Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.03.2003 № 77Утратил силу - Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2008 г. N 86 КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 31.03.2003 N 77 О Концепции охраны репродуктивного здоровья населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы и Плане мероприятий по ее реализации (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2004 г. N 331) В целях улучшения демографической ситуации путем сохранения и улучшения репродуктивного здоровья и репродуктивного потенциала населения Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию охраны репродуктивного здоровья населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы и План мероприятий по ее реализации. 2. Министерствам, иным органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить в пределах своей компетенции реализацию Концепции охраны репродуктивного здоровья населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы. 3. Предложить администрациям районов и городов разработать районные и городские программы улучшения репродуктивного здоровья населения. Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Н.Партасова УТВЕРЖДЕНА постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.03.2003 N 77 КОНЦЕПЦИЯ охраны репродуктивного здоровья населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы Обоснование Концепции охраны репродуктивного здоровья населения Охрана репродуктивного здоровья населения при сохраняющихся негативных демографических тенденциях и депопуляции населения в последние годы становится одним из основных направлений деятельности органов управления и учреждений здравоохранения, критерием эффективности социальной политики Кабинета Министров Чувашской Республики. Основные показатели, характеризующие демографическую ситуацию в республике, в целом повторяют общероссийские тенденции и имеют свои региональные особенности. К ним, прежде всего, следует отнести то, что общая смертность в Чувашской Республике остается стабильно ниже чем в целом по Российской Федерации, а показатель рождаемости - несколько выше. Численность населения Чувашской Республики в 2002 году составила 1346329 человек, из них женщин 717151, или 53,3% от общей численности населения. На начало 2002 года численность женщин превышает численность мужчин на 87973 человека, и на 1000 мужчин в республике приходится 1140 женщин. Продолжительность жизни населения уменьшилась за период с 1997 по 2001 год на 1,4 года и в 2001 году составила 66,4 лет, в том числе у мужчин - 60,4 года, у женщин - 73,2 года. Естественный прирост населения остается отрицательным, что обусловлено значительным превалированием общей смертности населения над рождаемостью. Так, в 2002 году по сравнению с 2001 годом рождаемость (в расчете на 1000 жителей) возросла с 8,8 до 9,7, или почти на 10%, в то же время показатель общей смертности изменился с 14,1 (в расчете на 1000 жителей) до 14,8, или общая смертность населения возросла почти на 5%. Показатель естественного прироста населения составил - 5,1% против - 5,3% в 2001 году. Сложившийся под влиянием социально-экономических, политических и других факторов уровень рождаемости свидетельствует о наличии существенных негативных тенденций в репродуктивном поведении населения: сокращение числа женщин, семей, желающих иметь детей, постоянное сокращение численности семей с двумя и более детьми, рост числа внебрачных детей и т.д. Суммарный показатель рождаемости (число родившихся на одну женщину в течение жизни) в Чувашии в 1998 году составлял 1,32, однако к 2001 году данный показатель снизился и составил всего 1,17 против 2,15, необходимого для простого воспроизводства населения. Безусловно, на состояние репродуктивного здоровья населения существенное влияние оказывает соматическое и психическое здоровье населения. Динамика заболеваемости различных групп населения в период проходящих в стране реформ имеет неблагоприятные тенденции. Несмотря на то, что общая заболеваемость в последние годы (1998-2002 годы) в целом выросла только на 9,2%, значительно увеличилась доля заболеваний с хроническим и рецидивирующим течением, изменилась структура заболеваемости взрослого населения. Возросла доля болезней системы кровообращения, костно-мышечной системы. В 2002 году в Чувашской Республике зарегистрировано 44882 больных с психическими расстройствами, что составило 3465,2 на 100 тысяч населения. Широкое распространение психических заболеваний, алкоголизма и наркомании, имеющих тяжелые медико-социальные последствия, ставит профилактику и лечение указанных видов патологии в ряд наиболее актуальных проблем здравоохранения. За последние 5 лет отмечен рост заболеваемости туберкулезом - число впервые выявленных больных за этот период возросло в 1,5 раза. Мероприятия по борьбе с туберкулезом осуществляются в рамках подпрограммы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России" федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)" и Республиканской целевой программы совершенствования противотуберкулезной помощи населению Чувашской Республики на 2001-2003 годы. С 2002 года в Чувашии начал работать проект Всемирной организации здравоохранения по туберкулезу, в рамках которого разработана программа "Организация раннего выявления и лечения больных туберкулезом в Чувашской Республике на 2002-2004 годы". Динамика распространенности инфекций, передаваемых половым путем, в Чувашской Республике имеет циклический характер: подъем заболеваемости, имевший место в начале 90-х годов, с 1997 года сменился спадом. Заболеваемость сифилисом в 2002 году, по сравнению с 1998 годом, снизилась в 2,3 раза и составила 86,1 на 100000 населения. При этом число заболевших детей и подростков составило 62, или 19,1 на 100 тысяч соответствующего населения. Среди заболевших детей и подростков дети в возрасте до 14 лет составили 12,7 процента. Социальная значимость проблемы борьбы с заболеваниями, передаваемыми половым путем, определяется теми отрицательными последствиями для нравственного и физического здоровья населения, которые несет в себе эта группа болезней. Неблагоприятные последствия роста распространенности этих заболеваний среди лиц детородного возраста заключаются, прежде всего, в увеличении числа случаев бесплодия, снижении рождаемости, ухудшении качества здоровья новорожденных детей, что, в конечном итоге, приводит к ухудшению демографической ситуации. Ведущей причиной прогрессирующего ухудшения здоровья детей является инфицирование плода во внутриутробном периоде или при родах такими инфекциями, как трихомониаз, хламидиоз, урогенитальный герпес и другие. Научными исследованиями доказано, что внутриутробное инфицирование обусловливает от 5 до 28% случаев внутриутробной гибели плода и до 60% случаев младенческой смертности. На начало 2003 года в Чувашии зарегистрировано 365 ВИЧ-инфицированных, в том числе 113 случаев впервые выявлено в 2002 году. Женщин среди ВИЧ-инфицированных 89, детей до 14 лет - 2. Таким образом, среди ВИЧ-инфицированных преобладают мужчины - 276 человек, что составляет 75,6%. На возрастную группу от 15 до 30 лет приходится 61,9% от общего количества ВИЧ-инфицированных. За все годы из числа ВИЧ-инфицированных от СПИДа умерли 21 человек. В последние годы увеличивается доля ВИЧ-инфицированных женщин, в 2002 году их удельный вес составил 24,4% всех инфицированных, против 19,2% в 2000 году. В настоящее время в Чувашии зарегистрирован 1 случай заражения ребенка от ВИЧ-инфицированной матери во время беременности и родов. Неблагоприятным фактором, влияющим на репродуктивное здоровье населения, является заболеваемость злокачественными новообразованиями. У женщин среди онкопатологии ведущее место занимают злокачественные опухоли репродуктивной системы. Продолжает ухудшаться качество здоровья беременных женщин. За последние 5 лет заболеваемость беременных анемией выросла в 1,5 раза; среди этой категории женщин значительно возросла заболеваемость болезнями почек, сердечно-сосудистыми заболеваниями. За пятилетний период на 23,8% увеличилось число женщин, страдающих поздним токсикозом беременности. В то же время удельный вес нормальных родов в 2002 году, по сравнению с 1998 годом, увеличился с 19,6% до 30,5%. Ухудшающиеся показатели здоровья женщин репродуктивного возраста, беременных, рожениц и родильниц определяют ухудшение качества здоровья новорожденных. За последние пять лет показатель заболеваемости новорожденных увеличился на 13,7%, рост заболеваемости отмечался практически по всем классам болезней. Показатель частоты рождения недоношенных и незрелых детей в последние годы сохраняется на уровне 61,6 на 1000 родившихся живыми. Следует особо отметить, что выхаживание недоношенного ребенка обходится государству в 250-300 раз дороже чем доношенного новорожденного. Ежегодно в республике выхаживают около 15-17 детей, родившихся с экстремально низкой массой тела (до 1000 грамм). Интегрированным показателем, характеризующим состояние здравоохранения республики в целом, является показатель младенческой смертности. В 2002 году в республике достигнуто значительное снижение младенческой смертности, ее показатель составил 11,8 на 1000 родившихся живыми против 14,1 в 2001 году. В то же время необходимо отметить, что младенческая смертность и ее показатель подвержены многофакторному влиянию и обеспечить стабильно низкие показатели младенческой смертности возможно только путем осуществления комплексных мероприятий, направленных, в том числе, и на охрану репродуктивного здоровья населения. В структуре младенческой смертности над другими причинами значительно преобладают заболевания, возникающие в перинатальном периоде. Среди причин младенческой смертности, на фоне ее снижения от управляемых причин, все большую значимость начинают приобретать врожденные пороки развития и наследственные заболевания. Врожденная патология и, в первую очередь, врожденные пороки развития, являются серьезной медицинской и социальной проблемой, которая обостряется в связи с неблагоприятными тенденциями в экологических и демографических процессах. В 2002 году врачами-генетиками проконсультировано 2824 семьи, врачами-цитогенетиками проведено 568 цитогенетических анализов. Охват новорожденных Чувашской Республики неонатальным скринингом составил 97%. Пренатальная диагностика в республике осуществляется путем проведения массового двухуровневого ультразвукового скринингового исследования беременных, селективного скрининга на биохимические маркеры врожденных пороков развития у плода и инвазивных методов пренатальной диагностики (хорион- и плацентопункция). В Республиканском перинатальном центре в 2002 году проведено 6280 ультразвуковых исследований беременным женщинам, в результате которых выявлен 81 порок развития плода. При селективном биохимическом скрининге внутриутробно выявлены 43 случая аномалии развития. Инвазивная пренатальная диагностика проведена 36 женщинам. В интересах профилактики рождения детей с врожденными аномалиями развития, прежде всего, несовместимыми с жизнью и приводящими к ранней инвалидизации детей, необходимо расширить объемы и качество пренатальной диагностики и медико-генетического консультирования. Среди прочих, причину ухудшения здоровья женщин и новорожденных следует искать в производственной сфере. В последние годы крайне неудовлетворительно проводится работа, направленная на социальную защиту занятых на производстве женщин, беременных женщин и кормящих матерей. Даже по неполным данным неудовлетворительными остаются условия труда женщин, работающих в отраслях экономики (численность женщин составляет в общем количестве около 50%). Особую озабоченность вызывает состояние охраны здоровья женщин, занятых в производстве с вредными условиями труда. В настоящее время каждая третья женщина репродуктивного возраста работает в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам. В связи с изменениями характера собственности многих предприятий производственной и непроизводственной сферы, происшедшими в последние годы, участились случаи пренебрежения работодателями своими обязанностями по охране и улучшению условий труда на производстве. Проблема абортов для Чувашии, так же как и для России в целом, имеет большую актуальность, особенно на фоне низкой рождаемости. В последние годы в результате активной реализации на территории Чувашии федеральной целевой программы "Планирование семьи" в республике наметилась стойкая тенденция к снижению абсолютного числа абортов. В рамках Программы созданы и совершенствуются условия работы кабинетов планирования семьи. В 2002 году число абортов на 1000 женщин детородного возраста составило 53,8, против 79,5 в 1998 году (по России в 2001 году - 55,0). Однако частота абортов в республике остается достаточно высокой. Особо настораживает тот факт, что каждый десятый аборт - у лиц в возрасте до 19 лет. В 2002 году официально зарегистрировано 17 абортов у девочек-подростков в возрасте до 14 лет. Сохраняется высокий уровень осложнений после абортов: более 70% женщин страдают воспалительными заболеваниями женской половой сферы, высок уровень эндокринных нарушений, невынашивания беременности, бесплодия. Одной из основных причин высокого уровня абортов является недостаточное использование населением современных средств контрацепции. В 2002 году охват женщин детородного возраста гормональными средствами контрацепции составил всего 32,6 процента. С 1997 года прекращено федеральное финансирование централизованной закупки контрацептивных препаратов. В связи с ростом цен контрацептивные средства стали малодоступными для большинства женщин. В 2002 году Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Чувашской Республики изысканы средства на приобретение средств контрацепции для бесплатного обеспечения женщин из групп высокого медико-социального риска и подростков. Рост инфекций, передаваемых половым путем, высокий уровень абортов являются главенствующей причиной бесплодия в браке. В Чувашской Республике около 19% супружеских пар страдают бесплодием. Причиной бесплодных браков в 58% случаев является женское бесплодие, в 42% - мужское; в 38% имеет место бесплодие обоих супругов. Высокая частота бездетных пар, со всех точек зрения, является значимой проблемой и должна рассматриваться как резерв для рождения желанных детей, перспективного увеличения репродуктивного потенциала населения. Кроме того, бесплодный брак сам по себе является достаточно серьезной социальной проблемой. Число разводов среди бездетных пар в среднем в 6-7 раз выше чем в среднем в популяции. Бесплодие часто является причиной потери интереса к жизни, работе, тяжелых психосексуальных и эмоциональных расстройств. Проблемы лечения бесплодия в республике решаются отделением вспомогательной репродукции Республиканского перинатального центра, где осуществляется диагностика, лечение бесплодия в браке, включая вспомогательные репродуктивные технологии (экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство и т.д.), ведется консультативный прием супружеских пар по вопросам планирования семьи и подготовки беременности. Следует расширить и сделать этот специфичный вид медицинской помощи доступным прежде всего для молодых бесплодных семей, ограниченных в финансовых средствах. С учетом высокой частоты мужского бесплодия, требует развития андрологическая служба. В настоящее время этот вид медицинской помощи представлен консультативным приемом андролога в Республиканском перинатальном центре, который позволяет обеспечить помощью лишь ограниченному кругу лиц от числа нуждающихся. Решение проблемы возможно путем повышения квалификации врачей-урологов по вопросам андрологии, трансформации специальности "врач-уролог" в специальность "врач-уролог-андролог". Одной из острейших проблем современного общества стали проблемы детей подросткового возраста, которые наиболее подвержены социально-негативному влиянию среды и общества. Массовым становится распространение в подростковой среде наркомании, алкоголизма, токсикомании, инфекций, передаваемых половым путем, СПИДа, туберкулеза, хронических соматических заболеваний. В связи с этим особое внимание должно быть обращено на охрану репродуктивного здоровья подростков: создание новых подходов к гигиеническому воспитанию и образованию детей и подростков, формирование здорового образа жизни и подготовка их к семейной жизни на основе психолого-педагогических методов обучения и воспитания. В республике имеется положительный опыт работы центра медико-педагогической помощи подросткам г. Новочебоксарска. В 2002 году открыто отделение охраны репродуктивного здоровья подростков при Республиканском перинатальном центре. Основным принципом их деятельности является дружественное отношение к подросткам, уважение личности подростков и понимание их потребностей. Необходимо в каждом крупном городе республики (гг. Чебоксары, Канаше, Алатыре, Шумерле) в ближайшие сроки создать подобные центры консультирования, образования, воспитания подростков и молодежи. Практика показывает, что необходимым условием успешной работы по охране репродуктивного здоровья, предупреждению инфекций, передаваемых половым путем, профилактике абортов является широкое санитарное просвещение всех слоев населения, в том числе нравственное и гигиеническое воспитание детей и подростков. 1. Введение Репродуктивное здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения - состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или недугов во всех сферах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов. В существующих социально-экономических условиях состояние репродуктивного здоровья населения страны, являясь фактором национальной безопасности, представляет одну из наиболее острых медико-социальных проблем. Сохраняющиеся низкий уровень рождаемости и высокая общая смертность населения способствуют дальнейшему снижению уровня воспроизводства населения, ухудшению качества здоровья детей. В сложившихся условиях назрела необходимость разработки межведомственной стратегии по охране репродуктивного здоровья населения. 2. Основные направления охраны репродуктивного здоровья населения Целью Концепции охраны репродуктивного здоровья населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы (далее - Концепция) является сохранение и улучшение репродуктивного здоровья населения, повышение его репродуктивного потенциала. Основными задачами Концепции являются: обеспечение государственной политики в охране репродуктивного здоровья населения Чувашской Республики; увеличение объема мероприятий по профилактике нарушений репродуктивного здоровья населения; сокращение сроков восстановления утраченного репродуктивного здоровья путем внедрения в медицинскую практику современных технологий профилактики, диагностики и лечения; реализация специальных научных исследований и программ; поддержка целевых республиканских программ, направленных на охрану репродуктивного здоровья населения; повышение квалификации специалистов, работающих в области охраны репродуктивного здоровья; медико-санитарное просвещение по вопросам охраны репродуктивного здоровья; активное участие общественности, самого населения в охране репродуктивного здоровья. Реализация Концепции основана на следующих принципах: доступность, социальная справедливость оказания медицинской помощи населению по охране репродуктивного здоровья (Программа государственных гарантий по оказанию гражданам бесплатной медицинской помощи в Чувашской Республике); обеспечение внедрения и осуществление контроля за реализацией современных сберегающих репродуктивное здоровье технологий в практику лечебно-профилактических учреждений; создание условий для осуществления научных разработок по профилактике, диагностике и лечению в области охраны репродуктивного здоровья; взаимодействие с общественными организациями, фондами по поддержке охраны репродуктивного здоровья населения на межведомственной основе. При этом основополагающее значение имеют: формирование единой государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья и повышение ответственности всех структур власти за ее реализацию; обеспечение финансированием государственных гарантий по охране репродуктивного здоровья населения; совершенствование законодательной базы в области охраны репродуктивного здоровья населения; формирование у каждого гражданина чувства ответственности за состояние своего здоровья, в том числе и репродуктивного, а также за состояние здоровья лиц, находящихся на попечении, путем разумного сочетания моральной и материальной заинтересованности; привлечение других средств финансирования на реализацию мер профилактики я лечения нарушений репродуктивного здоровья; разработка приоритетных научных направлений в области охраны репродуктивного здоровья; повышение уровня квалификации специалистов, работающих в области охраны репродуктивного здоровья; создание общественных организаций, фондов по поддержке охраны репродуктивного здоровья населения. 3. Государственная политика в области охраны репродуктивного здоровья населения В связи с тем, что проблемы охраны репродуктивного здоровья населения в условиях экономического и демографического кризиса выходят за пределы компетенции здравоохранения и приобретают характер первостепенных задач национальной политики, необходимо обеспечить государственную поддержку реализации настоящей Концепции. Основанное на Конституции Российской Федерации и Конституции Чувашской Республики право граждан на охрану здоровья определено Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с изменениями от 29 мая 2002 г.), Трудовым кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2001 г. N 181-ФЗ), Законом Чувашской Республики от 15 июня 1998 г. N 14 "О лекарственном обеспечении граждан в Чувашской Республике", Законом Чувашской Республики от 20 июня 2002 г. N 19 "Об обеспечении экологической безопасности в Чувашской Республике", Указом Президента Чувашской Республики от 23 декабря 1994 г. N 140 "О санаторно-курортных учреждениях Чувашской Республики", Указом Президента Чувашской Республики от 24 января 1997 г. N 7 "Об учреждении Дня здоровья и семьи", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 июня 2002 г. N 161 "О государственном докладе о состоянии здоровья населения Чувашской Республики в 2001 году и задачах по охране здоровья населения в соответствии с президентской программой основных социально-экономических преобразований в Чувашской Республике до 2005 года" и другими нормативными правовыми актами. Обеспечение конституционных прав граждан Чувашской Республики на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи осуществляется в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Чувашской Республики бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Кабинетом Министров Чувашской Республики. Основным документом, в котором отражены стратегические направления развития системы охраны репродуктивного здоровья населения Российской Федерации и определены конкретные мероприятия по их реализации, является Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000-2004 годов и План мероприятий по ее реализации, утвержденные решением коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 11 апреля 2000 г. (протокол N 7). В соответствии с указанным Планом субъектами Российской Федерации должны быть приняты региональные Концепции охраны репродуктивного здоровья населения. В Чувашской Республике создана правовая основа, позволяющая в полной мере реализовать Концепцию. Изданы указы Президента Чувашской Республики от 1 марта 2000 г. N 26 "О дополнительных мерах по охране материнства"; от 9 апреля 2001 г. N 30 "О республиканской программе "Дети Чувашии" на 2001-2003 годы" содержащей подпрограммы: "Планирование семьи", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; от 6 марта 2002 г. N 52 "О дополнительных мерах по поддержке и развитию массового спорта в Чувашской Республике"; от 27 ноября 2002 г. N 131 "О Годе семьи"; от 4 декабря 2002 г. N 137 "О дополнительных мерах по усилению контроля за потреблением алкоголя, профилактике алкоголизма и пьянства"; приняты постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 марта 2001 г. N 40 "О Концепции государственной политики по отношению к молодой семье в Чувашской Республике" и от 20 января 2003 г. N 12 "О республиканской целевой программе "Молодежь Чувашской Республики: 2003-2005 годы" с подпрограммой "Социально-экономические гарантии, комплексные меры по поддержке молодых семей, развитие системы информационного обеспечения молодежи". Соответствующие постановления приняты Кабинетом Министров Чувашской Республики во исполнение указов Президента Чувашской Республики. Реализация Концепции в полном объеме возможна при условии приоритетного гарантированного финансирования целевых республиканских и муниципальных программ, направленных на охрану здоровья населения репродуктивного возраста. 4. Система профилактических мер по охране репродуктивного здоровья Концептуальной основой развития профилактических мероприятий должна стать неотвратимость наступления ответственности как для юридических, так и для физических лиц за создание условий, вызывающих нарушение репродуктивного здоровья; профилактика и раннее выявление различных нарушений состояния здоровья населения, возникающих при воздействии производственных факторов и окружающей среды на репродуктивную функцию. В целях предотвращения риска нарушения репродуктивного здоровья работающих необходимо осуществлять аттестацию рабочих мест (постановления Правительства Российской Федерации 25 февраля 2000 г. N 162 "Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" и от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет"). Следует обеспечить обязательное проведение сертификации работ по охране труда, применение производственного оборудования, транспортных средств, технологических процессов, материалов и химических веществ, средств индивидуальной и коллективной защиты, в том числе иностранного производства, имеющих сертификаты соответствия. Необходима дальнейшая модернизация производственного процесса, обеспечивающая исключение из технологического процесса факторов и веществ, отрицательно влияющих на репродуктивное здоровье и здоровье человека в целом. Предусмотреть ответственность работодателей и других официальных лиц за сокрытие информации о риске для репродуктивного здоровья работающих, рассматривая это как нарушение прав человека. Повсеместно внедрить обязательное информирование работодателями работающих о риске нарушения репродуктивного здоровья и возможной патологии у детей при работе во вредных и тяжелых условиях (федеральные законы от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изменениями от 8 февраля 2003 г. и от 27 декабря 2002 г. N 183-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год"). Предоставить женщине право выбора условий работы с подписанием контракта, в котором предусмотрена двусторонняя ответственность за возможные последствия нарушения здоровья. Необходимо осуществлять дальнейшее совершенствование системы профилактических медицинских осмотров с целью активного выявления нарушений состояния здоровья. Целесообразно восстановить систему профилактических медицинских осмотров при приеме на работу и лиц, выполняющих работу с вредными и тяжелыми условиями труда. Особое внимание должно быть направлено на охрану репродуктивного здоровья детей и подростков путем: создания новых подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию и образованию детей и подростков, формированию здорового образа жизни; использования образовательных учреждений для массового оздоровления и укрепления здоровья подростков; создания и внедрения в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков; улучшения материально-технической базы образовательных, медицинских и оздоровительных учреждений; создания оптимальных условий, соответствующих гигиеническим стандартам на всех этапах образовательного процесса; активного проведения комплексных мероприятий, направленных на профилактику дефицита йода и других микронутриентов в питании населения; реализации мероприятий по поддержке и поощрению грудного вскармливания, предусматривающих гарантированное обеспечение беременных женщин и кормящих матерей специальными продуктами детского питания, витаминными и железосодержащими препаратами. Учитывая важность характера и качества питания в формировании здоровья населения, в том числе и репродуктивного, в ходе реализации Концепции необходимо осуществить: дальнейшую реализацию Плана мероприятий по организации социально-гигиенического мониторинга, мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов и здоровья населения на территории Чувашской Республики на 2001 год и на период до 2005 года, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 октября 2001 г. N 233; осуществлять биомониторинг обеспеченности населения йодом путем определения его содержания в биологических жидкостях; мониторинг структуры и фактического питания населения, состояния распространенности алиментарнозависимых заболеваний с учетом характера фактического питания. В области охраны репродуктивного здоровья необходимо проводить профилактику абортов. В связи с этим необходимо: повышение качества рекомендаций, информации, образования, просвещения, консультаций и услуг в области здоровья семьи; вовлечение мужчин в решение проблем охраны здоровья семьи, повышение их ответственности и роли в семье. В целях снижения заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований репродуктивной системы необходимо внедрять скрининговые программы профилактики и раннего выявления онкологических заболеваний. Для снижения уровня патологии беременности и родов, улучшения качества здоровья новорожденных следует предусматривать: возможность бесплатного получения витаминов, необходимых продуктов питания, пищевых добавок для беременных из социально незащищенных слоев населения; бесплатное оздоровление нуждающихся беременных в пансионатах, домах отдыха и однодневных стационарах; обеспечение бесплатным медико-генетическим консультированием вступающих в брак, пациентов и семей с нарушением репродуктивной функции. Осуществлять среди всех слоев населения гигиеническое обучение и воспитание здорового образа жизни, всемерно пропагандировать ценности семьи. Совершенствовать технологии, обеспечивающие в лечебно-профилактических учреждениях гигиеническую и санитарную безопасность как пациентам, так и медицинскому персоналу. 5. Совершенствование системы охраны репродуктивного здоровья Основным направлением в совершенствовании медицинских аспектов охраны репродуктивного здоровья является оптимизация деятельности первичной медико-профилактической помощи на всех уровнях ее оказания с увеличением объемов и качества обследования, с учетом активного внедрения в здравоохранении системы семейной медицины. С этой целью должны развиваться консультативно-диагностические службы и дневные стационары с расширением объемов амбулаторной хирургической помощи по коррекции и восстановлению репродуктивной функции. На базе крупных амбулаторно-поликлинических учреждений необходимо развивать специализированные виды помощи, обеспечивающие диагностику и лечение нарушений репродуктивного здоровья. Восстановление нарушений репродуктивного здоровья, особенно у подростков, должно стать важным направлением деятельности всех служб здравоохранения. Осуществление динамического контроля за здоровьем детей подросткового возраста должно быть возложено на педиатрическую службу с обеспечением ее необходимыми специалистами. Реорганизация стационарной помощи должна обеспечить сокращение длительности госпитального этапа. Для этого необходимо предусмотреть распределение количества коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса: интенсивное лечение до 20%; восстановительное лечение до 45%; длительное лечение больных хроническими заболеваниями до 20%; медико-социальная помощь до 15%. При реорганизации стационарной помощи необходимо учитывать медико-демографические, экологические и другие особенности Чувашской Республики в целом и отдельных муниципальных образований. Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического и реабилитационного процесса с четким определением объема помощи и взаимодействия различных учреждений на каждом этапе. Для функциональной и структурной целостности учреждений, оказывающих этапную помощь, необходимо осуществить реорганизацию ряда детских лечебно-профилактических и санаторных учреждений и создать детские медицинские центры, имеющие в своем составе реабилитационные отделения. Важным является интеграция родовспомогательных учреждений с многопрофильными больницами, реорганизация крупных учреждений родовспоможения в перинатальные центры и всемерная поддержка их деятельности. Повышению качества медицинской помощи должно способствовать внедрение стандартов диагностики и лечения в амбулаторных и стационарных условиях. Требуется государственная поддержка внедрению передовых медицинских технологий, современных лекарственных средств и методов медикаментозной терапии в подразделения интенсивного лечения (республиканские и межрайонные клинические, перинатальные центры). Следует повышать роль профильных кафедр медицинского института Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова в разработке и внедрении эффективных медицинских технологий, использовании уникальных методов диагностики и лечения нарушений репродуктивного здоровья. Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению должны быть созданы межрайонные родильные отделения. Перспективные акушерские и гинекологические отделения центральных районных больниц следует обеспечивать современной аппаратурой для оказания реанимационно-анестезиологической помощи. Необходимо развивать передвижные формы лечебно-диагностической и консультативной помощи. При осуществлении медицинских мероприятий по охране репродуктивного здоровья необходимо выделять приоритеты с учетом возрастной категории населения. У детей от 0 до 10 лет необходимо сосредоточить внимание на ранней диагностике и коррекции врожденных пороков развития половой системы, предупреждении нарушений роста и развития, хронических болезней, инфекций, в том числе хламидийной, герпетической, микоплазменной. В подростковом возрасте ведущее значение имеет ранняя диагностика и лечение нарушений репродуктивной системы детей и подростков (девочек и мальчиков), ранняя профессиональная ориентация, профилактика неблагоприятных воздействий профессиональных факторов, нравственное и гигиеническое воспитание, формирование ценностных ориентиров здоровья, профилактика инфекций, передаваемых половым путем, СПИДа, краснухи, наркомании, токсикомании, алкоголизма. Особое внимание следует уделять дальнейшему развитию андрологии, обеспечив раннюю диагностику урологической и половой патологии, начиная с периода новорожденности. Необходимо внедрение единых протоколов наблюдения и лечения мальчиков и юношей-подростков с врожденными и приобретенными формами заболеваний мочеполовой системы, ориентируясь на долгосрочный процесс устойчивой фертильности. У женщин репродуктивного возраста особое значение имеют подготовка женщины и ее семьи к беременности и родам, пренатальная охрана плода, в том числе предупреждение и лечение внутриутробных инфекций, профилактика и коррекция минеральной и витаминной недостаточности, снижение перинатального риска для здоровья плода и новорожденного. Необходимы принятие специальных мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни, разработка целевых республиканских и территориальных (муниципальных) программ. 6. Научные исследования в области охраны репродуктивного здоровья Основной задачей научных исследований в области охраны репродуктивного здоровья населения, прогнозирования состояния репродуктивного здоровья является формирование стратегии в оценке уровня репродуктивного здоровья, разработке новых технологий диагностики, лечении и реабилитации нарушений репродуктивной функции, а также новых форм управления и организации медицинской помощи. С целью реализации указанной задачи необходимо проведение специальных научных исследований и разработка целевых научных программ по охране репродуктивного здоровья с концентрацией научно-технического потенциала и ресурсов на приоритетных направлениях. Чувашскому государственному университету им. И.Н.Ульянова с привлечением всех кафедр медицинского института необходимо проводить фундаментальные исследования в области репродуктивного здоровья населения Чувашии. Для выполнения разработок теоретического и практического характера необходимо использовать все возможные источники финансирования с привлечением внебюджетных средств. Приоритетными научными направлениями, решение которых даст практические результаты, являются: 1. Проведение эпидемиологических и санитарно-гигиенических исследований для выявления роли отдельных факторов риска в нарушении репродуктивного здоровья. 2. Научная разработка методов прогнозирования и профилактики нарушений репродуктивного здоровья с учетом возрастно-половых и профессиональных особенностей населения. 3. Проведение фундаментальных исследований (физиологических, генетических, иммунологических) по изучению состояния репродуктивного здоровья человека. 4. Изучение региональной патологии, в том числе врожденной и наследственной, влияющей на репродуктивное здоровье населения, с целью разработки эффективных мер их профилактики. 5. Научная разработка и внедрение эффективных высоких технологий в лечении бесплодия и невынашивания беременности. 6. Создание методов ранней диагностики, эффективного лечения и комплексной поэтапной реабилитации новорожденных детей с различными формами патологии. 7. Осуществление медико-социологических исследований по репродуктивному поведению различных групп населения для научного обоснования программ в области семейной политики. 7. Система подготовки и усовершенствования кадров в области охраны репродуктивного здоровья Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом задач, определенных Концепцией развития высшего медицинского образования, и настоящей Концепцией. При осуществлении базовой общеклинической подготовки вопросы охраны репродуктивного здоровья населения целесообразно выделить в отдельный блок с учетом особенностей отдельных специальностей. К обеспечению охраны репродуктивного здоровья необходимо адаптировать и активно привлекать новые специальности, такие как "врач общей практики", "медицинский психолог", "медицинская сестра с высшим образованием", "специалист по социальной работе", "специалист по медицине труда", "менеджер здравоохранения" и др. Осуществлять работу по сертификации специалистов, работающих в области охраны репродуктивного здоровья. В структуре лечебно-профилактических учреждений активно развивать андрологическую службу, осуществить специализацию врачей-урологов по андрологии. Подлежит усовершенствованию система планирования и распределения кадрового потенциала между стационаром и амбулаторным звеном, изменение соотношения врач - медицинский работник среднего звена. В целях закрепления подготовленных кадров в системе здравоохранения следует увеличить оплату труда; совершенствовать систему оплаты труда с учетом вредных условий труда, сложности, объемов и качества лечебно-профилактической работы. 8. Информационная и просветительская работа с общественностью и населением Успех мер по охране репродуктивного здоровья зависит от объединения усилий правительственных, общественных, религиозных и др. организаций, партий и движений, самого населения в их реализации, осуществления всех мероприятий охраны репродуктивного здоровья на основе уважения личности каждого гражданина и его права выбора. Осуществлять работу в области информации, образования и коммуникации с учетом тендерных аспектов и культурных особенностей, реализация которых позволила бы женщинам и мужчинам, в особенности молодежи, получать информацию о репродуктивном здоровье и возможности его сохранения. Сформировать в обществе стойкое мнение о необходимости введения в общеобразовательных школах дисциплины по изучению вопросов гигиенического и нравственного образования и воспитания. Проводить общественные просветительские кампании с целью защиты репродуктивных прав и здоровья, включая такие важные вопросы, как безопасное материнство; планирование семьи; жестокое обращение с детьми; насилие в отношении женщин; ответственность мужчин; равноправие полов; инфекции, передаваемые половым путем, и ВИЧ/СПИД; ответственное сексуальное поведение; подростковая беременность; профилактика и раннее выявление онкологических заболеваний репродуктивной системы. Более эффективно использовать средства досуга и массовой информации для привлечения внимания общественности к тендерным проблемам и вопросам сексуальных и репродуктивных прав и здоровья. Министерствам и иным органам исполнительной власти Чувашской Республики, средствам массовой информации и другим социальным институтам следует разрабатывать новые и пересмотреть существующие информационные и учебные материалы, планы, средства обучения в школах, педагогические подходы по ликвидации тендерных стереотипов и дискриминации по признаку пола. Создать по тематике охраны репродуктивного здоровья дифференцированные информационные программы, адресованные и адаптированные к определенным группам населения, в первую очередь - детям, подросткам и молодежи. Разрабатывать, издавать и распространять среди населения специальные печатные информационные материалы по охране репродуктивного здоровья. Подготовить серию тематических радио- и телепередач, посвященных вопросам здорового образа жизни, охране репродуктивного здоровья. 9. Механизмы и этапы реализации Концепции Для обеспечения последовательности в достижении цели и задач Концепции работа будет выполняться в два этапа. I этап (2003-2004 годы) 1. Принятие мер по обеспечению стабильной работы учреждений здравоохранения республики по охране репродуктивного здоровья, профилактике его нарушений. 2. Совершенствование деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, пересмотр республиканских нормативных актов, положений о видах деятельности и реализации стандартов объемов медицинской помощи. 3. Формирование научных направлений в области охраны репродуктивного здоровья в целях реализации положений Концепции. 4. Разработка республиканских и муниципальных целевых программ по реализации основных положений Концепции с научно обоснованных позиций. 5. Проведение информационных и образовательных кампаний среди специалистов и населения. Перечисленные направления Концепции являются наиболее существенными. Их реализация способна значительно улучшить состояние репродуктивного здоровья, повысить репродуктивный потенциал населения, активно содействовать сохранению здоровья нации. II этап (2005-2006 годы) 1. Внедрение эффективной системы охраны репродуктивного здоровья на основе усовершенствованных и вновь разработанных законодательных и нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность органов государственного и муниципального управления, подведомственных им учреждений. 2. Реализация республиканских и муниципальных целевых программ по приоритетным направлениям охраны репродуктивного здоровья. 3. Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в системе охраны репродуктивного здоровья. 4. Внедрение в деятельность учреждений и организаций научно обоснованных технологий по ведущим проблемам охраны репродуктивного здоровья. 5. Формирование единой системы мониторинга репродуктивного здоровья, создание телекоммуникационных связей между специалистами и учреждениями государственных и общественных структур. УТВЕРЖДЕН постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.03.2003 N 77 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по реализации Концепции охраны репродуктивного здоровья населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы --------T-------------------------------------------------------------T------------T--------------------------------------- N ¦ Наименование мероприятий ¦ Срок ¦ Исполнители пп ¦ ¦ исполнения ¦ ¦ ¦ (годы) ¦ --------+-------------------------------------------------------------+------------+--------------------------------------- 1. Улучшение социально-экономического положения населения 1.1. Обеспечение выплаты из средств республиканского бюджета 2003-2006 Минсоцполитики Чувашии, Чувашской Республики пособия по беременности и родам и администрации районов и городов ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет матерям, признанным в установленном порядке безработными, выпускницам образовательных учреж- дений начального, среднего и высшего профессионального об- разования, послевузовского профессионального образования, нетрудоспособным инвалидам 1 и 2 групп, матерям, имеющим ребенка - инвалида до 18 лет 1.2. Организация бесплатного летнего оздоровления детей и подро- 2003-2006 Минсоцполитики Чувашии, Минобразо- стков из малообеспеченных и многодетных семей вания Чувашии, Минздрав Чувашии, администрации районов и городов (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2004 г. N 331) 1.3. Контроль за соблюдением законодательства Российской Феде- 2003-2006 Госинспекция труда в Чувашской Рес- рации и Чувашской Республики по вопросам охраны труда публике, ФГУ "ЦГСЭН в Чувашской женщин на предприятиях, в организациях и учреждениях неза- Республике", Минсоцполитики Чува- висимо от форм собственности шии, Минздрав Чувашии, администра- ции районов и городов 1.4. Создание системы информирования работающих во вредных и 2003-2006 Минсоцполитики Чувашии, ФГУ тяжелых условиях труда о риске нарушения репродуктивного "ЦГСЭН в Чувашской Республике", здоровья и возможной патологии у детей, рожденных от таких Минздрав Чувашии, администрации родителей районов и городов 2. Организационные мероприятия 2.1. Реализация мероприятий по охране здоровья и улучшению по- 2003-2006 министерства и иные органы исполни- ложения женщин и детей в Чувашской Республике в соответст- тельной власти Чувашской Республики, вии с планом действий по охране материнства и президентской администрации районов и городов программой "Дети Чувашии" 2.2. Активное проведение комплекса мероприятий, направленных 2003-2006 Минсельхоз Чувашии, Минэкономраз- на профилактику дефицита йода и других микронутриентов в вития Чувашии, Чувашпотребсоюз, питании населения Минобразования Чувашии, Минздрав Чувашии, Минсоцполитики Чувашии, ФГУ "ЦГСЭН в Чувашской Республи- ке", администрации районов и городов 2.3. Организация центров оказания юридической, психолого- 2003-2006 администрации районов и городов, педагогической, медико-психологической помощи молодежи с Минздрав Чувашии, Минобразования целью формирования ответственного репродуктивного поведе- Чувашии, Минюст Чувашии ния 2.4. Дальнейшее развитие сети специализированных учреждений и 2003-2006 Минздрав Чувашии, Минсоцполитики служб (кризисных центров, телефонов доверия, психолого- Чувашии, Минобразования Чувашии, консультационных служб) по оказанию социальной и медико- администрации районов и городов психологической помощи женщинам и детям, подвергшимся насилию, жестокому обращению и оказавшимся в трудной жизненной ситуации 2.5. Организация оздоровления и укрепления здоровья детей во 2003-2006 Минобразования Чувашии, Минздрав всех образовательных учреждениях путем оптимизации режима Чувашии, администрации районов и го- физической активности, внедрения здоровьесберегающих тех- родов нологий 2.6. Внедрение в образовательные программы вопросов охраны ре- 2003 Минобразования Чувашии, Минздрав продуктивного здоровья населения с привлечением к препода- Чувашии ванию медицинских работников 2.7. Организация мониторинга эффективности здоровьесберегаю- 2003-2006 Минобразования Чувашии, Минздрав щих и здоровьеразвивающих технологий обучения Чувашии, ФГУ "ЦГСЭН в Чувашской Республике" 2.8. Разработка и реализация мероприятий Плана лечения и оздо- 2003-2005 Минздрав Чувашии, Минобразования ровления детей с отклонениями в состоянии здоровья, выяв- Чувашии, администрации районов и го- ленных в ходе диспансеризации детей в 2002 году родов 2.9. Организация культурно-спортивных мероприятий, посвящен- 2003-2006 администрации районов и городов, ных Международному женскому дню, Международному дню Минкультуры Чувашии, Минспорт Чу- семьи, Международному дню защиты детей, Дню матери, Ме- вашии, Минсоцполитики Чувашии, Ми- ждународному дню здоровья нобразования Чувашии (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2004 г. N 331) 2.10. Обеспечение подготовки и переподготовки квалифицирован- 2003-2006 медицинский институт Чувашского го- ных специалистов, владеющих современными технологиями в сударственного университета им. И.Н. области охраны репродуктивного здоровья населения Ульянова, ГОУ "Институт усовершен- ствования врачей" Минздрава Чувашии 2.11. Организация деятельности народных дружин и создание обще- 2003-2006 МВД Чувашии, Минобразования Чува- ственных центров профилактики правонарушений в детской и шии, Госкоммолодежи Чувашии, адми- подростковой среде нистрации районов и городов 3. Совершенствование медицинской помощи 3.1. Реализация программы государственных гарантий по обеспече- 2003-2006 администрации районов и городов, нию бесплатной медицинской помощью населения Минздрав Чувашии, Территориальный фонд обязательного медицинского стра- хования Чувашской Республики 3.2. Внедрение современных перинатальных технологий в деятель- 2003-2006 администрации районов и городов, ности родовспомогательных учреждений Минздрав Чувашии 3.3. Дальнейшее развитие и поддержка деятельности кабинетов 2003-2006 администрации районов и городов, планирования семьи Минздрав Чувашии 3.4. Развитие медико-генетической помощи населению, пренаталь- 2003-2006 Минздрав Чувашии ной диагностики состояний плода 3.5. Внедрение современных технологий сохранения и восстанов- 2003-2006 администрации районов и городов, ления репродуктивной функции ("безопасного аборта", совре- Минздрав Чувашии менных методов контрацепции, эндоскопии и эндохирургии, ЭКО и др.) 3.6. Разработка и внедрение скрининговых программ по профилак- 2003-2006 Минздрав Чувашии, медицинский ин- тике и раннему выявлению онкологических заболеваний в це- ститут Чувашского государственного лях снижения заболеваемости и смертности от злокачествен- университета им. И.Н.Ульянова ных новообразований репродуктивной системы 3.7. Организация реабилитационных центров, содействующих ук- 2003-2006 администрации районов и городов, Ми- реплению здоровья обучающихся в образовательных учрежде- нобразования Чувашии, Минздрав Чу- ниях вашии 3.8. Организация системы реабилитации больных наркоманией и 2003-2006 Минздрав Чувашии, администрации токсикоманией, в том числе несовершеннолетних районов и городов 3.9. Разработка и внедрение мероприятий по профилактике зло- 2003-2006 Минздрав Чувашии, МВД Чувашии, ад- употребления алкоголя, табакокурения, наркомании и токсико- министрации районов и городов мании среди женщин 4. Информационное обеспечение 4.1. Формирование общественного мнения о целесообразности ин- 2003-2006 Минкультуры Чувашии, Мин- формирования молодежи по вопросам репродуктивного здоро- здрав Чувашии, Минобразования Чува- вья шии (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2004 г. N 331) 4.2. Разработка пособия по проблемам охраны репродуктивного 2003-2006 медицинский институт Чувашского го- здоровья населения для учителей, слушателей институтов по- сударственного университета им. И.Н. вышения квалификации, студентов педагогических вузов Ульянова 4.3. Подготовка программно-методических и дидактических мате- 2004 Минобразования Чувашии, Минздрав риалов по здоровому образу жизни для разных возрастных ка- Чувашии, медицинский институт Чу- тегорий, обучающихся общеобразовательных учреждений вашского государственного университе- та им. И.Н.Ульянова 4.4. Информационное сопровождение средствами массовой ин- 2003-2006 Минздрав Чувашии, Минкультуры формации вопросов репродуктивных прав и охраны репродук- Чувашии тивного здоровья (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2004 г. N 331) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|