Расширенный поиск

Распоряжение Главы Чувашской Республики от 28.02.2013 № 48-рг

 

 

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий («дорожную карту») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Чувашской Республике» (далее – план).

2. Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обеспечить реализацию плана.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

 

 

 

               Глава

Чувашской Республики                                                                            М.Игнатьев

 

г. Чебоксары

28 февраля 2013 года

№ 48-рг

 

 


УТВЕРЖДЕН

распоряжением Главы

Чувашской Республики

от 28.02.2013 № 48-рг

 

 

П Л А Н

мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной

сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения

в Чувашской Республике»

 

 

I. Общее описание «дорожной карты»

 

Целью «дорожной карты» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» (далее – «дорожная карта») является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности государственных учреждений здравоохранения Чувашской Республики и их работников.

Реализация «дорожной карты» призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Чувашской Республики от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.

Повышение качества оказываемых населению бесплатных медицинских услуг невозможно обеспечить без наличия высококвалифицированных специалистов. При этом одним из основных компонентов реформирования отраслей бюджетной сферы (включая здравоохранение) является оплата труда, которая рассматривается в современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества оказываемых населению социальных услуг.

В целях привлечения в государственные учреждения здравоохранения Чувашской Республики квалифицированных специалистов и ликвидации оттока медицинских кадров в частные медицинские организации необходимо сформировать условия, позволяющие медицинским работникам таких учреждений здравоохранения получить конкурентный уровень заработной платы.

Вместе с тем для установления действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников учреждений здравоохранения Чувашской Республики от объема и качества предоставляемых медицинских услуг (обеспечения предоставления медицинских услуг) необходим перевод медицинских работников на эффективный контракт.

Под эффективным контрактом понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оптимальная структура системы здравоохранения и высокая эффективность работы каждого государственного учреждения здравоохранения Чувашской Республики являются необходимым условием создания эффективной системы здравоохранения. «Дорожная карта» предусматривает внесение соответствующих изменений в порядки маршрутизации пациентов при оказании медицинской помощи, разработку и внедрение показателей эффективности деятельности государственных учреждений здравоохранения Чувашской Республики, внесение изменений в государственную программу Чувашской Республики «Развитие здравоохранения» на 2012–2020 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 октября 2011 г. № 444, предусматривающих достижение целевых индикаторов государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» с учетом заболеваемости и смертности населения.

Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи достигается в том числе за счет объема услуг, оказываемых в амбулаторных условиях.

Социальной эффективностью реализации «дорожной карты» является установление действенных механизмов оценки деятельности медицинских работников и соответствия уровня оплаты труда качеству труда. Таким образом, эффективный контракт призван обеспечить соответствие роста заработной платы медицинских работников повышению качества оказываемых ими государственных услуг (выполняемых работ).

Результатом успешной реализации «дорожной карты» является достижение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

 

1.1. Анализ демографической ситуации и показателей здоровья населения

В 2012 году в Чувашской Республике родилось на 1233 младенца больше, чем в 2010 году (16174 против 17407). Коэффициент рождаемости увеличился на 8,5% и составил 14,0 на 1 тыс. населения (Россия – 13,3, Приволжский федеральный округ (далее – ПФО) – 13,2).

Последовательная реализация государственной политики стимулирования рождаемости и поддержки семей с детьми, улучшения их материального благосостояния и качества жизни позволила сформировать положительную динамику рождаемости, прежде всего вторых и третьих детей. По предварительным данным учреждений здравоохранения за 2012 год, по сравнению с 2010 годом число детей, рожденных вторыми по очередности рождения, увеличилось на 13,0% и составило 6991 ребенок, третьими – на 32,8% (1962 ребенка), четвертыми и более – на 30,7% (596 детей).

Число умерших в 2012 году по сравнению с 2010 годом уменьшилось на 1628 человек, показатель общей смертности населения Чувашской Республики снизился на 8,3%, составив 13,3 на 1 тыс. населения, оставаясь стабильно ниже средних показателей по России (13,3‰) и ПФО (13,9‰).

Впервые за 20 лет естественная убыль населения сменилась естественным приростом и составила +0,7 на 1 тыс. населения (Россия – 0, ПФО – минус 0,7).

В результате положительной динамики показателей рождаемости и смертности на территории республики увеличилась ожидаемая продолжительность жизни населения в 2012 году до 70,6 года (на 2,06 года по сравнению с 2010 годом).

Основными причинами смерти населения республики, по данным за  2012 год, являются болезни системы кровообращения (44,9% всех умерших), внешние причины (13,9%), новообразования (11,2%), болезни органов дыхания (7,1%) и пищеварения (5,2%).

Показатель смертности всего населения от болезней системы кровообращения снизился на 4,7% по сравнению с 2010 годом и составил в 2012 году  596,3 на 100 тыс. населения, что ниже средних показателей по России (729,3) и ПФО (745,8). В результате развития системы оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями в виде трехуровневой модели за 2012 год в сравнении с 2010 годом снизилась смертность от инфаркта миокарда на 17,1%, от церебрального инсульта – на 14,1%, сохранено около 600 человеческих жизней.

В структуре распространенности всех заболеваний среди населения Чувашской Республики сердечно-сосудистая патология на протяжении ряда лет занимает второе место (15,13%). В сравнении с 2010 годом распространенность болезней системы кровообращения увеличилась на 0,7% и составила 339,9 на  1 тыс. населения (в 2011 г. Россия – 227,4, ПФО – 258,8), заболеваемость снизилась на 7,2% (27,2 на 1 тыс. населения; в  2011 г. Россия – 26,6, ПФО – 28,6).

В целом по республике число умерших от внешних причин в 2012 году снизилось по сравнению с 2010 годом на 21,9%, в расчете на 100 тыс. населения показатель смертности составил 184,4 человека (Россия – 125,1, ПФО – 138,2).

Наибольший удельный вес в структуре смертности от внешних причин занимают самоубийства (18,7%), случайные отравления алкоголем (8,3%), транспортные травмы (12,2%).

С учетом актуальности задачи снижения смертности всего населения от внешних причин в Чувашской Республике реализуются межведомственный оперативный план профилактических мероприятий по сокращению смертности и травматизма от внешних причин, включая дорожно-транспортные происшествия, пожары, стихийные бедствия и происшествия на воде, на 2012 год, а также мероприятия по реализации концепций развития наркологической и психотерапевтической служб, определены ежемесячные контрольные индикаторы.

За 2012 год в республике смертность от случайных отравлений алкоголем снизилась на 53,9% по сравнению с 2010 годом и составила 15,3 на 100 тыс. населения (Россия – 7,0, ПФО – 8,2), от самоубийств – на 23,7% (34,4 на 100 тыс. населения; Россия – 20,2, ПФО – 25,4), от всех видов транспортных несчастных случаев – на 17,0% (22,5 на 100 тыс. населения; Россия – 20,5, ПФО – 21,1), в том числе от дорожно-транспортных происшествий – на 18,7% (17,4 на 100 тыс. населения; Россия – 14,1, ПФО – 15,8).

Бытовые и уличные травмы в 2012 году были основными причинами заболеваемости населения по классу «Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин», различные повреждения в быту получили 117,3 тыс. человек (на 14,8% больше, чем в 2010 году), из них 16,1% – дети 0–17 лет. Среди взрослых бытовые травмы составили 97,8 на 1 тыс. населения, среди детей – 78,5 на 1 тыс. соответствующего населения. Уличным травмам в большей степени подвержены дети: частота повреждений на улице у данной возрастной категории в 4,7 раза выше, чем у взрослых (37,0 и 7,9 на 1 тыс. населения соответственно). При этом уровень травматизма у подростков выше, чем у детей. Структура обращаемости по видам повреждений отличается постоянством: преобладают раны и ушибы, переломы костей конечностей, вывихи, как правило, чаще у мальчиков начиная с самого раннего возраста.

Число пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, по данным Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике, в 2012 году составило 2651 человек, в том числе 277 детей. На каждую тысячу населения республики приходится 1,66 транспортной травмы, в том числе на тысячу детского населе­ния – 1,04.

Третье место в структуре общей смертности населения Чувашской Республики занимают новообразования, смертность от которых в 2012 году снизилась на 9,7% по сравнению с 2010 годом и составила 148,1 на 100 тыс. населения (Россия – 201,2, ПФО – 189,7), в том числе от злокачественных новообразований – на 9,3% (Чувашия – 146,2 на 100 тыс. населения, Россия – 199,1, ПФО – 187,8).

В 2012 году показатель заболеваемости злокачественными новообразованиями составил 279,1 на 100 тыс. населения (в 2010 г. – 295,9), распространенности – 1721,2 (в 2010 г. – 1621,5).

Кроме того, результатом работы новой системы оказания онкологической помощи населению Чувашской Республики является снижение запущенности онкологических заболеваний с 23,1% в 2010 году до 21,5% в 2012 году. Доля больных, умерших в течение первого года после установления диагноза, уменьшилась с 36,4% в 2010 году до 25,4% в 2012 году. Удельный вес больных с I и II стадией опухолевого процесса увеличился с 43,4% в 2010 году до 47,2% в  2012 году, пятилетняя выживаемость больных при злокачественных новообразованиях возросла до 55,6%.

Показатель смертности всего населения Чувашской Республики от болезней органов дыхания в 2012 году снизился на 19,97% по сравнению с 2010 годом и составил 94,6 на 100 тыс. населения (Россия – 48,1, ПФО – 51,6).

В расчете на 100 тыс. человек показатель смертности всего населения от болезней органов пищеварения уменьшился в 2012 году на 13,1% по сравнению с 2010 годом и составил 69,7 (Россия – 60,9, ПФО – 64,0).

Удельный вес заболеваний органов пищеварения в структуре распространенности болезней внутренних органов в 2012 году составил 7,3%. Показатель распространенности болезней пищеварительной системы среди населения Чувашской Республики по сравнению с 2010 годом снизился на 2,1% (164,8 на  1 тыс. населения).

Всего в 2012 году в Чувашской Республике зарегистрировано 2800,6 тыс. острых и хронических заболеваний, из которых 1253,2 тыс. – с впервые установленным диагнозом (44,8%).

В 2012 году общая заболеваемость увеличилась по сравнению с 2010 годом на 1,7% и составила 2214,1 на 1 тыс. населения (в 2011 г. Россия – 1604,0, ПФО – 1810,9), первичная заболеваемость – на 6,1% (Чувашия – 995,5 на 1 тыс. населения; в 2011 г. Россия – 797,4, ПФО – 876,9).

В структуре причин заболеваемости всего населения республики в  2012 году на первом месте находятся болезни органов дыхания (35,8%), на втором – болезни мочеполовой системы (10,3%), на третьем – травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (11,0%). В структуре распространенности ведущее место занимает патология органов дыхания (19,6%), на второй позиции – кровообращения (15,0%), на третьей – мочеполовой системы (9,2%).

В 2012 году первичная заболеваемость туберкулезом (зарегистрированная в республике учреждениями здравоохранения) составила 59,5 на 100 тыс. населения, распространенность туберкулеза – 99,8 на 100 тыс. населения (в 2010 г. – 67,5 и 115,1 на 100 тыс. населения соответственно). Смертность от туберкулеза в 2012 году снизилась по сравнению с 2010 годом на 40,2% и составила 6,7 на  100 тыс. населения (Россия – 12,2, ПФО – 10,2).

Показатели распространенности и заболеваемости наркоманией в Чувашской Республике позитивно отличаются от таковых по Российской Федерации и составили в 2012 году 99,0 и 2,4 на 100 тыс. населения соответственно; случаи наркомании среди детей не зарегистрированы.

В 2012 году в республике зарегистрирован 1 больной токсикоманией, или 0,1 на 100 тыс. населения (в 2011 г. Россия – 0,5, ПФО – 0,5).

Число больных, впервые обратившихся за медицинской помощью по поводу алкоголизма, с 2010 года уменьшилось на 13,3% и в 2012 году составило 99,4 на 100 тыс. населения, что связано с доступностью медицинской помощи лицам, имеющим проблемы с потреблением алкоголя, созданием системы единого профилактического и реабилитационного пространства, направленной на раннее выявление, лечение и динамическое медико-социальное сопровождение больных.

Уровень заболеваемости алкогольными психозами в 2012 году составил 14,7 на 100 тыс. населения, что на 2,6% ниже показателя 2010 года и остается ниже показателя по России (30,5 на 100 тыс. населения в 2011 г.).

За 2012 год в республике выявлено 138 новых случаев ВИЧ-инфекции против 128 за 2010 год, показатели заболеваемости на 100 тыс. населения составили 11,1 и 10,2 соответственно. Заболеваемость по Чувашской Республике значительно ниже, чем по России и ПФО (47,1 и 52,6 в 2011 г. соответственно).

Показатель общей заболеваемости психическими расстройствами в  2012 году снизился на 4,5% по сравнению с 2010 годом и составил 3026,2 на  100 тыс. населения.

Показатель первичной заболеваемости психическими расстройствами в 2012 году по сравнению с 2010 годом снизился на 19,7% и составил 344,3 на  100 тыс. населения. Тем не менее данный показатель также остается выше среднероссийского (335,8 на 100 тыс. населения в 2011 г.).

В 2012 году в Чувашской Республике показатель распространенности по некоторым инфекционным и паразитарным заболеваниям составил 53,2 на 1 тыс. населения, что на 4,3% ниже, чем в 2010 году. Межведомственный подход к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, сохранение действенной государственной системы вакцинопрофилактики позволили снизить в 2012 году по сравнению с 2010 годом заболеваемость эпидемическим паротитом в 2,7 раза, ликвидировать случаи врожденной краснухи.

 

1.2. Система предоставления медицинской помощи

С 2003 года в Чувашской Республике в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 8, мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье», Программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики на 2011–2012 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2011 г. № 29 (далее – Программа модернизации здравоохранения), внедрен комплекс мероприятий, направленных на реструктуризацию системы предоставления медицинской помощи, упорядочение конкретных компонентов медицинского обслуживания и совершенствование системы его финансирования:

формирование здорового образа жизни на основе межведомственного взаимодействия;

реорганизация системы первичной медико-санитарной помощи с введением института врачей общей (семейной) практики, приоритетным развитием профилактического направления в деятельности первичного звена и развитием стационарзамещающих технологий;

оптимизация системы предоставления стационарной помощи на основе оптимизации коечного фонда и формирования межтерриториальных медицинских центров;

модернизация службы скорой медицинской помощи;

централизация диагностических служб.

В рамках Программы модернизации здравоохранения продолжена реструктуризация сети лечебно-профилактических учреждений и структуры оказания медицинской помощи в соответствии с половозрастной структурой населения, заболеваемости и смертности на территории республики, выстроена трехуровневая система оказания медицинской помощи, обеспечивающая ее доступность каждому жителю в месте его проживания, с формированием маршрутов пациентов в соответствии с профилями заболеваний на основе федеральных порядков оказания медицинской помощи.

С 1 января 2013 г. медицинскую помощь населению республики оказывают 64 лечебно-профилактических учреждения (20 центральных районных больниц, 10 городских больниц, 5 городских детских больниц, 2 перинатальных центра, 7 стоматологических поликлиник, 6 специализированных диспансеров, 6 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений, 4 психиатрические больницы, а также 4 специализированные клиники) плановой мощностью  36001 посещение в смену с общим коечным фондом 10472 круглосуточные койки.

Необходимо отметить, что на фоне уменьшения численности населения сельских муниципальных образований за последние тридцать лет в 1,4 раза и выраженной диспропорции их по численности населения (от 13,6 тыс. человек в Порецком районе до 63,3 тыс. человек в Чебоксарском районе) отмечается увеличение доли маломощных центральных районных больниц: к началу 2013 года каждая вторая центральная районная больница (50%) обслуживает менее 25 тыс. населения, более половины (12 центральных районных больниц из 20) имеет коечную мощность менее 100 коек.

С 1 января 2012 г. все муниципальные учреждения здравоохранения как имущественные комплексы приняты в государственную собственность Чувашской Республики. В целях повышения структурной эффективности деятельности системы здравоохранения в Чувашии реализуется стратегия оптимизации сети лечебных учреждений, служб, а также технических, кадровых и технологических ресурсов в форме реорганизации маломощных лечебно-профилактических учреждений путем присоединения к крупным многопрофильным больницам, создания межрайонных территориальных центров путем слияния нескольких учреждений, централизации ряда специализированных служб. Всего реорганизовано  21 учреждение здравоохранения, в 2013 году планируется преобразование еще  6 учреждений здравоохранения.

 

1.3. Первичная медико-санитарная помощь

Первичную медико-санитарную помощь, в том числе первичную специализированную медико-санитарную помощь, населению республики оказывают 44 учреждения здравоохранения (в том числе 20 центральных районных больниц, 18 городских больниц, 6 городских стоматологических поликлиник, 612 отделений общеврачебной практики (в том числе в сельской местности – 198), первичную доврачебную медицинскую помощь – 525 фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов (далее также – ФАП). В учреждениях здравоохранения республики организована работа 39 пунктов неотложной медицинской помощи для взрослого и детского населения, оснащенных в рамках Программы модернизации здравоохранения санитарным автотранспортом, а также 73 выездных врачебных бригад.

Плановая мощность амбулаторно-поликлинических подразделений государственных учреждений здравоохранения Чувашской Республики, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, на протяжении последних лет остается стабильной и составила в 2012 году 31020 посещений в смену (249 посещений в смену в расчете на 10 тыс. человек населения).

Объемы первичной медико-санитарной помощи ежегодно составляют более 13 млн. посещений (10,5 посещения в расчете на 1 жителя в год), или 88,6% от общего объема медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях. Доля объемов амбулаторной помощи, оказанной врачами первичного звена, составляет ежегодно более 38% (5 млн. посещений).

Из 44 государственных учреждений здравоохранения Чувашской Республики, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, 36 учреждений имеют в своем составе как амбулаторные, так и стационарные подразделения с коечным фондом 6233 койки.

Первичную медико-санитарную помощь оказывают 3144 врача, из них в амбулаторно-поликлиническом звене работают 2211 врачей, в том числе в первичном звене здравоохранения (участковая служба) осуществляют медицинскую деятельность 753 врача.

Несмотря на принимаемые меры государственной поддержки медицинских работников, в республике регистрируется сокращение численности врачей первичного звена: за последние три года численность врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, снизилась на 5% (на 165 человек), в том числе врачей первичного звена – на 5,2% (на 41 человека). На фоне снижения численности врачей регистрируется рост частоты совместительства с 1,3 в 2010 году до 1,4 в 2012 году, а по ряду специальностей она имеет более высокое значение. Все это свидетельствует о недостаточном числе врачей и высокой интенсивности их труда, что снижает доступность и качество медицинской помощи.

Сохраняется неблагоприятная динамика возрастного состава врачей первичного звена, что определяет дальнейшее нарастание фактически имеющегося дефицита медицинских кадров: доля врачей в возрасте старше 51 года составила 43%, в том числе старше 60 лет – 7% (в 2010 г. – 22 и 2% соответственно). 47% участковых терапевтов старше 51 года, из них старше 60 лет – 17%. Средний возраст врачей первичного звена составляет 46 лет.

Дефицит врачей первичного звена (врачей общей (семейной) практики, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых) составляет 104 человека, или 12% от расчетной потребности.

В первичном звене работает 1139 человек среднего медицинского персонала, их число за последние три года уменьшилось на 4%. В среднем по республике на одного врача общей (семейной) практики приходится 1,9 среднего медицинского работника, на одного участкового терапевта – 0,9, на одного участкового педиатра – 1,1 медицинского работника.

Ограничению доступности первичной медико-санитарной помощи способствует и превышение рекомендованных приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее – Минздравсоцразвития России) об организации деятельности врачей первичного звена нормативов: 5% участковых терапевтов, 8,4% врачей общей (семейной) практики и 6,7% участковых педиатров оказывают медицинскую помощь на участках с превышением нормативов по численности прикрепленного населения более чем на 30%.

В рамках «дорожной карты» планируется провести анализ выполнения службой требований приказа Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г.  № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июня 2012 г., регистрационный № 24726) по численности обслуживаемого населения и организационным формам оказания первичной медико-санитарной помощи врачами общей (семейной) практики.

Реструктуризация коечного фонда круглосуточных стационаров сопровождалась развитием стационарзамещающих форм оказания медицинской помощи населению. В 2012 году в учреждениях здравоохранения республики функционировало 2020 коек дневного пребывания, из них 918 (45,4%) были развернуты в 38 больничных учреждениях, 1102 – в 44 амбулаторно-поликлинических учреждениях и подразделениях, из которых 41% (449 коек) организован при 174 отделениях общеврачебной практики. Стационары на дому в 2012 году организованы в 35 учреждениях.

Медицинскую помощь в дневных стационарах ежегодно получают около 63 тыс. больных. Вместе с тем на протяжении последних 3 лет отмечается негативная тенденция уменьшения объемов медицинской помощи в условиях дневных стационаров (на 7,4%), что не обеспечивает потребность, предусмотренную Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи.

Медицинская реабилитация осуществляется 4 отделениями восстановительного лечения в 3 медицинских организациях коечной мощностью 76 коек и 54 кабинетами в 44 государственных учреждениях здравоохранения Чувашской Республики, работу которых координируют БУ «Республиканский центр восстановительной медицины и реабилитации» Минздравсоцразвития Чувашии и реабилитационный центр, функционирующий на базе БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии. Низкая обеспеченность реабилитационными койками (0,6 койки в расчете на 10 тыс. человек населения), а также дефицит подготовленных кадров не позволяют в полной мере удовлетворять потребность в данных медицинских услугах. Кроме того, восстановительное лечение больные получают на базе 3 санаторно-курортных учреждений (на  563 койки). Объемы реабилитационной медицинской помощи, оказанной в условиях стационаров, составили в 2012 году 0,0235 койко-дня в расчете на 1 жителя, что не удовлетворяет реальные потребности населения и особенно актуально в условиях роста численности детей, страдающих тяжелыми хроническими (инвалидизирующими) заболеваниями, и детей-инвалидов.

Оказание паллиативной медицинской помощи в республике осуществляется на 150 койках (хосписных – 60, коек сестринского ухода – 90). Обеспеченность паллиативными койками в расчете на 100 тыс. человек населения в 2012 году составила 12,0, что не удовлетворяет в полном объеме потребность населения в данном виде медицинской помощи. Медицинскую помощь на указанных койках в 2012 году получили 47884 человека, число койко-дней в расчете на 1 жителя составило 0,0384, что в 2 раза меньше федерального норматива, определенного Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и  2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1074.

С целью оказания медицинской, психологической и социальной помощи детям с глубокими поражениями центральной нервной системы, врожденными пороками развития, злокачественными новообразованиями, хроническими заболеваниями в терминальной стадии и другими инкурабельными заболеваниями в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения в 2012 году на базе БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии создано специализированное отделение паллиативной (хосписной) помощи детям на 10 коек.

Сельское здравоохранение.

Для оказания медицинской помощи сельскому населению в республике создана достаточная инфраструктура: в каждом муниципальном районе функционирует центральная районная больница (21). В составе центральных районных больниц – 9 участковых больниц, 19 отделений скорой медицинской помощи, 525 фельдшерско-акушер­ских пунктов. В каждом пятом населенном пункте с численностью менее 100 человек (107 населенных пунктов) развернуты домовые хозяйства для оказания первой помощи силами жителей.

На базе 7 центральных районных больниц организованы межтерриториальные центры оказания медицинской помощи по таким профилям, как кардиология, неврология, акушерство и гинекология, травматология, педиатрия.

В учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, работают 1156 врачей (23,8% от общей численности врачей Чувашской Республики), из которых 73,7% оказывают амбулаторно-поликлиническую помощь, и 4232 специалиста среднего медицинского персонала. Реализация программы «Земский доктор» в 2012 году позволила привлечь на работу в учреждения здравоохранения, расположенные в сельских населенных пунктах, 132 молодых специалистов, что привело к росту обеспеченности врачами сельских учреждений здравоохранения на 6,3% (с 20,7 в 2011 г. до 22,0 в расчете на 10 тыс. человек населения в 2012 г.). Вместе с тем в республике сохраняется тенденция снижения обеспеченности средними медицинскими работниками с 81,0 в 2011 году до  80,4 человека в расчете на 10 тыс. человек населения в 2012 году.

Реализация мер социальной поддержки в 2012 году позволила дополнительно привлечь врачей в участковую службу первичного звена сельской местности, их число увеличилось на 48 человек и составило 396 врачей (52,6% от общей численности врачей первичного звена в Чувашской Республике), из них врачей общей (семейной) практики – 228 (53,8% от общей численности врачей общей (семейной) практики в Чувашской Республике). Соответственно увеличилась и обеспеченность врачами первичного звена в расчете на 10 тыс. человек населения с 6,4 в 2010 году до 7,4 в 2012 году.

Общий коечный фонд сельских больниц составляет 22,7% коечного фонда республики – 2376 коек, на которых оказываются преимущественно «базовые» виды медицинской помощи при острых и неотложных состояниях, при необходимости с последующей госпитализацией пациентов в межтерриториальные центры (терапия, хирургия, неврология, педиатрия, инфекционные болезни, гинекология, патология беременности). В структуре коечного фонда сельских больниц доля коек, на которых оказываются «базовые» виды медицинской помощи, на протяжении последних трех лет остается стабильной и составляет 87,7%. Обеспеченность койками сельских жителей на начало 2013 года составила 44,2 на  10 тыс. населения. Четкое разделение на этапы оказания медицинской помощи и маршрутизация пациентов в соответствии с порядками оказания медицинской помощи позволили снизить уровень госпитализации в круглосуточные стационары сельских больниц до 14,9 на 100 человек населения (в 2010 г. – 15,4), среднюю длительность пребывания больного до 9,4 дня (в 2010 г. – 9,5).

В сельских учреждениях здравоохранения организована работа 927 коек дневного пребывания (45,9% от общего числа коек в дневных стационарах в Чувашской Республике), на которых ежегодно получают медицинскую помощь более 25 тыс. человек. Вместе с тем данные последних лет свидетельствуют о снижении объемов медицинской помощи с использованием стационарзамещающих технологий на 9,1%: число пациенто-дней в условиях дневных стационаров снизилось с 597,0 в 2010 году до 542,1 пациенто-дня в расчете на 1000 жителей в 2012 году.

Приоритетным направлением развития сельской медицины определено предоставление медицинской помощи по принципу семейного врача. В сельской местности организована работа 145 территориально обособленных подразделений общеврачебной (семейной) практики. С 2002 года 46 ФАП и 33 участковые больницы реорганизованы в общеврачебные (семейные) практики.

Открытие в рамках Программы модернизации здравоохранения 20 дополнительных офисов врача общей (семейной) практики на селе привело к увеличению охвата населения медицинским обслуживанием до 96,5%.

В республике удалось сохранить важную инфраструктуру – фельдшерско-акушерские пункты, число которых на протяжении последних лет остается неизменным и составляет 525 с численностью средних медицинских работников  516 человек. Объемы первичной доврачебной медицинской помощи, оказываемой в ФАП, ежегодно составляют около 2 млн. посещений. 98 ФАП обслуживают от 101 до 300 человек, от 301 до 500 человек – 183, от 501 до 800 человек – 169, от 801 до 1200 человек – 42, более 1200 человек обслуживает 21 ФАП.

Значительным преобразованием в работе ФАП явилось их прикрепление к зоне ответственности врачей общей (семейной) практики (370 ФАП), которые осуществляют организационно-методическую и консультативную помощь фельдшерам.

Указом Главы Чувашской Республики от 2 ноября 2012 г. № 124 «О дополнительных мерах по совершенствованию оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в Чувашской Республике» в 2013–2015 годах предусмотрено открытие 100 модульных ФАП.

В рамках реализации Программы модернизации здравоохранения в целях обеспечения доступности специализированной медицинской помощи сельским жителям значительно расширена сеть выездных врачебных бригад, в том числе организованных в составе ведущих специализированных республиканских клиник и городских больниц. Выездные врачебные бригады оказывают специализированную медицинскую помощь по таким профилям, как педиатрия, онкология, невропатология, офтальмология, кардиология, травматология, психиатрия, урология, аллергология, отоларингология, эндокринология и др.

Профилактика и формирование здорового образа жизни.

Инновационным элементом общественной политики в области охраны и укрепления здоровья населения явилось формирование межведомственного социального партнерства на уровне города, района, поселения с организацией межведомственных команд, участниками которых наряду с администрациями муниципальных образований являются представители средств массовой информации, бизнеса, религиозных организаций, неправительственных общественных объединений по месту жительства. Всего реализовано более 4000 местных программ (инициатив) по актуальным проблемам здоровья.

Утверждены и опубликованы администрациями муниципальных образований 16 профилей здоровья, реализованы муниципальные стратегические планы действий по улучшению здоровья и качества жизни населения по 11 тематическим направлениям: в области активного долголетия, по развитию физической активности и др.

Мероприятия по медицинской профилактике направлены на информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах; пропаганду здорового образа жизни, формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих детей и близких; обучение населения гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, в том числе через средства массовой информации.

В республике создано 6 центров здоровья, в том числе 2 детских с организацией мобильных выездных бригад, оборудованных медицинской техникой. С начала работы центров к настоящему времени более 160 тыс. человек уже получили профессиональное консультирование по вопросам медицинской профилактики и формирования здорового образа жизни.

Внедрен вид группового профилактического консультирования в виде тематических школ здоровья для пациентов по 20 основным направлениям, ежегодно их посещают более 190 тыс. человек.

Доля посещений врачей первичного звена, выполненных с профилактической целью, в общем числе посещений в 2012 году составила 37,0%; всего за последние четыре года доля профилактических посещений возросла на 73%.

 

1.4. Скорая медицинская помощь

Скорая медицинская помощь в республике в 2012 году оказывалась 4 городскими станциями скорой медицинской помощи (гг. Алатырь, Канаш, Шумерля, Чебоксары), отделением скорой медицинской помощи при многопрофильной городской больнице (БУ «Новочебоксарская городская больница» Минздравсоцразвития Чувашии), а также 19 отделениями при центральных районных больницах и 15 филиалами отделений скорой медицинской помощи при участковых больницах в сельской местности. С 2013 года в целях оптимизации и повышения эффективности управления системой оказания медицинской помощи все городские станции скорой медицинской помощи реорганизованы путем создания БУ «Республиканская станция скорой медицинской помощи» Минздравсоцразвития Чувашии, курирующего работу всех созданных на функциональной основе межрайонных диспетчерских центров службы «03», которые в свою очередь координируют работу бригад на прикрепленной территории.

В системе скорой медицинской помощи организована работа 396 выездных круглосуточных бригад, в том числе врачебных общепрофильных – 115 (28,8% круглосуточных бригад), фельдшерских – 259 (66,2%), 8 бригад интенсивной терапии, 8 – психиатрических и 2 – педиатрических.

Ежегодно в республике регистрируется около 340 тыс. обращений за скорой медицинской помощью (на 1 жителя – 0,27 вызова), одна треть лиц, которым оказана помощь, госпитализируется в стационары.

Для того, чтобы машины скорой помощи выезжали исключительно в экстренных случаях, организована работа диспетчерской службы в системе телефонного «отсеивания» с переадресовкой части вызовов к семейным врачам и службе неотложной помощи поликлиник. Разработан и используется стандартный протокол приема вызова, который позволяет определить степень его неотложности и переадресовать при необходимости в участковую службу или врачу общей (семейной) практики.

Этому предшествовали изменения в диапазоне практики и часах работы семейных врачей в целях оказания неотложной помощи и четкая организация службы неотложной помощи в участковой сети амбулаторного звена. Практическая реализация мероприятий по совершенствованию работы службы скорой медицинской помощи осуществлялась в тесной увязке с реформой амбулаторной службы, направленной на последовательное развитие в республике института врачей общей (семейной) практики, расширение диапазона предоставляемых ими медицинских услуг, обеспечение доступности врачей общей (семейной) практики.

В результате на 66% снизилось число направлений пациентов к специалистам узкого профиля, доля вызовов скорой помощи к пациентам с установленными хроническими заболеваниями уменьшилась на 34,4%.

Нагрузка на одну круглосуточную бригаду в среднем по республике в 2012 году составила 9,4 вызова в день (в 2010 г. – 9,2), в городе и на селе 13,2 и 6,7 соответственно. Более низкая нагрузка на службу в сельской местности связана с наличием фельдшерско-акушерских пунктов, которые частично берут на себя оказание экстренной и неотложной медицинской помощи.

Время ожидания больными бригад скорой медицинской помощи составило 14,3 мин при установленном нормативе 20,0 мин; доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 мин составила в 2012 году 92,8%.

Служба скорой медицинской помощи взаимодействует с приемными отделениями стационаров, работающими в круглосуточном режиме и организованными на базе многопрофильных больниц, исполняющих функции межтерриториальных медицинских центров.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», федеральных и республиканских целевых программ в 2006–2009 годах в республике на 100% был обновлен автопарк службы скорой медицинской помощи и реализован принцип оперативного управления машинами в условиях единой диспетчерской службы с использованием спутникового позиционирования. Вместе с тем к 2013 году регистрируется увеличение доли изношенного санитарного автотранспорта: из 242 единиц санитарного автотранспорта 93,8% составляют автомобили со сроком эксплуатации свыше 5 лет. Весь санитарный автотранспорт оборудован и оснащен в соответствии с федеральными порядками оказания медицинской помощи.

В целях обеспечения населения качественной и своевременной скорой медицинской помощью независимо от территориальной расположенности пациента на всех станциях и в отделениях скорой медицинской помощи внедрена единая автоматизированная система управления с единым центром мониторинга в режиме онлайн. Все машины службы «03» оснащены бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на базе многофункциональных приемных устройств. На всех станциях и в отделениях скорой медицинской помощи установлено навигационно-информационное оборудование для мониторинга и управления санитарным автотранспортом.

С 2013 года скорая медицинская, в том числе специализированная, помощь функционирует в системе обязательного медицинского страхования.

 

1.5. Специализированная медицинская помощь

В республике организована работа 14 межтерриториальных центров по  6 основным профилям: сердечно-сосудистый, травматологический, онкологический, акушерско-гинекологический, педиатрический, социально значимая патология (фтизиатрия, психиатрия, наркология) – с четко прописанной маршрутизацией пациентов, обеспечивающей оказание неотложной и экстренной медицинской помощи в течение «золотого часа» больным с острой сосудистой патологией и пострадавшим при травмах.

Межтерриториальные медицинские центры организованы на базе БУ «Центральная районная больница Алатырского района» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Батыревская центральная районная больница» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Новочебоксарская городская больница» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Новочебоксарская городская детская больница» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Новочебоксарский перинатальный центр» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Городская клиническая больница № 1» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Центральная городская больница» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Городской клинический центр» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Городская детская больница № 3» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Больница скорой медицинской помощи» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Городская детская больница № 4» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Республиканский клинический госпиталь для ветеранов войн» Минздравсоцразвития Чувашии с сохранением доступности качественной медицинской помощи на основе территориального закрепления муниципальных районов и городских округов с учетом транспортной доступности.

Общий коечный фонд межтерриториальных центров и отделений по оказанию специализированной медицинской помощи в 2012 году составил 5014 коек, что составляет 47,9% от общего коечного фонда республики.

В республике создана трехуровневая система оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, включающая Региональный сосудистый центр и 5 первичных сосудистых отделений (на базе БУ «Республиканская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Новочебоксарская городская больница» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Городская клиническая больница № 1» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Центральная районная больница Алатырского района» Минздравсоцразвития Чувашии) с общей численностью 342 койки, из которых 180 коек – неврологического профиля для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения. Организована экстренная госпитализация больных с острым нарушением мозгового кровообращения и с острым коронарным синдромом в специализированные отделения с учетом минимального времени доставки пациента в стационар (40 минут).

В зону ответственности первичных сосудистых отделений входят муниципальные образования республики, которые расположены на расстоянии не более 80 км и в которых среднее время обслуживания вызова составляет 40–45 мин.

На базе сосудистых отделений организована работа мультидисциплинарных бригад, дополнительных кабинетов врачей-кардиологов при поликлинических отделениях учреждений здравоохранения.

Реабилитация больных с острым инфарктом миокарда проводится в три этапа. Первый этап реабилитации начинается в палатах ранней реабилитации первичных сосудистых отделений и Регионального сосудистого центра. Второй этап реабилитации (стационарный) организован в кардиологическом отделении № 3 на 30 койках на базе БУ «Республиканский кардиологический диспансер» Минздравсоцразвития Чувашии (далее – БУ «РКД»). Третий этап реабилитации (амбулаторно-поликлинический) проводится в кабинетах кардиолога БУ «РКД» и других учреждений здравоохранения республики по месту жительства. На данном этапе также предусматривается реабилитация в санаторно-курортных учреждениях.

Планируются открытие дополнительных 20 реабилитационных коек на базе БУ «РКД», дооснащение кардиологического отделения БУ «РКД» необходимым реабилитационным оборудованием в соответствии с федеральными порядками оказания медицинской помощи, подготовка необходимых кадров по медицинской реабилитации, а также организация санаторно-курортного этапа реабилитации на базе ОАО «Санаторий «Чувашиякурорт» посредством государственно-частного партнерства.

Нейрореабилитация больных с острыми нарушениями мозгового кровообращениями начинается в палатах ранней реабилитации первичных сосудистых отделений и Регионального сосудистого центра. Второй этап реабилитации проводится в БУ «Городская клиническая больница № 1» Минздравсоцразвития Чувашии на 16 койках. В данном отделении реабилитацию проходят также пациенты с последствиями черепно-мозговых и спинномозговых травм. Лечение проводится мультидисциплинарной бригадой специалистов с комплексным подходом в нейрореабилитации: в состав бригады входят врач-невролог, врач лечебной физкультуры и методист лечебной физкультуры, врач-физиотерапевт и медицинская сестра физиотерапевтического кабинета, нейропсихолог, логопед, эрготерапевт и медсестра по уходу за постинсультными больными. Применяется индивидуальная мануальная и аппаратная реабилитация на высокотехнологичном современном оборудовании.

В целях решения проблем, возникающих при организации нейрореабилитационной помощи, планируются создание нового первичного сосудистого отделения на базе БУ «Больница скорой медицинской помощи» Минздравсоцразвития Чувашии на 30 коек для разгрузки Регионального сосудистого центра с оснащением необходимым оборудованием в соответствии с федеральными порядками оказания медицинской помощи, дооснащение палат ранней реабилитации первичных сосудистых отделений и Регионального сосудистого центра необходимым оборудованием в соответствии с федеральными порядками оказания медицинской помощи, создание нового отделения реабилитации для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения, черепно- и спинномозговыми травмами на 40 коек на базе БУ «Больница скорой медицинской помощи» Минздравсоцразвития Чувашии, оснащение его всем необходимым оборудованием в соответствии с федеральными порядками оказания медицинской помощи, обучение специалистов по медицинской реабилитации, а также организация санаторно-курортного этапа реабилитации на базе ОАО «Санаторий «Чувашиякурорт» посредством государственно-частного партнерства.

Система оказания медицинской помощи лицам с онкологическими заболеваниями сформирована в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи онкологическим больным, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 декабря 2009 г.  № 944н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации  15 декабря 2009 г., регистрационный № 15605), и включает БУ «Республиканский онкологический диспансер» Минздравсоцразвития Чувашии, оказывающий специализированную онкологическую помощь; 6 межтерриториальных диагностических центров для обследования лиц с подозрением на онкологические заболевания на функциональной основе (БУ «Новочебоксарская городская больница» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Чебоксарская районная больница» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Ядринская центральная районная больница им. К.В. Волкова» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Батыревская центральная районная больница» Минздравсоцразвития Чувашии) в тесном взаимодействии с первичным звеном здравоохранения (участковыми врачами-терапевтами, врачами общей (семейной) практики, врачами-хирургами и врачами-онкологами). Система также включает 57 первичных онкологических кабинетов, организованных в рамках Программы модернизации здравоохранения.

В целях применения различных методов лечения, способных компенсировать нарушения функций отдельных систем и органов, возникающие в результате развития злокачественных новообразований, а также применения различных методов их удаления (хирургические вмешательства, лучевая или химиотерапия и т.д.) в республике развивается служба медицинской реабилитации в онкологии.

Реабилитация онкологических больных проводится на 28 койках дневного стационара БУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздравсоцразвития Чувашии (далее – БУ «РКОД»). Пациенты, имеющие выраженное нарушение функции, полностью зависимые от посторонней помощи в осуществлении самообслуживания, перемещения и общения и не имеющие перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала), что подтверждено результатами обследования, направляются в учреждения по уходу.

В целях организации реабилитационной помощи онкологическим больным в Чувашской Республике планируются создание единого организационно-мето­ди­ческого центра по организации онкологической реабилитации на базе БУ «РКОД», создание отделения реабилитации и паллиативной онкологической помощи на базе БУ «Больница скорой медицинской помощи» Минздравсоцразвития Чувашии на 20 коек для проведения второго этапа медицинской реабилитации и дооснащение его необходимым оборудованием, а также дооснащение физиотерапевтическим оборудованием БУ «РКОД».

Для обеспечения доступности паллиативной медицинской помощи онкологическим больным организована работа 50 паллиативных коек (на базе БУ «Городская клиническая больница № 1» Минздравсоцразвития Чувашии (10 коек), БУ «Центральная городская больница» Минздравсоцразвития Чувашии  (40 коек).

Медицинская помощь больным травматологического профиля оказывается в 9 межтерриториальных травматологических центрах I, II и III уровней для оказания неотложной и плановой медицинской помощи, в том числе пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, на базе БУ «Больница скорой медицинской помощи» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Городская клиническая больница № 1» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Республиканская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Ядринская центральная районная больница им. К.В. Волкова» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Центральная районная больница Алатырского района» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Новочебоксарская городская больница» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Городская детская больница № 3» Минздравсоцразвития Чувашии.

Во всех учреждениях здравоохранения республики, участвующих в оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обеспечена возможность проведения оперативных телемедицинских консультаций с ведущими республиканскими и федеральными центрами по травматологии, нейрохирургии и сочетанной травме.

На базе БУ «Городская детская больница № 3» Минздравсоцразвития Чувашии функционирует Центр консультативной и лечебно-диагностической помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Реабилитация больных травматологического профиля в зависимости от вида травмы осуществляется по следующим направлениям.

Первая группа больных (больные с черепно-мозговой и спинномозговой травмой) поступает в БУ «Больница скорой медицинской помощи» Минздравсоцразвития Чувашии либо в нейрохирургическое отделение БУ «Республиканская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии, где и начинается первый этап реабилитации. При наличии показаний для оперативного лечения пациенты направляются в ФГБУ «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Минздрава России (г. Чебоксары) (далее – ФГБУ «ФЦТОЭ»). На второй этап реабилитации пациенты из ФГБУ «ФЦТОЭ» направляются в травматологическое отделение БУ «Городская клиническая больница  № 1» Минздравсоцразвития Чувашии. На третьем этапе реабилитации пациенты направляются в амбулаторно-поликлинические учреждения по месту жительства либо на реабилитацию в санаторно-курортные учреждения. Пациенты, прошедшие лечение в ФГБУ «ФЦТОЭ», при наличии показаний направляются на реабилитацию в санаторно-курортные учреждения по заранее выделенным заявкам за пределы Чувашской Республики.

Вторая группа больных (больные со скелетной травмой) проходят лечение в амбулаторных условиях или в травматологических отделениях по месту жительства. Часть больных со скелетной травмой при наличии показаний для оперативного лечения направляются в ФГБУ «ФЦТОЭ».

Для проведения второго – стационарного – этапа реабилитации жители Чувашской Республики направляются в травматологическое отделение БУ «Городская клиническая больница № 1» Минздравсоцразвития Чувашии общей коечной мощностью 60 коек.

Для проведения третьего этапа реабилитации пациенты направляются в амбулаторно-поликлинические учреждения по месту жительства (кабинеты лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии и т.д.). Третий этап также предусматривает санаторно-курортную реабилитацию. Однако санаторно-ку­рортную реабилитацию проходят только те жители Чувашской Республики, которые прошли лечение в ФГБУ «ФЦТОЭ».

На реабилитацию в федеральные санаторно-курортные учреждения направляются 12% от общего количества пролеченных в ФГБУ «ФЦТОЭ» пациентов согласно выделенным квотам.

В целях совершенствования реабилитации больных травматологического профиля планируются дооснащение амбулаторно-поликлинических подразделений государственных учреждений здравоохранения Чувашской Республики недостающим реабилитационным оборудованием либо замена изношенного оборудования, а также организация санаторно-курортного этапа реабилитации на базе ОАО «Санаторий «Чувашиякурорт» посредством государственно-частного партнерства.

 

1.6. Организация медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и детям

К началу 2013 года в республике завершен переход от трехуровневой к двухуровневой системе оказания медицинской помощи беременным женщинам и новорожденным с концентрацией родов в межтерриториальных и перинатальных центрах. Во всех центральных районных больницах обеспечена работа коек при патологии беременности и гинекологических коек как круглосуточного, так и дневного пребывания.

Организована работа 5 межрайонных акушерских отделений мощностью 100 коек для беременных и рожениц и количеством родов 3428 (БУ «Новочебоксарский городской перинатальный центр» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Центральная районная больница Алатырского района» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Батыревская центральная районная больница» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии).

Вторая группа учреждений родовспоможения включает в себя 2 медицинские организации общей мощностью 210 коек и общим количеством родов  12369 (БУ «Президентский перинатальный центр» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Городская клиническая больница № 1» Минздравсоцразвития Чувашии).

Для оказания медицинской и психологической помощи беременным женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, на базе женских консультаций открыто 7 центров кризисной беременности (в БУ «Президентский перинатальный центр» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Городская клиническая больница № 1» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Новочебоксарский городской перинатальный центр» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Центральная районная больница Алатырского района» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Батыревская центральная районная больница» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии) и 5 кабинетов кризисной беременности (в БУ «Больница скорой медицинской помощи» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Центральная городская больница» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Городской клинический центр» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Городская больница № 7» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Вторая городская больница» Минздравсоцразвития Чувашии), оказывающих медико-социальную, психологическую и юридическую помощь женщинам.

В республике сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи детям (общего профиля), которая включает в себя БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии (на 370 коек), оказывающее специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, 8 межтерриториальных центров оказания специализированной медицинской помощи мощностью 642 койки (БУ «Городская детская больница  № 2» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Городская детская больница № 3» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Городская детская больница № 4» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Новочебоксарская городская детская больница» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Батыревская центральная районная больница» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Центральная районная больница Алатырского района» Минздравсоцразвития Чувашии), а также педиатрические отделения 18 учреждений здравоохранения республики во взаимодействии с врачами первичного звена здравоохранения и медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов.

Медицинская реабилитация детей с хроническими заболеваниями, в том числе перенесших нейротравму и онкологическое заболевание, и детей-инвали­дов предусматривает три этапа.

Первый этап реабилитации проводится в отделениях реанимации и интенсивной терапии (24 койки) и специализированных отделениях межрайонных и городских многопрофильных больниц (БУ «Городская детская больница № 3» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Городская детская больница № 4» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Новочебоксарская городская детская больница» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Батыревская центральная районная больница» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Центральная районная больница Алатырского района» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии) и БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии, где осуществляется медицинская реабилитация по профилю основного заболевания.

Второй этап реабилитации организован для детей в ранний восстановительный период течения заболевания или травмы, поздний реабилитационный период, в период остаточных явлений течения заболевания, при хроническом течении заболевания вне обострения, для детей-инвалидов и часто болеющих детей на 431 круглосуточной и стационарзамещающей койке детских отделений районных (21 отделение), городских медицинских учреждений (7 учреждений здравоохранения).

Особое место в карте маршрутизации пациентов для получения реабилитационной помощи на втором этапе занимают Республиканский центр восстановительного лечения для детей, функционирующий на базе БУ «Республиканская детская клиническая больница», и КУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Минздравсоцразвития Чувашии.

Республиканский центр восстановительного лечения для детей функционирует в составе БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии с ноября 2009 года. В своей структуре Центр имеет амбулаторно-поликлиническое отделение с дневным стационаром на 30 коек дневного пребывания, отделение восстановительного лечения на 30 круглосуточных коек, физиотерапевтическое отделение. Ежедневно в Центре более  150 детей проходят реабилитацию с применением 65 комплексных технологий восстановительного лечения, включающих медицинские, медико-социальные, медико-педагогические, социально-педагогические методы реабилитации. В структуре заболеваемости основное место занимают болезни нервной системы (56,0%), болезни костно-мышечной системы (в том числе послеоперационные пациенты), последствия травм и ожогов (9,0%), врожденные аномалии (8,2%) и болезни органов дыхания (6,5%).

В КУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Минздравсоцразвития Чувашии на 50 стационарных коек и  60 мест дневного пребывания ежегодно до 1500 детей с ограниченными возможностями проходят реабилитацию с применением современных методов диагностики, восстановительного лечения, технологий педагогической, социальной, медицинской коррекции.

Третий этап реабилитации – амбулаторно-поликлинический (адаптационный) – организован в амбулаторно-поликлинических условиях учреждений здравоохранения республики по месту жительства в 29 кабинетах физиотерапии, 26 кабинетах лечебной физкультуры, 27 кабинетах массажа. Кроме того, данный этап реабилитации проводится в амбулаторно-поликлиническом отделении Республиканского центра восстановительного лечения для детей и БУ «Республиканский детский санаторий «Лесная сказка» Минздравсоцразвития Чувашии на 250 коек пульмонологического, кардиологического, соматического и неврологического профиля. Ежегодно в санатории оздоравливаются более 3500 детей с хроническими заболеваниями, в том числе 180–200 детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом.

Проводимые реабилитационные мероприятия позволили за последние годы снизить уровень общей заболеваемости детей в возрасте 0–17 лет. Однако при этом необходимо отметить, что показатели общей заболеваемости среди детей в возрасте 0–14 лет по Чувашской Республике превышают показатели в среднем по России на 19,0%, а показатели общей заболеваемости среди подростков – на 26,4% .

Данное обстоятельство требует усиления реабилитационных мероприятий и оснащения амбулаторно-поликлинических учреждений по месту жительства детей необходимым реабилитационным оборудованием.

Кроме того, для совершенствования оказания реабилитационной помощи на санаторном этапе необходимо создание отделения на 50 коек в БУ «Республиканский детский санаторий «Лесная сказка» Минздравсоцразвития Чувашии с дооснащением его реабилитационным и лечебно-диагностическим оборудованием. Создание указанного отделения в конечном счете будет способствовать снижению количества детей, состоящих на диспансерном учете по хроническим заболеваниям.

В Чувашии ежегодно рождаются более 16 тыс. детей, из них 4–6% – недоношенными. При этом особого внимания заслуживают дети, рожденные с низкой и экстремально низкой массой тела. За последнее десятилетие благодаря внедрению инновационных методов искусственной вентиляции и сурфактантного замещения, а также разработанным методикам первичной реанимационной помощи с учетом особенностей организма различного гестационного возраста более 90% младенцев с низкой массой тела выживают в неонатальный период. Для указанной категории детей с высоким риском формирования инвалидности медицинская реабилитационная помощь оказывается в три этапа.

Первый этап медицинской реабилитации новорожденных в острый период течения заболевания проводится на 48 койках в отделениях реанимации и интенсивной терапии (включая БУ «Президентский перинатальный центр» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Городская клиническая больница № 1» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Батыревская центральная районная больница» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Центральная районная больница Алатырского района» Минздравсоцразвития Чувашии, БУ «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии) и 175 койках патологии новорожденных в городских учреждениях здравоохранения Чувашской Республики. При этом применяются технологии развивающего ухода за новорожденными NIDCAP (индивидуальная программа помощи и оценки развития новорожденных, которая приводит к снижению стрессовой реакции организма, ускорению процессов восстановления после процедур, что позволит уменьшить потребность в лекарственных препаратах). Кроме того, совместно со специалистами Чебоксарского филиала ФГБУ «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» Минздрава России проводится ранняя реабилитация детей с нарушениями функции органа зрения.

Второй этап реабилитации организован для детей в возрасте 0–3 лет в ранний восстановительный период течения заболевания на койках патологии детей раннего возраста в учреждениях здравоохранения Чувашской Республики (БУ «Городская детская больница № 3» Минздравсоцразвития Чувашии (30 коек), БУ «Новочебоксарская городская детская больница» Минздравсоцразвития Чувашии (20 коек), БУ «Президентский перинатальный центр» Минздравсоцразвития Чувашии (80 коек) и БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии (45 коек) по профилю основного заболевания при отсутствии противопоказаний с применением высокоинтенсивной реабилитации.

Третий этап реабилитации – амбулаторно-поликлинический (адаптационный) – проводится в детской поликлинике по месту жительства круглогодично и в условиях Республиканского центра восстановительного лечения для детей БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии, где организованы и функционируют 3 койки для реабилитации детей, рожденных с экстремально низкой массой тела.

 

1.7. Развитие высокотехнологичной медицинской помощи в Чувашской Республике

В целях повышения доступности высокотехнологичных видов медицинской помощи в Чувашской Республике созданы дополнительные возможности для привлечения инвестиций. В рамках федеральных и республиканских целевых программ, Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 г.  № 8, введены в эксплуатацию более 60 объектов, среди которых 12 специализированных федеральных и республиканских центров, в том числе 8 клиник, имеющих лицензию на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и обеспечивающих на 71,1% потребность населения республики в кардио-, онко-, нейрохирургических, офтальмологических и других видах медицинской помощи. Высокие технологии в здравоохранении, несмотря на существенную затратность, являются перспективным направлением, влияющим на показатели смертности, продолжительность и качество жизни, способствующим дальнейшей стабилизации демографической ситуации в Чувашской Республике.

Работа по обеспечению доступности населению высокотехнологичной медицинской помощи в настоящее время является одним из основных направлений деятельности Минздравсоцразвития Чувашии, что позволяет решать сложные вопросы лечения многих ранее считавшихся неизлечимыми заболеваний. В первую очередь это касается заболеваний сердечно-сосудистой системы и онкологических заболеваний.

В рамках государственного задания в 2012 году высокотехнологичное лечение в федеральных и республиканских клиниках получили 3416 жителей республики, в том числе 662 ребенка по 20 профилям медицинской помощи. За период 2008–2012 годов объем ежегодно оказываемой высокотехнологичной медицинской помощи населению республики увеличился на 270% (с 1270 до 3416).

Учитывая высокую потребность в высокотехнологичной медицинской помощи населения республики, а также готовность государственных учреждений здравоохранения Чувашской Республики к ее выполнению, в 2013 году объем квот высокотехнологичной медицинской помощи, выделенных государственным учреждениям здравоохранения Чувашской Республики, планируется увеличить в 2,3 раза (до 1380 квот).

 

1.8. Материально-техническая характеристика инфраструктуры оказания медицинской помощи

Важным фактором обеспечения качества медицинской помощи являются поддержание зданий государственных учреждений здравоохранения Чувашской Республики в удовлетворительном работоспособном техническом состоянии с обеспечением комфортных и безопасных условий пребывания пациентов и персонала и приведение их в соответствие с порядками оказания медицинской помощи.

По состоянию на 1 января 2013 г. в республике эксплуатируется 927 зданий больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений, включая фельдшерско-акушерские пункты (без учета объектов хозяйственного назначения) общей площадью 722,5 тыс. кв. метров.

В рамках реализации Программы модернизации здравоохранения капитальный ремонт в 2012 году завершен на 53 объектах из запланированных  68 объектов в 18 лечебно-профилактических учреждениях. Вместе с тем на фоне роста инвестиций в основные фонды учреждений здравоохранения изношенность зданий остается высокой – 45% (в 2010 г. – 48%). Одним из факторов высокой изношенности зданий является длительный период эксплуатации зданий, значительная часть медицинских учреждений размещена в зданиях постройки 1960–1980 годов.

В учреждениях здравоохранения республики эксплуатируется более 41 тыс. единиц медицинского оборудования, из которых 46,4% эксплуатируется с изношенностью более 75%.

Основные усилия в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения в 2011–2012 годах были направлены на приведение работы учреждений здравоохранения Чувашской Республики в соответствие с федеральными порядками оказания медицинской помощи. Оснащение оборудованием учреждений здравоохранения в соответствии с федеральными порядками оказания медицинской помощи по состоянию на 1 января 2013 г. составило 80,1%, в том числе по кардиологии – 78%, по онкологии – 100, по неврологии – 90,6, по травматологии – 90,6%.

Реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье», федеральных и республиканских целевых программ, а также Программы модернизации здравоохранения позволила существенно улучшить оснащенность учреждений здравоохранения и обновить медицинское оборудование, соответственно, повысилась фондовооруженность более чем в 2 раза: фактическая фондовооруженность основными фондами учреждений здравоохранения составила в 2012 году 978658,28 рубля в расчете на 1 врачебную должность (в 2010 г. – 437958,0 рубля), фондооснащенность в расчете на 1 кв. м площади зданий – 5755,12 рубля (в 2010 г. – 4160,0).

 

1.9. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи

В реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи (далее – ПГГ) в  2012 году участвовало 104 медицинские организации различных форм собственности. Кроме 82 учреждений здравоохранения, подведомственных Минздравсоцразвития Чувашии, в рамках реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования Чувашской Республики участвовало 3 федеральных учреждения здравоохранения (ФГБУ «ФЦТОЭ», Чебоксарский филиал ФГБУ «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» Минздрава России, ФГБУЗ «Медико-санитар­ная часть № 29» Федерального медико-биологического агентства), 12 медицинских организаций иных ведомств (в том числе: 1 – Министерства внутренних дел по Чувашской Республике, 11 – Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии) и 7 негосударственных медицинских организаций, из них 6 – частной формы собственности и 1 – ОАО «Российские железные дороги».

На реализацию конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь в рамках ПГГ в 2012 году было направлено 8376,9 млн. рублей, что на 9,6% больше, чем в 2011 году (рост на 735,4 млн. рублей). Несмотря на увеличение финансового обеспечения ПГГ, сохраняется ее дефицит, который в  2012 году составил 14,2% от потребности в ее финансовом обеспечении (в 2011 г. – 19,9%, в 2010 г. – 28,5%). В общем объеме фактического финансирования бюджетные средства заняли 30%, средства обязательного медицинского страхования – 70%.

Фактическое подушевое финансирование медицинской помощи на каждого жителя республики увеличилось в сравнении с 2011 годом на 9,9 и составило 6717,6 рубля.

Несмотря на имеющийся финансовый дефицит ПГГ, благодаря комплексу мероприятий, направленных на реструктуризацию и повышение эффективности функционирования системы предоставления медицинской помощи жителям республики на основе интенсификации процессов лечения, внедрения единых стандартов лечения и применения современных организационно-управленческих мер по управлению госпитализацией (прогрессивные методы оплаты медицинской помощи, электронная история болезни, электронная регистратура и др.), достигнута сбалансированность объемов медицинской помощи, и на протяжении последних трех лет показатели остаются стабильными: число койко-дней на 1 жителя в стационаре составляет 2,55 (при нормативе 2,78), объемы амбулаторной помощи составили 10,8 посещения в расчете на одного жителя (при нормативе 9,7), объемы медицинской помощи в дневных стационарах составили 0,58 пациенто-дня в расчете на одного жителя, или 98,4% от предусмотренного ПГГ в 2012 году норматива.

В 2012 году в рамках реализации ПГГ 37% амбулаторных посещений выполнены с профилактической целью. С 2008 года в системе обязательного медицинского страхования оплачиваются посещения специалистов со средним медицинским образованием (зубные врачи и средний медицинский персонал ФАП), имеющих право на самостоятельный амбулаторный прием, в 2012 году объемы помощи указанных специалистов увеличились в 1,8 раза (с 359,6 до 650,3 тыс. посещений).

Несмотря на активные преобразования в целях рационализации системы предоставления медицинской помощи, уровень госпитализации в круглосуточные стационары в Чувашской Республике по-прежнему остается высоким и составляет 22,1 на 100 человек населения.

Объемы скорой медицинской помощи, в том числе специализированной, стабильно сохраняются на уровне ниже среднероссийского (в 2012 г. 0,275 вызова на 1 жителя).

Фактическая стоимость единицы объема медицинской помощи возросла по всем видам, но вместе с тем остается ниже установленного федеральными нормативами уровня финансовых затрат: стоимость одного койко-дня в стационаре в 2012 году составила 1231,1 рубля, затраты на одно посещение – 193,1 рубля, на один пациенто-день в условиях дневного стационара – 494,4 рубля, стоимость одного вызова скорой помощи – 1131,2 рубля.

В результате оптимизации объемов медицинской помощи в структуре расходов по видам медицинской помощи в 2012 году в сравнении с 2010 годом увеличилась доля расходов на медицинскую помощь в амбулаторных условиях с 34,5 до 35,7% и в условиях дневных стационаров с 4 до 4,9%, уменьшились затраты на дорогостоящий стационарный сектор – с 56,6 до 54%.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2012 г. № 577 (далее – Программа).

Объемы финансирования Программы соответствуют объемам, утвержденным законами Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», и составляют в 2013 году 10475,0 млн. рублей, в 2014 году – 11481,2 млн. рублей, в 2015 году – 13755,6 млн. рублей, в том числе по средствам обязательного медицинского страхования: в 2013 году – 8841,5 млн. рублей, в 2014 году – 9898,5 млн. рублей, в 2015 году – 12169,2 млн. рублей.

Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), установлены в расчете на одного человека в год, за счет средств обязательного медицинского страхования (далее – средства ОМС) – на одно застрахованное лицо и составляют в среднем:

в 2013 году – 8349,7 рубля, из них: 1309,9 рубля за счет средств консолидированного бюджета Чувашской Республики; 7039,8 рубля – за счет средств ОМС;

в 2014 году – 9150,6 рубля, из них: 1269,2 рубля за счет средств консолидированного бюджета Чувашской Республики; 7881,4 рубля – за счет средств ОМС;

в 2015 году – 10961,5 рубля, из них: 1272,2 рубля за счет средств консолидированного бюджета Чувашской Республики; 9689,3 рубля – за счет средств ОМС.

Нормативы объема медицинской помощи по ее видам в целом по Программе рассчитаны в единицах объема на одного жителя в год, по территориальной программе обязательного медицинского страхования – на одно застрахованное лицо и в среднем составляют:

для скорой медицинской помощи вне медицинских организаций, включая медицинскую эвакуацию, на 2013–2015 годы в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (далее – базовая программа ОМС) – 0,318 вызова на 1 жителя;

для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической целью (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на 2013 год – 2,44 посещения на 1 жителя, в рамках базовой программы ОМС – 2,04 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2014 год – 2,64 посещения на 1 жителя, в рамках базовой программы ОМС – 2,24 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2015 год – 2,7 посещения на 1 жителя, в рамках базовой программы ОМС – 2,3 посещения на 1 застрахованное лицо;

для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, на 2013 год – 2,1 обращения на 1 жителя, в рамках базовой программы ОМС – 1,9 обращения на 1 застрахованное лицо, на 2014 год – 2,15 обращения на 1 жителя, в рамках базовой программы ОМС – 1,95 обращения на  1 застрахованное лицо, на 2015 год – 2,2 обращения на 1 жителя, в рамках базовой программы ОМС – 2,0 обращения на 1 застрахованное лицо;


Информация по документу
Читайте также