Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.12.2011 № 649КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 28.12.2011 N 649 О государственной программе Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности" на 2012-2020 годы В целях создания благоприятных условий жизнедеятельности и обеспечения социального и экономического развития Чувашской Республики на долгосрочную перспективу Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую государственную программу Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности" на 2012-2020 годы (далее - Государственная программа). 2. Утвердить ответственным исполнителем Государственной программы Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. 3. Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию Государственной программы. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. 5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 года. Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики И.Моторин УТВЕРЖДЕНА постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.12.2011 N 649 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРИРОДНО-СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ И ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" НА 2012-2020 ГОДЫ Ответственный исполнитель: Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Дата составления проекта 1 сентября 2011 года Государственной программы: Непосредственный исполнитель заместитель министра природных Государственной программы: ресурсов и экологии Чувашской Республики Краснов Владимир Иванович (т. 62-62-66, e-mail: minpriroda102@ cap.ru) Министр природных ресурсов и экологии Чувашской Республики И.В.Исаев П А С П О Р Т государственной программы Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности" на 2012-2020 годы Ответственный исполни- - Министерство природных ресурсов и тель Государственной экологии Чувашской Республики программы Соисполнители Государ- - Государственная служба Чувашской ственной программы Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, государственные учреждения лесного хозяйства, находящиеся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, казенное учреждение Чувашской Республики "Дирекция особо охраняемых природных территорий и объектов Чувашской Республики" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, казенное учреждение Чувашской Республики "Гидроресурс" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, бюджетное учреждение Чувашской Республики "Чувашский республиканский радиологический центр" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, автономное учреждение Чувашской Республики "Научно-исследовательский институт экологии и природопользования" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Подпрограммы Государ- - "Использование минерально-сырьевых ственной программы ресурсов и оценка их состояния", "Повышение эффективности использования и воспроизводства лесов", "Водохозяйственный комплекс" Программно-целевые ин- - подпрограммы: струменты Государствен- "Использование минерально-сырьевых ной программы ресурсов и оценка их состояния"; "Повышение эффективности использования и воспроизводства лесов"; "Водохозяйственный комплекс"; республиканские целевые программы: республиканская целевая программа "Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2010-2015 годы"; республиканская целевая программа "Охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, на территории Чувашской Республики на 2011-2015 годы" Цели Государственной - устойчивое сбалансированное развитие программы минерально-сырьевой базы для обеспечения текущих и прогнозируемых потребностей экономики Чувашской Республики в минерально-сырьевых ресурсах; совершенствование системы мониторинга земель, обеспечивающей реализацию государственной политики в области рационального использования и охраны земель; соблюдение природоохранного законодательства в области рекультивации земель, подвергшихся нарушению, включая земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению; устойчивое управление лесами при соблюдении требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесного фонда; сохранение, воспроизводство и рациональное использование животного мира; обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод; обеспечение безопасности гидротехнических сооружений; повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды Задачи Государственной - реализация государственной политики в программы области минерально-сырьевых ресурсов на основе комплексного межотраслевого подхода; своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов; обеспечение соблюдения природоохранного законодательства в области рекультивации земель, подвергшихся нарушению, включая земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению; сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, их биологического разнообразия путем своевременного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда; улучшение охраны животного мира, процессов управления охотой и пользования животным миром; охрана водных объектов и увеличение их пропускной способности; предотвращение негативного воздействия вод; защита населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от подтопления и затопления за счет строительства новых и реконструкции существующих защитных сооружений; обеспечение безаварийной эксплуатации гидротехнических сооружений за счет проведения ремонтно-восстановительных мероприятий; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду Целевые индикаторы и - достижение к 2021 году следующих показатели Государствен- показателей: ной программы увеличение годового объема добычи общераспространенных полезных ископаемых до 4000 тыс. куб. м; увеличение доли рекультивированных земель в общей площади земель, подвергшихся нарушению, включая земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению, до 51 процента; увеличение лесистости территории Чувашской Республики до 32,6 процента; освоение расчетной лесосеки до 74 процентов; увеличение численности основных видов охотничьих ресурсов на 28,4 процента по отношению к уровню 2011 года; увеличение доли водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязнения вод) повысился, в общем количестве водохозяйственных участков, расположенных на территории Чувашской Республики, до 61,3 процента; увеличение доли субъектов хозяйственной и иной деятельности с установленными нормативами предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в общем количестве субъектов хозяйственной и иной деятельности, расположенных на территории Чувашской Республики и подлежащих федеральному статистическому наблюдению, до 89 процентов; уменьшение объемов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников и зарегистрированного на территории Чувашской Республики автомобильного транспорта в расчете на единицу валового регионального продукта до 439,4 кг/млн. рублей; увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся в процессе производства и потребления отходов до 80 процентов; увеличение доли площади территории, занятой особо охраняемыми природными территориями, в общей площади территории Чувашской Республики до 5,5 процента; увеличение доли расходов консолидированного бюджета Чувашской Республики на охрану окружающей среды, в том числе на реализацию республиканских и ведомственных целевых программ Чувашской Республики в области охраны окружающей среды, в общем объеме расходов консолидированного бюджета Чувашской Республики до 0,3 процента; увеличение доли расходов консолидированного бюджета Чувашской Республики на охрану окружающей среды в общем объеме средств, поступивших в республиканский бюджет Чувашской Республики в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, до 50 процентов Срок реализации Госу- - 2012-2020 годы дарственной программы Объемы финансирования - общий объем финансирования Государственной про- Государственной программы составит граммы с разбивкой по 4642605,5 тыс. рублей, в том числе по годам реализации годам: 2012 год - 712561,0 тыс. рублей, 2013 год - 1055782,7 тыс. рублей, 2014 год - 635601,9 тыс. рублей, 2015 год - 573277,1 тыс. рублей, 2016 год - 341153,0 тыс. рублей, 2017 год - 401443,7 тыс. рублей, 2018 год - 350925,7 тыс. рублей, 2019 год - 282577,8 тыс. рублей, 2020 год - 289282,6 тыс. рублей. Из них средства федерального бюджета - 2155477,4 тыс. рублей (46,4 процента), в том числе: 2012 год - 149001,8 тыс. рублей, 2013 год - 234112,3 тыс. рублей, 2014 год - 360478,8 тыс. рублей, 2015 год - 354740,4 тыс. рублей, 2016 год - 252025,4 тыс. рублей, 2017 год - 250556,4 тыс. рублей, 2018 год - 213179,0 тыс. рублей, 2019 год - 167316,9 тыс. рублей, 2020 год - 174066,4 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 768395,1 тыс. рублей (16,6 процента), в том числе: 2012 год - 101146,2 тыс. рублей, 2013 год - 68677,4 тыс. рублей, 2014 год - 101821,1 тыс. рублей, 2015 год - 144761,7 тыс. рублей, 2016 год - 89127,6 тыс. рублей, 2017 год - 86827,3 тыс. рублей, 2018 год - 73686,7 тыс. рублей, 2019 год - 51200,9 тыс. рублей, 2020 год - 51146,2 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 652018,0 тыс. рублей (14,0 процента), в том числе: 2012 год - 188612,0 тыс. рублей, 2013 год - 358487,0 тыс. рублей, 2014 год - 70182,0 тыс. рублей, 2015 год - 34737,0 тыс. рублей; средства внебюджетных источников - 1066715,0 тыс. рублей (23,0 процента), в том числе: 2012 год - 273801,0 тыс. рублей, 2013 год - 394506,0 тыс. рублей, 2014 год - 103120,0 тыс. рублей, 2015 год - 39038,0 тыс. рублей, 2017 год - 64060,0 тыс. рублей, 2018 год - 64060,0 тыс. рублей, 2019 год - 64060,0 тыс. рублей, 2020 год - 64070,0 тыс. рублей. Объемы и источники финансирования уточняются при формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Ожидаемые результаты - реализация Государственной программы реализации Государст- позволит: венной программы создать новые рабочие места, повысить занятость и уровень жизни населения, осуществить строительство и ремонт автомобильных дорог, жилья; усовершенствовать информационную базу оценки земель; восстановить земли, подвергшиеся нарушению, включая земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому заражению, для определенного целевого использования; улучшить экологическую обстановку в Чувашской Республике за счет увеличения лесистости территории; достичь нормативных показателей численности основных видов охотничьих ресурсов; снизить вероятность нарушения жизнедеятельности населения вследствие негативного воздействия вод; предотвратить загрязнение водных объектов за счет установления специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных и прибрежных защитных полос; увеличить количество гидротехнических сооружений, имеющих безопасное техническое состояние; уменьшить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды за счет снижения выбросов в атмосферный воздух, очистки поверхностных и хозяйственно-бытовых стоков, переработки, обезвреживания и безопасного размещения отходов. Раздел 1. Общая характеристика потенциала природно-сырьевых ресурсов и экологической безопасности в Чувашской Республике Чувашская Республика располагает значительными запасами разнообразных твердых полезных ископаемых. На 1 января 2011 г. государственным балансом запасов полезных ископаемых учтено 170 месторождений глинистых, карбонатных пород, кварцевого песка, гипса, ангидрита, трепела, торфа. Из разведанных месторождений разрабатывается около 30 процентов. Добывается преимущественно строительное и агропромышленное минеральное сырье (песок, глина, карбонатные породы, торф, трепел), а горнотехническое закупается за пределами республики. Актуальной задачей является обеспечение минерально-сырьевыми ресурсами мероприятий, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", указов Президента Чувашской Республики, связанных со строительством и модернизацией автомобильных дорог. Требуют безотлагательного решения проблемы высокой активности опасных экзогенных геологических процессов, связанные с значительным воздействием хозяйственной деятельности на геологическую среду. В последние годы добыча минерального сырья заметно увеличилась и по некоторым видам превзошла прежний уровень. Если в 90-х годах произошло сокращение добычи (до 1000-1200 тыс. куб. м), то в последние годы наблюдается стабильный рост добычи твердых полезных ископаемых: в 2004 году - 1349 тыс. куб. м, в 2005 году - 1980 тыс. куб. м, в 2006 году - 2256 тыс. куб. м, в 2007 году - 2826 тыс. куб. м, в 2008 году - 3206 тыс. куб. м. В 2009 году в связи с экономическим и финансовым кризисом значительно уменьшился объем дорожного и жилищного строительства, добыча твердых полезных ископаемых сократилась более чем в 2 раза по сравнению с уровнем 2004 года. В 2010 году объем добычи общераспространенных полезных ископаемых в республике почти в 2 раза превысил уровень 2009 года, в январе - августе 2011 года он составил 1733 тыс. куб. м, или 139,2 процента к аналогичному периоду 2010 года. В 2011 году за счет средств недропользователей выполнены работы по геологическому изучению и разведке месторождений трепелов в Алатырском районе и строительных песков в Красночетайском районе Чувашской Республики. Экспертной комиссией Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики утверждены запасы трепела в объеме 10948,3 тыс. куб. м, что почти в 5 раз больше уровня 2010 года, в том числе: Новоайбесинского месторождения трепелов (Алатырский район) в объеме 5454,7 тыс. куб. м; Пандиковского месторождения строительных песков (Красночетайский район) в объеме 5493,6 тыс. куб. м. В целях обеспечения минерально-сырьевыми ресурсами организаций в республике в 2008-2010 годах добыто 6403 тыс. куб. м общераспространенных полезных ископаемых (2008 год - 3206 тыс. куб. м, 2009 год - 1327 тыс. куб. м, 2010 год - 1870 тыс. куб. м). К 2021 году объем добычи общераспространенных полезных ископаемых предполагается довести до 4000 тыс. куб. м. Приоритетными задачами в области воспроизводства минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых Чувашской Республики являются поддержание сложившегося баланса запасов и добычи строительных материалов с учетом их оптимального размещения по территории, завершение строительства шахты по добыче гипса и ангидрита Анастасово-Порецкого месторождения; разработка Баевского месторождения стекольных песков, начало освоения Новоайбесинского месторождения трепелов и светложгущихся глин Тузи-Чуринского месторождения в Красноармейском районе, привлечение инвесторов для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых с целью дальнейшего развития строительного и аграрного комплекса республики. В настоящее время трепела используются в незначительных объемах. Трепел является весьма перспективным видом сырья. Он может использоваться в качестве адсорбента, кормовых добавок для животных и птиц, удобрений, активной добавки к вяжущим материалам, а также в фармацевтической промышленности. Уникальность трепелов и полученных на их основе образцов новых строительных материалов позволяет считать их перспективным сырьем для массового производства облегченных самонесущих стеновых блоков по современным технологиям. В связи с высокой плотностью населения республики, распаханностью и расчлененностью ее территории овражно-балочной сетью и игнорированием практикой сельскохозяйственного производства принципов адаптивно-ландшафтного подхода к использованию природных ресурсов в последние десятилетия наблюдается нарастание негативных процессов: потеря земель в результате плоскостной и овражной эрозии, снижение уровня потенциального и эффективного плодородия почв, деградация природных кормовых угодий, загрязнение грунтовых вод и водоемов, ухудшение общего фитосанитарного состояния сельскохозяйственных угодий (ежегодно с полей смывается значительный объем верхнего плодородного слоя, уносятся в реки питательные вещества - 16 тыс. тонн азота, 7 тыс. тонн фосфора, 107 тыс. тонн калия и до 20 тыс. тонн гумуса). Для решения этих вопросов и повышения продуктивности аграрного производства в современных условиях, а также стабилизации экологической обстановки необходимо провести планомерный перевод земледелия на ландшафтно-экологические основы при тесной увязке с природным и микрозональным районированием, рельефом и ландшафтом местности. Получение достоверной информации о состоянии земель как важнейшего компонента окружающей среды возможно обеспечить при осуществлении мониторинга земель в порядке ведения базовых, периодических и оперативных наблюдений, обследований и съемок, особенно на территориях, подверженных опасным негативным процессам, вызывающим резкое ухудшение состояния земель, значительные потери, убытки и ущерб. Своевременное выявление изменений состояния земель Чувашской Республики, критических уровней контролируемых показателей мониторинга земель позволит принимать экстренные меры по устранению негативных явлений и процессов, заблаговременно информировать соответствующие органы государственной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления, граждан и юридических лиц о необходимости принятия мер по предупреждению негативного воздействия на земли. При наличии на территории республики необрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения продолжается распахивание земель в охранных зонах водоемов и в непосредственной близости от оврагов и балок, что приводит к дальнейшей эрозии и потери земель сельскохозяйственного назначения. Учитывая, что в республике 80 процентов сельскохозяйственных угодий (более 600 тыс. га) подвержены водной эрозии, необходимо предусмотреть на землях сельскохозяйственного назначения проведение комплекса противоэрозионных мероприятий, включая агролесомелиоративные. Внедрение новых технологий и проведение экологически безопасных мероприятий по предотвращению всех видов деградации почв, увеличение производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции и продуктов их переработки с учетом природных особенностей районов республики позволят удовлетворить спрос населения на экологически чистую сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки. В течение 2012-2020 годов предполагается выявить 27 тыс. га земель, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, пригодных для производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Леса представляют собой один из главных компонентов природы Чувашской Республики и занимают 632 тыс. га, или 32 процента общей территории республики. Леса - это возобновляемые природные ресурсы, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей. В республике на душу населения приходится 0,51 га леса. Из общей площади земель лесного фонда лесные земли занимают 568,2 тыс. га (95,2 процента), нелесные земли - 28,7 тыс. га (4,8 процента). Лесные земли представлены покрытыми лесной растительностью землями, на которые приходятся 559,2 тыс. га (98,4 процента), и не покрытыми лесной растительностью землями - 9,1 тыс. га (1,6 процента). По целевому назначению леса, расположенные в границах Чувашской Республики, делятся на защитные и эксплуатационные леса. Защитные леса занимают 327,2 тыс. га (54,8 процента). Ежегодный допустимый объем изъятия древесины по всем видам рубок (расчетная лесосека) в лесном фонде Чувашской Республики, установленный Лесным планом Чувашской Республики и лесохозяйственными регламентами лесничеств, составляет 633 тыс. куб. м ликвидного запаса древесины, из них 335 тыс. куб. м деловой древесины. За счет привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс республики и передачи в аренду лесных участков для заготовки древесины предусматривается увеличение освоения расчетной лесосеки с 58 процентов в 2012 году до 74 процентов к 2021 году. Из общей площади земель лесного фонда площадь переданных в аренду в целях использования лесов для заготовки древесины составляет 57 тыс. га, или 9,5 процента общей площади. Объем заготовки древесины арендаторами лесных участков составил 106 тыс. куб. м, или 16,7 процента. Всего в 2011 году предусмотрено заготовить 350 тыс. куб. м ликвидной древесины, что составляет 56 процентов расчетной лесосеки и больше показателя прошлого года на 9,8 процента. Из указанного количества 175 тыс. куб. м, или 50 процентов, предусматривается отпустить населению по договорам купли-продажи для собственных нужд. При этом в первую очередь разрабатываются площади лесных насаждений, пройденные в 2010 году верховыми и высокоинтенсивными низовыми пожарами, требующие санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошных санитарных рубок. В настоящее время из-за устаревших данных лесоустройства необходима актуализация базы данных лесного фонда, что позволит планировать проведение лесохозяйственных работ с учетом всех лесоводственных требований, осуществлять регистрацию лесопользователей в установленном порядке при постановке на кадастровый учет. Для решения данной проблемы необходимо поэтапное проведение лесоустройства на территории 11 лесничеств (по 2-3 ежегодно) с привлечением средств федерального бюджета, а также за счет средств арендаторов лесных участков. Ежегодное неосвоение расчетной лесосеки затрудняет проведение лесохозяйственных и лесовосстановительных мероприятий, захламляет лес. Необходимы развитие долгосрочных арендных отношений, привлечение инвестиций в переработку низкосортной, мелкотоварной и мягколиственной древесины, реализация инвестиционных проектов в области освоения лесов. В результате интенсивного проведения работ по восстановлению лесов в последние годы в республике не допущен разрыв между рубкой и восстановлением лесов, площадь не покрытых лесной растительностью земель ежегодно снижается. Так, в 2009 году лесовосстановительные мероприятия проведены на площади 805 га, в 2010 году - 700 га. Уменьшение объемов работ по лесовосстановлению связано в основном с неполным освоением расчетной лесосеки (ежегодным объемом изъятия древесины) и сокращением площади земель, нуждающихся в лесовосстановлении. Показателем соотношения покрытых лесной растительностью земель и общей площади территории республики является лесистость территории, которая на начало 2010 года составила 32,4 процента. В результате лесных пожаров 2010 года лесистость территории уменьшилась до 32,2 процента. В связи с этим предусматривается к 2015 году достичь уровня лесистости территории республики начала 2010 года (32,4 процента), а к 2021 году увеличить ее до 32,6 процента за счет восстановления погибших от пожаров лесонасаждений. Решение этих проблем требует проведения мероприятий по интенсификации ведения лесного хозяйства, подъема его на более высокий современный уровень, а также применения новых подходов к организации непрерывного многоцелевого использования лесов на генетико-селекционной основе. Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В настоящее время основные полномочия в отношении объектов животного мира, в частности охотничьих ресурсов, за исключением находящихся на территориях особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) федерального значения, переданы субъектам Российской Федерации. Многократные за последние 20 лет реформы в государственном управлении в сфере охраны и использования охотничьих ресурсов, крайне низкое бюджетное финансирование и отсутствие программных методов управления решением задач привели к неудовлетворительным показателям состояния охотничьих ресурсов. Вследствие этого на территории Чувашской Республики предоставление в пользование объектов животного мира в виде охоты осуществляется неэффективно, крайне низок уровень хозяйственной деятельности в сфере использования охотничьих ресурсов, невысока культура населения в области охоты. В Чувашии отчетливо проявляется негативная тенденция увеличения числа видов растений и животных, которые находятся под угрозой исчезновения. В Красную книгу Чувашской Республики уже включено 290 видов животных. По мере обострения в городских и сельских поселениях экологических проблем, связанных с загрязнением воздуха, почвы и водоемов, повышением уровня шума, ухудшением микроклимата и условий проживания населения, возрастает значение зеленых насаждений в нормализации экологической обстановки и создании благоприятной окружающей среды. Охотничьи угодья при наличии ремизов на площадях искусственных противоэрозионных насаждений значительно укрепляют экологический каркас Чувашской Республики, состоящий из государственного лесного фонда и ООПТ. В связи с нарастанием процессов урбанизации все большую актуальность приобретают проблемы развития сети ООПТ и сохранения биологического разнообразия в целях поддержания экологического баланса, воспроизводства природных ресурсов, сохранения эталонных экосистем и ценного генофонда растений и животных. В Чувашской Республике создано около 130 ООПТ на площади 85,5 тыс. га, в том числе ООПТ местного значения на площади 2,31 тыс. га. ООПТ по районам Чувашской Республики расположены неравномерно. Экологический каркас Чувашской Республики, куда входят все ООПТ и их охранные зоны, еще полностью не сформирован. В ряде муниципальных районов ООПТ либо не определены, либо их количество и площадь ничтожно малы. В целом на ООПТ в Чувашской Республике сохраняется только около 60 процентов видов растений и животных, нуждающихся в охране. Мероприятия, направленные на охрану природы раздельно по компонентам (животный мир, растительный мир, леса, почва, недра, вода, атмосфера), малопродуктивны. Решающими в охране животного мира являются комплексная охрана и восстановление естественной среды обитания. Охотничье хозяйство, применяя в некоторых случаях методы дичеразведения, в основном опирается на потенциал естественной природы для получения дешевой продукции от пользования охотничьими ресурсами, а также использует их в рекреационных целях. Территория Чувашской Республики, за исключением Присурья и Заволжья, на современном этапе с точки зрения уровня допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду представляет собой запредельно освоенные земли. Большая часть естественных экосистем утрачена, в том числе ресурсы животного мира. Программы по восстановлению природы финансировались по остаточному принципу, а программы, направленные на восстановление животного мира, не принимались. В связи с необходимостью развития системы регионального нормирования воздействия общей хозяйственной деятельности на экосистемы возникла необходимость его комплексной разработки. Целью комплексного нормирования является рациональное сочетание хозяйственной и иной деятельности с охраной природы, обеспечение таким образом благоприятных условий для жизни людей, одним из компонентов которой признается благоприятная окружающая среда, в частности природная. Защитные лесные насаждения являются основой ландшафтного земледелия, его экологическим каркасом. В соответствии с действующими нормативами каждый гектар полезащитной лесной полосы защищает 120 га сельскохозяйственных угодий, гектар противоэрозионных насаждений - 10 га сельскохозяйственных угодий, а каждый гектар пастбищезащитных насаждений - 15 га сельскохозяйственных угодий. Изначальный состав древесно-кустарниковых пород и структура насаждений должны быть научно разработаны с расчетом на дальнейшее формирование сообщества растений естественным образом. Приоритет следует отдавать местным растительным видам и фитоценозам. Таким образом могут быть поэтапно преобразованы овраги, крутые склоны, неудобья и переувлажненные места, укреплены плотины гидротехнических сооружений. Станут чище водоемы. Дополнительные лесные насаждения помогут возродить животный мир Чувашской Республики, приведут к увеличению численности полезных для сельского и лесного хозяйств объектов животного мира. Восстановление естественных лесных ландшафтов республики и среды обитания объектов животного мира должно проводиться на землях, занятых оврагами, не востребованных в перспективе для использования в сельском хозяйстве. В интересах охотничьего хозяйства наиболее целесообразно укрупнение существующих лесных участков за счет залеснения оврагов в наиболее удаленных от населенных пунктов местах. Для достижения конечного результата - создания дополнительных площадей лесной среды обитания объектов животного мира - требуются обеспечение контроля за приживаемостью растений и охрана их от уничтожения. Это связано с тем, что местное население обычно пасет скот в оврагах. Охрана может быть обеспечена в реальных условиях наиболее эффективно силами должностных лиц, уполномоченных на осуществление муниципального лесного контроля, при условии финансирования данной деятельности. К 2011 году в целях привлечения частного сектора экономики в сферу организации охоты и сокращения государственных расходов в Чувашской Республике произведено закрепление более 86 процентов территорий охотничьих угодий за частными пользователями. Многие из охотпользователей неудовлетворительно выполняют свои обязательства. По разным причинам площадь закрепленной части охотничьих угодий уменьшается. Развитие охотничьего хозяйства возможно посредством государственно-частного партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях применения положительного опыта субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере имеется необходимость создания 2-3 опытно-показательных охотничье-рыболовных хозяйств в разных природных зонах Чувашской Республики, в которых будут вырабатываться передовой опыт хозяйствования, обеспечиваться обслуживание клиентов по самым высоким стандартам туристских услуг в сфере охоты и рыболовства. Создание таких хозяйств предполагается путем применения механизмов государственно-частного партнерства на базе закрепленных за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями охотничьих угодий. Законодательством Чувашской Республики предписано оставлять в ведении государства не менее 30 процентов незакрепленных (общедоступных) охотничьих угодий в каждом муниципальном районе. Они территориально перемежаются с закрепленными. Ввиду малых по площади размеров частных охотничьих хозяйств целесообразно сочетать работу с популяциями охотничьих видов животных в тесном взаимодействии с органами государственного управления охотничьими ресурсами. Поверхностные водные объекты на территории Чувашской Республики представлены реками с расположенными на них водохранилищами, образованными путем перекрытия рек гидротехническими сооружениями, озерами и болотами. На территории республики полностью или частично протекают 2356 рек и ручьев общей протяженностью 8650 км. Водный режим малых рек отличается устойчивой, но низкой водностью в межень и высокой в половодье. Территория Чувашской Республики относится к наиболее эродированным районам европейской части Российской Федерации. На территории республики широко распространены водноэрозионные процессы, отрицательно влияющие на состояние водных объектов и прибрежных территорий, активно развивающиеся в период половодья. Негативное воздействие на состояние водных объектов оказывает также хозяйственная и иная деятельность. По комплексному показателю степени загрязнения поверхностных вод водные объекты относятся к "загрязненным" и "очень загрязненным". За период с 2008 по 2010 год по результатам проведенного мониторинга состояния качества вод государственным учреждением "Чувашский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Верхне-Волжского межрегионального территориального управления Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды наблюдается улучшение качества вод (по индексу загрязнения вод) р. Цивиль (гидропост 1 км ниже д. Тувси). За период реализации государственной программы Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности" на 2012-2020 годы (далее - Государственная программа) ожидается увеличение доли водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязнения вод) повысится, в общем количестве водохозяйственных участков до 61,3 процента за счет проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия на водные объекты. В целях охраны водных объектов необходимо осуществить мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закреплению их на местности специальными информационными знаками. Специальные информационные знаки будут способствовать информированию граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос. Основными последствиями проявления негативного воздействия вод в республике являются деформация и разрушение береговой зоны водных объектов, подтопление селитебных территорий, характеризующиеся экономическими потерями. Основной причиной возникновения ущерба от наводнений является недостаточная обеспеченность населенных пунктов и объектов экономики сооружениями инженерной защиты. В период весеннего половодья в зоне затопления находится г. Цивильск. Ежегодно при прохождении паводка северо-западная часть г. Цивильска подвержена полному или частичному затоплению в зависимости от характеристик паводка. Для защиты города от затопления паводковыми водами необходимо построить комплекс защитных сооружений с применением новых инженерных решений в составе защитной дамбы протяженностью 2,5 км с автоматическими шлюзами - регуляторами и станциями перекачки. В целях защиты от негативного влияния водохранилища Чебоксарской ГЭС построен комплекс сооружений инженерной защиты г. Чебоксары, левобережной части г. Чебоксары (пос. Сосновка, пос. Октябрьский, пос. Кувшинский), г. Ядрина и Ядринской сельхознизины (населенные пункты Стрелецкая Слобода, Иваньково, Никитино, Никольское, Волчья Долина). В связи с заполнением Чебоксарского водохранилища до отметки 63,0 м основания инженерных защит и берегоукрепительных сооружений оказались выше фактического уровня водохранилища, вследствие волнового воздействия происходят процесс размыва оснований и обрушение железобетонных конструкций защитных сооружений и водотоков. В целях недопущения дальнейшего ухудшения состояния инженерных защит и систем водопонижения Чебоксарского водохранилища необходимо провести работы по реконструкции сооружений. Для уменьшения водноэрозионных процессов на водных объектах построено около тысячи гидротехнических сооружений (далее - ГТС). Большинство ГТС представлены сооружениями IV класса капитальности. Необходимость осуществления капитального ремонта ГТС связана с тем, что подавляющее большинство ГТС составляют водоподпорные сооружения малых и средних водохранилищ, многие из них эксплуатируются без ремонта и реконструкции 30 и более лет. Техническое состояние и эксплуатация ГТС оцениваются органами государственного надзора как неудовлетворительные. В рамках реализации Государственной программы будет осуществлен капитальный ремонт ГТС, находящихся в муниципальной собственности, и бесхозяйных ГТС. Современная экологическая обстановка практически во всех регионах Российской Федерации, в том числе в Чувашской Республике, характеризуется как напряженная, способствующая нарастанию угрозы экологической безопасности, т.е. угрозы состоянию защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Причинами этой ситуации являются выработка ресурсов оборудования производственных объектов, интенсивное использование природных ресурсов, наметившийся рост промышленного производства, увеличение и накопление отходов производства и потребления. Чувашская Республика плотно населена, высоко урбанизирована и имеет множество потенциально опасных источников загрязнения окружающей среды. В настоящий период благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в Чувашской Республике характеризуется как устойчивая. Тем не менее данные экологического мониторинга подтверждают прогнозы об интенсификации негативного воздействия на окружающую среду. Выбросы загрязняющих веществ на душу населения по республике составляют 89 кг/чел. (наилучший показатель в Приволжском федеральном округе). Выброс загрязняющих веществ без очистки в общем объеме выбросов составляет 68,4 процента, что превышает средние значения по Приволжскому федеральному округу на 13,7 процента. Причиной является наличие устаревшего газоочистного оборудования на предприятиях республики. Наибольший удельный вес имеют выбросы от автотранспорта. Динамика выбросов от стационарных источников имеет тенденцию к снижению. В 2010 году по сравнению с 2008 годом произошло их снижение на 16,2 процента. По Приволжскому федеральному округу снижение за аналогичный период составило в среднем 10,9 процента. В республике нет городов с чрезвычайно высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, два города имеют высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха - Новочебоксарск (за счет выбросов ОАО "Химпром" и автотранспорта) и Чебоксары (за счет выбросов промышленных предприятий и автотранспорта). Существующие газоочистные установки не позволяют достаточно эффективно обеспечить очистку отходящих газов на стационарных источниках выбросов промышленных предприятий. Необходимо внедрение систем газоочистки, отвечающих современным экологическим требованиям. Мероприятия по предотвращению негативного воздействия на атмосферной воздух позволят увеличить долю субъектов хозяйственной и иной деятельности с установленными нормативами предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в общем количестве субъектов хозяйственной и иной деятельности, расположенных на территории республики, до 89 процентов к 2021 году, а объемы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от расположенных на территории республики стационарных источников и зарегистрированного на территории республики автомобильного транспорта в расчете на единицу валового регионального продукта довести до 439,4 кг/млн рублей. Остро стоит проблема загрязнения отходами производства и потребления. Слабо развита вторичная переработка отходов. Недостаточно количество объектов размещения отходов. Вместимость существующих свалок бытовых отходов в основном исчерпана, а их состояние не отвечает санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям. Необходимы совершенствование системы обращения с бытовыми отходами, создание современных объектов размещения и переработки отходов с применением высокотехнологичного оборудования. Реализация этих мероприятий позволит увеличить долю использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления к 2021 году до 80 процентов. Существенным недостатком действующей в республике системы мониторинга окружающей среды являются низкий уровень технических возможностей, пространственная ограниченность инфраструктуры. Наиболее значимыми направлениями в области экологической безопасности являются сохранение и развитие природных систем, их биологического разнообразия, способности к саморегуляции. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы создания благоприятной окружающей среды в городских и сельских поселениях Чувашской Республики, повышения уровня экологического сознания и экологической культуры населения. Решение экологических проблем крайне важно для снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду и повышения экологической безопасности в Чувашской Республике. Раздел 2. Приоритеты, цели и задачи государственной политики в сфере развития потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышения экологической безопасности в Чувашской Республике. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, срок реализации, ожидаемые конечные результаты Государственной программы Приоритеты государственной политики в сфере развития потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышения экологической безопасности в Чувашской Республике определены Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, ежегодными посланиями Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики. Основными стратегическими целями государственной политики в сфере развития потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышения экологической безопасности в Чувашской Республике являются: повышение уровня и качества жизни населения; обеспечение высоких темпов экономического роста; формирование благоприятных условий жизнедеятельности; формирование условий для социально-экономического роста на долгосрочную перспективу. Государственная программа разработана в развитие Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, ее целей, задач и приоритетных направлений и направлена на достижение следующих целей: устойчивое сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы для обеспечения текущих и прогнозируемых потребностей экономики Чувашской Республики в минерально-сырьевых ресурсах; совершенствование системы мониторинга земель, обеспечивающей реализацию государственной политики в области рационального использования и охраны земель; соблюдение природоохранного законодательства в области рекультивации земель, подвергшихся нарушению, включая земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению; устойчивое управление лесами при соблюдении требований непрерывного, рационального и неистощительного пользования лесным фондом; сохранение, воспроизводство и рациональное использование животного мира; обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод; обеспечение безопасности гидротехнических сооружений; повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды. Достижению поставленных в Государственной программе целей способствует решение следующих приоритетных задач: реализация государственной политики в области минерально-сырьевых ресурсов на основе комплексного межотраслевого подхода; своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов; обеспечение соблюдения природоохранного законодательства в области рекультивации земель, подвергшихся нарушению, включая земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению; сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, их биологического разнообразия путем своевременного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда; улучшение охраны животного мира, процессов управления охотой и пользования животным миром; охрана водных объектов и увеличение их пропускной способности; предотвращение негативного воздействия вод; защита населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от подтопления и затопления за счет строительства новых и реконструкции существующих защитных сооружений; обеспечение безаварийной эксплуатации гидротехнических сооружений за счет проведения ремонтно-восстановительных мероприятий; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Состав показателей (индикаторов) Государственной программы определен исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения целей и решения задач Государственной программы (табл. 1). Аналогичный принцип использован при определении состава показателей (индикаторов) подпрограмм и республиканских целевых программ, включенных в состав Государственной программы. Таблица 1 —————————————————————————|————————————————————————|———————————————————————————————————— Цели | Задачи | Показатели (индикаторы) Государственной | Государственной | Государственной программы программы | программы | —————————————————————————|————————————————————————|———————————————————————————————————— Устойчивое сбаланси- реализация государст- увеличение к 2021 году объема до- рованное развитие ми- венной политики в об- бычи общераспространенных по- нерально-сырьевой ба- ласти минерально- лезных ископаемых до 4000 тыс. зы для обеспечения те- сырьевых ресурсов на куб. м кущих и прогнозируе- основе комплексного мых потребностей эко- межотраслевого под- номики Чувашской хода Республики в мине- рально-сырьевых ре- сурсах Соблюдение природо- обеспечение соблюде- увеличение к 2021 году доли ре- охранного законода- ния природоохранного культивированных земель в общей тельства в области ре- законодательства в об- площади земель, подвергшихся на- культивации земель, ласти рекультивации рушению, включая земли, подверг- подвергшихся наруше- земель, подвергшихся шиеся радиоактивному и химиче- нию, включая земли, нарушению, включая скому загрязнению, до 51 процента подвергшиеся радиоак- земли, подвергшиеся тивному и химическо- радиоактивному и хи- му загрязнению мическому загрязне- нию Устойчивое управле- сохранение экологиче- увеличение к 2021 году лесистости ние лесами при соблю- ского и ресурсного по- территории Чувашской Республики дении требований не- тенциала лесов, их до 32,6 процента; прерывного, рацио- биологического разно- освоение расчетной лесосеки до нального и неистощи- образия путем свое- 74 процентов тельного пользования временного воспроиз- лесным фондом водства, поддержания состава и структуры лесного фонда Сохранение, воспроиз- улучшение охраны жи- увеличение к 2021 году численно- водство и рациональ- вотного мира, процес- сти основных видов охотничьих ре- ное использование жи- сов управления охотой сурсов по отношению к уровню вотного мира и пользования живот- 2011 года на 28,4 процента ным миром Обеспечение защи- охрана водных объек- увеличение к 2021 году доли водо- щенности населения и тов и увеличение их хозяйственных участков, класс ка- объектов экономики от пропускной способно- чества которых (по индексу загряз- негативного воздейст- сти; нения вод) повысился, в общем ко- вия вод предотвращение нега- личестве водохозяйственных участ- Обеспечение безопас- тивного воздействия ков, расположенных на территории ности гидротехниче- вод; Чувашской Республики, до ских сооружений защита населенных 61,3 процента пунктов, объектов эко- номики и социальной инфраструктуры от подтопления и затоп- ления за счет строи- тельства новых и ре- конструкции сущест- вующих защитных со- оружений; обеспечение безава- рийной эксплуатации гидротехнических со- оружений за счет про- ведения ремонтно-вос- становительных меро- приятий Повышение уровня обеспечение снижения увеличение к 2021 году доли субъ- экологической безо- негативного воздейст- ектов хозяйственной и иной дея- пасности и улучшение вия хозяйственной и тельности с установленными нор- состояния окружающей иной деятельности на мативами предельно допустимых среды окружающую среду выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в общем количестве субъектов хозяй- ственной и иной деятельности, рас- положенных на территории Чуваш- ской Республики и подлежащих фе- деральному статистическому на- блюдению, до 89 процентов; уменьшение к 2021 году объемов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников и зареги- стрированного на территории Чу- вашской Республики автомобиль- ного транспорта в расчете на еди- ницу валового регионального про- дукта до 439,4 кг/млн рублей; увеличение к 2021 году доли ис- пользованных, обезвреженных от- ходов в общем объеме образовав- шихся отходов в процессе произ- водства и потребления до 80 про- центов; увеличение к 2021 году доли пло- щади территории, занятой особо охраняемыми природными терри- ториями, в общей площади терри- тории Чувашской Республики до 5,5 процента; увеличение к 2021 году доли расхо- дов консолидированного бюджета Чувашской Республики на охрану окружающей среды, в том числе на реализацию республиканских и ве- домственных целевых программ Чувашской Республики в области охраны окружающей среды, в об- щем объеме расходов консолидиро- ванного бюджета Чувашской Рес- публики до 0,3 процента; увеличение к 2021 году доли расхо- дов консолидированного бюджета Чувашской Республики на охрану окружающей среды в общем объеме средств, поступивших в республи- канский бюджет Чувашской Рес- публики в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, Сведения о показателях (индикаторах) Государственной программы, подпрограмм "Использование минерально-сырьевых ресурсов и оценка их состояния", "Повышение эффективности использования и воспроизводства лесов", "Водохозяйственный комплекс", республиканских целевых программ Чувашской Республики и их значениях приведены в приложении N 1 к Государственной программе. Перечень показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случае потери информативности показателя (достижение максимального значения или насыщения). Реализация Государственной программы позволит: создать новые рабочие места, повысить занятость и уровень жизни населения, осуществить строительство и ремонт автомобильных дорог, жилья; усовершенствовать информационную базу оценки земель; восстановить земли, подвергшиеся нарушению, включая земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому заражению, для определенного целевого использования; улучшить экологическую обстановку в Чувашской Республике за счет увеличения лесистости территории; достичь нормативных показателей численности основных видов охотничьих ресурсов; снизить вероятность нарушения жизнедеятельности населения вследствие негативного воздействия вод; предотвратить загрязнение водных объектов за счет установления специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных и прибрежных защитных полос; увеличить количество гидротехнических сооружений, имеющих безопасное техническое состояние; уменьшить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды за счет снижения выбросов в атмосферный воздух, очистки поверхностных и хозяйственно-бытовых стоков, переработки, обезвреживания и безопасного размещения отходов. Государственная программа планируется к реализации в течение 2012-2020 годов. При этом достижение целей и решение задач Государственной программы будут осуществляться с учетом сложившихся реалий и прогнозируемых процессов в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Раздел 3. Обобщенная характеристика основных мероприятий Государственной программы и ведомственных целевых программ подпрограмм Государственной программы Выстроенная в рамках настоящей Государственной программы система целевых ориентиров (цели, задачи, ожидаемые результаты) представляет собой четкую согласованную структуру, посредством которой установлена прозрачная и понятная связь реализации отдельных мероприятий с достижением конкретных целей на всех уровнях Государственной программы. Задачи Государственной программы будут решаться в рамках двух республиканских целевых программ Чувашской Республики и трех подпрограмм Государственной программы. Подпрограмма 1 "Использование минерально-сырьевых ресурсов и оценка их состояния" объединяет ведомственную целевую программу "Мониторинг земель Чувашской Республики на 2012-2015 годы" и четыре основных мероприятия. Мероприятия ведомственной целевой программы "Мониторинг земель Чувашской Республики на 2012-2015 годы" предусматривают: выполнение комплекса специальных работ с применением новых технологий обследования земель с использованием современных технических средств для составления Красной книги почв Чувашской Республики; проведение специальных работ на сформированных объектах мониторинга, результаты которого будут вводиться в фондовые материалы по мониторингу земель. При проведении работ будут использованы материалы, полученные с помощью современных технических средств (спутниковых геодезических систем, методов дистанционного зондирования, наземных экспресс-методов и геоинформационных систем, электронных карт), что позволит перейти на новые технологии обследования земель; проведение инвентаризации редких почв республики, почвенно-эрозионное обследование и картографирование земель сельскохозяйственного назначения на реперных участках и особо охраняемых природных территориях, мониторинг земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; составление почвенной карты Чувашской Республики масштаба 1:200000 (на основе планово-картографических материалов масштаба 1:10000). В результате выполненных в предыдущих годах работ по почвенному обследованию территории Чувашской Республики (без земель лесного фонда) к 2014 году планируется создать почвенную карту Чувашской Республики. Формирование и ведение фонда материалов и данных государственного мониторинга земель Чувашской Республики планируются осуществлять на основе автоматизированной информационной системы сбора и обработки данных, полученных в ходе проведения мониторинга земель. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, будут систематизированы и переданы для хранения и использования в государственный фонд данных, а также будут использованы при подготовке ежегодного доклада о состоянии и использовании земель в Чувашской Республике. Вся информация, накапливаемая и обрабатываемая в результате проведения работ по мониторингу земель, будет отражена в ежегодных информационных бюллетенях (докладах) и предоставляться органам государственной власти Чувашской Республики, органам местного самоуправления, юридическим лицам и гражданам. Основное мероприятие 1. Проведение работ по мониторингу земель Чувашской Республики. Осуществление предусмотрено после реализации мероприятий ведомственной целевой программы "Мониторинг земель Чувашской Республики на 2012-2015 годы". Основное мероприятие 2. Ведение мониторинга состояния недр Чувашской Республики. Ведение мониторинга состояния недр предусматривает ведение мониторинга опасных экзогенных геологических процессов на участках территориальной сети для обоснования мероприятий по предотвращению или ослаблению их негативных последствий на территории Чувашской Республики. Основное мероприятие 3. Организация и проведение аукционов (конкурсов) на право пользования недрами. Организация и проведение аукционов (конкурсов) на право пользования недрами осуществляются в соответствии с Порядком пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения на территории Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 июня 2009 г. N 192. Основное мероприятие 4. Осуществление контроля за соблюдением природоохранного законодательства в области рекультивации земель, подвергшихся нарушению при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Результатом реализации мероприятия станут усиление контроля за соблюдением природоохранного законодательства в области рекультивации земель, подвергшихся нарушению при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых, увеличение доли рекультивированных земель, нарушенных при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Подпрограмма 2 "Повышение эффективности использования и воспроизводства лесов" объединяет два основных мероприятия, объемы которых ежегодно будут уточняться и согласовываться в Федеральном агентстве лесного хозяйства. Основное мероприятие 1. Лесовосстановление. Лесовосстановление в основном (85-90 процентов) будет производиться искусственно путем создания лесных культур посевом и посадкой леса, остальные 10-15 процентов - комбинированным лесовосстановлением, включая естественное лесовосстановление (содействие лесовосстановлению). Основное мероприятие 2. Ввод молодняков в категорию хозяйственно-ценных древесных насаждений. Ввод молодняков в категорию хозяйственно-ценных древесных насаждений является завершающим этапом лесовосстановления. Он проводится по итогам ежегодной осенней инвентаризации лесных культур, площадей, на которых осуществлены мероприятия по содействию естественному возобновлению леса. Подпрограмма 3 "Водохозяйственный комплекс" объединяет ведомственную целевую программу "Развитие водохозяйственного комплекса Чувашской Республики на 2012-2020 годы" и два основных мероприятия. Ведомственная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Чувашской Республики на 2012-2020 годы" направлена на охрану водных объектов, предотвращение негативного воздействия вод за счет строительства и реконструкции сооружений инженерной защиты населенных пунктов, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений. Основное мероприятие 1. Противопаводковые мероприятия. Ежегодно в целях безаварийного пропуска паводковых вод государственное учреждение "Чувашский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Верхне-Волжского межрегионального территориального управления Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет оценку складывающейся паводковой обстановки на территории Чувашской Республики: проводит регулярные гидрометеорологические наблюдения и определяет гидрологическую обстановку на водных объектах. Основное мероприятие 2. Информационно-аналитическое обеспечение ведения государственного мониторинга водных объектов. Ведение государственного мониторинга водных объектов осуществляется в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. N 219 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов". Целью работ являются выявление и прогнозирование развития негативных процессов, влияющих на состояние водных объектов, и оценка эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий. Перечень ведомственных целевых программ и основных мероприятий Государственной программы приведен в приложении N 2 к Государственной программе, план реализации Государственной программы на 2012 год представлен в приложении N 3 к Государственной программе. Раздел 4. Обобщенная характеристика мер правового регулирования Правовое регулирование Государственной программы осуществляется в соответствии со следующими документами: Указ Президента Чувашской Республики от 8 июня 2009 г. N 30 "О Лесном плане Чувашской Республики"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 апреля 2009 г. N 134 "О лесохозяйственных регламентах лесничеств"; приказы Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики об утверждении перечней объектов лицензирования на территории Чувашской Республики по общераспространенным полезным ископаемым. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Государственной программы, направленных на достижение целей и конечных результатов Государственной программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов приведены в приложении N 4 к Государственной программе. Раздел 5. Обоснование выделения подпрограмм и включения в состав Государственной программы республиканских целевых программ Чувашской Республики Комплексный характер целей и задач Государственной программы обусловливает целесообразность использования программно-целевых методов управления для скоординированного достижения взаимосвязанных целей и решения соответствующих им задач как в целом по Государственной программе, так и по ее отдельным блокам. Ряд взаимосвязанных целей Государственной программы направлен на содействие развитию потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышению экологической безопасности в Чувашской Республике. Подпрограммы "Использование минерально-сырьевых ресурсов и оценка их состояния", "Повышение эффективности использования и воспроизводства лесов", "Водохозяйственный комплекс" являются частью Государственной программы, имеют собственную систему целевых ориентиров, согласующихся с целями и задачами Государственной программы и подкрепленных конкретными мероприятиями и индикаторами эффективности. Основные цели и задачи Государственной программы не могут быть достигнуты без реализации комплекса мероприятий, предусмотренных в рамках соответствующих республиканских целевых программ Чувашской Республики. В связи с этим в рамках Государственной программы предусмотрена реализация следующих республиканских целевых программ Чувашской Республики: "Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2010-2015 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 ноября 2010 г. N 382; "Охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, на территории Чувашской Республики на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 ноября 2011 г. N 500. Достижение целей и реализация задач указанных республиканских целевых программ вносят существенный вклад в достижение указанных целей и реализацию задач Государственной программы. Раздел 6. Участие органов местного самоуправления муниципальных районов Чувашской Республики в реализации Государственной программы В реализации Государственной программы, в том числе в реализации подпрограммы "Водохозяйственный комплекс", принимает участие администрация Батыревского района. В 2012 году указанной подпрограммой предусматривается проведение руслорегулирующих мероприятий на р. Вырымшур у д. Малые Арабузи Батыревского района. На реализацию данного мероприятия планируется выделение средств федерального бюджета в виде субвенций на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений в размере 660,0 тыс. рублей и средств бюджета Батыревского района в размере 880,0 тыс. рублей. В результате проведения работ будет обеспечено значительное снижение угрозы затопления, подтопления территории, нарушения условий жизнедеятельности в период половодья, а также улучшено экологическое состояние р. Вырымшур. Информация об участии органов местного самоуправления в реализации Государственной программы представлена в приложении N 5 к настоящей Государственной программе. Раздел 7. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы Расходы Государственной программы формируются за счет средств федерального бюджета, в том числе за счет субвенций из федерального бюджета, выделяемых на реализацию отдельных полномочий в области лесных отношений, в области водных отношений, и субсидий на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и средств внебюджетных источников. Общий объем финансирования Государственной программы в 2012-2020 годах предусмотрен в размере 4642605,5 тыс. рублей, в том числе средства: федерального бюджета - 2155477,4 тыс. рублей (46,4 процента); республиканского бюджета Чувашской Республики - 768395,1 тыс. рублей (16,6 процента); местных бюджетов - 652018,0 тыс. рублей (14,0 процента); внебюджетных источников - 1066715,0 тыс. рублей (23,0 процента). Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно исходя из возможностей бюджетов всех уровней. При реализации Государственной программы используются различные инструменты государственно-частного партнерства, в том числе софинансирование за счет собственных средств юридических лиц и привлеченных ими заемных средств. Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики представлено в приложении N 6 к Государственной программе. Ресурсное обеспечение Государственной программы и прогнозная (справочная) оценка расходов республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов, внебюджетных источников на реализацию целей Государственной программы до 2020 года приведены в приложении N 7 к Государственной программе. Раздел 8. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками реализации Государственной программы К рискам реализации Государственной программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители Государственной программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие: 1) институционально-правовые риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных направлений Государственной программы на федеральном и региональном уровне и (или) недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных Государственной программой; 2) организационные риски, связанные с ошибками управления реализацией Государственной программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных Государственной программой, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий Государственной программы или задержке в их выполнении; 3) финансовые риски, которые связаны с финансированием Государственной программы в неполном объеме как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности Государственной программы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников; 4) непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике Чувашской Республики и с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодолении последствий таких катастроф. Вышеуказанные риски можно распределить по уровням их влияния на реализацию Государственной программы (табл. 2). Таблица 2 ——————————————————————————————————|—————————|—————————————————————————————————— Наименование риска | Уровень | Меры по снижению риска | влияния | ——————————————————————————————————|—————————|—————————————————————————————————— Институционально-правовые рис- умерен- реализация нормативных право- ки: ный вых актов Российской Федера- отсутствие законодательного ре- ции, а также принятие и реализа- гулирования в сфере реализации ция нормативных правовых ак- Государственной программы; тов Чувашской Республики, ре- недостаточно быстрое формирова- гулирующих сферу природо- ние механизмов и инструментов пользования и охраны окру- реализации основных мероприя- жающей среды тий Государственной программы Организационные риски: умерен- координация деятельности всех неэффективное управление реали- ный субъектов, участвующих в реа- зацией Государственной програм- лизации Государственной про- мы; граммы; несоответствие организационной повышение квалификации и от- инфраструктуры целям и задачам ветственности персонала ответ- Государственной программы; ственного исполнителя и соис- пассивное сопротивление отдель- полнителей для своевременной и ных организаций проведению ос- эффективной реализации преду- новных мероприятий Государст- смотренных мероприятий; венной программы и мероприятий координация деятельности пер- республиканских целевых про- сонала ответственного исполни- грамм Чувашской Республики, теля и соисполнителей и нала- включенных в Государственную живание административных программу процедур для снижения данного риска Финансовые риски: высокий обеспечение сбалансированного дефицит бюджетных средств, не- распределения финансовых обходимых для реализации основ- средств по основным мероприя- ных мероприятий Государствен- тиям Государственной програм- ной программы и республиканских мы и республиканским целевым целевых программ Чувашской программам Чувашской Респуб- Республики, включенных в Госу- лики, включенным в Государст- дарственную программу; венную программу, в соответст- недостаточное привлечение вне- вии с ожидаемыми конечными бюджетных средств, предусмот- результатами ренных в республиканских целе- вых программах Чувашской Рес- публики, включенных в Государ- ственную программу Непредвиденные риски: высокий прогнозирование развития си- резкое ухудшение состояния эко- туации в сфере природопользо- номики вследствие финансового и вания и охраны окружающей экономического кризиса; среды с учетом возможного природные и техногенные катаст- ухудшения экономической си- рофы и катаклизмы туации и возникновения обстоя- тельств непреодолимой силы Таким образом, из вышеперечисленных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию Государственной программы могут оказать финансовые и непредвиденные риски, которые содержат угрозу срыва реализации Государственной программы. Поскольку в рамках реализации Государственной программы практически отсутствуют рычаги управления непредвиденными рисками, наибольшее внимание будет уделяться управлению финансовыми рисками. Раздел 9. Методика оценки эффективности Государственной программы Оценка эффективности реализации Государственной программы будет проводиться с использованием показателей выполнения Государственной программы, мониторинг и оценка степени достижения целевых значений которых позволяют проанализировать ход выполнения Государственной программы и выработать правильное управленческое решение. Методика оценки эффективности Государственной программы (далее - Методика) представляет собой алгоритм оценки в ходе реализации Государственной программы, а также по итогам ее реализации в целом как результативности исходя из оценки соответствия текущих значений показателей их целевым значениям, так и экономической эффективности достижения таких результатов с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию Государственной программы. Методика включает проведение количественных оценок эффективности по следующим направлениям: 1) степень достижения запланированных результатов (достижения целей и решения задач) Государственной программы (оценка результативности); 2) степень соответствия фактических затрат республиканского бюджета Чувашской Республики запланированному уровню (оценка полноты использования бюджетных средств); 3) эффективность использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики (оценка экономической эффективности достижения результатов); 4) эффективность реализации Государственной программы. В дополнение к количественной оценке эффективности будет производиться качественная оценка социальной эффективности Государственной программы на основе анализа достижения ожидаемых результатов Государственной программы. Оценка эффективности реализации Государственной программы будет включать в себя также качественную оценку реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказавших влияние на изменение ситуации в сфере природно-сырьевых ресурсов и экологической безопасности. Степень достижения целей и решения задач Государственной программы осуществляется путем расчета результативности реализации Государственной программы в целом по формуле n сумма Еi i=1 Е = --------, n где: Е - результативность реализации Государственной программы (процентов); Еi - степень достижения i-го показателя Государственной программы (процентов); n - количество показателей. В целях оценки степени достижения запланированных результатов Государственной программы устанавливаются следующие критерии: если значение показателя результативности E равно или больше 70 процентов, степень достижения запланированных результатов Государственной программы оценивается как высокая; если значение показателя результативности E равно или больше 50 процентов, но меньше 70 процентов, степень достижения запланированных результатов Государственной программы оценивается как удовлетворительная; если значение показателя результативности E меньше 50 процентов, степень достижения запланированных результатов Государственной программы оценивается как неудовлетворительная. Расчет результативности по каждому показателю Государственной программы производится по формуле Пfi Ei = ----- х 100%, Пni где: Ei - степень достижения i-го показателя Государственной программы (процентов); Пfi - фактическое значение показателя; Пni - установленное Государственной программой целевое значение показателя. Расчет степени соответствия фактических затрат республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию Государственной программы запланированному уровню производится по формуле Зф П = ---- х 100%, Зп где: П - полнота использования бюджетных средств (процентов); Зф - фактические расходы республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию Государственной программы в соответствующем периоде; Зп - запланированные в республиканском бюджете Чувашской Республики расходы на реализацию Государственной программы в соответствующем периоде. В целях оценки степени соответствия фактических затрат республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию Государственной программы запланированному уровню устанавливаются следующие критерии: если значение показателя полноты использования бюджетных средств П равны или больше 70 процентов, то степень соответствия фактических затрат республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию Государственной программы запланированному уровню оценивается как удовлетворительная; если значение показателя результативности П меньше 70 процентов, то степень соответствия фактических затрат республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию Государственной программы запланированному уровню оценивается как неудовлетворительная. Расчет эффективности использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию Государственной программы производится по формуле П И = --- х 100%, Е И - эффективность использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики (процентов); П - показатель полноты использования бюджетных средств; E - показатель результативности реализации Государственной программы. В целях оценки эффективности использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики при реализации Государственной программы устанавливаются следующие критерии: если значение показателя эффективности использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики И равно 100 процентов, то такая эффективность использования бюджетных средств оценивается как высокая; если значение показателя эффективности использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики И меньше 100 процентов, то такая эффективность использования бюджетных средств оценивается как умеренная; если значение показателя эффективности использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики И больше 100 процентов, то такая эффективность использования бюджетных средств оценивается как низкая. Оценка эффективности реализации Государственной программы и достижения запланированных результатов производится по формуле Е+П+И Э = --------, 3 где: E - результативность реализации Государственной программы; П - полнота использования бюджетных средств; И - эффективность использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики. В целях оценки эффективности реализации Государственной программы и достижения запланированных результатов устанавливаются следующие критерии: если значение показателя Э равно 100 процентов и меньше, то эффективность реализации Государственной программы оценивается как высокая; если значение показателя Э больше 100 процентов, то эффективность реализации Государственной программы оценивается как низкая. Оценка эффективности Государственной программы осуществляется ответственным исполнителем и соисполнителями ежегодно до 20 февраля года, следующего за отчетным. Результаты оценки Государственной программы представляются ответственным исполнителем в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики в составе годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности Государственной программы. При необходимости ответственный исполнитель Государственной программы может привлекать независимых экспертов для проведения анализа хода реализации Государственной программы и подготовки предложений по повышению эффективности реализации Государственной программы. К Государственной программе прилагаются паспорта республиканских целевых программ Чувашской Республики, реализуемых в рамках Государственной программы, согласно приложениям N 8 и 9 к настоящей Государственной программе и подпрограмм согласно приложениям N 10-12 к настоящей Государственной программе. Приложение N 1 к государственной программе Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности" на 2012-2020 годы С В Е Д Е Н И Я о показателях (индикаторах) государственной программы Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности" на 2012-2020 годы, подпрограммы "Использование минерально-сырьевых ресурсов и оценка их состояния", подпрограммы "Повышение эффективности использования и воспроизводства лесов", подпрограммы "Водохозяйственный комплекс", республиканских целевых программ Чувашской Республики и их значениях ——————|——————————————————————————————————————|—————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— N | Наименование показателя | Единица | Значения показателей по годам пп | (индикатора) | измерения |———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|——————— | | | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 ——————|——————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|——————— Государственная программа Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности" на 2012-2020 годы 1. Объем добычи общераспространен- тыс. куб. м 1870 2000 2200 2500 3400 3500 3600 3700 3800 3900 4000 ных полезных ископаемых в соответ- ствующем году 2. Доля рекультивированных земель в % 19 20 22 23 24 26 29 32 42 47 51 общей площади земель, подвергшихся нарушению, включая земли, подверг- шиеся радиоактивному и химическому загрязнению 3. Лесистость территории Чувашской % 32,2 32,2 32,2 32,3 32,3 32,4 32,4 32,5 32,5 32,5 32,6 Республики 4. Освоение расчетной лесосеки % 46,2 56,0 58,0 60,0 62,0 64,0 66,0 68,0 70,0 72,0 74,0 5. Рост численности основных видов % по от- - 100,0 105,4 112,0 115,6 126,1 126,4 127,0 127,4 127,8 128,4 охотничьих ресурсов ношению к 2011 году 6. Доля водохозяйственных участков, % 28,3 28,6 42,9 57,2 57,8 58,3 58,9 59,5 60,1 60,7 61,3 класс качества которых (по индексу загрязнения вод) повысился, в общем количестве водохозяйственных участ- ков, расположенных на территории Чувашской Республики 7. Доля субъектов хозяйственной и иной % 87,3 87,3 87,4 87,6 87,8 88,0 88,2 88,4 88,6 88,8 89,0 деятельности с установленными нор- мативами предельно допустимых вы- бросов вредных (загрязняющих) ве- ществ в атмосферный воздух в общем количестве субъектов хозяйственной и иной деятельности, расположенных на территории Чувашской Республики и подлежащих федеральному статисти- ческому наблюдению 8. Объемы выбросов вредных (загряз- кг/млн. 830,3 665,8 544,5 441,1 440,0 439,9 439,8 439,7 439,6 439,5 439,4 няющих) веществ в атмосферный воз- рублей дух от стационарных источников и зарегистрированного на территории Чувашской Республики автомобиль- ного транспорта в расчете на единицу валового регионального продукта 9. Доля использованных, обезвреженных % 75,0 75,3 75,6 75,9 76,2 76,5 76,8 77,1 77,4 77,7 80,0 отходов в общем объеме образовав- шихся в процессе производства и по- требления отходов 10. Доля площади территории, занятой % 4,86 4,87 4,89 4,9 4,9 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 особо охраняемыми природными тер- риториями, в общей площади терри- тории Чувашской Республики 11. Доля расходов консолидированного % 0,08 0,11 0,11 0,11 0,12 0,18 0,20 0,25 0,27 0,28 0,30 бюджета Чувашской Республики на охрану окружающей среды, в том чис- ле на реализацию республиканских и ведомственных целевых программ Чувашской Республики в области ох- раны окружающей среды, в общем объеме расходов консолидированного бюджета Чувашской Республики 12. Доля расходов консолидированного % 18,3 25,5 25,5 25,5 25,5 25,6 30,0 35,0 40,0 45,0 50,0 бюджета Чувашской Республики на охрану окружающей среды в общем объеме средств, поступивших в рес- публиканский бюджет Чувашской Республики в виде платы за негатив- ное воздействие на окружающую сре- ду, денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в облас- ти охраны окружающей среды, сумм по искам о возмещении вреда, причи- ненного окружающей среде Подпрограмма "Использование минерально-сырьевых ресурсов и оценка их состояния" 1. Площадь земель сельскохозяйствен- тыс. га 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 ного назначения, отвечающих сани- тарно-гигиеническим нормам и при- годных для производства экологиче- ски чистой сельскохозяйственной продукции 2. Прирост разведанных запасов твердых млн. куб. м 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 полезных ископаемых Подпрограмма "Повышение эффективности использования и воспроизводства лесов" 1. Увеличение площади земель, покры- га - - 120 240 365 495 635 815 1065 1365 1700 тых лесной растительностью 2. Доля покрытых лесной растительно- % 32,5 31,4 31,5 32,6 31,7 31,8 31,9 32 32,1 32,2 32,3 стью земель, занятых хвойными поро- дами 3. Доля покрытых лесной растительно- % 22,4 22,4 22,4 22,4 22,4 22,4 22,4 22,4 22,4 22,4 22,4 стью земель, занятых твердолиствен- ными породами Подпрограмма "Водохозяйственный комплекс" 1. Доля населения, проживающего на % 8,2 9,4 10,6 11,4 16,0 29,3 43,8 54,1 65,7 67,8 69,6 территории, защищенной от негатив- ного воздействия вод, в общей чис- ленности населения, проживающего на территориях, подверженных нега- тивному воздействию вод 2. Доля протяженности установленных % 7,8 14,9 33,4 46,0 60,0 75,1 92,9 92,9 92,9 92,9 92,9 границ водоохранных зон 3. Доля гидротехнических сооружений с % 7,0 12,4 15,4 16,9 18,4 21,4 23,4 25,9 27,9 29,9 31,8 неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние Республиканская целевая программа "Охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, на территории Чувашской Республики на 2011-2015 годы" 1. Площадь восстановленных лесных га - 0 0 100 200 300 экосистем как среды обитания объек- тов животного мира 2. Численность копытных животных гол. - 2454 3000 3500 3500 4500 (лось, кабан) 3. Количество опытно-показательных ед. - 0 0 0 0 3 закрепленных охотничьих угодий Республиканская целевая программа "Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2010-2015 годы" 1. Демеркуризация ртутьсодержащих тонн 115,0 115,1 115,3 115,5 115,7 115,9 отходов 2. Селективный сбор твердых бытовых % 103 103 103 103 103 103 отходов по отноше- нию к пре- дыдущему году 3. Вовлечение отходов в хозяйственный тыс. тонн 5,1 5,25 5,4 5,57 5,74 5,9 оборот в качестве дополнительных источников сырья 4. Количество созданных ООПТ для единиц 1 1 1 1 1 1 формирования экологического каркаса Чувашской Республики и сохранения биологического разнообразия Приложение N 2 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|