Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2013 № 426
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2013 г. № 426
МОСКВА
О федеральной целевой программе "Исследования и разработки
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681, от 30.12.2015 № 1519, от 27.05.2016 № 473, от 26.12.2016 № 1497, от 25.09.2017 № 1156, от 22.10.2018 № 1256, от 13.11.2019 № 1441, от 22.04.2020 № 563)
Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы". 2. Министерству образования и науки Российской Федерации до 1 ноября 2013 г. внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект положения о проведении конкурсного отбора на предоставление субсидий в целях реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" и проект правил предоставления субсидий в целях реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы". 3. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы", утвержденную настоящим постановлением, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681, от 30.12.2015 № 1519, от 27.05.2016 № 473, от 26.12.2016 № 1497, от 25.09.2017 № 1156, от 22.10.2018 № 1256, от 13.11.2019 № 1441, от 22.04.2020 № 563)
ПАСПОРТ
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Интенсификация производства и использование новых научно-технических результатов предопределили резкое сокращение инновационного цикла, ускорение темпов обновления продукции и технологий. Современная экономическая ситуация в мире требует опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок ("чистая" энергетика, персонифицированная медицина, новые технологии в сельском хозяйстве и т. д.), по многим из которых в нашей стране нет существенных результатов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Основной проблемой, препятствующей достижению мирового уровня исследований и разработок, обеспечивающих конкурентоспособность Российской Федерации на приоритетных научно-технологических направлениях, является несбалансированность сектора исследований и разработок и недостаточная проработанность механизмов его стратегического развития, что, в свою очередь, порождает ряд проблем, требующих разрешения, в том числе: абзац; (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) возрастание разрыва между потребностями бизнеса в новых технологиях и предложениями российского сектора исследований и разработок; недостаточно активное участие промышленных компаний, включая компании с государственным участием, и инвестиционных институтов в финансировании прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, направленных на создание продукции и технологий; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) отсутствие системного планирования и координации прикладных исследований и разработок, выполняемых за счет бюджетных средств; наличие ограничений используемых инструментов государственной поддержки исследований и разработок, препятствующих их наиболее эффективному выполнению, в том числе получению качественно новых, прорывных результатов; недостаточная эффективность расходования бюджетных средств на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе вследствие недостатка реальной продуктивной конкуренции между научными коллективами при распределении средств на проведение перспективных исследований и разработок, недостаточной результативности проводимых исследований и разработок (в том числе по показателям публикационной активности, цитируемости, патентной активности); (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) недостаточный уровень интегрированности российского сектора исследований и разработок в глобальную международную инновационную систему при выраженной неравномерности развития научно-технического сотрудничества Российской Федерации с ведущими странами мира; недостаточная отлаженность механизмов координации развития и использования объектов инфраструктуры со стратегическими направлениями деятельности сектора исследований и разработок, в том числе для решения комплексных задач. За последние годы в Российской Федерации были предприняты значительные усилия по разрешению проблем, накопившихся в сфере исследований и разработок в 1990-е годы в период кризисного развития. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая является основополагающим документом, определяющим стратегию развития страны, в том числе научно-технологического комплекса и инноваций в научно-технологической сфере. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия инновационного развития), в которой предусмотрена задача восстановления лидирующих позиций российской фундаментальной науки на мировой арене, а также формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок. Стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий является обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами. Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, в которой на долгосрочный период определены цели и основные задачи научно-технологического развития Российской Федерации, установлены принципы, приоритеты и основные направления в этой области (далее - Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации). (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 1156) Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 1325-р утвержден план мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на 2017 - 2019 годы. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2018 № 1256) Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2018 г. № 16 "Об утверждении Положения о создании и функционировании советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации" утверждено Положение о создании и функционировании советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2018 № 1256) В указанных документах заложены основы национальной инновационной системы, сформулирована система мер по развитию сектора исследований и разработок, инновационной инфраструктуры, образовательной среды и технологической модернизации российской экономики на основе технологических инноваций, направленных на научное и технологическое обеспечение реализации задач и национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в документах стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2018 № 1256) Одним из целевых ориентиров, заданных Стратегией инновационного развития, является достижение к 2020 году относительного показателя доли внутренних затрат на исследования и разработки в размере 3 процентов валового внутреннего продукта. Однако только увеличение финансирования российской науки, в том числе сектора исследований и разработок, не способно гарантировать повышение ее эффективности и конкурентоспособности, выполнение задач по поддержке технологической модернизации российской экономики. Необходимо сочетание мер финансового характера с системными мерами, обеспечивающими рациональное реформирование и развитие сектора исследований и разработок. Указанные проблемы требуют программного решения на федеральном уровне. Получение результатов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, направленных на создание продукции и технологий, востребованных отраслями экономики, является необходимым условием обеспечения модернизации и ускоренного технологического развития отраслей экономики. При отсутствии системной поддержки становится значительной вероятность развития событий по негативному сценарию, который характеризуется консервацией нынешнего состояния в государственном секторе исследований и разработок, сохранением низкого уровня эффективности использования результатов фундаментальных и поисковых исследований в прикладных научных исследованиях и экспериментальных разработках, нарастанием разрыва между спросом на инновации со стороны отраслей экономики и их предложением со стороны сектора исследований и разработок. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" (далее - Программа) обеспечивает программно-целевой подход к решению указанных проблем. Программно-целевой подход необходим для того, чтобы сконцентрировать в рамках Программы государственные ресурсы и частные инвестиции на решении ключевых проблем в инновационной сфере, обеспечить сбалансированность и последовательность решения указанных задач, запустить механизмы саморазвития инновационной системы. Необходимо масштабное вовлечение реального бизнеса в формирование и реализацию системы приоритетов инновационного развития. Роль государства состоит в том, чтобы сбалансировать интересы бизнеса с общенациональными приоритетами, краткосрочные тактические приоритеты - со стратегическими долгосрочными перспективами. Государственное участие в финансировании научных проектов должно стать катализатором развития тех или иных направлений. Достигнутые в настоящее время макроэкономическая стабилизация и повышение действенности системы государственного регулирования позволяют сосредоточить внимание органов государственного управления на проблемах улучшения структуры экономики, вывода ее на высокие темпы роста. За последние годы стало очевидно, что улучшения предпринимательского и инвестиционного климата недостаточно для обеспечения желаемых темпов и расширения числа направлений роста российской экономики - необходима концентрация ресурсов на направлениях, реализующих конкурентные преимущества Российской Федерации в научной и инновационной сферах. Результаты реализации Программы могут быть широко использованы в реальном секторе экономики Российской Федерации. В рамках усиления инвестиционной и инновационной составляющих бюджетной политики Программа призвана занять важное место среди федеральных целевых программ, которые обеспечивают инновационный путь развития экономики Российской Федерации и оказывают влияние на качественные характеристики экономического роста страны. Реализация Программы позволит сконцентрироваться на решении ключевых проблем развития сектора исследований и разработок за счет того, что система задач и мероприятий Программы сформирована с учетом и в развитие направлений совершенствования государственной политики. Совокупность, с одной стороны, актуальных проблем развития сектора исследований и разработок, с другой - принципиальных изменений, происходящих в данном секторе и условиях его функционирования, обусловливает необходимость корректировки государственной политики в научно-технологической сфере по следующим базовым направлениям: ускоренное развитие потенциала прикладной науки, обеспечение эффективного влияния глобально конкурентоспособного сектора исследований и разработок на кадровое и технологическое оснащение отраслей экономики; формирование системы приоритетов и механизмов ее реализации для научно-технологических прорывов по отдельным приоритетным направлениям, создающих основу для обеспечения технологического превосходства отдельных отраслей экономики (как традиционных, так и формирующихся), а также повышения технологической восприимчивости экономики к новым глобальным технологическим сдвигам; формирование единой инфраструктуры обеспечения сектора исследований и разработок, позволяющей выполнять комплексные проекты национального масштаба, создание механизмов его регулирования и координированного развития. Таким образом, сферой ответственности Программы является поддержка прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе межотраслевого характера, направленных на создание продукции и технологий для модернизации отраслей экономики, выполняемых по приоритетам развития научно-технологической сферы с использованием результатов фундаментальных и поисковых исследований, а также создание единой инфраструктуры сектора исследований и разработок, регулирование и координация его развития. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) В рамках Программы поддерживаются прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, направленные на создание продукции и технологий. Финансирование прикладных научных исследований и экспериментальных разработок осуществляется на условиях внебюджетного софинансирования и привлечения к дальнейшему практическому использованию (коммерциализации) их результатов заинтересованных профильных организаций (потребителя результатов работ), в том числе уполномоченных федеральными органами исполнительной власти. Поддерживаются проекты, имеющие конкретного потребителя результата, который принимает на себя обязательство полностью или частично обеспечить внебюджетное софинансирование проекта, при этом не менее 20 процентов объема внебюджетных средств должно быть затрачено на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок по проекту. Потребитель результата также принимает на себя обязательство по обеспечению дальнейшего использования результатов работ (коммерциализации). В рамках выполняемых проектов должны быть сформулированы конкретные результаты и требования к качественным и количественным характеристикам результатов, а разрабатываемая в рамках проектов отчетная научно-техническая документация должна включать эскизную (рабочую) техническую (конструкторскую, программную, технологическую и т. п.) документацию в соответствии с требованиями общетехнических и организационно-технических систем стандартов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Выполняемые в рамках Программы прикладные научные исследования и экспериментальные разработки могут включать разработку, изготовление и испытание экспериментальных и (или) опытных образцов (макетов, моделей) новой продукции, исследование особенностей их функционирования и применения, разработку технического предложения, эскизного и технического проектов, разработку и аттестацию стендов, разработку нормативно-технической, эскизной и (или) рабочей технической (конструкторской, программной, технологической) документации, проведение предварительных и приемочных испытаний опытных образцов новой продукции и технологических процессов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Абзац. (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Абзац. (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Абзац. (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Абзац. (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681)
II. Основная цель и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели
Основной целью Программы является формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора прикладных научных исследований и разработок. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач: поддержка прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе межотраслевого характера, направленных на создание продукции и технологий для модернизации отраслей экономики, выполняемых по приоритетам развития научно-технологической сферы с использованием результатов фундаментальных и поисковых исследований; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) обеспечение системного планирования и координации исследований и разработок на основе выстраивания системы приоритетов развития научно-технологической сферы, опирающейся на систему технологического прогнозирования и учитывающей конкурентные преимущества в различных областях науки, перспективные задачи социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе отдельных субъектов Российской Федерации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) обеспечение возможности решения сектором исследований и разработок качественно новых по объему и сложности научно-технологических задач, а также повышение результативности выполняемых исследований и разработок; обеспечение интеграции российского сектора исследований и разработок в глобальную международную инновационную систему на основе сбалансированного развития международных научно-технических связей Российской Федерации; повышение результативности сектора исследований и разработок за счет обеспечения единства его инфраструктуры, координации направлений развития инфраструктуры с системой приоритетов развития научно-технологической сферы. Указанные задачи требуют детализации для обоснования их необходимости и достаточности исходя из обеспечения достижения цели Программы. Поддержка прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе межотраслевого характера, направленных на создание продукции и технологий для модернизации отраслей экономики, выполняемых по приоритетам развития научно-технологической сферы с использованием результатов фундаментальных и поисковых исследований, требует решения следующих задач: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) повышение востребованности отраслями экономики результатов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, направленных на создание продукции и технологий, за счет согласованности интересов институциональных заказчиков с общенациональными приоритетами, а также за счет развития системы межведомственного взаимодействия, обеспечение эффективного взаимодействия сектора исследований и разработок с реальным сектором экономики; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) создание и развитие механизмов учета при формировании системы приоритетов направлений технологического развития других государственных программ, отраслевых стратегий, стратегических программ исследований технологических платформ, программ развития инновационных территориальных кластеров, программ инновационного развития компаний с государственным участием, стратегий и планов развития других компаний отраслей экономики; привлечение потребителей результатов исследований и разработок на всех стадиях выполнения прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, направленных на создание продукции и технологий, а также при формировании и реализации системы приоритетов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Обеспечение системного планирования и координации исследований и разработок на основе выстраивания системы приоритетов развития научно-технологической сферы, опирающейся на систему технологического прогнозирования и учитывающей конкурентные преимущества в различных областях науки, перспективные задачи социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе отдельных субъектов Российской Федерации, требует решения следующих задач: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) формирование и развитие системы приоритетов развития научно-технологической сферы и механизмов их реализации для концентрации на них ресурсов государства; создание и развитие межведомственной системы директивного формирования тематики, координации и планирования исследований и разработок, основанной на анализе потребностей федеральных органов исполнительной власти, компаний с государственным участием, отраслевых объединений и представителей бизнеса с учетом формирования общей системы технологического прогнозирования, а также результатов фундаментальных и поисковых исследований; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) создание и развитие системы среднесрочного и долгосрочного научно-технологического прогнозирования, действующей в рамках общей системы технологического прогнозирования. Обеспечение возможности решения качественно новых по объему и сложности научно-технологических задач, а также повышение результативности выполняемых исследований и разработок требуют решения следующих задач: создание и развитие механизмов и инструментов поддержки исследований и разработок, направленных на решение комплексных научно-технологических задач; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) создание и развитие механизмов и инструментов, предназначенных для повышения эффективности выполнения исследований и разработок и привлечения к решению задач наиболее эффективных научных групп; повышение требований к качеству выполняемых работ, а также квалификации исследователей и качеству кадрового состава научных организаций, выполняющих прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, направленные на создание продукции и технологий; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок. Обеспечение интеграции российского сектора исследований и разработок в глобальную международную инновационную систему на основе сбалансированного развития международных научно-технических связей Российской Федерации требует решения следующих задач: организация и координация международных исследовательских проектов на докоммерческой стадии; обеспечение доступа исследователей к передовым международным результатам исследований и международной инфраструктуре исследований и разработок; создание и развитие механизмов международного сотрудничества, направленных на повышение уровня исследований; развитие кооперационных связей российских и иностранных научно-исследовательских организаций, создание общего научно-технологического пространства; обеспечение сотрудничества с ведущими научно-исследовательскими центрами других государств, расширение географии международного сотрудничества и кооперации, налаживание научных контактов, выбор форм взаимовыгодного сотрудничества с научно-исследовательскими организациями других государств. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Повышение результативности сектора исследований и разработок за счет обеспечения единства его инфраструктуры и координации направлений развития инфраструктуры с системой приоритетов развития научно-технологической сферы требует решения следующих задач: дальнейшее развитие инфраструктуры исследований и разработок; интеграция инфраструктуры исследований и разработок в российскую и международную системы исследований и разработок; системное включение объектов инфраструктуры исследований и разработок в решение задач прикладных исследований и разработок, осуществляемых в соответствии со сформированными приоритетами; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) обеспечение возможности проведения многопрофильных, многометодовых и междисциплинарных исследований и разработок на основе развивающейся инфраструктуры сектора исследований и разработок. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Исходя из мирового опыта определения оптимального срока реализации научно-технических программ (до 4 - 5 лет), а также необходимости согласования этапов выполнения работ с государственной программой Российской Федерации "Развитие науки и технологий", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 2433-р, реализация Программы будет осуществляться в 2 этапа: I этап - 2014 - 2017 годы; II этап - 2018 - 2020 годы. Основной целью I этапа Программы (2014 - 2017 годы) является закладка основ стратегического развития сектора прикладных научных исследований и разработок. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач: развитие практики применения различных инструментов реализации научно-технических проектов (проведение открытых конкурсов в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Гражданским кодексом Российского Федерации, заключение соглашений о предоставлении грантов в форме субсидий для юридических лиц на выполнение научно-исследовательских проектов, в том числе в рамках совместных международных проектов, участие в крупнейших международных программах); создание и развитие системы директивного формирования тематики, координации и планирования исследований и разработок, при которой формирование тематики осуществляется внутри приоритетов, сформированных на основе результатов среднесрочного и долгосрочного научно-технологического прогнозирования и с учетом результатов межведомственного взаимодействия; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) формирование и обеспечение полноценного функционирования системы среднесрочного и долгосрочного научно-технологического прогнозирования, направленной на формирование приоритетов и снижение рисков продуктового и технологического развития российской экономики; формирование системы тематических приоритетов научно-технологического развития на основе среднесрочных и долгосрочных прогнозов с учетом потребностей институциональных заказчиков, конкурентных преимуществ в различных областях науки, перспективных задач социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе отдельных субъектов Российской Федерации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) разработка комплексных программ исследований и разработок в соответствии с определенными приоритетами; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) включение объектов инфраструктуры исследований и разработок в систему приоритетов развития научно-технологической сферы, в решение задач прикладных исследований и разработок, осуществляемых в соответствии со сформированными приоритетами; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) развитие кооперационных связей российских и иностранных научно-исследовательских организаций, координации программ исследований и участия в совместных проектах с высоким научно-техническим уровнем; увеличение объема полученных в рамках Программы результатов исследований и разработок, принятых к дальнейшей реализации в организациях корпоративного сектора (в том числе государственных) отраслей экономики; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) увеличение публикационной и патентной активности российских исследователей, в том числе международной; обеспечение повышения качества кадрового состава научных организаций, выполняющих прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, направленные на создание продукции и технологий, в том числе в части развития навыков коммерциализации результатов исследований и разработок; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) обеспечение развития инфраструктуры сектора исследований и разработок. Основной целью II этапа Программы (2018 - 2020 годы) является формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора прикладных научных исследований и разработок. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач: развитие практики применения и обеспечения перехода на преимущественное финансирование работ, выполняемых в рамках комплексных программ исследований и разработок по приоритетам развития научно-технологической сферы; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) расширение практики применения механизмов и инструментов поддержки исследований и разработок, направленных на решение комплексных научно-технологических задач; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) обеспечение расширения масштаба и тематического охвата исследований и разработок; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) интеграция развивающейся инфраструктуры в международную систему исследований и разработок; проведение многопрофильных, многометодовых и междисциплинарных исследований и разработок на основе развивающейся инфраструктуры сектора исследований и разработок; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) удержание научно-технологического лидерства по сформированным приоритетам; обеспечение коммерциализации продукции и технологий, созданных в ходе выполнения прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, включая промышленное производство инновационной продукции, в объеме не менее 10 млрд. рублей в 2018 году, не менее 21 млрд. рублей - в 2019 году и не менее 28 млрд. рублей - в 2020 году; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681, от 22.04.2020 № 563) обеспечение повышения качества кадрового состава научных организаций, в том числе за счет обеспечения доступа к передовым результатам международных исследований и международной инфраструктуре исследований и разработок. Целевые индикаторы и показатели Программы, с помощью которых будет осуществляться контроль за ходом выполнения мероприятий Программы, приведены в приложении № 1. Целевые индикаторы мероприятий Программы приведены в приложении № 2. Для целевых индикаторов и показателей Программы, которые определяются расчетным методом, в приложении № 3 представлена методика сбора исходной информации и расчета целевых индикаторов и показателей Программы. Целевые индикаторы и показатели Программы рассчитываются по годам реализации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 1156) Корректировка целевых индикаторов и показателей Программы и их значений может быть проведена в установленном порядке при изменении бюджетного финансирования Программы. Действие Программы прекращается в случае завершения ее реализации, а досрочно прекращается - в случае признания неэффективности ее реализации в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594.
III. Мероприятия Программы
Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий. Система мероприятий Программы строится в соответствии со следующими принципами: обеспечение системного эффекта от реализации мероприятий Программы посредством согласованного планирования выполняемых проектов; создание эффективной системы формирования тематики и государственной поддержки прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, обеспечивающей существенное повышение востребованности результатов проектов отраслями экономики; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) обеспечение эффективного удовлетворения потребностей государства в решении приоритетных комплексных научно-технологических задач, включая: решение важнейших, имеющих общегосударственное значение научно-технологических проблем; выполнение исследований и разработок, направленных на обеспечение перспективных инновационных проектов, осуществление которых дает эффект в масштабе соответствующих секторов экономики; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) выполнение исследований и разработок межотраслевого характера, а также исследований и разработок, направленных на получение принципиально новых возможностей для развития экономики; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) выполнение исследований и разработок, направленных на повышение конкурентоспособности высокотехнологичных секторов экономики; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) обеспечение эффективного непрерывного инновационного процесса посредством создания устойчивого потока разработок, перспективных в отношении дальнейшей поддержки институтами развития, включая: обеспечение эффективного вовлечения в прикладные научные исследования и экспериментальные разработки результатов фундаментальных и поисковых исследований; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) реализация прикладных научных исследований и экспериментальных разработок по тематике, сформированной посредством отбора инициативных предложений, включая предложения по тематике проектов, реализуемых в рамках деятельности технологических платформ, в том числе выполняемых на основе государственно-частного партнерства; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) осуществление межведомственного взаимодействия на всех стадиях жизненного цикла проектов - от формирования тематики до приемки работ, оценки полученных результатов и планирования их дальнейшего применения; организация качественного отбора исполнителей исследований и разработок посредством обеспечения отбора лучших по показателям качества научно-технологической продукции предложений на основе проведения открытых конкурсов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) использование новых форм организации выполнения прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, предназначенных для решения наиболее сложных научно-технологических задач, повышения эффективности выполнения указанных работ, создания условий для реальной творческой конкуренции. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Структурообразующими функциональными элементами Программы являются следующие блоки мероприятий: блок 1 "Проведение прикладных научных исследований и разработок по приоритетам развития научно-технологической сферы"; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) блок 2 "Международное сотрудничество"; блок 3 "Инфраструктура исследований и разработок"; блок 4 "Материально-техническая база"; блок 5 "Управление реализацией Программы". Перечень мероприятий Программы с указанием объемов и источников финансирования приведен в приложении № 4.
Блок 1 "Проведение прикладных научных исследований и разработок по приоритетам развития научно-технологической сферы"
Мероприятие 1.1 "Проведение исследований, направленных на формирование системы научно-технологических приоритетов и прогнозирование развития научно-технологической сферы"
В рамках указанного мероприятия выполняются проекты по следующим основным направлениям: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) научно-технологическое прогнозирование, оценка соответствия состояния и результатов российских исследований и разработок мировому уровню, определение научно-технологических приоритетов; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) проведение исследований, направленных на обеспечение реализации государственной политики в сфере исследований и разработок; разработка межотраслевых прогнозов по приоритетам научно-технологического развития в соответствии со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 1156) разработка дорожных карт по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечню критических технологий Российской Федерации. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) При проведении исследований учитываются результаты работ по научно-технологическому прогнозированию, выполненные технологическими платформами. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Целями мероприятия является обеспечение процессов определения и уточнения научно-технологических приоритетов для формирования тематики и направлений исследований и разработок, повышение эффективности расходования бюджетных средств и результативности сектора исследований и разработок. Формирование тематики осуществляется директивно (основной объем тематики) или посредством отбора инициативных предложений представителей научного сообщества. Под директивным формированием тематики понимается формирование тематики на основе системы межведомственной координации формирования тематики и планирования исследований, реализующей механизмы межведомственного взаимодействия, с привлечением к формированию тематики исследований заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, технологических платформ, компаний с государственным участием и других организаций - потребителей научно-технических результатов. Инициативное формирование тематики осуществляется посредством отбора предложений ведущих научных организаций, специализирующихся на выполнении проектов по предусмотренным мероприятием направлениям. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Отбор исполнителей в рамках указанного мероприятия осуществляется путем проведения открытых (в том числе 2-этапных) конкурсов. Объем финансирования и сроки исполнения проектов определяются научно-координационным советом Программы в зависимости от сложности и важности решаемых задач. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) В рамках данного мероприятия могут быть реализованы специальные виды проектов (комплексные и многоэтапные проекты). Абзац. (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681). Требования в части привлечения внебюджетного софинансирования проектов не предъявляются. К ожидаемым результатам осуществления мероприятия относятся: результаты прогнозных исследований, предложения по научно-технологическим приоритетам исследований и разработок (в форме проектов паспортов и т. д.); результаты оценки соответствия состояния и результатов российских исследований и разработок мировому уровню, рекомендации по корректировке научно-технологических приоритетов; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) предложения по реализации эффективной государственной политики, направленной на развитие сектора исследований и разработок.
Мероприятие 1.2 "Проведение прикладных научных исследований для развития отраслей экономики"
В рамках указанного мероприятия осуществляется финансирование прикладных научных исследований, в том числе межотраслевой направленности, по тематике, соответствующей научно-технологическим приоритетам, с учетом результатов исследований по формированию системы научно-технологических приоритетов и прогнозированию развития научно-технологической сферы. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Целью мероприятия является решение прикладных научно-технических и научно-технологических задач, в том числе межотраслевого характера, для последующего создания новых типов (видов) продукции и технологий при активном вовлечении научных организаций в процессы модернизации отраслей российской экономики. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681; от 25.09.2017 № 1156) Формирование тематики осуществляется директивно на основе системы межведомственной координации формирования тематики и планирования исследований и разработок или посредством отбора инициативных предложений, в том числе: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 1156) предложений по тематике проектов, инициаторами которых являются быстрорастущие средние и крупные высокотехнологичные российские компании, способные использовать результаты исследований и разработок; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 1156) предложений по тематике проектов, реализуемых в рамках деятельности технологических платформ. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 1156) Отбор исполнителей (проектов) в рамках мероприятия осуществляется путем проведения открытых (в том числе 2-этапных) конкурсов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Объем финансирования проектов может составлять до 20 млн. рублей в год. Абзац. (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Срок реализации проектов в рамках данного мероприятия составляет 1 - 3 года. Срок реализации многоэтапных проектов может составлять до 5 лет. Финансирование прикладных научных исследований осуществляется на условиях внебюджетного софинансирования и привлечения к дальнейшему практическому использованию (коммерциализации) их результатов конкретных потребителей результатов работ. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Объем привлекаемого внебюджетного софинансирования должен составлять не менее 20 процентов общего объема финансирования для проектов, выполняемых по инициативно сформированной тематике. При этом не менее 20 процентов объема привлекаемых внебюджетных средств должно быть затрачено на выполнение прикладных научных исследований по проекту. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Поддерживаются проекты, имеющие конкретного потребителя результата, который принимает на себя обязательство полностью или частично обеспечить внебюджетное софинансирование проекта, а также обеспечить дальнейшее практическое использование результатов работ (коммерциализацию). (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) В рамках выполняемых проектов должны быть сформулированы конкретные результаты и требования к качественным и количественным характеристикам результатов, а разрабатываемая в рамках проектов отчетная научно-техническая документация должна включать эскизную (рабочую) техническую (конструкторскую, программную, технологическую и т. п.) документацию в соответствии с требованиями общетехнических и организационно-технических систем стандартов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Результатами выполнения проектов мероприятия являются: (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) разработанные новые технические (технологические) решения и результаты интеллектуальной деятельности, полученные при исследовании свойств и (или) особенностей функционирования и (или) применения материалов (устройств, процессов) с использованием созданных макетов, моделей, экспериментальных образцов, отраженные в научно-методической, нормативно-технической, эскизной технической (конструкторской, программной, технологической) документации и направленные на решение практических задач; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) проекты технических заданий на последующие прикладные научные исследования и (или) опытно-конструкторские (опытно-технологические) работы для создания новых видов продукции и технологий. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) К ожидаемым результатам осуществления мероприятия относятся: (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) повышение конкурентоспособности высокотехнологичных секторов экономики за счет решения конкретных научно-технических и научно-технологических задач; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) повышение эффективности деятельности исследовательских групп, выполняющих прикладные научные исследования, в том числе исследования межотраслевой направленности. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681)
Мероприятие 1.3 "Проведение прикладных научных исследований и разработок, направленных на создание продукции и технологий"
В рамках указанного мероприятия осуществляется финансирование прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, направленных на создание продукции и технологий для модернизации и дальнейшего развития отраслей экономики. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Финансируемые проекты выполняются с учетом результатов исследований, направленных на формирование системы научно-технологических приоритетов, и прогнозирования развития научно-технологической сферы. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Целью мероприятия является обеспечение инновационного развития отраслей экономики посредством создания востребованных научно-технических решений, обозначенных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации в качестве приоритетных и нацеленных на создание продуктов и услуг для новых рынков, в том числе рынков Национальной технологической инициативы. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681; от 25.09.2017 № 1156) Формирование тематики осуществляется директивно или посредством отбора инициативных предложений, в том числе предложений по тематике проектов, реализуемых в рамках деятельности технологических платформ. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) В случае формирования тематики посредством отбора инициативных предложений инициатор тематики обеспечивает заключение соглашения о дальнейшем использовании результатов работы в целях их последующей коммерциализации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) В случае директивного формирования тематики соглашение о дальнейшем использовании результатов работы в целях их последующей коммерциализации заключается с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями. Абзац. (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Отбор исполнителей (проектов) в рамках указанного мероприятия осуществляется путем проведения открытых (в том числе 2-этапных) конкурсов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Объем финансирования проектов может составлять до 50 млн. рублей в год. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) В рамках указанного мероприятия могут быть реализованы специальные виды проектов (проекты в рамках государственно-частного партнерства). Срок реализации проектов в рамках данного мероприятия составляет 2 - 3 года. Финансирование прикладных научных исследований и экспериментальных разработок осуществляется на условиях внебюджетного софинансирования и привлечения к дальнейшему практическому использованию (коммерциализации) их результатов конкретных потребителей результатов работ. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Объем привлекаемого внебюджетного софинансирования должен составлять не менее 40 процентов общего объема финансирования для проектов, выполняемых по инициативно сформированной тематике. При этом не менее 20 процентов объема привлекаемых внебюджетных средств должно быть затрачено на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок по проекту. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Поддерживаются проекты, имеющие конкретного потребителя результата, который принимает на себя обязательство полностью или частично обеспечить внебюджетное софинансирование проекта, а также обеспечить дальнейшее практическое использование результатов работ (коммерциализацию). (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) В рамках выполняемых проектов должны быть сформулированы конкретные результаты и требования к качественным и количественным характеристикам результатов, а разрабатываемая в рамках проектов отчетная научно-техническая документация должна включать эскизную (рабочую) техническую (конструкторскую, программную, технологическую и т. п.) документацию в соответствии с требованиями общетехнических и организационно-технических систем стандартов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Результатами выполнения проектов мероприятия являются: (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) разработанные новые технические (технологические) решения и результаты интеллектуальной деятельности, полученные при исследовании свойств и (или) особенностей функционирования и (или) применения материалов (устройств, процессов) с использованием созданных макетов, моделей, экспериментальных образцов, и (или) опытных образцов, отраженные в научно-методической, нормативно-технической, эскизной технической (конструкторской, программной, технологической) документации и направленные на решение практических задач по созданию продуктов и услуг для новых рынков, в том числе рынков Национальной технологической инициативы; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681; от 25.09.2017 № 1156) проекты технических заданий на последующие опытно-конструкторские (опытно-технологические) работы для создания новых видов продукции и технологий; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) комплект технической документации, отражающий новые технические (технологические) решения, подтвержденные результатами исследовательских и других испытаний моделей, макетов, натурных составных частей изделий и экспериментальных образцов продукции в целом в условиях, как правило, имитирующих реальные условия эксплуатации (потребления), и предназначенный для использования в последующем промышленном внедрении. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) К ожидаемым результатам осуществления этого мероприятия относятся: (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) создание востребованных научно-технических решений для разработки новой продукции и технологий, а также для модернизации и дальнейшего развития отраслей экономики; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) повышение эффективности деятельности исследовательских групп, выполняющих прикладные научные исследования и разработки, направленные на создание продукции и технологий. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681)
Мероприятие 1.4 "Проведение прикладных научных исследований, направленных на решение комплексных научно-технологических задач"
В рамках указанного мероприятия осуществляется финансирование прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, направленных на решение комплексных научно-технологических задач, важнейших, имеющих общегосударственное значение научно-технологических проблем, выполняемых в рамках приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, определенных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации в интересах реализации перспективных инновационных проектов, в том числе комплексных научно-технических проектов, имеющих кумулятивный эффект в масштабе отдельных секторов экономики, направленных на получение принципиально новых возможностей для развития экономики, промышленности и науки. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2018 № 1256) Финансирование прикладных научных исследований и экспериментальных разработок осуществляется на условиях внебюджетного софинансирования и привлечения к дальнейшему практическому использованию (коммерциализации) их результатов заинтересованных профильных организаций, в том числе уполномоченных федеральными органами исполнительной власти. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Целью мероприятия является обеспечение решения важнейших научно-технических (научно-технологических) проблем (задач) в интересах государства, общества, регионов, отраслей, имеющих определяющее значение для инновационного развития экономики, решение которых обычными инструментами нецелесообразно или невозможно. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Комплексный научно-технический проект представляет собой комплекс направленных на создание продукции и технологий взаимосвязанных мероприятий, включающий выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок с использованием полученных ранее за счет других источников финансирования результатов фундаментальных и поисковых исследований, для дальнейшей реализации опытно-конструкторских, технологических работ и мероприятий по постановке разработанных новых видов продукции и (или) технологий на производство. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 1156) Формирование тематики осуществляется директивно. С заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями заключается соглашение о дальнейшем использовании результатов работы в целях их последующей коммерциализации. Отбор исполнителей (проектов) в рамках указанного мероприятия осуществляется путем проведения открытых (в том числе двухэтапных) конкурсов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) В рамках указанного мероприятия могут быть реализованы специальные виды проектов (комплексные проекты, многоэтапные проекты). Объем финансирования проектов может составлять до 100 млн. рублей в год. Сроки финансирования каждого вида проектов определяются научно-координационным советом Программы в зависимости от сложности и важности решаемых научно-технологических задач. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Объем привлекаемого внебюджетного софинансирования для каждого вида проектов определяется научно-координационным советом Программы. При этом не менее 20 процентов объема привлекаемых внебюджетных средств должно быть затрачено на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок по проекту. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Финансируемые в рамках мероприятия прикладные научные исследования и экспериментальные разработки должны быть направлены преимущественно на применение полученных научно-технических результатов и экспериментальную проработку проектно-конструкторских (конструктивно-технологических) решений, включая подтверждение их практической осуществимости, критически необходимых для успешного создания и промышленного освоения новых материалов, изделий, систем и технологий. Разрабатываемая в ходе выполнения проектов научно-техническая документация должна отвечать требованиям общетехнических и организационно-технических систем стандартов. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Результатами выполнения проектов мероприятия являются: (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) разработанные новые технические (технологические) решения и результаты интеллектуальной деятельности, полученные при исследовании свойств и (или) особенностей функционирования и (или) применения материалов (устройств, процессов) с использованием созданных макетов, моделей, экспериментальных образцов и (или) опытных образцов, отраженные в научно-методической, нормативно-технической, эскизной технической (конструкторской, программной, технологической) документации и направленные на решение практических задач; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) проекты технических заданий на последующие опытно-конструкторские (опытно-технологические) работы для создания новых видов продукции и технологий; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) комплект технической документации, отражающий новые технические (технологические) решения, подтвержденные результатами исследовательских и других испытаний моделей, макетов, натурных составных частей изделий и экспериментальных образцов продукции в целом в условиях, как правило, имитирующих реальные условия эксплуатации (потребления), и предназначенный для использования в последующем промышленном внедрении. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) К ожидаемому результату осуществления этого мероприятия относится решение комплексных научно-технологических задач, а также важнейших, имеющих общегосударственное значение научно-технологических проблем, стоящих перед государством и обществом, регионами, отраслями. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681)
Блок 2 "Международное сотрудничество"
Мероприятие 2.1 "Проведение исследований в рамках международного многостороннего и двустороннего сотрудничества"
В рамках указанного мероприятия осуществляется финансирование исследований, выполняемых совместно с зарубежными научно-исследовательскими и образовательными организациями, преимущественно в соответствии со сформулированными приоритетами, включая исследования с возможностью последующих множественных прикладных приложений в различных секторах экономики, уникальные высокорисковые исследования, в перспективе определяющие принципиально новые возможности для развития экономики, исследования по перспективным направлениям развития мировой науки. Исследования осуществляются в рамках совместных и скоординированных конкурсов (за исключением стран Европейского союза). (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Целями мероприятия являются интеграция российской науки в общемировую научно-исследовательскую сферу, расширение географии международного научно-технического сотрудничества и содействие формированию устойчивых кооперационных связей российских и иностранных научно-исследовательских организаций и получение новых знаний. Формирование тематики осуществляется посредством отбора инициативных предложений представителей научного сообщества, технологических платформ, территориальных кластеров, представителей бизнес-сообщества в соответствии с заданными приоритетами Программы. Основанием для объявления тематики являются межведомственные и межправительственные соглашения. Отбор исполнителей (проектов) в рамках указанного мероприятия осуществляется путем проведения открытых конкурсов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Объем финансирования проектов может составлять до 50 млн. рублей в год. Срок реализации проектов в рамках указанного мероприятия составляет 1 -3 года. Возможна реализация долгосрочных проектов сроком до 4 лет, например крупных консорциумных проектов, в том числе с участием научно-исследовательских организаций нескольких стран. Привлечение внебюджетного софинансирования предполагает вовлечение в хозяйственный оборот результатов исследований, выполняемых по проекту иностранным партнером и оплачиваемых за счет средств иностранного партнера в объеме не менее 100 процентов бюджетного финансирования проекта. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1497) К ожидаемым результатам осуществления этого мероприятия относятся: интеграция российской науки в мировое научное сообщество и усиление роли науки и научного сообщества в стране; значительное расширение географии международного сотрудничества научно-исследовательских организаций и университетов; укрепление позиций российской науки и высшего образования в мире; развитие новых перспективных направлений исследований и прикладных разработок за счет привлечения к совместным работам ведущих международных специалистов; взаимовыгодный информационный и научно-технический обмен между странами-партнерами; создание эффективных механизмов международного сотрудничества, направленных на повышение уровня работ университетов и научно-исследовательских организаций. Реализация этого мероприятия будет оказывать положительное влияние как на государственные научно-исследовательские организации и университеты, так и на коммерческие предприятия, участвующие в научно-техническом сотрудничестве. Достигнутые научно-исследовательские результаты в ходе реализации указанного мероприятия позволят внести значительный вклад в улучшение социально-экономических показателей страны в целом.
Мероприятие 2.2 "Поддержка исследований в рамках сотрудничества с государствами - членами Европейского союза"
В рамках указанного мероприятия осуществляется финансирование исследований, выполняемых совместно с европейскими научно-исследовательскими и образовательными организациями, преимущественно в соответствии со сформулированными приоритетами, включая исследования с возможностью последующих множественных прикладных приложений в различных секторах экономики, уникальные высокорисковые исследования, в перспективе определяющие принципиально новые возможности для развития экономики, и исследования по перспективным направлениям развития мировой науки. Исследования осуществляются в рамках совместных и скоординированных конкурсов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Целями мероприятия являются интеграция российской науки в общеевропейскую научно-исследовательскую сферу, расширение географии международного научно-технического сотрудничества и содействие формированию устойчивых кооперационных связей российских и европейских научно-исследовательских организаций, получение новых знаний и освоение новых зарубежных технологий. Формирование тематики осуществляется посредством отбора инициативных предложений представителей научного сообщества, технологических платформ, территориальных кластеров и представителей бизнес-сообщества в соответствии с заданными приоритетами Программы. Основанием для объявления тематики являются межведомственные и межправительственные соглашения. Отбор исполнителей (проектов) в рамках указанного мероприятия осуществляется путем проведения открытых конкурсов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Объем финансирования проектов может составлять до 50 млн. рублей в год. Срок реализации проектов в рамках указанного мероприятия составляет 1 - 3 года. Возможна реализация долгосрочных проектов сроком до 4 лет, например крупных консорциумных проектов, в том числе с участием научно-исследовательских организаций нескольких стран. Привлечение внебюджетного софинансирования предполагает вовлечение в хозяйственный оборот результатов исследований, выполняемых по проекту иностранным партнером и оплачиваемых за счет средств иностранного партнера в объеме не менее 100 процентов бюджетного финансирования проекта. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1497) К ожидаемым результатам осуществления этого мероприятия относятся: интеграция российской науки в мировое научное сообщество и усиление роли науки и научного сообщества в стране; значительное расширение географии международного сотрудничества научно-исследовательских организаций и университетов; укрепление позиций российской науки и высшего образования в мире; развитие новых перспективных направлений исследований и прикладных разработок за счет привлечения к совместным работам ведущих международных специалистов; взаимовыгодный информационный и научно-технический обмен между странами-партнерами; создание эффективных механизмов международного сотрудничества, направленных на повышение уровня работ университетов и научно-исследовательских организаций. Реализация этого мероприятия будет оказывать положительное влияние как на государственные научно-исследовательские организации и университеты, так и на коммерческие предприятия, участвующие в научно-техническом сотрудничестве. Достигнутые научно-исследовательские результаты в ходе реализации указанного мероприятия позволят внести значительный вклад в улучшение социально-экономических показателей страны в целом.
Мероприятие 2.3 "Организация участия в крупных международных научных и научно-технических мероприятиях"
В рамках реализации мероприятия будет обеспечиваться вовлечение страны в международное научное сотрудничество за счет организации и участия в крупных международных научных мероприятиях (выставках, конференциях, конгрессах и других мероприятиях) за рубежом. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Целью указанного мероприятия является эффективное управление комплексом международных научных мероприятий (выставок, конференций, симпозиумов), осуществляемых в рамках реализации поручений Правительства Российской Федерации, перекрестных годов с иностранными государствами, а также связанных с председательством Российской Федерации в международных организациях и их органах (Таможенный союз и Единое экономическое пространство, Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество, Евразийское экономическое сообщество, БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества, Содружество Независимых Государств, страны Балтийского региона, Организация экономического сотрудничества и развития, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Черноморское экономическое сотрудничество). (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Формирование тематики осуществляется рабочей группой по международному сотрудничеству на основе распоряжений Правительства Российской Федерации, в рамках перекрестных годов с иностранными государствами, а также связаны с председательством Российской Федерации в международных организациях и их органах (Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС и другие). Отбор исполнителей в рамках указанного мероприятия осуществляется путем проведения конкурсов в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Объем финансирования проектов может составлять до 15 млн. рублей в год. Срок реализации проектов в рамках указанного мероприятия составляет до 1 года. Требования по привлечению внебюджетного софинансирования не предъявляются. К ожидаемым результатам осуществления этого мероприятия относятся: расширение и укрепление научно-технологических и культурных связей научного сообщества с партнерами из других стран и формирование заделов для совместной работы; укрепление позиции Российской Федерации и обеспечение ее научных, экономических и политических интересов в международных организациях и других странах; укрепление контактов с международными организациями и учеными будет способствовать поиску путей по устранению административных барьеров, препятствующих международному научно-техническому сотрудничеству; формирование положительного образа российской науки за рубежом. Реализация этого мероприятия важна как для научно-исследовательских организаций и университетов, так и для коммерческих предприятий, участвующих в научно-техническом сотрудничестве, и общества в целом.
Блок 3 "Инфраструктура исследований и разработок"
Группа мероприятий 3.1 "Обеспечение развития материально-технической инфраструктуры"
Целью государственной поддержки материально-технической инфраструктуры исследований и разработок является комплексное развитие уникальных научных установок и центров коллективного пользования научным оборудованием в интересах повышения эффективности и результативности прикладных исследований за счет обеспечения доступа большого числа исследователей к современным дорогостоящим приборам и оборудованию, а также к уникальным комплексам, обеспечивающим новое качество исследований и разработок. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) В рамках указанной группы мероприятий предусматривается проведение мероприятий по поддержанию и развитию приборно-инструментальной базы, методическому и организационно-техническому обеспечению уникальных научных установок и сети центров коллективного пользования научным оборудованием.
Мероприятие 3.1.1 "Поддержка и развитие уникальных научных установок"
В Программе под уникальными научными установками понимаются не имеющие аналогов в Российской Федерации либо существенно отличающиеся по параметрам и назначению от имеющихся аналогов объекты научной инфраструктуры (включая обсерватории, коллекции, биоресурсные центры, ботанические сады и др.), позволяющие обеспечить при проведении исследований и разработок получение значимых научных результатов мирового уровня, которых невозможно достичь на других объектах, в том числе на серийно выпускаемых научных приборах и оборудовании, а также на комплексах, созданных исключительно на их основе. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Целью мероприятия является обеспечение высокого уровня параметров и характеристик действующих уникальных научных установок, соответствующего уровню лучших мировых аналогов и позволяющего создать инфраструктурную основу эффективного включения уникальных стендов и установок в реализацию комплексных междисциплинарных исследовательских проектов по приоритетным направлениям, в том числе в кооперации с ведущими мировыми научными и исследовательскими центрами. В рамках указанного мероприятия предусматривается выполнение работ по модернизации и развитию системы действующих в Российской Федерации и наиболее востребованных со стороны научного сообщества уникальных научных установок. Формирование тематики осуществляется директивно или посредством отбора инициативных предложений ведущих ведомственных научных организаций и высших учебных заведений. Отбор исполнителей в рамках указанного мероприятия осуществляется путем проведения открытых конкурсов. Объем финансирования проектов составляет от 20 до 100 млн. рублей в год. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1519) В смету на выполнение проекта должны включаться расходы на дооснащение объекта научной инфраструктуры необходимыми материалами и оборудованием, текущее содержание, разработку и освоение новых методик выполнения измерений. Продолжительность выполнения проекта может составлять до 3 лет. Требования по привлечению внебюджетного софинансирования не предъявляются. К 2020 году уникальные научные установки должны быть модернизированы до уровня, соответствующего по масштабу мировому уровеню сложности и качеству проводимых научных исследований и разработок и обеспечивающего ведущую роль уникальных научных установок в национальной и мировой системе прикладных исследований и разработок. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Результаты реализации этого мероприятия будут востребованы научным сообществом и в первую очередь исследовательскими центрами, обеспечивающими инновационное развитие реального сектора экономики и не обладающими достаточными финансовыми возможностями по созданию собственных аналогичных объектов научной инфраструктуры. Рост числа организаций - пользователей уникальных стендов, установок и объектов научной инфраструктуры обеспечит вклад в повышение эффективности реализации Программы и достижение ее результатов. Повышение удельного веса исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей, выполняющих работы в сети центров коллективного пользования научным оборудованием, обеспечит решение задачи по привлечению и закреплению в науке талантливой молодежи.
Мероприятие 3.1.2 "Поддержка и развитие центров коллективного пользования научным оборудованием"
В Программе под центрами коллективного пользования научным оборудованием понимаются научно-организационные структуры, созданные в федеральных научно-исследовательских организациях и высших учебных заведениях, располагающие сложным дорогостоящим исследовательским оборудованием, высококвалифицированными кадрами и обеспечивающие проведение исследований и разработок и оказание услуг в интересах этих организаций и учебных заведений, а также внешних пользователей. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Целью указанного мероприятия является комплексное развитие сети центров коллективного пользования научным оборудованием для их эффективного участия в реализации перспективных междисциплинарных исследовательских проектов по приоритетным направлениям развития науки и технологий Российской Федерации, в том числе в кооперации с ведущими мировыми научными и исследовательскими центрами. Реализация указанного мероприятия включает работы по наращиванию сети центров коллективного пользования научным оборудованием и обновлению их исследовательской базы путем дооснащения их современным прецизионным научным оборудованием и многофункциональными исследовательскими комплексами в целях повышения уровня сложности и расширения перечня выполняемых исследований и разработок, а также работы по развитию нормативно-методической, метрологической и информационной составляющих эффективного функционирования сети центров коллективного пользования научным оборудованием. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Формирование тематики осуществляется директивно или посредством отбора инициативных предложений ведущих научных организаций, высших учебных заведений и высокотехнологичных предприятий реального сектора экономики. Отбор исполнителей в рамках указанного мероприятия осуществляется путем проведения открытых конкурсов. Объем финансирования проектов может составлять до 100 млн. рублей в год. В смету на выполнение проекта должны быть включены расходы на закупку современного дорогостоящего научного оборудования (стоимостью свыше 1 млн. рублей) в объеме не менее 80 процентов стоимости проекта. В смету также могут включаться расходы на текущее содержание и дооснащение имеющегося в центре оборудования и накладные расходы. Срок реализации проектов в рамках указанного мероприятия может составлять до 3 лет. Объем привлекаемого внебюджетного софинансирования должен составлять не менее 10 процентов общего объема финансирования проекта. К ожидаемым результатам осуществления этого мероприятия относятся: создание к 2020 году сети модернизированных центров коллективного пользования научным оборудованием по приоритетным направлениям развития науки и технологий Российской Федерации, формирующей современную приборно-инструментальную базу единой национальной инфраструктуры сектора исследований и разработок, обеспечивающей: проведение многопрофильных, многометодовых и междисциплинарных исследований и разработок; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) новое качество исследований и разработок, соответствующее мировому уровню; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) эффективную внутреннюю и международную кооперацию в инновационной сфере на основе высокого приборно-инструментального и методического потенциала. Полученные результаты будут востребованы научным сообществом, научно-исследовательскими организациями и высшими учебными заведениями, выполняющими исследования и разработки для обеспечения инновационного развития экономики страны. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Увеличение удельного веса лабораторного и аналитического оборудования в возрасте до 5 лет в общей стоимости лабораторного и аналитического оборудования в сети центров коллективного пользования научным оборудованием и рост числа организаций - пользователей научным оборудованием сети центров коллективного пользования научным оборудованием обеспечат вклад в повышение эффективности реализации Программы и достижение ее результатов за счет улучшения материально-технического обеспечения исследований и разработок. Повышение удельного веса исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей, выполняющих работы в сети центров коллективного пользования научным оборудованием, обеспечит решение задачи по привлечению и закреплению в науке талантливой молодежи.
Мероприятие 3.2 "Обеспечение развития информационной инфраструктуры"
В рамках указанного мероприятия осуществляется поддержка и развитие информационно-аналитических систем в сфере научно-технической деятельности (в том числе единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения и других архивов информации, баз данных и информационно-аналитических ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", сопровождающих и обеспечивающих различные направления деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации). (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681; от 22.10.2018 № 1256) Кроме того, в рамках указанного мероприятия будут выполняться проекты, направленные на обновление программного обеспечения, оборудования и текущей информации, а также на модернизацию существующих информационно-аналитических систем и предоставление доступа к информационным ресурсам. Целями мероприятия являются интенсификация информационного обмена в научно-технической и инновационной сферах, а также развитие системы информационного обеспечения исследований и разработок для повышения результативности проводимых исследований и разработок. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Формирование тематики осуществляется директивно. Отбор исполнителей в рамках указанного мероприятия осуществляется путем проведения открытых конкурсов. Объем финансирования проектов и сроки их исполнения определяются научно-координационным советом Программы в зависимости от сложности и важности решаемых задач. Требования по привлечению внебюджетного софинансирования не предъявляются. К ожидаемым результатам осуществления мероприятия относятся: повышение уровня и интенсивности информационного обмена в научном сообществе и связанное с ним повышение результативности проводимых исследований; исключение дублирования исследований, проводимых за счет средств федерального бюджета. Результаты реализации этого мероприятия будут востребованы как научным сообществом, так и органами государственного управления.
Группа мероприятий 3.3 "Обеспечение поддержки и развития форм научных коммуникаций и системы популяризации науки"
Мероприятие 3.3.1 "Развитие системы демонстрации и популяризации результатов и достижений науки"
В рамках указанного мероприятия осуществляется информирование широкой общественности и научного сообщества о научных достижениях, результатах научных исследований и их потенциальной научной и социально-экономической значимости, разрабатываются и внедряются новые механизмы демонстрации и популяризации достижений науки. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) В рамках указанного мероприятия предусматриваются: выпуск научных и научно-популярных изданий и книг; создание музейных и выставочных экспозиций; создание и обеспечение функционирования профильных интернет-ресурсов научного и научно-популярного характера; создание и поддержка теле- и радиопрограмм, научно-популярных фильмов с научной и научно-популярной направленностью. Целями мероприятия являются обеспечение междисциплинарного обмена научными знаниями, привлечение молодежи в науку, формирование позитивного имиджа российской науки и информирование потенциальных инвесторов о результатах исследований. Формирование тематики осуществляется директивно или посредством отбора инициативных предложений. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) Отбор исполнителей в рамках указанного мероприятия осуществляется путем проведения открытых конкурсов. Объем финансирования проектов и сроки их исполнения определяются научно-координационным советом Программы в зависимости от сложности и важности решаемых задач. Требования по привлечению внебюджетного софинансирования не предъявляются. К ожидаемым результатам осуществления указанного мероприятия относятся: развитие научной журналистики; появление и развитие эффективных инструментов популяризации результатов и достижений научно-исследовательской деятельности: высокорейтинговых средств массовой информации научно-технической направленности; инструментов распространения научной информации о результатах исследований и разработок среди потенциальных потребителей результатов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 681) инструментов информирования о возможностях и условиях использования созданной инфраструктуры исследований и разработок. Результаты реализации этого мероприятия будут востребованы как внутри научного сообщества, так и органами государственного управления (в том числе представителями и заказчиками других федеральных целевых программ и ответственными исполнителями и соисполнителями государственных программ) и представителями бизнеса.
Мероприятие 3.3.2 "Развитие системы коммуникаций научной общественности (в том числе проведение конференций, семинаров)"
В рамках указанного мероприятия осуществляются организация и проведение семинаров и конференций с участием ведущих ученых, представителей сектора исследований и разработок, коммерческого сектора, высшего профессионального образования, включая молодых ученых и студентов, разрабатываются и внедряются новые инструменты научного взаимодействия и обмена информацией. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|