Расширенный поиск
Постановление Правительства Нижегородской области от 11.06.2013 № 362 ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2013 года N 362 Об утверждении региональной программы "Социальный навигатор:
современные эффективные социальные услуги для молодых семей
и семей с детьми младшего возраста"
(В редакции Постановления Правительства Нижегородской области
от 01.09.2014 г. N 591; от 22.04.2015 № 239)
В соответствии с пунктом 19 плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012
года N 1916-р, во исполнение решения правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, (протокол заседания
от 5 апреля 2013 года N 2) и для привлечения в Нижегородскую область дополнительных инвестиций на реализацию мероприятий, направленных на
работу с молодыми семьями, воспитывающими детей младшего возраста, Правительство Нижегородской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Социальный навигатор: современные эффективные социальные услуги для молодых семей и семей с детьми младшего возраста" (далее - Программа). 2. Министерству социальной политики Нижегородской области обеспечить реализацию мероприятий в рамках Программы совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Нижегородской области, учреждениями и организациями (по согласованию). 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Д.В.Сватковского. 4. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления. 5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор В.П.Шанцев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 11 июня 2013 года N 362
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"Социальный навигатор: современные эффективные социальные услуги
для молодых семей и семей с детьми младшего возраста"
(далее - Программа)
(В редакции Постановления Правительства Нижегородской области
от 01.09.2014 г. N 591; от 22.04.2015 № 239)
1. Паспорт Программы
+-----------------+------------------------------------------------------------+ | 1.1. | региональная программа "Социальный навигатор: современные| | Наименование | эффективные социальные услуги для молодых семей и семей с| | Программы | детьми младшего возраста" | +-----------------+------------------------------------------------------------+ | 1.2. Основание | протокол заседания правления Фонда поддержки детей,| | для разработки | находящихся в трудной жизненной ситуации, от 5 апреля 2013| | Программы | года N 2 | +-----------------+------------------------------------------------------------+ | 1.3. | министерство социальной политики Нижегородской области | | Государственный | |
| заказчик | | | Программы | | +-----------------+------------------------------------------------------------+
| 1.4. Основные | министерство социальной политики Нижегородской области; |
| разработчики | министерство спорта и молодежной политики Нижегородской|
| Программы | области; |
| | государственное казенное учреждение Нижегородской области|
| | "Пресс-служба Правительства Нижегородской области"; |
| | комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при|
| | Правительстве Нижегородской области; |
| | некоммерческие общественные организации (по согласованию): |
| | некоммерческая организация "Общественное движение женщин|
| | "Чайка" г.Н.Новгорода"; |
| | нижегородская областная общественная организация |
| | "Семейный центр "Лада"; |
| | центр помощи семье и детям "Быть мамой"; |
+-----------------+------------------------------------------------------------+
| 1.5. Цель | Цель Программы - снижение уровня социального сиротства в| | Программы | Нижегородской области путем обеспечения условий для| | | безопасного проживания и успешного развития детей в семье,| | | модернизации системы ранней профилактики семейного и| | | детского неблагополучия, внедрения новых видов социальных| | | услуг, технологий и методов социальной поддержки молодых| | | семей и семей с детьми младшего возраста, находящихся в| | | трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. | +-----------------+------------------------------------------------------------+ | 1.6. Задачи | 1. Проведение масштабной информационной кампании,| | Программы | пропагандирующей позитивные образы полной, "детной",| | | социально-позитивной молодой семьи, семейные ценности,| | | приоритеты ответственного родительства, защищенного| | | детства, нетерпимость ко всем формам насилия и наказания| | | детей, повышение информированности молодых родителей о| | | важности и особенностях полноценного развития ребенка в| | | первые годы жизни, через средства массовой информации,| | | систему образования, социальной защиты, здравоохранения,| | | некоммерческие организации. | | | 2. Формирование и развитие новых моделей социальных служб| | | по профилактике детского и семейного неблагополучия,| | | социальной поддержке молодых семей и семей с детьми| | | младшего возраста "группы социального риска" для укрепления|
| | их ресурсного потенциала, организации комплексной работы по| | | предотвращению лишения родителей родительских прав, изъятия|
| | из семьи ребенка и отказов от детей. | | | 3. Апробация, распространение и внедрение в практику| | | инновационных социальных технологий и методик, направленных|
| | на расширение перечня и повышение качества услуг молодым| | | семьям и семьям с детьми младшего возраста, находящимся в| | | трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в| | | том числе создание новых и расширение потенциала уже| | | имеющихся социальных служб, разработка и использование| | | критериев эффективности работы служб и программ. | | | 4. Повышение профессиональных компетенций специалистов,| | | задействованных в работе по оказанию социальных услуг| | | молодым семьям и семьям с детьми младшего возраста,| | | находящимися в трудной жизненной ситуации и социально| | | опасном положении, в том числе обучение специалистов| | | современным способам оценки и реализации программ помощи| | | семьям разного уровня кризиса, адресной работе со случаем в| | | составе междисциплинарных команд до получения позитивного| | | социального результата. | | | 5. Повышение эффективности региональной семейной политики| | | через развитие межведомственного и межсекторного| | | взаимодействия по раннему выявлению социального| | | неблагополучия семей с детьми, определение потребностей в| | | социальной помощи и услугах, компетентной оценке уровня| | | безопасности пребывания ребенка в семье, обеспечение защиты|
| | прав и законных интересов детей, сохранению детей в кровной| | | семье, оказанию комплексной помощи учреждениями и| | | организациями - субъектами профилактики безнадзорности и| | | социального сиротства. | +-----------------+------------------------------------------------------------+ | 1.7. Срок | Программа будет реализована в период 2013-2015 годы | | реализации | | | Программы | | +-----------------+------------------------------------------------------------+
| 1.8. Основные | Основные исполнители: |
| исполнители | - министерство социальной политики Нижегородской области; |
| Программы | - министерство спорта и молодежной политики Нижегородской|
| | области; |
| | - государственное казенное учреждение Нижегородской области|
| | "Пресс-служба Правительства Нижегородской области"; |
| | - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при|
| | Правительстве Нижегородской области; |
| | - некоммерческие общественные организации (по| | | согласованию): |
| | - некоммерческая организация "Общественное движение женщин|
| | "Чайка" г.Н.Новгорода"; |
| |- нижегородская областная общественная организация |
| | "Семейный центр "ЛАДА"; |
| | - центр помощи семье и детям "Быть мамой"; |
| | - абзац; (Исключен - Постановление Правительства | | | Нижегородской области от 01.09.2014 г. N 591) | | | - абзац. (Исключен - Постановление Правительства |
| | Нижегородской области от 01.09.2014 г. N 591) | +-----------------+------------------------------------------------------------+
| 1.9. Объем и источники финансирования Программы |
+---------------+------------------------------------------------------------+
| Источники | Объем финансирования по годам (в тыс. рублей) |
| финансирования| |
| Программы | |
| +----------------+----------------+----------------+---------+
| | 2013 | 2014 | 2015 | Всего |
+---------------+----------------+----------------+----------------+---------+
| Средства | Часть средств | Часть средств | Часть средств | |
| областного | текущего | текущего | текущего | |
| бюджета | финансирования | финансирования | финансирования | |
| | государственных| государственных| государственных| |
| | учреждений | учреждений | учреждений | |
| | социального | социального | социального | |
| | обслуживания | обслуживания | обслуживания | |
| | семьи и детей | семьи и детей | семьи и детей | |
| | 17 330,1 | 18 439,3 | 19 582,6 | 55 352,0|
+---------------+----------------+----------------+----------------+---------+
| Средства, | 7 201,9 | 5 189,3 | 3 658,4 | 16 049,6|
| запрашиваемые | | | | |
| в виде гранта | | | | |
| Фонда | | | | |
| поддержки | | | | |
| детей, | | | | |
| находящихся в | | | | |
| трудной | | | | |
| жизненной | | | | |
| ситуации | | | | |
+---------------+----------------+----------------+----------------+---------+
| Всего: | 24 532,0 | 23 628,6 | 23 241,0 | 71401,6 |
+-----------------+----------------+----------------+----------------+---------+
| 1.10. Система | Контроль за исполнением Программы осуществляет| | организации | Правительство Нижегородской области. Управление Программой| | контроля за | осуществляется межведомственной рабочей группой при| | исполнением | координационном совете по реализации государственной| | Программы | семейной политики в Нижегородской области, созданном в| | | соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской| | | области от 13 марта 2007 года N 236-р и возглавляемом| | | заместителем Губернатора, заместителем Председателя| | | Правительства Нижегородской области. | | | Координатор от Правительства Нижегородской области -| | | министерство социальной политики Нижегородской области. | +-----------------+ +--------------------------------------------------------+
| 1.11. Целевая | - дети от 0 до 8 лет, находящиеся в трудной жизненной| | группа, на которую | ситуации и социально опасном положении, нуждающиеся в| | направлена | социальной помощи и реабилитации (не менее 6500 детей,|
| деятельность по | что составляет 90% от нуждающихся в социальной помощи| | программе | детей, 2,5% от общего количества в регионе детей от 0| | (количественные и | до 8 лет - 254475); | | качественные | - социально неблагополучные, малообеспеченные,| | показатели) | многодетные молодые семьи, молодые родители, не| | | выполняющие надлежащим образом своих обязанностей по| | | воспитанию, обучению и содержанию детей (6000 семей,|
| | что составляет 5% от общего количества молодых семей в| | | регионе, в том числе 2360 семей, находящихся в| | | социально опасном положении, состоящие на учете органов| | | и учреждений системы профилактики безнадзорности и| | | правонарушений); | | | - несовершеннолетние и молодежь - будущие родители:| | | студенты, старшеклассники, лица из числа детей-сирот,| | | одинокие молодые (несовершеннолетние) матери и| | | беременные, старшие подростки, проживающие стационарно| | | и состоящие на патронаже учреждений социального| | | обслуживания населения (не менее 20000 участников|
| | мероприятий Программы); | | | - специалисты учреждений социального обслуживания семьи| | | и детей и некоммерческих организаций, предоставляющих| | | социальные услуги семье и детям (1000 специалистов); | | | - социально-позитивные и активные молодые семьи:| | | волонтеры, добровольцы и представители некоммерческих| | | общественных организаций, участники реализуемых| | | органами власти, местного самоуправления и| | | некоммерческими организациями проектов и программ| | | (12000 семей). | +---------------------+--------------------------------------------------------+ | 1.12. Ожидаемые | 1. Снижение численности родителей, лишенных| | конечные результаты | родительских прав, по итогам реализации Программы на| | реализации | 23% (с 1434 чел. в 2012 году до 1100 чел в 2015 году). |
| Программы, в том | 2. Снижение численности родителей, ограниченных в| | числе в части | родительских правах на 38% (с 61 чел. в 2012 году до 38|
| изменения положения | чел. в 2015 году). |
| целевых групп | 3. Увеличение численности родителей, восстановленных в| | | родительских правах, более чем в три раза (на 349%, с|
| | 43 чел. в 2012 году до 150 чел. в 2015 году). |
| | 4. Увеличение численности родителей, в отношении| | | которых отменено ограничение в родительских правах,|
| | более чем в 2,5 раза (на 267% с 15 чел. в 2012 году до|
| | 40 чел. в 2015 году). |
| | 5. Снижение численности семей, находящихся в социально| | | опасном положении, состоящих на учете в органах и| | | учреждениях системы профилактики безнадзорности, на 40%| | | за период реализации Программы (с 2360 семей в 2012|
| | году до 1420 в 2015 году). | | | 6. Увеличение численности молодых семей, получающих| | | социальные услуги в учреждениях социальной защиты| | | населения, на 50% (с 6000 семей в 2012 году до 12000|
| | семей в 2015 году). | | | 7. Увеличение количества молодых семей-участников| | | реализуемых органами власти, местного самоуправления и| | | некоммерческими организациями проектов и программ в| | | сфере поддержки молодой семьи в два раза (с 12000 семей|
| | в 2012 году до 24000 семей в 2015 году). | | | 8. Увеличение количества специалистов, прошедших| | | обучение в рамках Программы, задействованных программах| | | помощи молодой семье и маленькому ребенку, со 100 чел.| | | в 2012 году до 1000 человек по завершении Программы. | | | 9. Расширение доступности, качества и спектра| | | социальных услуг для молодых семей и семей с детьми| | | младшего возраста, в том числе создание новых моделей| | | социальных служб и сервисов: | | | - 2 службы профилактики отказов от новорожденных детей;|
| | - 3 службы ранней помощи семьям и детям; | | | - группы социально-психологической поддержки беременных|
| | женщин; | | | - группы социально-психологической поддержки молодых| | | семей с детьми раннего возраста; | | | - комплексный социальный сервис "Мать и дитя" с дневным| | | пребыванием; | | | - 5 офисов семейного наставника молодых семей; | | | - пункт социально-правового консультирования молодых| | | семей "Семейное право"; | | | - 3 службы "Социотека" по социальному прокату| | | оборудования для развития маленьких детей с обучением| | | технологиям его использования; | | | - 10 служб домашнего визитирования уязвимых семей с| | | детьми раннего возраста. | | | 10. Апробация, распространение и внедрение в практику| | | инновационных социальных технологий и методик по| | | оказанию социальной помощи адресным категориям граждан| | | Программы, в том числе: | | | - методика домашнего визитирования уязвимых семей с| | | детьми раннего возраста; | | | - технология комплексной социальной поддержки и| | | подготовки молодых беременных женщин к рождению| | | ребенка; | | | - формы работы по профилактике отказов от новорожденных|
| | детей; | | | - технологии раннего вмешательства; | | | - программа "Зрелое родительство" по повышению| | | родительской компетенции, оптимизации| | | детско-родительских отношений; | | | - технологии адресной работы "со случаем", кураторства| | | случая по методу "Сеть социальных контактов"; | | | - модель медико-социальной реабилитации родителей,| | | страдающих алкогольной зависимостью; | | | - технологии семейного примирения и медиации в| | | социальной сфере; | | | - программы для работы с уязвимыми категориями молодежи|
| | и молодыми семьями "Семейный факультет", "Твоя будущая| | | семья"; | | | - технология восстановления детско-родительских| | | отношений при угрозе изъятия ребенка из семьи, лишения| | | родительских прав, восстановления в родительских| | | правах; | | | - формы семейного правового консультирования молодых| | | семей; | | | - формы межведомственного и межсекторного| | | взаимодействия по раннему выявлению социального| | | неблагополучия семей с детьми, определения потребностей|
| | в социальной помощи и услугах, компетентной оценке| | | уровня безопасности пребывания ребенка в семье,| | | обеспечение защиты прав и законных интересов детей,| | | сохранению детей в кровной семье; | | | - межведомственные проекты "Социальный патруль",| | | "Родительский патруль"; | | | - информационные технологии, обеспечивающие| | | формирование общественного мнения и повышение уровня| | | информированности населения о деятельности по| | | приоритетным направлениям Программы. | | | 11. Увеличение количества публичных мероприятий,| | | информационных проектов, публикаций СМИ,| | | радиотрансляций, эфиров, рекламных продуктов, и иных| | | форм информационной политики, пропагандирующей| | | приоритеты и результаты Программы. | +---------------------+--------------------------------------------------------+ (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области
от 01.09.2014 г. N 591; от 22.04.2015 № 239)
2. ТЕКСТ ПРОГРАММЫ
2.1. Обоснование проблемы
В последнее десятилетие обеспечение благополучия и защиты интересов семьи и детей стало одним из основных национальных приоритетов России. 1 июня 2012 года Президент Российской Федерации
В.В.Путин подписал Указ, утверждающий Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее - стратегия). Этот документ определил цели, принципы и направления государственной политики в отношении семьи и детей, важнейшим из которых является семейная политика детствосбережения. Основные задачи, на которые ориентирована политика детствосбережения - это: повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, эффективная организация профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной
жизненной ситуации, приоритете воспитания ребенка в родной семье. На региональном уровне инструментом практического решения комплекса вопросов в сфере благополучия семьи и детства, является оптимальная система межведомственного и межсекторного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, бизнес-структур, общественных организаций и средств массовой информации. В решении этих задач важно четкое разграничение функций
сфер деятельности, но при обязательном условии их тесного, системного взаимодействия в интересах конкретной семьи, конкретного
ребенка. Только в этом случае обеспечивается результативность работы как на уровне принятия решений, так и на уровне профилактики и непосредственной помощи семьям и детям. В Нижегородской области безусловным приоритетом межведомственной работы по сокращению семейного неблагополучия, лишения родительских прав и социального сиротства является профилактика. Прежде всего, это - пропаганда семьи, семейных ценностей, укрепление детско-родительских отношений. Во-вторых - формирование активной гражданской позиции населения в отношении защиты прав и законных интересов детей, своевременное выявление на ранних стадиях нарушений прав ребенка, оперативное реагирование на эти случаи. В-третьих - межведомственная комплексная система профилактической работы с семьями и детьми "группы риска". В-четвертых, это адекватная социальная помощь, социальный патронат,
доступная и качественная система социальных услуг для семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Крайней мерой воздействия на семью являются так называемые "силовые методы" вмешательства в ситуацию неблагополучия
и обеспечения безопасности детей - выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних: от мер административного воздействия до отобрания ребенка у законных представителей и помещения в специализированное учреждение, временного ограничения в родительских
правах и лишения родительских прав.
В Нижегородской области, в целом, в последние годы уже достигнуты значительные положительные результаты по реализации государственной семейной политики и накоплен опыт межведомственного и межсекторного взаимодействия по профилактике детской безнадзорности и социального сиротства. Это говорит о том, что в регионе, в целом, сформирована действенная система межведомственной превентивной (профилактической) работы в отношении семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, направленная на сокращение семейного неблагополучия и социального сиротства детей. Государственная политика в отношении семьи и детей в регионе реализуется в рамках Концепции семейной политики, Концепции демографического развития, Стратегии государственной молодежной политики, 18 целевых программ. Согласованные действия органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления и некоммерческих общественных организаций по реализации семейной политики обеспечивает координационный совет по реализации государственной семейной политики в Нижегородской области под председательством заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области. Комплексный межведомственный подход к вопросам поддержки семей с детьми, защиты
прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике всех форм семейного неблагополучия - неизменные приоритеты государственной социальной политики Нижегородской области. С 2011 года создана Коалиция некоммерческих организаций "В интересах семьи", в которую вошли представители 13 крупнейших региональных общественных организаций и общественных Фондов, чья деятельность направлена на решение вопросов социальной политики в отношении семьи, детей и женщин. В настоящее время в области действует целый комплекс нормативных правовых документов, регламентирующих предоставление различных мер социальной поддержки семьям с детьми. Государственная
поддержка за счёт областного бюджета в настоящее время оказывается более чем 180 тысячам детей из многодетных, приёмных и малообеспеченных семей. За последние годы достигнуты значимые результаты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В течение пяти лет наблюдается стойкая тенденция к сокращению количества преступлений, совершенных детьми и подростками.
(Схема в электронном виде отсутствует, см. бумажный вариант)
Ликвидирована детская беспризорность, значительно снижено количество безнадзорных детей.
+----------------------------+--------+----------+----------+ | Наименование показателей | | | (чел.) | (чел.) | (чел.) | +----------------------------+--------+----------+----------+ | Выявлено безнадзорных детей| 3 002 | 2 588 | 2 188 | | сотрудниками ОВД | | | | +----------------------------+--------+----------+----------+ | Численность безнадзорных | 1 997 | 1 205 | 1038 | | детей, находившихся в | | | | | учреждениях социального | | | | | обслуживания семьи и детей | | | | +----------------------------+--------+----------+----------+ | Численность безнадзорных | 185 | 155 | 129 | | детей, склонных к | | | | | бродяжничеству, состоящих | | | | | на учете в КДНиЗП | | | | +----------------------------+--------+----------+----------+
На четверть снижено количество преступлений против детей.
+-------------------------+---------+-------+-------+---------+-------------+ | Наименование позиций | 2008г. | 2009г.| 2010г.| 2011г. | в % к | | | | | | | аналогичному| | | | | | | периоду | | | | | | | прошлого | | | | | | | года | +-------------------------+---------+-------+-------+---------+-------------+ | Количество преступлений,| 2578 | 2546 | 2217 | 1661 | - 25% | | совершенных в отношении | | | | | | | детей, всего | | | | | | +-------------------------+---------+-------+-------+---------+-------------+ | Количество совершенных в| 1373 | 1520 | 1221 | 993 | -18,7% | | отношении детей | | | | | | | преступлений, | | | | | | | сопряженных с | | | | | | | насильственными | | | | | | | действиями | | | | | | +-------------------------+---------+-------+-------+---------+-------------+ | Количество преступлений | 135 | 444 | 283 | 116 | -59,0% | | сексуального характера, | | | | | | | совершенных в отношении | | | | | | | детей | | | | | | +-------------------------+---------+-------+-------+---------+-------------+
Введен в действие Закон Нижегородской области от 9 марта 2010 года N 23-З "Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области", реабилитационные центры и приюты круглосуточно принимают детей в рамках рейдов. Вступило в силу Положение о порядке отобрания ребенка у родителей (законных
представителей) при непосредственной угрозе его жизни и здоровью, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 3
сентября 2010 года N 574 (статья 77 Семейного кодекса Российской
Федерации), в рамках которого сотрудники социальной защиты совместно
с органами опеки и подразделениями по делам несовершеннолетних выходят в семьи для выявления этих ситуаций. В 2012 году по инициативе прокуратуры Нижегородской области дан старт новым проектам: социальный патруль, родительский патруль, наставники (общественные воспитатели). Решению вопросов повышения уровня безопасности детей, укрепления престижа семьи и родительства посвящены, в первую очередь, межведомственные областные целевые программы "Нижегородская семья" на 2011-2014 годы, утвержденная постановлением Правительства
Нижегородской области от 18 августа 2010 года N 513, и "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области на 2011-2013 годы", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 23 августа 2010 года N 526. Существенный вклад в развитие областной системы поддержки семей
и детей, профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства вносят региональные программы, софинансируемые за счет грантов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это программы: "Под защитой семьи" по подготовке сопровождению замещающих (приемных) семей для детей-сирот, "Равные возможности", утвержденные постановлением Правительства Нижегородской области от 10 июля 2009 года N 480 (далее - "Под
защитой семьи", "Равные возможности"), и "Мы - как все", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 15 августа 2012 года N 552 (далее - "Мы - как все"), по социализации семей, воспитывающих детей-инвалидов, "Смогу жить самостоятельно" на
2010-2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 1 июня 2010 года N 322 (далее - "Смогу жить
самостоятельно"), по социальной адаптации детей-инвалидов из стационарных учреждений, "Бесстрашное детство", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 16 февраля 2011 года N 97 (далее - "Бесстрашное детство"), по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми, "Точка возврата", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 2
июня 2010 года N 327 (далее - "Точка возврата"), по ресоциализации детей, находящихся в конфликте с законом. В рамках региональных программ сформирован ресурсный потенциал,
позволивший активизировать поддержку профессиональных сообществ специалистов, работающих с неблагополучными семьями и детьми, разработать, апробировать и внедрить в практику эффективные методики адресного предоставления новых социальных услуг, направленных на сокращение семейного неблагополучия, социального сиротства, детской
безнадзорности.
+------------------+---------------------------+---------------------+ | Региональная | Областной центр социальной| Подготовка и | | программа "Под | помощи семье и детям | сопровождение | | защитой семьи" | "Журавушка" | замещающих семей | +------------------+---------------------------+---------------------+ | Региональная | Центр социальной помощи | Социальная адаптация| | программа "Равные| семье и детям "Дом" | семей, воспитывающих| | возможности" | Сормовского района города | детей с | | (продолжение - | Нижнего Новгорода | ограниченными |
| "Мы как все") | | возможностями |
+------------------+---------------------------+---------------------+ | Региональная | Областной | Профилактика | | программа "Точка | социально-реабилитационный| безнадзорности и | | возврата" | центр для | правонарушений | | | несовершеннолетних | несовершеннолетних | | | "Бригантина" | | +------------------+---------------------------+---------------------+ | Региональная | Центр социальной помощи | Профилактика насилия| | программа | семье и детям города | и жестокого | | "Бесстрашное | Арзамаса | обращения с детьми | | детство" | | | +------------------+---------------------------+---------------------+
По итогам реализации программы "Под защитой семьи" в учреждениях системы социальной защиты, образования и здравоохранения
созданы и действуют службы по подготовке и сопровождению замещающих родителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Прохождение будущими родителями такой подготовки минимизирует факторы отказа и изъятия детей из приемных семей, жестокого обращения с детьми. Уже в 2011 году в два раза сократилось количество возвратов детей из приемных семей. Службы позволяют обеспечить условия для регулярного доступного социального психолого-педагогического сопровождения семей, начиная с периода, когда родители стоят на пороге принятия судьбоносного решения о жизнеустройстве ребенка в семью и заканчивая периодом подготовки для
перехода ребенка в самостоятельную жизнь. В рамках программы "Бесстрашное детство" разработана и внедряется межведомственная модель, обеспечивающая единую технологию работы ведомств и учреждений по раннему выявлению и аккумулированию
информации о семьях группы риска насилия, о детях, пострадавших от насилия и жестокого обращения. На базе государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей реализуются программы семейного реабилитационного досуга для детей, пострадавших от насилия или жестокого обращения. Открыты семейные гостиные, комнаты
игротерапии, уличные семейно-релаксационные площадки, разработаны специальные программы для детей - жертв и свидетелей насилия, для инициаторов насилия с использованием новых услуг и технологий, в том числе: занятия детско-родительских (семейных) групп и клубов, занятия в творческих мастерских, клубы свободного общения, развитие
творческого потенциала семей через изотерапию, арт-терапевтические методики, пластико-терапию, музыкотерапию, рукомесло. Открыты кабинеты психологического здоровья семьи, комнаты психологического комфорта, семейные гостиные, сенсорные комнаты, где реализуются социально-профилактические программы для родителей и детей по основам семейного воспитания, укреплению детско-родительских отношений, профилактике насилия в семье. Учреждения социальной защиты стали операторами единой общероссийской службы детского телефона доверия- 8-800-2000-122. Ежеквартально в Нижегородской области на него поступает около 10 тысяч звонков, в день - около 110 звонков, 56 процентов - детские обращения, остальные - от родителей, бабушек, родственников, соседей. Разработана межведомственная модель работы службы детского телефона доверия с органами и учреждениями системы профилактики по "кризисным звонкам". В рамках реализации Программы "Нижегородская семья" проводится работа по поддержке общественных инициатив, направленных на привлечение различных целевых групп семей, общественности и профессиональных сообществ в деятельность по сохранению и укреплению семейных ценностей и традиций, раннюю профилактику семейного неблагополучия. В целях укрепления социального статуса семей с детьми и повышения значимости родительского труда проводятся социально - значимые мероприятия, как День семьи и День матери, учреждены региональные награды и премии "Нижегородская семья", "Родительская слава", "Почетный диплом многодетной матери 1, 2, 3 степени". В 2011 году в городе Нижнем Новгороде состоялась международная конференция "Защита детей от жестокого обращения и насилия: как создать реальную сеть безопасности для ребенка", ставшая достойным
продолжением общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми, которая активно проходит во всех регионах России, в том числе в Нижегородской области. Организаторами конференции стали: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Представительство Детского
Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации, Совет Европы, Аппарат Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, Правительство Нижегородской области.
В 2012 году в рамках Дня матери регион принимал Российский Форум многодетных семей "Святость материнства", организованный совместно с Фондом Андрея Первозванного и "Центром национальной славы" при поддержке ОАО "Российские железные дороги". В рамках реализации Соглашения о сотрудничестве и взаимной деятельности между Правительством Нижегородской области и Межрегиональным общественным Фондом содействия укреплению национального самосознания народа "Центр национальной славы" Нижегородской Епархией при поддержке министерства социальной политики Нижегородской области и министерства здравоохранения Нижегородской области создан центр помощи семье и детям "Быть мамой"
(далее - Центр). (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 01.09.2014 г. N 591)
С 2009 года в рамках соглашения о сотрудничестве с консалтинговой компанией "Закрытое акционерное общество КПМГ" в рамках программы корпоративной социальной ответственности бизнеса министерством социальной политики Нижегородской области и министерством здравоохранения Нижегородской области реализован партнерский проект "От закрытого учреждения - к семейной заботе", в рамках которого были реализованы технологии раннего вмешательства, но направленные на детей от 0 до 3-х лет с особыми потребностями и детей "группы риска". В рамках этого проекта обучение технологиям раннего вмешательства прошли около 100 специалистов учреждений, 2000 семей с детьми раннего возраста получили реабилитационные услуги. Таким образом, в регионе обеспечивается системная работа, необходимые условия, ресурсы и предпосылки для дальнейших позитивных
изменений. Поэтому наряду с решением задач по обеспечению базовых социальных гарантий семьям с детьми, уже сегодня Нижегородская область переходит к разработке и реализации социальных программ опережающего развития. Именно раннее выявление, профилактика всех форм неблагополучия семьи и ребенка, курс на развитие ресурсности семьи, становится приоритетом в семейной политике региона в среднесрочной перспективе. Особым ресурсом для реализации нового этапа стратегии детствосбережения и ранней профилактики семейного неблагополучия в Нижегородской области являются молодые семьи и семьи, имеющие детей
младшего (младенческого, дошкольного и младшего школьного возраста). Для этого есть ряд обоснований. Во-первых, молодая семья (до 35 лет) является наиболее социально уязвимой и неустойчивой, так как не имеет родительского опыта, достаточных материальных и жилищных условий, стабильной работы и доходов, подвержена психологическим кризисам и внешнему негативному вмешательству. Во-вторых, рождение ребенка объективно снижает уровень доходов на одного члена семьи. Для молодой семьи с низким социально-экономическим ресурсом это, к сожалению, является фактором вхождения в так называемую "трудную жизненную ситуацию" автоматически. Рождение и воспитание ребенка для
молодой семья является также большим психологическим испытанием и первым опытом выстраивания их воспитательной позиции. В третьих, если молодые мама и папа сами имели негативный опыт взросления в неблагополучных семьях, интернатных учреждениях, они, как правило, повторяют ошибки своих родителей или ретранслируют негативный социальный опыт: скандалы, разводы, пьянство, наркомания, жестокое обращение, безразличное отношение к нуждам ребенка, недостаточный уход и т.д. Одновременно с этим, именно молодая семья обладает большим количеством "реабилитационного потенциала", то есть находится в ситуации, когда можно быстро и действенно исправить негативные жизненные и социальные сценарии. То есть экономические и социальные инвестиции в молодую семью являются более эффективными с точки зрения результата помощи - сохранения ребенка в кровной семье
и вывода семьи в зону социальной стабильности и саморазвития. Кроме этого, именно молодые семьи с маленькими детьми, как правило, находятся на ранних этапах семейного неблагополучия, где эффективно можно применять поддерживающие, патронажные, консультационные и иные профилактические социальные программы. Эти программы не имеют стационарного характера, поэтому с точки зрения экономической целесообразности также являются намного более предпочтительными формами государственного социального обслуживания. Именно для молодых семей наиболее обоснованными и результативными являются меры, не связанные с изъятием ребенка из родной семьи, а направленные на восстановление способности и возможностей самой семьи заботиться о ребенке. Именно молодая семья является наиболее "отзывчивой" и имеет необходимый реабилитационный потенциал для полноценного "исправления" и реализации позитивного родительства для
удовлетворения потребностей ребенка, обеспечения условий его нормального развития. Таким образом, специализированные программы государственной поддержки молодой семьи и маленьких детей являются достойными стратегическими инвестициями в благополучие завтрашнего дня нашего государства и общества. Направление "Семья" является приоритетной точкой роста в реализации Стратегии государственной молодежной политики Нижегородской области. Данное направление является базовым и определяет комплекс мер межведомственного характера, направленных на
поддержку и укрепление института молодой семьи, обеспечение стартовых возможностей для становления молодой семьи, минимизации рисков семейного неблагополучия и разводов. В области функционирует
сеть клубов молодых семей (сейчас их 149), развиваются молодежные семейные предприятия. Нижний Новгород традиционно занимает первые позиции в Приволжье по числу молодых исследователей. Промышленный и
интеллектуальный потенциал региона представляет более 170 тыс. молодых людей, занятых в материальном производстве. В городе Сарове
открыт молодежно-инновационный центр на базе Технопарка. За последние годы порядка 2 тысячи молодых семей получили жилье в рамках специализированной региональной программы. Регион известен образовательными организациями высшего образования, где обучаются
более 200 тысяч студентов. Туристический, духовный и гражданский потенциал Нижегородской области (Дивеевский монастырь, Пушкинское
Болдино, Городецкая роспись и пряники, Семеновская хохлома, Ополчение Минина и Пожарского, летчик-герой Валерий Чкалов)
традиционно используется в процессе социализации молодежи. В последние годы по решению Губернатора Нижегородской области, Председателя Правительства активно развивается спортивная инфраструктура региона, практически на половину увеличилось число населения, занимающегося физической культурой и спортом в ФОКах. Все эти факторы, в целом, говорят о ресурсности региона в становлении, поддержке и помощи молодому человеку и молодой семье. (В редакции Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|