Расширенный поиск
Указ Президента Чувашской Республики от 09.04.2001 № 30Утратил силу - Указ Президента Чувашской Республики от 01.04.2008 г. N 30 УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О республиканской программе "Дети Чувашии" на 2001-2003 годы В целях комплексного решения проблем детства, создания условий для улучшения жизнедеятельности и всестороннего развития детей, проживающих в Чувашской Республике, п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Дети Чувашии" на 2001-2003 годы со следующими подпрограммами: "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Планирование семьи", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Программа). 2. Кабинету Министров Чувашской Республики предусматривать ежегодно средства для реализации Программы при разработке проектов законов о республиканском бюджете Чувашской Республики. 3. Рекомендовать администрациям районов и городов Чувашской Республики разработать районные и городские программы социальной поддержки детей и семей. 4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его опубликования. Президент Чувашской Республики Н.Федоров г. Чебоксары 9 апреля 2001 года N 30 УТВЕРЖДЕНА: Указ Президента Чувашской Республики от 09.04.2001 N 30 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ ЧУВАШИИ" НА 2001-2003 ГОДЫ" РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ ЧУВАШИИ" на 2001-2003 годы П А С П О Р Т республиканской программы "Дети Чувашии" 2001-2003 годы Наименование Программы республиканская программа "Дети Чува- шии" на 2001-2003 годы Государственный заказчик Министерство социальной политики Чу- Программы вашской Республики Основные разработчики Министерство социальной политики Чу- Программы вашской Республики Министерство здравоохранения Чуваш- ской Республики Министерство образования Чувашской Республики Цель Программы формирование основ комплексного ре- шения проблем детей; создание условий для их полноценной жизнедеятельности и развития Срок реализации Программы 2001-2003 годы Исполнители мероприятий Министерство социальной политики Чу- Программы вашской Республики, Министерство здра- воохранения Чувашской Республики, Министерство образования Чувашской Республики, Министерство культуры и по делам национальностей Чувашской Рес- публики, Министерство внутренних дел Чувашской Республики, Министерство физической культуры и спорта Чуваш- ской Республики, Государственный коми- тет Чувашской Республики по делам мо- лодежи, Государственный комитет Чу- вашской Республики по печати и инфор- мации, Государственный комитет Чуваш- ской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Во- енный комиссариат Чувашской Респуб- лики, ГТРК "Чувашия", Фонд социально- го страхования Чувашской Республики, Фонд обязательного медицинского стра- хования Чувашской Республики, админи- страции городов и районов Перечень подпрограмм: "Дети-инвалиды" "Дети-сироты" "Планирование семьи" "Одаренные дети" "Профилактика безнадзорности и пра- вонарушений несовершеннолетних" Объемы и источники финан- 211,553 млн. рублей, в том числе из феде- сирования Программы рального бюджета 51,219 млн. рублей, из республиканского бюджета Чувашской Республики 22,954 млн. рублей, из мест- ных бюджетов 6,930 млн. рублей, из вне- бюджетных средств 130,45 млн. рублей Ожидаемые конечные ре- улучшение положения детей и подростков зультаты республики: создание благоприятных ус- ловий для жизнедеятельности, обучения и развития Контроль за исполнением Министерство социальной политики Чу- программы вашской Республики, Министерство здра- воохранения Чувашской Республики, Министерство образования Чувашской Республики, Министерство культуры и по делам национальностей Чувашской Рес- публики РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ ЧУВАШИИ" на 2001-2003 годы Обоснование разработки В результате реализации республиканской программы "Дети Чувашии" за 1998-2000 годы заинтересованными министерствами и организациями проделана соответствующая работа. В рамках выполнения подпрограммы "Дети-инвалиды" приняты меры по улучшению комплексной психолого-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов, обеспечению детей-инвалидов техническими средствами, облегчающими их самообслуживание, укреплению материально-технической базы социальных учреждений для детей-инвалидов. Создаются предпосылки к обеспечению равных возможностей для детей с отклонениями в развитии, интеграции их в общество. В результате реализации подпрограммы "Дети-сироты" создана система профессиональной ориентации, начальной профессиональной подготовки и специализации воспитанников интернатных учреждений и их выпускников, для детей-сирот организованы досуговая занятость, отдых, массовые виды спорта и туризма, оказывалась материальная помощь опекунским семьям, семьям группы социального риска. В рамках подпрограммы "Планирование семьи" в районах и городах республики получили дальнейшее развитие и укрепление службы планирования семьи, внедрена современная система подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни; повысилась информационность населения знаниями в вопросах репродуктивного здоровья, об использовании современных средств контрацепции. В ходе реализации подпрограммы "Одаренные дети" создан банк данных одаренных детей, приняты меры по укреплению имеющейся материально-технической базы для работы с одаренными детьми, увеличилось количество мероприятий с участием одаренных детей. Выполнение подпрограммы "Профилактика алкоголизма и наркомании среди детей, подростков и юношей" позволило решить вопросы улучшения специализированной наркологической помощи детско-подростковому населению, организации реабилитационных мероприятий с детьми. В соответствии с подпрограммой "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" проделана работа по укреплению материально-технической базы социальных учреждений помощи семье и детям, интернатных учреждений, что способствовало улучшению качества обучения и воспитания детей в них. Приняты меры по нравственному воспитанию, формированию здорового образа жизни. В 2000 году количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в республике сократилось на 13,9 %, количество несовершеннолетних участников преступлений уменьшилось на 2,5 %. Намечены основы комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации в современных условиях. Однако остается нереализованным ряд мероприятий программы "Дети Чувашии" на 1998-2000 годы: не закуплены средства для безопасного аборта, в ряде районов и городов не открыты социальные учреждения помощи семье и детям. В республике остается сложной демографическая обстановка: снижается коэффициент рождаемости, увеличивается количество детей-инвалидов, безнадзорных и беспризорных детей, социальных сирот, неполных семей, одиноких матерей, среднедушевой доход у 46,3 % населения ниже величины прожиточного минимума, медленно снижается преступность среди детей и подростков. В целях дальнейшей комплексной реализации основных направлений социальной политики по улучшению жизнедеятельности детей, интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья или рессоциализации детей с девиантным поведением, формирования и укрепления правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработана республиканская программа "Дети Чувашии" на 2001-2003 годы (далее - Программа) с включением 5 подпрограмм: "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Планирование семьи", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Подпрограмма "Дети-инвалиды" направлена на: решение задач ранней диагностики детей с физическими и психическими отклонениями; развитие форм и методов оказания помощи семьям, имеющим детей-инвалидов; улучшение качества и формы обучения детей-инвалидов. Подпрограмма "Дети-сироты" включает комплекс мер по: защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ослаблению негативных последствий сиротства; созданию в детских домах и школах-интернатах условий для воспитания полноценных граждан, здоровых физически и психически; развитию семейных форм устройства детей-сирот. Подпрограмма "Планирование семьи" направлена на: развитие и укрепление службы планирования семьи в республике; обеспечение нормативной правовой базы службы планирования семьи; совершенствование информационной системы, обеспечение населения современными знаниями в вопросах охраны репродуктивного здоровья, сексуального и репродуктивного поведения, использование современных средств контрацепции; внедрение современной системы подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни, нравственного воспитания, консультирования по вопросам профилактики заболеваний, передаваемых половым путем, формирование сексуальной культуры общества в единой системе санитарно-гигиенического воспитания населения; создание эффективной системы подготовки специалистов в области планирования семьи, разработка и внедрение стандартов обучения; обеспечение потребности населения в различных средствах и методах контрацепции, совершенствование медицинской технологии планирования семьи и безопасного аборта. Подпрограмма "Одаренные дети" предусматривает мероприятия по: созданию оптимальных условий и дальнейшему совершенствованию существующей системы для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей; подготовке педагогических кадров и научно-методическому обеспечению работы с одаренными детьми; проведению республиканских мероприятий, способствующих выявлению и развитию одаренных детей; организации поисково-экспериментальной работы учреждений образования. Подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" направлена на: повышение эффективности функционирования и координации деятельности всех субъектов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание единого реабилитационного пространства; снижение темпов роста преступности, вовлечение в этот процесс органов управления, общественных объединений, которые могут оказать профилактическое воздействие на факторы, обусловливающие совершение преступлений и иных правонарушений; создание на местах условий для социальной, психолого-педагогической, медицинской, правовой поддержки и реабилитации детей и подростков, в том числе с девиантным поведением и имеющих аномалии в психическом развитии; приведение нормативно-правовой базы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствие с современными условиями; обобщение и внедрение эффективного опыта деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Механизм реализации Программы Координацию работы по реализации Программы осуществляет Министерство социальной политики Чувашской Республики. Для координации работы будет создана рабочая группа из числа руководителей министерств, иных органов исполнительной власти Чувашской Республики, общественных организаций. Заказчиками подпрограмм являются: "Дети-инвалиды" - Министерство социальной политики Чувашской Республики "Дети-сироты" - Министерство образования Чувашской Республики "Планирование семьи" - Министерство здравоохранения Чувашской Республики "Одаренные дети" - Министерство образования Чувашской Республики "Профилактика безнад- - Министерство образования Чувашской зорности и правонаруше- Республики ний несовершеннолетних" Финансовое обеспечение Программы Общий объем ассигнований на финансирование Программы составляет 211,553 млн. рублей, в том числе из: федерального бюджета - 51,219 млн. рублей; республиканского бюджета - 22,954 млн. рублей; Чувашской Республики местных бюджетов - 6,930 млн. рублей; внебюджетных средств - 130,450 млн. рублей; Из них по подпрограммам: "Дети-инвалиды" - 19,024 млн. рублей; "Дети-сироты" - 20,356 млн. рублей; "Планирование семьи" - 4,455 млн. рублей; "Одаренные дети" - 2,392 млн. рублей; "Профилактика безнадзорности и - 165,326 млн. рублей; правонарушений несовершенно- летних" ПОДПРОГРАММА "ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ" Характеристика проблемы В Чувашской Республике, как и в целом по Российской Федерации, в последние годы увеличивается число детей-инвалидов. С 1996 года количество детей-инвалидов возросло на 54,2% и на 1 января 2001 г. их количество составило 6471. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, отсутствие возможности вести нормальный образ жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей. В ходе реализации республиканской программы "Дети Чувашии" на 1998-2000 годы удалось улучшить работу по профилактике детской инвалидности и организации лечения детей-инвалидов, расширить сеть учреждений, деятельность которых направлена на предупреждение детской инвалидности. На базе Республиканской медико-генетической консультации, Республиканской детской клинической больницы проводится массовый скрининг новорожденных на фенилкетонурию, врожденный гипотериоз, ауреногенитальный синдром и т.д. На базе Республиканской детской клинической больницы функционирует сурдологопедический центр. Создан республиканский постоянно действующий диагностический центр. В гг. Чебоксары и Новочебоксарске действуют медико-педагогические центры для помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов. Организована сеть консультационных пунктов. Созданы постоянно действующие психолого-медикопедагогические консультации на базе специальной школы для глухих и слабослышащих. При общеобразовательных школах открыты специальные классы компенсирующего обучения для испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. В республике функционируют 30 коррекционных дошкольных учреждений с контингентом 813 детей, обучаются на дому 265 детей-инвалидов. В профессиональных училищах N 11, 17, 23 организовано обучение инвалидов по специальностям столяр, портной, лозоплетение, станочник. Цивильская и Октябрьская школы-интернаты для слабослышащих детей обеспечены слуховыми аппаратами, вспомогательные школы-интернаты - автотранспортом. Завершается строительство банно-прачечного комплекса Цивильской школы-интерната, осуществлен капитальный ремонт Октябрьской школы-интерната. Ежегодно организуется оздоровление детей-инвалидов в загородных детских оздоровительных учреждениях, в том числе на базе республиканского детского психосоматического санатория "Алый парус", где преимущественно получают санаторное лечение дети с детским церебральным параличом и другими неврологическими заболеваниями. В системе социальной защиты населения социальная реабилитация детей-инвалидов проводится в муниципальном социальном учреждении "Чебоксарский городской центр реабилитации для лиц с дефектами умственного и физического развития", отделениях реабилитации детей-инвалидов в центрах социальной помощи семье и детям Ленинского и Калининского районов г. Чебоксары, центрах социального обслуживания населения гг. Канаша, Шумерли. Кроме того, на базе 5 лечебных учреждений функционируют отделения медико-социальной реабилитации для детей-инвалидов. За 1998-2000 годы значительно улучшено материальное обеспечение учреждений, занимающихся реабилитацией детей-инвалидов. В рамках выполнения федеральной целевой программы "Дети-инвалиды" социальным учреждениям реабилитации детей-инвалидов из федерального бюджета выделены реабилитационное оборудование и автотранспорт на сумму 1146,5 тыс. рублей. Несмотря на принимаемые меры по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышению качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей-инвалидов, остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, педагогических и медицинских вопросов. Мероприятия, предусмотренные в данной подпрограмме, обеспечат профилактику детской инвалидности, обучение и воспитание детей-инвалидов, дальнейшее развитие учреждений медико-социальной реабилитации, оснащение их специальным оборудованием, приспособлениями, облегчающими самообслуживание детей-инвалидов. Кроме того, в связи с изменением законодательства Российской Федерации о признании инвалидами детей в возрасте до 18 лет, увеличатся нагрузка, материальные и финансовые затраты на содержание реабилитационных учреждений всех типов. Цели и задачи подпрограммы "Дети-инвалиды" Целью подпрограммы "Дети-инвалиды" (далее - подпрограмма) является формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, их родителей, создание условий для независимой жизни. Подпрограмма предусматривает решение проблем детей-инвалидов, что позволит уменьшить степень риска рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями, детей-инвалидов с различными функциональными нарушениями, приводящими к инвалидности; снизить инвалидность у детей от хронических заболеваний; создать предпосылки к обеспечению равных возможностей для детей с отклонениями в развитии, включает комплекс мер, направленных на: усиление профилактической работы по предупреждению детской инвалидности; улучшение проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов; обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими их самообслуживание; укрепление материально-технической базы специальных учреждений для детей-инвалидов; обеспечение систематического повышения квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами. Основные направления реализации подпрограммы Основными направлениями подпрограммы являются: раннее выявление врожденных и наследственных заболеваний, нарушений слуха и зрения, центральной нервной системы; повышение уровня технической оснащенности реабилитационных учреждений для детей с умственными и физическими ограничениями; улучшение условий проживания, воспитания, развития и реабилитации детей-инвалидов; организация досуга детей-инвалидов. Оценка эффективности реализации подпрограммы Реализация мероприятий подпрограммы позволит: уменьшить случаи рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями и пороками развития, ведущими к инвалидности; повысить эффективность реабилитационных мероприятий; обеспечить детям-инвалидам доступ к образованию, спорту, культуре. Ожидаемые результаты - это: повышение качества оказываемых социально-реабилитационных услуг семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях и в учреждениях социального обслуживания семьи и детей; повышение квалификации сотрудников учреждений социального обслуживания семьи и детей по вопросам социальной реабилитации детей-инвалидов; обеспечение детей-инвалидов необходимыми вспомогательными техническими средствами; предоставление в полном объеме льгот и гарантий, предусмотренных существующими нормативными правовыми актами. Социальная значимость подпрограммы: государственная социальная поддержка детей-инвалидов; государственная поддержка социальных учреждений реабилитации детей-инвалидов; оздоровление детей-инвалидов. Перечень мероприятий подпрограммы "Дети-инвалиды" ------T---------------------------T-----------------T--------T------------T-----------------------------T--------------------------- N ¦ Мероприятия ¦ Исполнители ¦ Сроки ¦ Стои- ¦ в том числе: ¦ Источники финансирова- пп ¦ ¦ ¦ (годы) ¦ мость ¦ ¦ ния ¦ ¦ ¦ ¦ (тыс. руб- +---------T---------T---------+---------T---------T------- ¦ ¦ ¦ ¦ лей) ¦ 2001 г. ¦ 2002 г. ¦ 2003 г. ¦ феде- ¦ респуб- ¦ мест- ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦ ¦ ¦ ¦ ральный ¦ ликан- ¦ ные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджет ¦ ский ¦ бюд- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджет ¦ жеты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Чуваш- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Респуб- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лики ¦ ------+---------------------------+-----------------+--------+------------+---------+---------+---------+---------+---------+------- I. Профилактика детской инвалидности и организация лечения детей-инвалидов 1. Организация массового Минздрав Чу- 2001- 8514,9 2838,3 2838,3 2838,3 8514,9 - - скрининга новорожденных вашии 2003 на врожденный гипотери- оз, фенилкетонурию 2. Обеспечение детей-инва- Минздрав Чу- 2001- 709,5 90,5 293,0 326,0 709,5 - - лидов с фенилкетонурией вашии 2003 белковыми гидролизато- рами 3. Оздоровление детей- Минздрав Чу- 2001- 4410,0 1470,0 1470,0 1470,0 - 4410,0 - инвалидов в санаториях вашии, Мин- 2003 "Мать и дитя", загородных соцполитики детских оздоровительных Чувашии учреждениях 4. Организация консульта- Минздрав Чу- 2001- - - - - - - - тивных пунктов для роди- вашии, админи- 2003 телей, воспитывающих де- страции рай- тей-инвалидов, при город- онов и городов ских и районных поли- клиниках 5. Открытие специальных Минобразова- 2001- - - - - - - - классов компенсирующего ния Чувашии, 2003 обучения при общеобразо- администрации вательных школах для де- районов и горо- тей, испытывающих за- дов труднения в освоении об- щеобразовательных про- грамм 6. Организация конкурсов, Минкультуры 2001- 60,0 - 30,0 30,0 - 30,0 30,0 фестивалей самодеятель- Чувашии, Мин- 2003 ного творчества детей- образования инвалидов Чувашии, Мин- соцполитики Чувашии, ад- министрации районов и горо- дов 7. Организация республи- Минспорт Чу- 2001- 60,0 20,0 20,0 20,0 - 50,0 10,0 канского спортивного вашии, Мин- 2003 фестиваля соцполитики Чувашии, ад министрации районов и горо- дов 8. Установление квоты для ДФГСЗН по 2001- - - - - - - - приема на работу детей- Чувашской 2003 инвалидов - выпускников Республике, профессиональных учи- администрации лищ районов и горо- дов 11. Оснащение техническими средствами реабилитации и автотранспортом учреждений для детей с умственными и физическими отклонениями 1. Обеспечение автотранс- Минсоцполи- 2001- портом и реабилитаци- тики Чувашии 2003 онным оборудованием: Кугесьского детского до- 800,0 150,0 150,0 500,0 800,0 - - ма-интерната для умст- венно отсталых детей; муниципального соци- - " - 1000,0 200,0 300,0 500,0 1000,0 - - ального учреждения "Че- боксарский городской центр реабилитации для лиц с дефектами умст- венного и физического развития"; Цивильской школы- Минобразова- 2001- 120,0 120,0 - - - 120 - интерната для глухих де- ния Чувашии 2003 тей; Отделения реабилитации Минсоцполи- 2001- 350,0 130,0 120,0 100,0 350,0 - - детей-инвалидов центра тики Чувашии 2003 социальной помощи се- мье и детям администра- ции Калининского рай- она г. Чебоксары 111. Строительство и реконструкция учреждений 1. Цивильская школа- Минобразова- интернат для глухих де- ния Чувашии, тей: администрация капитальный ремонт Цивильского 2002 500,0 - 500,0 - - 500,0 - завершение строительст- района 2002- 1000,0 - 500,0 500,0 - 1000,0 - ва банно-прачечного 2003 комплекса 2. Организация оздоровле- Минсоцполити- 2001- 1500,0 500,0 500,0 500,0 1500,0 - - ния детей-инвалидов ки Чувашии 2003 ИТОГО 19024,4 5518,8 6721,3 6784,3 12874,4 6110,0 40,0 ПОДПРОГРАММА "ДЕТИ-СИРОТЫ" Обоснование разработки Необходимость разработки подпрограммы "Дети-сироты" (далее - подпрограмма) обусловлена продолжающимся ростом числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ухудшением условий проживания и воспитания детей-сирот в интернатных учреждениях, проблемами постинтернатной адаптации и жизнеустройства выпускников интернатных учреждений. Основными причинами, приводящими к социальному сиротству, являются нарушение функции семьи, асоциальный образ жизни, алкоголизм родителей, падение жизненного уровня населения и ухудшение условий содержания детей, нарастание психо-эмоциональных перегрузок родителей, напряженное психологическое состояние семьи. Необходимо продолжить работу по укреплению материально-технической базы интернатных учреждений и домов ребенка республики. Очевидна необходимость совершенствования содержания форм и методов работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Педагогическая работа с детьми-сиротами и социальными сиротами должна быть направлена на формирование основ личности воспитанников, их социальную адаптацию и готовность к активной жизнедеятельности в условиях современного общества. По состоянию на 1 января 2000 г. в семьях опекунов (попечителей) проживают 2340 детей, в школах-интернатах, детских домах, домах ребенка 1156 детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Сокращается количество граждан, желающих принять детей-сирот на воспитание. Так, в 1998 году в течение года переданы в семьи граждан (опека, попечительство, усыновление) 70 процентов детей из числа выявленных сирот, в 1999 году только 59 процентов детей, остальные устроены в интернатные учреждения. Преимущественной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека (90 процентов от общего числа детей, устроенных в семьи). В ходе реализации подпрограммы "Дети-сироты", разработанной на 1998-2000 годы, принят Закон Чувашской Республики "О социальных гарантиях приемной семье", который позволит ввести в республике новую семейную форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цели и задачи подпрограммы Цель подпрограммы заключается в создании условий для предупреждения социального сиротства, обеспечения государственной опеки, организации обучения и воспитания, медико-социальной реабилитации и адаптации детей-сирот, их подготовки к самостоятельной жизни. Подпрограмма предусматривает решение следующих задач: защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ослабление негативных последствий сиротства; создание условий для развития государственных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание в детских домах и школах-интернатах условий для воспитания полноценных граждан, здоровых физически и психически; укрепление материально-технической базы домов ребенка, детских домов, школ-интернатов; развитие семейных форм устройства детей-сирот. Ожидаемые результаты Данная подпрограмма обеспечивает развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшение физического и психического здоровья воспитанников школ-интернатов и детских домов, повышение эффективности их воспитания, обучения и социальной адаптации. Перечень мероприятий подпрограммы "Дети-сироты" ------T----------------------------T----------------T--------T----------T-------------------------------T------------------------------- N ¦ Мероприятия ¦ Исполнители ¦ Сроки ¦ Стои- ¦ в том числе ¦ Источники финансирова- пп ¦ ¦ ¦ (годы) ¦ мость ¦ ¦ ния ¦ ¦ ¦ ¦ (тыс. +----------T----------T---------+--------T----------T----------- ¦ ¦ ¦ ¦ рублей) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦ 2001 г. ¦ 2002 г. ¦ 2003 г. ¦ феде- ¦ респуб- ¦ местные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ раль- ¦ ликан- ¦ бюдже- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ный ¦ ский ¦ ты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюд- ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жет ¦ Чуваш- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Респуб- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лики ¦ ------+----------------------------+----------------+--------+----------+----------+----------+---------+--------+----------+----------- I. Укрепление материальной базы интернатных учреждений 1. Завершение строительства Минобразо- 2001- 7000,0 6000,0 1000,0 - 6000,0 1000,0 - учебного корпуса Кали- вания Чува- 2002 нинской вспомогательной шии школы-интерната 2. Осуществление капиталь- Минобразо- 2001- ного ремонта в школах- вания Чува- 2003 интернатах и детских до- шии мах: Канашская школа-интер- 2001- 1100,0 500,0 600,0 - 1100,0 - - нат 2002 Козловская школа-интер- 2002- 1000,0 - 600,0 400,0 - 1000,0 - нат 2003 Ибресинская школа- 2002 160,0 - 160,0 - - 160,0 - интернат Кугесьская школа-интер- 2003 700,0 - - 700,0 - 700,0 - нат Октябрьская школа- 2002- 1000,0 - 300,0 700,0 - 1000,0 - интернат 2003 Порецкая школа-интернат 2002- 1000,0 - 300,0 700,0 - 1000,0 - 2003 Цивильская школа- 2003 100,0 - - 100,0 - 100,0 - интернат для глухих детей Чувашский лицей- 2002- 1200,0 - 600,0 600,0 - 1200,0 - интернат 2003 Шумерлинский детский 2002 500,0 - 500,0 - - 500,0 - дом Шумерлинская школа- 2002 100,0 - 100,0 - - 100,0 - интернат Ядринский детский дом 2002 411,0 - 411,0 - - 411,0 - Ядринская гимназия- 2003 200,0 - - 200,0 - 200,0 - интернат Батыревская школа- 2002 200,0 - 200,0 - - 200,0 - интернат 3. Перевод котельной Ци- Минобразо- 2002 600,0 - 600,0 - - 600,0 - вильской вспомогательной вания Чува- школы-интерната с твер- шии дого топлива на газ 4. Обеспечение интернатных Минобразо- учреждений автомобиль- вания Чува- ным транспортом: шии Козловская школа-интер- 2001 120,0 120,0 - - 120,0 - - нат Канашская школа-интер- 2002 120,0 - 120,0 - - 120,0 - нат Алатырская школа-интер- 2003 120,0 - - 120,0 - 120,0 - нат 5. Обеспечение учреждений Минобразо- 2001- для детей-сирот и детей, вания Чува- 2003 оставшихся без попечения шии родителей, оборудовани- ем, инвентарем для разви- тия трудовых навыков, спортивных и художест- венных интересов и спо- собностей: компьютеры; 75,0 25,0 25,0 25,0 25,0 50,0 - набор слесарных и сто- 15,0 - 15,0 - 15,0 - - лярных инструментов для организации допрофес- сионального обучения; станки токарные и сле- 100,0 - 100,0 - 100,0 - - сарные; логопедические компь- 35,0 35,0 - - 35,0 - - ютерные тренажеры; сельскохозяйственные 1500,0 500,0 500,0 500,0 1500,0 - - машины 6. Оснащение медицинским Минобразо- 2001- 3000,0 1000,0 1000,0 1000,0 - 3000,0 - оборудованием вания Чува- 2003 шии 7. Развитие подсобных хо- Минобразо- 2001- в преде- в пре- в пре- в пре- - в преде- в преде- зяйств вания Чува- 2003 лах те- делах делах делах лах те- лах те- шии, адми- кущего текуще- теку- теку- кущего кущего нистрации финан- го фи- щего щего финан- финан- районов и го- сирова- нанси- финан- финан- сирова- сирова- родов ния рова- сиро- сиро- ния ния ния вания вания II. Обеспечение социальной адаптации детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей 1. Создание в интернатных Минобразо- 2001- - - - - - - - учреждениях разновозра- вания Чува- 2003 стных групп с сохранени- шии, админи- ем родственных отноше- страции рай- ний онов и городов 2. Введение должностей со- Минобразо- 2001- в преде- в пре- в преде- в пре- - - в преде- циального педагога и пси- вания Чува- 2003 лах те- делах лах те- делах лах теку- холога во всех школах- шии, адми- кущего текуще- кущего теку- щего фи- интернатах и детских до- нистрации финан- го фи- финан- щего нансиро- мах районов и го- сирова- нанси- сирова- финан- вания родов ния рова- ния сиро- ния вания 3. Развитие системы допол- Минобразо- 2001- -"- -"- -"- -"- - - -"- нительного образования в вания Чува- 2003 учреждениях для детей- шии, адми- сирот и детей, оставшихся нистрации без попечения родителей районов и го- родов 4. Внедрение инновацион- Минобразо- 2001- - - - - - - - ных подходов в работе с вания Чува- 2003 детьми-сиротами и деть- шии, Чуваш- ми, оставшимися без по- ский респуб- печения родителей ликанский институт об- разования, администра- ции районов и городов 5. Организация смотров- Минобразо- 2001- в преде- в пре- в пре- в пре- - в преде- в преде- конкурсов среди учрежде- вания Чува- 2003 лах те- делах делах делах лах те- лах теку- ний для детей-сирот и шии кущего текуще- текуще- теку- кущего щего фи- детей, оставшихся без по- финан- го фи- го фи- щего финан- нансиро- печения родителей сирова- нанси- нанси- финан- сирова- вания ния рова- рова- сиро- ния ния ния вания 6. Педагогические чтения по Минобразо- 2001- - - - - - - - проблемам обучения, вания Чува- 2003 воспитания и социальной шии адаптации детей-сирот 7. Создание системы трудо- Минобразо- 2001- - - - - - - - вой подготовки как осно- вания Чува- 2003 вы жизненного самоопре- шии, адми- деления: нистрации организация допрофес- районов и го- сиональной и профессио- родов нальной подготовки с учетом потребности рынка труда в республике; обучение экономиче- ским знаниям; квотирование рабочих мест на предприятиях для детей-сирот и детей, ос- тавшихся без попечения родителей 8. Принятие на учет лиц из администра- 2001- - - - - - - - числа сирот и оставшихся ции районов 2003 без попечения родителей и городов не имеющих жилья, за 1 год до окончания ими уч- реждений образования, предоставление жилья в соответствии с законода- тельством 9. Восстановление и сохра- Минобразо- 2001- в преде- в пре- в пре- в пре- - - в преде- нение здоровья воспитан- вания Чува- 2003 лах те- делах делах делах лах теку- ников: шии, Мин- кущего текуще- текуще- теку- щего фи- психолого-педагогичес- здрав Чува- финан- го фи- го фи- щего нансиро- кое и медико-физиологи- шии сирова- нанси- нанси- финан- вания ческое обследование уча- ния рова- рова- сиро- щихся; ния ния вания внедрение здоровьесбе- регающих технологий в жизнедеятельность учреж- дений; обеспечение лекарст- венными препаратами для оказания неотложной по- мощи и профилактики эндемического зоба; проведение С-витами- низации; организация индивиду- ального медико-педагоги- ческого сопровождения III. Предупреждение социального сиротства 1. Развитие форм семейного Минобразо- 2001- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- устройства детей-сирот и вания Чува- 2003 детей, оставшихся без по- шии, адми- печения родителей нистрации районов и го- родов 2. Оказание помощи граж- администра- 2001- -"- -"- -"- -"- - - -"- данам, принявшим детей- ции районов 2003 сирот на воспитание: и городов выплата пособий на со- держание подопечных детей; обеспечение бесплатно- го проезда на городском и пригородном транспорте; обеспечение доступно- сти дошкольных учрежде- ний для всех категорий граждан 3. Оказание материальной администра- 2001- -"- -"- -"- -"- - - -"- помощи приемным семь- ции районов 2003 ям и городов ИТОГО 20356,0 8180,0 7131,0 5045,0 8895,0 11461,0 - ПОДПРОГРАММА "ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ" Характеристика проблемы В настоящее время во всех лечебно-профилактических учреждениях Чувашской Республики открыты кабинеты планирования семьи, оснащенные необходимым оборудованием и методической литературой. Особую роль занимает республиканский центр планирования семьи и репродукции Министерства здравоохранения Чувашской Республики. В рамках подпрограммы "Планирование семьи" в 1998-2000 годах приобретены ультразвуковой аппарат "Алока-1100", гистероскопический набор, аудиовидеотехника. С целью правового обеспечения охраны материнства и детства разработаны три сертифицированные компьютерные программы, проводится компьютерный мониторинг вредных привычек среди детей и подростков. За время реализации программы подготовлено более 150 медицинских работников по вопросам консультирования семьи. Особое значение придавалось работе с семьями высокого медико-социального риска. Основной особенностью ситуации, характеризующей проблему планирования семьи в Чувашской Республике, как в целом по Российской Федерации, остается высокая распространенность абортов, оказывающих существенное влияние на состояние репродуктивного здоровья женщин, показатели материнской и младенческой смертности. Сложившаяся ситуация с высокой частотой искусственных абортов и невынашивания беременности отрицательно влияет на здоровье матери будущего ребенка, обусловливает необходимость пристального внимания к проблеме планирования семьи с позиции повышения ответственности к профилактике нежелательной беременности. Одним из важнейших разделов подпрограммы "Планирование семьи" (далее - подпрограмма) является охрана репродуктивного здоровья подростков и молодежи, так как состояние репродуктивной функции во многом определяется ее становлением в детстве и пубертатном периоде. Оздоровление девочек-подростков и юношей - будущих матерей и отцов является важнейшим условием сохранения репродуктивной функции, создания полноценной семьи. Среди юношей все чаще стали регистрироваться хронические простатиты. В результате этого наблюдается катастрофическое снижение фертильности мужчин. Сложившееся положение дел свидетельствуют о необходимости дальнейшего укрепления государственной службы планирования семьи, интеграции усилий медицинских и социальных работников органов образования, социальной защиты, средств массовой информации на охрану репродуктивного здоровья подростков и молодежи, половое воспитание несовершеннолетних. Цели и задачи подпрограммы Целями подпрограммы являются охрана репродуктивного здоровья, рождение только желанных и здоровых детей, снижение числа абортов и материнской смертности. Подпрограмма предусматривает решение следующих задач: развитие и укрепление службы планирования семьи в республике; совершенствование информационной системы, обеспечение населения современными знаниями в вопросах охраны репродуктивного здоровья, сексуального и репродуктивного поведения, использование современных средств контрацепции; внедрение современной системы подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни, нравственного воспитания, консультирования по вопросим профилактики заболеваний, передаваемых половым путем, формирование сексуальной культуры общества и единой системе санитарно-гигиенического воспитания населения; создание эффективной системы подготовки специалистов в области планирования семьи, разработка и внедрение стандартов обучения; обеспечение потребности населения в различных средствах и методах контрацепции, совершенствование медицинской технологии планирования семьи и безопасного аборта. Основные направления реализации подпрограммы Реализация подпрограммы предусматривается в четырех направлениях: 1. Организация службы планирования семьи. Предусматриваются мероприятия но дальнейшему оснащению кабине ток планирования семьи в районах и городах, открытие республиканскою подросткового центра, развитие детско-подростковой андрологии. 2. Подготовка и повышение квалификации кадров. Предусматривается методическое обеспечение системы подготовки медицинских и социальных работников но вопросам планирования семьи. 3. Информационная работа с населением. Предполагается разработка методической литературы, плакатов по вопросам ценности семьи, воспитания здорового образа жизни. 4. Приобретение средств для безопасного аборта и контрацепции. Предусматривается приобретение средств контрацепции для бесплатного обеспечения женщин из групп высокого медико-социального риска. Основные этапы реализации подпрограммы Предусмотрена поэтапная реализация подпрограммы: 1 этан. Разработка образовательных программ для подростков но вопросам полового и сексуального поведения, культуры семейных отношений, но вопросам сохранения репродуктивного здоровья. 2 этан. Обучение специалистов службы планирования семьи, которые должны проводить в широкие массы образовательные знания. 3 этап. Внедрение образовательных программ в общеобразовательные программы школ, средних специальных учебных заведений, высших учебных заведений. Практическое чтение лекций, проведение семинарских занятий с подростками, молодежью, с взрослым населением. Обучение педагогов высших и специальных учебных заведений, учителей школ для более широкого охвата населения знаниями. 4 этап. Разработка, издание, широкое тиражирование и распространение методической литературы по вопросам охраны репродуктивного здоровья 5 этан. Широкое распространение современных средств контрацепции среди подростков и молодежи бесплатно или по льготной цене. Оценка эффективности реализации подпрограммы Основными показателями эффективности реализации подпрограммы являются: повышение качества репродуктивного здоровья молодой семьи; снижение числа разводов по причине бесплодного брака; снижение уровня заболеваемости среди женщин репродуктивного возраста; снижение показателей материнской и младенческой смертности, числа абортов; повышение качества здоровья подрастающего поколения. Перечень мероприятий программы "Планирование семьи" ---------T---------------------------T---------------T-----------T-----------T-------------------------------T------------------------------ N ¦ Мероприятия ¦ Исполнители ¦ Сроки ¦ Стои- ¦ в том числе: ¦ Источники финансирования пп ¦ ¦ ¦ (годы) ¦ мость +----------T----------T---------+---------T--------T----------- ¦ ¦ ¦ ¦ (тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рублей) ¦ 2001 г. ¦ 2002 г. ¦ 2003 г. ¦ ФОМС ¦ рес- ¦ местные ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦ ¦ ¦ ¦ Чуваш- ¦ публи- ¦ бюдже- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ской ¦ кан- ¦ ты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Респуб- ¦ ский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лики ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Чуваш- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Рес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ публи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ки ¦ ---------+---------------------------+---------------+-----------+-----------+----------+----------+---------+---------+--------+----------- I. Организация службы планирования семьи 1. Открытие и оснащение Минздрав Чу- 2002 500,0 - 500,0 - - 500,0 - республиканского подро- вашии сткового центра 2. Оснащение оборудова- администра- 2001- 1500,0 500,0 500,0 500,0 - - 1500,0 нием кабинетов плани- ции районов и 2003 рования семьи городов 3. Создание учебно- Минздрав Чу- 2001 в преде- в преде- - - - в пре- - методического центра по вашии, Мин- лах те- лах те- делах подготовке семьи к рож- культуры Чу- кущего кушего теку- дению здорового ребенка вашии, Гос- финан- финан- щего коммолодежи сирова- сирова- фи- Чувашии ния ния нанси- рова- ния 4. Внедрение единых про- Минздрав Чу- 2001- -"- -"- -"- -"- - -"- - токолов наблюдения и вашии, адми- 2003 лечения мальчиков и нистрации юношей с врожденными районов и го- и приобретенными фор- родов ми заболеваний репро- дуктивной системы 5. Проведение медико- Минздрав Чу- 2001- -"- -"- -"- -"- - -"- - социальных исследова- вашии 2003 ний по репродуктивному поведению различных групп на селения II. Подготовка и повышение квалификации кадров 1. Создание и внедрение Минздрав Чу- 2001-2003 45,0 15,0 15,0 15,0 - 45,0 в преде- учебных программ для вашии, адми- лах те- детско-подростковой сети нистрации кущего учреждений здравоохра- районов и го- финан- нения родов сирова- ния 2. Повышение квалифика- Минздрав Чу- 2001-2003 140,0 40,0 50,0 50,0 - 140,0 - ции врачей ГУЗ "Респу- вашии" ликанский центр плани- рования семьи и репро- дукции" 3. Проведение ежегодных Минздрав Чу- 2001-2003 в преде- в пре- в пре- в пре- - в пре- -"- научно-практических вашии, Ми- лах теку- делах- делах делах делах конференций для педаго- нобразования щего фи- теку- текуще- теку- теку- гических, социальных, Чувашии, нансиро- щего- го щего щего медицинских работников Минсоцполи- вания фина- финанси- финан- финан- по вопросам охраны ре- тики Чувашии, нсиро- рования сиро- сиро- продуктивного поведения администра- вания вания вания различных слоев населе- ции районов и ния городов и III. Информационная работа с общественностью и населением 1. Организация видеолекто- Минздрав Чу- 2002 20,0 - 20,0 - - 20,0 - рия для подростков и их вашии родителей по вопросам культуры семейных от- ношений и медико-гене- тического консультиро- вания IV. Приобретение средств для безопасного аборта и контрацепции 1. Приобретение контра- администра- 2001-2003 1200,0 400,0 400,0 400,0 300,0 - 900,0 цептивов для женщин из ции районов и группы высокого медико- городов, социального риска ФОМС Чу- вашской Рес- публики 2. Приобретение средств ФОМС Чу- 2001-2003 1050,0 350,0 350,0 350,0 150,0 300,0 600,0 для безопасного аборта вашской Рес- публики, ад- министрации районов и го- родов ИТОГО 4455,0 1305,0 1835,0 1315,0 450,0 1005,0 3000,0 ПОДПРОГРАММА "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" Характеристика проблемы Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач. В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации. В республике за последние годы сложилась определенная система работы с одаренными детьми (различного рода олимпиады, конкурсы, турниры, научные общества учащихся, конференции, выставки), а также созданы определенные условия для личностно-ориентированного образования. В ходе реализации предыдущей подпрограммы "Одаренные дети" в республике расширилась сеть школ, обеспечивающих учащимся выбор направлений обучения соразмерно их способностям и интересам. По состоянию на 1 января 2001 г. функционируют 21 гимназия, 12 лицеев, 45 общеобразовательных школ с лицейскими и профильными классами, 55 - с классами углубленного изучения отдельных предметов. Всеми видами дифференцированного обучения по общеобразовательным программам охвачены 18,3 процента учащихся, дополнительного образования - 26,4 процента. В основном учащиеся указанных учреждений образования являются дипломантами Всероссийских предметных олимпиад школьников, лауреатами всероссийских и международных конкурсов в разных областях. За последние два года создана система стимулирования одаренных детей. В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 23 августа 1999 г. N 59 для одаренных учащихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования Чувашской Республики учреждены 25 именных стипендий Президента Чувашской Республики, в том числе 10 - для сельских и 10 - для городских школьников, 5 - для музыкальных, художественных школ и школ искусств Министерства культуры и по делам национальностей Чувашской Республики. Вместе с тем в республике не решен вопрос целенаправленной подготовки кадров для работы с одаренными детьми, в том числе по видам одаренности. Существующая материально-техническая и учебно-методическая база не позволяет в полной мере создавать условия для удовлетворения познавательных потребностей одаренных, развития их потенциальных возможностей, подготовки к самореализации и т. д. Работа с одаренными детьми это непрерывный процесс, требующий постоянного совершенствования, внимания и поддержки со стороны органов исполнительной власти. Цели и задачи подпрограммы "Одаренные дети" Целью подпрограммы "Одаренные дети" (далее - подпрограмма) является дальнейшее совершенствование системы работы с одаренными детьми, условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства. Подпрограмма предусматривает решение следующих задач: создание оптимальных условий и дальнейшее совершенствование существующей системы для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей; подготовка педагогических кадров и научно-методическое обеспечение работы с одаренными детьми; проведение республиканских мероприятий, способствующих выявлению и развитию одаренных детей; организация поисково-экспериментальной работы учреждений образования. Основные направления реализации подпрограммы Научно-экспериментальная работа: Разработка и реализация экспериментальных программ и проектов по работе с одаренными детьми; проведение теоретических семинаров, научно-практических конференций по проблемам одаренности и практической деятельности в этой области; подготовка и переподготовка педагогических кадров для работы с одаренными детьми; расширение сети инновационных школ и учреждений дополнительного образования, реализующих экспериментальные программы; участие детей в различных исследовательских проектах, научных конференциях юных исследователей. Издание сборников детских творческих, исследовательских работ; стимулирование одаренных учащихся (присуждение государственных премий, стипендий) за высокие достижения в учебной, творческой, исследовательской деятельности. Мероприятия с одаренными детьми: Проведение предметных олимпиад, фестивалей, конкурсов детского художественного, литературного творчества, спортивных игр; создание условий для участия одаренных детей в различных состязательных мероприятиях республиканского, всероссийского и международного уровня. Ожидаемые результаты Реализация подпрограммы позволит: усовершенствовать существующую систему работы с одаренными учащимися, в том числе республиканский банк данных; создать систему подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми (с учетом видов одаренности); расширить сеть и укрепить материально-техническую, учебно-методическую базу образовательных учреждений муниципального и республиканского уровней. Перечень мероприятий по реализации подпрограммы "Одаренные дети" ------T----------------------------T---------------T-----------T---------T-----------------------------T------------------------------ N ¦ Мероприятия ¦ Исполнители ¦ Сроки ¦ Стои- ¦ в том числе: ¦ Источник финансирования пп ¦ ¦ ¦ (годы) ¦ мость +---------T---------T---------+---------T-----------T-------- ¦ ¦ ¦ ¦ (тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рублей) ¦ 2001 г. ¦ 2002 г. ¦ 2003 г. ¦ феде- ¦ республи- ¦ мест- ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦ ¦ ¦ ¦ ральный ¦ канский ¦ ные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджет ¦ бюджет ¦ бюдже- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Чуваш- ¦ ты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ской Рес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ публики ¦ ------+----------------------------+---------------+-----------+---------+---------+---------+---------+---------+-----------+-------- I. Научно-экспериментальная работа 1. Создание системы подго- Минобразова- 2001-2003 45,0 5,0 25,0 15,0 - 15,0 30,0 товки педагогических кад- ния Чувашии, ров по работе с одарен- Госкоммоло- ными детьми: дежи Чувашии курсовая подготовка учителей, теоретические и про- блемные семинары по во- просам работы с одарен- ными учащимися, научно-практические конференции 2. Участие инновационных Минобразова- 2001-2003 50,0 10,0 20,0 20,0 - 30,0 20,0 общеобразовательных уч- ния Чувашии, реждений во всероссий- администра- ском конкурсе на статус ции районов и федеральной эксперимен- городов тальной площадки (ФЭП) 3. Реализация эксперимен- Минкультуры 2001-2003 1,2 0,3 0,45 0,45 - 0,6 0,6 тальных программ по ра- Чувашии, Ми- боте с одаренными уча- нобразования щимися Чувашии, ад- Реализация эксперимен- министрации тальных образовательных районов и го- программ Чебоксарского родов музыкального лицея им. С.Максимова по музы- кальным спецпредметам для одаренных детей 4. Целевая поддержка обра- Минобразова- 2001-2003 240,0 80,0 80,0 80,0 - 120,0 120,0 зовательных учреждений, ния Чувашии, отрабатывающих методику Минкультуры формирования и развития Чувашии, ад- одаренных учащихся, в министрации том числе общеобразова- районов и го- тельных: лицей N 1, сред- родов няя школа N 59 г. Чебок- сары, гимназия N 8 г. Шумерли, гимназия N 6 г. Алатыря, Ядрин- ская национальная гимна- зия-интернат, Чувашский национальный лицей- 30,0 10,0 10,0 10,0 - 30,0 - интернат им. Г.Лебедева и Чебоксарский музыкаль- ный лицей им. С.Мак- симова 5. Вовлечение одаренных Минобразова- 2001-2003 3,0 1,0 1,0 1,0 - 1,5 1,5 учащихся в исследователь- ния Чувашии, скую деятельность, в меж- Минкультуры дународные исследова- Чувашии, ад- тельские проекты министрации районов и го- родов 6. Вовлечение одаренных Минобразова- 2001-2003 3,0 1,0 1,0 1,0 - 1,5 1,5 учащихся в раннее ния Чувашии, литературное, художест- Минкультуры венное творчество. Пуб- Чувашии, Гос- ликация творческих и ис- компечать Чу- следовательских работ вашии, адми- одаренных детей в рес- нистрации публиканских журналах и районов и го- других печатных изданиях родов 7. Целевая поддержка ода- Минобразова- 2001-2003 119,6 39,6 40,0 40,0 - 119,6 - ренных учащихся в виде ния Чувашии, именных стипендий Пре- Минкультуры зидента Чувашской Рес- Чувашии, публики Минфин Чу- вашии II. Мероприятия с участием одаренных детей 1. Республиканские пред- Минобразова- 2001-2003 600,0 200,0 200,0 200,0 - 300,0 300,0 метные олимпиады, кон- ния Чувашии, курсы, турниры администра- ции районов и городов Участие во всероссийских Минобразова- 2001-2003 65,0 21,0 22,0 22,0 - 25,0 40,0 предметных олимпиадах и ния Чувашии, конкурсах администра- ции районов и городов 2. Республиканская научная Минобразова- 2001-2003 65,0 21,0 22,0 22,0 - 25,0 40,0 конференция юных ис- ния Чувашии, следователей "Шаг в бу- администра- дущее" ции районов и Участие во Всероссийской городов 45,0 15,0 15,0 15,0 - 20,0 25,0 конференции "Шаг в бу- дущее" 3. Республиканские конкур- Минобразова- 2003 30,0 - - 30,0 - 30,0 - сы художественного твор- ния Чувашии, чества: Госкоммоло- "Цветы Чувашии", дежи Чувашии, Минкультуры - "Юные виртуозы" Чувашии 2002 25,0 5,0 20,0 25,0 - 4. Республиканский фести- Минобразова- 2002 20,0 - 20,0 - - 20,0 - валь детского фольклора ния Чувашии, " Перепелочка" Госкоммолоде- жи Чувашии, 20,0 - 20,0 - - 20,0 - Минкультуры Чувашии 5. Республиканский фести- Минобразова- 2003 15,0 - - 15,0 - 15,0 - валь детских, молодежных ния Чувашии, театральных коллективов Минкультуры Чувашии, Гос- коммолодежи Чувашии 6. Республиканский фести- Минобразова- 2002 15,0 - 15,0 - - 15,0 - валь детской поэзии "Ко- ния Чувашии, стры Сеспеля" Госкоммоло- дежи Чувашии, Минкультуры 5,0 - 5,0 - - 5,0 - Чувашии 7. Участие одаренных детей Минобразова- 2001- 150,0 50,0 50,0 50,0 - 50,0 100,0 во всероссийских и меж- ния Чувашии, 2003 дународных жанровых Госкоммоло- фестивалях и конкурсах, дежи Чувашии, 60,0 20,0 20,0 20,0 60,0 - в Дельфийских играх Минкультуры Чувашии 8. Организация мастер-клас- Минкультуры 2001- 30,0 10,0 10,0 10,0 - 30,0 - сов для художественно и Чувашии, 2003 творчески одаренных де- Минфин Чу- тей вашии 9. Организация профильных Минобразова- 2001- 500,0 100,0 200,0 200,0 - 500,0 - лагерей для учащихся по ния Чувашии, 2003 видам одаренности, в ча- Госкоммоло- стности, интеллектуальной дежи Чувашии, и лидерской Минфин Чу- вашии ИТОГО 2391,8 662,9 859,45 869,45 - 1593,2 798,6 ПОДПРОГРАММА "ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" Обоснование разработки Ухудшение социально-экономического положения семей остро отразилось на положении детей, привело к росту безнадзорности, преступности и правонарушений несовершеннолетних. По данным Министерства внутренних дел Чувашской Республики в органах внутренних дел состоят на учете 2932 несовершеннолетних правонарушителя. На уровень безнадзорности детей и подростков все большее влияние оказывают семейное неблагополучие, разрушение нравственных и моральных семейных устоев. На учете в органах внутренних дел состоят 886 неблагополучных семей, подготовлен и направлен в суд 231 иск о лишении родительских прав, половина из них удовлетворены судами. Тревожными остаются темпы роста правонарушений среди несовершеннолетних, рецидивной преступности. Система работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений не дает должного положительного эффекта. Сложной остается оперативная обстановка на улицах и в других общественных местах. Криминальную напряженность усиливают нарастающие в подростковой среде темпы распространения алкоголизма и наркомании. Не всегда отвечает современным требованиям нормативно-правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации. Существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений зачастую действуют разрозненно и неэффективно. Все это дает основание считать положение дел с детской безнадзорностью и преступностью угрожающим безопасности личности, обществу и государству. Тем не менее, возможности для реализации системы мер целевого воздействия на детскую преступность и установления контроля над развитием системы профилактических мероприятий, расширения реабилитационного пространства в республике имеются. В настоящее время накапливается опыт работы межведомственного взаимодействия по борьбе с преступностью в новых социально-экономических условиях. В последние годы в решении этих вопросов наметились определенные положительные тенденции. Активно идет поиск новых форм организации воспитательной работы, совершенствования дополнительного образования детей на основе формирования в каждом селе, городе единого воспитательного пространства. Реализация республиканской программы "Дети Чувашии" с подпрограммой "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 1998-2000 годах позволила несколько уменьшить остроту проблем детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В системе социальной защиты населения увеличилось количество специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. По состоянию на 1 января 2001 г. в республике функционирует 11 таких учреждений. В результате реализации программы эти учреждения были обеспечены автотранспортом, медицинским, бытовым, реабилитационным оборудованием, компьютерной техникой. Однако незавершенность формирования и оснащения сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилитационную работу снижают эффективность предпринимаемых действий и свидетельствуют о необходимости продолжения начатой работы по решению проблем детской безнадзорности программно-целевым методом. Цели и задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - подпрограмма) ставит следующие цели: реализация мер по повышению эффективности функционирования и координации деятельности всех субъектов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создание единого реабилитационного пространства; удержание контроля над криминогенной ситуацией в детской и подростковой среде, снижение темпов роста преступности; вовлечение в этот процесс органов управления, общественных объединений, которые могут оказать профилактическое воздействие на факторы, обусловливающие совершение преступлений и иных правонарушений; создание на местах условий для социальной, психолого-педагогической, медицинской, правовой поддержки и реабилитации детей и подростков, в том числе детей с девиантным поведением и имеющих аномалии в психическом развитии; приведение нормативно-правовой базы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствие с современными требованиями; обобщение и внедрение эффективного опыта деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; дальнейшее развитие специализированных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укрепление их материально-технической базы; переподготовка и повышение квалификации специалистов по социальной работе, коррекционно-развивающей педагогике и психологии, наркологов. Подпрограмма рассчитана на 2001-2003 годы и будет реализовываться в 2 этапа: 1 этап: 2001 год 2 этап: 2002-2003 годы. Основные направления реализации подпрограммы Основными направлениями реализации подпрограммы являются: совершенствование нормативно-правовой базы. Предусматривается разработка нормативно правовых актов, направленных на правовую поддержку несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Предполагается осуществить разработку и реализацию комплекса мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации и адаптации в обществе, решению вопросов занятости несовершеннолетних, организации их содержательного досуга. Основой профилактической и реабилитационной работы с детьми и подростками группы социального риска должны стать индивидуальные программы, предупреждающие асоциальное поведение детей и подростков; создание и укрепление материально-технической базы учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений, их социальной реабилитации. Предусматривается оснащение учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимым медицинским и бытовым оборудованием, организация культурно-массовых мероприятий, проведение вместе с детьми сельскохозяйственных работ в подсобных хозяйствах и другое с целью создания необходимых условий для обеспечения профилактической программы. Ресурсное обеспечение подпрограммы Основную часть мероприятий подпрограммы предусмотрено реализовать за счет средств текущего бюджетного финансирования основной деятельности исполнителей мероприятий. Объемы финансирования подлежат уточнению при формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующий год. Организация управления подпрограммой и контроль за ходом ее реализации Общий контроль за выполнением подпрограммы осуществляется Министерством социальной политики Чувашской Республики, которое ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей. По его запросам министерства, иные органы исполнительной власти Чувашской Республики, организации и учреждения, ответственные за выполнение мероприятий, представляют отчеты о результатах работы по реализации подпрограммы для представления в Кабинет Министров Чувашской Республики. Ожидаемый результат реализации подпрограммы Предполагается, что в результате реализации мероприятий подпрограммы наметится тенденция к улучшению криминальной ситуации, снизятся темпы роста числа преступлений среди несовершеннолетних, преступлений, связанных с наркотиками, доля рецидивных преступлений, количество безнадзорных и беспризорных детей и подростков; будут созданы условия, обеспечивающие защиту прав и законных интересов детей и подростков. Перечень мероприятий подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" ------T------------------------------T---------------T----------T----------T-----------------------------T---------------------------------- N ¦ Наименование мероприятия ¦ Исполнители ¦ Сроки ¦ Стои- ¦ в том числе: ¦ Источники финансирования пп ¦ ¦ ¦ (годы) ¦ мость +---------T---------T---------+-----------T-----------T---------- ¦ ¦ ¦ ¦ (тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рублей) ¦ 2001 г. ¦ 2002 г. ¦ 2003 г. ¦ феде- ¦ респуб- ¦ местные ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦ ¦ ¦ ¦ ральный ¦ ликан- ¦ бюдже- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджет ¦ ский ¦ ты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Чуваш- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Респуб- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лики ¦ ------+------------------------------+---------------+----------+----------+---------+---------+---------+-----------+-----------+---------- I. Совершенствование нормативно-правовой базы 1. Разработка механизма фи- Минсоцпо- 2001 - - - - - - - нансирования деятельности, литики Чу- связанной с перевозкой не- вашии, Мин- совершеннолетних, само- образования вольно ушедших из семей, Чувашии, детских домов, школ- Минфин Чу- интернатов, и иных детских вашии учреждений на территории Чувашской Республики II. Общая и специальная профилактика 1. Создание профильных лаге- администра- 2001- 1600,0 500,0 540,0 560,0 - 115,0 1485,0 рей для несовершеннолет- ции районов и 2003 них с девиантным поведени- городов, ем Госкоммоло- дежи Чува- шии, Миноб- разования Чу- вашии 2. Проведение республикан- МВД Чува- 2001- - - - - - - - ской операции "Подросток" шии, Миноб- 2003 разования Чу- вашии, Гос- коммолодежи Чувашии 3. Включение подростков, со- Госкоммоло- 2001- - - - - - - - стоящих на учете в подраз- дежи Чува- 2003 делениях по делам несовер- шии, МВД шеннолетних, в состав сту- Чувашии, Ми- денческих строительных от- нобразования рядов Чувашии 4. Работа "телефона доверия" Минобразова- 2001- 3,6 1,2 1,2 1,2 - - 3,6 на базе республиканского ния Чувашии 2003 коррекционно-диагности- ческого центра 5. Республиканский конкурс Госкоммоло- 2001- 90,0 30,0 30,0 30,0 - 90,0 - детских, подростковых клу- дежи Чува- 2003 бов по месту жительства шии, Миноб- разования Чу- вашии, Мин- спорт Чува- шии 6. Создание цикла радио- и ГТРК "Чува- 2001- в преде- в пре- в пре- в пре- - в преде- - телепередач по вопросам шия" 2003 лах те- делах делах делах лах те- безнадзорности и правона- кущего теку- теку- текуще- кущего рушений несовершеннолет- финан- щего щего го фи- финан- них сирова- финан- финан- нанси- сирова- ния сиро- сиро- рования ния вания вания 7. Проведение республикан- Госкоммоло- 2001- 325,0 105,0 110,0 110,0 - 45,0 280,0 ских конкурсов на лучшую дежи Чува- 2003 программу по организации шии, Миноб- занятости, оздоровления де- разования Чу- тей, подростков, состоящих вашии на учете в подразделениях по делам несовершеннолет- них 8. Организация летнего труда Минобразова- 2001- 155000,0 36000,0 49000,0 70000,0 25000,0 - 130000,0 и отдыха детей, подростков, ния Чувашии, 2003 (средст- молодежи Минспорт Чу- ва из вашии, Мин- внебюд- культуры жетных Чувашии, источ- Минсоцполи- ников) тики Чувашии, ФСС Чуваш- ской Респуб- лики 9. Организация рабочих мест администра- 2001- - - - - - - - для несовершеннолетних, ции районов 2003 изъявивших желание рабо- и городов тать в свободное от учебы время; предоставление льгот учреждениям, предприяти- ям, их организующим III. Государственная поддержка развития учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений 1. Создание центров психоло- администра- 2001- 300,0 100,0 100,0 100,0 - - 300,0 го-педагогической помощи ции районов 2003 детям и городов 2. Расширение сети учрежде- администра- 2001- - - - - - - - ний дополнительного обра- ции районов 2003 зования, функционирующих и городов по месту жительства (подро- стковых клубов спортивно- технической, патриотиче- ской направленности) 3. Развитие учебно-матери- администра- 2001- 600,0 200,0 200,0 200,0 - - 600,0 альной базы дополнительно- ции районов 2003 го образования детей (при- и городов обретение инвентаря, обору- дования, материалов) 4. Открытие социальных учре- Минсоцпо- ждений помощи семье и де- литики Чува- тям: шии, адми- социально-реабилитаци- нистрации 2002 300,0 - 300,0 - - 150,0 150,0 онного центра для несовер- районов и шеннолетних Марпосадско- городов го района; центра социальной реа- 2002 552,1 152,1 400,0 - - 400,0 152,1 билитации несовершенно- летних Ядринского района; центра социальной реа- 2002 150,0 50,0 100,0 - - 100,0 50,0 билитации несовершенно- летних Козловского района; центра социальной по- 2002 100,0 - 100,0 - - 100,0 - мощи семье и детям Крас- ночетайского района; отделения психолого- 2003 50,0 - - 50,0 - 50,0 - педагогической помощи се- мье и детям при центре со- циальной защиты населения Цивильского района 5. Расширение базы центра администра- 2002 200,0 - 200,0 - - 150,0 50,0 социальной реабилитации ция Урмар- несовершеннолетних Урмар- ского района ского района 6. Расширение стационарных администра- 2002- 450,0 - 200,0 250,0 - 450,0 - мест центра социальной по- ция Кали- 2003 мощи семье и детям Кали- нинского нинского района г. Чебокса- района г. Че- ры боксары 7. Открытие и функциониро- Минсоцпо- 2003 150,0 - - 150,0 - 100,0 50,0 вание "телефона доверия" литики Чу- центра социальной помощи вашии, ад- семье и детям г. Новочебок- министрация сарска г. Новоче- боксарска 8. Обеспечение автотранспор- Минсоцпо- 2001- 4000,0 1000,0 1500,0 1500,0 4000,0 - - том, компьютерным и литики Чу- 2003 другим реабилитационным и вашии, ад- медицинским оборудовани- министрации ем учреждений социального районов и обслуживания семье и де- городов тям 9. Организация детских, под- администра- 2001- 340,0 110,0 115,0 115,0 - 60,0 280,0 ростковых общественных ции районов 2003 объединений патриотиче- и городов, ской, правоохранительной Госкоммоло- направленности; развитие дежи Чува- существующих обществен- шии, Миноб- ных объединений (юнармей- разования ского движения, движения Чувашии. юных пожарных, инспекто- МВД Чува- ров движения, экологов, ту- шии ристов, и т.д). Обеспечение их государственной под- держкой 10. Проведение смотров- МВД Чува- 2001- 360,0 120,0 120,0 120,0 - 360,0 - конкурсов отделов внутрен- шии 2003 них дел на лучшую поста- новку работы по профилак- тике правонарушений не- совершеннолетних 11. Осуществление шефства МВД Чува- 2001- - - - - - - - курсантов Чебоксарского шии, Миноб- 2003 филиала Московского юри- разования дического института над Чувашии воспитанниками специаль- ной общеобразовательной школы для детей с девиант- ным поведением 12. Осуществление шефства во- Военкомат 2001- - - - - - - - еннослужащих гарнизонов, Чувашской 2003 частей, расположенных на Республики, территории республики, над Минобразо- учащимися специальных вания Чува- общеобразовательных школ шии 13. Организация конкурсов на Госкоммоло- 2001- в преде- - - - - - - лучшее общественное объе- дежи Чува- 2003 лах те- динение шии, Миноб- кущего разования финан- Чувашии сирова- ния III. Повышение квалификации кадров, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений 1. Обучение педагогов, прохо- Минобразо- 2001- - - - - - - - дящих курсовую переподго- вания Чува- 2003 товку в Республиканском шии, МВД институте образования, по Чувашии, работе с детьми, подростка- администра- ми, состоящими на учете в ции районов подразделениях по делам и городов несовершеннолетних 2. Организация курсов повы- КДН* при 2001- 30,0 10,0 10,0 10,0 - 30,0 - шения квалификации спе- Кабинете 2003 циалистов комиссий по де- Министров лам несовершеннолетних Чувашской администраций городов и Республики районов 3. Усиление роли семьи в вос- Минобразо- 2001- 170,0 55,0 55,0 60,0 - 30,0 140,0 питании детей. Проведение вания Чува- 2003 диспутов, конкурсов с роди- шии телями и детьми *КДН - комиссия по делам несовершеннолетних 4. Проведение семинаров, со- КДН при 2001- - - - - - - - вещаний с организаторами Кабинете 2003 воспитания (заместителями Министров директоров по воспитатель- Чувашской ной работе, педагогами до- Республики, полнительного образования, Минобразо- педагогами-организаторами, вания Чува- социальными педагогами, шии, МВД старшими вожатыми и др.) Чуваши по вопросам совершенство- вания работы с детьми, под- ростками "группы риска" 5. Проведение республикан- Минобразо- 2001- 10,0 10,0 - - - 10,0 - ской конференции по про- вания Чува- 2003 блемам формирования уста- шии новок толерантного созна- ния 6. Организация конкурсов КДН при 2001- 30,0 10,0 10,0 10,0 - 30,0 - профессионального мастер- Кабинете 2003 ства специалистов, рабо- Министров тающих в учреждениях со- Чувашской циальной реабилитации не- Республики, совершеннолетних Минсоцпо- литики Чу- вашии 7. Организация конкурсов на Минобразо- 2001- 15,0 5,0 5,0 5,0 - 15,0 - лучший сценарий внеклас- вания Чува- 2003 сного мероприятия с деть- шии ми, подростками 8. Организация конкурсов на Минобразо- 2001- 25,0 7,0 8,0 10,0 - 25,0 - лучшего педагога, организа- вания Чува- 2003 тора воспитательной работы шии, Гос- с детьми (заместителей коммолодежи директоров по воспитатель- Чувашии ной работе, педагогов дополнительного образова- ния, социальных педагогов, старших вожатых и т. д.) IV. Мероприятия, направленные на предупреждение безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних Проведение республикан- Минобразо- ских мероприятий для детей, вания Чува- подростков: шии, Мин- а) фестивалей: культуры Чу- театральных коллективов вашии, 2003 15,0 - - 15,0 - 15,0 - "Любовь моя, театр", Минспорт патриотической песни Чувашии, 2001- 25,0 7,0 8,0 10,0 - 25,0 - Госкоммоло- 2003 дежи Чува- шии, МВД Чувашии, Военкомат Чувашской Республики б) соревнований, спартакиад 2001- в преде- в пре- в пре- в пре- в преде- - среди школьников и детей- 2003 лах те- делах делах делах - лах теку- сирот, учащихся профессио- кущего теку- теку- теку- щего фи- нальных училищ; финан- щего щего щего нансиро- сирова- финан- финан- финан- вания ния сиро- сиро- сиро- вания вания вания в) слетов детских, подрост- 2001- 180,0 60,0 60,0 60,0 - 180,0 - ковых общественных объе- 2003 динений: юных инспекторов движения, туристов, эколо- гов и т. д.; г) соревнований по пожар- 2001- 45,0 15,0 15,0 15,0 - 45,0 - но-прикладному спорту; 2003 д) юнармейских игр "Зарни- 2001- 150,0 50,0 50,0 50,0 - 150,0 ца", "Орленок"; 2003 е) соревнований по спор- 2001- - - - - - - тивно-техническим видам 2003 (мото, багги, картинг, судо- авиамоделирование и др.); ж) баскетболу, волейболу, 2001- - - - - - - - футболу 2003 2. Создание республиканского ГКЧС Чува- 2001- 60,0 20,0 20,0 20,0 - 60,0 - отделения детско-юношес- шии, Гос- 2003 кого движения "Школа коммолодежи безопасности" Чувашии, Минобразо- вания Чува- шии Итого по подпрограмме 165325,7 38617,2 53257,2 73451,3 29000,0 2785,0 3540,7 + 130000,0 (средст- ва из вне- бюджет- ных ис- точни- ков) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|