Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.06.2011 № 247КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 17.06.2011 N 247 Утратилo силу - Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.02.2014 г. N 43 О республиканской целевой программе "Здоровое питание (2011-2020 годы)" В целях реализации государственной политики, направленной на формирование, сохранение и укрепление здоровья человека, во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. N 1873-р, постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июля 2005 г. N 167 "О Концепции государственной политики в области здорового питания населения Чувашской Республики" Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Здоровое питание (2011-2020 годы)" (далее - Программа). 2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. 3. Установить, что: при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики; объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодному уточнению исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики. 4. Органам исполнительной власти Чувашской Республики активизировать работу по привлечению средств республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов на реализацию Программы. 5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов разработать и принять муниципальные целевые программы по здоровому питанию населения. 6. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2006 г. N 33 "О республиканской целевой программе "Здоровое питание (2006-2010 годы)". Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики О.Макаров УТВЕРЖДЕНА постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.06.2011 N 247 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Здоровое питание (2011-2020 годы)" ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Програм- - республиканская целевая программа мы "Здоровое питание (2011-2020 годы)" (далее - Программа) Основание для принятия - Основы законодательства Российской решения о разработке Федерации об охране здоровья граждан; Программы Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. N 1873-р; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июля 2005 г. N 167 "О Концепции государственной политики в области здорового питания населения Чувашской Республики" Государственный заказ- - Министерство здравоохранения и чик Программы социального развития Чувашской Республики Основной разработчик - Министерство здравоохранения и Программы социального развития Чувашской Республики Цели и задачи Програм- - цели Программы: мы сохранение и укрепление здоровья населения; профилактика и снижение распространенности заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием; задачи Программы: расширение отечественного производства основных видов продовольственного сырья, отвечающего современным требованиям качества и безопасности; совершенствование организации питания в организованных коллективах, обеспечения полноценным питанием беременных и кормящих женщин, а также детей в возрасте до 3 лет; разработка образовательных программ для различных групп населения и повышение профессионального уровня специалистов, работающих в области медицины и образования, по вопросам здорового питания; мониторинг состояния питания и здоровья населения Важнейшие целевые ин- - рост к 2020 году: дикаторы и показатели производства продуктов, обогащенных Программы витаминами, микроэлементами и другими биологически активными веществами, на 8,0 процента; производства чистой природной минеральной воды на 50,0 процента; снижение к 2020 году первичной заболеваемости диффузным эндемическим зобом на 10,0 процента Срок реализации Про- - 2011-2020 годы граммы Объемы и источники фи- - общий объем финансирования Программы нансирования Програм- на 2011-2020 годы составляет 286620,0 мы тыс. рублей (в ценах 2011 г.), из них средства: местных бюджетов - 42750,0 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году - 0,0 тыс. рублей; в 2012 году - 0,0 тыс. рублей; в 2013 году - 9250,0 тыс. рублей; в 2014 году - 9250,0 тыс. рублей; в 2015 году - 9250,0 тыс. рублей; в 2016 году - 3000,0 тыс. рублей; в 2017 году - 3000,0 тыс. рублей; в 2018 году - 3000,0 тыс. рублей; в 2019 году - 3000,0 тыс. рублей; в 2020 году - 3000,0 тыс. рублей; внебюджетных источников - 243870,0 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году - 29150,0 тыс. рублей; в 2012 году - 29100,0 тыс. рублей; в 2013 году - 29095,0 тыс. рублей; в 2014 году - 29090,0 тыс. рублей; в 2015 году - 29085,0 тыс. рублей; в 2016 году - 19680,0 тыс. рублей; в 2017 году - 19675,0 тыс. рублей; в 2018 году - 19670,0 тыс. рублей; в 2019 году - 19665,0 тыс. рублей; в 2020 году - 19660,0 тыс. рублей Ожидаемые результаты - расширение отечественного реализации Программы и производства продуктов, обогащенных показатели социально- витаминами, микроэлементами и другими экономической эффек- биологически активными веществами; тивности повышение информированности различных групп населения по вопросам здорового питания; снижение распространенности заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием Система организации - контроль за выполнением Программы контроля за выполнением осуществляется Министерством Программы здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. Исполнители основных мероприятий ежегодно к 15 февраля до 2021 года представляют государственному заказчику информацию о ходе реализации Программы. Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклады о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств. По окончании срока реализации Программы Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. После согласования с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации, на основании которого до 1 апреля 2021 г. на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики принимается решение о снятии с контроля данной Программы. I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом Здоровое питание является одним из основных критериев формирования здорового образа жизни, непременным условием повышения ее качества, долголетия, а в более широком смысле - залогом национального благополучия и плодотворного развития общества. Эти положения основаны на том, что пища, оптимальная по составу макро- и микронутриентов, способствует не только формированию физического здоровья и профилактике заболеваний, но и развитию гармоничной личности, способной на высоком уровне выполнять функции, возложенные на нее обществом и государством. Уже доказано, что здоровое питание является мощным протективным фактором развития сердечно-сосудистых заболеваний, занимающих лидирующие позиции в структуре основных причин смертности населения развитых стран мира, онкологических заболеваний и многих других. С другой стороны, здоровое питание является основным катализатором развития интеллектуального потенциала нации, поскольку употребление необходимого количества полноценного белка, витаминов, пробиотических субстанций абсолютно необходимо для адекватного психоинтеллектуального развития ребенка, а также поддержания высокого уровня интеллектуального функционирования во взрослом возрасте и у пожилых людей. Питание оказывает существенное влияние на состояние сопротивляемости человека: алиментарная недостаточность снижает способность организма производить специфические антитела, нарушает целостность тканей, замедляет процесс заживления ран и образование коллагена, влияет на функции эндокринных желез. Пищевой рацион оказывает влияние на тяжесть инфекционного заболевания в 50 процентах случаев. Более того, при воздействии стресса любого происхождения в организме значительно повышается потребность в питательных веществах, прежде всего в белках животного происхождения, витаминах и минеральных веществах, пищевых волокнах. Современное питание характеризуется дисбалансом содержания основных составляющих (белков, жиров, углеводов). Проводившиеся в Чувашской Республике эпидемиологические исследования выявили низкий уровень потребления белка, повышенное потребление сахара при недостатке в рационе овощей и фруктов, дефицит которых составил 44,4 процента. Соотношение питательных веществ нарушено в сторону увеличения потребления углеводов в 1,5-2 раза. По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии, дефицит потребления основных групп продуктов питания по сравнению с физиологическими нормами составляет: мяса - 27,0 процента от физиологических норм, молока - 34,4, яиц - 26,9, рыбы - 52,2, масла растительного - 53,1 процента. Остается высоким уровень потребления населением картофеля, хлеба и хлебопродуктов. Питание во время беременности призвано обеспечить правильное течение, благоприятный исход беременности и поддерживать оптимальное состояние здоровья женщины. Дефицит отдельных макро- и микроэлементов во внутриутробном периоде не только влияет на формирование плода, но и отрицательно сказывается на дальнейшем состоянии здоровья ребенка и является фактором риска развития целого ряда заболеваний в зрелом возрасте. В республике реализуются мероприятия по оптимизации питания женщин в период беременности и грудного вскармливания. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. N 701 "О родовом сертификате" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2005 г., регистрационный N 7337) беременные женщины и кормящие матери до достижения детьми 6 месяцев обеспечиваются препаратами, содержащими микроэлементы и витамины, а также дополнительным питанием при нахождении в акушерском стационаре. В результате этого в 2010 году снизился удельный вес беременных женщин с проявлениями анемии и составил 34,1 процента (в 2009 г. - 37,7 процента, 2008 г. - 44,8 процента), доля маловесных детей уменьшилась до 0,99 процента (в 2009 г. - 1,4 процента, 2008 г. - 1,7 процента), доля детей с врожденными пороками уменьшилась до 3,0 процента (в 2009 г. - 3,6 процента, 2008 г. - 3,7 процента). В то же время зарегистрирован рост рождения недоношенных детей до 5,3 процента (в 2009 г. - 5,1 процента, 2008 г. - 4,9 процента). Грудное молоко является идеальной пищей для обеспечения здорового роста и развития детей, повышения устойчивости к вредным факторам внешней среды. Грудное вскармливание оказывает благоприятное влияние на развитие центральной нервной системы ребенка и его психический статус. Отмечено, что дети, которые вскармливались материнским молоком, отличаются гармоничным физическим развитием, они более спокойны, уравновешенны, приветливы и доброжелательны по сравнению с детьми, находившимися на искусственном вскармливании, а впоследствии сами становятся внимательными и заботливыми родителями. В соответствии с Международной программой ВОЗ/ЮНИСЕФ "Охрана, поощрение и поддержка практики грудного вскармливания" в учреждениях родовспоможения и детства проводятся мероприятия по поддержке естественного вскармливания. Благодаря профилактическим мероприятиям, направленным на выработку грудного молока (стимуляцию лактации), пропаганде естественного вскармливания среди беременных женщин и кормящих матерей продолжительность грудного вскармливания в среднем по Чувашии выше, чем по России, и составляет в возрасте 3 месяцев - 35,4 процента, в возрасте 6 месяцев - 53,3 процента. Однако необходимо и в дальнейшем продолжить работу по пропаганде естественного вскармливания на всех этапах с целью увеличения числа женщин, сориентированных на естественное вскармливание детей, увеличить охват беременных по обучению в "школах матерей" при женских консультациях, проводить беседы в условиях акушерского стационара о преимуществах грудного вскармливания и необходимости раннего прикладывания новорожденного ребенка к груди матери, осуществлять мероприятия по поощрению грудного вскармливания в условиях детской поликлиники и детского стационара. Наличие ВИЧ-инфекции у матери является абсолютным показанием для назначения искусственного питания новорожденному, что способствует предупреждению заражения ребенка ВИЧ-инфекцией. Питание детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей и воспитывающихся в семьях, осуществляется за счет средств родителей. Для полного обеспечения искусственным вскармливанием детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, до достижения возраста 1 года ежегодно требуется около 623,0 тыс. рублей. У детей и подростков в школьный период наблюдаются интенсивные процессы роста, сложная гормональная перестройка организма, деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем, головного мозга. Значительное умственное и физическое напряжение, которое в последние годы значительно возросло в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ, нередко в сочетании с дополнительными нагрузками, приводит к необходимости ответственного подхода к составлению режима питания современных детей. Пищевой рацион школьников должен покрывать все энергетические потребности, связанные с бурным ростом организма и интенсивной жизнедеятельностью детей. Очень часто это происходит в основном за счет потребления большого количества продуктов с высоким содержанием жиров и сахара, что может привести к развитию в будущем ожирения, кариеса, гиповитаминозов, микроэлементному дисбалансу. В настоящее время среди школьников наблюдаются увеличение количества детей, имеющих хроническую патологию, и уменьшение числа относительно здоровых детей. В структуре заболеваний школьников часто встречаются заболевания желудочно-кишечного тракта, почек, болезни обмена веществ, а также близорукость и сколиоз. Чрезмерные физические нагрузки, несбалансированное питание могут привести к ухудшению здоровья и обострениям уже имеющихся хронических заболеваний. На начало 2010/2011 учебного года одноразовым горячим питанием было охвачено 91,6 процента школьников (в 2009/2010 учебном году - 91,1 процента). Внедряется система двухразового питания (завтрак и обед) в основном для учащихся младших классов (охвачено 24,3 процента учащихся) и трехразового питания (завтрак, обед и полдник) для школьников, посещающих группы продленного дня (охвачено 11,83 процента учащихся). Необходимо проводить дальнейшие мероприятия по увеличению охвата школьников оптимизированным горячим питанием. В 2010 году заболеваемость анемиями среди детей снизилась на 20,4 процента и составила 37,5 на 1 тыс. соответствующего населения (в 2004 г. - 47,1), среди подростков она выросла на 1,5 процента и составила в 2010 году 13,9 на 1 тыс. соответствующего населения (в 2004 г. - 13,7). Количество детей и подростков, отстающих в физическом развитии, составило в 2010 году 3,4 процента среди детей дошкольного возраста и 4,1 процента среди школьников. Продолжает снижаться количество детей, отнесенных к 1 группе здоровья (21,5 процента от общего числа воспитанников дошкольных образовательных учреждений, 17,3 процента - учащихся школ). По данным учреждения Российской академии медицинских наук Научно-исследовательского института питания РАМН, большая часть больных и пострадавших, поступающих в стационары, имеют существенные нарушения пищевого статуса, проявляющиеся у 20,0 процента пациентов как истощение и недоедание, у 50,0 процента нарушениями липидного обмена, 90,0 процента имеют признаки гипо- и авитаминоза, более 50,0 процента пациентов имеют изменения иммунного статуса. Исходные нарушения питания в значительной степени снижают эффективность лечебных мероприятий, особенно при травмах, ожогах, обширных оперативных вмешательствах, увеличивают риск развития септических и инфекционных осложнений, отрицательно влияют на продолжительность пребывания больных в стационаре, ухудшают показатели летальности. Накопленный опыт развития основных клинических дисциплин свидетельствует о том, что в стратегии лечебных мероприятий у больных терапевтического и особенно хирургического профиля одно из центральных мест должны занимать коррекция нарушений обмена веществ и адекватное обеспечение энергетических и пластических потребностей организма. С 2001 года по настоящее время в Чувашской Республике ведется большая научно-исследовательская работа по изучению характера питания населения. На базе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии проведены широкомасштабные эпидемиологические исследования, в результате которых уточнены эндемические проблемы территории и выявлены новые природные факторы, выражающиеся в особенностях микроэлементного состава рациона и оказывающие негативное влияние на состояние здоровья как взрослого, так и детского населения. В частности, в сельской местности в рационах питания детей снижено содержание железа, на всех исследованных территориях республики в рационах питания обнаружен дефицит меди и селена. В результате осуществления государственной политики в области здорового питания населения в республике произошло увеличение потребления таких важных продуктов питания, как мясо и мясопродукты (на 18,0 процента по сравнению с 2005 г.), фрукты и ягоды (на 36,0 процента), рыба и рыбопродукты (на 40,0 процента), яйца (на 6,0 процента), растительное масло (на 13,0 процента). При этом необходимо отметить, что одновременно произошли снижение и приближение к рекомендуемым нормативам потребления хлеба и хлебопродуктов, картофеля, сахара и кондитерских изделий. Однако анализ состояния здоровья населения Чувашской Республики свидетельствует о сохраняющемся достаточно высоком уровне смертности от сердечно-сосудистых (49,8 процента в структуре смертности), онкологических (около 14,0 процента) заболеваний. За прошедшие 5 лет распространенность ожирения и язвенной болезни среди детей республики возросла в 2 раза, анемии - почти на 40,0 процента. На 50,0 процента увеличилась распространенность язвенной болезни среди подростков. Прирост страдающих ожирением среди взрослых составил 20,0 процента, число больных анемией среди взрослых увеличилось на треть. Таким образом, отмечаются несбалансированность питания населения республики по белкам, жирам и углеводам, а также дефицит полноценных белков, полиненасыщенных жирных кислот, микронутриентов и витаминов на фоне избыточного потребления углеводов и животных жиров, хотя наметилась тенденция к оптимизации структуры питания населения за счет увеличения в рационе доли мясных и молочных продуктов, фруктов и овощей. Крайне актуальными являются вопросы повышения продовольственной безопасности, создания надежных контролирующих механизмов и обеспечения эффективного государственного надзора в целях недопущения употребления в пищу населением недоброкачественных, контаминированных, содержащих гормоны или антибиотики, генетически модифицированных и иных вредных для здоровья пищевых продуктов. Реализация настоящей Программы позволит решить приоритетные задачи государства и общества по улучшению здоровья населения и повышению качества жизни людей. Программа носит межведомственный характер, призвана объединить и скоординировать усилия органов управления образованием, здравоохранением, организаций торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства и других, создать условия для формирования у населения Чувашской Республики навыков здорового питания. II. Основные цели, задачи, срок реализации Программы. Целевые индикаторы и показатели Программы Основными целями Программы являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика и снижение распространенности заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием. Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач: расширение отечественного производства основных видов продовольственного сырья, отвечающего современным требованиям качества и безопасности; совершенствование организации питания в организованных коллективах, обеспечения полноценным питанием беременных и кормящих женщин, а также детей в возрасте до 3 лет; разработка образовательных программ для различных групп населения и повышение профессионального уровня специалистов, работающих в области медицины и образования, по вопросам здорового питания; мониторинг состояния питания и здоровья населения. Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в 2011-2020 годах. Индикаторы ожидаемой эффективности реализации Программы приведены в приложении N 1 к Программе. III. Перечень программных мероприятий Основными мероприятиями Программы являются: 1. Расширение отечественного производства основных видов продовольственного сырья, отвечающего современным требованиям качества и безопасности. Предусматриваются: организация производства экологически безопасной сельскохозяйственной продукции на основе внедрения биологического земледелия; формирование реестра товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Чувашской Республике - поставщиков экологически безопасных продуктов питания для государственных и муниципальных нужд. 2. Развитие производства пищевых продуктов, обогащенных витаминами и микроэлементами. Предусматриваются: развитие производства продуктов питания массового потребления, обогащенных витаминами и минеральными веществами (хлебобулочных и кондитерских изделий, молока и молочных продуктов, витаминизированных напитков); организация производства чистой природной минеральной воды как источника микроэлементного баланса; проведение мониторинга состояния производства и обеспеченности рынка продовольственных товаров лечебно-профилактического действия, обогащенных витаминами и минеральными веществами. 3. Усиление государственного контроля за качеством сырья и готовой продукции на стадиях производства, транспортировки, хранения и сбыта. Предусматриваются: внедрение и сертификация систем контроля качества на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности и организаций агропромышленного комплекса Чувашской Республики на базе международных стандартов ИСО 9000, включая систему ХАССП и экологическую сертификацию; организация и проведение входного и производственного контроля за качеством продовольственного сырья и пищевой продукции в общеобразовательных, лечебно-профилактических, социальных учреждениях, предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности в соответствии с санитарными правилами СП 1.1.1058-01; осуществление надзора за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов на стадиях производства, транспортировки, хранения и реализации. 4. Организация сбалансированного питания детей в организованных группах (в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания семьи и детей, учреждениях отдыха и оздоровления детей). Предусматриваются: разработка и утверждение наборов продуктов и меню горячих завтраков и обедов (в том числе 20-дневного меню) для питания воспитанников учреждений дошкольного образования, учащихся образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания семьи и детей, учреждений отдыха и оздоровления детей; внедрение в образовательных учреждениях новых методик организации питания: "шведский стол", "экспресс-завтраки", "щадящее диетическое питание", "витаминный стол" с привлечением комбинатов школьного питания; реализация в общеобразовательных учреждениях экспериментальных проектов по введению 2-кратного горячего питания (завтрака и обеда) для учащихся 5-7 классов; обеспечение бесперебойного снабжения дошкольных и общеобразовательных учреждений пищевыми продуктами, обогащенными витаминными и минеральными добавками; установка в школьных столовых и пищеблоках дошкольных образовательных учреждений фильтров глубокой очистки на входе забора питьевой воды в населенных пунктах с централизованным водоснабжением; модернизация и техническое переоснащение пищеблоков и обеденных залов школьных столовых и пищеблоков дошкольных учреждений. 5. Совершенствование диетического (лечебного и профилактического) питания в учреждениях здравоохранения. Предусматриваются: обеспечение учреждений здравоохранения специализированными белковыми смесями для оптимизации рационов питания по легкоусвояемому белку; обеспечение учреждений здравоохранения смесями для энтерального питания и препаратами для парентерального питания. 6. Обеспечение полноценным питанием беременных и кормящих женщин, а также детей в возрасте до 3 лет. Предусматриваются: обеспечение беременных женщин по показаниям витаминами и микроэлементами; организация специализированных кабинетов при женских консультациях, родильных домах, детских поликлиниках для обучения беременных женщин и кормящих матерей основам грудного вскармливания и питания детей раннего возраста; обеспечение дополнительным питанием беременных и кормящих женщин в акушерских стационарах; разработка механизма обеспечения продуктами для искусственного вскармливания детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, до достижения возраста 1 года; обеспечение специализированными питательными смесями детей, находящихся в домах ребенка. 7. Разработка образовательных программ для различных групп населения по вопросам здорового питания и усиление пропаганды здорового питания населения. Предусматриваются: организация и проведение семинаров по основам и правилам здорового питания и культуре питания для работников образовательных учреждений, школьников и их родителей с привлечением медицинских работников; обучение школьников культуре и основам здорового питания в рамках реализации учебных программ по биологии, химии и технологии и элективных курсов; разработка методических рекомендаций по организации питания детей в связи с введением СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"; организация теле- и радиопередач по формированию у населения навыков здорового питания; изготовление и размещение роликов на телевидении по рекламе продуктов, полезных для здоровья; разработка и распространение методических рекомендаций по вопросам здорового питания среди работников здравоохранения, образования и населения в целом; проведение конференций и круглых столов по вопросам здорового питания; организация и обучение добровольческих команд из числа школьников основам здорового питания и новым технологиям в области школьного питания и методикам распространения информации; реализация грантовых программ и проектов, направленных на формирование культуры здорового питания. 8. Повышение профессионально-квалификационного уровня подготовки кадров по вопросам здорового питания. Предусматриваются: обучение врачей-диетологов, нутрициологов, врачей общей практики по вопросам рационального питания на курсах усовершенствования врачей; включение в программу курсов повышения квалификации педагогических работников, работников предприятий общественного питания и торговли вопросов здорового питания. 9. Мониторинг состояния питания и здоровья населения. Предусматриваются: изучение уровня информированности населения и медицинских работников в вопросах здорового питания и пищевых привычек путем анкетирования; развитие системы мониторинга питания школьников: охвата обучающихся образовательных учреждений горячим питанием; соответствия состояния химического состава рациона рекомендуемым нормам; распространенности алиментарно-зависимых заболеваний среди школьников; состояния сети пищеблоков образовательных учреждений; проведение мониторинга распространения алиментарно-зависимых заболеваний и заболеваний, свидетельствующих о дефиците минеральных веществ и витаминов, среди детского населения, подростков и беременных женщин. Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 2 к Программе. IV. Ресурсное обеспечение Программы Общий объем финансирования Программы (таблица) составляет 286620,0 тыс. рублей (в ценах 2011 г.), из них средства: местных бюджетов - 42750,0 тыс. рублей; внебюджетных источников - 243870,0 тыс. рублей. Объемы финансирования Программы —————————————|————————————————————————————————————————————————————————— Годы | Объемы затрат по источникам финансирования, тыс. рублей реализации |——————————————————|———————————————————|—————————————————— Программы | местный бюджет | внебюджетные | всего | | источники | —————————————|——————————————————|———————————————————|—————————————————— 2011 0,0 29150,0 29150,0 2012 0,0 29100,0 29100,0 2013 9250,0 29095,0 38345,0 2014 9250,0 29090,0 38340,0 2015 9250,0 29085,0 38335,0 2016 3000,0 19680,0 22680,0 2017 3000,0 19675,0 22675,0 2018 3000,0 19670,0 22670,0 2019 3000,0 19665,0 22665,0 2020 3000,0 19660,0 22660,0 Итого 42750,0 243870,0 286620,0 В ходе реализации Программы объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики. V. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее реализации Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в ходе реализации Программы обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий. Основные исполнители Программы ежегодно разрабатывают и утверждают план работ по реализации мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляют организацию, контроль и выполнение предусмотренных работ в полном объеме. Контроль за исполнением Программы осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. Исполнители основных мероприятий ежегодно к 15 февраля до 2021 года представляют государственному заказчику информацию о ходе реализации Программы. Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклады о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств. По окончании срока реализации Программы Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. После согласования с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации, на основании которого до 1 апреля 2021 г. на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики принимается решение о снятии с контроля данной Программы. VI. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы Оценка эффективности реализации Программы проводится в сравнении с 2010 годом с учетом следующих показателей: увеличение производства продуктов, обогащенных витаминами, микроэлементами и другими биологически активными веществами, на 8,0 процента; увеличение производства чистой природной минеральной воды на 50,0 процента; снижение первичной заболеваемости диффузным эндемическим зобом на 10,0 процента. Социальная эффективность реализации мероприятий Программы будет выражена в сохранении и укреплении здоровья населения, снижении распространенности заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием, улучшении качества и увеличении продолжительности жизни. Общий экономический эффект предполагается получить от предотвращения хронических неинфекционных заболеваний, увеличения продолжительности активной жизни, снижения количества дней временной нетрудоспособности, инвалидизации и смертности при хронических неинфекционных заболеваниях. Методика расчета экономической эффективности реализации Программы приведена в приложении N 3 к Программе. Приложение N 1 к республиканской целевой программе "Здоровое питание (2011-2020 годы)" И Н Д И К А Т О Р Ы ожидаемой эффективности реализации республиканской целевой программы "Здоровое питание (2011-2020 годы)" —————|——————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— N | Наименование | Индикаторы хода реализации Программы пп | показателей |————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|—————————— | | до реали- | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | | зации | | | | | | | | | | | | Програм- | | | | | | | | | | | | мы | | | | | | | | | | | | (2010 год) | | | | | | | | | | —————|——————————————————————|————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|—————————— 1. Производство продук- 15488,24 15612,1 15736,0 15859,9 15983,8 16107,7 16231,6 16355,5 16479,4 16603,3 16727,3 тов, обогащенных ви- таминами, микроэле- ментами и другими биологически актив- ными веществами, тонн 2. Производство чистой 14507,0 15232,4 15957,7 16683,0 17408,4 18133,8 18859,1 19584,5 20309,8 21035,2 21760,5 природной минераль- ной воды, полулитров 3. Первичная заболевае- 443,4 438,9 434,5 430,1 425,7 421,3 416,8 412,4 408,0 403,5 399,1 мость диффузным эн- демическим зобом, случаев на 100 тыс. населения Приложение N 2 к республиканской целевой программе "Здоровое питание (2011-2020 годы)" М Е Р О П Р И Я Т И Я по реализации республиканской целевой программы "Здоровое питание (2011-2020 годы)" ———————|———————————————————————————————————————————|———————————————————|————————|—————————————————————————————————————————— N | Наименование мероприятий | Исполнители | Срок | Источники финансирования, тыс. рублей пп | | | испол- |——————————————|————————————|—————————————— | | | нения | республикан- | местные | внебюджетные | | | (годы) | ский бюджет | бюджеты | источники | | | | Чувашской | | | | | | Республики | | ———————|———————————————————————————————————————————|———————————————————|————————|——————————————|————————————|—————————————— I. Расширение отечественного производства основных видов продовольственного сырья, отвечающего современным требованиям качества и безопасности 1.1. Организация производства экологически Минсельхоз Чу- 2011 10000,0 безопасной сельскохозяйственной продук- вашии, органы 2012 10000,0 ции на основе внедрения биологического местного само- 2013 10000,0 земледелия управления му- 2014 10000,0 ниципальных 2015 10000,0 районов и город- 2016 10000,0 ских округов*, 2017 10000,0 организации аг- 2018 10000,0 ропромышленно- 2019 10000,0 го комплекса* 2020 10000,0 1.2. Формирование реестра товаропроизводи- Минсельхоз Чу- 2011- текущее финансирование телей сельскохозяйственной продукции, вашии, Минэко- 2020 сырья и продовольствия в Чувашской Рес- номразвития Чу- публике - поставщиков экологически безо- вашии, органы пасных продуктов питания для государст- местного самоуп- венных и муниципальных нужд равления муни- ципальных рай- онов и городских округов, органи- зации агропро- мышленного ком- плекса II. Развитие производства пищевых продуктов, обогащенных витаминами и микроэлементами 2.1. Развитие производства продуктов питания Минсельхоз Чу- 2011 1600,0 массового потребления, обогащенных ви- вашии, органы 2012 1600,0 таминами и минеральными веществами местного самоуп- 2013 1600,0 (хлебобулочных и кондитерских изделий, равления муни- 2014 1600,0 молока и молочных продуктов, витамини- ципальных рай- 2015 1600,0 зированных напитков) онов и городских 2016 1600,0 округов, органи- 2017 1600,0 зации агропро- 2018 1600,0 мышленного 2019 1600,0 комплекса 2020 1600,0 2.2. Организация производства чистой при- Минсельхоз Чу- 2011 1450,0 родной минеральной воды как источника вашии, Минпри- 2012 1450,0 микроэлементного баланса роды Чувашии, 2013 1450,0 органы местного 2014 1450,0 самоуправления 2015 1450,0 муниципальных 2016 1450,0 районов и город- 2017 1450,0 ских округов, ор- 2018 1450,0 ганизации агро- 2019 1450,0 промышленного 2020 1450,0 комплекса 2.3. Проведение мониторинга состояния про- Минздравсоцраз- 2011- текущее финансирование изводства и обеспеченности рынка продо- вития Чувашии, 2020 вольственных товаров лечебно-профилак- Управление Рос- тического действия, обогащенных витами- потребназдора по нами и минеральными веществами Чувашской Рес- публике - Чува- шии*, органы ме- стного самоуп- равления муни- ципальных рай- онов и городских округов III. Усиление государственного контроля за качеством сырья и готовой продукции на стадиях производства, транспортировки, хранения и сбыта 3.1. Внедрение и сертификация систем контро- Минсельхоз Чу- 2011 5200,0 ля качества на предприятиях пищевой и вашии, Минэко- 2012 5200,0 перерабатывающей промышленности и номразвития Чу- 2013 5200,0 организаций агропромышленного ком- вашии, организа- 2014 5200,0 плекса Чувашской Республики на базе ции агропромыш- 2015 5200,0 международных стандартов ИСО 9000, ленного комплек- 2016 5200,0 включая систему ХАССП и экологическую са 2017 5200,0 сертификацию 2018 5200,0 2019 5200,0 2020 5200,0 3.2. Организация и проведение входного и Минобразования 2011 1400,0 производственного контроля за качеством Чувашии, Мин- 2012 1400,0 продовольственного сырья и пищевой здравсоцразвития 2013 1400,0 продукции в общеобразовательных, лечеб- Чувашии, Мин- 2014 1400,0 но-профилактических, социальных учреж- сельхоз Чувашии, 2015 1400,0 дениях, предприятиях пищевой и перера- органы местного 2016 1400,0 батывающей промышленности в соответ- самоуправления 2017 1400,0 ствии с санитарными правилами муниципальных 2018 1400,0 СП 1.1.1058-01 районов и город- 2019 1400,0 ских округов, ор- 2020 ганизации агро- промышленного комплекса 3.3. Осуществление надзора за качеством и Управление Рос- 2011- - - - безопасностью продовольственного сырья потребнадзора по 2020 и пищевых продуктов на стадиях произ- Чувашской Рес- водства, транспортировки, хранения и реа- публике - Чува- лизации шии, Управление Россельхознадзо- ра по Чувашской Республике* IV. Организация сбалансированного питания детей в организованных группах (в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания семьи и детей, учреждениях отдыха и оздоровления детей) 4.1. Разработка и утверждение наборов про- Минобразования 2011- текущее финансирование дуктов и меню горячих завтраков и обедов Чувашии, Мин- 2020 (в том числе 20-дневного меню) для пита- здравсоцразвития ния воспитанников учреждений дошколь- Чувашии, ФБУЗ ного образования, учащихся образователь- "Центр гигиены и ных учреждений, учреждений социального эпидемиологии в обслуживания семьи и детей, учреждений Чувашской Рес- отдыха и оздоровления детей публике - Чува- шии"*, органы местного самоуп- равления муни- ципальных рай- онов и городских округов 4.2. Внедрение в образовательных учреждени- Минобразования 2011- текущее финансирование ях новых методик организации питания: Чувашии, органы 2020 "шведский стол", "экспресс-завтраки", местного самоуп- "щадящее диетическое питание", "вита- равления муни- минный стол" с привлечением комбинатов ципальных рай- школьного питания онов и городских округов 4.3. Реализация в общеобразовательных учре- Минобразования 2013 6250,0 ждениях экспериментальных проектов по Чувашии, органы 2014 6250,0 введению 2-кратного горячего питания местного самоуп- 2015 6250,0 (завтрака и обеда) для учащихся 5-7 клас- равления муни- сов ципальных рай- онов и городских округов 4.4. Обеспечение бесперебойного снабжения Минобразования 2011- текущее финансирование дошкольных и общеобразовательных уч- Чувашии, Мин- 2020 реждений пищевыми продуктами, обога- здравсоцразвития щенными витаминными и минеральными Чувашии, Мин- добавками сельхоз Чувашии, органы местного самоуправления муниципальных районов и город- ских округов 4.5. Установка в школьных столовых и пище- Минобразования 2013 3000,0 блоках дошкольных образовательных уч- Чувашии, органы 2014 3000,0 реждений фильтров глубокой очистки на местного самоуп- 2015 3000,0 входе забора питьевой воды в населенных равления муни- 2016 3000,0 пунктах с централизованным водоснабже- ципальных рай- 2017 3000,0 нием онов и городских 2018 3000,0 округов 2019 3000,0 2020 3000,0 4.6. Модернизация и техническое переоснаще- Минобразования 2011- текущее финансирование ние пищеблоков и обеденных залов Чувашии, органы 2020 школьных столовых и пищеблоков дошко- местного самоуп- льных учреждений равления муни- ципальных рай- онов и городских округов V. Совершенствование диетического (лечебного и профилактического) питания в учреждениях здравоохранения 5.1. Обеспечение учреждений здравоохранения Минздравсоцраз- 2011- текущее фи- специализированными белковыми смесями вития Чувашии, 2020 нансирование для оптимизации рационов питания по органы местного легкоусвояемому белку самоуправления муниципальных районов и город- ских округов 5.2. Обеспечение учреждений здравоохранения Минздравсоцраз- 2011- текущее фи- смесями для энтерального питания и пре- вития Чувашии, 2020 нансирование паратами для парентерального питания органы местного самоуправления муниципальных районов и город- ских округов VI. Обеспечение полноценным питанием беременных и кормящих женщин, а также детей в возрасте до 3 лет 6.1. Обеспечение беременных женщин по по- Минздравсоцраз- 2011 9000,0 казаниям витаминами и микроэлементами вития Чувашии, 2012 9000,0 ГУ - региональ- 2013 9000,0 ное отделение 2014 9000,0 Фонда социаль- 2015 9000,0 ного страхования Российской Фе- дерации по Чу- вашской Респуб- лике - Чувашии* 6.2. Организация специализированных кабине- Минздравсоцраз- 2011- текущее финансирование тов при женских консультациях, родиль- вития Чувашии, 2020 ных домах, детских поликлиниках для органы местного обучения беременных женщин и кормя- самоуправления щих матерей основам грудного вскармли- муниципальных вания и питания детей раннего возраста районов и город- ских округов 6.3. Обеспечение дополнительным питанием Минздравсоцраз- 2011 400,0 беременных и кормящих женщин в аку- вития Чувашии, 2012 400,0 шерских стационарах ГУ - региональ- 2013 400,0 ное отделение 2014 400,0 Фонда социаль- 2015 400,0 ного страхования Российской Фе- дерации по Чу- вашской Респуб- лике - Чувашии 6.4. Разработка механизма обеспечения про- Минздравсоцраз- 2012 текущее фи- дуктами для искусственного вскармлива- вития Чувашии нансирование ния детей, рожденных от ВИЧ-инфициро- ванных матерей, до достижения возраста 1 года 6.5. Обеспечение специализированными пита- Минздравсоцраз- 2011- текущее фи- тельными смесями детей, находящихся в вития Чувашии 2020 нансирование домах ребенка VII. Разработка образовательных программ для различных групп населения по вопросам здорового питания и усиление пропаганды здорового питания населения 7.1. Организация и проведение семинаров по Минобразования 2011- текущее финансирование основам и правилам здорового питания и Чувашии, Мин- 2020 культуре питания для работников образо- здравсоцразвития вательных учреждений, школьников и их Чувашии, органы родителей с привлечением медицинских местного самоуп- работников равления муни- ципальных рай- онов и городских округов 7.2. Обучение школьников культуре и основам Минобразования 2011- текущее финансирование здорового питания в рамках реализации Чувашии, органы 2020 учебных программ по биологии, химии и местного самоуп- технологии и элективных курсов равления муни- ципальных рай- онов и городских округов 7.3. Разработка методических рекомендаций по Минобразования 2012 текущее фи- организации питания детей в связи с вве- Чувашии, Мин- нансирование дением СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно- здравсоцразвития эпидемиологические требования к устрой- Чувашии, Управ- ству, содержанию и организации режима ление Роспотреб- работы в дошкольных организациях" надзора по Чу- вашской Респуб- лике - Чувашии, ФБУЗ "Центр ги- гиены и эпиде- миологии в Чу- вашской Респуб- лике - Чувашии" 7.4. Организация теле- и радиопередач по Минкультуры Чу- 2011- текущее финансирование формированию у населения навыков здо- вашии, Мин- 2020 рового питания здравсоцразвития Чувашии, органы местного самоуп- равления муни- ципальных рай- онов и городских округов 7.5. Изготовление и размещение роликов на Минкультуры Чу- 2011- текущее финансирование телевидении по рекламе продуктов, полез- вашии, Мин- 2020 ных для здоровья здравсоцразвития Чувашии, органы местного самоуп- равления муни- ципальных рай- онов и городских округов 7.6. Разработка и распространение методиче- Минздравсоцраз- 2011- текущее финансирование ских рекомендаций по вопросам здорового вития Чувашии, 2020 питания среди работников здравоохране- Минобразования ния, образования и населения в целом Чувашии, Управ- ление Роспотреб- надзора по Чу- вашской Респуб- лике - Чувашии, органы местного самоуправления муниципальных районов и город- ских округов 7.7. Проведение конференций и круглых сто- Минздравсоцраз- 2011- текущее финансирование лов по вопросам здорового питания вития Чувашии, 2020 органы местного самоуправления муниципальных районов и город- ских округов 7.8. Организация и обучение добровольческих Минобразования 2011- текущее финансирование команд из числа школьников основам здо- Чувашии, Мин- 2020 рового питания и новым технологиям в здравсоцразвития области школьного питания и методикам Чувашии, Управ- распространения информации ление Роспотреб- надзора по Чу- вашской Респуб- лике - Чувашии, органы местного самоуправления муниципальных районов и город- ских округов 7.9. Реализация грантовых программ и проек- Минздравсоцраз- 2011- текущее фи- тов, направленных на формирование куль- вития Чувашии 2020 нансирование туры здорового питания VIII. Повышение профессионально-квалификационного уровня подготовки кадров по вопросам здорового питания 8.1. Обучение врачей-диетологов, нутрициоло- Минздравсоцраз- 2011 100,0 гов, врачей общей практики по вопросам вития Чувашии, 2012 55,0 рационального питания на курсах усовер- органы местного 2013 45,0 шенствования врачей самоуправления 2014 40,0 муниципальных 2015 35,0 районов и город- 2016 30,0 ских округов 2017 25,0 2018 20,0 2019 15,0 2020 10,0 8.2. Включение в программу курсов повыше- Минобразования 2011- текущее финансирование ния квалификации педагогических работ- Чувашии, Мин- 2020 ников, работников предприятий общест- здравсоцразвития венного питания и торговли вопросов здо- Чувашии, Мин- рового питания сельхоз Чувашии, Минэкономраз- вития Чувашии, органы местного самоуправления муниципальных районов и город- ских округов XI. Мониторинг состояния питания и здоровья населения 9.1. Изучение уровня информированности на- Минздравсоцраз- 2011- текущее финансирование селения и медицинских работников в во- вития Чувашии, 2020 просах здорового питания и пищевых при- ФБУЗ "Центр ги- вычек путем анкетирования гиены и эпиде- миологии в Чу- вашской Респуб- лике - Чувашии", органы местного самоуправления муниципальных районов и город- ских округов 9.2. Развитие системы мониторинга питания Минобразования 2011- текущее финансирование школьников: Чувашии, Мин- 2020 охвата обучающихся образовательных уч- здравсоцразвития реждений горячим питанием; Чувашии, Управ- соответствия состояния химического со- ление Роспотреб- става рациона рекомендуемым нормам; надзора по Чу- распространенности алиментарно-зависи- вашской Респуб- мых заболеваний среди школьников; лике - Чувашии, состояния сети пищеблоков образователь- органы местного ных учреждений самоуправления муниципальных районов и город- ских округов 9.3. Проведение мониторинга распространения Минздравсоцраз- 2011- текущее финансирование алиментарно-зависимых заболеваний и за- вития Чувашии, 2020 болеваний, свидетельствующих о дефици- Управление Рос- те минеральных веществ и витаминов, сре- потребнадзора по ди детского населения, подростков и бере- Чувашской Рес- менных женщин публике - Чува- шии, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Рес- публике - Чува- шии", органы ме- стного самоуп- равления муни- ципальных рай- онов и городских округов Всего по годам 2011 - - 29150,0 2012 - - 29100,0 2013 - 9250,0 29095,0 2014 - 9250,0 29090,0 2015 - 9250,0 29085,0 2016 - 3000,0 19680,0 2017 - 3000,0 19675,0 2018 - 3000,0 19670,0 2019 - 3000,0 19665,0 2020 - 3000,0 19660,0 Всего по исполнителям Минздравсоцраз- - - 47370,0 вития Чувашии Минобразования - 72750,0 - Чувашии Минсельхоз Чу- - - 182500,0 вашии Управление Рос- - - 14000,0 потребнадзора по Чувашской Рес- публике - Чува- шии Итого по Программе - 42750,0 243870,0 _____________________ <*> Мероприятия, предусмотренные Программой, реализуются по согласованию с исполнителем. Приложение N 3 к республиканской целевой программе "Здоровое питание (2011-2020 годы)" МЕТОДИКА РАСЧЕТА экономической эффективности реализации республиканской целевой программы "Здоровое питание (2011-2020 годы)" Экономический эффект от реализации республиканской целевой программы "Здоровое питание (2011-2020 годы)" определяется на основе установленных индикаторов: 1. Производство продуктов, обогащенных витаминами, микроэлементами и другими биологически активными веществами, тонн - показатель, рассчитываемый как общее количество продуктов пищевого назначения, обогащенных витаминами, микроэлементами и другими биологически активными веществами, произведенных в Чувашской Республике. Источником информации являются данные ежегодного запроса Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в организации - производители пищевой продукции в Чувашской Республике. 2. Производство чистой природной минеральной воды, полулитров - показатель, рассчитываемый как общий объем чистой природной минеральной воды, произведенной в Чувашской Республике. Источником информации являются данные таблицы 3 "Произведено важнейших видов промышленной продукции по полному кругу организаций-производителей" ежемесячного статистического бюллетеня Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике - Чувашии "Индекс производства и объем отгруженной продукции". 3. Уровень первичной заболеваемости диффузным эндемическим зобом, случаев на 100 тыс. населения - показатель, характеризующий отношение числа впервые зарегистрированных больных диффузным эндемическим зобом в отчетном году к среднегодовой численности населения. Источником информации являются данные таблицы 2000 отчетной формы N 63 "Сведения о заболеваниях, связанных с микронутриентной недостаточностью", представленные по возрастным группам населения (0-4, 5-9, 10-14, 15-17, 18-19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60 лет и старше). Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|