ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 30 марта 2016 года N 121
О внесении изменения в постановление
Правительства Удмуртской Республики от 31 марта 2015 года N 126
«Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие
социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской
Республики»
Правительство
Удмуртской Республики постановляет:
1.
Внести в государственную программу
Удмуртской Республики «Развитие социально-трудовых отношений и содействие
занятости населения Удмуртской Республики», утвержденную постановлением
Правительства Удмуртской Республики от 31 марта 2015 года N 126 «Об утверждении
государственной программы Удмуртской Республики «Развитие социально-трудовых
отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики», изменение,
изложив ее в редакции согласно приложению.
2.
Признать утратившим силу постановление
Правительства Удмуртской Республики от 17 августа 2015 года N 412 «Об
утверждении Программы Удмуртской Республики по оказанию содействия
добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих
за рубежом, на 2015 – 2017 годы».
Председатель Правительства
Удмуртской Республики В.А. Савельев
Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 30 марта 2016 года N 121
«УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 31 марта 2015 года N 126
Государственная программа Удмуртской Республики
«Развитие социально-трудовых
отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики»
Паспорт государственной программы
Наименование
государственной
программы
|
Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости
населения Удмуртской Республики (далее – государственная программа)
|
Ответственный
исполнитель
государственной
программы
|
Министерство труда и миграционной политики Удмуртской Республики
|
Соисполнители
государственной
программы
|
Исполнительные органы государственной власти Удмуртской
Республики
|
Срок реализации
государственной
программы
|
2015 – 2020 годы
|
Этапы
государственной
программы
|
Не предусмотрены
|
Цели
государственной
программы
|
Содействие повышению уровня жизни населения республики, созданию
благоприятных условий труда;
развитие трудовых ресурсов и повышение качества рабочей
силы;
развитие эффективной занятости населения;
оказание государственных услуг гражданам и работодателям в
соответствии с законодательством о занятости населения;
обеспечение реализации прав граждан на защиту от
безработицы;
повышение эффективности государственного
управления
|
Задачи
государственной
программы
|
Создание условий для повышения
уровня жизни населения республики, обеспечения роста доходов населения;
сохранение и развитие кадрового
потенциала республики и его эффективное использование;
содействие добровольному
переселению в Удмуртскую Республику соотечественников, проживающих за
рубежом;
обеспечение развития и
совершенствования государственной гражданской службы Удмуртской Республики и
муниципальной службы в Удмуртской Республике;
улучшение условий и охраны
труда;
содействие гражданам в поиске
подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых работников;
повышение конкурентоспособности
граждан на рынке труда;
обеспечение социальной поддержки
безработных граждан;
повышение качества и доступности
государственных услуг в сфере содействия занятости
|
Подпрограммы
государственной
программы
|
Развитие системы социального
партнерства в Удмуртской Республике.
Оказание содействия добровольному
переселению в Удмуртскую Республику соотечественников, проживающих за
рубежом, на 2015 – 2017 годы.
Развитие системы оплаты и
нормирования труда в Удмуртской Республике и регулирование уровня минимальных
социальных стандартов в области денежных доходов населения Удмуртской Республики.
Улучшение условий и охраны труда в
Удмуртской Республике.
Кадровая
обеспеченность экономики Удмуртской Республики.
Активная политика занятости
населения и социальная поддержка безработных граждан.
Дополнительные мероприятия в сфере
занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда
Удмуртской Республики.
Обеспечение развития
государственной гражданской службы Удмуртской Республики и муниципальной
службы в Удмуртской Республике.
Создание условий для реализации
государственной программы
|
Целевые
показатели
(индикаторы)
государственной
программы
|
Реальные располагаемые денежные
доходы населения, процентов;
номинальная начисленная средняя
заработная плата одного работника (в среднем за период), рублей;
уровень безработицы (по
методологии Международной организации труда) в среднем за год,
процентов;
уровень регистрируемой безработицы
от численности экономически активного населения в среднем за год,
процентов;
доля государственных услуг и услуг, указанных в части 3 статьи 1
Федерального закона от 27 июля 2010 года
N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предоставленных на основании заявлений и документов, поданных
в электронной форме через федеральную
государственную информационную систему «Единый портал государственных
и муниципальных услуг (функций)» и (или) государственную информационную
систему Удмуртской Республики «Портал государственных и муниципальных услуг
(функций)», от общего количества предоставленных услуг, процентов;
доля заявителей, удовлетворенных
качеством предоставления государственных услуг исполнительным органом
государственной власти Удмуртской Республики, от общего числа заявителей,
обратившихся за получением государственных услуг, процентов;
время ожидания в очереди при
обращении заявителя в исполнительный орган государственной власти Удмуртской
Республики для получения государственных услуг, минут
|
Ресурсное обеспечение
государственной программы
Ожидаемые
конечные результаты реализации государственной программы и
показатели эффективности
|
Объем финансирования
государственной программы за счет средств бюджета Удмуртской Республики
составит 4 992 971,7 тыс.
рублей, в том числе:
субвенции из
федерального бюджета – 2 917 474,1 тыс. рублей,
субсидии из
федерального бюджета – 16 987,7 тыс. рублей.
Объем финансирования по годам
реализации государственной программы, тыс. рублей:
|
Всего
|
В том
числе субвенции, субсидии из федерального бюджета
|
2015 год
|
772 218,5
|
470 499,3
|
2016 год
|
800 586,8
|
475 141,9
|
2017 год
|
793 858,6
|
461 429,9
|
2018 год
|
833 087,3
|
484 501,4
|
2019 год
|
874 741,7
|
508 726,5
|
2020 год
|
918 478,8
|
534 162,8
|
Объем субсидий из федерального бюджета составит:
в 2016 году – 18 513,1 тыс. рублей.
Расходы на реализацию государственной программы за счет иных
источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в размере
779 644,5 тыс. рублей, в том числе:
в 2015 году – 251 436,5 тыс.
рублей;
в 2016 году – 260 711,5 тыс.
рублей;
в 2017 году – 267 496,5 тыс.
рублей
В результате реализации государственной программы ожидается:
ежегодный рост на 1 – 4 процента реальных располагаемых денежных
доходов населения;
рост номинальной начисленной
средней заработной платы одного работника не менее чем в 1,5 раза;
отсутствие системной задолженности
по заработной плате перед работниками организаций Удмуртской Республики;
сохранение уровня безработицы (по
методологии Международной организации труда) до 4,6 процента в 2020 году (в
среднем за год);
стабилизация уровня регистрируемой
безработицы на уровне 1,19 процента от численности экономически активного
населения в 2020 году (в среднем за год);
рост доли государственных услуг и
услуг, указанных в части 3 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года
N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных
услуг», предоставленных на основании заявлений и документов, поданных в
электронной форме через федеральную
государственную информационную систему «Единый портал государственных
и муниципальных услуг (функций)» и (или) государственную информационную
систему Удмуртской Республики «Портал государственных и муниципальных услуг
(функций)», от общего количества предоставленных услуг к концу 2020 года до
75 процентов;
рост доли заявителей,
удовлетворённых качеством предоставления государственных услуг исполнительным
органом государственной власти Удмуртской Республики, от общего числа
заявителей, обратившихся за получением государственных услуг, к концу 2020
года до 92 процентов;
время ожидания в
очереди при обращении заявителя в исполнительный орган государственной власти
Удмуртской Республики для получения государственных услуг не более 15 минут
|
Паспорт подпрограммы
«Развитие системы социального партнерства в Удмуртской Республике»
Наименование подпрограммы
|
Развитие системы
социального партнерства в Удмуртской Республике (далее –
подпрограмма)
|
Ответственный
исполнитель подпрограммы
|
Министерство труда и
миграционной политики Удмуртской Республики
|
Соисполнители
подпрограммы
|
Исполнительные органы
государственной власти Удмуртской Республики
|
Срок реализации подпрограммы
|
2015 – 2020 годы
|
Этапы подпрограммы
|
Не предусматриваются
|
Цели подпрограммы
|
Расширение сферы
регулирования социально-трудовых отношений в договорном порядке (сохранение
социальной стабильности в обществе)
|
Задачи подпрограммы
|
Организационное
обеспечение деятельности системы социального партнерства в Удмуртской
Республике, в том числе содействие органам местного самоуправления в развитии
системы социального партнерства;
создание механизма
разрешения коллективных трудовых споров;
проведение
организационных мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости
|
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы
|
Количество работающих
по коллективным договорам в общей численности работающих в республике,
процентов
|
Ресурсное обеспечение подпрограммы
|
Объем бюджетных
ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств бюджета Удмуртской
Республики составит 1 657,8 тыс. рублей, в том числе:
в 2016 году – 300,0
тыс. рублей;
в 2017 году – 315,0
тыс. рублей;
в 2018 году – 330,8
тыс. рублей;
в 2019 году – 347,3
тыс. рублей;
в 2020 году – 364,7
тыс. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации
подпрограммы и показатели эффективности
|
Стабильное
функционирование системы социального партнерства в республике (увеличение
количества действующих коллективных договоров и соглашений на территории
республики);
отсутствие
неразрешенных коллективных трудовых споров
|
Паспорт
подпрограммы
«Оказание
содействия добровольному переселению
в Удмуртскую
Республику соотечественников, проживающих за рубежом,
на
2015 – 2017 годы»
Наименование
подпрограммы
|
Оказание
содействия добровольному переселению в Удмуртскую Республику
соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015 – 2017 годы (далее –
подпрограмма)
|
Дата согласования проекта
подпрограммы Правительством Российской Федерации
|
7 июля
2015 года
|
Уполномоченный
исполнительный орган государственной власти Удмуртской Республики,
ответственный за реализацию подпрограммы (далее – уполномоченный орган)
|
Министерство труда и миграционной политики Удмуртской Республики
|
Цель подпрограммы
|
Содействие социально-экономическому развитию Удмуртской
Республики в части обеспечения потребности экономики республики в притоке
трудовых ресурсов, повышение устойчивости системы расселения
|
Задачи подпрограммы
|
Создание
правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий,
способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за
рубежом, в Удмуртскую Республику для постоянного проживания;
создание
условий для адаптации и интеграции участников подпрограммы и членов их семей
в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки, предоставление
государственных и муниципальных услуг;
увеличение
миграционного притока населения
|
Исполнители основных мероприятий подпрограммы
|
Министерство
труда и миграционной политики Удмуртской Республики;
Министерство
здравоохранения Удмуртской Республики;
Министерство
социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики;
Министерство
образования и науки Удмуртской Республики;
Министерство
национальной политики Удмуртской Республики;
органы
местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию)
|
Этапы и
сроки реализации
подпрограммы
|
2015 – 2017 годы (этапы не выделяются)
|
Объемы и источники финансирования подпрограммы
|
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за
счет средств бюджета Удмуртской Республики составляет 884,8 тыс. рублей, из
них:
2016 год – 442,4 тыс. рублей;
2017 год – 442,4 тыс. рублей
|
Основные показатели
эффективности подпрограммы
|
Численность участников
подпрограммы, человек;
количество участников подпрограммы
и членов их семей, прибывших и зарегистрированных Управлением Федеральной
миграционной службы по Удмуртской Республике на территории вселения, человек;
доля рассмотренных уполномоченным органом заявлений
соотечественников – потенциальных участников подпрограммы, с учетом сроков,
предусмотренных подпрограммой, от общего числа поступивших заявлений,
процентов;
охват трудоустройством
участников подпрограммы и членов их семей, включая открывших собственный
бизнес, от числа прибывших участников подпрограммы на конец отчетного года,
процентов от общего числа трудоспособных участников подпрограммы и членов их
семей;
доля участников подпрограммы и членов их семей, получивших
гарантированное медицинское обслуживание в период адаптации, от общего числа
участников подпрограммы и членов их семей, процентов;
охват участников
подпрограммы и членов их семей, принявших участие в различных мероприятиях по
социально-культурной адаптации и интеграции соотечественников, процентов
|
Ожидаемые
конечные результаты реализации подпрограммы
|
Реализация
мероприятий подпрограммы в 2015 – 2017 годах позволит оказать содействие
добровольному переселению в республику 361 участнику подпрограммы с
учетом членов их семей (из расчета коэффициента семейственности равного 2,6):
в 2015
году – 153 человека (в том числе 62 участника подпрограммы и
91 член их семей);
в 2016
году – 104 человека (в том числе 40 участников подпрограммы
и 64 члена их семей);
в 2017
году – 104 человека (в том числе 40 участников
подпрограммы и 64 члена их семей)
|
1.
Общая характеристика
сферы реализации подпрограммы
Настоящая подпрограмма разработана с целью реализации на
территории Удмуртской Республики государственной программы по оказанию
содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников,
проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от
22 июня 2006 года N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному
переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
Реализация подпрограммы обусловлена необходимостью обеспечения
экономики Удмуртской Республики рабочей силой и улучшения демографической
ситуации в регионе.
Территорией вселения определена вся
территория Удмуртской Республики. Описание территории вселения представлено в
приложении 1 к подпрограмме.
1.1.
Текущее состояние и проблемы в сфере социально-экономического
развития Удмуртской Республики
Демографическая ситуация в Удмуртской Республике характеризуется рядом
неоднозначных тенденций.
По
предварительным данным численность постоянного населения на 1 января 2016
года составила 1 517 164 человека.
В
течение 2015 года в Удмуртской Республике родилось 22 145 детей (в 2014 году – 22 060 детей, в 2013 году – 22
138 детей, в 2012 году – 23 225 детей), умерло 19 515 человек (в 2014 году – 19 461 человек, в 2013 году –
19 332 человека, в
2012 году – 19 526 человек),
естественный прирост составил 2 630 человек (в 2014 году – 2 599 человек, в 2013 году – 2 806 человек, в 2012 году
– 3 699 человек).
Несмотря на
позитивные итоги 2015 года общая ситуация с численностью постоянного населения
республики, складывающаяся на протяжении ряда лет, демонстрирует устойчивый ее
спад. В перспективе, в соответствии с итогами исследования Росстата,
составившего прогноз численности населения России в разрезе регионов на период
до 2031 года, численность населения Удмуртии также будет снижаться и к 2017
году составит 1 516,4 тысячи человек, что на
0,1% ниже текущего уровня.
Сокращение
произойдет в основном за счет населения трудоспособного возраста – мужчин в
возрасте от 16 до 59 лет, женщин – от 16 до 54 лет.
Сокращение людей в трудоспособном возрасте ведет к возникновению
следующих проблем:
1)
сокращение трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать
материальный и интеллектуальный потенциал;
2)
уменьшение объемов подготовки квалифицированных кадров в связи с
ухудшением демографической ситуации;
3)
«старение» рабочей силы;
4)
дефицит квалифицированной рабочей силы.
Численность трудовых ресурсов
республики в 2014 году составила 913,7 тысячи человек, снизившись в
течение пяти лет на 6,6% или 65,1 тысячи человек, в том числе за счет увеличения
доли лиц старше трудоспособного возраста – с 4,8% до 6,5% или на 12,0 тысяч
человек.
На
формирование численности населения оказывают влияние и миграционные процессы. По итогам
миграции населения Приволжского федерального округа за 2015 год Удмуртская
Республика входила в число регионов,
закончивших год с миграционным оттоком. Наиболее интенсивный и активный обмен
мигрантами Удмуртия осуществляет либо с ближайшими соседями, либо с ведущими
экономически развитыми регионами России.
Для нового места жительства
население республики выбирает в основном Приволжский, Центральный и
Северо-Западный федеральные округа. Наибольший отток населения Удмуртии
происходит в Республику Татарстан, Пермский край, Московскую область, г.
Москву, г. Санкт-Петербург. Такая тенденция сохраняется на протяжении последних
10 лет.
В 2015 году миграционная убыль
населения в Удмуртской Республике составила (–) 2 938 человек, при этом
межрегиональная миграция (–) 3 769 человек, международная (+) 831 человек.
Международная миграция, состоящая из
двух компонентов (со странами СНГ и другими зарубежными странами), имеет
положительное сальдо лишь за счёт мигрантов, прибывших из стран СНГ.
За 2015 год на миграционный учет
было поставлено 43 870 иностранных граждан и лиц без гражданства, снято с
миграционного учета – 37 970. По состоянию на 31 декабря 2015 года на территории республики проживало на
законных основаниях порядка 11 тысяч иностранных граждан, из них: по
разрешениям на временное проживание – 2 088, по видам на жительство – 1 888, по
действующим разрешительным документам на осуществление трудовой деятельности –
3 722 (по разрешениям на работу – 27, по патентам – 3 695).
Внешняя трудовая миграция в основном
имеет ротационный характер (предусматривает возвращение мигрантов на родину по
окончании определенного срока). В сравнении с 2014 годом в Удмуртии привлечение
иностранных работников сократилось на 39,7%. Количество трудовых мигрантов
составляет 0,5% от общей численности трудоспособного населения, занятого в
экономике (в 2014 году данный показатель по России составлял порядка 7%), что
не оказывает существенного влияния на рынок труда. Но необходимо отметить, что
более 80% трудовых мигрантов заняты низкоквалифицированным трудом.
Все перечисленные факторы негативно влияют на рынок труда
республики.
Удмуртская Республика является развитым индустриальным субъектом
Приволжского федерального округа, в котором сформирован многоотраслевой
промышленный комплекс, поэтому наибольшая доля занятых в республике приходится
на сферу обрабатывающих производств (21,1%). Также большой удельный вес
занимают сферы торговли (16,4%) и сельского хозяйства (11,3%). Вместе с тем,
анализ динамики занятых в соответствующих видах деятельности показывает, что за
последние пять лет количество занятых в обрабатывающих производствах
сократилось на 1,2 % или на 1,9 тысячи человек, в сельском хозяйстве – на 7,8%
или 7,2 тысячи человек.
За 2015 год
в органы занятости от работодателей поступили сведения о 64,6 тысячах имеющихся
у них вакансий, это на 11,9% меньше по сравнению с предыдущим годом.
На начало 2016 года численность
безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения,
составила 10 079 человек. Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2016
года составил 1,01% от экономически активного населения.
Несмотря на стабильную ситуацию на рынке труда Удмуртской
Республики, по-прежнему сохраняются определенные трудности, связанные с
неравномерным распределением вакансий по профессионально-квалификационному и
территориальному признакам:
1)
на 1 января 2016 года число свободных рабочих мест составило 8 533
единицы, из них 57,3% – свободные рабочие места для замещения рабочих
профессий. В то же время в числе безработных граждан только 68,7% имеют рабочие
профессии;
2) коэффициент напряженности на рынке труда городов
составляет от 0,8 до 2,3 единицы, в сельских районах – 2,9 единицы в среднем.
Структура профессий, наиболее востребованных на рынке труда, за
последние годы не претерпела серьезных изменений. Такими же востребованными,
как и раньше, остаются профессии продавца, тракториста, сварщика, станочника,
каменщика. Наблюдается нехватка младшего медицинского персонала, специалистов в
сельском хозяйстве (агрономы, зоотехники, ветеринары), педагогов дошкольного
образования, врачей.
Согласно прогнозу
наибольшую потребность в кадрах будут испытывать следующие отрасли:
обрабатывающие производства (20,4% от общего числа вакансий), торговля и ремонт
автотранспортных средств и бытовых изделий (13,2%), сельское хозяйство,
рыболовство и лесное хозяйство (11,0%), строительство (10,4%).
В
профессионально-квалификационной структуре спроса на рабочую силу существенных
изменений не произойдет. Большинство вакансий регистрируемого рынка труда
(более 75%) будут предназначаться для граждан, имеющих рабочие профессии и
специалистов среднего звена.
Среди квалифицированных рабочих наиболее
востребованными на рынке труда останутся профессиональные группы водителей,
машинистов, трактористов, продавцов, слесарей.
Среди специалистов и служащих наибольшим спросом
со стороны работодателей будут пользоваться врачи, инженеры, бухгалтеры,
экономисты, техники, преподаватели, методисты, воспитатели, средний медицинский
персонал.
Таким образом, основной проблемой на
рынке труда будет не количественный недостаток заявленных вакансий, а
профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей
силы.
В таблице 1 представлен перечень
наиболее востребованных профессий квалифицированных рабочих (служащих) и
специалистов среднего звена.
Таблица 1
Перечень
наиболее востребованных профессий квалифицированных рабочих (служащих) и
специалистов среднего звена
Квалифицированные
рабочие (служащие)
1.
|
Аппаратчик пастеризации и охлаждения молока
|
2.
|
Аппаратчик производства кисломолочных продуктов
|
3.
|
Вальщик леса
|
4.
|
Водитель автомобиля
|
5.
|
Животновод
|
6.
|
Каменщик
|
7.
|
Кондитер
|
8.
|
Маляр-штукатур
|
9.
|
Маслодел
|
10.
|
Мастер производства цельномолочной и кисломолочной продукции
|
11.
|
Мастер растениеводства
|
12.
|
Машинист холодильных установок,
обслуживающих аммиачно-холодильные установки
|
13.
|
Монтажник каркасно-обшивных конструкций
|
14.
|
Монтажник санитарно-технических и вентиляционных систем
|
15.
|
Наладчик пищевого оборудования
|
16.
|
Наладчик-ремонтник промышленного оборудования
|
17.
|
Наладчик станков с программным управлением
|
18.
|
Оператор животноводческих комплексов
и механизированных ферм
|
19.
|
Оператор машинного доения
|
20.
|
Оператор по ветеринарной обработке
животных
|
21.
|
Оператор по искусственному осеменению
животных и птицы
|
22.
|
Оператор станков (и манипуляторов) с программным управлением
|
23.
|
Пекарь
|
24.
|
Помощник воспитателя
|
25.
|
Повар-кондитер
|
26.
|
Продавец-кассир
|
27.
|
Сборщик электронных систем
|
28.
|
Сварщик
|
29.
|
Слесарь (ремонтник, механосборочных работ)
|
30.
|
Слесарь по ремонту автомобиля
|
31.
|
Слесарь по ремонту контрольно-измерительных приборов и
автоматики
|
32.
|
Слесарь по ремонту
сельскохозяйственных машин и оборудования
|
33.
|
Слесарь-ремонтник по обслуживанию пищевого оборудования
|
34.
|
Станочник деревообрабатывающих станков
|
35.
|
Станочник широкого профиля
|
36.
|
Сыродел
|
37.
|
Токарь
|
38.
|
Токарь-расточник
|
39.
|
Токарь-универсал
|
40.
|
Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства
|
41.
|
Фрезеровщик-универсал
|
42.
|
Шлифовщик
|