Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.11.2011 № 528КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 25.11.2011 N 528 О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 февраля 2011 г. N 28 В целях реализации мер по созданию эффективного механизма управления развитием кадрового потенциала для обеспечения строительной отрасли высококвалифицированными специалистами Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Республиканскую комплексную программу государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 февраля 2011 г. N 28 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 августа 2011 г. N 322) (далее - изменения). 2. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования, за исключением абзацев шестого и седьмого пункта 2 изменений, которые вступают в силу с 1 января 2012 года. Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики О.Макаров УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.11.2011 N 528 И З М Е Н Е Н И Я, которые вносятся в Республиканскую комплексную программу государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы 1. В паспорте Программы: позицию "Наименование подпрограммы" изложить в следующей редакции: "Наименование - "Снятие административных барьеров в подпрограмм строительстве на 2011-2015 годы" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы; "Кадровое обеспечение задач строительства на 2011-2015 годы" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы"; позицию "Объемы и источники финансирования Программы" изложить в следующей редакции: "Объемы и источники - общий объем финансирования Программы за финансирования 2011-2015 годы составит 41475,9 млн. Программы рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1518,44 млн. рублей (3,66 процента)<*>; средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 3105,02 млн. рублей (7,49 процента); средства местных бюджетов - 374,5 млн. рублей (0,9 процента); внебюджетные источники - 36477,94 млн. рублей (87,95 процента). Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджетов всех уровней"; 2. В разделе III "Механизм реализации Программы и комплекс мероприятий по реализации Программы": в пункте 3.3 "Обеспечение территорий жилой застройки объектами коммунальной инфраструктуры": в абзаце девятом подраздела "Электроснабжение" слова "муниципальных бюджетов" заменить словами "местных бюджетов"; в абзаце шестом подраздела "Теплоснабжение" слова "муниципальных бюджетов" заменить словами "местных бюджетов"; абзац четвертый пункта 3.11 "Мероприятия по улучшению качества жилищного фонда Чувашской Республики" признать утратившим силу; в абзаце третьем пункта 3.12 "Осуществление контроля и мониторинга хода реализации Программы" слова "Президенте Чувашской Республики" заменить словами "Главе Чувашской Республики"; в абзаце первом пункта 3.13 "Обеспечение информационной открытости реализации мер стимулирования жилищного строительства" слова "Президента Чувашской Республики" заменить словами "Главы Чувашской Республики". 3. В разделе IV "Ресурсное обеспечение Программы": абзац третий изложить в следующей редакции: "На реализацию мероприятий Программы в целом потребуется 41475,9 млн. рублей."; таблицу 31 "Объемы и источники финансирования Программы по годам ее реализации" изложить в следующей редакции: "Таблица 31 Объемы и источники финансирования Программы по годам ее реализации ——————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————— Источники | Объемы финансирования по годам реализации финансирования |———————————|—————————|————————|—————————|—————————|———————————— | 2011-2015 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 ——————————————————————————————————————————|———————————|—————————|————————|—————————|—————————|———————————— Всего по Программе 41475,9 7047,14 6569,5 7742,1 9230,27 10886,89 в том числе за счет средств: федерального бюджета<*> 1518,44 1095,21 102,26 103,37 107,0 110,6 республиканского бюджета Чувашской Рес- 3105,02 918,28 471,04 521,52 569,67 624,51 публики местных бюджетов 374,5 64,5 70,0 75,0 80,0 85,0 внебюджетных источников 36477,94 4969,15 5926,2 7042,21 8473,6 10066,78". 4. В приложении N 5 "Перечень основных мероприятий Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы": дополнить разделом VII "Кадровое обеспечение задач строительства" следующего содержания: "VII. Кадровое обеспечение задач строительства 7.1. Реализация мероприятий Минстрой Чува- 2011- внебюджетные 36,94 5,15 7,20 9,21 7,6 7,78"; по кадровому обеспече- шии, Минобра- 2015 источники нию задач строительства зования Чува- на 2011-2015 годы шии, Госслужба занятости Чува- шии, органы местного само- управления, учебные заве- дения, органи- зации строи- тельной отрасли позицию "Итого по Программе" изложить в следующей редакции: "Итого по Программе 41475,9 7047,14 6569,5 7742,1 9230,27 10886,89 федеральный 1518,44 1095,21 102,26 103,37 107,0 110,6 бюджет республикан- 3105,02 918,28 471,04 521,52 569,67 624,51 ский бюджет Чувашской Республики местные бюд- 374,5 64,5 70,0 75,0 80,0 85,0 жеты внебюджет- 36477,94 4969,15 5926,2 7042,21 8473,6 10066,78". ные источни- ки 5. Дополнить приложением N 11 "Подпрограмма "Кадровое обеспечение задач строительства на 2011-2015 годы" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы" следующего содержания: "Приложение N 11 к Республиканской комплексной программе государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы П О Д П Р О Г Р А М М А "Кадровое обеспечение задач строительства на 2011-2015 годы" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ Наименование - подпрограмма "Кадровое обеспечение подпрограммы задач строительства на 2011-2015 годы" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы Основание для - поручение Министерства регионального принятия решения развития Российской Федерации от 25 о разработке марта 2011 г. N 363ф-КК/08, поручение подпрограммы Президента Чувашской Республики от 28 марта 2011 г. N 01/05-2820, приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 101 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке подпрограмм кадрового обеспечения задач строительства региональных программ развития жилищного строительства" Государственный - Министерство градостроительства и заказчик развития общественной инфраструктуры подпрограммы Чувашской Республики Цели подпрограммы - Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики разработка и реализация нефинансовых мер государственной поддержки участников подпрограммы по формированию кадрового потенциала строительной отрасли в условиях динамичного развития экономики Чувашской Республики; создание эффективного механизма управления развитием кадрового потенциала для обеспечения строительной отрасли высококвалифицированными специалистами Задачи подпрограммы - анализ состояния кадрового потенциала строительной отрасли Чувашской Республики; изучение рынка образовательных услуг в отраслевом разрезе; оценка потребности работодателей и спроса населения на вакантные места по строительным специальностям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; сопоставление результатов оценки потребностей с текущим наличием специалистов; ежегодная подготовка необходимого количества специалистов строительных специальностей; обеспечение баланса спроса и предложения на отраслевом рынке труда; формирование потребности в специалистах на среднесрочную перспективу (2011-2015 годы) исходя из целевого показателя ввода жилья; формирование эффективных моделей государственно-частного партнерства в сфере обучения специалистов строительных специальностей Важнейшие целевые - предусматривается к 2015 году: индикаторы доведение количества специалистов и показатели строительных специальностей, подпрограммы осуществляющих трудовую деятельность по специальностям высшего профессионального образования (далее также - ВПО), до 4249 человек, среднего профессионального образования (далее также - СПО) - до 4695 человек, начального профессионального образования (далее также - НПО) - до 24727 человек, дополнительного профессионального образования (далее также - ДПО) - до 6799 человек; сохранение на прежнем уровне количества учебных заведений, осуществляющих обучение специалистов по строительным специальностям (ВПО - 3 учебных заведения, СПО - 2 учебных заведения, НПО - 16 учебных заведений) Срок реализации - 2011-2015 годы подпрограммы Объемы и источники - финансирование подпрограммы финансирования осуществляется за счет средств подпрограммы внебюджетных источников и составляет 36944 тыс. рублей Ожидаемые конечные - развитие кадрового потенциала для результаты реализации решения задач строительства в Чувашской подпрограммы и Республике, в том числе: показатели социаль- обеспечение кадровыми ресурсами новых ной эффективности высокотехнологичных производств строительного комплекса Чувашской Республики; повышение конкурентоспособности, профессиональной компетентности и социальной мобильности специалистов строительной отрасли; снижение среднего возраста специалистов строительных специальностей при повышении уровня их квалификации и компетенций; создание условий для применения в профессиональной деятельности современных технологий и управленческих инноваций; решение конкретных проблем организаций в процессе подготовки и стажировки специалистов; повышение эффективности бизнеса, создание возможности для реализации инновационных и высокотехнологичных проектов; достижение динамического равновесия спроса и предложения на отраслевом рынке труда; снижение риска невостребованности выпускников образовательных учреждений профессионального образования на рынке труда Система организации - контроль за реализацией подпрограммы контроля за выпол- осуществляет Министерство нением подпрограммы градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (далее - Минстрой Чувашии). Исполнители мероприятий подпрограммы ежегодно к 15 февраля до 2016 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий подпрограммы в Минстрой Чувашии. Минстрой Чувашии ежегодно к 1 марта до 2016 года представляет доклад о ходе работ по реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики. По окончании срока реализации подпрограммы Минстрой Чувашии подготавливает и до 20 февраля 2016 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. После согласования с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики Минстрой Чувашии до 1 марта 2016 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. Введение Подпрограмма "Кадровое обеспечение задач строительства на 2011-2015 годы" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы (далее - подпрограмма) разработана во исполнение поручения Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 363ф-КК/08 и поручения Президента Чувашской Республики от 28 марта 2011 г. N 01/05-2820, на основании Методических рекомендаций по разработке подпрограмм кадрового обеспечения задач строительства региональных программ развития жилищного строительства, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 101. Подпрограмма согласована с Министерством регионального развития Российской Федерации (протокол заседания рабочей группы по защите подпрограмм кадрового обеспечения задач строительства региональных программ развития жилищного строительства на период 2011-2015 годов от 28 июля 2011 г.). Подпрограмма базируется на основных положениях Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8, и Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. N 25. I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма 1.1. Общая характеристика рынков образовательных услуг и труда в Чувашской Республике Говоря о проблеме в целом, следует отметить, что еще в середине XX в. достаточно было получить базовое образование в определенной отрасли и раз в пять лет проходить курсы повышения квалификации. В современных условиях этого мало. Чтобы оставаться конкурентоспособным, нужно обучаться постоянно, систематически. Это справедливо как для одного человека, так и для компании и отрасли в целом. Высококвалифицированные специалисты, формирующие эффективную кадровую базу, сегодня являются одним из важнейших конкурентных преимуществ в современной экономической ситуации. Для того чтобы быть на голову выше конкурентов, необходимо планировать потребности в человеческих ресурсах, создавать мотивирующую среду и разрабатывать адекватную политику оценки специалистов. Интенсивно развивающаяся строительная отрасль Чувашской Республики требует наличия специалистов-практиков, способных повышать конкурентоспособность организаций. Устойчивое поступательное развитие региона достигается в условиях, когда экономически активное население постоянно повышает свою квалификацию, а государство создает для этого необходимые условия. Ориентиры для развития системы образования в долгосрочной перспективе определены в Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. N 25. В формировании новой образовательной среды в образовательных учреждениях профессионального образования определяющую роль сыграли различные проекты и программы, в частности международный проект "Реформа системы образования". В рамках его реализации было осуществлено кардинальное обновление материально-технической базы ведущих образовательных учреждений профессионального образования, сформировано ядро лидеров, ресурсных центров, которые стали опорными точками современной сети учреждений профобразования. В республике действуют три ресурсных центра строительного профиля, оснащенных современным учебным и технологическим оборудованием (профессиональные училища N 3 г. Алатырь, N 12, 18 г. Чебоксары). В настоящее время в Чувашской Республике по программам начального профессионального образования строительного профиля в 10 профессиональных училищах и 2 ссузах обучаются 1904 учащихся, по программам среднего профессионального образования по укрупненной группе специальности "Строительство и архитектура" в 3 ссузах - 1529 студентов, по программам высшего профессионального образования по укрупненной группе специальности и направлении подготовки "Строительство и архитектура" в 3 вузах - 2975 студентов. Сведения о выпуске специалистов с разбивкой по годам выпуска и уровню образования представлены в приложении N 1 к настоящей подпрограмме. Количество специалистов строительных специальностей, уровень профессиональной подготовки которых будет повышен в рамках повышения квалификации и профессиональной переподготовки, указано в приложении N 2 к настоящей подпрограмме. С 2009 года в рамках республиканских целевых программ, направленных на поддержку занятости населения, а также снижение напряженности на рынке труда в Чувашской Республике, на предприятиях республики проводится стажировка выпускников образовательных учреждений ВПО, СПО и НПО, не имеющих опыта работы, направленная на приобретение профессиональных знаний, умений и навыков. Так, в 2009 году в строительной отрасли, дорожной сфере, организациях жилищно-коммунального и транспортного комплексов прошли стажировку 103 выпускника, в 2010 году - 244 выпускника (табл. 1). Таблица 1 ————————————————————————————————————————————————————————————————|——————————|—————————— | 2009 год | 2010 год ————————————————————————————————————————————————————————————————|——————————|—————————— Численность выпускников, прошедших стажировку на предприятиях 103 244 строительной отрасли, человек Численность наставников, человек - 62 Кассовые расходы на организацию стажировки, тыс. рублей 1715,7 5450,1 По сведениям мониторинга, проводимого Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Минобразования Чувашии), в 2010 году было трудоустроено 62,7 процента выпускаемых по строительным специальностям специалистов, 7,5 процента выпускников продолжили обучение и 25 процентов выпускников были призваны в армию. С 2004 года в республике действует ассоциация "Учебно-производственный округ" (далее - Ассоциация), которая в настоящее время объединяет 8 учебных заведений и 9 организаций строительного комплекса, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Ее деятельность направлена на подготовку высококвалифицированных кадров всех уровней профессионального образования в сотрудничестве образовательного учреждения с работодателями, создание условий для использования интеллектуального и материально-технического потенциала других организаций в рамках государственно-частного партнерства. Членами Ассоциации в 2010 году была проведена работа по следующим направлениям: развитие системы предпрофильного и профильного обучения школьников в республике. В 2010 году в федеральном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства" (далее - ФГОУ СПО "Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства") по предпрофильной и профильной подготовке прошли обучение 160 учащихся 9-11 классов средних общеобразовательных школ N 29, 14 г. Чебоксары, в 2010/2011 учебном году - 76 учащихся средних общеобразовательных школ N 29, 14, 45 г. Чебоксары; с 2010 года на базе средней общеобразовательной школы N 45 г. Чебоксары открыта Академия юного строителя для учащихся 5-8 классов (30 человек), то есть начался процесс вовлечения в предпрофильную подготовку учеников среднего звена школы; решение вопроса трудоустройства выпускников на предприятия отрасли и прохождения практики обучающимися на производстве. Анализ рынка труда по итогам 2010 года показал, что выпускники образовательных учреждений Ассоциации востребованы на рынке труда, так, например, по специальностям строительного и электротехнического профиля востребованность и трудоустройство составляют 94 процента (из числа выпускников, не призванных в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации и не пожелавших обучаться в вузах); в 2009-2010 годах на базе ФГОУ СПО "Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства" повысили квалификацию 83 инженерно-технических работника строительной отрасли по программе "Строительство зданий и сооружений", по программе обучения по охране труда - 89 руководителей специалистов и других работников организаций; проведение ежегодного республиканского фестиваля учащейся молодежи "Мастерство. Интеллект. Культура". Учредителями фестиваля являются Минобразования Чувашии, управление образования администрации г. Чебоксары, Ассоциация. В 2011 году в фестивале приняли участие 174 человека из 24 общеобразовательных школ республики, 6 профессиональных училищ, 4 средних специальных учебных заведений. В 2008-2010 годах 48,0-52,3 процента преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения строительного профиля профессиональных училищ и среднеспециальных учебных заведений Чувашии прошли различные курсы повышения квалификации, стажировку в организациях в республике и в других регионах (Ярославская, Тульская области, г. Москва), участвовали в семинарах и др. В системе профессионального образования всех уровней реализуется свыше 100 программ дополнительного образования взрослых с учетом потребностей рынка труда, в том числе 27 программ строительного профиля. Ежегодно в образовательных учреждениях профессионального образования всех уровней получают дополнительное профессиональное образование более 10 тыс. человек в возрасте от 16 до 65 лет. В 2010 году к опережающему обучению взрослого населения в рамках реализации мероприятий Республиканской целевой программы снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2010 год привлечены 176 организаций, в том числе 44 государственных образовательных учреждения профессионального образования, в них переподготовку и повышение квалификации прошли около 4,5 тыс. человек, из них свыше 800 человек - по строительному профилю. Кроме того, на строительном факультете федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова" (далее - ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова") с 2004 года действует Центр повышения квалификации специалистов строительной отрасли, в котором проходят подготовку руководители и инженерно-технические работники строительных и проектных организаций Чувашской Республики и других регионов России. В период с 2004 по 2010 год в Центре повышения квалификации специалистов строительной отрасли прошли подготовку более 3 тыс. специалистов. С 2010 года, кроме очного обучения, организована и дистанционная форма, по которой прошло обучение свыше 130 специалистов из Омской и Кировской областей, Татарстана, Мордовии, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и др. Обучение в Центре повышения квалификации специалистов строительной отрасли ведется по 18 учебным программам повышения квалификации в области строительства, проектирования и изысканий. Услуги по дополнительному профессиональному образованию (не включая внутрипроизводственное обучение) по строительным специальностям в республике предоставляет автономное учреждение Чувашской Республики "Учебно-производственный комбинат" Минстроя Чувашии. Оно осуществляет подготовку кадров по 136 специальностям и может обучить до 5 тыс. человек в год. Проблема качественной подготовки современных кадров обусловлена высокими темпами развития современной экономики, внедрением в процессы строительства информационных технологий, что является безусловным приоритетом для дальнейшего динамичного развития республики. Поддержание высоких и устойчивых темпов роста, повышение конкурентоспособности экономики обусловливают необходимость подготовки кадров по новым специальностям и совершенствования действующих учебных программ. Для стимулирования инновационной активности нужна подготовка кадров для строительной сферы, в том числе технических специалистов, вооруженных современным инструментарием для успешной работы по продвижению инноваций в строительстве. Необходимо систематическое проведение исследований состояния и тенденций развития (в качественном и количественном аспектах) рынка труда по строительным специальностям. Основные тенденции кадровой политики на современном этапе отражают состояние рынка труда республики. По состоянию на 1 октября 2011 г. в органах службы занятости населения на учете в качестве безработных состояли 678 человек, ранее осуществлявших трудовую деятельность на предприятиях строительной отрасли. Количество вакансий по строительным специальностям в республиканском банке вакансий на конец III квартала 2011 г. составило 2872 единицы. Изучение ситуации на республиканском отраслевом рынке труда показало, что наиболее востребованы специалисты, имеющие рабочие профессии. Повышенным спросом у работодателей пользуются бетонщики, каменщики, плиточники. Испытывают определенные трудности при поиске подходящей работы безработные из числа бывших электрогазосварщиков, монтажников, слесарей, штукатуров-маляров (по данным статистического бюллетеня "Спрос и предложение рабочей силы на республиканском рынке труда" по состоянию на 1 января 2011 г.). Перечень целевых показателей эффективности реализации подпрограммы изложен в приложении N 3 к настоящей подпрограмме, также приведены сведения о потребностях в специалистах с разбивкой по годам и уровню образования. В настоящее время отсутствует единая методика определения кадровой потребности отрасли в зависимости от объемов строительства, в том числе жилищного, как на региональном, так и на федеральном уровне. Расчет прогноза общей потребности в специалистах строительных специальностей для своевременного и качественного выполнения задач увеличения объема жилищного строительства до 2015 года был выполнен на основе анализа статистических данных по вводу жилья и количеству работающих в строительной отрасли. Начиная с 2004 года наблюдается поступательный рост удельной производительности в расчете на одного специалиста-строителя. Так, в 2006 и 2010 годах были достигнуты сопоставимые показатели по вводу жилья в объеме 854,2 и 874,7 тыс. кв. метров соответственно. Однако в 2010 году число специалистов в строительной отрасли было меньше, чем в 2006 году, на 2,8 тыс. человек (31,4 тыс. человек в 2006 году и 28,6 тыс. человек в 2010 году). Теоретический расчет был произведен исходя из предположения, что показатель производительности труда в последующие (2011-2015 годы) годы останется на наилучшем уровне, достигнутом за последние годы (2010 год). В последующие годы при достижении показателей, превышающих уровень 2010 года, данные расчета могут быть скорректированы. Таким образом, исходя из достигнутых в 2010 году показателей соотношения введенного объема жилья и количества задействованных в строительной отрасли специалистов методом линейной экстраполяции были вычислены показатели общей потребности в специалистах строительных специальностей до 2015 года. Расчет прогноза дополнительной потребности в специалистах строительной отрасли Чувашской Республики с разбивкой по годам был произведен путем вычисления разности между общей годовой кадровой потребностью в специалистах и количеством выпускников соответствующих учебных заведений республики. Расчет велся исходя из следующих параметров, определенных на основе результатов выборочного обследования кадрового состава строительных организаций: доля сотрудников строительных организаций с профильным (строительным) высшим и средним образованием составляет 70 процентов от общего числа аналогичных специалистов в строительной отрасли в целом. Лица с юридическим, экономическим и непрофильным техническим (машиностроительным, электротехническим) образованием составляют 30 процентов; по данным Минобразования Чувашии, в настоящее время после обучения трудоустраивается по специальности порядка 63 процентов выпускников учебных заведений строительного профиля. В свою очередь 70 процентов от указанного количества трудоустраиваемых выпускников устраивается в организации, осуществляющие преимущественно жилищное строительство. Прогнозируя увеличение объемов строительства в Чувашской Республике и, соответственно, большую востребованность специалистов строительных специальностей на среднесрочную перспективу, в расчет был принят показатель трудоустройства после обучения на последующие годы, равный 70 процентам; количество специалистов, уходящих на пенсию, за год составляет 5 процентов от общего числа работающих в отрасли. Для дальнейшего устойчивого развития строительной отрасли в республике необходимо обеспечение стабильной численности населения, а впоследствии ее рост. Сведения о межрегиональной миграции специалистов строительных профессий отсутствуют, так как сбор данных по указанным сведениям уполномоченными органами не осуществляется. В настоящее время точные данные о наличии специалистов строительной отрасли с детализацией по специальностям и уровню образования в республике отсутствуют. На основе данных по крупным и средним строительным организациям в Чувашской Республике для расчета наличия в Чувашской Республике специалистов различного уровня образования, занимающих соответствующие должности в строительных организациях, был использован эмпирический метод определения. В целях сбора данных для проведения расчета были обследованы крупные строительные организации с детализацией количества лиц с начальным профессиональным образованием по специальностям. Результатом данного обследования явилось определение процентного соотношения категорий специалистов в обследуемых организациях в разрезе уровней их образования. На основании полученных эмпирических данных о средних процентных соотношениях между разными категориями специалистов в обследуемых строительных организациях было определено общее количество специалистов в строительной отрасли Чувашской Республики по состоянию на 1 января 2011 года. Проанализировав данные о количестве лиц с высшим и средним профессиональным образованием, задействованных в строительной отрасли республики, и данные о специалистах, линейных работниках и рабочих строительных организаций, следует сделать вывод, что в настоящее время рынок труда перенасыщен специалистами с высшим и средним профессиональным образованием. Согласно полученной от организаций информации количество лиц с высшим и средним строительным образованием по рабочим профессиям составляет до 15 процентов. В целях дальнейшей корректировки данной ситуации в подпрограмме выполнен расчет потребности в кадрах на последующие годы исходя из потребности строительных организаций в линейном персонале и специалистах на перспективу, а не из существующего количества лиц с высшим и средним образованием. Количество специалистов и рабочих строительных организаций, являющихся членами саморегулируемых организаций, согласно данным соответствующих некоммерческих партнерств "Строители Чувашии", "Межрегиональное объединение строителей", "Межрегиональное объединение строительных компаний", "Объединение инженеров строителей" составляет 13500 человек, или 49 процентов от общего количества специалистов со строительным образованием. Некоммерческими партнерствами ведется подготовительная работа по аттестации специалистов организаций, являющихся членами саморегулируемых организаций. Завершение данной работы планируется в 2011 году. Показатели кадрового обеспечения строительной отрасли за 2008-2010 годы приведены в табл. 2-4. Показатели кадрового обеспечения строительной отрасли Чувашской Республики Ккорс Показатели Ккорс (интегральный и по категориям персонала) характеризуют общую и по категориям кадровую обеспеченность осуществленных (табл. 2) и планируемых (табл. 6) объемов капитального строительства и представляются в динамике по годам. Ккорс = Vжил / Nстр,i , где: Vжил - годовой объем ввода жилья; Nстр,i - общее число работников строительной отрасли и по категориям персонала. Таблица 2 —————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|————————— | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | факт | факт | факт —————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|————————— Объем капитального строительства, кв. м 977800 852200 874700 Общее количество персонала организаций, 33500 29900 28600 осуществляющих строительство, в том числе: специалисты, человек 4020 4186 3718 линейный персонал, человек 2680 2542 2431 рабочие, человек 26800 23472 22451 Ккорс i (интегральный) 29,2 28,5 30,6 Ккорс специалисты 243,2 203,6 235,3 Ккорс линейный персонал 364,9 335,2 359,8 Ккорс рабочие 36,5 36,3 39 Показатель соотношения кадрового ресурса между категориями персонала организаций строительной отрасли Чувашской Республики Кскп Показатель Кскп характеризует соотношение между различными категориями персонала организаций строительной отрасли Чувашской Республики (нормировка проводится по количеству специалистов) и представляется в динамике по годам (табл. 3, 7). Кскп = Nспец / Nскп,i, где: Nспец - число работающих в строительной отрасли специалистов; Nскп,i - общее число работников строительной отрасли и по категориям персонала. Таблица 3 ————————————————————|—————————|—————————|————————— | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | факт | факт | факт ————————————————————|—————————|—————————|————————— Специалисты 1 1 1 Линейный персонал 0,66 0,57 0,65 Рабочие 6,67 5,57 6 Показатель соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования Купо Показатель Купо характеризует соотношение между различными уровнями профессионального образования персонала организаций строительной отрасли Чувашской Республики (нормировка проводится по количеству работников с высшим профессиональным образованием) и представляется в динамике по годам (табл. 4, 8). Купо = Nвпо / Nупо,i, где: Nвпо - число работающих в строительной отрасли Чувашской Республики с высшим профессиональным образованием; Nупо,i - число работающих в строительной отрасли Чувашской Республики по уровням профессионального образования. Таблица 4 ——————————————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|————————— Показатель (значение показателя | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. в разрезе уровня профессионального образования) | факт | факт | факт ——————————————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|————————— Общее количество персонала организаций строительной от- 33500 29900 28600 расли Чувашской Республики, в том числе: с ВПО 4020 3887 4290 с СПО 4355 4186 4290 с НПО 17755 15847 15444 без образования 7370 5980 4290 Купо по ВПО 1 1 1 Купо по СПО 1,08 1,08 1,1 Купо по НПО 4,42 4,08 3,5 Купо по персоналу, не имеющему профессионального обра- 1,83 1,54 1,13 зования По данным Государственной службы занятости населения Чувашской Республики (далее - Госслужба занятости Чувашии), по состоянию на 1 октября 2011 г. число зарегистрированных безработных специалистов-строителей (678 человек) не превышает числа строительных вакансий (2872 единицы). По данным опроса руководителей строительных организаций, только 9 процентов руководителей назвали одним из факторов, ограничивающих производственную деятельность, недостаток квалифицированных рабочих. Следует отметить, что до 15 процентов лиц с высшим и средним профессиональным образованием задействованы в строительной отрасли республики на рабочих должностях. Информация об объектах капитального строительства, введенных на территории Чувашской Республики за 2009-2010 годы, приведена в приложении N 4 к настоящей подпрограмме. В условиях структурной перестройки экономики и сопровождающего этот процесс роста структурной безработицы важную роль приобретает наличие в строительной отрасли хорошо развитого сектора малого и среднего бизнеса, способствующего повышению занятости населения. Учитывая, что кадровый потенциал организаций является важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех экономической политики, в Чувашской Республике приняты и действуют ряд республиканских целевых программ по развитию системы образования: Республиканская программа сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2013 года, утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от 4 августа 2003 г. N 81; Республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на 2011-2020 годы и республиканская целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2011-2020 годы", принятые постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2008 г. N 293; Республиканская целевая программа комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011-2015 годы и на период до 2020 года, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 февраля 2011 г. N 60. 1.2. Основные проблемные вопросы, на решение которых направлена подпрограмма Доля специалистов строительной отрасли Чувашской Республики, занятых в строительстве жилья, объектов социально-культурного и бытового назначения, составляет около 70 процентов (по аналитическим и статистическим данным). Остальные 30 процентов задействованы в строительстве объектов промышленного, сельскохозяйственного, коммерческого и иного назначения, а также объектов транспортной инфраструктуры, линий электропередачи и связи. Как следствие, цели и задачи, аналитические данные, выводы определены для строительной отрасли республики в целом, в том числе для строительства жилья, объектов соцкультбыта и инженерной инфраструктуры. Для выявления и постановки проблемных вопросов, предлагаемых к решению программно-целевым методом, использовались следующие методы исследования: теоретическое исследование (анализ социально-экономической и специальной методологической информации и литературы; сравнение, обобщение, прогнозирование, моделирование); эмпирическое исследование (анкетирование, опрос и тестирование, изучение и обобщение российского и мирового опыта); графическая и статистическая обработка данных. 1.2.1. Отсутствие комплексного подхода в определении структуры и объемов образовательных услуг, необходимых для надлежащего кадрового обеспечения развития строительной отрасли В соответствии с Республиканской комплексной программой государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы в республике планируется увеличение объемов жилищного строительства с 886 тыс. кв. метров в год в 2011 году до 1340 тыс. кв. метров в 2015 году. Для обеспечения данной задачи необходимо определение дополнительной потребности строительной отрасли республики в рабочих и специалистах. Однако в настоящее время отсутствует (как на федеральном, так и на региональном уровне) единая методика расчета потребности в специалистах строительной отрасли в зависимости от объемов и видов строительства. Как следствие, сегодня контрольная цифра по приему абитуриентов в образовательные учреждения на строительные специальности не находится в прямой зависимости от существующих и планируемых объемов строительства. По мнению работодателей, выпускники учебных заведений не всегда владеют современным профессиональным инструментарием и новыми технологиями. Система образования по инерции стремится давать фундаментальные знания, а рынок требует от работников в первую очередь компетенций, а не абстрактных, пусть и фундаментальных, знаний. Налицо несоответствие уровня знаний и компетенций выпускников многих профессиональных учебных заведений требованиям работодателей. Удовлетворены качеством подготовки всего 10,8 процента руководителей организаций. Во многом неудовлетворенность качеством подготовки специалистов обусловлена увеличивающимся разрывом между существующей моделью обучения в учебных заведениях и практической деятельностью строительных компаний. Обучение и практика не связаны единством целей. 1.2.2. Недостаточное развитие интеграционных процессов между работодателями и учреждениями образования С внедрением новых технологий повышаются требования не только к профессиональной, но и к психологической, социальной и личностной готовности кадров: умению работать в команде, ответственности за общее дело, высокой требовательности к себе и качеству своей работы, умению планировать рабочее время. То есть возникает необходимость как можно более раннего включения учащихся в реальные производственные процессы. Однако этому мешают разобщенность интересов руководителей организаций и образовательных учреждений, отсутствие должного контакта между организациями и образовательными учреждениями. Большинство работодателей не рассматривает профессиональное образование как базовую систему воспроизводства кадров. Заявления руководителей организаций о необходимости перспективного сотрудничества с образовательными учреждениями часто носят декларативный характер и не принимают формы практической поддержки учебных заведений. 1.2.3. Актуальность проблемы притока молодежи на производство, ее трудоустройство Доля молодых людей в составе безработных довольно высока. Среди безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости (центрах занятости населения) в районах и городах, 26,8 процента составляют молодые люди в возрасте до 30 лет. Большая часть молодежи в возрасте до 30 лет (33,9 процента) трудоустраивается в сфере оптовой и розничной торговли. По мнению специалистов кадровых служб организаций в Чувашской Республике, многим молодым кандидатам свойственно переоценивать свою привлекательность на рынке труда. Часто они питают излишние иллюзии относительно важности своего образования и профессиональной компетенции, претендуя на высокую заработную плату при низком качественном уровне готовности к практической деятельности. 1.2.4. Недостаточно развитое внутрипроизводственное обучение. Неквалифицированные службы по работе с персоналом. Низкий уровень управленческой культуры в организациях В большинстве организаций управление персоналом рассматривается как чисто функциональная область управления организацией, слабо связанная с ее основной деятельностью и направлениями развития. Большинство руководителей организаций (53 процента от числа респондентов анкетированного опроса) сомневается в необходимости систематизации работы по управлению персоналом. Бытует практика эпизодического, бессистемного обучения, не связанного с решением конкретных стратегических задач, около 20 процентов руководителей не видит необходимости в разработке учебно-производственных программ и планировании профессионального обучения. Наиболее популярным способом профессиональной переподготовки работников является наставничество (71 процент от общего числа ответов руководителей организаций), которое позволяет в кратчайшие сроки без значительных финансовых затрат повысить профессиональную квалификацию работников (рис. 1). переподготовка не осуществляется - 4 повышение квалификации на других предприятиях - 21 неофициальное обучение коллегами на рабочем месте - 42 курсы на предприятии в специальное время - 49 повышение квалификации в учреждениях образования - 58 официальное обучение на рабочем месте - наставничество - 71 Рис. 1. Способы профессиональной переподготовки работников в организациях в Чувашской Республике (в % от общего количества ответов респондентов) Для организации более выгодно и экономично повышение производительности труда у работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников. Система внутрипроизводственной подготовки может быть успешной только в том случае, если будет проанализировано существующее положение, оценена перспектива и сформирован образ желаемого будущего, спрогнозированы изменения, подготовлены проекты необходимых изменений, определены сроки и затраты. Для того чтобы внутрипроизводственное обучение в организации стало системой, а не разовой мерой, специалисты, новички, кадровый резерв, руководители, команды подразделений, проектные группы должны стать объектом специального исследования конкретных потребностей и возможностей в обучении. Обучение персонала должно быть подчинено задачам организации. Общим элементом и главной ценностью корпоративных культур организаций различных сфер деятельности должна стать нацеленность на обучение и самосовершенствование, профессионализм в работе каждого сотрудника. Необходимо сформировать нормы поведения (стандарты и подходы), по которым сотрудник определяет, что и как ему нужно сделать. Нормы, как правило, касаются таких сфер, как общение, получение или определение цели (задачи), процесс работы, командная работа, обучение и профессиональное развитие, инициатива, инновационность и гибкость, активность поведения. 1.2.5. Снижение профессионального уровня кадрового состава в связи с низкой средней заработной платой Анализ информации о среднемесячной заработной плате в строительной отрасли республики за последние три года показывает следующее. В 2008 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в строительной отрасли республики составляла 13195,1 рубля, в 2009 году - 11666,9 рубля, в 2010 году - 13288,0 рубля. По данному показателю среди регионов Приволжского федерального округа Чувашия занимала соответственно 6, 11 и 10 место. В связи с низкой заработной платой в республике в последние годы наметилась тенденция оттока высококвалифицированных кадров строительной отрасли в другие более благополучные регионы. Так, начиная с 2008 года среднесписочная численность работников строительной отрасли республики сократилась с 33500 до 28600 человек. Тенденция сокращения численности работников строительной отрасли усугубляется еще тем, что в регионе остаются специалисты старшей возрастной категории либо низкоквалифицированные кадры, не имеющие спроса у лиц, набирающих строителей для работы в других регионах. Это, в конечном итоге, сказывается на качестве и сроках строительства объектов на территории Чувашской Республики. 1.3. Возможные варианты решения проблемных вопросов, оценка преимуществ и основных рисков Варианты решения проблемных вопросов, указанных в подразделе 1.2 настоящего раздела, приведены в табл. 5. Таблица 5 ——————|——————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————— N | Вариант решения проблемных вопро- | Преимущества | Основные риски пп | сов | | ——————|——————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————— I. Фрагментарный подход - реализация отсутствие необходимости формирования необеспечение решения всех выявленных про- отдельных мероприятий действующих нового комплексного механизма и осуще- блемных вопросов, изложенных в подразделе республиканских целевых программ, а ствления связанных с этим дополнитель- 1.2; также нормативных правовых актов по ных финансовых и организационных за- невозможность координации, систематизации грантовой поддержке и стимулирова- трат и анализа совокупной результативности работ; нию кадров бессистемность мероприятий, невозможность комплексного решения проблемы II. Системный подход - создание ком- формирование и реализация системного длительность и сложность ведомственных со- плексного механизма единой системы механизма государственной поддержки, гласований, процедур объективной экспертизы мониторинга и оценки состояния объе- управления и координации работ по кад- и мониторинга мероприятий подпрограммы мов и структуры образовательных ус- ровому обеспечению строительства в рес- для создания нового комплексного механизма луг, рынка труда, потребностей рабо- публике, возможность анализа совокуп- тодателей строительной отрасли ной результативности работ Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемных вопросов позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта - системного подхода и создания единого комплексного механизма формирования и реализации государственной поддержки, управления и координации работ по кадровому обеспечению строительства в Чувашской Республике. Эффективность предлагаемого программно-целевого метода, ориентированного на стратегическое видение и направленного на результат, обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, достигнуть положительной динамики развития кадрового потенциала преимущественно в жилищном строительстве Чувашской Республики. II. Основные цели, задачи и срок реализации подпрограммы, ее целевые индикаторы Целями подпрограммы являются разработка и реализация нефинансовых мер государственной поддержки участников подпрограммы по формированию кадрового потенциала строительной отрасли в условиях динамичного развития экономики Чувашской Республики, создание эффективного механизма управления развитием кадрового потенциала для обеспечения строительной отрасли высококвалифицированными специалистами. В процессе достижения поставленной цели предстоит обеспечить выполнение следующих задач: анализ состояния кадрового потенциала строительной отрасли Чувашской Республики; изучение рынка образовательных услуг в отраслевом разрезе; оценка потребности работодателей и спроса населения на вакантные места по строительным специальностям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; сопоставление результатов оценки потребностей с текущим наличием специалистов; ежегодная подготовка необходимого количества специалистов строительных специальностей; обеспечение баланса спроса и предложения на отраслевом рынке труда; формирование потребности в специалистах на среднесрочную перспективу (2011-2015 годы) исходя из целевого показателя ввода жилья; формирование эффективных моделей государственно-частного партнерства в сфере подготовки специалистов по строительным специальностям. Выполнение мероприятий настоящей подпрограммы, в том числе ведение мониторинга рынка труда, координация совместных действий исполнителей мероприятий подпрограммы, прогнозирование и участие в формировании контрольных цифр приема абитуриентов по специальностям, позволят заблаговременно реагировать на возможные изменения потребности в специалистах на рынке труда и обеспечить необходимый баланс. Целевые показатели эффективности реализации подпрограммы приведены в приложении N 3 к настоящей подпрограмме. Срок реализации подпрограммы - 2011-2015 годы. III. Перечень основных мероприятий по реализации подпрограммы Для достижения целей и задач подпрограммы предполагается осуществить следующий комплекс мероприятий: 3.1. Изучение и оценка рынка труда и образовательных услуг, в том числе: выборочное изучение кадрового состава строительных организаций в Чувашской Республике и состояния подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в строительной отрасли Чувашской Республики; анализ деятельности, расширение участников и дальнейшее совершенствование модели Ассоциации как объединения учреждений профессиональных учебных заведений различных уровней образования и организаций строительной отрасли. В 2011-2015 годах Ассоциация планирует направить свою деятельность на организацию внедрения механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели подготовки кадров, обеспечивающую повышение доступности и качества профессионального образования в соответствии с инновационным развитием экономики, потребностями республики, продолжить работу по корректировке действующих учебных планов, учитывая требования работодателей к компетенции выпускников. Для этого членами Ассоциации планируется осуществить следующие мероприятия: приведение объемов, профилей и направлений подготовки кадров в ФГОУ СПО "Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства" в соответствие с инновационными и перспективными направлениями развития строительной отрасли Чувашской Республики, потребностями республиканского рынка труда, в том числе работу по формированию цифр целевого приема; пополнение и модернизация необходимой ресурсной базы (обновление материально-технической базы учебных учреждений - членов Ассоциации, в том числе оснащение кабинетов и лабораторий) с привлечением работодателей; использование материально-технической (ресурсной) базы членов Ассоциации для проведения всех видов практик студентов, а также предоставление данной базы для повышения квалификации (стажировки) педагогических работников; участие работодателей в составлении учебных рабочих планов по специальностям 120101 "Прикладная геодезия", 270103 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений", 140613 "Теплоснабжение и теплотехническое оборудование", 140448 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования"; совместные заседания членов Ассоциации по проблемам обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров по строительному направлению, энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству; продолжение развития системы предпрофильного и профильного обучения школьников в республике. 3.2. Оптимизация системы профессионального образования, способной концентрировать ресурсы в интересах удовлетворения разнообразных образовательных потребностей населения и развития кадрового потенциала, в том числе: развитие системы предпрофильного и профильного (строительного) обучения школьников республики; участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов строительных специальностей; составление (корректировка) и оптимизация перечня профессий и специальностей, по которым осуществляются подготовка и переподготовка кадров в соответствии с потребностями рынка труда и перспективой развития строительной отрасли Чувашской Республики; разработка и реализация учебных программ для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации с учетом предложений работодателей; реализация образовательных программ (материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение в части целевой подготовки специалистов по строительным специальностям) совместно с организациями строительной отрасли; создание производственно-научного кластера по строительному профилю на базе строительного факультета ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова"; проведение образовательными учреждениями профессионального образования самомаркетинга с целью расширенного анализа своей деятельности и оценки своего положения на образовательном рынке строительных специальностей и рынке труда; проведение семинаров и конференций в учебных заведениях профессионального образования по вопросу подготовки кадров для строительной отрасли. Кластерный подход в подготовке инновационных кадров для строительной отрасли заключается в объединении независимых субъектов образовательной деятельности всех уровней профессионального образования, бизнеса, науки, органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, играющих важную роль при решении вопросов кадровой политики. Чтобы объединить в единую систему учебные заведения, строительные организации, органы исполнительной власти Чувашской Республики и органы местного самоуправления нужна координирующая организация - кластер как объединение без линейной подчиненности. В состав образовательного кластера войдут ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова", ФГОУ СПО "Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства", образовательные учреждения начального профессионального образования республики, подразделения дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров, некоммерческие партнерства "Строители Чувашии", "Союз проектировщиков Поволжья", предприятия строительного комплекса. Студенты образовательного кластера смогут получить начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее и послевузовское профессиональное образование (аспирантура и докторантура). Главная цель всех участников образовательного кластера - подготовка высококвалифицированных специалистов, в том числе и по рабочим специальностям. Основные принципы создания образовательного кластера: непрерывность образовательного процесса и взаимосвязь образовательных программ различных уровней; организационное, учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие между подразделениями образовательного кластера; инновационная направленность деятельности от научных исследований до тиражирования и реализации на практике. Современные тенденции развития профессиональных образовательных учреждений актуализировали новые педагогические задачи, решение которых возможно в рамках проблемы построения региональной системы непрерывного образования. Основной задачей кластерной политики в области развития системы непрерывного образования является обеспечение сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями по следующим направлениям: создание сферы эффективных образовательных услуг, удовлетворяющих спрос отрасли; участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов, мониторинг и прогнозирование потребностей в специализированных кадрах; совместная разработка образовательных программ основного и дополнительного профессионального образования с учетом требований профессиональных стандартов, разработанных представителями отрасли; разработка сквозных образовательных программ для обеспечения преемственного соподчинения всех уровней образования строительной отрасли; общественно-профессиональная оценка качества содержания образовательных программ в интересах развития кластера; совместная реализация образовательных программ (материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение в части целевой подготовки); организация стажировок и производственной практики на предприятиях кластера; обеспечение гарантий трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования; стимулирование совместных проблемно-ориентированных фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований в сфере строительства; создание гибкой системы повышения квалификации специалистов предприятий с учетом текущих и прогнозных требований производства. 3.3. Организация мониторинга потребности в специалистах по уровням квалификации в отраслевом разрезе, в том числе: создание рабочей группы при Минстрое Чувашии по координации реализации подпрограммы (далее - рабочая группа); организация мониторинга потребности в специалистах строительной отрасли. Рабочая группа создается для решения следующих задач: организация и взаимодействие участников подпрограммы с учетом мероприятий приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы; организация мониторинга и оценки хода реализации подпрограммы, краткосрочного и долгосрочного прогнозирования развития профессионального обучения в строительной отрасли; рассмотрение проблемных ситуаций, требующих согласованных действий различных участников подпрограммы; формирование предложений по принятию нормативных правовых актов и методических документов для реализации подпрограммы. 3.4. Организация подготовки и переподготовки кадров необходимой квалификации для строительной отрасли Чувашской Республики, а также в соответствии с потребностями рынка труда, в том числе: развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала; организация стажировок и производственной практики обучающихся по строительным специальностям в организациях строительной отрасли; организация деятельности студенческих строительных отрядов. 3.5. Организация информационного сопровождения реализации мероприятий подпрограммы, в том числе: размещение информации на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет о рейтинге специальностей на рынке труда и образовательных учреждений профессионального образования, а также данных о качестве обучения, его возможностях; подготовка и распространение пресс-релизов и других информационных материалов по вопросам получения профессионального образования; доведение до сведения широкой общественности достижений и успехов молодых специалистов-строителей Чувашской Республики. В рамках подпрограммы предусматривается выполнение конкретных мероприятий, скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям (приложение N 5). IV. Ресурсное обеспечение подпрограммы Финансирование программных мероприятий осуществляется за счет средств внебюджетных источников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность учебных заведений, заинтересованных органов исполнительной власти Чувашской Республики. Объемы и источники финансирования подпрограммы по годам ее реализации приведены в приложении N 5 к настоящей подпрограмме. Основной объем финансирования осуществляется за счет средств внебюджетных источников и составляет 36,944 млн. рублей. Анализ показателей потребности в специалистах для строительной отрасли Чувашской Республики показал, что количество учебных заведений по подготовке специалистов строительных специальностей в республике достаточно и изменение их количества в настоящее время нецелесообразно. V. Управление реализацией подпрограммы Основными принципами реализации подпрограммы являются: системность (с учетом приоритетных направлений подготовки и форм обучения); целенаправленность (адресная реализация проектов на основе поступающих заявок); постоянный мониторинг хода реализации подпрограммы. Подпрограмма не накладывает ограничений на возможность самостоятельного принятия ее участниками необходимых решений. Реализация подпрограммы позволит повысить эффективность бюджетных затрат, связанных с подготовкой специалистов для строительной отрасли Чувашской Республики. К участию в реализации подпрограммы привлекаются организации, расположенные на территории Чувашской Республики. Управление реализацией подпрограммы осуществляет государственный заказчик - Минстрой Чувашии, который обеспечивает согласованность действий исполнителей мероприятий подпрограммы, осуществляемых в рамках соглашений, основанных на принципах государственно-частного партнерства, а также осуществляет общий контроль за реализацией подпрограммы. VI. Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социальной эффективности Развитие кадрового потенциала для решения задач строительства в Чувашской Республике предполагает: обеспечение кадровыми ресурсами новых высокотехнологичных направлений в строительном комплексе Чувашской Республики; повышение конкурентоспособности, профессиональной компетентности и социальной мобильности национальных кадров с учетом мировых тенденций; снижение среднего возраста кадрового состава специалистов, задействованных в строительной отрасли; а для организаций, участвующих в реализации подпрограммы: создание условий для применения в профессиональной деятельности современных технологий и управленческих инноваций; решение конкретных проблем организаций в процессе подготовки и стажировки специалистов; создание условий для реализации инновационных и высокотехнологичных проектов в строительной отрасли. Совокупность мероприятий, предусмотренных подпрограммой, обеспечит повышение эффективности строительства в целом, следовательно, увеличит поступление налогов в бюджеты всех уровней, обеспечит вклад в увеличение валового регионального продукта. Социальная эффективность подпрограммы определяется тем, что сформированный комплексный механизм управления кадровым потенциалом для решения задач жилищного строительства в Чувашской Республике позволит в среднесрочной перспективе достичь динамического равновесия спроса и предложения на отраслевом рынке труда, снизить риск невостребованности выпускников образовательных учреждений профессионального образования на рынке труда, повысить их качество и обеспечить соответствие потребностям инновационной экономики. Для качественной и количественной оценки кадрового состава строительной отрасли Чувашской Республики, а также для сравнительного анализа целевых показателей в подпрограмме используются следующие количественные индикаторы. Индикаторы кадрового обеспечения строительной отрасли Чувашской Республики Ккорс (табл. 6). Таблица 6 ——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|————————— | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. ——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|————————— Объем капитального 886000 939000 996000 1145000 1340000 строительства (кв. м) Общее количество пер- 28341 29164 30061 31440 33128 сонала организаций, осуществляющих строи- тельство, в том числе: специалисты 3620 3614 3609 3613 3644 линейный персонал 2498 2674 2851 3143 3462 рабочие 22223 22876 23600 24684 26022 Ккорс i (интегральный) 31,3 32,2 33,1 36,4 40,4 Ккорс специалисты 244,8 259,8 276 316,9 367,7 Ккорс линейный персонал 354,7 351,2 349,4 364,3 387,1 Ккорс рабочие 39,9 41 42,2 46,4 51,5 Индикатор соотношения кадрового ресурса между категориями персонала организаций строительной отрасли Чувашской Республики Кскп (табл. 7). Таблица 7 ————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|————————— | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. ————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|————————— Специалисты 1 1 1 1 1 Линейный персонал 0,69 0,74 0,79 0,87 0,95 Рабочие 6,14 6,33 6,54 6,83 7,14 Индикатор соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования Купо (табл. 8). Таблица 8 —————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|————————— | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. —————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|————————— Общее количество персонала организаций, 28341 29164 30061 31440 33128 осуществляющих строительство, в том числе: с ВПО (чел.) 4473 4801 5098 5344 5435 с СПО (чел.) 4386 4376 4299 4300 4252 с НПО (чел.) 15082 15449 15864 16263 16642 без образования (чел.) 4400 4538 4800 5533 6799 Купо по ВПО 1 1 1 1 1 Купо по СПО 0,98 0,91 0,84 0,8 0,78 Купо по НПО 3,37 3,22 3,11 3,04 3,06 Купо по персоналу, не имеющему профес- 0,98 0,94 0,94 1,04 1,25 сионального образования Индикатор миграционной компоненты кадрового обеспечения строительной отрасли Чувашской Республики Кмигр В настоящее время, по данным Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике, в строительной отрасли Чувашской Республики иностранные специалисты и рабочие не задействованы. Как следствие, указанные индикаторы равны нулевому значению. В течение периода реализации подпрограммы индикаторы для последующих годов (2012-2015 годы) будут корректироваться исходя из анализа соответствующих показателей предшествующих периодов. Приложение N 1 к подпрограмме "Кадровое обеспечение задач строительства на 2011-2015 годы" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы С В Е Д Е Н И Я о количестве специалистов с начальным профессиональным, средним профессиональным и высшим профессиональным образованием строительных специальностей, выпускаемых из образовательных учреждений в Чувашской Республике ————————————————————————————————————————————|———————|———————————————————————————————————————————— Уровень образования | Годы | Количество выпускаемых специалистов, чело- | | век ————————————————————————————————————————————|———————|———————————————————————————————————————————— 1. Начальное профессиональное образование 2011 1129 2012 1237 2013 1300 2014 1253 2015 1365 всего 6284 2. Среднее профессиональное образование 2011 295 2012 299 2013 203 2014 308 2015 240 всего 1345 2. Высшее профессиональное образование 2011 829 2012 789 2013 767 2014 716 2015 512 всего 3613 Приложение N 2 к подпрограмме "Кадровое обеспечение задач строительства на 2011-2015 годы" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы С В Е Д Е Н И Я о планируемых объемах обучения специалистов строительных специальностей по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки ————————|———————————————————————————— Годы | Количество выпускаемых | специалистов, человек |———————|——————|——————|—————— | всего | СПО | ВПО | НПО ————————|———————|——————|——————|—————— 1. Повышение квалификации 2011 600 120 410 70 2012 595 120 405 70 2013 595 120 405 70 2014 600 120 410 70 2015 610 120 420 70 всего 3000 600 2050 350 2. Профессиональная переподготовка 2011 1068 334 0 734 2012 906 364 0 542 2013 995 397 0 598 2014 1021 452 0 569 2015 1046 494 0 552 всего 5036 2041 0 2995 Приложение N 3 к подпрограмме "Кадровое обеспечение задач строительства на 2011-2015 годы" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы П Е Р Е Ч Е Н Ь целевых показателей эффективности реализации подпрограммы "Кадровое обеспечение задач строительства на 2011-2015 годы" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы —————|———————————————————————————————|——————————————|———————————————————————————————————————————————————————————|—————————— N | Наименование | Общее зна- | Значения целевых показателей реализации подпрограммы | Приме- пп | целевого показателя | чение целе- |———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| чания | | вого показа- | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | | | теля | | | | | | —————|———————————————————————————————|——————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|—————————— 1. Годовой объем ввода жилья 5306 886 939 996 1145 1340 (кв. м общей площади), в том числе жилья экономкласса, малоэтажного жилья (не более 3 эт.), тыс. кв. метров<*>, в том числе: многоквартирные дома 2324 355,4 388,4 417,9 492,5 669,7 индивидуальные жилые дома 2982 530,6 550,6 578,1 652,5 670,3 2. Наличие специалистов строи- ВПО 4473 4801 5098 5344 5435 тельных специальностей, осу- СПО 4386 4376 4299 4300 4252 ществляющих трудовую дея- НПО 15082 15449 15864 16263 16642 тельность по специальности, без профоб- 4400 4538 4800 5533 6799 человек разования всего 28341 29164 30061 31440 33128 3. Расчетная потребность органи- ВПО 3988 3829 3750 3977 4249 заций строительной отрасли СПО 4263 4112 4050 4323 4695 Чувашской Республики в спе- НПО 14850 15882 17400 20748 24727 циалистах строительных спе- без профоб- 4400 4538 4800 5533 6799 циальностей, человек разования всего 27500 28360 30000 34580 40470 4. Расчетная потребность органи- ВПО 2792 2680 2625 2784 2974 заций строительной отрасли СПО 2984 2878 2835 3026 3287 Чувашской Республики в спе- НПО 10395 11117 12180 14524 17309 циалистах строительных спе- без профоб- 3080 3177 3360 3873 4759 циальностей для жилищного разования строительства, человек всего 19251 19852 21000 242007 28329 5. Годовой объем выпуска спе- ВПО, обу- 829 789 767 716 512 в том циалистов строительных спе- чение числе циальностей в учебных заве- СПО, обу- 295 299 203 308 240 для дру- дениях в Чувашской Респуб- чение гих ре- лике (с разбивкой по уровню СПО, пере- 334<**> 364<**> 397<**> 452<**> 494<**> гионов образования), человек подготовка Россий- НПО, обу- 1129 1237 1300 1253 1365 ской чение Федера- НПО, пере- 334 + до 364 + до 397 + до 452 + до 494 + до ции подготовка 5000<***> 5000<***> 5000<***> 5000<***> 5000<***> всего 2587 + до 2689 + до 2667 + до 2729 + до 2611 + до 5000<***> 5000<***> 5000<***> 5000<***> 5000<***> 6. Количество учебных заведе- ВПО 3 3 3 3 3 ний в Чувашской Республике, СПО 2 2 2 2 2 осуществляющих обучение НПО 16 16 16 16 16 специалистов по строительным всего 21 21 21 21 21 специальностям, единиц ____________________ <*> Указывается справочно из Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы. <**> Профессиональная переподготовка осуществляется Алатырским техникумом железнодорожного транспорта - филиалом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный университет путей сообщения" по специальности "Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство" (270204) и в дальнейшем расчете наличия специалистов строительных специальностей на 2011-2015 годы данные цифры не учитываются. <***> Профессиональная переподготовка лиц, имеющих базовые знания среднего школьного образования, осуществляется автономным учреждением Чувашской Республики "Учебно-производственный комбинат" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики. Указанное учреждение осуществляет подготовку кадров по 136 специальностям, в том числе строительным, и может обучить до 5 тыс. человек в год - в расчете наличия специалистов строительных специальностей на 2011-2015 годы данные цифры не учитываются. Приложение N 4 к подпрограмме "Кадровое обеспечение задач строительства на 2011-2015 годы" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы И Н Ф О Р М А Ц И Я об объектах капитального строительства, введенных на территории Чувашской Республики за 2009-2010 годы ——————————————————————————————————————|—————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————— Наименование | Единица измере- | Объемы построенных объектов объектов | ния |————————————————————————————————|———————————————————————————————— | | 2009 год | 2010 год | | (количество/общая площадь зда- | (количество/общая площадь зда- | | ний) | ний) ——————————————————————————————————————|—————————————————|————————————————————————————————|———————————————————————————————— Здания ед./кв. м 3982/1187538 3960/1218424 в том числе: жилого назначения -/- 3933/1030607 3905/1104812 нежилого назначения -/- 49/156931 55/113612 в том числе: промышленные -/- 10/1362 14/4442 сельскохозяйственные -/- 3/3697 4/4190 коммерческие -/- 19/81750 20/75169 учебные -/- 5/9484 4/18285 здравоохранения -/- 8/55376 5/8947 другие -/- 4/5262 8/2579 Объекты инженерной инфраструкту- км 77,87 97,11 ры в том числе: газовые сети, включая отводы от ма- -/- 62,8 58,31 гистрального газопровода водопроводные сети -/- 14,34 38,8 тепловые сети -/- 0,73 Объекты транспортной инфраструк- км 37,77 17,99 туры (автомобильные дороги с твер- дым покрытием) Линии электропередачи км 21,91 32,1 Линии связи км 6,0 - Приложение N 5 к подпрограмме "Кадровое обеспечение задач строительства на 2011-2015 годы" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы П Е Р Е Ч Е Н Ь мероприятий и сведения о финансировании подпрограммы "Кадровое обеспечение задач строительства на 2011-2015 годы" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы ———————|——————————————————————————————————————|————————————————————|————————|—————————————————————|—————————————————————————————————————————— N | Наименование мероприятий | Исполнители | Срок | Источник | Сумма затрат, тыс. рублей пп | | | испол- | финансирования |———————|——————|——————|——————|——————|—————— | | | нения | | всего | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | | | (годы) | | | год | год | год | год | год ———————|——————————————————————————————————————|————————————————————|————————|—————————————————————|———————|——————|——————|——————|——————|—————— I. Изучение и оценка рынков труда и образовательных услуг 1.1. Выборочное изучение кадрового со- Минстрой Чува- 2012 в пределах средств, - - - - - - става строительных организаций в шии, Минобразо- предусмотренных Чувашской Республике и состояния вания Чувашии, на основную дея- подготовки, переподготовки и повы- объединения рабо- тельность шения квалификации кадров в строи- тодателей<*>, обра- тельной отрасли Чувашской Респуб- зовательные учре- лики ждения профессио- нального образова- ния<*> 1.2. Анализ деятельности, расширение Ассоциация "Учеб- 2011- внебюджетные 100 20 20 20 20 20 участников и дальнейшее совершен- но-производствен- 2015 источники ствование модели Ассоциации как ный округ"<*>, Мин- объединения образовательных учре- образования Чува- ждений профессионального образо- шии, Минстрой вания различных уровней образова- Чувашии, органи- ния и организаций строительной от- зации строительной расли отрасли Чувашской Республики<*> II. Оптимизация системы профессионального образования, способной концентрировать ресурсы в интересах удовлетворения разнообразных образовательных потребностей населения и развития кадрового потенциала 2.1. Развитие системы предпрофильного Ассоциация "Учеб- 2011- внебюджетные 283 52 50 53 60 68 и профильного (строительного) обу- но-производствен- 2015 источники чения школьников республики ный округ", Мин- образования Чува- шии 2.2. Участие в разработке государствен- Минобразования 2011- в пределах средств, - - - - - - ного задания на подготовку специа- Чувашии, Мин- 2015 предусмотренных листов строительных специальностей строй Чувашии, на основную дея- органы местного тельность самоуправления<*>, объединения рабо- тодателей 2.3. Составление (корректировка) и оп- Минобразования 2011- в пределах средств, - - - - - - тимизация перечня профессий и спе- Чувашии, Мин- 2015 предусмотренных циальностей, по которым осуществ- строй Чувашии, на основную дея- ляются подготовка и переподготовка органы местного тельность кадров, в соответствии с потребно- самоуправления, стями рынка труда и перспективами объединения рабо- развития строительной отрасли Чу- тодателей вашской Республики 2.4. Разработка и реализация учебных об- учреждения про- 2011- в пределах средств, - - - - - - разовательных программ для профес- фессионального об- 2015 предусмотренных сиональной подготовки, переподго- разования, АУ Чу- на основную дея- товки и повышения квалификации с вашской Республи- тельность учетом предложений работодателей ки ДПО "Учебно- методический центр" Минобразо- вания Чувашии, объединения рабо- тодателей 2.5. Совместная реализация с организа- Ассоциация "Учеб- 2011- внебюджетные 11752 2130 2238 2395 2454 2535 циями строительной отрасли Чуваш- но-производствен- 2015 источники ской Республики образовательных ный округ", произ- программ (материально-техническое, водственно-науч- технологическое и кадровое обеспе- ный кластер по чение в части целевой подготовки строительному про- специалистов по строительным спе- филю на базе циальностям) ФГБОУ ВПО "Чу- вашский государ- ственный универ- ситет имени И.Н.Ульянова"<*> 2.6. Создание производственно-научного ФГБОУ ВПО "Чу- 2012 внебюджетные 17706 1771 3542 5313 3542 3538 кластера по строительному профилю вашский государ- источники на базе строительного факультета ственный универ- Чувашского государственного уни- ситет имени верситета имени И.Н.Ульянова И.Н.Ульянова", Минстрой Чува- шии, органы мест- ного самоуправле- ния, образователь- ные учреждения профессионального образования, орга- низации строи- тельной отрасли Чувашской Респуб- лики 2.7. Проведение учреждениями профес- образовательные 2012 в пределах средств, - - - - - - сионального образования самомарке- учреждения про- предусмотренных тинга с целью расширенного анализа фессионального на основную дея- своей деятельности и оценки своего образования тельность положения на образовательном рын- ке строительных специальностей и рынке труда 2.8. Проведение семинаров и конферен- Минобразования 2011- в пределах средств, - - - - - - ций в учебных заведениях профес- Чувашии, образо- 2015 предусмотренных сионального образования по вопросу вательные учреж- на основную дея- подготовки кадров для строительной дения профессио- тельность отрасли нального образова- ния III. Организация мониторинга потребности в специалистах по уровням квалификации в отраслевом разрезе 3.1. Создание рабочей группы при Мин- Минстрой Чува- 2011 в пределах средств, - - - - - - строе Чувашии по координации реа- шии, Минобразо- предусмотренных лизации подпрограммы "Кадровое вания Чувашии, на основную дея- обеспечение задач строительства на Госслужба занято- тельность 2011-2015 годы" сти Чувашии, орга- ны местного само- управления 3.2. Организация мониторинга наличия и Минстрой Чува- 2011 в пределах средств, - - - - - - мониторинга потребности в специа- шии, Госслужба предусмотренных листах строительной отрасли занятости Чува- на основную дея- шии, органы мест- тельность ного самоуправле- ния IV. Организация подготовки и переподготовки кадров необходимой квалификации для строительной отрасли Чувашской Республики, а также в соответствии с потребностями рынка труда 4.1. Развитие системы внутрипроизводст- организации строи- 2011- внебюджетные 3404 608 651 695 716 734 венного обучения персонала тельной отрасли 2015 источники Чувашской Респуб- лики 4.2. Организация стажировок и производ- образовательные 2011- внебюджетные 3699 567 706 734 810 882 ственной практики обучающихся по учреждения про- 2015 источники строительным специальностям в ор- фессионального ганизациях строительной отрасли образования, орга- Чувашской Республики низации строи- тельной отрасли Чувашской Респуб- лики 4.3. Организация деятельности студенче- Минобразования 2011- в пределах средств, - - - - - - ских строительных отрядов Чувашии, Мин- 2015 предусмотренных строй Чувашии, ГУ на основную дея- "Республиканская тельность молодежная биржа труда" Минобразо- вания Чувашии, образовательные учреждения сред- него и высшего профессионального образования<*> V. Организация информационного сопровождения реализации мероприятий подпрограммы 5.1. Размещение информации на Портале Минобразования 2011- в пределах средств, - - - - - - органов власти Чувашской Республи- Чувашии, Мин- 2015 предусмотренных ки в сети Интернет о рейтинге специ- строй Чувашии, на основную дея- альностей на рынке труда и образова- органы местного тельность тельных учреждений профессиональ- самоуправления ного образования, а также данных о качестве обучения, его возможностях 5.2. Подготовка и распространение пресс- Минстрой Чува- 2011- в пределах средств, - - - - - - релизов и других информационных шии, Минобразо- 2015 предусмотренных материалов по вопросам получения вания Чувашии, на основную дея- профессионального образования органы местного тельность самоуправления 5.3. Доведение до сведения широкой об- Минстрой Чува- 2011- в пределах средств, - - - - - - щественности достижений и успехов шии, органы мест- 2015 предусмотренных молодых специалистов-строителей ного самоуправле- на основную дея- Чувашской Республики ния тельность Всего 36944 5148 7207 9210 7602 7777 в том числе: - - - - - - республиканский бюджет Чувашской - - - - - - Республики субсидии, предоставляемые из феде- - - - - - - рального бюджета республиканскому бюджету Чувашской Республики внебюджетные источники 36944 5148 7207 9210 7602 7777 ______________________ <*> Мероприятия, предусмотренные подпрограммой, реализуются по согласованию с исполнителем. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|