Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.12.2013 № 1071

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 27 декабря 2013 г. N 1071
"Об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования Республики Татарстан"

(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.07.2015 № 547)

 

 

В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 14 Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2010 года N 98-ЗРТ "О градостроительной деятельности в Республике Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемые республиканские нормативы градостроительного проектирования.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

 

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

 

 

Республиканские нормативы
градостроительного проектирования
(утв. постановлением КМ РТ от 27 декабря
2013 г. N 1071)

 

Введение

 

Республиканские нормативы градостроительного проектирования (далее - нормативы) направлены на обеспечение градостроительными средствами безопасности и устойчивости развития республики, охраны здоровья населения, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, сохранения объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, защиты территорий от неблагоприятных воздействий природного и техногенного характера, а также создания условий для реализации определенных законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан социальных гарантий граждан, включая инвалидов и маломобильные группы населения, в части обеспечения объектами социального и культурно-бытового обслуживания и транспортной инфраструктуры и благоустройства.

Основной целью нормативов является обеспечение взаимной связи, согласованности социально-экономического планирования развития территории с градостроительным планированием. Нормативы служат также критерием оценки качества документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории.

Настоящие нормативы конкретизируют и развивают основные положения действующих федеральных норм.

Настоящие нормативы разработаны в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан.

Нормативы содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерно-транспортной инфраструктуры, благоустройства территории).

Нормативы разработаны в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2010 года N 98-ЗРТ "О градостроительной деятельности в Республике Татарстан", на основании статистических и демографических данных с учетом природно-климатических, социальных, экономических, национальных и территориальных особенностей республики.

Утверждение нормативов и внесение в них изменений осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Республики Татарстан.

 

1. Область применения

 

1.1. Настоящие нормативы распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских (города, поселки городского типа) и сельских поселений Республики Татарстан и включают основные требования к их планировке и застройке.

1.2. Объектами градостроительного нормирования на территории муниципальных образований Республики Татарстан являются:

функциональные зоны: жилые, общественно-деловые, производственные, рекреационные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры, специального назначения, сельскохозяйственного использования;

зоны размещения объектов историко-культурного наследия, обладающих признаками объектов культурного наследия;

сеть учреждений и предприятий социального обслуживания;

объекты транспортной и инженерной инфраструктуры.

Расположение объектов градостроительного нормирования на территории муниципального образования определяется в составе или на основании схем территориального планирования, генерального плана, правил землепользования и застройки и проектов планировки территорий.

1.3. При разработке документов территориального планирования, проектов землепользования и застройки и документации по планировке территории следует соблюдать:

интенсивность использования территории, дифференцированную для конкретных средовых районов;

требования охраны объектов культурного наследия, объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, и сохранения исторической планировки и застройки;

требования охраны окружающей среды и территорий природного комплекса;

санитарно-гигиенические нормы и требования пожарной безопасности;

требования доступности градостроительных объектов для инвалидов и маломобильных групп населения.

1.4. Настоящие нормативы применяются при подготовке проектов документов территориального планирования, документов градостроительного зонирования и документации по планировке территории, а также при внесении изменений в указанные документы.

Нормативы учитываются проектными организациями при установлении границ функциональных зон, размеров земельных участков под объекты капитального строительства, размеров зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, радиусов доступности объектов и т.д.

1.5. Нормативы градостроительного проектирования учитываются при согласовании проектов документов территориального планирования с органами местного самоуправления муниципальных образований.

1.6. Нормативы учитываются как населением, так и иными заинтересованными субъектами при проведении публичных слушаний по проекту генерального плана, проекту правил землепользования и застройки, проекту планировки территории и проекту межевания территории, подготовленному в составе документации по планировке территории.

1.7. Орган исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченный на осуществление контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности органами местного самоуправления, вправе при осуществлении контрольных полномочий опираться на положения республиканских нормативов градостроительного проектирования для обоснования выявленных нарушений.

1.8. Нормативы соответствуют требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", который устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:

механической безопасности;

пожарной безопасности;

безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;

безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;

безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;

доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

энергетической эффективности зданий и сооружений;

безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

Нормативы содержат требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

1.9. На особо охраняемых природных территориях нормативы применяются в части, не противоречащей законодательству в области охраны особо охраняемых природных территорий.

1.10. На территориях природных и озелененных территорий нормативы применяются в части, не противоречащей режимам охраны и использования указанных территорий, установленным законодательством в области охраны и использования природных и озелененных территорий.

1.11. На территориях зон с особыми условиями использования территорий нормативы применяются в части, не противоречащей требованиям федерального и республиканского законодательств, в соответствии с которыми установлены зоны с особыми условиями использования территорий.

1.12. На территориях исторических поселений, землях историко-культурного назначения нормативы применяются в части, не противоречащей законодательству в области охраны и использования объектов культурного наследия.

1.13. Размещение объектов экстренных служб, обеспечивающих безопасность населения и территории, в том числе пожарных депо, подстанций скорой помощи, иных объектов, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

1.14. Нормативы вступают в действие с момента их утверждения.

 

2. Нормативные ссылки

 

В нормативах использованы ссылки на нормативные правовые акты, нормативно-технические документы и стандарты Российской Федерации, Республики Татарстан, приведенные в приложении N 1 к ним.

Примечание: При пользовании нормативами целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на Информационном портале по стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или по ежегодно издаваемому по состоянию на 1 января текущего года и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году.

Если ссылочный документ является документом Республики Татарстан, целесообразно проверить действие ссылочных документов в официальной информационной системе общего пользования Республики Татарстан.

Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании нормативами следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный материал отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

3. Определения

 

В настоящих нормативах применены термины в соответствии с приложением N 2 к ним.

 

4. Организация территорий городских и сельских поселений

 

4.1. Концепция развития и общая организация территории поселений

 

4.1.1. Перспективы развития муниципальных образований Республики Татарстан должны определяться с учетом предложений Схемы территориального планирования Российской Федерации и Республики Татарстан, документов территориального планирования муниципальных образований Республики Татарстан.

При проектировании необходимо руководствоваться законами Российской Федерации, Республики Татарстан, указами Президента Российской Федерации, Республики Татарстан, постановлениями Правительства Российской Федерации, Республики Татарстан, учитывать предложения, содержащиеся в федеральных, республиканских и местных целевых программах, прогнозах и программах социально-экономического развития территории Российской Федерации, Республики Татарстан, муниципальных образований Республики Татарстан.

4.1.2. Стратегическими направлениями развития городских и сельских поселений Республики Татарстан являются:

упорядочение развития крупных и больших городов в составе агломераций с приоритетом решения проблем оздоровления окружающей среды, реконструкции инженерно-транспортной инфраструктуры, интенсификации использования территории и регулирования их пространственного развития;

реализация федеральных и республиканских программ возрождения и развития малых и средних городов (прежде всего, исторических поселений), рассматривая как важнейшие проблемы модернизацию инфраструктуры поселений, диверсификацию градообразующей базы (в т.ч. по видам деятельности, связанным с социально-экономическим развитием сельских районов), сохранение и возрождение архитектурно-художественного облика городов как основы их активного использования для культурно-просветительской и туристско-рекреационной деятельности;

реализация мер по повышению качества среды жизнедеятельности сельских поселений (в т.ч. социальной и инженерной инфраструктуры, уровня благоустройства), расширение видов деятельности сельских жителей как условие повышения уровня жизни населения и устойчивости развития сельских поселений.

4.1.3. Территориальное планирование развития городских и сельских поселений должно учитывать их место и роль в республиканской, межрайонных, районных и местных (локальных) системах расселения, закрепленных в решениях схемы территориального планирования Республики Татарстан и документах территориального планирования муниципальных образований.

При разработке генеральных планов и проектов планировки необходимо учитывать тип поселения в соответствии с его особенностями: численностью населения, народно-хозяйственным профилем, ролью в системе расселения, административно-территориальном и муниципальном устройстве и др.

4.1.4. В документах территориального планирования муниципальных образований Республики Татарстан необходимо предусматривать оптимальную очередность развития территорий. При этом необходимо определять перспективы развития муниципальных образований за пределами расчетного срока, включая принципиальные решения по территориальному развитию, функциональному зонированию, инженерно-транспортной инфраструктуре, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Как правило, расчетный срок должен быть до 20 лет, а градостроительный прогноз может охватывать 30-40 лет.

4.1.5. Комплексная застройка жилых районов, микрорайонов предусматривает опережающее выполнение работ по инженерному оборудованию территории микрорайонов и комплексному вводу в эксплуатацию жилых домов и предприятий обслуживания.

Прокладка магистральных коммуникаций городского назначения должна осуществляться до начала застройки микрорайона в зависимости от очередности застройки микрорайонов и строительства предприятий обслуживания районного назначения, входящих в городской район.

Прокладка внутриплощадочных коммуникаций должна осуществляться в первую очередь к объектам, с которых начнутся строительные работы, и к первоочередным градостроительным комплексам. Комплексный ввод в действие предприятий обслуживания должен осуществляться в соответствии с проектом организации строительства микрорайона и градостроительных комплексов с учетом обеспеченности жителей микрорайона или комплекса жилых домов, входящих в состав градостроительного комплекса, предприятиями обслуживания (СНиП 1.05.03-83).

4.1.6. Города и сельские населенные пункты в зависимости от проектной численности населения на расчетный срок подразделяются на группы в соответствии с таблицей 1.

 

Таблица 1

 

Структура городов и сельских населенных пунктов

 

Группы

Население, тыс. человек

города

сельские населенные пункты

Крупнейшие

свыше 1000

-

Крупные

от 500 до 1000;

свыше 5;

от 250 до 500

от 3 до 5

Большие

от 100 до 250

от 1 до 3

Средние

от 50 до 100

от 0,2 до 1

Малые*

от 20 до 50;

от 0,05 до 0,2;

от 10 до 20;

до 0,05

до 10

 

 

* В группу малых городов включаются поселки городского типа.

 

По роли в системах расселения выделяются центры (подцентры) республиканской, региональных (межрайонных), групповых, районных и местных (локальных) систем расселения.

По роли в административно-территориальном устройстве выделяются: столица республики, города республиканского и районного подчинения (в т.ч. центры муниципальных образований), поселки городского типа (в том числе центры муниципальных образований), села, деревни (в том числе центры муниципальных образований).

По производственной специализации поселения дифференцируются:

по степени разнообразия выполняемых функций (влияет на выбор метода расчета перспективного населения, структуру общественно-деловых зон, формирование зон внешнего транспорта);

по ведущей отрасли специализации, а также наличию научно-экспериментальной базы для ее развития (учитывается при обосновании соотношения и взаиморазмещения жилых и производственных зон, целесообразности размещения свободных экономических зон, технопарков, логистических центров, а также мероприятий по охране окружающей среды).

4.1.7. Историко-культурное значение муниципальных образований и населенных пунктов Республики Татарстан определяется как количеством объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), так и их статусом (всемирного, федерального или регионального значения).

Историко-культурный потенциал муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан приведен в таблице 1 приложения N 7 к настоящим нормативам.

4.1.8. Численность населения на расчетный срок следует определять на основе данных о перспективах развития Республики Татарстан и ее муниципальных образований, местоположения в системе расселения, она должна быть конкретизирована с учетом сложившихся тенденций численности населения и трудовых ресурсов, демографического прогноза численности и структуры населения, имеющихся планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также планировочных ограничений.

С учетом фактических показателей численности населения и прогноза демографической ситуации Республики Татарстан проектная численность населения для расчетных показателей принимается:

по состоянию на 1 января 2012 года - 3803,2 тыс. человек;

на среднесрочную перспективу (2020 г.) - 3861,7 тыс. человек;

на расчетный срок (2030 г.) - 3881,1 тыс. человек.

Примечание: Прогнозные показатели по численности населения в городских округах и муниципальных районах республики приведены в таблице 1 приложения N 3 к настоящим нормативам.

4.1.9. С учетом преимущественного функционального использования территория поселений подразделяется на следующие основные зоны:

жилые;

общественно-деловые;

производственные;

транспортной инфраструктуры;

инженерной инфраструктуры;

рекреационного назначения;

особо охраняемых территорий;

сельскохозяйственного использования;

специального назначения;

военных объектов и иных режимных территорий;

иные.

4.1.10. При градостроительном зонировании в границах функциональных зон устанавливаются территориальные зоны. Состав территориальных зон, а также особенности использования их земельных участков определяются правилами землепользования и застройки городских округов и поселений Республики Татарстан с учетом ограничений, установленных федеральными, республиканскими нормативными правовыми актами, а также настоящими нормативами.

4.1.11. Состав территориальных зон, а также особенности использования их земельных участков определяются градостроительным регламентом, правилами застройки с учетом ограничений, установленных градостроительным, земельным, природоохранным, санитарным, иным специальным законодательством, настоящими нормативами, а также специальными нормами.

В составе территориальных зон могут выделяться земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами, предназначенными для удовлетворения общественных интересов населения.

4.1.12. Границы функциональных и территориальных зон могут устанавливаться по:

линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;

красным линиям;

границам земельных участков;

границам населенных пунктов;

границам муниципальных образований;

естественным границам природных объектов;

иным границам.

4.1.13. При выделении территориальных зон и установлении регламентов их использования необходимо учитывать также ограничения на градостроительную деятельность, обусловленные установленными зонами особого использования территории. В их числе: зоны исторической застройки, историко-культурных заповедников; зоны охраны памятников истории и культуры; зоны особо охраняемых природных территорий; санитарно-защитные зоны; водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы; зоны залегания полезных ископаемых; зоны, имеющие ограничения для размещения застройки в связи с неблагоприятным воздействием природного и техногенного характера (затопление и подтопление, просадочные грунты и др.).

Границы зон с особыми условиями использования территорий, в том числе границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательствами Российской Федерации, Республики Татарстан, могут не совпадать с границами территориальных зон.

4.1.14. Санитарно-защитные зоны производственных и других объектов, выполняющие средозащитные функции, включаются в состав тех территориальных зон, в которых размещаются эти объекты. Допустимый режим использования и застройки санитарно-защитных зон необходимо принимать в соответствии с действующим законодательством, настоящими нормативами, санитарными правилами, приведенными в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200, а также по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологического надзора.

В районах, подверженных опасному воздействию природных и техногенных факторов, при зонировании территории городского округа необходимо учитывать приведенные в настоящих нормативах ограничения на размещение зданий и сооружений, связанные с длительным пребыванием большого количества людей.

В районах, подверженных радиационному загрязнению территорий городского округа, при зонировании необходимо учитывать возможность поэтапного изменения режима использования этих территорий после проведения необходимых мероприятий по дезактивации почвы и объектов недвижимости.

4.1.15. Рекомендуемый перечень объектов, отображаемых в документах территориального планирования муниципальных образований Республики Татарстан, приведен в таблице 2 приложения N 3 к настоящим нормативам.

 

4.2. Жилые зоны

 

Общие требования

 

4.2.1. Жилые зоны предназначены для размещения жилищного фонда.

В жилых зонах допускается также размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта и производственных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон и не являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (шум, вибрация, магнитные поля, радиационное воздействие, загрязнение почв, воздуха, воды и иные вредные воздействия).

Жилые зоны должны располагаться в границах населенных пунктов.

Примечание: По решению органов местного самоуправления возможно предусматривать в пределах населенных пунктов территории для размещения садоводческих (дачных) участков. Такие территории относятся к жилой зоне. Развитие социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в отношении этих зон необходимо предусматривать в объемах, обеспечивающих на перспективу возможность постоянного проживания.

4.2.2. Планировочную структуру жилых зон следует формировать во взаимосвязи с зонированием и планировочной структурой населенного пункта в целом с учетом градостроительных и природных особенностей территории. При этом необходимо предусматривать взаимосвязанное размещение жилых домов, общественных зданий и сооружений, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается на территории жилых зон по санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.

4.2.3. Для предварительного определения размеров территорий жилых зон допускается применять укрупненные показатели в расчете на 1000 человек, приведенные в таблице 2 (СП 42.13330.2011).

 

Таблица 2

 

Укрупненные показатели площади жилых зон по типам жилых застроек

 

Тип застройки

Укрупненные показатели площади жилых зон, га на 1000 человек

Многоэтажная застройка (9-16 этажей)

7

Среднеэтажная застройка (5-8 этажей)

8

Малоэтажная застройка: секционная (до 4 этажей), блокированная застройка (до 3 этажей)

10

Индивидуальная усадебная застройка (одноквартирные жилые дома) с участками

20

В сельских поселениях с преимущественно усадебной застройкой

40

 

4.2.4. Для определения объемов и структуры жилищного строительства расчетная минимальная обеспеченность общей площадью жилых помещений по республике принимается на основании фактических статистических данных Республики Татарстан и в соответствии со Схемой территориального планирования Республики Татарстан, рассчитанных на перспективу в соответствии с таблицей 3 и таблицей 1 приложения N 4 к настоящим нормативам.

 

Таблица 3

 

Фактические и расчетные показатели обеспеченности населения жильем

 

Наименование показателя

Фактические отчетные показатели, кв. метров/человека

Показатели на расчетные периоды, кв. метров/человека

2011 год

2015 год

2025 год

Расчетная минимальная обеспеченность общей площадью жилых помещений, в том числе:

19,6

22

26

в городских населенных пунктах

19,3

21,9

25,4

из них государственное и муниципальное жилье

18,0

-

-

в сельских населенных пунктах

19,0

23,1

26,4

 

Примечание: Расчетные показатели на перспективу корректируются с учетом фактической расчетной минимальной обеспеченности общей площадью жилых помещений, достигнутой в 2015-м, 2025-м, 2035 годах.

 

4.2.5. Расчетные показатели объемов и типов жилой застройки должны производиться с учетом сложившейся и прогнозируемой социально-демографической ситуации и доходов населения. При этом рекомендуется предусматривать разнообразные типы жилых домов, дифференцированных по уровню комфорта в соответствии с таблицей 4. Средний расчетный показатель жилищной обеспеченности зависит от соотношения жилых домов и квартир различного уровня комфорта и определяется расчетом (СП 42.13330.2011).

4.2.6. При реконструкции жилой застройки, как правило, должна быть сохранена и модернизирована существующая капитальная жилая и общественная застройка. Допускаются строительство новых зданий и сооружений, изменение функционального использования нижних этажей существующих жилых и общественных зданий, надстройка зданий, устройство мансардных этажей, использование надземного и подземного пространства при соблюдении санитарно-гигиенических, противопожарных и других требований настоящих нормативов. При этом необходимо также обеспечивать нормативный уровень обслуживания населения в соответствии с требованиями раздела "Учреждения и предприятия обслуживания" настоящих нормативов, а также модернизацию инженерной и транспортной инфраструктур (СП 42.13330.2011).

4.2.7. Границы, размеры и режим использования земельных участков при многоквартирных жилых домах, находящихся в общей долевой собственности членов товарищества - собственников жилых помещений в многоквартирных домах (кондоминиумах), определяются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории с учетом законодательств Российской Федерации и Республики Татарстан (СП 42.13330.2011).

 

Таблица 4

 

Структура жилищного фонда, дифференцированного по уровню комфорта

 

Тип жилого дома и квартиры по уровню комфорта

Норма площади жилого дома и квартиры в расчете на одного человека, кв. метров

Формула заселения жилого дома и квартиры

Доля в общем объеме жилищного строительства, процентов

Престижный (бизнес-класс)

60

k=n+1

k=n+2

10/15

Массовый (эконом-класс)

30

k=n

k=n+1

25/50

Социальный (муниципальное жилище)

20

k=n-1

k=n

60/30

Специализированный

-

k=n-2

k=n-1

7/5

 

Примечание:

1. Общее число жилых комнат в квартире или доме k и численность проживающих людей n.

2. Специализированные типы жилища - дома гостиничного типа, специализированные жилые комплексы.

3. В числителе - на первую очередь, в знаменатель - на расчетный срок.

4. Указанные нормативные показатели не являются основанием для установления нормы реального заселения.

 

4.2.8. Для размещения жилой зоны должны выбираться территории наиболее благоприятные в санитарно-гигиеническом и инженерно-геологическом отношениях, не требующие большого объема инженерной подготовки, планировочных работ и значительных мероприятий по сохранению естественного состояния природной среды.

При организации жилых зон следует учитывать зонирование и структуру поселения в целом, градостроительные и природные особенности территории, обеспечивать взаимосвязанное размещение жилой и общественной застройки, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования.

4.2.9. Оздоровление жилых зон обеспечивается за счет ликвидации источников загрязнения воды, воздуха, почв и повышенного шума, электромагнитного и радиационного полей.

Перечень объектов, допустимых для размещения в пределах отдельных частей жилых зон, определяется градостроительными регламентами, утвержденными в составе правил землепользования и застройки поселения.

 

Принципы организации жилых зон

 

4.2.10. Структурной основой организации жилых зон является характер их функционально-планировочного членения. Жилые зоны подразделяются на участки жилой застройки (участок жилого одноквартирного дома, участок жилого многоквартирного дома, участок жилого комплекса), жилую группу, микрорайон, жилой район.

4.2.11. Участок многоквартирного жилого дома размещается на территории жилой группы, жилого комплекса, жилого микрорайона, жилого района.

На участке многоквартирного жилого дома должны быть организованы:

подъезды к входным группам жилого здания, в том числе для специализированного автомобильного транспорта (пожарного, скорой помощи, иного специализированного транспорта);

пешеходные коммуникации для обеспечения подходов к входным группам жилого здания и передвижения по территории участка;

места парковки автомобилей жителей и посетителей жилого здания;

места парковки легковых автомобилей работающих посетителей учреждений и предприятий, расположенных в помещениях нежилого назначения в жилом здании;

места для сортировки твердых бытовых отходов и размещения контейнеров для сбора мусора.

В составе озелененных территорий, размещаемых в пределах участка многоквартирного жилого дома, должны быть организованы площадки для игр детей и отдыха жителей.

4.2.12. Участок одноквартирного жилого дома размещается на территории жилой группы, жилого комплекса, жилого микрорайона, жилого района.

На участке одноквартирного жилого дома должны быть организованы места для хранения легковых автомобилей жителей.

На участке одноквартирного жилого дома должно быть организовано место для сортировки твердых бытовых отходов и размещения контейнеров для сбора мусора.

4.2.13. Участок жилого комплекса размещается на территории жилого микрорайона, жилого района, жилого квартала или в виде отдельного функционально-планировочного образования.

Участок жилого комплекса должен быть обеспечен:

1) подъездами к входным группам жилого комплекса, в том числе для специализированного автомобильного транспорта (пожарного, скорой помощи, иного специализированного транспорта);

2) двумя или более въездами (выездами) на территорию участка с различных улиц.

Жилой комплекс должен включать:

пешеходные коммуникации для обеспечения подходов к входным группам жилого комплекса и передвижения по территории участка;

места парковки автомобилей жителей;

гостевые автостоянки, места парковки автомобилей работающих и посетителей учреждений и предприятий, расположенных в жилом комплексе;

помещения для кружковой деятельности по интересам, занятий спортом, предприятий торговли повседневного спроса, питания и бытовых услуг;

помещения и поверхности для размещения зеленых насаждений;

места для сортировки твердых бытовых отходов и размещения контейнеров для сбора мусора.

В жилом комплексе допускается размещение:

1) детского сада;

2) всех площадей озеленения - на крышах, террасах, в помещениях зимних садов и атриумов жилого комплекса;

3) иных объектов общественно-делового назначения при условии, что их суммарная площадь застройки составляет не более 20 процентов от общей площади застройки жилого комплекса.

На озелененных территориях или в составе площадей озелененного жилого комплекса должны быть предусмотрены площадки для игр детей и отдыха взрослых.

4.2.14. Жилая группа размещается на территории жилого микрорайона, жилого района.

В состав территории жилой группы должны входить:

1) участки жилой застройки;

2) участки объектов социальной инфраструктуры;

3) участки озелененной рекреационной территории общего пользования;

4) проезды.

На территории жилой группы должны быть размещены:

детский сад;

гостевые автостоянки, места парковки автомобилей жителей, работающих и посетителей объектов социальной инфраструктуры, расположенных на территории жилой группы;

проезды, в том числе для специализированного автомобильного транспорта (пожарного, скорой помощи, иного специализированного транспорта);

пешеходные коммуникации для обеспечения передвижения населения по территории жилой группы.

На территории жилой группы допускается размещение:

1) участков общеобразовательных школ;

2) участков иных объектов общественно-делового назначения, включая объекты религиозного назначения, при условии, что площадь территории участка объекта не превышает 0,05 гектара, суммарная территория участков объектов составляет не более 10 процентов от территории жилой группы, а доля общей площади застройки таких объектов - не более 20 процентов от общей площади застройки на территории жилой группы;

3) участков зданий, сооружений для хранения легковых автомобилей жителей жилой группы;

4) велосипедных дорожек.

4.2.15. Микрорайоны размещаются на территории жилых районов или в виде отдельных функционально-планировочных образований.

На территории жилого микрорайона жилая застройка может быть сформирована в виде жилых групп, жилых групп и (или) участков жилой застройки.

В состав территории жилого микрорайона должны входить:

участки жилой застройки;

участки объектов социальной инфраструктуры;

участки рекреационных территорий;

улицы местного значения, проезды.

На территории жилого микрорайона должны быть размещены:

объекты социальной инфраструктуры: детские сады, общеобразовательные школы, аптеки, раздаточные пункты молочной кухни, клубы, спортивные сооружения массового спроса, предприятия торговли, питания и бытовых услуг приближенного обслуживания;

места хранения легковых автомобилей жителей;

места парковки легковых автомобилей работающих и посетителей объектов социальной инфраструктуры, расположенных на территории микрорайона;

подъезды к участкам застройки, в том числе для специализированного автомобильного транспорта (пожарного, скорой помощи, иного специализированного транспорта);

пешеходные коммуникации для обеспечения передвижения населения по территории жилого микрорайона;

открытые спортплощадки;

велосипедные дорожки.

На территории жилого микрорайона допускается размещение:

участков физкультурно-оздоровительных комплексов, территориальных поликлиник;

участков иных объектов общественно-делового назначения, включая объекты религиозного назначения, при условии, что площадь территории участка объекта не превышает 0,5 гектара, суммарная территория участков объектов составляет не более 20 процентов от территории жилого микрорайона, а доля общей застройки указанных объектов - не более 25 процентов от общей площади застройки на территории жилого микрорайона.

4.2.16. На территории жилого района жилая застройка может быть сформирована в виде жилых микрорайонов; жилых микрорайонов и жилых групп; жилых микрорайонов, жилых групп и участков жилой застройки.

В состав территории жилого района должны входить:

участки жилой застройки;

участки общественно-деловой застройки, в том числе участки объектов социальной инфраструктуры;

рекреационные территории (скверы, бульвары, сады, парки);

участки объектов коммунального обслуживания территории района;

улицы районного значения, местного значения, проезды.

На территории жилого района должны быть размещены:

сеть улиц районного, местного значения, проездов, обеспечивающая транспортное обслуживание территории и населения района;

объекты социальной инфраструктуры, обязательные для размещения на территории жилых групп и микрорайонов, а также музыкальные и художественные школы, многофункциональные культурные центры, физкультурно-оздоровительные комплексы, детско-юношеские спортивные комплексы, территориальные поликлиники, универсальные торговые центры, специализированные магазины, комплексные предприятия бытового обслуживания, рестораны, кафе, учреждения социального обслуживания населения;

пешеходные коммуникации для передвижения населения по территории жилого района, обеспечивающие безопасное передвижение населения к остановкам общественного транспорта, объектам и территориям массового посещения;

места хранения легковых автомобилей жителей;

места парковки легковых автомобилей работающих и посетителей объектов нежилого назначения, расположенных на территории жилого района;

велосипедные дорожки.

На территории жилого района допускается размещение участков иных объектов общественно-делового назначения, включая объекты религиозного назначения, объекты производственного назначения, транспортной и инженерной инфраструктур при условии, что размер территории участка объекта не превышает 2,0 гектара.

На территории жилого района не допускается:

размещение улиц и дорог межрайонного и городского значения;

размещение наземных линейных объектов скоростного внеуличного и внешнего транспорта.

4.2.17. В соответствии с характером застройки в пределах жилой зоны населенного пункта выделяются следующие типы застройки:

малоэтажная жилая застройка - индивидуальная усадебная застройка одноквартирными жилыми домами высотой до 3 этажей включительно; застройка блокированными жилыми домами высотой до 3 этажей включительно; застройка многоквартирными жилыми домами высотой 3-4 этажа включительно;

среднеэтажная жилая застройка - застройка многоквартирными жилыми домами высотой от 5 до 8 этажей включительно;

многоэтажная жилая застройка - застройка многоквартирными жилыми домами высотой от 9 до 16 этажей и выше.

В зависимости от местных условий указанные типы застройки, как правило, дифференцируются: по размещению в системе населенного пункта, по уровню комфортности, по наличию и сохранности памятников архитектуры, по историческому периоду застройки и т.п.

Типы застройки выделяются применительно к каждому населенному пункту и требования к их организации закрепляются правилами землепользования и застройки поселения.

4.2.18. Организация застройки средовых районов требует изучения их конкретной специфики - градостроительного потенциала среды, потребностей заселяющих район социальных групп населения, национальных особенностей организации быта, а также потребностей инвалидов и маломобильных групп населения.

Примечание: Условия для полноценной жизнедеятельности инвалидов и малоподвижных групп населения принимаются в соответствии с требованиями ВСН 62-91* и СНиП 35-01-2001.

4.2.19. Формированию застройки исторических зон должны предшествовать историко-градостроительные исследования, выявляющие функциональные и архитектурно-пространственные особенности развития населенного пункта, его историко-культурные традиции и устанавливающие требования и рекомендации к реконструкции застройки соответственно типу средового района.

Объемы сохраняемого или подлежащего сносу жилищного фонда следует определять в установленном порядке с учетом его экономической и исторической ценности, технического состояния, максимального сохранения жилищного фонда, пригодного для проживания.

4.2.20. Реконструкция сложившейся жилой застройки должна предусматривать упорядочение планировочной структуры и сети улиц, совершенствование системы общественного обслуживания, озеленения и благоустройства территории, модернизацию и капитальный ремонт жилых и общественных зданий.

При организации реконструируемой среды желательно создание системы развитых пешеходных пространств, раскрывающих для восприятия реконструируемые городские кварталы, с размещением в их пределах обслуживающих учреждений, в том числе крытых пешеходных галерей, а также формирование рекреационных накопительных пространств в виде площадок и скверов, совмещенных с системой пешеходных связей.

 

Нормативные параметры жилой застройки городских населенных пунктов

 

4.2.21. Для организации жилых зон нормируются:

плотность жилого фонда (4.2.23-4.2.32);

минимальные размеры площадок различного функционального назначения (4.2.27);

площадь озелененных территорий (4.2.41);

доступность объектов повседневного и периодического обслуживания (5.1.8);

обеспеченность местами хранения автомобилей (5.2.210);

расстояния между зданиями (4.2.36-4.2.40);

этажность застройки (4.2.33);

минимальные размеры участка для индивидуальной жилой застройки (4.2.35);

минимальные расстояния от жилых домов до хозяйственных построек в усадебной застройке (4.2.39-4.2.40);

ограждения (заборы) в зоне малоэтажной и многоэтажной застройки (4.2.42);

условия размещения в жилых домах встроенно-пристроенных нежилых объектов (4.2.43);

требования к входным группам, расположенным на первых этажах, а также в подвалах и цокольных этажах жилых домов, выходящих на главную улицу (4.2.50);

остекление лоджий и балконов (4.2.54);

длина (расстояние) пешеходных подходов до остановочных пунктов наземного массового транспорта (5.2.164);

требования охраны памятников истории и культуры (раздел 6.12).

4.2.22. Основным показателем плотности застройки является коэффициент застройки квартала - отношение суммы площадей застройки всех зданий и сооружений к площади квартала в целом

4.2.23. Различают плотность брутто и нетто. Плотность брутто - отношение общей площади всех этажей зданий и сооружений к площади квартала, микрорайона. Плотность нетто - отношение общей площади всех жилых этажей зданий к площади жилой территории квартала.

4.2.24. Коэффициент застройки квартала - отношение суммы площадей застройки всех зданий и сооружений к площади квартала в целом, который следует принимать не более приведенных значений в таблице 5.

 

Таблица 5

 

Определение коэффициента застройки квартала в зависимости от типа жилой застройки

 

Типы застройки

Коэффициент застройки квартала

Многоквартирная многоэтажная жилая застройка (6 и более этажей)

0,2

Многоквартирная среднеэтажная застройка (3-5 этажей)

0,25

Малоэтажная блокированная застройка (1-2 этажа)

0,3

Застройка домами с приусадебными участками (1-3 этажа)

0,2

 

4.2.25. Жилая зона микрорайона состоит из следующих территорий:

площадки для стоянки автомобилей;

физкультурные и спортивные сооружения;

жилые здания;

зеленые насаждения;

для отдыха взрослого населения;

площадки для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста;

площадки для выгула собак;

проезды, тротуары, хозяйственные площадки.

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 28 июля 2015 г. N 547 пункт 4.2.26 настоящих Республиканских нормативов изложен в новой редакции

(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.07.2015 № 547)

4.2.26. В общественную зону микрорайона входят:

дошкольные образовательные организации;

общеобразовательные организации;

учреждения и предприятия обслуживания.

4.2.27. Минимально допустимые размеры площадок различного функционального назначения, размещаемых на межмагистральной территории (в кварталах) многоквартирной застройки, следует принимать по таблице 6.

4.2.28. Размеры всех составляющих элементов территории общественной зоны микрорайона для строительства социального, массового и престижного жилья рекомендуется принимать по таблицам 2, 3, 4 приложения N 4 к настоящим нормативам.

4.2.29. В кварталах застройки с приквартирными и приусадебными участками, в том числе в блокированной застройке, садово-дачной застройке, следует сокращать удельные показатели площадок:

для игр детей - на 50 процентов (размещая эти площадки в виде отдельного комплекса, например, при общественном центре);

для стоянки автомашин на межмагистральной территории (за пределами индивидуального участка) - на 50 процентов (размещая в основном при общественном центре);

для выгула собак - на 70 процентов.

 

Таблица 6

 

Параметры размещения площадок различного функционального назначения

 

Назначения площадок

Удельный размер площадки, кв. метров/ человека

Средний размер одной площадки, кв. метров

Расстояние до окон жилых и общественных зданий, метров

Для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста

0,7

30

12

Для отдыха взрослого населения

0,1

10

12

Для занятий физкультурой

2,0

100

40/10*

Для хозяйственных целей

0,01

10

20

Для выгула собак

0,2

25

40

Для стоянки автомашин

0,8

 

 

 

* В знаменателе - если шумовые характеристики на спортплощадках не создают превышения уровня шума в помещениях (при использовании крытых площадок или при установке площадок для настольного тенниса).

Примечание:

1. Детские игровые площадки в обязательном порядке должны быть оснащены оборудованием, разрабатываемым индивидуально или принимаемым по типовым альбомам. Проект оборудования площадок разрабатывается в составе проекта застройки участка.

2. Хозяйственные площадки для мусоросборников следует располагать не далее 100 метров от наиболее удаленного входа в жилое здание (для домов с мусоропроводами) и 50 метров (для домов без мусоропроводов). К площадкам мусоросборников должны быть обеспечены подъезды, позволяющие маневрировать обслуживающему мусоровозному транспорту.

3. Расстояния от площадок для мусоросборников до площадок для игр детей, отдыха взрослого населения и физкультурных площадок следует принимать не менее 20 метров.

 

4.2.30. Отдельно стоящие инженерные сооружения (трансформаторные подстанции, насосные, котельные и т.п.) должны иметь самостоятельные участки. При сохранении и размещении инженерных сооружений в границах участков другого назначения следует предусматривать беспрепятственный подход и подъезд к этим сооружениям, а также другие условия их нормального функционирования.

4.2.31. Расчетный норматив жилищной обеспеченности для социального жилья следует принимать 20 кв. метров/человека, для массового жилья - 30 кв. метров/человека, для престижного жилья - 60 кв. метров/человека.

Размеры всех составляющих элементов территории жилой зоны микрорайона (квартала) для строительства социального жилья следует принимать по таблице 2 приложения N 4, для строительства массового жилья - по таблице 3 приложения N 4, для строительства престижного жилья - по таблице 4 приложения N 4 к настоящим нормативам.

Примечание: Территории для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста, для отдыха взрослого населения, для выгула собак могут располагаться на озелененных территориях.

4.2.32. Расчетную плотность жилого фонда и населения территории микрорайона (квартала) рекомендуется принимать не менее приведенной в таблицах 7 и 8 соответственно.

 


Таблица 7

 

Плотность жилого фонда микрорайона (квартала)

 

(кв. метров/гектар)

Тип жилья

Этаж

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

7-й

8-й

9-й

10-й

11-й

12-й

13-й

14-й

15-й

16-й

Плотность нетто

Социальное жилье

4701

5939

6676

7615

8071

8534

9099

9950

10342

10679

10947

11180

11421

11670

11928

Массовое жилье

4788

6079

6853

7847

8333

8826

9433

10349

10775

11141

11434

11687

11951

12224

12507

Престижное жилье

4879

6226

7041

8094

8611

9140

9791

10783

11245

11645

11965

12243

12532

12833

13146

Плотность брутто

Социальное жилье

3579

4422

4941

5504

5763

6090

6479

6795

7063

7313

7529

7649

7772

7898

8027

Массовое жилье

3630

4499

5038

5624

5895

6237

6646

6979

7262

7526

7755

7883

8014

8148

8285

Престижное жилье

3681

4579

5138

5750

6033

6392

6822

7173

7473

7753

7996

8132

8271

8414

8561

 

Примечание: При застройке зданиями разной этажности плотность жилого фонда следует принимать по формуле среднегармонической:

,

где:

а1, а2, а3 - общая площадь жилых зданий, принятая в проекте этажности в процентах от общей площади всех жилых зданий микрорайона;

n1, n2, n3 - плотность жилого фонда микрорайона в кв. метрах/гектар в зависимости от принятой этажности зданий, определяемой по таблице 5.

 

Таблица 8

 

Плотность населения микрорайона (квартала)

 

(человек/гектар)

Жилищная обеспеченность

Этаж

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

7-й

8-й

9-й

10-й

11-й

12-й

13-й

14-й

15-й

16-й

20,0 кв. метра/человека (социальное жилье)

150

195

210

240

255

270

285

315

322

328

335

340

345

350

355

30,0 кв. метра/человека (массовое жилье)

100

130

140

160

170

180

190

210

214

219

223

227

230

233

237

60,0 кв. метра/человека (престижное жилье)

50

65

70

80

85

90

95

105

107

109

112

113

115

117

118


Информация по документу
Читайте также