Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.11.2007 № 666 Постановление
Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 ноября "О Программе реформирования региональных финансов Республики
Татарстан на 2007-2009 годы" (с изменениями от 3, 25 июня 20 апреля (В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 03.06.2008 № 369)
В целях повышения эффективности управления финансами Республики Татарстан и совершенствования бюджетного процесса Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет: 1. Утвердить прилагаемые:
Программу реформирования региональных финансов Республики Татарстан на 2007-2009 годы (далее - Программа реформирования); план реализации Программы реформирования.
2. Министерствам, ведомствам и организациям, участвующим в реализации Программы реформирования, обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой реформирования, в соответствии с прилагаемым планом. 3. Министерству финансов Республики Татарстан:
обеспечить согласование Программы реформирования с муниципальными образованиями г.Казани, г.Набережные Челны, Нижнекамским муниципальным районом и президиумом Совета муниципальных
образований Республики Татарстан до 10 декабря 2007 года; представить заявку на участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации для получения субсидий на реформирование региональных финансов в Министерство финансов Российской Федерации до
14 декабря 2007 года; представить на утверждение состав межведомственной рабочей группы по реализации Программы реформирования до 20 декабря 2007 года. См. приказ Министерства финансов РТ от 30 апреля утверждении методологии планирования временных кассовых разрывов и порядка формирования финансового резерва для финансирования временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета Республики Татарстан" Приказ Министерства финансов РТ от 7 апреля 2008 г. N 18-37 "О вопросах совершенствования системы управления государственным долгом
Республики Татарстан" 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
Министерство финансов Республики Татарстан. Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Программа реформирования региональных финансов Республики Татарстан на 2007-2009 годы (утв. постановлением КМ РТ от 29 ноября Концепция Программы реформирования региональных финансов Республики
Татарстан Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан на момент формирования Программы реформирования региональных финансов Республики Татарстан Республика Татарстан расположена в середине европейской части России на пересечении важнейших магистралей, соединяющих восток и запад, север и юг страны. Татарстан входит в Приволжский федеральный округ и граничит с республиками Башкортостан, Чувашия, Марий Эл и Удмуртия; Самарской, Ульяновской, Кировской и Оренбургской областями. На территории республики площадью 67,8 тыс.кв.км (0,4% общей площади Российской Федерации) проживают 3,76 млн.человек (2,6% общей численности населения Российской Федерации), из них городского населения - 2,8 млн.человек, сельского - 0,96 млн.человек. Национальный состав населения республики по данным переписи 2002 года: татары - 52,9%, русские - 39,5%, чуваши - 3,4%, удмурты - 0,7%. Численность трудовых ресурсов составляет 2,4 млн.человек (1,9% от трудовых ресурсов России), численность занятого населения 1,8 млн.человек. В состав республики входят 999 муниципальных образований, в том числе 2 городских округа, 43 муниципальных района, 38 городских поселений, 916 сельских поселений. Столица Республики Татарстан - г.Казань, крупнейший промышленный, научный и культурный центр России. Республика Татарстан является одним из наиболее развитых в экономическом отношении субъектов Российской Федерации и вносит весомый вклад в экономику России. В республике добывается более 6% от
российской добычи нефти, производится более 17% российского производства грузовых автомобилей, 39% полиэтилена, 33% синтетического каучука, 31% автомобильных шин. По общему рейтингу среди регионов Приволжского федерального округа республика находится на 1 месте. По объемам валового регионального продукта, промышленного производства и
инвестициям в основной капитал Республика Татарстан занимает первое место среди регионов Приволжского федерального округа и пятое в Российской Федерации. По производству сельскохозяйственной продукции республика находится на 2 месте в России. Татарстан входит в группу регионов с благополучной социальной ситуацией, которая характеризуется ростом реальных денежных доходов и
высокой покупательной способностью населения, низкой долей населения с доходами ниже прожиточного минимума, низким уровнем безработицы. Растут основные составляющие показателя "качество жизни", который представляет из себя интегральную оценку совокупности показателей, включающих доходы населения, продолжительность жизни, социальную инфраструктурную обеспеченность, обеспеченность жильем, состояние системы правоохранения, уровень экологической безопасности,
доверие к власти. В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы планируется увеличение этого показателя до нормативного значения в 2010 году, а в
перспективе - до среднеевропейских стандартов. В 2006 году среднедушевые денежные доходы населения сложились на уровне 9368,9 рублей, увеличившись по сравнению с 2004 годом в 2,2 раза. В январе-октябре 2007 года денежные доходы на душу населения увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2006 года на 22,9% и составили 10944,5 рублей. Реальные денежные доходы в 2006 году повысились по сравнению с 2005 годом на 19,7%. В январе-октябре 2007 года реальные денежные доходы повысились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 14,7%. Одним из основных источников доходов населения является заработная плата. В 2006 году среднемесячная заработная плата работников в целом по республике увеличилась в 1,6 раза по сравнению с 2004 годом и составила 8850 рублей. В январе-сентябре 2007 года среднемесячная заработная плата работников сложилась на уровне 10955,7 руб., что на 28,9% больше соответствующего периода 2006 года. Рост реальной заработной платы в январе-сентябре 2007 года составил 20,8%.
По уровню средней заработной платы Республика Татарстан занимает третью позицию среди регионов Приволжского федерального округа, уступая Самарской области и Пермскому краю. По индексу развития человеческого потенциала, рассчитанному по методике ООН, Татарстан находится на 4 месте среди регионов России (впереди Москва, Тюменская область и Санкт-Петербург). Главной целью, определяющей стратегию развития Республики Татарстан, является достижение уровня и качества жизни населения, соответствующего стандартам развитых европейских стран, на основе формирования модели конкурентоспособной экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, эффективного использования человеческого капитала и природных богатств республики. Сегодняшние возможности Татарстана вполне позволяют добиться заданной цели по повышению благосостояния населения. Экономика республики развивается устойчивыми темпами. Среднегодовые темпы прироста валового регионального продукта в 2004-2006 годах составляли 6,5%, промышленной продукции - 6,3%. За три года (2004-2006 гг.) валовой региональный продукт вырос в сопоставимых ценах в 1,2 раза (в действующих ценах - в 1,6 раза) и составил в 2006 году 644,7 млрд.рублей, продукция промышленности увеличилась в 1,2 раза до уровня в 612,4 млрд.руб., инвестиции в основной капитал - в 1,4 раза и достигли 159 млрд.рублей. За январь-август 2007 года объем валового регионального продукта
составил 466,5 млрд.рублей, увеличившись на 9,1% в сопоставимых ценах
к аналогичному периоду прошлого года (ВВП РФ - 7,9%). По итогам 2007 года ожидается прирост ВРП более 8%. Промышленная политика на современном этапе сфокусирована на следующих основных составляющих, определяющих конкурентоспособность: формировании и развитии отраслевых и межрегиональных кластеров; стимулировании инвестиционных и инновационных процессов; модернизации
и техническом перевооружении производства; освоении новых рынков и продвижении республиканской продукции. Определены республиканские "точки роста". Это глубокая переработка нефти, развитие нефтехимии, машиностроения и перерабатывающих отраслей. Как результат - высокие темпы роста в обрабатывающих производствах: в 2006 году - 113,7% к уровню периоду прошлого года. Наиболее высокие темпы роста в январе-октябре наблюдались в химическом производстве - 131,4%, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 126,4%, а также производстве транспортных средств и оборудования - 124,4%. За
январь-октябрь 2007 года предприятиями республики отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг в действующих ценах на сумму 596 млрд.рублей, индекс промышленного производства составил 109% к соответствующему периоду прошлого года. По оценке, в 2007 году
данный показатель будет на уровне 108,5%. Крупнейшими промышленными объединениями являются ОАО "Татнефть" (г.Альметьевск), ОАО "КАМАЗ" (г.Набережные Челны), ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Нижнекамскшина" (г.Нижнекамск), ОАО "Казаньоргсинтез", ФГУП "КАПО им.С.П.Горбунова", ОАО "Казанский вертолетный завод" и другие. В обеспечении динамичного развития экономики первостепенная роль
принадлежит инновациям, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, ее эффективное продвижение на мировые рынки. В республике сформирована и динамично развивается инфраструктура
инновационной деятельности - технопарки и инновационно-технологические центры, в которых размещаются инновационно-активные компании, отрабатываются модели трансфера технологий; проводится повышение квалификации специалистов, обеспечивающих кадровое сопровождение инноваций. В 2006 году в республике насчитывалось 14 технопарков, лидером среди которых является инновационно-производственный технопарк "ИДЕЯ". Создан Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан, помогающий развитию инновационных технологий во всех сферах экономики. Создан Региональный Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан", направленный на поддержку IT-технологий. Ведется работа по созданию технопарка в сфере высоких технологий и др. Значительным вкладом в развитие инновационной инфраструктуры не только Татарстана, но и России стало создание в Елабужском муниципальном районе особой экономической зоны. Инновационная инфраструктура является средством для более полного использования потенциала малого бизнеса. Становлению предпринимательства в республике всегда уделялось большое внимание. Приняты республиканские программы поддержки малого предпринимательства, промышленная политика ориентирована на развитие малых предприятий вокруг крупных высокотехнологичных производств. В объеме ВРП доля малого предпринимательства в 2006 году составила почти 20%. В 2010 году поставлена задача довести эту долю до уровня не менее 30%. Успешно развивается сельское хозяйство. Республика Татарстан, имея 2,1% сельхозугодий России, производит 4,7% общего объема ее сельскохозяйственной продукции, является крупнейшим производителем зерна, мяса, молока, яиц. Регион в полном объеме обеспечен сельскохозяйственными продуктами. Объем выпущенной продукции сельского хозяйства, произведенной всеми сельхозпроизводителями в 2006 году, составил 77,2 млрд.рублей или 106,0% в сопоставимых ценах к предыдущему году. Валовой сбор зерна составил 4,158 млн.тонн. В январе-октябре 2007 года объем выпущенной продукции сельского хозяйства составил 82,9 млрд.рублей и увеличился в сопоставимой оценке по сравнению с январем-октябрем 2006 года на 4,6%. Валовой сбор зерна составил 5,0 млн.тонн в первоначально-оприходованном весе. Политическая и социально-экономическая стабильность, развитая промышленность и сельское хозяйство, наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов, современная инфраструктура и благоприятные условия
для ведения бизнеса способствуют притоку в республику иностранного капитала. Объем накопленных иностранных инвестиций в республике превышает 1 миллиард долларов США. Татарстан получил международное признание как надежный и перспективный деловой партнер, открытый для взаимовыгодного сотрудничества. Развиваются связи республики и с международными организациями, среди которых ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, Всемирный Банк, ряд других международных объединений. В мае текущего года подписан ряд соглашений с Европейским Банком реконструкции и развития. Республика Татарстан входит в число наиболее привлекательных для
инвестирования регионов России, что подтверждается последними данными
международных рейтинговых агентств: Standard & Poor's, которое повысило в 2006 году долгосрочный кредитный рейтинг Татарстана до "ВВ-" прогноз - "стабильный"; Moody's Investors Service - по заимствованиям в иностранной валюте - до "Ba1" прогноз - "стабильный", Fitch Ratings - рейтинг "ВВ+", прогноз "стабильный". В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России рейтингового агентства "Эксперт РА" республика на протяжении всего десятилетнего периода, в течение которого проводился рейтинг, входила в первую десятку регионов России с наименьшим инвестиционным риском и семь раз
входила в число десяти регионов с наивысшим инвестиционным потенциалом. Сочетание высокого потенциала и низкого инвестиционного риска ставит Татарстан в число наиболее благоприятных для инвестиций регионов, наряду с Москвой, Санкт-Петербургом и Московской областью. За 2004-2007 годы в экономику республики привлечено инвестиций в
основной капитал в сумме 531,3 млрд.рублей. В январе-октябре 2007 года на развитие экономики и социальной сферы в Республике Татарстан использовано инвестиций в сумме 147,8 млрд.рублей или 115,4% в сопоставимых ценах к уровню января-октября 2006 года. Общая площадь жилья, введенного на территории республики за период 2004-2007 гг., составила более 6 млн.кв.метров. В 2006 году введено 1778,8 тыс.кв.м общей площади жилых домов, что составило 108,4% к уровню 2005 года. По вводу в действие жилых домов Республика
Татарстан находится на первом месте среди регионов Приволжского федерального округа. В январе-октябре 2007 года введено 1589,3 тыс.кв.м жилья, что в 1,4 раза выше уровня аналогичного периода прошлого года. Основные направления государственной жилищной политики
регламентированы Законом Республики Татарстан "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан", в
рамках которого в настоящее время реализуются три жилищные программы,
направленные на обеспечение и улучшение условий проживания граждан, в
том числе через социальную ипотеку. С 2005 года на реализацию Программы социальной ипотеки было мобилизовано свыше 17,6 млрд.рублей, построено квартир общей площадью более 650 тыс.кв.м, перечислены средства на кредитование строительства индивидуальных домов для 1027 семей, проживающих в сельской местности. В 2006 году улучшили жилищные условия 7467 семей. За 9 месяцев 2007 года в рамках реализации Программы введено 3482 квартиры (214 тыс.кв.м). Большое внимание уделялось развитию инфраструктуры. Введено в строй одно из крупнейших сооружений в Европе - мостовой переход через
реку Кама, который имеет важное значение в развитии транснациональных
коридоров страны. Построен уникальный мост через р.Казанка. Реконструирован международный аэропорт. В Казани в 2005 году появился
новый вид городского транспорта - современный метрополитен. С целью дальнейшего развития дорожно-транспортного комплекса разработана "Стратегия развития транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2040 годы". В 2006 году введены в эксплуатацию автомобильные дороги протяженностью 200 км, выполнен ремонт почти 600 км автомобильных дорог. Проведены работы по приведению в нормативное состояние более 50 км дорожно-уличной сети сельских населенных пунктов. Доходы консолидированного бюджета Республики Татарстан за период
с 2004 по 2006 годы увеличились с 75,0 до 88,3 млрд.рублей. Рост доходов консолидированного бюджета республики за этот период составил
118%. За 9 месяцев текущего года доля получаемых средств из федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета Республики Татарстан составила 10,6% или 7,8 млрд.рублей. Реализация федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан на 2001-2006 годы" позволила увеличить как собственные доходы консолидированного бюджета республики, так и налоговые перечисления в федеральный бюджет. С 2004 по 2006 годы собственные доходы увеличились на 16,3 млрд.рублей и составили в 2006 году 73 млрд.рублей. За 9 месяцев 2007
года собственные доходы консолидированного бюджета Республики Татарстан составили 65,6 млрд.рублей и увеличились относительно аналогичного периода 2006 года на 25%. На реализацию национальных проектов в республике в 2006 году было выделено из федерального бюджета 5,7 млрд.рублей и 5,0 млрд.рублей из бюджета республики. За 10 месяцев 2007 года соответственно 4,3 млрд.рублей и 3,2 млрд.рублей. Их реализация оказывает существенное влияние на развитие социальной сферы. Банковский сектор Республики Татарстан - один из самых крупных и
стабильно работающих на рынке банковских услуг в Российской Федерации. Объем средств, привлеченных всеми банками, расположенными на территории республики от предприятий и организаций за период с 2004 года по настоящее время вырос примерно в 3,1 раз и составил на 01.10.2007 года 295,3 млрд.рублей. Рост вкладов, привлеченных банками
от населения, вырос в 2,1 раз и составил на 1 октября 2007 года 87,96
млрд.рублей. За период с 2004 года по настоящее время совокупные активы банковской системы выросли в 3 раза и составили на 1 октября 2007 года 397,1 млрд.рублей. По общему числу кредитных организаций республика находится на 4 месте в России после Москвы, Санкт-Петербурга и Республики Дагестан. По количеству банков с зарегистрированным уставным капиталом свыше 150 млн.рублей Татарстан уступает лишь Москве и Санкт-Петербургу. Крупными в республике являются 17 из 26-ти кредитных организаций, или
65,4% (в целом по России - 46,7%), причем, у 12-ти из них (у 46,2%) зарегистрированный уставный капитал от 300 млн.рублей и выше (в целом
по России - 24,8%). Капитальная база самостоятельных банков Татарстана с 2004 года по настоящее время выросла в 2,4 раза (на 28,9 млрд.рублей) и достигла на 1 октября 2007 года 50,2 млрд.рублей. При этом рост обеспечили почти все банки, а лидерами стали: "Ак Барс" - на 17,6 млрд.рублей, "Татфондбанк" - на 4,5 млрд.рублей, "Энергобанк" - на 1,9 млрд.рублей, "Девон-Кредит" - на 1,7 млрд.рублей. Совокупный объем прибыли банков с 2004 года увеличился на 3,3 млрд.рублей и составил на 1 октября 2007 года 6,4 млрд.рублей, причем 60,2% (3,9 млрд.рублей) приходится на долю республиканских банков. С 2004 года банки активно наращивали объемы кредитования на территории республики, общая сумма которых за анализируемый период выросла в 3,4 раза и достигла 317,4 млрд.рублей, в том числе выросли кредиты экономике и населению - в 3,3 раза и составили на 1 октября 2007 года 301 млрд.рублей. О стабильности и положительном развитии банковского сектора республики свидетельствует и тот факт, что при общей тенденции роста объемов кредитования населения и экономики, который составил 50,9% с начала 2007 года, доля просроченных кредитов составила 0,7% от общей суммы кредитных вложений и увеличилась с начала года на 22,5%. Важнейшие стратегические направления дальнейшего развития республики определены в Программе социально-экономического развития до 2010 года, утвержденной Законом Республики Татарстан. Одним из приоритетов на ближайшее будущее остаются задачи дальнейшего повышения качества жизни населения и развития социальной сферы. Завершается разработка Программы долгосрочной стратегии развития республики в форме "Программы развития и размещения производительных сил на основе
кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года". Обоснование необходимости реформ управления финансами Республики
Татарстан в 2007-2009 годах Совершенствование управления системой общественных финансов республики осуществляется постоянно в процессе ее развития. Многие новые инструменты государственного и финансового управления, внедряемые на федеральном уровне, получили свое активное применение в Республике Татарстан. В настоящее время система управления финансами должна развиваться в соответствии с приоритетами, установленными Программой социально-экономического развития до 2010 года и перейти на качественно новый уровень в связи с переходом к трехлетнему бюджетированию и внедрением целого спектра новых инструментов, введенных в 2007 году в новую редакцию Бюджетного кодекса Российской Федерации. Реформа финансовой системы не может не затрагивать и другие сферы государственного управления, в связи с этим в Республике Татарстан признано целесообразным именно в настоящее время разработать, принять и планировать к реализации комплексную систему реформ общественных финансов. Такая реформа должна увязать новшества в системе планирования, исполнения и контроля исполнения бюджета с инструментами программно-целевого бюджетирования и новыми организационно-правовыми механизмами оказания государственных услуг. А повышение степени открытости финансовой системы с целью получения оценок проводимой органами власти Республики Татарстан бюджетной политики со стороны налогоплательщиков и населения республики должно способствовать политической стабильности и устойчивости системы в процессе преобразования. Цели реформы управления финансами
Основной целью реформы системы управления общественными финансами Республики Татарстан является повышение эффективности использования бюджетных средств, подразумевающее: - использование бюджетных средств в зависимости от потребностей в оказании государственных услуг с одновременным повышением их качества; - совершенствование форм управления бюджетной системой Республики Татарстан; - развитие инструментов взаимодействия государственного и частного сектора в сфере общественных финансов; - совершенствование финансовых взаимоотношений с муниципальным уровнем. Задачи проводимых реформ
Достижение поставленных в Программе реформирования целей требует
решения следующих задач: - совершенствование нормативно-правовой базы бюджетного процесса
при переходе к трехлетнему бюджету; - модернизация бюджетного процесса, связанная с внедрением новых
информационных технологий, позволяющих обеспечить более высокий уровень финансового планирования и финансового контроля; - стандартизация государственных услуг и развитие альтернативных
способов их оказания; - оптимизация состава и повышение эффективности использования собственности республики; - повышение прозрачности бюджетных процессов;
- обеспечение управляемости долгом;
- развитие инструментов управления бюджетными инвестициями;
- повышение качества управления финансами муниципальных образований республики; - повышение эффективности работы аппарата управления;
- обеспечение режима открытости информации об использовании общественных ресурсов и учета общественного мнения при определении направлений налогово-бюджетной политики; - совершенствование объективности и прозрачности механизмов распределения финансовой помощи местным бюджетам; - увязка административной реформы с финансовой реформой;
- внедрение передовых методов управления финансами, включая переход к принципам бюджетирования, ориентированного на результат. Ожидаемые результаты проведения реформ
Поставленные цели и задачи реформы являются достаточно масштабными и потребуют значительных усилий от органов государственной власти всех уровней. Необходимость этих усилий продиктована тем, что в результате реализации Программы реформирования финансов планируется
достичь следующих результатов: - процесс управления бюджетом будет поднят на качественно более высокий уровень в интересах населения Республики Татарстан при максимально эффективном использовании финансовых ресурсов; - повышение прозрачности долговой и инвестиционной политики будет способствовать созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику республики; - предполагается повышение ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за реализацию проводимой ими бюджетной политики; - будет достигнуто сокращение нерациональных бюджетных расходов в результате усиления конкуренции среди поставщиков государственных услуг и повышение экономической эффективности бюджетных расходов; - повысится удовлетворенность потребителей государственных услуг
вследствие учета их предпочтений при планировании и предоставлении услуг; - будет усилена социальная защищенность населения республики и созданы условия для постепенного выравнивания доступа граждан к основным государственным услугам; - повышение информированности налогоплательщиков и других заинтересованных субъектов о состоянии системы общественных финансов Республики Татарстан будет способствовать повышению прозрачности системы управления общественными финансами и ответственности за принимаемые решения; - будет развиваться самостоятельность и ответственность органов местного самоуправления. В дальнейшей перспективе следует ожидать увеличения позитивного эффекта от перечисленных факторов, а также появления дополнительных результатов. Плановый эффект от проведения реформ
Планируемые результаты должны принести положительный эффект для социально-экономического развития республики, который будет выражаться: - в описании прозрачных механизмов связи между расходами бюджета
и ожидаемыми результатами для социально-экономического развития республики и проживающих в ней граждан, что обеспечит возможность оценки последствий решений, принимаемых органами власти; - в персонализации ответственности за достижение поставленных субъектами бюджетного планирования целей; - в повышении качества планирования бюджета;
- в развитии нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс управления расходами и объем расходных обязательств Республики Татарстан; - в развитии рынка дополнительных слуг# в бюджетной сфере, выведении непрофильных активов из бюджетной сферы, отмене скрытых форм поддержки бюджетных учреждений и повышении конкуренции на рынке бюджетных услуг. Структурный эффект от реализации Программы состоит:
- в оптимизации структуры расходов бюджета Республики Татарстан,
обеспечивающей сокращение неэффективных бюджетных расходов и усиление
взаимосвязи осуществляемых расходов с достижением конкретных конечных
результатов; - в расширении сферы применения программно-целевого бюджетирования; - в оптимизации и повышении эффективности функционирования государственного сектора экономики Республики Татарстан; - в приведении в соответствие установленным стандартам качества предоставляемых государственных услуг. Экономический эффект от реализации Программы будет выражаться:
- в увеличении доходной базы республиканского бюджета Республики
Татарстан за счет совершенствования инвестиционной деятельности, развития малого предпринимательства, повышения эффективности управления собственностью; - в сокращении неэффективных бюджетных расходов, кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий Республики Татарстан. Оценка планового эффекта от реализации Программы реформирования
Основные непосредственные результаты реализации Программы реформирования заключаются в изменении управленческих механизмов и повышении публичности деятельности финансового органа и иных органов исполнительной власти республики. Эффект от реализации Программы реформирования может быть оценен только экспертным путем, так как носит косвенный характер по отношению к измеримым финансовым показателям. Таким образом, наилучшей оценкой эффекта от реализации программы
служит изменение балльной оценки качества управления финансами Республики Татарстан, разработанной Минфином России для целей проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации. Существующая в республике на настоящем этапе (на 1 июля 2007 года) система управления общественными финансами по методологии Минфина России имеет оценку в 17,25 балла из 100 возможных. В результате реализации Программы реформирования финансов планируется улучшить оценку процессов управления финансами, проходящих в республике, и повысить балльную оценку до 90,95 баллов из 100 возможных. Финансовое обеспечение реализации Программы Реализация мероприятий, предусмотренных в Программе реформирования, потребует значительных финансовых ресурсов. Так в Республике Татарстан с целью повышения качества оказания государственных услуг запланирован поэтапный переход на нормативно-подушевое финансирование. В 2008 году только на реализацию поставленной цели в сфере образования и переход на одноканальное финансирование в сфере здравоохранения планируется выделить дополнительно свыше 1,5 млрд.рублей. В целях достижения более высоких результатов Республика Татарстан планирует отдельно выделить расходы на управление процессом
реформирования по следующим направлениям: - расходы на совершенствование нормативно-правовой и методической базы процесса управления финансами Республики Татарстан; - повышение уровня автоматизации процессов управления финансами Республики и степени их публичности; - повышение публичности деятельности органов государственной власти; - повышение квалификации специалистов, обеспечивающих управление
финансами; - обеспечение процесса реализации Программы реформирования, в т.ч. доплаты и надбавки специалистам, выполняющим дополнительные функции, связанные с реализацией Программы реформирования. В случае отбора Республики Татарстан по итогам конкурса на получение субсидий на реформирование региональных финансов на управление Программой реформирования будут направлены дополнительные средства из федерального бюджета. Субсидии из федерального бюджета по
условиям конкурса будут расходоваться на те же пять направлений, на которые Республика Татарстан планирует выделить собственные средства. Расходы на управление Программой реформирования Республики Татарстан оценены примерно в 200 млн.рублей на весь срок ее реализации, т.е. около 100 млн.рублей по каждому этапу. Указанная сумма является минимальной оценкой расходов, которая складывается из прогнозных расходов по каждому из пяти направлений. Фактическая эффективность произведенных расходов будет оценена по результатам реализации Программы реформирования в составе отчета о
ее реализации. Расходы на совершенствование нормативно-правовой и методической базы процесса управления финансами Республики Татарстан Некоторые нормативно-правовые и методические документы, запланированные в Программе реформирования требуют привлечения научно-исследовательских и консультационных организаций. К таким работам относятся, как минимум:
- доработка нормативно-правовой базы по переходу на нормативно-подушевое финансирование для завершения перехода на финансирование оказания государственных услуг в объеме оцененной потребности в них; - доработка системы стандартизации государственных услуг;
- доработка нормативно-правовой базы по инструментам программно-целевого бюджетирования (в т.ч. разработка и экспертиза ведомственных целевых программ и переход на долгосрочные контракты); - разработка нормативно-правовых актов по перспективному и оперативному финансовому планированию; - совершенствование нормативно-правовой базы по оценке инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств; - разработка критериев сохранения и приобретения государственной
собственности. Кроме того, при построении оперативных планов реализации Программы реформирования данный список может потребовать расширения. Стоимость перечисленных выше работ была оценена экспертно путем предварительного запроса ориентировочной стоимости работ по определенным направлениям. Ответы на направленные запросы формировались потенциальными исполнителями научно-исследовательских работ исходя из плановых объемов трудозатрат на соответствующие исследования. Также проведен анализ стоимости аналогичных работ, заказанных субъектами Российской Федерации, уже реализующими Программы реформирования. Указанная информация доступна на сайтах администраций
субъектов Российской Федерации в разделах, где размещается информация
о государственном заказе. Также в расчетах учтены расходы на содержание научно-исследовательских организаций, сотрудничающих с органами исполнительной власти Республики Татарстан на постоянной основе. Результаты проведенных оценок позволяют оценить расходы по данному направлению примерно в 52 млн.рублей. Расходы по данному направлению в части софинансирования из бюджета Республики Татарстан предусмотрены в бюджете на 2007, проекте
бюджета на 2008 год и будут предусмотрены в бюджете на 2009 год: - по смете Минфина Республики Татарстан (КБК 01 06 0020400 012)
- по смете ЦЭСИ РТ (КБК 01 13 00819900 001)
Сроки реализации Программы реформирования потребуют производить расходы по данному направлению в объеме большем, чем плановое софинансирование из бюджета республики, до получения первого транша субсидий. Поэтому этапы финансирования мероприятия определены следующим образом. Исходя из плана реализации Программы реформирования в бюджете Республики Татарстан предусмотрены средства, превышающие плановые объемы софинансирования. В случае получения права республики на получение субсидий из федерального бюджета будут представлены документы, подтверждающие произведенные расходы, с целью получения права на их возмещение. Порядок финансирования расходов по направлению продиктован действующим законодательством. Заказ научных исследований по перечисленной выше тематике будет осуществляться в соответствии с предусмотренными законодательством процедурами, в т.ч. в рамках конкурсного отбора. Оценка фактической эффективности планируемых расходов будет проведена по итогам реализации Программы реформирования и будет складываться, как минимум, из оценки следующих составляющих: - оценки изменения качества оказания государственных услуг;
- оценки повышения бюджетной и социальной эффективности инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств; - оценки возможных эффектов при переходе на долгосрочные контракты; - оценки изменения стоимости заимствований по результатам совершенствования инструментов долговой политики; - оценка последствий изменения кредитного рейтинга республики и эффекта от такого изменения в случае, если такое изменение произойдет
по результатам реализации Программы. На момент планирования реализации Программы реформирования оценкой эффективности проводимых мероприятий является улучшение балльной оценки качества управления финансами при введении указанных процедур: из планируемых 73,70 баллов прогресса введение новых нормативно-правовых актов принесет 21,20 баллов (сумма балльных оценок соответствующих мероприятий). Повышение уровня автоматизации процессов управления финансами Республики и степени их публичности Реализация Программы реформирования, в первую очередь:
- переход на трехлетний бюджет;
- переход на нормативно-подушевое финансирование;
- автоматизация ведения реестра расходных обязательств;
- мониторинг платежеспособности и качества управления финансами муниципальных образований потребуют существенной доработки действующего программного обеспечения. Объем и стоимость работ оценены совместно с разработчиками системы. Результаты проведенных оценок позволяют оценить расходы по данному направлению примерно в 65,3 млн.рублей. Расходы по данному направлению в части софинансирования из бюджета Республики Татарстан предусмотрены в бюджете на 2007 и проекте бюджета на 2008 год и будут предусмотрены в бюджете на 2009 год: - по сметам органов государственной власти (КБК разделы 01-10 06 0020400 012) - по смете ГУ "Центр информационных технологий Республики Татарстан" (КБК 04 10 5229600 059) Сроки реализации Программы реформирования потребуют производить расходы по данному направлению в объеме большем, чем плановое софинансирование из бюджета республики, до получения первого транша субсидий. Поэтому этапы финансирования мероприятия определены следующим образом. Исходя из плана реализации Программы реформирования в бюджете Республики Татарстан предусмотрены средства, превышающие плановые объемы софинансирования. В случае получения права республики на получение субсидий из федерального бюджета, будут представлены документы, подтверждающие произведенные расходы, с целью получения права на их возмещение. Порядок финансирования расходов по направлению продиктован действующим законодательством. Заказ доработки программного обеспечения и оборудования будет осуществляться в соответствии с предусмотренными законодательством процедурами государственного заказа. Оценка фактической эффективности планируемых расходов будет проведена по итогам реализации Программы реформирования в составе отчета о реализации Программы. Эффективность от действующего программного обеспечения будет оценена по традиционным для автоматизированных систем параметрам: - экономия рабочего времени;
- ускорение документального оборота;
- повышение качества планирования и исполнения бюджета Республики Татарстан; - повышение эффективности взаимодействия с органами местного самоуправления. Повышение публичности деятельности органов государственной власти По данному разделу планируются, в первую очередь, расходы на доработку портала Республики Татарстан, которые связаны с необходимостью: - создания "модуля" освещения процесса реализации Программы реформирования и достигнутых результатов; - расширения объемов размещения материалов органами исполнительной власти республики в силу общего повышения степени открытости. Результаты проведенных оценок позволяют оценить расходы по данному направлению примерно в 50,4 млн.рублей. Расходы по данному направлению в части софинансирования из бюджета Республики Татарстан предусмотрены в бюджете на 2007 и проекте бюджета на 2008 год и будут предусмотрены в бюджете на 2009 год: - по смете ГУ "Центр информационных технологий Республики Татарстан" (КБК 04 10 5229600 059). Сроки реализации Программы реформирования потребуют производить расходы по данному направлению в объеме большем, чем плановое софинансирование из бюджета республики, до получения первого транша субсидий. Поэтому этапы финансирования мероприятия определены следующим образом. Исходя из плана реализации Программы реформирования в бюджете Республики Татарстан предусмотрены средства, превышающие плановые объемы софинансирования. В случае получения права республики на получение субсидий из федерального бюджета будут представлены документы, подтверждающие произведенные расходы, с целью получения права на их возмещение. Порядок финансирования расходов по направлению продиктован действующим законодательством. Доработка содержания портала будет осуществляться в соответствии с предусмотренными законодательством процедурами финансирования государственных учреждений. Оценка фактической эффективности планируемых расходов будет проведена по итогам реализации Программы реформирования в составе отчета о реализации Программы. Эффективность от повышения степени открытости информации об управлении финансами и собственностью республики будет оценена по следующим параметрам: - оценка последствий изменения кредитного рейтинга республики и эффекта от такого изменения в случае, если такое изменение произойдет
по результатам реализации Программы; - изменение оценки гражданами республики степени открытости власти. На момент планирования реализации Программы реформирования оценкой эффективности проводимых мероприятий является улучшение балльной оценки качества управления финансами при введении указанных процедур: из планируемых 73,70 баллов прогресса повышение степени открытости информации о финансах и собственности республики принесет 13,20 баллов (сумма балльных оценок соответствующих мероприятий). Повышение квалификации специалистов, обеспечивающих управление финансами Динамичное изменение бюджетного законодательства и реформирование региональных финансов требует: - повышения квалификации специалистов Минфина Республики Татарстан; - дополнительного обучения сотрудников финансовых служб главных распорядителей бюджетных средств в связи с расширением их полномочий. Результаты проведенных оценок позволяют оценить расходы по данному направлению примерно в 26,9 млн.рублей. Расходы по данному направлению в части софинансирования из бюджета Республики Татарстан предусмотрены в бюджете на 2007 и проекте бюджета на 2008 год и будут предусмотрены в бюджете на 2009 год: - по сметам органов государственной власти (КБК ЦСР 0020400 ВР 012, по соответствующим разделам и подразделам). Сроки реализации Программы реформирования потребуют производить расходы по данному направлению в объеме большем, чем плановое софинансирование из бюджета республики, до получения первого транша субсидий для своевременного обучения сотрудников новациям бюджетного процесса. Порядок финансирования расходов по направлению продиктован действующим законодательством. Повышение квалификации специалистов осуществляется специализирующимися на обучении организациями, финансирование работ которых будет осуществляться в соответствии с предусмотренными законодательством процедурами. Оценка фактической эффективности планируемых расходов будет проведена по итогам реализации Программы реформирования в составе отчета о реализации Программы. Эффективность от мероприятий по повышению квалификации может быть оценена только экспертно. Обеспечение процесса реализации Программы реформирования, в т.ч.
доплаты и надбавки специалистам, выполняющим дополнительные функции, связанные с реализацией Программы реформирования Реформирование региональных финансов требует стимулирования сотрудников органов исполнительной власти к качественной реализации дополнительных обязанностей. Поэтому расходы по данному направлению заложены в качестве стимула сотрудников - как необходимый элемент управления Программой реформирования. Результаты проведенных оценок позволяют оценить расходы по данному направлению примерно в 4,3 млн.рублей. Расходы по данному направлению в части софинансирования из бюджета Республики Татарстан предусмотрены в бюджете на 2007 и проекте бюджета на 2008 год и будут предусмотрены в бюджете на 2009 год: - по сметам органов государственной власти (КБК ЦСР 0020400 ВР 012, по соответствующим разделам и подразделам); - по смете Академии государственного и муниципального управления
при Президенте Республики Татарстан (КБК 07 06 4309900 001). Сроки реализации Программы реформирования, определенные конкурсными процедурами Минфина России, потребуют производить расходы
по данному направлению в объеме равном, как минимум, софинансированию
из бюджета республики до 1 июля 2008 и 1 июля 2009 года соответственно. В случае получения права республики на получение субсидий из федерального бюджета будут осуществляться соответствующие
расходы уже за счет средств федерального бюджета. Порядок финансирования расходов по направлению продиктован действующим законодательством. Доплаты и надбавки будут выплачиваться, с одной стороны, в соответствии с действующим трудовым законодательством, и, с другой стороны, с учетом вовлеченности конкретных сотрудников в процесс реализации Программы реформирования. Оценка фактической эффективности планируемых расходов будет проведена по итогам реализации Программы реформирования в составе отчета о реализации Программы. Эффективность от выплаты надбавок к основному содержанию оценена
только экспертно, например, путем анализа среднего срока работы сотрудников в организации. Общая оценка плановой эффективности произведенных расходов
Как уже упоминалось выше, на момент планирования реализации Программы реформирования оценкой эффективности проводимых мероприятий
является улучшение балльной оценки качества управления финансами при введении указанных процедур. Планируется достичь улучшения оцени# качества управления финансами республики с 17,25 до 90,95 баллов из 100 возможных. Учитывая, что из планируемых 73,70 баллов прогресса:
- совершенствование нормативно-правовой и методической базы процесса управления финансами Республики Татарстан принесет 21,20 баллов; - повышение публичности деятельности органов государственной власти 13,20 баллов суммарная плановая оценка эффективности расходов по остальным трем направлениям составит 39,30 баллов. Выделение вклада каждого из направлений можно провести только условно. Например, пропорционально доле направления в сумме расходов по ним. Таким образом:
- повышение уровня автоматизации процессов управления финансами республики и степени их публичности принесут 26,20 баллов; - расходы на повышение квалификации специалистов, обеспечивающих
управление финансами республики принесут 10,95 баллов; - реализация мероприятий по обеспечению процесса реализации Программы реформирования, в т.ч. доплаты и надбавки специалистам, выполняющим дополнительные функции, связанные с реализацией Программы
реформирования принесут 1,75 баллов. Мероприятия Программы реформирования региональных финансов Республики Татарстан Мероприятия Программы реформирования сформированы исходя из набора индикаторов для оценки уровня управления финансами субъектов Российской Федерации, утвержденных Минфином России в рамках объявленного в 2007 году конкурса на получение субсидий на реформирование региональных финансов в 2008 и 2009 годах. Следуя условиям указанного конкурса, проведен анализ исходного состояния (уровня управления финансами) и сформирован план реализации
мероприятий на первый этап реформирования (до 1 июля 2008 года) и на второй этап реформирования - до 1 июля 2009 года. Также проведен анализ альтернативных механизмов реализации мероприятия и их сравнение с предлагаемым планом реформирования и оценка рисков реализации каждого мероприятия. Сформулированное Минфином России 21 направление реформ сложилось
в 7 разделов Программы реформирования, каждый из которых логически объединяет определенный набор мероприятий. Раздел 1. Совершенствование системы организации и финансирования процесса оказания государственных услуг Первый раздел Программы реформирования объединяет работу, направленную на стандартизацию процесса оказания государственных услуг и реализацию системы мер по достижению установленных стандартов качества оказания государственных услуг. Работа в данном направлении будет вестись по трем направлениям.
Во-первых, будут совершенствоваться процедуры мониторинга потребности в государственных услугах в четырех наиболее социально значимых отраслях - образование, здравоохранение, социальная политика
и культура. Также будет обеспечено окончательное внедрение механизмов
формирования объемов расходов на финансирование услуг на уровне, максимально близком к потребности, в т.ч. путем перехода на нормативное финансирование. Во-вторых, основное содержание стандартов в социально значимых отраслях будет закреплено законодательно и раскрыто в нормативных правовых актах Кабинета Министров, министерств и ведомств. Также будет обеспечено создание системы мониторинга исполнения установленных стандартов. В-третьих, будут активно развиваться альтернативные уже существующим в настоящее время механизмы оказания государственных услуг. В частности такие, как финансирование государственных заданий создаваемым автономным учреждениям (помимо традиционного финансирования сети бюджетных учреждений). Создание системы учета потребности в объемах, инфраструктуре предоставления и качестве государственных услуг (мероприятие 1 из Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|