Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.01.1998 № 36

  Утратил силу - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан

                                                   от 30.12.2004 № 593

                           Постановление
 Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 января 1998 г. N 36
"О Концепции (основных направлениях) реформирования системы оплаты
                   труда в Республике Татарстан"

 

 Постановлением  КМ  РТ  от  30  декабря  2004  г.  N  593   настоящее
 постановление признано утратившим силу

 

      Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
      1.  Одобрить  Концепцию  (основные  направления)  реформирования
системы оплаты труда в Республике Татарстан.
      2. Рабочей группе по разработке проекта Концепции реформирования
системы  оплаты  труда  в  Республике  Татарстан  продолжить работу по
подготовке проектов нормативно-правовых актов и  в  двухмесячный  срок
внести   на   рассмотрение  Кабинета  Министров  Республики  Татарстан
перечень первоочередных мероприятий по реформированию  системы  оплаты
труда в Республике Татарстан в соответствии с указанной Концепцией.
      3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Конюшеву А.И.

 

Премьер-министр
Республики Татарстан              Ф.Х.Мухаметшин

 

Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики               
Татарстан                           Н.Б.Бакиров              

 

 

Концепция (основные направления) реформирования системы оплаты труда в
Республике Татарстан (одобрена постановлением КМ РТ от 31 января 1998 
                               г. N 36)                               

 

 См. также  Программу  занятости  населения  Республики  Татарстан  на
 1999-2000 год, утвержденную Постановлением КМ РТ от 9 марта 1999 г. N
 112

 

      Настоящая Концепция разработана при активном участии:
      - Центра  экономических  и  социальных  исследований  Республики
Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан;
      - отдела труда, миграции и социальной защиты населения  Кабинета
Министров Республики Татарстан;
      - Федерации профсоюзов Республики Татарстан;
      - Ассоциации промышленных предприятий Республики Татарстан;
      - Министерства экономики Республики Татарстан;
      - Государственного комитета Республики Татарстан  по  управлению
государственным имуществом;
      - Казанского государственного университета;
      - Казанского финансово-экономического института;
      - Экономического общества Республики Татарстан.
      В апробации и отработке отдельных положений Концепции  принимали
участие руководители, специалисты и эксперты следующих республиканских
предприятий:
      - акционерного общества "Мелита";
      - предприятия "Электроприбор";
      - предприятия "Радиоприбор";
      - акционерного общества "Татстрой";
      - акционерного общества "Газоаппарат";
      - акционерного общества "Казанькомпрессормаш";
      - транспортного предприятия ККУПАТП-4;
      - производственного объединения "Татжилкомхоз";
      - производственного объединения "Таткоммунэнерго".

 

                              Содержание                              

 

     Введение                                                         

 

     1.            Анализ            существующей             ситуации

 

     1.1.   Спрос   и    предложение    на    рынке    рабочей    силы

 

     1.2.            Структура            денежных             доходов

 

     1.3.  Отраслевые  пропорции  и   взаимосвязи   на   рынке   труда

 

     1.4. Оценка   влияния  на  конкурентоспособность  продукции   цен
на
рабочую силу
     1.5.         Состояние          нормативно-правовой          базы

 

     Выводы                по                разделу                 1

 

     2.  Сценарный   прогноз   динамики   уровней   оплаты  труда,   в
различных
секторах  экономики   республики,   тенденции   формирования    спроса
и
предложения, цен на рабочую силу на рынке труда
     3.  Концептуальные   основы   эффективной   организации   системы
оплаты
труда в экономике Республики Татарстан
     4.       Рациональная        структура        оплаты        труда

 

     4.1. Основные принципы  государственного  регулирования  в  сфере
оплаты
труда
     4.2.    Тарифно-договорное     регулирование     оплаты     труда

 

     4.3.    О    внутризаводском    нормировании     затрат     труда

 

     5.   Эффективность   политики   индексации    денежных    доходов

 

     6.  Совершенствование  системы  оплаты  труда  в  государственном
секторе
     6.1.    Регулирование       оплаты       труда      руководителей
предприятий,
учреждений, организаций, контролируемых государством
     6.2.    Оплата      труда     государственных     служащих     по
контрактно-договорной
системе
     6.3.                     Система                      индикаторов

 

     7. О порядке введения в  действие  закона  Республики   Татарстан
минимальном потребительском бюджете"
     8.    Институциональные    основы      формирования      активной
государственной
политики в сфере труда и занятости Республики Татарстан
     Приложения                                                       

 

 

                               Введение                               

 

      Актуальность реформирования системы оплаты  труда  в  Республике
Татарстан.   Десять   лет   экономических  реформ  серьезно  затронули
практически все  ключевые  отрасли  и  сферы  национальной  экономики.
Рыночный  уклад,  несмотря  на многие проблемы, связанные с переходным
периодом,  последовательно  трансформирует   хозяйственные   важнейшие
пропорции.  Однако  трудовые  отношения, рынок рабочей силы изменились
меньше  всего.  Это  соответствует  зарубежным  тенденциям,  поскольку
социальная сфера, сфера воспроизводства человеческих ресурсов наиболее
консервативно  реагирует  на  происходящие  в  экономике,   изменения.
Специальные   экономические   исследования   показывают,  что  слишком
медленное реформирование  рынка  рабочей  силы  начинает  все  сильнее
сдерживать  общее  хозяйственное  развитие  республики. Для сохранения
темпов преобразований возникает  объективная  необходимость  повышения
мобильности  и  гибкости  рынка  рабочей силы. Политика реформирования
системы оплаты труда при этом является основным и наиболее действенным
инструментом   индикативного   управления   государственными  органами
социальной сферы в рыночной экономике.
      Реформирование системы оплаты труда заключается в  осуществлении
последовательных    и   согласованных   между   собой   изменений   по
совершенствованию отношений на  рынке  труда,  нормализации  структуры
оплаты  труда,  усилению  трудовой  мотивации  в  рамках  существующих
полномочий,  закрепленных  за  органами  государственного   управления
Республики   Татарстан   в  Договоре  и  соглашениях  о  разграничении
полномочий и предметов ведения с Российской Федерацией.

 

 О Соглашениях, заключенных между Правительством Российской  Федерации
 и Правительством Республики Татарстан, см. справку

 

      Необходимость  Концепции.  Центральная  экономическая  программа
Правительства  Республики Татарстан, одобренная Президентом Республики
Татарстан  и   Государственным   Советом   Республики   Татарстан,   -
Государственная   программа  экономического  и  социального  прогресса
Республики  Татарстан  заложила  ключевые  подходы  к   реформированию
экономических  отношений. Последовательная реализация заложенных в нее
принципов потребовала обоснования государственной политики  Республики
Татарстан  в  области  регулирования  хозяйственных отношений на рынке
рабочей силы. Таким образом, Концепция по роли и месту в  формировании
эффективной  системы нормативно-правового обеспечения государственного
управления    является    органичным    продолжением    и    развитием
Государственной   программы  экономического  и  социального  прогресса
Республики Татарстан в этой области.
      Новизна  предлагаемых,  в  Концепции  подходов   заключается   в
следующем:
      - в формировании принципов и направлений реформирования  системы
оплаты  труда  в  Республике  Татарстан на макро- и микроэкономическом
уровнях национальной экономики;
      - в применении системного подхода к анализу рынка рабочей  силы,
занятости и сферы оплаты труда, что позволяет сформировать действенную
долгосрочную    государственную    политику     по     соответствующим
направлениям;
      - в разработке механизма  совершенствования  системы  индексации
денежных  доходов  занятого  населения,  ориентированных  на передовую
зарубежную практику и опыт индексации денежных доходов;
      -  в  ориентации  на  систему  разработанных   индикаторов   при
заключении   трудовых   контрактов  с  руководителями  государственных
предприятий, организаций, и учреждений и с руководителями предприятий,
организаций и учреждений, контролируемых государственными органами;
      -  в  предложениях  по  использованию  бюджетных  и   фискальных
инструментов  в  регулировании  рынка  труда  для  обеспечения  тесной
взаимосвязи динамики заработной платы и социальных выплат с  конечными
результатами деятельности отечественных товаропроизводителей;
      - в  создании  условий,  обеспечивающих  эффективное  выполнение
возложенных  Правительством  Республики Татарстан функций и полномочий
на Государственный комитет Республики Татарстан по труду и  занятости,
с  целью  усиления  его  роли  в  проведении единой, скоординированной
активной экономической политики на республиканском рынке труда.
      В соответствии с  Государственной  программой  экономического  и
социального  прогресса  Республики Татарстан, проводимым Президентом и
Правительством  Республики  Татарстан  экономическим  курсом,  видятся
следующие  основные задачи реформирования системы оплаты труда и рынка
рабочей силы.
      Долгосрочные задачи:
      -  повышение  мобильности  и  гибкости  республиканского   рынка
рабочей силы;
      - создание  условий  для  полной  занятости  всего  экономически
активного населения в Республике Татарстан;
      - создание гибкого социального  "буфера"  экономических  реформ,
защита   интересов  трудящегося  населения,  его  денежных  доходов  и
накоплений  от  влияния,  макроэкономических  и  структурных  сдвигов,
изменения цен, инфляции.
      Среднесрочные задачи:
      - снижение отрицательного влияния безработицы,  вызванной  общим
промышленным   спадом  и  реструктуризацией  народного  хозяйства,  на
экономические преобразования;
      -  рационализация  структуры  заработной  платы   в   отраслевом
разрезе, нормализации внутриотраслевой дифференциации в оплате труда;
      -  создание  эффективной  системы  материального  поощрения,   и
контроля  за  результатами  трудовой  деятельности  в  государственном
секторе экономики.
      Краткосрочные задачи:
      - внедрение рыночных систем регулирования трудовых  отношении  в
области оплаты труда на рынке рабочей силы;
      - внесение контрактных форм взаимоотношений  на  рынке  труда  с
учетом   формируемой  в  Республике  Татарстан  системы  индикативного
планирования;
      - совершенствование республиканской нормативно-правовой базы  по
индексации денежных доходов населения.
      Решение  вышеуказанных  задач  позволит  осуществить  выполнение
стратегической  задачи  реформирования экономики республики - создание
условий     для     роста     конкурентоспособности      отечественных
товаропроизводителей и народного хозяйства в целом.
      Основная цель реформирования системы оплаты  труда  -  повышение
экономической  активности  населения  и  создание  условий  для  роста
занятости.

 

                   1. Анализ существующей ситуации                    

 

            1.1. Спрос и предложение на рынке рабочей силы            

 

      В целях реформирования системы оплаты труда Республики Татарстан
необходимо  исследовать  важнейшие экономические тенденции, внутренние
составляющие функционирования республиканского рынка рабочей силы.
      Исследования рынка рабочей силы, формирования совокупного спроса
и  предложения  рабочей  силы  в Республике Татарстан показывает, что,
несмотря на то, что кризис миновал, в основных  секторах  национальной
экономики   начинает   устанавливаться   преддепрессионная   ситуация,
пропорции рынка рабочей силы практически не  изменились  (см.  таблицу
1.1.1.   "Расчет   совокупного   спроса  и  предложения  рабочей  силы
Республики  Татарстан",  рис.1.1.1.  "Динамика  основных   показателей
занятости  Республики Татарстан"). Кризис на рынке рабочей силы только
назревает, об этом свидетельствуют следующие характерные признаки:
      - Ускоренное увеличение разрыва между совокупным предложением  и
спросом  на  рынке  рабочей силы. Необеспеченное ежегодное предложение
новых секторов и производств на рабочую силу составляет около 340 тыс.
работников и растет в среднем на 6,5% в год;
      -  Уровень  безработицы,  рассчитанный  на  основе   совокупного
предложения  рабочей  силы,  составляет  около  17%,  что  является  в
принципе приемлемым для реформирующейся экономики, но в  то  же  время
является  индикатором  социальной  "взрывоопасности".  Опасно  не само
значение показателя, а темпы его роста, составляющие в  среднем  около
25%  в  год.  При  этом  специальные исследования, проведенные Центром
социальных  проблем  Республики   Татарстан,   структуры   выпускаемой
продукции  и  запасов  товарной продукции показывают, что одновременно
происходит  увеличение  до  критического   уровня   размеров   скрытой
безработицы  (до  24%  объемов  совокупного  предложения).  Экспертные
расчеты и прогнозы показывают, что имеются все  основания  утверждать,
что  данная  неблагоприятная  тенденция сохранится, по крайней мере, в
краткосрочной перспективе.
      - При существенном изменении за последние десять лет номинальной
и  реальной  заработной  платы  совокупное  предложение  рабочей  силы
практически  не  изменилось.   Несмотря   на   серьезные   реформы   и
макроэкономические  трансформации  республиканский  рынок рабочей силы
практически не реагирует на происходящие в республике экономические  и
социальные  изменения  и  фактически  тормозит общий ход хозяйственных
реформ.
      - В экономике  республики  создается  незначительное  количество
новых  рабочих  мест,  что  свидетельствует не об увеличении единичной
производительности одного рабочего  места,  а,  скорее,  о  формальном
характере  реформ  в  отдельных  отраслях  либо  о  том, что кризисная
ситуация в целом ряде отраслей народного хозяйства еще не  преодолена.
Крайне  медленное  формирование  рабочих  мест  делает вполне реальным
возникновение в краткосрочной и  среднесрочной  перспективе  тупиковой
экономической  ситуации,  когда  экономический  рост будет существенно
сдерживаться в результате этого.
      - Динамика номинальной заработной платы практически не связана с
динамикой  сводного  индекса  потребительских  цен (см. таблицу 1.1.2.
"Динамика средней заработной платы и сводного индекса  потребительских
цен",  коэффициент  корреляции  составляет всего 0,22) (Корреляционный
анализ - метод экономико-статистического  анализа  зависимостей  между
показателями.   Коэффициент  корреляции  показывает  тесноту  и  форму
статистической   связи   между   изменениями   значений   показателей.
Коэффициент  варьирует  от -1 до 1, чем ближе его значение к 1 или -1,
тем более устойчивой и тесной является  статистическая  связь)  .  Это
существенно  влияло  на  динамику  уровня скорректированной заработной
платы, особенно в период галопирующей инфляции 1993-1995 гг.,  что  не
позволяло  обеспечить  устойчивые  темпы роста реальной оплаты труда в
народном хозяйстве Республики Татарстан.
      Тем  не  менее  положительная,   тенденция   увеличения   уровня
скорректированной  на  сводный  индекс  потребительских цен заработной
платы имела  место  в  нашей  республике  и  в  условиях  галопирующей
инфляции. А благодаря существенному снижению уровня инфляции в 1996 г.
реальная средняя заработная плата  в  этом  году  заметно  возросла  и
превысила уровень 1991 года.

 

                   1.2. Структура денежных доходов                    

 

      Анализ распределения доходов  населения  (по  двадцатипроцентным
группам  населения)  показал,  что  в 1995 году и первой половине 1996
года происходило развитие процессов усиления дифференциации  населения
по  уровню их доходов. При этом в структуре денежных доходов заметно и
устойчиво  росли  доходы  от   собственности   и   предпринимательской
деятельности,  и происходило устойчивое снижение доли оплаты труда. Со
второй половины 1996 года наметилась тенденция замедления концентрации
доходов.   Коэффициент   Джини   (показатель   официальной  статистики
Российской   Федерации,   характеризующий   степень    неравномерности
распределения  суммы  доходов между отдельными группами населения. Его
величина может варьировать от 0 до 1,  при  этом,  чем  выше  значение
показателя,   тем  неравномернее  распределяются  доходы  в  обществе)
составлял 0,34-0,35 против 0,29 в 1995 году и 0,39 в июне  1996  года.
На  40% населения с наиболее высокими доходами приходилось 64-65% всех
доходов, на другие 20% (с  доходами  чуть  ниже  среднего)  -  16-17%,
наконец,  на  40%  бедного  населения  -  35-36%  доходов.  В  составе
последней группы доле 20%  самого  бедного  населения  соответствовало
лишь  7%  доходов.  Указанные  пропорции  практически не изменялись за
последний год,  что  свидетельствует  о  стабилизации  рассматриваемой
структуры доходов в Республике Татарстан.
      Исследование внутриотраслевых пропорций показывает  формирование
в  Республике  Татарстан следующих тенденций. За период с 1992 по 1995
год заметно  снизилась  доля  оплаты  по  тарифным  ставкам,  окладам,
сдельным расценкам (без доплаты и надбавок) в общем фонде оплаты труда
работников.  В  1995  году  она  составила  в  среднем  по  Республике
Татарстан  60%.  В  промышленности значение этого показателя равнялось
55,4%, сельском и лесном хозяйстве - 76,3-76,4%, в торговле  -  72,1%,
строительстве   -   66,7%,   связи  -  66,7%,  материально-техническом
снабжении   -   52,0%,   на   транспорте   -   48,2%,    в    отраслях
финансово-кредитной  сферы  -  43,6%, жилищно-коммунальном хозяйстве и
сфере непроизводственного бытового обслуживания - 49,2%.  В  отраслях,
оказывающих  комплекс  социальных  услуг,  самый  высокий удельный вес
тарифной части в области культуры и искусства - 70,1%.  Затем  следуют
образование   -   65,2%,   наука   и  научное  обслуживание  -  56,2%,
здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение 52,3%.
      Если рассматривать отдельные  отрасли  промышленности,  то  доля
тарифной  части  их  базовых  сдельных  расценок  в фонде оплаты труда
колеблется    от    38,3%    в    лесной,    деревообрабатывающей    и
целлюлозно-бумажной   промышленности,   до   65,8%   в  промышленности
строительных материалов. В легкой промышленности в 1995 году  значение
данного    показателя    составляло    60,5%,   в   машиностроении   и
металлообработке - 56%, химической и нефтехимической промышленности  -
55,2%, топливной - 52,0%, пищевой - 50,3%, электроэнергетике - 49,1%.
      Приведенные  различия  в  структуре  оплаты  труда,  разумеется,
отражают  специфику  оплаты труда в указанных отраслях. Так, например,
вознаграждения (надбавки)  за  выслугу  лет,  стаж  работы  составляют
заметную   величину  в  здравоохранении  (11,4%),  сельском  хозяйстве
(10,6%), топливной промышленности (7,9%). В свою очередь,  значительна
доля  в  фонде  оплаты  труда  премий за счет всех источников (включая
вознаграждения по итогам работы за год)  в  кредитно-финансовой  сфере
(42,0%),  жилищно-коммунальном  хозяйстве  и сфере непроизводственного
бытового  обслуживания  населения   (32,4%),   материально-техническом
снабжении (32,3%), на транспорте (25,1%), в электроэнергетике (33,2%),
топливной промышленности (30,4%), пищевой промышленности (33,7%).
      Структура  оплаты  труда  может  быть  охарактеризована  и   как
соотношение  между использованием различных форм оплаты труда. Задачей
является  постепенный  переход  к  повременной  форме   оплаты   труда
(особенно  в промышленности) на основе уточненных повременных тарифов.
В международной практике широкое распространение получили  повременные
системы  оплаты  труда,  основанные  на  применении почасовых тарифных
ставок. В отечественной экономике действуют иные стандарты повременной
оплаты  труда,  базирующиеся  на  поденной  и  сменной оплате труда. В
связи  с  этим  в  условиях  последовательной  рыночной  трансформации
возникает  потребность в переходе на почасовую временную оплату труда.
Однако такой переход в значительной степени  должен  быть  подготовлен
соответствующим  решением  вопросов  тесной  увязки  уровня заработной
платы   с   результатами   хозяйственной   деятельности   предприятий,
организаций, учреждений, выплат социального характера на предприятиях,
в  организациях  и   учреждениях   с   динамикой   заработной   платы,
структурной  стабилизацией  уровней  оплаты труда в народном хозяйстве
Республики Татарстан. Если почасовую форму  повременной  оплаты  труда
будут  ускоренно внедрять в хозяйственную практику уже сегодня, то это
приведет   к   увеличению   доли   временно   занятого   населения   и
деформированной структуре почасовых тарифных ставок заработной платы.
      Анализ также показывает, что, несмотря на  позитивные  тенденции
изменения  в  реальной заработной плате в отраслях народного хозяйства
республики, реальная заработная плата 65% работников  бюджетной  сферы
Республики  Татарстан, тарифицированных выше 6 разряда, уменьшилась. С
увеличением  компенсационных  выплат,  которые  вплоть  до  5  разряда
превышают   тарифную   часть,  заработная  плата  указанных  категорий
работников  фактически  превратилась   в   разновидность   социального
пособия.
      Важнейшей характеристикой  в  структуре  оплаты  труда  является
соотношение  между  фактически  выплаченной  и  начисленной заработной
платой. Статистика  по  трем  основным  отраслям  народного  хозяйства
Республики    Татарстан   -   промышленности,   сельскому   хозяйству,
строительству  -  свидетельствует,  что   из-за   отсутствия   прямого
финансирования  из  бюджетов всех уровней в 1996 году (по состоянию на
23 декабря) неплатежи по заработной плате предприятий,  организаций  и
учреждений  составляли 12,9% всей задолженности по заработной плате. В
1997 году (по состоянию на 24 марта) объем  указанных  неплатежей  был
заметно  снижен (за три месяца более чем в два раза) и их доля в общем
объеме  задолженности  по  заработной  палате   снизилась   до   7,6%.
Параллельно   в   1,2   раза  снизились  неплатежи  предприятий  из-за
отсутствия собственных средств. В целом за рассматриваемые три  месяца
общий объем неплатежей по заработной плате сократился в 1,3 раза.
      В структуре задолженности по заработной плате  из-за  отсутствия
собственных   средств   значительна   доля   промышленности  (44-46%),
сельского хозяйства (25-30%), строительства (20-22%). При  этом  имеет
место  негативная  тенденция  быстрого  роста  неплатежей  в  сельском
хозяйстве.
      При выработке решений по снижению  задолженности  по  заработной
плате  следует  иметь  в виду, что указанные неплатежи носят не только
финансовый, но и институциональный характер. В данном отношении крайне
важно  прежде всего стабилизировать "правила игры" (налоговую систему,
порядок  индексации  и   повышения   минимальной   заработной   платы,
процедуры, увязывающие результаты хозяйственной деятельности с уровнем
оплаты   за   труд,   урегулирование   проблемы    неплатежей    между
предприятиями   в   целом   с  использованием  механизмов  вексельного
обращения, возвратности выделяемых  предприятиям  кредитных  ресурсов,
интенсификации  системы  расчетов между предприятиями путем применения
современных информационных технологий расчетов).
      Вместе с тем, чтобы снизить  неплатежи  по  заработной  плате  в
Республике   Татарстан,   следует   реструктурировать   стратегические
финансовые   потоки,   повышать   ликвидность   финансовых    балансов
предприятий,   решить   вопрос   по  финансированию  отдельных  статей
накладных   расходов   (например,   по   поддержанию   мобилизационных
мощностей).

 

        1.3. Отраслевые пропорции и взаимосвязи на рынке труда        

 

      Анализ  отраслевых  пропорций   средней   месячной   номинальной
заработной  платы  в  Республике Татарстан показывает, что за период с
1985 г. по 1996 г. в относительных  отраслевых  уровнях  оплаты  труда
произошли    серьезные    изменения.    Анализ   динамики   отраслевых
коэффициентов опережения свидетельствует,  что  данные  изменения  еще
далеко   не   завершены.   Высокий   уровень  отраслевой  стабильности
наблюдался в целом лишь по промышленности и в последние три года  -  в
отраслях  здравоохранения,  физкультуры  и  социального обеспечения, а
также  культуры  и  искусства.  Напротив,  наиболее  высокий   уровень
отраслевой  нестабильности  по  сравнению  с  общей  динамикой средней
месячной заработной платы по всему народному хозяйству с  1993  г.  по
1996  г.  имел  место  в  отраслях  "наука  и  научное  обслуживание",
"кредитование, страхование и финансы". В 1996 г.  весьма  значительные
изменения  в  отраслевых  уровнях  оплаты труда произошли в результате
опережающего роста оплаты труда в отраслях  "связь",  "строительство",
"жилищно-коммунальное  хозяйство  и  непроизводственные  виды бытового
обслуживания",  "наука   и   научное   обслуживание",   "кредитование,
страхование  и  финансы". При этом существенно отставало по увеличению
средней месячной заработной платы сельское хозяйство.
      Вместе  с  тем  следует  отметить,  что  указанные  изменения  в
динамике  среднемесячной  заработной платы в 1996 г. своим результатом
имели существенный рост уровня межотраслевой дифференциации  в  оплате
труда  с 0,341 в 1995 г. до 0,432. Это превысило уровень межотраслевой
дифференциации  в  оплате  труда  1992  г.  и  переломило   негативную
тенденцию  снижения  уровня этого показателя, складывающуюся с 1992 г.
1995 г. уровень межотраслевой дифференциации начал  приближаться  к
уровню 1991 г.).
      Отраслевая динамика реальной средней месячной заработной  платы,
приведенная    к    уровню   1985   г.,   показывает,   что   наиболее
приспособленными в условиях  значительных  ценовых  сдвигов  оказались
отрасли    "кредитование,    страхование    и    финансы",    "связь",
"жилищно-коммунальное хозяйство  и  непроизводственные  виды  бытового
обслуживания". Более того, у связистов и в финансовых отраслях уровень
реальной  заработной  платы  в  1996  г.   достиг   уровня   1990   г.
Приближается  к  уровню  1990 г. величина реальной заработной платы на
транспорте,   в   жилищно-коммунальном   хозяйстве,   здравоохранении.
Существенно   уступили   свои  позиции  отрасли  "сельское  хозяйство"
(снижение со  150  до  60  рублей),  "наука  и  научное  обслуживание"
(снижение  со  190 до 90 рублей). Интересно, что в 1994-96 гг. уровень
межотраслевой  дифференциации,  рассчитанный  по  реальной  заработной
плате,  несколько  превышал  аналогичные  показатели,  рассчитанные по
номинальной заработной плате.
      Большая стабильность  по  целому  ряду  отраслей  наблюдалась  в
промышленности.   Данная   отраслевая   структура   средней   месячной
заработной платы  также  претерпела,  начиная  с  1992  г.,  серьезные
структурные  изменения.  Существенно  возрос  относительный отраслевой
уровень оплаты труда в топливной, химической, нефтехимической, лесной,
деревообрабатывающей  и  целлюлозно-бумажной, пищевой промышленностях.
Заметно снизился  относительный  отраслевой  уровень  оплаты  труда  в
легкой     промышленности,    машиностроении    и    металлообработке,
электроэнергетике. При этом характерно, что относительное  снижение  в
электроэнергетике последовало после беспрецедентного административного
решения об увеличении уровня оплаты в этой отрасли  более  чем  в  2,1
раза в 1991 г.
      Как и в целом по  экономике,  структурные  изменения  в  средней
месячной  заработной плате в отраслях промышленности еще не завершены.
Высокий  уровень  относительной  отраслевой  стабильности,  близкий  к
идеальному  (коэффициент стабильности 0,02-0,04) наблюдается с 1993 г.
в  машиностроении  и   металлообработке   и   пищевой   промышленности
(коэффициенты устойчивости в диапазоне от 0,05 до 0,06). И в ближайшее
время относительные уровни в средней месячной заработной плате в  этих
отраслях навряд ли изменятся.
      По степени нестабильности  в  относительных  отраслевых  уровнях
оплаты  труда  можно  разбить  на две основные группы. В первую группу
могут  быть  отнесены  электроэнергетика,  топливная,   химическая   и
нефтехимическая  промышленность,  легкая  (коэффициент  устойчивости в
диапазоне  0,1-0,15).  Ко  второй  группе   относится   промышленность
строительных    материалов   (коэффициент   устойчивости   0,19-0,22).
Промышленность  строительных  материалов  с  учетом  динамики  средней
месячной  заработной  платы  в  1992-1993  гг.  могла  быть  с  полным
основанием отнесена к особой третьей группе отраслевой  нестабильности
(коэффициент  устойчивости  0,56). Если же взять период 1994-1996 гг.,
то коэффициент устойчивости составлял  по  данной  отрасли  0,15,  что
позволяет отнести ее к первой группе отраслевой нестабильности.
      По  уровню   межотраслевой   дифференциации   средней   месячной
заработной  платы в промышленности максимальное значение наблюдалось в
1992 г. В 1993 г. произошло его заметное снижение с 0,466 до 0,374,  а
затем до 1995 г. имело место его некоторое увеличение до 0,383. В 1996
г., к сожалению, уровень межотраслевой дифференциации в  оплате  труда
существенно  уменьшится  до  0,328,  приблизившись  к  значению  этого
показателя в 1991 г.
      Отраслевая динамика реальной средней месячной заработной  платы,
приведенная    к    уровню   1985   г.,   показывает,   что   наиболее
приспособленными в условиях  значительных  ценовых  сдвигов  оказались
отрасли "топливная промышленность", "электроэнергетика", "химическая и
нефтехимическая  промышленность",  "лесная,   деревообрабатывающая   и
целлюлозно-бумажная   промышленность",   "промышленность  строительных
материалов", "пищевая  промышленность".  Так,  например,  в  топливной
промышленности  уровень  реальной заработной платы в 1996 г. превзошел
уровень 1991 г. -  190  против  160  рублей.  В  электроэнергетике  он
составит  170  против  190  рублей,  в  химической  и  нефтехимической
промышленности - 140 против 120 рублей, в промышленности  строительных
материалов - 130 против 130 рублей, в пищевой - 130 против 120 рублей,
в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности  -
140 против 140 рублей.
      Наибольшее снижение  средней  месячной  заработной  платы  имело
место в легкой промышленности (70 против 110 рублей).
      При анализе внутриотраслевой  дифференциации  во  всем  народном
хозяйстве,  за  исключением электроэнергетики, топливной, химической и
нефтехимической,    пищевой,    лесной,     деревообрабатывающей     и
целлюлозно-бумажной     промышленности,     транспорта,     банковской
деятельности,   наблюдалось   смещение    распределения    численности
работников  по  размерам  заработной  платы в пользу низкооплачиваемых
категорий работников.
      При анализе взаимосвязей изменения средней месячной  номинальной
заработной   платы   в   различных   отраслях  народного  хозяйства  и
промышленности  Республики  Татарстан  была  выявлена  тесная   парная
корреляционная  зависимость  (на  уровне  значений коэффициента парной
корреляции 0,98-0,99) между всеми рассматриваемыми отраслями.
      Расчет коэффициентов парной корреляции, проведенный по  реальной
заработной   плате  (приведенной  к  уровню  1985  г.),  показал,  что
корреляционная зависимость также достаточно сильна    основном  выше
0,8). Исключение составляют пары "кредитование, страхование, финансы -
сельское хозяйство", "кредитование, страхование, финансы  -  торговля,
общественное   питание,  материально-техническое  снабжение  и  сбыт",
"легкая промышленность  -  пищевая  промышленность".  Более  подробные
данные о степени статистической взаимосвязи между динамикой отраслевых
уровней средней месячной заработной платы приведены в  соответствующих
таблицах.
      Выявленную тесную  статистическую  зависимость  между  динамикой
отраслевых   уровней  заработной  платы  на  общем  фоне  различной  и
неравномерной  отраслевой  динамики  производства   трудно   объяснить
действием  экономических  факторов.  Как  уже  отмечалось, связь между
оплатой труда и результатами производства крайне слаба. Статистическая
связь   между   изменением   уровней   заработной  платы  и  динамикой
потребительских цен практически отсутствует. Существующая  зависимость
размеров  оплаты  труда  от  монопольного положения отдельных отраслей
также не объясняет наличия отмеченных отраслевых  взаимосвязей.  Между
тем  значительное  влияние  на  динамику отраслевой заработной платы в
Республике Татарстан оказывало и  оказывает  активное  применение  при
государственном   регулировании   доходов  населения  различного  рода
социальных  компенсаторов.  Именно  их   широкое   использование   при
нерешенности  и  неурегулированности  вопросов эффективной организации
оплаты труда (как на уровне государства, так и на уровне  предприятия)
во многом и обусловило данный эффект тесной отраслевой взаимосвязи.
      При  анализе  отраслевых  пропорций   заработной   платы   также
приходится констатировать неполное использование возможностей ежегодно
заключаемого  трехстороннего  генерального  соглашения,  отсутствие  в
Республике   Татарстан  межотраслевого  тарифного  соглашения,  крайне
слабое задействование в  реструктурировании  оплаты  труда  механизмов
отраслевых    тарифных    соглашений.    Это    не   позволяет   вести
целенаправленную работу по  ликвидации  диспропорций  в  сфере  оплаты
труда.

 

 См.  также  Генеральное  Соглашение   между   Федерацией   профсоюзов
 Республики Татарстан, Ассоциацией промышленных предприятий Республики
 Татарстан,  Торгово-промышленной  палатой  Республики   Татарстан   и
 Кабинетом  Министров  Республики  Татарстан  на 1999 год от 19 января
 1999 г.

 

1.4. Оценка влияния на конкурентоспособность продукции цен на рабочую 
                                 силу                                 

 

      Затраты  на  рабочую  силу  (на  оплату   труда   и   социальные
отчисления)   являются   одной   из   основных   статей   формирования
себестоимости   продукции   отечественных   товаропроизводителей,   и,
соответственно,  они  через показатель рентабельности оказывают прямое
влияние  на  изменение  цен  и   конкурентоспособность   продукции   и
предприятия  в целом. Затраты на рабочую силу, за исключением расходов
на административно-управленческий персонал  и  социальные  отчисления,
относятся   к   переменным  затратам,  т.е.  к  тем,  уровень  которых
изменяется  одновременно  с  изменением  объема   выпуска   продукции.
Международный  опыт  и  вся  практика существования рыночной экономики
показывают, что  положительное  влияние  затрат  на  рабочую  силу  на
повышение  конкурентоспособности  продукции  оказывается  лишь  в  том
случае, если действует так называемый эффект "масштаба  (концентрации)
производства"   -   при  увеличении  объемов  производства  происходит
одновременно относительная экономия, в основном на  условно-постоянной
части  заработной  платы  (расходы  на  административно-управленческий
персонал, социальные отчисления), и доля  затрат  на  рабочую  силу  в
общих издержках сокращается.
      Таким  образом,  государственная  политика  регулирования  сферы
оплаты   труда   в   целях   повышения   конкурентоспособности  должна
сосредоточиться на следующих основных направлениях:
      1.  Создание  условий  для  постепенного   и   последовательного
снижения  доли затрат на рабочую силу в цене единицы продукции за счет
роста физических объемов производства.
      2. Создание условий для тесной взаимосвязи социальных  выплат  с
динамикой денежных доходов (заработной платы прежде всего).
      Экономико-статистический анализ современных условий (с  1990  по
1995   г.  формирования  затрат  на  рабочую  силу  в  совокупности  с
исследованием и моделированием  динамики  выпуска  продукции  позволил
выявить  серьезные структурные нарушения в системе формирования затрат
на рабочую силу в ряде отраслей промышленности  Республики  Татарстан.
   сожалению,   в  сборниках  Государственного  комитета  Республики
Татарстан по статистике за 1996 и 1997 годы информация для  проведения
анализа затрат на рабочую силу в необходимом объеме не представлена)
      Таблица 1.4.1. показывает:
      (В таблице 1.4.1. показатель ИФОП -  индекс  физического  объема
проекции на соответствующий период. ЗОТ - затраты на оплату труда. ОСН
- отчисления на социальные нужды)
      В целом по промышленности Республики Татарстан.
      (Специальный корреляционный и регрессионный анализ  формирования
заработной  платы  в промышленности Республики Татарстан представлен в
Приложении 1.4.1.).
      За  прошедшее  пятилетие  отчисления  на  социальные  нужды   по
отношению  к заработной плате увеличились более чем в два раза с 19,2%
до 38,7%. Ослабла связь между динамикой объемов производимой продукции
и   заработной   платой   (коэффициент  корреляции  всего  0,57),  что
свидетельствует о том,  что  заработная  плата  практически  перестала
выполнять  функцию  материального  поощрения  за  труд  и  отсутствуют
базовые основы рыночного регулирования и стимулирования рынка  рабочей
силы.  Несущественно  взаимосвязаны  заработная  плата и отчисления на
социальные нужды (коэффициент корреляции 0,4), более того,  уменьшение
выпуска производимой продукции сопровождается параллельным увеличением
социальных     выплат,     что,     естественно,     снижает     общую
конкурентоспособность выпускаемой продукции.
      Таким образом, государственная  политика  должна  быть  серьезно
скорректирована в соответствии с вышеназванными направлениями.
      По энергетике Республики Татарстан.
      (Специальный корреляционный и регрессионный анализ  формирования
заработной  платы  в  энергетике  Республики  Татарстан  представлен в
Приложении 1.4.2.).
      Доля затрат на рабочую  силу  в  общей  структуре  себестоимости
уменьшилась  с  7,4%  до  4%,  но  при  этом  доля  социальных  выплат
увеличилась с 21,31% до 37,93%. Взаимосвязь между затратами на  оплату
труда  и  динамикой  выпуска  продукции достаточно тесная (коэффициент
корреляции порядка 0,81), что свидетельствует о  том,  что  заработная
плата  в  энергетике  сохраняет  свою стимулирующую функцию. В среднем
увеличение затрат  на  оплату  труда  на  1  рубль  в  данной  отрасли
обеспечивает  увеличение  выпуска  продукции  на  7,44  рубля  за счет
повышения производительности труда  и  увеличения  его  интенсивности.
Аналогичная   ситуация  во  взаимосвязях  затрат  на  оплату  труда  и
отчислениями  на  социальные  нужды.  Коэффициент   корреляции   здесь
достаточно  значительный  -  0,77.  Увеличение отчислений на 1 рубль в
электроэнергетике способствовало уменьшению выпуска продукции  на  6,5
рубля    обратно),  данную  устойчивую  связь  вполне  целесообразно
использовать  в   мероприятиях   государственного   регулирования   по
повышению   конкурентоспособности  электроэнергетики.  В  основном  по
результатам анализа данной отрасли можно констатировать, что важнейшие
рыночные  пропорции  и  взаимосвязи  соблюдаются,  и в целях повышения
эффективности   государственного   регулирования    необходимо    лишь
использовать   сложившиеся   устойчивые  связи  и  закономерности.  По
топливной промышленности Республики Татарстан.
      (Специальный корреляционный и регрессионный анализ  формирования
заработной  платы  в  топливной  промышленности  Республики  Татарстан
представлен в Приложении 1.4.3.).
      Несмотря на то, что в целом по  отрасли  за  исследуемый  период
произошло  достаточно  существенное  снижение затрат на рабочую силу с
7,5% до 5,7% в общих издержках на производимую продукцию, пропорции  в
сфере  использования  рабочей силы остались деформированными. Динамика
заработной платы и динамика производимой продукции практически не были
взаимосвязаны  (коэффициент корреляции 0,27), совсем отсутствует связь
между отчислениями на социальные нужды и индексом  физического  объема
продукции  (коэффициент  корреляции  -0,01).  Усугубляет  ситуацию тот
факт,  что,  несмотря  на  слабую  связь  затрат  на  рабочую  силу  и
результатов   трудовой   деятельности,   затраты  на  оплату  труда  и
отчисления на социальные нужды были связаны между собой очень тесно  -
коэффициент  корреляции  0,94.  Результаты  анализа  показывают, что в
отрасли   существует   крайне   неблагоприятная   ситуация   в   плане
материального  вознаграждения  за  результаты  трудовой деятельности и
государственная политика регулирования оплаты труда в  данной  отрасли
должна быть ужесточена.
      По черной металлургии Республики Татарстан.
      (Специальный корреляционный и регрессионный анализ  формирования
заработной платы в черной металлургии Республики Татарстан представлен
в Приложении 1.4.4.).
      Доля затрат на рабочую  силу  в  общей  себестоимости  продукции
практически  не  изменилась,  но  принципиально  изменилась  структура
затрат на рабочую силу.  По  отношению  к  затратам  на  оплату  труда
отчисления  на  социальные  нужды  возросли  более чем в шесть раз - с
5,68% до 34,38%.
      Исследование  взаимосвязей  между  индексом  физического  объема
продукции,  затратами  на  оплату  труда  и отчислениями на социальные
нужды  показывает,  что  в  черной  металлургии   ситуация   в   сфере
использования  рабочей  силы  критическая  -  связи между показателями
практически отсутствуют (коэффициенты корреляции  на  уровне  -0,26  -
0,43),  и,  соответственно, не может быть мотивации к производительной
трудовой деятельности и развитию отрасли в целом.
      По цветной металлургии Республики Татарстан.
      (Специальный корреляционный и регрессионный анализ  формирования
заработной   платы   в   цветной   металлургии   Республики  Татарстан
представлен в Приложении 1.4.5.).
      Затраты на рабочую  силу  в  общей  структуре  затрат  постоянно
повышаются,  за  последнее пятилетие рост составил около 244% - с 5,9%
до 14,4%. Анализ причин роста показывает, что уровень затрат на оплату
труда  за  период  возрос  на 202%, а уровень отчислений на социальные
нужды - на 557% при общем спаде в отрасли  на  300%  -  налицо  потери
производительности,  а следовательно, и конкурентоспособности не менее
чем в 5 раз!
      Специальный  корреляционный  анализ  внутриотраслевых  пропорций
подтверждает  наличие  глубокого  кризиса  в  отрасли. Рост на 1 рубль
затрат на оплату труда приводил к  снижению  объемов  производства  на
2,05  рубля  (причем  связь  между данными показателями существенная -
коэффициент корреляции - 0,89). Изучение динамики заработной  платы  и
отчислений  на  заработную  плату  показывает  наличие тесных значимых
связей (коэффициент  корреляции  -  0,92).  Увеличение  отчислений  на
социальные  нужды  на  один рубль в отрасли при прочих равных условиях
способствовало сокращению объемов производства более чем на 12 рублей.
      Таким образом, рынок рабочей силы и трудовые отношения в отрасли
нуждаются  в  серьезных  реформах, без коренной реорганизации трудовых
отношений и преломления выявленных  негативных  тенденций  в  принципе
невозможно повысить конкурентоспособность продукции отрасли.
      По машиностроительной и металлообрабатывающей отрасли Республики
Татарстан.
      (Специальный корреляционный и регрессионный анализ  формирования
заработной  платы в машиностроительной и металлообрабатывающей отрасли
Республики Татарстан представлен в Приложении 1.4.6.).
      В  ключевой  отрасли  промышленности  Республики   Татарстан   в
исследуемый  период  наблюдалось  сокращение  затрат на рабочую силу в
общей структуре издержек с  21,4%  до  18,8%  -  на  12%.  Снижение  в
основном  происходило  за  счет  уменьшения  затрат на оплату труда на
23,6% за исследуемый  период,  потому  что  отчисления  на  социальные
нужды,  несмотря на более чем 50-процентный спад в отрасли, выросли на
144,4%. Причем связь между динамикой заработной платы  и  отчислениями
на социальные нужды была не очень тесной (коэффициент корреляции около
0,7),  что  свидетельствует  о  том,  что   система   государственного
регулирования   данной   отрасли   не  учитывала  общих  экономических
тенденций развития отрасли. Не очень сильна связь для машиностроения и
металлообработки   (достаточно   трудоемкой  отрасли)  между  выпуском
продукции и затратами на оплату труда (коэффициент  корреляции  0,71).
Несомненно,  стимулирующая функция заработной платы, особенно в данной
отрасли, должна быть усилена.
      По химической и нефтехимической отрасли Республики Татарстан
      (Специальный корреляционный и регрессионный анализ  формирования
заработной  платы  в  химической  и нефтехимической отрасли Республики
Татарстан представлен в Приложении 1.4.7.).
      Уровень затрат на рабочую силу в общей  структуре  себестоимости
продукции  практически  остался  на  прежнем уровне (около 8%), но при
этом, как и в других отраслях  промышленности,  резко  возрос  уровень
отчислений  на социальные нужды (на 161,5%). и его доля по отношению к
затратам на рабочую силу возросла более чем в  два  раза  с  19,7%  до
37,5%.  Заработная  плата  и  результаты производственной деятельности
практически не  связаны  между  собой  (коэффициент  корреляции  между
показателем  затрат  на  оплату  труда  и  индексом физического объема
продукции   всего   0,22),   что   свидетельствует    и    о    низкой
производительности,   и   о   наличии   высокой  скрытой  безработицы.
Отчисления на социальные нужды и денежные  доходы  (заработная  плата)
также  слабо связаны между собой (коэффициент корреляции - 0,6). Как и
в машиностроительной и металлоперерабатывающей отрасли, в химической и
нефтехимической    отрасли,    составляющей    экономическую    основу
промышленности    Республики    Татарстан,    необходимо    проведение
кардинальных  экономических реформ для обеспечения тесной связи затрат
и результатов трудовой деятельности.
      По лесной, деревообрабатывающей  и  целлюлозно-бумажной  отрасли
Республики Татарстан.
      (Специальный корреляционный и регрессионный анализ  формирования
заработной  платы  в лесной деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
отрасли Республики Татарстан представлен в Приложении 1.4.8.).
      В этой отрасли затраты на рабочую силу в общей структуре  затрат
на  производство  продукции  уменьшились  намного больше, чем в других
отраслях, на 37,3% на фоне увеличения отчислений на социальные нужды в
2,3  раза.  Заработная плата и объемы производства связаны очень тесно
(коэффициент парной корреляции - 0,92), увеличение заработной платы на
один  рубль  способствовало  увеличению  объемов  выпуска продукции на
2,46    рубля,    что    свидетельствует    о    достаточно    высокой
производительности  затрат  труда  в  отрасли.  Однако государственное
регулирование должно быть сконцентрировано на социальной политике, ибо
затраты  на  социальные  нужды  не  связаны  ни  с  одним  из ключевых
показателей (денежные доходы по отрасли и выпуск продукции).
      По отрасли строительных материалов Республики Татарстан.
      (Специальный корреляционный к регрессионный анализ  формирования
заработной   платы   в   отрасли  строительных  материалов  Республики
Татарстан представлен в Приложении 1.4.9.).
      В принципе состояние  формирования  затрат  на  рабочую  силу  в
отрасли   строительных   материалов   во   многом   сходно  с  лесной,
деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслью.  Доля  затрат  на
рабочую  силу  упала  с  24,2%  в  общей структуре затрат до 21,4% (на
12,4%).  Отчисления  на  социальное  страхование  в  общей   структуре
себестоимости  возросли  на  62,2%,  по  отношению к уровню заработной
платы  -  на  215,8%.  Увеличение,  заработной  платы   на   1   рубль
способствовало, при прочих равных условиях, росту выпуска продукции на
5,32 рубля (коэффициент парной  корреляции  -  0,89).  Государственное
регулирование,    как    и    в    лесной,    деревообрабатывающей   и
целлюлозно-бумажной отрасли, должно быть сконцентрировано  в  основном
на  социальной политике, ибо затраты на социальные нужды не связаны ни
с одним из ключевых показателей (денежные доходы по отрасли  и  выпуск
продукции),  что  серьезно  влияет  на конкурентоспособность продукции
отрасли  и  снижает  общую  эффективность   системы   государственного
управления.
      По легкой промышленности Республики Татарстан.
      (Специальный корреляционный и регрессионный анализ  формирования
заработной   платы   в   легкой  промышленности  Республики  Татарстан
представлен в Приложении 1.4.10.).
      Затраты на рабочую силу в целом возросли более чем в два раза  с
11,1% до 22,6% в общей структуре издержек. Собственно заработная плата
возросла на 79%, а отчисления на социальные нужды  -  на  221%.  Темпы
роста  отчислений на социальные нужды превышали темпы роста заработной
платы в среднем в 1,5-2 раза.
      В  отрасли  показатели  индекса  физического  объема  продукции,
затрат   на  оплату  труда  и  отчислений  на  социальные  нужды  были
достаточно тесно связаны друг с другом (коэффициенты парной корреляции
варьируют   в   пределах  0,75-0,97).  Однако,  в  отличие  от  других
отраслей, связь между ними имеет обратную форму. Это свидетельствует о
глубоких   структурных   изменениях,  происходящих  в  данной  отрасли
вследствие  развития  рыночных  отношений,  а   также   о   том,   что
государственная   политика   должна   быть   построена   на  косвенных
регуляторах для создания  рамочных  условий  цивилизованного  развития
рынка в данной отрасли.
      По пищевой отрасли Республики Татарстан.
      (Специальный корреляционный и регрессионный анализ  формирования
заработной  платы в пищевой отрасли Республики Татарстан представлен в
Приложении 1.4.11.).
      Доля затрат на рабочую силу в общей структуре затрат возросла на
62%    6,1% до 9,9%). Заработная плата возросла на 35%, а отчисления
на социальные нужды - на 238%, или, по отношению к динамике заработной
платы,  -  на  147%.  Заработная  плата  и  индекс  физического объема
продукции практически не связаны между собой (коэффициент корреляции -
0,49),  тесная  прямая  связь  наблюдается  между  затратами на оплату
труда  и  отчислениями  на  социальные   нужды   (коэффициент   парной
корреляции   -   0,94).   Как   и   легкая   промышленность,   пищевая
промышленность, как свидетельствуют исследования, находится  в  стадии


Информация по документу
Читайте также