Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 № 1023

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 23 декабря 2013 г. N 1023
"Об утверждении государственной программы "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014-2020 годы"

(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.05.2017 № 308)

 

 

 

Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014-2020 годы (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

3. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы с учетом возможностей и в пределах средств, направляемых на эти цели из бюджета Республики Татарстан.

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 21 июня 2017 г. N 411 в пункт 3.1 настоящего постановления внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

3.1. Определить Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан, ответственным за реализацию мероприятий Программы по укреплению материально-технической базы организаций социального обслуживания населения Республики Татарстан в 2016 и 2017 годах, финансируемых за счет субсидий, предоставляемых из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации бюджету Республики Татарстан, и средств бюджета Республики Татарстан.

4. Признать с 1 января 2014 года утратившими силу следующие постановления Кабинета Министров Республики Татарстан:

от 16.11.2012 N 991 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Комплексная программа формирования системы межведомственного патронажного сопровождения по месту жительства семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии и здоровье, на 2012 - 2014 годы";

от 22.09.2011 N 786 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Республики Татарстан "Доступная среда" на 2011-2015 годы".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

 

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

 

 


Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 8 апреля 2015 г. N 231 настоящая Программа изложена в новой редакции

См. текст Программы в предыдущей редакции

Государственная программа
"Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014-2020 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 23 декабря 2013 г. N 1023)

 

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 26 июня 2017 г. N 433 в паспорт настоящей Программы внесены изменения

См. текст паспорта в предыдущей редакции

Паспорт Государственной программы

 

Наименование программы

Государственная программа "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014-2020 годы (далее - Программа)

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

Государственные заказчики Программы

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Министерство информатизации и связи Республики Татарстан, Министерство внутренних дел по Республике Татарстан, Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, Министерство юстиции Республики Татарстан, Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа", Управление записи актов гражданского состояния Кабинета Министров Республики Татарстан, Конституционный суд Республики Татарстан, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан

Цель Программы

Создание эффективной адресной системы социальной поддержки и предоставления социальных услуг, а также повышение качества жизни отдельных категорий граждан

Задачи Программы

1. Повышение качества жизни и предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Республике Татарстан.

2. Обеспечение социальной поддержки гражданам пожилого возраста.

3. Повышение эффективности и качества социального обслуживания населения Республики Татарстан.

4. Создание механизма межведомственного взаимодействия по сопровождению семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии и здоровье.

5. Поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, повышение качества жизни семей.

6. Формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта.

7. Повышение качества жизни и здоровья детей в возрасте до трех лет.

8. Создание благоприятных условий для устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

9. Максимальное развитие потенциала ребенка-инвалида в целях его подготовки к самостоятельной жизни по достижении им 18 лет.

10. Создание комфортных и безопасных условий жизнедеятельности граждан в учреждениях социального обслуживания Республики Татарстан.

11. Обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности, оптимизации потребления топливно-энергетических ресурсов и снижения расходов на потребляемые энергоресурсы на основе создания организационных, экономических, научно-технических и других условий, обеспечивающих высокоэффективное использование энергоресурсов.

12. Создание условий для предоставления услуг ранней помощи на межведомственной основе, раннего выявления нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимального развития и адаптации детей, интеграции семьи и ребенка в общество, профилактики или снижения выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепления физического и психического здоровья, повышения доступности образования для детей целевой группы*.

 

* "Дети целевой группы" - дети от 0 до 3 лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска;

"дети группы риска" - дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дети из семей, находящихся в социально опасном положении.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 1839-р "Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года"

Сроки и этапы реализации Программы

2014-2020 годы

Перечень подпрограмм

1. "Социальные выплаты" на 2014-2020 годы.

2. "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста" на 2014-2020 годы.

3. "Модернизация и развитие социального обслуживания населения Республики Татарстан" на 2014-2020 годы.

4. "Комплексная программа формирования системы межведомственного патронажного сопровождения по месту жительства семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии и здоровье, на 2014 год".

5. "Улучшение социально-экономического положения семей" на 2015-2020 годы.

6. "Доступная среда" на 2014-2018 годы.

7. "Бэлэкэч - Малыш" на 2014 год.

8. "Оказание государственной поддержки опекунам и приемным родителям" на 2014 год.

9. "Межведомственная программа по комплексной подготовке и социальной адаптации детей с выраженными нарушениями жизнедеятельности к активной самостоятельной жизни в Республике Татарстан на 2016-2017 годы".

10. "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в рамках государственной программы "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014-2020 годы".

11. "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности".

12. "Развитие ранней помощи в Республике Татарстан" на 2017-2020 годы"

Объемы фиксирования Программы с распределением по годам и источникам

Общий объем финансирования Программы составляет 171842508,928 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Татарстан - 132968797,478 тыс. рублей, федерального бюджета - 38816717,100 тыс. рублей, субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации - 37900,200 тыс. рублей, средств из внебюджетных источников - 19094,150 тыс. рублей, из них 1654,537 тыс. рублей - остатки средств, полученных в 2013 году и разрешенных к использованию в 2014 году.

(тыс. рублей)

Год

Объем финансирования - всего

В том числе

средства бюджета Республики Татарстан

средства федерального бюджета

субсидия из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

средства из внебюджетных источников

2014

20908005,515

15441582,078

5450597,700

14171,200

1654,537

2015

22567805,000

16347332,000

6209073,90

11399,100

-

2016

21787165,406

17017094,040

4753460,700

6926,300

9684,366

2017

27038039,207

21805945,760

5218934,600

5403,600

7755,247

2018

25691162,30

20585127,50

5106034,800

-

-

2019

26472395,00

21369358,0

5103037,000

-

-

2020

27377936,5

20402358,10

6975578,400

-

-

Итого

171842508,928

132968797,478

38816717,100

37900,200

19094,150

Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов

Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) с распределением по годам

Реализация Программы позволит к 2020 году:

обеспечить предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим право и обратившимся за их назначением, на уровне 100 процентов;

увеличить долю граждан, получивших социальные услуги в государственных организациях социального обслуживания, в общем числе граждан, имеющих право на получение социальных услуг и обратившихся за их получением в государственные организации социального обслуживания, до 100 процентов;

снизить удельный вес безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних детей в общей численности детей в Республике Татарстан до 0,38 процента;

обеспечить отсутствие государственных организаций социального обслуживания населения, деятельность которых не соответствует установленным критериям (стандартам), 0 процентов;

увеличить удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных организациях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в организациях социального обслуживания всех форм собственности, до 5 процентов;

увеличить удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций всех форм собственности до 3,9 процента;

довести удельный вес государственных организаций социального обслуживания, доведенных до норм СанПиН, в общем количестве государственных организаций социального обслуживания до 95 процентов;

обеспечить рост доходов граждан за счет мер социальной поддержки к аналогичному периоду прошлого года не ниже 100 процентов;

увеличить долю детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, до 98,8 процента;

обеспечить предоставление социальных выплат при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью на уровне 100 процентов;

сохранить удельный вес детей первых трех лет жизни из семей со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума на душу населения, установленного на территории Республики Татарстан, а также детей, имеющих хронические заболевания, обеспеченных специальными продуктами детского питания по рецептам врачей на безвозмездной основе, на уровне 100 процентов;

обеспечить возмещение разницы между рыночной и фиксированной ценами на молоко, используемое для производства детского питания, в полном объеме, на уровне 100 процентов;

сократить долю семей, получивших жилищные субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в общем количестве семей в Республике Татарстан до 9,7 процента;

увеличить долю семей с детьми, снятых с межведомственного патронажа с положительными результатами без превышения сроков реабилитации, до 81,1 процента;

довести удельный вес детей до 4 лет с ограниченными возможностями здоровья, получивших реабилитационные услуги в кабинетах раннего вмешательства, в общей численности детей до 4 лет с ограниченными возможностями здоровья в 2014 году до 11,0 процента;

обеспечить 100-процентный охват межведомственным патронажным сопровождением детей с отклонениями в развитии и здоровье в течение 2014 года из числа выявленных и поставленных на учет Службой межведомственного патронажного сопровождения;

довести удельный вес семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии и здоровье, получивших социальные услуги в отделениях дневного пребывания учреждений социального обслуживания (с учетом тяжести заболевания ребенка), от общего числа семей, охваченных Службой межведомственного патронажного сопровождения, в 2014 году до 90 процентов;

довести долю инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Республике Татарстан в 2015 году до 55 процентов;

довести долю профессиональных образовательных организаций, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве профессиональных образовательных организаций в 2015 году до 15,4 процента;

довести долю специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации, социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере, в 2015 году до 26 процентов;

довести долю доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Татарстан в 2017 году до 54,2 процента;

довести долю парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава в Республике Татарстан (автобусного, трамвайного, троллейбусного) в 2017 году до 17,5 процента;

довести долю лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения в 2017 году до 55 процентов;

довести долю инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Татарстан в 2017 году до 56,8 процента;

довести долю приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты в 2017 году до 59,8 процента;

довести долю приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов органов службы занятости в 2017 году до 48 процентов;

довести долю приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в 2017 году до 53,1 процента;

довести долю приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в 2017 году до 42,7 процента;

довести долю станций метро, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве станций метро в 2017 году до 100 процентов;

довести долю приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в 2017 году до 100 процентов;

довести долю приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в 2017 году до 57,7 процента;

довести долю детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в 2017 году до 97,0 процента;

довести долю детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в 2017 году до 35,0 процента;

довести долю дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в 2017 году до 17 процентов;

довести долю детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в 2017 году до 85,0 процента;

довести долю общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в 2017 году до 22,3 процента;

довести долю образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в субъекте Российской Федерации в 2017 году до 14 процентов;

довести удельный вес территориальных комплексных центров социального обслуживания населения, оснащенных новым автотранспортом для обеспечения функционирования мобильных бригад по оказанию неотложных социальных и медико-социальных услуг пожилым людям, в 2015 году до 57,7 процента;

обеспечить обучением детей-инвалидов с выраженными нарушениями жизнедеятельности от 10 до 18 лет, воспитывающихся в шести специализированных организациях для детей-инвалидов, по подготовке к самообслуживанию в быту и посильной трудовой занятости: в 2016 году - 210 человек, в 2017 году - 215 человек;

довести удельный вес детей-инвалидов с выраженными нарушениями жизнедеятельности, воспитывающихся в шести специализированных организациях, получивших подготовку к самообслуживанию в быту и посильной трудовой занятости, в общей численности детей-инвалидов, воспитывающихся в шести специализированных организациях для детей-инвалидов: в 2016 году - до 27 процентов, в 2017 году - до 28 процентов;

обеспечить выпускников шести специализированных организаций для детей-инвалидов, живущих самостоятельно, социальным сопровождением в течение первого года после достижения ими 18-летнего возраста: в 2016 году - 39 человек, в 2017 году - 43 человека;

обеспечить снижение объема потребления учреждениями отрасли топливно-энергетических ресурсов:

электроэнергии - до 12 процентов;

газа - до 12 процентов:

тепловой энергии - до 12 процентов:

холодной воды - до 12 процентов;

горячей воды-до 12 процентов;

оснастить учреждения социальной сферы приборами учета топливно-энергетических ресурсов и воды до 100 процентов;

обеспечить снижение в учреждениях, подведомственных Министерству:

удельного расхода электроэнергии - до 37,85 кВт. час на кв. метр;

удельного расхода тепловой энергии - до 2,49 Гкал на кв. метр;

удельного расхода холодной воды - до 1,44 куб. метра на человека;

удельного расхода горячей воды - до 0,18 куб. метра на человека;

удельного расхода газа - до 9,37 куб. метра на человека;

удельного веса зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий от общего количества зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий до 0 процентов;

увеличить долю детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в общем количестве детей, нуждающихся в получении данных услуг, до 100 процентов;

увеличить долю родителей детей целевой группы, принявших участие в реализации программ ранней помощи, в общей численности родителей, дети которых включены в программу ранней помощи, до 100 процентов;

увеличить долю специалистов, оказывающих услуги в службах ранней помощи, обученных методам и технологиям оказания ранней помощи, до 100 процентов;

увеличить долю детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в 2020 году до 100 процентов;

увеличить долю детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих инклюзивное образование по интегрированным образовательным программам в 2020 году, до 52 процентов

 

* Могут быть рассчитаны аналогичные показатели (индикаторы) по каждой из приоритетных сфер жизнедеятельности

 


Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 30 декабря 2016 г. N 1053 в раздел I настоящей Программы внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

I. Характеристика сферы реализации Программы. Проблемы, на решение которых направлена Программа

 

Настоящая Программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года в условиях перехода России к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, а также основными положениями Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 165-р, Планом мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 367-р, Комплексной программой демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.01.2009 N 6, Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р.

Ключевыми целями реализации настоящей Программы являются:

преодоление негативных демографических тенденций жизнедеятельности граждан старшей возрастной группы, повышение качества жизни населения;

обеспечение возможности получения качественного образования и медицинской помощи, обеспечение населения доступным и качественным жильем;

создание эффективной адресной системы поддержки и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и детей;

поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, повышение качества жизни семей.

Программа определяет направления деятельности, обеспечивающие реализацию принятых публичных нормативных обязательств и модернизацию сложившихся систем мер социальной поддержки граждан и социального обслуживания населения, с целью повышения их эффективности и результативности.

В Республике Татарстан проживают свыше 3,8 млн. человек, в том числе 645096 детей (17 процентов); 2326780 граждан трудоспособного возраста (61,2 процента); 831313 человек старше трудоспособного возраста (21,8 процента).

Сложившаяся в Республике Татарстан система социальной защиты населения включает в себя:

предоставление различным категориям граждан социальных выплат, компенсаций, субсидий, пособий, предусмотренных федеральным и республиканским законодательствами; различных видов государственной социальной помощи для поддержания уровня жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан;

опеку и попечительство над несовершеннолетними и в отношении недееспособных или не полностью дееспособных граждан;

ряд дополнительных мер детям, а также семьям с детьми;

предоставление различных видов социальных услуг учреждениями социального обслуживания населения;

создание для инвалидов и других маломобильных групп населения доступной и комфортной среды жизнедеятельности.

В Республике Татарстан организовано своевременное и в полном объеме исполнение государственных социальных обязательств в сфере социальной защиты населения, осуществляемое в условиях разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, и соответствующих расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по уровням бюджетной системы.

К расходным обязательствам Российской Федерации, финансируемым из федерального бюджета, отнесены меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны; инвалидов; семей, имеющих детей-инвалидов; граждан, пострадавших от техногенных катастроф, и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определенных федеральным законодательством.

 

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Число получателей мер социальной поддержки, финансируемых из федерального бюджета, - федеральных льготников, человек

441031

368713

370933

371779

Средства федерального бюджета, млн. рублей

2405,47

2666,05

3103,93

3279,66

 

К расходным обязательствам Республики Татарстан отнесены меры социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, семей с детьми, малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Число получателей мер социальной поддержки, финансируемых из бюджета Республики Татарстан, - республиканских льготников, человек

922980

987999

984294

1209084

Средства бюджета Республики Татарстан, млн. рублей

5047,52

5785,22

6292,90

7019,62

 

За предыдущие четыре года численность граждан, являющихся получателями мер социальной поддержки в системе социальной защиты населения, возросла на 16 процентов и составляет сегодня свыше 1,5 млн. человек. Бюджетные ассигнования на реализацию этих мер возросли на 38 процентов (в 2009 году - 7472,9 млн. рублей, в 2012 году - 10299,28 млн. рублей).

Принимаемые Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан меры по увеличению доходов населения улучшают материальное положение семей и обуславливают снижение численности малоимущих граждан. Внедрение технологии оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта способствует повышению качества жизни малоимущих семей путем активизации их адаптивных возможностей, повышения социальной ответственности получателей помощи, снижения иждивенческого мотива их поведения.

В целях предупреждения снижения уровня доходов граждан в связи с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также обеспечения их платежеспособности за потребленные услуги, кроме мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных на федеральном уровне в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в Республике Татарстан выделяется ряд дополнительных субсидий. За счет предоставления указанных мер социальной поддержки размер собственного платежа за жилищно-коммунальные услуги семьи, получающей субсидии, не превышает 12 процентов от дохода.

За последние три года в республике установлены новые дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, семьям с детьми, финансируемые из бюджета Республики Татарстан, в том числе предоставляемые с учетом доходов:

дополнительная ежемесячная денежная выплата детям-инвалидам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);

компенсация за проезд к месту лечения лицам, страдающим хронической почечной недостаточностью, получающим лечение методом амбулаторного гемодиализа.

С целью расширения возможности доступа пенсионеров республики к санаторно-курортному лечению введена частичная оплата стоимости путевки в зависимости от среднедушевого дохода семьи пенсионера, что позволило на 30 процентов увеличить количество пенсионеров, обеспеченных санаторно-курортным лечением.

Увеличен размер единовременного денежного вознаграждения матерям, награжденным медалью "Ана даны - Материнская слава", воспитавшим пять детей, - до 25 тыс. рублей; матерям, воспитавшим шесть и более детей, размер денежного вознаграждения увеличивается соответственно на 5 тыс. рублей из расчета на каждого ребенка.

Семьям при рождении одновременно трех и более детей установлено единовременное пособие в размере 10 тыс. рублей на каждого ребенка и ежемесячное пособие в размере 1 тыс. рублей на каждого ребенка в возрасте до полутора лет.

Приоритетами государственной семейной политики в Республике Татарстан на современном этапе являются:

комплексность, доступность услуг;

услуги оказываются всем обратившимся гражданам вне зависимости от возраста, вероисповедания, социального статуса, места жительства и исключительно в добровольном порядке;

консультации основываются на сохранении полной конфиденциальности информации, получаемой о личной жизни клиентов;

высокий профессионализм специалистов;

по желанию клиентов обращение может быть анонимным;

гуманность, доброжелательность, внимание, индивидуальный подход.

За 2013 год в Республике Татарстан 33580 пар скрепили брачный союз подписями, что на 408 пар больше (1,2 процента), чем за 2012 год. За 9 месяцев 2014 года в республике отмечено уменьшение количества регистрации заключения брака на 3,2 процента по сравнению с соответствующим периодом 2013 года.

За последние семь лет постепенно в Республике Татарстан улучшается соотношение регистрируемых браков и разводов (в 2006 году на 1000 браков приходилось 545 разводов, в 2013 году - 467 разводов).

По итогам 2013 года в Республике Татарстан зарегистрировано 57214 актов о рождении. Достигнутый уровень регистрации рождений на 2,2 процента больше уровня 2012 года, а в сравнении с 1999 годом рост регистрации рождений составил 62 процента. Из общего числа новорожденных зарегистрированы 29 408 мальчиков (51,4 процента) и 27806 девочек (48,6 процента).

В Республике Татарстан семьям с детьми меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с федеральным и республиканским законодательствами. В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплачиваются:

единовременное пособие при рождении ребенка;

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

По состоянию на 01.09.2014 неработающие родители получили единовременное пособие на рождение 5297 детей, единовременное пособие выплачено 32 беременным женам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, 19848 неработающих лиц получают пособие по уходу за ребенком, ежемесячное пособие выплачивается на 100 детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" родителям выплачивается компенсация части родительской платы:

на первого ребенка - 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за ребенком в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования;

на второго ребенка - 50 процентов размера указанной платы;

на третьего ребенка и последующих детей - 70 процентов размера указанной платы.

С 1 января 2014 года на уровне муниципальных образований в Республике Татарстан установлена дополнительная компенсация части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования. Дополнительная компенсация предоставляется гражданам, среднедушевой доход которых не превышает 20 тыс. рублей в месяц. По состоянию на 01.09.2014 дополнительная компенсация назначена для 52334 детей.

Республиканские меры социальной поддержки гражданам, имеющим детей в возрасте до 18 лет, предоставляются в соответствии с Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан". К ним относятся:

безвозмездное обеспечение детей первых трех лет жизни из семей со среднедушевым доходом, не превышающим величины прожиточного минимума на душу населения, установленного на территории Республики Татарстан, и детей, имеющих хронические заболевания, находящихся на искусственном и смешанном вскармливании, состоящих на амбулаторном учете по месту жительства в учреждениях здравоохранения республики, специальными молочными продуктами питания и смесями по рецептам врачей;

безвозмездное обеспечение детей первых трех лет жизни лекарственными средствами, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан;

предоставление путевок на оздоровление детей в лагерях, санаториях, санаториях-профилакториях. В 2014 году 9390 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, получили путевки в оздоровительные организации различного типа;

обеспечение питанием обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях на сумму 5,8 рубля в день на одного учащегося в период обучения.

Семьям с детьми, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан, выплачивается ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения возраста 18 лет).

Численность детей школьного возраста, проживающих в семьях, являющихся получателями ежемесячного пособия на ребенка, в 2014 году составляла 35520 (в 2013 году - 46215 детей).

С 1 января 2014 года размер ежемесячного пособия на ребенка составляет 249 рублей; на ребенка одинокой матери - 662 рубля, на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ребенка, родители которого уклоняются от уплаты алиментов, - 374 рубля. Получателями ежемесячного пособия являются 83560 детей.

Семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая приемных, дополнительно предоставляются:

субсидия на приобретение лекарственных средств для ребенка в возрасте до 6 лет в размере (с 01.01.2014) 101 рубля;

субсидия в размере 30 процентов расходов на оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан;

субсидия в размере 30 процентов расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления услуг для населения, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;

ежемесячная субсидия на проезд учащимся общеобразовательных организаций и студентам профессиональных образовательных организаций до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 18 лет, в размере 229 рублей. Получатели субсидии могут приобрести единый месячный детский социальный проездной билет для проезда на всех видах городского общественного транспорта и на автомобильном транспорте пригородного сообщения.

По состоянию на 01.09.2014 получателями дополнительных мер социальной поддержки являются 65142 ребенка из семей с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет.

Субсидия на проезд предоставляется также детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных организациях. Получателями данной субсидии по состоянию на 01.09.2014 являются 3641 человек.

В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 20 августа 2008 года N УП-397 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей с детьми в связи с рождением одновременно трех и более детей" выплачиваются:

единовременное пособие при рождении одновременно трех и более детей в размере 10 тыс. рублей на каждого ребенка;

ежемесячное пособие семьям, воспитывающим трех и более одновременно рожденных детей в возрасте до полутора лет, в размере 1 тыс. рублей на каждого ребенка. Единовременное пособие выплачено на 6 детей, ежемесячное пособие выплачивается на 12 детей.

Одной из важнейших составляющих системы предоставления мер социальной поддержки семей, имеющих детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства, является последовательно реализуемая программа государственной социальной помощи населению.

Среди получателей государственной социальной помощи значительную долю составляют граждане, не имеющие реальной возможности самостоятельно решать свои жизненные проблемы, связанные с низким уровнем доходов. Это, в первую очередь, семьи с детьми-инвалидами, неполные и многодетные семьи.

Одно из первых и важнейших прав ребенка - право на семью. Именно семейное окружение позволяет ребенку сформироваться как личности и стать подготовленным к жизни в обществе. Поэтому первостепенная задача охраны детства - сохранение кровной семьи для ребенка, его реабилитации, восстановление семьи в случае, если она оказалась не в состоянии создать условия для воспитания ребенка.

 

Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях

 

 

01.01.2010

01.01.2011

01.01.2012

01.01.2013

01.01.2014

Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, в том числе:

10828

10999

11102

11005

10991

усыновлены

2805

2857

2892

2897

2787

под опекой (попечительством)

5952

5959

5896

5697

5625

в приемных семьях

2071

2183

2314

2411

2579

 

В нашей республике благодаря мерам государственной поддержки семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, межведомственному взаимодействию, совместной работе со средствами массовой информации и населением за последние годы в республике обозначился ряд позитивных тенденций в семейном устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты).

За последние пять лет в республике:

на 36 процентов уменьшилось число детей-сирот, выявляемых в течение года;

на 14 процентов уменьшилось количество государственных учреждений для детей-сирот;

на 54 процента уменьшилась численность детей, находящихся в этих учреждениях.

Уменьшилось количество детей, нуждающихся в жизнеустройстве (на учете в региональном банке данных состояли: в 2009 году - 1363 человека, в 2010 году - 1344 человека, в 2011 году - 1218 человек, в 2012 году - 1116 человек, в 2013 году - 1002 человека).

За 2013 год 1150 детей-сирот переданы в семьи граждан, из них под опеку (попечительство) - 709 детей, в приемную семью - 264 ребенка, усыновлены 177 детей, в том числе 34 ребенка-инвалида.

На сегодняшний день республика имеет положительный опыт создания эффективной системы деятельности интернатных учреждений, включая:

подготовку усыновителей и опекунов (с 1 сентября 2012 года осуществляют подготовку 10 уполномоченных организаций). В 2014 году 517 семей прошли подготовку в уполномоченных организациях;

работу служб постинтернатного сопровождения выпускников (с 2009 года функционируют 14 служб);

работу служб по сопровождению приемных родителей (4 службы).

В настоящее время на базе ликвидируемых 2 детских домов создаются зональные центры содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей (далее - Центры). Работа Центров позволит обеспечить эффективную деятельность по созданию в Республике Татарстан благоприятных условий по развитию системы профилактики семейного неблагополучия, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для социализации их в обществе.

Деятельность организаций социального обслуживания Республики Татарстан направлена на своевременную и полную реализацию законодательных актов и целевых программ поддержки семей с детьми в целях предупреждения семейного неблагополучия, профилактики безнадзорности и беспризорности, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, адресности предоставления социальной помощи. Организация социального обслуживания предполагает комплексный подход к решению проблем поддержки семей с детьми.

Система социального обслуживания семьи и детей в Республике Татарстан представлена следующими организациями:

 

Виды организаций

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г. (по состоянию на 01.10.2014)

Социальные приюты для детей и подростков

24

21

21

21

21

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних

2

2

2

2

2

Детские дома-интернаты для умственно отсталых детей

2

2

2

2

2

Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями

13

13

13

13

13

Территориальные центры социальной помощи семье и детям

4

4

3

3

3

Отделения социальной помощи семье и детям комплексных центров социального обслуживания населения

48

48

42

42

42

Республиканский информационно-методический центр социальной помощи семье и детям "Гаилэ"

-

-

1

1

1

 

По итогам 2013 года численность граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и получивших социальные услуги в государственных организациях социального обслуживания семьи и детей, составила 460758 человек, в том числе 228427 несовершеннолетних (50,4 процента от числа обслуженных). Всего обслужены 136966 семей с детьми, в том числе 19331 многодетная семья, 35784 неполные семьи, 67716 малообеспеченных семей, 14068 семей с детьми-инвалидами, 10 семей беженцев и вынужденных переселенцев. 

Организациями социального обслуживания семьи и детей за 2013 год оказано 3716809 социальных услуг, за 2012 год - 3865784 услуги, за 2011 год - 5534814 услуг, за 2010 год - 4057944 услуги, за 2009 год - 4063363 услуги.

В настоящее время в Республике Татарстан проблема защиты прав и интересов детей является наиболее актуальной, к ее решению подключены все субъекты системы профилактики.

Раннее выявление семейного неблагополучия позволяет минимизировать затраты и усилия специалистов, необходимые для восстановления семьи и соблюдения прав ребенка, чаще применять практику ограничения в родительских правах, необходимую для проведения комплекса мероприятий, направленных на возвращение родителей к нормальному образу жизни, что позволит сократить число лишений родительских прав и сохранить детям кровную семью.

Межведомственный порядок выявления, учета и индивидуальной реабилитационной работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями организован согласно Положению о межведомственной муниципальной системе социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении, а также Положению о межведомственном взаимодействии по формированию единого банка данных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей.

В рамках данной системы разработана нормативно-правовая база, единый унифицированный пакет документооборота.

В каждом муниципальном районе постановлениями комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при исполнительных комитетах муниципальных районов создан и функционирует рабочий орган межведомственной системы - муниципальный социально-реабилитационный консилиум.

Согласно статистическим данным, по состоянию на 01.10.2014 в муниципальных образованиях Республики Татарстан на межведомственном патронаже находятся 3539 несовершеннолетних целевой группы (всего 3825 несовершеннолетних) из 2025 семей.

Отмечается тенденция снижения численности семей (детей), находящихся в социально опасном положении. Так, если в 2009 году количество состоящих на межведомственном патронаже семей составляло в среднем от 2700 до 2900, от 5300 до 5700 детей (соответственно на начало и конец года), то на 01.10.2014 эти цифры составили соответственно 2025 (семей), 3539 (целевая группа несовершеннолетних), и тенденция снижения численности детей/семей, состоящих на межведомственном патронаже, продолжается.

С 2009 года Республика Татарстан активно сотрудничает в рамках социального партнерства с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд). При финансовой поддержке Фонда в республике были внедрены 7 инновационных технологий защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в т.ч. детей-инвалидов и их семей.

В целях дальнейшего внедрения в Республике Татарстан инновационного межведомственного подхода к решению проблем семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, создания механизма межведомственного взаимодействия по сопровождению данных семей была принята и успешно действовала в течение 2012-2014 годов долгосрочная целевая программа Республики Татарстан "Комплексная программа формирования системы межведомственного патронажного сопровождения по месту жительства семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии и здоровье, на 2012-2014 годы", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.11.2012 N 991 (далее - Комплексная программа).

Главной особенностью Комплексной программы являлась тесная взаимосвязь двух основных звеньев реабилитации - систем здравоохранения и социальной защиты. Третьим звеном, способствующим процессу интеграции в общество семьи, воспитывающей ребенка с особыми нуждами, были добровольцы, выступающие в качестве помощников патронажных служб.

Основными разработчиками и исполнителями Комплексной программы были Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан и подведомственные учреждения обоих министерств.

Софинансирование Комплексной программы Фондом осуществлялось на основании Соглашения от 30.11.2012 N 22-РП4-ПБР о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение программных мероприятий (далее - Соглашение), заключенного между Кабинетом Министров Республики Татарстан, Фондом и некоммерческим партнерством "Ассоциация психологов Республики Татарстан" (далее - Грантополучатель).

За два года реализации мероприятий Комплексной программы Фондом было выделено более 27700,0 тыс. рублей. Достигнуты определенные положительные результаты, которые отражены в подпрограмме "Комплексная программа формирования системы межведомственного патронажного сопровождения по месту жительства семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии и здоровье, на 2014 год": значительно возрос процент раннего выявления детской патологии и, соответственно, начато более раннее оказание реабилитационных мероприятий, что значительно повысило их эффективность. К решению проблем семей, где проживает ребенок с ограниченными возможностями здоровья, стали все больше привлекаться члены местного сообщества.

Актуальность принятия Комплексной программы связана также с необходимостью реализации перечня поручений Президента Российской Федерации от 15 марта 2011 года N Пр-653 о сопровождении социальным работником семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с момента рождения.

Однако с принятием Федерального закона от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" (далее - Федеральный закон) с 2014 года исключены правовые основания формирования и реализации долгосрочных целевых программ при одновременном введении правовых оснований формирования и реализации на федеральном и региональном уровнях государственных программ.

С принятием Государственной программы "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 N 1023 (далее - Программа), Комплексная программа утратила силу.

В целях завершения реализации в 2014 году мероприятий, предусмотренных Комплексной программой, достижения конечных ожидаемых результатов, а также софинансирования из средств Фонда в виде гранта на сумму 1654,537 тыс. рублей в составе Программы разработана с учетом требований Федерального закона и Фонда отдельная подпрограмма "Комплексная программа формирования системы межведомственного патронажного сопровождения по месту жительства семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии и здоровье, на 2014 год".

В 2012 году внедрен механизм взаимодействия территориальных органов социальной защиты с кредитными учреждениями в части приема от населения заявлений на назначение отдельных мер социальной поддержки (ежемесячных денежных выплат, субсидий-льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг) непосредственно в самих кредитных учреждениях.

Упрощена процедура предоставления субсидий-льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг инвалидам, прошедшим переосвидетельствование в органах медико-социальной экспертизы, которая осуществляется в настоящее время на основании данных, полученных в порядке межведомственного взаимодействия.

В настоящее время в отрасли ведется активная работа по внедрению и развитию автоматизированных процессов, в том числе информационной системы по начислению пенсий отдельным категориям граждан; электронного хранилища личных дел получателей мер социальной поддержки; автоматизированной информационной системы "Автоматизация деятельности учреждений социального обслуживания населения"; информационной системы "База данных инвалидов Республики Татарстан"; автоматизированной информационной системы "Учет и мониторинг несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей в Республике Татарстан".

Также в Республике Татарстан продолжается работа по дальнейшему совершенствованию системы социального обслуживания населения, в том числе путем модернизации. Ее приоритетными направлениями являются:

оптимизация сети учреждений социального обслуживания, в том числе путем упразднения неэффективно работающих служб, не соответствующих требованиям противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическим нормам;

постоянное совершенствование нормативного правового регулирования в сфере социального обслуживания населения Республики Татарстан, в том числе в связи с изменениями федерального законодательства;

модернизация материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания, в том числе создание в них доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения;

совершенствование и дальнейшее внедрение в деятельность учреждений социального обслуживания государственных стандартов в сфере социального обслуживания; механизмов нормативно-подушевого финансирования, государственного задания и государственного заказа на оказание социальных услуг;

внедрение инновационных технологий.

В рамках реализации Концепции модернизации и развития системы социального обслуживания населения Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.07.2006 N 335 "О модернизации и развитии системы социального обслуживания населения Республики Татарстан", оптимизирована инфраструктура учреждений социального обслуживания населения. Реорганизованы центры социального обслуживания населения, перепрофилированы неэффективные учреждения социального обслуживания, ликвидированы учреждения, не отвечающие требованиям противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическим нормам. На муниципальный уровень переданы социально-оздоровительные центры и специальные жилые дома для одиноких престарелых. Социальные столовые переведены в негосударственный сектор.

В результате проведения оптимизационных мероприятий количество социальных служб было сокращено на 40 процентов, количество учреждений социального обслуживания - на 16,4 процента. Высвобожденные бюджетные ассигнования направлены на увеличение заработной платы, проведение капитального ремонта, а также на увеличение коечной сети в детских домах-интернатах. В последующие годы мероприятия были продолжены, и по состоянию на 01.07.2013 сеть государственных учреждений социального обслуживания представлена 132 учреждениями, в числе которых 28 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 6 психоневрологических интернатов, 2 детских дома-интерната для умственно отсталых детей, 45 центров социального обслуживания населения, 3 центра социальной помощи семье и детям и 42 отделения социальной помощи семье и детям в структуре центров социального обслуживания населения, 18 социально-реабилитационных отделений в структуре центров социального обслуживания населения, 7 центров реабилитации инвалидов, 13 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, 21 приют для детей и подростков, 2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, 3 центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий. Кроме того, в республике действуют 2 республиканских методических центра - центр социально-психологической помощи населению и информационно-методический центр социальной помощи семье и детям.

С 2007 года в республике внедрен механизм предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам стационарного социального обслуживания и социального обслуживания на дому на основе оценки индивидуальной нуждаемости гражданина пожилого возраста и инвалида в социальном обслуживании и участия близких родственников в оплате социального обслуживания.

В течение 2011-2012 годов разработаны и внедрены 7 стандартов качества государственных услуг по видам государственных услуг в области социального обслуживания. Выстраивание деятельности учреждений социального обслуживания на основе стандартов качества предоставления государственных услуг направлено на дальнейшее повышение качества государственных услуг и эффективности деятельности учреждений социального обслуживания, в том числе за счет создания системы контроля за результативностью их деятельности. В результате это должно повысить степень удовлетворенности государственными услугами их получателей.

В 2012 году государственными учреждениями социального обслуживания предоставлены услуги более 600 тысячам граждан Республики Татарстан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем остается неудовлетворенным спрос на стационарное социальное обслуживание ряда категорий граждан.

В целях ликвидации очередности граждан пожилого возраста и инвалидов из числа освобождаемых из мест лишения свободы в специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов в 2010 году Мамадышский дом-интернат для престарелых и инвалидов перепрофилирован в специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов с увеличением коечной сети с 50 до 70 койко-мест.

В 2011 году в пгт. Камские Поляны Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан открыт психоневрологический интернат на 400 койко-мест, благодаря чему уровень обеспеченности граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими заболеваниями, местами в психоневрологических интернатах повышен с 80 до 88 процентов. Открытие учреждения позволило сократить очередность в психоневрологические интернаты в 1,5 раза.

В 2012 году в целях ликвидации очередности в детские дома-интернаты для умственно отсталых детей на 15 койко-мест увеличена мощность функционирующих детских домов-интернатов для умственно отсталых детей.

В республике развита система социальной защиты несовершеннолетних детей, а также семей с детьми.

Приоритетами реализуемой в Республике Татарстан государственной политики в сфере социальной защиты населения являются:

совершенствование предоставления гражданам государственных услуг в сфере социальной защиты населения исходя из требований к качеству и доступности;

укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье, создание благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

совершенствование системы социального обслуживания граждан, в первую очередь ветеранов и инвалидов;

обеспечение доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими маломобильными группами населения с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности.

Совершенствование исполнения государственных социальных обязательств в сфере социальной защиты населения, повышение доступности качественных государственных услуг широкому кругу получателей невозможны без внедрения новых технологий, инновационных подходов, а также перехода на предоставление государственных услуг в электронной форме.

Проблема подготовки детей-инвалидов к самостоятельной жизни является актуальной для детей, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей и школах-интернатах, поскольку более 70 процентов таких детей имеют сохранный потенциал, могут обучаться, осваивать элементарные трудовые навыки и быть полезными обществу.

Сегодня в Республике Татарстан функционируют 14 организаций для детей-инвалидов (12 школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья Министерства образования и науки Республики Татарстан и два детских дома-интерната для умственно отсталых детей Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан).

Чем более выражены физические и ментальные нарушения у детей-инвалидов, тем менее развиты у них навыки элементарной самостоятельности, т.к. большую часть повседневных дел для детей в условиях интерната выполняет персонал, в результате дети не имеют достаточных навыков для самостоятельного проживания и занимают иждивенческую позицию. Данные факты приводят в дальнейшем к трудностям в получении профессионального образования и трудоустройства, организации самостоятельного проживания.

Значительно улучшить ситуацию в этой сфере возможно путем реализации комплексных программ, включающих мероприятия по реабилитации и адаптации детей-инвалидов, их адекватной профориентации и обучению трудовым навыкам, что позволит интегрировать их в общество, а также мероприятия по дополнительной профессиональной подготовке специалистов по вопросам альтернативной коммуникации, социальной и средовой адаптации, профориентационного консультирования детей-инвалидов, их социальной и трудовой адаптации, подготовки к самостоятельной жизни.

Эффективным способом внедрения современных технологий в практику деятельности организаций социального обслуживания сегодня является реализация региональных программ, получивших помощь Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд).

Республика Татарстан с 2009 года активно сотрудничает в рамках социального партнерства с Фондом, который инвестировал в республику на внедрение девяти инновационных социальных технологий защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, более 61100,0 тыс. рублей.

Сегодня в шести специализированных организациях для детей-инвалидов республики (государственное автономное учреждение социального обслуживания "Верхне-Отарский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", государственное автономное учреждение социального обслуживания "Дербышкинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", государственное бюджетное образовательное учреждение "Казанская школа-интернат им. Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья", государственное бюджетное образовательное учреждение "Казанская школа-интернат N 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья", государственное бюджетное образовательное учреждение "Казанская школа-интернат N 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья", государственное бюджетное образовательное учреждение "Лаишевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья") проживают более 800 детей-инвалидов, из них около 20 процентов - это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Учитывая, что две трети воспитанников данных организаций имеют потенциал для развития самостоятельности, очевидным является факт, что создание условий для развития потенциала социальной адаптации детей-инвалидов до 18 лет с ментальными нарушениями, слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, с нарушением опорно-двигательного аппарата и тяжелой речевой патологией должно стать одним из стратегических направлений развития сферы социального обслуживания и системы образования республики.

Решение данной задачи предлагается осуществить в рамках новой подпрограммы "Межведомственная программа по комплексной подготовке и социальной адаптации детей с выраженными нарушениями жизнедеятельности к активной самостоятельной жизни в Республике Татарстан на 2016-2017 годы" (далее - Подпрограмма) государственной программы "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014-2020 годы.

Реализация Подпрограммы будет осуществляться Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - МТЗиСЗ РТ), Министерством образования и науки Республики Татарстан (далее - МОиН РТ) и подведомственными учреждениями.

Подпрограмма будет реализована на базе вышеперечисленных детских домов-интернатов для умственно отсталых детей, школ-интернатов (далее - базовые площадки), мероприятиями будут охвачены дети с разными видами ограничений здоровья: с ментальными нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, ослабленными зрением и слухом, дети с тяжелой речевой патологией (далее - дети из целевой группы).

Базовые площадки будут оснащены современным реабилитационным оборудованием, позволяющим значительно повысить качество всех видов реабилитационной помощи, объективно оценить адаптационный потенциал данной категории детей и эффективно выстроить программу подготовки детей к самостоятельной жизни.

Подпрограмма прошла экспертизу и правлением Фонда принято решение (протокол заседания от 20 октября 2015 г. N 5) о ее финансовой поддержке и выделения в 2016 году средств на сумму 9684366 (девять миллионов шестьсот восемьдесят четыре тысячи триста шестьдесят шесть) рублей. На 2017 год заявлена сумма в размере 9838163 (девять миллионов восемьсот тридцать восемь тысяч сто шестьдесят три) рубля.

Софинансирование Фондом будет осуществляться на основании Соглашения о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение Подпрограммы (далее - Соглашение), заключаемого между Кабинетом Министров Республики Татарстан, Фондом и грантополучателем (Ассоциацией психологов Республики Татарстан).

 

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 26 июня 2017 г. N 433 в раздел II настоящей Программы внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

II. Основные цели, задачи и описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроки и этапы ее реализации

 

В настоящее время реализация социальных гарантий граждан в соответствии с действующим законодательством и определенных полномочий в области социальной поддержки населения, социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является важным направлением деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан.

Кроме того, наиболее актуальными являются формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства, обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритет воспитания ребенка в родной семье, снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении, создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в "группу риска", их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях, сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.


Информация по документу
Читайте также