., ртути - 74 руб., бенз(а)пирена - 620 руб., нефтепродуктов - 61 руб., пестицидов - 145 руб., меди - 156 руб., общего микробного числа - 100 руб., БГКП - 86 руб., фекальных стрептококков - 92 руб., колифагов - 110 руб., паразитологического исследования - 126 руб., гамма фона - 26 руб. ________________________________________________ *- общая сумма за год/за период с 2004 - 2008 гг. В г. Арзамасе в течение года производится 10 лабораторных исследований почвы, стоимость одного исследования - 2260 руб. Общая сумма за год - 22,6 тыс. руб. За период с 2004 -2008 гг. - 113 тыс. руб. В г. Балахне 6 исследований в год (13,6 тыс. руб./68,0 тыс. руб.)*. В г. Бор 5 исследований в год (11,3 тыс. руб./56,5 тыс. руб.)*. В г. Богородске 5 исследований в год (11,3 тыс. руб./56,5 тыс. руб.)*. В р. п. Воротынец 3 исследования в год (6,8 тыс. руб./33,9 тыс. руб.)*. В г. Ветлуга 3 исследования в год (6,8 тыс. руб./33,9 тыс. руб.)*. В г. Выкса 3 исследования в год (6,8 тыс. руб./33,9 тыс. руб.)*. В г. Городец 3 исследования в год (6,8 тыс. руб./33,9 тыс. руб.)*. В г. Заволжье 3 исследования в год (6,8 тыс. руб./33,9 тыс. руб.)*. В г. Кстово 5 исследований в год (11,3 тыс. руб./56,5 тыс. руб.)*. В г. Лукоянов 3 исследования в год (6,8 тыс. руб./33,9 тыс. руб.)*. В г. Лысково 3 исследования в год (6,8 тыс. руб./33,9 тыс. руб.)*. В г. Павлово 3 исследования в год (6,8 тыс. руб./33,9 тыс. руб.)*. В р. п. Перевоз 3 исследования в год (6,8 тыс. руб./33,9 тыс. руб.)*. В г. Семенов 4 исследования в год (9,0 тыс. руб./45,0 тыс. руб.)*. В г. Сергач 5 исследований в год (11,3 тыс. руб./56,5 тыс. руб.)*. В г. Шахунья 5 исследований в год (11,3 тыс. руб./56,5 тыс. руб.)*. В г. Нижний Новгород 10 исследований в год (22,6 тыс. руб./113,0 тыс. руб.)*. В г. Дзержинск 4 исследования в год (9,0 тыс. руб./45,0 тыс. руб.)*. ___________________________________________ *- общая сумма за год/за период с 2004 - 2008 гг. 3. Обучение специалистов. Для ведения СГМ, внедрения методологии оценки риска воздействия факторов окружающей среды здоровью населения, разработки обоснованных управленческих решений в сфере профилактики здоровья населения и управления качеством среды обитания, необходима подготовка высококвалифицированных кадров. Предполагается провести обучение 60 специалистов разных профилей, с привлечением ведущих специалистов г. Москвы. В указанном пункте заложены следующие суммы: на 2004 г.-60,0 тыс. руб., 2004 г. - 60,0 тыс. руб., при средней стоимости обучения 1 сотрудника 2,0-2,5 тыс. руб. Итого - 120,0 тыс. руб. Данные суммы складываются из обучения по вопросам: - методологии ведения мониторинговых наблюдений, математической обработки и анализу полученных результатов. Формирование баз данных; - социально-гигиенического мониторинга в части оценки воздействия окружающей среды на здоровье населения; - экономического анализа управления риском (оценка "затраты - эффективность"); - обоснования приоритетных мероприятий в Планах действий по охране окружающей среды и оценке их эффективности; - проведения государственного санитарного надзора и государственного экологического надзора; - экологической и гигиенической экспертизы; - экологического аудита, экологической и гигиенической паспортизации промышленных и иных объектов; - определения зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации; 4. Оснащение офисной техникой участников ведения СГМ (компьютеры, модемы) для сбора, обработки, анализа и оперативной передачи информации между участниками ведения СГМ (см. таблицу 1). Предполагаемая расчетная потребность в финансовом обеспечении для сбора, обработки, анализа и оперативной передачи информации между участниками ведения СГМ. Таблица 1. Учреждение Потребность в Стоимость Сумма Срок технике за тыс. реализации 1 ед. руб. (тыс. руб.) Центр 1.PVI - Областной 2004 госсанэпиднадзора 2300/512/80Gb/Samsung 40,0 бюджет в Нижегородской области 21 - 1 шт. 5,0 45.0 2.Модем (внешний) - 2 шт. Участники ведения 1.Cel - Областной 2004 СГМ 1700/256/40Gb/ 25.0 бюджет (областного Samsung 17 - 1 шт 5,0 270,0 уровня)-9 2. Модем (внешний) - шт. 2 шт ВВУГМС Оргтехника 50,0 50,0 Областной 2004 бюджет Участники ведения 1.Cel - Бюджеты 2004 СГМ 1700/256/40Gb/ 25.0 городов - 18 организаций. Samsung 17 - 1 шт 5,0 540,0 и районов 2. Модем (внешний)- области 2 шт Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|